Дыхание новорожденного. Асфиксия новорожденных: состояние опасное для жизни

Мама склонилась над детской кроваткой, смотрит на спящего кроху и не может насмотреться. Это ее ребеночек, ее крошечка, ее кровиночка. Мама рассматривает милые черты, целует крошечные пальчики, прислушивается к дыханию малыша...

Без дыхания нет жизни

Дыхание ─ важный физиологический процесс, посредством которого в организм поступает кислород и выходит углекислый газ. Дыхание дает человеку энергию для жизни. Без дыхания не может жить ни одно живое существо на нашей планете. Человек без воздуха живет максимум 5-9 минут. Установлены мировые рекорды нахождения в безвоздушном пространстве до 18 минут, и то после проведения специальной подготовки.

Процесс дыхания человека делится на две ступени. При вдохе по воздухопроводящим путям в легкие поступает воздух, разделяющийся в крови на кислород и углекислый газ. Вторая ступень включает насыщение организма кислородом. Кислород разносится артериальной кровью от легких ко всем органам. Венозной кровью в легкие собирается углекислый газ, который выбрасывается при выдохе.

Учеными-биологами и медиками доказана возможность излечения различных заболеваний при помощи специальных дыхательных гимнастик. В России и странах мира известны методики В. Ф. Фролова, А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, И. П. Неумывакина, В. Н. Хрусталёва, которые доказали, что правильное частое дыхание помогает преодолеть болезни, улучшить самочувствие и даже постройнеть. Научить детей правильному дыханию можно с двух лет.

Дыхательная система младенцев

В грудном возрасте эта система имеет особое значение. Не все органы еще развились и работают в полной мере, поэтому дыхание новорожденного становится жизнеобеспечивающим моментом в организме крохи.

Почти все системы младенца, и дыхательная система в том числе, отличаются от соответствующих систем взрослого человека, их работа имеет возрастные особенности, обеспечивающие нужный возрастной режим.

Верхние и нижние дыхательные пути грудного ребенка слишком малы для полноценного глубокого дыхания. Носик и носоглотка короткие и узкие, поэтому даже небольшая соринка вызывает чихание малыша, а легкий насморк становится опасным из-за гиперемии слизистого слоя и уменьшения просвета носовых ходов и гортани. Не только заболевания, но и пыль и мелкие соринки, попадая в крохотный носик, вызывают сопение, посвистывание, храп.

Вот почему необходимо вовремя чистить носик малыша и прикладывать все усилия, чтобы не допустить простудных и вирусных заболеваний. Опасны в этом возрасте риниты, бронхиты, ларингиты, фарингиты и любые другие воспаления. Лучшим упреждающим действием для защиты от болезней, а также для развития дыхательной мускулатуры и улучшения дыхания являются массаж и гимнастика.

Специфика дыхания грудничков

Все крошечные системы и органы новорожденного работают в усиленном режиме. При рождении организм не сформирован, органы дыхания анатомо-физиологически незрелы, а организм ребенка работает, растет, развивается. Даже частота пульса у грудничка составляет около 140 уд/мин, то есть почти вдвое больше, чем у взрослого человека.

Дыхательная система новорожденного еще не зрелая, работает в усиленном режиме. В норме пульс у грудных детей доходит до 140 уд/мин

Мускулатура при рождении слабенькая, воздушные пути с узким просветом, маленькие ребрышки не помогают дыханию, у малышей не получаются глубокие вдохи и выдохи. Поэтому младенцам приходится применять частое дыхание, чтобы обеспечить себя кислородом. Малыши плохо умеют дышать ровно, их частое дыхание поверхностно, неравномерно.

Недоразвитие строения органов делает дыхание крохи поверхностным, одышливым, неритмичным, отрывистым, напряженным, с возможной дыхательной недостаточностью. Но с каждым днем первых лет жизни происходит рост и совершенствование отдела, а примерно в 7 лет эти органы формируются полностью.

Темп

Чаще всего младенец делает два-три коротких вдоха, затем один глубокий. Это нормально для 1-6 месячного ребенка, но требуется увеличение частоты вдохов и выдохов до 40-60 раз в минуту для полного обеспечения ребенка кислородом. В 9-12 месяцев вдохи и выдохи малыша становятся равномерными, ритмичными, спокойными.

Если малыш дышит без напряжения, без шумов и стонов, не раздувает крылья носика, то это норма. В противном случае покажите кроху доктору.


Нормой является плавное дыхание ребенка, без шумов, сипов, напряжения. Носик не раздувается, он не должен быть заложен

Частота

Количество дыхательных движений за одну минуту подсчитывается по движению грудной клетки, когда малыш находится в покое. Полученная частота дыхания ребенка сверяется с таблицей, в которой прописаны нормы для деток до года.

  • от рождения до двух недель ─ 40-60 вдохов-выдохов в минуту;
  • от 2 недель до 3 месяцев - 40-45;
  • от 4 месяцев до полугода - 35-40;
  • от 7 месяцев до годика - 30-36.

Для сравнения: частота дыхания взрослого человека составляет 16-20 в минуту, в период сна ─ 12-14.

Подсчитав частоту дыхательных движений, или ЧДД, педиатр определяет тип, глубину, ритм дыхания, а также правильно ли работают грудная клетка, брюшная стенка, и сердечно-сосудистая система в целом. Родителям есть смысл просчитывать, соответствует ли частота медицинским показателям, так как сбой может указывать на начало заболевания.

Тип дыхания

Определяется как грудной, брюшной и смешанный:

  • грудной тип характеризуется движениями грудной клетки;
  • брюшной ─ движениями диафрагмы и брюшной стенки,
  • смешанный ─ работает грудная клетка и диафрагма.

В первом случает недостаточно вентилируется нижняя часть легких, во втором ─ верхушки, вследствие чего возможен синдром застойных явлений. Смешанный тип дыхательных движений за счет расширения грудной клетки и движений брюшной стенки вентилирует легкие во всех направлениях.

Нарушения

Нарушения ритма или частоты сигнализируют о патологиях, которые у грудничков бывают бессимптомными или являются признаками каких-либо расстройств.

