Национальный костюм таджикистана женский. Национальная одежда таджичек. Верхняя женская одежда

Журнал с фарфоровой куклой - Куклы в народных костюмах.

56 номер журнала - Таджикский свадебный костюм.

Тюбетейки

Лучше сберечь голову в шапке, чем чалму без головы.

Голову обязательно покрывали и взрослые таджики, и дети. Летом мужчины носили тюбетейки. Они различались кроем, тканью и орнаментом. Существовали четырехгранные тюбетейки с плоским донышком и с конусообразным верхом. На плоских ферганских, изготовленных в Худжанде (с 1936-го по 1991 год город Ленинабад, ранее Ходжент), по черному сатиновому верху вышивали изображения миндаля - бодом или стручкового перца - каламфур, нередко называвшегося также павлинье перо.

Тюбетейки ташкентского образца, сделанные из бархата зеленого цвета, встречались как без вышивки, так и украшенные красочным растительным орнаментом в виде букета цветов. Верх шахрисябзских тюбетеек был сплошь покрыт цветочным рисунком.

В обиходе таджиков имелось два вида шапочек. Аракчин - легкую на подкладке, сшитую из простых тканей (тика), надевали для предохранения нарядных тюбетеек от загрязнения. По краям околыш заканчивался зубчиками. Кулохом - мягкой шапочкой на вате с острым верхом конусообразной формы - заменяли тюбетейку под чалмой. Для изготовления последней, а также для поясного кушака - футы - материю ткали в виде длинных узких полос.

Чалма чаще всего встречалась в гардеробе жителей селений Зеравшана и Согдийской области.

Матчинцы большей частью летом обходились лишь тюбетейками. В прохладное время года они на манер ферганцев обвязывали голову поясным платком, вышитым по краям.

Таджикская обувь

На ноги таджики надевали мягкие сапоги - масси, чоруки. Их шили из кожи горного или домашнего козла (в Матче - из коровьей или бараньей), а покупали на базаре или заказывали местному сапожнику. Башмакиткафш - кожаные с широким закрытым носком и низкими задниками - носили в основном старики.

Сапоги надевали на портянки, сделанные из карбоса или шерстяной ткани. Носили и шерстяные чулки с невывязанной пяткой - джураб, особенно распространены они были в Матче. По верхнему краю их украшали геометрическим орнаментом - квадратами, ромбами, трапециями, зигзагами и прямыми параллельными линиями.

В обликах красавиц чудо красоты


Таджикский народный костюм, кукла и разворот журнала.

Комплект женской зимней и летней одежды состоял из рубахи - курта, штанов - изор, легкого халата - мунисак, платков - каре, шапочки - кулута, сапог - чорук. Женщины носили рубахи двух видов: кифтаки и пешкушо.

Девушки и молодые женщины надевали кифтаки. Для кормления ребенка в них делали отверстия по бокам.

Рубаху с треугольным вырезом - пешкушо - носили женщины старшего возраста, ее начинали надевать через 4-6 лет после замужества. Для кормления младенца на ней с обеих сторон распарывали швы между станом и боковым клином, края обшивали нитками или окантовывали различными тканями контрастных цветов. Края ее украшали оторочкой из бумажных или шерстяных ниток.

Тесьма с обеих сторон выреза соединялась в одну линию и спускалась до колен. Позднее его окантовывали лишь полоской какой-либо ткани.

Женские рубахи, как детские и мужские, были длинными и широкими. В прохладное время поверх них надевали лишь легкий халат мунисак (в Матче его делали с ватной простежкой). В Согде, Гиссаре и Матче его носили повседневно. За пределами гор, в Зеравшанской долине, в конце XIX века мунисак почти вышел из употребления, оставшись одеждой пожилых людей или траурной. Его надевали на похороны близкие родственницы покойных. Превращение мунисака в обрядовую одежду происходило и в других районах.

Штаны изор - непременный атрибут женского костюма - носили на бедрах, ниже талии, и шли длинными и широкими. Верхнюю их часть изготавливали из дешевого материала, например карбоса, а нижнюю - из дорогого, алчи или ситца. Внизу штанины сужались и спадали на ступню складками. Шнурки, которыми подвязывали женские штаны, делали из хлопчатобумажных ниток.

Женские шнурки были менее нарядные, чем мужские - шерстяные, плетеные, с рисунком и кистями на концах. Мне подарила свой платок, что лепестка нежней Головные уборы таджикских женщин - платки и шапочки с накосником - кулата, без накосника - кул ох, а также вышитые тюбетейки. Кулута шили на подкладке, зимние их варианты прокладывали слоем ваты. Верхний край шапочки слегка стягивали толстой ниткой, оставляя макушку открытой. Сзади к кулута пришивали накосник, сшитый снизу в трубочку.

В Матче шапочки кулута носили женщины и девочки, в Согдийской и Самаркандской областях, а также в Пенджикенте и верховьях Кашкадарьи - преимущественно пожилые таджички, в особенности достигшие 63 лет, возраста пророка Мухаммеда.

В прежние времена кулута носили под платком (молодые женщины повязывали голову одним, а пожилые двумя).

Украшения таджичек составляли сережки, кольца, браслеты, шейные повязки, ожерелья из бисера, а также подвески для кос и платков.

Национальная одежда народов Таджикистана

Названия иллюстраций















































Описание иллюстраций

1. Старинный парадный костюм молодой женщины из Ленинабада, приготовившейся выйти из дома. Состоит из атласного платья со стоячим воротником – курта , надетого поверх куйнакча – укороченного нижнего платья с отделанным плиссировкой стоячим воротником, и шаровар. На верхнее платье надета жилетка – камзулча . На ногах черные ичиги с галошами. На голову накинут сложенный вдвое по диагонали большой шелковый платок, на который повязан вокруг головы небольшой сложенный полосой платок с проложенной в его складки бумагой, а на него надето ювелирное украшение баргак , состоящее из ряда соединенных шарнирами позолоченных квадратных пластинок с подвесками, инкрустированных глазками цветного стекла, бирюзой и кораллами. Поверх всего этого сложного головного убора наброшена паранджа из тяжелой полушелковой материи банорас местного производства, отделанная шелковой тесьмой и вышивкой. В руках – волосяная сетка – чашмбанд , которую женщина должна надеть на лицо под паранджу перед тем как выйти с женской половины дома. Ювелирные украшения называются: серьги-х,алк,а или гушвор , надвисочные подвески – кач,ак , ожерелье из кораллов – марч,он , поверх него-ожерелье из серебряных штампованных пластинок с подвесками, называемое пайконча или тавк,и гардан ; да груди по бокам повешены две пары подвесок в форме прямоугольников с коралловыми бусами, из них верхняя пара называется саркифтй , а вторая пара-куштумор . Посередине груди, ниже кораллового ожерелья, повешен бозбанд – футляр для охранной молитвы, а ниже его- тумор , т. е. такой же футляр для молитвы, но треугольной формы. Под всеми этими украшениями повешено большое ожерелье – х;айкал или зеби сина , состоящее из соединенных многорядными (обычно 7) цепочками пластинок, инкрустированных цветными стеклянными глазками, бирюзой и украшенных накладной сканью, зернью и подвесками. Самая нижняя пластинка делается крупнее остальных. На указательный и безымянный пальцы правой руки надеты кольца – ангуштарин , на руки – браслеты – дастпона . В косы вплетены тяжелые кисти из черных шелковых ниток с серебряными украшениями, называемые чочпопук . Рисунок выполнен на фоне ленинабадского сузани , вышитого перед революцией. На полу палое – безворсовый ковер работы таджиков Зеравшана-к. Джиджик.

2. Старинный выходной костюм равнинной таджички, состоящий из платья со стоячим воротом – куртаи итицо , сшитого из полушелковой кустарной материи адрас , окрашенной способом перевязки – абрбандй . Поверх платья надет камзол – камзул из полосатой материи бекасаб . Шаровары заправлены в ичиги с кожаными галошами. Голова повязана небольшим шелковым платочком, а поверх него-большим платком. На груди украшение бозбанд , внутрь которого вкладывалась бумажка с написанной охранной молитвой.

