Как развить у ребенка внимательность упражнения. Материал на тему: Как развивать у ребенка внимание? Общие условия для повышения сосредоточенности

Здравствуйте, уважаемые родители! Недавно одна моя клиентка пожаловалась, что ее сын ужасно рассеянный, ничего не успевает, постоянно допускает ошибки по невнимательности. Я задумалась, наверняка с этой проблемой сталкиваются многие родители. Сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как развить внимательность у ребенка 10 лет, какие увлекательные задания могут помочь, как разобраться в чем именно сложности у вашего чада и что необходимо помнить при дополнительных занятиях.

Давайте разберемся

Учителя постоянно жалуются - нынешние дети совершенно невнимательные. Что они подразумевают под этим, я, если честно, не совсем понимаю. Может быть, ребенок просто быстро переключает внимание с одного процесса на другой, а это не устраивает преподавателя. Или же мальчишка не может удержать свое внимание сразу на двух задачах.

Поверьте, учитель может говорить многое. Прислушаться, конечно, стоит, но не наседайте сразу на своего отпрыска, не ругайтесь, не разобравшись до конца.

Во-первых, все ребятишки индивидуальны, развиваются в разных темпах, не сравнивайте с другими.

Во-вторых, интеллектуальные способности можно и нужно развивать. Внимание, память, усидчивость, мышление, воображение и так далее. Все зависит только от вашего желания помочь своему малышу.

Давайте попробуем понять, что же включает в себя внимание.

Первое - это концентрация. Насколько хорошо у человека получается сосредоточиться на нужном объекте или на определенной работе. Здесь мы как раз и говорим о рассеянности, если навык плохо развит.

Объем и распределение отвечают за то, сколько объектов одновременно может удерживать во внимании человек. У ребенка 10 лет нормой считается пять или более объектов.

Еще один аспект внимания - устойчивость, как долго человек удерживает внимание на одном объекте или процессе деятельности. Помните, что даже у взрослого человека уже через двадцать минут монотонной работы внимание снижается. Что же говорить о детишках.

Последняя составляющая, но не менее главная - переключение. Как быстро ребенок может перестать заниматься одним делом и начать новое. Как быстро он сменяет направление своего внимания с одного объекта на другой.

Теперь вы понимаете, что фраза «ты невнимательный» очень неконкретна и расплывчата. Что не получается? Долго удерживать внимание на одном процессе или удерживать сразу несколько объектов?

Когда вы поймете над чем нужно работать, тогда вам станет гораздо проще подобрать правильные упражнения.

Несколько увлекательных заданий для вас и вашего ребенка

Игра - заметь отличие. Вы выбираете несколько предметов, ставите их в ряд, просите ребенка запомнить, потом он отворачивается, а вы меняете местами некоторые объекты, что-то вообще убираете и просите малыша рассказать, что изменилось. Эту игру можно менять на ваше усмотрение. Сначала выбираете немного предметов и постепенно увеличиваете.

Определенная буква. Вы читаете текст, а детки должны выписывать все слова, в которых содержится определенная буква. Но при этом важно, чтобы смысл текста был правильно понят. Для этого можно попросить пересказать своими словами.

От и до. Рисуете квадрат и делите его на ячейки. В них вы вписываете цифры вразброс. Задача - назвать все цифры по порядку. Усложнить задание можно, раскрасив клеточки разными цветами, добавив буквы и так далее, на что у вас хватит фантазии. Можно рядом с цифрами ставить буквы таким образом, чтобы в итоге получилась определенная фраза, например: ты отлично справился!

Старые добрые игры. Никогда не стоит забывать про шашки, шахматы, нарды или рэндзю. Эти игры развивают не только внимание, но и логику, критическое мышление, умение планировать наперед, просчет хода соперника, выбор из нескольких вариантов. Пользы от подобных игр масса. Главное, заинтересовать ребенка.

Наоборот. Вы встаете друг напротив друга. Когда вы поднимаете руку, он должен присесть, вы прикладываете руку к голове, он подпрыгивает и так далее. Для начала выбирайте небольшое количество телодвижений. И не запутайтесь сами. Это задание очень весело делать всей семьей.

Шифр. Вы подготавливаете заранее буквенный ряд, в котором спрятаны слова. Задача малыша найти все послания. Это могут быть отдельные слова или целое предложение. Например: аыолашытыгшзщотличновпаорпысправляешься! — ключ: аыолашыты гшзщотлично впаорпысправляешься !

