Похищение невесты на Северном Кавказе: что нужно знать о традиции. Как похищают невесту на Кавказе? Свадебные традиции

Причем далеко не все из них соглашаются на брак. Юношей не останавливают даже запреты духовенства. Для многих современных джигитов украсть девушку – значит доказать свою доблесть. Молодые люди снимают похищения на мобильный телефон и с гордостью демонстрируют видео своим сверстникам. В милиции бьют тревогу: в последнее время похищать невест стали не только на Кавказе, но и по всей стране. Ведь статья Уголовного кодекса, каравшая похитителей девушек, отменена.

После мусульманского праздника Ураза-Байрам в органы внутренних дел Дагестана один за другим стали поступать заявления от родственников похищенных девушек. В Махачкале сотрудники Кировского РОВД задержали 30-летнего жителя селения Утамыш, который похитил «с целью женитьбы» 20-летнюю студентку первого курса Дагестанского госуниверситета. В селении Брянск Кизлярского района трое мужчин с теми же намерениями увезли на «Жигулях»

22-летнюю сотрудницу продуктового магазина. А в Кизилюртовском районе 22-летний житель селения Кироваул похитил 18-летнюю девушку из селения Нечаевка.

Или в ЗАГС, или в суд

Правительство республики обеспокоено: в Дагестане настоящая эпидемия похищения невест. За восемь лет в регионе было похищено около 700 девушек. Причем в 99% случаях – с целью женитьбы. За восемь месяцев 2007 года в прокуратуру республики поступило уже 55 сообщений о похищении женщин с целью вступления в брак. Но только в 17 случаях по заявлениям были возбуждены уголовные дела. В остальных случаях все кончалось... свадьбой. «Как правило, сами родственники похищенной и забирали заявления, – сообщил «НИ» старший помощник прокурора республики Гамлет Джамалдинов. – До суда дошло всего три уголовных дела». По словам государственного секретаря Дагестана Такибат Махмудовой, «у нас в республике к краже невест относятся с улыбкой, но в целом по России отношение к этому совсем другое – в глазах соседей мы выглядим очень непривлекательно».

Чиновница ошибается: соседи не понаслышке знакомы с этой традицией. В Чечне девушек крадут каждую осень – именно в это время года открывается сезон охоты на невест. Здесь это тоже не считается преступлением. Прибегают к помощи милиции только в том случае, если сваты неприлично опаздывают. «В этом году было три случая обращения родственников похищенных девушек, как потом выяснило следствие, с целью женитьбы, – сообщили «НИ» в РОВД Ленинского района города Грозный. – Если речь идет о сватовстве, мы ограничиваемся профилактической беседой с женихом. Но обычно родственники договариваются между собой. Здесь уже не до судебных тяжб, к свадьбе готовиться надо».

Повесть о Ромео и Джульетте

По данным экспертов, до 25% похищений происходят с согласия невесты. Обычно это истории любви, похожие на роман Ромео и Джульетты. Как сообщили «НИ» в комитете Госдумы по делам женщин, семьи и детей, в большинстве случаев главный стимул украсть невесту – банальные финансовые проблемы. Свадьба – удовольствие дорогое, а для многодетных семей и вовсе грозит разорением. Да и невесты предъявляют к женихам завышенные требования: чтобы была машина, квартира, хорошая работа. По прогнозам экспертов, именно в связи с растущим социальным расслоением стоит ожидать роста числа похищений.

А может, это не так и плохо? Ведь древний обряд помогает влюбленным найти свое счастье. По крайней мере, в этом уверены некоторые «пострадавшие».

Падам замужем уже 30 лет. Про то, как ее украл будущий супруг Адам, она вспоминает с улыбкой. «Я тогда жутко испугалась, ведь украсть девушку в советское время – уже подвиг, за это могли посадить, – рассказывает она «НИ». – Помню, как подошла моя будущая свекровь и сказала: «Оставайся, дочка, не пожалеешь». И я действительно не пожалела ни об одном дне, который провела вместе с Адамом. У нас пять сыновей и дочь, 12 внуков – разве это не счастье?» Зарема с детства мечтала о большой любви и, наконец, нашла ее. «С Дэни мы встречались больше года, дело шло к свадьбе, – поведала «НИ» Зарема. – Но мама не соглашалась на мое замужество, говорила, что он живет слишком далеко от родного села. Вот тогда Дэни меня и украл... Уже пятый год, как мы вместе, и мама со временем смирилась. У нас двое сыновей, ждем появления третьего ребенка, надеюсь, это будет девочка».

Только для четверти девушек похищение – происшествие приятное.

