Как составить недельный план занятий с ребенком. Как составить недельный план занятий с ребенком План развития детей 2 3 лет

Главная задача занятий с ребёнком в возрасте от 2-х до 3-х лет - развитие у него гармоничного восприятия себя в окружающем мире. Представляем Вам перечень занятий, которые необходимо делать вместе с малышом для развития его личности в этот период

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ШУМНЫЕ ИГРЫ

1. ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)

2. бег (догонялки, с препятствиями)

3. игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)

4. прыжки (через препятствия, резинки, классики)

5. лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)

6. для ног массаж и на спине (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках и т.п.)

7. хороводы и танцы

8. висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках

9. плаванье или игры в воде

10. прятки и жмурки

11. зарядка в т.ч. со стишками

12. велосипед

МОТОРИКА

1. Трогать, перебирать, застегивать (пуговицы, застежки, петельки, кнопки, тумблеры)

2. Ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами)

3. Что-то рвать

4. Фасолины, макаронины, крупа (сыпать, сортировать, солить, перебирать, делать поделки, просеивать)

5. Всякие липкие картинки

6. Готовим из теста, салаты, чай и т.п.

7. Шнуровки разные

8. Песок (куличики, секретики)

9. Выкладывание из карандашей, камушков, фасолин

10. Конструкторы, кубики, блоки

11. Пальчиковые игры

ТВОРЧЕСТВО

1. Краски акварель, гуашь, пальчиковые (рисовать)

2. Пластилин, тесто (поделки, кусочки отщипывать)

3. Аппликации всевозможные (из вырезанных картинок, фигур, рваных кусочков)

4. Фломастеры, карандаши, ручки (рисовать)

5. Ножницы детские (учиться резать)

6. Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)

7. Обводить формочки

8. Поделки вместе (тряпичные куклы, домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

1. Покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить кукол в т.ч. бумажные куклы.

2. Магазин, парикмахерская

3. Машинки и другие виды транспорта

ПЯМЯТЬ, ЛОГИКА, ЦВЕТ, ФОРМА, ОБЪЕМ

1. С карточками и игрушками (что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.)

2. Последовательности (из бусин, кубиков, карточек)

3. Домино

4. Пазлы, разрезные картинки, подбор формы

5. Игры Никитина

6. Систематизации и сопоставления игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, проекции, банки и крышки). На что похожи предметы в доме.

СЛУХ, ЗАПАХ, ВКУС, ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

1. Звучащие инструменты и бытовые предметы (играть, угадывать что звучит, последовательности по уровню шума)

2. Разная музыка (классика, народная, песенки). Рисовать под музыку, делать упражнения.

3. Угадывать запахи и вкусы

4. Ткани, шершавая бумага, предметы разные на ощупь. Угадывать предмет на ощупь

5. Выполнение команд

ЧТЕНИЕ, СЧЕТ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1. Изучение цифр, букв и слогов разными способами. Чтение вывесок, самодельных книг, кубики Зайцева, презентации по Доману и прочие.

2. Счет предметов, сопоставление цифры и количества.

3. Вставлять слово или фразу в стишок

4. Рассказы с наводящими вопросами, специальные ошибками,

5. Придумать имя предмету, дню

6. Загадки, описания предметов (гладкий, холодный…)

7. Книги самые разные, мультики, обучающие фильмы, аудиосказки.

МИР ВОКРУГ НАС

1. Семья (кто есть кто, фотографии, рассказы)

2. Животные, детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки)

3. Календарь, время, погода и явления, времена года, дни недели, праздники

4. Выращивать растения, кормить птиц

5. Свет и тени

6. Кукольные или т.п. постановки сказок, театр.

7. Мыть посуду, пол, подметать и т.п.

8. Предметы и их назначение. (Одежда, предметы в доме, на улице).

9. Что съедобное, а что нет.

10. Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)

11. Превращения (лед в воде, сахар в воде). Растворение и смешивание красок.

12. Планеты, космос, другие люди, другие страны, ландшафты (горы, рек) (рассказы, презентации, картинки)

13. Общение, этикет, телефон, вежливость

14. Измерения (рост, длина, вес, объем)

2 лет станут отправной точкой к его дальнейшему развитию, помогут малышу адаптироваться среди сверстников, разнообразят досуг. Ребенок, с которым правильно и эффективно занимались в раннем детстве, в старшем возрасте более восприимчив к наукам и творчеству.

Основные принципы занятия с ребенком (2 года)

Сегодня современные дети отлично разбираются в компьютере и любят смотреть разнообразные телевизионные программы. Конечно, это облегчает жизнь мамам. Они сажают малышей за просмотр мультиков и спокойно могут заниматься домашними делами. Но на самом деле занятия с ребенком 2 лет не должны быть такими скудными. В этот период закладывается речь и развиваются память, интеллект, умение мыслить творчески.

