Занятия с логопедом — как понять, что ребенка нужно вести к специалисту? Как определить, нужен ли ребенку логопед? Нужен ли логопед в 5

Рассказывает сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Кисилева.

— Смотрите, а на елке сыски висят.

...Мы с Мишкой так и покатились.

Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — «сыски»...

— Я правильно сказала сыски! Это у меня зуб вывалился и свистит...

— У меня целых три вывалилось, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки!

...Глядя на них я так хохотал, что даже проголодался...

Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

В. Драгунский «Заколдованная буква »

Картавить разрешается

Произносить звуки неправильно детям разрешается до 4,5-5 лет, говорят логопеды. Более того, в этом возрасте они имеют полное право на коверканье слов. У них еще идет формирование звукового строя речи, и дети как бы пробуют разные варианты звукопроизношения.

Ребенок может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука «р» или твердого «л»... К 4-5 годам произношение обычно самостоятельно выправляется и помощь логопеда большинству детей не бывает нужна.

На самом деле неумение четко произносить пресловутое «р» или «ш» - не самая большая беда в жизни. И логопеды иногда высказывают крамольную мысль: ну и пусть не выговаривает... Если только вы не прочите своему малышу карьеру политика или актера и «лыба» не вызвана патологией речи.

Чем старше ребенок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможным. Так что, если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи у подростка вам будет трудно.

Но иногда (и, к слову, в последнее время все чаще и чаще) неумение говорить правильно бывает вызвано у ребенка именно патологией речи. И вот тут уже плохая дикция обернется трудностями при письме и чтении, а, значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда вам не обойтись.

В то утро я быстро справился с уроками, потому что они были не трудные. …Я сочинил предложение: «Мы построили салаш». А больше ничего не было задано.

В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера»

Не теряйте гласные!

Насторожиться и заподозрить, что не все с речью вашего ребенка в порядке, родители должны при таких ошибках.

Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо слова «шапка» он говорит «сапка» - это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяет их.

Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, а даже если ему 2 года и он только заговорил, ведите его к логопеду.

Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 3, и даже в 4 года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов.

Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака».

Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные - это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется в двух-трехлетнем возрасте.

Ребенку больше 3,5 лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями.

Точно так же, как если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через рот, а ведь наша речь предполагает носовое дыхание.

А у нас сегодня кошка

родила вчера котят…

С. Михалков «А что у вас?»

Кто припас словарный запас?

Логопед не только «ставит» звуки, он проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и зрительная память… Умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами…

К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды… К сожалению, сегодня без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Хорошо, когда в семье есть бабушка, которая и сказку почитает, и переключит боевик на отечественный мультик. Но даже чрезмерно занятые папа и мама могут выкроить минуты для разговора со своим малышом. Просто в то время, когда вы варите борщ, меняете колесо в машине, работаете на компьютере, поясняйте ему, что вы делаете.

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одного стихотворения - это тоже повод обратиться к логопеду.

Три года - возраст почемучек. Но дети, которые плохо запоминают, - мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы. Нелюбознательность ребенка - тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана не особенностями развития, а неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложненной маминой беременности или тяжелых родов.

К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 годам и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

Перед школой надо уже четко знать, где «право», где «лево», что такое «вчера» и что такое «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушено зрительное и временное восприятие.

Так что на самом деле всем детям перед школой полезно посетить логопеда. Специалист посмотрит, соответствует ли развитие вашего ребенка возрасту, и подскажет, на что надо обратить внимание и как вам с малышом в преддверии школы заниматься.

Игры, тренирующие речь

У кого ловкие чуткие пальчики - у того хорошая развитая речь. Развить мелкую моторику помогут такие игры:

Насыпьте в одну коробочку горох, в другую фасоль, поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупу в общую кастрюлю. К 3-4 годам у нормально развивающегося ребенка действия должны быть скоординированными.

Спрячьте в кастрюлю с крупой маленькую игрушку - пусть ребенок копается в крупе, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы малыш на ощупь отгадал, что там спрятала мама.

Зрительную память тренируем так.

Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Справа от дома - ели, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы… Пусть перерисует эту картину в точности. Не так важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если малыш деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не замечает детали и зрительное восприятие у него нарушено.

Теперь тренируем слуховую память.

Различает ли ваш ребенок бытовые шумы? Попробуйте, сможет ли он не глядя, на слух определить, что какой звук издает: работающий миксер, закрывающаяся дверца холодильника, спичка, чиркающая о коробок…

А чтобы ребенок соотносил себя в пространстве…

Постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой... А если развернуться в другую сторону?

Не ждите молниеносных результатов. Придется десятки раз проделать эти упражнения, прежде чем речь улучшится.

Личное мнение

Елена Цыплакова:

Лично у меня никогда не было необходимости заниматься с логопедом. Но вот когда начались съемки «Кармелиты» (Елена Цыплакова - режиссер популярного сериала. - Ред.), выяснилось, что такого рода проблемы есть у Маши Козаковой, исполняющей в сериале роль Хитаны. Она сразу же начала заниматься со специалистом. Для актера правильная речь - это очень важно.

Совершенствование произношения и речи – важный аспект развития ребенка. И конечно, родителям становится тревожно, если им кажется, что ребенок разговаривает не столь хорошо, как мог бы к определенному возрасту.

В каком возрасте вести ребенка к логопеду?

Есть определенные стадии овладения родным языком – давно разработаны нормы, к какому возрасту какая стадия должна быть пройдена. Правда, в нынешнее время все чаще звучат мнения о том, что все ребятишки развиваются по-разному, и не всегда «торможение» с речевым развитием означает, что ребенку нужен логопед – иногда нужно просто немного подождать…

Но все же ориентироваться на среднестатистические показатели стоит – хоть это и «средняя температура по больнице», вреда от посещения логопеда точно не будет.

Если даже ваш малыш немного «опаздывает», несколько занятий с этим специалистом, возможно, смогут ему помочь заговорить лучше!

  • До годовалого возраста дети осваивают около двух десятков основных слов, состоящих из одного-двух слогов (это, конечно же, «мама», «папа», «дай», «на», и т.д.).
  • К двухлетию словарный запас расширяется, в речи начинают встречаться слова из трех и более слогов, малыш объединяет их в осмысленные фразы («Иди сюда!», «Дай ручку!», и т.п.). Иногда фразы длинные, но, по сути, являющиеся лепетом – то есть в них отсутствует согласованность построения предложений, падежей слов и т.д.
  • К пяти годам ребенок должен овладеть произношением всех звуков родной речи, научиться формулировать предложения, перестать избегать ошибок в склонениях, падежах, создании множественного числа, подстановках местоимений и т.д. То есть, пятилетка должен уметь разговаривать наравне со взрослыми – но, конечно, в рамках доступных его пониманию тематик.

Учтите, что дети очень по-разному достигают полного овладения языком: например, четырехлетка может вполне грамотно формулировать фразы, но при этом «глотать» звуки и не произносить «р». Или наоборот – при нормальном произношении коверкать слова и коряво составлять фразы, испытывать трудности со словесным выражением своих мыслей.

Но определяющее значение имеет итог – если малыш не подтянул все речевые навыки, то надо решить, нужен ли логопед ребенку в 5 лет.

Какие признаки говорят о необходимости обращения к логопеду?

Нужен ли ребенку логопед или стоит набраться терпения и подождать, пока сын или дочь научатся разговаривать сами?

Чтобы это понять, нужно обращать внимание на характер речевых проблем. Вот что говорит о том, что ребенку нужно посетить логопеда:

