Браки разных национальностей. «Этнически-смешанные супружеские пары в современной России: социологический анализ

Можно ли в вопросе женитьбы ослушаться родителей, то есть жениться или выйти замуж за человека, чья кандидатура не устраивает родителей? Так как я живу на Кавказе, то эта проблема актуальна из-за национальных и сословных предрассудков.

Сложно однозначно сказать. Каждая ситуация индивидуальна. Игнорировать мнение родителей, тем более в вашем возрасте, я не стал бы. Принимая решение, следует взвесить все «за» и «против» пред Богом, обществом и своим прогнозируемым будущим. Чувства и эмоции не должны ослепить и все перевесить.

Родственники молодого человека, мусульманина, настаивают на том, чтобы он женился на девушке своей национальности, а его возлюбленная не подходит по этому критерию, хотя она мусульманка. Как он должен поступить? Жениться без любви по воле родни или последовать велению сердца? Руслан.

Родственники никогда не пожелают плохого, а тем более родители. Ваш вопрос требует сугубо индивидуального подхода.

На веление сердца в вопросе создания семьи никогда не стоит полагаться полностью, это рано или поздно уйдет на второй план перед глубокими чувствами к родителям, близким людям, растившим вас. Или, предположим, завтра вам может понравиться другая девушка, вы что, побежите за нею, «следуя велению сердца»? Нет конечно же. Вы ведь будете понимать, что у вас уже есть семья, есть великая ответственность пред Всевышним за спокойствие и благополучие домашнего очага.

Вместе с вашей мамой или отцом (в зависимости от того, кто вам более близок в обсуждении такого рода вопросов, кто более чутко и полно способен понять вас), а может, и сразу с обоими, сядьте спокойно ближайшим тихим вечером за чашкой чая и обстоятельно поговорите на эту жизненно важную тему. Возможно, они излишне ограниченно смотрят на данный вопрос, но очень даже вероятно, что сейчас ваши чувства заглушают доводы здравого разума и житейской рассудительности. Вы ведь должны учитывать, что, как представителю определенного народа, вам необходимо сохранить национальные обычаи, традиции и язык внутри своей семьи. Дух религиозной практики и праведности также должен быть сохранен и развит. Взаимопонимание, благоприятная атмосфера для воспитания нового поколения и многое другое - все это нужно учесть.

Я, например, больше сторонник общности будущих мужа и жены в вероисповедании, а также и в вопросе национальности. Так как это способствует, как мне кажется, дополнительному облегчению и без того нелегкой жизни. Согласен, что в любом правиле есть исключение, которое также верно и подходяще. Именно это вам и нужно решить с родителями в спокойном общении за чашечкой чая.

Моя мама категорически против нации моего жениха. Она даже и слышать не хочет ничего, когда я ей объясняю, что неправильно обвинять весь народ в чем-то. В каждом народе есть хорошие и плохие люди. Так вот, можно ли нам, не спросив ее разрешения, совершить никях, а потом уже всем об этом объявить? Я не хочу расстраивать свою маму, но и терять этого человека тоже не хочу. Как нам быть? Амина.

Сложно однозначно что-то сказать. А каково отношение к вашему выбору вашего отца или близких родственников-мужчин? Если вам меньше двадцати лет, то все-таки мнение родителей решающе для вас. Если же вам больше двадцати (а тем более - двадцати пяти), то найдите весомые аргументы в пользу вашего жениха. Аргументы, доказывающие необходимость данного замужества (например, воспитан, не пьет, не курит, не гуляет, в состоянии обеспечить семью и т. д.). Ведь нормального жениха без вредных привычек сегодня не так уж и просто найти. Не будьте категоричны, старайтесь соблюдать предельную тактичность и дипломатичность. Надеюсь, вы знакомы с родителями жениха? Пусть они увидятся с вашими родителями. Общение и знакомство ваших с женихом родных и близких играет очень важную роль в последующем семейном благополучии.

Я познакомился с девушкой, у нас с ней хорошие отношения. Мы хотим соединить наши судьбы. Ее родители не против этого союза, но мои родители (особенно мама) категорически против. Вся проблема в том, что девушка не моей национальности (я - туркмен, она наполовину казашка, наполовину татарка).

Уважаемый имам, что вы посоветуете, какое решение надо принять - жениться или отказаться от этого союза? Я понимаю, что надо слушаться родителей, даже слова «тьфу!» нельзя говорить. Дауд.

Если она хороший человек, подходит по характеру и мировоззрению, тогда убедите свою маму в верности выбора. Матери обычно очень критичны к невесткам, а потому некоторые молодые люди не женятся и до 30 лет, а кто-то аж до 40. Примите это в расчет.

Я русская, мой молодой человек татарин. Он исповедует Ислам. Я тоже приняла Ислам. Мы встречаемся почти три года, но его родители не дают согласие на наше бракосочетание в загсе и в мечети. Согласны только, чтобы мы снимали квартиру и жили вне закона мирского и религиозного. Мы так не хотим. Подскажите, можем ли мы провести никях (бракосочетание) без согласия его родителей или это будет неправильно? Мои родители хотят, чтобы мы были счастливы и не имеют ничего против. Я хожу в медресе почти год, но мне почему-то стыдно спросить об этом у нашего почитаемого хазрата. Вера, 22 года.

Если он уже самостоятельный человек, тогда вы можете стать полноценной семьей без согласия его родителей, тем более что вы встречаетесь уже три года. Пора стать нормальными мужем и женою с соответствующими функциями и обязанностями.

Я вышла замуж за пакистанца. Мы вместе учились в институте. Тогда я еще не была мусульманкой. Он не получил согласия своих родителей, но очень настаивал на свадьбе. Мы прочитали никях, через год я приняла Ислам. После этого я поняла, как важно согласие родителей, и очень забеспокоилась. Он всегда говорил, что все будет хорошо и они примут нас. Еще через год мы зарегистрировали брак в загсе.

Потом через год он уехал, я закончила учебу и поехала к нему. Я познакомилась с его мамой, сестрой. Отца в то время не было. Муж не познакомил меня с братом старшим (боялся). Я пробыла там три месяца, и муж отправил меня домой. Сказал, что надо еще подождать, пока они не согласятся. Сейчас у нас сын, ему два года. Муж так его и не видел. Обещался приехать, но все не получалось, находились важные причины.

Думаю, просто он не смог пойти против родителей. Они знают, что у нас есть ребенок, но им наплевать. Муж не обеспечивает нас, хотя и говорит, что любит и обязательно мы будем вместе. Я уже давно задумываюсь о разводе. Недавно его друг ездил в Пакистан, и муж уверил его, что приедет очень скоро и чтобы я не разводилась с ним. Но сам друг не верит ему. Скажите, как мне поступить? Забыть, вычеркнуть из жизни и развестись? Или убеждать, ждать, терпеть, дать еще время? Я ведь не требую оставить родителей. Я всегда говорила ему: заботься так, как считаешь нужным. Надежда.

Спросите свое сердце, разум, а не эмоции. Думаю, это поможет. И все-таки советую инициировать развод через загс и серьезно подумать об обустройстве нормальной семейной жизни.

У меня сложилась ситуация, из которой я не вижу выхода. Я дружу со своей девушкой полтора года. За это время мы очень сильно полюбили друг друга и хотели бы быть вместе всю жизнь. Моя девушка тоже мусульманка, но другой национальности. Вся проблема - это настояние родителей на том, чтобы моя жена была нашей национальности. Я не могу пойти против своих родителей, но и со своей любимой расстаться тоже не смогу. Хочу подчеркнуть, что мною движет не порыв чувств, а разум. Возможно, вы скажете, что родительская позиция приоритетнее, но есть какой-нибудь выход из данной ситуации?