Кровные «родственники»

И тем не менее в подобных похищениях зачастую больше , чем романтики. «Я встречался со своей девушкой около двух лет, мы живем в одном селении, и все шло к тому, что мы поженимся, – рассказал «НИ» житель Ногайского района Дагестана Идрис Абсаламов. – Однако она приглянулась парню из соседнего селения, и он вместе со своими дружками украл ее. Я тут уже ничего не мог поделать: ей пришлось выйти за него замуж». Похищенные девушки редко бывают старше 20 лет. Самым младшим невестам поневоле – всего 13. Марьям, которая попросила «НИ» не называть ее фамилию, рассказывает о своем грустном опыте: «Мне было 15 лет, когда меня украли. С подругой шла в школу – и вдруг меня затащили в машину и увезли. К счастью, родители вскоре приехали и забрали меня, спасибо подруге, запомнила номер ». Чтобы наказать обидчика, родители Марьям назначили большой по чеченским меркам штраф – 250 тыс. рублей.

И все же чеченцы знают истории с более печальным концом. Так, например, несколько лет назад в селе Автуры из-за кражи девушки погибли 11 человек как со стороны жениха, так и невесты. Вот такая кровная месть за оскорбление чести. Семьи неудавшихся жениха и невесты враждуют до сих пор.

А на днях машина, на которой везли похищенную девушку, попала под грузовик. Погибли пятеро пассажиров, включая жениха и невесту. Очевидцы рассказывают, что «джигиты» неслись на большой скорости, явно опасаясь погони.

Уж замуж невтерпеж

Сегодня такие истории все чаще стали происходить и за тысячи километров от Северного Кавказа. Так, в июле этого года в Приморском крае была похищена 16-летняя девушка. Она шла по улице Вокзальной города Спасск-Дальний из магазина, когда рядом с ней затормозил микроавтобус. Из него выскочили трое, набросились на девушку, несколько раз ударили ее, а потом силой затащили в машину и скрылись. По предварительной версии, девушку украл потенциальный жених.

В мае жительница Ставропольского края организовала похищение 14-летней невесты для своего сына. Вместе с друзьями она приехала в станицу Урухская, где жила девушка. Мужчины, вооружившись бейсбольными битами, проникли в ее дом, похитили девушку и, усадив в «Газель», привезли в палатку на автовокзале Владикавказа. Через два дня родители девушки выяснили, где их дочь, и попытались вызволить пленницу. Однако похитители железными прутьями отбили девушку. После вмешательства милиции несостоявшаяся невеста вернулась домой. Георгиевский суд приговорил излишне заботливую мамашу к шести годам тюрьмы.

В середине января похожий инцидент произошел в Нижнем Новгороде. Несколько молодых людей подсторожили 19-летнюю студентку медицинского училища в Ленинском районе и увезли ее в неизвестном направлении. Девушка ухитрилась позвонить родителям и сказать, что ее перевозят с одной квартиры на другую, так что своего точного местонахождения она не знает. Родители были в панике: в 2005 году таким же образом похитили и принудили выйти замуж их старшую дочь. Они предположили, что организатором похищения может быть 25-летний выходец из Армении. Как выяснило следствие, он заставил девушку написать расписку, что она добровольно поехала с ним. Спустя некоторое время пленница вернулась домой.

В июне 2005 года 19-летнюю жительницу деревни Смирново Пышминского района Свердловской области больше недели похитители прятали в разных домах, добиваясь от нее согласия выти замуж. Загадочным женихом оказался 60-летний мужчина, с которым некоторое время жила девушка. Чтобы завоевать сердце возлюбленной опять, он решил ее украсть, а потом освободить. Впрочем, «спасению» помешали милиционеры. Суд приговорил соучастников к 7 годам тюрьмы, а организатор отправился на лечение в психиатрическую клинику.

Мама, не горюй

Исламское духовенство категорически против этого древнего и по европейским меркам дикого обычая. «Канонически похищение невест запрещено, – рассказал «НИ» имам-хатыб мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов. – С точки зрения мусульманских законов это можно расценивать как разбой. То, что люди все равно продолжают воровать девушек, происходит от недостатка просвещенности».

Старейшины Кавказа согласны с этим утверждением. Они говорят, что если молодой человек украл невесту, то он не достоин того, чтобы она его полюбила. Похищение дочери считалось страшным оскорблением для ее семьи. Войны, которые сотрясали Кавказ последние десять лет, практически уничтожили представления о том, что можно делать, а чего нельзя.

Сегодня для многих юношей похищение невесты – лишь повод прослыть бесстрашным героем и поднять свой авторитет среди сверстников. Свои подвиги они теперь снимают на мобильный телефон. В распоряжение «НИ» попала одна такая запись. Под бодрую восточную музыку идет нарезка из нескольких похищений. Вот девушка беседует с двумя юношами, потом собирается уходить, но ее заталкивают в машину. Следом бежит женщина постарше – видимо, мама. Другая сцена. Толпа людей: одни пытаются девушку похитить, другие – помешать им. Слышны истерические крики самой «невесты». И только начавшаяся стрельба заставляет похитителей отказаться от задуманного.