  • Замена определенных слов совершенно несхожими по звучанию выдуманными словами: например, вместо «рыба» — «ки», вместо «собака» — «мыа», и т.п. Даже маленькие дети, когда не могут произнести какое-то слово, стараются произносить нечто похожее по звучанию (то есть понятно, что малыш имеет в виду именно то, что надо, только не может правильно озвучить) – но обилие странных, нелогичных замен слов говорит о проблеме логопедического характера!
  • Перестановка слогов, подстановка неправильных звуков в слова. Например, вместо «теперь» — «петерь», вместо «ложка» — «лофка», и т.д. Для трехлетки это более-менее нормально, но в возрасте пяти-шести лет это уже считается проблемой.
  • Распространенная проблема – картавость, не произношение буквы «р». Либо, что встречается реже – шепелявость, то есть насыщение речи шипящими вместо других согласных.
  • Малый словарный запас, простота и скудость речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Так бывает у мальчиков и девочек, которым мало и с которыми мало общаются, обходясь окриками и короткими бытовыми фразами. Но так случается и с теми ребятишками, которые не испытывают дефицита качественного общения – и тогда это проблема либо логопеда, либо психолога.
  • Бывает, что ребенок вообще говорит невнятно, мямлит, может разговаривать только , «глотает» много звуков, из-за чего речь становится малопонятной. Если это происходит в возрасте старше трех лет – налицо логопедическая проблема.

Учтите, что в ряде случаев малышу нужна не только сугубо логопедическая, но и психологическая помощь, чтобы заговорить хорошо – и логопед обязан перенаправить маленького пациента к психологу, если это необходимо. Сайт «Красивая и Успешная» советует в этом случае не пугаться, а своевременно проконсультироваться с этими специалистами!

В ГОРОДЕ ОРЕНБУРГЕ ПРОХОДИТ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ» В ЧАСТИ БЛАГОУСТРОЙСТВА ДВОРОВЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ОРГАНИЗАЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИЛЕГАЮЩИХ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ.

ПРОСИМ ПРИНЯТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ ДАННОНГО ПРОЕКТА НА ОФИЦИАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА!

Нужен ли логопед ребенку в 5 лет

ТЕСТ - Нужен ли вашему ребенку логопед?

Считается, что раньше, чем ребенку исполнится 5 лет, обращаться к логопеду не надо.

К 5 годам речь ребенка во многом сформирована. Самым благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 лет. Именно тогда родителям нужно задаться вопросом: «Все ли хорошо с речью ребенка?»

Этот вопрос особенно актуален, если у матери были проблемы во время беременности или родов. Если ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи.

Тогда логопед не будет обращаться к родителям с вопросом: «Где же вы были раньше?»

Чем раньше логопед обнаружит нарушения речи (если таковые имеются), тем проще будет все исправить.

Нужен ли вашему ребенку логопед?

Пройдя следующий тест, вы узнаете, нормально ли развивается речь вашего малыша, и не пора ли идти к логопеду?

8. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (С, З, Ц), несколько позднее шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).

(10 понравилось, средний балл: 5,00 из 5) Loading ...

logoportal.ru

Центр детского развития, Детский Клуб Академики - Нужен ли моему ребенку логопед?

Нужен ли ребенку логопед?

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи. Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи.

Сейчас активно разрабатываются методики ранней (до года) диагностики тяжелых нарушений речи, система помощи детям такого раннего возраста еще недостаточно развита. И все же чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.

Ребенка следует отвести к логопеду в следующих случаях:

если в 3-3,5 года

ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

он не повторяет за Вами слова,

или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Детский логопед поможет:

скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;

подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму);

провести занятия, направленные на общее развитие речи.

akademiki-club.ru

👌 Логопед для ребенка 3-х лет: нужен ли он?, дошкольники

Этим вопросом я задалась недавно, когда вдруг ко мне пришло осознание, что моему ребенку скоро четыре года, а он еще далеко не все буквы выговаривает. Ну ладно, звук «р». Еще не говорит чисто, но вовсю старается, «рычит». А вот «ж» и «ш» у нас упорно звучат, как «з» и «с». Точно не припомню сейчас, но, по-моему, старшая дочь в этом возрасте уже говорила чисто. И у меня, и у мужа в семье никаких проблем в этом плане нет, все родственники говорят правильно.

До пяти лет не беспокоиться?

Задумалась я после разговора с коллегой, которая рассказала, что водит свою дочку на занятия с логопедом. Она же сказала мне, что в нашем городе пробиться к этому специалисту непросто – к одному нужно записываться с начала учебного года, у другого тоже все занятия расписаны, а в поликлинике обращают внимание только на тех, у кого совсем дела плохи. Все это не раньше пяти лет и запись к специалисту на год вперед. Коллега меня успокоила тем, что якобы до пяти лет можно не переживать. Но, как ей же сказал врач, сходить на прием можно в любом возрасте. Пошерстив интернет, я выяснила, что не только можно, но и нужно, что существуют занятия и для совсем маленьких детей. Другое дело, что работа с такими детьми требует особой подготовки врачей. А я настолько далека была от логопедических проблем, что даже и не беспокоилась, уверенная, что всему свое время.

