Семья как социальный институт: основные типы и функции семьи. Семья и брак. Семья как социальный институт

Генеалогия определяет семью как общность кровных родственников и людей, связанных в результате заключения брака. А современное российское право под данным термином понимает группу людей, объединенных личными обязанностями и правами, которые являются следствием женитьбы, родства или опекунства.

Она обладает следующими характеристиками:

  • Организовывает быт. Этот вид общности означает наличие у партнеров общего бюджета, бытовых взаимоотношений и ответственности.
  • Основывается на браке, который является формой взаимодействия между мужем и женой, определяет права и обязанности супругов в родительской, финансовой и других сферах, и регулирует их интимную жизнь.
  • Она является малой социальной группой.
  • Описывает отношения партнеров с родственниками и детьми. Так как, помимо союза, основанием такой общности бывают родство и опекунство.

Социология рассматривает понятие семьи сразу с двух позиций: как социальный институт и как малую группу. Первый отвечает за обеспечение потребностей общества, а вторая отвечает за удовлетворение нужд каждого из членов группы.

Назначение подобного объединения с точки зрения общественных интересов – воспроизводство населения. Но помимо реализации общественной и личной потребности в деторождении, такие группы выполняют и другие функции:

  • Хозяйственно-экономическую. Супруги ведут общее хозяйство, совместно обеспечивают находящихся на их иждивении членов семьи и ухаживают за пожилыми родственниками и детьми.
  • Воспитательную. В рамках общности проводится воспитание детей, их первоначальная социализация и передача им культурных и личностных ценностей.
  • Производственную. В современном обществе эта функция утратила свое значение, так как производственная деятельность сейчас выведена за рамки этого объединения.
  • Организация досуга. Это функция приобретает особую важность, так как сейчас семья становится основным местом отдыха.
  • Эмоциональная. Сюда входит построение комфортных отношений внутри группы, взаимное обогащение интересов и психологическая помощь в рамках группы.
  • Социального контроля. Родственники обеспечивают выполнение определенных социальных норм, в том числе и теми, кто по каким-то причинам не обладает способностью самостоятельно учитывать принятые в обществе правила.
  • И другие.

Считается, что семья передает наиболее ценный опыт, накопленный старшими поколениями. Но нужно учитывать, что передача не ограничена только одобряемой обществом информацией, так как процесс отбора, усвоения и переработки этих сведений производится исходя интересов в конкретных людей. В рамках этой общности могут закладываться в качестве ценностных ориентиров и вредные привычки, такие как: алкогольная зависимость, курение, безнравственность и т. д.

Воспроизводство населения является одной из важнейших функций семьи как социального института. Потребность в рождении детей соответствует инстинктам и полезна обществу. Но одновременно реализация этой роли приводит увеличению патологического груза. По статистике, женщины с высшим образованием рожают реже тех, у кого есть только начальное. Это означает, что дети чаще появляются у родителей с нестабильным финансовым положением и менее подготовленных к необходимости воспитания ребенка. Время, которое женщина тратит на уход за маленьким ребенком, выполнение домашних дел и обязанностей, тормозит реализацию ее способности в профессиональной сфере.

Специфика семьи как социального института

Она имеет устойчивую структуру. Эта общность является саморегулирующейся системой, в которой все участники сами формируют культуру общения, вырабатывают общие жизненные ценности. В течение этого процесса могут возникать конфликты и противоречия, разрешение которых достигается в результате взаимных уступок и соглашений. Эти меры по налаживанию взаимодействия производятся за счёт внутренней культуры людей, их нравственной и зрелости и способствует их личностному развитию.

Следующая особенность – ее связь с другими институтами: государством, культурой, религией, образованием, общественным мнением и т. д. Так как эта форма общности узаконена обществом, она регулируется с помощью норм права и морали, а также санкций, направленных на ее поддержание.

Развитие семьи как социального института

Обычно выделяют следующие этапы этого процесса:

  • Добрачный.
  • Создание союза.
  • Становление.
  • Начало и окончание деторождения.
  • Воспитание детей.
  • Отделение от семьи последнего ребенка.
  • Распад в результате смерти супруга или развода.

Каждый из этих периодов обладает своими социальными и экономическими особенностями.

Виды и формы семейных и брачных отношений

На разных этапах экономического и социального развития, а также при наличии особых культурных, религиозных и этнических условий брак принимает различные формы.

Под семьей обычно понимается пара с одним или несколькими детьми, или без них. Или же подобная пара в прошлом, распавшаяся по причине развода или смерти одного из супругов. В этом случае группа из мужа или жены и детей, называется «неполной».

По своему типу отношения разделяют на:

  • Нуклеарные. Общность состоит только из мужа, жены и детей, находящихся на иждивении.
  • Расширенные или патриархальные. В этом случае в группу так же включают еще и представителей других поколений семьи: дедушек, бабушек, внуков, двоюродных братьев и сестер и т. д.

Для социума, сохранившего традиционное распределение ролей, более характерен расширенный тип. А современное общество больше склоняется нуклеарным взаимоотношениям.

По форме брак может быть:

  • Моногамный. В союз вступает пара – один мужчина и одна женщина.
  • Полигамный. Во втором случае в отношениях более двух партнеров. Большинство таких отношений встречаются в традиционных обществах, и связаны с религиозными или экономическими причинами.

В определенных странах можно найти примеры редкой формы полигамии – группового брака, при котором в одном союзе участвуют несколько мужчин и женщин. А например, для восточных стран характерна полигиния – многоженство, при котором у одного мужчины несколько жен. Но есть культуры в которых встречается полиандрия. В этом случае в семье одна жена и несколько мужей.

