Школьная Служба Примирения "Дорога к миру". материал на тему. Служба Примирения в школе. Пример из практики Диалог примирительная беседа в школе

Тренинговое занятие «Я - МЕДИАТОР» для ведущих школьных служб примирения.


Аннотация:
Создание школьной службы примирения – это цивилизованный путь решения конфликтов в школьной среде. Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров. На занятии предлагается практический ресурсный материал, полезный в работе с учениками по формированию УУД и личностных компетенций в условиях введения ФГОС.

Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

При входе каждый участник выбирает фигуру (определенного цвета, формы и написанным числом).
Участники рассаживаются по группам по желанию.

1) Упражнение «Одно предложение»
Всем группам встать.
- Всем поднять голову и посмотреть на потолок.
- Глядя в потолок, вспомнить, что в последние дни было для вас «самым- самым».
- Кто вспомнил, подберите для этого «самого-самого» ключевое слово.
- Кто готов (то есть подобрал), тот садится.
На групповом листочке каждому собственноручно написать свое ключевое слово. Листочки поменять по группам.
- Из всех слов, записанных соседней командой, составить одно предложение (добавлять слова и менять окончания – можно)
- Послать посыльного со своим предложением к той команде, которая составила список слов.
- Посыльные читают предложения командам – авторам списков. Кто услышит свое слово – хлопает в ладоши.

Участники пересаживаются по группам по цвету фигур.

2) Упражнение «Снежный ком»
Первый человек называет свое имя и предмет (любимое занятие, любимое блюдо, любимая музыка, прилагательное о себе), второй – повторяет все, что сказал первый и то же самое рассказывает о себе и т.д.

3) Упражнение «Либо-либо»
Это упражнение поможет понять, что вы цените, чего хотите и кем являетесь. Встаньте в круг и по команде вы будете делиться на две группы, выбирая то, что вам больше подходит.
Найдите себе партнера и обсудите, что определило ваше решение.
Почему похожи на то, а не на это.
Плюс – минус
Тренер – команда
Котлета – отбивная
Ухо – глаз
Рот – ухо
Кот Леопольд – кот в сапогах
Ножницы – скотч
Осень– зима
Вашему вниманию предоставляется отрывок из мультфильма «Мост»
(0.0 – 1. 21)
Итак, мы сегодня собрались, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации.
Сказка начинается:
«Жили неподалеку друг от друга три государства. Одни владели большой широкой рекой, другие лесом, третьи равниной. Жили зажиточно, хорошо и спокойно, пока однажды не появился странник, обедневший король. Был он по этой причине зол, желчен, завистлив. Решил он поссорить между собой два государства и воссесть заново на трон. Пустил он слух, что жители заречья решили напасть на лесных жителей и завладеть лесом»
В следующем упражнении мы постараемся получить точную информацию.

4) Упражнение «Медиатор»
Придумать 8 слов, имеющих отношение к школьной службе примирения, в каждом из которых используется одна буква из слова «Медиатор». Например,

Объясните значение слова «Медиатор» (ведущий примирительной программы, нейтральный посредник)
Участники пересаживаются по группам по форме фигур.
Сказка продолжается:
«Лесные жители не стали разбираться в чем дело, поверили всему и напали первыми. Люди заречья не поняли ситуации, послали своих посыльных выяснить, в чем дело. Посыльных встретили их очень агрессивно, с грубыми высказываниями. Разгорелся спор»
Цель следующих упражнений – показать как важно уметь оценивать свое состояние и свои чувства.

