История развития парикмахерского искусства. Краткая история развития парикмахерского искусства для учеников и профессионалов

Панченко О.А.

Развитие и совершенствование парикмахерского искусства тесно связано с эволюцией человеческого общества, повышением уровня культуры. Парикмахерское искусство объединяет несколько основных приемов работы с волосами: мытье, просушивание, стрижка, завивка, окраска, изготовление постижерных изделий - париков, кос, локонов, шиньонов, ресниц, бровей и т. д.

Влияние эстетического идеала на внешний вид людей ощущалось менее заметно, чем, например, стилей художественных направлений, религии, социального положения. Так как понятия «доброта», «нежность», «женственность», «мужественность» внешне передать очень трудно, их можно подчеркнуть деталями костюма, прической.

Во все времена парикмахерское искусство было направлено на то, чтобы украсить внешность, сделать ее более привлекательной.

На вопрос, что такое прическа, можно ответить так: это уложенные с применением разных видов завивки или укладки, всевозможных стрижек в определенную форму волосы. Прическа может быть сделана из естественных или искусственных волос. В прическе наиболее ярко проявляются веяния эпохи, она отображает национальные и расовые черты, классовую и сословную принадлежность, социальное положение в обществе, а также признаки пола и возраста. Благодаря прическе можно подчеркнуть привлекательность лица или скрыть некоторые недостатки. Известный отпечаток накладывают на прическу личные вкусы и индивидуальные взгляды ее обладателя.

Так как парикмахерское искусство совершенствовалось на фоне общественной жизни, оно во многом зависело от развития науки, промышленности, культуры, технологических процессов. Возникшие формы причесок со временем изменились благодаря применению новых специальных принадлежностей, инструментов, а также косметических препаратов. XIX-XX вв. принесли много нового, повлиявшего на парикмахерское искусство. Пропагандистами новых силуэтов, форм причесок, инструментов, способов работы с волосами становятся журналы, газеты, вернисажи, театральные премьеры, конкурсы парикмахерского искусства, косметики.

Каждая историческая эпоха характеризуется своим особым стилем и модой. Именно по элементам одежды и ее дополнениям, по прическе сегодня можно определить принадлежность человека к тому или иному историческому периоду. Прическа в далеком прошлом не только украшала человека, но и была знаком профессии, социального положения, национальной принадлежности или даже, в особых случаях, политических взглядов. Парики британских парламентариев и судей, косы китайцев, бороды армянских купцов и гладко выбритые головы жрецов в Древнем Египте - это уже не только элементы моды, это почти символы.

В древности в Ассирии, Вавилоне и Египте обученные рабы выполняли многие виды работ, применяемых в парикмахерском деле и сегодня, например окраску волос. В то время уход за волосами и растительностью на лице был связан с требованиями религиозного культа, народными обычаями и обрядами: египетские жрецы брили голову наголо, прикрывая ее затем париком, а ассирийские воины завивали длинные бороды в затейливые колечки, что, по верованию, должно было принести успех в сражениях. Византийская мода предписывала женщинам прятать волосы. Они обнаруживались только в виде гривки надо лбом или косичек (вдоль щек), выполненных иногда не из волос, а из небольших ниток жемчуга. В эпоху Средневековья женщины украшали волосы чепцами и шапками, временами настолько высокими (иногда метровой высоты) и хитроумными, что в них тяжело было передвигаться (рис. 1).

Рис. 1. Готический чепец, примерно 1400 г.

Только юным девушкам можно было носить волосы, разделенные надо лбом и уложенные волнами в небольшой валик над висками. Они ниспадали красивыми локонами на плечи, оставляя открытыми уши.

Мужские прически не отличались разнообразием: волосы стригли коротко, костюмы же были пышно украшены вышивкой, бордюром, драгоценными камнями и кружевами.

Важная составляющая мужской внешности - наличие или отсутствие усов и бороды. Средневековые парикмахеры оказывали услуги жителям городов, объединяясь в цеха банщиков и цирюльников. Цирюльники предлагали медицинские услуги: ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы - по этой причини они называли себя хирургами. Со временем число банщиков и цирюльников увеличилось; претерпел изменения и характер их услуг. Кроме бритья, стрижки и укладки волос парикмахер выполнял и массаж, делал компрессы, изготавливал парики, выполнял косметические и гримерные работы, а также занимался маникюром и педикюром.

Одни мужчины считают, что борода придает мужественность и солидность, с гордостью ее носят. Другие находят, что растительность на лице старит, и предпочитают обходиться без нее. Но все же, если вы приняли решение «за», помните, что различные формы бороды, усов, бакенбард должны подбираться индивидуально. Ухоженностью бород и оригинальностью их оформления удивляет современная молодежь. В этом они задают положительный тон поколению своих отцов. Юношеские бороды хоть и невелики, зато очень контурны, а их размеры буквально маркируются тонкой полоской вокруг рта и подбородка. Распространенной тенденцией сегодня является лицо двух-трехдневной или даже недельной небритости.

В древние времена отношение к «растительности» на лице было иным. Считалось, что борода и усы придают мужчинам более устрашающий и воинственный вид. Впрочем, процесс бритья был до того примитивным и болезненным (использовались острые ракушки и камни кремниевых пород), что даже те, кто хотел избавиться от щетины, вынуждены были с ней мириться.

В Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Иудее для бритья стали использовать приспособления из меди и железа. С тех пор технология бритья совершенствовалась, и брадобрейство из сурового испытания постепенно стало превращаться в искусство. Из первоисточников известно, что древние славяне придавали форму усам и бороде в соответствии с сословными признаками.

В Средние века в Западной Европе, когда техника бритья достигла определенного развития, усы носили мужчины разных слоев населения. На городской площади около собора можно было встретить щеголя, одетого по последней моде, с усами, напоминающими букву X.

Рис. 2. Мужская мода во Франции XVI в. Рис. 3. Прическа времен Людовика XIV


Рис. 4. Усы и борода времен
Людовика XIV. Франция, XVI в.

