Занятие психолога во второй младшей группе доу. Конспект занятия с детьми второй младшей группы с использованием упражнений на расслабление. Рисование «Колючий еж»

Занятие с детьми второй младшей группы с использованием релаксационных упражнений.

Автор: Табунщикова Наталья Владимировна,педагог-психолог
Место работы: МКДОУ"Солнышко", МКДОУ"Белочка" №62

Описание работы: Предлагаю вашему внимаю, разработку занятия направленное на работу с детьми от 3 до 4 лет. Занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе. Разработка будет полезна педагогам-психологам работающих с детьми дошкольного возраста в детских садах, реабилитационных центрах, детских домах.
Цели: развитие телесного сознания детей, в особенности их тактильное восприятие; научить детей расслабиться и сконцентрировать внимание;
Ход занятия:
1) Игра «Здороваемся необычно»
2)Игра «Волшебное перо»;
3)Игра «Зарядка для черепахи»
4))Игра-танец под песню Железновой («мы ногами топа-топ…»)
5)Ритуал – прощания
1) Игра «Здороваемся необычно»
Психолог говорит: «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.
2) Волшебное перо
Описание. Эта игра дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание.
Материалы: вам понадобится большое красивое перо. Также вы можете использовать кончики собственных пальцев.
Инструкция детям. Сядьте в круг на пол. У меня в руках волшебное перо, которым я коснусь разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновение подарит вам бодрость и веселье.
Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. После этого он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка.

3) Игра «Зарядка для черепахи»
Описание. Это очень короткое расслабляющее упражнение для маленьких детей, основное действие которого направлено на мышцы плеч и затылка.
Инструкция детям. (Дети сидят на полу.) Представьте, что вы - черепахи. Вы лежите на песке и греетесь на солнышке. Вы услышали громкий шум и прячетесь в панцирь. Поджимаете ножки и ручки, прячете голову и закрываете глазки.
Теперь опять стало спокойно, и вы медленно вытягиваете шею из панциря. Поднимите голову медленно наверх и вытяните шею. Посмотрите вокруг своими черепашьими глазами: убедитесь, что вы находитесь в полной безопасности. Теперь снова можно лежать на песке или ползать.
Я хлопну в ладоши. Когда вы услышите этот громкий звук, быстро прячьтесь в панцирь... (Громко хлопните.)
А теперь снова все спокойно, и вы можете медленно выбраться из панциря, вытянуть шею, опустить плечи и осматривать окружающее вас пространство.


4) Игра-танец «Мы ногами топа-топ..»

Все дети стоят в кругу и под музыку повторяют движения за психологом.
Текст песни:
Ма ногами топ топ топ
Мы руками хлоп хлоп хлоп

Мы головками кивнем
Дружно ручками махнем
И туда и сюда повернемся без труда

Мы подпрыгнем высоко
Прыгать вместе так легко
И туда и сюда повернемся без труда


5)Ритуал прощания
В конце занятия, предлагается всем похлопать, тем самым поблагодарить всех за занятие.

Конспект организованной образовательной деятельности педагога-психолога, с детьми 2 младшей группы

Тема: “Знакомство с Тузиком”

Задачи: эмоциональное сближение детей, развитие навыков присоединения в общении, знакомство с активными способами поведения в незнакомой обстановке, развитие воображения, обучение навыкам саморегуляции, снятие телесных зажимов.

Материал: мягкая игрушка - щенок, музыка для релаксации, мягкие маты, музыкальный центр.

Ход занятия.

1. Упражнение «Приветствие»

«Ласковые слова»

Психолог говорит: «Давайте, ребята, встанем в круг и будем передавать друг другу этот красивый цветок. Пока цветок у вас в руке, вы придумываете добрые, ласковые слова и «передаете» их вместе с цветком своему соседу. А он свои слова и цветок – своему соседу, и так по кругу».

2. Ходьба по сенсорной дорожке.

Шагают наши ножки по узенькой дорожке,
Шли, шли и к домику.

Ребята, посмотрим кто живет в этом домике?

Взрослый открывает дверь домика, показывает детям игрушечного щенка.

Упражнение “Здравствуй, пес!”

Взрослый демонстрирует поведение собаки с помощью мягкой игрушки.

