Как удалить олифу с деревянной поверхности. Как и зачем удалять олифу с деревянной поверхности. Пробное удаление верхнего слоя олифы

В качестве защитной пропитки деревянной либо металлической поверхности перед покраской принято использовать олифу. Она представляет собою прозрачную жидкость, в состав которой входят растительные масла (натуральная олифа), алкидные смолы (алкидная олифа) либо их комбинация (комбинированная олифа).

Вопрос того, как удалить олифу для многих является очень важным. Так как нередко в процессе строительных работ ею могут быть загрязнены не только одежда, но и другие поверхности, на которой остаются жирные пятна. Что еще больше усложняет процесс очистки, так это входящий в ее состав сиккатив или вещество, которое способствует быстрому впитыванию. Поэтому удалить олифу не так просто, как кажется на первый взгляд. Для этого необходимо знать некоторые правила.

Прежде всего, способ очистки зависит от состава самой олифы.

Удаление натуральной олифы растительного происхождения

Натуральную олифу или олифу растительного происхождения можно удалить обычным пятновыводителем для жирных пятен.

  • Для этого необходимо смочить в небольшом количестве такого вещества поролоновую губку либо кусочек ветоши и потереть пятно.
  • После чего оставить его на некоторое время в покое, примерно на 10-15 минут.
  • Затем протереть влажной губкой или прополоскать в воде, если это ткань.

Удаление синтетической комбинированной или алкидной олифы

Олифу, которая имеет в своем составе алкидные смолы, удаляют при помощи одного из таких веществ.

Обычный бензин

Практически любую олифу можно удалить при помощи бензина.

  • Смачиваем небольшой кусочек ветоши бензином и наносим его на очищаемую поверхность.
  • Примерно через 15 минут все аккуратно смываем.
  • В зависимости от степени загрязнения данную процедуру можно проделать еще несколько раз.

Уайт – спирит

Действие данного вещества аналогично бензину.

  • Точно так же смачиваем кусочек ветоши уайт-спиритом и обрабатываем им поверхность, которая подлежит очистке.
  • Обработку уайт-спиритом можно провести сразу несколько раз подряд до тех пор, пока олифа полностью не удалится.

Растворитель для масляной краски, например, СОЛЬВЕНТ, Р-646 и др.

Порядок очистки такой же, как и с применением двух предыдущих средств уайт-спирита или бензина. Однако, этот способ более сложный и трудоемкий, так как требует хорошей выдержки и немалого времени. Очистку стоит проводить до тех пор, пока полностью не очистится самый нижний слой дерева.

Удаление олифы с различных поверхностей

Дерево, фанера

Олифу наносят на деревянную поверхность перед покраской в качестве грунтовки или с целью экономии расхода краски. Чтобы готовое покрытие было качественным нужно дать олифе перед покраской хорошо просохнуть. Иногда из-за большого количества нанесенной олифы она это сделать не успевает. Чтобы краска была нанесена равномерно, требуется удалить излишки олифы с поверхности.

Сделать это достаточно сложно, так как данное вещество имеет свойство очень быстро впитываться и проникать в самые глубокие слои древесины за считанные минуты. Поэтому очистить при помощи уже перечисленных средств можно только верхний слой древесины. При этом, понадобятся как минимум 4-5 обработок бензином либо растворителем с интервалом в 20 минут.

Процесс удаления олифы с деревянных стен дома можно посмотреть на видео.

Еще один способ удаления олифы с деревянной поверхности – это использование строительного фена.

  • Для этого нагреваем поочерёдно небольшие участки древесины.
  • Как только ее поверхность начнет покрываться мелкими пузырями, при помощи ветоши удаляем все загрязнения.

Камень, кирпич

В время облицовки фасадов зданий нередко используются специальные мастики, в состав которых входит олифа.