Домашние занятия

После праздников сразу побегу записываться к логопеду, а пока мы, не откладывая на потом, начали заниматься дома. Мой ребенок начал говорить вовремя, сейчас он быстро запоминает стихи, рассуждает, пересказывает прочитанное, болтает без умолку и неплохо выражает свои мысли - это благодатная почва для занятий. В инете нашла несколько упражнений.

Непослушная «ш»

Для начала я прочитала сыну рассказ любимого мной в детстве Драгунского «Заколдованная буква». После того, как мы дочитали рассказ про три варианта звучания слова «шишки», спросила у сына: «А на самом деле, что на елке было?» Он сказал: «Бантики и шарики!».

Упражнения для языка

Выбрала несколько из тех, что сама более-менее поняла. 1. Сделать чашечку из языка. 2. Сдувать ватку с носа, направляя воздух по высунутому языку. 3. Изобразить лошадку («цокать»).

Отталкиваясь от других звуков

1. Произносим звук тс-с-с долго, протяжно. Если спрятать язык дальше за зубы, получится звук похожий на «ш». Пока у нас все та же «с»... 2. Так как букву «р» сын уже худо-бедно произносит, прошу его говорить ее шепотом. При этом должна получаться буква «ш». Должна. Но не получается…

Никаких сюсюканий! Я не склонна сюсюкать с детьми, но говор сына порой так умиляет, что в шутку отвечаю ему в тон. Больше не буду. Лепка, рисование, и все, что развивает мелкую моторику, нам на пользу. Вот в выходные и займемся.

Девушки, а у ваших детей были проблемы с произношением звуков? Поделитесь вашим опытом и развейте мои сомнения – в три года «зукИ» и «сыски» - это возрастное или надо уже к логопеду?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в Яндекс Дзен, Вконтакте, Одноклассниках, Facebook и Pinterest!

alimero.ru

Некоторые ошибочно полагают, что консультация логопеда бесполезна до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет. На самом деле, к логопеду можно и нужно обращаться раньше. У ребенка может закрепиться автоматизм неправильного произношения, и тогда его придется переучивать, а не учить, а это намного сложнее и займет больше времени.

Итак, помощь логопеда необходима, если ребенку:

  • - 7-8 месяцев, но он по-прежнему не реагирует на речь, адресованную ему, а также не поворачивает голову, когда вы называете его имя.
  • - 12 месяцев, но кроха не употребляет в своей речи от 8 до 10 коротких слов, типа «мама», «папа», «баба», «ням», «ав-ав».
  • - 2 года, но он совсем не разговаривает, общается жестами.
  • - 2,5 года, но ребенок не умеет объединять слова в небольшие фразы, типа «дай пить».
  • - 3 года, но он неточно воспроизводит элементарные ритмы, не может выполнять обычные артикуляционные движения (высунуть по просьбе язык, например), не научился глотать слюну.
  • - 3-4 года, но малыш сокращает длинные слова, искажая их до неузнаваемости; переставляет слоги в слове; произносит не слова, а лишь отдельные слоги; не выговаривает слова полностью, до конца; неправильно произносит звуки, путает их; не делает паузы между словами и фразами.
  • - 5 лет, но дошкольник не может составить простое предложение, описывая картинку; у него не получается установить во время рассказа последовательность действий (просто перечисляет предметы); не пытается составлять грамматически правильные предложения, в которых слова должны быть согласованы (род, число, падеж); не использует в речи союзы и предлоги.

Не бойтесь обращаться за помощью, даже если ребенок младше 2 лет. Ранняя консультация логопеда – неоценимая польза для родителей. Специалист проанализирует ситуацию и выявит проблему, обучит маму или папу приемам речевой компенсации, разработает специальный комплекс упражнений.

