Картотека на тему: Дошкольное образование за рубежом. Как все устроено: детские сады в разных странах

Мы все привыкли сравнивать: как живут у нас и в других странах, где лучше одеваются, чьи жители красивее, где уровень жизни выше. Сегодня давайте поговорим о том, какое дошкольное образование в разных странах. Что-то может нас шокировать, что-то приведет в недоумение, а что-то, возможно, мы возьмем на заметку. Итак, чем же занимаются малыши в разных странах?

Образование для деток в США

В Америке открыто множество дошкольных учреждений: ясли, сады, развивающие центры, частные детские заведения. Государством оказывается финансовая помощь в дошкольном образовании детей, направленная на их раннее развитие. Здесь с раннего возраста прививают детям интерес к учебе, отдельным предметам, благодаря чему в старших классах ребенок учится более успешно.

Дошкольное образование в США начинается с подготовительной школы в 5 лет (в нашем случае это, по сути, нулевой класс). Начиная с игр, детей постепенно готовят к обучению в школе, уча их читать, писать, считать. Некоторые родители предпочитают отдавать своих малышей в частные дошкольные учреждения, где уход за ребенком и его обучение осуществляется на более высоком уровне.

Объясняется это тем, что для того, чтобы снять нужный дом под детское воспитательное учреждение, нужно пройти множество инстанций, доказывая, что твои намерения соответствуют возможностям.

Что может шокировать нас? Во-первых, сам подход к детям. К ним относятся как к взрослым. Каждый ребенок - это личность, которая может делать свой выбор, и его непременно надо уважать. Принцип, конечно, замечательный, только результат порой удивляет. Взрослые в прямом смысле слова оказываются в подчинении у детей, а дети ими манипулируют.

Наказывать здесь можно двумя способами: лишить чего-либо (игрушки, права смотреть телевизор и т. д.) или же посадить на «стул отдыха», где ребенок должен подумать о своих поступках.

За рукоприкладство ребенка могут отобрать и отдать в приемную семью, даже если речь идет о шлепке по попе. Только непонятно, почему же мы то и дело слышим об издевательствах в семье и об избиении детей?

Еще один нюанс, который нам будет несколько непонятен - это повсеместное «стукачество». Если мы детей с детства приучаем, что ябедничать - это плохо, то в США это приветствуется. Доносят на родителей, соседей, учителей и друзей, и это считается вполне нормальным.

Образование для дошкольников во Франции

Дошкольное обучение во Франции является бесплатным. Дети обучаются с двух до пяти лет в детских садах, хотя в ясли принимают уже с трехмесячного возраста. Сейчас эти дошкольные учреждения, соответствующие нашим детсадам , называются «материнскими школами».

С 2-х до 4-х лет дети посещают сад только для того, чтобы за ними присматривали, все их времяпрепровождение там сводится к играм. В 4-5 лет вводятся занятия лепкой, рисование, обучение практическим навыкам и устному общению. И только начиная с 5 лет идет обучение чтению и письму.

Такие материнские школы открыты три часа до обеда и три часа после обеда, то есть, дети в них не спят. Но поскольку многие мамы работают, а за детьми нужен присмотр, то в больших городах работают детские учреждения, открытые с раннего утра и до позднего вечера, в том числе и во время каникул.

Еще до недавнего времени проблемной была среда - в этот день школы и сады просто не работали. Среда отводилась для «духовного воспитания». В среду мамам приходилось брать выходной (и во Франции к этому относились с пониманием), чтобы заниматься ребенком.

Сейчас сады работают до 12-30, а дальше надо как-то выкручиваться. Кстати, в этот день все доступные музеи работают именно для детей. Бассейны, стадионы, театры и кинотеатры также открыты для приема меленьких граждан. В среду дети должны посещать кружки и разнообразные секции.

Нас многое бы поразило во французских детских садах. Во-первых, дети не переобуваются. Вообще. То есть, гуляя по улице, они в этой же обуви идут в группу. Во-вторых, спят они либо на раскладушках, либо на полу на матрасах, без постельного белья, только укрывшись пледом. Не раздеваясь, только сняв обувь.

Дворы для прогулок также не радуют - каменная коробка, где выбора развлечений особого нет. При этом уровень образования во Франции остается одним из самых высоких.

Дошкольное образование в Южной Корее

Тут, скорее, стоит говорить не о дошкольном образовании в Южной Корее, а о воспитании. Корейцы очень любят своих детей, они их боготворят. Здесь, как и в Японии, до семи лет ребенок считается божественным созданием, и ему позволяется практически все.

Ему редко отказывают с просьбах, в разумных пределах, конечно. Дошкольное образование здесь в большинстве случаев сводится к воспитанию матерью, так как мамы в основном домохозяйки или работают несколько часов в день.

