Идеал женской красоты на руси. Как изменялись идеалы красоты в россии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

ИДЕАЛ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ В РУССКИХ СКАЗКАХ

Исследовательская работа

Елена Петровна Шашкова,
учитель русского языка и литературы

Ленинск-Кузнецкий

2014

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Определение понятия «идеал красоты»…………………………….5
3. Глава 2. Идеал женской красоты с древних времен до наших дней………..7
4. Глава 3. Социальный опрос на тему «Понятие идеала красоты» …………9
5. Глава 4.
Идеал женской красоты в русских сказках………………………..13 6. Заключение……………………………………………………………………15
7. Литература………………………………………………………….................16
8. Приложение…………………………………………………………………....17

Введение

Во все времена девушки стремились соответствовать неким идеалам красоты. Удивительно, что в разные эпохи у представителей различных национальных культур имелось свое мнение о красоте и идеале. Так, в Индии идеальной считалась полная женщина, поскольку ее пышные формы свидетельствовали о здоровье, богатстве и изобилии. Телесный вес являлся показателем общественной значимости, весомости. Женщина «в теле» являлась подтверждением того, что муж богат и занимает высокое положение в обществе. И в Италии настоящей матери положено было иметь полную фигуру, так как женщина считалась центральной фигурой в семье, сосредоточием мира. Материнство в мире людей символически связывалось с изобилием Матери-Природы. Однако в нашем современном обществе, где почти не осталось места культу материнства, к полноте многодетной матери относятся с равнодушием или осуждением, провозглашая моду на стройных манекенщиц и актрис. Этот интерес вызван, прежде всего, к голливудским звездам, начиная с Джейн Мэнсфилд и заканчивая Мэрилин Монро. Но почему в современном мире исказилось представление о женской красоте? Почему изменилось представление об идеале красоты русской женщины, и какие народные черты сохранила русская женщина в наше время?
Актуальность исследования обусловлена изучением представлений об идеале женской красоты в разных культурах и выявлением особенностей красоты русской женщины. Чтобы познать идеал красоты русской женщины, мы обратились к русским литературным и народным сказкам. Поэтому объектом исследования служат русские народные и литературные сказки, а предметом исследования – женские образы в русских народных и литературных сказках.

Нами выдвинута гипотеза : красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру.

Цель исследования состоит в раскрытии понятия идеала красоты русской женщины на примере русских сказок. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи :

1) рассмотреть, как менялся идеал женской красоты в разные эпохи;
2) провести опрос учащихся на предмет представления об идеале красоты;
3) проанализировать русские народные и литературные сказки и выяснить, какой идеал женщины в русском национальном сознании представлен
в сказках; составить собирательный образ идеальной русской красавицы.
При выполнении исследовательской работы использовали теоретические методы: изучение научной литературы, анализ полученных результатов; практические методы: анкетирование, наблюдение и сравнение.

Глава 1. Определение понятия «идеал красоты»

Что такое красота? Что такое идеал? Существует ли в наше время идеал женской красоты? Каковы основные эталоны красоты нового времени? Эти вопросы волновали ни одно поколение. Остановимся на определениях этих понятий и обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля: « Красота ж.- свойство прекрасного, отвлеченное понятие красивого, изящество. Соединение истины и добра рождает премудрость,
в образе красоты. Красота лица, пригожество. Красота слова
, изящество выражения . Красота приглядится, а ум вперед пригодится...»
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова находим такое определение: «Красота - это все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота русской природы. Красота поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (разг.)».
И определение понятия «
Идеал - это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы. Совершенное воплощение чего-нибудь. Наилучший вид, элитный образец чего-нибудь ».
Определение «идеала эстетического» дано в «Словаре литературоведческих терминов»: «идеал эстетический - (от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного. Идеал эстетический - высший образец красоты, добра, истины, воплощенный в образе человека, а также в общественном устройстве. Художники каждой эпохи тяготеют к своему идеалу,
его характер определяется общественными тенденциями».
Этало́н ( étalon ) - (или комплекс средств измерений), обеспечивающее воспроизведение или хранение , а также передачу её размера нижестоящим по средствам измерений и утверждённое в качестве эталона в установленном порядке».
5

Поэты и художники в разных странах и в различные эпохи разрабатывали трактаты о красоте и пытались создать свой идеал красоты. Так, например, Питер Пауль Рубенс внес свой вклад в определение понятия идеала красоты, написав «Трактат о теле человеческом», где утверждал: «Говоря о женской фигуре, следует заметить, что очертания и контуры мышц
женщины, ее манера стоять, идти, садиться, все ее движения и все ее
действия представлены таким образом, что в них нельзя разглядеть совершенно ничего, свойственного мужчине. Напротив, в соответствии со своим первоначальным элементом, коим является окружность, она вся круглая, нежная, гибкая и во всем противоположна мощной и мужественной форме».
Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса: «Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной... волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм…»

