Учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему: Дидактическое пособие "Волшебные крышечки". Подвижные игры для детей с проблемами интеллекта

Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой в классе, внимательно слушает учителя, а значит хорошо запоминает учебную информацию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому игры, которые разработали направлены на развитие и памяти и внимания.

Дидактическая игра «Исчезнувший предмет»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут не менее двух человек.

Цель игры: развивать внимание и кратковременную память детей; учить целенаправленно запоминать информацию, воспитывать честность.

Материалы: несколько мелких игрушек.

Ход игры: Если играет несколько детей самостоятельно, в начале игры нужно выбрать водящего, если же Вы играете с одним ребёнком, то целесообразно роль ведущего взять на себя. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Примечание: бывают случаи, когда ребёнок не может справиться с игрой, т.к. ему необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием, которых ещё пока нет. В качестве такого средства был введён «указующий жест» пальцем (указывает сам ребёнок) и развёрнутое речевое описание тех объектов и их пространственного расположения, которое требуется запомнить и воспроизвести. Ребёнку предлагается брать каждую игрушку в руки (из тех, которые необходимо запомнить), рассматривать её, ощупывать, описывать внешний вид вслух, затем также вслух объяснять себе, где находится игрушка. «Объяснять себе» — это не случайно: другой человек вряд ли смог бы понять это объяснение, поскольку участники группы часто не владеют понятиями «левый», «правый», «верх», «низ». Вначале вся эта процедура совершается вслух, через некоторое время шёпотом, а потом про себя. Затем достаточно просто пальцем указать на игрушку. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой. Как только ребёнок пытается просто запомнить, опять начинаются ошибки.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков.

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Если эта игра окажется трудной для ребёнка, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.

Дидактическая игра «Пуговицы»

Игра предназначена для детей в возрасте от пяти лет (при условии самого простого подбора пуговиц). Играть могут двое человек.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников; учить способам запоминания предметов.

Материалы: два одинаковых набора пуговиц (по одному для каждого играющего), причём ни одна пуговица внутри набора не повторяется. Количество пуговиц из набора зависит от уровня сложности игры: чем сложнее игра, тем больше их используется, Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом, перед играющими лежит весь набор, из которого взяли эти пуговицы. У каждого играющего должно быть игровое поле , представляющее собой квадрат, разделённый на клетки. Чем сложнее игра, тем больше должно содержаться клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле, которое содержит четыре или шесть клеток.

Ход игры: Начинающий игру выставляет на своём поле три пуговицы из имеющегося у него набора пуговиц. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок накрывает своё поле платком или листом бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своём игровом поле. Затем первый игрок открывает своё игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Пока игра идёт на примитивном уровне, время запоминания и воспроизведения не учитывается, с усложнением игры ограничение времени должно стать одним из условий игры. Выигрывает тот играющий, который не допустил ни одной ошибки.

Для того ребёнка, для которого эта игра окажется трудной, целесообразно применять тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.

Дидактическая игра «Хамелеон»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

Материал: фишки для играющих.

Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т.д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

Дидактическая игра «Зеркало»

Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений).

Цель игры: развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.

Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движении, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Дидактическая игра «Зашумлённые картинки»

Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 – 6 лет.

Цель игры: развивать произвольное внимание.

Материалы: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.

Ход игры: перед играющими картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.

Дидактическая игра «Рыбаки»

Играть может сколько угодно человек, не менее двух. Игра предназначена для детей от четырёх лет, если они знакомы с деятельностью рыбаков.

Цель игры: развивать произвольное внимание, двигательную активность, память и фантазию.

Ход игры: играющие становятся в круг. Они – «рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и показывает остальным движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребут вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т.д. Тот, из играющих, который повторит движения неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто повторял лучше всех, становится водящим.