Многие мужчины носили усы и бороды, подражая королям Франции: Генриху IV Наваррскому, Франциску I, Людовику XIV, императору Наполеону III. Прусский кронпринц Фридрих-Вильгельм и русские императоры Александр III, Николай I и Николай II также становились объектами для подражания.

В некоторых странах «усачи» объединялись в специальные союзы.

Женщины всех времен и народов пытались избавиться от темных усиков над верхней губой. В древние времена для этого использовали рецепты арабских врачей египетской царицы Клеопатры. Некоторые из этих мазей и смол интересуют даже современных косметологов, в распоряжении которых множество препаратов и приборов для эпиляции. Сейчас в косметологии применяют в основном механические и высокотемпературные методы удаления волос. В настоящее время технологии бритья значительно усовершенствованы. Профессиональное бритье гарантирует 2-3-дневное отсутствие щетины.


Рис. 5. Борода 1930 г. Рис. 6. Усы и борода 1930 г.

В XVII в. Франция становится законодательницей в области мод и причесок. Окончательно складывается стиль барокко, наиболее полно выражающий вкусы аристократии этого времени. Прически этой эпохи были всецело подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью, огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.

В Европе начали входить в моду парики. Они были очень разнообразны - то в виде ниспадающих на лицо локонов и колец, то в виде невероятно высоких причесок с многочисленными украшениями - замками, кораблями, даже прудами, по которым плавали лодки (рис. 7, 8).


В России в области моды ориентировались на Францию. Многие салоны принадлежали французским мастерам. Модные журналы выписывались из Парижа, где проходили даже конкурсы мастеров-парикмахеров. В 1860 г. русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место на конкурсе, а в 1888-1890-х гг. Иван Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства.

В 1904 г. в Германии впервые была выполнена завивка волос на продолжительное время - перманент.

В 20-х гг. XX в. в моду вошли прически с короткой стрижкой (рис. 11).

Появляются новые химические красители и осветлители волос. Окраска волос позволила придать прическе дополнительный эффект, оживить ее.

С изобретением химической завивки произошел настоящий переворот в парикмахерском искусстве. Этот метод завивки волос не только с успехом конкурировал со всеми другими способами, но и постепенно вытеснял их.

С появлением кинематографа на форму причесок большое влияние оказывает искусство кино. В свое время в моду вошли прически героинь Греты Гарбо, Марлен Дитрих. Многие женщины делали себе прически символа красоты 30-х гг. «божественной» Греты Гарбо (рис. 12).


Челки могли быть многоярусными, что увеличивало высоту прически. Прически были без пробора, надо лбом укладывали четкую волну, при этом волосы с затылка приподнимали кверху. Модны были тонкие сеточки под цвет волос, которые надевались на голову для сохранения прически; женщины пожилого возраста продолжали носить прически с пучками, заплетали волосы в косы, укладывали их в валики, закалывая шпильками.

Развитию и совершенствованию парикмахерского искусства в наши дни во многом способствуют конкурсные показы причесок, косметики, которые берут свое начало с древних времен. Конкурсы женской красоты проводились в Древней Греции. Первый конкурс был посвящен празднеству в честь богини земли Деметры, на котором искусные парикмахеры демонстрировали свое мастерство.

В 50-60 гг. актриса Брижит Бордо вводит новые прически - «конский хвост» и «Бабетта» (рис. 14).

Во второй половине XX в. наблюдается быстрая смена стилей в одежде и прическах. Наиболее популярными остаются классический, спортивно-деловой, романтический, фольклорный стили.


Рис. 15. Стрижка 1970 гг.

В начале 50-х гг. мужские прически менялись не часто. Продолжали носить короткие стрижки, в которых применялись новые методы работы - филирование (прореживание) волос, использовались специальные филировочные бритвы. В прическах не было строгой окантовки, носили косые и прямые проборы, челки.

В 1971 г. известный мастер Видал Сэссун показал новые стрижки, которые выполнялись только ножницами (рис. 15).

Стали входить в моду шиньоны, которые прикрепляли на макушке, темени, затылке, изменяя форму причесок.

В 70-е годы появляются панки, которые выражают протест против общества не только своим поведением, одеждой, но и прической. Художники-модельеры облагородили стиль панков, создав стрижки «еж», «каскад» (рис. 16, 17).


1980 г. - год XXII московской Олимпиады - определил моду следующего десятилетия. Спортивный стиль характерен для повседневной одежды и причесок. В спортивных прическах завитые волосы сочетаются с асимметричными челками и проборами. Короткая стрижка удобна и практична. Волосы окрашивают частично - «перышками».

Мода 90-х возвращает нас к силуэтам причесок прошлых десятилетий, ощущается стиль ретро. В центре моды - популярная стрижка «каре», которая выполняется с применением различных способов: градуирования, филирования и даже тупирования.

Чаще всего встречаются короткие стрижки в стиле «маленькая головка», при этом волосы зачесаны назад, открывая тем самым лицо. В стиль «маленькая головка» парикмахеры-модельеры внесли много нового. Характерными чертами этого стиля являются облегченные волосы, которые разнообразно оформляют лицо. Модны прически «ежик», имеющие неровный, как бы всклокоченный объем. Такие прически могут быть разнообразных геометрических форм в зависимости от решения парикмахера-модельера, а также и от структуры волос. Появились новые способы химической завивки. В 1987 г. была разработана технология накручивания прядей по спирали, разработанная модельером-парикмахером Каритой.

В том же году Вильгельм Хюллербанд из Вены предложил оригинальный способ спиралевидной химической завивки. Вместо коклюшек он использует бамбуковые палочки, на которые волосы накручивают по спирали.


Рис. 18. Молодежная стрижка 1980 гг.

Прикорневая химическая завивка применяется в современных прическах, так как придает пышность, легкость и объем прическам. Новый способ завивки создали в салоне выдающегося модельера-парикмахера Сэссуна. «Игольчатые» прически были популярны среди молодежи и «панков» этих годов.

