Двигательная активность ребенка. Двигательная активность детей

Физическое развитие ребенка — важная функция ДОУ. Сегодня речь в программе ДОУ уже не о физкультуре, как таковой, о физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активности, физических качеств дошкольников, знание своего тела, его функций, назначения его основных частей, возможностей организма, развиваться в рамках индивидуальных возможностей, собственного потенциала.

Важным педагогическим условием, которое обуславливает активность детей и оптимизирует двигательный режим в дошкольном учреждении и дома, является развитие их интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Развитие интереса к движениям

Подбор интересных и доступных физических упражнений, использование имитационных и игровых заданий способствует , которые он изучает. Дошкольники с удовольствием прыгают как «зайчики»; выполняют ходьбу четким шагом, как «физкультурники на параде»; идут по бревну, как «туристы по мостику через ручеек».

Ребенку свойственна потребность в движениях. В раннем возрасте она происходит в связи с предметной деятельностью, позже реализуется в разнообразных играх, выполнении физических упражнений и посильному труду.

Учитывая утомляемость малышей от однообразных движений, и то, что они еще не умеют целесообразно регулировать свою деятельность, необходимо наблюдать за изменением движений в чередовании с кратковременным отдыхом.

Развитие у детей дошкольного возраста интереса к движениям способствуют имитационные и игровые задания, сюжетные , беседы о физкультуре и спорте, экскурсии на стадион, просмотр тематических диафильмов и кинофильмов о большом спорте и известных спортсменах, спортивные праздники и олимпиады в учебных заведениях и тому подобное.

Музыкальное сопровождение движений у детей

Учитывая то, что эмоции являются стержнем развития ребенка, родителям необходимо заботиться о постоянный позитивный настрой воспитанников на , во время использования различных форм и методов обучения детей движений дома.

Решать эту задачу позволяет музыкальное сопровождение движений детей, приобщение элементов танцевальных упражнений, а также упражнений из восточных оздоровительных систем; использование мимических и пантомимичных движений, организация и проведение нестандартных физкультурных занятий и тому подобное.

Замечательный эффект дает использование в дошкольном учебном заведении и дома сюжетных комплексов во время утренней гимнастики, проведение физкультурных занятий в виде пешеходных переходов до парка, леса, реки с использованием природного материала.

Двигательная активность детей время прогулок

Детям дошкольного возраста нравится фигурное шествие. С него можно начинать физкультурные занятия на прогулке, пешие походы. Маршировка прекрасно организовывает и объединяет детей, развивает чувство ритма, формирует интерес к движениям, активизирует не только двигательную сферу, но и физиологическую систему.

Маршировка привлекает детей необычностью движений и навыков во время ходьбы, оригинальностью поворотов, строений и перестраиваний, особенно, когда его проводят под музыку.

Одним из путей формирования у детей интереса к физическим упражнениям и физкультурных навыкам являются прогулки, экскурсии на стадион, наблюдения за тренировками спортсменов, посещение спортивных площадок школы и плавательного бассейна. Интересные беседы с детьми о том, что они видели, встречи в детском саду со спортсменами и тренерами обогатят воспитанников знаниями о важности и роль физкультуры и спорта в развитии человека, укреплении его здоровья.

Диафильмы и кинофильмы о большом спорте и знаменитых спортсменах, о закаленных людях, живущих на севере, посещение спортивных соревнований на стадионе, проведение физкультурных праздников в учреждениях образования, участие детей в массовых мероприятиях на стадионе, рассматривание картин на спортивную тематику способствуют повышению интереса к физкультурным мероприятиям, развитию соответствующих навыков.

Формирование физических навыков на природе

Занятия на лоне природы для растущего организма, приобретают особую ценность, поскольку способствуют не только воспитанию интереса к движениям, но и повышают работоспособность, снижают уровень детской заболеваемости.

Широкое использование природных факторов: рельефа местности (подъемы, спуски, перепрыгивание через рытвины и т. п) учит детей преодолевать естественные препятствия, способствует формированию прочных двигательных навыков, развивает физические качества, воспитывает нравственно-волевые черты характера.