Исторически по распределению власти семейные отношения делятся на:

  • Матриархат – правом на принятие основополагающих решений обладают женщины.
  • Патриархат – основная власть принадлежит мужчинам.
  • Демократическая семья. Партнеры в равной степени способны обеспечивать семейную жизнь и равны по статусу.

По принципу выбора партнеров существуют следующие формы брачных отношений:

  • Эндогамия. Супругов выбирали из членов того же клана, племени или группы.
  • Экзогамия. В этом случае исключаются отношения в пределах узкого круга: семьи, племени, клана и т. д. В цивилизованных странах из-за опасности вырождения и появления наследственных заболеваний запрещены союзы между родственниками.

Также эти объединения могут классифицироваться с точки зрения ее проживания, типа воспитания детей, места человека в семье, количества детей и многих других факторов.

Проблемы современной семьи как социального института

С точки зрения выполнения своего основного назначения как социального института семья имеет следующие сложности:

  • Большое количество разводов, низкая репродуктивная и воспитательная способность приводит к тому, что современные брачные отношения не удовлетворяют основные потребности общества.
  • Производственный, технический и социальный прогресс привели к появлению противоречий между профессиональными и традиционными семейными мужскими и женскими ролями, что в свою очередь снизило сплоченность общности такого вида как группы.
  • Традиционные брачные союзы потеряли свою престижность для молодёжи.

Изменения в обществе привели к появлению большого количества нетипичных семей:

  • Материнские, при которых женщины решают родить ребенка вне брака или серьезных отношений.
  • Неполные. Этот вид образуется в результате развода.
  • Молодежные, в которых партнеры живут вместе, но не оформляют свой союз. И женятся только после обнаружения желанной беременности. Впрочем, далеко не все отношения заканчиваются браком.
  • Сожительство, при котором женатый мужчина живет и имеют общего ребенка с незамужней женщиной.
  • «Годвин-браки», в которых супруги живут, владеют имуществом и ведут хозяйство раздельно.

Также распространены семьи только с одним ребенком, одиночки, отказывающиеся от любых отношений, и пробные браки. Основные причины таких изменений две:

  • Укрепление экономической самостоятельности женщин, а также существенная государственная материальная помощь матерям-одиночкам и пожилым людям, что позволяет пожилым людям жить отдельно от детей, и снимает зависимость женщины от кормильца мужчины.
  • Демократизация, дающие равные права людям любого пола и возраста. Таким образом, женщина может сама решить вопрос необходимости супружеских отношений с мужчиной.

К побочным причинам, приводящим к такому большому количеству разводов, можно отнести отсутствие религиозной и государственный основы брака, а также развитие медицины и контрацепции, позволяющие регулировать рождаемость.

Существует немало прогнозов о будущем семьи и положительных и негативных. Но даже в отношении общей направленности изменений серьезные исследователи не заглядывают в далеко из-за недостатка статистической информации. Но существует предположение, что сейчас происходит эволюция этой общности в новую форму. Предполагается, что при этом типе брака отношения будут строиться в качестве союза между равноправными личностями.

А сейчас в современном обществе наблюдается следующее направленности:

  • Получил распространение демократический (эгалитарный) тип отношений.
  • Начался переход от патриархальных форм к нуклеарным группам.
  • Права и обязанности супругов четко не фиксируется.
  • Изменились функции семьи.
  • Уменьшилось количество детей.
  • Уменьшился общий рост браков и увеличилось количество разводов, одиноких людей или живущих в пробном браке.

Является самым важным в общественных отношениях. Его изучением занимаются социологи, психологи, сексологи и многие другие. Такое пристрастное внимание неслучайно. Семья, как является одним из важных носителей принципов культуры и воспитания личности, которые являются уже традиционными и передаются из поколения в поколение. Первоначальное воспитание человек получает в семье. Там же ему прививают навыки поведения, дают образование.

В каждом определенном обществе существуют свои понятия и жизни. Поэтому у людей, входящих в это сообщество, формируется мнение, что их устои самые правильные.

Семья, как социальный институт, настолько важна для общества, что рассматривать какой-то определенный тип как основной не имеет смысла. Корни семейных отношений лежат глубоко в древности. Именно тогда началось зарождение этого института.

Типология семьи включает виды, которые различаются в зависимости от формы ее организации и от родственных связей входящих в ее состав людей.

Одним из основных типов является сочетание: муж, жена и дети. Это классический вариант, который представляется каждому при упоминании этого слова. Этот тип называется супружеским. В его основе лежат брачные отношения двух людей, которые не связаны родственными узами.

Второй тип - это родственная семья. В ее основе лежит кровное родство. Обычно это многочисленные родственники, представляющие клан, в который входят братья и сестры, их мужья и жены, дети, тети, дяди и т.д.

Семья, как социальный институт, существует в этих двух формах, но их значимость не одинакова. Обычно родственный необходим для торжеств, общения и поддержания семейных уз. Большую значимость имеет супружеский тип. В этом случае роль семьи в жизни человека огромна. Даже законодательство предписывает определенные нормы и правила по отношению к детям или родителям, но ничего не говорит о связях с более дальними родственниками.

Супружеская семья подразумевает отношения между супругами и их детьми. Родственный тип включает в себя более широкий спектр связей. В такой семье супруги подвержены большему влиянию со стороны своих родственников, и лишь наполовину вхожи в новую семью.