3. Старинный выходной костюм пожилой горожанки из северных районов Таджикистана, состоящий из шелкового платья с вертикальным разрезом ворота, сшитого из фабричной тяжелой шелковой материи <дама >. Сверху надет халат из местного шелка типа канауса, называемый румча , обшитый полосой черного бархата. Голова повязана тонким хлопчатобумажным платком – царе , поверх которого повязан шелковый платочек – дурра с проложенной в его складках бумагой. На ногах кожаные ичиги с галошами. Шаровары заправлены в ичиги.

4. Выходной костюм девушки или молодой женщины из Ленинабада, бытовавший в первое время после того как паранджа вышла из употребления. Состоит из красного хл.-б. платья – курта с отложным воротником и на кокетке, шаровар – лозимй или пойч,ома из цветастой фабричной ткани, отороченных цветной тесемкой чих,ак . На ногах туфли из цветной кожи. На голову накинут большой шерстяной платок, который придерживают за края зубами. Рисунок выполнен с натуры. На фоне – сузани -покрывало из кустарного шелка, окрашенного способом перевязки, над которым повешена ура-тюбинская декоративная вышивка – зардеворй . На полу постелен гилеми зиндаконй -безворсовый цельнотканный ковер, сотканный на вертикальном станке в к. Зиндакон (Пенджикент-ский р-н ТаджССР) в 1945 году.

5. Современный траурный костюм старой женщины из Ленинабада, состоящий из длинного хл.-бум. платья со стоячим воротником – куртаи итик,о , поверх которого надет халат-чапони румча , сшитый из полушелковой материи бек,асаби зиррагй и подпоясанный кушаком из старинной кустарной набивной материи – футаи хама-зеб , обернутым вокруг талии три раза. Голова повязана небольшим черным платком – дурраи сисх, поверх которого повязан большой кисейный платок-к,арси истамбул и концы его заброшены на спину. Шаровары заправлены в черные ичиги, которые носят с галошами. Никаких украшений во время траура носить не полагается. На полу постелен безворсовый ковер – палое работы таджиков долины реки Шинг (Зеравшан).

6. Традиционный костюм жениха из Ленинабада, бытовавший до последнего времени, состоит из нательной рубахи – курта, яктак с шароварами – эзор, сшитыми из кустарной материи местного производства подшоии сурх, окрашенной способом перевязки абрбандй разводами красного и желтого цвета на белом фоне. Ворот у рубахи сделан в виде вертикального выреза по середине груди с пришитым к нему воротником, стоячим сзади и сходящим спереди на нет. Сверху надет халат – чапон из кустарной же полушелковой материи подшоии зан-гор, окрашенной способом перевязки. Ворот, полы, подол и концы рукавов у халата обшиты плетеной на руках белой тесьмой – ч,их,ак. Поверх халата повязаны два вышитых платка – румол: шелковый цветной и хлопчатобумажный белый. В старину платки жениху полагалось повязывать под халат, поверх рубахи. На голове тюбетейка туступпй с плоским квадратным верхом, на которую иногда повязывается шелковая или бумажная чалма-салла. На ногах сапоги – муза из желтого хрома. Рисунок сделан с натуры в к.Унджи, Ленинабадского района. Фон- декоративная вышивка сузанй из Самарканда, на полу постлан безворсовый ковер – шолгилем работы таджиков долины р. Шинг (Зеравшан).

7. Современный костюм молодого мужчины из Ленинабада, состоящий из черного сатинового стеганого халата – чапони ч,их,акдори сан-дуф, обшитого по бортам, полам и концам рукавов плетеной на руках узкой фиолетовой тесьмой – ч,их,ак. Поверх Халата повязаны Два Неясный платка – румол: белый хлопчатобумажный и желтый искусственного шелка. Оба платка вышиты узором <след змея>. На голове надета черная шелковая вышитая белым шелком тюбетейка с плоской четырехугольной верхушкой – туступпй. На ногах черные ичиги с галошами. Под халатом глухая рубаха с вертикальным разрезом ворота – курта и белые же шаровары, поверх которых темные брюки, заправленные в ичиги.

8. Старинный костюм пожилого горожанина, состоящий из верхнего халата из синего фабричного сукна-чакмани мозхут, надетого на ватный стеганый халат – чапон или ч,ома из каратагской полушелковой алачи в желтую и черную полоски-мушку заъфар, подпоясанный белым платком из хл.-б. ткани-румол, украшенным вышитой черными нитками каймой. Халаты надеты на камзол – камзул из фабричного черного трико в белую полоску. Камзол сшит со стоячим воротником и прорезными карманами, застегивается на три пуговицы. Под камзол надеты хлопчатобумажные белые шаровары и рубаха с горизонтальным разрезом ворота, обшитым тесьмой, называемая куртаи чихакдор. На голове тюбетейка – туппй из серого бархата, украшенная вышитым белым орнаментом и обшитая по краю черной шелковой полоской. Поверх тюбетейки навернута чалма из белой шерстяной фабричной ткани-саллаи тибит. На ногах портянки- пайтоба, кожаные ичиги-сапоги с мягкой подошвой и резиновые галоши.

9. Старинный костюм невесты из Самарканда, состоящий из парчевого платья – куртаи кимхоб со стоячим воротом, застегивающимся на пуговицы. Оно надето на два других, из которых среднее шелковое-куртаи тосфаранг, а нижнее из белой хл.-б. ткани со стоячим воротом, отделанным плиссировкой. Поверх платьев надета черная жилетка-калтача, камзулча. На голове надета вышитая золотом тюбетейка, с кистью на боку. Она покрыта шелковым платком – к,арси фаранги чоргул с вытканными на углах букетами цветов, а поверх платка надето налобное украшение-к,оши тилло, представляющее собою серебряную с лицевой части слабо позолоченную ажурную диадему, инкрустированную цветными стеклянными глазками и бирюзой и украшенную по нижнему краю подвесками из штампованных пластинок в форме листочков вперемежку с перламутровыми бусинами. Над висками невесты прикреплены украшения кач,ак, в ушах серьги с подвесками из низкосортных изумрудов и рубинов с пронизками из жемчуга, называемые халкаи яккадур. За ушами подвешены зулф-две металлические ажурные инкрустированные бирюзой трубочки, в каждую из которых вставлена изогнутая полукольцом прядь волос. Под заплетенные в косы волосы к спине жилетки приколоты чоч-попук-подвески, состоящие из двенадцати оканчивающихся кистями черных шелковых шнурков с надетыми серебряными с чернью украшениями в форме трубочек, бусин и колпачков. По бокам к волосам прикреплены подвески-танга, состоящие каждая из двух рядов соединенных колечками и петлями серебряных монет. На шею надеты два ожерелья: верхнее тавк,и гардан или гулубанд, состоящее из нанизанных на две параллельных нитки листочков с подвесками в форме полумесяца и звезды; нижнее-марч,он из 16 ниток кораллов; ниже его, на середине груди, висит большой прямоугольный футляр для охранной молитвы-култуктумор со вставленными двумя желтыми камнями, а еще ниже повешено большое нагрудное ожерелье-хайкал или зеби сина, состоящее из соединенных многорядными цепочками пластинок, инкрустированных цветными стеклянными глазками и бирюзой и украшенных сканью, зернью и подвесками, причем самая нижняя пластинка крупнее остальных. По бокам ниже плеч, на груди повешены два треугольных футляра для охранной молитвы-тумор, с подвесками из монет и бус. Поверх всего наряда на голову невесты накинуто выкроенное в форме полукруга тюлевое покрывало-сарандози тур. По диаметру полукруг обшит цветной тесьмой и бахромой с блестками. Само покрывало вышито тамбурным швом цветными нитками. Невеста обута в черные ичиги-махсй, в которые заправлены шаровары, и галоши из лакированной кожи-кафш. В руке-бархатный, вышитый и обшитый бахромой с блестками и бусинами платочек-даструмол, служащий для прикрывания нижней части лица. Рисунок сделан на фоне самаркандского сузани, на полу постелено покрывало-бугчома, сшитое из безворсовой узорчатой материи работы таджиков долины р. Шинг (Зеравшан), сотканной в начале XX века.