Периодическое проведение указанных мероприятий делает физкультуру не только полезной, но и приятной, веселой, раскрепощенной, музыкальной. Положительные эмоции, запахи природного материала вызывают у детей огромную радость, обостряют ощущения, будят мысль, активизируют двигательные действия, способствуют развитию физических навыков. Занятия в природе максимально влияют на интересы детей и является эффективной частью двигательного режима.

Формы и методы развития двигательных навыков у детей

Развитие у детей интереса к выполнению движений свидетельствует, что использование разнообразных форм работы, методов и приемов, средств, разнообразных движений и навыков, применение оптимальных способов их выполнения, мотивация двигательной деятельности дошкольников, повышают их заинтересованность физкультурными занятиями, утренней гимнастикой, подвижными играми и играми и упражнениями спортивного характера.

В ходе выполнения движений активизируется желание делать их быстро, качественно, ловко, как настоящие спортсмены. При совершенствовании основных движений и нвыков в играх значительный эффект дает метод соревнования. Применение этого метода вызывает у малышей большой позитивный отклик: радость, удовольствие, смех, крик.

Эмоциональный подъем, по мнению Л. Гримака, «включает мышцы и пробуждает мозг».

Обеспечение двигательной деятельности детей в течение дня, определение объема двигательного режима свидетельствуют о том, что вся проделанная работа по развитию интереса у детей к систематическим занятиям физическими упражнениями в конечном итоге обеспечивает достаточную двигательную активность дошкольников, которая является залогом нормального роста ребенка.

Роль подвижных игр в развитии двигательных навыков

Существенное значение для создания полноценного двигательного режима имеют подвижные игры, организуются воспитателем, и разнообразные самостоятельные игры, а также упражнения и игры спортивного характера, которые выполняются детьми во время прогулок.

Повышение двигательной активности во время игр способствует и общения детей. Игры, в которых они принимают участие подгруппой, более длительные и подвижные, чем индивидуальные игры.

В основном это игры средней подвижности, которые были ранее разучены с детьми. В это время можно также предложить отдельным детям тренировки с мячом, попрыгать со скакалкой (старшие дети). Следует поощрять тех детей, которые проявляют самостоятельность, по собственной инициативе повторить упражнения, которые им нравятся.

Со старшими детьми следует чаще проводить игры спортивного характера и эстафеты.

Необходимо целесообразно распределять двигательную активность детей в течение пребывания их в дошкольном учреждении. Особого внимания требует вторая половина дня, когда часто проводятся малоподвижные и спокойные виды деятельности у дошкольников. Следует наблюдать за состоянием самочувствия детей, осуществляя индивидуальное руководство их деятельностью.

Индивидуальные занятия по развитию двигательных навыков

Индивидуальная работа должна также направляться на активизацию малоподвижных детей, улучшение физической и двигательной подготовленности более слабых дошкольников.

Воспитатель одним из них предоставляет помощь в выполнении упражнений, а другим напоминает, как их делать, подбадривает и оценивает двигательные действия. Некоторым детям предлагает отдохнуть, предупреждая их усталость и слишком большой перегрев от двигательной деятельности.

Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в Пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от, локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве)\и предназначенными для исследования окружающего мира.

В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на движениях Рук и ног учится видеть по-человечески глаз. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Большая импульсивная активность рук ребенка наблюдается Уже в первые недели его жизни. Эта активность включает размахивание руками, хватание, движения кисти. В 3-4 месяца ребенок начинает тянуться рукой за предметами, сидит с поддержкой. В 5 месяцев он уже захватывает неподвижные предметы рукой. " 6 месяцев ребенок сидит на стуле с поддержкой и может хватать движущиеся, качающиеся предметы. В 7 месяцев он сидит без поддержки, а в 8 садится без посторонней помощи. В возрасте около 9 месяцев младенец стоит с поддержкой, ползает на животе, а в 10 сидит с поддержкой и ползает, опираясь на руки и колени. В 11 месяцев ребенок уже стоит без поддержки, в 12-ходит, держась за руку взрослого, а в 13-ходит самостоятельно. Таков поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка. Заметим, что при специальном обучении дети могут овладевать соответствующими двигательными навыками гораздо раньше, чем обычно.

Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково. После семи месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, т. е. приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, т. е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.


Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы, которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором-третьем месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в пространстве, т. е. прогнозировать их движение.

Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту. Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм, связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования и исследования окружающего мира были челюсти.

Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукой предметы, которые она встречает на пути своего естественного следования. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми образом зрительно воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом возрасте ребенок, по-видимому, уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желательный результат. Здесь мы, вероятно, имеем дело с началом формирования произвольных движений, и все это относится к первому полугодию жизни.

На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания (викарное научение). Ранее сформировавшиеся движения глаз играют ориентировочно-исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным источником познания ребенком окружающей действительности.

К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая средством направления внимания взрослого человека и управления его поведением с целью удовлетворения актуальных" потребностей ребенка. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на помощь взрослого.

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, т. е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение, по-видимому, является чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя новорожденные в состоянии следить глазами за движущиеся объектами, однако вплоть до 2-4-месячного возраста их зрение является относительно слабым.

Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем-четвертом месяцах - формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2-3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Это называется комплексом оживления. Было бы неправильно "связывать возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые с рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери. Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психологического развития ребенка.

Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращениематери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.

Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это - замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым.

К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14- 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, т. е, отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту Звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3-4-месячного возраста ребенок, по-видимому в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в Долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т. е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни Узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

А.В.Запорожец, известный отечественный исследователь деткой психологии, описал процесс познавательного развития младенца следующим образом. Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

При изучении зрительного восприятия детей установлено, что стимулы, близко расположенные друг к другу в пространстве, объединяются ими в комплексы гораздо чаще, чем удаленные друг от друга. Это порождает типичные ошибки, которые совершают дети младенческого возраста. Ребенок может, например, схватить башню из кубиков за самый верхний кубик и очень удивиться, обнаружив, что только один кубик, а не вся башня в целом, оказался у него в руке. Ребенок этого возраста может также делать многочисленные,и усердные попытки «взять» цветок с платья матери, не понимая.того, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Замечено, что при восприятии предметов дети вначале ориентируются на их форму, а затем на их величину и только позднее- на цвет. Последнее происходит в возрасте около 2 лет.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность. Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младенцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в том числе по изображениям.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища. Выраженность этой способности от первого полугодия жизни к полутора годам постепенно возрастает. К концуэтого срока время сохранения образа в памяти после того, как предмет был впервые увиден и спрятан, увеличивается до 10 сек.

Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года жизни, Ж. Пиаже выстроил следующую последовательность его стадий:

1. Стадия развития структур взаимодействия ребенка с неживыми предметами. Он включает в себя:

А. Стадию операционной консолидации (I-4 месяца). Ребенок при помощи простых движений глаз или рук пытается восстановить перцептивную или эмоциональную ситуацию, которая для него представляет интерес в познавательном или в эмоциональном плане. В каждом таком случае ребенок своими движениями стремится восстановить прежние ощущения (например, движение глаз в сторону привлекательного объекта или движение руки ко рту).

Б. Стадию операционной координации (4-8 месяцев). Пример:

движение чашки весов, увидев которое ребенок затем старается воспроизвести. Вообще, заметив интересное движение чего-либо, младенец почти моментально схватывает его, воспроизводит, наблюдая с большим любопытством за реакцией. В данном случае помимо движения, произведенного самим ребенком, возникает реакция слежения за этим движением.

В. Бифокальная координация (8-12 месяцев). Произвольное повторение одного и того же движения с разными частями объекта (нажатие левой чаши весов после того, как произведено движение правой). Если перед 4-8-месячным ребенком поставить барьер на пути следования к привлекательной для него цели, то ребенок не предпримет никаких попыток его устранить. 8-12-месячный ребенок убирает барьер довольно легко. Это значит, что он усматривает связь между двумя объектами: барьером и целью, предвидит результат действия с первым из объектов - барьером - как средство достижения второго - цели.