Входят в моду строгие прямые челки и легкие челки в виде бахромы и вертикально стоящих прядей волос (рис. 18).

Современная мода предполагает женские прически самых разных направлений: деловые, повседневные, торжественные с декором из брошей, заколок и т. п., но главная их задача - показать естественную красоту волос, подчеркнуть мягкость и женственность облика.

В мужской моде сегодня присутствуют полная свобода - от бритого затылка и висков до длинных волос типа «каре» и «хвоста», однако преобладает деловой стиль молодого бизнесмена, стиль мужественного спокойствия и деловитости. Особенно популярны стрижки «экспресс», «коммивояжер», спортивные стрижки (рис. 19, 20).


Сейчас в создании причесок используют технологии наращивания волос как новый вид постижа. Еще одно предложение нового тысячелетия - это начес. В беспорядке начесанные волосы представляют собой целые конструкции, а возможность добавлять и убирать объем по своему усмотрению позволяет достичь полной гармонии прически с чертами лица.

Каждый сезон мода подтверждает, что новое - это хорошо забытое старое.

Основное предпочтение отдается «каре» различной длины. Нет больше «строгой» линии пробора, она прочерчивается нерегулярными зигзагами или выносится на бок.

Значительное внимание уделяется цветовой гамме волос. Модны следующие цвета: золотистый, пепельный, блондин, медный. Тонирование волос стало своеобразным искусством. Мягкие переходы тонов, игра цветов придают особую прелесть прическам.

В Москве создан центр парикмахерского искусства «Долорес», который назван по имени Долорес Гургеновны Кондрашовой - ведущего модельера-парикмахера. В становлении салона принимала активное участие широко известная как в ФРГ, так и за ее пределами фирма Wella. Ее салоны и предприятия в 114 странах мира успешно пропагандируют моду парикмахерского искусства и макияжа.

Новые тенденции 2000-2001 гг. - светлые, почти белые, матовые, серые, рыжеватые, «дикие», как будто непричесанные волосы.

И самый последний крик моды лета 2003 г. - «африканский шик», т. е. африканские косички, дреды (расты), а также наращивание волос.

Модная тенденция зародилась в Европе, а не в Америке, как можно было предположить. Блондины-скандинавы за последнее десятилетие стали преданными поклонниками африканского стиля в прическах.

Создание таких причесок предполагает наличие у парикмахера специфических навыков. Плетение косичек занимает много часов - практически целый день. Модные тенденции последних лет предполагают постепенный переход этих причесок в разряд роскошных, престижных и дорогих. Выполненные из высококачественных материалов и с должным мастерством, они подойдут и к стилю изысканной бизнес-леди.

Африканские прически всегда плетутся с добавлением инородных материалов. Своих волос, какими бы густыми и длинными они ни были, недостаточно для того, чтобы заплести должное количество косичек необходимой толщины. В качестве дополнительного материала используют канекалон или обработанные в фабричных условиях натуральные волосы. Если для наращивания предпочтительно использовать именно натуральные волосы, то косички плетут чаще всего из канекалона. Во-первых, он в 80 раз легче натуральных волос: косички из искусственного волокна не отяжеляют корни. Во-вторых, он гораздо лучше держит однажды приданную ему форму, очень податлив и удобен в работе. После того как косички из канекалона заплетены, их достаточно обдать кипятком, и они надолго останутся кругленькими и плотными, не будут расплющиваться или растрепываться.

Современные прически требуют глубокого знания технологии различных методов стрижки. В соответствии с направлением моды разрабатываются все новые и новые модели причесок. При этом проявляются творческая фантазия и опыт парикмахера, которые делают нас неотразимыми.

«Прическа имеет такое большое значение, что в какое бы золотое с драгоценностями платье женщина ни оделась, чем бы на свете ни разукрасилась, если не привела в порядок свои волосы, убранной называться не может... Чем для тела служат расцвеченные веселым узором одежды, тем для лица служат волосы природным его украшением» (Апулей).

Введение

парикмахерский договор отраслевой

Искусство бывает разным, но если оно настоящее, это всегда - сотворение прекрасного. Можно создавать шедевры живописные и скульптурные, зримые и воспринимаемые на уровне ощущений. Парикмахерское искусство сочетает в себе многие элементы. Его произведения - это и целостный зрительный образ, и «скульптурная» композиция, и дизайнерская находка мастера. При этом парикмахерское искусство, пожалуй, - самая демократичная разновидность творчества, потому что каждый человек может по своему желанию напрямую соприкоснуться с ним.

А помогают нам в этом мастера, для которых парикмахерское искусство стало профессией и всей жизнью. Создание прически - это создание целого и целостного образа каждого человека.

С одной стороны, парикмахерское искусство - это точная наука, которой нужно учиться, как математике. Но при этом парикмахер никогда не стрижет одинаково. Даже если применяет одни и те же технологии одних и тех же стрижек, на разных людях они получаются по-разному. Хорошо это будет или плохо - зависит от мастера. По сути, в создании «того самого» - самого подходящего конкретному человеку - образа при помощи прически неглавное ни длина, ни цвет, ни структура волос. Главное, чтобы был найден «правильный путь».

парикмахерский договор услуга отраслевой

История возникновения парикмахерского искусства

Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность. Известно, что уже за 2-3 тысячи лет до новой эры нашим предкам было свойственно украшать свою внешность прическами. Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе в прическу, свое представление о красоте, которое отражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретной эпохе. Но одежда и прическа оказываются также явлениями утилитарными и социальными. У разных народов сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с природными условиями страны и положением человека в обществе.

Изучение истории парикмахерского искусства представляет не только познавательный интерес, но и практическую ценность, так как некоторые детали можно использовать и в настоящее время. Интересную форму причесок создали в Древнем Египте. Для ее выполнения требовались услуги специально обученных рабов. Египтяне окрашивали волосы хной, украшали прически декоративными элементами.