Важные моменты

Когда вы занимаетесь с ребенком помните: не ругайте его за ошибки, будьте спокойны и бдительны, ищите задания, которые понравятся и вам тоже. Вы работаете вместе, вы пара и вы оба должны получать удовольствие от процесса. Если сын увидит, что вам это крайне неинтересно, скучно, то и он не будет уделять должного внимания занятиям.

Упражнения стоит делать регулярно. Нет смысла позаниматься сегодня, потом через месяц и вернуться к этому через полгода. Каждый день или через день делайте хотя бы одно задания. Кроме того, что вы получите больший результат, вам будет проще отследить прогресс.

Очень важно: ребенок должен понимать, что от него требуется. Я иногда даже в 12 лет не всегда понимала, чего от меня требует учитель, говоря: вы невнимательные. Что в этот момент должны сделать дети? Посмотреть на нее, на доску, записать что-то в тетрадь?

Будьте конкретным со своим чадом. Не понимает с первого раза, ничего страшного. Постарайтесь объяснить другими словами, приведите пример.

Рекомендую прочитать и вам и вашему ребенку книгу «200 задачек на смекалку и логику ». Там вы сможете найти полезную информацию по развитию мышления и сообразительности, а также кучу увлекательных задачек, которые сможете решать всей семьей.

Думаю, вам будет очень интересна статья « ». Уверенность в себе очень помогает добиваться поставленных задач, смело идти к своим мечтам и не расстраиваться из-за ошибок. Научите этому своего ребенка.

Как проявляется невнимательность у вашего малыша? С какими задачами ему сложно справиться? Как вы помогаете?

Приложите немного усилий и вы заметите огромный результат!

Многие родители задаются вопросом, как развить внимание у ребенка . И не даром! Достаточная концентрация внимания не только обеспечивает успех в обучении, легкую социализацию, но и обезопасит малыша от случайных падений и других неприятных вещей.

Давайте для начала разберемся с тем, что мы понимаем под вниманием. Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.

В этой статье мы рассмотрим нормы концентрации внимания у детей, а также приведем примеры игр для развития внимания.

Нормы концентрации внимания у детей

У маленьких детей внимание очень непостоянно и все время переходит с одного предмета на другой. Если вы намерены заняться развитием внимания вашего ребенка, то предлагаем вам ознакомиться с нормами концентрации внимания детей по возрастам.

  • 2 года – 4-10 мин
  • 3 года – 6-15 мин
  • 4 года – 8-20 мин
  • 5 лет – 10-25 мин
  • 6 лет – 12-30 мин
  • 7 лет – 14-35 мин
  • 8 лет – 16-40 мин
  • 9 лет – 18-45 мин
  • 10 лет – 20-50 мин

Вы видите, что разброс по времени довольно значительный. Это обусловлено индивидуальными особенностями развития ребенка. При этом в норме концентрация внимания у конкретного ребенка должна увеличиваться с возрастом на 2-5 мин на каждый год жизни.

Следует отметить, что мозг ребенка не развивается сам по себе. На него оказывает большое влияние окружающая среда и характер домашней обстановки. Динамичные телевизионные программы и ультрабыстрые видеоигры, которые сегодня стали нормой, совсем не способствуют развитию внимания. Дети ими легко увлекаются, однако их избыточный просмотр может привести к ухудшению концентрации внимания и агрессивности.

Как развить внимание у ребенка: важные условия

Давайте разберемся, каким образом мы можем обеспечить ребенку среду, способствующую развитию внимания.

1. Свежий воздух. Убедитесь, что ребенок имеет достаточно времени для . Исследования показывают, что существует прямая зависимость между физическими упражнениями, коэффициентом интеллекта (IQ) и успеваемостью. Поощряйте игры на развитие крупной моторики, которые :

  • догонялки,
  • прятки,
  • футбол,
  • вышибалы и др.

2. Дыхание . Дети с плохой концентрацией часто имеют неглубокое и неэффективное дыхание. Без достаточного количества кислорода мозг и тело не могут функционировать должным образом. Игрушки, которые поощряют непрерывные выдохи, являются превосходными тренажерами для улучшения дыхательной функции ребенка. К ним относятся:

  • мыльные пузыри,
  • свистки,
  • духовые инструменты,
  • воздушные шарики (их надувание),
  • а также игры, описанные в статье .