К этой категории относятся дети с умственной отсталостью, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Следствием заболевания являются:

Нарушение ощущений, восприятий, представлений, а так же
памяти, мышления, внимания и т.д.;

Общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ог­раничивающий возможности общения;

Низкий уровень элементарных знаний и представлений об
окружающем мире, узкий кругозор;

Отставание физического развития диспропорции частей тела,

отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие и

т.д.; сопутствующие заболевания аномалии слуха, зрения и т.д.;

низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным

заболеваниям;

Нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся
излишней напряженностью, скованностью, угловатостью:

Нарушения в развитии физических качеств силы, быстроты,
выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в
координационных способностях: точности, способности
ориентироваться в пространстве, ритмичности движений,
сохранении равновесия и т.д.;

Быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно­
сосудистой и дыхательной систем.

Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущей место принадлежит подвижной игре.

Игры.

Игра: «Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков - 5-10.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в эго время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

Варианты:

1. Увеличить количество предметов.

2. Уменьшить время запоминания предметов.

3. Убрать два предмета.

Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.

Игра: «Повтори, не ошибись»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.

Инструкция. Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

Варианты:

I.Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.

2. Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.

3.Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в imom момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команды.


4. На каждое движение ведущий называет слово (например, ручка, самолет, мяч, воробей и т.д.). Дети должны выполнять только те движения, которые сопровождаются названиями летающего предмета (воробей, самолет).

Методические указания. Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.

Игра: «Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество троков - 8-12.

Инвентарь: повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук ощупывая, волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

Игра: «Зоопарк»

Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.

Количество игроков - 8-15.

Инвентарь: обруч или мел.

Инструкция. Дети выбираю: себе роль какого-либо животного. Для самых младших детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» в обруч или круг, нарисованный на полу (земле). В клетке может быть и несколько зверей обезьяны, зайцы, гуси и т.д.

Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «еду на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клепке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так - от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем

экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.

Вариант: но дороге домой дети поют песенку:

Вот поезд наш едет, гудит паровоз. Далеко, далеко ребят он повез. Уу-уу-уу-уу-уу.

Но вот остановка, дети останавливаются, произнося «ш-ш-ш», опускают руки и спокойно ходят (бегают) во время остановки поезда, собирают цветы на поляне (наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны: ходят, высоко поднимая колени, и поют куплет.

Методические указания. Эту игру можно повторить 2-3 раза.

Игра: «Лохматый пес»

Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).

Количество игроков - 8-12.

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки своп уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим. Что дальше будет?"

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Методические указания. Эта игра отличается большой ин­тенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.

Игра: «Дотронься до...»

Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий вык­рикивает: «Дотронься до... синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто
не успел вовремя среагировать, становится ведущим.


Варианты:

1. Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до... круглого», «Дотронься до... маленького!»

2. Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т.д. Например: «Дотронься до... красного квадратного!»

3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.

Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.

Игра: «Строим цифры»

Цель : развитие элементарных математических представлений. умения ориентироваться в пространстве, организованности.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно передвигаются по поляне или игровой площадке. Ведущий объясняет: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроиться все вместе в цифру 1 (2, 3, 4 и т.д.)». Дети и выполняют задание.

Варианты:

1. Дети располагаются по заранее нарисованным па полу цифрам.

2. Если дети быстро справляются с заданием, можно считать
быстрее, таким образом сокращая время построения.

3. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы
произведете в уме сложение (вычитание) и все вместе выстроите
цифру
- ответ. Например: 1 + 1;2 – 1» Дети должны построить
цифры 2. I.

Методические указания. Первую игру нужно сделать пробной, объяснив и подробно показав все действия.

Игра: «Найди букву»

Цель: разучивание букв, слогов, слов: развитие у детей быстроты реакции, памяти.

Количество игроков - 8-10.

Инвентарь: два стенда с крючками, карточки с петлями с изображением букв алфавита.

Инструкция. Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего первые игроки каждой команды подбегают к стенду, в нижней части которого расположены «буквы». Выбирают первую букву алфавита - А -

и вывешивают ее на стенде. Затем бегом возвращаются к своей команде. Вторые игроки делают то же самое, но вывешивают уже вторую букву алфавита - Б - и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету и совершившая меньше ошибок.

Варианты:

1. Вместо бега можно выполнять какие-либо другие задания.

2. В начале эстафеты каждой команде выдают по набору букв
(например,
д, а, ш, я). Дети, посовещавшись, вместе должны составить из
полученных букв слово, распределить буквы между собой и построиться.
Когда обе команды будут готовы, начинается эстафета. Каждая
команда должна вывесить свое слово на стенде.

