Как наказать ребенка по попе. Можно ли бить по попе ребенка? Физические и психологические последствия телесных наказаний. Последствия физических наказаний

Как быть с ревностью малыша и молодого папы к маме и жене, как никого не обделить вниманием, как себя вести маме и как папе?

Рождение ребенка психологи считают кризисным периодом в жизни семьи. С появлением первенца супруги впервые примеряют роль родителей, изменяется устоявшийся жизненный уклад. Мужчины и женщины по-разному проживают кризис рождения ребенка. Когда и как пройдет кризис, зависит от внутренней готовности к изменениям каждого из супругов. Способность достойно переживать подобные процессы характеризует человека как зрелую личность. От кризиса не убежишь, не устранишься, его необходимо признать и просто прожить. Кризис - это естественный процесс. Если у кого-то появляются сложности, сильные переживания, конфликты, то необходимо обратиться к психологам.

Чаще всего переживания кризиса рождения ребенка проходит через чувство ревности. Чувство ревности может возникать у каждого члена семьи: у отца к ребенку или к матери, у ребенка к отцу или/и к матери, у матери к отцу или к ребенку.

Папа ревнует маму к ребенку

Что происходит с мужчиной, когда у него рождается ребенок? Он становится отцом. Отцовство - это не только биологический статус, это сложный внутренний психический процесс. Этот процесс включает: осознание своей родственной связи с ребенком, испытываемые к нему чувства, принятие и исполнение родительской роли; собственная оценка готовности быть отцом.
Готовность к отцовству зависит от многих факторов: отношения с собственной матерью и отцом, личностным складом, зрелостью отношения к семье, степенью осознания возможных трудностей, способности справляться с ними (!).
Поначалу опыт отцовства формируется без реальной физической связи с ребенком, а это тоже требует определенной личностной развитости и зрелости от мужчины.

Помехой в принятии отцовства в полной мере может быть и травматичный опыт детства, который мужчина не смог пережить. Переживания прошлого будут «всплывать» у мужчины в ощущениях, в мыслях или в чувствах. Мужчины не понимают, что с ними происходит. Объясняют свое состояние исходя из того, что происходит сейчас, и не принимают во внимание прошлое, которое влияет на него в данный момент. Чаще всего мужчины не понимают этого и совершают неадекватные поступки, усложняя кризис и вызывая конфликт в семье.

Помимо формирования отцовской позиции, у мужчины происходят изменения в супружеской жизни. До появления ребенка, женщина всю свою любовь, нежность и заботу дарила только ему. А после появления ребенка, он больше в семье не главный. Всё и все крутятся вокруг ребенка. Мужчина чувствует себя отстраненным. В ситуации, когда женщина в семье выполняет только роль матери, а роль жены отложена или забыта, то муж переживает сильные чувства: страх быть брошенным, отвергнутым и забытым. Появляется ревность. И если муж дает волю своей ревности, то он отдаляется от супруги, уходит в работу, в общение с друзьями или в родительскую семью, или ищет другую женщину, или будет обижаться на жену, срываться на ребенке.

Что делать? Не все мужчины быстро обретают способность быть отцами. Такие ситуации можно исправить. Отцовские чувства лучше будить в муже задолго до появления малыша, знакомя с литературой по вопросам рождения и ухода, обсуждая планы по воспитанию и развитию. Если у мужа ревность жены к ребенку уже стала проявляться, жена должна доказать, что любит его. Затем главной задачей женщины в первый год жизни малыша постепенно заинтересовывать отца уходом за ребенком. Важно не требовать и тем более не ругаться, а увлекать. Не стоит давить на молодого папу с просьбами о помощи, лучше предоставить такую возможность, но не настаивать на этом. Принуждение вызывает больше негативные эмоции. Женщине необходимо уметь просить о помощи, когда она необходима, а не требовать, не угрожать, не шантажировать. Проявить внимание к растерявшемуся мужу, помочь ему понять, на что он способен и стать уверенным. Включившись в активную позицию в уходе за ребенком, мужчина почувствует свою способность, нужность, важность, полезность, ценность, к себе любовь и внимание. Когда отцовские обязанности будут доставлять больше позитивных эмоций ревность начнёт уходить!

Если мужчина не сформировался как отец до рождения ребенка, то женщине потребуется быть терпимее и помочь ему в этом. Требовать от человека то, что он не может дать в данный момент - это путь к отдалению друг от друга. Если супруги способны говорить друг с другом откровенно, принимать и исправлять ошибки, то они могут разрешить конфликт сами. Если подобными качествами они не обладают, то необходимо обратиться к психологу, чтобы конфликт не нанёс никому из членов семьи серьезную травму.

Если мужчина личностно зрелый, готовый к отцовству, любит жену, то он легко включится в уход за ребенком. Женщина позволит себе больше отдыхать, а значит быть спокойнее и нежнее со своим мужем (отцом ребенка). А мужчина позволит себе чувствовать главой ситуации, а не третьим лишним.

Но, существуют ситуации, когда мужчина готов, а женщина не готова впускать другого человека в отношения с её ребенком. Женщина не позволяет себе отдыхать, она только сосредоточена на ребенке. Тогда отец/муж не может реализовать свои желания в заботе о ребенке и жене. Жена сама копает ров вотношениях межу собой и мужем, между ребенком и отцом. В таком случае мужу необходимо быть терпеливым с женой, поначалу больше внимания уделять жене как женщине, отмечать как заботливую мать и постепенно предлагать свою помощь. Быть ненавязчивым, не требовать, но, в то же время, делиться своей готовностью помочь, когда ей будет нужно. Если же подобная ситуация затянулась, стоит обратиться к специалисту.