3. Рукоделие. Ручная работа является идеальным средством, позволяющим улучшить концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию и обрести навыки решения проблем. В зависимости от увлечений и склонностей ребенка, это может быть:

  • шитье кукол,
  • вязание игрушек,
  • бисероплетение,
  • сборка и покраска деревянных моделей самолетов, кораблей и т.д.

4. развивают не только концентрацию внимания, но и социальные навыки, спортивный азарт и волю к победе. Также хорошим выбором будут: пазлы, головоломки, логические игры.

5. Чтение. ребенку как можно раньше и делайте это регулярно. Время чтения должно быть ограничено возможностями концентрации внимания вашего ребенка. После чтения просите малыша пересказать вам историю. Поощряйте его использовать слова-последовательности: потом, после этого, в это время, в прошлом, тогда. Спрашивайте о возможных вариантах продолжения истории.

Выбирайте произведения, которые нравятся малышу и вызывают интерес, чтобы чтение стало любимым ритуалом.

6. Помощь. Привлекайте ребенка к приготовлению еды и помощи по дому. Давайте ему поручения, чтобы он чувствовал себя значимым помощником. Также будет полезно завести домашнего питомца, которого хочет ребенок, и часть обязанностей по уходу за новым членом семьи возложить на ребенка.

7. Поддержка. Если у ребенка что-то не получается, не спешите выполнить это вместо него. Будьте рядом, подбадривайте, сохраняйте его веру в свои способности. Так вы научите ребенка терпеть разочарование и пробовать снова и снова, пока навык не будет освоен.

Кроме того, существует множество игровых приемов для развития внимания. Некоторые из них вы найдете в печатных изданиях: или сборниках заданий для развития ребенка различных возрастов. Это всем известные:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

  • Сравни 2 картинки и найди 3-5-10 отличий (в зависимости от возраста ребенка)
  • Найди всех лягушек, белок, комаров и т.д. на картинке
  • Найди пары предметов
  • Соотнеси тень и предмет
  • Найди лишний предмет в ряду
  • Раскрась по цифрам
  • Графические диктанты

Игры для развития внимания ребенка

Шахматы

Эта игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.

Повтори ритм

Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.

Соблюдай правила

Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.

Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.

Если вы проводите занятие по , то подойдет следующий вариант: на слово «яблоко» поднимать руки вверх и становиться на носочки, на слово «земляника» — присаживаться. Вы говорите вразброс слова, стараясь запутать ребенка, а он старается не ошибиться.

Или такое задание: на один хлопок – прыгает зайцем, на два хлопка – ходит как уточка, на три хлопка – рычит как волк.

Три задания

Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:

  • Подпрыгни два раза
  • Назови какой-нибудь цветок
  • Подойти к деревянному предмету

Когда ребенок справится, давайте задания посложнее:

  • Хлопай столько раз, сколько тебе лет
  • Назови дикое животное
  • Дотронься до предмета на букву К

Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.

Зачеркни букву

Если ваш ребенок знаком с буквами, дайте ему следующее задание. Возьмите любой текст с крупным шрифтом и попросите его зачеркнуть все буквы О, или О зачеркнуть, а Р подчеркнуть. Это задание не только способствует развитию вниманию, но и подготовит ребенка к тесту «Корректурная проба» перед поступлением в школу.

Когда ребенок занимается или играет, старайтесь не отрывать его от занятий и не переключать на другой вид деятельности, пока задание или игра не будут окончены. Все дело в «прерывании деятельности», как ее именуют психологи. Это явление развивается при невозможности завершить какое-либо дело по одной из трех причин:

  1. переключение на другое занятие (ребенок рисовал, а вы включили мультики);
  2. вынужден срочно реагировать на иные сигналы ( , а сестра закричала из другой комнаты);
  3. невозможность продолжать деятельность (ребенок читал, а вы погасили свет).

Если так происходит постоянно, то нервная система истощается, и в дальнейшем сконцентрироваться будет все сложнее, то есть время концентрации внимания будет не нарастать, а падать.

Надеемся, что наши советы помогут вам весело проводить занятия с детьми и воспитывать внимательных, гармонично развитых малышей!

Как вы развиваете внимание ребенка? Расскажите в комментариях!

