В чем особенность японской одежды, основные направления в моде. Что такое японский стиль одежды

Большинство людей представляют японцев только в кимоно или же в строгом костюме, в котором они работают 23 часа в сутки, собирают нанороботов, рисуют аниме и поедают суши.

Но в конце прошлого столетия мода в стране восходящего солнца кардинально изменилась благодаря подросткам, которые собирались в бесчисленные субкультуры, создавая уникальный стиль. Новые модные веяния начали очень быстро просачиваться в культуру Японии и распространяться по другим странам.

Сейчас японский современный стиль одежды – это буйство красок и фантазийных аксессуаров, которые могли придумать лишь японцы. Не знаем, насколько жители нашей страны готовы к таким экстравагантным нарядам, но если в вашей жизни не хватает цвета, вам хочется, чтобы на вас все обращали внимание, а бабули у подъезда так вообще с ума сошли, тогда японский стиль одежды – это для вас.

Японский стиль для парней и девушек

Как мы уже говори, в Японии существует масса различных субкультур и стилей. Мы составили свой ТОП-10. Поехали!

Visual Kei

Эти ребята очень похожи на наших эмокидов. Такие же рваные прически, челки, темные глаза и одежда. Приверженцы данного стиля обожают шокировать общественность своим видом (отсюда и название) и потому носят цилиндры, повязки на лицо, корсеты и рисуют на своем лице невообразимые штуки.

Сочетание черного, красного и белых цветов; кожаные детали, металлические предметы и необычные аксессуары – все это visual kei.

Декора

Представителей данного стиля вы сможете услышать задолго до их появления. Почему? Да потому, что они просто обвешаны всеразличными бантиками, бусиками, брелками, значками и прочим. В общем, название стиля говорит само за себя. Так что если вы очень любите украшения, постоянно обвешиваетесь ими, а вас называют «новогодней елкой», то можете смело отвечать: « Я не елка, а «декора» и ничего вы не понимаете!». И с гордостью и громким звоном удаляйтесь.

Косплей

Этот стиль основан на любви японцев к аниме и компьютерным играм. Здесь данный вид хобби развит настолько, что чуть ли ни у каждого японца есть свой любимый мультипликационный или компьютерный персонаж, которому они подражают практически во всем, и в первую очередь в одежде, конечно же. У нас в России тоже немало . Правда, странно, что они не поддерживают отечественного производителя. Изобразить Сейлор Мун – легче легкого, а ты попробуй «скосплейить» Чебурашку?

Кавай

В этом стиле также проявляется неравнодушие японцев к мультикам. Отличается Кавай от Косплея тем, что в первом случае мальчики и девочки считают своими «иконами» стиля миленьких персонажей: игрушек и зверушек. Отсюда и сленговое выражение «кавайно» - мило.

Кигуруми

В 2004 году стиль Кигуруми стал настоящим модным феноменом. Появился он благодаря девушкам, которые весь день проводили на улице и нуждались в удобной одежде. За неимением денег, они выбрали отличный по цене вариант – дешевую одежду, которая представляла собой комбинезоны в виде животных и продавалась в магазинах типа «Все для вечеринки». Сейчас такие комбинезончики стали популярны в крупных городах нашей страны.

Текенокозоку

Японский стиль одежды такенокозоку больше относится к танцевальной субкультуре, которая появилась одной из первых в квартале Харадзюку - нынешней мекке моды в Японии. Главные черты – аксессуары неоновых цветов и свистки.

Позже появился магазин практически с одноименным названием «Такеноко». Он стал главным производителем одежды для представителей стиля данной субкультуры, на которую, кстати говоря, оказала влияние национальная одежда. Костюмы свободные и мешковатые в ярко-розовых, синих или же фиолетовых оттенках с вышивкой в виде иероглифов.

Японский стиль одежды девушек

Лолита

Очень женственный и милый стиль, который подойдет любой девушке. Милые платьица в пастельных тонах с рюшками и оборками, бантики и нежные локоны. Лолитам также нравится обилие украшений, правда здесь они совсем другие: зонтики, заколки с бантами и сердечками – все спокойных оттенков.

Ко Гал

Представительницы стиля Ко Гал делают все, для того чтобы выглядеть как можно моложе. Зачастую они обесцвечивают волосы, используют автозагар и укорачивают юбки школьной формы. Также они носят высокие носки, которые, порой, приходится приклеивать к ногам, дабы те держались как следует.

Гангуро

Таких «гангуро» можно увидеть в любом российском городе, особенно в провинциальном. В Японии гангуро считается гламурным стилем, но вряд ли такой внешний вид можно назвать привлекательным. Девушки, которые следуют стилю гангуро проводят большую часть своей жизни в соляриях для того чтобы стать максимально коричневыми. Одежда зачастую в розовых тонах и крайне вульгарна. Макияж даже описывать страшно – темно-коричневый тон, черна подводка, светлые тени, непонятные светлые линии на лице и светлая помада.

Mori girl (Мори герл)

По-другому этот стиль называют «девушка из лесной чащи». Этот стиль по своим тонам и аксессуарам очень схож с французским , так как mori можно назвать воплощением романтики и женственности.
Пожалуй, это самый адекватный стиль одежды из всех нами представленных.

Mori girls Носят многослойные наряды и миленькие платьица с обилием кружев и рюшей, в основном предпочитая винтаж. Также «лесным нимфам» нравятся нежные цветочные принты и клеточка, аксессуары из натурально кожи и позолоченные украшения. Косметику они практически не используют, но иногда могут слегка коснуться щечек румянами.