По закону гор

Советский Уголовный кодекс предусматривал соответствующее наказание за принуждение женщины к выходу замуж. Причем карались не только будущие женихи, но и ближайшие родственники невесты, способствовавшие похищению. Так, до 1995 года родителей невесты, принявших за невесту деньги, скот или другое имущество, могли посадить в тюрьму на срок до года, с конфискацией выкупа. Уплата калыма каралась общественным порицанием, а в самом худшем случае – исправительными работами на срок до одного года. Само похищение невесты наказывалось двумя годами лишения свободы.

В 1996 году новый УК РФ главу «преступления, составляющие пережитки местных обычаев» отменил. А заодно позволил похитителям почувствовать себя в безопасности. «Поскольку кража невест обычно происходит в группах, то злодеяние подпадает под ч. 2 статьи 126 Уголовного кодекса, – пояснил «НИ» адвокат Артур Пан. – И тогда преступнику грозит до 15 лет тюрьмы. Хотя в разных регионах своя специфика. Скажем, в Москве, Петербурге, Красноярске наказание будет суровым. А, к примеру, в Ингушетии преступник может отделаться и условным сроком».

Впрочем, есть одна юридическая тонкость. Если похититель освободит свою жертву добровольно и при этом в его действиях нет иного состава преступления, то от уголовной ответственности он освобождается.

Неравная борьба

Весной Народное собрание Ингушетии вносило в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за похищение женщины с целью вступления в брак. Поправка в УК предусматривала до трех лет тюрьмы для не в меру ретивого жениха. Верховный суд поддержал инициативу ингушских парламентариев, но правительство рекомендовало отклонить законопроект, мотивировав отказ тем, что предложенная поправка «исключает возможность стимулирования лиц, похитивших женщину, к прекращению удержания ее в неволе».

На местах решили бороться с кражами невест без отмашки из центра. Так, например, имам ингушского села Пседах установил крупный штраф за похищение невест. Нововведение оказалось эффективным: кражи прекратились. Муллы и муфтии Чеченской Республики ведут разъяснительную работу с молодежью, а также облагают похитителей штрафами в размере 30 тыс. рублей.

БРАЧНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Традиция похищать невесту уходит корнями в далекое прошлое. Достаточно вспомнить Елену Прекрасную и Париса. Еще Геродот описывал древний обычай энохов из Иллирии, когда девицы на выданье вместе с родителями приезжали в определенное место, куда прибывали и готовые жениться мужчины. За невесту родители получали выкуп. Кстати, обычай выкупа у древних бриттов назывался wed, откуда и пошло слово wedding, то есть свадьба. «Исторически похищения невест делились на несколько видов: против воли, с согласия невесты, с согласия невесты и родителей, – рассказала «НИ» старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук Любовь Соловьева. – Почти то же самое остается и сейчас. По традиции невесту увозят в дом жениха и приглашают туда ее родственников. Потом они вместе спрашивают невесту, согласна ли она на брак. Если да, то начинались приготовления к свадьбе, нет – ее отпускали. В Адыгее одна женщина рассказала, что ее похищали аж пять раз. Ее отцу, видимо, все это надоело, и он сказал: в следующий раз украдут – не поеду за тобой. Правда, на шестой раз ей жених понравился, и она вышла-таки замуж». «Есть еще один момент. Когда старшая сестра не замужем, неловко сватать младшую, – пояснил «НИ» руководитель правозащитной организации «МАШР» Магомед Муцольгов. – Чтобы семье сохранить лицо, приходится вспоминать традиции»...

Совет алимов определил круг ученых для вынесения фетвы по вопросу о похищении девушек.

Согласно этому руководство канонического отдела ДУМД постановило:

  1. Всем имамам довести до своих джамаатов информацию о величии греха за похищение свободной девушки. Поистине, принуждение свободной женщины силой выйти в путь, отдаляя ее от дома и родных, является запрещенным по Исламу. Это то, что вызывает гнев Аллаха. Более того, это считается большим грехом и не принимается свидетельствование совершившего его, и он становится фасыком.
  2. В случае обращения к имамам сел для примирения обеих сторон по возможности не принимать в этом участия.
  3. Если вопреки запрету похищение произойдет, то вопрос заключения такого брака (махара) должен обязательно решаться с разрешения и участия районного имама.