Итак, муж стал ревновать ребенка к жене, значит, супруг чувствует себя ненужным, отвергнутым. Он ищет поддержки, успокоения, опоры. Жена должна признать, что мужу чего-то не хватает или ему мешают страхи, и он, ревнуя, дает об этом сигнал. Женщине необходимо проанализировать и перераспределить внимание между ребенком, мужем и собой! Маме следует знать, что малышу требуется определенное количество любви, и он может не «переварить» её переизбытка. «Переедание» эмоций - это так же плохо, как и эмоциональный голод. Когда мама много отдает ребенку, в этот момент она лишает внимания себя как «женщину» и мужа!!! Женщина оказывается в очень трудной ситуации - ей необходимо оказать помощь тому, от кого она сама ожидает её получить. Повторюсь: требовать и упрекать человека в том, чего он не может сделать, бесполезно и вредно. Обратитесь к его материальной поддержке или к помощи родственников, чтобы создать возможность уделить время себе: стать спокойнее, нежнее, привлекательнее (отдохнуть, расслабиться: встретиться с подругами, сходить в салон, на массаж и др.). Пара должна знать, чтобы сохранить в тонусе отношения друг с другом, когда есть маленький ребенок в семье, обязательно нужно проводить время супругам вместе, наедине друг с другом, переживать роли жены и мужа без родительской ответственности. Если бы психологи выписывали рецепты супругам, молодым родителям, то он выглядел бы так: не менее 1 раза в неделю отдыхать вдвоем, оставлять ребенка на помощников. А для молодой мамы - не менее 1 ч в день заниматься только собой и оставлять ребенка на отца или на помощников! Такое назначение можно отнести к профилактическим мерам для сохранения отношений.

Мама ревнует ребенка к папе
Ревность Реже встречается ревность у женщины к отцу собственного ребенка. Женская ревность формируется на неудовлетворенности: накопленная усталость, злость, раздражение, неуверенность в себе. Чувство ревности может возникнуть у мамы, если она сама недовольна отношениями со своим чадом и завидует легким, теплым отношениям ребенка с отцом. Мама может мучиться чувством вины: больше требует, меньше покупает подарков и т. п. Другой причиной ревности к мужу может быть травматичный детский опыт.

По решению проблем, связанных с чувством вины матери перед ребенком, во время разговоров родители должны выработать одни и те же требования к ребенку (запреты, правила). Маме будет легче проявлять их ребенку, проговаривая «Мы с папой решили, что …», «Папа попросил, чтобы я…, если ты…». А папа, придя домой, открыто поддерживает маму. Таким образом, мама разделяет с папой ответственность за воспитание, т. е. папа с мамой вместе воспитывают ребенка. Так, при поддержке папы маме легче общаться с ребенком в трудные моменты. Кроме того, одинаковые требования к ребенку от мамы и папы в процессе воспитания положительно влияют на формирование психики ребенка.

Ревность ребенка к родителю
В процессе психического развития ребенок чувствует сильную привязанность к матери. Мама - это тот человек, который дает заботу, любовь, безопасность. Постепенно вырабатывается готовность от неё отдаляться, делиться с кем-то.
Когда необходимость «делить маму» возникает раньше, чем ребенок готов, то у него возникает чувство тревоги и страха. Все встречались с ситуацией, когда с мамой кто-то начинает говорить, мама увлекается разговором, а ребенок начинает что-то просить у неё, привлекает внимание, плачет, тянет маму куда-нибудь. Или малыш до трехлетнего возраста бьет папу и не дает приблизиться к маме. Это проявление ревности: страх, что он уже маме не нужен. Подобные моменты, сигнализирую о том, что ребенок по какой-то причине не готов еще отпустить маму (не напитался достаточно привязанностью; пережил травму потери). Другой причиной может быть, когда ребенок интуитивно ловит скрытые отношения родителей друг к другу (недоверие жены к мужу или к мужчинам вообще, злость, обида на партнёра и др.).

Что делать? Если у обоих родителей вызывает тревогу поведение ребенка и оба желают помочь своему ребенку, то первым делом они должны поговорить с ребенком о его чувствах в момент, когда он себя ревностно ведет. Мама может сказать (если она это чувствует), что она любит папу и ей неприятно видеть, как сын/дочь его бьет. Папа может сказать (если он это чувствует), что он любит малыша и любит маму и ему плохо, когда ребенок так себя ведет. Затем поговорить друг с другом, чтобы исключить проблемы в своих отношениях. Каждому родителю стоит проанализировать отношения и со своими родителями - возможно, проблема находится на этом уровне.

Когда ребенок проявляет ревность, важно, чтобы оба родителя были в согласии друг с другом и реагировали осознанно. Ребенку полезно получать следующие послания от родителей: у мамы хватит любви для папы и для него /неё, а у папы хватит любви для мамы и для него/неё: т. е. родители любят друг друга и его/её!
Некоторая ревность ребенка 3-5 лет к родителю противоположного пола - это, можно сказать, норма. Мальчик переживает Эдипов комплекс, а девочка комплекс Электры. Родители должны отмечать это для себя, воспринимать как естественное проживание ребенком очередного этапа психо-сексуального развития. Учить ребенка разделять отношения (понимать разные роли человека в семье). Папа может сказать: «Ты - любая дочь/любимый сын, а твоя мама - моя любимая жена», а мама говорит «Ты - моя любимая дочь/ сын, а твой папа - мой любимый муж». Как говорится: каждому своя любовь, в соответствии с ролью в семье.

В первую очередь…
Напомним, в разрешении любых конфликтов первый шаг - это осознание реальности: что происходит. Второй шаг - поговорить друг с другом: выразить свои чувства, ожидания, без оскорблений, упреков, требований. Третий шаг - если не получается самим разрешить конфликт, обратиться к специалисту!

Не медлите! Отложив решение проблемы в долгий ящик, вы только усложняете конфликт и провоцируете новые. Чувства невозможно отложить или забыть, человек каждую секунду живёт всеми чувствами. Проблемные чувства человек часто сам от себя скрывает. Возможно, с вами такое происходило, когда вы хотели сказать и сделать одно, а получилось совсем не то, что вы планировали. Это действия подавленных, скрываемых чувств, которые специалисту, со стороны виднее.

Многие психологи считают, что в семье отношения мужа и жены первичны. Отношение к ребенку должно находиться на втором месте у супругов. Семья начинается с пары, и отношение супругов остается главным звеном в семье. Судите сами: когда в отношениях между мужем и женой есть любовь, уважение, понимание, принятие, то проблем у детей или с детьми гораздо меньше.