5) Упражнение «Галерея эмоций»
Ведущий приглашает посетить галерею эмоций (на доске развешены плакаты-фотографии «Эмоции и чувства»)
Здесь представлены фотографии. Попытайтесь увидеть эмоции, которые выражены на этих фотографиях. Названия эмоций написаны на карточках. Вам нужно будет взять карточку и найти фото, соответствующее данной эмоции. Количество карточек, с которыми вы будете работать, вы определяете сами». (Карточки – обида, грусть, удивление, решительность, ужас, увлеченность, восхищение, горе, тревожность, опасение, интерес, радость, азарт.) Таким образом, под каждой фотографией появляются названия 2-4 эмоций. После производится обсуждение и проверка.
Почему на всех фотографиях изображены дети?
Внимание! Сейчас я вам предлагаю поучаствовать в блиц-опросе:
1.Согласно классическому описанию, этому чувству соответствуют немного вытянутые губы, приподнятые и вытянутые брови, приподнятые и вытянутые верхние веки, напряженные нижние веки. Автору это напомнило русскую народную поговорку. Назовите это чувство. (Страх)
2.На одной из картин Васнецова изображены две птицы с человеческими лицами. В названии картины, помимо имен птиц – Сирин и Алконост – упоминаются две базовые противоположные эмоции. Назовите их. (Печаль и Радость)
3.Эта эмоция возникает при неожиданных ситуациях. Если ситуация оказалась безопасной, она переходит в интерес, если приятной – в радость, если опасной – в страх. Назовите эмоцию. (Удивление)
4.На всех трех фотографиях выражена одна и та же эмоция Назовите ее. (Отвращение)
5.Внимание, отрывок из диалога.
Консультант. Что ты почувствовал, когда узнал, что тебя обманывают.
Клиент. Ну, вы, наверное, сами можете догадаться.
Консультант. Я могу догадаться только о том, как я бы чувствовал себя на твоем месте. Но было бы неплохо, если бы твои ощущения ты бы назвал сам.
Клиент. Да я просто чуть не избил его! Я почувствовал … обалдение. (Злость, возмущение)
Проверка ответов. В подарок – улыбка-наклейка.

6) Упражнение «Отражение чувств»
Необходимо определить чувство, которое скрывается за высказыванием и спросить о нем. Например,
Ты ощущаешь себя обиженным?
Ты чувствовал обиду?
Тебе обидно?

Может быть, я сделала что-то не так? Неуверенность, тревожность, сомнение
Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал. Раздражение, обида, возмущение, злость
Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются. Успокоение, уверенность
Как она могла так поступить со мной, я же была ее подругой. Сожаление, обида, унижение, предательство
Он обозвал мою сестру, а я что молчать должен? Гнев, возмущение
Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть. Злость, гнев, раздражение
Я не понимаю, что я сделал не так, почему он так поступил. Сомнение в своих действиях, неуверенность, бессилие
Не хочу я с тобой разговаривать ни о чем, оставьте меня в покое. Обида, раздражение, злость
А если он снова начнет обзываться. Тревожность, беспокойство, страх
Я все делаю неправильно! Страх, раздражение, огорчение
Это все глупости! Обида, злость, возмущение
Я больше не пойду в школу! Тревога, обида, страх, протест

Участники пересаживаются по группам по написанному числу.
Сказка продолжается:
«Не разобравшись в ситуации, посыльные вернулись домой. На совете было высказано несколько предложений. Одни предлагали уйти с этого берега, бросить все нажитое, переплыть на другой берег и заново зажить спокойно. Другие предлагали драться до победного конца. Третьи предложили сесть за стол переговоров и обсудить сложившуюся ситуацию. Четвертые полагались на других, тихо молчали, уйдя от обсуждения, и не принимали никаких попыток к разрешению конфликта»

7) Упражнение «Способы поведения в конфликте»
Какие способы поведения в конфликте вы видите у членов совета? (наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта)
Какой способ применяется в восстановительных технологиях, что в нем привлекает? («обсуждение», т.к. эмоциональное состояние в данном случае наиболее позитивное).
Сказка продолжается:
«Встал из-за стола уважаемый старец и предложил обсудить создавшуюся ситуацию на нейтральной стороне двух враждующих государств, в присутствии третьей страны. Выясняя причины конфликта, третья сторона задала простой вопрос «А зачем это было нужно? Кто-то вспомнил странствующего короля и его злые высказывания»

