Как понять что малыш гулит. Проблемы в речевом развитии. Что делать, если грудничок перестал агукать

Когда ребенок начинает гулить - существуют ли сроки для этого этапа детского развития? Попробуем ответить на данный вопрос. Процесс формирования и развития речи довольно длительный. Он начинается с рождения, когда мама говорит с малышом. Ребенок начинает улыбаться и гулить, вызывая маму на разговор. Длится процесс формирования речи примерно до трех лет. После этого возраста уже начинается развитие речевых навыков. И первый этап этого большого пути – гуление.

Что такое гуление?

Уже в возрасте 2-3 месяца пребывания в этом мире кроха пытается говорить . Правда, начинает он с самого простого – произношения гласных звуков. Певуче тянуть «а», «у», «о» и другие звуки очень легко. Малыш получает невыразимое наслаждение, пробуя произносить «уа», «ае», а видя в ответ эмоционально окрашенную реакцию взрослого, вдохновляется и с новыми силами пускается в разговор. Эта игра гласными и называется гулением. Так делать ребенок будет, только находясь в безмятежном состоянии покоя и сытости, рядом с мамой. До трех месяцев голосовая активность и слуховой анализатор не взаимосвязаны между собой. После этого времени ситуация изменяется. Кроха слышит свои вокализации, прислушивается к издаваемым собою же звукам, повторяя их.

Постепенно произносимые звуки усложняются, появляется длинная цепочка, например «амма-ма-ам-аа». Интересуясь, во сколько ребенок начинает гулить, иногда думают, что составление слогов тоже относится к этому же периоду. Здесь наступает следующая стадия формирования речи, которая называется лепет. При гулении ребенок произносит гласные звуки, а при лепете – слоги. Интересный факт: дети всех народов мира на этом этапе издают одинаковые звуки. Самая активная фаза приходится на 4-6 месяцев. В это время ребенком освоена специфика конкретной национальности. А значит, китайцы, американцы, шведы, русские уже могут опознать своего соотечественника по звукам, издаваемым во время гуления. Они способны копировать интонацию окружающих, овладевая своим речевым аппаратом.

Что делать родителям?

Отвечать крохе, подбадривать его попытки гулить. На его протяжное «гааа» с улыбкой отвечать, повторяя его звуки. Важна четкая, даже порой утрированная артикуляция. Ребенку будет забавно смотреть, как родители высовывают язык или причмокивают. Он будет стараться повторять все движения, приводя этим взрослых в состояние восторга и умиления. Со временем беседы будут дольше и интереснее: появятся новые звуки и комбинации из них. «Ага, агу, угу, ама» - все это указывает на полноценное развитие речевых навыков. С появлением в комнате мамы или папы гуление становится громче и выразительнее. Это доказывает необходимость вступать с малышом в диалог, стимулируя появление новых звуков.

Первые звуки речи новорожденный учится произносить после восьми недель со дня рождения. Как правило, обучение «вокальным» навыкам происходит несколько стадий. На первых этапах раннего развития малыш издает лишь крик и только после можно услышать гуление и агуканье. Если к 2-3 месяцам эти психоэмоциональные показатели не проявились, значит с крохой что-то не так. Возможно, что он не слышит либо имеются нарушения неврологического характера.

Проявление рефлексов и умений управлять своим речевым аппаратом является главной задачей только начавшего жить младенца. Вначале он учится произносить лишь гласные звуки: «а» «о», «н» «у», а чуть позже, повторять слоги за взрослыми. Итак, давайте рассмотрим, когда ребенок начинает агукать и гулить? Как проявляются формы звукового воспроизведения у детей? Во сколько месяцев меняется произношение звуков и начинается лепет? На все вопросы мы ответим в нашей статье.

Этапы развития речевых способностей малыша

Развитие речи и способность общения малыша можно разделить на следующие возрастные группы:

  • От рождения до 1,5 месяцев – новорожденный выражает свое недовольство криком, плачем. На четвертой неделе кроха отчетливо слышит звуки и слова, однако о развитии речи говорить еще рановато.
  • От 1,5 до 3 месяцев – грудничок может произносить некоторые гласные звуки, часто кряхтеть. На третьем месяце ребенок начинает гулить и агукать. Он уже умеет различать интонацию, ритм и напевность речи.
  • 4-6 месяцев – малыш проявляет радость при общении, начинает лепетать, подражать тонам речи мамы и папы, произнося несложные слоги. В этом возрасте младенец издает преимущественно удлиненные звуки (гласные «ааа-а», «ууу-у» «ооо-о»).
  • 7-9 месяцев – умеет распознавать тона и повторять отдельные слоги. Ребенок легко имитирует жесты взрослых и начинает говорить несложные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»). В репертуаре крохи еще можно услышать губную фонетику – «гуление и агуканье», которое больше схоже на язык взрослой речи.
  • После 1 года – дети продолжают говорить «агу» и уже могут выговаривать целые слова. Они подражают выражениям близких, а их речеподобные звуки более осмысленны и понятны родителям. Ближе к 12 месяцам грудничок в своем словарном запасе содержит от 10 до 12 слов.
  • 1,5-2 года – в речи можно услышать первые прилагательные слова. Насколько ребенок активен и разговорчив, все зависит от его физического и психического развития. Как с ним часто беседуют и чего учат мама и папа, с той же интенсивностью будет изменяться его анатомический вокальный тракт.