Женщины и мужчины, создающие семью и выстраивающие свои отношения до и после рождения ребенка, должны помнить: важный элемент в отношениях - это баланс между «брать» и «давать». Когда он нарушается, то нарушаются и отношения. Появление ребенка не должно лишать мужа и жену ласк и внимания друг к другу. При появлении ребенка изменяется не только мамин уклад, но и в некоторых аспектах и папин. Когда баланс в отношениях соблюдён, то их сохранить легче.

От полноценных отношений (эмоциональных, сексуальных) у жены с мужем выигрывает вся семья, ведь чем больше родители удовлетворены друг другом (в том числе и физически), тем благополучнее эмоциональная жизнь малыша.

Помните, что вхождение маленького человека в мир семьи наполняет этот мир новыми - светлыми и радостными чувствами. И чем больше места и внимания в нем будет предусмотрено для всех - и мамы, и папы, и деткам, и другим близким и родным, тем счастливее он станет.

Настоящая семья - это куда хочется возвращаться и где тебе всегда рады. Заботливый муж, улыбающаяся жена и счастливый малыш!

Появление в семье младшего ребенка всегда вызывает ревность старшего. Как справиться с этим чувством и помочь первенцу преодолеть непростой в его жизни период?

Старший малыш начинает испытывать ревность к младшему ребенку практически с первого дня его появления после выписки из роддома. И это при том, что в период беременности дети чаще всего с нетерпением ждут появления братика или сестрички.

Детская ревность не является противоестественной, она вызвана страхом потерять любовь мамы и папы. Поэтому старший ребенок может открыто демонстрировать негативное отношение к малышу.

Родителям важно выбрать верную стратегию поведения, чтобы первенец не чувствовал себя одиноким. Предлагаем воспользоваться рекомендациями, которые помогут в той или иной проблемной ситуации.

Детская ревность зависит от пола ребенка. Девочки испытывают подсознательную потребность в заботе о младших. Поэтому их легче увлечь просьбами по уходу за малышом и сгладить ревнивые чувства. У мальчиков ревность выражается сильнее, и они не всегда готовы помогать в уходе за ребенком.

Ситуация № 1: старший ребенок отказывается уступать новорожденному свою кроватку

Правильнее всего перевести ребенка в другую кроватку за пару месяцев до рождения малыша. Если время упущено и миграция первенца совпадает с выпиской новорожденного из роддома, объясните старшему ребенку, что он уже взрослый и теперь может спать в кроватке не для малюток. Мотивировать на нужный поступок юного «собственника» поможет сравнение «будешь спать во “взрослой” кроватке, как папа и мама».

Ситуация № 2: старший ребенок просит и его покормить грудным молоком

Если первенец уже вышел из возраста грудного вскармливания , не стоит ему категорично отказывать. Это спровоцирует детскую истерику. Правильнее будет рассказать, что если мама покормит старшего, младшему не хватит молочка и он останется голодным. В качестве компенсации предложите что-нибудь вкусное, чтобы отвлечь детские мысли в другое русло.

Ситуация № 3: старший ребенок просит вернуть новорожденного в роддом

В этой ситуации родителям нельзя ругать первенца. Попробуйте объяснить, что брат или сестра - это хорошо, так как когда младший повзрослеет, дети смогут играть вместе. А если старший во время беременности с интересом ждал рождения ребенка, можно ему сказать, что малыш знает об этом и рад встрече.

Ситуация № 4: старший ребенок мешает сну младшего

В такой ситуации родителям нельзя строго настаивать на соблюдении тишины. Правильнее предложить старшему ребенку разговаривать шепотом. Первенец включится в эту игру с удовольствием. Помогут воспоминания на тему «когда ты был маленький». В данной ситуации мама может рассказать старшему ребенку, что во время его сна все тоже разговаривали шепотом и не шумели.

Ситуация № 5: старший ребенок чувствует себя заброшенным

Перепоручая членам семьи свои некоторые обязанности по уходу за младенцем, молодая мама сможет выделить время для игр и общения со старшим ребенком. К примеру, папа или бабушка идут гулять с ребенком, лежащим в коляске. Этого времени, примерно 1,5-2 часа, хватит, чтобы старший ребенок вновь почувствовал полноту маминой заботы и любви.

Ситуация № 6: старший ребенок причиняет младшему боль

В таких ситуациях наказание может спровоцировать обратную реакцию. Поэтому если есть риск причинения физической боли младшему ребенку, детей нельзя оставлять наедине без присутствия родителей.

Ситуация № 7: старший ребенок отнимает у младшего игрушки

Это делается не из-за того, что старший ребенок хочет с ними поиграть. Таким образом он выражает свое негативное отношение. Исправить ситуацию можно следующими способами:

  • заинтересовав первенца новыми игрушками;
  • объяснив, что он уже взрослый для игры с погремушками;
  • предложив старшему ребенку выбрать в детском магазине игрушки для младенца, не забыв и ему купить что-нибудь интересное.

Ситуация № 8: старший ребенок устает от новых обязанностей по уходу за младенцем

Старший ребенок хочет играть, а не, к примеру, катать коляску на прогулке. Гуляя на воздухе, оставляйте малыша спать в коляске и уделяйте время первенцу. Не принуждайте его играть с младшим, иначе это может стать причиной агрессии. Вовлекайте старшего первенца в общую игру с младенцем так, чтобы ему было интересно.

Ситуация № 9: старший ребенок демонстрирует грусть

Не располагая вниманием мамы в той мере, как прежде, старшие дети начинают испытывать депрессию. При первых признаках грусти родителям нужно чаще хвалить старшего ребенка, играть с ним, когда младенец спит, чаще обнимать, брать на руки и целовать. Тактильные ощущения очень важны. Старший ребенок не должен ощущать дефицита родительской ласки и тепла маминых рук.

Ситуация № 10: старший ребенок «впадает» в детство

Первенцы часто начинают открыто требовать к себе такого внимания, какое оказывается младшему ребенку: просят брать их на руки, кормить, одевать, носить. Игнорировать эти просьбы нельзя, но и удовлетворять в полной мере тоже неверно. Ищите «золотую» середину: по возможности сажайте ребенка к себе на колени, поднимайте на руках по лестнице, укладывая, рассказывайте сказку. Спустя время старший ребенок поймет, что мама его любит, как и прежде.