Выделяйте ежедневно время, чтобы поиграть с малышом в развивающие игры. Но учитывайте тот факт, что дети в этот период очень неусидчивые. Им трудно сосредоточиться на одном занятии, они желают выплескивать энергию в активных развлечениях. Распределите время правильно: одно занятие не должно длиться дольше 15-20 минут.

Нужно уметь получать удовольствие от процесса игры вместе с малышом. Конечно, занятия с ребенком 2 лет в детском саду будут включать в себя поучительные формы и ознакомительные моменты. Многие воспитатели дают домашнее задание, которое рассчитано на выполнение вместе с родителями. Не игнорируйте его. Но если малыш не посещает дошкольное заведение, то творите и учитесь дома. Занятия с таким маленьким ребенком должны проводиться только в игровой форме. Нельзя заставлять малыша делать то, что он не хочет. Такой подход может отбить желание к учебе в самом раннем возрасте.

Занятия с ребенком 2 лет дома можно легко разнообразить. Сегодня предоставляется множество познавательных игр и всевозможных материалов. В любом случае такой процесс должен быть ярким и нести только положительные моменты. Когда малыш почувствует, что его заставляют, интерес пропадет мгновенно.

Двухлетний ребенок и особенности его мышления

Чадо растет и становится с каждым месяцем более активным и сообразительным. Не упустите этого шанса и направьте всю энергию в нужное русло. Вы можете заметить, что подрастающий маленький человек стал капризным и желает утвердить свое собственное «Я». Он часто использует отталкивания руками и топанье ногами - все это часть детской психологии. Учитесь терпеливо объяснять, что делать можно, а чего нельзя. Воспринимайте малыша как взрослого человека и при общении старайтесь садиться на корточки, чтобы ваши глаза находились на уровне его лица.

Ребенок 2 лет учится, подражая. Поэтому, если хотите вырастить любознательного и стремящегося к знаниям человека, не сидите целыми днями у телевизора и не болтайте с подругами по телефону весь вечер. Ваша праздность станет для ребенка плохим примером. Лучше усадите сына или дочку рядом с собой за стол, дайте ему в руки карандаш и листок бумаги для рисования, а сами отгадывайте кроссворд или читайте книжку. Можно рисовать вместе с малышом.

В таком возрасте ребенок все хочет делать сам. Не отбивайте охоту к самостоятельности с самого начала! Если малыш сам хочет надевать колготки или застегнуть кофту, терпеливо ждите, пока он возится с пуговицами или непослушной штаниной. Помогите только тогда, когда малыш сам попросит. Независимо от того, справился ребенок или нет, похвалите его.

С чего начинать

Занятия с детьми 2 лет стоит начинать с развития Приобретите кубики или конструктор, вместе с малышом стройте башни и домики. Сначала начинайте с примитивных фигур, через пару дней ребенок самостоятельно начнет собирать такие конструкции. Только не играйте молча, все время разговаривайте со своим чадом и проявляйте эмоции. Говорите одобрительные слова и хвалите его.

Наверное, каждая мама замечает, что в этот период дети активно желают принимать участие в домашних делах. Позволяйте им самостоятельно подметать или вручайте тряпку для вытирания пыли. Так вы закладываете первоначальный фундамент в понимание того, что такое помощь. Всегда предоставляйте помочь вам, иначе в дальнейшем вам придется заставлять его силой совершать домашнюю уборку.

Занимаемся малышами самостоятельно

Конечно, занятие с ребенком 2 лет можно доверить профессиональной няне. Но согласитесь, зачем в такое прекрасное время отдавать малыша в руки чужой тете? Занимательные игры очень сближают родителей и детей, обязательно привлекайте внимание и отца. Ребятишки должны чувствовать целостность семьи. Вы не заметите, как быстро пройдет время, и малыш вырастет. Поэтому воспользуйтесь возможностью поиграть с ребенком, заодно разовьете важные способности и откроете маленькой личности. Все это очень пригодится в дальнейшей жизни.

Разрабатывайте такие занятия, которые будут развивать определенные способности вашего ребенка. Например, творческие или речевые. Чередуйте задания с подвижными играми, лучше на улице. Время каждого занятия с двухлетним ребенком не должно превышать двадцати минут. В этом возрасте достаточно тяжело сосредоточить свое внимание на одном предмете.

Развиваем речь малыша

В два года ваш ребенок должен не только знать, как называется предмет, но и давать его короткую характеристику. Просите как можно чаще рассказывать, что видел малыш, и пересказывать прочитанные вами сказки. Для этого необходимо проводить тематические занятия с ребенком. 2 года - это тот возраст, когда дети любознательны и любят слушать и смотреть. Во время чтения рассказов анализируйте происходящее. Можно использовать кукол, надеваемых на пальцы. Устраивайте маленькие театральные шоу с вопросами и ответами.