На прошедшем Совете алимов среди многих поднятых вопросов был и вопрос о похищении невест. Причиной обсуждения этого вопроса послужило то, что это явление побуждает родственников, односельчан похищенной девушки и похитителя к вражде, ненависти, к непримиримому разрыву отношений. Таким образом, из-за вины одного человека возникает противостояние между целыми тухумами (родовыми сообществами), а то и селами. Порой это приводит к трагедиям: убийству похищенной девушки, жениха и их родителей, братьев. Были случаи, когда в заложники брали брата или отца виновника, установив для них срок возврата девушки, а потом убивали их. Это стыд и позор для родственников украденной невесты, которую отец впоследствии больше не принимает в дом и т. д.

Этот вопрос поднимался на Совете алимов, чтобы препятствовать таким явлениям в нашей жизни, и это решение единогласно поддержали все алимы, которых на Совете было около ста. Они высказали очень много мнений и предложений по этому поводу. Позже муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев поручил довести до всех имамов и алимов, а также до всех мусульман республики решение Совета алимов по данному вопросу. Он порекомендовал всем исламским СМИ провести разъяснительную работу среди читателей о запрете похищения девушек и о большом грехе такого поступка. Высказал надежду, что такая целенаправленная работа алимов и журналистов исламских СМИ принесет свою пользу и даст возможность опомниться, остеречься от такого поступка тем, кто намеревался так поступить. В этой связи хотелось бы сказать следующее: во время джахилии (до пророчества Мухаммада (мир ему и благословение)) было очень много традиций, поступков, пониманий среди людей, которые, удовлетворяя одних, наносили вред другим, или же это был вред обоюдный. Речь идет о таких традициях того времени, как захоронение живьем новорожденной девочки, так как это считалось позором для семьи. Женщине не предоставлялись никакие права: ее могли купить, продать, сына после смерти отца могли женить на его вдове и т. д. Всевышний Аллах по своей милости отправил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), чтобы предотвратить подобные поступки, призвать людей к миру, любви и согласию, искоренить невежество и воспитать в людях благой нрав.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Меня послали устранить плохие традиции и страсти (желания)» . Из этого хадиса видно, что целью посланничества было искоренение среди людей того, что вредит им. И только тот, кто следует пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение), совершая то, к чему он призывал, и отдаляясь от того, что он запретил, может называть себя мусульманином, то есть покорным, и только так он может получить удел и довольство Аллаха в Судный день.

И сегодня среди людей распространена такая традиция как кража невест. Этот обычай влечет за собой десять и более запретных поступков, среди которых есть очень пагубные. И если рассматривать эту проблему через шариат, нормы Ислама, то можно заключить следующее:

Первое - Ислам запрещает делать то, что не нравится твоему брату по вере. В хадисе об этом сказано: «Не усовершенствуется вера одного из вас, пока он не полюбит для своего брата то, что он любит для себя» . Теперь давайте подумаем, кто же из нас хочет, чтоб украли его дочь, сестру или же засватанную девушку (невесту). Этого для себя не пожелает никто.

Второе - воровство чужого имущества, будь это золото, серебро или другое является запретным. И в наказание вору установлено отрубать руку. Вот и подумайте, разве не более строго наказания заслуживает тот, кто крадет более ценное, чем золото и серебро, то есть людей, в частности, женщин. Разве спасется он от наказания и гнева Аллаха? Даже если такой человек раскается в содеянном, он не будет прощен Всевышним, пока его не простит каждый, кого он задел, очернил и т. д., начиная от отца девушки и заканчивая другими родственниками.

Третье - Ислам ценит и сохраняет честь и достоинство мусульманина и строго запрещает любые посягательства на это, кто бы он ни был по происхождению. Пророк (мир ему и благословение) в своей прощальной проповеди сказал: «Вам запретны кровь (жизнь), имущество, честь, достоинство каждого из вас по отношению друг к другу в этом городе (имеется в виду Мекка), в этом месяце (Зуль-хиджа), как запретен этот день и как запретно совершать войну в этом месте и в это время» (Бухари, Муслим). В другом хадисе говорится: «Одному из мусульман запретны кровь (жизнь), имущество и честь другого мусульманина» (Муслим, Тирмизи). Также в хадисе сказано: «Мусульманином является тот, от чьих рук и языка убережены другие мусульмане» . Теперь подумайте, разве похищения не очерняет честь и достоинство отца, братьев и других родственников невесты, а также честь и достоинство самой девушки. И уберегает ли похититель руки и язык в данном случае от посягательства на мусульман?

Четвертое - это вызывает вражду, ненависть, злобу между мусульманами, родственниками, односельчанами и т. д. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что смута (фитна) спит, и на того, кто разбудит ее, падет проклятие Аллаха. Подумайте сами, разве мы все не слышим, к каким разборкам, разрывам и порой убийствам приводит кража девушек? Это такие раны, которые не лечатся даже временем.