Определение идеала красоты современной женщины дано и в «Энциклопедии красоты»: «Идеал красоты женщины состоит из двух взаимосвязанных вещей: внешней красоты и здоровья.
В моде плавность и гибкость линий, отсутствие излишне богатых
форм, худоба лица, но главное – ухоженность и холеность».
Таким образом, мы видим, что точного определения понятия «идеал красоты» нет ни в одной справочной и энциклопедической литературе, так

как у каждого народа в разные эпохи было свое представление об идеале
красоты.
6

Глава 2. Идеал женской красоты с древних времен до наших дней

Вглядимся в зеркало времен и понаблюдаем за тем, как менялся
идеал женской красоты. В первую очередь, вечная или истинная
красота была связана с библейским образом Евы, прародительницей человечества, красивой женщины с округлыми формами. Вне зависимости от времени, от модных тенденций искусство всегда предпочитало создавать образ пышных женщин. И этому есть объяснение. Изначально мир был сотворен по образу и подобию круга: земля, солнце, луна, звезды,
атомы – все имеет круглую форму. Полнота, или округлость форм, ближе к совершенству – райскому состоянию единения с Богом. Эта истина отразилась в символике мифов, сказок, верований разных народов. Не случайно округлость фольклорных героев считалась признаком здоровья.
В Античности вес тела не имел значения, главное, чтобы тело было пропорциональное и натренированное. Так, в древней Греции эталоном красоты стала скульптура Афродиты. В раннее Средневековье земная красота считалась греховной, а наслаждение ей – недозволенным. В это время идеалом средневековой женщины стала пресвятая дева Мария. В XII-XIII веках люди перешли к почитанию богатства, и в женской моде появилось подчеркнутое великолепие. Существовал некий собирательный образ Прекрасной Дамы со стройной фигурой, светлыми волосами. Рыцари такую женщину сравнивали с розой – нежной, хрупкой и изящной. Чувственные, цветущие женщины эпохи раннего и высокого Возрождения сменили стройные тела средневековых женщин. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Красота теперь снова неотрывно связана с телом. К женской красоте перестали относиться, как к дьявольскому искушению, а к телу – как к греховному сосуду. Напротив: красота теперь – дар Божий, заслуживающий поклонения, а прекрасные женские тела появляются на картинах всех выдающихся живописцев. И вновь искусство вознесло на пьедестал материнство. Идеалами той эпохи стали Мона Лиза,
7

увековеченная великим Леонардо да Винчи, и красавицы Рубенса , Рембрандта и других художников венецианской школы. [Приложение 1]
Начало эпохи романтизма проявилось в женской моде естественностью и худобой, девушки облачались в корсеты, чтобы подчеркнуть свои формы. Идеал европейской женской красоты ввел в моду хрупкость и изящество, которое к началу XX века перешло на женскую фигуру.
В XX веке главным достоянием женщины стала свобода, которая открыла возможность самовыражения. Больше всего у женщин ценился ум, энергия, умение зарабатывать деньги. В 20-е годы в моду вошли женщины со стройной фигурой, короткой прической и кукольным лицом. Идеальная женская фигура стала походить на мужскую. Мода всего лишь соответствовала духу времени, она поддерживала идею равенства полов. Но гениальное искусство вне зависимости от идеалов и вкусов своей эпохи отдавало предпочтение пышным, округлым формам, воплотившихся в произведениях Пикассо, Брака, Бекманна, Кустодиева. С началом эры кино законодателем мод на идеальную женскую фигуру стал Голливуд. Марлен Дитрих и Грета Гарбо, затем Мэрилин Монро и Джина Лолабриджида стали считаться идеалом женской красоты для миллионов людей XX столетия.
В XXI веке эталоном красоты являются стройные, спортивные женщины, которые не согласны мириться с лишними килограммами веса и довольно далеко отошли от первооснов человеческого бытия. Вышли из моды и признаки зрелой женственности, на смену пришел идеал девочки-подростка, затянутой в джинсы с татуировкой на теле.
Из сказанного можно сделать вывод, что понятие о женской красоте на протяжении многих веков менялось, что в мире не было как такового общепринятого понятия идеала женской красоты. Каждая женщина искала для себя что-то свое, чем подчеркивала прелести своей фигуры.
Но во все времена ценились уверенные в себе женщины – те, кто игнорировали свои недостатки и принимали свое тело таким, каким создала его природа.
8

Глава 3. Социальный опрос на тему «Понятие идеала красоты»
В анкетировании на тему «Понятие идеала женской красоты» приняли участие учащиеся 8-11-х классов МБОУ СОШ № 1, всего было опрошено 50 учеников, среди них 38 девочек и 12 мальчиков. Анкета содержала семь вопросов, посвященных теме нашего исследования:

    Красота в вашем понимании?

    Красота в наше время – это…

а) внешность, б) внутренняя составляющая, в) другое

    Согласны ли вы с утверждением «Красота – страшная сила»?

    Для вас красота - важный показатель?

    Идеал женской красоты – это…

    Каковы основные эталоны женской красоты нового времени?

    Кто для вас является идеалом женской красоты?

Результаты опроса:

1. Красота в вашем понимании?