От зависит и воспитание, которое получает ребенок. В родственной семье забота и ответственность о нем лежит не только на родителях, но и на многочисленной родне. Круг общения его обширен, и это хорошо сказывается на воспитании. Многие родственники готовы взять на себя обязанности родителей.

Как социальный институт, в большей мере представляет супружеский тип. Это обусловлено местом проживания, которое может находиться далеко от остальной родни. Многие не поддерживают родственные связи в силу определенных обстоятельств.

Брак является одной из более приемлемых форм семьи. Официально оформленные отношения - это не только будущее потомство и его воспитание. Брак подразумевает также много других прав и обязанностей. Его можно назвать образцом, в виде которого представлена семья, как социальный институт. В каждом отдельном обществе существуют свои нормы поведения, которые складываются годами. Они также зависят от экономических условий.

Иногда складывается ситуация, когда выбор супруга не зависит от человека. Он происходит на основании некоторых правил и устоев, которые ограничены только пределами конкретного общества.

В большинстве случаев семья, как социальный институт, носит моногамный характер. Но встречаются редкие случаи полигамных браков.

Для каждого человека семья является образцом для формирования характера и норм поведения в обществе. Поэтому развитию этого института должно уделяться особое внимание.

Современные исследователи выделяют четыре основные характеристики семьи: малая социальная группа; важная форма организации личного быта; социальный институт, основанный на брачном (супружеском) союзе; многосторонние отношения супругов с родственниками. Семью можно определить как общность, основанную и на браке, и на кровном родстве. Это объединение людей, связанных, как правило, общностью быта, а также взаимной ответственностью и взаимопомощью. По традиционным представлениям о типичной семье основой или ядром последней является брак. Институт брака регулирует отношения между супругами посредством норм и санкций. Брак является исторически изменяющейся социальной формой отношений между полами, с помощью которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь и устанавливает родительские права и обязанности. Семья, таким образом, является более сложным образованием, чем просто брачная группа. Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Характеризуя институт семьи, мы указываем на его функции: воспроизводства населения,

хозяйственно-экономическую, воспитательную, рекреационную, социального контроля.

Семья, как социальный институт, выполняет функцию накопления всего социального опыта, включая и то, что никак не может быть названо общественно необходимым с точки зрения завтрашнего; она выполняет еще и функцию селективную – отбора, усвоения, переработки этого опыта, исходя из интересов и потребностей конкретных людей.

Кроме того, семья выполняет функцию адаптации социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, в новых условиях. С другой стороны, такие привычки, как злоупотребление алкоголем, курение, другие отрицательные привычки, отсутствие физической культуры, безнравственность, как показывают исследования, во многом именно в рамках семьи закладываются в основу системы ценностных ориентаций людей.

Деторождение, например, важнейшая функция семьи.

Понимание семьи как социального института предполагает изучение взаимодействия семьи с другими институтами общества (политическими, экономическими, образования).

В социологии приняты различные основания выделения типов семьи. В зависимости от формы брака выделяют следующие типы семейных организаций:

1. Моногамия (тип брака, в который вступают мужчина и женщина, при этом им не разрешается вступать одновременно более, чем в один брак).

2. Полигамия (форма брака, которая предполагает наличие более одного партнера в супружестве) исторически выступает в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (у одной жены несколько мужей).


В зависимости от структуры родственных связей (под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее элементами) выделяют различные типы семей:

1) нуклеарная (простая) семья (ее составляют родители с детьми, не состоящими в браке);

2) расширенная или родственная (сложная) семья (с родителями или родственниками одного из супругов). С точки зрения иерархии, престижа, структуры власти в семье выделяют: традиционные (с такими историческими типами, как патриархальные и матриархальные) и современные. Известный отечественный исследователь А.Г. Харчев выделял следующие основные функции семьи:

Репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном);

Воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);

Хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);

Духовного общения (развитие личностных качеств членов семьи);

Социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);

Экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);

Сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);

Досуговая (организация совместного отдыха);

Эмоциональная (получение психической защиты и поддержки);

Сексуальная (сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей).

В поле изучения социологии семьи находятся условия жизни семьи, ее образ жизни, семейная идеология, проблемы успешности брачно-семейных отношений, этапы жизненного цикла семьи. Принято рассматривать следующие периоды, этапы жизнедеятельности семьи: добрачный, создание семьи, становление молодой семьи,