10. Старинный костюм молодого мужчины из Самарканда, состоящий из надетого по-верх белья халата – чапон, ч,ома бухарского покроя из полосатой китабской полушелковой алачи. Халат подпоясан модным тогда поясом – камарбанд из золотого галуна с нашитыми филигранными бляшками и пряжкой с кисточкам). Сверху надет второй халат такого же покроя тоже из китабской алачи, окрашенной способом перевязки – абрбандй. На голову повязана цветная чалма – салла (срисована с фотографии молодого самаркандского таджика из книги Крафта). На ногах модные сапоги – муза на высоком каблуке (тоже срисованы с фотографии чиновника – аксакала в той же книге).

11. Старинный выходной костюм таджички горожанки, состоящий из бархатной паранджи-фаранч,и и волосяной сетки-чашмбанд. Из-под паранджи видно бархатное платье-курта. На ногах черные ичиги и кожаные же галоши. Пожилые женщины под паранджу голову повязывали платком, молодые же стали носить тюбетейку с платком. Обычно полагалось, чтобы из-под паранджи не было видно цветных нарядов, и поэтому паранджу полагалось делать длинной, но это почти никогда не соблюдалось.

12. Старинный нарядный костюм бухарской молодой женщины, состоящий из надетых одно на другое трех платьев – курта: нижнее белое с вышитыми тамбуром концами рукавов; второе из канауса с золотошвейными концами рукавов, по краю обшитых еще позументом; третье сшито из каршинской полушелковой алачи и богато украшено золотым шитьем. Парчовые шаровары-пойч,ома по краю обшиты тесьмой- зех,и поча. На ногах золотошвейные туфли – кафши зардузй (фасон снят с туфель в Душанбинском республиканском историко-краеведческом музее). На голове надета тюбетейка, поверх нее повязана золотошвейная повязка-пешонабанд, а на нее наброшен шелковый фабричного изделия платок с вытканной серебряной канителью широкой каймой. Волосы заплетены в мелкие косички и украшены подвесками из ряда шелковых шнурков с шишечками из золотых ниток на концах – туфи кало-батун. Ювелирные украшения состоят из надвисочных подвесок – кач,ак и серег гушвор или х,алка с подвесками из низкосортных рубинов и изумрудов. На шее ожерелье из штампованных серебряных пластинок – тавки гардан с подвесками, коралловое ожерелье-маркой с ажурными серебряными позолоченными бусинами – кадмола и большое ожерелье – х;айкал или зеби сина из соединенных многорядными цепочками 7 пластинок с подвесками, украшенных эмалью и растительным выпуклым узором. Рисунок сделан на фоне старинной бухарской декоративной вышивки-сузанй.

13. Старинный выходной костюм молодой женщины из Бухары, состоящий из надетых одно на другое трех платьев – курта с вертикальным разрезом ворота: нижнее белое хл.-б. с отделанным фестонами воротом-куртаи куйнакча и с пришитыми золотошвейными шелковыми концами рукавов-саростини зардузй; второе из шелка тиру камон (радуга); третье из тяжелой шелковой фабричной материи, украшенное бархатной золотошвейной тесьмой – пеши курта или зехи курта. На платья надет распашной халат в талию и со сборками на боках – мунисак или калтача из шелковой материи с вытканными шелком розовыми и черными бархатными листьями. На голову надета золотошвейная тюбетейка, на которую накинут большой серебристый шелковый платок с вытканными по углам ‘букетами цветов. На платок повязана золотошвейная повязка-пешонабанд с узором мач,нунбед (плакучая ива). Поверх повязки накинута шелковая затканная золотом косынка-ридо, сделанная из разрезанного по диагонали пополам платка, привезенного из Афганистана. Шаровары заправлены в казанские ичиги из кусочков разноцветного сафьяна- мах,сии ирок,й, на которые надеты кожаные галоши с низким задником-кафш. Ювелирными украшениями в Бухаре не злоупотребляли, но старались иметь хорошие вещи. На рисунке на шею надета нитка бус из полированных низкосортных рубинов и изумрудов вперемежку с филигранными серебряными или золотыми бусами – к,адмола, а на грудь – золотой кулон – таппиш с красным камнем в середине и с подвесками из таких же бус, в ушах должны быть серьги.

14. Старинный костюм богатого молодого человека из Бухары, состоящий из надетого поверх белья халата – чапон, ч,ома бухарского покроя из полосатой каршинской полушелковой алачи, подпоясанного шелковым платком-румол. Сверху надет второй халат такого же покроя, сшитый из русской парчи. На голове шелковая чалма- дастор, повязанная на золотошвейную конусообразную тюбетейку белого бархата. На ногах надеты черные ичиги с кожаными галошами. Рисунок сделан на фоне бархатного золотошвейного покрывала бухарской работы-такьяпуши зардузй.

15. Старинный выходной костюм молодой женщины из Бухары, состоящий из надетых одно на другое трех платьев – курта с вертикальным разрезом ворота: нижнее белое хл.-б. с отделанным фестонами воротом и с рукавами, украшенными вышитыми надписями арабскими буквами, второе шелковое с золотошвейными рукавами и третье из тяжелой шелковой фабричной материи <дама>. Шаровары заправлены в черные ичиги, на которые надеты кожаные галоши. На голову надета золотошвейная тюбетейка с кисточкой, на которую накинут большой шелковый платок с вытканными букетами по углам, а на платок повязана золотошвейная повязка-пешонабанд. Сверху повязки накинут газовый платок – румоли Х,арир, сложенный по диагонали пополам. Из ювелирных украшений надето только ожерелье из кораллов и обязательные для всех серьги. Сверху на голову наброшена парчовая паранджа с волосяной сеткой для закрывания лица – чашмбанд, откинутой назад.

16. Х,айкал или зеби сина-нагрудное украшение таджичек равнинных районов из инкрустированных цветными стеклами с бирюзой и украшенных накладной сканью и зернью пластинок с подвесками, соединенных цепочками с коралловыми бусинами.

17. Ювелирные украшения таджичек горных и равнинных районов. Наверху слева бытующие сейчас серебряные серьги с пятью подвесками из скрученных спиралью проволочек, коралловых бус и пронизок из зерни, называемые гушвори чапарак. Приобретены в Кулябе (Южный Таджикистан). Наверху справа старинные серебряные серьги балдок, привезенные перед революцией из Бухары и Ура-Тюбе. В центре таблицы халк,аи газалй или бушак, бибишак-украшение в форме якорей, подвешиваемое позади ушей за волосы, инкрустированное разноцветными бусинами и бирюзой и с подвесками из коралловых и стеклянных бус. Бытовало в кишлаках северных районов республики в начале XX века. Внизу слева серебряные позолоченные серьги-х;алк,аи яккадур с подвесками из мелкого жемчуга и крупных низкосортных рубинов и изумрудов. Были в моде в городах в начале XX века. Внизу справа старинные серебряные серьги-х,алк,а из инкрустированных цветными стеклами и бисером двух пластинок с подвесками из перламутровых бус. Бытовали в городах на севере республики в начале XX века.

18. Головные уборы таджичек равнинных районов. Наверху – старинная выходная головная повязка женщины средних лет: нижний белый платок – царе надвинут на лоб и заложен по краю складками – ч,имч,има , а сверху повязан небольшой платок – дурра черного или какого-либо темного цвета, в складки платка проложена бумага. Внизу современные способы повязывания платка в домашней обстановке пожилой женщиной (слева) и старухой (оправа). Рисунки сделаны с натуры в г. Ленинабаде.