Если женщина долго не может оправиться после родов, первенцу будет труднее справляться с ревностью. Он может испытывать негатив к малышу за то, что мама чувствует себя плохо именно из-за новорожденного.

Терпение и ласка - «лекарство» от детской ревности

Родителям необходимо набраться терпения, чтобы переждать первые полгода после рождения младшего ребенка. В этот период ревность старших детей проявляется особенно ярко. И, разумеется, нельзя обделять их лаской. Результаты дипломатичного поведения родителей появятся позже, когда дети вырастут и между ними установятся добрые и искренние отношения. Поэтому не ругайте старших за ревность к младшим, не вызывайте в них ожесточения.

Считается, что больше всего ревнуют к младшим те дети, разница между которыми составляет 3-5 лет. Особенно сильно это проявляется между однополыми детьми. Дети постарше легче переживают появление малыша, поскольку у них уже могут быть другие интересы, в том числе и вне семьи.

Татьяна Волкова, семейный психолог: «Старший ребенок чаще всего ревнует к младшему, когда чувствует себя лишним. Для того чтобы этого не произошло, очень важно постоянно подчеркивать то, что старший ребенок очень важен, нужен и любим.

Будет здорово, если получится мягко “включить” первенца в заботу о новорожденном и постоянно акцентировать внимание на том, что он уже совсем большой и делает очень важную и нужную работу, помогает папе и маме. Ощущение собственной значимости поможет первенцу спокойнее переживать то, что внимание мамы и папы больше не принадлежит только ему, и лояльнее относиться к малышу.
При этом важно, чтобы с появлением нового члена семьи у первенца, как у “большого”, появились не только новые обязанности, но и новые права. Подумайте о том, что из “нельзя, ты еще маленький” можно перевести в категорию “ты уже большой - значит, теперь тебе можно” - это повлияет на самовосприятие первенца и позволит ему не регрессировать в младенчество, что часто случается со старшими детьми после появления на свет младших».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Специалисты в один голос утверждают, что шлепать детей нельзя, поскольку рукоприкладство является не самым лучшим методом воздействия на ребенка. И все же многие взрослые уверены: проще один раз шлепнуть малыша по попе, чем много раз повторять, почему не следует что-то делать.

Сегодня мы обсудим доводы отечественных и зарубежных психологов, выступающих против физического наказания, и узнаем, почему нельзя шлепать детей.

Статистика неумолима – около 60% российских родителей время от времени применяют физическое воздействие по отношению к своим чадам. Безусловно, в большинстве случаев это не тяжелые побои, а пресловутые шлепки и подзатыльники, которыми мамы и папы щедро «одаривают» расшалившихся детей.

Почему же все-таки родители шлепают своих непослушных малышей? Потому, что это самый простой выход из ситуации.

Судите сами, нет необходимости искать причину плохого поступка, не нужно думать о детских эмоциях, подбирать другие способы воспитания. Шлепнул пару раз – и, кажется, конфликт исчерпан.

Давайте узнаем, что может произойти, если постоянно использовать физические наказания по отношению к малышу.

Почему нельзя шлепать ребенка?

Можно не соглашаться с психологами и сколь угодно долго уверять себя, что легкие шлепки и затрещины идут на благо детям, что таким нехитрым способом они быстрее поймут, что можно делать, а от чего стоит воздержаться. Однако это всего лишь самообман, и вот почему.

1. Ребенок учится через подражание

Если вы регулярно шлепаете свое чадо, подготовьтесь к тому, что однажды он ударит вас, приятеля по песочнице или домашнее животное.

В этом случае ваши слова о том, что «Нельзя драться» или «Не смей бить маму» не возымеют на него никакого действия. Малыш быстро усвоит, что большие могут обижать маленьких, а сильные – слабых.

2. Снижается самооценка

Самоощущение детей создают, прежде всего, их родители.

Маленький ребенок еще не осознает причинно-следств енные связи между шлепком и своим нехорошим поступком.

Шлепнув в сердцах двухлетнего кроху за то, что он сломал машинку, вы не научите его аккуратности при обращении с вещами.

«Меня ударили, я плохой и не заслуживаю любви», – так думают дети. И с каждым ударом их самооценка снижается все сильнее.

3. Ребенок привыкает к шлепкам

Вероятно, после первой взбучки малыш вас послушается и прекратит шалить. Однако не обольщайтесь, это произошло не потому, что он раскаялся и осознал, что поступил неправильно. Попросту ребенок испугался и хочет вернуть ваше хорошее расположение и любовь.

Если физические наказания стали обыденностью, дети начинают воспринимать их как неизбежность и не меняют собственное поведение.

4. Порка не учит внутреннему контролю

Дети, получающие от родителей «по первое число», не учатся управлять своими поступками.

Им нужно одобрение, человек, который говорил бы, что правильно, а что, соответственно, нет.

Такие дети живут по принципу: «Не буду это делать, иначе меня ждет наказание». А ведь гораздо важнее этические нормы: «Нельзя так себя вести, потому что это плохо».

5. Бить людей – это преступление

Физическое воздействие является применением силы, то есть действием неправильным и осуждаемым любым обществом, а порой и уголовно наказуемым.

Вы же не будете бить своего коллегу, который что-то сделал не так на рабочем месте? А чем ваше чадо отличается от других людей?

6. Расписывание в собственном бессилии

Главный аргумент взрослых – ребенок попросту неуправляем и не реагирует на другие доводы. Однако в этом случае проблема не в самом чаде, а в ваших взаимоотношениях и неумении справляться с детьми.

Раздавая подзатыльники, мама или папа расписывается в слабости и роняет тем самым свой авторитет в глазах ребенка.

А значит, детские провокации будут продолжаться.

7. Недоверие к родителям

Телесные наказания разрушают доверительные отношения между членами семьи, разбивают привязанность и любовь.

Согласитесь, сложно любить того человека, который вас шлепает.

Такой способ воспитания действенен лишь потому, что дети еще маленькие и не могут противопоставить родителям собственную силу. Иногда детские обиды переносятся во взрослую жизнь, мешая уживаться выросшим детям и постаревшим мамам и папам.

