Мастер класс "игры для знакомства". Занимательный материал на уроках обучения грамоте (из опыта работы) Игровые моменты для знакомства с первыми звуками

С чего начать?
Читать можно и нужно все вывески и названия на улице и дома. Ну а кубики с картинками - лучшее изобретение человечества в деле нашего с вами детского образования. Картинки могут быть со сказочными героями, животными, или игрушками- в зависимости от интересов малыша. Я легко и неожиданно для родителей научилась читать по картонным кубикам с чудесными сказочными картинками в 4 года. Мой ребёнок в 4 из кубиков строил, не обращая внимания на буквы и картинки, а читать начал вдруг имена всех наших знакомых, которые сначала с интересом диктовал, запоминал и чуть позже писал сам печатными буквами. Да и до того он увлечённо собирал "документы": билеты, квитанции и разные обрывки печатной продукции.
Вы задались целью научить ребёнка читать? Серьёзно? Тогда создайте для этого среду и условия. Может помочь специальный уютный книжный уголок или домик, где малышу можно уединиться с книгой. А когда-то детям было достаточно видеть читающих старших...


Главное помнить, что мир воспринимается детьми, как и взрослыми, по-разному. И если на слух и зрительно информации от взрослого бывает довольно, то кинестетики останутся с...раскрасками. Есть мнение, что большинство наших детей именно кинестетики - а это те, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться. Бывают капризны в отношении одежды: колючая, колется, жесткая и пр. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребенок должен ее сам записать. Поэтому разнообразим детскую деятельность. Не раскрашивать там, где можно сделать аппликацию из чего угодно, или настучать точек фломастерами; не обводить там, где можно наколоть зубочисткой, не только резать, но и рвать и пр.пр.пр.
Выведем кратко алгоритм действий: увидели- озвучили- услышали- повторили форму(проволока, пластилин, верёвки, тело)- нашли такую же- обыграли- украсили- подружились!
Буква должна запомниться. Игра должна быть интересной. Кто-то способен не запомнить букву, если сам вбил гвозди в деревяшку, на которой нарисована "Г"?

1 . Нам понадобится Азбука с картинками для раскрашивания - моя любимая- там много картинок:


Азбуки бывают необыкновенно-творческими. я делаю краткий обзор и даю ссылки, по которым азбуки можно скачать.
Чем картинок больше, тем лучше.Я люблю рисовать, и одним из самых удачных моих учебных пособий оказались " хвостатые буквы": к букве приклеивались ленты от кассового аппарата с рисунками. Причём было совершенно очевидно на какие буквы слов в языке больше. Рядом с изученными " хвостатыми" подвешивалась новая и на занятиях повторялись пройденные буквы, вместе со списком слов. До того обычно приходилось вытягивать из детей по слову на каждую букву и немало тренироваться. А все буквы на прищепках были приделаны к вешалке для одежды. Похожий вариант с английскими буквами на липучках:



Хороший букварь И.Б. Голуб "Мой любимый букварь"
"Звуки и буквы"- логопедический картинный материал
Азбука- раскраска
Собрание Азбук- раскрасок
Очень красивые картинки на каждую букву
Ссылки на самые разные азбуки

2. Быстрее и крепче подружиться с новыми буквами помогает приём "оживления" букв http://detskiy-sad.com/raskraski-azbuka-kartinki ,- буквы изображаются с глазками, в виде фигурок животных и т.д. Тогда совершенно логично для ребёнка звучит фраза" знакомимся с буквой" :

Живой алфавит для занятий в группе начинаем делать с первых дней. Каждый делает свою букву, потом буквы имён своих родителей и т.д. Здесь обыгрывается первый звук в слове, например, В- воробей и буква превращается при помощи дополнительных деталей в воробья.
Хорошо начать с короткой сказки про букву: например про букву "К".
А можно все буквы представить как жителей сказочного городка Звукоречье в виде забавных звучков, про которых в книге Г.Н. Градусовой "Путешествие в страну звуков" рассказывается короткая сказка со словами на определённую букву
В "Волшебной азбуке" -(аудиофайл в группе vk.com )собраны и песни, и стихи про буквы в сказке про гномиков.


3. Обыгрываем форму букв.
Эта часть занятий обязательна для детей- кинестетиков, которые познают мир через движение, а таких большинство и слов учителя и картинок им мало. Всё нужно потрогать, пробежать, изобразить телом.
буква "К"

Р, как топор; С, как месяц...

Стихи про буквы лучше сразу учить такие, которые помогают запомнить вид буквы, дают подсказку. Мои дети, сходу запоминают, например, буквы "Ы": А бедняжка буква Ы ходит с палочкой увы...Здесь Азбука со стихами , заданиями и местом для написания буквы.Стихи те же, что и в раскраске, обозначенной мной как лаконичный вариант выше.

3. Буквы, распечатанные на весь лист для всевозможных манипуляций : обвести пальчиком, раскрасить, оклеить различными материалами,вырезать, украсить, дополнить, придумать на что похожи и т.д.- контурные буквы

Вот " Е" мы бы, например, разрисовали еловой хвоей а "С" посыпали солью или сахаром. Дети четвертого года эизни обожают такие приёмы!