Все меняется, когда ребенок достигает 5-6 лет. Воспитание резко ужесточается, и направлено оно на полное послушание как родителей, так и учителей.

Начинается подготовка к школе и вводится жесткая дисциплина. Ребенок воспитывается в соответствии с конфуцианскими канонами, а значит, ребенок должен беспрекословно слушаться своего отца. Он должен почитать своих родителей, заботиться о них, и в перспективе содержать их.

Конечно же, есть здесь и дошкольные учреждения — детские сады, где малыши готовятся к школе. Их обучают чтению и письму, счету, а также преподают английский язык.

Как видите, в каждой стране свое понятие о дошкольном образовании и о том, что должен знать и уметь ребенок. В других статьях мы расскажем о дошкольном образовании в Германии, Великобритании и других европейских странах. Возможно, что-то вам понравится, и вы возьмете это на вооружение.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Чтобы ребенок чувствовал себя в детском садике как дома и посещал его с радостью, надо отнестись к выбору дошкольного учреждения более чем серьезно. Поэтому в нашей статье мы подготовили для читателей несколько самых основных критериев того, как выбрать детский сад для ребенка и впоследствии не пожалеть об этом.

12 декабря 2016

сайт расспросила мам, живущих в других странах, о декретном отпуске, ценах на сад и режиме дня

Покритиковать детский сад - это святое. Еда, прогулки, занятия - на любую тему найдется, что обсудить. А как обстоят дела заграницей? Мы попросили трех мам из Израиля, Америки и Индии рассказать о том, как обстоят дела у них. И знаете, есть над чем задуматься и что сравнить!

США

— Декретный отпуск, в представлении россиян, подразумевает полную оплату и сохранение рабочего места, — рассказывает наша соотечественница Валерия, которая уже несколько лет живет в штате Техас. — Такой отпуск формально есть и в Штатах, но его длина обычно всего лишь 6 недель. Именно поэтому женщины работают прямо до родов, копят отпускные дни (в среднем за каждый отработанный календарный месяц на условиях 40-часовой недели сотрудник получает 8 часов оплачиваемого отпуска и 8 часов оплачиваемого больничного). Если хочется задержаться в декрете подольше, некоторым удается договориться на неоплачиваемый отпуск с сохранением места. Но это не всегда.

Детей в ясли берут с 4-недельного возраста. Размер группы зависит от законодательства штата. Например, у нас в Техасе вот такое соотношение: в группе до года не может быть более 10 детей, при этом на каждых четырех малышей должен приходиться один взрослый.

Государственных, муниципальных или каких-либо еще дотационных садов не существует, они все частные/коммерческие. Цены зависят от конкретного штата и города, разброс очень большой — от $300-350 в месяц в маленьком нищем городе до $4000 в месяц где-нибудь в Беркли. Есть небольшое налоговое послабление на эти траты (они исключаются из облагаемой федеральными законами суммы доходов), но это не особенно существенная экономия в итоге. Некоторые организации держат сады для сотрудников или студентов/интернов (если речь о крупном образовательном или исследовательском учреждении), но они ни чуть не дешевле.

Обычная американская семья, планирующая отдать ребенка в ясли, встает в очередь (не централизованную, а в самом саду, точнее в 3-5 садах) примерно с 7-8 недели беременности, иначе места для ребенка может и не быть.

В общем, дети попадают в сад очень рано, при этом про адаптацию речи никто не ведет: ребенка просто передают на руки педагогу и всё. Политика безопасности садов, как правило, запрещает посторонним находиться с детьми в группе — принес, отдал, расписался, ушел. Переживаешь — смотри через камеру.

Политика безопасности - вообще, самое интересное, что есть в американских садах. В частности, младенцы в яслях спят строго без одеял и без игрушек-комфортеров, потому что Педиатрическая Ассоциация предписывает таким образом уменьшать риск СДВС (синдром внезапной детской смерти — Ред.).

Исходя из этих же соображений, дети от 0 до 5 лет в садах спят дневной сон полностью одетыми и в обуви. Это требуется для того, чтобы в случае пожара вся группа смогла просто встать и выйти из помещения тут же, без паники, истерики и поиска носков. Пожарные тревоги проводят регулярно, дети знают их и не боятся, действуют собранно и на автомате.

Что касается еды — это политика каждого конкретного учреждения. Сады, которые занимаются новорожденными, с радостью принимают и хранят/подогревают грудное молоко для детей. Что касается групп детей более старшего возраста, то где-то есть кухня, которая готовит завтрак и обед, где-то кухни нет — и родители дают детям индивидуальные ланч-боксы. Где-то вместо индивидуальных обедов родители «дежурят» по скользящему графику и приносят перекусы на всю группу.