В силу возраста дети не способны сосредотачивать внимание произвольно. Особенно это касается младшеклассников, которым в один момент интересно всё. Родители часто задаются целью привить ребёнку внимательность, и это правильное решение. Сконцентрированные люди успешно справляются с поставленной задачей, не испытывая при этом сложностей. Преодолеть невнимательность можно путём интересных игр и постоянного контроля, рассмотрим важные аспекты воспитания.

  1. Ищите новые нестандартные способы привлечения внимания ребёнка. Сделать это можно с помощью наглядного и неожиданного примера, который сопровождается массой эмоций с вашей стороны. Если малыш занят определённым делом, полностью на нём концентрируясь, не торопитесь давать ему новое задание, чтобы не отвлекать.
  2. Выбирайте соответствующее время для проведения занятий. В комнате не должно быть ярких игрушек, которые не позволят малышу сосредоточиться. Не стоит начинать упражнение, если в соседнем помещении играет музыка или шумят домочадцы. Заранее договоритесь с семьёй, что они не будут вас тревожить и мельтешить перед глазами, чтобы не сбивать чадо с толку.
  3. Прежде чем дать малышу конкретное задание, оцените его с точки зрения ребёнка. Упражнение на повышение внимания должно быть легкодоступным, внятным, весёлым и доброжелательным. Желательно выстраивать логическую цепочку для ребёнка в виде пошаговой инструкции.
  4. Во время проведения упражнений на концентрацию внимания следите за собственными эмоциями. Ни в коем случае не хмурьтесь, если этого не требует сценарий. Не повышайте голос, не упрекайте ребёнка. В течение всего занятия необходимо вести себя дружелюбно и сдержанно, чтобы малыш чувствовал себя комфортно. Улыбайтесь, не скупитесь на комплименты, восторженно визжите.

Упражнения для развития внимания у ребёнка

Найди игрушку
Возьмите 5 игрушек, расположите их перед ребёнком. Попросите чадо закрыть глаза, после чего спрячьте один предмет. Теперь ребёнку необходимо открыть глаза и сказать, какая игрушка пропала. Со временем вы заметите, как малыш начнёт с лёгкостью концентрироваться. После этого момента стоит увеличить количество предметов до 7 или 10.

Повтори последовательность
Возьмите цветной картон, вырежете из него 2 больших красных круга, 2 зелёных квадрата, 3 разноцветных треугольника и обязательно 2 жёлтых звезды. Распределите на равной поверхности все предметы в той последовательности, в какой посчитаете нужным. Посадите ребёнка напротив, выделите ему 3 минуты, чтобы малыш запомнил комбинацию. Попросите чадо закрыть глаза, перемешайте фигурки в одну кучу. Поручите малышу воспроизвести увиденную ранее последовательность. Очень важно вам самим запомнить, где находилась каждая фигура, чтобы не сбивать ребёнка с толку. Для начала можно располагать вырезки по возрастанию или по цвету, а затем использовать хаотичный порядок.

Подчеркни буквы
Распечатайте на альбомных листах текст крупным шрифтом или возьмите обычную детскую книжку. Попросите ребёнка зачеркнуть (подчеркнуть) все буквы О и Б. Во время занятий следите за тем, чтобы малыш просматривал слова построчно, а не бегал глазами по листу хаотично. В среднем упражнение выполняется 5 минут, для этих целей включите секундомер, чтобы показать всю серьёзность порученного задания. Дети 6-8 лет должны просмотреть за отведённое время около 300-400 знаков, при этом количество ошибок не должно превышать 10. Желательно делать упражнение каждый день по 2 раза. Со временем необходимо усложнить задачу, прибавив ещё 2 буквы - А и В.

Найди 5 отличий
В любом канцелярском магазине продаются детские книжки для развития концентрации и внимания. Обычно они состоят из 12-15 листов, на каждом обороте нарисовано по 2 фигуры, имеющие незначительные различия. Попросите малыша внимательно просмотреть картинки и найти отличия между нарисованными персонажами. Чтобы у ребёнка не иссяк интерес, приобретите не 1, а 5-7 книг, обрабатывайте их по очереди. Также продаются издания, где необходимо обнаружить одинаковые объекты. Используйте 2 вида попеременно, чтобы в разы увеличить эффективность.