Например, читая сказку, пропускайте слово, просите малыша добавлять свои слова, которые подходят по смыслу. То же делайте со стихотворениями - пусть концовку скажет ребенок. Всегда используйте мимику и телодвижения, повествуя очередную интересную историю. Дети любят, когда происходит какое-нибудь действие. Игрушки, картонные картинки и куклы станут отличными персонажами к вашим историям.

После каждой прочитанной книжки задавайте вопросы по содержанию. Пусть ребенок развивает внимательность и память. Обращайте внимание на мелочи и детали. Читая диалоги, всегда меняйте голоса. Ребенок должен подробно представлять всех героев. Также просите его пересказывать - пусть использует мимику и голос.

Чтобы ребенок говорил правильно

В книжных магазинах можно встретить очень интересные издания, в которых представлены стихи для развития речи. Их используют логопеды, когда занимаются с ребятами, у которых наблюдается явный Имитируйте звуки и спрашивайте, как разговаривает то или иное животное. Обзаведитесь картинками с изображениями различных зверей, показывайте малышу, пусть он имитирует их голоса. Обычно дети любят играть в такую игру и через время самостоятельно приносят карточки с картинками. Каждый родитель должен проводить занятия с ребенком 2 лет для развития речи.

Координация и моторика рук

Прикосновения имеют большое значение для детей. Вы наверняка замечали, что в 1,5 года ребенок внимательно наблюдал за своими ручками. Теперь необходимо научиться управлять конечностями. Занятия с ребенком 2 лет должны включать игру с пальцами рук. Разучите стишки, которые превратят занятие в интересную историю. Пусть малыш загибает и разгибает соответствующие пальчики, изучите игру «Ладушки». С помощью таких упражнений развивается координация рук. Сами прикасайтесь как можно чаще к рукам своего чада. Для каждого ребенка очень важен такой телесный контакт с родителями.

Почему так важно развивать мелкую моторику? Потому что при работе пальцев рук нервные импульсы провоцируют развитие тех отделов головного мозга, которые отвечают за речевой аппарат. Значит, отвечает за Кроме того, это хорошая подготовка к будущим занятиям чистописанием.

Материал для занятий

Принесите различные материалы, которые отличаются на ощупь (кусок меха, бархатная бумага, фольга, мешочек с бусинами, пластмасса, кожа). Пусть малыш трогает их и говорит, что чувствует. Занятия с ребенком 2 лет с пластилином очень полезны для моторики. Начинать нужно с лепки простых фигур, пусть дети учатся делать из пластилина круг, квадрат, треугольник. Далее можно приобрести вырезные формы. Вы катаете тонкий пласт из пластилина, а малыш пусть вырезает различные трафареты. С каждой неделей усложняйте занятия, покажите, что из такого материала можно слепить многое.

Давайте ему в руки карандаши, пусть ребенок учиться рисовать. Только сразу попробуйте объяснить, что каляки-маляки можно делать только в специальном альбоме. Первое время не оставляйте детей наедине с фломастерами и карандашами, а то вас могут ожидать неприятные сюрпризы. Покажите, как рисовать примитивные предметы, которые состоят из палочек и кружков.

Малыш должен быть внимательным

Придумывайте с ребенком 2 лет на каждый день, которые будут развивать внимание. Очень важно, чтобы малыш не отличался рассеянностью, иначе с годами это качество трудно будет искоренить. В два года ребенок делает только то, что ему интересно. В этом возрасте малыш может резко бросать одну игрушку и начинать играть с другой. В возрасте 2,5 года пассивное внимание перерастает в активное. Тогда родителям важно не упустить момент.

Начинайте играть в прятки. Ставьте игрушку в комнате малыша и просите ее отыскать. Повторяйте такую игру несколько раз, каждый раз пряча вещь в новое место. Можно приклеивать фигуры по всей комнате. Например, вырежьте грибочки из картона, придумайте символическое лукошко, и пусть дети собирают "урожай" по всей квартире.

Игра с тенями подходит для более взрослых ребят. Для этого нужны предметы и их силуэты. Ребенок должен сопоставлять и находить правильные тени к основным картинкам. Хорошо развивает внимание игра «Построй по чертежу». Для этого возьмите кубики и другие детали, из которых можно построить различные фигуры. После на бумаге нарисуйте чертеж будущей конструкции, а ребенок пусть смотрит на рисунок и строит. Все дети просто обожают такие игры. Вы увидите, какой прекрасный результат дают занятия с ребенком. Двухлетним ребенком нужно заниматься постоянно.