На первый вопрос «Красота в вашем понимании» ребята отвечали весьма разнообразно: и душа, и внешность, и гармоничное сочетание внутренней и внешней красоты... Для одних, красота - это все прекрасное, для других, красота - это все то, что вдохновляет и имеет интерес. Но большинство опрошенных все-таки сошлись в едином мнении о красоте, как о внутреннем составляющем, гармонирующим с внешним обликом. Радует, что среди наших ребят есть те, кто ценит не только одежку, но и ум, и душу. Были и другие варианты ответа: «идеальное состояние внешности человека и его духовного мира», «это богатство внутреннего мира», «красота души».

2. Красота в наше время – это

а) внешность, б) внутренняя составляющая, в) другое.


9
Результаты опроса показали, что большинство учеников (56%)
под красотой понимают гармонию внутренней и внешней красоты. Но некоторые считают, что в наше время в человеке важна только внешность. Вероятно, эти ребята выбирают себе собеседника по внешним параметрам. Наверно, с такими людьми достаточно тяжело общаться, ведь для них приоритетнее то, как выглядит человек, но никак не духовный мир.

Рис. 1. Определение понятия красоты

3. «Красота - страшная сила»?

Эта крылатая фраза Фаины Раневской стала культовой в наше время. « Красота – страшная сила», порой требующая самых невероятных жертв и проявлений. Иногда она может обернуться против обладателя красоты и принести ему немало неприятностей и страданий . А может изменить мир в лучшую сторону, так как человек всегда стремится к прекрасному. Главное, чтобы красота была не разрушительной, а созидательной силой. И с этим согласны 74% учащихся. А 26% ребят считают, что истинная красота - это скромность, естественность без риска здоровью и что ее роль в обществе
невелика.

4. Красота - важный показатель?

При встрече или знакомстве мы всегда оцениваем человека внешне, то есть обращаем внимание на то, как он выглядит. Нам интересно было узнать, является ли важным показателем для ребят красота. Из всех 50 опрошенных
10

только 19 считают, что красота - это важный показатель. Внешнюю привлекательность они ставят выше внутренних качеств. Такие ребята весьма критичны к внешнему виду человека, они не будут общаться с человеком, обладающим внешними изъянами. 25 других думают о том, что это не совсем важный показатель. Ведь в данном случае во внимание берется внешний облик. Такие ученики просты и некритичны по отношению к другим, для них неважна яркая оболочка, так как ценна внутренняя суть. Для двух ребят красота совсем не играет никакой роли в человеке. Из ответов учащихся мы увидели, что для большинства из них красота не является важным показателем, такие люди более просты в общении и в выборе друзей и ценят в них только душевные качества.

5. Идеал женской красоты.

При выборе качеств, характеризующих идеал женской красоты почти все ученики, ответили, что для них женским идеалом является обладательница богатого внутреннего мира и хороших внешних данных
(90%). Остальные 10% ответили весьма оригинально: 7 % посчитали идеалом совокупность хороших качеств в женщине: ухоженность, аккуратность, воспитанность, естественность, а другие 3 % и вовсе посчитали идеал, как и слово «совершенство», понятием быстротечным, но ярким. Для них идеалом послужила беременная или влюбленная женщины.
6. Каковы основные эталоны женской красоты нового времени?
В результате анализа ответов, выяснилось, что лидера среди эталонов женской красоты не наблюдалось. Варианты были самые разные, все они отражают господствующие критерии красоты современного общества:
1. Дистрофийное телосложение. 2. Осиная талия, длинные ноги, параметры тела (90/60/90); модельная внешность. 3.Тату, вульгарная и вычурная одежда. 4. Обеспеченная девушка: наличие дорогой машины, квартиры, дизайнерской
11

одежды. 5. Ухоженная женщина с маникюром, ярким макияжем и с индивидуальным стилем. Таким образом, эталонов красоты нового времени множество, и они отвечают критериям современного общества.

7. Кто для вас является идеалом женской красоты?

По результатам опроса среди идеалов женской красоты лидирует мама.

Рис. 2. Определение идеала женской красоты

Большинство ребят (44%) из этой категории выбрали в качестве своего идеала маму, то есть родного человека, которого знают с самого рождения и для них, безусловно, она лучше всех. На втором месте число ребят (24%), у которых идеал женской красоты совсем отсутствует. Думаю, это связано с неспособностью видеть прекрасное, хотя, может быть, в жизни этих ребят еще не появился человек, который заинтересовал бы своей индивидуальностью. На третьем месте те ученики (20%), чей выбор в пользу кинозвезд: Одри Хепберн, Вивьен Ли и другие. Остальные ученики (12%) выбрали в качестве идеала красоты принцесс из сказок и мультфильмов.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что женская красота для учащихся нашей школы понятие неоднозначное, большинство главным качеством красоты считают внутренний мир человека. Идеалы женской красоты в нашем мире существуют, но для каждого ученика они индивидуальны, у многих опрошенных идеал - мама. Эталонов красоты много, и они отражают критерии красоты современного общества.
12