рождение ребенка (детей), воспитание, функционирование семьи, регулирование межличностных отношений, распад или трансформация семьи (развод, смерть супруга). При безраздельном господстве моногамного брака в современном мире значительно распространены внебрачные и альтернативные формы семьи. К первым относят материнскую и неполную, т. е. семьи, не опирающиеся на брачный союз. Материнская семья – это матери-одиночки по отечественной терминологии. Большинство женщин, особенно в возрасте 40-45 лет, идут по пути материнства сознательно, из-за желания иметь собственного ребенка и не быть одинокой. Другие становятся матерями в силу обстоятельств, не имея выраженной потребности в детях. Среди них высок процент 15-19-летних. О количественной распространенности материнской семьи можно судить по статистике внебрачной рождаемости в стране. При одном миллионе детей, брошенных или сданных в детские дома, бывает горько слышать о том, что в ряде западных, стран, например, в Голландии, практически нет нежеланных детей. Другая форма внебрачных семей – неполная. У нее другое происхождение. Если материнская семья изначально безбрачная, то неполная – результат овдовения или развода. По некоторым расчетам, в среднем к достижению человеком 75-летнего возраста в нашей стране распадаются все браки: 23% прекращаются из-за смерти жены, 53% - из-за смерти мужа, остальные - из-за развода. Особый вид брачных союзов определяется специалистами как альтернативные. Возникают они либо в период ухаживания и помолвки в виде «молодежных» юридически неформальных отношений, либо как «конкубинат», под которым понимается связь женатого мужчины c незамужней женщиной, имеющей от него детей. Существует множество самых различных прогнозов о будущем семейно-брачных отношений. В оценке частных аспектов отдельные авторы вдруг начинают уверять, что в XXI веке исчезнут одиночки, однодетные семьи и разводы, хотя оснований для таких предположений пока нет. Относительно общих тенденций развития семьи серьезные исследователи не рискуют заглядывать в отдаленное будущее из-за ограниченности статистического материала. Но существует мнение, что магистральное направление развития семьи - это эволюция ее в новую, в определенной мере уже существующую, форму, условно называемую супружеской семьей. Спектр мотивов заключения брака очень широк: любовь, общность интересов и взглядов, ощущение одиночества, вероятность рождения ребенка, материальная обеспеченность будущего супруга, наличие у него квартиры и т. д. и т. п. Некоторые исследователи условно сводят мотивацию брака к трем подгруппам: брак по любви, брак по стереотипу поведения, т. е. по рефлексу подражания, и брак по расчету. Другие говорят о пяти типах мотивации: по любви, по духовной близости, по материальному расчету, по психологической адекватности, по моральным соображениям. Разумеется, возможны различные комбинации мотивов.

Очевидно, что большинство браков заключается по любви. В России, по некоторым опросам, 2/3 мужчин и 3/4 женщин указывают в качестве мотива вступления в брак любовь и взаимную привязанность. Однако понятие «любовь» многозначно и неопределенно. При удачном браке первоначальную привязанность начинают оценивать как любовь, а при разводе любовь оказывается легкомысленным увлечением. Понимание любви и оценка ее роли в браке неодинаковы в разных странах. Так, при опросе, проведенном в свое время советским и американским журналами, на вопрос: «Что является основой счастливого брака»? – 52% американок сказали: «дружба», а 54% представительниц СССР назвали «любовь». Немалую часть браков составляют браки по расчету. В большинстве случаев расчет бывает материальный, нередко корыстный. Такие расчеты бывают более приземленные (прописка, машина и т. д.) и более изощренные. Бывает расчет не материальный, а моральный, когда люди вступают в брак из страха перед одиночеством, желания иметь детей, из чувства благодарности. Такие браки могут оказаться и удачными, особенно когда на смену расчету приходят взаимопонимание и любовь. Оценивая перспективы функционирования социального института семьи, можно выделить два, на наш взгляд важных, аспекта проблемы: во-первых, способность семьи выполнять закрепленные за ней функции, направленные на удовлетворение потребностей общества; во-вторых, функции семьи в будущем, в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Например, потребность в воспроизводстве, столь актуальная сегодня, может потерять свою значимость - возможно, что в ближайшем будущем человечество научится производить себе подобных и без участия семьи.

— это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др.

История семьи — фактически история человечества. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Сегодня в некоторых примитивных обществах семья — единственный стабильно функционирующий институт (племена Центральной Африки, Океании, народы Севера). В этих обществах порядок поддерживается без установления формальных законов, участия полиции, суда; основным авторитетом является авторитет главы семьи.

В каждом обществе существуют свои особые формы организации семьи, но социологи отмечают некоторые общие признаки семейной жизни. Обычно выделяют два основных типа семейной структуры:

  • нуклеарная, состоящая из мужа, жены и их детей;
  • расширенная семья, включающая в себя нуклеарную вместе с многими родственниками — бабкой, дедом, внуками, дядьками, тетками, кузенами и кузинами. Этот список может быть продолжен.

Характеризуется ослаблением многих родственных связей и явным преобладанием над расширенной.

Формы брака

Согласно традиционным представлениям, основой типичной семьи является брак - исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. Семья либо состоит из брачной пары с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называется неполной семьей.

Если общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает его только вне определенной узкой группы, то это явление называют экзогамией. Так, для избежания кровосмесительных связей моральные и правовые нормы запрещают жениться на родных и двоюродных сестрах. В ряде обществ запрещено выбирать партнера внутри своего клана, деревни, племени. Эндогамия — это ограничение в выборе брачного партнера. Его можно выбрать лишь в пределах своей группы (расовая, сословная эндогамия — когда запрещается или не одобряется брачный союзс партнером другой расы или из низших слоев общества).

Современное западное общество знает один основной вид цивилизованной формы супружества - моногамию , т.е. одновременный брак одного мужчины с одной женщиной. Но в ряде обществ практикуется полигамия — форма брака, при которой в супружестве существует более одного партнера. Хотя редко, но встречаются экзотические формы полигамии: групповой брак , при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях; полиандрия , когда одна женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния , или многоженство. Сторонники европейских культурных традиций отрицательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личностного развития женщины.

Развод стал настолько распространенным в нашей жизни, что половина россиян, впервые вступающих в брак, «обречены» на развод (социологи впервые обратили внимание на существование данной проблемы еще в 1970-х гг.). Объяснение этого явления пытаются искать в многообразных макрострук- турных изменениях и природе интимных отношений.

В некоторых исследованиях отмечается, что в период экономических спадов число разводов уменьшается, а в период экономического подъема, наоборот, возрастает. Может быть, причина этого в том, что развитое индустриальное общество открывает человеку атьтернативные источники финансовой стабильности, служебного благополучия, нравственной и личной удовлетворенности.