Методические указания

Каждый из предложенных вариантов игры должен быть
сориентирован на тот возраст, для которого игра доступна.

В первом варианте, при игре с выстраиванием алфавита, возможна
помощь детей и ведущего. Все вслух хором проговаривают
очередную букву, а игрок должен ее найти.

Игра: «Кот и воробушки»

Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию. Количество игроков - 6-15.

Инвентарь: подвижная опора (бревно), обруч.

Инструкция. На одной стороне площадки на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок - «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу «Кот идет!» «кот», мяукая, ловит «воробушков». Спастись от «кота» можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот «воробушек», который ни разу не попался в лапы «кота».

Варианты:

1. Вместо бревна можно использовать обруч, встав в него на одну ногу.

2. «Воробушки» могут не просто летать по площадке, а «купаться» или
«клевать крошки» в заранее отмеченных местах, расположенных очень
близко к спящему «коту».

Методические указания

Игру следует повторять несколько раз. «Котом» (водящим)
становится самый ловкий и быстрый «воробушек».

Эту игру особенно любят дошкольники и дети младших классов.

Игра: «Невод»

Цель: улучшение координации движений, формирование способности нести совместные действия с партнером, развитие точности движений.

Количество игроков - 10-15.

Инструкция. Двое игроков - «рыбаки» - берут друг друга за руки, образуя «невод». Все остальные - «рыбки». «Рыбаки» ловят «неводом» «рыбок». Пойманные дети берутся с «рыбаками» за руки, увеличивая «невод». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две не пойманные «рыбки». Они - победители.

Вариант: та же игра, но с речитативом, который произносят « рыбаки», до того как начнут ловить «рыбок»:

Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть. Рыбка-рыбка, озорница. Мы хотим тебя поймать.

Во время речитатива «рыбки» плавают, выполняя различные плавные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» «рыбки» разбегаются по поляне, а «рыбаки» ловят их.

Методические указания

Н ельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.

«Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.

Приложение

https://pandia.ru/text/79/064/images/image002_18.jpg" width="408" height="334">

ИГРЫ НА

РАЗВИТИЕ

ПАМЯТИ

Игра «Запомни - положи»

Задача : развить произвольную зрительную па­мять, умение запоминать последовательность кар­тинок (игрушек).

Оборудование : 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.

Описание . После рассматривания картинок (иг­рушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После это­го картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок дол­жен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Игра «Что пропало?»

Задача :

Оборудование :

Описание . После рассматривания картинок (иг­рушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ре­бенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.

К пяти годам ребенок должен научиться не толь­ко показывать местонахождение убранного предме­та, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог. Например: «Не стало картинки с куклой».

Игра «Что изменилось?»

Задача : развить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.

Оборудование . I вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.

II вариант: одна сюжетная картинка с небольшим. количеством героев и характеризующих их де­талей, другая - похожая на нее, но с небольшими от­личиями.

Описание . I вариант. Взрослый показывает ре­бенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его за­помнить, как они лежат друг за другом. Затем ребе­нок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешива­ются, после чего ему нужно разложить их в задан­ной последовательности и назвать по порядку.

II вариант . Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка уби­рается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев Ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что измени­лось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.

Например: «На первой картинке у зайчика на бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».

Задача : развить произвольную зрительную па­мять, умение запоминать количество и место нахож­дения заданных предметов.

Оборудование : 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.

Описание . После рассматривания картинок (иг­рушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лиш­нюю. К 5 годам следует добиваться от ребенка полно­го ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».

Игра «Что стало по-другому?»

Задача : развить произвольное зрительное внима­ние, научить запоминать заданную последователь­ность предметов.

Оборудование : 3-4 картинки с хорошо знакомы­ми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание . После рассматривания картинок (иг­рушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия пред­ложениями о местонахождении картинок (или игру­шек). Например: «Картинка с мячиком лежала пер­вой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «По­меняли местами машинку и книжку».

Игра «Чем отличаются?»

Задача : развить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между

Оборудование : пары похожих сюжетных карти­нок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, мес­тоположение).