Еда, в связи с этим, тоже бывает разная. У моего сына в саду 3 раза в 5 недель на завтрак свежая теплая каша (манка, овсянка), в остальные дни — то хлопья, то сосиски в тесте, то омлет, то еще что-то. На обед всегда какое-то мясо и овощи/бобы/рис. У сада 5-недельный цикл меню, каждый день меню разное.

Прогулки в саду 2 раза в день — утром и после полдника. Продолжительность зависит от локации, погоды и политики сада. Где-то детей выводят на 15 минут, где-то - на час. Бывают вальдорфские сады, в которых дети весь день гуляют, но это особенные случаи и специальный выбор родителей.

Режим дня у детей с 3 до 5 лет примерно следующий: группа принимает детей с 7-30 утра, дети играют. В 8-8.30 начинается получасовой завтрак, после обычно читают-обсуждают книги, занимаются прописями, потом идут на прогулку. После прогулки обсуждают с педагогом «тему недели» (в основном, это окружающий мир — от смены сезонов и солнечной системы до принципов правильного питания и важности разных профессий). В 12-12.30 — получасовой обед, затем дети готовят себе спальные места, чистят зубы и ложатся на 2-часовой сон. После сна умываются, убирают спальные места и идут на полдник. Затем снова идут гулять. После прогулки играют в группе или слушают книжку в исполнении педагога. Около пяти вечера детей забирают родители.

Индия

— В Индии у мам есть только отпуск по уходу за ребенком, длится он всего лишь 12 недель, — рассказывает Мария, живущая с мужем и сыном в городе Пуна. — Няню здесь нанимают прямо с рождения, часто она работает с проживанием. Либо просят о помощи одну из бабушек. Очень большой процент матерей вообще не работает после рождения ребенка.

В сад дети идут около 2 лет. В 3-4 года начинается так называемая школа. Моему сыну четыре, поэтому он ходит в школу-сад. Государственных учреждений нет, есть спонсируемые — для очень бедных людей, которые живут в трущобах или на улицах. Родители отправляют туда малышей, чтобы те хотя бы поели. Но это все равно не прямо бесплатно, просто за очень маленькие деньги.

В среднем, сады стоят около 100 тысяч рупий в год. Лично наша семья за школу-сад платит 200 тысяч рупий (примерно 180 тысяч рублей - это по 15 тысяч в месяц). Ребенок там находится с 9 до 14 часов. Продленка до 17 часов стоит отдельных денег.

Что касается адаптации ребенка, то здесь все очень свободно. Мама может прийти сидеть с ребенком, может заходить в течение дня. Воспитатели достаточно внимательны. В Индии детей балуют. Особенно мальчикам позволено все. Хотя при этом в обычных школах-садах детей тут и шлепают, и подзатыльники раздают. Мы в школе это сразу обсудили, сказали, что для нашей семьи подобное не приемлемо. Нам поклялись, что ни за что и никогда не тронут нашего ребенка.

Еда во многих садах — вегетарианская, так как очень большое количество индусов (представителей хинду) не едят мяса. В нашем саду-школе разрешено приносить свою еду, либо платить за еду школьную. Обычно это рис, вегетарианское карри с овощами, лепешка, сладкий чай с молоком и печенье. В нашей школе есть вилки-ложки, а в обычных, традиционных дети едят руками. Их просто сажают на пол в коридоре и дают снэки. У нас меню присылают раз в неделю по почте. Также есть родительский чат для обсуждения ежедневных проблем.

Распорядок дня такой: во многих школах первом делом поют гимн. Затем утро начинается с прогулки. Правда, это зависит от погоды. В сезон дождей дети гуляют только два раза в неделю из-за большого количества комаров и эпидемии лихорадок. Затем дети играют. Те, кто постарше - идут на занятия: чтение, лепка, музыка, математика. Есть спортивные занятия. Раз в три месяца в школу-сад приглашают родителей и показывают детские достижения, рисунки, проводят по каждому ребенку индивидуальное родительское собрание.

Сон-часа как такового нет, но есть отдельная комната с матрасом на полу и подушками. Если кто-то из детей устал, то может лечь там и отдохнуть.

В Индии меня поразило то, что дети с 2 лет тут ездят в сад сами! У меня на работе много женщин с детьми. Многие коллеги хорошо зарабатывают, водят машины, но не гнушаются отправлять своих двухлеток одних на школьном автобусе. Для меня это было дико, особенно учитывая движение на местных дорогах. Вообще, «школьный автобус» в Индии - это, по сути, маленькая страшная маршрутка, либо вообще рикша.