Глава 4. Идеал женской красоты в русских сказках

«Красота спасет мир», - писал Ф.М. Достоевский. Но какая красота спасет мир? Ведь у каждого народа свой эталон красоты. Что значит красота русской женщины? Прежде всего, идеал русской женщины проявился в сказках. И это не случайно, потому что русская сказка – это путь понимания народной мудрости, выражение духа народа. Она повлияла на наше национальное сознание, привела к пониманию христианской жизни.
Исследуя женские образы в русских сказках, попытаемся определить отличительные черты русской женщины. Народный идеал русской женщины, прежде всего, представлен внешностью сказочных героинь: девиц с белым лицом, румянцем на щеках, с бровями «черна соболя», глазами, словно «звездами», осанкой «лебединой», походкой «павиной», с длинной русой косой. Но только ли внешность героинь определила эталон красоты женщины? Обратимся к сказкам и понаблюдаем за судьбами сказочных героинь.
Тяжело пришлось в жизни Настеньке из сказки «Морозко». Трудолюбивую, кроткую падчерицу невзлюбила мачеха и решила погубить. Несмотря на жестокие испытания холодом и трудом, Настенька не озлобилась ни на отца, ни на Морозко. Настенька является идеалом терпеливости, трудолюбия, силы духа и светлой души.
В сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» Аленушка пострадала от зависти и ревности сестер. В семье она была младшей дочерью, « отец любил ее больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее». Не за подарки она «молвила слово доброе и сердечное», как это делали сестры. Аленушка жалела своего отца, заботилась о нем, он был для нее самым дорогим человеком. И ради его спасения она была готова покинуть отчий дом и принести себя в жертву чудовищу. Аленушка стала идеалом
доброты, сострадания, жертвенности и родительского почитания.


Василиса Премудрая в сказке «Царевна-лягушка» по воле зло
колдуньи была превращена в лягушку. Снять заклятие ей помогла любовь Ивана. Эта героиня обладала мудростью, хитростью и способностью творить чудеса. Она была прекрасной хозяйкой, мастерицей: и рубаху могла сшить, и каравай испечь, и ковер выткать. Василиса - идеальная невеста, так как помогала своему жениху достойно пройти все испытания и обрести семейное счастье. Василиса Премудрая стала олицетворением мира и семейного очага.
Марья Моревна, заглавная героиня народной сказки «Марья Моревна», прекрасная царевна, смелая воительница, осталась преданной в разлуке с мужем, помогла ему победить Кащея. Все завидовали Ивану и говорили, что «такой красавицы во всем свете поискать – другой не найти». Для народа Марья Моревна служит идеалом порядочности, верности и любви.
В сказке «Белая уточка» княжна, нарушив запрет мужа не выходить в сад в его отсутствие, ослушалась и была превращена колдуньей в белую уточку. Вскоре она вывела деточек и вырастила. Но случилась беда, ребята случайно забрели на княжеский двор, ведьма узнала их и омертвила. Материнское сердце уточки почуяло горе, она отправилась на поиски детей и нашла их «белые тела» на княжьем дворе. «Кинулась она к ним, крылышки распустила и завопила: «Мои деточки, я нуждой вас выхаживала, я слезой вас выпаивала, темную ночь недосыпала, сладок вкус недоедала!» Почуял князь неладное, снял с уточки заклинание, и обратилась она в молодую княжну. В образе княжны воплотился идеал материнства, заботы и нежности.
Таким образом, сказки помогли определить эталон красоты русской женщины и прийти к выводу, что русская красавица – это женщина-славянка с богатым внутренним миром и силой духа, в ней отразились лучшие национальные черты: красота, мудрость, доброта, нежность, терпение, трудолюбие, смелость, милосердие, любовь и верность. Она – идеальное воплощение материнства, носительница семейных ценностей, хранительница
14

семейного очага. [Приложение 1] Своей особой красотой, уступчивостью, самоотверженностью русские женщины и сегодня привлекают мужчин всего мира, так как в них идеально гармонируют внешность и духовность.

Заключение

Подводя итоги исследовательской работы, можно подтвердить рабочую гипотезу, что красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру, поэтому мы попытались проанализировать народные женские идеалы, выраженные в русских сказках. Это помогло составить собирательный образ идеальной русской красавицы: славянки с богатым внутренним миром и силой духа, в которой отразились лучшие национальные черты, семейные ценности русского народа. В ходе исследования были изучены и описаны идеалы красоты женщин различных эпох, сделаны выводы об относительности понятия идеала красоты, эталонов женской красоты.

По результатам анкетирования учащихся сделаны выводы о неоднозначном понимании идеала женской красоты, эталонов красоты нового времени.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его материалы и выводы можно использовать при подготовке классных часов, для проведения элективных занятий по МХК и уроков литературы.

Литература

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2 – М.: Русс.яз., 1989. 877 с.

2. Ожегов, С.И., Шведова Ю.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. –М.: Азбуковник, 1999. 944с.

3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974. 509с.

4. Ресурс [Электронный ресурс] – режим доступа – Википедия – версия энциклопедии на русском языке.