Как организовать логопедические занятия дома?

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться. Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики. «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.). Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки) разрезные картинки из двух и более частей. Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и.т.п.). Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию». Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д. Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

  • игры на развитие мелкой моторики,
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
  • игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
  • игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша!

Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15–20 минут.

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

romahka-nfdou11.edumsko.ru

С развитием современных технологий в области медицины и психологии набирает огромную популярность весьма интересная профессия - логопед. Давайте узнаем, что это за специалист, какие задачи он решает и в чем преимущества работы логопедом.

Кто такие логопеды?

Это специалисты, которые исправляют речевые дефекты, прибегая к различным коррекционным методикам. Они работают как с детьми, так и со взрослыми. Например, очень часто пожилые люди, перенесшие инсульт, теряют речевые способности, в таких случаях становится незаменимой одна профессия - логопед! Именно он составляет индивидуальный план лечения, согласно которому устраняются такие недостатки речи, как картавость, заикание или шепелявость. Практически у всех маленьких детей случаются подобные проблемы, по мере взросления у многих они проходят сами собой, а вот некоторые нуждаются в особой помощи.

Как возникла эта профессия?

Логопед - это относительно новая специальность, она появилась примерно 50-60 лет назад, когда люди перестали считать, что проблемы с произношением связаны с физическими недостатками. Западные врачи первыми определили природу проявления речевых дефектов и с середины ХХ века стали применять психологические методы для их устранения. Современные методики позволяют добиться весьма внушительных результатов за короткие сроки.

Профессия логопед-дефектолог: особенности и социальная значимость

Следует разобрать, к какому типу профессий относится эта специальность. Считается, что логопед - это человек, сочетающий в себе талантливого педагога и опытного врача. Он должен безошибочно определять причину возникновения речевого дефекта и грамотно составлять эффективные упражнения и техники для устранения проблем. Для этого профессиональному логопеду следует досконально знать, как устроена человеческая физиология, в частности устройство речевой системы и связанные с ней патологии. Помимо этого, хороший специалист должен обладать специальными навыками, например, умением делать для расслабления мышц гортани и других органов глотки.

Можно без преувеличения сказать, что логопед - профессия будущего. Ведь именно он обучает людей правильно говорить, а речь является самой главной составляющей коммуникаций всего человечества: благодаря ей мы можем общаться с другими, делиться мыслями и передавать информацию.

Зачастую человек, у которого есть речевые нарушения, ощущает себя неполноценным, у него могут возникнуть серьезные комплексы, негативно влияющие на всю его жизнь. Вот почему профессия "логопед" является незаменимой, эти специалисты устраняют многие дефекты речи, обучают правильно произносить звуки и тем самым практически меняют судьбу человека. Помимо этого, они оказывают и психологическую помощь: помогают влиться в общество, адаптируют человека под социальную жизнь и способствуют его развитию в плане самосовершенствования.

Какими качествами должен обладать логопед?

По сути, логопед является своего рода учителем, который должен проявлять огромное терпение и понимание к своим ученикам. Самые главные черты в характере - это любовь к детям, терпеливость, эмоциональная сдержанность, спокойствие, любознательность, усидчивость, стойкость и выдержка, потому что результаты проделанной работы заставляют часто ждать себя очень долго. С некоторыми людьми приходится заниматься больше 2-3 лет, чтобы достичь видимых улучшений.

Если с детишками работать проще, ведь они быстро учатся, то со взрослыми дело обстоит иначе. Немногие способны признать свои недостатки и отправиться к специалисту. По этой причине профессиональный логопед должен уметь находить индивидуальный подход к каждому, уметь тактично выяснить проблему и, не задевая чувств пациента, оказать первичную консультационную помощь. Следовательно, специалисту не помешает знать хотя бы основы психологии человека.

Логопед должен быть ответственным, ведь у него нет права на ошибку в постановке диагноза. Если он неверно обозначит проблему и назначит неэффективную методику лечения, то это может обернуться для пациентов настоящей трагедией: речевые дефекты со временем склонны терять способность к исправлению, поэтому очень важно вовремя устранить недостатки. С течением времени от них будет гораздо сложнее избавиться, вот почему на логопеде лежит столь большая ответственность.