В Индии мне не нравится, что детей в садах не учат относиться с уважением к чужому труду. За ними подбирают, убирают, вытирают. Мой сын однажды сказал: «Я не пойду с нянечкой за руку, она коричневая». Я была в ужасе. Этому его научили именно в саду. Таково отношение многих индийских семей к помощникам по хозяйству - считается, что они более низкой касты. Отсюда же — «разделение труда»: только нянечки водят детей в туалет, воспитатели ни за что не вытрут попу ребенку. Все потому, что они - представители разных каст.

Из позитива — я приятно удивлена гигиеной в нашем саду. Дети моют руки постоянно, еду для готовят в перчатках. Для сравнения: в офисе, где я работаю, про мыло никто не знает, из туалета все просто идут за рабочее место, в том числе и повар. Надо ли говорить, что еду на работу я ношу с собой.

Еще мне нравится, что в саду детям рассказывают про разные религии. Здесь отмечают и хинду, и мусульманские, и католические праздники. Хотя в целом, конечно, считается, что хинду - это лучше всего.

Израиль

— В Израиле декрет длится три месяца, поэтому большинство женщин стараются работать вплоть до родов, чтобы как можно больше из этого срока побыть с ребенком, — рассказывает россиянка Юлия, которая сейчас живет в городе Герцлия. — Плюс еще 3 месяца женщина имеет право сидеть дома за свой счет, с сохранением места работы. А дальше - выкручивайся, как можешь. Или увольняйся и сиди еще несколько месяцев на пособии. Или вызывай бабушку, нанимай няню.

Большинство же отдают ребенка в садик, здесь это социальная норма. Причем зачастую на садик уходит вся зарплата мамы (рожают в Израиле много), но все равно все женщины работают — пенсионный фонд и прочее вынуждают. Таким образом, сидящая до 3 лет с ребенком мама - это нонсенс для Израиля. И финансово не оправдано, и вообще считается довольно скучным делом. При этом в стране культ детей! Их обожают и дома, и в учреждениях.

Большинство малышей попадают в сад до года. Самое раннее — с 3-4 месяцев, самое позднее - за пару лет перед школой (в Израиле дети обязаны какое-то время перед учебой ходить в садик), но таких единицы. Для примера: мой старший сын пошел в сад в 2 года, и это редкий случай.

Адаптация зависит от сада. До 3 лет все происходит, как правило, мягко. Если ребенок явно не готов, его забирают домой пораньше. Родителям могут позвонить в любое время. В среднем, процесс привыкания длится до двух недель.

До 3 лет все садики — частные. Стоимость обучения зависит от города, разброс цен большой. Как правило, это от 2000 до 3500 шекелей (32-56 тысяч рублей в месяц). Рабочее время — с 7 до 16 часов, «русские» сады - до 18 часов.

С трех лет большинство детей идут в муниципальные сады. Они условно-бесплатные. До часу дня платить не надо, но дальше каждый час продленки - за деньги, итого получается около 1200 шекелей в месяц (порядка 19 тысяч рублей). Кружки оплачиваются, как правило, отдельно.

В частных семейных садиках может быть всего 5 малышей. В больших садах — 20-25 детей. В этом случае расчет — один воспитатель на 10 ребят. Если в группе 25 человек, то педагогов будет трое.

В саду, который посещает мой сын, еда следущая: завтрак - овощи, зерненый творог, хлеб; обед — суп, гарнир и мясо-рыба-соя; полдник — фрукты, карих (сэндвич с мягким творогом или пастой из фиников с тхиной). В русских садиках еда более привычная нам: каши на завтрак, котлеты на обед, сырники на полдник и компот.

В муниципальных садиках с 3 лет детей не кормят, еду нужно носить с собой в ланч-боксах.

До 2-3 лет дети спят днем по 2 часа. В более старшем возрасте (в муниципальных садах) — сон только на продленке. Интересно то, что дети в Израиле спят на полу, на матрасах, их раскладывают и убирают в основной комнате. Кроватки есть только в русских садиках и то не везде.

В садах здесь нет шкафчиков, вместо них — именные крючки и рюкзаки, с которыми дети приходят. Рюкзак подписывается маркером, в нем — подгузники, обувь, поильник. Кстати, по поводу воды: в Израиле очень четко соблюдают питьевой режим, следят, чтобы ребенок достаточно пил из поильника.

В целом, атмосфера в садах очень добрая: детей зацеловывают, не ломают под систему. Задача — играть до прихода родителей и ненавязчиво познавать мир.

Есть и минусы. Обыденная вещь в местных садах — вши. Во всех аптеках можно увидеть целые полки шампуней и всяких средств профилактики и лечения. Сопли — тоже обычная вещь, здесь не водят в сад только с высокой температурой или с любым сильным недомоганием. Поэтому вирусы расцветают буйным цветом. Если ты повел ребенка в сад — жди постоянные ОРВИ. Увы, как и в России, это неизбежно.

