Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровых технологий. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста с использованием личностно-ориентированной, и

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 11 г. Киренска

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению »

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тема: «Веселые матрешки»

Воспитатель:

Сентябрь, 2016

Дата: 21.09.2016 г., воспитатель – .

Тема: «Веселые матрешки».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Цель: познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой; развивать музыкальные и творческие способности детей; формировать грамматически правильную речь, развивать эстетический вкус.

Способствовать формированию у детей представления о русской народной игрушке (матрешке). Обогащать словарь и активизацию в речи детей слов: матрёшка, деревянная кукла, круглолицая, расписная, румяная, русская народная игрушка, шёлковый платочек, сарафан, загадочная и др. Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться; побуждать к радостным ощущениям от активных совместных действий. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей, воображения, речи, внимания, мелкой моторики рук. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности. Воспитывать художественный вкус, аккуратность при терпение при .

Предварительная работа:

Стихи и загадки про матрёшку;

Рассматривание узоров на одежде матрёшек;

Танец «Мы матрёшки»;

Дидактическая игра «Определи по величине матрёшек».

Материал и оборудование: Силуэты матрешек, матрешки для демонстрации, клей, кисти, клеёнки, сухие и салфетки для каждого ребенка. Музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Приветствие: «Я дарю тебе улыбку» Дети стоят полукругом.

Давайте все вместе произнесем волшебные слова:

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка, медная задвижка,

Раз, два, три, сундучок отопри.

(Воспитатель открывает сундучок).

Что же здесь лежит? Воспитатель загадывает загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

Разрумянилась немножко

Это русская... Дети: Матрешка.

Воспитатель достаёт матрёшку и ведёт разговор от имени игрушки.

Здравствуйте! Это я кукла матрешка – русская народная игрушка. Присаживайтесь на стульчики. Мы поближе с вами познакомимся.

(Дети садятся на стульчики. Мини-сообщение «Знакомство с матрешкой» с использованием кукольного театра)

Приехала я к вам в Россию из другой страны Японии. А вы знаете, ребятки, из чего я сделана? Очень понравилась русским мастерам. Они переодели меня в русский сарафан с фартучком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали глазки, на щечках румянец. И назвали меня старинным русским именем – Матрешей".

Воспитатель: Давайте ребята скажем красивые слова (комплименты) для матрешки. Дети встают в кружок. Передают матрешку друг другу и говорят комплименты: красивая, нарядная, круглолицая, расписная, веселая, розовощекая, пухленькая, деревянная, красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная. (Если у кого-то из детей возникли трудности с выбором слова, другие ребята приходят на помощь).

Что-то ты Матрёшка тяжелая, может быть, у неё внутри что-нибудь есть? (воспитатель трясёт матрёшку). Я кукла не простая, а с секретом. Во мне живут мои дочки. Матрёшка символ семьи. И как в любой семье мы живём вместе, любим и заботятся друг о дружке, и если испугаемся, то прячутся друг в дружке.

Воспитатель: А сколько их там может быть? Покажите на пальчиках (3, 5) Присаживайтесь на стульчики посмотрим сколько их.

Давайте попросим её вместе «Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!» (воспитатель открывает большую матрёшку и достаёт ещё матрешек - дети любуются, матрёшек выставляют в ряд). Воспитатель: Ребята, сколько матрёшек стало? (много). А сколько было сначала? (одна). Покажите цифру 3 на мольберте. - Посмотрите, целая семья матрёшек, вот как много куколок спряталось в одной матрёшке. Давайте посмотрим, во что одеты матрешки.

Что у них на голове? (платочек)

Что у них на туловище? (сарафан)

Чем украшен сарафан? (цветами)

Посмотрите, дети, все матрёшки разного роста.

Эта матрёшка какая?

Большая!

Это матрешка какая?

Маленькая! Средняя!

Подвижная игра «Большая матрёшка и маленькая матрёшка» Воспитатель показывает большую матрешку - ребята поднимают вверх руки, показывает маленькую - дети приседают. Повторяют 3-4 раза.

Посмотрите, а я ещё матрешек нашла, но они почему-то грустные? А давайте для них станцуем. (Девочкам надеваем платки, мальчикам кепки).

Матрёшки стали весёлые им понравился ваш танец. Я предлагаю украсить фартучки у матрешек. Приглашаю вас в мастерскую.

Только прежде чем приступить к работе, нам нужно пальчики размять" Пальчиковая игра: «Матрёшка»


Дети садятся за стол с приготовленными заранее шаблонами силуэтов матрешек.

Покажитесь (поднимите вверх) желтые (оранжевые, синие и тд.) матрёшки.

Воспитатель показывает на образце, как надо выполнять аппликацию на сарафанах матрешек. На начальных этапах обучения воспитатель может помочь детям обмакнуть кисточку в клей, помочь наклеить горошек. Ребята под музыку украшают матрешек.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного похожего. Все матрешки получились неповторимые! Посмотрите, вот они

И румяны и пышны.

В сарафанах пестрых
Наши русские матрешки.

Воспитатель: Ребята, кто приходил к нам в гости? Вам понравилось играть с матрешками? А украшать матрешек вам понравилось? Молодцы, дети! Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.

Екатерина Иванова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием игровых технологий по теме: «Путешествие»

Тема «Путешествие »

Возрастная группа :4-5 лет

Цель : обогащать сенсорный опыт детей через игровую деятельность .