  • Чтобы удалить ее с каменной или кирпичной поверхности применяют смесь, состоящую из одной части буры, тринатрийфосфата и трех частей талька.
  • Полученную таким образом пасту с добавлением мыла наносят на очищаемую поверхность до ее полного высыхания.
  • Затем при помощи увлажненной губки или ветоши ее аккуратно смывают.

Кроме того, с каменной поверхности олифу достаточно легко удалить при помощи обычной аптечной перекиси водорода. Для этого губку или кусочек ветоши смачивают в перекиси и протирают загрязненный участок кирпичной или каменной поверхности до тех пор, пока пятно полностью не исчезнет.

Ткань

Удаление олифы с ткани производится теми же средствами, что были перечислены выше. При этом, необходимо разделять свежие пятна и уже застаревшие. От свежих бесспорно легче избавиться.

  • А засохшие пятна стоит предварительно размягчить маргарином или сливочным маслом и только потом приступать к очистке при помощи скипидара или бензина.
  • Завершают процесс очистки обработкой 10-процентным раствором нашатырного спирта. Последний иногда становится причиной изменения цвета некоторых тканей, поэтому его стоит применять осторожно.

С хлопчатобумажной ткани пятно от олифы выводят нашатырным спиртом либо зеленым мылом, а с шерстяных тканей - протиранием смесью из зеленого мыла, нашатырного и винного спирта.

  • На цветных тканях также используют горячий раствор чистого глицерина, которым смачивают ватку и ее прижимают к пятну.
  • Периодически такой ватный тампон необходимо менять на новый до тех пор, пока олифа полностью не удалится с поверхности ткани.

Как избавиться от запаха олифы

Независимо от того, какой способ удаления олифы вы выберете для себя, важно понимать, что в большинстве случаев для этого применяются вредные токсичные вещества. Поэтому лучше использовать маску или респиратор во время работы. Кроме того, обработанные олифой поверхности надолго сохраняют ее неприятный запах.

  • Избавиться от него можно, прежде всего, регулярным проветриванием помещения.
  • Помимо этого, некоторые специалисты рекомендуют установить в комнате 2-3 емкости с солью либо водой, которую желательно один раз в сутки менять.

Под термином "раскрытие" мы понимаем освобождение иконы от позднейших наслоений до первоначального (авторского) красочного слоя (1 .

Цель пробного раскрытия - отработка методики удаления слоев покрытия и записей.

Пробное раскрытие принято выполнять на неответственном участке иконы (поле, фоне) характерном для общего состояния поверхности (рис.69).


Рис.69. Раскрытие, проба.

Пробное раскрытие обыкновенно выполняют на левой половине иконы, вверху: этот участок, как правило, отличается хорошей сохранностью грунта и красочного слоя.

4.3.2.1. Пробное удаление верхнего слоя олифы

Работу начинают, определяя подходящие смеси растворителей (см. разд. 4.2, 4.2.1).

На выбранном участке поверхности площадью не более 1x2 см олифу смачивают тампоном лёгкими вращательными движениями, не нажимая на неё. На тампоне остаётся золотисто-коричневый след. Это значит, что олифа растворяется. В этом случае её можно удалить путём неоднократного смачивания обрабатываемого участка тампонами; причём в каждый новый тампон растворённая олифа должна впитываться свободно. Тампон заменяют после насыщения.

ВНИМАНИЕ! Работу нужно немедленно прекратить и подобрать другой растворитель (см. разд. 4.2, 4.2.1), если в окраске тампона, помимо золотисто-коричневого цвета олифы, появится другой цвет (колера того участка иконы, который открывается).

Под воздействием растворителя олифа может только размягчиться и набухнуть. В этом случае её удаляют, так же смачивая тампонами, а затем сдвигая без механических усилий скальпелем.

Однако удалять олифу, работая тампоном или тампоном и скальпелем, удаётся редко. Если олифа не размягчается, необходимо увеличить время воздействия растворителя. Для этого используют компресс (рис.70.).


Рис.70. Компресс.