Модным цветом волос в Древней Греции считался белокурый. В классический период повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, «полной» (то есть от виска до виска) недлинной бороды и усов. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем. В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикады.Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый греческий узел - коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как, по эстетическим понятиям того времени, лоб должен быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали изящное украшение - стефану. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.

Мужская прическа в различные периоды римской истории была разной. Волосы могли быть и завиты в локоны, и расчесаны гладко, с челкой надо лбом. Обычно римляне брили лицо, однако в моде были и небольшие завитые бородки.

Очень многообразны и сложны были прически римских патрицианок. В некоторые периоды носили гладко причесанные волосы, разделенные на прямой пробор: иногда завивали волосы в длинные локоны, иногда носили «греческие» прически, - но истинно римскими были высокие прически из локонов, укрепленных на каркасе. Веерообразный каркас укреплялся надо лбом и по форме напоминал русский кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывались на затылке в виде корзиночки. Модными считались белокурые и русые волосы.

История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее (IX-XII века) и позднее средневековье (XIII-XV века). Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить «греховную человеческую плоть».

В период раннего средневековья мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочек ушей, а спереди - челка. В XI веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.

Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица. В XV веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалась модной прическа двух основных типов: волосы или гладко зачесывали назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.

У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.

В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы. Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветками, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах проявились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически оказал последний король XVI столетия Генрих IV. В моду вошли зачесанные назад волосы, закрученные вверх усы и маленькая острая бородка. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.В первой половине XVI века прическа у женщин имела вид двух полукруглых валиков, уложенных надо лбом, и обычно украшалась бусами или небольшим, выгнутым по форме прически чепчиком с вуалью. В конце XVI века форма женской прически существенно меняется. Появляется прическа двух типов. Волосы либо завивали рядами волн и зачесывали назад, либо поднимали высоко вверх, где закрепляли на проволочном каркасе. Иногда дамы носили парики.

На мужские и женские прически англичан очень повлияла внешняя пышность двора королевы Елизаветы. Волосы мужчины коротко стригли, но их костюмы были украшены вышивкой, бордюром, драгоценными камнями и кружевами. Женщины носили сложные прически, украшая их чепцами и головными повязками. Иногда носили парики.

В XVII веке Франция становится законодательницей в области мод и причесок. Окончательно складывается стиль барокко, наиболее полно выражающий вкусы аристократии этого времени. Прически эпохи барокко были всецело подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью, огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.

В начале XVII века прическа у мужчин состояла из длинных волос, распущенных по плечам. Дворяне отпускали маленькую бородку и небольшие усы у края губ. Позже вошли в моду парики. Пышная прическа состояла из массы длинных, завитых в локоны волос, причем модным цветом волос считался белокурый. Этот парик напоминал львиную гриву.

Женская прическа в течение второй половины XVII века менялась бессчетное число раз. Из кратковременных модных причесок можно выделить несколько типов. В 60-х годах прическа еще сохраняла некоторую естественность. Волосы расчесывали на прямой пробор и пышно взбивали над висками, скрепляя сзади на шее, а завитые концы волос спускали в виде двух длинных локонов на плечи. С 70-х годов женская прическа стала напоминать по форме мужской парик. Локоны укладывали рядами так высоко, что прическа подчас возвышалась надо лбом на 50-60 сантиметров. Иногда дамы этого времени носили гладкую прическу с узлом, сколотым на затылке, - так называемый узел смирения.

С 90-х годов в моду вошла прическа фонтанж. Она состояла из комбинации локонов, уложенных на голове рядами и для закрепления смазанных белком, и выгнутого в различные фантастические формы проволочного каркаса, который украшался заложенным в складки газом, кружевом, цветами и лентами. В случае необходимости прическа дополнялась искусственными волосами.

В первой половине XVIII века появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо - декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.

Мужские прически времен рококо были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны, а иногда гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. В моду вошли белые пудреные парики.

Женская прическа также была небольшой и состояла из локонов, поднятых вверх, сколотых на затылке и украшенных лентами, пучками перьев, цветами, нитками жемчуга. Волосы обычно пудрили. В 70-х годах XVIII века прически становятся особенно сложными. На «изготовление» модной прически - куафюры - уходило по несколько часов. Женщины старались сохранить ее в неприкосновенности на несколько дней. Прически делали следующим образом: волосы расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили волосы; далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали ленты, цветы, кружева. Иногда на голову водружалась целая корзина с плодами или даже макет корабля со снастями и парусами. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.

Французская революция 1789 года ознаменовала наступление новой эры, что отразилось и на прическах. Вдохновленные идеями Свободы, Равенс Братства, идеологи французской революции обратились к образам античного мира, черпая у древних идеи демократии, строгость нравов и эстетические идеалы. Вторая половина XVIII века - это период классицизма ведущего стилевого направления. У мужчин волосы были коротко острижены, и пудра вышла из употребления. Женские прически имели многообразные формы, но очень упростились, сделались ниже, волосы завивали в локоны.

С приходом к власти Наполеона I появился стиль ампир, который в архитектуре и интерьерах по внешним признакам напоминает классицизм, теперь художников и архитекторов вдохновляют не строгие и изящные формы греческих храмов, а тяжеловесные и пышные формы римской архитектуры. Волосы мужчин стригли и завивали в тугие локоны, лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос, называемые фаворит. У женщин прически менялись очень часто. Носили и чешский узел, и прически из различных комбинаций локонов.

После свержения Наполеона в искусстве 20-30-х годов рождается новое направление - романтизм. В прическах господствует стилевое направление, которое носит немецкое название - бидермайер. Этот стиль стал синонимом бюргерского благополучия и уюта и был ведущим до 40-х год. Во Франции почти идентичный стиль носил название «стиля Луи Филиппа».

Мужчины носили короткие, завитые в локоны волосы, приподнимала надо лбом в виде кока. В 40-х годах волосы удлинились, доходили до ушей. Иногда их круто завивали. В 50-е годы были модны довольно длинные, расчесанные на косой пробор волосы, часто завитые в локон. В 60-е годы в моду вошли сравнительно короткая стрижка, бакенбарды. К концу века волосы стали коротко стричь.