Найдите подходящий момент и познакомьте ее со своими родителями. Постепенно убеждая их и, если последует благословение, не откладывая в долгий ящик, женитесь на своей возлюбленной.

Поставьте перед собой цель. Неустанно и размеренно идите к ней, и вы ее достигнете, если будете терпеливы, вежливы и дипломатичны.

Я русская мусульманка. Тимур - человек, которого я очень люблю, - татарин. Мы встречаемся четыре месяца, не совершая ничего запретного. Разговоры у нас о будущей жизни, о семье, о детях. Но дело в том, что его родителей и всех родственников очень сильно тревожит вопрос национальности. Вчера я познакомилась с его папой. Он сказал, что я ему очень понравилась, но все же… я не татарка. К сожалению, примеров благополучных смешанных браков нет. Тимур меня приобщает к татарской культуре, и я сама рада учиться, стремиться к сохранению духа религиозности и татарской культуры в семье, для меня это тоже важно, ведь я хочу быть частью целого. Но! Папа Тимура попросил его отказаться от любви ко мне, перетерпеть боль и забыть... А я этого сделать не могу. Мы вместе с Тимуром постоянно духовно развиваемся вместе. А ответ - «нет»! Я знаю, насколько важно мнение родителей, и мой молодой человек никогда не пойдет против их воли. И я, естественно, тоже не хочу разъединять семью, у меня только добрые намерения. Оксана, 23 года.

Оставьте все как есть. Не торопите события. Время покажет и расставит все по своим местам. Возможно, пиковое состояние чувств пройдет, и вы сможете более объективно и с учетом перспективы взглянуть на происходящее. Тимур сможет убедить родителей, если вы на самом деле являетесь родственными душами.

Я вознамерился жениться на девушке, но ее родители против лишь из-за того, что я другой национальности. Я бы очень хотел видеть в этой девушке свою жену. Чувствую, что она является моей судьбой. Что делать? Можно ли жениться без их согласия? Эта девушка религиозная, одевается подобающе мусульманке, но ее родители препятствуют этому. Если бы мы поженились, то она смогла бы свободно соблюдать религиозные требования.

А как ваши родители относятся к данному намерению?

Считаю, что очень часто мы сами создаем себе проблемы, особенно когда усердно идем на поводу желаний, не стараясь призадуматься, все взвесить, проанализировать предполагаемые последствия.

Думаю, что если вы, ваша знакомая и ее родители являетесь достаточно разумными людьми, то нет сложности в том, чтобы вместе найти выход из сложившейся ситуации. И конечно же, не теряйте чувство мужского достоинства. Не гордыни, а достоинства.

Я русский, но мама говорит, что у нас в роду были мусульмане, и вера передалась мне по крови. Я учу молитвы, совершаю намазы, выплачиваю закят. Мой вопрос: я хочу жениться на правоверной, чтобы она совершала намазы, была покрыта и жила по законам Божьим. Но, к сожалению, у нас нет знакомых мусульман. Я пытался знакомиться, но от меня отворачиваются, потому что русский. Можете посоветовать, как мне быть? Как найти себе жену? Я не могу выбирать среди неверующих. Ахмед.

Самой подходящей для вас невестой будет русская-мусульманка. Таковых религиозно-практикующих девушек даже больше, чем юношей. Думаю, вам не составит большого труда найти ее. Главное - желание, с надеждой на милость Всевышнего, и некоторое количество усилий в этом направлении.

Он мусульманин, а я была христианкой. Мы поженились, как полагается по Исламу. У нас начались проблемы из-за того, что женщина должна полностью подчиняться мужчине, а я не считаю, что это правильно, я по-другому воспитана. Еще, например: мой муж очень гостеприимный человек, а я, наоборот, люблю побыть в одиночестве. Мой муж по национальности чеченец, и у них не положено мужчине помогать женщине по хозяйству. Мне тяжело, у меня маленький ребенок, надо смотреть за ним, а у мужа постоянно гости и мне надо все успевать. Я перестала молиться. Стала очень раздражительной, нервной, часто бывают истерики. Я пыталась объяснить мужу, что мне нужно время, чтобы я пришла к Исламу и что мне нужна помощь, но он хочет все сразу. Сейчас мы хотим разводиться. Пожалуйста, посоветуйте, что делать? Анастасия, 23 года.

Лучше будет помириться и не брать на себя больше того, что вы можете вынести. По-доброму найдите общий язык.

«Совместная жизнь - это столкновение двух микрокультур. Пара призвана создать общую культуру, и раздражение возникает, когда другой проявляет свои особенности… С того момента, как движение навстречу друг другу замедляется или останавливается, ущерб от приступов раздражения становится больше» .

Ситуация такова, что я - грузинка, христианка, мой молодой человек - чеченец, мусульманин. Единственная причина, по которой он не может на мне жениться (даже когда я приму мусульманство), это то, что у него в роду так не принято. Ему можно жениться только на чеченке. Как быть? Тамара, 24 года.

Если он убежден, что брак между вами не может быть заключен, тогда необходимо прервать с ним все отношения и побеспокоиться о своем замужестве. Не успокаивайте себя сложившимися добрыми отношениями, если у них нет семейной перспективы. Постарайтесь забыть о нем навсегда.

Не проявляйте легкомыслия, вы ведь все-таки чья-то будущая жена и мать. Если ваш друг будет настаивать на продолжении отношений, говоря, что «авось получится», тогда незамедлительно познакомьтесь с его родителями, родней, и ваши глаза откроются на истинное положение дел. То, что можно сделать сегодня, не стоит оставлять на завтра.

Мой брат женился на русской девушке, которая приняла Ислам, но сразу после женитьбы она перестала соблюдать минимальную религиозную практику и возобновила свой старый образ жизни. Мы его убеждали развестись, но он не решился. Сейчас говорит, что она покаялась, и поэтому он будет с ней дальше жить. Как нам быть? Саид.

Он должен поступить так, как ему кажется правильнее. Постороннему человеку, не знающему всех нюансов, сложно что-то посоветовать.

Как быть двум приверженцам Сунны, если они хотят вступить в брак, твердо определившись во взаимном выборе. Но отец девушки запрещает ей выходить за парня из-за того, что тот является представителем другого народа и другой местности, хотя все они кавказцы. Может ли девушка сама выбрать себе опекуна (помимо отца) из числа праведных мусульман с тем, чтобы тот выдал ее за желанного? Ее отец, считая себя мусульманином, не совершает намаз и может насильно отдать ее замуж за другого. Ведь он является по крайней мере фасиком (грешником)? Муслим.

Предполагаемому жениху необходимо найти общий язык с ее отцом, относясь к нему не как к «фасику» (грешнику), а как к тому, кто воспитывал, растил, опекал, берег свою дочь, будущую невесту, на протяжении многих лет. Так вот, он, беспокоившийся о ней все эти годы, хочет отдать ее в надежные руки. Докажите ему свою надежность, воспитанность, исключив вопрос религиозности, в котором вы еще зелены, до конца не созрели. Зрелость человека, кстати, определяется его серьезными жизненными успехами и достижениями.

Необходимо пообщаться с ним как со старшим, а не как со сверстником-ровесником, и убедить его в своем трудолюбии и порядочности. И сделайте ему, например, дорогой подарок, чтобы расположить к себе. Узнайте у вашей подруги, о какой машине ее отец мечтал, и подарите ее ему как добропорядочный щедрый мусульманин.

Шамиль, во всех своих ответах вы пишете о том, что жениться надо на человеке своей национальности, иногда складывается мнение, что это главный критерий! А вовсе не степень веры человека и не чувства людей. Мне кажется, это неправильно. Амир.

