Как правильно вязать лицевые и изнаночные петли. Петелька к петельке — изнаночные и лицевые петли. Как вязать кромочные петли спицами

Лицевые и изнаночные петли — основа вязания на спицах. В этой статье мы подробно рассмотрим классический и бабушкин способы вязания. Но прежде, чем перейти к способам вязания, рассмотрим строение самой петли и варианты расположения петель на спице. Эти моменты будут очень важны для полного понимания того, чем один способ вязания петель отличается от другого, каковы преимущества и недостатки того или иного способа.

Строение петли

В процессе вывязывания петли следующего ряда, стенки петли предыдущего ряда остаются параллельными либо поворачиваются и перекрещиваются. Исходя из этого, по своему строению петля в полотне может быть с параллельными стенками (прямая петля) или со скрещенными стенками (скрещенная петля).

Слева - обычная петля, справа - скрещенные петли.

Прямые и скрещенные петли - ключевые понятия в вязании спицами . От того, какие петли в полотне, прямые или скрещенные, зависит внешний вид и свойства того или иного узора. Это очень хорошо видно, например, на самой простой, платочной вязке. Посмотрите образцы на фотографии: для вязания того и другого образца было набрано одинаковое количество петель. Образец вверху - петли прямые, он более рыхлый и значительно больше по размерам. Образец внизу - скрещенные петли, полотно получилось гораздо плотнее и меньше по размерам.

По умолчанию в инструкциях по вязанию подразумевается, что петли в полотне прямые. Если нужны скрещенные - это оговаривается специально. И тут-то возникает путаница, так как при разных способах вязания петель скрещенные петли получаются по-разному.

Расположение петли на спице

Когда петля находится на спице, одна из ее стенок располагается перед спицей (передняя стенка петли), а другая за спицей (задняя стенка петли). Как правило, при этом на переднем плане располагается правая стенка, как на этой фотографии. Такую петлю мы будем называть правой или неперевернутой петлей .

Правая (неперевернутая) петля

В некоторых случаях на передний план выходит левая стенка петли, а правая оказывается сзади как на фото ниже. И эту петлю мы назовем левой или перевернутой петлей .

Левая (перевернутая) петля

Именно от расположения петли на спице зависит, как получить прямую или скрещенную петлю. А как получаются правые и левые петли мы рассмотрим ниже.

Способы вязания петель: классические и бабушкины петли

Бабушкин и классический способы вывязывания петель - именно способы, а не виды петель. "Бабушкины петли" и "Классические петли" говорят для краткости. На самом деле способов вязания больше (см. видео в конце страницы), но так как в России распространены именно эти способы, мы на них и остановимся. Часто классический способ вязания петель называют первым, а бабушкин - вторым, есть и другие названия, терминология окончательно не устоялась. Я использую термины "классический способ" и "бабушкин способ" основываясь на книге "Азбука вязания" М.В. Максимовой . На мой взгляд это одна из самых грамотрых книг по технике вязания. А ее популярность говорит сама за себя: с 1979 года, книга переиздавалась более 40 раз большими тиражами. Книга востребована и переиздается до сих пор. Так что терминология, принятая Максимовой, знакома, пожалуй, большинству вязальщиц.

Классический способ вязания лицевой петли - подхватывается передняя стенка петли предыдущего ряда. Захват рабочей нити идет сверху вниз.

Классическая лицевая петля. Обратите внимание - петля на спице неперевернутая (правая).

Бабушкин способ вязания лицевой петли - подхватывается задняя стенка петли предыдущего ряда. Захват рабочей нити идет сверху вниз.

Бабушкина лицевая петля. Обратите внимание -петля на спице перевернутая (левая).

Классический способ вязания изнаночной петли - подхватывается передняя или задняя стенка петли предыдущего ряда. Захват рабочей нити идет вверху, над левой спицей. Для удобства кончик правой спицы обвивают рабочей нитью. Рабочая нить протягивается в петлю движением сверху вниз.

Бабушкина изнаночная петля - подхватывается передняя или задняя стенка петли предыдущего ряда. Захват рабочей нити идет внизу, под левой спицей, зачерпывающим движением. Рабочая нить протягивается в петлю движением снизу вверх.