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Задачи :

1) Учить подбирать антонимы к словам; активизировать использование предлогов для обозначения местоположения предметов в пространстве и относительно себя («Речевое развитие» ).

2)Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры; совершенствовать навыки счета в пределах 5; продолжать формировать представление о порядковом значении числа («Познавательное развитие» ).

3) Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей, желания помогать другим (Социально-коммуникативное развитие»).

4) Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать целостное изображение предмета из отдельных частей. (Художественно-эстетическое развитие»).

Методы и приемы :

Практические (д/игры «Подбери по форме» , «Узнай по запаху» , аппликация, подвижная игра «Самолет» , физминутка, словесные игры)

Наглядные (рассматривание различных иллюстраций)

Словесные (вопрос-ответ)

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная игровые упражнения , физминутки,

Игровая Дидактические игры «Подбери по форме» , "Узнай по запаху", подвижные игры «Самолет» .

Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций.

Коммуникативная Беседы, словесные игры, вопросы

Изобразительная Аппликация .

Предварительная работа : дидактические игры «Подбери по цвету» , «Подбери по форме» , «Скажи наоборот» , подв. игра «Самолеты» .

Материалы и оборудование :

Конверт с письмом, карта, мяч, пять ключей разного цвета и размера,

Книга, цифры от 1 до 5; карточки с изображением геометрических фигур; предметные карточки;

Елка, синие и белые елочные шары;

Магнитная доска,

Сундук, шоколадные монеты.

Фигуры для аппликации, клей, кисти, листы бумаги.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель :

Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Здороваются с воспитателями) .

Посмотрите, что случилось с нашей группой? Она превратилась в волшебные острова. (Открываем конверт, находим в нём карту, рассматриваем.)

Посмотрите, здесь ещё что-то есть (достаю из конверта письмо) .

Воспитатель читает письмо. Карта указывает, где находится клад. Но чтобы добраться до клада , вам нужно отправиться в путешествие по этим островам . На каждом из них вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные , ловкие, те, кто умеют слушать и думать. На каждом острове за выполненное задание-испытание вы сможете получить ключи-помощники, только тогда вы сможете отыскать клад.

(Обращаемся к карте )

Итак, первый остров - остров “Наоборот”.

А на чём же мы туда доберемся?

А давайте превратимся в маленькие самолеты? (п/и «Самолеты» )

На этом острове всё наоборот : рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется “Наоборот” (с мячом) :

Низкий - высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный.

Воспитатель : Молодцы, справились с заданием! И мы получаем ключ!

Ребята, какой это ключ по счету, по цвету?)

Остров “Геометрических фигур”

Лежат книги. Вверху одной - квадрат, на другой – треугольник, на третьей – круг, а на четвертой - прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.

Воспитатель :

Ветер растрепал книги, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все выпали из своих страниц. Может быть, мы поможем и разберем страницы по своим местам.

Молодцы, справились и получаем еще один ключ!

Какой он по счету, а по цвету?

Полетели на следующий остров «Математических загадок» ? (игра «Самолеты» )

Смотрите, ребята, цифры уже готовятся к Новому году. Елочку поставили, а украсить ее забыли. Давайте им поможем.

На верхние веточки развесьте синие шары.

Сколько ты развесил шаров? (4) Обозначь цифрой.

А теперь, под шариками нужно развесить белые шары.

Сколько развесили белых шаров? (3) Обозначь цифрой.

Чего больше синих или белых шаров?

На сколько синих шаров больше, чем белых шаров? (На 1 (больше)

Что нужно сделать, что бы стало поровну. (Добавить белые шары)

Сколько добавить белых шаров? (Нужно добавить 1 шар)

По сколько стало синих и белых шаров? (Поровну)

А еще как можно сказать по сколько? (Синих и белых шаров по 4)

Вот и этот ключ - помощник наш. (Снимаю ключ, дети называют его порядковый номер 3 и цвет) .

Физминутка :

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше -

И легко-легко подышим. (пауза)

Раз - подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать.

Продолжаем наше путешествие .

Следующий остров «Угадай-ка»

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон, банан)

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

А определить продукты на вкус нам помогает? Правильно язычок.

А мы с вами заработали еще один ключ! Молодцы! (Уточняем цвет и порядковый номер)

А нас ждет последний остров «Мастеров» .

На столе разные геометрические фигуры, клей, кисти и листы бумаги.

Ребята, раз это остров «Мастеров» , значит и нам надо сделать что-то из этих фигур.

Что можно сделать из квадрата и треугольника? (Домики)

Давайте с вами наклеим наши домики (дети делают аппликацию) .

Воспитатель. Вот мы и добрались до клада . Каким же ключом надо открывать?

Чтобы сундук открылся нужно развесить ключи в порядке убывания.

(Большой, меньше, поменьше, самый маленький)

Сундук открывается. Сначала вынимается письмо. Зачитывается : “Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания. Всё что вы сегодня выполняли в путешествии – это и есть клад” .

В сундуке шоколадные монеты в золотистой обертке.

А теперь нам пора возвращаться в группу (игра «Самолеты» )

Вот мы и вернулись домой. Чем мы с вами сегодня занимались? Понравилось вам путешествие ? Хоть мы уже и не маленькие самолетики, но мы останемся дружными ребятами.

Молодцы. Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами в поисках клада.