В коллекциях дизайнеров модно использовать традиционные элементы национальных костюмов. Это неудивительно, ведь этнические элементы разнообразны и дают волю фантазиям дизайнеров. не стал исключением и активно демонстрируется на подиумах европейских модельеров. О том, какие черты ему характерны и как они интерпретируются модельерами, мы расскажем в этой статье.

Японская культура уникальна, в ней можно найти интересные черты, которые не имеют места быть в других культурах.

  • Кимоно. Это традиционная японская одежда. Блузы и платья европейских модельеров во много повторяют силуэты и пропорции кимоно.
  • Блузы с широкими рукавами.
  • Гэта – сандалии-скамеечки на деревянной платформе, которые фиксируются также, как и въетнамки.
  • Дзори – матерчатые, соломенные, кожаные сандалии, похожие на обычные сланцы.
  • Таби – носки, имеющие отделенный большой палец.
  • Хаками – юбка, сшитая из широких штанин.
  • Цветовая гамма. Традиционными цветами считаются контрастные - белый, красный и черный, которые активно используются в японском костюме.
  • Многослойные наряды.
  • Веер.
  • Золотая отделка, наличие кисточек.
  • Наличие украшений. В волосах имеют место быть заколки и обручи, запястья украшают широкие браслеты, а в ушах – объемные серьги.
  • Цветочные принты. Японский сад многообразен и необычайно красив, ведь он наполнен не только сакурой, но и различными цветами, излучающими приятные ароматы и символизирующих определенную идею, несущих человеку жизненный посыл и удачу.
    1. пион. Является олицетворением романтизма и любви.
    2. лотос. Это символ совершенства, первозданной чистоты и вечного солнца. Японцы считают его священным цветком, который достоин почитания и восхищения.
    3. гвоздика. Белая гвоздика считается залогом любви.
    4. хризантема. Это национальная эмблема этой чудесной страны, которая говорит об огромном счастье и долгой жизни.
    5. ирис. Это еще один цветок, почитаемый и уважаемый японцами. Желтый ирис символизирует новые начинания и новую жизнь, а также является цветком страсти.
    6. гортензия. Является олицетворением стремления к свободе.
    7. сакура. Говорит и хрупкости созданного мира и возрождения первозданной красоты.
    8. кактус. Он говорит о том, как скоротечно время. Кактус не имеет листьев, зато полон шипов, что заставляет задуматься на тему весной жизни и бытия.
    9. камелия. Это атрибут скромной жизни и сдержанных взглядов.
    10. георгин. Символ непостоянства.

Такое многообразие ярких красок и цветок просто не могло войти мимо глаз модельеров!

Правила японского стиля одежды

Чтобы походить на японку, не достаточно лишь надеть красивые наряды. Помимо блузок и платьев в японском стиле следует собирать несложные правила, которые также являются особенностью этого направления моды.

  • Летняя одежда должна быть изготовлена из легких натуральных тканей (хлопок, лен, шелк)
  • Носки всегда должны оставаться чистыми
  • Недопустимо ношение татуировок и пирсинга
  • Нельзя носить откровенные, сексуальные и вульгарные наряды.

Кимоно - это национальная одежда, которую носят не только мужчины, но и женщины. Японская гейша - это умная образованная женщина, которая является спутницей мужчины, а вовсе не дамой легкого поведения, как думают многие. По традиции, гейша носит кимоно, изготовленное из дорогой ткани и декорированное различными элементами.

Современная интерпретация кимоно представляет собой блузу в азиатском стиле, имеющую черную ленту под линией груди и V-образный вырез в области шеи. Такая блуза прекрасно сочетается с джинсами или брюками. Традиционным цветом такого одеяния считается красно-черная комбинация с яркими цветочными принтами. Дизайнеры представляют блузы и платья-кимоно и в других расцветках, например, розово-коричневых, черно-белых, розово-белых, коричнево-белых, сине-белых и т.д., что вносит в современный наряд черту японского стиля, но не делает европейку полностью похожей на японскую женщину.

Элементы японского образа в одежде

Наряду с цветами и яркими красками, в японском образе также могут присутствовать:

  • Элементы аниме. Мультяшные образы на майках, футболках, платьях и туниках замечательно смотрятся на современной молодежи и представителях более старшего поколения.
  • Многослойные наряды . Мы уже говорили о них, сейчас же отметим, что для создания многослойного образа можно надеть платье-безрукавку длиной чуть выше колен, а также яркие джинсы цвета индиго, прозрачную шифоновую тунику и украшения в виде браслетов и серег.
  • Обувь. В образе могут присутствовать балетки или туфли на высоком каблуке. Традиционная обувь японок – гета (обувь, имеющая деревянную подошву) и сабо, однако они надеваются лишь на торжества.
  • Широкий пояс оби. Его ширина составляет 20-30 сантиметров. Оби – это символ ответственности человека, высокой степени концентрации его внимания и признак уравновешенности.
  • Плетение из атласа при оформлении нарядов.
  • Наличие растительных элементов – бабочек, птиц в ярком орнаменте . И это не удивительно, ведь в японском саду растут не только птицы, но и обитают удивительные животные.

Модельеры балуют ценителей японской одежды своими коллекциями. Что же мы можем в них увидеть?