В будущем очень пригодиться навык переключать внимание с одного на другое. Чтобы это получалось естественно, необходимо начинать занятия с самого детства. Для этого подгадайте момент, когда малыш будет активно чем-то увлечен. Далее задайте вопрос, и если ребенок начнет на него реагировать, значит, процесс пошел. Например, когда малыш рисует, спросите, что он кушал в детском садике. Необходимо, чтобы дети могли одновременно делать свои дела и при этом вести разговоры. Это намного облегчит взрослую жизнь. Вы наверняка сталкивались с людьми, которые делают какое-нибудь дело и при этом не просто не могут разговаривать, но и выключают телевизор или радио. Их отвлекает любой шорох и фоновой шум.

Хочу все помнить!

Что такое память? Это умение отражать прошлый опыт. С самого своего рождения младенец отлично вырабатывает рефлексы, которые основаны на памяти. Сначала малыш никак не реагирует на родителей, но потом начинает улыбаться матери, которая ассоциируется с едой. Он просто запомнил, что именно эта женщина способна дать молоко. Это примитивный пример, который основан на первом опыте памяти ребенка.

В 2-3 года проявляется непроизвольная память: малыш запоминает некоторые слова и несложные стихи. Естественно, чтобы их запомнить, необходимо многократно говорить и показывать. Для этого и нужны развивающие занятия ребенку. 2 года - очень важный возраст. Используйте игрушки и карточки с картинками, помните, что уроки не должны длиться более 30 минут.

Рассмотрим несколько простых игр, которые помогут развить навыки запоминания.

  1. Разложите перед малышом три любые игрушки. Поговорите о каждой из них. Далее попросите чадо отвернуться и уберите за спину одного персонажа. Пусть ребенок назовет, кого не хватает в этой тройке. Со временем увеличивайте количество участников - чем больше предметов, тем сложнее их запомнить.
  2. Покажите своему ребенку картинку, после переверните ее и попросите описать нарисованное действие. Для облегчения можно задавать наводящие вопросы, например, "какого цвета платье надето на девочке?", "что растет возле дерева?" Просите приносить предметы из другой комнаты.
  3. Приучитесь к общению перед сном. Например, читайте сказку, а завтра днем пусть ребенок сам расскажет услышанный рассказ. Просите рассказать, что интересного произошло за весь день с маленьким членом семьи. Пойте песенки и рассказывайте стишки. Все это способствует развитию памяти вашего любимого чада.

Мышление и восприятие у детей 2-3 лет

Ребенок в возрасте двух лет выбирает яркие предметы. Из логических игрушек, которые несут информацию о форме и размере, выбирайте только один предмет. Сегодня играйте с пирамидой, на основание которой нужно надеть колечки по размеру. Следующий день посвятите домику, на крыше которого расположились дырки в форме кубиков. Сложите вместе с малышом все предметы. Демонстративно показывайте, что круглое отверстие не подходит для квадрата.

Организовывайте занятия с ребенком 2 лет, которые позволят изучить цвета. Сначала показывайте карточки одного цвета и проговаривайте четко, что это за цвет. После просите малыша указывать на карточку, когда вы называете название цвета. Далее задача усложняется: накидайте кучу игрушек различного цвета и попросите разложить их по цветам по разным емкостям.

Хорошо развивает логику добавление деталей. Выйдите из комнаты и наденьте, например, шарф. Спросите у ребенка о том, какой предмет добавился в вашем образе.

Разрежьте картинку на две части и покажите, что соединяя детали, изображение становится целостным. Далее увеличивайте количество разрезанных частей.

На самом деле очень много придумано различных игрушек, которые развивают мышление и логику. Покупайте такие предметы и уделяйте внимание игре. Только так ребенку станет понятно, как играть в сложные игрушки. Не игнорируйте малыша, всегда приходите ему на помощь, если замечаете, что у него не получается сообразить. Пазлы и конструктор должны быть у каждого ребенка. Просите собрать башню одного цвета либо складывайте в коробку только желтые предметы. Занятия с ребенком 2 лет с цветной бумагой тоже приведут к тому, что чадо начнет запоминать цвета. Всегда поясняйте свои действия и подробно излагайте просьбу. Например, «принеси розового зайку, который сидит возле лошадки», «подай зеленые туфли, которые наденем на маленькие ножки». Так получается запомнить больше слов.

Придумывайте новые развивающие занятия ребенку. 2 года - это важный период в формировании мышления и логики. Каждый малыш любит проводить время с родителями, поэтому уделяйте как можно больше внимания вашему чаду. Самостоятельная игра ведет к тому, что дети вырастают замкнутыми и неразговорчивыми. А таким деткам очень сложно адаптироваться в современном обществе.