Описание . Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения - другая, по­сле чего он должен назвать по памяти отличия меж­ду ними. При необходимости взрослый может по­мочь ребенку наводящими вопросами.

Игра «Запомни и запиши цифры»

Задача : развить зрительную и двигательную па­мять, мелкую моторику детей.

Оборудование : карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.

Описание . Взрослый показывает ребенку карточ­ку с цифрами и предлагает внимательно их рассмот­реть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

Игра «Повтори за мной действия»

Задача : развить у детей зрительную и двигатель­ную память, координацию движений, научить их по­следовательному повторению действий за взрослым.

Описание : Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 дви­жений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самосто­ятельно повторить.

Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.

Игра «Посмотри - запомни - нарисуй»

Задача : развить у детей зрительную и двигатель­ную память, мелкую моторику.

Оборудование : карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ре­бенку в этом возрасте.

Описание . Взрослый показывает ребенку карточ­ку с фигурами и предлагает внимательно их рассмо­треть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем кар­точка убирается, а ребенок должен нарисовать уви­денные фигуры в том же порядке, как на образце.

Игра «Запомни пары»

Задача : развить зрительную память и ассоциа­тивное мышление детей, тренировать их в умении соотносить подходящие по смыслу предметы.

Оборудование : знакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, под­ходящие друг другу по смыслу.

Описание . Картинки перемешиваются и раскла­дываются на столе. Взрослый произносит слова к каждому из которых ребенок подбирает соответст­вующую картинку и подходящую ей по смыслу пар­ную картинку.

Например: ваза - цветы, собака - ошейник, ключ - замок, тарелка - ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без карти­нок), называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.

Игра «Запомни - назови»

Задача : развить зрительную память детей, научить их запоминать количество заданных пред­метов или картинок.

Оборудование . I вариант: детям 3-4 лет предъяв­ляются 4-5 картинок или хорошо знакомых предме­тов; для детей 5 лет количество картинок или пред­метов увеличивается до 6-7 штук.

II вариант: парные карточки, на одной из кото­рых изображено определенное (в зависимости от воз­раста ребенка) количество предметов (см. I вариант), на другой - к количеству предметов с первой карточ­ки добавляется несколько новых.

Описание .

I вариант . Ребенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти назы­вает те из них, которые он запомнил.

II вариант . Сначала ребенку предъявляется пер­вая карточка, ребенок рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем
эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен помнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.

Игра «Ответь на вопросы»

Задача : развить у детей зрительную память, уме­ние внимательно рассматривать картинку и запоми­нать ее детали.

Оборудование : сюжетные картинки для рассмат­ривания.

Описание . После рассматривания ребенком кар­тинки взрослый ее убирает и задает вопросы по ее со­держанию.

Инструкция взрослого при этом может быть сле­дующей. Сначала: «Посмотри внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его дру­зья»; затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил».

Или сначала: «Постарайся запомнить, кто в ка­ком домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике живет».

Игра «Запомни слова»

Задача : развить слуховую память и внимание де­тей, расширить их словарный запас.

Описание . Взрослый медленно и четко называет слова, знакомые ребенку в этом возрасте и доступ­ные ему для повторения: детям 3-4 лет - 4-5 слов; 5 лет - 6-7 слов. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или их перестанов­ка не допускаются.

На начальном этапе для облегчения процесса за­поминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик), затем абсолютно разные.

Игра «Постучи, как я»

Задача : развить слуховое внимание и память де­тей, тренировать их в отстукивании заданного рит­ма по образцу взрослого.

Описание . Взрослый предлагает ребенку прослу­шать несложный ритм, который он отстучит, и по­пробовать повторить его за ним, сохраняя количест­во, частоту и силу ударов.

Дидактическая пособие "Волшебные крыжечки" сделана из подручного материала.

Цель: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание о желтом, синем, красном, зеленом цветах. Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей интерес к настольным играм.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей дошкольного возраста. Во время игры ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей.


С этой целью было создано дидактическое пособие «Цветные крышечки», которое является многофункциональным.