Пятое - ослушание родителей. В хадисе сказано, что Пророк (мир ему и благословение) спросил сподвижников: «Хотите, я вам расскажу о наибольшем грехе среди больших грехов?» - и повторил этот вопрос три раза. Сподвижники сказали: «Расскажи, о Посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это совершение ширка по отношению к Аллаху и ослушание родителей» (Бухари, Муслим). Также в хадисе говорится, что Всевышний Аллах откладывает наказание за грехи до Судного дня, кроме греха ослушания родителям, поистине, за это Всевышний Аллах наказывает в миру, не откладывая» (Хаким).

Подумайте, совершая такой «поступок», разве дети не вызывают гнева своих родителей и разве не заставляют их переживать, стыдиться, унижаться перед другими. Ведь, если бы они слушались их, то никогда не совершили бы подобное.

Шестое - ранение сердца мусульманина, обрекая человека на тревогу и переживание. В хадисе сказано: «Вы не беспокойте мусульманина и не пугайте его, поистине, испуг мусульманина является большим притеснением» (Табарани). Также в хадисе говорится: «Всевышний обязал себя в том, чтоб в Судный день напугать того, кто напугает мусульманина» (поистине, того, кто напугает мусульманина, Всевышний напугает в Судный день).

Седьмое - шариат запрещает просить руки (свататься) той, которую засватали или хотят засватать, до тех пор, пока сторона невесты не откажет другим сватам. Как же тогда можно красть ту, которая уже засватана за брата по вере?

Восьмое - женщине по Исламу запрещено отправляться в путешествие без сопровождения махрама, то есть отца, деда, брата, дяди, сына, племянника или же мужа. А когда ее воруют в то время, пока идут переговоры с ее родителями о перемирии, кто бывает с ней рядом, ведь в дом похитителя ее никто из дозволенных для этого людей не сопровождает? И как же можно увести ее насильно, когда запрещено даже дотрагиваться до нее? Конечно, это недопустимо и относится к числу больших грехов.

В хадисе сказано: «Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, пусть не уединяется с чужими женщинами без ее махрама», а также «Воткнуть шило в голову одного из вас лучше, чем дотронуться до чужой женщины» (Табарани).

Девятое - наказание Всевышнего - лишение бараката, милости в таком браке, лишение потомства или же у таких людей вырастут дети, которые будет лицемерными, со слабым иманом, притеснителями, не уважающими своих родителей и т. д. В хадисе сказано: «Тот, кто женится для того, чтоб уберечь себя от запретного или для сближения и укрепления родственных отношений, то в таком браке будет благодать» (Табарани). Из этого хадиса понятно, что тот, кто ворует невесту, непременно разрывает родственные отношения и вселяет вражду и ненависть. Как же может в таком браке существовать баракат?

Десятое - такие похитители показывают плохой пример и другим, таким же как он, людям со слабым иманом. Видя его поступок, другие тоже могут последовать его примеру, забывая то, что сказал Пророк (мир ему и благословение): «Тому, кто покажет плохой пример другим, засчитывается и грехи тех людей, которые последовали его примеру до Судного дня».

Помимо вышеперечисленного воровство чужих дочерей с целью женитьбы приносит обществу только вред и смуту. А такие традиции и адаты не подходят даже кяфирам, не говоря уже о мусульманах, знающих, что однажды придется встать перед Всевышним и нести отчет за все свои деяния. Ведь всем известно, что мусульманин обязан соблюдать правильный путь - путь, установленный Всевышним и доведенный до нас Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). Нужна совершенная вера или сильный закон в наше время. Но когда порой смотрим на людей нашего времени, то с грустью отмечаем - нет в них ни боязни закона, ни крепкой веры.

Но нельзя и исключать в этих грехах и ответственность родителей, которые побудили их к этим неверным шагам, не воспитав их с детства в богобоязненности, а отпустив вольно шагать по жизни в соответствии с полным смуты и грехов временем. Представьте себе ситуацию, когда девочка и мальчик знают друг друга с детского сада, школы, привыкают друг к другу, сидят вместе за одной партой, потом влюбляются, переписываются, созваниваются, встречаются и т. д. Повзрослев, в дом девушки приходят сваты, она, любя другого, отказывается выходить за того, за кого захотели родители, поэтому и происходят кражи, побеги из дома и т. д. Ведь первой виной этому служат сами родители, которые в свое время оставляли детей без внимания. Посмотрите на наше общество! В какое время мы с вами живем?! Как одеваются люди, в том числе девушки?! Мода меняется быстрее погоды, и в такой суете жизни родители обязаны сохранить свое дитя от пороков общества, а затем выдать дочь достойно замуж или женить своего сына на порядочной девушке. И если вовремя обратить внимание на воспитание детей, мы не будем в дальнейшем переживать за их поступки, краснеть и стыдиться за них.