Бабушкина изнаночная петля

Важно: при вязании лицевых как классическим, так и бабушкиным способом, петли получаются правыми (неперевернутыми), при вязании изнаночных петель классическим способом петли также получаются правыми, а вот бабушкина изнаночная получается перевернутой (левой). И тут-то собака зарыта, потому что именно от расположения петли на спице зависит, как получить прямую или скрещенную петлю.

Правило:

  • если вязать правые (неперевернутые) петли за переднюю стенку, получим прямые петли, если за заднюю - скрещенные;
  • при провязывании левых (перевернутых) петель получается наоборот: чтобы получить прямую петлю вяжем за заднюю стенку, чтобы получить скрещенную - за переднюю.

Как можно заметить, классификация способов вязания лицевых и изнаночных петель основана на разных принципах: лицевые петли относят к тому или иному способу по признаку того, за какую стенку провязывают, а изнаночные - в зависимости от того, как подхватывают нить, снизу или сверху. На первый взгляд это получается не логичным. Но если посмотреть как получить базовую, чулочную вязку из прямых петель, то увидим, что лицевые и изнаночные связанные классическим способом соответствуют друг другу, так же и бабушкиным. Т. е. при сочетании в лицевой глади бабушкиных лицевых и изнаночных, петли получаются прямыми: когда перевернутая петля, связанная бабушкиной изнаночной, провязывается затем бабушкиной лицевой за заднюю стенку - скрещивания петли в полотне не происходит. То же и при классическом способе: при вязании классической изнаночной получается неперевернутая петля, она провязывается затем классической лицевой за переднюю стенку и скрещивания петли также не происходит.

Бабушкины и классические петли: плюсы и минусы

А теперь посмотрим, в чем плюсы и минусы бабушкиного и классического способа вязания петель.

Изнаночные петли бабушкиным способом вязать легче. Петля получается такой же плотности, что и лицевая, поэтому при вязании простыми узорами, прежде всего, лицевой гладью или обычной резинкой, полотно, как правило, получается ровнее, а работа идет быстрее. В более сложных узорах или при вязании по кругу, т. е. там, где вязание бабушкиным способом приводит к необходимости вязать изнаночную за заднюю стенку, это преимущество теряется, т. к. вязание изнаночных за заднюю стенку любым способом не удобно, да и плотность изнаночной петли получается меньше лицевой.

В инструкциях по вязанию, как в книгах, так и журналах, подразумевается, что вы вяжете классическим способом. Объясняется это просто. Нет путаницы с левыми и правыми петлями. Петли всегда получаются правыми. Поэтому приверженцы классики в выигрышном положении: ошибки сводятся к минимуму и не нужно адаптировать инструкцию под свою манеру вязания.

На фото: внизу, до маркера, лицевая гладь связана классическим способом, вверху - бабушкиным. Ряд на уровне маркера связан скрещенными петлями.


Вывод: то, каким способом вы вяжете, не имеет решающего значения. Вязание - занятие творческое, в нем нет жестких канонов. Вы сами решаете, каким способом вам удобнее и приятнее вязать. Однако понимание техники вязания сделает вашу работу легче и качественнее. Главное, за чем следует следить - чтобы скрещенные петли появлялись только там, где требуется.

Из видео урока Ольги Боган вы узнаете 8 способов вязания петель, разберетесь в том, что такое скрещенные петли и как их применять и у вас больше не останется вопросов по вязанию лицевых и изнаночных.

Вариантов набора петель для начала работы немало: из одной или двух нитей; с утолщенным или ажурным краем; с бахромой; из сдвоенных петель и т. д. Однако из всего этого разнообразия способов нужно выбрать тот, при котором край изделия будет удачно сочетаться с узором вязки.

Способ1. Набор петель начального ряда из одной нити ‑ воздушные петли (рис.1)

В правую руку возьмите конец нити и одну спицу. Продолжение нити зажмите в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем и далее поместите ее на указательном.

Введите спицу острием на себя под нить на указательном пальце. Образовавшуюся петлю сбросьте с указательного пальца и затяните на спице. Все остальные петли набирайте точно так же, стараясь затягивать их с одинаковым усилием.

Этот способ обычно применяют, когда нужно получить очень тонкий край трикотажного полотна (полезные советы по вязанию).

Попробуйте набрать им 20-30 петель.

Способ 2. Набор петель начального ряда из двух нитей (рис.2)

Пожалуй, это самый распространенный способ.