Где учиться на специалиста?

Существует множество вариантов, где получить профессию (логопед или дефектолог) можно на различных условиях. Обычно по этой специальности обучают в высших учебных заведениях: это могут быть университеты или институты с педагогическим или гуманитарным направлением. Образование логопеда обязательно должно быть специальным, т.е. наличие диплома о высшем образовании по соответствующей или смежной профессии - просто необходимо.

Многие студенты после окончания первых курсов, начинают понимать, что ошиблись с выбором профессии и желают сменить ее. Для таких возможен другой вариант получения образования по специальности "логопедия". Самый легкий способ - это пройти интенсивные курсы по подготовке логопедов-дефектологов. Однако, чтобы устроиться на государственную службу, потребуется диплом о высшем специальном образовании.

Трудоустройство

Несмотря на то, что ежегодно в ВУЗах выпускается огромное количество логопедов по всей стране, потребность в данных специалистах только увеличивается. Связано это в первую очередь с улучшениями государственных социальных программ, направленных на бесплатное оказание помощи детям с ограниченными возможностями.

По окончании институтов или университетов молодые специалисты имеют возможность устроиться работать в различные учреждения. Самые популярные из них - это детские сады, поликлиники, детские развивающие центры с логогруппами, школы с функционирующим логопунктом. Реабилитационные больницы для пожилых людей и, конечно же, частные лечебные центры.

В работе в детских садиках есть множество плюсов: это возможность контактировать с детьми и узнать их поближе, фиксированный график, а также общение с коллегами и приятная обстановка.

Минусы профессии логопеда, если он работает в государственных поликлиниках, связаны с заполнением различной документации. Порой времени на ее обработку уходит больше, чем непосредственно на занятия с пациентами. По стандартам, специалист должен отрабатывать 18-20 часов в неделю, это не так много по сравнению с другими специальностями.

Профессия логопед. Плюсы и минусы работы

Это весьма ответственная работа, которая требует огромного терпения и любви к своему делу. Давайте подробно разберем основные достоинства этой профессии. Итак, вот главные плюсы:

  • короткий рабочий день - 4 часа, для многих это прекрасная возможность совмещать работу и любимое дело;
  • - это значит, что логопед будет получать удовольствие от проделанной работы;
  • длинный отпуск - практически все лето;
  • самосовершенствование - эта профессия предполагает постоянное саморазвитие человека, чтение учебной литературы, посещение различных тематических конференций, где вместе с коллегами можно обсудить новейшие методики лечения речевых нарушений.

И конечно же, нельзя исключить из списка такое преимущество логопедов, как возможность вести частную практику. А в чем же недостатки?

Подводные камни

Благодаря свободному графику, который устанавливается самим специалистом, эта профессия может показаться привлекательной. Однако в ней есть немало специфических особенностей, которые для некоторых могут обернуться недостатками. Вот самые явные минусы данной профессии:

  • эмоционально сложная работа, потому что пациенты - это в основном дети с различными отклонениями и заболеваниями (с синдромом Дауна и др);
  • необходимость заполнения отчетной документации в неурочное время, то есть логопеды не получают прибавки к основной за ведение документов в государственных учреждениях;
  • нет гарантии, что проделанная работа принесет хоть какие-то результаты, так что многие логопеды сталкиваются с огромным разочарованием, поэтому им нужна настойчивость и стойкость, чтобы продолжить лечебные занятия.

Кому еще нужны логопеды?

Очень часто логопеды-дефектологи начинают заниматься частной практикой, оказывая помощь самым разным людям. Кроме детей с нарушениями речи, за помощью обращаются и пожилые люди, перенесшие инсульт, и даже профессиональные актеры.

Если вы решили, что это ваше призвание - профессия "логопед", отзывы о ней следует тщательно изучить, причем именно от самих профессионалов. Судя по сообщениям на различных тематических форумах, это крайне сложная работа, требующая полной самоотдачи. Главным плюсом считают возможность заниматься частными уроками с детьми или взрослыми, например, давать уроки по ораторскому мастерству начинающим актерам или менеджерам торговых компаний.