Да убережет Аллах нас наших сыновей и дочерей от того, что может очернить их честь и достоинство, да вселит в нас и в наших детей крепкую веру. Амин.

Чаще всего кража невесты происходит по нескольким причинам:

1. В том случае, если это может решить финансовую проблему. Кража невесты полностью решает вопрос с выплатой калыма за дочь, который в ином случае обязателен.

2. Если девушка и ее родители против данного брака, или социальный статус парня намного ниже статуса невесты в обществе, и он уверен, что семья никогда не согласится выдать за него свою дочку.

3. Пожалуй, самый приятный вариант для всех сторон – когда решение о похищении взаимно. В силу некоторых обстоятельств, которые могут оказаться разными. Например, молодые люди нравятся друг другу, но родители не одобряют брак или уже подыскали своим детям более подходящих кандидатов.

Но не всегда похищение воспринимается одинаково. И если для одних девушек кража является проявлением влюбленности и серьёзных намерений, то для других это ничто иное как проявление дикости.

План похищения невесты

Как же происходит кража избранницы? В давние времена жених крал девушку и увозил ее на лошади. В XXI веке конь не обязателен, если только железный, а само похищение могут провернуть друзья и родственники. Главное, чтобы держалось все в строжайшем секрете.

Выбрав подходящий момент, когда девушка остается одна (чаще всего это дорога домой из университета или работы), друзья крадут невесту и увозят ее в дом жениха (если родители осведомлены об этом). Там она должна будет провести ночь, может, даже и не одну. Все зависит от того, насколько быстро удастся вытащить из нее согласие.

Украденную девушку успокаивают и уговаривают выйти замуж за похитителя, приводя всевозможные аргументы и рассказывая о хороших качествах жениха (например, авторитетность, богатство и др.)

Оставшись в одном доме с похитителем, на утро девушка должна сделать выбор: согласиться на брак или отказаться. Последний вариант может привести к семейной вражде. Вариантов тут, кстати говоря, немного: у девушки, котору украли, репутация уже является запятнанной.

В случае получения положительного ответа от девушки молодые просят одобрения брака у ее отца. Возможно такое, что родители сразу не согласятся и не примут зятя, но после рождения первенца его прощают и принимают в семью.

Если говорить о мнении религиозных деятелей, они не считают кражу наилучшим методом создания семьи: ведь не всегда такие истории заканчиваются благополучно.

В известном фильме «Кавказская пленница» похитители невесты оказались на скамье подсудимых. На современном Кавказе суда не бывает практически никогда, а вот похищения девушек встречаются все чаще. Несколько лет назад в Чечне был введен штраф для похитителей – миллион рублей. Но желающих украсть приглянувшуюся девушку и жениться на ней это не останавливает.

Обычай похищения невесты древний. Он практиковался многими народами. В некоторых культурах его следы сохраняются до сих пор. Сейчас на Кавказе эта практика существует в трех основных вариантах.

Если девушку крадут ради шутки, при этом и родители молодых в курсе происходящего, и сами они осознают шутливость, то это - дань традиции. Иногда похищение совершается по сговору парня и девушки. В третьем же случае девушку действительно похищают помимо ее воли, при этом ее родственники могут быть также настроены против брака.

Нередко кражу девушки оправдывают мусульманскими традициями, но это не верно – ислам запрещает браки без согласия обеих сторон. Более того, многие мусульманские деятели настаивают, чтобы на обряде бракосочетания (никях) присутствовал и отец невесты. Отрицательное отношение к похищению имеется и в чеченском традиционном праве, адате. Согласно его нормам женщина должна иметь право выбора. Однако даже муллы часто женятся, похитив невесту. И у такого поведения есть причины.

Некуда деваться

Кавказские родители своих дочерей любят и выдавать замуж за первого, кто попросит их руки, не спешат. А часто жених уже назначен и отказывать ему не станут. Тогда мужчина может начать выслеживать понравившуюся ему девушку.

Когда она останется одна, ее насильно затаскивают в машину и увозят в заранее приготовленное место. Во многих случаях сам факт похищения – это уже пятно на репутации девушки, даже если ее удалось отбить или она смогла сбежать. Но если ее не нашли за ночь, то это уже практически гарантия брака. Родители редко принимают обратно дочь, хотя и такие случаи встречаются.

Порой попытки родственников вернуть девушку заканчиваются конфликтами с применением оружия. Если есть погибшие, то в этом случае просто закрыть глаза на ситуацию получается редко.

У девушек есть возможность сказать «нет» на религиозной церемонии бракосочетания, но пользуются ею единицы – и потому, что потом семья может отказаться от «запятнанной» дочери, и потому, что жених нередко угрожает убийством.

Но даже если девушка и возвращается домой, то на ней мало кто потом захочет жениться – в глазах традиционно настроенного общества она уже опозорена. Мужчины мотивируют свой отказ тем, что не хотят брака с девушкой, до которой дотрагивался кто-то еще.

