Социальные услуги для пенсионеров. Кому положен социальный работник. Кому предоставляется государственная социальная помощь

Ситуации в жизни складываются разные. И бывает так, что пожилому человеку бывает просто некому помочь - детей или родственников либо нет, либо живут они далеко, а сил даже на выполнение повседневных бытовых дел уже не хватает. Здесь на помощь может прийти государство в лице социального работника.

Кому и при каких условиях положен социальный работник?

Получать социальные услуги на дому могут пенсионеры, то есть женщины при достижении 55 лет, мужчины старше 60 и инвалиды независимо от возраста. Социальный работник будет оказывать помощь тем, кто сам не может самостоятельно передвигаться, обеспечивать свои основные жизненные потребности и осуществлять самообслуживание.

Для того чтобы получить подобную помощь, нужно обращаться в территориальные комиссию министерства, которые находятся в центрах социального обслуживания (есть в каждом районе) и представить необходимый перечень документов и справку о доходах. Впрочем, если вы получаете только пенсии и социальные пособия, то справка не пригодится - ведомство само запросит ее у Пенсионного фонда и учреждений соцзащиты.

Специалисты оценят, какую именно помощь необходимо предоставить пожилому человеку. Например, может требоваться только покупка продуктов и оплата коммунальных услуг или помощь в приготовлении пищи и уборке квартиры. В итоге комиссией будет подготовлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг.

Срок принятия решений небольшой. От времени обращения до признания нуждающимся в социальном обслуживании и формирования программы помощи пройдет не более 10 рабочих дней. А договор на предоставление социальных услуг будет готов в течение суток.

Условия заключения договора

Договор на оказание социальной помощи заключается между гражданином и учреждением на срок со дня подписания до конца календарного года. Однако продлевать его ежегодно не требуется. Он автоматически пролонгируется, если ни одна из сторон письменно не уведомила другую о его прекращении.

То, насколько часто будет приходить соцработник и какую работу выполнять, зависит от степени нуждаемости пенсионера или инвалида и его физического состояния. При этом учитывается и помощь родственников, а также и других граждан, которые могут оказать посильную помощь. Максимально это может быть ежедневное посещение (за исключением субботы и воскресенья).

Перечень социальных услуг, предоставляемых на дому, утвержден законодательно. Как рассказывают в министерстве, среди наиболее востребованных социальных услуг - покупка и доставка продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, лекарственных средств, доставка воды (в дома, не имеющие центрального водоснабжения), оплата жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, психологическая помощь. Для частично либо полностью утративших способность к самообслуживанию - санитарно-гигиенические услуги, приготовление пищи, кормление, уборка помещения. Также в последнее время становится популярной услуга по содействию в обучении на дому компьютерной грамотности.

Сколько нужно платить соцработнику?

Социальные услуги на дому предоставляются бесплатно либо на условиях частичной или полной оплаты. Так, с 1 января 2015 года социальное обслуживание на дому бесплатно получают граждане, чей среднедушевой доход равен или ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в области для пенсионеров. Кроме того, право на бесплатное социальное обслуживание на дому имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Для всех остальных стоимость социальных услуг утверждается министерством. Размер оплаты в месяц для одного человека зависит от наименований, количества фактически оказанных социальных услуг и в среднем составляет около 250 рублей.

Какой именно соцработник будет работать с тем или иным пенсионером, решает учреждение соцзащиты, но при этом они стремятся максимально учитывать пожелания пожилого человека, и в случае необходимости и наличия возможности может быть произведена замена.

Какие документы нужны, чтобы оформить социального работника?

Паспорт, свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность обратившегося гражданина;

Документ, удостоверяющий полномочия законного представителя (в случае, если за получением услуг в интересах гражданина обращается его законный представитель);

Документ, подтверждающий проживание по месту пребывания (при отсутствии регистрации - по месту пребывания, указанному в заявлении);

Документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи, проживающих вместе с ним (супругов, родителей, несовершеннолетних детей) за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (за исключением доходов, получаемых в виде пенсии и (или) иных выплат в территориальных управлениях Отделения Пенсионного фонда РФ, мер социальной поддержки населения, получаемых в управлениях социальной защиты населения);

Справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида (для имеющих инвалидность);

Заключение медицинской организации о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к получению социальных услуг.