правильно их называть,
развивать способность концентрировать внимание.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать предметы, какие изображены. Обращает внимание, что картинки повторяются, т. е. являются парными. Воспитатель показывает, как находить пару одинаковых картинок. Затем предлагает выполнить это задание детям.


развивать зрительное восприятие.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть крышки с наклеенными цветными кружками, просит назвать цвет. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых цветных кружков.

Цель: закреплять знание основных 4-ёх цветов, развивать зрительное восприятие.

Ход игры: Воспитатель показывает детям, например, крышку с жёлтым кружком, спрашивает, какой это цвет и предлагает детям подобрать предметную картинку такого же цвета. Затем показывает крышку с зелёным кружком, дети называют цвет и также подбирают картинку.

Цель: обогащать словарь детей прилагательными; развивать мышление, внимание.

Ход игры: Воспитатель берёт крышку так, чтобы дети не видели картинку на ней, и начинает описывать предмет. Дети отгадывают, что это. Если ответ правильный, воспитатель показывает отгадку.

Цель: развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми 3-4 крышки с картинками, просит их внимательно рассмотреть. Дети называют предметы. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель прячет 1крышку. Дети отгадывают, какого предмета не стало.

Разработка игр для детей старшего возраста:


умение изменять существительные по числам.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям составить рассказ с опорой на картинки. Картинки можно менять местами, тогда изменится последовательность рассказа. Можно произвести замену картинок, тогда изменится смысл рассказа. Если используется одиночная картинка, значит, в рассказе должно быть использовано существительное единственного числа, если парные картинки – значит, существительное множественного числа.

Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать внимательность.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми 4-5 крышек с картинками и предлагает определить, какая картинка лежит между двумя другими, слева, справа.

Можно картинки разложить в 2 ряда и тогда формировать у детей понятие «над», «под», попросить назвать картинку в верхнем правом углу или в левом нижнем углу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЦВЕТНЫЕ КРЫШЕЧКИ»

Дидактическая пособие "Волшебные крыжечки" сделана из подручного материала.

Цель: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание о желтом, синем, красном, зеленом цветах. Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей интерес к настольным играм.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей дошкольного возраста. Во время игры ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей.

Что же такое дидактические игры для дошкольников? Это интересные игры, в процессе которых малыш начинает интересоваться такими предметами, которые практически его не интересуют за пределами игровой ситуации. Кроме интеллектуальной сферы подобные дидактические игры очень тесно переплетаются с эмоциональной сферой малыша, ведь целью данной игры, помимо обретения новых знаний, является также доставление ребёнку удовольствия от игрового процесса. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой и образовательными областями. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть познание (ознакомление с окружающим миром: природой, животным и растительным миром, коммуникация (развитие речи: закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений, развитием творческих способностей.
С этой целью было создано дидактическое пособие «Цветные крышечки», которое является многофункциональным.

Дидактическая игра «Составь пары предметных картинок»

Цель: учить различать и сравнивать предметные картинки между собой,
правильно их называть,
развивать способность концентрировать внимание.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать предметы, какие изображены. Обращает внимание, что картинки повторяются, т. е. являются парными. Воспитатель показывает, как находить пару одинаковых картинок. Затем предлагает выполнить это задание детям.

Дидактическая игра «Составь пары по цвету»

Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака;
развивать зрительное восприятие.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть крышки с наклеенными цветными кружками, просит назвать цвет. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых цветных кружков.

Дидактическая игра «Подбери картинку по цвету»

Цель: закреплять знание основных 4-ёх цветов, развивать зрительное восприятие.

Ход игры: Воспитатель показывает детям, например, крышку с жёлтым кружком, спрашивает, какой это цвет и предлагает детям подобрать предметную картинку такого же цвета. Затем показывает крышку с зелёным кружком, дети называют цвет и также подбирают картинку.

Дидактическая игра «Отгадай предмет, какой опишу»

Цель: обогащать словарь детей прилагательными; развивать мышление, внимание.

Ход игры: Воспитатель берёт крышку так, чтобы дети не видели картинку на ней, и начинает описывать предмет. Дети отгадывают, что это. Если ответ правильный, воспитатель показывает отгадку.