  • Куртки, плащи, брюки и платья, имеющие прямые и свободные силуэта, скрывающие все достоинства и недостатки женской фигуры
  • Мужские жилеты, которые внизу практически переходят в пышную женскую юбку
  • Легкие белые блузки из прозрачного материала с широкими рукавами, объемными бантами
  • Юбки и платья в деловом стиле, имитирующие кимоно, имеющее завороты и сборки
  • Наряды с острыми и плавными формами из блестящих тканей и декоративными элементами в виде кисточек.

Если Вам доведется посетить своим визитом Японию, Вы наверняка будете удивлены нарядами, которые выбирает для себя молодежь. Наверняка Вы полагаете, что увидите черноволосых барышень в скромных нарядах, однако это совсем не так.

  • Harajuku. Это один из районов Японии, молодежь в котором привыкла одеваться в том стиле. Постепенно, Harajuku распространился по всей Японии и вышел даже за пределы страны. Стиль подразумевает использование сочных фруктовых красок в нарядах, ношение обуви на деревянной подошве и кимоно. Одежда может быть дополнена джинсами, шортами или бриджами, полосатыми гетрами, спортивной кофтой и необычайно ярким макияжем и кислотным цветом волос, которые украшают различные декоративные заколки. Стилю присуще доминирование розовых и черных цветов, которые известны еще и в стиле Эмо. Однако это абсолютно разные модные течения, которые не имеют ничего общего кроме выбранных цветов.
  • Gothic Lolita. Стиль представляет собой микс из готичности и наивности нимфетки. Чтобы быть достойным носить одежду в этом стиле, необходимо владеть неплохой суммой денег, ведь костюмы стоят чуть меньше, чем аксессуары. Девушки похожи на фарфоровых куколок, которые одеты: в кукольные платьица с корсетами темной расцветки, винтажные шляпки и пояса, старинные кружевные перчатки, заметную обувь на высокой платформе.
  • Cosplay. Это направление аниме, пришедшее из японских мультиков и компьютерных игр. Создать образ в этой стиле очень просто, достаточно выбрать полюбившегося героя и скопировать его внешность. Нередко при создании нарядов приходится прибегать к помощь работников ателье и к рукоделию.
  • Decora. Заключается в оформлении своей внешности и нарядов различными аксессуарами. Это могут быть украшения, шляпки, платки, меха и пр.
  • Kawaii. Стиль аниме героя-ребенка.
  • Visual Kei. Стиля поклонников панка и глэм-рока. Сторонникам стиля присуще ношение ярких причесок из разноцветных прядей волос, несочетаемые между собой цвета, яркий макияж, обувь на высоченной платформе и пирсинг.

Вплетая в свой гардероб предметы и атрибуты японского стиля одежды, учитывайте, что цена на них достаточно велика. Так, например, один лишь пояс оби может стоять от 1000 долларов. Поэтому тщательно подходите к составлению гардероба и подбору японских вещей.

Природа, окружающая среда и мироздание в целом оказывало на человечество огромное влияние во все времена. Но до активного развития технического прогресса это было особенно явно. Японская культура — одна из ярких представительниц такого влияния. Она представляет собой многоликий, удивительный и необычный мир образов и предметов. Каждая вещь живет своей собственной жизнью в гармоничном сочетании с окружающим пространством. складывался веками и является прекрасным примером сохранения неизменной формы в сочетании с круговоротом узоров и цветовых оттенков.

Природа для японцев всегда была ориентиром и высшим образцом красоты, в соответствии с которым они создавали свои представления об элегантности и изяществе. В Древней Японии к природе относились как к живому существу, одухотворенному и чувствующему. Камни, деревья, ручейки — все было воплощением духа и божества — ками. Именно поэтому каждый природный материал представлял особую заботу художника, который над ним работал, будь то деревья, глина или . В каждом мастер старался открыть собственную красоту.

Япония — маленькая страна, окруженная водой, со сложным рельефом и землетрясениями. Ограниченность территории наложило отпечаток на организацию пространства и представления в развитии японского искусства, характерной особенностью которого явилась миниатюрность: в малом видеть большое.

Национальный японский костюм развивался на протяжении полутора тысяч лет. Ему присуща сложная, многогранная связь рисунка, формы и материала, а также орнаментация тканей. Создание собственных уникальных композиций происходило через заимствования чужеземных (корейских и китайских) образцов.

Самая первая одежда японцев напоминала пончо, перехваченное поясом. В холодное время года их носили по несколько штук, одевая друг на друга. В будущем это послужит основой для создания японского многослойного костюма, который мог состоять из 12 слоев одежды.

В Древней Японии мужчины и женщины носили поясную одежду: мужчины — хакаму , а женщины — мо . Хакама представляла собой юбку из двух отдельных кусков ткани (передняя половина и задняя), пришитых к длинным поясам. Она была довольно длинная, доходила до щиколоток. При завязывании поясов по бокам она создавала разрезы. По центру задней половины, как правило, делалась встречная склада, а на переднем полотнище симметрично по бокам закладывались три односторонние складки, расширяющиеся книзу.

Японский костюм никогда не подчеркивал формы тела, а служил своего рода декорацией. Традиционной одеждой народа была распашная куртка хаори , полы которой свободно спадали вниз. Повседневная, как правило темных цветов либо в полоску, а празднично — церемониальные — из черного шелка с белыми гербами.