Нить от клубка поместите в левую ладонь (рис. 2.1). Длина, свисающего конца должна быть вдвое больше ширины полотна, для которого набирают петли. Обведите нить вокруг большого пальца левой руки против часовой стрелки (рис. 2.2), затем положите нить на согнутый указательный палец и далее зажмите ее в левой ладони вместе с концом нити (рис.2.3).

Две спицы, сложенные вместе, введите под нить с внутренней стороны большого пальца (рис.2.4), повернув спицы вправо, захватите нить с указательного пальца (рис.2.5) и протяните в петлю на большом пальце (рис. 2.6).

После этого сбросьте петлю с большого пальца, тут же подведите его под нить и, раздвигая большой и указательный пальцы в противоположные стороны, туго затяните петлю на спицах (рис. 2.7) - образовалась 1-я петля.

Теперь, не сбрасывая нитей с пальцев, отведите влево большой палец левой руки, отчего на нем получится петля (рис.2.8). Со стороны ладони введите спицы в эту петлю снизу вверх (под переднюю нить), захватите нить с указательного пальца и протяните ее в петлю.

Рисунок 2.1

Рисунок 2.5

Рисунок 2.2

Рисунок 2.6

Рисунок 2.3

Рисунок 2.7

Рисунок 2.4

Рисунок 2.8

Затем повторите те же движения, что и при образовании 1-й петли, на спицах получилась 2-я петля. Следующие петли выполняйте так же, как 2-ю. Чтобы нижняя цепочка (основание петель) не перекручивалась вокруг спиц, указательным пальцем правой руки придерживайте каждую новую петлю. Для тренировки наберите 30-40 петель.

Способ 3. Набор петель начального ряда с утолщенной нижней цепочкой (рис. 3)

Набирают петли на 2 спицы точно так же, как при способе 2, с той лишь разницей, что конец нити, из которого образуется петля на большом пальце, складывают вдвое (нить, лежащая на указательном пальце, остается прежней толщины). При таком наборе петли начального ряда получаются толщиной в одну нить, а нижняя цепочка - в 2 нити.

Утолщенный край используют для моделей из мохера, для укрепления нижней кромки трикотажного полотна в повседневной одежде и т. д.

С более сложными вариантами набора петель, которые требуют определенного навыка в работе, вы сможете познакомиться в уроке 5.

Лицевые петли

Строение лицевой петли (рис. 4) позволяет выполнять ее двумя способами: за переднюю стенку (способ 1) и за заднюю (способ 2).

Способ 1. Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку

Этот способ вывязывания лицевой петли принято считать классическим. В литературе по вязанию имеется в виду именно он, разумеется, если нет оговорки, что петлю следует выполнять иначе. Вязание лицевыми и изнаночными часто используется для игрушек, посмотрите, например, такое вязание мыши .

Упражнение 1. Платочное вязание из лицевых петель, вывязанных за передние стенки

Это вязанье еще называют репсовым, веревочкой, рябушкой, грядками. В России им вязали платки, поэтому до сих пор сохранилось название «платочное». Оно одинаково выглядит с обеих сторон (двустороннее), поэтому часто используется при вязании воротников, планок, шарфов и т. д. Опытные вязальщицы сами придумывали красивые узоры спицами .

Наберите 29 петель на 2 спицы, сложенные вместе, и вытяните одну из спиц. Возьмите в левую руку спицу с набранными петлями (левая спица), в правую - рабочую спицу (правая).

Нить, идущая от клубка, должна лежать на указательном пальце левой руки, зажиматься между указательным и средним пальцами и далее между безымянным и мизинцем.

Прежде чем связать 1-ю лицевую петлю, нужно снять, не провязывая, крайнюю петлю - кромочную. Для этого введите в нее рабочую спицу справа налево (рис. 4.1) и переведите на нее петлю, нить при этом лежит на левом указательном пальце. Условимся, что и в дальнейшем в начале каждого ряда крайнюю петлю будем снимать, не провязывая (последнюю пока будем вязать лицевой).

В процессе вязания этим петлям отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна. В построении узоров кромочные петли не участвуют, поэтому и не входят в счет петель, из которых строится узор.

Например, если указывается, что нужно набрать 25 петель, то из них только 23 образуют узор, а 2 являются кромочными (по одной с каждой стороны вязанья). Поэтому принято считать 1-й петлей ту, которая находится рядом с кромочной.