19. Современные головные уборы таджичек равнинных районов. Наверху – головная повязка пожилой женщины, состоящая из белого платка – к,арс с закинутыми на плечи и спину концами, поверх которого повязан небольшой черный платок – дурраи сисэ ; с проложенной внутри бумагой. Внизу та же повязка, но поверх черного платка повязана еще крест-накрест полоса тонкой белой материи, называемая лок,й. Так повязываются бабушка и мать мальчика в день его обрезания. Рисунки сделаны с натуры в г. Ленинабаде.

20. Современные головные уборы таджичек горных и равнинных районов. Наверху головной убор молодой таджички из Нижнего Каратегина (Горный Таджикистан): на лоб надвинута тюбетейка и поверх нее повязан сложенный по диагонали цветной платок, концы которого на затылке завязаны двусторонним бантом. Такой способ повязывания платка называется сумбул (гиацинт). Рисунок сделан с натуры в г. Душанбе. Внизу способы повязывания платка девушками и молодыми женщинами северных районов республики. Рисунки сделаны с натуры в г. Ленинабаде.

21. Головные уборы таджичек горных и равнинных районов. Наверху слева – головной убор невесты из района Куляба: на голову накинут большой цветной шелковый платок – румол, сложенный по диагонали. Сверху на него повязан небольшой платок с проложенной внутри бумагой, на который надето серебряное украшение – силсила из соединенных колечками фигурок различной формы с подвесками по нижнему краю. Наверху направо – кулябская молодая женщина в кисейном шарфе с вышитыми концами, называемом сарандоз или латтаи накшинй. Один из концов закинут за голову. Рисунки выполнены с фотографий, сделанных в Институте с натуры. Внизу слева – манера повязывания платка женщинами Каратегина и Дарваза при выходе из дома и при встрече с посторонними мужчинами. Рисунок сделан с натуры в г. Душанбе. Внизу справа – головной убор таджикской молодой женщины из Нур-Ата, имеющий сходство с чалмой. Под подбородком повязан лачак – прикрывающий шею кусок ткани, нижние углы которого скручены к середине. Рисунок выполнен с фотографии, сделанной А. К. Писарчик в Нур-Ата в 1938 г.

22. Современные тюбетейки таджиков равнинных районов. Наверху-туступпй, шитая в Ура-Тюбе в 1960 году, внизу туппии чаман-дагул, шитая тоже в Ура-Тюбе в конце 40-х годов.

23. Старинные головные уборы таджиков равнинных районов. Вверху слева – чалма купца, справа – чалма духовного лица. Внизу слева- чалма крестьянина, справа – меховая шапка – тел-пак мужчины средних лет из Канибадама. Рисунки чалм скопированы с фотографий в книге Крафта.1 рисунок шапки скопирован с фотографии жителя Канибадама, сделанной в 1917 году.

24. Старинный траурный костюм молодой женщины из Каратага (Центральный Таджикистан), состоящий из платья из черного атласа с синими цветами, надетого на нижнее платье из хл.-б. материи. Шаровары заправлены в ичиги, которые носят с галошами. Поверх платья надет халат в талию и со сборками на боках – мунисак из каратагской шелковой алачи, окрашенной способом перевязки-абрбандй. Халат подпоясан белой шелковой чалмой-саллаи симобй. На голову накинут платок. Косы спущены на грудь и концы их распущены. Никаких украшений нет, т.к. надевать их при трауре не полагается.

25. Современный костюм невесты из Куляба (Южный Таджикистан), состоящий из туникообразного сатинового платья с вертикальным разрезом ворота и шаровар – пойч,ома или лозимй, нижняя часть которых, видная из-под платья, сшита из ‘шелковой полосатой материи – бекасаб, а верх – из ситца. На ногах – остроносые на небольшом каблуке кожаные туфли – каф-ши чакй. На голову поверх небольшого платка и надетого на него серебряного украшения силсила накинут кисейный платок-шарф с вышитыми концами, называемый сарандоз или латтаи нацшини.

26. Современный костюм молодой женщины из Куляба (Южный Таджикистан), состоящий из вышитого сатинового платья с вертикальным разрезом ворота-куртаи накшини и сатиновых шаровар-пойчома или лозимй. Голова покрыта кисейным платком-шарфом с вышитыми концами-сарандоз или латтаи накшинй, один конец которого спущен на спину, а второй закрывает грудь и перед платья. На ногах кожаные туфли на каблуках-кафши чакй.

27. Современный костюм молодой женщины из к. Нушор (Горный Таджикистан, Каратегин), состоящий из вышитого сатинового платья – куртаи гулдузй, надетого на нижнее платье из хл.-б. материи с вышитыми рукавами и стоячим воротником – куртаи саростиндори гиребонаш к,азо-к,и и шаровар – пойч,ома из китайского шелка. На ногах-фабричные туфли на не-больших каблуках. На голову накинут газовый платок-румоли х,арир. Украшения состоят из серег в форме полусферического колокольчика с подвесками-гушвори к,афасй, ожерелья из монет и бус – танга с треугольным футляром для охранной молитвы-тумор и второго ожерелья из кораллов и металлических ажурных бус, называемого марчон.

28. Современный костюм молодой женщины из Калаи-Хумба (Горный Таджикистан, Дарваз), состоящий из вышитого сатинового платья с вертикальным разрезом ворота – куртаи чаканду-зии пешчокак, надетого на нижнее платье из хл.-б. материи-куртаи тах;пушии сон, с отороченным плиссированной оборкой воротником – гиребони парпар, и шаровар – пойч,ома, лозимй, танбон, низ которых сшит из полушелковой материи-бекасаб. На ногах фабричные туфли. На голове вышитая крестом тюбетейка, а поверх накинут шелковый платок фабричного производства. Украшения состоят из серег-халка или гушвор с двумя подвесками, повязки на горло-хафабанд яз бисера и кораллов, перламутровой броши-садаф и ожерелья из стеклянных и серебряных филигранных бус. На руке браслет из бус-дастак.
29. Старинный костюм девушки из Дарваза (Горный Таджикистан), состоящий из платья с горизонтальным разрезом ворота – куртаи шоинак из кустарной хл.-б. материи местного производства, называемой куртачии вамынч,а. Грудь украшена нагрудником – шоинак, сделанным из белого карбоса и вышитым гладью шелковыми некручеными нитками. Обшлага рукавов – саростин украшены вышивкой крестом, а ниже локтей на рукава нашиты вышитые тоже крестом полоски – чо-бик, посередине которых в старину делался прорез для просовывания рук при работе. Под платье надеты шаровары-пойч,ома, лозимй, танбон, нижняя часть которых, видная из-под платья, сшита из местной кустарной полосатой хл.-б. материи сиях,-алоча. На голову накинут платок – собаи к,азини, сшитый из трех полотнищ шелкового полотна местного производства, называемого казин, и окрашенный способом перевязки – гулбандй. В волосы вплетены две искусственные косы с крупными кистями из ниток-чураи каттапулкак. На шее бисерное украшение-гулубанд, в ушах серьги – гушвор. На ногах кожаные туфли – кафши чакй.

30. Праздничный костюм молодой женщины из Дарваза (Горный Таджикистан) в старинном головном уборе, состоящий из платья с вертикальным разрезом ворота-куртаи пешчокак, сшитого из шелкового полотна местной выработки – к,азин, окрашенного способом перевязки – гул-бандй. Ворот платья украшен двойным рядом шелковой тесьмы с нашитыми серебряными пластинками – ситора, имеющими форму звезды и полумесяца. Такое украшение называется мавчи ситора, т. е. <волна звезд>. Под платье надеты шаровары – пойч,ома из хл.-б. фабричной ткани, на ногах кожаные туфли-кафши чакй. На голову накинут платок – собаи к,азинй, сшитый из трех полотнищ шелкового полотна местного производства-казни, размером 167 см Х 109 см, поверх которого голова обвязана вышитой налобной повязкой-мандил или сарбандак. На груди ожерелье из разноцветного бисера и бус, называемое шавгин, ворот платья скреплен металлической брошью – садафи пеш, на шее бисерная повязка-кашелак, на руке кольцо-чалла с глазком из сердолика-акнк, в ушах серьги – гушвор.