Любая нестабильность в институте семьи противодействует устойчивому функционированию общества. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон. Так, в некоторых католических странах, например в Италии, традиционно развод был вообще невозможен. Только в конце XX в. итальянское общество сделало шаг навстречу тем, кто ошибся в выборе партнера и хотел бы расторгнуть брачный союз. В большинстве развитых стран в случае развода бывший супруг должен обеспечить своей бывшей супруге то материальное положение, которое она имела в замужестве. В России в подобных случаях происходит раздел имущества, выносится вердикт об оплате алиментов; дети, как правило, остаются с матерью.

Социальные институты семьи

В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций. С биологической точки зрения только у человеческих существ отсутствуют ограниченные во времени сезоны, в течение которых возможна близость между мужскими и женскими существами, только у людей имеется возможность зачатия потомства в течение всего года. Второй биологической особенностью людей является гораздо более длительный, чем у всех других существ, период беспомощности рожденного ребенка, что диктует необходимость сохранения в течение длительного периода заботы о нем со стороны выкармливающей его матери и экономического обеспечения семьи со стороны отца.

В течение тысячелетий в каждом обществе заботой матери являлся уход за ребенком, заботой отца — материальное обеспечение семьи и ее защита (охота, тяжелый крестьянский труд, война). Вследствие этого повсеместно возникла единообразная структура: мужчины и женщины вступали в постоянные отношения, в ходе которых достигалось наиболее эффективное развитие потомства и осуществлялась необходимая экономическая активность, базирующаяся на разделении полов.

В условиях сельскохозяйственного производства семья выполняла функцию важнейшей производственной ячейки, экономической структурой, в рамках которой создавались и аккумулировались материальные ресурсы, что предопределило необходимость возникновения таких специфических институтов, как институты брака, развода, наследования. Через их посредство распределялись и перераспределялись материальные ресурсы, наследовались власть и привилегии. Никакое общество не может существовать, не создавая особый механизм, обеспечивающий беспрерывную замену одних членов общества другими. Семья как социальный институт выполняла эту социальную функцию, обеспечивая преемственность поколений путем восприятия индивидами социальной роли отца или матери, и связанной с такой ролью ответственности.

Ребенок, законно рожденный в семье, приобретает стабильное положение в обществе. По наследству передается не только материальное состояние, но и социальный статус, часто сохраняется принадлежность к той же этнической группе, к которой принадлежит семья, к тому же классу или к числу последователей той же религии. Происхождение человека представляет собой значительный фактор, определяющий положение человека в обществе, его социальный статус. В современном модернизированном, динамично развивающемся обществе наряду с подобного рода предписанным (данным, гарантированным по семейному происхождению статусом) все больше возможностей предоставляется для обретения достигаемого статуса, завоевания положения в обществе благодаря усилиям самого человека. Тем не менее семейная принадлежность сохраняет роль фактора, в определенной степени определяющего социальный статус индивида.

Семья представляет собой важнейшую разновидность первичных социальных групп, обеспечивая социализацию молодежи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, сообщая членам семьи чувство безопасности, удовлетворяя эмоциональную потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращая психологическую неуравновешенность. Также семья защищает от переживания чувства изолированности, которое в крайних проявлениях ведет к деморализации личности, возникновению деструктивных проявлений в поведении (агрессия и аутоагрессия). Еще статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, — чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств — это убийства одними членами семьи других ее членов.

Если одним из результатов успешного функционирования семьи как является достижение жизненно важного для индивида и всего общества результата — социализации индивида, что обеспечивает эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни, то развал семьи подрывает самые основы организации общества как упорядоченной социальной системы.

Значение семьи как первичной социальной группы предопределено не только сс особой ролью в социализации индивидов, но и особой, фундаментальной ролью в аккумуляции, сохранении и передаче от поколения к поколению основы социальной структуры общества, той базовой структуры, которая в случае сохранения семьи переживает смену политических режимов, институтов. Семья выполняет роль посредника между индивидом и обществом; помогает индивиду занять свое место в обществе, реализовать себя в качестве члена общества, с одной стороны, и обеспечивает ему защиту, охраняет сферу его личной жизни, помогает сохранить свою индивидуальность — с другой.

Такова важнейшая социальная функция семьи. Семья обращена к обществу, это ячейка общества; она социализирует индивида. Одновременно семья обращена к индивиду; она охраняет строго индивидуализированную сферу его существования. Именно в отношениях между членами семьи возникает эмпатия — переживание чувств других лиц (их страданий, огорчений и т. д.) как собственных. Семья как место безопасности, сочувствия, утешения, душевного комфорта поддерживает стимул к активной деятельности. С распадом семьи как социального института, т. е. особой общественной структуры, утрачивается сама основа существования цивилизации данного типа.

Социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. Лишь в конце XVIII — начале XIX в. с развитием индустриального производства обозначился распад патриархальной семьи как доминирующего института. Последовавшая затем послереволюционная насильственная индустриализация страны, форсированная урбанизация населения были дополнены истреблением наиболее производительных семей патриархального типа в сельском хозяйстве («кулаки»), лишением (на селе и в городах) семей экономической основы в виде частной собственности. Атеизм как часть государственной идеологии лишил институт брака его религиозной составляющей. Утверждение приоритета общественного над личным, государства нал гражданином, официальной идеологии над общечеловеческими моральными, этическими, религиозными ценностями во многом извратило содержание первичной социализации индивида в рамках семьи.