Так, синдром дыхательных расстройств может возникнуть на 1-3 сутки жизни крохи еще в роддоме. Но здесь неонатологи, педиатры, акушеры бесспорно помогут новорожденному.

Иногда маму пугают звуки, которые малыш издает носом, горлом, носоглоткой, легкими.


Кроха хрипит, дышит с затруднением, его дыхание учащено, при этом он капризничает, у него нет аппетита - покажите ребенка врачу

Если малыш здоров, дышит без усилия, беззвучно, значит дыхательные пути функционируют нормально. Все посторонние звуки обсуждайте с лечащим педиатром во избежание больших проблем.

  • Малыш хрипит, свистит, стонет ─ значит, дыхательные трубки сужены, воздух проходит с затруднением. Кроме того, такие звуки появляются в результате воспалений, спазмов, инфекций, отеков, попадания инородного тела. Признаком серьезных проблем при затруднении дыхания служит посинение вокруг рта, сонливость, невозможность издавать звуки. Срочно вызывайте скорую помощь, не тяните.
  • Вместе с хрипами появились кашель и насморк ─ значит, малыш простудился. Учащенное дыхание, крохе тяжело вдыхать и выдыхать, он капризничает, не ест ─ вызовите участкового врача, возможно, это бронхиальное заболевание.
  • Синдром затруднения носового дыхания выливается в заложенность носика и может являться расстройством.
  • Иногда из дыхательных путей слышится бульканье. Это слюна, которую малыш не успевает проглотить, скапливается в горлышке и создает булькающие звуки при прохождении воздуха. Этот синдром вскоре проходит.
  • Довольно распространенное расстройство, когда ребенок храпит во сне, вдыхает ртом чаще, чем носом, ─ это еще одно из расстройств и тоже повод для визита к доктору, возможно, увеличены аденоиды.
  • Ребенок задыхается, если поперхнется, или очень часто дышит и замрет. Это нормально для малышей до 6 месяцев, но врачу об этом скажите обязательно.
  • Остановка дыхания на несколько секунд случается довольно часто у крохотных детишек. Это пугает мам, они не знают, что делать, но все обычно проходит само собой. Возьмите малыша вертикально, побрызгайте холодной водичкой в лицо, дайте свежий воздух, похлопывайте по спинке и попке.
  • Синдром апное ─ пугающая пауза в дыхании от 10 до 20 секунд, затем дыхание восстанавливается.


Короткие паузы во время сна случаются часто у грудничков, но предупредить доктора нужно обязательно.

Норма

  • Частое появление посторонних звуков при вдохе в то время, как малыш нормально развивается и прибавляет в весе, пусть не пугает вас, малыш перерастет это к 1,5 годам.
  • В радостном возбужденном состоянии, при сильной заинтересованности или во время физической активности малыш начинает часто дышать. Это естественное состояние.
  • Во сне новорожденный может хрипеть, булькать, мурлыкать, хрюкать, петь птичкой, и все эти нормальные звуки дыхания не вызывают расстройств, а обусловлены пока еще несовершенным строением носоглотки.

Мы знаем, что люди и животные на Земле дышат кислородом, а углекислый газ считаем ненужным, мы выдыхаем его. На самом деле углекислота не менее важна, чем кислород, потому что кислород дает нам энергию, сжигает органику, а углекислый газ участвует в регулировании обмена веществ. При дыхании, прежде чем выйти во вне на выдохе, углекислый газ участвует в жизнедеятельности организма. Он успокаивает нервную систему, расширяет сосуды, обезболивает, синтезирует аминокислоты, способствует дыханию.

И еще. Оказывается, при сильном, громком крике у малыша страдают легкие - они буквально разрываются. Грудной ребенок может кричать, если голоден или ему холодно и нездоровится. Давайте позаботимся о крошках, чтобы им не приходилось рвать легкие.

Легкие — это парные органы у человека, которые нужны ему для дыхания воздухом. Строение данных органов очень сложное, а форму трудно описать, ведь в большинстве случаев она полностью зависит от фазы дыхания. Именно благодаря легким мы можем передавать кислород в кровь, а забирать обратно углекислый газ и выводить его из организма. Легкие — это главные органы во всей дыхательной системе. Без них мы не сможем жить, ведь если организму не хватает кислорода, то жизнь прекращается уже буквально через несколько минут. Конечно для того, чтобы обеспечить организм кислородом нужно, чтобы работали и другие органы, через которые должен проходить воздух: нос, носоглотка, трахея, бронхи, глотка и гортань.

Легкие закладываются у ребенка примерно на третьей недели развития, а когда он рождается, то их строение полностью соответствует строению легких у взрослого человека. На протяжении всей беременности легкие малыша не выполняют никакой функции и заполненные жидкостью в которой находится ребенок. Но для того, чтобы ребенок выжил после рождения на протяжении девяти месяцев происходит тщательная подготовка легких к выполнению их самой главной функции, а именно дыхания. Как только ребенок родился жидкость сменяется воздухом и автоматически включается дыхательная функция организма.

Если во время беременности не возникало никаких осложнений и роды прошли вполне нормально и в соответствии ко всем требованиям, то ребенок начинает дышать сразу же после рождения. Кроме того интересным моментом есть то, что стимулирует активизацию дыхательного центра кислородное голодание на протяжении нескольких минут перед рождением. Постепенно потребность в кислороде увеличивается, а количество углекислого газа в крови увеличивается. Соответственно это и есть раздражителем, который заставляет ребенка кричать как только он появился на свет. По тому как ребенок плачет можно определить степень раскрытия легких. Если крик сильный, то дыхательная система полностью развитая, а дыхательные пути нормально открылись. Примерно через минуту можно заменить естественный ритм дыхания.