4. Упражнения для закрепления изученной буквы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ № 6»

Доклад по теме

«Игровые моменты на уроках чтения в первом классе»

Подготовила Васильева Л. И.

г. Старый Оскол

Формирование личности ребёнка семилетнего возраста происходит в рамках игровой деятельности. Дети не могут не играть. И закономерно, что игра, игровая ситуация неотъемлемы от урока в классе семилеток. Правильно подобранная и хорошо организованная игра способствует всестороннему развитию ребёнка, содействует укреплению его здоровья, помогает выработке полезных навыков и качеств.

«Однако надо помнить, - предупреждает выдающийся педагог и учёный Ш.А. Амонашвили, - что игра не есть универсальная форма или метод, ибо игра не всегда может нести радость семилетним детям, она может надоесть им, а серьёзная и даже очень сложная учебная работа занять их не меньше, чем игра. Неудачно подобранная игра может повредить уроку, унести детей от темы. Поэтому, планируя игру на уроке, необходимо заранее тщательно продумать:

  1. какие умения и навыки будут сформированы в процессе её проведения,
  1. на каком этапе урока она наиболее целесообразна,
  2. должна ли она длиться весь урок,
  3. какой необходим при этом иллюстрированный материал,
  4. каким будут порядок проведения выполнения заданий, подведения итогов, оценка деятельности детей в игре.

На уроках чтения для обыгрывания учебных ситуаций используются отдельные игровые моменты. Можно и весь урок провести как одну игру или сказку.

В качестве иллюстрированного материала в дидактической игре можно использовать положительных и отрицательных героев сказок: Буратино, Крокодил Гена, Чебурашка, Чипполино, Снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, Жар – Птица, Карлсон, Бармалей и др.

Для развития умения слышать звуки в словах, подбирать слова с определёнными звуками, делить слова на слоги, определять количество слогов можно, можно провести следующие игры – упражнения:

  1. Игра «Кто внимательный?»
  1. По предметным картинкам на доске дети находят одинаковый звук в словах.
  2. Прочитайте имя сказочного персонажа, используя первые буквы названий предметов.
  3. Запомните слова со звуками, например [б,б’], которые встретятся в сказке.
  1. Игра «Звук заблудился»
  2. Игра «Кто больше»
  1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале, в середине, в конце слова.
  2. Назовите имена, клички животных, в которых звук [а] был бы вначале, в середине, в конце слова.
  3. Вспомните слова о зиме со звуком [а], без звука [а].
  4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а].
  5. Подберите слова: с одним звуком [а], с двумя [а], с тремя [а]
  1. Игра «Сочиним сказку»
  2. Игра «Кто в домике будет жить?»

На доске макет домика – теремка. В нём будут жить насекомые (звери, птицы). В квартире №1 будут жители, в названии которых только один слог, в квартире №2 – два слога, в квартире №3 – три слога.

  1. Цветочный магазин .

Учитель заранее готовит открытки с изображением цветов, названия которых состоят из двух, трёх, четырёх слогов. У детей числовые карточки – «деньги» с двумя, тремя, четырьма кружочками. Ребёнок «покупает» цветок, в названии которого столько слогов, сколько кружков на его карточке, доказывает, что выбрал открытку правильно.

  1. Договори слово, определи количество слогов.

Подготовлен самолёт, он отправится в… (полёт).

  1. Стук да стук, найди слово, милый друг .

Если я стукну по столу один раз, приведите название цветка, состоящего из одного слога, два раза – из двух слогов, три раза – из трёх слогов и т.д.

Если я стукну молоточком один раз, назовите цветы, где ударение падает на первый слог, два раза – на второй слог и т.д.

  1. Строим пирамиду .

На доске учитель размещает лист бумаги с рисунком пирамиды. В основании пирамиды пять квадратиков, во вторм ряду четыре, далее три, два, один… Заканчивается пирамида треугольниками.

На наборном полотне набор предметных картинок, содержащих в названии от двух до пяти звуков. Вызванный ученик начинает строить пирамиду с основания, выбирает самое длинное слово (название картинки), вставляет картинку в карман нижней пирамиды. Далее выбирается картинка, название которой из четырёх звуков, вкладывается в карман на втором ярусе пирамиды и т.д. Заканчивается игра, когда все картинки правильно распределены по карманам.

  1. Украсим ёлку .

На доске – рисунок ёлки, на столе – рисунки с изображением ёлочных игрушек. Игрушки надо поместить на ёлку в таком порядке: сначала те, в названии которых есть звук [с], затем – звук [з], далее звук [ш] и т.д.

  1. Догадайся сам .

На партах у детей слева лежит один кружочек, справа – два. Всем розданы предметные картинки. Дети должны разделить названия картинок на слоги, поставить ударение, определить, на какой слог (первый или второй) падает ударение, положить картинку соответственно под одним или двумя кружочками.

  1. Кто составит больше слов.

На доске записаны слияния, отдельные буквы примерно в таком порядке

СИ СА НЫ О

С У НА Н

НИ СЫ СО

Разбросала эти слоги и буквы лиса, а следы своим хвостом замела. Из разбросанных слогов и букв надо составить как можно больше слов. Кто это сделает, тот и выигрывает.

  1. Игровой сюжет «Лесная школа»

Наглядный материал выполнен из картона и цветной бумаги, крепится к доске в любой последовательности, необходимой для урока. На окошках лесной школы и грибочках, которые растут рядом со школой, имеются приспособления, которые позволяют крепить буквы, цифры, картинки.