8) Упражнение «Отражение потребностей»
Представь себе, что ты ведешь программу примирения. Твой собеседник произносит следующую фразу. Что скажешь ты ему?
Начинай фразу со слов:
«Тебе важно, чтобы …»
Я не люблю, когда на меня кричат. Он не имеет права. Тебе важно, чтобы тебя уважали.
Тебе важно, чтобы с тобой разговаривали нормальным тоном.
Если я с ним помирюсь, то все будут считать, что он победил, а я проиграл. Тебе важно победить.
Тебе важно не потерять свой авторитет.
Я не думаю, что наша встреча что-то изменит. Тебе важно рассмотреть разные варианты решения ситуации.
Тебе важно самостоятельно решить этот вопрос.
Почему он заставляет носить то, что мне не нравится? Я хочу носить одежду, какую хочу. Тебе важно самому принимать решения.
Я ему хочу ответить тем же. Пусть знает, как мне было. Тебе важно восстановить справедливость.
Тебе важно постоять за себя.
Тебе важно отомстить.
Я даже не знаю, что и рассказать, я вроде бы ничего плохого и не делал. Тебе важно обдумать, чтобы рассказать.
Тебе важно избежать наказания.
А почему я-то должна извиняться. Он должен. Тебе важно доказать, что он виноват.

9) Упражнение «Работа с медиа-материалом»
из фильма «Лиля forever» (0:26:10 – 0: 29:10)
Проанализировать видеосюжет с точки зрения медиатора.
1) Какие чувства испытывают участники конфликта?


2) Какие потребности испытывают участники конфликта?
Обидчик _____________________________________________________
Жертва ______________________________________________________
3) Какие варианты решения конфликта возможны?
4) Если конфликт будет разрешен, какие преимущества получат стороны?
5) В каких случаях медиатору может показаться сложным сохранить нейтральную позицию?
Участники рассаживаются по группам как первоначально
(по желанию).
Сказка продолжается:
«Сидя за круглым столом, зашел разговор о более насущных делах. Три государства пришли к выводу, что нужно объединиться и жить вместе».

10) Упражнение «Перефразирование»
Перефразируйте правила разговора конфликтных сторон на примирительной встрече.

Сообщайте о своем эмоциональном состоянии.

Обращайтесь к фактам, а не к интерпретации.

Находите конкретное решение в конкретной ситуации.

Предлагайте варианты выхода из ситуации.

В заключении Вашему вниманию предоставляется еще один отрывок
из мультфильма «Мост» (1.46 – …)

Разрешайте конфликты цивилизованно!
Я вам желаю большого терпения, надежды, удачи и крепкого психологического здоровья.
Спасибо за внимание!

Cлайд 1

Примирительные встречи Отдел психолого-педагогического сопровождения Центра «Созвездие» г. Советский март 2010г.

Cлайд 2

Cлайд 3

Конфликт – это не всегда однозначно отрицательная ситуация. Это противостояние различных позиций, что является совершенно естественным процессом, постоянно возникающим в жизни каждого. Важно при этом именно то, каким способом происходит разрешение конфликта и каковы его последствия.

Cлайд 4

Основные способы работы с конфликтами в современной школе Административное решение. Направление обидчика к психологу для перевоспитания. Решение конфликта родителями подростков. Подростковые "стрелки". Группа старшеклассников в рамках школьного самоуправления, которой делегируется ответственность за решение конфликтов

Cлайд 5

Все эти способы не не дают возможности самому подростку разрешить сложившуюся ситуацию и взять на себя ответственность за произошедшее. Очевидно, что при этом вероятность повторения произошедшего остается очень высокой.

Cлайд 6

Как решить школьный конфликт? Примирительная встреча – это переговоры между участниками конфликта. Такие переговоры позволяют людям обсудить ситуацию и найти наилучший выход из конфликта. Переговоры ведёт специально подготовленный ведущий. Он – ни на чьей стороне. Ведущий следит, чтобы диалог шёл уважительно и без давления. Он помогает участникам встречи лучше понять друг друга и обсудить вопросы: Почему произошел конфликт? К каким последствиям он привел? Как эту ситуацию можно разрешить? Как сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторилась?

Cлайд 7

Примирительная встреча Разрешение конфликта путем переговоров придает подростку уверенность в себе, а это, в свою очередь, позволяет построить более открытые отношения со второй стороной. Как правило, вторая сторона отвечает тем же. И на смену замкнутости и бессилию приходят открытость и вера в себя.

Cлайд 8

Алгоритм проведения примирительной встречи I. Сбор информации: получение информации о конфликте, сбор дополнительной информации (кто ещё может быть привлечён к разрешению ситуации).