Когда ребенок начинает гулить

Гуление и агуканье как формы проявления речи можно услышать, когда грудничку исполниться 2 месяца. До этого периода новорожденный выражает свои эмоции улыбкой, плачем, громким смехом, размахиванием ножек и ручек. Спустя восемь недель малыш начинает воспроизводить первые звуки «а» «у» (больше схожие на «агу»), появляется мимика на лице.


Сознательно и умышленно малыш начинает агукать ближе к 4 месяцам. В основном это согласные звуки «г», «х», которые легче всего воспроизводятся губами. Чтобы кроха быстрее заучивал короткие слова и выраженные звуки, начинайте общение первыми. Говорите медленно по слогам, напевайте детские колыбельки и песенки.

Чаще всего малыш гулит с гласных, которые чаще всего слышит из уст родителей. По мере того, как растет и развивается младенец, меняется произношение губных звуков. К 12 месяцам кроха умеет произносить узнаваемые слоги, хотя гуление, агуканье и лепетание еще продолжается некоторое время.

Гуление у глухих детей

Слабослышащие дети значительно отстают в воспроизведении типичных вокальных звуков. Хотя гуление может появиться в том же возрасте и таких же речевых формах, что у слышащих деток. Однако если ребенок себя не слышит, то агуканье на каком-то этапе развития прекращается. В этих случаях родителям необходимо насторожиться, а лучше обратиться к неврологу, который обследует и скорректирует психоэмоциональные показатели развития вашего ребенка.


Помните! Бывают ситуации, когда новорожденный начал агукать, а затем перестал. Это вполне нормально. Ведь глухие дети перестают лепетать раньше своих сверстников – слышащих малышей. Кроме того, из-за отсутствия слухового опыта они значительно отстают в развитии разговорной речи. Поэтому очень важно регулярно заниматься с такой категорией деток.

Развитие речи ребенка до 6 месяцев

  • Создайте условия, при которых у крохи появиться желание пообщаться. К ним относят: кормление по требованию, частые прогулки на улице, произношение несложных слогов, звуков, массаж, гимнастика, купание перед сном.
  • Для занятий с ребенком чаще используйте картинки с изображениями птичек, животных. Говорите вслух, что изображено на карточке («ку-ку», «мяу», «гав»). В своих рассказах используйте мимику, жестикуляцию, эмоции. Настроение мамы передается малышу, он с интересом слушает, следовательно, кроме умений агукать и гулить, его речевой аппарат еще больше развивается.
  • Повторяйте звуки за 6 месячной крохой («а-а-а-а», «у-у-у-у», «б-б-б»), добавляйте в его репертуар новые мелодии. В каждом случае, когда ребенок гулит, отвечайте взаимностью, ласково улыбайтесь и хвалите своего первенца.
  • Делайте точечный массаж ладошек, он способствует развитию речевых способностей, мелкой моторики, а также снимает усталость и мышечный тонус.
  • В развитии речи грудного ребенка хорошо помогают музыкальные игрушки. Не переживайте если кроха в 5 месяцев не загулил. Всему свое время.
  • При общении с ребёнком включайте зрительный контакт, старайтесь смотреть ему в глазки, а не отворачиваться в сторону.
  • Напевайте песенки, читайте стишки, сказки, такое общение будет интересно для вашей крохи.

Когда дети начинают агукать, лепетать и гулить – это говорит о подготовке новой формы речи, состоящей из нескольких слов (например: мама, папа, баба). Однако вариация сложности образующихся слогов, зависит от особенностей развития и характера маленького чада. Поэтому с малышом необходимо постоянно общаться, рассказывать и объяснять о своих поступках. Такие действия будут полезны для развития языковых навыков младенца. Главное не кричать, а говорить спокойным, уравновешенным тоном.

Пришло время, и долгожданный новый член семьи во весь голос заявил о себе. Счастливые родители с головой окунулись в заботу о новорожденном карапузе. Первые месяцы жизни малыша - период, когда на смену одним волнительным ожиданиям приходят другие. Поговорим о том времени, когда ребенок начинает агукать и гулить.

Когда ребенок начинает гулить и агукать, все преисполнены чувством гордости и волнения. Это начальные попытки полноценного общения. Произнося первые звуки, кроха активен в движении ручками и ножками - средстве обращения к себе внимания родителей.