Реалии таковы, что зачастую даже люди одной национальности не могут ужиться вместе и прийти к семейной гармонии и пониманию, что тогда говорить о разных… Степень веры, набожности может быть одна, а менталитет - разный, и сыграет это не последнюю роль в совместной жизни.

Но замечу, когда избранник обладает положительными человеческими качествами, отличительные черты менталитета, присущие его народу, не помешают созидательному благополучию семейной жизни. В другом же случае, если в избраннике обнаруживаются плохие черты характера, то включается индикатор его национальной принадлежности (хотя эти черты могут быть присущи лишь ему, а не его народу), и все сводится к тому, что причина всех ссор и размолвок - национальность. Нередко из-за этого распадаются межнациональные семьи.

В межнациональном «союзе» оба (муж и жена) должны идти навстречу друг другу и вырабатывать ту общую культуру, которая их сближает. «Своя» таким образом отчасти теряется в этом.

Вам выбирать, как поступать. Нужно лишь проанализировать все плюсы и минусы, сделать все возможное и положиться на милость Творца, особенно в том, что вне наших сил.

Я живу с мужчиной из Египта, мы вместе уже десять месяцев. Я приняла Ислам почти год назад. До этого моя жизнь была не очень хорошей, и у меня были мужчины до него, но я раскаялась в содеянных грехах и полюбила этого человека всем своим сердцем! Он боится жениться на мне из-за моего прошлого, хотя любит и хочет быть со мной. Еще его родители могут быть против меня. Ну и просто он мне говорил, что если мы поженимся и потом вдруг встретим человека, с которым я была… как он будет себя чувствовать? Представляю, очень плохо! Господи, я не знаю, что нам делать. Я же просто умру без него! Зульфия, 20 лет.

Поверьте, таких вешальщиков на уши «слов любви» немало. Рассуждения о том, «что он будет чувствовать, когда встретит человека, с которым вы были», что «родители будут против», - завуалированное отрицание и не планирование чего-то серьезного с вами на будущее. Те мужчины, которые подходят к браку со всей ответственностью и пониманием, «думают» совсем по-иному. Подходите к жизни реалистичнее. Вы молоды, и все хорошее, лучшее у вас еще впереди. Не тратьте свое бесценное время, красоту и энергию на того, кто пользуется вами вот уже десять месяцев, бессовестно прелюбодействуя и не желая брать на себя ответственность за ваше будущее. Прелюбодеяние постепенно выжигает в человеке все святое, его мораль и нравственность, а если они и остаются, то лишь на языке.

Берите будущее в свои руки и, не боясь (вы ведь верующая), шагайте вперед к своему счастью, в том числе семейному!

Я - христианка, но после смерти моей мамочки потеряла веру в Бога и во все, что меня окружает. На тот момент рядом был мой парень, он араб-мусульманин. С его помощью я снова поверила в существование Всевышнего. И думаю, что готова принять Ислам, читаю, изучаю арабский язык. Но так случилось, что ему пришлось улететь в другую страну, и я осталась одна. Когда улетал, он поклялся Богом, что сделает все, чтобы мы были вместе и поженились. Уже десять месяцев его жду. Делаю все, что он говорит, но когда ему что-то не нравится, он хочет расстаться со мной и этим очень сильно меня обижает. Причем никогда не просит прощения. Материально он мне тоже не помогает, обещает что-либо, но потом не делает, находит какие-то причины-оправдания.

Я же не нахожу себе места, очень переживаю и нервничаю, здоровье мое уже ниже среднего. Прощаю ему все, потому что боюсь потерять. Ведь Бог подарил любовь, и мы должны сохранить ее, правильно? Разве можно убивать любовь и отрекаться любя?

Среди знакомых, а они все христиане, не могу найти поддержки, потому что они дают совет: либо расстаться, либо врать ему, живя своей жизнью, делать вид, будто жду. Но как так расстаться на расстоянии, не дождавшись? Галина.

Не бойтесь терять, тогда легко будете находить лучшее. Если вам дороги мусульманские ценности, тогда возьмите их на вооружение в контексте своей жизни и двигайтесь дальше. Чувства - это преходящее, а создание крепкой семьи - это намного большее, светлое, высокое.

Я москвичка, русская, приняла Ислам три года назад. Мой отец погиб, когда мне было два года, осталась только мама. Я - единственный ребенок в семье. Вышла замуж за мужчину не из России, он из Индии (мусульманин), но проживает в Саудовской Аравии. Сейчас я тоже тут. Нет претензий к мужу, он соблюдающий и богобоязненный. Но! Моя мама осталась совсем одна в Москве. Каждый день меня мучают мысли о том, что я оставила ее одну и что вся ответственность лежит на мне. Ей тяжело одной, как работать, чтобы заработать себе на жизнь, так и жить одной. Ей некому помочь, кроме меня. Мама не переедет из Москвы никуда. Уже долгое время я думаю о том, чтобы уехать обратно к маме и быть с ней. Муж на предложения переехать в Москву отвечает, что не готов к этому. Отпускает меня жить к маме. Поэтому я решила уехать обратно и поддерживать маму, так как это мой долг.

С родственниками мужа я не поддерживаю отношения, у них совершенно отличный от моего менталитет, мне не комфортно с ними, у нас нулевое взаимопонимание. Я не представляю, как жить в их среде, чужой и непривычной. Из-за этого мне не хочется иметь детей. Эти мысли, мол, все равно ничего не сложится из-за разных менталитетов, подталкивают меня на отъезд. Правильно ли я поступаю?

Если взвесить все «за» и «против», думаю, вы правы в вашем выборе, правильно поступаете.

Из интервью с сотрудником Национального центра научных исследований в Париже Ж.-К. Кауфманом // Psychologies, апрель 2008, № 26. С. 94–98.

Все больше российских женщин выходят замуж за иностранцев. Мужчины тоже женятся на представительницах других этнических групп, но это происходит реже. Рассмотрим, чем же так привлекательны интернациональные, межрасовые браки для людей, их преимущества и недостатки. Расскажем, как закон регулирует порядок оформления таких отношений, права родителей и детей в этих союзах.

Во времена Советского Союза свободное пересечение границы большинству граждан было недоступно. Иностранцы были людьми практически с «иной планеты». Процент браков с представителями другой национальности или расы был крайне мал.

Начиная с девяностых годов прошлого века эти ограничения исчезли. Наши граждане получили возможность выезжать за пределы страны. В современном мире россияне много путешествуют, работают и учатся за границей. Все это неизбежно привело к расширению и личных контактов.

Также большую роль в этом сыграл Интернет. Он стирает границы между странами и континентами. Электронные переводчики помогают преодолевать языковой барьер.

Многочисленные сайты знакомств предлагают широкие перспективы для возможных отношений и супружества с иностранцем.

Современная статистика свидетельствует о том, что межнациональные браки в России из исключения становятся правилом. Процент их увеличивается с каждым годом.

Привлекательность создания семьи с иностранцем

Чем же так привлекает женщин международный брак? Говорим преимущественно о представительницах прекрасного пола, потому что мужчины нашей страны женятся на иностранках гораздо реже.

Рассмотрим те плюсы, которые видят потенциальные супруги, планируя свадьбу с людьми другой национальной группы.

  1. Финансовая обеспеченность.

Большинство стремится заключить брак с европейцем либо гражданином Соединенных Штатов. Ни для кого не секрет, что в этих странах достаточно высок уровень экономической и социальной обеспеченности населения.

Большинство женщин, особенно живущих в провинции, устало от бытовых проблем и маленьких зарплат. Им хочется другого уровня жизни. Они думают, что выйдя замуж, смогут реализовать эту мечту, поскольку будущий муж будет обязан их обеспечить.

  1. Положительные характеристики мужчин.