В современном обществе структура и функции семьи также претерпевают серьезные изменения. Непременным условием развития модернизированного, промышленного, урбанизированного общества является возрастающий уровень социальной мобильности, в таком обществе постоянно возникает необходимость для конкретных членов семьи переместиться, переселиться туда, где открываются возможности для получения работы, социального продвижения. Это ведет к разрыву семейных связей, обязательства по отношению к ссмьс уступают место императиву мобильности как залогу достижения материального благополучия и социального успеха. Единство образа жизни членов семьи уступает место возникающему разнообразию их жизненных устремлений, нарастающему различию в их социальном положении. Семейные узы ослабляются или распадаются.

В условиях городского окружения все менее сохраняется семья из трех уровней (старшее поколение, их дети и внуки). В подобного рода патриархальной семье, служившей основной производственной единицей, большее количество членов семьи означало и большую производительность. В индустриализированном, городском окружении эта зависимость резко ослабляется; многие функции семьи (уход за детьми, их образование, лечение, воспитание) выполняются иными социальными институтами, социализирующая функция семьи дополняется в системе соответствующих институтов, средств массовой информации и т. д. В условиях, когда экономическая, социализирующая, воспитательная функции семьи ослабляются, возникает тенденция основывать семейные узы на эмоциональной, духовной близости между супругами и относиться к детям не как к экономическому фактору семейного благополучия, объекту социализации, воспитания, но как к самостоятельным индивидам.

В современном обществе залогом успеха становятся не столько социальное происхождение индивида, прежде определявшее его судьбу, сколько его личные достижения и заслуги. Семейная принадлежность все меньше определяет социальный статус лица. Личные устремления начинают превалировать над семейными обязательствами. Они предопределяют брачный выбор, место проживания и род занятий индивида. Возникающая в индустриальном обществе нуклеарная семья (муж, жена, ребенок) становится более уязвимой в случае неблагоприятного развития событий (болезнь, старость, уход из жизни, материальные потери у кого-нибудь из членов семьи), чем семья патриархальная, где все подобные случаи могли быть компенсированы в силу взаимных обязательств.

Тенденции в развитии социальных функций семьи в условиях современной России будут определяться в прямой связи с обретением семьями (и гражданами) социальных и экономических прав (право собственности в их числе), обретением реальной материальной основы семьи, во-первых, и социально-культурных, духовных семейных ценностей гуманистического характера, во-вторых.

Семья - это социальная группа, внутри которой существует определенная связь. Это может быть кровное родство, брак или усыновление. Все ее члены имеют общий бюджет, быт, присутствует и ответственность друг за друга. Существуют и между ними, которые ведут за собой биологические связи, нормы права, ответственность и др. Семья - важнейший социальный институт. Многих специалистов волнует эта тема, поэтому они усердно занимаются ее исследованием. Далее в статье рассмотрим более подробно это определение, узнаем функции и цели, обозначенные государством перед "ячейкой общества". Ниже будет также приведена классификация и характеристика основных типов. Рассмотрим также основные элементы семьи и группы в обществе.

Разводы. Статистические данные

Семья - малая социальная группа, связанная между собой многими факторами, например, браком. Но, к сожалению, в наше время, согласно статистике, число разводов неуклонно растет, а Россия в таком списке с недавних пор занимает ведущее место. Ранее ее всегда обгоняли США. Хотя, конечно, создается много новых союзов. Каждый год в нашей стране регистрируется 2 млн браков.

Потребности человечества

Семья как социальная группа и социальный институт возникла давным-давно, раньше религии, армии, государства. Еще американец Абрахам Маслоу, который усердно изучал психологию, создал модель, которая показывает, чего именно в первую очередь желает человек. Понятие семьи как социальной группы включает в себя:

1. Сексуальные и физиологические нужды.

2. Уверенность в безопасности существования.

3. Общение с другими людьми.

4. Потребности в том, чтобы признавали как личность в обществе.

5. Самореализацию.

Благодаря совокупности этих потребностей и формируется вся структура семьи. Существует несколько ее категорий. По количеству детей семьи разделяют на бездетные, малодетные и многодетные. Существует классификация и согласно тому, как долго супруги живут вместе: молодожены, среднего супружеского возраста, пожилая пара. Еще есть сельская и городская, авторитарная и эгалитарная семьи (по тому, кто главный в семье).

Исторические факты

Семья как важнейший социальный институт создает историю всего человечества. Ведь еще в древние века существовали группы людей, которых объединяло что-то общее. Кстати, до сих пор существуют некоторые примитивные общества, например, у народов Севера или племен Центральной Африки, где институт брака - чуть ли не единственный стабильно функционирующий. Там нет конкретных законов, полиция и суд не несут ответственности. Но любые такие союзы, тем не менее, имеют как социальной группы. Например, в состав которой входит муж, жена и их дети. Если еще есть родственники - бабушка, дедушка, внуки, кузены и т. д., - то это будет уже расширенная семья. Но, к сожалению, в нынешнее время большинство людей не особо поддерживают связь с другими родными, поэтому нуклеарная семья - это социальный институт, который более распространен сегодня. Что очень плохо, ведь при любых жизненных обстоятельствах можно было бы получить помощь от родственников, если не забывать о том, что они существуют.