Публикации по теме:

«В осеннем лесу». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи (с применением игровых технологий) Тема:"В осеннем лесу".Задачи в образовательных областях:"Коммуникация":учить внимательно слушать воспитателя,отгадывать простые загадки;расширять.

Конспект НОД по ФЭМП с использованием игровых технологий для детей подготовительной группы «Путешествие в страну сказок» Тема: «Путешествие в страну сказок» Возрастная группа: Подготовительная группа Форма организации: групповая Цель: Формировать стремление.

Конспект образовательной деятельности с использованием игровых ситуаций для детей младшей группы «Путешествие в сказку» Конспект образовательной деятельности в форме игровых ситуаций по познавательному развитию для детей младшей группы «Путешествие в сказку».

Конспект образовательной деятельности с использованием игровых ситуаций «Путешествие в город юных пешеходов» Конспект образовательной деятельности с использованием игровых ситуаций по социально – коммуникативному развитию в старшей группе «Путешествие.

Конспект образовательной деятельности с использованием игровых ситуаций «Самолет в небе» Конспект образовательной деятельности в форме игровой ситуации по художественно – эстетическому развитию в средней группе «Самолет в небе».

Конспект учебной деятельности с детьми подготовительной группы «Зимующие птицы» с использованием социо-игровых технологий. НОД с детьми подготовительной группы по теме «Зимующие птицы» с использованием социо-игровых технологий. Задачи: - Закрепить представления.

Интеграция образовательных областей: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 3.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ЭОР в средней группе «Как ребята котят считали» Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативная, -познавательная, -речевая, -художественно-эстетическая, -физическое.

Интеграция образовательных областей: («Познавательное развитие», («Социально-коммуникативное развитие», («Художественно-эстетическое развитие»).

План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Цели:

Упражнять в счете от 1 до 10. Формировать умение соотносить количество с числом. Учить сравнивать предметы по величине, размеру, цвету. Развивать речь, логическое мышление, воображение, внимание.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); выделить их свойства (форма, цвет, размер).

Закрепить знание количественного счета до 10, умение распознавать цифры до 10 и соотносить их с количеством предметов.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение друг к другу.

Развивающие:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Методические приёмы :

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Ход занятия:

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично!

А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте немного поиграем (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5!

Начинаем счет назад: 5 4 3 2 1 -

Дружно мы в кругу стоим!

1,2,3,4,5- мы сейчас играть начнем

5,4,3,2,1-на ковре мы посидим!

Молодцы! (Звучит релаксационная музыка).

Ой, Ребята, а что это за конвертик? Да правильно это письмо. Письмо адресовано детям детского сада «Солнышко». Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.

«Дорогие ребята, в нашем королевстве математики случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».

Ребята, мы поможем жителям королевства математики?

Тогда отправляемся в путь!

А на чем же мы туда отправимся? Может в конверте есть подсказка?

Да ребята здесь загадка:

На полу он тихонько лежит. И тепло моих ног сторожит. Но отправиться может в полёт. Разноцветный…. (ковёр - самолёт)

А вот же он ковер - самолет.

(Воспитатель показывает «ковер - самолет» )

Воспитатель: Ой, ребята, беда какая его прогрызли мыши. Совсем старенький он. Надо срочно починить «ковер - самолет». А как мы сможем его починить? Смотрите, здесь есть, какие - то заплатки.

Задание 1: (Дети по очереди накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра .)

Воспитатель: Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта коврика?

Дети: «Заплатки» - формы квадрата, прямоугольника, треугольника, круга.

(Дети называют большие и маленькие формы фигур ).

Воспитатель: Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, всех прошу занять места нам пора отправляться в путь.

(Воспитатель и дети становятся друг за другом и имитируют движение полета ).

Наш ковёр летит и мчится,

Трудностей мы не боимся.

В сказочный мир попадём,

Злодея победим,

Королевство математики освободим!

Дети: Следы.

Это – наверное, помощь для нас от королевы математики, она показывает нам дорогу.

Сразу за указателем начинается королевство Математики, нам нужно быть осторожнее, что - бы не попасть в беду.

Задание 2:

Воспитатель: Ребята, следы нас привели к речке. Какая она?

Воспитатель: Ребята, а как мы речку перейдем? Как мы переправимся на тот берег?

Ответы детей.

Правильно чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост?

Дети: Из досок, бревен.

Воспитатель: На берегу лежит строительный материал разного размера для постройки моста. Каждый выберите материал нужного размера и построите мост? (Дети выполняют задание )

Воспитатель: ребята, какую дощечку вы выбрали? Узкую или широкую? Почему?

Воспитатель: А как узнать какая дощечка длинная, а какая короткая?

После того как постройка моста будет завершена, дети «перебираются» через речку.

Молодцы с заданием справились, через речку переправились. Идем дальше по следам.

Ребята смотрите, мы добрались до города

А как вы думайте, кто же здесь живет?

Правильно здесь живут числа.

Задание 3:

Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку - от меньшего к большему.

Посчитайте числа по порядку, так, как вы их расставили.

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

какое число вы поставили между числами 1 и 3

какое число вы поставили между числами 4 и 6;

Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;

Назови число, которое больше числа 3 на 1.

Назови число, которое больше числа 5 на 1.

Смотрите ребята, у нас получился целый городок. А где же жители этого городка?

Они, наверное, испугались злого волшебника и разбежались. Вот же они. А как же нам узнать, в каком домике жил каждый из них?