После того как кромочная петля снята, введите правую спицу в следующую петлю слева направо (рис.4.2) и, захватив рабочую нить с указательного пальца, протяните ее в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую. Точно так же провяжите все остальные петли начального ряда. Образовался 1-й ряд. Левая спица освободилась и теперь станет рабочей.

Чтобы связать 2-й ряд, свободную спицу возьмите в правую руку, а работу поверните противоположной стороной к себе и расположите в левой руке. Как и прежде, кромочную петлю снимите, не провязывая, а все остальные петли вяжите лицевыми за передние стенки. Аналогично начинают и вяжут все последующие ряды. Когда высота вязаного полотна достигнет половины его ширины (например, если ширина 10 см; вверх свяжите 5 см), работу приостановите и вязанье оставьте на спице. Для следующего упражнения приготовьте нить той же толщины, но другого цвета (лучше контрастного).

Учтите, что первые 12 упражнений, которые помогут вам усвоить основные элементы ручного вязания, необходимо выполнять в виде цельного полотна одними и теми же спицами и нитью одинаковой толщины. При этом число петель для каждого очередного упражнения остается умышленно неизменным - 29.

Такие условия неслучайны. Полотно, которое вы свяжете разными узорами из одного и того же количества петель, будет неодинаковым по ширине, так как каждый из видов вязки имеет свои определенные свойства.

Предлагаемый способ выполнения работы поможет наглядно познакомиться с некоторыми особенностями трикотажного полотна и научит внимательнее относиться к выбору узоров, особенно если их приходится соединять в одной модели.

Упражнение 2. Платочное вязанье полоску . Продолжайте вязать полотно лицевыми петлями за передние стенки, меняя цвет нити через каждые два ряда, нить при этом обрывайте. Начиная работать нитью другого цвета, провязывайте ею кромочную лицевой петлей. Это редкий случай, когда кромочную петлю не снимают, а провязывают. Выполнив работу, вязанье оставьте спице.

Способ 2. Вывязывание лицевой петли заднюю стенку («бабушкина» лицевая петля)

«Бабушкины» лицевые петли используются в ручной вязке только в определенных случаях, это, как правило, оговаривается. В литературе по вязанию их называют по-разному: прямая петля; лицевая, провязанная за нижнюю дольку; лицевая, подхваченная сзади; лицевая за нижнюю нить и т. п.

Все названия условны, и, которое из них можно считать наиболее удачным сказать трудно.

Упражнение 3. Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за задние стенки.

Это вязанье несколько плотнее, чем предыдущие. Лицевые петли вязать неудобно из-за структуры полотна (стенки петель у основания перекрещены).

1-й ряд и все последующие - лицевые петли.

Работу выполняйте на том же полотне. Положение пальцев и нити точно такое же, как при вывязывании лицевой способом 1: кромочную снимите, в следующую петлю введите спицу справа налево (рис. 4.3) и, захватив нить с указательного пальца, протяните в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую.

«Бабушкиными» лицевыми свяжите полотно нужной высоты и оставьте работу на спице.

Прежде чем перейти к уроку 2, внимательно прочтите практические советы к уроку 1. Не забывайте о них, вывязывая тренировочное полотно. Достаточно потренировавшись, начинайте упражнения, помещенные в следующем уроке.

Инструкция

Наберите начальный ряд. Количество петель зависит от ширины предполагаемого . Отмотайте от клубка нитку соответствующей длины – обычно это две ширины детали. Возьмите нить в левую руку, пропустите ее между средним и указательным пальцами и обведите большого. Тремя остальными пальцами вы будете ее придерживать вместе с нитью, идущей от клубка.

Набирайте петли двумя , сложенными вместе. Подведите спицу в петлю на большом пальце, захватите нить и протащите ее через петлю. Снимите нитку с большого , а получившуюся петлю слегка подтяните. Таким же образом сделайте следующую петлю, слегка придерживая первую – и остальные. После того, как нужное количество петель будет набрано, одну спицу вытащите.

Спицу с начальным рядом оставьте в левой руке, а свободную возьмите в правую. Указательным пальцем левой руки слегка придерживайте нить от клубка. Самая первая петля кромочной – обычно ее непровязанной (за исключением , где требуется особенно незаметное скрепление деталей). Первую петлю снимайте, не провязывая, в каждом ряду.