Проверку действия растворителя на олифу начинают с малых экспозиций (1-2 минут) и постепенно, увеличивая экспозицию, подбирают то оптимальное время, когда олифа размягчилась, но красочный слой не затронут.

На участок поверхности иконы накладывают небольшой кусок ткани и равномерно смачивают его растворителем (см. разд. 4.2) при помощи пипетки или капельницы, следя за тем, чтобы на ткани не осталось сухих участков. Компресс должен плотно прилегать к поверхности, чтобы не было пузырьков воздуха - тогда плёнка будет сниматься равномерно. Кроме того, ткань должна быть смочена так, чтобы лишняя жидкость не растекалась по поверхности плёнки. Ткань накрывают стеклом. Поставив компресс, отмечают точное время. Через 1-2 минуты проверяют действие растворителя следующим образом: сдвинув немного стекло, пинцетом приподнимают край компресса и пробуют удалить олифу тампоном, смоченным тем же растворителем.

Если олифа размягчилась недостаточно, край ткани опускают на прежнее место и снова накрывают стеклом.

Эту операцию проделывают неоднократно, до той поры, когда размягчённую олифу легко удалить тампоном или сдвинуть скальпелем.

По окончании процесса необходимо отметить время, потребное для размягчения олифы. Так, если при экспозиции в 20-25 минут олифа не размягчилась, следует поставить компресс, смоченный более активным растворителем (см. разд. 4.2).

ВНИМАНИЕ! Увеличивать экспозицию более 25 минут не следует, ибо - так и не размягчив покровную плёнку - растворитель через кракелюры начнёт проникать в красочный слой и грунт.

Удаляя олифу, нужно помнить, что сцепление покровной плёнки с разными пигментами, входящими в колера реставрируемой иконы, может быть различным, и для раскрытия слоя живописи на одной иконе требуется применение различных экспозиций. Поэтому на иконе необходимо иногда выполнять несколько пробных раскрытий на различных её участках (рис.69,71). Так, известно, что нагревание олифы при покрытии красочного слоя (см. разд. 1.1) способствовало её быстрому высыханию и образованию прочной покровной плёнки, но при этом происходило интенсивное пропитывание некоторых маслоёмких пигментов, спаивание пигментов с олифой на всю глубину красочного слоя. Это обстоятельство следует учитывать при удалении олифы и записей. Так, глауконит, охры имеют большую маслоёмкость, чем свинцовые белила и киноварь. Значит, экспозиция компресса на киновари будет значительно меньшей, чем, например, на охре. Экспозиция компресса должна быть минимальной при раскрытии рисунков, орнаментов, надписей, выполненных красками по золочению. Известно также и то, что особенно трудно удаляется олифа, лежащая на зелёных красках, содержащих медь. (Химические анализы олифы с таких участков показывают, что она содержит большое количество меди.)

4.3.2.2. Пробное послойное раскрытие иконы

Органические растворители в течение определённого времени мягчат не сразу все слои записей и олифы, находящиеся на авторской живописи - а послойно. Это обстоятельство позволяет выполнять послойное пробное раскрытие для определения количества слоев записи и промежуточных слоев олифы, а также (что очень важно) времени размягчения каждого из этих слоев.

При выборе участка для проведения пробного раскрытия на иконе, находящейся под записью, определяющее значение имеет рентгенограмма (см. разд. 2.1 и рис.61б), так как, удаляя запись вслепую, на участке, выбранном случайно, можно попасть на вставку поновительского левкаса или на утрату (которая может оказаться единственной при общей хорошей сохранности живописи), и результаты пробного раскрытия могут дать неверное представление о характере и сохранности первоначального слоя.

Пробное послойное раскрытие выполняют на небольшом, площадью от 6x3 до 10x5 см участке иконы, размер которого зависит, во-первых, от размеров самой иконы, во-вторых, - от предполагаемого количества слоев записи и промежуточных слоев олифу (см. Ч. II. О покрытиях...).