Число означает количество жителей. Потерявшихся жителей нужно вернуть в свои домики.

Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду, и жители вернулись в свои дома.

Смотрите, ребята, куда мы попали? Это какая–то шариковая поляна. Давайте сядем и отдохнем.

Ребята, возьмите каждый по шарику, рассмотрите их внимательно, ведь это не просто шарики, а шарики с очередным испытанием для вас.

Задание 4:

На каждом шарике число. Я читаю загадку, дети решают и поднимают число, обозначающее ответ.

1-я загадка.

Сколько бубликов в мешок

Положил ты петушок?

Два. Один дедушке дадим

И останется (Ответ: один )

2-я загадка.

На пасеке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка.

Один в бочонок еле влез.

А сколько убежали в лес? (Ответ: два )

3-я загадка.

Четыре зайца шли из школы,

Но вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успели? (Ответ: два )

4-я загадка.

Две розы Маша сорвала,

В подарок маме принесла.

Сорви еще одну и подари

Ты мамочке не две, а (Ответ: три )

5-я загадка.

Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали-

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (Ответ: четыре )

6-я загадка.

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал:

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5)

Смотрите, ребята, следы привели нас к ковру самолету. Как думаете, что это значит?

Да вы молодцы, прошли все испытания и нам пора возвращаться обратно.

Летим назад.

Наш ковер летит и мчится,

Трудностей мы не боимся.

В детски сад мы попадем,

И немного отдохнем!

Прилетели. Садитесь скорее на ковер, и отдохнем немного.

Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?

Смотрите, какой-то сундучок, а что же там?

В сундучке записка: Я очень благодарна вам за помощь, рада была с вами познакомиться. Королева математики.

А еще здесь для вас маленькие подарочки.

Наше сказочное путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться к своим друзьям по группе. К ним мы поедем. Угадайте на чем:

Черный дом по рельсам мчится,

Только пар над ним клубится.

Правильно, паровоз. Я буду паровозом, а вы мои вагончики.

Дети строятся в линейку, держась друг за друга.

Изображая паровоз, мы уезжаем.


Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности - в игре.

Что такое игровые технологии в детском саду

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Макаренко А. С., советский педагог и писатель

Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе.

Игровая педагогическая технология предусматривает отбор, разработку и подготовку игр, включение в них воспитанников ДОУ, контроль хода игры, подведение итогов

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:

  • делает ребёнка более активным;
  • повышает познавательный интерес;
  • развивает память, мышление и внимание;
  • способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:

  • развивает логическое и критическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • поощряет проявление инициативы;
  • способствует физическому развитию.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Цели и задачи игровых технологий

Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся. Общие же задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:

  • Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
  • Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
  • Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
  • Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

В игре дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и осваивают новые социальные роли

Для воспитанников младших групп (2–4 года) основная задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний детьми: именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.

В средней группе (4–5 лет) игровая деятельность усложняется, появляются игры с правилами, сюжетом и распределением ролей. Воспитатель всё больше направляет поисковый запрос детей к внешним источникам информации: вместо того, чтобы дать готовый ответ на вопрос, предлагает ребятам сыграть в увлекательную игру и найти ответ самим. Например, по ходу прогулки ребёнок задаёт вопрос о том, откуда берётся уличная грязь. Воспитатель советует вылить в песочницу немного воды и что-нибудь слепить. На этом примере дошкольнику объясняется, что грязь образуется от смешения песка/земли с водой. В этом состоит основная важность игр с воспитанниками средней группы: организовать их обучение, играя.

В старшей и подготовительной группах (5–7 лет) сюжетно-ролевая игра заметно усложняется. Посредством всем известных игр, как «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», можно реализовывать задачи по освоению детьми элементов культуры труда и быта взрослых, воспитывать чувство взаимопонимания и уважения к чужому труду, обучать разделению обязанностей.

Ролевая игра помогает детям осознать социальную важность многих профессий и занятий

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А., советский педагог, писатель, публицист

По целевым ориентациям выделяют следующие виды игр:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование и применение знаний, умений и навыков на практике.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности, развитие навыков командной работы.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, придумывать оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, контроль стресса и саморегуляция, обучение общению.

Приёмы игровых технологий

Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3 основных группы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Суть первых в том, что все игровые действия воспитатель должен объяснить и описать детям максимально понятно, ярко и красочно. Педагог проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений и непонятных слов. При знакомстве детей с играми воспитатель может использовать загадки или короткие истории, вводящие в сюжет игры.

Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками. Дети буквально живут в мире ярких картинок, образов, интересных предметов. Для иллюстрации рассказа об играх (а также для демонстрации самого процесса игры) воспитатель может использовать разные средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки, карточки, на которых красиво записаны правила и т. д.

При выполнении нового игрового задания педагог всегда объясняет и показывает на своём примере, как и что нужно делать

Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках, аппликациях и рисунках. Кроме того, по итогам игры воспитанники могут сами создавать лэпбук с основной информацией, о правилах игры и о том, чему они научились играя. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек, мастерить макеты знакомого окружения.

Виды игровых технологий в ДОУ

Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);
  • группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп);
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп);
  • группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).

Существуют разные классификации игр, которые воспитатель может использовать в работе с детьми.