К сожалению, алкоголизм, наркомания, тунеядство и бытовое насилие становятся вещами обыденными для образа русского мужчины за пределами столицы, в провинции. Женам приходится решать все проблемы и обеспечивать самим не только детей, но и мужа.


Пытаясь спастись от этой реальности, женщины ищут кандидата в мужья за границей. Зачастую им хочется обрести сильного мужчину, который сам сможет позаботиться о своей жене и детях. Также для некоторых женщин мужчина другой национальности или расы является более привлекательным и интересным, поскольку он отличается от окружающих ее людей. В поисках острых ощущений или экзотики она может стремиться вступить в такой союз.

  1. Возможность увидеть мир.

Далеко не все россиянки могут путешествовать по другим странам. Союз с иностранцем видится возможностью вырваться из серого ограниченного окружения.

Подобный брак позволяет изучить другой язык, познакомиться с новой культурой, религией, кухней. Все это, несомненно, помогает личности развиваться.

  1. Дети.

С древности известно, что внутриэтнические и межобщинные браки ведут к вырождению. У потомства увеличивается количество наследственных и генетических заболеваний. Союз с иностранцем приводит к так называемому смешению крови, вследствие чего дети рождаются здоровыми и сильными.

Также межэтнические браки привлекательны тем, что дети растут и воспитываются в стране с высоким уровнем социальной обеспеченности. Ребенок в экономически развитом государстве получает гораздо больше возможностей, чем в России.

Это основные причины, которые заставляют женщин вступать в такие браки. В зависимости от жизненной ситуации, могут иметь место и другие преимущества подобного межнационального союза.

Актуальные проблемы

Наряду с положительными моментами, брак с иностранцем имеет и немало недостатков. У такого союза есть и обратная сторона. Зачастую преимущество оборачивается проблемой. Рассмотрим минусы межнационального супружества.

  1. Менталитет.

В каждом обществе разные понятия об одних и тех же вещах. Отличаются отношения к семье, женщине, деньгам, решению вопросов. Далеко не каждый, вступая в брак, готов безоговорочно принять чуждые ему понятия и определения. Например, для щедрой русской души непонятна немецкая педантичность и бережливость.

Еще больше проблем возникает в браках с мусульманами. Российские женщины сильные и самостоятельные. В арабских и кавказских культурах жена полностью подчинена мужу и детям. Никого не интересует ее мнение, она обязана безропотно обеспечивать потребности семьи.

  1. Религия.

Эта проблема тесно связана с менталитетом. С христианскими культурами все проще, поскольку они радикально не отличаются друг от друга. Сложности возникают с мусульманством.

Для заключения брака необходимо приять ислам. Однако это не просто формальная процедура. Религия накладывает отпечаток на все сферы жизни мусульманина. Многие шариатские требования чужды европейской православной женщине. Все это неизбежно влечет проблемы.

  1. Дети.

Супругам бывает сложно договориться по вопросам воспитания детей. Возникают споры о том, в какой религии и культуре они будут расти, чьему языку обучаться.

  1. Семья и общество.

Не каждая семья может принять то, что сын или дочь заключили союз с иностранцем, особенно, исповедующим другую религию. Межрасовые браки даже в современной России иногда вызывают порицание или непонимание. Также христианка с ее взглядами и воспитанием с осуждением будет принята в мусульманском обществе.

  1. Языковой барьер.

Плохое знание языка создает проблемы общения не только с мужем и его семьей. Женщине тяжело адаптироваться в обществе, найти работу. Она оказывается в своеобразном вакууме, чувствует одиночество и непонимание.

  1. Карьера.

Некоторые женщины, выйдя замуж и поменяв страну проживания, желают продолжать карьеру. Но таких возможностей на родине мужа у них может и не оказаться. Российские дипломы о высшем образовании на территории иностранных государств не имеют силы. Чтобы работать врачом, учителем или юристом, придется переучиваться.


Многие годы, отданные ранее образованию и построению карьеры, пропадут зря. Получить новый диплом и хорошую работу в другой стране крайне сложно, учитывая также языковой барьер. Специфика союза людей разных национальностей и культур порождает и множество других сложностей.

Женщинам нужно помнить, что иностранцы такие же люди. У них тоже бывают проблемы с алкоголем и работой, им не чужды все те недостатки, что и россиянам.

Не секрет, что такие браки в большинстве своем заключаются по расчету, в надежде на лучшую жизнь. При возникновении теплых чувств к подданному своего государства, любовь и терпение помогут все преодолеть и решить.

Заключение межнационального брака

Когда союз на территории нашей страны заключается с иностранцем, порядок такой процедуры регулируется российским законодательством. Регистрировать супружество должны органы ЗАГСа. Но обратиться можно далеко не в любое его отделение, а только то, которое уполномочено оформлять отношения с гражданином другой страны.

Потенциальные супруги должны подать заявление о регистрации брака. Сделать это можно лично в органе ЗАГСа или многофункциональном центре. Также допускается обращение в электронной форме через портал Госуслуги. Необходимо предъявить следующие документы:

  1. Удостоверяющие личность жениха и невесты. Документ иностранца должен иметь заверенный перевод на русский язык.
  2. Справку о том, что иностранец не связан брачными узами. Выдает ее посольство или консульства той страны, гражданином которой является потенциальный супруг.
  3. О прекращении брака, если один из обратившихся ранее состоял в законных отношениях. При предоставлении такого документа иностранцем, он должен быть переведен на русский язык и заверен консульством, посольством или нотариусом.
  4. Разрешение на супружество, когда один из заявителей несовершеннолетний.
  5. Документ о перечислении госпошлины в сумме 350 рублей.


Условия оформления супружества в России для иностранца определяются нормативными актами той страны, гражданство которой он имеет. При этом действуют ограничения для женитьбы, закрепленные Семейным кодексом. Это запрет на союзы между близкими родственниками, усыновителями, недееспособными.

Права детей

В большинстве интернациональных семей рождаются дети. Неизбежно возникает вопрос: гражданство какого государства получит появившийся ребенок? Бывает, что после регистрации отношений между русской женщиной и иностранцем, наследник появляется на свет на территории нашей страны. В этом случае он приобретает российское гражданство.

Когда ребенок рождается в другом государстве, то здесь необходимо изучить его законодательство. В настоящее время большинство европейских стран дает родившемуся право приобрести гражданство его родителя. Так, если папа – француз, то его сын или дочь от брака с россиянкой получает гражданство отца.

Если же закон такой страны устанавливает иные правила, то ситуация следующая: ребенок, родившейся у пары, один из которых – россиянин, вне пределов нашего государства, становится лицом без гражданства.

Следующие правила устанавливаются в отношении прав и обязанностей отца и матери, в том числе по обеспечению детей, в межнациональных союзах. Они определяются законодательством той страны, где семья имеет общее место проживания.

Когда семья проживает раздельно, необходимо руководствоваться законами той страны, гражданство которой имеют дети. При возникновении споров по алиментам, а также иным отношениям, может быть применена нормативная база того государства, где постоянно находится ребенок.

Законодательство Российской Федерации позволяет своим гражданам вступать в барки с иностранцами. Прежде чем заключать такой союз, необходимо объективно оценить все его плюсы и минусы. Не нужно забывать, что и заморским женихам свойственны человеческие недостатки, а жизнь за границей – это не только красивая картинка из фильмов. Неминуемо возникают проблемы менталитета, религии, языка, разницы в законах.

Плюсы и минусы браков между разными по происхождению людьми , которым вы доверяете либо свободны от них. Итак, начнем анализ этого вопроса.