Женские прически 30-х годов представляли собой настоящие произведения искусства. Волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны. В 40-е годы новым кумиром высшего общества стала «светская львица» - модница с волосами рыжего цвета. В 50-е годы прическа состояла из пышного шиньона, а иногда расчесанные на прямой пробор волосы укладывали сзади в специальную сетку. В 60-е годы волосы поднимали надо лбом в виде двух валиков, а на плечи и спину спускали длинные локоны.

В 70-80-х годах прическа почти не меняется по форме. Она состоит из длинных, спущенных на спину локонов, а над висками волосы обычно зачесывали высоко вверх.

В России в области моды ориентировались на Францию. Многие салоны принадлежали французским мастерам. Модные журналы выписывались из Парижа, где проходили даже конкурсы мастеров-парикмахеров. В 1860 году русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место на конкурсе, а в 1888-1890-х годах Иван Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства.

Характер причесок 1890-1900-х годов снова изменяется, в связи с переменами, происшедшими в общественной жизни конца столетия. Мода становится еще более интернациональной, появляется деловой стиль, выражающийся в простоте и рациональности причесок.

В 1904 году в Германии впервые была выполнена продолжительная завивка волос - перманент. Перманент быстро распространился по всей Европе. В 20-х годах XX века в моду вошли прически с короткой стрижкой. Также появляются новые химические красители и осветлители волос. Окраска волос позволила придавать прическе дополнительный эффект, оживлять ее.

С изобретением химической завивки произошел настоящий переворот в парикмахерском искусстве. Этот метод завивки волос не только с успехом конкурировал со всеми другими способами, но и постепенно вытеснил их. Благодаря химической завивке можно получить хорошие результаты при обработке волос самых различных свойств и строения.

С появлением кинематографа на форму причесок большое влияние оказывает искусство кино. В свое время в моду вошли прически героинь Греты Карбо, Марлен Дитрих. В России ориентировались на прически актрис Людмилы Целиковской, Марины Ладыниной, Любови Орловой.

В 50-60-е годы актриса Брижит Бардо вводит новые прически - «конский хвост» и «Бабетту».

В 1971 году известный мастер Видаль Сэссун показал новые стрижки, которые выполнялись только ножницами. В 70-е годы появляются панки, которые выражают протест против общества не только своим поведением, одеждой, но и прической.

Художники-модельеры облагородили стиль танков, создав стрижки «еж», «каскад». Моду 80-х годов отличают прически из длинных волос свободного силуэта, струящиеся локоны, как на длинных, так и на коротких волосах. Преобладают теплые естественные цвета волос: каштановый, рыжий, коричневый, блондин.

Новинка этого периода - жемчужный блондин, сочетание пепельных волос с более светлыми волосами на концах.

Мода модой, какой бы она ни была, но прическу и стиль каждый человек может подобрать индивидуально. Чтобы быть красивым и модным каждый день, необходимо чувствовать себя комфортно долгое время, а не только в день посещения парикмахерской.

Никому доподлинно неизвестно, когда же началась история парикмахерского искусства, даже с погрешностью в века. Но можно сказать с уверенностью, что она развивалась вместе с человеком. Люди всегда уделяли большое внимание своей внешности и прическе. Древние люди, как и мы, пытались с помощью прически проявить свою индивидуальность, выделиться из толпы соплеменников. У каждого народа было свое представление о красоте, соответственно и прически делались разные. В истории много рассказов о методах ухода за волосами и первых стрижках наших предков. Мужчины обжигали огнем свои волосы или обрезали кремнем. Женщины связывали волосы в пучок с помощью кожаных ремешков, плели косы, жгуты из волос. Именно с этих примитивных стрижек, причесок все и началось.

Греция

Самыми развитыми в этом направлении были Древние греки. В этой стране всегда процветал культ человеческой внешности. Греки знали много секретов косметических средств ухода за волосами.

Признаком благополучия и богатства у древних греков были длинные волосы. Они научились искусно плести косы, с большой изобретательностью завязывали волосы в узлы, освоили завивку, применяли растительные порошки с оттеночными эффектами.

Египет

Жителям древнего Египта мы обязаны изобретением одной из самых популярных стрижек - каре. Волосы стригли их на одном уровне, немного ниже ушей. Ну, а самой распространенной укладкой были тщательно заплетенные косички или волосы просто закалывали в пучок при помощи гребней, заколок и обручей.

Также большим спросом у Египтян пользовались парики. Но это были непросто состриженные и собранные в изделие. Парики в Древнем Египте украшали драгоценными металлами и камнями. Даже фараоны носили их, а еще накладную бороду. Простолюдины же ходили с распущенными волосами.

Европа

Но такого количества разнообразных стрижек и укладок, как в Европе, больше не было ни в одной части земного шара. Каждая новая эпоха (барокко, ампир , классицизм, рококо, средневековье, возрождение и многие другие эпохи) вносили изменение в парикмахерскую моду.

Неповторимые локоны характеризуют стиль ампир; короткие стрижки и прически «а ля греческая богиня» процветали в эпоху стиля классицизма; вычурные и высокие прически были свойственны эпохе барокко; золотые локоны до бедер красовались у хрупких и бледных красавиц средневековья.

Да и в последние несколько десятилетий, история парикмахерского искусства пополнилась многими легендарными прическами и укладками. Стоит вспомнить Мерлин Монро, Бриджит Бордо, Одри Хепберн, Любовь Орлову, Марину Влади. Каждая из них была эталоном красоты.

Первые методы стрижки и покраски волос

История рассказывает нам и о первых стрижках и методах окрашивания волос . Раньше не существовало таких понятий, как стилист, визажист, парикмахер. Но люди всегда стремились к красоте, положение в обществе обязывало к изысканным укладкам, мода диктовала свои условия относительно цвета волос и стрижки.