На этом участке удаляют верхний слой олифы (см. разд. 4.3.2.1).

Открывается верхний слой записи, для размягчения и удаления которого готовят компресс, вырезая кусок ткани; ширина его равна ширине участка, с которого удалена олифа, а длина - меньше на 0,5-1 см длины соответствующего участка поверхности (рис. 70). Компресс ставят на раскрытый от олифы участок по нижней его границе. Время размягчения записи определяют опытным путём (см. разд. 4.3.2.1). Запись удаляют тампоном.

Так открывается лежащий ниже слой записи или олифы. Для размягчения и удаления этого слоя вновь готовят компресс прежней ширины: длина его снова меньше на 0,5-1 см сравнительно с предыдущим. Далее поступают описанным выше образом.

Операцию повторяют до той поры, когда откроется первоначальный (авторский) слой живописи.

Все слои записей и промежуточные слои олифы на участке с пробным раскрытием нумеруют. Нумерацию начинают снизу, от авторского красочного слоя. Итак, самый нижний слой записи - 1-й, под ним 2-й и так далее. Промежуточные слои олифы нумеруют той же цифрой, что и одновременный с ней слой записи, но с индексом "о" (олифа). Таким образом, нумерация может выглядеть следующим образом: "1, 1о, 2, 2о, 3, Зо" (рис.71). Цифры на слои записи и олифы наносят легко удаляющейся белой краской (например, гуашью) посредством кисти или пишут тушью на небольших бумажных этикетках, наклеивая их на красочный слой слабым раствором рыбьего клея.

a b
Рис.71. Нумерация слоев записи и олифы.

Олифа любого вида имеет в составе сиккатив, вещество, предназначенное обеспечить ее высыхание. Предназначена олифа для грунтовки деревянной поверхности, подлежащее покрытию краской. Загрунтованные олифой поверхности требуют для их покраски, значительно меньший объем лакокрасочного материала.

Как и любое другое вещество, олифа пристает к одежде, которую требуется очистить. Иногда требуется снять олифу и с деревянных конструкций.

Для удаления ее пятен с одежды применяют средства, используемые с целью устранения пятен от растительных масел и смол.

Чтобы убрать ее с одежды или дерева потребуется: 100 грамм бензина, по одной поллитровой бутылки растворителя для масляных красок и уайт-спирита, средство для выведения пятен, ветошь, губка.

Также можно воспользоваться бензином. С этой целью окунуть ветошь или другое vetosh.com.ua в бензине и смочить им запятнанное олифой место. Повторить это действие, затем застирать одежду обычным способом.

С помощью бензина удаляют олифу и с деревянных конструкций. Только в этих обстоятельствах нужно помнить, что удалить возможно верхний ее слой, так как она очень глубоко проникает в дерево. Для удаления ее с более глубоких слоев дерева, нужно использовать механический способ удаления.

Заменить бензин, для удаления олифы, можно и уайт-спиритом. Принцип удаления ее такой же, как и бензином. Нужно смочить ветошь в уайт-спирите и смачивать ею пятно с олифой пока оно не исчезнет с одежды. Затем одежду застирать.

Довольно эффективно устраняется олифа с одежды с помощью масляного растворителя. Пятно смачивается растворителем и протирается ветошью, до тех пор, пока одежда станет чистой.

Олифу удалить невозможно с помощью ацетона, он не растворяет растительное масло и смолы.

Если у владельца испачканной в олифу одежды, нет желания прибегать к помощи выше перечисленных средств, то он может использовать строительный фен: им олифа разогревается и удаляется путем соскабливания.

Устраняется олифа с одежды с помощью хозяйственного средства для выведения пятен. Но только в том случае, если она натуральная, без добавления смол, например льняная, так как олифа с добавлением смол, средством для выведения пятен не удаляется.