5 . Ресурс http : // byaki . net / [ Электронный ресурс] – режим доступа – Н.М. Аршавская. Идеал красоты в разные эпохи от Средневековья до конца 19 века.

6. Ресурс www passion . ru [ Электронный ресурс] – режим доступа – Энциклопедия красоты.

7. Пропп, В.Я. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. / Подготовка текста, предисловие и примечания В. Я. Проппа. - М.: Государственное Издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1978

Приложение

Идеалы женской красоты

Идеал Античности

Идеал Средневековья

Пресвятая Дева Мария

Идеал эпохи Возрождения

Мона Лиза

Идеал эпохи романтизма

Идеал красоты женщины XX века

Мэрилин Монро

Идеал красоты современной женщины

Русские красавицы


Идеал русской женщины

Русская красавица – это женщина славянской внешности с богатым внутренним миром и силой духа. В ней отразились лучшие национальные черты: красота, мудрость, доброта, нежность, терпение, трудолюбие, смелость, самоотверженность, милосердие, любовь и верность.
Она – идеальное воплощение материнства, носительница семейных ценностей, хранительница семейного очага. Она такая же тайна, как и сама русская душа.

Лучшей рекламой сегодня является вскользь оброненное: «Такой косметикой пользовалась сама Нефертити ». В принципе имя можно подставить любое — Клеопатра , Екатерина Великая , королева Марго , Мария Медичи . Но в наших широтах беспроигрышным вариантом будет упомянуть русских боярынь, поскольку они, как известно, «красою лепы, бровьми союзны».

«Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну» — такие гневные обличительные речи произносились в середине XVII столетия в «Кружке ревнителей древлего благочестия», идейным вдохновителем которого был небезызвестный протопоп Аввакум . Адресовались они, как легко можно понять, тем самым «боярыням», что, по мнению нынешних косметологов, пользовались только натуральными, природными средствами.

Фрагмент картины Константина Маковского «Портрет З. И. Юсуповой»

Мука для Марфушки

Превознося «старинные бабушкины рецепты», горе-специалисты часто идут на прямой подлог: «Для румян и помады русские красавицы использовали сок малины, вишни, натирали щёки свёклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел». Источник вдохновения этого опуса очевиден — киносказка Александра Роу «Морозко». Именно там Марфушеньку-душеньку пудрят мукой и румянят свёклой, доводя до вида классической матрёшки. Реальность же была куда более грубой, а главное, вредной.

Самое забавное, что все источники сходятся в одном: косметику боярыни любили слишком сильно. Как возмущался декоративной косметикой неистовый старообрядец протопоп Аввакум, уже ясно. Его идейный противник, митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III , в публицистике силён не был, однако в 1662 году изгнал из храма несколько чрезмерно накрашенных женщин. Иностранцы, вообще не имеющие к православной церкви ни малейшего отношения, парадоксальным образом были на стороне и Аввакума, и Макария: «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона , путешествовавшего по России в середине XVI века.

Кстати, иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. Вот немец Адам Олеарий : «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Вот барон Иоганн Корб : «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Велик соблазн предположить, что в качестве пудры и впрямь использовали пшеничную муку.

Понадобился пристальный взгляд специалиста, который к тому же был не чужд литературному труду. Им стал личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз : «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Так что никакими особенными рецептами старомосковские красавицы не обладали. Более того, если сравнить косметический ассортимент средней европейской модницы и русской красавицы тех времён, то получится, что они почти идентичны. Французские гонители «искусственной красоты» в 1642 году с негодованием писали о том, что дамские прихоти стали разорять мужчин: «Для туалета одной дамы теперь требуется целая лавка белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помёта, уксуса, духов, миндального масла...» Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не говяжий студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.

Фрагмент картины Константина Маковского «За чаем»

Реформы и зубы

Единственное, в чём наши косметические нравы резко отличались от европейских, так это прикладной стоматологией. Иностранцы в ужасе писали: «Русские женщины чернят свои зубы». В сочетании с белилами и румянами чёрная улыбка действительно выглядела устрашающе. Но тому было своё объяснение. Чаще всего кивают на то, что русские переняли этот обычай у татар, а те, в свою очередь, у китайцев и японцев. Действительно, в Азии было принято чернить зубы. Но татарское влияние здесь ни при чём.

«При чём» — некоторый прогресс в области химии, а также стремление русских женщин выглядеть сногсшибательно. Особенно это касалось высшей аристократии. Белизна улыбки почиталась как одна из основных добродетелей невесты. Разумеется, можно было чистить зубы толчёным мелом, но процесс этот был длительным и трудоёмким. А хотелось всего и сразу. И тогда русские аптекари предложили эффективный вариант. Меркуриальные примочки. То есть пасты на основе соединений ртути. Это был прорыв. Зубы становились белоснежными за два-три использования такой пасты. Правда, через полгода, много — год, вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения и чёрные пеньки.

А дальше срабатывал механизм женского попугайства. Если у боярыни зубы чёрные, значит, это модно. Значит, любая «жонка» с московского посада замешает нутряное свиное сало с сажей из печной трубы, сдобрит это дело рыбьим клеем и вымажет свои зубы, чтобы хоть таким образом сравняться с боярыней.