Теперь конец правой спицы проденьте в следующую петлю, захватите нить, перекинутую через указательный палец, и протяните ее в петлю. Спицу продевайте от себя, справа налево, сквозь петлю. Теперь снимите провязанную петлю перекиньте на правую спицу. Таким же образом вяжите все остальные петли, до последней.

Когда провяжете последнюю петлю, поверните работу и начинайте новый ряд. Не забудьте снять непровязанной первую петлю! Связав несколько рядов, вы увидите, что с обеих сторон получился одинаковым.

Видео по теме

Полезный совет

Лицевые петли бывают двух видов - за переднюю или за заднюю стенку вывязываются в зависимости от того, с какой стороны от петли вы вводите в нее спицу. Если слева – лицевая за переднюю стенку, если слева – за заднюю, их еще называют обратными лицевыми или бабушкиными. Необходимо освоить оба способа, поскольку это требуется для выполнения некоторых сложных узоров.

Потренируйтесь немного перед тем, как начать вязать изделие, ведь именно от качества выполнения лицевых петель будет зависеть его внешний вид. Наберите произвольное количество петель, лучше нечетное. Свяжите несколько рядов одними лицевыми петлями за переднюю стенку, чтобы получился прямоугольник. Закройте петли. Получился образец, по которому можно рассчитать количество петель, необходимое для вязания изделия из ниток такой же толщины. Попробуйте связать точно такой же прямоугольничек одними лицевыми петлями за заднюю стенку, а потом – выполните такой же образец из нитей разных цветов. .

Как нам уже известно, основой в вязании спицами являются лицевые и изнаночные петли. Сегодняшний наш мастер класс расскажет и покажет, как вяжется изнаночная петля спицами: мы рассмотрим классический вариант и «бабушкин», поймем, как делать вытянутые и скрещенные петли, а так же как сделать их с наклоном влево и вправо. Вооружайтесь спицами и моточками пряжи – мы приступаем!

Изнаночная (классический способ набора). Мастер класс.

Изнаночные петли, вывязанные классическим способом, получаются более рыхлыми и рельефными. Для того, чтобы получить «классическую петлю», рабочую пряжу нужно подхватывать спицей снизу вверх.
После набора спицами нужного нам количества петель, снимаем первую на правую сп. как кромочную (не провязывая), рабочая нить должна лежать перед левой сп. (пряжа перед работой).
Теперь мы вводим пр. сп. в следующую петлю на левой сп. движением сверху вниз. Сейчас нам нужно захватить пр. сп. рабочую нить, вводя ее справа налево и от себя, протягиваем ее через п. и сбрасываем новообразовавшуюся петлю с л. сп., готово!

«Бабушкин» способ набора. Мастер класс.

Две петельки вместе изнаночной. Мастер класс.

Прием “2 п. вместе” довольно часто используется, например, при сужении полотна или при работе с ажурными узорами. Чтобы рисунок вышел ровным и аккуратным, следует внимательно следить за наклоном петелек 2 п. вместе с наклоном вправо.

После набора петель спицами располагаем нашу пряжу спереди и вводим правую сп. с изнанки вовнутрь первой, а потом – второй петельки с л. сп. (см. обозначение на фото ниже):

Теперь нам нужно захватить рабочую нить по часовой стрелке и вытянуть петельку сразу через обе пет.:

Сбрасываем новообразовавшуюся пет. на правую сп. и мы провязали 2 п. вместе вправо.
2 п. вместе с наклоном влево.

В этом случае пряжа расположена позади полотна. После набора петель, водим пр. сп. с лицевой стороны вовнутрь первой пет. с л. сп., снимаем ее как кромочную – без провязвывания.

Затем. следующая петелька на л. сп. вывязывается как лицевая.

Теперь мы протягиваем полученную нами п. через снятую.

Вот мы и вывязали две пет. вместе: на правой сп. одна пет., на полотне вторая пет. зайдет под первую, первая окажется поверх второй с наклоном влево.

Снимаем петельку на пр. сп. и вяжем далее согласно предложенной схемы или описания.

Вытянутые (снятые) петельки. Мастер класс.