Олифу с добавлением смол можно удалить только с помощью выше перечисленных средств. Применяя другие средства, можно испортить одежду.

Любая олифа имеет масляный состав с добавлением сиккатива, вещества для высыхания. В составные олифы добавлен растворитель, в алкидные – уайт-спирит, а также нефтеполимерные смолы. Олифа применяется для заблаговременного покрытия всяких поверхностей перед окрашиванием, что разрешает гораздо сократить расход краски, которая, как водится, на несколько порядков подороже олифы. Удалить олифу с поверхностей дозволено составами, предуготовленными для удаления растительного масла и смолы.

Вам понадобится

  • – бензин;
  • – растворитель для масляных красок;
  • – уайт-спирит;
  • – строительный фен;
  • – пятновыводитель;
  • – ветошь;
  • – губка.

Инструкция

1. Фактически любая олифа удаляется с поверхности с подмогой бензина. Для Смочите крупный кусок ветоши, нанесите на покрытие из олифы, через 15 минут вновь смочите ткань и убирайте олифу путем смывания. Если олифа нанесена на деревянные поверхности, то удалить вы сумеете только верхний слой, потому что состав велико впитывается в дерево, и убрать его внутри примитивно не получится.

2. Взамен бензина вы можете применять уайт-спирит. Действуйте верно так же. Смочите огромное число ветоши и скрупулезно обработайте поверхность. Так поступайте несколько раз, пока верхний слой олифы не будет всецело удален.

3. Взамен указанных средств можете воспользоваться растворителем для масляных красок. Нанесите растворитель на ветошь, обработайте надобные участки, с которых вы хотите удалить олифу . Повторите процедуру несколько раз.

4. Ацетон не подходит для удаления олифы. Потому что он имеет состав, не растворяющий масляные краски, следственно пытаться смыть олифу ацетоном идеально непотребное занятие.

5. Если вы хотите удалить олифу , не применяя бензин, уайт-спирит либо растворитель, то воспользуйтесь строительным феном. Разогревайте небольшие участки на требуемой поверхности и сразу же стирайте олифу с поддержкой сухой ветоши.

6. Для удаления пятнышек от олифы с ткани используйте одно из указанных средств. Смочите губку, нанесите средство на ткань, оставьте на 20 минут, постирайте изделие обыкновенным методом.

7. Также вы можете воспользоваться пятновыводителем для толстых пятнышек. Но применять его дозволено только в том случае, если олифа естественная и не имеет в своем составе смолы, потому что смола пятновыводителем не выводится.

8. Для удаления с ткани пятнышек от олифы со смолой используйте только бензин, растворитель либо уайт-спирит. Наносите средство на пятнышко два раза. С первого раза вы можете не получить желаемого итога.

Инструкция

1. Олифа применяется дюже давным-давно, длинные годы изготавливали ее на основе разных растительных масел, но с середины прошлого столетия для ее производства стали использовать алкидные смолы и растворители, изредка применяются синтетические заменители смол. Они бывают следующих видов: естественные масляные, оксольные, составные, алкидные, композионные (на синтетической основе).

2. Алкидная и масляная применяется для изготовления разного вида красок, которые используют при проведении как внутренних, так и наружных работ. Краски данного типа дозволено применять для покраски разных видов материалов. Естественную либо масляную олифу дозволено применять для разведения густотертых либо масляных красок.

3. Разные вид олифы используются для пропитки деревянных поверхностей. Поверхности, пропитанные этим составом, при их покраске гораздо снижают (до нескольких раз!) расход краски и лаков. Дозволено также обрабатывать деревянные изделия олифой без последующей их покраски, потому что применение смол в существенной степени охраняет от воздействия атмосферных осадков и предохраняет от процессов гниения дерева.

4. Растворы, как водится, теснее готовы к использованию. Комфортнее каждого выливать их в широкие емкости для красок либо особые лотки. Трудиться дозволено и валиком, и широкими кистями, при этом будьте осмотрительны: олифа течет, и ее капли трудно отмыть.