Если же ребенок после рождения не начал самостоятельно дышать, то тогда есть риск возникновения гипоксии. Стоит отметить, что вместимость легких у новорожденного ребенка будет постоянно увеличиваться, при этом очень быстро начинает развиваться вся дыхательная система. В некоторых случаях объем легких увеличивается слишком быстро, что нарушает работоспособность диафрагмы и в результате появляются проблемы с травной системой. Изначально дыхание ребенка будет частым и поверхностным, а мышцы грудной клетки не достаточно сильными. Но постепенно все это будет приходить в норму и уже к году ребенок будет дышать почти как взрослы человек.

Какие патологии могут возникать в дыхательной системе новорожденного ребенка

Наверное совершенно все знают о том, что в легких человека есть огромное количество альвеол — маленьких мешочков. Для того, чтобы они были в расправленном состоянии нужна специальная смазка, которая и накапливается на протяжении всей беременности и примерно к концу 36 недели ее достаточно для того, чтобы ребенок мог дышать самостоятельно. Если же ребенок родился раньше этого срока, то когда он будет выдыхать воздух, то альвеолы будут слипаться и их нужно заново раздувать. Все это происходит из-за того, что нет достаточного количества смазки. Кроме того в организм ребенка может попасть вторичная инфекция, которая также не дает полноценно функционировать дыхательной системе. Врачи отмечают несколько факторов, 4оторые могут повлиять на нормальное дыхание новорожденного:
  • инфекции;
  • курение женщиной во время беременности;
  • кесарево сечение;
  • преждевременные роды.

Осознает, как дышит ребенок в утробе матери. Некоторых будущих мамочек этот вопрос очень интересует, а иногда и настораживает, поэтому лучше заранее разобраться в особенностях газообмена плода и роли плаценты и пуповины в этом процессе.

Процесс дыхания плода

Дыхание представляет собой процесс газообмена в живом организме, при котором из клеток выводится углекислый газ и поступает кислород, необходимый для полноценного функционирования всех систем организма.

Поэтому понятие, что ребенок не дышит, а беременная женщина дышит за двоих, является неправильным. Так как процесс дыхания подразумевает в себе не механический вдох и выдох, а газообмен в клетках организма. Плод начинает дышать еще в утробе матери, но этот процесс имеет отличительные особенности от привычного для нас дыхания.

Понять, как дышит ребенок в утробе матери, достаточно просто. Этот процесс происходит через плаценту, которая не только обеспечивает возможность дыхания, но также является проводником питательных элементов от матери к плоду и средством отведения от плода продуктов жизнедеятельности и метаболических процессов.

Кроме этих функций плацента выполняет также функцию разделителя, препятствующего смешиванию материнской крови и лимфы с биологическими жидкостями плода.

Как дышит младенец в утробе матери

Из организма матери по пуповине кислород передается плаценте. В обратном направлении от плаценты движутся продукты метаболизма и углекислый газ, который является продуктом клеточного дыхания плода.

Отработанный газ с кровью поступает в легочные артерии матери и выводится через дыхательную систему, а в альвеолах легких происходит газообмен. Этот процесс происходит бесконечно, позволяя насыщать организм матери и плода необходимым для жизнедеятельности кислородом.

Зная, как дышит ребенок в утробе матери, легко можно сделать вывод, что беременность является тяжелой нагрузкой на женский организм, так как он буквально работает за двоих, обеспечивая развивающегося малыша всеми необходимыми микроэлементами и витаминами и необходимым для жизни кислородом.

Роль пуповины в процессе дыхания

Организм матери и ребенка соединяется не только плацентой, но и пуповиной, которая представляет собой плотный жгут, состоящий из двух артерий и одной вены. По мере роста ребенка пуповина увеличивается в размере, и после рождения ее длина соответствует росту ребенка.

Через пуповину из организма плода отводятся продукты метаболизма, из вены в пуповине они поступают в кровоток матери и выводятся из ее организма. От матери через пуповину к плаценте поступают питательные вещества и кислород. Как дышит ребенок в утробе матери, можно понять только разобравшись в самом корне этого вопроса и понимая особенности процессов дыхания.

Значение свежего воздуха в процессе дыхания

Чтобы обеспечить свой организм и организма малыша, беременной необходимо много времени проводить на свежем воздухе, так как недостаток кислорода может вызвать не только головокружения и потери сознания матери, но и гипоксию у плода, что негативно влияет на его развитие.

Поэтому для понимания важности свежего воздуха нужно знать, как дышит ребенок в утробе матери. Фото плода, находящего в утробе матери, делает этот процесс более наглядным и понятным.

Так как легочная ткань ребенка созревает только на 34-й неделе, после воздействия на нее специального вещества - сурфактанта. Если ребенок рождается недоношенным, его подключают к аппарату искусственной вентиляции до тех пор, пока в организме малыша не созреет легочная ткань. Современная медицина научилась синтезировать сурфактант, позволяя обеспечить созревание легких и дать ребенку возможность самостоятельно дышать.

То, как дышит малыш в утробе матери, значительно отличается от процесса самостоятельного дыхания, для которого необходимо раскрытие альвеол легких. Поэтому беременной необходимо достаточно гулять на свежем воздухе и стараться как можно меньше времени пребывать в душных помещениях, чтобы избежать развития кислородного голодания и преждевременных родов.

Молодые мамы часто и подолгу прислушиваются к дыханию младенца во сне, чтобы убедиться, что с ним все в порядке. К счастью, внезапная остановка дыхания у детей первых месяцев жизни встречается очень редко — в среднем у 1 ребенка из 1000. Попытаемся разобраться в особенностях дыхания грудничков.

Органы дыхания малыша

Дыхание любого человека управляется дыхательным центром — небольшим отделом головного мозга. Именно дыхательный центр при повышении концентрации углекислого газа в крови посылает команды к дыхательной мускулатуре, заставляя мышцы сокращаться, раздувая грудную клетку. Импульсы нервных клеток дыхательного центра задают глубину, ритм, минутный объем дыхания. Сам же центр находится под влиянием импульсов от специфических рецепторов, например, воспринимающих концентрацию кислорода и углекислого газа в крови. Кроме того, многие неспецифические стимулы способны активизировать головной мозг в целом и дыхательный центр — в частности (именно поэтому во время родов, если первый вдох малыша задерживается, его легонько шлепают по попе: этот неспецифический болевой раздражитель от кожных рецепторов вызывает процесс возбуждения в дыхательном центре, который дает сигнал к началу дыхания).