Психолог предлагает детям понаблюдать, как она в незнакомой обстановке устанавливает контакты с детьми, которых впервые видит.

Дети отмечают активность, быстроту движений, открытость и доверчивость, желание вильнуть хвостом всем. Дети представляют себя собакой, изображают позу, движения, повадки животного. Затем дети разбиваются на пары и активно руками, телом, головой прикасаются друг к другу, заглядывают в глаза, улыбаются.

3. Упражнение “Собачье имя”

Дети, сидя в кругу, по очереди угадывают имя собаки, наиболее ей подходящее. Затем выбирается лучшее.

4. Физминутка “Тузик”

Вот он крутится волчком,

Дети кружатся на месте, руки держат на поясе.

Тузик, Тузик, хвост крючком.

Кружатся в противоположную сторону.

Вот летит во весь опор

Подскоки на двух ногах

То на речку, то во двор.

То дежурит у ворот -

Приседают.

Словом, дел невпроворот.

Подскоки на двух ногах.

5. Игра «Лохматый пес»

Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, психолог говорит:

«Вот лежит лохматый пес,

в лапы свой, уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит –

не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

и посмотрим – что же будет?».

Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту). Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

6. Игра «Щенки и автомобиль»

Дети садятся на стульчики или скамейки на одной стороне комнаты или площадки. Это щеночки в своих домиках. На противоположной стороне площадки стоит психолог, изображая автомобиль. На слова психолога: «Побежали, щенки, играть во двор» - дети бегают по площадке. Психолог через некоторое время говорит: «Осторожно, автомобиль едет, щеночки, в свои домики». Автомобиль, выехав из гаража, едет в сторону щенков. Щеночки убегают в свои домики (садятся на стульчики). Автомобиль возвращается в гараж.

7. Упражнение-релаксация “Солнечный щенок”

Представьте себе, что солнечный щенок заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

8. Прощание

Дети по очереди подходят к игрушке-собаке, гладят, называют по имени.

Затем говорят: “До свидания Тузик”, - сначала громко, потом тише, затем шепотом.

Цель:

1. Создание положительного эмоционального настроя в группе.

2. Развитие умения действовать соответственно правилам игры.

3. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентация в собственном теле.

4. Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов).

5. Развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

Игрушки божьих коровок,

Рисунки божьих коровок,

Корзина с фруктами,

Краски черная и красная.

Ход занятия:

Психолог - приветствие.

Психолог - Дети, сегодня нас ждут много приключений, знакомства с новыми героями. Но с начала нам нужно отправится в сказочный лес.

Дети идут по рифленым дорожкам, прыгают на мячах, перешагивают через кочки. Все это происходит под музыку.

Психолог - Посмотрите, кто там стоит на тропинке?

Дети- Это зайчик!

Психолог - А что наш зайка любит кушать?

Дети отвечают.

Психолог - Наш зайка какой-то грустный. У нашего заиньки произошла беда, он нес корзинку своим деткам и рассыпал ее. Посмотрите сколько на полянке овощей лежит. Огурец, какого цвета? А помидор? А капуста? Посмотрите, помидор какой формы? Дети смотрят на овощи и называют их. Давайте нашему Зайки поможем и соберем в его корзинку только морковку.

Звучит ритмичная музыка и дети начинают собирать морковку в корзину.

Психолог - Молодцы, вы настоящие помощники!

Психолог - Ребята, давайте пойдем дальше, посмотрим что нас ждет дальше.

Вдруг из-за кустов появляется Медведь.

Психолог - Посмотрите, это же мишка. Какой он большой, коричневый, какой он мягкий, с длинными когтями. А где у мишки ушки? А у деток? А где у мишки ножки? А у вас? А глазки? А ротик? А носик?

Дети рассматривают медведя.

Психолог - детки, а наш Мишка хочет что- то сказать. Психолог подносит мишку к своему уху и передает слова мишки детям. Он просит чтобы мы с ним поиграли.

Он предлагает поиграть с ним в игру «прятки», но не обычные, а медвежьи.

Когда он скажет глазки, вы закрываете глазки, когда он скажет носик, вы закрываете носик, когда он скажет ротик, вы закрываете ротик. Договорились?

Психолог- все большие молодцы, но нашему мишке вы так понравились, что он не хочет вас отпускать и предложил с ним сыграть еще в одну игру. Называется она «Быстрый мишка».