Г. Типичный пример - опыты В. Келера с использованием орудий. Здесь проявляется способность совершать движения с объектами - средствами (орудиями) в любую сторону, независимо от тех ручных движений, которые необходимы для непосредственного достижения цели.

Аналогичные подстадии можно выделить в развитии движений органа зрения, а также движений, связанных с едой и питьем, социальным взаимодействием и речью. Параллельно у детей формируются структуры, относящиеся к взаимодействию с людьми, особенно способы невербального общения ребенка со взрослым, который ухаживает за ним. Выделим аналогичные стадии в этом процессе.

2.Стадии развития структур взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Они содержат:

А. Операционную консолидацию (1-4 месяца). К концу этой стадии ребенок замечает отклонения от привычного для него поведения матери и предпринимает усилия, направленные на то, чтобы вызвать с ее стороны привычную реакцию. Если это не получается то ребенок отворачивается и начинает заниматься чем-то другим. Данное поведение свидетельствует о том, что у ребенка начали складываться первичные намерения.

Б. Операционная координация (4-8 месяцев). Ребенок совершает намеренные действия для того, чтобы с их помощью привлечь внимание матери или другого взрослого человека (тянет мать за волосы, трясет игрушкой, протягивает руки к матери и т. п.). Те действия, которые вначале преследовали определенную цель, теперь начинают играть роль сигналов, стимулов, преднамеренно вводимых в процесс общения и направленных на другого человека.

В. Бифокальная операционная координация (8-12 месяцев). Здесь структуры взаимодействия с неживыми объектами координируются со структурами взаимодействия с людьми (игра с матерью в какие-либо игрушки). Внимание ребенка одновременно сосредоточивается и на человеке, и на неживом объекте (игрушке) .

Г. Усовершенствованная координация (12-18 месяцев). На этой стадии появляется имитация ребенком движений и действий, совершаемых другими людьми, ведется активный поиск интересных объектов с целью продемонстрировать их другому человеку.

Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивной схемы. Схема-это главная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя наиболее информативные, существенные для субъекта признаки. Когнитивная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Старшие дети формируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, как посмотрят на них в течение нескольких секунд. Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов.

К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта. Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.

МБОУ «СОШ им. А.Джанибекова с. Растопуловка»

«Развитие познавательной и физической

активности»

Инструктор физического воспитания: Айтмухамедова Руфия Файдрахмановна.

Жизнь- это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Основные движения, которые активно развивает педагог на занятиях по физической культуре, гармонизируют физическое состояние детей, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.

Все процессы внутреннего мира ребёнка (удовольствие, удивление, сосредоточение и т.д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребёнка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Сегодня концепция дошкольного воспитания направлена
на развитие личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сфере.
В этой связи актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования предметно-развивающей среды и развития детей дошкольного возраста на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым.

Заботясь о физической нагрузке детей-дошкольников, педагог не должен забывать о любознательности и пытливости в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступать к физическим упражнениям, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения какой-либо задачи.

А где может проявляться естественная активность ребенка? Конечно же, в самом естественном его виде деятельности – в игре (досуге, развлечении). Игры, развлечения, досуги являются одной из форм активного отдыха, это также и одна из форм работы по развитию двигательного творчества дошкольников.

Играя с детьми, вы можете кроме традиционных задач физического воспитания: оздоровительных, образовательных, развивающих, воспитательных – по ходу решать и сопутствующие общеразвивающие, решение которых сделает наших детей умнее, человечнее, разностороннее. Вот лишь некоторые из них:

  1. Формирование посредством движений пространственных, временных и энергетических представлений: длинный – короткий, тонкий – толстый, медленный – быстрый, сильный – слабый и т. д.
  1. Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств, фактуры предметов по типу: тяжелый – легкий, гладкий – шершавый, плотный – пористый, мягкий – твердый, мокрый – сухой и т. д.
  1. Ознакомление с назначением различных типов предметов и формирование на этой основе элементов «орудийной» логики (для чего и как применяется тот или иной предмет).
  1. Расширение и активизация словарного запаса детей: ловить, бросать, катать, набивать, футболить, висеть, забрасывать, лазать, спрыгивать, опускаться.
  1. Развитие посредством двигательных заданий, игр и эстафет математических представлений, а также психических процессов: логики, памяти, внимания, наблюдательности.