Таблица: классификация игр по характеру педагогического процесса

Виды игр Примеры игр
Направленные на обучение и тренировку, а также обобщение изученного
  • «Цветик-семицветик». Можно использовать на занятии по английскому языку: берётся цветок со съёмными лепестками, детям нужно по очереди называть цвет каждого на английском. Если кто-то ошибается, начинают с начала.
  • На занятии по измерению длины для закрепления дети могут пытаться помочь игровому персонажу - мышонку, которому нужно выбрать самый короткий путь до норки, чтобы спастись от кота. Ребятам даётся условная мерка, а также рисунок, где изображены 3 маршрута до норки, которые нужно измерить и сравнить.
Направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, а также воспитывающие его Игры с использованием счётных палочек Кьюизенера, логических блоков Дьенеша, квадрата Воскобовича.
Развивающие творческие способности ребёнка, а также обучающие его работе по образцу
  • «На что похожа клякса». Детям нужно придумывать предметные ассоциации к кляксам на листе бумаги. Выигрывает тот ребёнок, который увидит больше предметов.
  • «Нарисуй по описанию». Воспитатель зачитывает описание предмета (композиции, пейзажа), а дети должны это быстро изобразить.
  • «Дорисуй вторую половину». У детей есть раздаточный материал, на котором у каждого предмета нарисована только его половина, а дошкольникам нужно закончить рисунок.
Развивающие коммуникативные способности «Поводырь для слепого». Дети делятся на пары, в которых один ребёнок закрывает глаза, а второй водит его за руку по комнате, помогает обследовать разные предметы, рассказывает о маршруте их передвижения. Затем дети меняются ролями. Игра помогает установить контакт, создать атмосферу доверия в группе.
Диагностические игры Игры можно использовать для диагностики не только знаний и умений, но и различных реакций и психических функций. Например, музыкальные и подвижные игры («Море волнуется раз») помогают отследить уровень двигательной координации и развития внимания у воспитанников.

По виду деятельности принято делить игры на:

  • физические (двигательные);
  • умственные (интеллектуальные);
  • психологические.

Современные подходы к воспитанию и обучению всё больше насыщают игровыми технологиями различные виды деятельности, и именно в ДОУ закладывается умение и желание ребёнка играть. Для взрослеющего индивида в его всё более усложняющейся деятельности элементы игры не вытесняются, а лишь обрастают новыми правилами, условиями, компонентами и способствуют формированию умения решать всё более сложные задачи. Таким образом, обучение в игре, закладываемое с дошкольной скамьи, в современных подходах актуально на протяжении всей жизни человека.

Немаловажно использование игровых компьютерных технологий в обучающих целях. Мир не стоит на месте, и сегодня использование информационно-технологических инноваций в образовательных учреждениях обретает всё большую популярность (хотя многое здесь зависит от финансовых возможностей организации). Разработано немало компьютерных игр и онлайн-сервисов по обучению детей навыкам письма, счёта, решению логических задач и многому другому. Например, обучающий сервис «По складам» предоставляет множество бесплатных заданий для дошкольников.

Пример упражнения на развитие техники речи и логики: ребёнку нужно определить, какое изображение больше подходит к предложенному слову

Видео: коммуникативная игра «Море волнуется раз» с подробным описанием

https://youtube.com/watch?v=3Xgn2RkK9fU Video can’t be loaded: Утренний эфир / Игра «Море волнуется раз» (https://youtube.com/watch?v=3Xgn2RkK9fU)

Ещё один вид игровой технологии, который нельзя не упомянуть, - это проблемно-игровая. Ребёнок от природы любопытен, ему интересно экспериментировать, находить ответы на свои вопросы. Наиболее эффективен данный вид технологий для детей старшей и подготовительной групп, но для младших дошкольников такие игры также доступны. Суть в том, чтобы перед ребёнком была поставлена задача, решить которую он сможет, пройдя игру, и тем самым удовлетворив свой познавательный интерес. Дошкольнику должна быть предоставлена свобода в способах решения проблемы, однако у воспитателя должен быть заготовлен набор небольших подсказок, которые помогут юному исследователю встать на правильный путь.

Игрушка «Домик» помогает младшим дошкольникам развивать мелкую моторику, навыки счёта, логическое мышление

Для старших дошкольников в рамках этой технологии можно предложить игру «Детская поликлиника». Её главная цель состоит в том, чтобы показать детям, как важна профессия врача.

Примеры проблемных ситуаций:

  1. Ребёнок уезжал к бабушке в деревню на месяц. Чтобы пойти в детский сад, ему нужна справка.
    • Для поступления в садик нужна справка о состоянии здоровья. Где её можно получить? (В больнице).
    • Эта больница для взрослых или для детей? (Для детей).
    • Такая больница называется «детская поликлиника». В ней работает один врач или много? (Много).
    • А какой врач может дать справку? (Педиатр).
    • Больница находится далеко? (Да).
    • Как нам до неё добраться? (На автобусе).
    • На каком номере маршрута поедем или на любом номере? (На конкретном).
  2. Посадка в автобус. Много ожидающих на остановке. (Организация очереди на посадку).
  3. Проверка билетов. В автобусе один пассажир не заплатил за билет. (Выяснение отношений, разъяснительная работа, выписка штрафа).
  4. Приехали на остановку «Детская поликлиника». Перед ней большая проезжая часть. Как правильно перейти дорогу? Как обходим автобус? (На разрешающий цвет светофора. Автобус обходим сзади).
  5. В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта).
  6. Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечение его чтением стихотворений).
  7. Педиатр не может поставить правильный диагноз. (Прохождение осмотра всех врачей-специалистов, сдача анализов, выдача справки в садик).