Традиционному кимоно предшествовало косодэ — одежду, которое носили как мужчины, так и женщины. Он представлял собой широкий халат, прямого покроя с небольшим воротником и длинными рукавами. Сначала его использовали как нательную одежду, а начиная с 16-го века как верхнюю.

Национальной одеждой японцев является «кимоно» . Это слово получило широкое распространение в 17 — 19 веках и происходит от выражения «киру моно» — «надеваемая вещь». Оно относилось ко всем видам одежды: к будничным и праздничным. И к концу 19-го века стало ассоциироваться с верхней наплечной одеждой. Кимоно отличается простотой кроя и имеет несущественные различия в женском и мужском вариантах. А в принципе существовало всего два размера кимоно — взрослый и детский. В восточной философии придается большое значение левой и правой сторонам. В Японии левая ассоциируется с жизнью, а правая-со смертью, поэтому живые запахивают одежду на правую сторону, а покойникам правую полу накладывают поверх левой.

Не смотря на то, что все кимоно были практически одинаковы по форме и конструкции, они имели огромное разнообразие в орнаментации. Рисунки говорили о ранге человека, его возрасте, о сезоне года и даже настроении хозяина. Природные мотивы стали одними из любимейших в японской традиции: цветущая сакура, побеги бамбука, ветки сосны… Хотя мужские кимоно более одноцветны и строги, чем женские. Так как модель кимоно представляла собой прямые полотнища, то поле для вышивки и росписи было достаточное. В древности существовало 200 законов(!), в соответствии с которыми создавались костюма. А со временем кимоно темного цвета с пятью гербами стало обычной одеждой творческой интеллигенции.

Вспомните японские прически. Всегда удивлялась их причудливости и замысловатости. Но оказывается до 15 века японки носили распущенные волосы, и только потом стали укладывать их в прически. Традиции сложных причесок с использованием шиньонов, масла и воска заложили аксобимэ — первые законодательницы женских мод. Ими были музыкантши, танцовщицы, рассказчицы, которых приглашали на праздники в веселые компании. До этого времени пользоваться маслом и воском для волос могли только мужчины.

К декорациям своих сооружений на голове они конечно тоже подошли творчески. В ход шли декоративные гребешки, бамбуковые палочки, шпильки из дерева, металла, кораллов и панциря черепах, традиционные цветы . На создание таких причесок уходило немало времени, поэтому каждый день их не делали, а для сохранности спали на специальных валиках. Головные уборы носили крайне редко, их заменяли зонтики для жаркой или дождливой погоды. Во время работы либо прогулок японки могли надеть плоские широкополые соломенные шляпы, а в прохладное время года — накидки типа капюшона. Японская женщина в национальном костюме похожа на загадочную картинку, которую можно долго и с интересом рассматривать.

С аксессуарами в виде сумок у японцев тоже не все так просто. Кошельки и сумочки появились в древние времена именно потому, что в одежде не было карманов. А куда же складывать то, что нужно иметь при себе всегда? В европейской одежде карманы появились уже давно, а вот в японских кимоно их нет до сих пор. С давних пор все необходимые предметы, такие как трубка, кисет или коробочки, прикрепляли к поясу при помощи небольшого брелка — всем нам известного как нэцкэ . Прообразом нэцкэ были палочки и , а в 17 веке они превратились в маленькие скульптурки.

А что же японцы одевали на ноги? Чулок у них не было, а вместо оных они носили короткие шелковые или хлопковые носки с подошвой из плотной шерстяной ткани. В них они ходили повсеместно: дома, на улице, в храмы, в театры.

Додуматься до такой обуви, которую носили японцы наверное могли только они. Деревянные скамеечки — гэта , ставшие национальной японской обувью, выглядели, на мой взгляд, совершенно не изящно и грубо, а передвигаться в них наверняка было неудобно. Правда еще были дзори — обувь на мягкой подошве, закреплявшаяся на ноге кожаными ремешками. Так что выбор все таки был).

И конечно неотъемлемым аксессуаром японцев являются веера, каждый из которых — это чудесное произведение искусства, завораживающее взгляд. С ними связана своеобразная пантомима веера — «язык веера, произносимый движением рук». Япония — это родина складных вееров. Их изготавливали из хиноки — японского кипариса. Каждый турист, посещающий Японию считает обязательным приобрести веер на память о стране. А в древнем восточном учении фен — шуй вееру придается очень большое значение. Японские танцовщицы часто использовали веера во время танцев.

Большое влияние на преображение костюма сыграли японские актеры, которые не находились в строгих рамках законов, а могли позволить себе то, что среди остальных граждан считалось неприличным. Блеск и великолепие их нарядов завораживало публику и самые смелые стали заказывать себе такие же наряды, обильно украшенные картинами, разрисованные красками и стихами. Сначала это стало прерогативой богатых японцев, а позже к ним присоединились и обычные горожанки. Актеры театра Кабуки были образцами для подражания и мужчинам, и женщинам.

Со временем японский костюм претерпевал небольшие изменения, связанные с длиной рукавов и соответственно с длиной платья. Пояс удлинялся до 3,6 метра в длину и около 26,8 в ширину, превратившись в пояс «оби» .