Светит солнышко, мишка спит, все детки гуляют по полянке.

Вдруг солнышко ушло, мишка просыпается и хочет поймать ребятишек. Дети убегают в объятья к своим воспитателям. Игра продолжается 2 - 3 раза.

Психолог - мишка хочет рассказать свою любимое стихотворение, а мы попытаемся запомнить и придумать движения.

Мишка косолапый по лесу идет Двигаются из стороны в сторону

Шишки собирает, песенки поет Наклоны в низ

Вдруг, одна из шишек Мишке прямо в лоб Ладонью дотрагиваемся до лба

Мишка рассердился, и ногою топ Топаем

Психолог - ребята, какие вы все большие молодцы!!!

Психолог - (берет мишку в руки) Мишка принес нам сегодня рисунки. Посмотрите, что здесь нарисовано?

Психолог - правильно полянка! Но вот беда, на нашей полянке нет травы. Давайте нарисуем нашей полянке зеленую красивую травку.

Психолог - Молодцы ребята! Ну а теперь пойдем те дальше.

Дети идут по тактильным дорожкам под музыку.

Психолог - смотрите, какая хорошая белочка. Ребята, какой у нее пушистый хвост.

Какого она цвета? А что она любит кушать?

Наша белочка очень любит играть. И с нами она тоже очень хочет поиграть.

Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине и говорит:

Психолог - Ребята, белочки захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.

Психолог - молодцы, но к сожалению наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

Дети идут под стишок

Прямо по дорожке – топ топ-топ!

Мы сегодня поиграли

Топ-топ-топ-топ

Много нового узнали

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп (в одну сторону)

Все на славу потрудились

Топ-топ-топ-топ

И чуть-чуть повеселились

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп (в другую)

Было весело нам с вами!

Друзья, Спасибо!!! До свидания (машем!!!)

Психолог спрашивает понравилось ли детям в сказочном лесу? Что больше всего им запомнилось?

Список литературы:

1. А.С. Роньжиной «Занятие психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

2. Е.Е. Хомякова «Комплексное развивающие занятия с детьми раннего возраста».

3. Е.В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду».

4. Е.Я. Янушенко «Это может Ваш малыш».

Цель: снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого.

Задачи:

  • способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива;
  • развивать произвольную саморегуляцию;
  • способствовать снятию мышечного напряжения у детей.

Оборудование: кукла – бибабо котенок, сундучок, игрушка пчёлка, браслетики с изображением пчелок, стол светящийся с песком, волшебная палочка, зеркальный шар с проектором, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Ритуал приветствия: "Здравствуй, я котик".

Психолог надевает на руку куклу - котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется ласковым именем, например: "Здравствуй, я котеночек! А ты? - Здравствуй, а я - Машенька! "

Психолог:

Ребята, котенок принес сундучок, а что в нем вы должны отгадать.

Психолог читает загадку:

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? ....(Пчела)

Психолог предлагает детям сыграть в игру:

А для этого нужно превратиться в пчелок (дети одевают браслетики с изображением пчелок).

Логоритмическое упражнение: “Пчелки”.

Пчелки уснули, а утром они проснулись, потянулись.

Раз – росой они умылись,
Два – изящно покружились,
Три – нагнулись и присели,
А на четыре – полетели.
Ж-ж-ж-ж...(ребята выполняют движения в соответствии с текстом)

Психолог:

Вы хотите узнать, что снится пчелке?

Дети подходят к столам с подсветкой для рисования на песке, выполняют рисунок в соответствии с текстом:

Снится пчелке, что летает она высоко в облаках (рисуют облака).

Летела, летела и увидела цветочек (дети рисуют одним пальчиком цветок).

Подлетела, понюхала – чудесный запах!

Покажите, как он капает? (рисуют капельки подушечками пальцев.)

От дождя целый ручеек получился (3- мя пальцами рисуют как бежит ручеек).

Решила пчелка обсушиться – легла и крылышки свои подставила солнышку (рисуют солнышко).

Молодцы! Вот такой приснился сон пчелке.

Психолог:

А теперь из пчелок мы превратимся в веселых артистов. Волшебная палочка нам в этом поможет (психолог прикасается к каждому ребенку волшебной палочкой).