Девушка, похищенная тем, кого она видеть в мужьях не желает, и отвергнутая родственниками, либо смиряется с такой ситуацией и дает согласие на брак, либо совершает самоубийство.

Для соблюдения видимости законности жених порой платит за девушку отступные. Семья, скорее всего, согласится и без них. Тайные свадьбы проходят редко.

По взаимному согласию

Иногда похищение выбирают и сами жених и невеста. Например, если родители хотят выдать дочь за выбранного ими жениха, а у девушки уже есть возлюбленный. В этом случае родительский страх того, что дочь будет опозорена, нередко играет молодым на руку, и они получают согласие на свадьбу.

На похищение «по согласию сторон» решаются и в том случае, если жених или невеста младшие в семье, а их старший брат или сестра еще не в браке. В этом случае полагается либо ждать свадьбы старшего сына или дочери, либо устраивать «вынужденное» бракосочетание, чтобы не допустить позора на всю семью.

Порой родители в курсе планирующегося похищения. Это происходит в том случае, если семья жениха или невесты испытывает материальные трудности. По традиции свадьба должна быть максимально роскошной, с участием всей родни с обеих сторон. А вот похищение дает возможность провести скромную церемонию, исключительно для официального оформления брака. Невесту театрально «крадут» по всем правилам, увозят в дом будущего мужа, а наутро туда отправляются ее родители.

В некоторых случаях жених и невеста оказываются в ситуации Ромео и Джульетты: если они происходят из враждующих родов, то похищение – это самый простой способ добиться брака. Конфликт в таком случае должны урегулировать старейшины.

Число заявлений в полицию по факту похищений ежегодно исчисляется на Северном Кавказе сотнями. Но перед судом предстают единицы. Остальные похитители становятся законными мужьями.

В 2013 г. глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что в республике невест больше не воруют. Он же установил наказание для религиозных деятелей, участвовавших в похищении, – им грозит лишение духовного звания. Однако, несмотря на декларативные заявления местных властей и религиозных деятелей, до реального прекращения практики кражи девушек на Кавказе еще далеко.

Древний обычай похищения невест остается довольно распространенным на Кавказе. Особенно часто такие случаи встречаются в Чечне, Дагестане и Ингушетии. Руководство республик подходят к решению этой проблемы по-разному. Довольно сильно в этом плане расходятся подходы ингушских и чеченских властей.

Евкуров: специальный закон против похищения невест не нужен

6 мая 2017 года глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров выступил против внесенного в Госдуму республиканским парламентом законопроекта, который предусматривал уголовную ответственность за похищение человека с целью вступления в брак . Ингушские депутаты предлагали наказывать похитителей принудительными работами на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. Руководитель республики объяснил свою позицию тем, что уголовная ответственность за похищение человека, вне зависимости от того, невеста это или кто-то еще, уже и так предусмотрена российским законодательством .

Ранее с критикой подобных законопроектов выступал также ингушский правозащитник Магомед Муцольгов. "Я без сомнений против умыкания невест... но при этом я считаю неправильным сажать за умыкание невесты... Я уверен - в первую очередь нам нужно добиться, чтобы никто не соглашался участвовать в решении этого вопроса", - говорил Муцольгов .

Статья Уголовного кодекса РФ 126 "Похищение человека" действительно применима к случаям кражи невест и предполагает наказание в виде лишения свободы на срок от четырех лет . Однако, согласно примечанию к этой статье, "лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления" , что фактически освобождает похитителя от судебного преследования.

В 2008 году в Ингушетии уже был подготовлен законопроект о внесениях поправок в Уголовный кодекс, предусматривающих наказание за похищение невест . В нем указывалось, что по нынешнему законодательству "виновному в большинстве случаев удается избежать уголовной ответственности" именно на основании примечания к статье 126.

Авторы законопроекта отмечали, что правоохранительные органы республик Северного Кавказа не могут привлекать похитителей к ответственности. При этом потерпевшая сторона, не найдя защиты у государства, часто пытается самостоятельно возместить ущерб от нанесенного оскорбления – а именно так расценивается похищение женщины местными обычаями. Это создает угрозу для внесудебного разрешения конфликта. Госдума отклонила этот законопроект, а в ее профильном комитете по законодательству заявили, что предлагаемые поправки снижают вероятность добровольного освобождения похищенных, поскольку реальные мотивы похищения установить сложно, кроме случаев, когда брак действительно был заключен .