В 1720 году был принят закон «об ограничении роскоши», который послужил причиной для возникновения нового критерия вкуса и лег в основу понятия «ики» — «чувство стиля». Суть ики заключалась в отсутствии прямолинейности, то есть умении сочетать строгие рамки запрета с долей вызова. Этим искусством прекрасно овладели городские повесы, завсегдатаи театров и веселых кварталов и гейши. Например, высшим шиком считалось заказать роспись подкладки для простого хаори у самого известного художника Эдо (современный Токио).

Все это относится к традиционному японскому стилю. Но изменения на политической арене за последние 120 лет отразились на нем кардинальным образом. Первый модный журнал появился в Японии в 1890 году, а в начале прошлого века японские модники и модницы позволяли себе одеваться по последней моде, связанной с джазовым бумом. На рубеже 19 — 20 веков, когда Япония открыла границы, местное население познакомилось с европейскими костюмами и мужчины первыми стали использовать их в своих гардеробах. Но большая часть людей перенимала новые традиции с осторожностью и порой сочетала в своем образе традиционные японские элементы с европейскими очень смешным образом.

Японские дизайнеры всегда удивляли публику своим новаторством и креативом, хотя понятия «японская мода» не существовало достаточно долго. Во второй половине 20 века все изменилось. Такие дизайнеры как Ханаэ Мори, Кэндзо Такада, Йоджи Ямамото, Иссей Миякэ, Рэй Кавакубо — стали мэтрами мировой моды. Для японских модельеров увлеченность европейской модой, которая стала «хорошим тоном», послужила поводом для создания новой, креативной моды, отрицающей все старое.

В Париже и Нью — Йорке Кэндзо и Миякэ, а в 80-е годы — Ямамото и Кавакубо, представили зрителям одежду, которая рушила все представления о французской и мировой моде. Своими странными прямыми, геометрическими силуэтами или совершенно бесформенными они шокировали публику. А в конце десятилетия японские дизайнеры считались уже самыми передовыми не только в области технологий, но и в моде.

Такада создавал коллекции в стиле театра Кабуки с яркими насыщенными цветами. Первую коллекцию Кавакубо французские критики назвали «Хиросима — шик», говоря о том, что ее модели совершенно не приспособлены к жизни. Они действительно настолько странные, что представить человека на улице либо в присутственном месте в таком наряде достаточно сложно. Но неожиданно это направление нашло своих поклонников и значительно повлияло на моду 80-х годов.

Ямамото, так же как и Ханаэ Мори взял за основу европейский костюм, наполнив его восточными элементами. Аскетичная палитра цветов, состоящая из двух основных — черного и белого, асимметричный крой, создали Ямамото славу философа и романтика. Японцы были не первыми, кто ввел в моду черный цвет (вспомните МЧП Коко Шанель или смокинг Ив Сен — Лорана ), но именно они возвели его в культ. Поэтому наряду с невероятным креативом японская мода может быть достаточно аскетичной.

Принципиальное отличие японских дизайнеров от европейских в том, что они воспринимают одежду в динамике, поэтому первыми придумали модели — трансформеры. А то внимание, которое уделялось в Японии тканям, их цвету, узору, фактуре и комфортности, является отправной точкой для японских мастеров по сей день. У японской одежды есть своя философия и понимание духовной, внутренней красоты. В японский стиль относится к фольклорному направлению.

В наши дни встретить японца или японку в национальном костюме достаточно сложно. Японская моды сделала громадный прыжок от традиционного костюма к современной одежде. Япония очень развитая страна в технологическом отношении и это сказывается на развитии модной индустрии. Испытание современных материалов, создание необычной одежды — во многом это заслуга японцев. А сочетание кимоно и современных технологий выглядит очень оригинально.

Большое влияние на современных японских дизайнеров оказывает уличная мода. Тенденции, которые появились в Европе еще в 60- х годах добрались и до Японии. В наши дни уличная мода перекочевывает на мировые подиумы, а дизайнеры порой вынуждены вносить изменения в свои коллекции под влиянием улицы. Самым известным городом, где сосредоточено большое количество модных молодежных направлений стал Токио, а его район Харадзюку — местом паломничества туристов в ожидании увидеть необычно одетых людей. Хотя, необычно — это еще слабо сказано. Если Вы не знакомы с , которая состоит из многих направлений, советую познакомиться. Вы будете удивлены, а возможно и шокированы. Европейским модникам до японских очень далеко.

В 2007 году Джон Гальяно представил публике коллекцию на японскую тему в стиле оригами. Это традиционное народное японское искусство складывания бумаги определенным образом. Для лучшего изучения которого Гальяно вместе со своей командой отправился в Японию. Их труды были не напрасны и коллекция получилась просто фантастическая!

В Японии открыто самое большое количество бутиков с необычной одеждой европейских, американских и японских дизайнеров. Поэтому сказать, что такое современный японский стиль очень сложно. Скорее это сочетание традиционной одежды с современными тенденциями. Европейские дизайнеры тоже довольно часто обращаются к японскому стилю.

Уже давно стала уникальным и неповторимым явлением и с каждым годом влияние и популярность её только растёт. От косплея до дизайнерских вещей Yohji Yamamoto — на улицах Токио и, в особенности, в самом модном районе столицы Харадзюку можно встретить кого угодно.

«Лиза» расскажет тебе про 10 уникальных стилей японской уличной моды, которые ты не увидишь больше нигде в мире.

Вряд ли Набоков мог предположить, что название его романа и образ героини найдет свою жизнь в мире моды, и не просто какой-то западной, а японской.