Игра “Тренируем эмоции”

Улыбнитесь как кот на солнышке;

Как хитрая лиса;

Нахмурьтесь как осенняя тучка;

Покажите: как испугался заяц, увидевший волка;

Как котенок, на которого лает собака.

Игра “Поймай солнечных зайчиков”

Включается зеркальный шар с проектором и ребятам предлагается поймать “солнечных зайчиков”.

Дети ловят и считают “зайчиков”, затем их выпускают.

Психолог:

Устали ребята ловить зайчиков. Предлагаю вам лечь на полянку (маты).

Упражнение “Радуга”.

Звуковое сопровождение упражнения: “Лесные звуки”.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами лежим на мягкой зеленой травке. Над нами чистое голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и дарит нам свое настроение. Давайте посмотрим на ее цвета.

Красный и оранжевый дают нам тепло и силу. Мы становимся сильнее, нам тепло и приятно. Желтый цвет дарит нам радость. Солнышко тоже желтого цвета, его лучики гладят нас, и мы улыбаемся. Зеленый цвет – это цвет травы и листьев. Нам хорошо и спокойно. Голубой и синий – цвета неба и воды, мягкие и освежающие, как вода в жару.

А теперь открывайте глазки и вставайте. Давайте протянем ручки к нашей радуге и запомним все ощущения, которые она нам подарила.

Психолог проводит с детьми рефлексию пройденного занятия:

Что запомнилось? Какие упражнения понравились больше всего?

Ритуал прощания.

Дети по кругу говорят друг другу: “До свидания, (имя)!” Прощаются с котиком, психологом.

Цель :

· Развивать способность видеть положительное в себе и других;

· снизить проявление симптомов агрессивности, гиперактивности;

· развивать способность к эмоционально-волевой регуляции;

· развивать воображение;

· снять мышечные зажимы, психоэмоциональное напряжение;

· активизировать эмоциональное и моторное самовыражение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект развивающего занятия

педагога-психолога

с детьми 2-младшей группы.

Цель :

  • Развивать способность видеть положительное в себе и других;
  • снизить проявление симптомов агрессивности, гиперактивности;
  • развивать способность к эмоционально-волевой регуляции;
  • развивать воображение;
  • снять мышечные зажимы, психоэмоциональное напряжение;
  • активизировать эмоциональное и моторное самовыражение.

Оборудование: мягкая игрушка, мяч, краски, листы бумаги (по два на каждого ребенка), шапочки-снежинки, магнитофон, аудиозапись.

Ход занятия:

Ритуал приветствия: В кабинете детей встречает психолог с котом Мохнушкой (мягкая игрушка). Дети здороваются с Мохнушкой.

Ребята, какие ласковые слова вы можете сказать Мохнушке (дети называют ласковые слова и гладят кота).

Спасибо, дети. Мохнушке было очень приятно. А вы хотите с ним поиграть? Попросите его. (Дети просят: поиграй с нами, пожалуйста. Проводится игра «Щекотушки» (психолог хвостом мягкой игрушки щекочет детей).

А сейчас наш котик хочет отдохнуть (Кладем игрушку на стол). А мы покажем ему какие игры знаем. (психолог собирает детей в круг, напевая песенку из к/ф «Золушка»)

- «Встаньте дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг,

Ты мой друг, и я твой друг,

Самый верный друг»

Ребята, вы говорили много хороших слов Мохнушке, как вы думаете ему было приятно? («ДА»). Тогда сейчас, передавая мяч по кругу, скажем добрые слова друг другу.

Игра «Добрые слова»

Добрые слова не лень

Повторять нам целый день.

Галя выглядит опрятно,

Разве это не приятно?

Сколько раз сегодня Настя

Друзьям сказала слово «здравствуй»?

А добряк наш Алексей

За все благодарил друзей.

Замечательный народ

В детсаду у нас живет!

(дети говорят друг другу комплименты)

Ребята, как вы думаете, вам говорили правду, когда передавали добрые слова?.......

Я уверена, что все это действительно про вас. И всем нам было приятно это услышать, поэтому давайте чаще говорить друг другу комплименты.

Кстати, Мохнушка приготовил вам сюрприз – разноцветные краски (психолог достает коробку с красками) и сейчас приглашает вас за столы(на столе лежат приготовленные листы бумаги).