Некоторые задания:

  1. Какие буквы живут на первом этаже?
  2. Какие звуки они обозначают?
  3. Чем похожи жильцы нижнего этажа?
  4. Назови жильцов второго этажа. Какие звуки они обозначают, в чём их сходство?
  5. Какие буквы растут на грибах слева от дома?
  6. Почему эти грибы растут под синим облаком?
  7. Покажи, в какую корзинку ты соберёшь эти грибы (дети показывают опорную схему слога – слияния).
  8. Почему грибы И и Е спрятались под зелёной ёлочкой? Покажи корзиночку для этих грибов.
  1. «Твёрдый – мягкий»

Если в слове твёрдый звук, встают друзья Тома, если мягкий – Тима (на доске портреты Тома и Тима).

Очень большую помощь в работе оказывает книга «занимательное азбуковедение». Для лучшего запоминания буквы провожу игры: «Мешочек с секретом», «Полубуковка», «Поставь буквы правильно», «Буква спряталась», «Путаница», «Слово рассыпалось», «Превращение слов – волшебная цепочка», «Лесенка», «Придумайте слова, в которых слог СА первый или последний», «Найдите в слове слово», «Наборщик» и д.р.

Постепенно дети запоминают все буквы, запоминают их звуковые значения, закрепляют первичны сведения о языке.

Слого – звуковой анализ. Этот вид работы очень важен. Он использовался на всех структурных компонентах урока: при повторении, изучении нового, закреплении. При повторении перед знакомством с новыми звуками [т], [т’] и соответственно буквами, их обозначающими, детям было дано задание прочитать в уголке Мурзилки слова и соотнести их со схемами:

СЫН САНКИ КОСЫ

СЫНОК НОСОК СУК

НОСИК НОСИ СОК

САНИ КОСИ СОН

Учащиеся нашли к приведённым схемам слова, затем прочитали те, к которым не были даны схемы (носик, санки, косы); к последующим они составили из карточек нужные схемы. Таким образом, анализ сочетался с чтением, чтение с анализом.

В «Азбуке» есть интересные чтения – чтение слияний, «причитывание», чтение слов разной структуры. Это самый трудный раздел обучения грамоте. И здесь особенно важно проводить работу разнообразно, с тем чтобы дети, много читая, не уставали и не теряли интерес к чтению. Учить играя. Вот некоторые игры:

  1. Игра « Живые буквы»

Сначала используются живые буквы (их роль исполняют дети), затем используется таблица.

  1. Использую пособие «Часовичок носовичок» ,

где изображён большой циферблат, на котором обозначены по кругу все гласные. В середине циферблата карманчик для вставки согласных и стрелка. Учитель вставляет изучаемую согласную букву и, переводя стрелку от одной гласной к другой, читает с детьми слоги – слияния.

  1. Слоги – слияния помогают нам читать «Капитаны» .

На листе бумаги нарисованы морские волны. Расставлены карточки с гласными буквами – «пристани». Учащийся, назначенный капитаном, «плывёт», приставляя к гласным согласную, читает слоги и даёт гудок: КА, КУ, КИ, КО и д.р. Остальные контролируют капитана. Если «гудок» дан неверно, все один раз хлопают в ладоши.

  1. Игра «Помоги Карлсону приземлится» .

Очень любят дети отгадывать ребусы. Ребусы заготавливаются на табличках, рисую и пишу на доске. Сначала ребусы отгадывают отдельные ученики, затем к этому подключается весь класс.

Для развития достаточного навыка чтения необходимо на каждом уроке многочтение. Чтение текстов в учебнике сочетается с играми «Кому?», «У кого?», «Найди схему» и т.д. В играх участвуют любимые детские герои: Мурзилка, Незнайка, Карлсон, Тюбик и другие.

Развитию произношения при чтении, совершенствованию артикуляционного аппарата детей способствует чтение скороговорок.

Работе по развитию речи помогает словесное рисование. В «Азбуке» задания для словесного рисования даны в специальных рамочках. Слова приносит в класс или Незнайка в корзине, или ёжик на иголках. На доске напечатано название картины. Рядом художник Тюбик. И вот мы помогаем ему «нарисовать». Для этого читаем принесённые слова, название рассказа и «рисунок» - развиваем речь через составление рассказа – картины с использованием данных слов.

Приёмов, которые может учитель использовать при обучении шестилетних первоклассников грамоте много. Необходимо выбрать самые нужные на конкретный урок, обеспечить урок хорошей наглядностью, создать в классе обстановку доброжелательности и взаимопонимания. Всё это будет хорошим стимулом для учителя и учащихся.


Дети внутренне всегда готовы к игре, веселью и развлечениям, поэтому тратить силы на то, чтобы уговорить их пойти на праздник, не приходится, а вот позаботиться о том, чтобы дети на празднике чувствовали себя комфортно и безопасно - просто необходимо. Лучший способ для этого - заранее подготовить помещение и с первых минут знакомства вовлечь детей в доброжелательную праздничную атмосферу.