Играя, ребенок вживается в образ, знакомится с многообразием действительности, сознательно или бессознательно усваивает привычки, манеру поведения, отношение к окружающему миру.

Не замечая того, ребенок в игре учится оздоравливаться, развивает физические качества, воспитывается, узнает много нового.

Для успешного проведения познавательно-оздоровительных игр-досугов у детей должен быть накоплен определенный двигательный опыт. Поэтому такие досуги целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель познавательного физкультурного занятия – это формирование у детей потребность в здоровом образе жизни и в самостоятельной двигательной деятельности.
Задачи познавательного физкультурного занятия:
1. формировать интерес к физическим упражнениям;
2. воспитывать желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
3. обогащать детей знаниями о роли двигательной активности в жизни человека;
4. способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью;
5. формировать уважительное отношение к культуре Родного края, с помощью подвижных игр народов.

Познавательное развитие в сочетании с двигательной активностью помогает детям легче овладеть знаниями, приобщает их к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям. А подвижная игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического и физического воспитания. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальный колорит обычаев, представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью. Умение проявлять смекалку, выдержку, волю.

Радость движения легко и непринужденно сочетается с познавательным развитием. У дошкольников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре народов России, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
В ходе познавательного физкультурного занятия создаются условия для формирования интереса к физическим упражнениям, чтобы каждый ребенок на занятии стремился раскрыть свои возможности. Дети, понимая пользу физических упражнений для организма, иначе реагируют на предложение выполнить то или иное упражнение (стараются выполнить упражнение правильно, внимательно слушают объяснения и задают вопросы если что – то не понятно). У детей усиливается интерес и мотивация к занятиям по физической культуре.
Познавательные физкультурные занятия – это форма работы с детьми, которая направлена на формирование знаний о пользе занятий физической культурой, воспитание потребности к самостоятельной двигательной деятельности.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бондаренко Елизавета Владимировна. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: Ставрополь, 2002 240 c. РГБ ОД, 61:03-19/64-5

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования влияния двигательной активности на психомоторное и познавательное развитие человека.

1.1. Проблема оптимизации двигательной активности и развития подрастающего поколения. 17

1.1.1.Двигательная активность как биологическая потребность организма. 19

1.1.2.Медико-гигиенические аспекты оптимизации двигательной активности 23

1.1.3.Влияние современного образовательного процесса на состояние здоровья и развитие учащихся 28

1.1.4.Валео-психологические возможности сохранения и совершенствования целостного психического и физического здоровья человека 32

1.1.5. Физическое воспитание и спорт как факторы, влияющие на физическое и психическое здоровье и развитие человека 36

І.І.б.Нормирование двигательной активности учащихся в условиях современного образовательного процесса школы 39

1.2. Изучение влияния различных форм двигательной активности и занятий спортом на психомоторное и познавательное развитие человека. 50

1.2.1. Взаимосвязь психомоторного и интеллектуального в гармоническом развитии учащихся 50

1.2.2. Развитие психомоторных способностей школьников, занимающихся и не занимающихся спортом 58

1.2.3.Исследование влияния двигательной активности на познавательное развитие детей разного возраста 66

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников.

2.1. Организация и методы экспериментального исследования.

2.1.1 .Организация психолого-педагогического эксперимента 75

2.1.2.Методики изучения психомоторных способностей 79

2.1.3.Методики изучения познавательных способностей 85

2.1 АМетоды изучения двигательной активности учащихся 89

2.2. Исследование влияния двигательной активности на развитие психомоторных способностей учащихся разного возраста и специализации.

2.2.1. Анализ результатов констатирующей диагностики уровня развития психомоторных способностей учащихся на первом этапе психолого-педагогического эксперимента 97

2.2.2. Динамика развития психомоторных способностей учащихся основных возрастных групп за период годового естественного эксперимента. .. 105

2.2.3.Динамика развития психомоторных способностей учащихся в течение учебного года 113

2.2.4. Динамика развития психомоторных способностей учащихся в период летних каникул 119

2.3. Исследование влияния двигательной активности на развитие познавательных способностей учащихся разного возраста и специализации.