В заключение

Занятия с ребенком 2 лет дома необходимо проводить ежедневно. Больше читайте и разговаривайте. Слушайте много веселых детских песен, учите малыша двигаться под музыку. Если увидите, что танцы интересны ему, то не игнорируйте талант и запишите чадо в соответствующий кружок. Только от родителей зависит развитие ребенка. Занятия позволяют не только обрести умения, но и раскрыть таланты.

Марина Суздалева

— «Как заниматься с ребенком регулярно?»

— «Как спланировать все, чем хочется и кажется необходимым позаниматься с малышом так, чтобы развивающие игры шли ему на пользу, а не перегружали малыша?»

— «Как составить недельный план занятий с ребенком

С такими вопросами ко мне часто обращаются читательницы моей рассылки, и сегодня я хочу подробно на него ответить. Думаю, что даже если вы уже придерживаетесь какого-либо плана занятий с ребенком, вам будет интересно прочитать эту статью.

По крайней мере, я обязательно пересматриваю наш недельный план занятий с сыном как минимум 1 раз в 3 месяца. Именно с такой периодичностью стоит проводить оценку умений, достижений и навыков, которые приобрел кроха за прошедший период увлекательных игр и занятий с мамой. О том, как и по каким критериям проводится такая оценка, мы подробно говорим в курсе «Система развития ребенка дома от А до Я» .

Недельный план занятий с ребенком — эффективен

Но вернемся к нашим сегодняшним вопросам. Недельный план занятий – это как раз тот кусочек времени, в рамках которого удобно и эффективно можно спланировать занятия с ребенком. Каждая мама хочет, чтобы ее малыш развивался гармонично и своевременно, и иногда начинает казаться, что чем больше разнообразных занятий и игр предложить ребенку в течение дня, тем интенсивнее будет его развитие, и лучше результат.

Тем не менее, нельзя забывать и о возрастных особенностях детской психики, таких как неспособность к длительному сосредоточению, быстрая утомляемость, необходимость чередования разноплановых занятий и др. Да и ожидаемые результаты развивающих занятий – это тема отдельного разговора, которой я планирую посвятить один их следующих выпусков рассылки. Пока же давайте исходить из того, что режим занятий должен быть составлен с учетом указанных нюансов.

Итак, вы определились с вашими ожиданиями от занятий и понимаете, ради чего вы все это затеяли. Надо сказать, что ожидания и цели могут быть самыми разными, и, за редким исключением, все они не лишены определенной логики.

Например, кто-то мечтает вырастить настоящего гения, кто-то видит своего кроху в будущем выпускником самых рейтинговых ВУЗов мира, кто-то готовит малыша к поступлению в первый класс, а кто-то «всего лишь» не хочет упустить что-то важное в самые ранние годы, провести их с пользой и удовольствием для себя и для крохи, показать ему все , научить мыслить, поддержать детскую любознательность…

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Вероятно, вы согласитесь со мной, что и планы развивающих занятий у мам, ставящих перед собой и крохой такие «разнокалиберные» цели, будут разными. И именно поэтому на своих курсах я никогда не даю участницам готовой методики, которую нужно применять «от и до». Я даю лишь необходимую информацию, приемы и инструменты для создания индивидуальной системы занятий с ребенком.

Предположим, у вас все это уже есть, а значит, перед вами , игр, игрушек, конкретных действий, которые в совокупности приведут вас к вашим целям. Дело за малым – осталось «раскидать» эти занятия на неделю, и недельный план занятий готов!

Составляем план занятий с ребенком

Но не все так просто. Ведь нужно учесть необходимую частоту различных типов занятий, их продолжительность, оптимальные варианты чередования, повторения и т.д. Поэтому прежде, чем вооружаться ежедневником и ручкой, проанализируйте ваши наблюдения, записи о занятиях с вашим ребенком (если не ведете таких записей – вспомните):

  • Какие занятия больше всего нравятся вашему ребенку?
  • Что у него хорошо получается, а что доступно лишь с вашей помощью?
  • Какими играми вам легко заинтересовать кроху, и какие нравятся вам самой?

Наконец, мы переходим к самому главному – распределяем занятия по дням недели. Конечно, здесь тоже не может быть универсальных рекомендаций, ведь каждый малыш уникален, и перед каждым стоят свои собственные, актуальные для него сейчас задачи развития. Но можно выделить несколько общих приемов:

  • Отметьте в вашем недельном плане обязательные занятия, такие как , кружков, бассейна, визиты массажиста и т.д. Пометьте (например, с помощью фломастеров разных цветов), к каким направлениям развития ребенка относятся эти занятия.
  • Ключевые виды занятий (то есть те, которые относятся к актуальным направлениям развития вашего ребенка) запланируйте на каждый день (на 5 или 7 дней недели, в зависимости от того, хотите ли вы проводить какие-то специально организованные занятия в выходные дни). Старайтесь планировать и проводить эти занятия в наиболее благоприятное для этого время (которое вы также можете выяснить опытным путем, исходя из знания режима дня и биоритмов вашего крохи).
  • Оставьте в вашем плане местечко для самостоятельных игр ребенка и вашей совместной импровизации, зарезервируйте буферное время «на всякий случай» (ведь мы не можем с точностью до минуты прогнозировать, на какое время увлечет ребенка та или иная игра).
  • Все остальные игры и занятия распределите в оставшиеся «ячейки» вашего недельного плана, обращая внимание на соблюдение баланса разных направлений развития (здесь нам опять же помогает выделение разных типов занятий цветами).