Если среди приглашенных в дом детей, есть малознакомые между собой ребята, дети, которые редко видятся или мало бывают в гостях, то стоит ненавязчиво, желательно в игровой форме, помочь им раскрепоститься, снять зажатость и познакомить между собой. Для этого советуем включить в свою развлекательную программу игры на знакомство детей за праздничным столом.

В нашей подборке около 20-ти подобных игр, здесь представлены игры для малышей и детей постарше, игры с произнесением имен маленьких гостей и те, которые просто помогают им узнать друг друга поближе, сплотиться и активизируют общее праздничное настроение - выбирайте подходящие для вашей конкретной ситуации.

1. Игры за столом на знакомство для малышей:

Малыши до 5 лет на праздник обычно приходят вместе с родителями, в играх им спокойнее и интереснее, когда мама или папа рядом. Составляя программу, стоит помнить об этом, и во всех развлечениях активнее задействовать присутствующих на детском празднике взрослых. Не исключение и застольные игры, и, чем более заинтересованно и эмоционально участвуют в них родители - тем быстрее дети осваиваются с новой обстановкой, знакомятся и включаются в праздничное веселье.

Игра на знакомство "Внимание! Ищу друга!"

Эта игра направлена не только на знакомство и установление контакта между детьми, но и способствует развитию у них речи и внимания.

В игре должно участвовать не менее пяти человек, так что, при нехватке маленьких игроков, задействуйте взрослых. Начинает ведущий: он заявляет, что у него пропал друг и начинает описывать кого-то из присутствующих малышей. Например: «У моего друга имя начинается на букву «С». После детского сада он ходит в «художку» и у него скоро родится сестренка». Так ведущий описывает загаданного ребенка до тех пор, пока кто-нибудь из присутствующих детей его не угадает.

Если в игре задействованы слишком маленькие дети (трех - четырех лет) или дети, плохо знакомые друг с другом, то вполне уместно в процессе описания называть внешние признаки «разыскиваемого» - цвет глаз и волос, элементы одежды. Эта информация облегчит узнавание, а значит, сделает процесс игры особенно продуктивным и интересным.

Представление гостей "Шел по крыше воробей"

Игра за столом "Маленькие знатоки".

Эту мини-викторину можно проводить даже с самыми маленькими ребятишками, вот только книги нужно подбирать «соответствующего репертуара». Суть игры проста: ведущий вслух зачитывает узнаваемую строчку из какого-нибудь литературного произведения, а дети должны выслушать и угадать, какая книга загадана. С ребятами постарше играем по принципу «кто угадал, тот руку поднимает», с малышами лучше устроить угадывание названия в произвольном порядке.

"Солнышко улыбается тому, кто …"

Эта игра тоже поможет детям познакомиться поближе и может стать переходным моментом между застольными и подвижными играми.

Позаботьтесь об изображении солнца заранее: это может быть мягкая игрушка или рисунок на ватмане. «Солнышко» крепится на одной из стен комнаты. Вдоль противоположной стены выстраиваем ребятишек, которых хотим перезнакомить между собой.

Объясняем правила: ведущий называет какой-нибудь признак с одной и той же присказкой «Солнышко улыбается тому, кто …». И, если ребенок считает, что признак к нему относится, то бежит к противоположной стене и прикасается к солнышку рукой.

Лучше всего ведущему начать с общих признаков, например, сказать: «Солнышко улыбается тому, кто сегодня в платьице». Конечно, какая-то часть девочек отправится гладить солнышко. Потом - что-нибудь для мальчиков (« … тому, кто в шортиках»). Затем что-то общее для большинства из присутствующих детей: у кого дома живет кошка/ собака. Обязательно задействовать эмоциональную составляющую: кто любит маму, помогает бабушке, слушается папу.

Добавьте еще и шуточные признаки, чтобы детки окончательно расслабились и смогли посмеяться сами над собой: кто сегодня чистил зубы вареньем, поливал апельсиновое дерево и т.д. Невнимательных ребятишек можно озадачивать разными фантами: загадать всем загадку, изобразить мышонка или лягушонка, спеть куплет из любимой песенки.

Так, с помощью объединяющих тем и вопросов можно создать легкую и веселую атмосферу и пробудить у детей интерес друг к другу.

"Давай, поздороваемся! "

(для скачивания - кликните файлы)

2. Игры за столом и игры на знакомство для детей старше 5 лет:

Усадите детей в кружок и объясните правила игры. Скажите им, что вы предлагаете немножко пообманывать: покажите на руку, но скажите, что это «лоб». Ребенок, сидящий справа от вас, должен показать на лоб, но назвать его другой частью тела, например, пяткой. Смысл такого веселого обмана состоит в том, чтобы немножко запутать малышей. И тот, кто собьется и покажет не ту часть тела, которая названа (пятка), а ту, на которую показывают (лоб), выбывает из игры и строиться для следующей, так через одного (один строится справа, другой слева) создаются две команды для следующей командной игры.

Подводка к выносу торта "В гостях у сказки".

На каждом детском празднике должна быть игра, связанная со сказками. Для интеллектуального наполнения такого развлечения, можно построить игру «В гостях у сказки» по принципу викторины. Ее первым туром может стать вопрос: перечислите сказки, главными героями которых стали птицы.

Второе задание вспомнить как можно больше волшебных предметов (скатерть-самобранка, кошелек-самотряс, цветик-семицветик). Предложите детям записать их на листке бумаги, через 4 - 5 минут проверьте задание. У кого больше - тому и очко.