У новорожденного ребенка, который только-только появился на свет, практически все функции организма отличаются некоторой незрелостью, ему еще предстоит развивать и совершенствовать их. Это в полной мере можно отнести и к дыханию. Известно, что дыхание ребенка первых месяцев жизни довольно неритмично, иногда даже у здорового малыша отмечаются задержки дыхания, или апноэ, продолжительностью до 15-20 секунд. Как правило, такие паузы в дыхании не сопровождаются ни урежением сердечного ритма, ни цианозом (синюшностью) и не влекут за собой вреда для здоровья крохи. Однако если во время апноэ развивается цианоз (посинение) носогубного треугольника, а сами задержки превышают 20 секунд или происходят слишком часто, лучше проконсультироваться со специалистом-неонатологом.

Экстренные ситуации

Настороженность родителей всего мира вызывает синдром внезапной смерти младенцев (СВСМ). Другими названиями этого состояния являются «внезапная детская смерть», «смерть в колыбели». Синдромом внезапной смерти младенцев называют смерть детей грудного возраста, наступившую без каких-либо видимых причин, чаще всего ночью или в ранние утренние часы. Никаких отклонений, способных объяснить эту смерть, не обнаруживают. Частота СВСМ колеблется в разных странах от 0,5 до 2,3-3 случаев на 1000 детей, родившихся живыми.

Несмотря на множество проведенных по всему миру исследований, установить достоверные причины СВСМ до настоящего времени не удалось. Зато ученые значительно продвинулись в определении факторов риска этого состояния. К ним относятся:

  • недостаточное образование отца и матери;
  • плохие социально-бытовые условия семьи;
  • неблагоприятный акушерско-гинекологический анамнез матери (хронические гинекологические заболевания, предшествующие аборты, мертворождения, интервал между родами менее 14 месяцев, юный возраст (менее 17 лет) матери, случаи СВСМ в семье);
  • осложнения беременности (гестозы, анемия, внутриутробная гипоксия плода, задержка внутриутробного развития);
  • курение, употребление алкоголя или наркотиков матерью во время беременности;
  • многоплодная беременность;
  • осложнения родов (стремительные роды, роды путем кесарева сечения, стимуляция родов окситоцином, недоношенность, переношенность, малый (менее 2,5 кг и особенно менее 2 кг) вес при рождении, крупный плод).

К неблагоприятным факторам, отмечаемым после рождения, относятся признаки морфофункциональной незрелости новорожденного, низкая оценка по шкале Апгар; систематическое перегревание младенца; использование в детской кроватке мягких матрасов, пуховых перинок, подушек, тяжелых одеял, плюшевых игрушек; курение кормящей матери и вообще курение в квартире, где находится малыш; искусственное вскармливание; рахит. Сюда же можно отнести совместный сон в родительской постели в случаях употребления матерью алкоголя, наркотических веществ или снотворных препаратов. Разумеется, особо тщательному наблюдению должны подлежать малыши, у которых отмечаются частые и длительные периоды апноэ или приступы цианоза.

Анализ факторов риска СВСМ позволяет сделать следующее обобщение: опасно все то, что нарушает развитие, ослабляет младенческий организм, повышает восприимчивость его к различным неблагоприятным воздействиям — будь то внутри- или внеутробный период жизни крохи.

Выдвигаются различные гипотезы для описания механизма развития СВСМ, Предполагают, что одной из основных причин может быть отказ дыхательного центра в результате гипоксии. С одной стороны, в ответ на снижение концентрации кислорода и повышение концентрации СO 2 в крови дыхательный центр должен активизировать движения дыхательной мускулатуры. С другой, он сам по себе является отделом головного мозга, потребность которого у грудничков в кислороде гораздо больше в сравнении с головным мозгом взрослого. Даже минимальные изменения характера дыхания, химического состава крови и кровоснабжения способны повлиять на функции головного мозга. У здорового ребенка защитная реакция на задержку дыхания — пробуждение и одышка (учащение дыхания) с последующим восстановлением. У некоторых детей защитные реакции не срабатывают, и задержка дыхания может трансформироваться в его остановку.

Но было бы ошибочным полагать, что в синдроме внезапной смерти повинно лишь нарушение дыхания. Многими исследованиями удалось установить, что у большинства детей, которых постиг СВСМ, отмечались нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы — сердечные аритмии, отклонения на ЭКГ. Кроме того, известно, что у детей, входящих в группу риска по СВСМ, имеется определенная патология сна: у них отсутствует периодическое чередование периодов глубокого и быстрого сна, а структура сна весьма хаотична. Это может нарушать способность к адаптации к различным раздражителям. Некоторые ученые полагают, что причиной внезапной смерти может стать даже психоэмоциональный стресс малютки, который он переживает, если не чувствует достаточной любви окружающих.

Нахождение рядом с мамой приводит к установлению более ритмичного дыхания и сердцебиения у крохи.

Профилактические меры

В некоторых исследованиях было высказано предположение о том, что положение на животе во время сна повышает риск развития СВСМ. Однако в настоящее время большинство неонатологов сходятся на том, что определяющим является не поза во время сна, а правильная организация места для сна малютки: матрас должен быть обязательно ортопедическим, жестким или полужестким, недопустимы какие бы то ни было подушки, пуховые перинки, тяжелые и объемные одеяла, а также крупные плюшевые игрушки — то есть все то, что может вызвать удушение. Накрывать кроху лучше легким пледом — шерстяным или синтетическим, его верхний край не должен заходить выше уровня плеч. Температура в комнате, где спит малыш, не должна подниматься выше 24ºС; лучше, если она будет в диапазоне 18-21ºС. Дело в том, что повышение температуры резко увеличивает потребность мозга в кислороде и восприимчивость его к гипоксии, Ни в коем случае нельзя курить в комнате, где спит ребенок.