В основных моментах дошкольные учреждения похожи друг на друга: однако у детсадов в каждой стране есть свои особенности. Мы собрали наиболее интересные.

Германия

Каждый малыш имеет право ходить в или , хотя жесткого правила о дошкольном обучении здесь нет. При этом стоимость посещения детсада определяют местные власти - единого размера оплаты нет. Также работает система льгот: чем ниже доход семьи, тем больше бонусов она получает.

Как правило, малыш находится в детском саду до 15.00 - у большинства родителей есть возможность неполного рабочего дня. В то же время для очень занятых, есть детсады, где можно оставить ребенка на ночь. Нередко в местных семьях можно встретить комплексный подход: два дня в неделю малыш ходит в обычный садик, один день за ним присматривает няня (так называемая «дневная мама»), а оставшиеся дни забота о крохе ложится на плечи дедушек и бабушек.

Швеция

В этой стране есть частные и государственные детсады. При этом, как и в Германии, единого тарифа нет: стоимость посещения напрямую зависит от доходов семьи. Если оплатить детский садик затруднительно, то плата снимается, но малыш пребывает в группе меньше часов, чем остальные карапузы.

Шведский формат воспитания включает три главных задачи: физическое развитие ребёнка, и бережное отношение к природе. Поэтому малыши проводят на свежем воздухе максимально много времени, часто ходят в походы (даже в непогоду) и могут спокойно бегать по лужам, валяться на земле и так далее. В этой стране считается, что грязный ребёнок - это счастливый ребёнок!

Франция

Детей во Франции с раннего детства приучают к самостоятельности, поэтому с малых лет карапузы ходят в детский сад. Впрочем, у работающих мам нет особых привилегий на уход за ребёнком, и чтобы не потерять доход, они зачастую довольно быстро возвращаются на работу после родов. При этом во французских семьях складывается сильная связь между родителями и детьми, так что последние не спешат покидать родовое гнездо до зрелого возраста.

Испания

Местные дети начинают ходить в детский сад примерно с 3-х лет. Это скорее рекомендация, к которой прислушиваются далеко не все родители. Ситуация меняется, когда ребёнку исполняется 6 лет: посещение детсада с этого возраста является обязательным, и за «нарушение» родителей могут вызвать в мэрию на разговор, а потом и привлечь к ответственности.

Старшая группа детского сада обычно переходит в последующее школьное образование. Начиная с пяти лет, как правило, в мае, детей вывозят в лагеря: самых маленьких - на одну ночь, а тех, кто постарше - на 2-3 дня.

В целом к детям отношение хорошее, и любое проявление недовольства и агрессии - вроде драк и классово-национальных разборок, пресекаются.

США

Государственных детсадов, как и декретного отпуска, в США нет (молодой маме даётся всего пару месяцев отдыха после родов). Чаще встречаются частные семейные садики, а также корпоративные (открыты по 9 часов пять дней в неделю) — особенно в больших городах, где мамы продолжают активно работать и с появлением крохи.


Обычно в них не больше 8 детей, расписание подчинено графику ребёнка (родители заранее заполняют бланк, в котором указано привычное время питания и сна), а кормящим мамам можно приходить из офиса в свой перерыв и кормить ребёнка.

Япония

Ваш малыш – копия мамы или папы?

Дошкольные учреждения бывают полного и неполного дня. В первые принимают малышей от нескольких месяцев, развлекают, но ничему не учат. Такие садики открыты даже в субботу, ребёнка можно забрать поздно вечером. Но попасть сюда не так просто: для «пропуска» нужно доказать местной мэрии, что оба родителя проводят на работе больше четырех часов в день, а бабушки и дедушки сидеть с внуками не могут.

В детсадах сокращённого дня ребёнка нужно забирать в районе четырех часов дня, но именно они особенно популярны. Подобные садики — первая ступенька японского образования, которая поможет в дальнейшем перейти в школу при университете, а потом и в сам вуз.

Вам интересно узнать, есть ли садики в других странах или с детьми сидят няни? Как готовят деток к школе заграницей? Есть ли что нам позаимствовать у других? В статье приведен краткий обзор дошкольного образования в 9 странах мира.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки осуществляется в детских дошкольных учреждениях: яслях, детских садах, развивающих и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций детских дошкольных заведений, оказывая семье финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе.

За счет раннего развития и раннего вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Этим подтверждается известный факт: способности ребенка, его шансы на дальнейшее успешное обучение в школе и высшем учебном заведении возрастают, если малыша с раннего возраста приучить к регулярному получению знаний согласно возраста и возбудить у него естественный интерес к предмету обучения. Упущенные возможности для развития в раннем детстве гораздо сложнее или же вообще невозможно наверстать в более зрелом возрасте - и это знают специалисты в сфере образования в Соединенных Штатах и не только.