В Москве многое сделано для обеспечения доступности социальных услуг и, особенно, для развития сети центров социального обслуживания (ДСО), пользующихся у пенсионеров большой популярностью. Работа по их созданию была начата в 1989 году. По состоянию на начало 1996 года в Москве было создано 58 центров социального обслуживания. В результате реализации Программы развития центров социального обслуживания (1996-1997 годы) численность центров увеличилась почти в два раза. В настоящее время в городе создано 113 центров социального обслуживания и 9 филиалов.
Центры социального обслуживания играют огромную роль в жизни пенсионеров, имея в своей структуре различные службы социальной помощи: отделения социальной помощи на дому, отделения дневного пребывания, отделения срочной социальной
помощи, отделения специализированной помощи на дому, отделения социально- медицинского обслуживания на дому и т. д.
Наиболее многочисленными в структуре ЦСО являются отделения социального обслуживания на дому. Они оказывают социальные услуги одиноким людям и пожилым супружеским парам с ограниченными возможностями самообслуживания. К числу основных социальных услуг, предоставляемых на дому, относятся такие как: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения, помощь в поддержании условий проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; содействие в оказании других социально- бытовых услуг (ремонта жилья, оплата жилья и коммунальных услуг, оформление документов, ритуальные услуги). Такая форма обслуживания позволяет максимально продлить нахождение граждан в привычной для них домашней обстановке, поддержать их жизненный тонус, защитить при необходимости их права и законные интересы, а также уменьшить потребность в домах-интернатах. В настоящее время создано 996 таких отделений, которые обслуживают 118,8 тыс. человек.
В стационарных учреждениях постоянно проживают на полном государственном обеспечении более 14,5 тыс. человек.
На сегодняшний день в системе социальной защиты населения Москвы функционируют 32 стационарных учреждений. Для проживающих используются временная (до 6-ти месяцев) и постоянная формы пребывания (по желанию пенсионера). Все перечисленные учреждения профилированы с учетом физического, психического состояния здоровья, возраста и социальной активности проживающих граждан. Пенсионеры и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях, получают в полном объеме социальную, медицинскую, психологическую, правовую помощь и поддержку. Более 70 процентов проживающих в домах-интернатах подопечных находятся на постельном режиме содержания.
Положительную оценку москвичи дали новому виду социальных учреждений - жилым специальным домам для одиноких пенсионеров и инвалидов, а также семейных пар пенсионного возраста, с комплексом служб социально-бытового назначения, круглосуточно действующими диспетчерскими и медицинскими пунктами. Построено 3 дома на 382 квартиры.
Жилые социальные дома являются прообразом домов-интернатов будущего, в которых обеспечены комфортные и достойные условия проживания, все для спокойной жизни и активного долголетия ветеранов.
В целях дополнительной социальной поддержки одиноких пожилых граждан создана и функционирует служба «Моссоцгарантия», которая выплачивает ежемесячную компенсацию 2,5 тыс. одиноким гражданам, которые завещали городу принадлежащее им жилье.
В системе органов социальной защиты населения функционирует 11 учреждений социальной помощи лицам БОМЖ.
В целом существующая сеть стационарных учреждений Комитета удовлетворяет потребность в этом виде медико-социальной помощи нетрудоспособному населению. Имеется необходимый резерв свободных мест, очередность отсутствует.
Комитетом социальной защиты населения Москвы и Государственным унитарным предприятием Правительства Москвы "Московская социальная гарантия" (Моссоцгарантия) проведена определенная работа по заключению с одинокими пожилыми гражданами и инвалидами договоров пожизненного содержания с иждивением в обмен на добровольную передачу жилой площади в собственность г. Москвы. Это позволило предоставить им дополнительную социальную поддержку и защиту от преступных посягательств.
В настоящее время заключено свыше 1700 таких договоров.
В обмен на добровольную передачу жилья городу указанной категории москвичей выплачиваются денежные компенсации, предоставляются различные виды социально- бытовых услуг. В декабре 1995 года введен в эксплуатацию первый специальный жилой дом для одиноких пенсионеров и инвалидов, одиноких супружеских пар пенсионного возраста на 208 квартир с комплексом служб социально-бытового назначения, круглосуточно действующими диспетчерским и медицинским пунктами. В доме в настоящее время проживает более двухсот пенсионеров. В октябре 1997 года переданы под заселение два специальных дома в Митино по 87 квартир каждый. В настоящее время программа продолжает успешно работать.

Еще по теме Социальное обслуживание одиноких пенсионеров в Москве.:

  1. Глава 6. Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов: Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, дом-интернат, отделения милосердия и временного проживания при домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальные дома для одиноких пенсионеров
  2. Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов: Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, дом-интернат, отделения милосердия и временного проживания при домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальные дома для одиноких пенсионеров

Молодость и физические возможности, к сожалению, не вечны и каждый из нас на определенном этапе жизни начинает осознавать, что в силу преклонного возраста или состояния здоровья более не в силах нести за себя ответственность в полной мере.