Ребенок гулит и улыбается, значит, мы понимаем, что в развитии его психики все в порядке, процесс идет в должном русле. Потому-то неопытные родители так внимательны к прохождению этих процессов у любимого чада: когда впервые издал звуки отличные от кряхтения и плача, начал самостоятельно держать головку, сидеть, ходить.

Возраст, в котором дети начинают агукать, довольно индивидуален, но в основном этот процесс запускается после первого месяца жизни. Ребенок издает разнообразие гласных звуков: «а», «и», «у», «о», их комбинации. Малыш произносит их и протяжно, и отрывисто, и резко. Мы воспринимаем эти попытки, как произнесенное «агу».

На первых порах карапуз оттачивает новое умение наедине с собой. Во сколько бы месяцев ребенок ни начал агукать, чуть раньше или немного позже, это действие вызывает у родителей умиление и чувство гордости, а также уверенность в нормальном развитии своего любимого чада.

Для младенцев важно удовлетворение физиологических и эмоциональных потребностей. Если дети начинают гулить, следовательно, они очень довольны и настроены на общение. Что происходит потом? Родители начинают реагировать на издаваемые ребенком звуки, завлекая его своим голосом, игрушками. Постепенно кроха в процессе наблюдения за окружающим миром стремится повторять услышанные звуки, говорить с родителями и игрушками своим языком.

Таким образом происходит развитие голосового аппарата, который со временем, к четвертому-пятому месяцу, позволит малышу произнести первые согласные звуки: «м», «п», «б». Ближе к первому году жизни лепет будет приобретать вид некоторых слов, сложенных из простых слогов: «дай», «мама».

Как родители могут поощрять у детей попытки гулить и агукать? Для создания условий к дальнейшему развитию у ребенка такого общения в первую очередь нужно удовлетворить все его потребности:

  • своевременное питание и гигиену;
  • смену одежды;
  • свежий воздух;
  • массаж;
  • упражнения;
  • ванны, в том числе и воздушные;
  • максимум внимания и общения.

Разговаривать с малышом необходимо постоянно: должен быть охвачен весь период его бодрствования. При этом нежность и улыбка - необходимые и обязательные атрибуты, а лишние эмоциональные всплески не нужны. Повторение звуков, произносимых ребенком, песенки и стишки будут стимулировать карапуза к воспроизведению услышанного. Обязателен массаж маленьких ладошек и пальчиков - это способствует развитию мелкой моторики, что стимулирует становление речи.

Малыш не гулит: в чем причина?

Специалисты выделяют три стадии развития речи в первый год жизни:

  • крик;
  • гуление;
  • лепет.

Но вот подходит к концу первый месяц, а малыш не гулит. Панику в сторону. Развитие у деток проходит в индивидуальном порядке. В одних случаях в месяц звучит агу и дальше - тишина несколько недель, в других - длительное молчание и резкое начало гуления и лепета.

Читайте также:

В таком случае нужен анализ предшествующей обстановки - слишком много общения, нарушение привычного режима, переутомление малыша. Необходимо исключить возможность проблем со слухом, то есть проверить, слышит ли ребенок обращение к нему, действует ли успокаивающе на него голос мамы.

Также нужно обеспечить максимально комфортные условия для малыша - спокойную и доброжелательную обстановку в семье, прежде всего, подавить собственную тревогу, которая может передаваться и крохе. Довольно часто ребенок начинает гулить, когда остается в одиночестве. Родители должны стараться подловить эти моменты.

Общаться с малышом нужно четким, но не резким голосом. Интонация должна быть мягкой и спокойной, а речь - максимально простой. Родители должны показывать, как нужно произносить цепочки слогов. В случае появления беспокойства, связанного с развитием речи у ребенка, необходима консультация у невролога. При выявлении проблем или подозрений, связанных со слухом, нужно обратиться к ЛОРу.

Игра как побуждение к гулению

Игра для грудничка, когда ребенок уже начал агукать и улыбаться, будет стимулятором к его успешному развитию и росту. Как можно чаще нужно применять игры на основе подражания. Это будет развивать артикуляцию, слуховое внимание, способствовать эмоциональному общению.

Нужно говорить с малышом в сопровождении активного и четкого проговаривания повторяющихся слогов. Беседы должны быть эмоциональными, сопровождаться зрительным контактом и реагированием в ответ. Необходимо дать крохе понять, что его слушают и понимают. Любимый звук карапуза должен активно использоваться в таких разговорах.

Знания о том, во сколько дети начинают агукать, улыбаться, лепетать, нужны родителям, особенно если это первый ребенок. Они помогут судить о развитии малыша. При возникновении каких-либо отклонений от нормы, прежде всего, необходимо проконсультироваться со своим педиатром и исключить наличие патологий.