Древние парикмахерские инструменты имели несложные конструкции. Изготавливали их из дерева, камня, бронзы, слоновой кости, кремня, драгоценных металлов. В Древней Греции, парикмахеры (каламистры) уделяли стрижке и укладке по несколько часов, создавая настоящие произведения искусства. Красивые головки гречанок украшали диадемы, обручи, бусы и ленты. Процедура начиналась с лечебных масок, массажа, ополаскивания ароматическими растворами. Стрижка и укладка, также занимала немало времени.

В истории парикмахерского искусства и нашей истории в целом, есть множество фактов свидетельствующих о первых окрашиваниях волос у разных народов. Грекам, Римлянам и жителям Востока, были свойственны волосы темных оттенков. Однако в литературных произведениях и на рисунках часто фигурируют светловолосые, златокудрые красавицы. Женщины могли изменить цвет волос с помощью парика или специального средства.

В Древней Греции изобрели специальный порошок, в состав которого входила рисовая мука. Большой популярностью пользовалась и хна (натуральный краситель, который добывался из листьев лавсонии). Волосы, после использования хны, становились красивого, насыщенного цвета. Порошок придавал блеск волосам, делал их пышными и густыми.

Подводя итог всего вышесказанного можно сделать вывод, что история парикмахерского искусства началась с появлением первого человека, с его желанием стать красивее. Именно древние люди положили начало всему тому, что мы видим сегодня в салонах красоты и парикмахерских.

Парикмахерское искусство, одно из самых древних на земле. Его история насчитывает несколько тысяч лет. В 3-2-м тысячелетии до нашей эры старались украшать свою внешность прическами. Волосы определенной длины, уложенные особым образом, были отличительным признаком различных условий. По прическам можно было определить были ли служители культа, или землевладельцы, или ремесленники, рабы или свободные граждане, знать или бедный народ.

Прически возникли намного раньше, чем возникла одежда. Еще на наскальных росписях. Тогда были люди, ходившие 5-6 тысячелетий тому назад обнаженными, но со сложными прическами из длинных волос.

Я хотела бы рассмотреть историю развития парикмахерского искусства в нескольких странах.

Древний Египет считается самым древним очагом цивилизации. Им был присущ консерватизм в выборе прически. Самой популярной формой прически была трапеция. Модные и популярные цвета: черный и темно-коричневый. Женщины завивали волосы на металлических стержнях, а в качестве средства для укладки использовали глину. Мужчины носили свободно спадающие волосы, брили бороды и усы, но при этом носили искусственные.

Древняя Греция - греки дали название и истинный смысл правилам и методам выполнения причесок, стрижек, бритья. Греки обладали прекрасным знанием законов и правил гармони и эстетики. Парикмахерским ремеслом занимались рабы. Были популярные волосы длинные, которые завивались при помощи металлического стержня с шариками на концах и с ручками для держания - называется каламис. Очень длинные волосы заплетали и укладывали красивыми пучками или делали узлы. При помощи лент волосы поднимали вверх - греческий узел. Если волосы гладкие и прямые - траур. У мужчин длинные волосы подбирались под декоративную, кожаную ленту. Таким традиционным элементом была густая челка, состоящая из одинаковых серповидных локонов. В V веке до нашей эры мужчины стали носить короткие стрижки. Стриглись с помощью огня и кремния.

Популярные цвета - пепельный и золотистый. Использовались только натуральные красители. В V-VI веке до нашей эры появились парики из крупных кудрявых прядей волос, носили их только мужчины. Греки создавали прически с учетом типа лица, фигуры, возраста, телосложения.

Древним Рим - господствовала долгое время греческая мода.

Но в конце концов римлянами был выработан свой стиль, который превозмог греческие каноны.

Мужские прически представляли собой весь возможный диапазон фасонов. Популярной среди мужчин была короткая стрижка с длинной густой челкой. Бороды и усы не носили.

У женщин были длинные волосы, которые укладывались в объемные пучки. В своих прическах они считали плетения кос и завивку волнами различной плотности.

Кроме того, они выполняли мелкие завивки на волосах. С появлением светловолосых рабынь римлянки научились осветлять волосы, так как эти волосы считались самыми красивыми.

Плиний старший в книге «Естественная история» описал способ окраски волос в рыжий цвет.

Врач Гален в своих трудах описывал хну и басму, как средство окраски волос.

Средние века - одежда и прически строго регламентировались церковью. Волосы закрывались вуалью и другими головными уборами.

Длинные распущенные волосы могли носить только молодые незамужние девушки, а позднее в средневековье - волосы стали заплетать в косы. Самыми красивыми волосами считались длинные, кудрявые, золотистого цвета. Но к концу средневековья, после продолжительных войн, когда европейцы сталкивались с роскошью восточных вельмож - рост городов, рост численности населения, открытие общественных бань, дают почву для новых тенденций в искусстве.

Эпоха возрождения - ренессанс. Это расцвет наук, искусств. Мужчины носят длинные волосы до лопаток, волосы на висках и затылке подстригают вовнутрь. На лоб выпускают ровно подстриженную челку. Привлекательными считаются белокурые волосы. Волосы окрашиваются минеральными и органическими красителями, носят накладные волосы ярко-желтого цвета.

Нарядные прически становятся высокими, пышными, имеют причудливую форму. В моду высокий лоб, поэтому часть волос надолбом женщин сбривали. В европейских были модные волосы - длинные косы, уложенные вокруг головы, которые укладывались украшениями.

Изучая историю парикмахерского мастерства, можно заметить, что некоторые модели причесок повторяются через определенное время, только соответствующее направлению моды.

ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

История парикмахерского искусства уходит корнями в далекое прошлое. Проходят века, меняются эпохи, люди, соответственно, меняются одежда и прически.

У разных народов сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с природными условиями страны и положением человека в обществе.