Использование игровых технологий в ДОУ, методы работы

Игровые технологии обладают одной важной особенностью: их можно использовать в любой деятельности обучающихся, будь то НОД, режимные моменты, досуг, бытовое самообслуживание и др. Игра - незаменимый элемент любого занятия в ДОУ независимо от того, проводит ли его воспитатель или узкий специалист. Общим здесь будет то, что для эффективного овладения методами работы с игровыми технологиями педагог должен быть не только профессионалом в своём деле, но и обладать такими личностными качествами, как дружелюбие, умение расположить к себе детей, создать атмосферу доверия в группе. Ведь в игре дети должны раскрываться, получать мотивационный толчок к исследованию нового, совершенствовать свои знания и умения и делать это добровольно, без чувства, что игру им навязывают. Рассмотрим возможности применения игровых технологий на разных видах занятий.

Игровые технологии в работе психолога

Дошкольный возраст - чрезвычайно важное время для формирования детской личности, и участие психолога в воспитательно-образовательном процессе необходимо для соответствия учебному процессу условиям ФГОС ДО. Основной же задачей педагога-психолога в ДОУ является развитие личности ребёнка. В работе этого специалиста игра выполняет следующие функции:

  • коммуникативную, освоение ребёнком умения общаться;
  • игротерапевтическую, помогает преодолевать трудности;
  • диагностическую, помогает выявить отклонения от нормального поведения, а также способствует процессу самопознания ребёнка в процессе игры;
  • социальную, помогает ребёнку усвоить общественные нормы и включиться в систему социального взаимодействия;
  • коррекционную, что выражается в положительных изменениях личностных показателей (доброта, отзывчивость, честность и др.).

Игры с песком помогают дошкольникам преодолеть свои страхи, расслабиться и стать увереннее в себе

Тактика работы психолога с воспитанником ДОУ должны выстраиваться так, чтобы ребёнок в игре мог воспроизвести те действия и ситуации, которые являются объектом его волнения (например, проблемы в семье). В статье Шведовской А. А. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании можно познакомиться с интересным исследованием, которое будет полезно педагогам-психологам в ДОУ для практического применения. Также интересную картотеку игр составила педагог-психолог из Санкт-Петербурга Суханова М. А.

Игровые технологии в работе логопеда

Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т. п.

Ягольник А. А. Игровые технологии в работе логопеда

https://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/ighrovyie_tiekhnologhii_v_rabotie_loghopieda

Видео: игровые приёмы в работе логопеда

https://youtube.com/watch?v=R_O3aJ2pbDw Video can’t be loaded: Игровые приемы в работе логопеда. (https://youtube.com/watch?v=R_O3aJ2pbDw)

Игровые технологии в работе дефектолога

На занятиях педагога-дефектолога игра также является неотъемлемой частью обучающей деятельности. Она помогает провести диагностику нарушений детей: значительные выводы о здоровье ребёнка можно сделать, наблюдая за его поведением в игре, отношением к игрушкам и другим детям. Для интеллектуального развития ребёнка крайне важны умения следовать правилам, использовать различные игрушки по назначению (и придумывать для них новые возможности), в старшем дошкольном возрасте - умение играть заданную роль и выстраивать сюжет игры. Желательно, чтобы в кабинете дефектолога были возможности для использования элементов Монтессори-педагогики: игры на развитие сенсорного восприятия свойств предметов (цвет, форма, размер и т. п.), игры на развитие зрительного и слухового анализаторов, игры, имитирующие исполнение трудовых функций, конструирующие игры с сюжетом и др.

Персонажи сказки «Колобок» могут быть собраны из конструктора в процессе изучения темы домашних и диких животных

Видео: игровые приёмы в работе с «неговорящими» детьми

https://youtube.com/watch?v=OROmbj6Qwjw Video can’t be loaded: Игровые приемы в работе с «неговорящими» детьми (https://youtube.com/watch?v=OROmbj6Qwjw)

Игровые технологии по экологии в детском саду

Экологическое образование в работе с дошкольниками стало крайне важным после появления постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации». Особенно интересны здесь ролевые игры, формирующие у старших дошкольников понимание социальной важности заботы об экологии. Например, игра «Строим город», по итогам которой дошкольники приходят к пониманию, что любое строительство возможно только при соблюдении экологических норм.

Игровой набор позволяет детям формировать городскую среду, продумывать расположение объектов, а также придумывать приключения для жителей городка

Для старших дошкольников интересны игры-викторины, позволяющие продемонстрировать знания об экологии, в которых элемент соревновательности является мотивационным стимулом для проявления активности. Больше значение также имеют дидактические игры «Кто где живёт» и «У кого какой дом» (об экосистемах и средах обитания), «Что сначала, что потом» (о стадиях развития живых организмов), «Что не так на картинке» (о правилах поведения на природе).

В моей практике интересные результаты показала игра «Помоги малышу вернуться домой». Цель игры: развить знания детей о местах обитания различных животных. Игровое условие: животное попало в чужую для него среду обитания. Дети должны выбрать карточки с теми существами, для которых эта среда родная, чтобы они помогли малышу. Выбирать одни и те же карточки несколько раз нельзя. Например, щенок оказался в реке. Для кого эта среда обитания родная? Дети выбирают картинки с разными видами пресноводных рыб (щука, ёрш, карась). Игра была предложена подготовительной группе детей. Любопытным наблюдением было то, что многие ребята проявляли сочувствие и симпатию к попавшему в чужую среду малышу, переживали за его возвращение домой.