Маленький ребенок сразу после рождения для любой мамы кажется инопланетянином. И дело не только в совершенно «космическом» виде новорожденных - малыш пока не может самостоятельно и полноценно общаться с окружающим миром. Свои ощущения и страхи он выражает криком: когда требовательным, когда извещающим о боли или неудобстве, или просто о том, что ему нужна мама рядышком. Но проходит совсем немного времени, и репертуар малыша существенно расширяется. Он начинает «общаться», пока еще на своем языке. Итак, во сколько месяцев ребенок начинает агукать?

Все зависит от конкретного ребенка, конечно же. Есть дети-говоруны, которые уже через несколько недель после рождения весело общаются с мамой и гулят. А есть, наоборот, молчуны, которых матери просто отчаиваются разговорить до полугода, а то и дольше. Но в среднем, во сколько месяцев ребенок начинает агукать?

Считается, что первые подобные звуки малыши начинают издавать приблизительно к двум месяцам. Тогда и бодрствования у младенца начинает немного видоизменяться. Если сразу после рождения ребенок преимущественно спит, открывая глаза только для приема пищи и сопутствующих процедур, то спустя два месяца он начинает испытывать уже небольшую потребность познавать мир и общаться. Если обратить внимание, в этом возрасте многие детки уже не просто лежат бревнышком в коляске или кроватке - они осматриваются, машут ручками и ножками, реагируют на громкие звуки и приближение окружающих.

То, во сколько агукают дети, вовсе не зависит от их развития. Это скорее объясняется личными особенностями и характером. Так что переживать, если ваше чадо доросло до двух месяцев, но упорно отмалчивается при попытке с ним поговорить, не нужно. Рано или поздно, но начнет гулить и он. Кроме того, далеко не все младенцы произносят каноническое «Агу». Вообще звуки, которыми они общаются с миром, крайне разнообразны: прислушайтесь, может, ваш младенец просто по-другому «разговаривает». Но если хочется услышать из уст ребенка именно «Агу», как научить ребенка агукать? Прежде всего, нужно как можно больше разговаривать со своим малышом. Вообще, мягко и нежно начинать с ним общаться следует еще до рождения. Младенец быстро привыкает к голосу матери и на него ориентируется в первое время после появления на свет. А еще маленькие дети быстро учатся подражать взрослым, и если вы будете часто агукать при переодевании или кормлении и просто играх с ребенком, он рано или поздно начнет повторять звуки, которые вы издаете. Но произойти это может и не в два месяца, а позже. Так что отчасти то, во сколько месяцев ребенок начинает агукать, зависит еще и от вас.

Ну а в целом, вовсе не говорливостью малыша, конечно же, измеряется его развитие. И то, во сколько месяцев ребенок начинает агукать, не будет показателем его гениальности или же, наоборот, отставания. Старайтесь общаться с малышом, делать с ним гимнастику и играть в развивающие игры - и он будет каждый день радовать вас новыми умениями и умилительными звуками.

В мире существует огромное количество языков и наречий, но для новорожденных это не имеет ни малейшего значения. Все без исключения дети начинают свое обучение речи с одних и тех же звуков и неважно, к какой национальности они относятся.

Все эти звуки хорошо известны каждому, кто имел счастье воспитывать маленького ребенка. В первую очередь это гласные: «а», «о», «у», «э» и так называемые, губные звуки, которые наиболее близки к механизму сосания: «м», «п», «б». Они же впоследствии станут основой для произношения крохой первых слов, которые, кстати, будут очень похожи на многих языках: мама, папа, баба…

Во сколько ребенок гулит и начинает лепетать

Но до первых слов еще далеко, для начала ребенку нужно освоить произношение всех этих звуков. Чем он и занимается в первые месяцы своей жизни. Если точнее, то примерно с 2 месяцев ребенок начинает гулить, иначе говоря «играть» гласными. А спустя совсем немного времени он уже с легкостью начинает лепетать, то есть произносить первые слоги.

Обратите внимание, специалистами доказано, что ребенок гулит и лепечет, когда находится в хорошем настроении. А что для этого нужно грудничку? Правильно, чтобы он был сыт, чист и рядом находилась мама. Соблюдение этих простых условий создает прекрасные возможности для . Вам остается только немного помогать ему.

Для этого, начиная со 2 месяца, когда ребенок начинает гулить, старайтесь всячески поддерживать его в этом. Каким образом? Да очень просто – произносите те же звуки что и он: «уа-уа-уа», «уо-уо-уо» и т. д.

Мало того, попробуйте не только поддерживать его гуление, но провоцировать его, например, произносите те же звуки, находясь рядом с малюткой, даже когда он молчит. Буквально несколько таких тренировок и он начнет за вами повторять. Кстати это особенно полезно будет тем родителям, у которых ребенок мало гулит или вообще перестал гулить.