Этот вариант вязания п. осуществляется методом простого снятия пет. с л. сп. на правую без провязывания. Вытянуть ее можно на два-три и более рядков, таким образом, мы получаем двойную (тройную) вытянутую п.. В зависимости от схемы нашего узора, снимая п. с л. сп. на пр., рабочую нить можно расположить как перед полотном, так и за ним, это также может быть петля с накидом на рабочую сп.
Итак, приступаем: после набора п. спицами располагаем нашу пряжу за снятой п.:

или перед снятой п.:

согласно с описанием к схеме.

Когда мы делаем рисунки нитями разного цвета, где присутствуют вытянутые п., можем получить эффект жаккарда.

Если пет. необходимо снять на несколько рядочков, то при захвате правую сп. лучше обмотать рабочей нитью два-три раза, это удлинит п., при этом не сжав полотно.
Кромочная петля в этих узорах, если она должна быть длинной, выполняется цепочкой.

Такой метод снятия (вытягивания) петель с помощью двойного или тройного захвата дает нам п. различной высоты. С помощью такого снятия п. мы можем получить узоры, напоминающие ажурные, если в последующих рядах сразу провяжем эти п., не создавая протяжек перед или за п..

Надеемся, наш урок окажется Вам полезным. Приятного вязания и ровных петелек!

Еще с давних времен вещи ручной работы ценились дорого и пользовались повышенным спросом. Каждый стремился обучиться какому-то рукодельному ремеслу для того, чтобы обеспечивать себя и своих родных и близких людей эксклюзивной одеждой, подделками или оригинальными предметами интерьера.

Ручное вязание - один из самых распространенных видов рукоделия. Обладая таким мастерством, можно без особых финансовых затрат выглядеть стильно и модно. Ученые утверждают, что это не единственное его достоинство: во время вязания человек успокаивается, расслабляется и отвлекается от тревожных мыслей.

Данная статья содержит последовательные уроки, в которых подробно описывается, как научиться вязать спицами. Для начинающих рукодельниц она станет настоящим подспорьем.

Урок № 1. С чего начать?

Для тех, кто только начинает осваивать технику вязания на спицах, необходимо ознакомиться с инструментами, с помощью которых непосредственно осуществляется процесс.

Первое, с чего начинается вязание любого трикотажного изделия - набор петель спицами. Для того чтобы знать, как правильно подобрать их для определенного типа вязки, необходимо разобраться в основных видах.

Стандартные (обычные) спицы

Такой вид применяется при всех видах вязания, кроме кругового. Изготавливают их из легких материалов, таких как пластмасса, металл, алюминий, дерево. Они отличаются толщиной, от 1 мм до 25,5 мм,и длиной. Имеют один рабочий край, на другом установлен наконечник, выступающий в роли ограничителя.

Чулочные спицы

Используются для кругового вязания, в частности носков, так как вязать 2 спицами их не рекомендуется. Они продаются в комплектации 5 штук. Имеют два рабочих края. Процесс вязания производится следующим образом: изделие располагается в равном количестве петель на 4 спицах, а 5-й провязываются последующие ряды.

Спицы для рисунков «коса» и «жгут»

Благодаря изгибу посередине спицы, их применение значительно упрощает процесс перекрещивания петель. Их диаметр может быть 2-4 мм, выбираются в соответствии с толщиной пряжи.

Маркировочная скрепка

С ее помощью контролируют количество петель или отмечают определенное место на изделии.

Круговые спицы

Они представляют собой 2 рабочих наконечника, соединенных металлической или силиконовой леской. Используются они при определенных рисунках, круговом вязании или в том случае, когда полотно имеет достаточно большую ширину.

Булавка

Она применяется для снятия петель, которые на определенном этапе не нужно провязывать. Размеры такого приспособления могут быть разными (10-15 см).

Урок № 2. Ознакомление с видами пряжи

Открывая модные журналы, можно видеть, что одежда, в зависимости от сезонного назначения, связана из разных видов пряжи. Видя такие красивые вещи, каждый второй задается вопросом: «Как научиться вязать спицами?» Для начинающих вязальщиц опубликовано достаточно много информации с подробным пошаговым описанием. Однако для того чтобы создать по-настоящему красивую и оригинальную вещь, понадобится правильно подобрать для нее пряжу.

Шерстяная нить

Относится к натуральным видам. Для ее изготовления используется овечья шерсть. Отличается широким выбором цветовой гаммы. Из нее в основном вяжутся зимние вещи, подходит для любых видов рисунка.

