Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка. «Психические состояния подростков» материал по психологии на тему Психологическое состояние подростков

Подростковый возраст является очень важным периодом в жизни каждого человека. Это время, когда ребенок находится на грани взросления. Он начинает осмыслять себя как личность, у него формируется система ценности, он задумывается над вопросами, которые пару лет назад не пришли бы ему в голову. Подобное «переформатирование», естественно, сопровождается целым рядом психических проявлений. Каких именно? Об этом мы сегодня и поговорим.

Не секрет, что настроение у подростков меняется по сто раз на дню: от открытости и доверительности он может переходить к агрессии и злобе, приступы откровенности сменяются часами замкнутости и отстраненности. Закономерно, что такое поведение вызывает беспокойство у родителей.

Следует помнить, что причиной всему является гормональная перестройка организма, которая не только характеризуется активным ростом и развитием тела, но и определенным образом отражается на состоянии психики.

Большинство исследователей сходятся на мысли, что психические состояния подростков также напрямую связаны с коммуникативной сферой: от того, с кем и как общается тинэйджер, зависит его самоощущение и, следовательно, поступки.

Психологи называют ряд черт, свойственных эмоциональной сфере детей в возрасте от 12 до 16 лет. Во-первых, это повышенная эмоциональная возбудимость: практически все подростки отличаются вспыльчивостью, страстностью, максимализмом . Они резки и нетерпимы, готовы горячо отстаивать свои взгляды, но при этом легко увлекаются новыми идеями и задачами. Вместе с тем их эмоциональные переживания по сравнению со, скажем, детьми младшего возраста, характеризуются большой устойчивостью.

Во-вторых, у многих подростков повышен уровень тревожности : они боятся показаться смешными, быть непринятыми в кругу сверстников и т.д. Значительная часть возникающих переживаний связывается с собственной . В-третьих, подростки, как никто другой, стремятся принадлежать к определенной социальной группе, а потому крайне болезненно переживают неодобрение товарищей. В этой связи можно назвать и сильный страх быть отвергнутым, которому подвержены практически все молодые люди.

Отрицательные психологические состояния подростков

Если говорить непосредственно о негативных проявлениях, то следует в первую очередь отметить постоянную раздражительность, внутренний дискомфорт, которым сопровождается взросление. Многие тинэйджеры на приеме у врача жалуются, что им тяжело собраться с мыслями, справиться со своими эмоциями, контролировать свое поведение. Как правило, их действия и поступки напрямую зависят от ситуации.

Как правило, отношение к окружающим при этом является скорее негативным, причем эти чувства могут быть направлены как на конкретный предмет (родителей, какого-то определенного педагога), так и на все сразу (всех взрослых, школу). Отсюда то и дело возникающие у подростков аффективные вспышки: приступы ярости, грубости, желание во что бы то ни стало нарушить дисциплину.

Следует отметить, что психические состояния подростков могут меняться на прямо противоположные: это время, когда ребенок раскачивается на своеобразных эмоциональных «качелях»: от уверенности в своих силах до осознания собственной ничтожности, от приподнятости до апатии, от радостного возбуждения до вялости и отстраненности. Чаще всего подобные проявления являются вариантом нормы, а потому не должны становится причиной для беспокойства.

Как помочь подростку в период кризиса?

Родители часто жалуются специалистом, что не могут справиться со своим непутевым чадом, более того – они попросту не представляют, как с ним общаться. В большинстве случаев врачи советуют просто переждать этот тяжелый период – рано или поздно он закончится, и поведение ребенка станет более ровным и сдержанным.

Конечно, жить под одной крышей с бунтующим тинэйджером – далеко не сахар, но именно в это время следует проявить понимание, терпение и мудрость. Если ваш сын или дочь выводят вас из себя, постарайтесь понять их. Поверьте, им тоже очень нелегко. Проявите к ним уважение, попробуйте общаться с ними на равных.

Не давите на ребенка, но и не попустительствуйте ему: необходимо нащупать тонкую грань, которая проходит между тотальным контролем и вседозволенностью. Помните о том, что в этом возрасте дети ощущают себя очень ранимыми и одинокими, даже если всеми силами пытаются продемонстрировать обратное. Они нуждаются в вас – в вашей помощи, доброте, внимании.

Выделяют некоторые психические состояния, особо актуальных в подростковом возрасте: тревожность; агрессивность; фрустрация; одиночество; ригидность; эмоциональные ощущения: стресс, аффект, депрессия; отчуждение.

Важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то ещё занимается тем же самым делом, играет тревожность.

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность» .

В связи с распространением в мире не только альтруизма, но и неблагородных человеческих деяний: войн, преступности, межнациональных и межрасовых столкновений – психологи не могли не обратить внимание на поведение, по существу своему прямо противоположное альтруизму (черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным) – агрессивность.

Агрессивность (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред: моральный, материальный или физический.

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к её торможению. Тенденция к агрессии – это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведёт к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий .

Агрессивные люди находят много возможностей для оправдания своих действий, среди них можно выделить следующие:

Сравнение своих агрессивных действий с действиями более серьёзного агрессора и попытка доказательства того, что в сравнении с его деяниями совершённые действия не являются ужасными;

- «благородные цели»;

Отсутствие личной ответственности;

Воздействие других людей;

Убеждение, что жертва «заслужила» такое обращение.

Агрессивность может вызвать накопление фрустрации, что приводит к усилению комплекса неполноценности человека и появлению агрессии.

Аномальное отношение, которое, являясь по преимуществу личностным, и которое может выступать в сфере межличностных групповых отношений, является фрустрация.

Фрустрация – эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Фрустрация сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, иногда – отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации.

У разных людей реакция на фрустрацию может быть различной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии (временного снижения уровня разумности и интеллектуальной организованности поведения) .

В состоянии фрустрации человек практически постоянно находится в негативном эмоциональном состоянии. У него имеются потребности и желания, но они не могут быть реализованы; он поставил перед собой цели, но они не достижимы. Чем сильнее выражены потребности и желания, чем более значимы цели и чем существеннее препятствия на пути их реализации, тем большее эмоционально – энергетическое напряжение испытывает психика.

Фрустрированный человек обычно выдаёт себя жёсткой экспрессией, склонностью срывать зло на партнёрах, грубостью, недоброжелательным общением .

Одной из серьёзнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу.

Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями.

Понятие одиночество связанно с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди).

Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причём у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одни жалуются, например, на чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе.

Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это – их защитная реакция, которая, в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Предполагаю, что именно одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем и наркотиками, даже если они сами не признают себя одиноким .

Ригидность – заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий .

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений.

Эмоциональные ощущения в биологическом смысле закрепились как способ поддержания живым организмом оптимального жизненного состояния.

Нормой для человека является положительный эмоциональный настрой, который играет и своеобразную охранительную (защитную) функцию. Как только оптимальное жизненное состояние ухудшается (самочувствие, здоровье, появление внешних раздражителей), меняются и эмоции (положительные на отрицательные). Это называется снижением эмоционального тона .

Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Депрессия – состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства .

Другая разновидность аффекта – стресс – является состоянием сильного и длительного психологического напряжения в результате перегрузки нервной системы человека .

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

Отчуждение – проявляется в том, что человек оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из неё выйти. Чтобы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим «я» и травмирующей средой. Этот разрыв создаёт дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение .

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели основные виды психических состояний, которые наиболее характерны для подросткового возраста.

Процесс становление самосознания и. прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно коррелирует с различными психологическими состояниями подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.п. Это - своеобразные эмоциональные индикаторы развития как самооценки, так и самосознания.

Как отмечает А.И.Захаров, страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам". Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками, либо отказаться отличной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе. Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность;

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Провокатором» его являются переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела. Поэтому подростки так боятся собственного физического и психического уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более характерных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Возрастает в этом возрасте и число страхов в области межличностных отношений, т отмечавшиеся в предыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится потерять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной основой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я». Все это А.И.Захаров квалифицирует еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги".

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается. И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет (7-8 классы) отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то

В 16 лет (10 класс) у девушек этот уровень выше, чем у юношей. Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте - это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость. и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях.

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.

Итак, хотя у 15-16-летних подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завершенности и сформированности не приходится. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности (16-17 лет).

Что же касается младшего подросткового Возраста, то здесь трудно говорить о структурной готовности самосознания. Некоторые его компоненты только формируются.

Еще по теме Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка:

  1. Социализация личности подростка как этап становления самосознания
  2. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
  3. ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

. Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка

Процесс становление самосознания и. прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно связаны с различными психологическими состояниями подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т. п.
Это - своеобразные эмоциональные показатели развития как самооценки, так и самосознания.

Страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми , т. е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам.
Для его разрешения у подростка есть два пу ти:
- либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками,
- либо отказаться отличной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе.
Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность.

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой , по сути, означающий страх изменения.
«Провокатором» его являются переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела. Поэтому подростки так боятся собственного физического и психического уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть , что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространств а, более характерных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Возрастает в этом возрасте и число страхов в области межличностных отношений , не отмечавшиеся в предыдущих возрастах.
Одним из стимуляторов таких страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними .
Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится потерять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях.
Первая становится прочной основой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я».
Все это квалифицируется еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги.

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается.

И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то в 16 лет у девушек этот уровень выше, чем у юношей.
Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте - это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость, и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях.

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства .
Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.

Коррекция поведения
1. Аффективно-неустойчивый тип.
Незначительный повод со стороны других сильно повышает его возбужденное состояние, вслед за чем он вовсе отказывается от работы, дерзит, грубит.

Тактика: вовремя повлиять на возбуждение и успокоить. Поэтому нужно уметь: своевременно констатировать нарастание чувства недовольства; - силой внушения предотвратить возможную реакцию. Действие взглядом, тоном.

2. Неуверенный, боязливый, истеричный, депрессивный.
Он замыкается от всякого воздействия, живет интенсивной внутренней жизнью, всецело занят своими интересами (интроверт). На него трудно влиять, т. к. он относится с недоверием, негативизмом.