Cлайд 9

Алгоритм проведения примирительной встречи II этап. Предварительная встреча (по отдельности) : « о событиях и фактах» (просим рассказать о произошедшей ситуации с точки зрения конфликтующих); - «о состоянии, чувствах» (чтобы человек «выпустил пар»); «о последствиях случившегося» (как изменилась его жизнь после произошедшей ситуации); - « О возможных способах и путях исправления ситуации» (разговор об ответственности); - предложение о встрече (об участии в программе примирения); Цель- получение согласия на участие в примирении

Cлайд 10

Правила поведения на примирительной встрече: нельзя оскорблять друг друга, нельзя перебивать, конфиденциальность встречи, участие во встрече добровольное (можно покинуть встречу в любой момент), можно на время выйти из кабинета с ведущим, и обговорить волнующий вопрос (если неприятно говорить при всех), ведущий может вывести участника на какое-либо время.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская основная общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

Т.Ф. Калужина

Приказ № 20 от 30.08.2013г

Программа сопровождения

Школьной службы примирения

Программу составила:

Баклыкова Е.В.

Тюменцево 2014

Пояснительная записка.

В школе дети проводят большую часть своего времени, общаются с огромным количеством людей и часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно (без участия родителей: советом или инициативой), не откладывая на потом. Получается, что в школе наши дети учатся жить. Многие родители и педагоги среди качеств, которые, как они считают, необходимы нашим детям, называют самостоятельность. Но при этом взрослые забывают, что условием формирования той самой самостоятельности является предоставление ребенку возможности самому решать затруднительные вопросы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Окружающим подростка людям кажется, что в случае воплощения в жизнь самостоятельно принятого решения ученик «наломает дров» и поэтому из благих намерений мы спешим подсказать ему выход из ситуации, а то и активно поучаствовать в её разрешении. При этом каждый взрослый преследует свою цель: педагог - поддержание дисциплины и высоких показателей по поведению детей в школе, родители - избежать вызовов в школу, иметь возможность рассказать об успехах ребенка родственникам, друзьям, сослуживцам и др.

А чего же хочет в этой ситуации подросток? Удовлетворить свои потребности: быть услышанным, понятым, доказать, что его слово чего - то стоит. Существует вполне легальный способ дать ему такую возможность, когда регулирование конфликтной ситуации осуществляется с участием третьей стороны. Такую деятельность принято называть медиацией.
Медиация - специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса нахождения конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволяет прекратить конфликт. Медиация является одним из наиболее древних и всеобщих способов разрешения конфликтов

Для решения разного рода конфликтов (не только школьных) возможно использование метода медиации. Программа примирения в семье - это преодоление несправедливости во внутрисемейных отношениях, поскольку именно в дисфункциональности семьи нередко заложены причины девиантного поведения подростка. В этом случае ставится задача на преодоление разрушительных в целом для семьи взаимодействий ее членов. Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм, таких, например, как семейная терапия, но программа примирения даст возможность сделать шаг членам семьи по осознанию необходимости собственных усилий и изменений. Еще один пример использования данного метода - школьная конференция (разрешение конфликтов между классами, учеником и классом, классом и учителем).

Опираясь на выше изложенную информацию можно прийти к выводу о том, что в современном обществе существует необходимость создания Школьной службы примирения, в работе которой широко используется данный метод разрешения конфликтных ситуаций.

Данная программа раскрывает структуру работы данной службы в МБОУ Тюменцевская ООШ.

Цель данной программы – социализация обучающихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры).

Приоритетные задачи:

    обеспечение отношений сотрудничества между учителями и обучающимися;

Целевая группа: обучающиеся, сотрудники, родители обучающихся Тюменцевской ООШ.

Содержание курса :

1 тема- Школьные службы примирения.

Тренинг представляет собой разбор и обсуждение особенностей работы службы примирения в школе. Рассматриваются психолого-педагогические и социально-юридические аспекты работы данной службы.- 1 час.

2 тема: «Конфликты и их урегулирование»

Реакции людей на конфликт. Защитные механизмы и самооправдание. Ценности и интересы сторон конфликта. Способы реагирования на конфликты и правонарушения подростков со стороны специалистов и учреждений, их влияние на участников конфликта. Усиление (обострение), вытеснение и конструктивное разрешение конфликта. Как перевести конфликт в конструктивное русло. Взаимопонимание-2 часа

3 тема: Медиация как способ урегулирования конфликтов.