Третий тур посложнее: предложите детям вспомнить все «волшебные слова» и заклинания (например, магическое заклинание Хоттабыча «трах-тибидох!» или «мутабор!» из восточной сказки про любопытного пашу).

Эту игру можно провести, например, перед выносом торт, предложить вспомнить заклинание из сказки «Али-Баба и 40 разбойников» (предварительно закрыв дверь в комнату), а когда дети называю заклинание «Сим-сим, откройся!», попросить их прокричать погромче, может и эта дверь откроется. За дверью пусть ждет кто-то из взрослых с тортом.

Развлечение за столом "Сказочная путаница".

А это развлечение желательно применить после подвижных игр: усаживаете детей вокруг себя и предлагаете им послушать сказку. Но! Если вдруг вы ошибетесь, попросите детей хлопнуть в ладоши. Сказка может быть любой, как фантазия подскажет, например такого содержания: «Посадил дед морковку. Нет? А что, картошку? Опять нет? А-а-а, репку! Выросла репка маленькая-премаленькая. Неправильно? Большая-пребольшая! Стал дед копать картошку… ой, вспомнила! Репку! Тянет-потянет, да и вытянул …А! вытянуть не может! Позвал дед друзей. Нет? Красную Шапочку? Подъемный кран? Неужели бабку? Правильно, бабку! Стали они вдвоем тянуть брюкву. Ой, репку! Тянут-потянут, да и вытянули …Ой, нет! вытянуть не могут! Позвали они инопланетян. Опять неправильно?! А, наверное, внучку! Тянут-потянут, да и оторвали брюкве хвостик. Не оторвали? Не брюкве? Репке! Позвали они Шарика … А, Жучку! Тянут-потянут, да и вытянули …опять нет? Ну, хорошо, хорошо, вытянуть не могут. Позвали кота Матроскина. Неправильно? Мурзика? точно! Кошку, простую кошку! Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка котенка своего. Нет? Ну, такого маленького, хорошенького …нет?! Неужели, мышку? Правильно? Мышка за кошку, кошка, за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку … Били-били яичко и не разбили! Ой, не яичко! тянут-потянут, да и вытянули репку! И я там был, мед-пиво пил, по ушам текло … не по ушам, а по усам? Правильно! А в рот не попало! Хотя, скорее всего, из репки сварили кашу! Вот и сказке конец, а кто слушал - помидор! Тьфу ты, огурец! Нет? А, поняла! МО-ЛО-ДЕЦ!»

Устраивая детский праздник, не забывайте про игры на знакомство - они помогают правильно выстроить динамику праздника и сплотить всех гостей.

А также помните, что успех любого детского мероприятия зависит не только, а вернее, не столько от его четкой организации и вложенных средств, сколько от настроения взрослых, от их искреннего желания подарить детям радость. Любовь к детям и заботливое отношение к маленьким гостям подскажут, как выйти из трудного положения, какие игры выбрать, и в какой последовательности проводить!

Цели: познакомить детей со звуком [к], [к,]; работать над новым звуком и буквой;

Образовательные: . Совершенствовать фонематический слух; . Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас; . Дифференцировать гласные и согласные звуки; . Формировать навык чтения; . Называть слова со звуками к и к* . Самостоятельно составлять схему односложного слова, анализировать её; . Соотносить звук с символом (буквы); . Находить букву в текстах; . Читать открытые и закрытые слоги с этой буквой; . Печатать букву по образцу в тетради.

Развивающиеся: . Стимулировать мыслительную деятельность детей. Развивать умение формулировать свою речь при анализе схемы слов; . вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в проведении экспериментов. . формировать фонетическую сторону речи, развитие звукового анализа и синтеза. . . Воспитательные: . Воспитывать умение работать в коллективе и в парах; . воспитывать чувство взаимопомощи; . воспитывать сдержанно, переживать радость от успеха, огорчения от неудачи

Материалы: Игрушка - лягушка, шкатулка, набор картинок для индивидуальной работы детей; набор для звукового анализа слова - фишки, карточки; звуковой домик; фишки - похвалюшки; тетради в клетку с образцами; простой карандаш.

Ход занятия 1. Организационный момент. -Снова наступило утро, скоро поднимется солнце и согреет все своими лучами. Но оно ещё не проснулось и всем немножко холодно. А давайте мы с вами сделаем своё солнышко. Каждый из вас пусть будет солнечный лучик. (Дети встают в круг соединяя руки в центре) Учитель: - Почувствуйте тепло рук друг друга, правда, мы уже немного согрелись? А теперь улыбнитесь всем и скажите ласково - с добрым утром.

2.Основная часть Учитель: - Дети сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. А с каким мы сейчас узнаем.

Сюрпризный момент «Определи на ощупь, что лежит в шкатулке» Учитель: - Что это? Дети: - Лягушка Учитель: - Как она кричит? Дети: - Ква Учитель: -Какой первый звук вы слышите в слове - ква? -Возьмите картинки, в которых есть звук. К и положите на карточку. -Проверьте друг у друга, правильно ли ваш сосед взял картинку. (Работа в парах) -Давайте определим звук К гласный или согласный?