Среди реформ Петра I чаще всего вспоминают создание регулярной армии, а также повальное брадобритие у мужчин. Всё верно. Но царь-плотник не оставил своим вниманием и прекрасную половину человечества. Когда говорят, что он запретил чернить зубы, несколько грешат против истины. Он всего-навсего запретил их отбеливать ртутью, силой заставив отказаться от «бабушкиных рецептов». И привил на Руси обычное средство для гигиены рта — тряпочку и щётку с толчёным мелом.

Положение женщины в древнерусском праве было гораздо выше, чем в древнегреческом и римском, перед лицом которых женщина всегда нуждалась в опекуне и не обладала правоспособностью. В Древней Руси женщины владели правом на приданое, наследство и некоторое иное имущество. Еще в дохристианский период жены имели свое имущество, а княгини и другие знатные женщины владели крупными состояниями, городами, селами. Так, княгине Ольге принадлежал собственный город, свои места птичьей и звериной ловли.
Женская худоба на Руси считалась серьезным недостатком и даже признаком болезни. В источниках можно найти сведения, что настоящие красавицы должны были быть весом не менее 5 пудов (80 килограмм).
Белоснежная кожа и яркий румянец на щеках также свидетельствовали о здоровье, именно поэтому на Руси широко применялись белила и румяна.
Большое значение придавалось походке. Ходить следовало плавно, не спеша. О таких женщинах говорили «словно лебедушка плывет».

Одежда

Внешний облик русских женщин Древней Руси представлен больше в изображении княжеских семей. Женская нижняя одежда кроилась длинной и имела рукава, намного превышавшие длину руки. Верхняя одежда знатных княгинь и боярынь шилась из восточных вышитых шелков или плотной ворсистой ткани с золотой или серебряной нитью, похожей на бархат. В холодное зимнее время женщины Древней Руси носили меховую одежду: более состоятельные - из дорогих мехов, менее знатные - из дешевых. Меха упоминаются уже в «Повести временных лет». Дорогие меха (горностаи, соболя и пр.) упомянуты в летописи лишь применительно к женской княжеской одежде. Известно, что в XIII в. знатные русские женщины охотно украшали горностаевыми шкурками опушку платьев, а наиболее состоятельные делали из них накладки по подолу одежды, доходившие по ширине до колен, что не могло не поражать путешественников-иностранцев. Шубы в то время носились женщинами только мехом вовнутрь, относились к ним с большой бережностью и передавались от матери к дочери.
Древние фрески говорят о том, что одежда знатных женщин была многоцветной и предполагала яркие сочетания и сочные тона. Излюбленным цветом в костюме женщин всех сословий был красный. Обилие красных оттенков в костюмах древнерусских женщин объясняется и тем, что красный цвет был цвет-«оберег», и тем фактом, что существовали многочисленные естественные красители, окрашивавшие ткани именно в красно-коричневые цвета: гречишник, зверобой, кора дикой яблони, ольхи, крушины.
Своеобразной и яркой частью древнейшей женской одежды был головной убор - обязательное дополнение любого костюма русских женщин. Он имел в древнерусском костюме не только эстетический смысл - завершал одежду, но и социальный - показывал достаток семьи, а также этический - «мужатице» позорно было ходить простоволосой. Традиция шла от времен язычества, когда покрывание головы означало защиту самой женщины и ее близких от «злых сил». Отличительной чертой головного убора замужней женщины было то, что он целиком закрывал волосы. Девушки были свободны от этого жесткого предписания. Они чаще заплетали в одну косу, оставляя макушку открытой.
Одними из самых распространенных на Руси женских украшений у всех сословий древнерусского общества, были височные кольца. Способы крепления колец к головному убору или волосам были разнообразными. Кольца могли подвешиваться на лентах, ремешках или косичке, могли прикалываться к ленте, как бы образуя цепочку. Иногда височные кольца продевались в мочку уха, как серьги.

украшения

Женские серьги встречаются реже височных колец и шейных украшений как в описаниях ранних письменных источников, так и среди археологических находок.
Не менее популярными у женщин всех сословий были шейные украшения, и прежде всего стеклянные бусы. Они насчитывают сотни разновидностей, каждая - со своей неповторимой орнаментацией, формой, окраской. Наибольшее распространение имели бусы из разноцветного «рубленого бисера». Очень ценным и дорогостоящим шейным украшением женщин привилегированного сословия были цепи.
Среди украшений знати известны также медальоны, фибулы, стеклянные браслеты, перстни.

Уход за телом и лицом

На Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами.
Древние славяне хорошо знали полезные свойства растительных средств, собирали дикорастущие травы и цветы, которые потом использовали в том числе и в косметических целях.
Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.).
Основные процедуры по уходу за кожей проводили в бане: очищали ее специальными скребками, массировали ароматными бальзамами. Для придания телу свежести делали массажи с мазями, приготовленными на травах. Для того, чтобы получить ощущение свежести, тело протирали так называемым «холодном» - настоем из мяты. А для придания коже аромата свежеиспеченного ржаного хлеба на горячие камни специально лилось пиво. Менее состоятельным девушкам, семья которых не имела бани, приходилось мыться и париться в русских печах.