2.3.1. Анализ результатов констатирующей диагностики уровня развития познавательных способностей учащихся на первом этапе психолого-педагогического эксперимента 126

2.3.2.Динамика развития познавательных способностей учащихся основных возрастных групп за период годового естественного эксперимента... 133

2.3.3.Динамика развития познавательных способностей учащихся в течение учебного года 146

2.3.4 .Динамика развития познавательных способностей учащихся в период летних каникул 152

2.4. Анализ результатов изучения объема и интенсивности двигательной активности учащихся классов разной специализации 162

2.5. Исследование корреляционной зависимости между показателями двигательной активности и уровнем развития психомоторных и познавательных способностей учащихся 171

Заключение 185

Литература 189

Приложение

Введение к работе

Одной из особенностей современного общества является затянувшееся реформирование его общественно-производственной сферы, которое глубоко и не всегда позитивно меняет весь образ жизни, труда и быта человека, особенно учащейся молодежи.

Усложнение школьных программ обучения привело к существенному ограничению двигательной активности учащихся, к снижению уровня их здоровья, работоспособности и росту заболеваемости. Одной из доминирующих в современных исследованиях как отечественных (Лебедева Н.Т., Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н., Филин В.П., Куинджи Н.Н., Сухарев А.Г., Антропова М.В., Бондаревский Е.Я., Тертычный А.В., Кадетова А.В., Скребец В.А. и др.), так и зарубежных специалистов, остается проблема гипокинезии учащейся молодежи.

Современная учебная деятельность характеризуется ростом объема информации, с одной стороны, и, при этом, низким уровнем двигательной активности, однообразием рабочей позы. В связи с этим многими учеными и практиками принимаются попытки решения вопроса о том, что необходимо сбалансировать повышенные нагрузки в умственной деятельности и оптимальную двигательную активность.

В современных условиях развития общества внимание ученых обращено на поиск наиболее оптимальных доз двигательной активности. Выявление лишь верхней и нижней границ двигательной активности не является достаточным для большинства групп населения, тем более для занимающихся какой-либо спортивной деятельностью. Нижняя граница -«минимум» - позволяет только компенсировать силы, затраченные в жизнедеятельности. Верхняя граница - «максимум» - ведет к перенапряжению и повышению утомляемости организма. Важно определить «оптимальную» дозу двигательной активности, которая компенсировала бы

силы, затраченные человеком в жизнедеятельности и способствовала бы дальнейшему совершенствованию личности (173).

Интерес к проблеме влияния различных видов двигательной и физической активности на психическое развитие человека возник давно, отражая стремление ученых к целостному познанию человека в единстве его физического и умственного развития. Основы научных теоретических и практических исследований в этой области проблемы были заложены в трудах таких основоположников отечественной науки, как И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев и др.

И.М. Сеченов впервые связал двигательные функции с функциями высших отделов центральной нервной системы. Он отмечал, что "...Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению". (147,102).

Своими психологическими исследованиями П.Ф. Лесгафт доказал, что в процессе овладения физическими упражнениями ребенок учится не только управлять своими движениями, основываясь на мышечных ощущениях, но также учится анализировать свои впечатления и ощущения, сравнивать их и объединять в единые представления и понятия (97). Физическое и психическое развитие человека неразрывно связаны между собой в едином процессе развития личности, начиная с рождения и внутриутробного развития ребенка. В свою очередь гармония физических и психических качеств достигается достаточной двигательной активностью, свойственной здоровым, физически развитым детям.

В современных психолого-педагогических исследованиях также отмечается, что подбор и применение упражнений, сопровождающихся разнообразием и повышенной двигательной активностью, обеспечивает единство умственного и физического развития ребенка (27). Имеются данные, что эффективность этих процессов повышается в случае

одновременного выполнения специально подобранных упражнений и решения ряда интеллектуальных задач (Валлон А., Голощекина М.П., Агеевец В.У., Выдрин В.М., Карпов Ю.В., Венгер Л.А. и др.).