31. Старинный костюм пожилого крестьянина из Дарваза (Горный Таджикистан), состоящий из стеганого халата -ч,ома, сшитого из местной хл.-б. материи сиях,алоча на подкладке из карбоса в ‘белую и желтую полоски – карбоси маллагй и подпоясанного платком – локй из белого карбоса. Под халатом надет яктак или актай – халат из белого в желтую полоску карбоса, а под ним-рубаха из белого карбоса с горизонтальным разрезом ворота – куртаи кифтак и глухие шаровары-эзори мардина, сшитые из такого же карбоса. На ногах сапоги с мягкой подошвой-чоруки баландак, с завязками на лодыжке-банди чорук, а вместо галош – деревянные башмаки – кафшн чубин. Сапоги надеты на орнаментированные и связанные без пятки шерстяные чулми-чураб, поверх которых от лодыжки до половины голени намотаны шерстяные обмотки-пайтоба. На голове вышитая тюбетейка из черного сатина с конусообразной тульей-ток,й, а поверх нее намотана полушерстяная чалма – саллаи мошовй.

32. Ювелирные украшения таджичек горных районов. Наверху повязка на горло из бисера и кораллов – хафабанд из Каратегина. Под ней круглая серебряная брошь для закалывания ворота платья – кулфи ги-ребон из р-на Куляба. Ниже коралловое ожерелье – марч,он из Каратегина. Сбоку направо (сверху вниз) серьга – гушвори к,афасн из р-на Куляба, под ней треугольный футляр для охранной молитвы-туморча из Каратегина, ниже браслет из бус-дастак из Дарваза, внизу в углу кольцо – чаллаи нигинадор из р-на Куляба. Налево сбоку серьга с двумя подвесками – х,алк,а из р-на Куляба, под ней подвеска из ячменной соломы и бисера – чавак из к. Гезан, Пенджикентского р-на.
33. Свадебная лицевая занавеска таджичек горных районов – рубанд или чашмбанд, приобретенная в к. Рог (верховья р. Зеравшан), куда она была привезена из к. Хильмони (Горный Таджикистан, Каратегин). Сделана из карбоса, вышита шелковыми некручеными нитками и по краю обшита шелковой тесьмой, которая одновременно плелась на руках и пришивалась. В верхней части посередине – сетка для глаз. Размер занавески 65Х80 см.
34. Старинный костюм молодой женщины из Рушана (Западный Памир) состоял из платья с вертикальным разрезом ворота – курта, сшитого из белого карбоса или белой шерстяной материи рагза местного производства, изредка из фабричных тканей. Под платье надевали шаровары – танбон, которые старались делать из цветных тканей. На ногах мягкие сапоги – пех, перевязанные у лодыжек плетеными шнурками пехбанд, и шерстяные чулки – чураб. В холодное время поверх платья носили халат – гилем из ‘белого домотканного сукна, полы, подол и рукава которого обшивали шнуром из темных шерстяных ниток и иногда, дополнительно к этому, вышивали такими же нитками, как это показано на таблице. На рукавах делали прорези – куроб для просовывания рук при работе. Голову повязывали большим платком – дастор, концы которого спускались почти до земли. Рисунок сделан в к. Барушан с натуры. На фоне изображена резная дверь дома, зарисованная в Хороге (Западный Памир, Шугнан).
35. Старинный костюм невесты из Шугнана (Западный Памир), приготовившейся к переезду в дом мужа, состоял из туникообразного платья-рубахи с вертикальным разрезом ворота – куртаи ростовгиребон и с длинными, узкими на конце рукавами с прорезанными ниже локтя отверстиями – куроб, в которые просовывали руки при работе. Платье шили из белого карбоса или белой шерстяной материи рагза, и только состоятельные люди могли шить платья из фабричных хл.-б. или шелковых материй. В холодное время года поверх платья надевали шерстяной халат – гилеми цатма или стсганый – чапон. Под платье надевали шаровары – танбон, на ноги надевали чулки – ч,ириб и сапоги с мягкой подошвой – пех, перевязанные у лодыжки плетсными шнурками – пехбанд. Головной убор состоял из нескольких платков: сперва повязывали голову белым платком – пирьюрм, поверх него надевали на лицо чашмбанд – занавеску из бумажной ткани, вышитую техникой филе, или тонкий шелковый платок – фидой, или хл.-б. платок – дасторча, окрашенные техникой перевязки. Поверх занавески накидывали углом вперед большой цветной платок, обычно кашемировый, называвшийся шол, а сверху – большое белое покрывало – саворчодар, которое обвязывали сверху вокруг головы вышитой налобной повязкой – сарбандак. На таблице все три верхних платка откинуты назад. Зарисовка сделана с натуры в к. Поршнев.
36. Современный костюм старого крестьянина из Шугнана (Западный Памир), состоящий из халата – гилем, сшитого из домотканного валяного сукна – к,атма. Поверх халата повязан старинный шерстяной кушак – миенд такой длины, что его можно обернуть вокруг талии два раза. Под халат надевают рубаху – курта и шаровары – танбон. На ногах пех – мягкие сапоги из сыромятной кожи, надетые на длинные орнаментированные чулки – пехч,ириб так, что последние видны выше голенища сапог. У лодыжек сапоги туго перевязаны шерстяным шнурком – пехбанд. На голове тюбетейка – пакол, поверх которой повязана чалма – салла. Таблица выполнена с натуры в к. Пашор (Западный Памир, Шугнан).

37. Современный костюм невесты из Ишкашима (Западный Памир), состоящий из платья-рубахи – шавй туникообразного покроя со складками подмышками и с вышитыми воротом и манжетами и шаровар – пойч,ома, которые сейчас обычно шьются из какой-либо материи яркого цвета. Платье шьется из тонкой белой шерстяной материи – рагза местного изготовления или из хл.-б. материи. На ногах орнаментированные чулки – чураб и сапоги с мягкой подошвой – кувд, перевязанные у лодыжки сплетенным из разноцветных шерстяных ниток шнурком – кувдбанд. На голове вышитая тюбетейка с плоским круглым верхом – кулох, на которую накинуто белое покрывало – дастор тоже из материи рагза или из карбоса. В уши продеты серьги – гушвор, на шее ожерелье из бисера, называемое гулубанд, а ниже, на груди бусы – мура из кораллов с подвеской посередине. В руках невеста держит расписной бубен – даф. Таблица выполнена с натуры в к. Рын, на фоне местного жилища.
38. Современный костюм жениха из Ишкашима состоит из белой хлопчатобумажной рубахи – курта с вышитыми воротом и манжетами и широких шаровар – эзор, заправленных в орнамен-тированные шерстяные чулки – чураб. Поверх рубашки надета жилетка – калтача или воскат. На голове тюбетейка – кулох;, на которую навернута чалма – салла, делавшаяся обычно из тонкой белой кисеи, называвшейся дастор. На ногах – кожаные сапо-ги с мягкой подошвой – к,увд, туго перевязанные у лодыжки сплетенным из шерстяных ниток шнурком кувдбанд. За чалму заткнут красный платочек, имитирующий розу – гул. Таблица выполнена с натуры в к.Рын.
39. Головные уборы таджичек Западного Памира. Наверху слева – праздничная головная повязка молодой женщины, называемая кур поверх накинутого платка три раза обернута вокруг головы узорная плетеная тесемка к,ур вместо которой иногда употребляют вышитую полоску материи- сарбандак. Такая повязка бытовала в Шугнане и Рушане до 30-х годов. Рисунок сделан с натуры в к. Поршнев (Западный Памир, Шугнан). Наверху справа-современный способ повязывания головы платком и прическа пожилой женщины. Рисунок сделан там же. Внизу слева – старинная стеганая шапочка паспакол (в Ишкашиме) или шокулла (в Шугнане). Справа-та же шапочка с повязанным поверх нее платком, в складки которого заложен кусок бумаги. Рисунки сделаны с натуры в к. Рын (Ишкашим).
40. Современные тюбетейки таджиков горных районов. Наверху тюбетейка – токй из к. Бедак (Горный Таджикистан, Каратегин), внизу тюбетейка-токй или пакол изВахана (Западный Памир).