Стиль отличается женственностью и романтикой. Одежда в нежных пастельных тонах с множеством кружев, бантиков и рюш. Приветствуются аксессуары в виде шляпок, зонтиков, чулочков, туфелек на платформе и так далее. Девушки часто делают локоны и предпочитают макияж, делающих из похожими на фарфоровых кукол.

Стиль Лолита — один из самых популярных в Японии. Так как он появился ещё в 90-х под влиянием музыки (как и многие другие стили японской моды), то за 20 с лишним лет успел обрасти множеством подстилей помимо классических «сладких» Лолит. Готические Лолиты представляют собой смесь рококо и бароко, и предпочитают одежды темных цветов. Любительницы панка сочетают оборки и кружева с цепями и заклепками. Представительницы подстиля Wa вплетают в стиль Лолиты традиционные нотки в виде кимоно с иероглифами или бамбукового зонтика. Существуют такие подстили как Baby the Stars Shine Bright, Metamorphose, Angelic Pretty и все они имеют свои особенности.

Visual Kei — это «сплавленные» элемента эмо-стиля, готики, панка, но в японском варианте. Изначально стиль появился через влияние японской рок-музыки, но сейчас приверженцы этого стиля хотят, прежде всего, выделится и шокировать своим фриковатым видом.

Для этого они используют много кожаной одежды, жутких масок, ярких причёсок и мрачного макияжа, тату и пирсинг. Сочетание черного, красного и белых цветов; кожаные детали, металлические предметы и необычные аксессуары — это главные отличительные черты Visual Kei.

Стиль также часто совмещают со стимпанком (фантастический вариант Викторианской эпохи), поэтому часто разбавляют образ цилиндрами, корсетами, старомодными очками, моноклями, трубками и т.д.

Ко Гал

Слово «gal» означает «девушка, которая любит брендовую одежду», а «кo» происходит от японского слова «kodomo», что значит «ребёнок». Девушки, одетые в стиле Ко Гал, стараются выглядеть настолько молодо, насколько это возможно. Это те самые «кавайные школьницы», но только уже давно не в школьном возрасте.

Узнать их можно по всевозможным милым детским аксессуарам (заколочкам, бабочкам, рюшам), школьным формам со значительно укороченными юбками и высоким гетрам, которые даже приклеивают к икрам специальным средством. Видов школьных форм в Японии бессметное количество, но наиболее популярные: Sailor fuku (белая блузка, синяя юбка, шейный платок и высокие носки) и Sailor dress («морская» форма, состоящая из темно-синей юбки и белой блузки с особого стиля воротником, так что общая картина напоминает матроску. На груди носят либо короткий галстук, либо бант. Высокие носки белого либо темно-синего цвета).

Ко Гал девушек часто можно увидеть с обесцвеченными волосами, искусственным загаром и телефонами-ракушками со жменей висюлек на них. Они много времени проводят на сайтах знакомств и в районе Харадзюуку и Шибуя, где находятся самые брендовые магазины в Токио.

Также существует подстиль Hime Gal (hime — «принцесса»), основной особенностью которого является ношение вычурных ярко-розовых вещей самых дорогих марок.

Это стиль, пик которого прошёл ещё в 90-е, и сейчас можно встретить лишь немногочисленных его приверженцев. Главными вестниками гангуро были уже немолодые барышни, отчаянно желающие вернуть себе бурную юность и придать мега-экзотический вид.

Можно перевести как «чёрное лицо» и отличается стиль тем, что его адепты без ума от загара. И не просто нескольких сеансов в spa-салоне, а самого экстремального загара в солярии с последующим тонированием лица в ещё более тёмный оттенок.

Кроме загара, стиль отличается мини-юбками, обувью на огромной платформе, высветленными или разноцветными волосами и ядрёным макияжем с белой или чёрной подводкой.

Сукебан

Стиль, который тоже уже пережил свою популярность, но до сих пор влияет на моду. В особенности, на более прогрессивных независимых девушек современной Японии. Дело в том, что в переводе с японского «suke » - это женщина, а «ban » значит «босс». Раньше Сукебан называли женские банды, которые грабили и нападали на людей. Впервые эти группировки появились в 1960-х, как женская альтернатива бандам, известным под названием «Банчо », в которые объединялись местные хулиганы, мечтающие стать якудза (японская мафия).

Все формирования Сукебан различались по количеству участниц, а самой многочисленной была группировка Женский Делинквентный Альянс Канто — 20 000 барышень. Враждующие группировки, как это принято, часто сталкивались друг с другом в уличных драках и боях. Кроме того, все объединения Сукебан имели строгие правила, за невыполнение которых наказывали «по понятиям».

Девушки Сукебан часто ездили на байках, так что в этом стиле есть немало элементов движения байкеров.

Стиль одежды Сукебан двух основных видов: первый — верх от формы моряка, а низ — плиссированная юбка длинной по щиколотку, а второй — кожаные куртки с заклепками, массивные ботинки на платформе и короткие шорты.

В современном уличном стиле Токио Сукебан приобрел обновленные варианты:


Такенокозоку

Стиль Такенокозоку появился ещё в 1960-1970 гг. и быстро стал популярен среди модной молодёжи Харадзюку. Такенокозоку стал настолько распространён, что даже появился магазин (а теперь сеть магазинов) «Такеноко», в котором продаётся одежда только этого стиля.

Представители Такенокозоку-стиля часто собирались компаниями и устраивали уличные «джэмы» и танцевальные баттлы под популярную музыку того времени.