8. Снижение интеллекта

Между тем, американские психологи провели исследование, показавшее, что уровень интеллекта среди детей, которых регулярно шлепают родители, существенно ниже, чем у своих «небитых» сверстников.

Да и дисциплина и послушание лучше в той группе школьников, к которым взрослые относятся более лояльно.

Как удержаться от порки?

Допустим, вы поняли, что шлепать ребенка нельзя и решили отказаться от этого бесперспективног о метода. А что же взять на вооружение? Предлагаем несколько полезных советов от опытных психологов.

  1. Нужно научиться договариваться с малышом. Представьте на его месте своего приятеля. Не будете же вы шлепать ремнем взрослого человека за то, что он, к примеру, мешает вам спать? Вы предпочтете выйти из комнаты, попросить его уйти, объяснить, что устали и т.д. Пробуйте поступить точно так же с ребенком.
  2. Не копите отрицательные эмоции. Дети частенько доводят до кипения своими шалостями. Если терпеть их, не озвучивать и не сердиться, то в итоге все может закончиться шлепком. Выражайте свои эмоции: «Твое поведение меня ужасно злит». Перестав копить в себе раздражение, вы научитесь разговаривать и объясняться с детьми, а значит, пропадет и потребность в шлепках.
  3. Ищите проблему в себе. Мы уже говорили, что порка не является проблемой ребенка. Это сигнал о психологическом неблагополучии родителей. Возможно, вы находитесь в состоянии стресса, не умеете справлять с гневом. Если вы слишком часто хватаетесь за ремень, лучший выход – обратиться к специалисту.
  4. Не считайте малыша точной своей копией. Иногда можно услышать, как родитель жалуется: «Я раньше отцу слова не мог сказать поперек, а мои-то совсем меня не слушаются!» Мама росла послушной и спокойной девочкой, а у нее рождается чадо с непростым характером? Ничего ужасного, посоветуйтесь с психологом, почитайте литературу по воспитанию «сложных» деток.
  5. Извиняйтесь перед ребенком. Каждый из нас – это живой человек, а не идеальное существо. Если сдержать раздражение не получилось, обязательно попросите прощение у своего чада за шлепок или подзатыльник. Расскажите, что вы разозлились не на самого малыша, а на его недостойное поведение.

Безусловно, в одной статье не рассказать, как, если не шлепаньем, воспитать малыша, привить ему нормы поведения, остановить истерики и капризы.

Итак, на вопрос, можно ли шлепать ребенка, большинство психологов уверенно отвечают: «Нет». Физические наказания часто не приносят положительного результата, а, напротив, нарушают детско-родительс кие отношения.

Задумайтесь на минуту перед тем, как в очередной раз шлепнуть непоседу. Возможно, в вашем родительском арсенале есть и другие методы воспитания, которые будут более эффективны?

Другая информация по теме


  • 10 лучших игр для преодоления детской агрессии

  • Когда ребенок начинает сидеть? Основные стадии развития этого умения

  • Синдром ранней детской нервности. Что это такое?

  • Капризы и истерики! Что делать?

  • Мы спим днем… А Вы?
  • Малышей шлепать, а уж тем более подзатыльники? В голове не укладывается. Ну кроме массажа, конечно (там как-то надо легонько похлопывать). Моя старшая не получала от меня шлепков и подзатыльников и выросла доброй девочкой, но мальчикам сдачи дает в школе. Было однажды, правда, как автор пишет «сила на силу». Дочка в три года стала капризничать на улице по-полной: с валянием в грязи и битьем ножками. Я ее доволокла до дому (вырывалась девочка капитально, пару раз чуть не улетела у меня с рук, я перепугалась). И дома никакие уговоры и прочее. Тогда я ее отшлепала, но на ней был толстый пуховой комбез. Потом была беседа и договор. Больше таких истерик не было. С младшей тоже рукоприкладство не планирую.

    Очень нравится первый способ: представить на месте ребёнка своего приятеля, совершающего тот же проступок. Действительно, ведь приятеля шлёпать не будешь, даже если он мешает спать или разбрасывает по дому свои вещи:-) У меня этот способ хорошо работает, сразу раздражение на малыша уменьшается.

    Рукоприкладство ничего не имеет общего со «шлепаньем», как известно, даже королевские и царские особы в детском возрасте бывали отшлепаны своими воспитателями или родителями..Даже в Библии говорится, что любящий родитель сечет непослушное дитя, но сечет любя. Как»прививка»от дурных привычек и наклонностей, естественно, если другие методы не помогают. Ребенку быть отшлепанному родным отцом или матерью естественно и нормально! Адекватные родители не причинят зла своему чаду. Можно наказывать словами гораздо больнее и ранить внутреннего маленького человечка чем угодно, даже разъяснениями, которые не всегда могут быть понятными ребенку.Вопрос о том кто отшлепал и за что отшлепал более актуален, чем применять силу или нет.Психологи очень многое подчерпнули из Библии, только не досмотрели, что физическое наказание является нормой для воспитательного процесса, крайней, но все же нормой.

    Прекрасная статья. Я тоже уверена, что детей шлепать нельзя. Если родитель шлепает своего ребенка, это доказывает не вину ребенка, а неумение родителя объяснить своему чаду, в чем он не прав.

    Трудно не согласиться с мнением автора, но в наше время молодое поколение становится всё более невоспитанным. Я тоже против насилия, но считаю, что иногда все же можно «шлепнуть» ребенка. Это применимо в тех случаях, когда напрасно перепробованы другие, гуманные методы воспитания.

Нередко можно увидеть на улице возмущенную маму, шлепающую ревущего малыша по попке. Этот распространенный метод воспитания прочно укоренился в нашем обществе и считается необходимой мерой воздействия на непослушного ребенка. Можно ли бить ребенка по попе, и что об этом говорят психологи?

Как только карапуз начинает самостоятельно передвигаться на ножках, он неизбежно подвергается воспитательному воздействию со стороны взрослых. «Не ходи туда! Не бери каку в руки! Отойди от телевизора!» — целый день малыш что-то делает не так. Какими бывают меры воспитательного воздействия?

За всю свою историю развития человечество сформировало три воспитательных метода:

  1. авторитарный;
  2. демократический;
  3. смешанный.