  1. Укороченное нижнее платье-рубашка со стоячим воротом, иногда отделанным плиссированной оборкой.
  2. Современное платье на кокетке.
  3. Платье старинного памирского покроя с разрезами на рукавах.
  4. Платье наиболее распространенного в Таджикистане туникообразного покроя, которым шьются как верхние, так и нижние платья. Отличия обычно заключаются только в покрое ворота.
  5. Платье бухарского покроя, без клиньев в боках, которым шили платья в городах из широких шелковых материй.
  6. Жилетка старинного покроя, бытующая в северных районах Таджикистана.
  7. Жилетка самаркандского покроя.
  1. Платье с отрезным лифом со складками на груди и спине, со стоячим воротником и манжетами и с пришивной юбкой со сборками у пояса. Бытовало на Западном Памире.
  2. Девичье платье.
  3. Женское платье.
  4. Женское платье со сборками подмышками, бытующее сейчас в Ишкашиме (Западный Памир).
  5. Старушечье платье тутча или чуртча, с отрезным, на кокетке, передом, собранным в сборки, и с цельной прямой спинкой, очень недолго бытовавшее в северных районах республики в конце прошлого века.
  1. Наиболее часто встречавшийся ворот с вертикальным разрезом, обшиваемый иногда узкой полоской материи другого цвета или украшаемый вышитой длинной двойной тесьмой.
  2. Ворот с вертикальным разрезом, украшенный фестонами и рюшью. Такие воротники делались у нижних платьев, шившихся из белой хл.-б. материи.
  3. Ворот с вертикальным разрезом и высокой стойкой, украшенный орнаментом, выстроченным на швейной машине нитками другого цвета.
  4. Ворот с вертикальным разрезом и невысокой стойкой, называемый итик,о, бытовавший и бытующий преимущественно в северных районах республики.
  5. Стоячий воротник, отделанный плиссировкой и украшенный орнаментом, выстроченным на швейной машине нитками другого цвета, чем само платье. Такой воротник называется парпарй или к,азок,й.
  6. Стоячий воротник с приполком как спереди, на груди, так и сзади, на спине. Бытовал и бытует преимущественно в северных районах республики и называется итико.
  1. Фаранчи-накидывающийся на голову халат с ложными рукавами, скрепленными на спине (сшита в Ленинабаде в начале XX в.).
  2. То же, бухарского покроя.
  3. Сарандоз или тур – тюлевое покрывало на голову невесты (Самарканд, двадцатые годы XX в.).
    1. Гилем-женский халат из домотканой шерстяной материи. Рукава с поперечными разрезами для продевания рук во время работы.
    2. Калтача или мунисак – старинный халат со сборками подмышками, бытовавший в городах и крупных селениях в середине и конце прошлого – начале XX века (сшит в Бухаре).
    3. То же. См. табл. 24 (сшит в Каратаге – Центральный Таджикистан – в начале XX в.).
    4. Камзул – старинный женский халат для молодых женщин, бытующий преимущественно среди городского населения (сшит в Ленинаба-де в начале XX в.).
    5. Румча – старинный халат для женщин средних лет (сшит в Ленинабаде в начале XX в.).
    1. Цома или чапон-халат наиболее распространенного в Таджикистане покроя – без швов на плечах, с доходящими до рукавов клиньями на боках и со сравнительно узкими рукавами, вшитыми без вырезной проймы.
    2. То же бухарского покроя (более поздний), без доходящих до рукавов клиньев в боку, с широкими длинными рукавами, вшитыми без вырезной проймы.
    3. То же из фабричного сукна, носили зажиточные горожане.
    4. То же покроя румча, шился со швами на плечах и с рукавами, вшитыми в вырезную пройму.
    5. Гилем – халат из домотканого сукна. Зарисован в Шугнане (Западный Памир).
    1. Камзул-мужской камзол, бытовавший и бытующий среди городского населения.
    2. Куртаи кифтак – мужская рубаха старинного покроя. Распространена по всему Таджикистану. Спинка и перед скроены из перегнутого в плечах полотнища, в боках клинья, ворот горизонтальный.
    3. Куртаи яктак – мужская распашная рубаха. Характерна для сельского населения северных районов Таджикистана.
    4. Яктай – рубашка-халат, бытовавшая в горных районах.
    5. Эзор, танбон – мужские шаровары наиболее распространенного в Таджикистане покроя. Таким же покроем шьют и женские, только они делаются уже, клин в шагу делается меньше и вшивается не до конца штанин, а четверти на две выше.
    6. Лозимй, пойч,ома – старинные женские шаровары. (сшиты в Бухаре).
    7. То же современного покроя.
    8. Мужские шаровары старинного покроя.
    9. Танбон-женские шаровары. (Западный Памир, Шугнан).

50. Старинный головной убор. Современный головной убор. (“Современный” – на момент исследования, середина 20 века)

Если разобраться, одежда различных групп этнических таджиков, с незапамятных времен различалась только в деталях.

Так, для мужского комплекта горного, или равнинного населения были характерны: широкая рубаха - "курта " сделанная из хлопчатобумажной ткани, брюки - шаровары , одевавшийся сверху халат , поясной платок и головной убор - тюбетейка .

Рубаху , обычно, шили из одного куска ткани, перегнув на плечах и сделав в середине вырез для горловины. Бока и рукава просто пришивались к основанию. Получалось широкое, не стесняющее движений изделие, названо в среде этнографов - туникообразным.

Брюки - шаровары ("эзор ") шились широкими, не стесняющими шаг сверху и узкими к низу. Рубаха носилась навыпуск, подпоясанная сложенным по диагонали поясным платком. Здесь нужно отметить, что платок, в этом случае выполнял функцию ремня и карманов одновременно, поддерживая брюки и делая функциональнее длинную рубаху. Прямо поверх рубахи надевали халат чапан »), распашного, прямого кроя. Для лета был предусмотрен легкий его вариант - без подкладки, для зимы - более плотный, на вате, имевший простежку по всему полю изделия. Халаты, как правило, шили из полосатой (полосами вдоль) или цветной хлопчатобумажной ткани. Жители горных районов предпочитали носить «чапаны » из некрашеной домотканой шерсти, ворот которых украшал вышитый орнамент.

Гардероб горцев дополняли высокие, вязаные цветной нитью, чулки ("джураб "), на которые надевали башмаки из сыромятной кожи на мягкой подошве - чарыки ("чорук ").

Равнинные жители надевали на ноги мягкие высокие сапоги-чулки из выделанной кожи - "махси ", в которые заправляли шаровары, а при выходе из дома прямо на них надевали кожаные калоши. В обиходе так же были кожаные сапоги с каблуком, и загнутым носом, используемые для верховой езды.

Головным убором для таджиков всегда служила тюбетейка , которая представляла собой невысокий конический колпак, затейливо украшенный вышивкой, узор которой, лучше всякого документа указывал на происхождение и место жительства хозяина. Равнинные таджики поверх тюбетейки носили еще и чалму.

К XX в. моду у таджиков вошла плоская квадратная тюбетейка , черная с белой вышивкой, которая получила название - "чусти ", по месту ее изготовления в городе Чуст . Ее стали охотно надевать и женщины, ранее использовавшие в качестве головного убора только платок.

Женский костюм , по составу обязательных элементов, был подобен мужскому, его точно так же составляла рубаха ("курта ") и шаровары . Женская рубаха кроилась так же, как и мужская, но в отличие от последней, была значительно длиннее и украшалась богатой вышивкой. «Курта» могла быть и однотонной и яркой, многоцветной, оформленной рисунком.

Женские шаровары обычно шили из двух типов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, хлопчатобумажной - приятной для тела и «дышащей», а нижнюю, которую видно из-под рубахи, из нарядной и более дорогой материи. Шаровары заканчивались красивой тесьмой, которая затягивалась вокруг щиколотки.