Прически и стрижки Древней Греции

Считается, что первые профессиональные парикмахеры появились в Древней Греции. Уход за волосами считается своеобразным ритуалом. Рабыни мыли, просушивали, окрашивали, завивали, стригли волосы, при этом каждую операцию с волосами осуществляла уже другая рабыня. Греческие прически стали образцом для подражания для многих следующих поколений. Примером тому может служить классический «греческий узел» - коримбос, который носили и в начале XIX века, и в середине ХХ века.

При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками.

Повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, недлинной бороды и усов. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем.

Прически Древнего Египта

Интересную форму причесок создали в Древнем Египте. Для выполнения такой сложной прически требовались услуги специально обученных рабов.

Египтяне окрашивали волосы хной, украшали прически, декоративными элементами.

Прически эпохи Возрождения или Ренессанс

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалась модной прическа двух основных типов: волосы или гладко зачесывали назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.

У женщин особенно красивым считались золотые волосы. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных вуалями, лентами и т. д. Иногда молодые девушки носили распушенные волосы.

В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы. Испанки носили простую и строгую прическу – бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон . Волосы красиво убирали цветами, обручами, драгоценностями.

В XVII веке Франция становится законодательницей в области мод и причесок. Окончательно складывается стиль барокко . Прически эпохи барокко были всецело подчинены этикету двора и отличались пышностью, огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.

У мужчин прическа состояла из длинных волос, распущенных по плечам. Дворяне отпускали маленькую бородку и небольшие усы у края губ. Позже вошли в моду парики. Пышная прическа состояла из массы длинных завитых в локоны волос, причем модным цветом волос считался белокурый. Этот парик напоминал львиную гриву.

Вообще во Франции прически часто имели ярко выраженную политическую окраску. Так в конце XVII века, во времена Великой французской революции молодежь придумала экстравагантную прическу «жертва», в Англии она получила название «гильотина», так как волосы на затылке были коротко выстрижены или подбриты, напоминая прическу осужденного на казнь.

В XVIII веке появляется стиль рококо – декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.

Мужские прически рококо были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны, а иногда гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек.

Женская прическа тоже была небольшой и состояла из локонов, поднятых вверх, сколотых на затылке и украшали лентами, пучками перьев, цветами, нитками жемчуга. Волосы обычно пудрились.

С приходом к власти Наполеона I появился стиль ампир. Волосы мужчин стригли и завивали в тугие локоны – «a la bitis» лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос, называемые фаворитом.

У женщин прически менялись очень часто. Носили и греческий узел, и прически из различных комбинаций локонов.

Благодаря техническому прогрессу, открытиям в науке много нового появилось в начале ХХ века.

Большое распространение получила короткая стрижка, которая обрела поистине популярность. Также появляются новые химические красители.

С изобретением химической завивки произошел настоящий переворот в парикмахерском искусстве. Благодаря химической завивке можно получать хорошие результаты при обработке волос самых различных свойств и строения.

Сильное влияние на развитие моды оказал изобретенный в конце XIX века братьями Люмьер синематограф. Теперь законодателями моды в прическах стали герои фильмов.

В 30-х годах ХХ века Грета Гарбо ввела моду на прически с мягкими волнами и золотистым отливом.

В 60-е годы благодаря актрисе Бриджит Бардо и фильму «Бабетта идет на войну» появляется прическа «Бабетта».

Марина Влади, сыгравшая в кинофильме «Колдунья» ввела в моду прическу «под колдунью» - прямые светлые волосы.

В конце 80-х – начале 90-х годов модны прически из длинных и коротких волос. Появились стрижки типа «ложное каре» - «шапочка» и типа «бахрома» - «шапочка».

Прически современности

Современная мода предполагает женские прически самых разных направлений: деловые, повседневные, торжественные с декором из брошей, заколок и т. д.

В мужской моде сегодня присутствует полная свобода: от бритого затылка и висков до длинных волос типа «каре» и «хвост». Но преобладает деловой стиль молодого бизнесмена. Особенно популярны стрижки «экспресс», «ралли», спортивные стрижки.

Мода на прически не знает наций – она интернациональна. Стилисты, парикмахеры постоянно придумывают новые формы причесок. Но периодически появляются видоизмененные «старые» прически. Не случайно ведь говорят: «Новое – это хорошо забытое старое». Причем, сказать, какая в данный момент прическа в моде, сказать часто очень трудно.

Прически Древнего Рима

Большое внимание укладке волос и их красоте уделяли в Древнем Риме. Очень многое римляне заимствовали у греков, но со временем выработали и установили собственный стиль. Для ухода за волосами они использовали травяные настои. Завивку делали теми же металлическими стержнями, а также создавали эффект «мокрых» волос, применяя специальные составы клейкой консистенции. Для стрижек использовали бритвы в виде серпов, для украшения причесок - золотую пыль. Кроме того, волосы пропитывали ароматическими маслами.

Рабы, выполнявшие функции косметологов и парикмахеров, именовались косметами.

Прически в странах Востока – Японии и Китае

В странах Востока - Японии и Китае - на голове сооружали прически, основой которых служили подпорки из картона. Для придания объема внутрь такой конструкции вкладывали мягкие валики и подушечки. Фиксаторами служили клейкие смолы и яичные белки.

Прически в Средние века

В Средние века мода и косметика признавались явлениями, идущими «от дьявола», а любое стремление к красоте и роскоши считалось греховным.

Женщины носили на волосах всевозможные накидки, а из предметов, необходимых для содержания волос в порядке, им нужна была только расческа.

Эпоха барокко (в переводе с итальянского barocco - «причудливый, странный»), длившаяся с конца XVI до начала XVIII века, - время, когда особую популярность приобрели парики.

В XVII веке был изобретен парик-аллонж. Очень пышный и объемный, он изготавливался из длинных завитых фальшивых волос руками опытнейших мастеров, называемых «постижеры».

Специалисты, работавшие при королевском дворе во Франции, создавали настоящие шедевры, придумывали разные виды причесок, - которые должны были подчеркивать благородное происхождение, принадлежность к определенному титулу. На головы не только насаживали множество шиньонов, но и водружали корзины с плодами, макеты кораблей и другие сооружения.