Хлопковая пряжа

Идеально подходит для любого типа вязки. Она приятна на ощупь, не вызывает аллергии. Изделие из такой нити имеет шикарный вид.

Меланжевая пряжа

В ее состав входят в процентном соотношении синтетическая и натуральная нити. Благодаря своей фактурности, изделия получаются пышными и воздушными. Отлично смотрится на объемных рисунках.

Мохер

Предназначен для вязания теплых вещей. Такая нить очень пушистая, поэтому не рекомендуется применять ее для тех вещей, которые непосредственно прилегают к телу. Наиболее актуальны для нее крупные рисунки.

Фасонная пряжа

Изготавливается путем соблюдения определенной технологии, которая заключается в объединении различных по фактуре, цвету и качеству нитей.

Урок № 3. Набор первого ряда

Приступая к вязанию любого полотна, понадобится произвести набор петель спицами. Для этого делается петля из пряжи, которая накидывается на большой палец. Один конец нити проходит через указательный, а другой просто опускается вниз. После этого обе нити фиксируются оставшимися тремя пальцами. Закрепив, таким образом, пряжу, с помощью спицы делаются петли, из которых непосредственно будет вывязываться полотно.

1-й шаг

2-й шаг

3-й шаг

4-й шаг

5-й шаг

Урок № 4. Лицевая петля

Научившись набору первого ряда, можно приступать к основному виду вязки - лицевым петлям. Они являются основополагающими любого рисунка. Для того чтобы получилась лицевая петля, спицами провязывают нить определенным способом. Для этого необходимо зацепить петлю за заднюю стенку свободной спицей и протянуть через нее рабочую нить. Если по рисунку указывается способ вязания за переднюю стенку, то производится подобная манипуляция, только спицей захватывается верхняя часть петли.

Урок № 5. Изнаночная петля

Следующий этап освоение вязальной техники - изнаночные петли спицами. Они могут провязываться двумя способами - за переднюю и заднюю стенку. Более распространенным видом считается классический. Для этого рабочая нить накидывается над полотном, спицей захватывается передняя часть петли, через которую протягивают нить, которая образует новую изнаночную петлю.

Урок № 6. Накид

Накид - воздушная петля. Образовывается она с помощью накидывания рабочей нити, придерживается пальцем, последующая лицевая петля спицами вяжется, как обычная. На стороне, где изнаночные петли, спицами провязывают накид не перекручивая, так, чтобы образовалась дырочка. Такая техника вязания применяется для создания изделия с ажурным рисунком.

Урок № 7. Кромочные и краевые петли

При вязании любого полотна надо обратить внимание на первую и последнюю петли. Они занимают основное место в изготовлении качественного изделия. Благодаря выполнению определенной техники, полотно имеет ровные и нерастянутые края. Кромочные и краевые петли провязываются в следующем порядке. В начале ряда первая снимается не провязывая, а в конце последняя вывязывается лицевой петлей.

Урок № 8. Как вязать резинку спицами? Виды и описание

Существует множество различных способов для вязания резинки. Как правило, с нее начинаются практически любые изделия, поэтому очень важно научиться вязать ее правильно и красиво. Главное условие для нее - не растягивать петли, для того чтобы сохранить хорошую плотность.

Итак, как вязать резинку спицами, разберем несложные варианты.

Резинка 1 х 1

Самый простой вид. Первый ряд: чередуются 1 лицевая петля и 1 изнаночная. Последующие ряды провязываются по рисунку.

Резинка 2 х 2

Вяжется, как первый вариант, только ряд состоит из 2 изнаночных петель и 2 лицевых.

Двойная резинка полая

Для того чтобы ее связать, необходимо последовательно чередовать 1 лицевую, 1 петлю снять, не провязывая. Так вязать с обеих сторон изделия.

Английская резинка 1 х 1

Такой вариант более сложный для новичка, однако можно попробовать.

На спицу набирается четное количество петель. Далее вяжется следующим образом.

1-й ряд : 1 лицевая, на следующую петлю накид и снять на рабочую спицу, так чередовать.

2-й ряд : петля с накидом провязывается лицевой, а на следующую делается накид и снимается, повторять до конца.

3 ряд : с начала узора.