В первом случае малыш подвергается дрессуре или муштре: он обязан с точностью выполнять все приказы взрослых, иначе будет подвергнут наказанию. Малыш привыкает к подобному воспитательному стилю. Хорошо, если он не сопровождается физическими внушениями.

Демократический метод предполагает общение с карапузом, дает ему право выразить свое мнение и отстаивать позиции. К такому стилю общения готовы родители, которые не жалеют своих сил на воспитательный процесс и желают сформировать из крохи целостную личность с чувством человеческого достоинства.


При смешанном стиле присутствует «кнут и пряник» в соответствии с обстоятельствами. Где надо — прикрутили гайки, где надо — отпустили. В основном, «гайки прикручиваются» по настроению: когда маме/папе лень заниматься объяснением истин.

Опасные методы

«Меня в детстве били, и что?»,- так рассуждают современные мамы, оправдывая свои распустившиеся нервы. Всех учили в школе, что обижать маленьких недостойно и жестоко: они не могут ответить на агрессию. Всех учили, что «лежачего не бьют». Так почему же на собственных деток эти правила не распространяются? Может, потому что малыша считают собственностью?

Во-первых, это больно. Во-вторых, обидно. В-третьих, порождает агрессию в ответ. Потом родители удивляются, почему их взрослый сын такой жестокий! Иной крайностью подобного метода может стать неуверенность ребенка в своих силах и возможностях: кроха будет бояться раскрыть свой потенциал. Так можно ли бить ребенка? Категорично: нельзя. Это насилие.

Следствием применения насилия может стать:

  • травмирование тела ребенка;
  • травмирование психики;
  • накопление агрессии;
  • желание идти наперекор;
  • желание мстить в ответ.

Этот набор качеств характера формируется незаметно и похож на бомбу замедленного действия. Страх перед наказанием (особенно, когда бьют ремнем по попе из «благих намерений») негативно отражается не только на психике, но и на обменных процессах организма:

  • при чувстве обиды сжимается горло;
  • от страха страдает выделительная система.

Вспомните свои ощущения при нервных переживаниях: либо нападает неудержимый голод, либо есть вообще не хочется. Ребенок ощущает то же самое! При сильном чувстве страха малыш может напрудить в штанишки или обкакаться — это еще больше усугубит неприятное положение. Нужно ли применять подобные воспитательные меры?

Совет. Если у вас распускаются руки и хочется ударить кроху по попке, нужно поставить себя на его место. Приятного мало.

Но самое неприятное еще впереди: некоторые малыши от ударов ремнем или рукой по попе могут страдать энурезом! Вам нужна мокрая кроватка по утрам в воспитательных целях? Сильный удар по попе сотрясает все тельце малютки и попадает по почкам. Вот вам и объяснение, почему нельзя бить детей. Но об этом родители не хотят задумываться в воспитательном ажиотаже.

Почему малыш не слушается

Психологи выявили несколько причин непослушания детей. К ним относятся:

  1. борьба за самоутверждение;
  2. способ привлечь внимание;
  3. желание противоречить;
  4. чувство неуверенности;
  5. непоследовательность в воспитании;
  6. завышенные требования к малышу.

Ощущение уникальности присуще всем людям, однако, со временем оно может исчезнуть. К году кроха осознает себя личностью, у которой есть собственное мнение и позиция. Это взрослые воспринимают его крохой, но не он сам! Отсюда берут корни многие детские капризы и недоразумения.

Если карапузу не хватает внимания, он находит способ воздействия на взрослых — непослушание. Очень действенный способ! Делать все наоборот — тоже один из методов воздействия малыша на родителей. Причинами подобного поведения может быть обида либо недостаток внимания родителей.

Чувство неуверенности в себе возникает на почве постоянных одергиваний малыша и раздражения родителей по малейшему поводу. Маленький человечек просто пытается защититься и перестает воспринимать постоянные одергивания со стороны матери, абстрагируется.

Бессистемное воспитание получается тогда, когда у крохи очень много воспитателей — мамы с папами, бабули с дедулями, дяди с тетями. Каждый из воспитателей имеет свои представления о правильном воспитании, которые могут противоречить представлениям других членов семьи. Этот стиль можно назвать «лебедь, рак и щука». Малыш просто не знает, как ему поступать: одни его хвалят, другие — наказывают.

Некоторые родители предъявляют маленькому человечку просто невыполнимые требования. Обычно это происходит у авторитарных родителей, которые свое слово и власть возводят в абсолют. Никто не прислушивается к ребенку, никто не интересуется его состоянием — только требуют. Если не выполнил требование, следует наказание. Находиться в такой атмосфере чрезвычайно сложно даже взрослым, не говоря о ребятишках.

Вы знали, что в интернет-магазинах можно совершать покупки со СКИДКАМИ ДО 70% круглый год!? Узнайте какие распродажи и скидки на детскую одежду , а также на другие детские товары действуют прямо сейчас!

Что делать с непослушным малышом?

Японская традиция запрещает ругать и наказывать детей до пяти лет. Это время считается священным, к ребенку нельзя прикасаться в воспитательных целях. Как быть, и можно ли шлепать ребенка, если он не понимает слов? В этой ситуации лучше сделать так:

  1. переключить внимание карапуза на другой объект;
  2. увести его с места, где он балуется и не слушается;
  3. попытаться договориться.

Многие родители, и даже психологи, советуют при неадекватном поведении малыша легко стукнуть ладонью по попе. Нужно ли это делать? Мамы мотивируют свое право ударить так: от неожиданности кроха забывает о своих шалостях и начинает воспринимать воспитательную информацию лучше. Может, это и рационально. Но последствия такого подхода будут негативными: со временем.

Чем заменить шлепок по попе? В крайнем случае, можно:

  • крикнуть на малыша;
  • одернуть его за руку.

Запомните, что право кричать на ребенка или одернуть его за руку имеют только родители. Не позволяйте воспитателям в детском саду грубо обращаться с малышом: они не имеют на это право. Тем более, шлепать по попе или по спине! Если вы узнаете об этом от малыша, поставьте вопрос ребром на собрании или в кабинете заведующей. Кроха должен чувствовать защиту своих родителей.