Входим в курс дела

По статистике в девяностые годы в Москве количество смешанных (межнациональных) браков составляло двадцать два процента от всего количества заключенных союзов. А вот уже пятнадцать лет назад это число “перевалило” за половину и составило 58%. Тенденция к росту показателя продолжается. Это значит, что женщины, вступающие в межнациональные браки в России, видят перспективы таких союзов. Иначе “процент” только уменьшался бы из года в год.

Сейчас в Москве каждый год официально регистрируют около полутора тысяч межнациональных браков.

По данным социологических опросов жителей России мнение разделилось. Не верят в подобные браки 36% опрошенных. Почти столько же людей положительно относятся к вопросу разных гражданств в семье – 35%. Считают международные браки такими же, как и остальные союзы 14% из всех участников опроса. А остальные не знают, что сказать по этому поводу, поэтому от голосования воздержались.

Психологи же считают (и здравый смысл подсказывает), что роль играет не национальная принадлежность. Важны чисто человеческие качества: терпение, умение , теплота испытываемых чувств, доверие. Основа прочных семейных уз – общность и схожесть интересов обеих сторон. Желательно, чтобы общими были:

  • Увлечения, хобби.
  • Культура, традиции, религия.
  • Язык, национальность, менталитет.
  • Привычки.
  • Характер, период активности, биоритмов (утренний “жаворонок” или вечерняя “сова”).

Проблемы межнациональных браков были известны еще в начале 17 века. В 1600 году англичане-протестанты, жившие в Америке в колонии Британии, наложили запрет на подобные союзы. Интересный факт: это вето прекратило существование аж через 367 лет.

Проблемы и перспективы межнациональных браков

Начнем с перечисления неприятных моментов межрасовых браков. Минусы:

  • Недовольство подруг, друзей, знакомых. Гнев родителей и тех, кто считает нужным рассказать вам, как себя вести, за кого выходить замуж.
  • Если вы уедите с мужем за границу, но потом рассоритесь, придется самостоятельно решать возникшие в связи с отъездом проблемы.
  • Когда муж придерживается строгих религиозных взглядов, то “влюбленной дурочке” приходится принять его веру и подчиняться чужим правилам.
  • У ваших детей возможна путаница с двумя языками.

Почти каждая женщина, собирающаяся выйти замуж за иностранца, встречает сопротивление, а не поддержку своей семьи.

  • Языковой барьер родителей также приводит к конфликтам, зачастую несовместимыми с дальнейшей нормальной семейной жизнью.
  • Подходы к методам воспитания подрастающего поколения не похожи в разных странах.
  • Кулинарные традиции, как это ни странно, становятся “камнем преткновения” между симбиозом двух народностей, называемым межнациональным браком.
  • И опять про потомство: при возникновении такой печальной ситуации, как развод, уже рожденные дети межнациональных браков “делятся” между родителями. И как быть, если кто-то из супругов уезжает обратно в свою страну? Пожелания детей в таких ситуациях вообще не учитывают.
  • Почти суеверный страх перед “смешением крови”, перед тем, чтобы пускать в свою семью “чужого” человека и посвящать его в тайны или традиции родного семейства. Родственниками постарше это воспринимается, как “вторжение” на свою территорию. Возможно, это связано с отголосками войны, через которую они прошли, несмотря на то, что были тогда маленькими.

  • Если вы уезжаете из родного города, из страны, приходится попрощаться со всеми знакомыми и друзьями, которые вам дороги.
  • Если брак заключается через агентство или специализированный сайт знакомств, возможна ситуация, когда вы сами обязуетесь оплатить расходы по перелету, переезду и сопутствующие вопросы.

Плюсы заключения брачных союзов между представителями разных стран:

  • Межнациональные браки – это очень познавательное и полезное событие для вашей жизни. Ведь узнать человека, отличающегося по языку, традициям, мышлению – это увлекательно.
  • Межнациональные браки, заключаемые с россиянами, по статистике предполагают выезд для дальнейшей совместной жизни заграницу. А там, в других, более развитых и цивилизованных странах мира, живется лучше, чем в России.
  • Подобный брак разнообразит и , потому что новая жизнь – это всегда приключение.
  • Двуязычие с одной стороны оборачивается минусом, но с другой – развивает познавательные способности, если вашим детям удастся стать билингвами (то есть разговаривать на двух языках сразу – мамином и папином).

  • Еще одним положительным моментом является тот факт, что дети от смешанных браков становятся в большинстве своем сильными, здоровыми и красивыми.
  • При толерантности обоих супругов друг к другу разные религии – не препятствие для .
  • Предпочтения в еде присутствуют и в “плюсах”, и в “минусах” рассматриваемой проблемы. Почему? Дело в том, что скудный или надоевший родной рацион питания спасают новые блюда из кухни иного народа. А талантливый хозяин или хозяйка (мужчины даже больше славятся как повара) сделает вкусный обед-ассорти, включающий любимое блюдо одной и второй “стороны”.

Межнациональные браки обогащают традиционную кухню разных народов, добавляя туда новые ингредиенты.

  • Брак, соединяющий две народности, две культуры, расширяет кругозор, повышает сознательность и осознанность людей. Он воспитывает , терпимость к другим по сути таким же, но отличающимся по цвету кожи или разрезу глаз, людям.
  • И все же, любовь побеждает все! Именно она способна соединить сердца разных по происхождению людей. В конце концов, даже при встрече похожих индивидов – мужчины и женщины – по прошествии пары лет оказывается, что они все же разные. Почему бы тогда не возникнуть обратной ситуации: два изначально непохожих человека (ни цветом кожи, ни привычками, ни взглядами) становятся “одним целым” при заключении брака? О могут преодолеть преграды, поставленные глупыми предрассудками людской молвы на их пути.

Дети межнациональных браков, беременность и гены

Рождаются ли дети в рассматриваемых браках здоровыми и крепкими? Да, в том случае, когда к плоду переходят хорошие, качественные гены от обеих сторон. Но есть некоторые нюансы. Дело в том, что первое потомство разные по национальности родители сделают сильным и крепким, но при ассимиляции и дальнейшем смешении разнонациональных генов произойдет затухание этого эффекта. Только первое смешение отдаленных друг от друга генов дает положительные результаты.

При очень сильной отдаленности расовых признаков родителей существует опасность появления на свет ребенка с неприспособленным к местному климату врожденным иммунитетом. Это касается кардинальной смены часовых поясов (проживания вдалеке от места рождения одного из родителей). Кроме этого негативного явления есть вероятность возникновения во время беременности отторжения, внутриутробного конфликта между плодом и матерью.

Судя по оценкам и исследованиям ученых, благоприятен брак (для рождения здорового, сильного ребенка) между одним или разными этносами (этническими группами). А с другой расой вероятность удачного исхода снижается.

Замуж за европейца: распространенные заблуждения и отношение к межнациональным бракам

Одним из самых распространенных заблуждений остается следующее: наши девушки, выезжающие вслед за новым мужем в одну из стран Европы, могут жить либо совсем плохо, как рабыни, либо очень хорошо, как королевы. Это две крайности, вряд ли полностью отражающие все варианты развития событий после заключения межнационального брака. То, что жизнь “за бугром” в целом богаче, чем здесь, не обозначает, что “богатые, зажравшиеся буржуи” будут использовать ваш рабский труд либо, наоборот, “купать в роскоши” без ожидания ответных действий.

Следующее (нелестное для иностранцев) заблуждение звучит так: только неудачники ищут жен за пределами своей страны. Это не правда, ведь в любой стране мира можно найти близких по духу, интересных людей.

В народе ходит слух иного характера: мол, обеспеченным иностранцам нужны только лишь молоденькие красавицы. Тоже вряд ли: в любовницы, может, такие девушки и нужны, но это характерно для всего мира, а вот в качестве будущей супруги отбор идет скрупулезный. Никому не хочется оставлять после развода половину состояния ветреной красотке, вскружившей голову и впоследствии обманувшей доверчивого мужчину.