Вопреки ожиданиям, совместный сон малыша с родителями не повышает риск СВСМ (если, конечно, исключены алкогольные возлияния и прием сильнодействующих препаратов), а даже понижает его. Дело в том, что младенческий организм обладает способностью синхронизировать некоторые параметры с внешними подобными показателями. Так, нахождение рядом с мамой приводит к установлению более ритмичного дыхания и сердцебиения у крохи. По-видимому, эволюционно заложенные особенности не предполагают существования младенца отдельно от матери. Грудное вскармливание без ночного промежутка (что обычно и случается при организации кормления по требованию) также является важным фактором профилактики СВСМ.

Помимо мер профилактики этого грозного состояния, предполагающимися самой природой, с помощью достижений науки и техники были разработаны специальные приспособления, помогающие отслеживать дыхание и сердечный ритм малютки и предупреждающие родителей в случае опасности. К таковым относятся домашние мониторы — монитор дыхания (его датчик располагается под матрасом кроватки и фиксирует движения дыхательной мускулатуры малыша) и кардиореспираторный монитор. Последний прибор способен одновременно фиксировать не только дыхание, но сердечный ритм малютки. Оба устройства снабжены системой оповещения, которая срабатывает в случаях длительных апноэ, а кардиореспираторный монитор — также при выраженной брадикардии (урежении сердечного ритма) и аритмии (неритмичных сердечных сокращениях). В этих случаях, как правило, бывает достаточно разбудить малыша, взять его на руки, сделать легкий массаж пяточек — то есть применить неспецифическую стимуляцию. Рекомендовать применение этих устройств можно у детей, относящихся к группе высокого риска по развитию СВСМ.

Дорофея Апаева,
врач-педиатр, г. Москва

Обсуждение

У нас умерла малышка в 1.5 месяца от остановки дыхания. Я с женой утром проснулись и обнаружили ее мертвой. Она спала прямо между нами... Она ничем не болела и врачи наоборот по шкале Апгара ставили ей высокую оценку. К большому нашему сожалению я ничего не знал ни про такую вещь как апное ни про СВСМ, а иначе бы отдал любые деньги за подобный монитор, который бы предупредил меня об остановке дыхания моей малышки. Мы оба безмятежно спали в тот момент, когда наша малышка умирала... В тот момент можно было спасти ей жизнь...Мамы, не думайте, что вероятность 1 к 1000 - это слишком мало и вас это не коснется. В таких вещах на авось нельзя полагаться. Наша дочка была абсолютно здоровой, но теперь ее нет...

А мне подматрасный монитор не понравился(Сынуля спит со мной, и на чье дыхание реагирует подматрасник? Ерунда! А педиатр посоветовала монитор Snuza, и я очень довольна! И гуляем с ним, и спит малыш с ним, и я хоть спокойно наконец сплю!!! Потому что утешать себя тем, что АПНОЭ бывает в 1 случае из 1000 - это, конечно, хорошо... но оказаться этим самым единственным случаем не хотелось бы категорически!

Особенно меня прикольнуло в факторах риска малообразованность родителей...

Да иногда бывает и такая боязни, слышишь спит и тишина. так быстрей к нему слушать, дышит-недышит!!!Параноя!!!

Комментировать статью "Дышит? Не дышит? Внезапная остановка дыхания у детей"

С рождения у невролога с диагнозом: перинатальное гипоксическое (а теперь почему -то органическое) поражение ЦНС, гипертензионно-гидроцефальный синдром, с-м двигательных нарушений (левостронний гемипарез), с-м вегетативных нарушений.

Обсуждение

В любом случае эпи активность или приступы покажет только ЭЭГ, советую сделать в хорошем месте видеомониторинг, если ночью значит ночное там есть кнопочка нажимаешь если что то под сомнением и они расшифровывают что это было. Мы делаем в институте эпилепсии и неврологии св.Луки, говорят у них одна из лучших аппаратура и они на этом специализируются.

Насморк у грудничка. Медицинские вопросы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Раздел: Медицинские вопросы (могут ли груднички дышать ртом). Насморк у грудничка. Доча (месяц и 10 дней) цапанула инфекцию от...

Обсуждение

Небулайзер- ингаляции физраствором. Нам снимали отёк. Називин с разрешения педиатра по 1кап.

Детки до 6 мес вообще не дышат ртом.
Промывайте и отсасывайте(лучше отривиновским соплеотсосом)
А вообще если это инфекция... то нужно конечно капельками лечиться.
А и свечки Виферон ставьте малютке

Обсуждение

Для первого класса ничего не надо. Там везде программа примитивная. Тетради Гейдмана (4 штуки) я покупала в качестве подготовки к школе. Но даже их не использовала, поскольку специальные издания для дошкольников подошли лучше, а содержание примерно одинаковое.

1 за Гейдмана

Синдром внезапной смерти младенцев. Что необходимо сделать, если ваш ребенок не дышит? Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой... Детские страхи и нарушения сна по другим причинам. ...то храп время от времени прерывается, и малыш...

Особенности дыхания грудничков. Факторы риска синдрома внезапной смерти младенцев. Особенности дыхания грудничков. Однако если во время апноэ развивается цианоз (посинение) носогубного треугольника, а сами задержки превышают 20 секунд или происходят...

Рождение долгожданного малыша радостное событие, но далеко не во всех случаях роды заканчиваются успешно не только для матери, но и для ребенка. Одним из таких осложнений является асфиксия плода, которая возникла в родах. Данное осложнение диагностируется у 4 – 6% только что появившихся на свет детей, а по данным некоторых авторов частота асфиксии новорожденных составляет 6 – 15%.

Определение асфиксии новорожденных

В переводе с латыни асфиксия означает удушье, то есть недостаток кислорода. Асфиксией новорожденных называется такое патологическое состояние, при котором нарушается газообмен в организме новорожденного, что сопровождается недостатком кислорода в тканях ребенка и его крови и накоплением углекислоты.