Восстановительная медиация: принципы и цели. Позиция медиатора. Как передать ответственность за нахождение решения сторонам конфликта. Этапы работы с конфликтом в процессе восстановительной медиации- 1 час

4 тема: «Встреча с участниками конфликта по передаче им ответственности»

Как грамотно предложить медиацию. Вступительные слова медиатора. Практикум «Предварительная встреча и передача ответственности» с участниками конфликта. Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение каждой мини-группы-1 час.

5 тема: Практикум по овладению эмоциями.

Темперамент. Овладение техниками по управлению своим эмоциональным фоном, определение внешних признаков эмоционального состояние человека. Работа с сильными эмоциями (обида, гнев, страх и т.д.). Стыд: клеймящий или реинтегрирующий-2 часа

6 тема: Практикум «Коммуникативные навыки медиатора».

Активное слушание, перефразирование, резюмирование, отражение, деконструкция, На тренинге подробно рассматривается процесс коммуникации, возникающие при конфликтной коммуникации сложности, с которыми может столкнуться медиатор, «обычная» коммуникация и восстановительная коммуникация как деятельность по восстановлению понимания, овладение техникой активного слушания.

На тренинге отрабатываются коммуникативные навыки необходимые для успешного проведения восстановительных программ.- 2 часа.

7 тема: «Примирительная встреча сторон конфликта».

Особенности проведения примирительной встречи. Практикум «Примирительная встреча». Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение результата. – 1 час

ИТОГО- 10 часов

Необходимая документация:

    Положение о Школьной службе примирения (Приложение № 1).

    Устав Школьной службы примирения (Приложение № 2)

    Журнал регистрации случаев (Приложение № 3)

    Регистрационная карточка (Приложение № 4).

    Примирительный договор (Приложение № 5)

Данная программа рассчитана на 1 учебный год. В соответствии с этим был составлен следующий план работы Школьной службы примирения.

План работы

Школьной службы примирения

на 2014 -2015 уч. г.

Сентябрь – октябрь

2014 г.

Предоставление информации на сайт школы о школьной службе примирения

Октябрь 2014 г.

Выступление на классных часах с рассказом о работе школьной службе примирения

Октябрь - ноябрь 2014 г.

Оформление информационного стенда, выпуск буклетов по ШСП

Октябрь - ноябрь 2014 г.

Проведение информационно-разъяснительной работы среди родителей

Декабрь 2014г.

Заседание членов службы примирения

2-ая неделя каждого месяца

Сбор заявок для рассмотрения

В течение года

Посещение районного Суда

Февраль 2015г.

Проведение программ примирения по запросам инспекторов ОВД ОДН с предоставлением последним отчетов о проведенной восстановительной работе

По запросам

Подведение итогов работы службы

Май 2015 г.

Тематическое планирование обучающего курса медиаторов.

1. Теоретические аспекты.

2. Конфликты между родителями и детьми.

3. Конфликты между педагогам и учеником

4. Конфликты между учеником и группой учащихся того же класса.

5. Конфликты между двумя учениками одного класса.

6. Конфликты между родителями и классным руководителем.

7. Задание «Как в сказке»

8. Задание «Инсценировка»

9. Закрепление.

Медиация как способ урегулирования конфликта

Эмпатия. Теоретические основы. Задание «Измени финал».

Задание «Меняемся ролями»

Встреча с участниками конфликта по передаче им ответственности

Практикум «Предварительная встреча и передача ответственности»

Коммуникативные навыки медиатора

1. Теоретические аспекты.

2. Задание «Будь внимателен»

3. Задание «Длинный-короткий»

4. Задание «Послушай и повтори»

5. Задание «Вольный перевод»

6. Задание «Хитрый шифр»

7. Задание «Почемучки»

8. Задание «Угадай-ка»

9. Задание «Резюме».

10. Закрепление.

Управление эмоциями

1. Теоретические аспекты.

2. Задание «Смешные лица»

3. Задание «Превращение»

4. Задание «Грустяшки-улыбашки»

5. Задание «Что мы чувствуем и почему?»

6. Задание «Комплимент»

7. Задание «Признание в любви»

8. Задание «Плохо-хорошо»

9. Закрепление.