Формы брака

Понятие семьи как социальной группы включает в себя традиционное представление. Все начинается с отношений между мужчиной и женщиной, которые перерастают во что-то большее. И не важно, есть дети у этого союза или нет, они могут соединить свои судьбы вместе. Впоследствии он может и распасться в результате развода или смерти одного из супругов. Такая семья, в которой ребенка воспитывает один родитель, в социологической литературе называется неполной. Существует и такое понятие, как экзогамия. Оно заключается в том, что выбор партнера ограничивают конкретной группой людей.

Ведь, например, запрещается выходить замуж по правовым и моральным нормам за собственного брата - родного или двоюродного. Некоторые общества запрещают выбор будущего супруга внутри своего клана, племени. Бывает и такое, что невозможен союз между особами разных рас, различных слоев общества. Более популярной на западе считается моногамия, которая включает в себя брак между двумя людьми противоположного пола. Хотя существуют народы, в которых отдают предпочтение полигамии (союз, где в супружестве более одного человека). Бывают даже нестандартные отношения, когда объединяются в семью несколько девушек и несколько мужчин. А бывает и такое, что одна женщина имеет несколько мужей. Это явление называется полиандрия. Но в основном из нестандартных браков наиболее популярно многоженство. Таким образом, семья как важнейший социальный институт должна соответствовать законам, принятым там, где она сформировалась.

Распространенность разводов, их причины

Социологи заметили, что начиная с 1970 года стало увеличиваться количество разводов, а сейчас они настолько распространены, что, по статистике, половина россиян, которая образует семьи, непременно разведется спустя некоторое время. Кстати, доказано, что когда в стране экономический спад, увеличивается и количество разводов, а когда в экономике спокойствие, то и их становится меньше. Наверное, если человек чувствует финансовую стабильность, которую дарит ему то и другие факторы приходят в норму, он ощущает удовлетворенность. Семья как социальная группа и социальный институт напрямую зависит от общества, его нестабильности. Многие страны пытаются предотвратить разводы, делая их практически невозможными, или дают привилегии одному из супругов. Например, в Италии до ХХ в. задача расторгнуть брак была невыполнимой. Только потом правительство сжалилось над теми, чьи союзы выдались неудачными, разрешило разводы. А вот в большинстве стран, если муж покидает свою жену, то он должен обеспечить ее жизнь на том уровне, на котором она была во время брака. В таком случае мужчина теряет свое финансовое состояние. В России люди делят имущество. Если дети остаются с матерью (в основном так и происходит), то отец должен обеспечивать их финансово. Много разных нюансов есть в законодательстве каждой страны.

Человеческие особенности

В той или другой стране социальный институт - семья (функции которой поддерживаются браком) - обретает особые черты, свою собственную природу. Научно доказано, что не любое существо, а только люди могут зачать ребенка в желательный для них период. Ведь многие животные размножаются только в определенное время, а человек таких ограничений не имеет, в любой день может осуществиться близость между женщиной и мужчиной. Еще одним отличием является то, что новорожденный ребенок долго находится в беспомощном состоянии. За ним нужен уход и забота, которую может дать мать, а отец, в свою очередь, должен обеспечить его экономически, а именно дать все нужное для него: еду, одежду и т. д. Еще в древние века, когда общество только начинало развиваться, мать ухаживала за малышом, готовила еду, заботилась о своих родных. При этом отец, в свою очередь, обеспечивал их защитой и едой. Мужчина всегда был охотником, добытчиком, выполнял тяжелый труд. Люди противоположных полов вступали в связь, развивалось потомство, появлялись дети. Никто не выполнял задачи другого, это считалось неправильным, ведь у каждого были свои обязанности. Это заложено природой в организме человека и передается генетически из поколения в поколения.

Преимущество наследника

Что касается сельского хозяйства и производства, то можно сказать, что семья тут выполняет очень важную роль. Благодаря преемственности и появлялись материальные ресурсы. Все имущество передавалось наследнику, таким образом, родители были уверены в состоянии будущего своих детей, между которыми впоследствии распределялось и перераспределялось имущество, статусы, привилегии. Это, можно сказать, замена одних людей в определенном месте другими, и эта цепочка никогда не остановится. Семья - основной социальный институт, который выполняет эту функцию, определяет преимущества поколений, роль отца и матери. Ведь все, что имели родители, передавалось детям. Это обеспечивало не только уверенность наследников в завтрашнем дне, но и продолжение того или иного производства. А это важно для всего общества, потому что без механизма, который всегда будет заменять одних людей другими, оно не будет существовать. С другой стороны, например, какое-то важное для города производство не пропадет, потому что им дальше займется наследник, когда его отец будет уже не в состоянии управлять делом или умрет.

Статус

Ребенок получает стабильное положение, когда рождается в законной семье. Все, что имеют родители, будет передаваться ему в наследство, но мало того, это относится и к социальным статусам, религии и др. Ничего из этого не потеряется, все перейдет к наследнику. Вообще человеческие отношения построены так, что можно узнать родственников конкретной особы, ее состояние, статус. Семья - это социальный институт, который показывает положение человека в обществе, во многом обусловленное его происхождением. Хотя в современном мире заслужить какой-то статус можно ипутем собственных стараний. Например, отец, работая в какой-то фирме на важной должности, не сможет ее передать в наследство сыну. Для того чтобы последний ее получил, ее нужно добиться ему самому. Но много сохранилось и переходящего: имущество (ведь можно передавать наследство), социальный статус индивида и т. д. Каждая страна диктует свои правила, поэтому у разных наций существуют разные законы, которые относятся к браку, разводу, наследственности. Но в общем, семья - социальный институт общества, который имеет свои правила и нюансы.