Макияж

Сведения об использовании женщин Древней Руси косметики в основном содержится в иностранных источниках. И источники эти порой противоречат друг другу. Но вот в чем точно у иностранных авторов не было разногласий, так это в том, что русские женщины злоупотребляли косметикой.
Вдвойне удивляло иностранцев, то что русские женщины пользовались косметикой не тайно от своих мужей. Почти самый беднейший мужчина покупал румяна и краски своей жене. То есть на Руси считалось вполне обыденным, когда муж ехал на базар, чтобы купить своей жене белила и румяна. По свидетельствам некоторых иностранных путешественников, необычным было как раз неупотребление русскими женщинами косметики. Даже если женщина от природы красивее, она все равно должна была краситься.

К началу XVII века европейцы стали более снисходительно относиться к накрашенным русским женщинам, так как в Европе появилась мода на белила, и европейки стали также походить на кукол.
В качестве румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел.

Волосы

В уходе за волосами также применялись природные компоненты. Подорожник, листья крапивы, мать-и-мачехи, корни лопуха применяли при перхоти и выпадении волос. Яйца использовали для промывания волос, настои трав применяли как ополаскивать.
Для изменения цвета также использовали растения: шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый.
Распущенные женские волосы, особенно у замужних женщин, не приветствовались. Это считалось признаком непокорности, дерзости, гордыни и не почитания традиций.
Косы толщиной в руку считались эталоном женской красоты. Те же, кто не мог похвастаться шикарной шевелюрой, шли на маленькую хитрость и вплетали в свои косички волосы из конских хвостов.
Для женщин коса являлась таким же символом чести. Длинная коса была символом сохранения энергии для будущего мужа. После замужества косы сменялись пучками – символом концентрации энергии для чего-то одного, то есть для мужа и семьи.
Сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», т. е. опозориться.


То, что критерии красоты постоянно меняются с течением времени, – факт общеизвестный. Теперешние представления об идеальных параметрах женского тела и моральных качествах кардинально отличаются от тех требований, которые выдвигали к девушкам в прошлые столетия. Идеалом, достойным подражания, на Руси считались «славутницы» (или «славницы»). Кто же попадал под это определение?



Традиционные представления о красоте и о системе женских добродетелей на Руси оставались неизменными в течение столетий. В первую очередь это касается деревенского уклада, сохранившего свою самобытность и незыблемость вплоть до конца XIX в. В частности, долгое время не теряли своей актуальности представления о девичестве и так называемой «славутности».



«Сверхзадачей» любой девушки на Руси было замужество и рождение детей. Период девичества наступал в 13-14 лет, а в 15-16 лет девочки-подростки превращались в зрелых «славутниц». Их основной целью было научиться нравиться окружающим и стать привлекательными для мужчин. По словам И. Шангиной, «в девочке старались воспитать прежде всего «женство» – качество, благодаря которому она сможет выполнить свое предназначение на земле».



Как пишет И. Шангина, «славутность – довольно сложное понятие, включавшее в себя целый набор качеств: приятный внешний облик, обаяние, умение хорошо одеваться, вести себя по правилам, принятым в обществе, и, конечно, «честное» имя. «Славутность» считалась свойством, которое расцветает вместе с девичеством». Среди основных критериев красоты были крепкое телосложение (дородность), высокая грудь, крутые бедра, круглое лицо, длинная коса. Появившаяся позже в дворянской среде мода на субтильных барышень в деревне не прижилась – бледная кожа и хрупкое телосложение воспринимались как признаки болезни или физической незрелости.



«Красавами», «красулями» называли статных, белолицых, румяных, белозубых, чернобровых. Это были не только критерии красоты, но и символы жизненной энергии и здоровья. Особую прелесть девушке придавали длинные густые волосы, заплетенные в толстую косу, и «частая» походка – мелкие шажки с плавным покачиванием бедер и колыханием груди.



Однако внешней красоты было недостаточно, чтобы называться «славутницей». Особенно ценилась «умнота» – умение умно, правильно себя вести. Девушка должна была быть доброжелательной, вежливой, скромной, но и в меру раскованной. Чтобы произвести впечатление на будущего мужа и его семью, славутнице надлежало быть учтивой, ласковой и послушной. При этом излишняя скромность воспринималась так же негативно, как и развязность, ведь чтобы нравиться парням, девушка должна была быть веселой и остроумной, уметь плясать и петь.





Немаловажное условие успеха – безупречная репутация. Утрата девственности до свадьбы означала и утрату славутости. Поэтому блюсти свою честь и доброе имя – обязанность каждой юной девушки. Кроме того, считалось, что от девственной чистоты зависит здоровье будущего потомства.