В XVIII веке в Париже работала школа куаферов (парикмахеров), где будущие мастера учились делать многоярусные прически, невероятно объемные и высокие. Они создавались на определенной основе: деревянных и даже железных прутьях, деревянных и картонных каркасах, которые закрывались волосами. Сложные и сверхобъемные прически и укладки вышли из моды после демократизации общества, как и ношение париков, ставшее запрещенным и наказуемым сразу после Великой французской революции 1789 года.

Во Франции второй половины XIX века все девушки и женщины из высшего общества зачастую окрашивали свои волосы в один и тот же цвет, который считался самым красивым и, безусловно, самым модным, - блондин.

Дело в том, что именно тогда был открыт новый для того времени способ осветления волос с помощью перекиси водорода . Вычурных причесок практически не стало.

После того как во Франции была объявлена свобода выбора профессий, парикмахерским ремеслом стали овладевать преимущественно женщины.

На территории России мужчины всегда предпочитали носить длинные бороды и распущенные волосы. Женщины заплетали их в косы. Расчесывались гребнями, изготовленными из рогов, кости, дерева или металла.

Под влиянием европейских стран русские перешли на полудлинные волосы, мужчины начали бриться. По мере того как в нашей стране распространялось христианство, бороды вновь становились актуальными. Стрижка «под горшок» была очень распространена во все времена. Ее носили как мальчики, так и мужчины.

В XIII веке приобрели популярность стрижки на восточный манер. Они делались в подражание татарам, долгое время хозяйствовавшим на территории Руси.

В XVII веке вышел царский указ, запрещавший подражать иноземцам, брить бороды и стричь волосы. Парикмахерские услуги в России предлагали в основном бродячие цирюльники, которые не только стригли и брили, но и брались вырывать зубы, ставить пиявки, а также лечить раны. У состоятельных людей были крепостные, обученные парикмахерскому делу.

«Многоэтажные» прически вошли в моду при Петре I, поскольку именно в период его правления в страну активно приглашались западные мастера, обладающие умением укладывать локоны в красивые прически и украшать их ювелирными изделиями. Но такая мода оказалась не по душе русским красавицам, не любившим вычурности и пышности, поэтому прически вскоре изменились и стали более скромными. Состоятельные люди носили парики, а крестьяне продолжали стричься «под горшок».

В XVIII веке в России появились журналы мод («Магазин Английских, Французских и Немецких Мод» и другие), в которых представлялись не только новые модели одежды, но и прически.

В 1880 году появилась электрическая машинка для стрижки волос, которая в передовых европейских странах быстро вытеснила ручную. В 1884 году француз Марсель изобрел щипцы для завивки, дошедшие до нашего времени практически в неизмененном виде.

В начале XX века, в 1904 году, Карл Нестлер изобрел термическую завивку, которая держалась на волосах около 6 месяцев. Но такая процедура была затратной и отнимала много времени, поскольку приходилось накручивать каждый локон на бигуди по отдельности и нагревать специальным прибором, который по своему внешнему виду напоминал средневековое орудие пыток.

А в 1909 году в употребление вошел аппарат для завивки, работавший от электричества. Прибор весил около 900 г и представлял собой ящик, который подвешивался к потолку. На подвижных проводах сверху спускались нагреватели. Во избежание ожогов головы использовались войлочные кольца.

В XIX веке появились корпорации парикмахеров, которые создавались владельцами специализированных салонов и в которых обсуждались профессиональные вопросы. В них могли входить как мужские, так и дамские парикмахеры.

Холодная химическая завивка (которая широко используется в настоящее время), проводимая при комнатной температуре, появилась в прошлом веке, в 1940 году, благодаря трудам Эверетт МакДоноу. Сегодня увеличилось лишь количество вариантов и методов: появились новые виды растворов и бигуди различной формы, но технология осталась прежней.

В начале XX века еще не существовали специальные школы, обучавшие парикмахерскому искусству. Мастера набирали учеников, чтобы те работали вместе с ними, однако передавать им накопленный за несколько лет опыт и делиться профессиональными хитростями не спешили. В 30-е годы в России появилась целая сеть парикмахерских с квалифицированным обслуживающим персоналом.

В основном это были женщины, обладавшие высоким уровнем мастерства. Они делали сложные стрижки и завивки, которые держались 6 месяцев. Короткие волосы завивали горизонтальным способом, а длинные - вертикальным. В основном их окрашивали металлическими красками. Существовавшие в то время электрические аппараты оставались довольно примитивными.

Примерно с 1936 года начали открываться салоны. Парикмахеры использовали машинки для стрижки и специальные аппараты для паровой и электрозавивки. К 40-м годам термическую завивку мог сделать каждый мастер. В 30-е годы в США был изобретен химический метод завивки, который стал внедряться в нашей стране после Великой Отечественной войны. В то же время большую популярность приобрела завивка на бигуди, постепенно вытеснившая термоукладку и все, что проводилось с помощью электрических приборов. С появлением новых красителей расширился ассортимент цветов и оттенков, используемых для окрашивания волос. Специалисты проводили процедуры, объединяя и стрижку, и завивку, а для достижения наилучшего результата использовали бигуди и фен.

В 70-х годах химическая завивка стала очень востребованной, и большинство причесок делались на ее основе. В моду вошли косички и накладные локоны.

Сегодня каждый выбирает то, что ему нравится, то, что соответствует его миропониманию и самоощущению. Очень многим нравятся завитки и локоны. Существует несколько видов кудряшек, так что у вас есть возможность выбрать ангельские локоны, спиральки, крупные или мелкие завитки, волны и т. д.

Главное - правильно подобрать способ достижения желаемого результата: завивка, перманент или стайлинг.

Стрижка, моделирование, прическа – Санкт-Петербург, 1997 г.

Булгакова И. Большая книга домашнего парикмахера – Ростов-на-Дону, 2007 г.

Сорокина широкого профиля. Высшая школа. – М. 2008г.