В результате чего новорожденный, который родился с признаками живорожденности либо не может самостоятельно дышать в первую минуту после появления на свет, либо у него наблюдаются отдельные, поверхностные, судорожные и нерегулярные дыхательные движения на фоне имеющегося сердцебиения. Таким детям немедленно проводят реанимационные мероприятия, причем прогноз (возможные последствия) при данной патологии зависит от тяжести асфиксии, своевременности и качества оказания реанимации.

Классификация асфиксии новорожденных

По времени возникновения различают 2 формы асфиксии:

  • первичная – развивается сразу после рождения малыша;
  • вторичная – диагностируется в течение первых суток после родов (то есть, сначала ребенок самостоятельно и активно дышал, а потом возникло удушье).

По степени тяжести (клиническим проявлениям) выделяют:

  • асфиксия легкой степени;
  • асфиксия средней тяжести;
  • тяжелая асфиксия.

Факторы, провоцирующие развитие асфиксии

Данное патологическое состояние относится не к самостоятельным заболеваниям, а является лишь проявлением осложнений течения беременности, заболеваний женщины и плода. К причинам асфиксии относят:

Плодовые факторы

  • ) у ребенка;
  • резус-конфликтная беременность;
  • аномалии развития органов бронхолегочной системы;
  • внутриутробные инфекции;
  • недоношенность;
  • внутриутробная задержка роста плода;
  • закупорка дыхательных путей (слизь, амниотическая жидкость, меконий) или аспирационная асфиксия;
  • пороки развития сердца и головного мозга плода.

Материнские факторы

  • тяжелые , протекающие на фоне высокого кровяного давления и выраженных отеков;
  • декомпенсированная экстрагенитальная патология (сердечно-сосудистые заболевания, заболевания легочной системы);
  • беременных;
  • эндокринная патология ( , яичниковая дисфункция);
  • шок женщины во время родов;
  • нарушенная экология;
  • вредные привычки (курение, злоупотребление спиртными напитками, прием наркотиков);
  • недостаточное и неполноценное питание;
  • прием лекарственных препаратов, противопоказанных в период гестации;
  • инфекционные заболевания.

Факторы, способствующие развитию нарушений в маточно-плацентарном круге:

  • переношенная беременность;
  • преждевременное старение плаценты;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • патология пуповины (обвитие пуповиной, истинные и ложные узлы);
  • перманентная угроза прерывания;
  • и кровотечения, связанные с ним;
  • многоплодная беременность;
  • избыток или недостаток околоплодных вод;
  • аномалии родовых сил ( и дискоординация, быстрые и стремительные роды);
  • введение наркотиков менее чем за 4 часа до завершения родов;
  • общий наркоз женщины;
  • разрыв матки;

Вторичную асфиксию провоцируют следующие заболевания и патология у новорожденного

  • нарушенное мозговое кровообращение у ребенка вследствие остаточных явлений повреждений мозга и легких в родах;
  • не выявленные и не проявившиеся сразу при рождении сердечные пороки;
  • аспирация молока либо смеси после процедуры кормления или некачественная санация желудка сразу после рождения;
  • респираторный дистресс-синдром, обусловленный пневмопатиями:
    • наличие гиалиновых мембран;
    • отечно-геморрагический синдром;
    • легочные кровоизлияния;
    • ателектазы в легких.

Механизм развития асфиксии

Неважно, чем был обусловлен недостаток кислорода в организме только что родившегося ребенка, в любом случае обменные процессы, гемодинамика и микроциркуляция перестраиваются.

Степень выраженности патологии зависит от того, насколько продолжительна и интенсивна была гипоксия. Вследствие обменных и гемодинамических перестроек развивается ацидоз, который сопровождается недостатком глюкозы, азотемией и гиперкалиемией (позднее гипокалиемией).

При острой гипоксии увеличивается объем циркулирующей крови, и при хронической и развившейся затем асфиксии объем крови уменьшается. В результате кровь сгущается, вязкость ее повышается, возрастает агрегация тромбоцитов и эритроцитов.

Все эти процессы ведут к расстройству микроциркуляции в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, почки и надпочечники, печень). Нарушения микроциркуляции вызывают отек, кровоизлияния и очаги ишемии, что приводит к нарушению гемодинамики, расстройству функционирования сердечно-сосудистой системы, и как следствие, всех остальных систем и органов.

Клиническая картина

Основным признаком асфиксии новорожденных считается нарушение дыхания, которое влечет за собой сбой работы сердечно-сосудистой системы и гемодинамики, а также нарушает нервно-мышечную проводимость и выраженность рефлексов.

Чтобы оценить степень тяжести патологии, неонатологи используют оценку новорожденного по шкале Апгар, которая проводится на первой и пятой минуте жизни ребенка. Каждый признак оценивается в 0 – 1 – 2 баллах. Здоровый новорожденный на первой минуте набирает 8 – 10 баллов по Апгар.

Степени асфиксии новорожденных

Легкая асфиксия

При асфиксии легкой степени количество баллов у новорожденного по Апгар составляет 6 – 7. Первый вдох ребенок совершает на протяжении первой минуты, но отмечается ослабление дыхания незначительный акроцианоз (синюшность в районе носа и губ) и снижение мышечного тонуса.

Среднетяжелая асфиксия

Оценка по Апгар составляет 4 – 5 баллов. Отмечается значительное ослабление дыхания, возможны его нарушения и нерегулярность. Сердечные сокращения редкие, менее 100 в минуту, наблюдается цианоз лица, кистей и стоп. Повышается двигательная активность, развивается мышечная дистония с преобладанием гипертонуса. Возможен тремор подбородка, рук и ног. Рефлексы могут быть, как снижены, так и усилены.

Тяжелая асфиксия

Состояние новорожденного тяжелое, количество баллов по Апгар на первой минуте не превышает 1 – 3. Ребенок не совершает дыхательные движения или производит отдельные вдохи. Сердечные сокращения менее 100 в минуту, выраженная , сердечные тоны глухие и аритмичные. Крик у новорожденного отсутствует, мышечный тонус значительно снижен или наблюдается атония мышц. Кожные покров очень бледные, пуповина не пульсирует, рефлексы не определяются. Появляются глазные симптомы: нистагм и плавающие глазные яблоки, возможно развитие судорог и отека мозга, ДВС-синдрома (нарушение вязкости крови и повышения агрегации тромбоцитов). Геморрагический синдром (многочисленные кровоизлияния на коже) усиливается.