Теперь ваш базовый недельный план готов. Через пару недель его практического применения вы внесете в него необходимые коррективы (а может и полностью перекроите — и такое бывало у участниц предыдущих потоков моего тренинга), и он станет работающим инструментом вашей системы развития ребенка дома.

Продолжить знакомство с моей авторской методикой и, конечно, воплотить ее в реальных систематических развивающих занятиях с вашим ребенком, я приглашаю вас в рамках третьего потока тренинга «Система развития ребенка дома от А до Я», который стартует уже в апреле. Запишитесь в ранний список, чтобы первыми узнать о начале продаж и получить возможность оплатить участие по самой выгодной цене.

Есть вопросы? Задайте их в комментариях!

(В этих упражнениях имя заменяется на имя ребенка)

Ярослав наш - озорник,

Тянет губы к ушкам.

Посмотрите, - говорит,

Я теперь лягушка!

Кто играет на гитаре,

А Ярослав на дудочке,

Губы вытянул вперед,

Узкой-узкой трубочкой!

Ярославка в лес пошел,

Под сосною гриб нашел,

Подними ввеох язычок -

Покажи как рос грибок.

Язычок то вверх, то вниз.

На качели сел малыш,

Вот качели высоко, вот качели низко,

До чего же хорошо!

Ярик весилится!

2. Упражнения на дыхание.

Ежик добрый, не колючий (поврот головы вправо - вдох),

Посмотри вокруг получше (поворот головы влево - выдох).

Изображаем паровозик, ходим по квартире, имитируем руками движения колес, и говорим "Чух-чух-чух". То громче, то тише, то реже, то чаще.

"Солнышко светит, облака плывут, паровозик едет "чух-чух-чух-чух".

"Гуси высоко летят, на детей они глядят". При медленной ходьбе, поднимаем руки в стороны - вдох, руки вниз - выдох, произносим "гуууууу".

3. Пальчиковая гимнастика.

С ветки ягодки снимаю (левой рукой изображаем ветку с ягодами. Пальцами другой, гладим каждый палец от основания к кончику)

И в лукошко собираю (обе ладони сложить чашечкой)

Будет полное лукошко (одну ладонь накрываем другой).

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали "Бом!"

(Один хлопок над головой)

Мышь скатилась кувырком!

(Руки "скатываются" на пол).

Мышь решила второй раз,

Посмотреть который час.

Вдруг часы звонят "Бом, бом!"

(Два хлопка над головой),

Мышь скатилась кувырком!

(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла в третий раз,

Посмотреть, который час.

Услыхала: "Бом, бом, бом!"

(Три хлопка над головой),

И скатилась кувырком!

(Руки "скатываются" на пол).

Можно попробовать этот стишок в английском варианте, называется "Hickory Dickory Dock".

4.Логоритмика. 1-2 песенки Железновой + приседания, висение на турнике;

5.Дидактическая игра. Блоки Дьенеша. Сортируем по цвету, размеру, фигурам. Выкладываем домики, машинки, гусениц. Можно просто, можно по распечатанным картинкам (блоки можно заменить на картонные круги, квадраты и треугольники, желтого, синего и красных цветов, разного размера, но советую купить все-таки блоки Дьенеша, это недорогое пособие можно использовать лет до 7);

6. Творчество. Аппликация "Слон Элмер". Рисуем слона и нарезаем кусочки разноцветной бумаги. Ребенок должен заклеить слона этими кусочками. Не забываем спрашивать у ребенка цвет бумажки, когда он ее клеит;

7. Развитие слуха. "Пляска с погремушками" Антоновой. Учим детей выполнять хороводные движения под музыку, вызывать эмоциональный отклик на музыку;

8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с песком. Печем пирожки с начинкой, делаем пироженые, украшаем их сверху, разрезаем на кусочки, делаем печенья (раскатываем тонкий слой песка, и вырезаем формами на печенья или формочками).

Приглашаем и угощаем гостей;

9. Сюжетно-ролевые игры. "Чаепитие". Совмещаем игры с песком и сюжетно-ролевую игру.

1. Артикуляционная гимнастика.