Важность правильного воспитания детей

С детства мать преподает ребенка уроки общественной жизни, он учится на примерах родителей жить дальше. Очень важно обеспечить хорошую эмоциональную жизнь своему отпрыску, потому что в данном случае прослеживается прямая связь: как воспитают его в семье, таким он будет и в жизни. Конечно, характер человека зависит от генов, но большой вклад в него вносит и семейное воспитание. Многое зависит от чувств, настроения, которое дарит отец или мать. Именно близкие люди должны предотвратить появление агрессивных качеств у развивающегося подростка, подарить ему чувство безопасности, делиться своими эмоциями.

С самого рождения формируется человек как личность, ведь с каждой прожитой минутой он узнает что-то новое, чувствует то, чего ранее никогда не ощущал. Все это оставляет отпечаток на будущем характере, на индивидуальности. Говорят, что, например, какие отношения между отцом и матерью будет наблюдать их сын, так в будущем он будет относиться к женщинам, какие чувства будут дарить ему родители, такие и он окружающим.

Самоубийства из-за отношений, которые не сложились

Э. Дюркгейм исследовал статистические данные относительно самоубийств. И было замечено, что те, кто одинок или разведен, чаще совершают суицид, чем женатые, так же, как и те, у кого нет детей, хоть и они состоят в браке. А значит, чем счастливее супруги, чем больше тем меньшая вероятность попыток покончить с собой. Согласно статистике, 30% убийств совершаются внутри семьи. Иногда даже социальная система может нарушить баланс ячейки общества.

Как сохранить отношения?

Многие супруги составляют своеобразный план. Семья как социальная группа в таком случае получает определенные задачи, цели. Совместно находятся пути их достижения. Супруги должны сберечь свой очаг, обеспечить своим детям хорошее воспитание и условия для проживания, с самого детства направлять развитие ребенка в нужное русло. Эти основы структуры семьи, заложенные еще в давних поколениях, существуют и до сих пор. Проблемы семьи как социального института должны рассматриваться всеми родственниками. Сообща они должны сохранить и передать своим наследникам представления об основах структуры общества, которые так влияют на сохранение семьи вне зависимости от политических режимов. Семья - это посредник, выступающий между личностью и обществом. Именно она помогает человеку найти себя в этом мире, реализовать свои качества, таланты, дарит ему защиту, помогает выделиться из толпы, быть индивидуальным. В этом самая главная задача семьи. А если она этого всего не будет делать, значит, не будет выполнять своих функций. Человек, не имеющий семьи, с каждым прожитым годом все больше будет ощущать собственную неполноценность. При этом у него могут появиться и развиться какие-то отрицательные качества. Это очень важные нюансы, на которые стоит обращать внимание при воспитании ребенка. Ведь формирование его личности начинается с первых дней.

Развитие индивидуальности каждого человека

Семья как социальная группа и социальный институт играет важную роль. Ведь именно она воспитывает индивида, который сможет жить в обществе. С другой стороны, она охраняет от внешних факторов, поддерживает в трудную минуту. Ни за кого в мире так человек не переживает, не волнуется, как за своего родственника. И, не раздумывая, помогает близким людям. Именно в семье можно найти уют, сочувствие, утешение, защиту. Когда распадается этот институт, то человек теряет опору, которую имел до этого.

Значение

Семья - малая социальная группа, но она очень важна для всего общества. С изменениями в политике и экономике меняются и ее структуры и функции. Огромное влияние на современную ячейку общества оказало появление модернизированного, урбанизированного и промышленного общества. Начал расти уровень мобильности его членов. Другими словами, стали уже привычным делом такие ситуации, когда кому-то из членов семьи приходится переселяться в другой город, где ему предложили работу или повышение, покинув своих родственников. И так как большинство членов современного общества отдают предпочтение материальному благополучию, успеху, карьерному росту, то предложенные варианты уже для них не считаются чем-то неприемлемым. И если такое происходит, то, с социальной точки зрения, в таком случае изменяется и внутренние отношения членов семьи, ведь меняется социальный статус одного из них, его материальное положение, его взгляды, стремления. Это все ведет к тому, что узы, которые связывают родственников, постепенно становятся слабыми, а потом вообще пропадают.

Заключение

В нынешнее время, особенно это касается жителей городов, все тяжелее поддерживать связь между поколениями. По большому счету, структура чрезвычайно ослаблена. В основном вся забота ее членов направлена только на уход за детьми, их лечение и образование. Остальные же родственники - особенно пожилые - нередко остаются за бортом. Возникающие на этой почве недоразумения и материальная нестабильность способствуют разрушению отношений между мужчиной и женщиной, возникновению ссор, а часто и вовсе приводят к расставанию. Проблемы духовной близости супругов важны, но первостепеннее те вопросы, которые решать нужно со всеми членами семьи. Семья как социальная группа и социальный институт будет функционировать и добьется успехов только тогда, когда каждый ее член поймет, что его достижения, его заслуги влияют на нее, и совсем малую роль играет происхождение индивида, его социальное положение. Сейчас личные заслуги имеют неоспоримое преимущество над обязательствами. Ведь с помощью них человек решит, где ему жить, чем заниматься. К сожалению, нуклеарная система более уязвима и зависима от внешних факторов (болезней, смерти, денежных потерь), чем патриархальная, в которой все друг друга поддерживают, помогают, а если случится какая-то проблема, все вместе смогут ее решить. Сегодня все действия и помыслы нашего государства и общества направлены на создание условий для гармоничного развития семьи в России, на сохранение ее духовной ценности, социально-культурного характера, связи между родственниками.