Клиническая смерть

Подобный диагноз выставляется при оценке всех показателей по Апгар в ноль баллов. Состояние крайне тяжелое и требует незамедлительных реанимационных мероприятий.

Диагностика

При вынесении диагноза: «Асфиксия новорожденного» учитывают данные акушерского анамнеза, как протекали роды, оценка ребенка по Апгар на первой и пятой минутах и клинико-лабораторные исследования.

Определение лабораторных показателей:

  • уровень рН, рО2, рСО2 (исследование крови, полученной из пупочной вены);
  • определение дефицита оснований;
  • уровень мочевины и креатинина, диурез в минуту и за сутки (работа мочевыделительной системы);
  • уровень электролитов, кислотно-основного состояния, глюкозы крови;
  • уровень АЛТ, АСТ, билирубина и факторы свертывания крови (работа печени).

Дополнительные методы:

  • оценка работы сердечно-сосудистой системы (ЭКГ, контроль АД, пульс, рентген грудной клетки);
  • оценка неврологического статуса и головного мозга (нейросонография, энцефалография, КТ и ЯМР).

Лечение

Всем новорожденным, родившимся в состоянии асфиксии, проводятся немедленные реанимационные мероприятия. Именно от своевременности и адекватности лечения асфиксии зависит дальнейший прогноз. Реанимация новорожденных осуществляется по системе АВС (разработана в Америке).

Первичная помощь новорожденному

Принцип А

  • обеспечить правильное положение ребенка (приспустить голову, подложив под плечевой пояс валик и слегка ее запрокинуть);
  • отсосать слизь и околоплодные воды изо рта и носа, иногда из трахеи (при аспирации амниотической жидкостью);
  • интубировать трахею и просанировать нижние дыхательные пути.

Принцип В

  • провести тактильную стимуляцию – шлепок по пяткам ребенка (если крик отсутствует на протяжении 10 – 15 секунд после появления на свет, новорожденный помещается на реанимационный стол);
  • подача кислорода струйно;
  • осуществление вспомогательной либо искусственной вентиляции легких (мешок Амбу, кислородная маска или эндотрахеальная трубка).

Принцип С

  • проведение непрямого массажа сердца;
  • введение лекарств.

Решение вопроса о прекращении реанимационных мероприятий проводится через 15 – 20 минут, если новорожденный не реагирует на реанимационные действия (отсутствует дыхание и сохраняется устойчивая брадикардия). Прекращение реанимации обусловлено высокой вероятностью поражений мозга.

Введение лекарств

В пупочную вену на фоне искусственной вентиляции легких (маска или эндотрахеальная трубка) вводится кокарбоксилаза, разведенная 10 мл 15%-глюкозой. Также внутривенно вводится 5%-гидрокарбонат натрия для коррекции метаболического ацидоза, 10%-глюконат кальция и гидрокортизон с целью восстановления тонуса сосудов. Если появилась брадикардия, в пупочную вену вводится 0,1% - сульфат атропина.

Если частота сердечных сокращений меньше 80 в минуту, осуществляется непрямой массаж сердца с обязательным продолжением искусственной вентиляции легких. Через эндотрахеальную трубку вводится 0,01%-адреналин (можно в пупочную вену). Как только ЧСС достигла 80 ударов, массаж сердца прекращается, ИВЛ продолжают до достижения ЧСС 100 ударов и появления самостоятельного дыхания.

Дальнейшее лечение и наблюдение

После оказания первичной реанимационной помощи и восстановления сердечной и дыхательной деятельности новорожденного переводят в палату интенсивной терапии (ПИТ). В ПИТе проводится дальнейшая терапия асфиксии острого периода:

Особый уход и кормление

Ребенка помещают в кувез, где осуществляется постоянный подогрев. Одновременно проводится краниоцеребральная гипотермия – головку новорожденного охлаждают, что предотвращает . Кормление детей с легкой и средней степенью асфиксии начинают не ранее, чем через 16 часов, а после тяжелой асфиксии кормление разрешается через сутки. Вскармливают малыша через зонд или бутылочку. Прикладывание к груди зависит от состояния ребенка.

Предупреждение отека мозга

Внутривенно, через пупочный катетер вводятся альбумин, плазма и криоплазма, маннитол. Также назначаются препараты для улучшения кровоснабжения головного мозга (кавинтон, циннаризин, винпоцетин, сермион) и антигипоксанты (витамин Е, аскорбиновая кислота, цитохром С, аевит). Назначаются и гемостатические препараты (дицинон, рутин, викасол).

Проведение оксигенотерапии

Продолжается подача увлажненного и согретого кислорода.

Симптоматическое лечение

Проводится терапия, направленная на предупреждение судорог и гидроцефального синдрома. Назначаются противосудорожные препараты (ГОМК, фенобарбитал, реланиум).

Коррекция нарушений метаболизма

Продолжается внутривенное введение бикарбоната натрия. Проводится инфузионная терапия солевыми растворами (физ. раствор и 10%-глюкоза).

Мониторинг новорожденного

Дважды в сутки ребенка взвешивают, оценивают неврологический и соматический статус и наличие положительной динамики, контролируют поступившую и выделенную жидкость (диурез). На аппаратах регистрируются ЧСС, кровяное давление, частота дыхания, центральное венозное давление. Из лабораторных анализов ежедневно определяются общий анализ крови с и тромбоцитами, кислотно-основное состояние и электролиты, биохимию крови (глюкоза, билирубин, АСТ, АЛТ, мочевина и креатинин). Также оцениваются показатели свертываемости крови и бак. посевы из ротоглотки и прямой кишки. Показано проведение рентгенографии грудной клетки и живота, УЗИ головного мозга, УЗИ органов брюшной области.