Дидактическая игра «Что пропало»

Цель: развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми 3-4 крышки с картинками, просит их внимательно рассмотреть. Дети называют предметы. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель прячет 1крышку. Дети отгадывают, какого предмета не стало.

Разработка игр для детей старшего возраста:

Дидактическая игра «Составь рассказ»

Цель: развитие связной речи с использованием опорных предметных картинок;
умение изменять существительные по числам.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям составить рассказ с опорой на картинки. Картинки можно менять местами, тогда изменится последовательность рассказа. Можно произвести замену картинок, тогда изменится смысл рассказа. Если используется одиночная картинка, значит, в рассказе должно быть использовано существительное единственного числа, если парные картинки – значит, существительное множественного числа.

Дидактическая игра «Определи местоположение предмета»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать внимательность.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми 4-5 крышек с картинками и предлагает определить, какая картинка лежит между двумя другими, слева, справа.

Можно картинки разложить в 2 ряда и тогда формировать у детей понятие «над», «под», попросить назвать картинку в верхнем правом углу или в левом нижнем углу.


Память нужно тренировать с раннего детства.
Причем делать это можно незаметно для самого ребенка, в игровой форме.

Начинать можно как только ребёнок научился разговаривать предложениями, примерно с 1,6-2-3 лет.

«Я беру с собой в поход…»
Количество игроков – не ограниченно. Но чем больше будет участников, тем состязание будет интереснее и веселее. «Я беру с собой в поход… котелок для каши» – говорит первый участник. Следующий ребенок называет другую незаменимую вещь в походе. И так далее, пока участник игры не иссякнет или не ошибется, сказав, например, что в походе необходима кошка. Победителем, таким образом, становится тот, кто обладает более широким запасом слов, хорошим кругозором, сообразительностью. Игра тренирует слуховую память.

«Что пропало?»
Зрительную память, в свою очередь, можно развивать, предложив детям игру «Что пропало?» Разложите перед малышом различные предметы: куклу, кубики, пирамидку, кружку, соску, расческу и т. д. Ребенку дается 30-40 секунд на то, чтобы запомнить, какие предметы лежали перед ним. Потом он закрывает глаза, а ведущий убирает одну или несколько вещей. Задача маленького игрока: понять, что именно исчезло со стола. Игру можно модернизировать, не убирая предметы совсем, а заменяя их на другие. В зависимости от возраста ребенка, можно увеличивать количество исчезающих предметов.

«Айда за покупками!»
Попросите ребенка купить в «магазине», роль которого будет возложена на ящики с игрушками, две машинки, красную и синюю, три вилки и сковородку, куклу и мячик. В процессе выполнения этого задания, малыш тренирует слуховую память. С каждый новым походом по «магазинам» количество покупок следует увеличивать.

Кстати, в эту игру можно сыграть и по-настоящему. Собираясь в магазин, напишите на листочке список необходимых товаров, проговорите их вслух, чтобы малыш слышал. А в магазине попросите его напомнить, что же надо было купить, так как список, якобы, забыт дома.

«Танцуем вместе»
Обычно дети очень любят танцевать. Они еще не скованы страхом возможной негативной реакции общества, и потому они максимально свободны в своих действиях и проявлениях. Для того, чтобы танцы развивали ребенка не только физически, но и интеллектуально, нужна система движений, которой малыш должен следовать. Придумайте сами или воспользуйтесь уже сформированными уроками по танцам. Двигайтесь вместе с ребенком. Такая игра учит ребенка следовать правилам, концентрироваться на конкретной задаче, развивает зрительную память.

«Учим стихи»
Пусть малыш учит стихи как можно чаще, не только на Новый год или 8 марта. Благодаря ритмической структуре, стихи легко запоминаются, расширяют словарный запас малыша, тренируют память. Можно даже устраивать поэтические батлы в кругу семьи. А чтобы у ребенка был стимул к заучиванию, определите для победителя ценный приз.

Хорошая память – это, своего рода, формула успеха для человека. От способности запоминать информацию во многом зависят достижения в карьере, самореализации. Правда, они же подчеркивают, что, помимо упражнений на развитие памяти, важен полноценный, здоровый сон и качественное, сбалансированное питание.