Главные черты Такенокозоку — аксессуары неоновых оттенков, состоящие из бисера и бантиков, а также свистки, которые представители субкультуры всегда носят с собой.

Босозоку и Янки

Банды мотоциклистов, известные как «Кланы Скорости» или » были популярны в Японии в ранние 1960-е. В 1970-е начали появляться и женские формирования поклонниц крутых мотоциклов, упомянутые выше «Сукебан» . Чуть позже банды создали свою субкультуру под названием «Янки» , в которой объединились элементы стилей мужского Босозоку и женского Сукебан.

Для стиля Янки характерны сараши - белая материя, которую оборачивают вокруг груди, халат, похожий на плащ и маску. Чуть позже сложную одежду заменили на более современные кожаные куртки, «косухи», кожаные штаны, ботинки с острыми носками и заклёпками, а также высокие причёски с начёсом. И, конечно, нигде без скутеров и мотоциклов Янки не появляются.

Этот стиль появился после статьи журнала «FRUiTS» 1997 года, в котором известная модель Аки Кобаяси рассказала и показала свой индивидуальный стиль. После этого девушки по всей Японии стали одеваться как можно более уникально и оригинально. Декора не имеет чётких канонов, ведь вся задумка именно в уникальности, но образ должен быть максимально кричащим и эпатажным.

Обычно девушки надевают на себя огромное количество самой яркой бижутерии, заколок, заклёпок, цепочек, выбирают яркие неоновые цвета одежды, выкрашивают волосы во все цвета радуги, привязывают к себе мягкие игрушки и всячески «обвешивают» себя декором.

В 2004 году стиль Кигуруми стал настоящим феноменом и до сих пор не сбавляет темпов, в особенности, во время всевозможных празднеств. Девушки, которые проводили своё время в районах Шибуя, болтаясь без дела, нуждались в комфортной одежде, и поэтому их выбор пал на дешёвый спортивный костюм с капюшоном в виде животных, который они покупали в магазинах «Всё для вечеринок».

Если начиналось всё с костюмов Винни-Пуха и Пикачу, то сейчас вы сможете найти костюм любого животного, аниме-персонажа или детской игрушки. Кроме самих костюмов существуют серёжки, сумки, очки и прочие аксессуары в виде животных. Кигуруми также набирают популярность в западном мире: его активно заказывают по интернету как пижаму или удобную домашнюю одежду.

FRUITS (стиль Харадзюку)

Мекка японской моды — район (или «город» как именуют их в Токио) Харадзюку всегда был главным обиталищем всех передовых модников столицы и всей страны. Прежде всего район стал известен, благодаря своему субкультурному течению Харадзюку гарудзу («девушки Харадзюку»). Для этого течения характерны кричащие костюмы, обилие украшений и сочетание несочетаемого. В костюме могут объединяться сразу несколько стилей: от готики и киберпанка до неоновых клубных одежд.

Особенное влияние на субкультуру оказал журнал, который стал выпускать фотограф Сёити Аоки, печатая фотографии модной молодёжи Харадзюку. Аоки провозгласил главной идеей субкультуры FRUITS — отказ от шаблонов внешнего вида и абсолютная свобода в том, как ты одеваешься и проявляешь себя через внешний вид. Поэтому нет ничего странного если кто-то в один день появится в милитаре стиле, а на следующей — в кигуруми Пикачу, ведь настоящий стиль — это проявление своей индивидуальности без оглядки на кого-либо.







Смотреть галерею

Конечно, отдельно нужно выделить косплей (переодевание в костюмы известных персонажей и изготовление таких костюмов), но это не просто мода или даже субкультура — это и образ жизни, и хобби, и деятельность, и творчество, и просто очень масштабное явление в Японии и во всём мире.

Японская уличная мода приобретает всё большую популярность. Сейчас на улицах Токио можно встреть ребят, одетых в моднейшие дизайнерские вещи, с европейскими модными луками, трендовые вещи популярных брендов, совмещение разных стилей — но их всех отличает уникальность и индивидуальность стиля. Tokyo street fashion тяжело загнать в какие-то каноны — уж слишком эта мода разнообразна — но, тем ни менее, не узнать её просто невозможно.








В сезоне весна-лето 2013 особенно заметна тяга к этническим принтам, элементам национальных костюмов или даже к какому-то определённому народному стилю, в том числе и японскому. Видимо всё это неспроста. Ведь человек всегда стремится к живой природе, к естественности и простоте. А где возможно найти всё это, как ни в народном стиле. Интерес к Востоку в моде возникал уже не раз. Хотя, разве только мода Востока привлекала внимание европейцев, а восточная кулинария, восточная философия, восточные единоборства?…



И так, снова обращаемся к Востоку…


Япония стала в новом сезоне одним из ключевых трендов. Атлас, топы, вышивки, напоминающие роспись на фарфоровых вазах, аппликации цветов, жакеты в виде кимоно, расшитые нежными веточками цветов, брючные костюмы, как у дэюдоистов, сандалии на высокой платформе. И всё это мы видим в коллекциях модельеров Prada, Dries Van Noten, Etro, Emilio Pucci, J. W. Anderson, Haider Ackermann, Cacharel, Mulberri, Chlo? и многих других известных брендов.