Упражнение «Непослушные краски»

Ой, ребята, что-то в коробочке скребется, что там происходит (психолог смотрит в коробку и быстро ее закрывает). Ребята, там такие непослушные краски, выскакивают из баночек, я даже боюсь открывать коробку. Если они вдруг выпрыгнут к вам на листочек, то вы быстро ловите их, прикрыв вторым листком (показ), хорошо. (Психолог капает кляксы на листочки детей, дети прикрывают вторым листком, получается отпечаток кляксы)

Посмотрите, какие интересные рисунки у нас получились, давайте постараемся понять, представить на кого или на что похожа ваша «клякса».

Моя клякса похожа на….. А ваши на что похожи, расскажите нам с Мохнушкой.

(дети рассказывают, педагог помогает)

Спасибо ребята, очень интересно получилось. Давайте положим рисунки на стол, чтобы они высохли. Спасибо Мохнушке за такие интересные непослушные краски.

А теперь, ребята, Мохнушка зовет нас на улицу (дети выходят на ковер).

Кто мне подскажет, какое сейчас время года? Какие приметы зимы вы знаете? Правильно, зимой много снега. Давайте мы произнесем волшебные слова и превратимся в снежинки: «Кружись, кружись, кружись и в снежинку превратись» (психолог одевает шапочки «Снежинки»)

Игру «Снежные узоры » (звучит вальс к/ф «Мой ласковый, нежный зверь»)

Представьте, что вы – летящие с неба снежинки. Раскиньте руки и свободно передвигайтесь и кружитесь по комнате. Снежинки летают и сплетаются вместе - по две снежинки в одном комочке, кружатся, взявшись за руки.

Подул ветерок и снежинки разлетелись по одной кто куда.

А теперь снежинки опять встретились друг с другом и сплелись по три снежинки, и опять кружатся вместе.

Вновь подул легкий ветерок, снежинки летают медленно, плавно кружась.

А теперь началась буря – снежинки летают стремительно, быстро, но стараются не сталкиваться друг с другом, чтобы не сломать свои лучики.

Буря утихла, но собрала все снежинки в один большой сугроб, собираемся вместе, тесно прижимаясь друг к другу.

Столько снега нападало пора опять в детишек превращаться: «Кружись, кружись, кружись и в ребенка превратись» (снять шапочки).

Игра «Снеговик»

Выпал снег, вышли ребята лепить снеговиков – легкими хлопками «лепим» на себе толстые ноги, руки, бока, шею. Голову, глаза, нос морковкой и улыбку.

Вот он какой получился (ставят ноги на ширину плеч, руки немного разводят в стороны, пальцы растопыривают и улыбаются).

Солнышко пригрело, и снег начал таять – повисают руки, голова, спина, одновременно с ними медленно сгибаются колени.

Растаял снеговик, осталась одна лужа – лежать на полу, все мышцы расслаблены.

(Звучит расслабляющая музыка, звуки природы)

Скоро весна. Солнце согревает ваши руки, ваши ноги, ваше туловище. Вам стало тепло и приятно.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать,

Потянулись, улыбнулись,

И опять к игре вернулись.(дети встают)

Ребята сейчас у нас идет Масленая неделя, и я хочу предложить вам поиграть в новую игру «Блины».

Игра «Блины».

Давайте печь блины – беремся за руки и встаем тесным кружком.

Наливаем тесто – держась за руки, отходим назад максимально широко, (чтобы получился большой блин)

Печем блин – держась за руки одновременно, слегка приседаем, при этом имитируют шипение блина звуком «ш-ш-ш».

Мажем блин сметаной – расцепляем руки, и двигаем ими волнообразно вверх-вниз, кисти мягкие и пластичные.

Скручиваем наш блин –делаем перед собой руками движение «моторчик».

Раскрываем широко рот, вот так – раскидываем руки в стороны, и со звуком «а-а-ам»

сбегаемся к центру, соединяя ладошки с хлопком.

Хотите еще блинчик спечь, с чем будет блинчик? (повторяем игру еще раз)

Ритуал прощания

Молодцы ребята. Мне сегодня очень понравилось с вами играть, было очень интересно. Мохнушка говорит, что вы дружные, веселые дети и большие фантазеры. До свидания ребята. Я вас люблю.