Опиши предмет
Перед очередной прогулкой договоритесь с малышом, что отныне на вас возложена ответственная миссия. Уточните, что в определённый момент вы будете показывать на какой-либо предмет, а ребёнок должен на нём сконцентрироваться. Придумайте определённую команду, которая будет понятна вам двоим. Подойдут восклицания «Внимание!», «Але оп!» и прочие. В первое время стоит заострять внимание только на крупных предметах, будь то разноцветное здание, голубой автомобиль или повозка с лошадью. По истечении месяца ежедневных тренировок усложняйте задание, выбирая предметы поменьше. Ещё через пару недель добавьте новый пункт: просите малыша описать увиденный предмет. При этом ему стоит обращать внимание на цвет, форму и незначительные детали. Чаще хвалите ребёнка, но делайте это с умом. К примеру, он заметил собаку и уточнил, что у неё лапки белого цвета. Похвалите и произнесите «Ты такой внимательный! Мне очень понравилось, что ты увидел белые лапки, а я нет. Продолжай в том же духе!». Если чадо поймёт, что его внимание похвально, он начнёт стараться в разы лучше, а тренировки с каждый днём будут более эффективными.

Найди друга
Упражнение рассчитано на выполнение в большом кругу детей, к нему часто прибегают психологи и педагоги. Вы - комиссар, дети - помощники. Посадите малышей в круг, а сами сядьте поодаль, чтобы внимательно наблюдать за своим чадом. Выделите определённого ребёнка, к примеру, мальчика в голубой рубашке. Затем произнесите фразу «Внимание, помощник в голубой рубашке, просьба подойти к комиссару!». Дети начнут осматривать друг друга, далее помощник выходит и продолжает игру, но теперь он - комиссар. Желательно выбирать не большие предметы, такие как джинсы или рубашка, а нечто мелкое. Подойдут застёжки на обуви или наручные часы, кулончик, цветные пуговицы.

Соблюдай правила дорожного движения
Участвовать могут все: бабушки, дедушки, мамы, папы, друзья. Суть игры заключается в правильном регулировании автомобильного движения. Нарисуйте на асфальте перекрёсток, укажите на нём пешеходные переходы, сигналы «Стоп» и другие знаки, которые будут понятны детям. Поставьте в центр одного ведущего. Разделите участников, на 2 группы - пешеходы и водители. В какой из них будет ваш ребёнок неважно, концентрироваться необходимо всем. По сигналу регулировщика машины начинают ехать, а пешеходы - переходить дорогу. Ведущий должен следить за соблюдением ПДД. Кто нарушает правила - вылетает из игры.

Во время проведения игр, направленных на улучшение концентрации, старайтесь выражать эмоции. Хлопайте в ладоши, хвалите ребёнка, делайте всё, чтобы восторг от мероприятия передался вашему малышу. Следите за правильным выполнением упражнений, повышайте сложность после закрепления определённых навыков.

Видео: как развивать память и внимание

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru .

Основная деятельность детей младшего школьного возраста - обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе - результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание - понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, ) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание - это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания - недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность - результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или , дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений - научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность - неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети - собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти - залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков - запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», - говорит первый игрок. «Морковь, редис», - произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель - игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТ НВПРАКОРОВА ЕВРАСОБАКИ ЦРВМ

Правильный ответ: собаки - лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТО ЫЕАРБРА ЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь - лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания - безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка - найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания - способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.


Многие дети испытывают трудности с концентрацией внимания. Однако когда ваш ребенок пойдет в школу, его способность сосредотачиваться начнет играть чрезвычайно важную роль – и, по большому счету, останется одним из ключевых требуемых в жизни навыков. Если вы хотите помочь своему ребенку развить способность концентрировать внимание, начните с первого шага.

Шаги

Часть 1

Развитие навыков концентрации внимания у ребенка

    Начните как можно раньше. Вы можете помочь ребенку развить умение сосредотачиваться на одном деле гораздо раньше, чем он пойдет в начальную школу. Малышей и дошкольников можно поощрять чуть подольше разглядывать книжку или каждый раз заканчивать раскрашивание начатой картинки. Хвалите своих детей, когда они хорошо концентрируют свое внимание либо заканчивают начатое дело, не отвлекаясь.