С пятилетнего возраста большинство маленьких граждан в США воспитываются в детсадах, являющимися по сути "нулевыми" классами школы. В "нулевке" ребятишек готовят к дальнейшему обучению в начальной школе, плавно переходя от активных игр к чтению, письму, счету, приобретению других необходимых для обучения навыков, способствующих лучшей адаптации первоклассников. На дошкольных отделениях общественных школ обучаются более половины всех американских детей, достигших пятилетнего возраста. Однако некоторые родители считают возможным доверять своих малышей только частным дошкольным учреждениям. Частные детские сады обеспечивают уход и обучение на высоком уровне, ведь снять дом под детское заведение в США непросто - нужно документально подтвердить соответствие возможностей намерениям.

Особенностью американских детей является то, что они в буквальном смысле держат родителей в подчинении. Такое чувство, что они манипулируют взрослыми, а тем ничего не остается, как подстраиваться под капризы ребенка.

Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов - родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо. А чтобы лучше внушить чаду семейные ценности, его с младых ногтей везде таскают с собой. В рестораны, на посиделки с друзьями, в театры, церкви… Пусть впитывает, как ведут себя родители с себе подобными, и он станет таким же: настоящим американцем!

У нас с детства внушают, что ябедничать - плохо. А здесь все наоборот! Причем донести на родителя или учителя - первейшее дело. Я в шоке, когда моя «американка» возвращается из садика и пересказывает, что говорят друзья воспитателям о своих родителях...

В Америке есть два основных метода наказания. Первый - ребенка чего-то лишают: прячут игрушки, не дают смотреть телевизор и т. д. Второй - «стул отдыха». Проказника усаживают на этот стул, чтобы он молча посидел и осознал свою вину. А перед наказанием проводят беседу, чтобы он понял, что натворил, и больше не делал так никогда.

Дошкольное образование во Франции

Большинство детей дошкольного возраста (с 2 до 5 лет) во Франции посещают дошкольные учреждения, обучение в которых является добровольным и бесплатным. В настоящее время дошкольное образование во Франции состоит из "материнских школ", соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти школы уже с 2 – 3 летнего возраста.

В садах дети делятся на три возрастные группы. В первой группе (младшей) находятся дети с 2 до 4 лет, в этом возрасте суть пребывания в детском дошкольно учреждении состоит только в игре и присмотре за детьми. Во второй группе (средней) обучаются дети с 4 до 5 лет – занимаются лепкой, рисованием и обучаются другим практическим навыкам, а также устному общению. В третьей группе (старшей) детей с 5 до 6 лет готовит к чтению, письму и счету.

Детские сады во Франции в основном работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). Однако в больших городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, также и во время каникул. Это связано с тем, что многие матери работают, а дети нуждаются в присмотре.

Дошкольное образование во Франции часто критикуют за излишек теоретической информации для дошколят и жесткую дисциплину, за отсутствие с раннего возрасте свободы выбора у ребенка. Однако, несмотря на это, французская система "материнских школ" является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Дошкольное образование в Италии

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет. Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии.

Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет. Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая. Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

Дошкольное образование в Германии

Детских садов в Германии практически нет. Зато в этой стране очень развита индустрия нянек. Чем-то средним между нянькой и детсадом можно считать так называемые «Вальфдорские школы». Это школы-интернаты, в которых дети учатся с ясельного возраста и до получения среднего образования. В каждой такой школе на каждую нянечку приходится всего по два ребенка. Все воспитатели и подавляющее большинство преподавателей – женщины. В средней школе германские дети учатся тринадцать лет и заканчивают её в 19-летнем возрасте. Основной принцип немецкой школы – не нагружать ребенка, поэтому, кстати, она считается слабой в образовательном плане.

Дошкольное образование в Германии необязательно (т.е. детские сады не входят в систему обязательного образования).

Дошкольное образование в Великобритании

Британские дошкольники в основном ходят в государственные детские сады. Правда, няньки в этой стране также существуют, но домашнее воспитание не так развито, как в Германии. В школу британцы идут в семь лет.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой – Nursery School («ясельная школа»).

Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка.

Частные Nursery School бывают разные – с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с двух лет. Что касается первых – их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников – pres school. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в presshool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно – учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия – от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей – 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький, успех. Это существенно повышает самооценку малыша и способствует развитию уверенности в себе. Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

Режим дня

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии – утреннюю (приблизительно с девяти утра до двенадцати часов дня) и дневную (приблизительно с часу до четырех вечера). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию – утром или вечером. Оплата, разумеется, будет различной – платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Как проходят занятия

Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет – здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок.