Игровые технологии в патриотическом воспитании

Воспитание любви к Отечеству является одной из значимых задач в системе образования. Для дошкольников это чувство проявляется в познавательном интересе к национальным праздникам и традициям, уважении культуры своей страны, желании беречь достижения и ценности своего народа. Для этого можно применять дидактические игры на разучивание фольклора, изучение истории своей улицы и города, а также природы родного края.

Со старшими дошкольниками проводили интересную игру «Собери из фрагментов Герб Санкт-Петербурга» для закрепления знаний о символах города и развития логического мышления. Картинка состояла из 16 кусочков. По итогам сбора ребятам нужно было кратко описать словами элементы герба и рассказать об их значении.

Частью патриотического воспитания дошкольников является проведение творческих, театральных и интеллектуальных мероприятий, посвящённых важным датам отечественной истории.

Видео: театральная постановка «На привале» к празднику 9 Мая

https://youtube.com/watch?v=DgOB5zPplAc Video can’t be loaded: Театральная постановка На привале МАДОУ 364 (https://youtube.com/watch?v=DgOB5zPplAc)

Игровые технологии в театрализованной деятельности

Именно театральная деятельность в детском саду наиболее органично вмещает в себя элементы игры, более того, практически целиком состоит из игры. Использование театрально-игровых технологий в обучении дошкольников во многом служит развитию их коммуникативной компетентности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их. Театрализованная деятельность в детском саду может выражаться в:

  • просмотре спектаклей и беседе по ним;
  • участии детей в играх-драматизациях;
  • коротких сценках на закрепление материала в конце занятия;
  • отдельных упражнениях на формирование выразительности исполнения.

Постановка сказки помогает детям не только лучше запомнить содержание, но и прочувствовать эмоции и характер персонажей

Видео: музыкально-театрализованная деятельность в детском саду

https://youtube.com/watch?v=uqQgvymLr3o Video can’t be loaded: Музыкально -театрализованная деятельность в детском саду (https://youtube.com/watch?v=uqQgvymLr3o)

Проведение занятия с использованием игровых технологий в ДОУ

Продолжительность занятия в детском саду зависит от возраста воспитанников и может составлять от 10–15 минут в младших группах до 25–30 минут в старшей и подготовительной.

Временной план занятия

Для всех видов непрерывной образовательной деятельности (НОД) временной план занятия можно разделить на 4 основных блока:

  1. Введение (до 3 минут). На данном этапе можно использовать игрушки или короткие игры в качестве мотивационного начала занятия. Хорошо подходит мотив помощи: задание детям даёт воспитатель от имени игрушки или сказочного персонажа, который попал в сложную ситуацию. Например, в начале художественного занятия к ребятам приходит Иван Царевич и рассказывает, что ему необходимо раздобыть чудесную птицу, но он понятия не имеет, как она выглядит. Дети должны помочь ему её отыскать. Далее воспитатель предложит рассмотреть картинки с птицами, изображёнными в разных стилях живописи и самим нарисовать их. Другой пример: на занятии по теме «Пара» (цель - уточнить понимание детьми понятия пары как двух предметов, имеющих общие признаки) детям предлагается помочь кукле Маше собраться на прогулку. Воспитатель выводит на слайд картинки с одним носком, одной варежкой, одним ботинком и спрашивает детей, чего же не хватает, чтобы Маша пошла гулять. Малышам нужно догадаться, что у изображённых предметов не хватает пары.
  2. Основной блок (до 15 минут). Во время подачи нового материала также не стоит пренебрегать играми. На занятии по развитию речи можно дать воспитанникам подготовительной группы задание по составлению слов из фишек с буквами. Также короткие игры стоит использовать во время физкультминуток для разминки (например, пальчиковые игры или подвижная игра «Третий лишний»).
  3. Закрепление (до 10 минут). Благодаря разнообразным играм на отработку изученного навыка материал урока намного лучше откладывается в памяти ребёнка. Например, для подготовительной группы хорошо подойдёт игра «Обратный счёт» на занятии по формированию элементарных математических представлений: дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку, при этом называя число (например, 10). Этот ребёнок должен назвать число меньше на один и передать мяч другому обучающемуся.
  4. Заключение (до 2 минут). На этапе подведения итогов занятия важно похвалить детей за их активность и любознательность, проговорить итоги игр, вклеить детям в дневники достижений (если таковые ведутся) поощряющие наклейки, ведь для дошкольников это во многом заменяет оценивание за счёт игровой формы.

В завершении занятия можно выполнить игровой ритуал дружбы, что способствует сплочению воспитанников

Таблица: пример конспекта занятия по игровым технологиям «Поможем гномам» в средней группе (фрагмент)

Автор Захарова Н., воспитатель МАДОУ ДСКН №6, г. Сосновоборск, Красноярский край.
Цель Обобщение полученных знаний по ФЭМП.
Задачи
  • Учить классифицировать по трём признакам: цвет, форма, величина;
  • закрепить счёт до четырёх;
  • развивать умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • формировать и развивать умение работать сообща в командах;
  • формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ход занятия Упражнение на рабочий настрой «Мы стоим рука в руке…». Дети становятся в круг, взявшись за руки.
  • Мы стоим рука в руке,
    Вместе мы - большая сила.
    Можем мы большими быть, (Поднимают руки вверх)
    Можем маленькими быть, (Приседают)
    Но никто один не будет. (Исходное положение).
  • Что вам понравилось?
  • Что было труднее всего выполнить?