В таких ситуациях существенную поддержку оказывают социальные службы по уходу за пенсионерами. Они берут на себя часть забот по улучшению качества жизни пожилых людей, нуждающихся в дополнительном уходе и внимании.Уход за стариками соцслужбаосуществляет на основании документально подтвержденных фактов.

Куда обращаться

Female nurse is taking care of the senior woman

Часто, оказавшись в состоянии беспомощности, одинокие старики вынуждены бороться с трудностями самостоятельно, вследствие чего возникает вопрос – как пенсионеру нанять социального работника?

Если вы являетесь человеком, вышедшим на пенсию по старости и понимаете, что нуждаетесь в дополнительном уходе, а за помощью обратиться не к кому – выход есть. Соцпомощь на дому для пенсионеров льготников (и не имеющих льгот) оказывается бесплатно. Для оформления вам следует обратиться в социальную службу по месту вашей регистрации. При условии, что ваше состояние здоровья не позволяет нанести визит лично, за вас это могут сделать ваши представители (близкие родственники), так же возможно подать заявление посредством портала государственных услуг.

Информацию о том – как оформить социального работника для пенсионера – так же можно получить у сотрудников ПФР.

При рассмотрении вашего заявления, сотрудники социальной службы определят индивидуальную программу оказания поддержки, целесообразной именно для вас (с учетом ваших потребностей и степенью ограниченности ваших возможностей). Если вы нуждаетесь в медицинском обслуживании на дому,то вам будет определен сотрудник соответствующей квалификации.

Срок рассмотрения заявления составляет 10 дней, по истечении которого вам будет предложено подписать договор и переложить часть своих забот на плечи социальных работников. Срок действия договора каждый год продлевается автоматически, так что вам не придется беспокоиться о том, что вдруг неожиданно вы останетесь без поддержки. Обслуживание пенсионеров на дому – гарантия оказания своевременной помощи в любом направлении.

Для оформления договора, вам нужно предоставить:

  • паспорт;
  • справки о доходах членов вашей семьи (проживающих совместно с вами) за последние 12 месяцев;
  • заключение ВВК.

Документы, подтверждающие уровень дохода, имеют решающее значение при назначении оплаты за предоставление социальных услуг. Инвалидность и другие ограничения медицинского характера должны быть засвидетельствованы документально.

Заявление на оформление соцработника посмотрите на картинке:

Услуги

Помощь на дому пенсионерам включает в себя все необходимые мероприятия по поддержанию жизнедеятельности пожилых людей. В зависимости от степени ваших физических возможностей помощь социальных работников может варьироваться от простого похода в магазин за продуктами до осуществления санитарно-гигиенических процедур. Обязанности соцработников по уходу за пенсионерами-инвалидамизаключаются в оказании помощи, основанной на квалифицированном медицинском подходе.

Самые необходимые мероприятия по поддержанию вашего качества жизни будут проводиться в установленные договором сроки и определять стоимость услуг социальных работников для пенсионеров (в случае необходимости).

Здесь надо понимать, что при условии совместного проживания с людьми, которые вполне могут и сами о вас позаботиться, социальная помощь может выглядеть в несколько усеченных масштабах. Именно для уточнения таких обстоятельств, комиссия по рассмотрению вашего заявления будет стараться принять наиболее оптимальное решение на предмет определения спектра необходимых услуг.

Социальные работники для пенсионеровопределяются совершенно бесплатно, если речь идет о:

  • походах в магазины и аптеку;
  • приготовлении еды;
  • оплате коммунальных услуг;
  • помощи в создании и заполнении документов;
  • сопровождении в медицинские учреждения;
  • помощи в делах бытового характера.

Если вы нуждаетесь в более серьезной помощи, то здесь следует отметить, что в каждом регионе существуют свои уточнения на предмет оплаты социальных услуг. С учетом фиксированной процентной ставки и вашего дохода стоимость услуг социальных работников для пенсионеров лучше оговаривать при составлении договора (особенно для пенсионеров-инвалидов).

Устроиться социальным работником?

Деятельность социальных работников является поистине тяжелым трудом. Человек, принявший решение устроиться социальным работником, должен обладать определенным набором качеств и иметь достаточно устойчивую психику.

Даже самые близкие люди зачастую не могут найти общий язык со своими стариками. Загруженность на работе, проблемы личного характера и степень ответственности за благополучие близких способствуют обстоятельствам, при которых не всегда есть возможность проявить терпимость и сострадание к пожилым родственникам.