Отношение к межнациональным бракам за границей, в европейской стране не отрицательное, как думают русские. В случае неприятного развода вы сможете остаться в стране, если знаете уже на достаточно высоком уровне язык. В большинстве случаев никто выгонять и депортировать вас не будет. А чтобы развода не случилось, нужно сразу искать общий язык. Причем имеется в виду не само лингвистическое явление, а человеческое понимание, душевность и комфортность общения. Это выполнимо, хотя еще одним мифом и является непонимание между разными национальностями или народностями.

Последнее рассматриваемое здесь заблуждение – это безусловное поголовное богатство всех жителей Европы. Это не совсем ложь, но и правдивого в этом утверждении не так уж много. Только общий уровень жизни там выше, а легкость “добычи” денег – это мечты не знающих зарубежные страны девушек. Зарабатывать во всем мире нужно. Да у кого-то предпосылки для этого есть, у кого-то нет, но просто так деньги нигде не платят.

Особенности соединения своей жизни с иностранцами

Не воспринимайте буквально все перечисленные особенности, это обобщенные признаки поведения, присущие не 100% жителей той или иной страны.

  • Немцы в качестве супругов (супруг) не отличаются расточительностью, они любят детей, четко рассчитанные расходы, хотя при этом сентиментальны. Жители Германии, взявшие в жены (в мужья) кого-то из-за рубежа, поразят вторую половинку своей консервативностью. Детей принято переставать “гладить по головке” сразу же после достижения ими восемнадцати лет.

Претендовать на статус гражданина в Германии вы сможете только, когда проживете там не менее трех лет.

  • Японцы любят смотреть на цветущую вишню или сакуру, но по жизни наружу своих настоящих чувств не выпускают, а скрывают. Аккуратны при заполнении бумаг. При занятиях каллиграфией (художественное, вдумчивое, медитативное изображение иероглифов тушью) расстраиваются, если поставят кляксу.
  • Африканцы (с темной, черной кожей) всегда веселятся, танцуют, привлекают внимание противоположного пола. Подходят по этим параметрам веселым русским девушкам и парням. Они искренни, не стесняются проявить чувства и .

Вопрос: У меня вопрос по поводу межэтнических браков. Молодые люди в нашей республике часто заключают браки с людьми других национальностей. Пожилые люди осуждают такие союзы, считая, что в таких браках часто происходит потеря национальной идентичности и родного языка. Что ислам говорит по поводу таких браков?

Ответ: Ассалямуалейкумварахматуллахивабаракятух! Одним из ключей к успешному браку является совместимость (кафаат), когда молодые люди подходят друг другу по религиозности, социальному статусу, уровню образования, в том числе национальности и культуре. Шариат подчеркивает, что без наличия такой совместимости будет трудно поддерживать устойчивые и гармоничные отношения в браке.

Разумеется, может сложиться ситуация, когда молодые люди из разных народов (понятно, что в данном случае речь идет о мусульманах) имеют серьезные намерения и твердо решили создать семью. В таком случае они могут заключить брак с согласия своих родных, но они должны с самого начала понимать возможные трудности такого брака и быть готовы идти на компромиссы относительно их культур, образа жизни и т.д. В частности, женщины должны учитывать следующие вещи, прежде чем принимать предложения от мужчин других национальностей:

1. Молодой человек должен строго следовать религии и обладать хорошим нравом.

2. Он должен быть готов мириться с некоторыми различиями, которые могут возникнуть из-за разницы культур, девушка также должна быть готова к такой разнице.

3. Если молодой человек – выходец из другой страны, его целью должно быть не просто получение гражданства или какой-то еще выгоды от такого брака.

Если же случается так, что молодые люди женятся на девушках другой национальности, и девушкам также приходится искать женихов среди мужчин другой национальности; в таком случае мы советуем их родителям и опекунам не отклонять сразу такие предложения (от мужчин других наций), а рассмотреть его с положительной стороны. Возможно, такой брак также будет успешным, и это будет средством защиты от смуты и различных грехов. В хадисе предупреждается о нежелательности отклонения брачного предложения, если в отказе нет какого-то серьезного основания:

عن أبي هريرة قال : قال رسول الله صلى الله عليه و سلم إذا خطب إليكم من ترضون دينه وخلقه فزوجوه إلا تفعلوا تكن فتنة في الأرض وفساد عريض

«Если к вашей дочери посватается человек, чьей религией и нравом вы будете довольны, не отклоняйте этого предложения, чтобы на земле не распространялась смута и безнравственность» (Тирмизи, хадис 1084, передан Абу Хурайрой).

В этом хадисе указывается, что главной причиной отказа от брачного предложения может быть недостаточная религиозность молодого человека и плохой характер. Не стоит отклонять предложение только по причине иной национальности и культуры. Вследствие этого может случиться так, что девушки будут подолгу оставаться незамужними, и на земле будут распространяться смута и разные грехи, социальное и моральное вырождение и тому подобное.

А Аллах знает лучше.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Определение понятия межэтнических брак

Глава 2. Особенности отношения современной молодежи к браку

Список использованной литературы

В ведение

Актуальность моей работы заключается в том, что основной формой социальной организации отношений между мужчиной и женщиной является брак. Брак - это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Ценность брака как жестко контролируемого социального образования в России снижается в силу различных причин. Среди них низкая стабильность заключаемых браков и рост привлекательности индивидуальной частной жизни, которая все больше распространяется в связи с трансформированием норм семейно-брачных отношений, изменением экономической ситуации, прогрессом в сфере домашнего хозяйства и бытовых условий. В современном мире люди, не вступающие в брак и лишенные бремени ответственности за другого человека, не подвергаются социальному давлению и обладают всеми возможностями и услугами, организованными обществом. Переходная экономическая ситуация в стране также оказывает дестабилизирующее влияние на институт брака. Вступление в юридический брак, который по-прежнему имеет и экономическую сторону, для определенной части населения является недоступным в связи со стесненными материальными возможностями. Еще более сложными для научного описания и анализа фактами в сфере брачности являются процессы, происходящие в поликультурных регионах, поскольку к общим проблемам формирования новой ценностной системы семейно-брачных отношений здесь присоединяются серьезные проблемы межнациональной совместимости. Проблема межэтнических отношений имеет глубокие социальные корни и обусловлена рядом социальных, психологических, исторических, религиозных и конфессиональных причин. Тем не менее, эти вопросы требуют своего разрешения, поскольку явление межэтнической брачности как массового процесса заключения национально-смешанных браков достаточно распространено. Каждый седьмой заключенный в России брак является межнациональным, а в советские времена этот показатель был еще выше. Смешанные в национальном отношении семьи - средство интеграции общества. Образование этнически смешанных семей играет важную роль в процессе изменения этнического состава населения.

Объект исследования: современная молодежь.

Предмет исследования: особенности отношения современной молодежи к межэтническим бракам.

Цель исследования : провести теоретическое и практическое изучение особенностей отношения современной молодежи к межэтническим бракам.

Глава 1.Понятие определения межэтнический брак

Основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, философии, этнокультуры, социологии семьи и брака. Теоретический анализ проблемы отношения современной молодежи к межэтническим бракам.Выявление отношения молодежи к семейной жизни и браку предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых рабочих понятий, как «семья», «брак». Анализ понятия «семья» свидетельствует о том, что имеется много подходов к его интерпретации. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами». В «Философском словаре» дается определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» .