Примирительная встреча сторон конфликта

1. Теоретические аспекты.

2. Задание «Громче!»

3. Задание «Одно из двух»

4. Задание на обработку техники перефразирования.

5. Закрепление.

ИТОГО

Список литературы
1. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 112 с.
2. Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы// Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. М.: МОО Центр «СПР», 2005, с. 113

3. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
4. Лукманов Е. В. Психология школьного конфликта// Справочник заместителя директора школы. - №5 - 2008. - с. 61 - 67.
5. Овчинникова Т. С, Павлович Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении. - Тюмень: Изд - во предпринимателя Заякина В. В., 2008. - 54 с.
6. Овчинникова Т. С. Технология восстановительного правосудия в социально -педагогической деятельности. - Тюмень: Тюменский издательский дом, 2006. - 29 с.
7. Рабочая книга ведущего программ восстановительного правосудия, Центр «СПР» -31с.
8. Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. - 415 с.

9. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые занятия / авт. – сост. О. А. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2014.
10. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // «Педагогическое обозрение» - Ноябрь 2010 № 10 (107) с. 8-9
11. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект, 2005 - 336 с.

Приложения.

Приложение № 1.

Положение

о Школьной службе примирения

  1. Общие положения.

    1. Служба примирения является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий учащихся.

      Служба примирения действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.

  2. Цели и задачи примирения.

    1. Целью деятельности службы примирения является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

      Задачами деятельности службы примирения являются:

      1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

        Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

3. Принципы деятельности службы примирения.

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предлагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

4. Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы примирения могут входить школьники 7-10 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.

4.2. Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

4.3. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы примирения.

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программ в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

5.2. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение для проведения программы также необходимо согласие родителей.

5.3 В случае, если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

5.4. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

5.5. В случае, если конфликтующие стороны не достигли 10-летнего возраста, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.6. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.

5.7. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.8. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.

5.9. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

5.10. Служба примирения осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.11. При необходимости служба примирения содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам по социальной реабилитации.

6. Организация деятельности службы примирения.

6.1. Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы – такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

6.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

6.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

6.4. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.

6.5. В случае, если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

7. Заключительные положения.

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.

Приложение № 2

Устав

Школьной Службы Примирения

Общие положения

1. Школьная Служба Примирения – добровольная самоуправляемая общественная организация подростков.

2. Служба создаётся и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах человека и ребёнка», положением о Школьной Службе Примирения.

Цели и задачи

1. Цель: социализация учащихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры).

2. Приоритетные задачи:

создание условий реализации программ примирения для участников школьных конфликтов;

самовыражение каждого члена службы через участие в работе Службы;

обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;

ранняя профилактика правонарушений и преступлений.

Девиз, символы, принципы деятельности Службы Примирения

1. Девиз « Мир нашему дому»

2. Символ службы – «Голубь мира»

3. Основные принципы деятельности:

принцип добровольности

принцип конфиденциальности

принцип нейтральности

Условия и порядок приёма в Школьную Службу Примирения

Членами службы являются учащиеся 6-9 классов

Положение о взрослых членах Службы

1. Взрослые в школьной службе примирения отвечают за защиту прав ребёнка.

2. Взрослые должны организовать деятельность ребят на достижение цели службы.

3. Взрослые являются главными помощниками детей в деятельности службы.

4.Приобщение детей и подростков к общечеловеческим нормам, формирование толерантности.

Школьная Служба Примирения способствует:

Поддержке социально значимых инициатив подростков, разработке и реализации социальных проектов, развитию добровольчества (волонтерства).

Функции и полномочия Школьной Службы Примирения:

Организаторская.

Представительская.

Информационно-пропагандистская.

Методическая.

В пределах этих функций школьная служба имеет следующие полномочия:

представлять школьную службу примирения перед детскими коллективами школы, педагогическим коллективом, родительской общественностью, в общественных и государственных структурах;

планировать и проводить примирительные встречи;

изучать, анализировать и пропагандировать интересный опыт работы;

принимать решения по вопросам общественной жизнедеятельности школьнойслужбы примирения.