Борьба с похищениями невест в Чечне

Что касается Чечни, то в октябре 2013 года глава региона Рамзан Кадыров объявил, что в республике удалось полностью изжить традицию похищения невест. "В целом запрет на ранние браки дал исключительно хорошие результаты. Полностью изжиты и факты похищения девушек с целью вступления в брак. Я поручил в течение месяца совместно с муфтиятом устранить имеющиеся недостатки", - заявил Кадыров . Однако, как показывают сообщения из Чечни, практика похищений не прекратилась, а лишь ушла в подполье, став более скрытой .

Обещание искоренить это "позорное явление" президент Рамзан Кадыров дал еще осенью 2010 года , заявив как о штрафе для похитителей в миллион рублей, так и немедленном снятии с должности того религиозного деятеля, который станет принуждать родителей похищенной согласиться на брак их дочери с похитителем .

В 2008 году против похищений выступил муфтий республики Султан Мирзаев. Он запретил местным имамам заниматься урегулированием конфликтов между семьями похищенной девушки и похитителя, заявив, что обычай "противоречит шариату и исламу" . По словам Мирзаева, "в 90% случаев, даже если девушка вступает в последующем в брак со своим похитителем, семейный союз распадается через некоторое время, так как счастливая семья не может начинаться с насилия. Исламская религия требует, чтобы все было исключительно на добровольной основе", - заявил муфтий .

Слова религиозного лидера вызвали неоднозначную реакцию. Как отмечала чеченская журналистка Зарина Зубайраева в статье о похищении невест в республике, глава духовенства "провозгласил решение, проконтролировать выполнение которого практически невозможно" .

Арутюнов: невест воруют, когда нет денег на калым

В 2006 году эксперт Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов высказал мнение, что главная причина похищения невест на Кавказе – не запрет родителей на брак, а экономические трудности: "Дело в том, что по кавказским традициям за будущую жену жених должен заплатить большой выкуп-калым. Поскольку экономическая ситуация в кавказском регионе сейчас не слишком благополучная, у большинства юношей необходимой суммы нет. Вот они и решают без шума и пыли похитить невесту, как правило, предварительно предупредив ее, а иногда и ее родственников" .

Он также отмечал, что, хотя на Кавказе существует обычай похищения невест, "это, как правило, разыгрываемый спектакль своеобразный, да, это местная особенность, но ничего страшного в этом нет" .

Российский кавказовед Ахмет Ярлыкапов также считает, что похищения невест зачастую практикуются по экономическим соображениям и есть и согласованные случаи. "Я опять же основываюсь на собственном этнографическом опыте и знаю, что в некоторых районах больше половины похищений происходит все-таки по согласию девушек, т.е. это действительно делается для того, чтобы сэкономить на свадьбе. Но если взять по всему Северному Кавказу, то, наверное, либо половина на половину, либо все-таки большинство без согласия девушки" .

По мнению эксперта Международной кризисной группы Екатерины Сокирянской, чаще всего "похищение невесты происходит против ее воли, иногда (довольно редко) оно может сопровождаться сексуальным насилием". Как отметила Сокирянская, многие девушки соглашаются на такой брак против воли, потому что после умыкания репутация девушки будет подмочена - "на той, которую уже "трогали" чужие мужчины, могут не захотеть жениться" .

Примечания

  1. Евкуров выступил против уголовной ответственности за похищение невест // Кавказский узел, 07.05.2017.
  2. О проекте федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" // Народное собрание Республики Ингушетия, 20.04.2017.
  3. Уголовное преследование за умыкание невест – недопустимо! // Блоги "Кавказского узла", 19.04.2017.
  4. Статья 126. Похищение человека // Уголовный кодекс, №63-ФЗ.
  5. Там же.
  6. Госдума отказала ингушским законодателям: состава преступления в похищении невест нет // NEWSru, 02.04.2008.
  7. Там же.
  8. Личный блог Рамзана Кадырова в Твиттере: kadyrov_95, 02.10.2013.
  9. Buchleitner J. The truth about bride kidnapping: An insider interview on Chechnya // Women News Network, 14.01.2015; По закону гор, или Почему на Кавказе продолжают воровать невест // АиФ, 26.08.2014.
  10. Кадыров обещает искоренить в Чечне похищение невест // Интерфакс, 17.10.2010.
  11. В Чечне похищение невест будет караться финансово и уголовно // Кавказский узел, 05.10.2010.
  12. Духовенство Чечни не будет участвовать в спорах о похищении невест // РИА "Новости", 29.04.2008.
  13. Там же.
  14. Зубайраева З. Предбрачный "киднэппинг" // Российская газета, 11.03.2011.
  15. Кавказские пленницы // Новые Известия, 14.08.2006.
  16. Теракты и межнациональные столкновения как примета предвыборного года // Радио "Свобода", 25.01.2011.
  17. Сказал как обрезал // Эхо Кавказа, 17.04.2016.
  18. Эксперт: многоженство силовиков в Чечне в моде // REGNUM, 12.05.2015.