Верхней одежды таджикские женщины вообще не имели, в холода им предписывалось сидеть дома. Однако, если по необходимости нужно было выйти на улицу, они просто надевали несколько платьев, а сверху накидывали стеганый халат, сделанный подобно мужскому.

Выходя из дома, каждая женщина должна была надеть особый вид накидки - паранджу ("фаранджи "). Она представляла собой стилизованный халат-мешок со сложенными и сшитыми за спиной рукавами, впереди паранджа оформлялась черной волосяной сеткой («чачван "). Вся эта конструкция одевалась на голову, и надежно укрывала лицо и фигуру. Ношение паранджи - чисто мусульманский обычай, и пришел в Таджикистан в VII- VIII веках, вместе с арабами, принесшими Ислам. И хоть эта традиция усиленно насаждалась духовенством, прижилась она только в городах равнинной части страны. А в кишлаках и горных аулах ее и вовсе игнорировали.

© Н. Абдуразаков

Таджикская женщина, будучи одарена красивой внешностью, стремилась соблюдать чувство прекрасного и в одежде. В отличие от представительниц слабого пола других народов, возможности для разнообразия гардероба, благодаря удобному расположению страны на пересечении торговых путей, у нее были еще за столетия до того, как появилось само слово мода. Возможно, именно поэтому национальная одежда жительниц Таджикистана издревле весьма разнообразна, а фасоны платьев в большинстве его районов (в том числе исторических) могут сильно отличаться.
Материал о некоторых платьях мы уже публиковали в фотоленте ранее. В этой фотоленте, которая представляет собой вторую часть альбома, мы продолжим знакомство с одеждой таджикских женщин, как и ранее, с помощью наших прекрасных таджичек-моделей, подробно рассматривая каждый атрибут и обращаясь к истории.

(Модели: Рудоба Махмудова, Аниса Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Таджикские женщины, в особенности молодые, любили яркие цвета в одежде и всегда старались сочетать оттенки. И надо отдать должное их вкусу - они не перебарщивали.

«Гамма излюбленных расцветок материй для одежды у таджикских женщин была чрезвычайно разнообразной, яркой, жизнерадостной, не будучи в то же время режущей глаз, хотя сочетания цветов и строились на принципе острого контраста», - писали антропологи Н. Ершов и З. Широкова по итогам исследования, проведенного полвека назад в Таджикистане.


(Модель: Аниса Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Одежда же, представленная на иллюстрации, в большей степени использовалась деятелями искусства, которым в таджикской истории всегда отводилось особое место. Так в прежние времена могли выглядеть певицы, танцовщицы и т.д. Хотя обычно костюмы музыкантов, исполнявших тогда в основном шашмаком, отличались более богатыми цветами и материей (шились, например, золотыми нитями на темной материи), как это было показано в нашей предыдущей фотоленте:

(Модель: Рудоба Махмудова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Один из мифов сегодняшнего Таджикистана – что тюбетейка издревле была традиционной для женщин. Этот атрибут, согласно исследованиям советских антропологов, получил популярность и стал использоваться девушками практически во всех районах страны, а также соседнего Узбекистана, только в XX веке, после революции. При этом носят ее преимущественно только девушки и молодые женщины.

© Н. Абдуразаков

Самым традиционным головным убором для таджичек был платок - рўмол, қарс, соба или латта. Существовало очень много способов повязывания платка, многие из которых сегодня уже практически нигде не встретить. Конечно, во многих регионах были свои платки, традиционно используемые только в этом городе или районе.
Например, в Бухаре носили большие косынки, которые назывались ридо. Кулябские же девушки традиционно носили кисейные платки в виде широких длинных шарфов, закинув один из концов за голову, примерно как показано на фото. Правда, у прежних платков края были вышитыми, а назывались они латтаи нақшинӣ (расписная материя) или сарандоз.

© Н. Абдуразаков

Вместо тюбетеек под платками обычно носили мягкие шапочки из материи, которые и назывались тўппи (то же самое, что и тоқӣ - тюбетейка в переводе с таджикского). Они, видимо, и есть предки сегодняшних женских тюбетеек.
Пожилые и старые женщины носили схожий головной убор - сшитые из материи (особой формы) шапочки, которые назывались кулўтапўшак. Тюбетейки, как мы уже писали ранее, по сей день носят преимущественно только девушки и молодые женщины.

(Модель: Мадина Кадамова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

В случае с девушкой на фото поверх головного убора силсила (или обычно поверх шелкового платка) накинута паранджа из тяжелой полушелковой материи банорас местного производства, отделанная шелковой тесьмой и вышивкой. Обычно такие накидки были монотонные и темного цвета, лишь со временем их стали делать более яркими.
Такие накидки носили в Худжанде и окрестностях (сегодняшней Согдийской области). Обычно в комплекте должен быть и чашмбанд (дословно «завязывающая/закрывающая глаза») - волосяная сетка, которую женщина надевала под паранджу, закрывая лицо, перед тем как выйти с женской половины дома.
В уши продеты серьги из скрученных спиралью проволочек с подвесками, в которые раньше вставлялись рубины и изумруды. Украшения больше были распространены в Бухаре, хотя был период, когда некоторые районы современной Согдийской области входили в Бухарское Ханство, а райцентр Худжанд был в составе Самаркандской области. Поэтому смешение традиций (в том числе в одежде и украшениях) этих трех древнейших населенных пунктов вполне объяснимо, тем более что эта близость, выраженная в диалекте и обычаях, прослеживается и в наши дни.

(Модель: Зебуниссо Авезова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Так обычно накидывали платок поверх тюбетеек девушки в горных районах Таджикистана, например в Ишкашиме, на западе Памира. А серебряное украшение силсила, которое состоит из соединенных колечками фигурок различной формы с подвесками по нижнему краю, обычно надевалось, наоборот, поверх платка, под которым был еще один платок, рўмол, сложенный по диагонали. Именно таков был головной убор невест в районах Куляба. Однако платки в этом случае были ярких тонов, в основном белые. То есть в данном случае на иллюстрации мы видим смешение стилей (атрибутов и обычаев ношения) разных регионов.

(Модель: Тахмина Ибрагимова, Ассистент: Додхудо Туйчиев Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Большое ожерелье назывались ҳайкал или зеби сина. Оно обычно состоит из соединенных многорядными цепочками пластинок (обычно семь), инкрустированных цветными стеклянными глазками, бирюзой и украшенных накладной сканью, зернью и подвесками, где самая нижняя пластинка делалась крупнее остальных. Поверх платья на девушке аналог обшитого тесьмой тюлевого покрывала, который назывался сарандози тўр.

(Модель: Мадина Назарамонова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

В качестве верхней одежды таджички носили легкие распашные халаты с узкими и короткими, до запястья, рукавами, немного прилегающие в талии и иногда без воротника. Распространены они были в основном в равнинных районах и назывались мунисак или калтача.
Особенно распространены были стеганые ватные длинные халаты, именуемые ҷома или чапон. Под них в равнинных районах иногда надевали еще и безрукавки - камзўлча, шившиеся длиной до пояса или немного ниже. На этой фотографии на голову девушки наброшена парчовая расписанная паранджа (обязательный атрибут до начала XX века), к которой обычно прилагается волосяная сетка для закрывания лица - чашмбанд.

© Н. Абдуразаков

Если платье было самым главным атрибутом костюма женщины в Таджикистане, то второй основной ее частью были глухие шаровары, которые называются, в зависимости от района страны и фасона, пойҷома, лозимӣ, эзор/изор или танбеӣ. Их до сих пор обязательно носят, если надевают национальные платья. На талии раньше они стягивались поясом из тесьмы, продетым в загнутый рубцом верхний край шаровар. Обычно они шились из той же материи, что и платье.

(Модель: Мехрангис Мамадназарова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Платье девушки на фото традиционно для горных районов Таджикистана, таких как Дарваз, например; такие шились в основном из материи местного производства. Обшлага рукавов, саростин, обычно украшались вышивкой крестом, а ниже локтей на рукава нашивались вышитые тоже крестом полоски, именуемые чо-бик. В данном случае вместо крестов они обшиты узорами в форме цветов.