Девушки несли ответственность не только за собственное доброе имя, но и за репутацию всей деревни. Статус русской деревни определялся наличием в ней девушек, о которых по всей округе идет добрая слава. Чем больше таких «славниц» – тем больше чести всей деревне. Они обычно возглавляли праздничные гулянья молодежи, занимали почетные места на зимних посиделках, их первыми набирали в хоровод, из них составляли первые пары в кадрили.

шокирующие факты о жизни и быте русских женщин в деревне конца XIX века

6 415

Рассказ о том, какие представления о женской красоте были в нашей стране в разные эпохи, и о том, как они трансформировались.

Древняя Русь

Для человека каменного века женская красота была напрямую связана с весом - чем он выше, тем лучше.

Полная женщина с широкими бедрами и большой грудью имела больше шансов выносить, родить и вскормить здорового ребенка. Для мужчин Древней Руси привлекательной казались не тучные, но упитанные барышни - как говорится, кровь с молоком.

Об идеалах красоты лица мы также можем судить по русским сказкам. Сказочная красавица всегда белокожая, но при этом румяная. Девушки пудрились жутко вредными свинцовыми белилами и рисовали румянец свекольным соком. Еще на Руси обожали густые брови - поэтому их подкрашивали разными средствами. Интересно, что признаком красоты считались черные, разъеденные кариесом зубы - показатель того, что девушка богата и может позволить себе есть много дорогого сахара. Поэтому девушки чернили себе зубы. Черты лица предпочитали правильные: длинный прямой нос, полные губы, высокий лоб, а волосы - густые.

В поведении на Руси ценили скромность, неторопливость и женственность. Также в большом почете на Руси всегда был женский ум.

Статная, высокая, сильная девушка с округлыми формами и здоровым румянцем на щеках, с неспешной походкой, робким взором, но при этом умная - вот она, средневековая русская красавица.

Новое Время

Если до Петра стандарты красоты были одинаковыми и для русской знати, и для простого народа, то потом все кардинально изменилось. С инновациями в армии и государственном управлении, Петр привез из Европы еще и модные веяния. Но они влияли только на аристократию и горожан, а для крестьянского большинства ничего не изменилось. Красота знати начала становиться искусственной. Аристократки красились на французский манер, рисовали себе искусственные родинки, выщипывали брови, делали сложные прически. Петр «прорубил окно» в самом расцвете эпохи рококо. Идеал женщины этого стиля - фарфоровая бледность, легкость и хрупкость, воздушность и игривость. При этом в фаворе оставались упитанные дамы.

Интересно, что в России первой половины XVIII века к стандартам рококо добавился спрос на чернявость. Можно вспомнить известную красавицу, последнюю любовь Петра I Марину Кантемир. В этой женщине будто бы воедино слились русская и европейская традиции восприятия женской красоты.

Похожий типаж мы находим и у любимицы двора Екатерины II Марии Нарышкиной, и у роковой актрисы Прасковьи Жемчуговой. В XIX веке эта темноволосая и черноглазая «жгучесть» уходит из моды, становятся востребованы более светлые девушки с большими грустными глазами. Это тренд появился благодаря ставшей жутко модной Англии. Например, Наталья Пушкина, жена великого русского поэта, которая считалась первой красавицей Москвы.

В XIX веке полнота перестает быть обязательным атрибутом красавицы. При этом в моду возвращается естественность. Если для XVIII века были характерны тонны пудры и нарисованные брови, то в XIX веке девушки стали стремиться не рисовать себе новое лицо, а подчеркнуть достоинства своих натуральных черт.

XX век

В конце XIX века Россию начали покорять стройные девушки, а полнота почти полностью выходит из моды. Естественная красота изящных черт хрупких и изысканных девушек - вот что ценилось в России на рубеже веков. Отличный пример - Зинаида Юсупова, утонченная аристократка, которую считали красивейшей женщиной многие люди при дворе Николая II.

Однако прямо перед революцией эта традиция сменяется другой, тоже принесенной из Европы. Мир захватывает немое кино, джаз и раскрепощение. Это сказывается и на России - неестественно-бледные, полнощекие женщины с короткими стрижками и с огромными бездонными глазами становятся иконами красоты как в Нью-Йорке, так и в Воронеже. Например, Вера Холодная - безумно популярная русская актриса немного кино, ради фильмов которой мужчины дрались в очередях.

В первые годы советской власти этот типаж тоже имел большую популярность. Но вскоре страна оборвала все культурные связи с Западом и спрос на полноту вернулся. Иконой красоты в Советском Союзе была прекрасная в своей простоте колхозница. Изнеженность и аристократическая бледность сменяются силой и пролетарским румянцем.

Однако были и исключения. Например, Любовь Орлова, внешность которой обожали в СССР, но которая бы наверняка пришлась по вкусу придворным Александра III.

Почти все время существования СССР стандартом красоты была румяная колхозница. Только ближе к Перестройке в моду стала возвращаться стройность и легкость. Можно проследить очень явную закономерность: чем тяжелее времена, тем больше спрос на полных женщин.

Хасан ибн Саббах повелитель Ассасинов...

Страстная пятница - Страсти Христовы. Примет...