«Времена года»

Взрослый рисует разные картинки, представляющие времена года, вырезает их и раскладывает перед ребенком. Дальше берется чистый лист, и взрослый просит малыша выбрать картинки, которые напоминают ему о том или ином времени года. Например, на один лист выложить все картинки, которые говорят о зиме, на другой – о лете, и так далее. Обсудите с ребенком каждую картинку, спросите его, почему она напоминает ему о данном времени года, и почему он ее выбирает. Не страшно, если малыш вдруг ошибется, у него ведь еще не очень большой опыт смены времен года, которые он воспринимал сознательно.

Все картинки должны быть крупные и понятные – например, зиму могут отображать картинки, на которых нарисованы большие снежинки, домики с сугробами, санки, снежные бабы, а лето – бабочки, цветы; весна можете характеризоваться солнышком и сосульками, с которых капает вода; осень – красными и желтыми листьями на деревьях, дождем и т. п.

Если ребенок постарше, можно предложить ему самому нарисовать картинки по временам года.

«Строительство»

Практически у каждого ребенка есть конструктор, независимо от того, кто в семье растет – мальчик или девочка. Конструкторы пригодятся любые – от серьезных с различными элементами домов до стилизованных «кирпичиков». Для начала взрослый рассказывает малышу о строителях, вместе вспоминают, где видели стройки, что делали строители, какой материал использовали. Затем ребенку нужно объяснить, что для начала дом рисуют, создают чертеж. Предложите сделать ему рисунок дома, а потом вместе с малышом придумайте, каким образом можно собрать такой дом, применяя конструктор.

Если у вас не хватает деталей для крыши, то ее можно сделать из бумаги, ступеньки, проемы дверей и окон также можно заполнить сделанными из бумаги стилизованными под строительный элемент деталями.
Если нет конструктора, то «дом» можно построить из подручных средств – кубиков, коробочек и так далее.
Если есть маленькие игрушки
. это могут быть игрушки из «киндер-сюрпризов», например, то можно даже создать маленький микрорайон из «домиков», сделанных из конструктора.

«Рынок»
Игры подобного рода обычно очень нравятся детям, так как моделируют ситуацию, в которой они оказываются сами, когда попадают с родителями на рынок. Заодно дети получают навыки понятий, что такое «фрукты», «овощи», «зелень», «саженцы» и так далее. Нарисуйте вместе с ребенком разные овощи и фрукты, другие продукты, которые продают на рынке. Разложите их на «прилавке» - столе. «Продавец» может подчеркнуть свою профессию, надев, например, фартук. «Покупателем» может быть взрослый. Можно попросить у «продавца» какой-нибудь фрукт из «ассортимента» прилавка.

Если ребенок еще затрудняется сам выбрать, можно показать ему на нужную картинку или начать перечислять признаки фрукта – каков продукт по цвету, форме, на вкус, чтобы малыш догадался сам.

Для детей постарше можно включить в игру и счет – то есть написать ценники на каждый «товар», «платить» более крупной купюрой, чтобы ребенок мог «сдать сдачу». Для начала, это должны быть, конечно, небольшие деньги . в пределах десяти рублей, и чтобы сдача была круглой суммой.

«Ложь - истина»

Р екомендуется использовать такие игры для развития ребенка, они нужны для развития его логического мышления и умения рассуждать. Для проведения таких игр можно использовать книги по «Информатике» для дошкольников, а можно просто придумывать разные примеры самостоятельно.

Для начала - простые: например, спросить истина или ложь утверждение, что люди летают. Нужно приготовиться к тому, что дети могут ответить, что люди летают на самолетах, и в таком случае это утверждение тоже оказывается истиной, как и ответ, что люди не умеют летать.

Даже более очевидные вопросы, подразумевающие однозначные ответы могут получить разные ответы: красного ли цвета, к примеру, мышь. Если у ребенка очень развито воображение, то он может ответить, что если на мышь посветить фонариком с красной лампой, то она приобретет красный цвет. Не стоит гасить фантазии ребенка, можно поддержать его.