Именно социальный работник является тем человеком, который способен обеспечить наиболее благоприятные условия жизнедеятельности нуждающихся в опеке граждан. Единственное, что требуется от социального работника – это соответствующее состояние здоровья. Регистрация на учете в диспансерах всех направлений является ограничением к трудоустройству в службы оказания социальной помощи.

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев , занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред .] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ " " (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ " " (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ " ".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан ().

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг ().

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. ().

МНЕНИЕ

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги ().

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги ().

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее ().

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату ().

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно ().

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума ().

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 " "). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ " ").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг ().

ПРИМЕР

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами ().

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот ().

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг ().

Люди преклонного возраста – социально зависимый слой населения, их уровень жизни во многом определяют правила и законы внутри государства. Спектр предоставляемых для людей услуг в сфере социальной помощи для уязвимых слоев населения очень широк. Социальные службы предлагают пожилым людям возможность воспользоваться помощью во многих жизненных ситуациях.

Законодательная база социального обеспечения

Разработан свод законов и деклараций, которые регулируют социальный уход за пожилыми людьми. Такие нормативные акты могут иметь силу, как на уровне государства, так и на международном уровне.

Уход за пожилыми людьми на международном уровне регулируется нормативно-правовыми актами, действие которых распространяется на территории всех стран, это:

  • Всеобщая декларация прав человека, в ней говорится о том, что люди всех возрастов и социальных групп имеют равные права;
  • Европейская Социальная Хартия была принята еще в 1961 году, одно из ее положений гарантирует полное социальное обеспечение нуждающимся в нем людям;
  • Международный (Венский) план действий по проблемам старения включает рекомендации по организации должного ухода за пожилыми людьми.

Эти законопроекты содержат основные положения по обеспечению достойной жизни любым слоям населения, в том числе пожилым, одиноким, малообеспеченным, инвалидам и другим социально зависимым людям. Любое демократическое государство руководствуется подобными принципами при принятии законов, регулирующих работу специальных служб, и в планировании социальных программ на уровне государства.

Правовые акты и законы, регулирующие социальную деятельность внутри государства, относятся ко второму, федеральному, уровню. Основным законодательным актом в России является Конституция Российской Федерации. Этот документ регулирует отношения между государством и людьми, как и многие другие сферы нашей жизни. Согласно Конституции, всем пожилым людям гарантируются такие же права и свободы, как и другим гражданам страны. На основе главного законодательного акта страны разработан свод законов, регулирующих деятельность социальных служб по уходу за пожилыми людьми и инвалидами на уровне государства.

На последнем (местном) уровне социальный уход за пожилыми людьми проводится согласно тем принципам, которые указаны в федеральных правовых документах, но этот список услуг может быть расширен в зависимости от возможностей местных властей. В разных регионах разрабатываются свои планы, программы и документы, позволяющие повысить качество жизни населения.

Кому положен бесплатный соцработник

Согласно действующему законодательству есть категории граждан, претендующие на получение бесплатных социальных услуг. Их оказывает специальный работник, который осуществляет . Одинокие люди, имеющие физические ограничения, часто нуждаются в услугах такого куратора.

Категории имеющих право на соцработника граждан

На предоставления соцработника по уходу за пожилыми людьми на бесплатной основе могут рассчитывать следующие категории населения:

  • инвалиды Великой Отечественной войны и других военных конфликтов;
  • люди, принимавшие участие в ВОВ;
  • , не имеющие близких людей;
  • одинокие инвалиды старше 70 лет.

В порядке очереди услуги патронажа оказываются:

  • пострадавшим на Чернобыльской атомной станции;
  • супругам людей, погибших в ВОВ;
  • жертвам политических репрессий и реабилитированным гражданам.

При наличии необходимых документов вышеперечисленные граждане могут рассчитывать на медико-социальную поддержку и уход бесплатно. Решение об оказании такой услуги, как помощь престарелым на дому, принимает специальная комиссия, которая проверяет наличие и достоверность документов, оценивает фактическое состояние человека.

Причины отказа

Однако социальные службы имеют право отказать в предоставлении услуги людям, имеющим показания для стационарного лечения – в этом случае показана госпитализация, а уход за пожилым человеком осуществляется в специализированном учреждении.

К таким показаниям относятся:

  • , вследствие которых может пострадать соцработник по уходу за пожилыми;
  • алкоголизм и наркотическая зависимость;
  • тяжелые инфекционные заболевания, которые необходимо лечить в закрытых медицинских учреждениях;
  • наличие венерических заболеваний и заболеваний карантинного типа.