Зубы ровно мы смыкаем,

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

Под высокою сосной,

Мы грибок нашли с тобой,

Чтобы рос боровичок,

Подними вверх язычок.

Цок-цок-цок по мостовой,

Идет лошадка к нам с тобой,

Щелкай язычком быстрее,

Чтоб она пришла скорее.

Дятел-дятел тук, тук, тук.

Ты чего стучишь, мой друг?

Я не зря во рту стучу.

Звукам правильным учу.

2. Упражнения на дыхание.

Дуем на тучки, сдуваем с солнышка (на листе бумаги нарисовать солнышко, тучки вырезать из цветной бумаги);

Дуем на вертушку;

Дуем на колокольчики "Музыка ветра"

"Скажи-ка нам ветер, какого ты цвета?

Я цвета заката,

Я цвета - рассвета,

Я - снежного цвета,

Я - цвета огня...

Такой я, каким ты увидишь меня. (Лунин)

3. Массаж пальчиков массажными мячами;

Гладь мои ладошки ёж,

Ты колючий, ну и что ж,

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

"ИГРА С ЕЖИКОМ"

Ежик выбился из сил,

Яблоки, гибы носил,

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко,

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Еж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

4.Логоритмика. 1-2 песенки Железновой + ходим вдоль скакалки и между игрушками (учит ребенка смотреть себе под ноги);

5.Мелкая моторика. Яблочки по мешочкам. Вырезаем из картона разноцветные мешки (желтый, зеленый, красный) и яблочки (кружочки). На мешках рисуем круги. Просим ребенка разместить яблочки в кружки, соответственно цвету;

6. Развитие слуха. Слушаем русские народные песни. Учим малыша выполнять простые танцевальные движения под музыку: пяточка-носочек, повороты с руками на поясе, хоровод);

7. Математика. Играем с счетными палочками или палочками от мороженого. Считаем, выкладываем из них геометрические фигуры;

8. Алфавит. Читаем стихи про азбуку Маршака. Раскрашиваем раскраски со словами на букву Б (бегемот, бобер, белка, бурундук, банан, баклажан, бульдог).

1. Артикуляционная гимнастика.

Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл,
Подразним мы бегемота, подшутить над ним охота

Улыбается щенок, зубки напоказ,

Я бы точно также смог,

Вот смотри сейчас.

Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет,

Губы в трубочку сложи и слоненку покажи.

Устала собачка, и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет полежит.

И снова собачка за кошкой спешит.

Котенок любит молоко, нальешь и нет ни капли вмиг,

Лакает быстро и легко, лопаткой высунув язык.

2. Упражнения на дыхание.

Учимся дуть в аэробол. Используем не только шарик, но и перышки, кусочки бумаги.

Задуваем шарик в ворота. Или, в нашем случае, в рот коале:

"Мы на шарик дунем дружно, мишку покормить нам нужно".

3. Массаж ладошек с помощью карандашей.

"ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ"

Бом, бом, бом

По гвоздям бьем молотком.

Гвозди не вбиваются, только загибаются. (Ребенок стучит карандашом по пальчикам, отбивая ритм стихотворения);

"ТОЧИЛКА"

Мы точилочку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет острым наш,

Синий карандаш.

(Одной рукой сжимаем карандаш, другой крутим. Карандаш должен быть ребристый);

4. Логоритмика. 1-2 песенки Железновой + упражнение "Мишка" (ходим вперевалочку по массажным коврикам, поднимаемся по наклонной доске);

5. Дидактические игры. "Волшебный мешок". Учим ребенка узнавать предметы на ощупь, по описанию и особым признакам. Учим подбирать слова для обозначения признакам, того, что он чувствует. В мешок кладем овощи и фрукты, настоящие, игрушечные не дают таких тактильных ощущений;

6. Творчество. Рисуем телефон. Делаем картонную заготовку в виде телефона (сотового или обычного) с цифрами. Ребенок должен нарисовать кнопки, обвести каждую цифру в кружок. Читаем Чуковского "Телефон";

7. Развитие слуха. Играем на музыкальных инструментах. Представляем, что мишка идет - барабан, птички поют это дудочки, белочка щелкает орешки - трещетка и тд. Отгадываем какой инструмент звучит;

8. Игры с сенсорной коробкой. С помощью крупы, камней, ракушек, палочек и фигурок животных делаем тематическую коробку. Прячем фигурки в крупе, после того как ребенок все найдет, просим его спрятать;

9. Сюжетно-ролевые игры. Играем в зоопарк. Строим из кубиков или лего вальеры, селим туда животных. Приезжает экскурсия в зоопарк (несколько маленьких игрушек). Смотритель зоопарка (другая маленькая игрушка или ребенок) проводит экскурссию. Рассказывает, что это за животные, откуда они, чем питаются и тд; (можно взять демонстрационные карточки, как правило, сзади написана информация о животном);

1. Артикуляционная гимнастика.