Гласные тянутся к песенки звонкой Могут заплакать и закричать Могут в кроватке баюкать ребёнка Но не желают свистеть и ворчать

Дети, спойте звук К

Согласные согласны шелестеть Жужжать, свистеть Даже фыркать и шипеть Но не хочется им петь Учитель: -На, что похож звук К? Дети: - На кашель Учитель: Так какой же это звук? Дети: - Согласный. Учитель: - А какими бывают согласные звуки? Дети: - Мягкие и твёрдые. Задание 2. ИГРА «Найдем звук» Учитель: Давайте найдем на картинке слова со звуком [к]. (Логопед показывает сюжетную картинку сказки «Кот в сапогах», а ученики называют слова, в которых есть звук [к]: замок, кот, мешок, ромашка, облака). Дети называют слова. Задание 3. Выделение и изучение звука [к,]. Составление схемы-модели слова МАРКИЗ. Учитель: А теперь, ребята скажите, как кот представил королю своего хозяина? Ученики. Маркиз. Учитель: Составьте звуковую модель слова МАРКИЗ. Сколько всего звуков в слове? Физминутка «Кузнечики» 3.Знакомство с буквой К Учитель: -На, что похожа буква К? (Показ буквы) Дети: - На колодец, галочку, на половинку от буквы Ж. Учитель: - А ещё можно запомнить по стихотворению

На прямую палочку, справа села галочка Учитель: --Давайте найдём букву К в алфавите. Отличается большая буква К от маленькой? Дети: - Нет Учитель: --А теперь найдите букву К в нашей группе. А теперь заселим букву К в звуковой домик.

Игровой момент: Просится буква К в домик Учитель: - Гласные пропустите меня в домик Дети:- Не пропустим, пока не споёшь длинную песенку Дети читают открытые слоги с буквой К Учитель: - А теперь пропустите? Дети:- Нет Спой с нами Короткую песенку Дети читают закрытые слоги с буквой К Ка, ко, ку, кы. Открытые звуки Ак, ок, ук Букву заселяем в звуковой домик.

Упражнения для глаз Смотрим близко, далеко Гладим веки мы легко Вправо, влево поглядим И тихонечко сидим. 3.Итог занятия. Учитель: Дети, что вы нового узнали.

Дети: - Мы познакомились со звуком К и буквой К. Узнали, что звук К - согласный. Научились печатать букву в тетради в клетку.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство со звуком К и буквой К»

Цели: познакомить детей со звуком [к], [к, ]; работать над новым звуком и буквой;

Задачи:

Образовательные:

    Совершенствовать фонематический слух;

    Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас;

    Дифференцировать гласные и согласные звуки;

    Формировать навык чтения;

    Называть слова со звуками к и к*

    Самостоятельно составлять схему односложного слова, анализировать её;

    Соотносить звук с символом (буквы);

    Печатать букву по образцу в тетради.

Развивающиеся:

    Стимулировать мыслительную деятельность детей

    Развивать умение формулировать свою речь при анализе схемы слов;

    вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в проведении экспериментов.

    формировать фонетическую сторону речи,развитие звукового анализа и синтеза.

  • Воспитательные:

    Воспитывать умение работать в коллективе и в парах;

    воспитывать чувство взаимопомощи;

    воспитывать сдержанно, переживать радость от успеха, огорчения от неудачи

Материалы:

Игрушка – лягушка, шкатулка, набор картинок для индивидуальной работы детей; набор для звукового анализа слова – фишки, карточки; звуковой домик; фишки – похвалюшки; тетради в клетку с образцами; простой карандаш.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Снова наступило утро, скоро поднимется солнце и согреет все своими лучами. Но оно ещё не проснулось и всем немножко холодно.

А давайте мы с вами сделаем своё солнышко.

Каждый из вас пусть будет солнечный лучик. (Дети встают в круг соединяя руки в центре)

Учитель: - Почувствуйте тепло рук друг друга, правда, мы уже немного согрелись?

А теперь улыбнитесь всем и скажите ласково – с добрым утром.

2.Основная часть

Учитель: - Дети сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.

А с каким мы сейчас узнаем.

Сюрпризный момент

«Определи на ощупь, что лежит в шкатулке»

Учитель: - Что это?

Дети: - Лягушка

Учитель: - Как она кричит?

Дети: - Ква

Учитель: -Какой первый звук вы слышите в слове – ква?

Возьмите картинки, в которых есть звук. К и положите на карточку.

Проверьте друг у друга, правильно ли ваш сосед взял картинку.

(Работа в парах)

Давайте определим звук К гласный или согласный?

Для этого прочитаем стихотворение

Гласные тянутся к песенки звонкой

Могут заплакать и закричать

Могут в кроватке баюкать ребёнка

Но не желают свистеть и ворчать

Дети, спойте звук К

Давайте прочитаем стихотворение про согласные

Согласные согласны шелестеть

Жужжать, свистеть

Даже фыркать и шипеть

Но не хочется им петь

Учитель: -На, что похож звук К?

Дети: - На кашель

Учитель: Так какой же это звук?

Дети: - Согласный.

Учитель: - А какими бывают согласные звуки?

Дети: - Мягкие и твёрдые.