Важно! Пожилые люди, получившие отказ в оказании услуг на дому, могут оформить патронаж в частном учреждении. Но следует помнить, что такая помощь будет оказываться за дополнительную плату.

Виды помощи

Граждане в возрасте, не имеющие поддержки со стороны близких, часто не в состоянии сами о себе позаботиться. Им необходимы участие и уход, которые помогут решить бытовые проблемы, позволят повысить качество жизни и обеспечат соблюдение их гарантированных законом прав.

Виды социального ухода за пожилыми людьми:

Виды помощи Сферы Примеры
Социально-медицинская Санитарно-гигиенические процедуры;оказание доврачебной помощи; соблюдение рекомендаций врача. Гигиенические процедуры у лежачих и малоподвижных больных, инъекции лекарственных средств, контроль приема медикаментозных препаратов, контроль АД и т.д.
Социально-бытовая Обеспечение нормальной жизнедеятельности; решение бытовых проблем. Покупка и доставка еды, помощь в приготовлении пищи, помощь в уборке помещения и т.д.
Социально-психологическая Оказание необходимой психологической поддержки; социальная адаптация; предупреждение стрессовых ситуаций. Беседы, выслушивания, советы, вежливое и участливое общение.
Социально-экономическая Поддержание жизненного уровня малообеспеченных граждан; консультация в грамотном использовании материальных средств. Получение и оформление льгот и , контроль расходов, контроль распределения денежных средств.
Социально-правовая Обеспечение защиты гражданских прав и свобод, правовая консультация. Оформление необходимых документов, получение помощи адвоката, предоставление услуг нотариуса и т.д.

Работники, осуществляющие патронаж, оценивают физическое и психоэмоциональное состояние своего подопечного и обращаются с заявлением о необходимости оказания дополнительной помощи.

Услуги, которые гарантируют социальные работники

Для каждого региона существует перечень предоставляемых услуг, которые оказывает социальный работник в процессе . Все они оказываются на бесплатной основе и в том объеме, который необходим подопечному. Сотрудники социальной службы должны обладать необходимыми коммуникативными навыками, иметь медицинское образование или пройти специализацию по оказанию доврачебной помощи и по уходу за лежачими больными.

Установлены следующие разряды сотрудников центра социальной помощи:

Перечень возможных услуг

Работник по уходу за пожилыми людьми выполняет следующие действия:

  1. Помощь в приобретении продуктов питания и их доставке в дом подопечного. Это же касается лекарственных средств, бытовых принадлежностей, одежды и т.д. Следует учитывать, что есть нормы, ограничивающие вес допустимых нагрузок: максимум 4 кг для одного человека, 6 кг для двух людей, на семью из трех человек должно приходиться максимум 9 кг.
  2. Кормление подопечного, включая предварительный разогрев и готовку еды. В процесс подготовки еды можно внести нарезку, приготовление (жарку, варку и т.д.), подачу пищи.
  3. Если пенсионер живет в доме, в котором нет воды, обогрева и т.д., то социальный работник берет на себя покупку и заготовку топливного материала, технической и питьевой воды, растопка печи и т.д.
  4. Помощь престарелым на дому в ведении корреспонденции, переписки, чтении литературы, оплате коммунальных услуг.
  5. Уборка помещения, помощь в проведении мелких ремонтных работ.
  6. Уход за одеждой: стирка, сушка, глажка и т.д. Помощь в пользовании услугами химчистки.
  7. Совместное времяпровождение: посещение культурных мероприятий (театр, кино, выставки, музеи и т.д.).
  8. Помощь и консультации в процессе оформления документации (получения субсидии, составление завещания и т.д.).
  9. Оказание первой медицинской помощи в случае необходимости, с учетом состояния подопечного – уход за лежачим больным, выполнение рекомендаций врача, сопровождение при посещении медицинских учреждений, посещение подопечного в больничном стационаре.
  10. Уход за пожилыми людьми социальным работником включает в себя оформление документов на оказание ритуальных услуг в случае смерти подопечного, участие в организации похорон.
  11. Медицинский уход, включающий назначенные подопечному домашние процедуры, перевязки, инъекции, капельницы по рекомендациям доктора, специальное кормление ослабленных пациентов.

Работник по уходу за пожилыми людьми осуществляет еще и психологическую поддержку, так как одинокие пенсионеры обделены вниманием и испытывают дефицит общения. Оказание услуг должно сопровождаться пониманием, доброжелательным и вежливым общением, желанием помочь.

Дополнительные услуги

Видео