В последние годы семью все чаще называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Зарубежные исследователи признают семью социальным институтом только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных общений: супружеством, родительством и родством; при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа». Мы рассматриваем семью как духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей и связанный не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности. Относительно понятий «брак» и «семья» нужно отметить, что между ними существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Брак прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Само слово «брак» в русском языке происходит от глагола «брать». В «Философском словаре» брак определяется как «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям». Моногамные браки как союз одного мужчины и одной женщины являются более поздней и наиболее распространенной в настоящее время формой брака.

Современные ученые определяют брак как исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной. А.Г. Харчев отмечает, что семья представляет собой более сложную систему взаимоотношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. В.А. Рясенцев дает следующее определение брака: «Брак есть заключенный в установленном порядке с соблюдением требований закона добро- 16 вольный и равноправный, в принципе пожизненный союз свободных мужчин и женщин, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности». Таким образом, союз мужчины и женщины еще не семья, и только после появления детей брак перерастает в семью. А.В. Мудрик считает, что «...семья являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи». Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

1. Регулирование личных половых отношений.

2. Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.

Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. Мощные изменения в структуре межэтнической брачности населения бывшего Советского Союза определены целым рядом факторов, в числе которых наиболее значимы следующие: 1) снижение с конца 1988-1989-х гг. естественного прироста русских в ряде союзных республик; 2) рост миграционной активности населения страны с конца 80-х гг.; 3) проводимая в республиках бывшего СССР этноизбирательная политика. Это позволяет сделать вывод о том, что установки на смешанный брак детерминируются множеством факторов, среди которых немаловажное значение имеет состояние межэтнических отношений в том или ином регионе, что, в свою очередь, выступает показателем толерантных отношений. Есть основания полагать, что с возрастом последняя тенденция может усиливаться. Влияние защитных, охранительных сил этноса ослабляется в двух случаях:

1) кризисные явления в рамках того этноса, к которому субъект принадлежит;

2) кризисное состояние самого субъекта, вызывающее у него проблемы в отношениях с представителями своего этноса (в этом случае другой этнос, хотя бы на время, может показаться более привлекательным). Рассмотрим эти причины подробнее.

Защитные, охранительные силы этноса в этих условиях могут провоцировать чувство беспокойства по поводу сложившегося брака, субъективно ощущаемого неблагополучия, природу, причины которого человек зачастую понять не может. Психологическая защита от травмирующих переживаний в этом случае может выражаться в следующих явлениях:

1) человек старается исказить реальность в том направлении, чтобы уменьшить в своих глазах и в глазах окружающих положительные черты и значимость того этноса, из которого он вышел;

2) человек становится горячим патриотом этноса своего брачного партнера, отрицая при этом проблемы данного этноса и связанные с ними недостатки;

3) человек становится все более горячим и некритичным патриотом этноса, откуда он вышел, пытается другого супруга и своих детей максимально интегрировать в свой этнос.

Если говорить про кризисное состояние субъекта, вызывающее у него проблемы в отношениях с представителями своего этноса, побуждающее его воспринимать брак с представителями другого этноса более привлекательным, то в массовом масштабе оно может быть спровоцировано кризисным состоянием самого общества. По мере развития кризиса всё больше ситуаций становятся источниками долговременных психологических травм чаще всего невысокой интенсивности, что приводит к большому количеству неврозов и невротических состояний, деструктивных установок, проявляющихся в общении. Межэтнический брак следует рассматривать как элемент в процессе сближения двух этносов. Этот процесс может длиться и довольно долгое время (столетиями) и зависит от степени интенсивности контактов между этносами. Если контакты редки, образуется инцидент, который со временем приобретает историческое значение, способствующее международным отношениям. Таким образом, становление межнациональной брачности как формы межэтнического взаимодействия имеет исторический характер. Развитие межэтнической брачности показывает: в стабильном обществе количество смешанных браков увеличивается, что позволяет говорить о межэтнической брачности как показателе благополучия общества и наличия терпимых, толерантных отношений между народами. Динамику межэтнических браков в Европе и мире связывают с развитием глобализационных процессов, то есть, можно предположить, что развитие межэтнических браков также является показателем информационного развития общества.

Глава 2. Особенности отношения современной молодежи к браку

Отношение к любви и браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств. Эта проблема уже была достаточно отражена в социологических исследованиях прошлых десятилетий. Такие исследования проводились в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Рязани и других крупных городах. Однако современный этап развития нашего общества, который характеризуется крупными преобразованиями в основных сферах его жизнедеятельности, трансформацией социокультурных норм и традиций, вносит существенные изменения в полученные ранее результаты. Навязчивая "сексуализация" отечественной литературы и кино, наблюдающаяся в последние годы и не свойственная русской культуре, изменения в стиле и образе жизни не могли не отразиться на отношении молодых людей к институту семьи и брака. Место любви и брака в системе жизненных ценностей молодежи различается в зависимости от возраста. Так, если в качестве наиболее значимых ценностей подростками 13-16 лет были обозначены "родные и близкие", "здоровье", "друзья", то среди респондентов возрастной группы от 17 до 23 лет первые позиции были отданы "любви" и "браку". Возрастные и тендерные различия были выявлены в ответах на предложение дополнить фразу: "Любовь - это:". Было замечено, что респонденты 13-14 лет, как правило, затруднялись дать какой-либо ответ. Наиболее часто встречающиеся ответы в группе 15-16 лет были следующие: "Любовь - это сложное чувство, не поддающееся описанию", ":радость для двоих и необходимость быть вместе". Причем, интересным оказался тот факт, что 40 процентов девушек данной возрастной категории ответили, что любовь - это боль, самопожертвование. По-видимому, такая оценка любви связана с безответным чувством, которое характерно вообще для данного возраста, а для девушек особенно. Большинство же юношей отвечало, что любовь это взаимопонимание, нежность, "встреча двух сердец и слияние двух тел". В возрастной группе 18-20 лет любовь понимается как доверие, взаимопонимание, уважение. Причем, в ответах юношей данного возраста довольно часто отмечается, что любовь это еще и влечение, стихия и близость.

Среди девушек распространена такая характеристика как самоотдача. Подобная картина наблюдается и в возрастной группе от 21 до 23 лет. Восприятие ревности как одного из проявлений любви наблюдается у значительного числа респондентов. Причем данный показатель выше в младшей возрастной группе. По-видимому, в более юном возрасте проявление ревности имеет приблизительно ту же ценность, что и любовь, в то время как с возрастом ревность воспринимается больше как проявление самолюбия, нежели любви. При изучении такого аспекта как отношение молодежи к сексу, были получены следующие данные. Присутствие в любви интимной близости считают обязательным 48 процентов респондентов, причем в группе юношей данный показатель почти в 2 раза выше, чем в группе девушек (61 и 35 процентов соответственно); 35 процентов опрошенных указали, что наличие интимной близости зависит от силы чувств (девушки давали такой ответ в 1,5 раза чаще). Обнаружена закономерность, заключающаяся в том, что среди тех, кто не живет половой жизнью, большинство руководствуется принципом, что "интимная близость определяется силой чувств", а 2/3 респондентов живущих половой жизнью считают наличие половой близости необязательным. Ответ на вопрос: "Живете ли Вы половой жизнью?" наиболее показателен в разрезе возраста респондентов. Так, с возрастом все больший процент молодежи живет половой жизнью. У большинства опрошенных первый половой контакт был в возрасте 14-16 лет, причем юноши начинают жить половой жизнью в среднем на 1,5-2 года раньше, чем девушки. Анализ нижеприведенных данных позволяет сделать вывод о том, что представления молодежи о любви и браке отличаются от взглядов старшего поколения.