Права и обязанности членов Школьной Службы Примирения:

1. Член Школьной Службы Примирения имеет право:

членом службы примирения может стать любой учащийся 6-9 классов школы, старшеклассник или взрослый, кому интересна деятельность организации, кто считает деятельность такой службы полезной, признаёт данный Устав, а также принимает участие в деятельности организации;

участвовать в планировании и корректировании деятельности службы и выполнении принятого плана;

сохранять и развивать традиции своего коллектива;

участвовать в работе органов школы;

приём в Службу примирения осуществляется на добровольных началах;

равные права и обязанности;

на защиту своих прав и интересов.

2. Члены Школьной Службы Примирения обязаны:

выполнять все требования Устава и принимать активное участие в деятельности Школьной службы примирения;

не разглашать сведения, полученные в ходе программ примирения, за исключением информации о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;

являться независимым посредником, помогающим сторонам конфликта самостоятельно найти решение.

Заключительные положения

1. Настоящий Устав вступает в силу с момента утверждения

2. Изменения в Устав вносятся руководителем Службы по предложению членов Службы.

Приложение № 3

Приложение № 4

Регистрационная карта

В местах, обозначенных квадратиками, ставятся «галочки ».

Приложение № 5

ПРИМИРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР

Участники восстановительной программы (медиации, круга сообщества, школьной конференции, семейной конференции) в лице:

провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в том, что

________________________________________________________

и пришли к следующим выводам (договоренностям):

________________________________________________________

_________________________________________________________

Проверять выполнение условий договора и уведомлять медиаторов об их успешном завершении будет

_________________________________________________________

__________________________________________________________

Встреча для аналитической беседы состоится (место, дата, время)

__________________________________________________________

Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее.

___________________________________________________________

1. Мы понимаем, что копия данного договора может быть передана администрации и другим заинтересованным в решении лицам. Обсуждавшееся на примирительной встрече медиатор никому сообщать не будет.

2. Если это соглашение не будет выполнено, а у нас останутся проблемы, мы согласны вернуться на медиацию.

Фамилии, имена и подписи Дата

22.11.2019г ребята из школьной службы медиации «Диалог» провели с учащимися 5 «А»,6 «А»,6 «Б» классов мероприятие, посвященное Дню Матери. Как часто мы говорим маме теплые слова? Поддерживаем ее? Помогаем ей? Доверяем свои секреты? А,ведь, мама — самый надёжный и преданный друг. Она — первая, кому мы спешим доверить свой секрет. Первая, кто поддержит в трудную минуту. Мама любит нас такими, какие мы есть.

16.11.19 г учащиеся 8 «А» класса провели мероприятие, посвященное Международному дню толерантности.

15.11.2019 г в начальной школе прошли уроки толерантности

В 3 «А» классе ребят познакомили с термином » толерантность». Рассказали, что все люди должны жить в мире и согласии.

В 4 «А» классе ребята составили цветок из самых необходимых слов, чтобы все люди понимали друг друга, были вежливыми.

Во 2 «А» классе познакомились со словом толерантность. Подобрали пословицы, характеризующие это слово.

Учащиеся 2 «Б» класса также разобрали, что значит уметь прощать, дружить, как помириться, если с кем-то в ссоре.

14.12.2018 г в 5 «А» , 6 «А» классах прошёл разговор о дружбе, силе общечеловеческой любви, понимании. Ребята нарисовали глаза доброго, любящего мир и людей человека, сочинили сказки о любви и понимании. Надеемся, что ребята станут добрее, уважительнее, научаться прощать и понимать друг друга.

16.11.2018г. проведено социально-информационное мероприятие, посвященное Международному дню толерантности «Что значит быть другом»

Если:

  • вы поругались или подрались,
  • у вас что-то украли,
  • вас побили и вы знаете обидчика,
  • вас обижают в классе и т.д.,

то вы можете обратиться в школьную службу примирения.

Школьная служба примирения «ДИАЛОГ»

Наш девиз:

«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой»

Зачем нужна медиация школе?

Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Школьная служба примирения это :

  1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
  2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  3. Профилактика школьной дезадаптации.
  4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к Глуховой Алине Сергеевне

После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:

  • каковы последствия ситуации для обеих сторон;
  • каким образом разрешить ситуацию;
  • как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

На встрече выполняются следующие правила

  1. Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
  2. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
  3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
  4. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Нормативные документы по медиации