Бегемот открыл свой рот,
Булки просит бегемот.

Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках,
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.

Подражаем мы в лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Мы потянем-перестанем,
И нисколько не устанем.

Буду подражать слону -
Губы хоботом тяну.

Белка щелкает орешки,
Обстоятельно, без спешки,
Упираем язычок влево-вправо набочок.

2. Упражнения на дыхание.

Упражнение "Дровосек"

Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

Вдохнуть спокойно через нос - выдохнуть через рот.

Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть),

Я подую низко (присесть и подуть),

Я подую далеко (наклон вперед, подуть),

Я подую близко (руки сложить на груди и подуть на них).

3. Пальчиковая гимнастика.

"ПЕСЕНКА"

У ходиков песня такая: тик, тик, тик (руки - стрелки).

У птички-синички - такая: пик, пик, пик (ладошки клювиком).

У поросенка такая - рюх, рюх, рюх. (Кольцо из большого и указательного пальцев).

У ежика песня такая: плюх, плюх, плюх. (Растопыриваем ладошки).

У кисоньки песня такая: мяу, мяу. (Рука гладит другую руку).

А у рыбешки какая? (Закрываем рот рукой).

"КАПУСТКА"

Мы капустку рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку жмем-жмем.

4.Логоритмика 1-2 песенки Железновой + упражнения с мячами, учимся бросать мяч в корзину, о стену. Учимчя играть в съедобное-несъедобное;

5. Мелкая моторика. Лист и гусеница. Вырезаем из картона. Проделываем там дырки. Просим ребенка продеть шнурок или шиниловую проволоку;

6. Развитие слуха. Показываем ребенку карточку с изображением органа. Слушаем Баха;

7. Математика. На деталях лего или кубиках пишим цифры от 1 до скольки нужно. Просим ребенка собрать башню. На пластиковых бутылках пишим цифры. Просим ребенка положить шарики в бутылки в соответствии с цифрой;

8. Алфавит. Учим стихотворение Заходера "Песенка-Азбука". На листе бумаги рисуем печатные буквы вразнобой, просим ребенка обвести все буквы Б. Рисуем большую букву Б и просим ребенка налепить на нее кусочки пластилина.

1. Артикуляционная гимнастика.

Рот пошире открываем, в бегемотика играем, Широко откроем рот, как голодный бегемот, Закрывать его нельзя, до 5 считаю я, А потом закроем рот - отдыхает бегемот.

Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!

Потерял пастух дуду,

Губы трубочкой сложи и мальчишке покажи.

Кит огромный словно дом, улыбаясь бьет хвостом.

Покажи киту улыбку и запомни кит - не рыбка!

Я веселая лошадка, темная как шоколадка,

Язычком пощелкай звонко - стук копыт услышишь громкий.


Волк морской мотор заводит, в море синие выходит,
Заведи язык-мотор, чтоб поднялся в море шторм.

2. Упражнения на дыхание.

Делаем бурю в стакане, задуваем свечи.

"Нужно глубоко вздохнуть,

Чтобы свечку нам задуть".

3. Пальчиковая гимнастика.

Хома, хома, хомячок (руки положите на щеки, покачайте головой из стороны в сторону),

Полосатенький бочок (похлопайте ладонями по бокам),

Хома раненько встает (разведите руки в сторону, потягиваясь),

Щечки моет (потрите ладонями щеки),

Лапки трет (моющие движения руками).

Хома, хома, хомячок,

Разожми мой кулочок!

(Протяните ребенку свой сжатый кулак со спрятанной конфеткой или сушкой).

Ну-ка, ну-ка разожми,

Что найдешь - себе возьми!

"КОРОВКА"

Я коровушку свою (приставляем к голове пальцы-рожки),

Рано утром подою (делаем руками движения как-будто доим)

Я поглажу ей бока (гладим коровушку (воздух);

Дай детишкам молока (руками просяще-хватательное движение);

4. Логоритмика. 1-2 песенки Железновой + полоса препятствий (бегаем по массажным коврикам, пролезаем через туннель, пролезаем под гимнастической дугой или стулом, перелезаем через диванные подушки);

5. Дидактические игры. Просим детей по описанию узнать и показать предметы мебели и домашнию утварь;

6. Творчество. Рисуем кусочками льда (при замораживании в воду добавляем краску);

7. Развитие слуха. Слушаем фрагменты из "Карнавала животных" К. Сен-Санса;

8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с водой. Переливание воды. Вылавливаем пинг-понговые шарики или крышки от пюрешек сачком или ситом;

9. Сюжетно-ролевые игры. Инсценировка русской народной сказки "Заюшкина избушка".