Так, 71 процент респондентов считают возможным вступать в половые отношения до брака, причем данный показатель остается высоким во всех возрастных группах и не зависит от пола. Данный вывод иллюстрируется и тем обстоятельством, что 1/3 респондентов считает регистрацию своих отношения для создания семьи совсем не обязательной, 35 процентов допускают такую возможность при наличии определенных обстоятельств, остальные (40%) придерживаются традиционной точки зрения. Среди критериев выбора партнера главными были названы два: личностные характеристики (73%) и внешнее обаяние (67%). Показательно, что, несмотря на возрастающую роль денег в жизни россиян, большей частью молодежи ценятся личностные качества, а не материальное положение. Разница во взглядах на любовь и брак двух поколений нашла свое отражение в ответах на вопрос: "Какую роль играет мнение родителей при создании семьи?". Так, 62 процента опрошенных выбрали вариант ответа "не играет никакой роли" и только для десятой части мнение родителей является решающим.

А каково же отношение молодых людей к межэтническим бракам? Межнациональные и этноконфессиональные отношения в современной России - это область повышенных социальных и политических рисков, где объективные противоречия легко идеологизируются, а национализм становится способом политической мобилизации, источником конфликтов высокой интенсивности. К настоящему времени ситуация в стране выглядит более стабилизированной. В какую сторону будет развиваться ситуация в дальнейшем, куда будет сдвигаться достигнутый на сегодня хрупкий баланс в значительной степени зависит от настроений только еще вступающего в жизнь нового поколения российских граждан, которое через 10 - 20 лет будет определять социально-психологические доминанты политической и общественной жизни страны. Как известно, существует несколько стандартных индикаторов, при помощи которых можно достаточно объективно определять меру интенсивности этнического национализма. Один из них - приемлемость межнациональных (межэтнических) браков в том случае, если в такой брак вступает кто-то из близких родственников. В СССР это было очень распространено и всегда воспринималось как совершенно нормальное явление. А что сегодня думает об этом российская молодежь? брак межэтнический общество семья

Для Республики Башкортостан актуален вопрос о межэтнических браках: две трети респондентов толерантны в отношении межэтнических браков, при этом русские либеральнее башкир, христиане либеральнее мусульман. Среди башкир больше сторонников гомогенных в этническом отношении браков. Это проявилось в оценках студентов: позитивное отношение к межэтническим бракам продемонстрировали 77,6% русских и 66,3% башкир. Однако лиц, действительно готовых вступить в брак с представителями других этнических групп, оказалось меньше, чем положительно оценивающих смешанные браки. При этом наблюдаются различия между русскими и башкирами (см. табл. 1).

Таблица 1 - Готовность вступить в брак с представителями других этнических групп (% к общему числу респондентов в каждой этнической группе)

Готовы вступить в межэтнический брак

Не готовы к этому

Полученные данные свидетельствует о более лояльном отношении к межэтническим бракам со стороны русских, как на мировоззренческом, так и на поведенческом уровнях

Выводы

На протяжении всей истории существования общества интерес к исследованиям семейно-брачных отношений постоянно возрастал, что обусловлено непреходящей важностью семьи в жизни каждого индивида и всего человеческого общества в целом. Межэтнические браки являются объектом повышенного интереса социальных наук, поскольку их изучение затрагивает два аспекта, имеющих огромную значимость в современном обществе. Во-первых, на том этапе социального развития, который переживает наша страна в настоящий момент, возрастает актуальность исследования семьи как таковой, которая призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. Во-вторых, одним из первоочередных вопросов не только в стране, но и во всем мире, является этнопсихологический и кросс-культурный аспект общественных отношений. В условиях, когда, с одной стороны, во всем мире идут процессы глобализации и укрепления кросс-культурных связей, а с другой, остро стоит вопрос межэтнической напряженности и межнациональных конфликтов, к проблеме взаимоотношений между народами обращены многие науки, в том числе, конечно, психология.

Молодежь -- это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Исследование молодежи сегодня позволяет нам заглянуть в завтра и составить прогноз динамики развития общественных процессов в будущем.

Любовь и брак по-прежнему являются одной из главных жизненных ценностей современной молодежи, причем значимость любви и брака увеличивается прямо пропорционально возрасту респондентов. Изменения взглядов молодежи на любовь и брак, внесенные трансформацией социокультурных норм и традиций, существенно снизили степень влияния родителей на формирование их представлений о любви и браке.

С писок использованной литературы

1. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2004. - 272 с.

2. Горизонтов, Л. Закон против счастья. Смешанные браки в истории двух народов / Л. Горизонтов // Родина. - 2004. - N 12. - С.64-67.

3. Елизаров А.Н. К концептуальной схеме анализа межэтнических браков // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Международной научной конференции 29 - 30 мая 2008 г. в 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. - Смоленск: Универсум, 2008. - Т. 1. - С. 221 - 225.

4. Корнев, В.А. Проявления этнопсихологической интерференции в области семейных отношений при смешанных браках/ В.А. Корнев, А. Эль-Журди // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. - Воронеж, 2000. - Вып.22. - С.50-52.

5. Михеева, А.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты / А.Р. Михеева. - Новосибирск: НГУ, 2001. - 74 с.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Изд-во «Азъ», 1992.

7. Самоукина, Н.В. Парадоксы любви и брака / Н.В. Самоукин. - М.: Владос, 20068.- 135 с.

8. Силласте, Г. Русская семья в республиках России в условиях новой межнациональной ситуации / Г. Силласте // Исслед. Рос. акад. гос. службы. Сер.1, Социол. - 2006. - N 3. - С.5-59.

9. Философский словарь / В.Н. Мирошниченко, Л.В. Остапенко, Э.В. Шахова - М.: Феникс, 2004. - 560 с.

10. Харчев, А.Г. Современная семья и её проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский.- М.: Наука, 2007. - 198 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение понятия брак. Концептуальный анализ межэтнических браков. Молодежь как особая социальная группа. Особенности исследования проблем развития молодежи. Теоретический анализ проблемы отношения современной молодежи к межэтническим бракам.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2010

    Молодежь в современной России: понятие, особенности, специфика ее духовной культуры. Движение скинхедов как проявление расово-этнического экстремизма российской молодежи. Программа и инструментарий исследования отношения современной молодежи к скинхедам.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2014

    Подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Факторы формирования и тенденции развития ценностных ориентаций современной российской молодежи по отношению к семье. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2013

    Основные типы современной семьи. Добрачное поведение молодежи. Семья как социальная ячейка. Браки без любви. Риск дезинтеграции общества. Формы моногамной семьи в России. Рост количества незарегистрированных браков. Роль семьи в современном обществе.

    реферат , добавлен 12.12.2012

    Политика государства по отношению к молодежи, ее понятие и значение. Условия для интеграции молодежи в социальную структуру общества. Приоритетные направления взаимодействия государства и молодежных организаций и основные механизмы их реализации.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2009

    Исследование положения молодой семьи в современном российском обществе. Выяснение основных ценностей студенческой молодежи. Выявление взглядов студентов на институциональные проблемы молодой семьи. Обзор готовности студенческой молодежи к созданию семей.

    практическая работа , добавлен 19.04.2015

    Исследование отношения жителей города к национально-смешанным бракам путем социологического опроса и анкетирования. Определение основных проблем браков в иностранным партнером: разность территориально-государственных ценностей и религиозных взглядов.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2010

    Молодежь как особая социальная группа, социальные проблемы современной молодежи. Алкоголизм как социальная угроза, его основные причины и последствия. Опыт борьбы с алкоголизмом среди молодежи. Исследования отношения молодежи к употреблению алкоголя.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Оценки миграционной ситуации и перспективы миграционной политики в РФ. Проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества к изменению этнического состава населения. Усиление националистических настроений.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2009

    Исторические предпосылки формирования современной национальной структуры населения Беларуси. Исследование современного национального состава населения и его динамики, региональные особенности. Межнациональные отношения и проблемы их регулирования.