Урок № 9. Как научиться вязать спицами? Для начинающих: шарфик спицами

Изучив азы вязания, пора попробовать свои силы в изготовлении небольшого аксессуара. Уже можно решиться на то, чтобы связать шарфик спицами себе или родным. Такой подарок станет для них самым желанным. Для него подойдут любые узоры спицами. Ширина - величина индивидуальная: если для ребенка, то 10-20 см, для взрослых - от 15 см. Длина может варьироваться от 1 м и более.

Для шарфа можно использовать нитки различной толщины и расцветки, главное, чтобы он гармонировал с остальной одеждой.

В качестве рисунка лучше подойдут те, которые не имеют изнаночной стороны.

Пример несложного шарфика с узором «шахматка» приведен ниже.

Описание:

Количество петель должно быть кратное 5, плюс 2 краевые.

1-й ряд : 5 лиц. п., 5 изн., чередовать до конца ряда, последнюю провязать лицевой.

2-й ряд и все четные : по рисунку.

3-й ряд : чередовать 5 лиц., 5 изн., кромочную лицевой.

5-й ряд : провязывается, как 3-й.

7-й ряд : 5 изн., 5 лиц., копируется до конца ряда, последняя кромочная.

9-й, 11-й ряды : провязать, как 7-й.

13-й ряд : воспроизвести с 1-го ряда.

Схема узора "Шахматка
13 . .
11 . .
9 . .
7 . .
5 . .
3 . .
1 . .

Урок № 10. Схемы и условные обозначения

Любые узоры спицами могут иметь описание или схему, в которой рассказывается, как именно связать этот рисунок. Из предыдущего урока можно увидеть примеры описания и схемы. Однако, для того чтобы разобраться в написанном, необходимо ознакомиться с условными обозначениями и научиться правильно читать схемы. На первый взгляд они кажутся непонятными, с какими-то квадратиками, ромбиками, стрелочками, треугольниками.

Однако эта сложность обманчива, разобраться со стандартными сокращениями нетрудно. В любом издании журнала или книги всегда есть пункт «Условные обозначения», как правило, в нем расшифровываются все сокращения в тексте и используемые символы.

Например, основные из них:

  • лиц. - лицевая петля;
  • изн. - изнаночная петля.

Разглядывая схему под приглянувшимся узором, необходимо поискать условные обозначения. Они могут быть напечатаны в конце книги или сразу под схемой.

Например, это выглядит так:

. - кромочная;
□ - изнаночная петля;
- лицевая петля;
- 3 петли вместе;
Ώ - накид.

Урок № 11. Узоры, схемы и описания

Опишем несложные узоры, которые необходимо вязать спицами, схемы расположим рядом для лучшего восприятия. Стараясь связать предложенные рисунки, нужно постараться максимально разобраться в условных обозначениях, так как от этого будет зависеть качество всего изделия.

Узор «Ромбики»

Схема № 1
19
17
15
13
11
9
7
5
3
1

Описание :

1-й, 3-й, 5-й ряды : 6 изн., 2 лиц.

2-20-й ряды : по рисунку.

7-й ряд : 2 лиц., 4 изн., 2 лиц., 2 изн.

9-й ряд : 2 изн., 1 лиц., 2 изн., 2 лиц., 3 изн.

11-й, 13-й, 15-й ряды : 2 изн., 2 лиц., 4 изн.

17-й ряд : 1 изн., 1 лиц., 2 изн., 1 лиц., 3 изн.

19-й ряд : 1 лиц., 4 изн., 1 лиц., 2 изн.

21-й ряд : повторить с начала.

Условные обозначения к схемам см. в уроке № 10.

Узор «Звездочки»

Описание :

1-й ряд : из 3 петель вывязать 3 лицевые петли*, 1 лиц.

2-й, 4-й ряды : изн.

3-й ряд : 2 лиц., из 3 петель 3 лицевые, 1 лиц.

5-й ряд : как 1-й ряд.

*3 из 3 петель - 1 лиц., накид, 1 лиц.

Узор «Путанка»

3
2
1

Описание :

1-й ряд : 1 изн., 1 лиц., продублировать до конца.

2-й ряд : 1 лиц., 1 изн., чередовать противоположно с предыдущим рядом.

3-й ряд : повторять с 1-го ряда.

Теперь часто задаваемый вопрос «Как научиться вязать спицами?» для начинающих уже не будет таким пугающим и непонятным. Если следовать в точности предоставленным урокам, появится возможность за достаточно короткие сроки научиться создавать оригинальные трикотажные шедевры.