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе – и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков – поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец, наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон. Играют так же, как и их русские сверстники – катаются с горки, копаются в песочнице. Она представляет собой большой закрывающийся на замок ящик с песком, внутри которого лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки. После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.

Дошкольное образование в Австралии

Исторически сложилось так, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран – членов Организации экономического развития и сотрудничества. Для маленьких австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет.

Здесь также существуют детские сады для совсем маленьких. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные.

Следует отметить хорошие навыки воспитателей и их особенности их отношения к детям: воспитатели не жалуются родителям на то, что ребенок как-то неправильно воспитан или чего-то не умеет. Они сотрудничают с родителями, содействуя процессу воспитания.

Дошкольное образование в Израиле

За более чем полувековой путь своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока.

Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах.

Первые шаги в создании базы для будущей карьеры израильтяне делают еще в раннем детстве. Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.

Дошкольное воспитание в Южной Корее

Согласно конфуцианским традициям, любой человек находится в абсолютном повиновении у своих родителей всегда, а не до достижения совершеннолетия, как это было принято в Европе. Образ блудного сына едва ли мог возникнуть в странах конфуцианской цивилизации, ибо с точки зрения конфуцианской этики, блудный сын - это не несчастный человек, по неопытности и недомыслию допустивший трагическую ошибку, а мерзавец и негодяй, нарушивший главную и высшую этическую заповедь, которая требовала от корейца или японца беспрекословно исполнять повеления своих родителей, по возможности чаще находиться рядом с ними, оказывать им всякую заботу и помощь. В целом эта система ценностей сохраняется в Корее и в наши дни.

Чадолюбие корейцев, их пристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного из собеседников. Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, они являются объектом всеобщей любви, и даже в тех семьях, где между супругами существует разлад, он редко сказывается на детях. Интересно отметить, что, как и в Японии, так и в Корее, ребенок считался божественным созданием до семилетнего возраста.

Малолетних детей в Корее воспитывают очень либерально. Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволяется очень многое. Он может ходить по квартире, брать в руки и разглядывать что ему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Корея - это страна домохозяек большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром. Доктор Ли На Ми отметила, «что корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками чрезмерно привязаны к матерям».

Отношение меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем - жестким, суровым, ориентированном на воспитание в ребенке уважения к учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии. Воспитание, в целом, происходит в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, по которым уважительное отношение к родителям считалось высшей из человеческой добродетелей. Это и является главной задачей воспитания детей в Корее: приучение их к беспредельному уважению и глубокому почитанию своих родителей и в особенности отца. Каждому ребенку с малых лет прежде всего внушают уважение к отцу. Малейшее неповиновение ему немедленно и строго наказывается. Иное дело - непослушание матери. Хотя дети обязаны чтить свою мать одинаково с отцом, однако, в большинстве случаев ребенок часто проявляет непокорность по отношению к матери. «Почтительный сын содержит своих родителей, радует их сердца, не перечит их воле, веселит их зрение и слух, хранит покой их опочивален, доставляет им еду и питье» - так характеризует понятие «сыновья почтительность» в трактате «Не хун» («Внутренние наставления»), написанном королевой Сохйе в 1475 году. Эти представления и сегодня во многом определяют семейные отношения у корейцев.

Дошкольное воспитание в Новой Зеландии

Система дошкольного образования и развития для детей в Новой Зеландии охватывает возрастную группу, начиная, практически, от рождения и до поступления в школу (в возрасте пяти лет).

Kindergartens, работают с детьми от трех лет до поступления в школу. В настоящее время в Новой Зеландии более 600 подобных детских центров, которые посещают более 50,000 детей.

В основной массе дети младшего возраста посещают данные образовательные центры три раза в неделю после обеда. Старшие дети - пять раз в неделю в утреннее время. В отдаленных местах могут работать передвижные центры. Родители могут принимать активное участие в работе центра, между тем штатные учителя должны быть дипломированными учителями.

Playcentres, где наблюдение и контроль за детьми осуществляется объединенной группой родителей. Охватывают детей от первых дней жизни до поступления в школу. Все родители вовлеченных детей должны вносить свой вклад в работу центра и периодически привлекаются к работе с детьми. Работа всех центров координируется на местном и национальном уровне.

Education and Care services, могут предоставлять ограниченные по времени уроки, а равно принимать детей на целый день или часть дня. Охватывают возрастную группу от младенчества до поступления в школу, в зависимости от своей специализации. В Новой Зеландии действует более полутора тысяч подобных образовательных центров, и более 70,000 детей регулярно их посещают. Подобные центры могут быть частными (в настоящее время таковых 53%), принадлежать благотворительным организациям или крупным бизнесам. Наиболее распространенными среди них можно считать Barnardos, Mantessori, Rudolf Steiner.