5. Цвет, тот, что оставить смола, зависит от числа слоев, следственно усердствуйте трудиться встык, а не внахлест, в отвратном случае полос и темных разводов не избежать.

6. При применении олифы сохраняется цвет и текстура дерева, для подчеркивания дозволено применять алкидную олифу, она имеет чудесные колляции по долговечности, стабильности и при воздействии на нее атмосферных осадков.

7. Для применения внутри помещений рекомендуется естественная масляная олифа ввиду ее экологичности. Данный состав не имеет запаха, достаточно стремительно высыхает и при этом не выделяет ни каких пагубных веществ. Исключительный недочет такой олифы – это ее высокая стоимость. При работе не необходимо использовать защитные средства.

8. Для бюджетного вида ремонта предлагается алкидная олифа на основе уайт-спирита. К недостаткам этого раствора дозволено отнести его неестественный состав и токсичность. Правда данная олифа высыхает стремительней естественной, в помещении остается в течение долгого времени особенный запах, следственно ее рекомендуется применять в отлично проветриваемых помещениях и при проведении наружных работ. При работе с данной олифой необходимо использовать перчатки и респиратор.

9. Также олифой дозволено покрывать разного рода бетонные поверхности позже оштукатуривания, перед покраской. Обработанные, они отличнее красятся, и при этом краска тратится крайне экономично. Олифой дозволено покрывать и потолки, если вы их будете в будущем покрывать масляными красками.

При проведении строительных работ, иногда возникают ситуации, когда с деревянной или кирпичной поверхности, требуется удалить олифу. Имея в своем составе растительные масла, смолы и сиккативные вещества для быстрого высыхания, ее очень трудно вывести с какой – либо поверхности. Используемая для предварительной обработки деревянных поверхностей перед покраской, она становится причиной появления пятен на одежде. Как удалить олифу с одежды, наверное, самый актуальный и часто возникающий вопрос.

С ткани можно удалить олифу, используя обыкновенный пятновыводитель, но только в том случае, если она растительного происхождения, без включения в состав смол. Достаточно протереть загрязненное место губкой, смоченной в пятновыводителе и подождать 15 – 20 минут. Затем выстирать с обычным порошком.

Если в составе находятся нефтеполимерные смолы, надо удалить олифу с помощью бензина или растворителя. Ацетон для этих целей не подходит, так как его состав не растворяет масляные краски. Обработав загрязненную поверхность 2 – 3 раза и выстирав, можно полностью удалить олифу с одежды.

Что касается деревянной поверхности, то удалить олифу гораздо сложнее, так как она глубоко пропитывает структуру дерева и счистится только поверхностный слой. Очищение проводится в несколько приемов. Намочив ветошь бензином или растворителем, надо протереть поверхность покрытую олифой и, подождав около 20 минут, повторить процедуру снова. Проведя 4 – 5 обработок, поверхностный слой снимется.

Можно очистить деревянную поверхность, используя строительный фен. Последовательно нагревая небольшие участки поверхности, удалить олифу с помощью ветоши, достаточно легко. Важно начать очищение, как только поверхность начинает покрываться мелкими пузырями.

Часто при облицовке цоколей и фасадов зданий, для расшивки швов, применяются мастики на основе олифы и такие пятна достаточно трудно вывести. Чтобы удалить олифу применяется состав, приготовленный из одной части тринатрийфосфата, одной части буры трех частей талька. Растертую в пасту, на мыльной основе, смесь наносится на загрязненный участок до полного высыхания. Затем удаляется влажной ветошью.

С каменной кладки можно удалить олифу при помощи перекиси водорода. Используется обычный аптечный раствор. Смоченной перекисью ветошью, надо вытирать загрязненный участок до полного исчезновения пятна. Благодаря реакции перекиси и активных веществ олифы, удается полностью очистить кирпичную поверхность.