Как еще можно наказать маленького непослушника? Допускается изолировать малыша: поставить в угол на непродолжительное время или закрыть в своей комнатке. Можно лишить прогулки на детскую площадку или не дать сладости.

Важно! Нельзя запугивать маленьких детей бабайками и волками! Некоторые чувствительные малыши могут получить большой стресс из-за страха перед чудовищами.

Послушные дети

Какие дети бывают послушными? Психологи уверены, что абсолютное послушание неестественно для нормального жизнерадостного дитя, которое отличается хорошим здоровьем. Абсолютно послушными бывают дети:

  • с флегматичным характером;
  • с врожденными заболеваниями;
  • со слабым иммунитетом;
  • запуганные наказанием.

Флегматичные от природы дети никому не мешают, не создают проблем и не отвлекают взрослых «по мелочам». Таких детей не нужно бить ремнем и шлепать по попе — они не создают прецедент. Однако с подобным типом характера малышу трудно будет адаптироваться в социуме, где большинство людей являются сангвиниками или холериками.

Болезненные от природы детки тоже «послушные»: у них нет источника дополнительной энергии для любознательности, которая и вызывает неудовольствие родителей. То, что для малыша является процессом познания мира, — вызывает нарекание или гнев родителей. «Не лезь к розетке! Кому сказала?», — кричит мама. Думаете, кроха послушает? Все равно полезет, а потом получит по попе ремнем или рукой. Любознательность — одна из причин непослушания.

Его много раз били ремнем и оставили такими методами воспитания глубокую рану в душе. Это просто идеальный ребенок: ни на что не жалуется, не просит ни о чем, не раздражает взрослых. Но как ему трудно будет в жизни, мама с папой и не догадываются! Это будет взрослый человек с полным набором фобий и комплексов.

Итоги

Давайте разберемся, почему родители прибегают к насилию над дитем? Имеют ли они на это право? Теоретически имеют: малютка полностью во власти взрослых. Зависимое положение и дает право родителям перегибать палку в воспитательных целях в любое время. Однако это просто оправдание своей педагогической несостоятельности: мамы не хотят тратить силы на убеждение малыша. Самый простой и легкий способ — ударить по попе с размаху.

Воспитательный процесс не бывает гладким и отнимает много психической энергии у взрослых. Тем не менее, важно демонстрировать терпение и понимание к маленькому человечку. Почему нельзя бить детей? Физическое воздействие:

  • наносит ущерб здоровью;
  • калечит психику;
  • провоцирует ответную агрессию;
  • формирует чувство озлобленности.

Многие малыши замыкаются в себе и пытаются отстраниться от бесконечного потока нареканий. Со временем вы можете получить неуправляемого подростка, озлобленного и жестокого. Лучше не применяйте физическую силу из воспитательных побуждений.

Как избавиться от растяжек после родов?

Когда в семье появляется ребенок, родители обещают себе заботиться о нем и никогда не обижать. Но это непросто реализовать, ведь подрастая, дети начинают испытывать терпение взрослых непослушанием и шалостями. В такой ситуации многие папы и мамы задумываются о применении физического наказания и задаются вопросом – бить ребенка или не бить в качестве наказания за проступки?

Шлепки ремнем или рукой по попе – одна из популярнейших воспитательных мер и родители, использующие этот метод, не видят в нем ничего предосудительного. Действительно ли физическое наказание безопасно и облегчает воспитательный процесс? Чтобы это понять, рассмотрим его влияние на ребенка, а также возможные последствия.

Почему многие считают обычным делом воспитывать детей с помощью шлепков и подзатыльников?

Есть несколько причин, побуждающих родителей применять силу:

  • «Наследственные» факторы. Если папа или мама в детстве сами подвергались физическим наказаниям, вопрос о том, можно ли бить детей в целях воспитания, зачастую даже не возникает. Они уверенны, что это – единственно правильный и возможный метод воздействия на ребенка, хорошо закрепляющий информацию, полученную в ходе поучительной беседы.
  • Еще одним мотивом ударить ребенка становится вымещение собственных негативных эмоций от неудач, обид, проблем на работе. Бывает, что дети попросту попадают по горячую руку, ведь больше сорвать злость не на ком.
  • Иногда причиной является нежелание тратить время на продолжительные беседы и многократное повторение правил поведения. Ведь всегда проще шлепнуть по попе, чем объяснять ребенку его неправоту и разбираться в причинах произошедшего.
  • Порой к физическим наказаниям переходят от безысходности. Когда знаний родителей о процессе воспитания оказывается недостаточно и найти подход не удается, применение силы кажется единственным способом справиться с «маленьким монстром».
  • Нестабильности психики. Люди, имеющие нерешенные психологические проблемы или какие-либо психические отклонения, могут бить детей и срываться на них без видимой причины. После, успокоившись, ударивший ребенка родитель жалеет о своем поведении, но все равно не может совладать с собою. В этом случае требуется проработка проблемы с психологом или иным специалистом.

Что является физическим наказанием?

Применять физическое наказание не обязательно значит избивать ребенка. Под это понятие попадают все воздействия с применением силы – грубое дерганье за руки или одежду, толкание, подзатыльники, насильное кормление или, наоборот, лишение еды.

Не важно, берет ли родитель в руки ремень или использует другие подручные средства (полотенце, тапок и т. д.). Любые действия, направленные на то, чтобы причинить боль, продемонстрировать свою власть и физическое превосходство, оставляют свой след в душе ребенка.

Можно ли бить детей?

Как правильно бить ребенка и стоит ли вообще это делать? Мнения родителей в этом вопросе сильно расходятся. Одни всецело «за» физическое наказание в разумных пределах, другие – находят массу аргументов «против».

В пользу применения более мягких мер воспитания свидетельствуют следующие факты:

  • Любые методы физического воздействия не способствуют лучшему усвоению информации. В детстве способность человека хранить воспоминания менее развита, поэтому наказание и события, приведшие к нему, в любом случае забываются достаточно быстро.
  • Шлепки по попе – унизительная процедура, вызывающая у ребенка гнев и обиду, кажущаяся ему несправедливой, а потому отнюдь не побуждающая его осознать свой проступок.
  • Применение физического наказания снижает значимость ваших слов для детей. То есть, если вы начали это практиковать, то все, что действовало на ребенка раньше, перестанет служить для него останавливающим фактором. Это значит, что придется применять силу снова и снова, так как другие аргументы не будут восприниматься всерьез.