Внушение не поможет, т. к. не воспринимается им. Он идет только навстречу полному душевному равновесию. Спокойные, непредумышленные беседы.

3. Слабовольные, безудержные с сильно развитым сексуальным инстинктом .
" Бездельники", "ветреные головы" – поверхностность контактов, ложь, воровство, сексуальные эксцессы

Действовать на их чувства и настроения нельзя. Здесь нужны деловые, последовательные, строгие, нераздражающие прямолинейные действия. Главный метод – пример, действие, которое убеждает.
4 Слабый, неуверенный, робкий, зависимый. Успокоение и подбадривание.

Характеристику подросткового возраста мы начали с описания его мифов, распространенных среди взрослых.

Моей целью было развенчание этих мифов с помощью современных научных психологических знаний об этом периоде развития. Эти представления, как мне кажется, способствуют развенчанию мифологических взглядов на подростка
Подростковый возраст не является временем патологии.
Это нормальный и совершенно необходимый перио д развития человека.

Большинство подростков справляется со всеми возрастными проблемами.

1. Ни один период в жизни человека (разве что только внутриутробный) не характеризуется столь быстрыми темпами развития как подростковый.
Между быстро развивающейся девушкой и медленно развивающимся мальчиком возможен разрыв в 6 лет.
Столь же велики могут быть отличия в умственном, эмоциональном и социальном развитии подростков.

2. Да, некоторые подростки еще дети, но многие (особенно в половом отношении) уже взрослые.

3. Любое развитие подростка (физическое, эмоциональное, умственное или личностное) происходит не синхронно, а неравномерно.
Хорошо развитые физически мальчики и девочки не всегда и не обязательно столь же хорошо развиты умственно и эмоционально.
Дети же с задержками физического или полового развития, наоборот, не могут быть готовы к выполнению серьезных обязанностей наряду со взрослыми.

4. Подростковый возраст - это переходный, кризисный период в жизни человека и он характеризуется своими особенностями.
Не стоит преувеличивать проблемы и трудности, равно как и преуменьшать их.

Задача взрослых, зная особенности подростка, помочь ему в создании условий для самостоятельного и успешного разрешения им этих проблем и трудностей.

Все мы в свое время прошли через трудности Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить всю тяжесть этого периода жизни. Кто-то опасается, чтобы его чадо не попало в дурную компанию, кого-то настораживает чересчур агрессивное или, наоборот, апатичное поведение ребенка. Именно переживания за детей и заставляют нас углубляться в психологию подростков, искать пути решения их проблем. Однако не стоит удивляться, если ребенок отвергает вашу помощь: в пубертатном периоде все советы, особенно со стороны взрослых, воспринимаются «в штыки».

Чтобы помочь подростку преодолеть трудности, следует иметь в виду разнообразие психических состояний его личности в этот период. Давайте узнаем, какими могут быть психические и эмоциональные состояния подростков и почему так происходит.

Психические особенности подростков

Всем известно, что настроение детей в возрасте 11-15 лет может очень часто меняться на противоположное. Виной тому – гормональная перестройка организма ребенка, который уже готовится стать взрослым. И нет ничего удивительного в том, что эти изменения затрагивают психику – ведь это самое уязвимое место, «ахиллесова пята» любого человека. Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:

  • активность – пассивность;
  • увлечение – равнодушие;
  • возбужденность – заторможенность;
  • напряженность – раскрепощенность;
  • страх – радость;
  • решительность – растерянность;
  • надежда – обреченность;
  • тревога – безмятежность;
  • уверенность – неуверенность в себе.

Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Как было сказано выше, это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески болтать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.

Однако те состояния, которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

Способы регуляции и саморегуляции психических состояний в подростковом возрасте

Самый распространенный совет для родителей подростка – нужно просто «пережить», перетерпеть это время. Действительно, психически здоровый ребенок в состоянии сам преодолеть возникающие у него трудности. Родителям следует просто с пониманием отнестись к его поведению и быть с ним не более строгими, чем обычно. Наоборот, чем проще вы относитесь к своему взрослеющему ребенку, тем легче и ему будет строить отношения с вами. Пересмотрите свои принципы в отношениях «родитель – ребенок», общайтесь с ним если не на равных, то хотя бы как с равным себе. Помните о том, что в этом возрасте ребенок очень раним, даже если он и не показывает этого. И он должен знать, что родители всегда на его стороне, что он не одинок и в случае возникновения проблем вы в любом случае придете к нему на помощь. Но вместе с тем не стоит навязывать эту помощь – она будет актуальна лишь в том случае, если подросток не в силах справиться сам и просит помощи либо вы видите, что он остро нуждается в ней.

При необходимости не стесняйтесь обратиться за советом к психологу, специализирующемуся на , а при возникновении более серьезных проблем – к квалифицированному врачу-психиатру.

Дорогие родители! Не забывайте о том, что налаживать доверительные отношения с ребенком нужно, начиная с самого раннего возраста. Это позволит избежать множества проблем в подростковом периоде.