ЦЕЛИ:

Формировать номинативную лексику по теме.

Автоматизация в самостоятельной речи сонорных звуков

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, просодическую сторону речи.

Развивать грамматические строй речи: словоизменение, словообразование, согласование числ.+сущ., предложно-падежные конструкции, образование притяжательных прилагательных.

Развивать психические процессы (мышление).

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у ребенка чувство любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

с применением игровых и здоровьесберегающих технологий

ТЕМА: «В лесу»

Тема: развитие лексико-грамматической стороны речи.

Возрастная группа: подготовительная

Форма ООД: коррекционно - развивающее занятие

Форма организации: индивидуальная

Средства: кукла Маша, аудиозапись голосов диких животных, пять зайчиков в кустах, картинки диких животных семьей у жилища, зеркала, следы, игрушка, ёжик, мяч, игрушка белка, дерево.

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные:

Формировать номинативную лексику по теме.

Автоматизация в самостоятельной речи сонорных звуков

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, просодическую сторону речи.

Развивать грамматические строй речи: словоизменение, словообразование, согласование числ.+сущ., предложно-падежные конструкции, образование притяжательных прилагательных.

Развивать психические процессы (мышление).

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у ребенка чувство любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.

Ход ООД:

1. Организационный момент.

Логопед: здравствуй, давай поиграем сегодня?

Общее расслабление

Кладем руки на колени

А теперь немного лени…

Напряженье улетело,

И расслабленно все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

2.Введение в тему

Это Маша. Как-то раз пошла Маша с подружками в лес и заблудилась .

3.Развитие просодики

Стала она кричать АУ- АУ – АУ. (ребенок повторяет)

А эхо ей в ответ АУ – ау – ау. (ребенок повторяет)

4.Самомассаж

Долго ходила по лесу. Густые ели закрывали небо, быстро потемнело, пошел дождь.

Струйки дождя покатились по лицу (ПОГЛАЖИВАНИЕ)

Капельки застучали (ПОСТУКИВАНИЕ)

Дождь стих, капельки покатились по лицу (ПОГЛАЖИВАНИЕ)

5.Развитие фонематического восприятия. Прослушивание неречевых звуков.

Вдруг рядом что-то зашумело. Послушаем.

6.Развитие мимики. Развитие мелкой моторики.

Маше стало страшно. (СТРАХ)

Она испугалась. (ИСПУГ)

Но это оказались маленькие серые зайчата. Они седели под кустом с смешно шевелили ушками. Вот так! (упражнение «ЗАЙЧИК»)

Маша засмеялась и перестала боятся. (РАДОСТЬ)

7.Активизация словаря.

Кого слышала Маша в лесу?

(Она слышала волка, ….)

8.Развитие мелкой моторики.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Ладони на столе, на каждые две строчки поднимают по очереди палец, правой и левой руки одновременно.

9. Развитие психических процессов. Согласование числ.+сущ. Развитие речевого дыхания и силы голоса.

- Сосчитайте, сколько зайчат увидела Маша под кустиком? (ИЗОБРАЖЕННЫ ТОЛЬКО УШКИ У ЗАЙЧАТ)

Набрали воздух, на выдохе, считаем зайчат.

(ОДИН ЗАЙЧОНОК, ДВА ЗАЙЧОНКА, … ПЯТЬ ЗАЙЧАТ)

10. Артикуляционные упражнения

Зайчата были такие забавные, что Маше захотелось с ними поиграть.

стали они скакать - КАЧЕЛИ

подпрыгивать – ЛОШАДКА

бегать в горку – ГОРКА

скатываться с горки – САНОЧКИ

Весело играть с зайчатами, но нужно Маше искать дорогу домой.

11.Зрительная гимнастика.

Шла Машенька по лесу и увидела белочку. А та скачет:

Ребенок выполняет движения глазами за игрушкой.

12. Распространение предложения. Игра «Продолжи предложение». Развитие речевого дыхания и психических процессов.

Составьте предложение со словом БЕЛОЧКА.

БЕЛОЧКА СИДИТ НА ДЕРЕВЕ.

БЕЛОЧКА СИДИТ НА ВЫСОКОМ ДЕРЕВЕ.

РЫЖАЯ БЕЛОЧКА СИДИТ НА ВЫСОКОМ ДЕРЕВЕ.

РЫЖАЯ, ШУСТРАЯ БЕЛОЧКА СИДИТ НА ВЫСОКОМ ДЕРЕВЕ.

РЫЖАЯ, ШУСТРАЯ БЕЛОЧКА СИДИТ НА ВЫСОКОМ ЗЕЛЕНОМ ДЕРЕВЕ .

13Итог. Рефлексия

- Белочка убежала, Маша посмотрела по сторонам и увидела, что вдали виднеется ее деревня. Она скорее побежала домой, что бы рассказать о том, кого она повстречала в лесу.

Кого видела Маша в лесу? ….

Что было трудно? …..

Молодец! ….