Последствия

Асфиксия новорожденных редко проходит без последствий. В той или иной степени недостаток кислорода у ребенка во время и после родов сказывается на всех жизненно важных органах и системах. Особенно опасна тяжелая асфиксия, которая всегда протекает с полиорганной недостаточностью. Прогноз для жизни малыша зависит от степени оценки по Апгар. В случае увеличения оценки на пятой минуте жизни прогноз для ребенка благоприятный. Кроме того, тяжесть и частота развития последствий зависят от адекватности и своевременности оказания реанимационных мероприятий и дальнейшей терапии, а также от степени выраженности асфиксии.

Частота осложнений после перенесенной гипоксической :

  • при I степень энцефалопатии после гипоксии/асфиксии новорожденных – развитие ребенка не отличается от развития здорового новорожденного;
  • при II степени гипоксической энцефалопатии – 25 – 30% детей в дальнейшем имеют неврологические нарушения;
  • при III степени гипоксической энцефалопатии половина детей гибнет в течение первой недели жизни, а у остальных в 75 – 100% появляются тяжелые неврологические осложнения с судорогами и повышенным мышечным тонусом (позднее задержка умственного развития).

После перенесенной асфиксии при родах последствия могут быть ранними и поздними.

Ранние осложнения

О ранних осложнениях говорят, когда они появились на протяжении первых 24 часов жизни малыша и, по сути, являются проявлениями тяжелого течения родов:

  • кровоизлияния в мозг;
  • судороги;
  • и тремор рук (сначала мелкий, затем крупный);
  • приступы апноэ (остановки дыхания);
  • синдром аспирации мекония и вследствие этого формирование ателектазов;
  • транзиторная легочная гипертензия;
  • за счет развития гиповолемического шока и сгущения крови формирование полицитемического синдрома (большое количество эритроцитов);
  • тромбозы (нарушение свертываемости крови, сниженный тонус сосудов);
  • расстройства сердечного ритма, развитие постгипоксической кардиопатии;
  • расстройства мочевыделительной системы (олигурия, тромбоз почечных сосудов, отек интерстиция почек);
  • желудочно-кишечные расстройства ( и парез кишечника, дисфункция пищеварительного тракта).

Поздние осложнения

Поздние осложнения диагностируют после трех суток жизни ребенка и позднее. Поздние осложнения могут быть инфекционного и неврологического генеза. К неврологическим последствиям, которые появились вследствие перенесенной гипоксии головного мозга и постгипоксической энцефалопатии относятся:

  • Синдром гипервозбудимости

У ребенка имеются признаки повышенной возбудимости, ярковыраженные рефлексы (гиперрефлексия), зрачки расширенные, . Судороги отсутствуют.

  • Синдром сниженной возбудимости

Рефлексы плохо выражены, ребенок вялый и адинамичный, тонус мышц понижен, расширенные зрачки, склонность к летаргии, присутствует симптом «кукольных» глаз, периодически замедляется и останавливается дыхание (брадипноэ, чередующееся с апноэ), редкий пульс, слабый сосательный рефлекс.

  • Судорожный синдром

Характерны тонические (напряжение и ригидность мышц тела и конечностей) и клонические (ритмичные сокращения в виде подергиваний отдельных мышц рук и ног, лица и глаз) судороги. Также появляются оперкулярные пароксизмы в виде гримас, спазма взгляда, приступов немотивированного сосания, жевания и высовывания языка, плавающие глазные яблоки. Возможны приступы цианоза с апноэ, редкий пульс, усиленное слюнотечение и внезапная бледность.

  • Гипертензийно-гидроцефальный синдром

Ребенок запрокидывает голову, роднички выбухают, черепные швы расходятся, увеличивается окружность головы, постоянная судорожная готовность, выпадение функций черепных нервов (отмечается косоглазие и нистагм, сглаженность носогубных складок и прочее).

  • Синдром вегето-висцеральных нарушений

Характерна рвота и постоянные срыгивания, расстройства моторной функции кишечника (запоры и диареи), мраморность кожи (спазм кровеносных сосудов), брадикардия и редкое дыхание.

  • Синдром двигательных расстройств

Характерны остаточные неврологические нарушения (парезы и параличи, дистония мышц).

  • Субарахноидальное кровоизлияние
  • Внутрижелудочковые кровоизлияния и кровоизлияния вокруг желудочков.

Возможные инфекционные осложнения (вследствие ослабленного иммунитета после перенесенной полиорганной недостаточности):

  • развитие ;
  • поражение твердой мозговой оболочки ();
  • развитие сепсиса;
  • инфекционное поражение кишечника (некротический колит).

Вопрос – ответ

Вопрос :
Нужен ли ребенку, который перенес асфиксию в родах, особый уход после выписки?

Ответ : Да, конечно. Такие дети нуждаются в особенно тщательном наблюдении и уходе. Педиатры, как правило, назначают специальную гимнастику и массаж, которые нормализуют возбудимость, рефлексы у малыша и предупреждают развитие судорог. Ребенку необходимо обеспечить максимальный покой, предпочтение отдавать грудному вскармливанию.

Вопрос :
Когда выписывают из роддома после асфиксии новорожденного?

Ответ : О ранней выписке (на 2 – 3 день) стоит забыть. Ребенок будет находиться в родильном отделении как минимум неделю (необходим кувез). При необходимости малыша и маму переводят в детское отделение, где лечение может продолжаться до месяца.

Вопрос :
Подлежат ли новорожденные, перенесшие асфиксию, диспансерному наблюдению?

Ответ : Да, все дети, которые перенесли асфиксию в родах, в обязательном порядке ставятся на диспансерный учет у педиатра (неонатолога) и невролога.

Вопрос :
Какие последствия асфиксии возможны у ребенка в старшем возрасте?

Ответ : Такие дети склонны к простудным заболеваниям из-за ослабленного иммунитета, у них снижена успеваемость в школе, реакции на некоторые ситуации непредсказуемы и зачастую неадекватны, возможна задержка психомоторного развития, отставание в речи. После тяжелой асфиксии часто развивается эпилепсия, судорожный синдром, не исключена олигофрения, и парезы и параличи.