Для того, чтобы ребенок мог видеть результаты игры, можно сделать несколько красных, зеленых и желтых карточек. Если ответ верный – выдавать зеленую карточку, если ответ неверный – красную, а если ответ был дан, исходя из дополнительных условий, как в предыдущих примерах, то – желтую.

Для старших детей можно использовать и более сложные вопросы. К примеру, рассказать детям о каком-то явлении, а потом по рассказу высказывать утверждение и спрашивать – оно верно или нет. К примеру, рассказать детям о птицах: тех, которые живут постоянно на одном месте и тех, которые улетают на юг зимовать. Потом можно высказать несколько утверждений, и пусть некоторые из них будут забавными и вызовут смех у детей. К примеру, можно предположить, что сороки имеют четыре ноги или что синицы не летают, а. ползают, как змеи. Затем можно спросить, являются-ли голуби перелетными птицами и т. д.

Хорошая память – очень важное качество для успешной учебы. Заучивание стихов и песенок развивает, в основном, память механическую, а щас хочется остановиться на умении запоминать, нужном для выполнения реальных заданий, в данном случае – для решения игровых задач.

«Развитие памяти»
Для игры нам понадобится несколько (4-7) игрушек примерно одинакового размера. Например: кукла, мячик, мишка, домик, машинка, лошадка, кубик.

Важн о :

Выбирайте знакомые малышу игрушки, он должен не только знать их названия, но и употреблять их в своей речи. Кроме того, нужно, чтобы все предметы «назывались» по-разному. Например, нельзя, чтобы в игре участвовали две разные куклы, если ребенок зовет их обеих именно куклами, а не мишкой, обезьянкой или еще как-то.

Правила игры:
1. Самый простой вариант игры, с которого обычно начинают с двухлетками: берутся три игрушки и кладутся в ряд. Вместе с ребенком нужно «вспомнить» названия всех трех игрушек и проговорить перед началом игры.

2. Теперь водящий (сначала это взрослый) просит малыша закрыть глаза, и прячет за спину одну из игрушек. Важно: на этом первом этапе в ряду игрушек, на месте спрятанной, остается как бы «дырка»: пробел, пустое место. Это позволит ребенку задействовать дополнительно зрительную память.

3. Водящий разрешает малышу открыть глаза и спрашивает: «Что я спрятал? Какая игрушка у меня за спиной? Чего у нас тут не хватает? Что тут (показывает на пустое место в ряду) было, а теперь пропало?».

Когда малыш усвоит правила игры, обязательно меняйтесь с ним местами. Пусть он, по очереди с вами, «водит» и прячет от вас игрушку. Открыв глаза, подробно рассказывайте вслух, как вы «вспоминаете»: «А га, тут что-то было… Что же тут было у нас? Мишка на месте… Кукла на месте… Знаешь, наверное, это мячик? Да? Покажи...».

4. Интуитивно родители усложняют эту игру, увеличивая количество предметов в ряду. Это правильно, но этого не достаточно. Начиная с четырех предметов в ряду, можно добавлять сложность и иным способом.

Во-первых, убрав игрушку, не оставлять «пустого места» там, где она была: сдвигать соседние предметы так, чтобы сделать расстояние между всеми оставшимися игрушками было одинаковым. Это более сложная задача, потому что ребенок не может опираться на зрительную память в той же степени, что раньше, а уже должен больше включать смысловую, хотя ему все еще помогает неизменный порядок расположения игрушек.

5. Во-вторых, на более сложном этапе, порядок игрушек в ряду можно менять после того, как одну из них спрятали. Теперь зрительная память ребенку не поможет, и ему придется задействовать более абстрактный механизм: смысловой, словесный.

6. Обратите внимание: каждый раз, когда вы хотите усложнить игру, делайте это только одним из способов. То есть: либо - увеличивайте количество игрушек, либо - усложняйте задание, меняя расположение игрушек. Не стоит торопиться.

7. И еще одно важное условие. На следующий день лучше взять для участия в игре несколько другой набор игрушек. Например, если вы играли с куклой, домиком и мячиком, назавтра можно взять куклу, домик и машинку. Ребенок должен понять, что приобретенные им навыки не зависят от конкретных предметов.