Японский стиль – это мягкие кимоно, плоскостной крой без вытачек, блестящий атлас или шёлк, нежные цветы, вышитые драконы. Основа японского гардероба – запашная туникообразная одежда типа халата. Нижняя одежда такого типа называется дзюбан, а поверх дзюбана надевается кимоно.


Платья в японском стиле



Кимоно – просторная запашная одежда с длинными широкими рукавами. Чтобы сшить кимоно, когда-то уходило до 9 метров ткани. Рукава имели вид мешков. Их часто использовали вместо карманов, так как в японской народном костюме карманы отсутствуют. Рукава кимоно имели разную длину.



Каждая современная японка обязательно имеет в своем гардеробе традиционное шелковое кимоно, расшитое драконами или цветами. Кимоно – национальная одежда японцев, и оно достаточно дорого стоит. Поверх кимоно надевается длинный широкий пояс «оби», который завязывается на спине огромным бантом. Пояс имеет ширину до 20см. Но если карманов у кимоно нет, где же хранить необходимые мелочи, которые могут понадобиться женщине? Всё очень просто – японки хранят их либо в складках , либо в подгибе широких рукавов. Кимоно настолько почитаемая одежда, что на свадьбу японки надевают их до 12 одновременно, причём необыкновенно красивых. Как?! Кимоно надевают одно поверх другого, отворачивая полы каждого так, чтобы можно было увидеть все предыдущие слои.



Обувь – гэта – деревянные башмачки, напоминающие скамеечку, высотой 10см. Гэта надевались на белые носочки – таби с отдельно-выделенным напальчником для большого пальца стопы.


Такие элементы одежды, как кимоно, туфли с тесёмками на толстой пробковой или верёвочной подошве, застёжки в виде петель «восмёрок», орнаменты в виде иероглифов, вышивки птиц, драконов и экзотических растений – всё это украшает одежду японок.


При всём разнообразии принта в виде абстрактных узоров или растительного и животного мира, а также цветового решения в одежде японского стиля можно увидеть сочетание силы, мужества и в то же время хрупкости, нежности, женственности и устремлённости в будущее… Японцы преданны своим традициям, и в них они черпают свою силу.



Именно в Японии отношение к окружающему пейзажу такое поэтическое. Природу японцы рассматривают как часть единой космологической картины мира, в котором всё взаимосвязано и упорядоченно.



Выбирая тот или иной мотив, японцы стремятся не только воспроизвести визуальную достоверность (пион, хризантема, ирис или сосна, кипарис и т.д.), но и определить связь этого изображения с чем-то ещё более значительным. Опадающие цветы вишни напоминают японцам о недолговечности и изменчивости человеческой жизни, цветущие хризантемы - о долголетии, пион – символ знатности и благородства. Сочетания цветов в одежде имеют поэтические названия: синий с зелёным – «колокольчик», белый с фиолетовым – «слива», белый с розовым – «пион», розовый с зелёным – «персик».



Некоторые цветы и животные символизируют времена года: цветы сливы в снегу - зима; цветы камелии, сакуры или дерево ивы - весна; пион, лотос, кукушка - лето; хризантема, красные листья клёна, олень - осень. Японцы придавали изображениям на одежде большое значение и носили их в соответствии с сезоном.


Самые излюбленные мотивы - птицы, цветы, насекомые, животные. В орнаментах есть и гербы (мондокоро) и каллиграфически написанные стихи. Все мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл. Например, журавль - символ процветания, удачи; птицы, бабочки, особенно сидящие на цветах – любовные чувства, страдания; редька - символ силы и мощи; лотос - целомудрие; апельсин - продолжение рода; вишня (сакура) - нежность; бамбук - стойкость и мужество; уточка на скале под деревом -супружеское счастья и верность.



Один из самых любимых цветов японцев – хризантема, с шестью лепестками, расправленными в виде круга, олицетворяла императорскую власть, солнце, озаряющее Страну Восходящего Солнца


Хризантемы часто использовались на тканях для кимоно.


Весна-лето 2013, коллекция Kenzo


Большой вклад в распространение японского стиля в одежде внёс знаменитый модельер Кензо.


Япония – это конечно не только кимоно, цветы и вышитые драконы – это прежде всего умение наблюдать и созерцать, сливаться с природой, окружающим миром и космосом. Для японцев всегда были и есть актуальны идеи, связанные с поисками абсолютной истины. Быт японцев прост, но он окружён красивыми мелочами. Но это на первый взгляд мелочи. Для японцев имеют огромное значение шёлковый свиток с пейзажем в сочетании с икэбаной в токонаме («ниша красоты»), которая имеется в каждом доме, керамика, циновки, различные изделия прикладного искусства и многое другое. Всё это и поражает воображение европейцев и восхищает. Порой туристы приезжают посмотреть не на цветущую сакуру или красоту камней, а на то, как японцы созерцают эту красоту.


Этой естественной красотой, так тесно связанной с окружающим миром, воспользовались в своих лучших дизайнерских работах модельеры известных брендов. Скорее всего, и наше внимание привлекут сложные пастельные тона и брючные костюмы из хлопка J. W. Anderson, жакеты Cacharel с японским растительным узором, ветки цветущей сакуры Mulberri, жакеты с мягкими широкими поясами (оби) Haider Ackermann, короткие шёлковые кимоно Pucci, японские принты и вышивки Etro. Простота и естественность японского стиля позволяет составлять бесконечные вариации, воспевает жизнерадостность в гармоничном сочетании красок и орнаментов.