(Модель: Нигина Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Современная интерпретация старинного костюма, сочетающего стили халатов, которые в прежние времена надевали таджички, исполняющие шашмаком, или молодые женщины из верхнего сословия (в данном примере стили смешаны). Такую одежду из богатой материи красного цвета с желтой вышивкой (золотыми нитями) могли себе позволить в основном женщины из зажиточных семей или представительницы искусства, которых часто одаряли их покровители. Стоячий воротник в прежние времена называли куртаи саростиндори гиребонаш қазоқӣ, что дословно переводится как «платье с манжетами и казахским воротником».

(Модель: Зебуниссо Авезова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

На данной иллюстрации другой пример использования стоячего «казахского воротника». Однако в этом случае фасон и стиль одежды уже более близки к тому, что могли носить люди из сословия музыкантов, певцов и других представителей искусства. Головной убор в виде небольшой короны, инкрустированной жемчугом, с продетой частично из-под нее легкой прозрачной шалью также привычен именно для их стиля одежды.

(Модель: Мехрангис Мамадназарова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

В старину в некоторых горных районах Таджикистана, в отличие от остальных областей, рукава платьев делались узкими у запястья, а стан платья - узким в талии и широким в подоле. На фото пример такого наряда, но в современной интерпретации - более короткое и открытое. Поверх тюбетейки, распространенной в горных районах республики, накинут легкий большой платок.
Больше фасонов регионов Таджикистана сморите в предыдущей фотоленте «Национальная одежда регионов Таджикистана»:

(Модель: Манижа Шакар, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Представленные в этой части фотоальбома (а ранее – и в предыдущей) примеры одежды таджикских женщин и в первую очередь их описания, конечно, не претендуют на историческую достоверность. Этот материал является лишь попыткой показать все великолепие и изобилие стилей в одеяниях женщин Таджикистана через яркие профессиональные фотографии, красивые лица современных таджичек, старинные костюмы и атрибуты, а также их историю, основанную на скудных и малочисленных исследованиях таджикской этнологии.
Возможно, такого рода работы смогут способствовать большему использованию в быту национальных стилей и исторически близкой таджикам одежды, хотя в последнее время именно использование национальных таджикских орнаментов в современной одежде и атрибутов, стилизованных под традиционные, становится все популярнее. Более современным нарядам в национальном стиле будет посвящена следующая фотолента «России для всех».
А пока больше фасонов национальной одежды регионов Таджикистана сморите в ранее опубликованной фотоленте «Национальная одежда регионов Таджикистана».

(Модель: Мадина Назарамонова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

ДУШАНБЕ, 30 ноя — Sputnik. В Таджикистане женщинам решили предложить эскизы национальной одежды, которые они могут носить в любую погоду.

Над разработкой моделей нарядов трудились эксперты трех ведомств — Министерства культуры РТ, Комитета по делам женщин и семьи, а также Комитета по делам молодежи при правительстве РТ.

Подобная инициатива, как отмечается, была предпринята с целью пропаганды национальной одежды, и предотвращения распространения чужой культуры в стране.

Почему-то власти Таджикистана проявляют такую заботу только по отношению к женщинам, а ведь в дореволюционное прошлое в повседневную и официальную форму таджикских мужчин входили чалма и чапан.

Отказ от европейского

Чужое не бывает только женским. Поэтому надо бы облегчить задачу трем инициативным ведомствам страны и заблаговременно рассмотреть возможные модели национальных одежд для таджикских мужчин, причем на все сезоны.

Но так как в Таджикистане не совсем любят европейское, придется уйти в то прошлое, когда в Центральной Азии все было исключительно национальным. Когда не успело, например, распространиться движение джадидизм ("новаторство", — ред.), представители которого на рубеже XIX-XX веков старались заимствовать и использовать плоды европейской культуры.

Так, задолго до этого в основу одежды государственных служащих, учителей, торговцев и даже обычного дехканина входили рубаха туникообразного покроя (яктаҳ), штаны с широким шагом (эзор), распашной халат (чапон, ҷома), пояс-платок (яккабанд), тюбетейка (тоқӣ, кулоҳ), чалма (салла, чаккабанд), кожаные сапоги на мягкой подошве (маҳсӣ), кожаные с заостренным носом галоши (кафш), в горных местностях — туфли с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам (кафши чубӣ).

Традиционная одежда таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, а богатый вид наряда зависел от статуса мужчины. Например, последний эмир Бухарского эмирата Сейид Мир Мухаммед Алим-хан носил халаты из дорогостоящих тканей, обшитых золотыми нитками, а также головные уборы с драгоценными камнями. Обычный же дехканин мог позволить себе лишь одежду из дешевой хлопчатобумажной ткани.

Таким образом, если перенестись в наше время, нынче в зимние дни, например, для министров Таджикистана в самую пору были бы традиционные таджикские стеганые чапаны из бархата с шалевым воротником, теплая кашемировая чалма или каракульская шапка, а также утепленные кожаные сапоги с заостренным носом. Этот чисто таджикский наряд, в пользу которого они бы отказались от строгих костюмов и пальто, однозначно показал бы их уважение к таджикской культуре.

А студенты, к белым носкам которых, по уверениям ряда местных СМИ, придираются в вузах страны, могли бы весной, к примеру, носить легкую льняную рубашку со штанами, согласно эскизу национальной одежды для мужчин. В дождливые дни они могли бы накинуть на себя распашной халат и туго завязать пояс с платком в цветочных вышивках. А белые носки им бы заменили пойтоба (онучи) — лентаобразная хлопчатобумажная ткань, которой обматывают ступню и голень.

Не по карману

Но есть одно но: адрас, атлас, шелк, кашемир и бархат, которые так часто использовались в традиционных мужских одеяниях, — самые дорогие ткани. Такую роскошь позволить себе сегодня, конечно же, может не каждый.

Метр панбархата, к примеру, на рынках Душанбе стоит 1000 сомони (около 111 долларов), а шифон и шелк — важные ткани мужского лука — от 300 до 1500 сомони (30 — 167 долларов).

© Sputnik / Валерий Шустов

Пошив национального костюма из этих тканей обойдется таджикским мужчинам не меньше стоимости самого материала. Ведь за такую капризную ткань, как, например, вельвет или бархат, возьмутся не все. Здесь при пошиве нужно учитывать не только направление ворса и разглаживание швов, но и акцентировать особое внимание на декатировании, отчего и стоимость чапанов из этих тканей может вырасти до космических цен.

Такая роскошь, естественно, будет не по карману простым жителям. В связи с чем профильные ведомства при составлении списка повседневных нарядов должны будут обратить внимание и на их стоимость.

Скорее всего, с учетом бюджета среднестатистического таджикистанца надо будет отказаться от использования недешевых тканей, и уж тем более от дорогостоящих декоративных вышивок. Последнее можно будет позволить себе лишь в дни празднований таджикских традиционных торжеств.

А на работу мужчины смогут одеваться проще: в одеждах из таких тканей, как алоча (яркая, разноцветная полосатая материя из шелка и хлопка), бекасаб (полосатая ткань, широко применявшаяся для пошива мужских и детских халатов, ватных одеял и прочего) или банорас (однотонная хлопчатобумажная ткань).

Эти материалы, кстати, несмотря на свою простоту и дешевизну, давно покорили сдержанный Запад. Среднеазиатские мотивы теперь уже можно встретить даже в коллекциях таких мировых домов мод Gucci и Dior. Так что таджикские мужчины с переходом на национальную одежду однозначно будут одеты по последнему писку моды.

Все это, конечно, только идеи, но если они претворятся в жизнь, через некоторое при слове "таджик" каждому будет представляться колоритный брюнет с длинным халатом в пол.

Со временем эскизы перестанут носить лишь рекомендательный характер и войдут в повседневную моду, а затем и в привычку, особенно, если над ними работали такие профильные ведомства, как Минкультуры, Комитет по делам женщин и семьи, а также Комитет по делам молодежи при правительстве РТ.