    Читайте вслух. Чтение маленьким детям вслух имеет целый ряд преимуществ, включая обучение слушанию и концентрации внимания. Выберите соответствующие возрасту и уровню развития ребенка книги и постарайтесь подобрать привлекающие его внимание истории – они, как правило, носят развлекательный характер, удивляют и вдохновляют (больше подходят именно истории, а не буквари и прочие первые книжки).

    Играйте в развивающие внимание игры. Паззлы, мозаика, настольные игры и игры на развитие памяти – все они помогают ребенку развивать навык концентрации внимания и видеть перед собой цель деятельности. Это веселое и интересное занятие и не воспринимается ребенком, как работа.

    Сведите к минимуму время, проводимое ребенком у экрана. Когда маленькие дети проводят слишком много времени у экранов телевизоров или компьютеров, а также за видеоиграми, зачастую они начинают испытывать проблемы с концентрацией внимания. Это связано отчасти с тем, что их мозг привыкает к данной конкретной форме развлечения (которое является пассивным развлечением) и затем с трудом может концентрироваться на чем-либо в отсутствие гипнотизирующей графики и световых вспышек.

    • Специалисты рекомендуют полностью избегать времяпрепровождения перед экранами для детей в возрасте до двух лет и ограничивать это время одним-двумя часами в день для всех остальных детей и подростков.

    Часть 2

    Помогите ребенку сосредоточиться в домашних условиях
    1. Организуйте ребенку домашнее рабочее место. У ребенка должно быть определенное место для занятий и домашней работы. В идеале у него должен быть свой стол в своей комнате, но можно и просто выделить в общей комнате отдельный угол для занятий. Каким бы ни было это место, постарайтесь сделать так, чтобы там была тихая, мирная атмосфера, защищенная от возможных отвлечений внимания.

      • Позвольте ребенку украсить это место, чтобы сделать его уютнее.
      • На рабочем месте должны храниться все необходимые для занятий материалы. Ребенок может терять концентрацию внимания каждый раз, когда ему требуется карандаш другого цвета, дополнительная бумага, ластик итд.
    2. Выработайте определенный режим. Занятия дома должны происходить в одно и то же время по определенному расписанию. Как только вы выработаете график и начнете придерживаться его на ежедневной основе, ребенок будет гораздо меньше сопротивляться или жаловаться.

      • Все дети разные, и расписание можно устанавливать тоже разное. Но в идеале, после школьных занятий следует дать ребенку какое-то время на отдых. Если он возвращается домой, скажем, в 15:30, сделайте перерыв до 16:30. Это даст ребенку возможность пообедать, рассказать вам о том, как прошел его день и избавиться от излишней накопившейся энергии.
      • В крайнем случае, дайте ребенку возможность перекусить, прежде чем он сядет за домашние задания. Иначе его внимание будет отвлекать чувство голода или жажды.
    3. Ставьте перед собой и ребенком реалистичные цели. Если ребенок уже достаточно взрослый и приносит домой большое количество домашних заданий, очень важно разбить их на части и установить временные рамки на выполнение. Более крупные проекты следует выполнять регулярно и поэтапно, не дожидаясь крайних сроков. Дети слишком легко теряются, когда видят, что работы накопилось слишком много, поэтому побуждайте своих детей ставить перед собой более мелкие цели и реализовывать их по одной за раз.

      Делайте перерывы. Если у вашего ребенка много домашнего задания, перерывы просто необходимы. Если ребенок в течение часа работает над каким-то конкретным заданием (или даже двадцать минут, если ребенок младшего возраста), предложите ему сделать перерыв. Дайте ему скушать фрукт или несколько минут просто пообщайтесь, прежде чем ребенок вернется к работе.

      Устраните все, что может отвлечь внимание. Не стоит ожидать от ребенка сосредоточенности, если рядом работает телевизор или перед ним лежит его сотовый телефон. Пусть во время выполнения заданий (если только они не требуют компьютера) рядом с ним не будет ничего электронного. Настаивайте также на том, чтобы все домашние способствовали сосредоточенной работе ребенка.

      Помните также об индивидуальных особенностях своего ребенка. Не существует одних на все случаи жизни правил концентрации внимания на домашней работе. Некоторые дети лучше занимаются под музыку (лучше классическую, так как тексты песен могут отвлекать внимание); другие предпочитают тишину. Некоторым за работой нравится поболтать; другим требуется уединение. Пусть ваш ребенок выберет тот формат, который помогает ему лучше всего.