К тому же, негатив, возникающий у детей в ответ на физические наказания, нередко ведет к новой волне непослушания и желанию делать «назло». После такого поведения ребенка бьют снова. Так формируется круговорот семейного насилия.

Последствия

Физическое наказание не проходит для ребенка бесследно. Это утверждение особенно верно, если речь идет о систематическом применении силы в воспитании.

Вот несколько фактов, объясняющих, почему нельзя бить детей:

  • Постоянный страх перед родителями, возникающий в результате физических наказаний, со временем приводит к развитию невроза. На фоне него ребенок испытывает сложности в общении со сверстниками, становится неуверенным в себе.
  • Повзрослев, такие дети имеют сильно заниженную самооценку, что мешает им реализовать себя в карьере и личной жизни.
  • Ребенок на всю жизнь запоминает, что прав тот, кто сильнее. В дальнейшем, этим принципом он будет пользоваться и сам, проявляя жестокость к слабым.
  • Дети, которых воспитывали с применением силы, в большинстве случаев повторяют этот сценарий, создав собственную семью.
  • Регулярные физические наказания снижают способность детей концентрироваться на учебе. Так нужно ли с ремнем стоять над ребенком, пытаясь повысить его успеваемость в школе?
  • Каждый эпизод избиения отдаляет ребенка от родителей, разрушая близость и доверие, лишает самых близких людей взаимопонимания. В итоге, когда малыш вырастет, едва ли он захочет заботиться о постаревшем отце или матери.
  • Согласно статистике, более 90% преступников в детстве подвергались физическим наказаниям и насилию со стороны родителей. А вы ведь не хотите воспитать маньяка?
  • Последствием унижений в семье становится чувство ненужности и одиночества. В таком состоянии ребенок легко может попасть под влияние сомнительных людей, проявивших к нему интерес. Результат этого – плохие компании, раннее употребление алкоголя, наркомания, втянутость в преступные группировки.

Кроме того, в порыве эмоций легко не рассчитать силы. Попавший под горячую руку ребенок может упасть, удариться об острый предмет и получить тяжелые травмы, иногда несовместимые с жизнью.

Как в порыве гнева не ударить ребенка?

Даже шлепки по попе – мера, которая должна применяться в последнюю очередь. Рассмотрим несколько приемов, позволяющих сдержаться в стрессовой ситуации и научиться контролировать свой гнев.

Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок плохо себя ведет. Возможно, это связано с возрастными особенностями () или его что-то спровоцировало. Бить в такой ситуации абсолютно бесполезно.

Нужно делать скидку на то, что дети еще только учатся правильно показывать свои эмоции. Непослушанием они часто выражают протест против каких-либо жизненных обстоятельств, который пока не могут доступно объяснить словами, или привлекают внимание родителей, слишком занятых другими делами.

Если вы чувствуете, что уже не можете сдерживаться, нужно взять паузу и переключить внимание на занятия, помогающие справиться с негативом, например:

  • Попробуйте медленно сосчитать в уме до 5.
  • Выйдите в другую комнату и скажите ребенку, что вернетесь чуть позже. Оставшись с собой наедине, можно скомкать ненужные бумаги, чтобы освободиться от гнева. Если вас успокаивает наведение порядка, переложите вещи, протрите пыль.
  • Съешьте что-нибудь вкусное.
  • Представьте ситуацию со стороны – так ли она важна? Вспомните себя в детстве и свои чувства, когда родители вас наказывали.
  • Также хорошим способом успокоить нервы станет принятие теплого душа с любимым гелем.
  • Чаще используете юмор. Любую ситуацию можно разрядить шуткой и проблема уже не будет казаться настолько важной.

Конечно, эти способы помогают не всем. Но, при желании, вам удастся найти подходящее решение.

Альтернативы

Даже если вам удастся сдержаться и не шлепнуть ребенка по попе, остается проблема – как тогда добиться послушания? Психологи рекомендуют устанавливать детям границы дозволенного с самого раннего возраста. Объяснять что можно, чего нельзя и как себя вести в общественных местах, нужно с того момента, как ребенок начинает понимать речь.

Но как бы хорошо вы ни воспитывали малыша, периодические капризы и шалости неизбежны. Объяснение нежелательности такого поведения будет эффективнее физического наказания. Но если ребенок в истерике, приступать к беседе нужно только когда он успокоится. Маленьким детям прийти в себя помогает умывание прохладной водой, переключение внимания на игрушки.

Разговор должен пройти мягко, без сюсюканья, но и без давления. Поинтересуйтесь причинами поступка ребенка, спокойно объясните ему, почему так делать нельзя, как исправить ситуацию, а также предложите приемлемые варианты поведения. Если такая провинность случилась впервые, можно ограничиться внушением и предупредить, что в следующий раз последует наказание (озвучить какое).

В качестве воспитательных мер рекомендуется применять несиловые методы воздействия – лишение игр за компьютером, похода в кино или на прогулку, карманных денег и тому подобное. Важно быть последовательными – если вы обещали наказать за плохое поведение, то так и нужно поступать. Иначе, ребенок, почувствовав вседозволенность, повторит свои шалости еще не раз.

Чтобы искоренить нежелательное поведение, нужно больше разговаривать с детьми, интересоваться их друзьями и окружением, ведь многие проблемы могут брать начало там. Кроме того, ребенок во многом копирует поведение взрослых. Подумайте, возможно, в чем-то вы сами подаете ему плохой пример (кричите, употребляете бранные слова, не выполняете обещания). В таком случае работать над собой придется не только ребенку, но и вам.

Задаваясь вопросом – бить ребенка или не бить, нужно понимать, что применяя физические наказания, вы расписываетесь в собственной слабости и неспособности донести мысль другими способами.

Психологические травмы, полученные в детстве в результате жестокого воспитания, способны загубить будущее детям и непоправимо испортить их отношения с родителями. Поэтому, перед тем как отшлепать ребенка, стоит подумать дважды и поискать более гуманный способ воздействия.

Полезное видео о том, как правильно наказывать детей