Задание 2. ИГРА «Найдем звук»

Учитель: Давайте найдем на картинке слова со звуком [к]. (Логопед показывает сюжетную картинку сказки «Кот в сапогах», а ученики называют слова, в которых есть звук [к]: замок, кот, мешок, ромашка, облака).

Дети называют слова.

Задание 3. Выделение и изучение звука [к, ]. Составление схемы-модели слова МАРКИЗ.

Учитель: А теперь, ребята скажите, как кот представил королю своего хозяина?

Ученики. Маркиз.

Учитель: Составьте звуковую модель слова МАРКИЗ. Сколько всего звуков в слове?

Физминутка «Кузнечики»

3.Знакомство с буквой К

Учитель: -На, что похожа буква К?

(Показ буквы)

Дети: - На колодец, галочку, на половинку от буквы Ж.

Учитель: - А ещё можно запомнить по стихотворению

На прямую палочку, справа села галочка

Учитель: --Давайте найдём букву К в алфавите.

Отличается большая буква К от маленькой?

Дети: - Нет

Учитель: --А теперь найдите букву К в нашей группе.

А теперь заселим букву К в звуковой домик.

Игровой момент:

Просится буква К в домик

Учитель: - Гласные пропустите меня в домик

Дети:- Не пропустим, пока не споёшь длинную песенку

Дети читают открытые слоги с буквой К

Учитель: - А теперь пропустите?

Дети:-Нет

Спой с нами Короткую песенку

Дети читают закрытые слоги с буквой К

Ка, ко, ку, кы.

Открытые звуки

Ак, ок, ук

Букву заселяем в звуковой домик.

Учитель: - А теперь напечатаем букву К и к в тетради

Упражнения для глаз

Смотрим близко, далеко

Гладим веки мы легко

Вправо, влево поглядим

И тихонечко сидим.

3.Итог занятия.

Учитель: Дети, что вы нового узнали.

Дети: - Мы познакомились со звуком К и буквой К. Узнали, что звук К – согласный. Научились печатать букву в тетради в клетку.

Светлана Имеева
Игры на занятиях обучения грамоте

Игры на занятиях обучения грамоте

Презентация педагогического опыта работы «Руководство игровой деятельностью»

Имеева Светлана Николаевна

Обучение детей грамоте, конечно, подчиняется общим законам, но во многом определяется индивидуальностью обучаемых (или обучающихся). И педагогу и родителям очень важно не перегнуть «палку просвещения». Иначе вместо желаемого развития можно получить совершенно обратный результат: устойчивую неприязнь к обучению любого рода и отвращение к книге, как к источнику неприятностей. Если мы и беремся учить чему-то малышей, то делать это можно только в понятных и любимых ими формах – через игру и сказку.

Именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника. Ребенок перерастает игру, перестает удовлетворяться ею как основным занятием в том случае, если он достаточно овладел ее сложными, развернутыми формами. Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе ведущей деятельности – учебной.

К сожаленью в последние годы сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из детского сада. Игра вытесняется учебной деятельностью. Ранняя загруженность детей в детском саду учебной ведет к тому, что они все раньше и раньше начинают становиться маленькими школьниками. Это приветствуется родителями. Но именно из-за этого нарушается специфика дошкольного этапа развития детей, которые превращаются в уменьшенную копию взрослых.

Основное значение игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста определяется тем, что:

Во-первых, в игре формируются психические новообразования ребенка, основным из которых является воображение;

Во-вторых, развивается личность ребенка и, главное, формируется такое качество, как произвольность;

В-третьих, зарождаются новые виды деятельности – трудовая и учебная.

Известны, а потому кажутся понятными выражения: образная речь, образное восприятие, образное мышление. Образное преподавание – не открытие сегодняшнего дня. Формы его наработаны столетиями. По отношению к старшим дошкольникам и младшим школьникам – образное преподнесение материала вообще является единственно приемлемым для них способом обучения, так как соответствует возрастным особенностям их мышления. Есть образы внешние – те, что педагогика традиционно связывает с «наглядностью», а есть образы внутренние, не требующие (по крайней мере, в момент своего предъявления) зрительного ряда, но все же востребуемые ребенком. Это образы сказок.

Сказки относительно недавно стали объектом внимания ученых. Сначала литераторов (XVIII век, а потом – мифологов и фольклористов (XIX век). А к середине двадцатого века их стали изучать психологи. И тут оказалось, что действие сказочных текстов направлено не столько на сознательное восприятие, сколько на подсознательное усвоение. Детям потому так полезно и важно рассказывать сказки, что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу».

Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает. Такое проживание сказок может быть связано с возвратом к сказочному сюжету на уровне активной деятельности ребенка – рисования, лепки, игры, театрализованного действия. Эта деятельность всегда носит для ребенка творческий характер и служит опредмечиванию его впечатлений, полученных в результате знакомства со сказкой. Игры по известным сказочным сюжетам широко используются в сказкотерапии и в практике организаторов ролевых игр. Малыши 5-6 лет, в силу своих психических особенностей, могут фантазировать на тему сказки и играть в нее «по мотивам», но не готовы смеяться над сказкой. Сказка для них – это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.

В своих занятиях я обычно использую различные «азбучные» сказки, которые где-то услышала, прочитала (толчком к этому мне послужила сказочная повесть Михаила Раскатова «Пропавшая буква»). А так же мне помогает множество дидактических игр, таких как игры с буквами, игры с мячом, различные ребусы, загадки. Приведу пример некоторых из них:

1. Игры с буквами.