Homebased services, сеть семей, охватываемая наблюдением одного координатора. Подобный координатор направляет детей в утвержденные семьи на согласованное количество часов в день.

Correspondence School, используется родителями детей, проживающих изолированно, либо в отдаленных районах, что не позволяет им лично быть вовлеченными со своими детьми в систему дошкольного развития Новой Зеландии. В настоящее время в их деятельность вовлечено немногим более тысячи семей с детьми дошкольного возраста.

Te Kohanga Reo, сеть дошкольного воспитания для маори, поддерживающая язык и культурные традиции этого народа.

Первая образовательная общественная институция, с которой сталкивается человек - это детский сад. Детские сады ассоциируются у нас с собственными слезами-соплями, потому что «маме на работу», или со слезами-соплями наших детей, потому что «маме на работу». Но старшему поколению все же повезло больше: в садике их ждало сбалансированное питание, прогулки в парках, водные процедуры и заботливые педагоги. Те же мамы, чьи дети сейчас ходят в детские сады, едва ли могут сказать об этих учреждениях что-то хорошее, разве только: "С воспитательницей повезло".

Выбрать детский сад в Украине поможет наш каталог « ».

Бельгия, Брюссель - Melimomes

Melimomes - типичный европейский биосадик. Био, потому что все предметы, которыми дети пользуются в детском саду, от мебели и до игрушек, сделаны из натуральных материалов, никаких пластиковых китайских игрушек. Биологическая, то есть натуральная и «близкая» человеку там также и еда: все готовят в мультиварках, в меню много овощей, фруктов и рыбы. Садик находится в дорогом квартале города, очень зелёном. На трёх детей приходится одна няня. Все садики работают с семи утра до шести вечера, а коммерческие иногда и до семи. Оплата в коммунальных садиках зависит от зарплаты родителей (есть табличка со шкалами). Чем больше зарабатываешь, тем больше платишь.

Франция, Париж - École Maternelle

École Maternelle — садик для детей от трёх до шести, в шесть начинается обязательное школьное образование. Это католический сад, что выражается в подготовке к празднованию всех католических праздников (особенно Рождества и Пасхи) и в праздновании в самой церкви вместе с отцом-настоятелем, в посещении мессы по поводу начала учебного года и необязательной воскресной школы. Сад частный, так что педагогический персонал подбирается более тщательно, здесь нет неблагополучных семей.

Испания, Валенсия, Альмусафес - El Solet

Как и во Франции, в Испании действуют ясли для детей до трёх лет. El Solet - частные ясли. Дети находятся в садике с 09:30 до 12:30 и с 15:00 до 17:00, между этими часами - сиеста, а перед ней - обед. За еду отвечают родители, а за образование - воспитатели, так что смеси для самых маленьких мамы готовят с собой. С детьми занимаются музыкой, рисованием, физкультурой, развитием психомоторики, английским. В испанских садиках дети-инвалиды, в том числе дети с ДЦП и дети с синдромом Дауна, посещают обычные детские сады и школы.

Швейцария , Цуг - Little Star Day School

LittleStarDaySchool - частный садик-школа, принимает детей от года до шести лет. Всего детей около 20, на них приходится не меньше пяти воспитателей. Садик предназначен для детей-билингвов: в нём с самого начала говорят и обучают на двух языках — литературном немецком и английском. Если родным языком является третий, то он ни в коем случае не должен подавляться в процессе обучения. Хорошо организована социализация детей: регулярно меняют детские площадки, ходят на экскурсии на почту, в магазин, в мастерскую мебели, наблюдают за пасущимися коровами и овцами, кормят птиц. Питание трёхразовое, включая горячий ленч. Соки детям не дают, а молоко — только однопроцентное. Государственные сады в Швейцарии только с пяти лет, точнее, это - дошкольная подготовка на полдня.

США, Кенсингтон - Crossway Community

Садик при благотворительной организации Crossway Community придерживается . В садик определяют детей матерей-одиночек, от трёх месяцев до шести лет. Мам обеспечивают жильём (на территории находится 37 квартир), школой и продлёнкой для детей, а также образовательными курсами. В садик ходят и дети из полных обеспеченных семей — это часть социального эксперимента. Завтрак и обед дети приносят с собою, в саду его разогревают и подают в настоящих, не пластиковых, тарелках. А вот полдник обеспечивает садик - это выпечка, которую помогли сделать дети, крекеры, фрукты, сыр. Сад закрывается в шесть вечера, но когда у мам занятия, дети остаются в саду и играют там.