Рукотворные буквы

Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные», «лесные», «макаронные» и т. д. Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.

Буквенный лабиринт

Играющие выбирают водящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревки. Игра становиться еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.

Дорисуй букву

Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.

Буквенный след на спине (эту игру я люблю с детства)

Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцами «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.

В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.

Буквы вверх ногами

Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква. Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень – когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.

Найди букву на ощупь

Выбирается «жмурка», которому завязывают глаза. Перед ним раскладывают трафареты букв, сделанные из картона. Среди этих букв он на ощупь должен найти ту букву, которую назовет водящий.

Игра имеет несколько степеней сложности и различные варианты.

Начинать надо с двух букв, увеличивая их количество.

Домик для звука

Педагог называет односложные слова (мак, рот, кран, сыр и т. д.). Дети должны распознать гласный звук и поднять карточку с буквой, обозначающий этот звук.

Игра приобретает «остросюжетный» характер, если из детей, освоивших правила, формируются две команды по три-четыре человека. Если кто-нибудь из членов команды допускает ошибку, он выбывает из игры. Следует учитывать также время, в течении которого играющий подбирает букву из набора карточек. Тот, кто подглядывает, тоже выбывает. Побеждает та команда, которая за время «тайма» потеряла наименьшее число игроков.

2. Игры с мячом

Придумай предложение

Цели: дети учатся синтезировать слова в предложении подбирая их по смыслу. Развитие быстроты реакции, внимания, творческого воображения.

Дети встают в круг. Первый участник бросает мяч соседу и говорит любое слово будущего предложения. Далее каждый ребенок по очереди прибавляет по смыслу по одному слову в это общее предложение. Таким образом можно придумать целый рассказ.

Доскажи слово

Водящий бросает мяч первому ребенку и говорит любой слог, ребенок, возвращая мяч, должен придумать слово, которое начинается с данного слога, и назвать оставшуюся часть придуманного слова (мо – тор). Далее водящий играет с каждым ребенком.

Найди пару

Водящий бросает мяч каждому (по очереди) игроку и говорит любое слово, ребенок, возвращая мяч водящему, говорит слово созвучное данному (палка – скалка).

Игры с призовыми фишками широко известны и используют их, наверно, все педагоги, такие как «Назови слово с данного звука», игра-цепочка «Найди последний звук в слове и придумай с него слово» и т. д.

Игр и упражнений, которые мы можем использовать на занятиях – великое множество. Важно найти среди них те, которые подходят именно вашим детям, исходя из их особенностей характера, интересов и возможностей.

Для детей моей группы любимыми играми стали такие игры, как

«Живые звуки» (каждый ребенок представляет тот или иной звук, выстраиваясь в ряд - они озвучивают слово,

«Покорение вершины вместе с буквой …» (Для игры понадобится рисунок вершин гор на которых расположились слоги (например «па», «пя», «ла», «ля»). Дети должны придумать слова, которые начинаются с заданных слогов и передвигаться в соответствии с придуманными словами (например: палка – делают вид, что передвигаются с палкой в руке и т. п.).

«Разложи букву в нужном порядке»

Игра нацелена на тренировку как умения различать буквы, так и слуховой памяти. Все дети делятся на две команды, которые выстраиваются на линии старта. Ведущий называет ряд из двух-трех гласных звуков, например (о, (а, (э). Игроки (по одному из каждой команды) по сигналу бегут к условному месту, где располагается «банк» карточек с буквами, выбирают нужные и выкладывают в названной последовательности. Тот, кто выполнил задание быстрее и без ошибок, зарабатывает своей команде очко.

Игру можно усложнить по-разному:

Водящий называет любое слово, и игроки выкладывают слово;

Дети имеют дело с рельефными буквами и работают с закрытыми глазами. Правда, с закрытыми глазами, играющие не смогут бегать, тогда каждая новая пара сначала занимает позицию у стола, где разложены наборы букв, и начинает работать по звуковому сигналу.

Мои дети очень любят отгадывать загадки про буквы, слова. Решать веселые ребусы.

Во все эти игры можно играть как на занятиях, так и в свободное время будь то детский сад, улица или дом.

Благодаря играм и сказкам мои дети умеют:

Делить на слоги слова любой слоговой структуры во внутреннем плане, составлять из слогов слова;

Проводить анализ слов из 5-6 звуков;

Находить место определенного звука в слове, называть «соседе» этого звука;

Дифференцировать гласные от согласных звуков, согласные звуки по твердости-мягкости;

Владеть схематическим звуковым разбором слова;

Дети 1-й группы совершенствуют навык чтения, дети 2-й группы самостоятельно, осмысленно и уверенно читают по слогам

Мы продолжаем работать над всем перечисленным.

И нашей целью сейчас остается усовершенствовать умение:

Определять количество и последовательность слов в предложении, выделять предлоги, союзы и местоимения как самостоятельные слова;

Составлять предложения, изменять количество слов в предложении в сторону увеличения и уменьшения;

Владеть достаточным лексическим запасом;

Иметь достаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового восприятия, внимания;

Овладеть развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения, памяти, мотивации к обучению;

Спасибо за внимание!