В зарубежных исследованиях также* изучалось влияние различных программ физического воспитания на психическое развитие дошкольников и младших школьников (Klanderman J., Turner Е., Eason Е., David R., Hirst С,

ц Fischer Т., Lipton E., Schlungs M. и др.).

Следует отметить, что большинство из вышеперечисленных работ посвящены изучению самой возможности влияния различных форм физического воспитания и организованной двигательной активности на психическое развитие ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте, поиску целенаправленных методов, средств и различных приемов такого влияния. Кроме этого, основной акцент традиционно ставится на рассмотрение положительного воздействия двигательной и физической активности на развитие ребенка, не учитывая того фактора, что повышенные или чрезмерные физические и двигательные нагрузки также играют отрицательную роль в гармоничном психическом и физическом развитии ребенка. Еще менее изученной является проблема оптимизации двигательной активности в условиях современного образовательного процесса, в том числе в школе, где учащиеся уже находятся в различных режимах двигательных нагрузок, например, в общеобразовательной школе со специализированными

# спортивными классами.

Недостаточный учет психологических знаний по организации образовательного процесса и физической деятельности школьников, пренебрежение валеопсихологическими принципами физического воспитания, недооценка роли и значения двигательной активности наносит серьезный ущерб физическому и психическому развитию ребенка, приводит к неправильному пониманию целей и задач образования и воспитания подрастающего поколения.

Необходимость оптимизации содержания, форм и методов образовательного процесса и физического воспитания школьников, занимающихся спортивной деятельностью и физической культурой, определяется повышением интереса практических работников и ученых к рассматриваемой проблеме, что получило свое отражение в увеличении научных и диссертационных психолого-педагогических исследований в данном направлении.

Ряд исследований посвящен изучению эффективности использования учебных задач для способов совершенствования у детей общих качеств их двигательной сферы (Абызов М.М., 1981), определению психологических условий формирования двигательных способностей у учащихся старших классов (Живоглядов Ю.А., 1988), выявлению психологических условий эффективного формирования у младших школьников произвольного управления своими движениями на уроках физической культуры (Озернюк А.Т., 1994), обоснованы методические основы развития координационных и интеллектуальных способностей школьников младших классов на основе возрастных закономерностей организации движений (Федякина Л.К., 1998).

В работах Г.М. Касаткиной (1982) выявлены закономерности возрастной динамики и структуры моторного и психического развития дошкольников, определены пути и средства физического воспитания, способствующие не только моторному, но и психическому развитию детей дошкольного возраста; Н.А. Фоминой (1996) изучалось организованное воздействие средств ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности на сенсорные и двигательные системы детей дошкольного возраста с целью ускоренного и интегративного развития их двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей; Л.Е. Симошиной (1996) сформулирована концепция системы комплексной подготовки, гармонизирующей моторную и сенсорную организацию двигательной активности детей дошкольного возраста посредством физкультурных

занятий на открытом воздухе, направленных на совершенствование их физической подготовленности, творческих двигательных способностей, на снижение простудной заболеваемости.

В исследованиях А.А. Антонова (1997) обоснована оригинальная методика применения элементов подвижных игр на физкультурных занятиях детей старшего дошкольного возраста для взаимного воздействия и повышения уровня познавательной деятельности и уровня физического развития; А.Б. Лагутиным (1997) доказано, что повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста за счет комплексного использования доступных средств основной гимнастики позволяет существенно улучшить их физическое состояние и развить способность к овладению новыми формами движений; А.Н. Лотаревым (1998) разработана и экспериментально обоснована программа по физической подготовке студенток вуза в сочетании с дополнительными упражнениями для обеспечения возможно полной компенсации у них дефицита двигательной активности.

В целом анализ изученных нами работ можно систематизировать следующим образом: во-первых, выделяется большое количество исследований, в основном в области спорта и педагогических наук, посвященных физической активности, в которых доказывается, что чем выше физическая активность, чем больше спортивные нагрузки, тем выше их взаимосвязь с физическим и психическим развитием человека, что в целом подтверждает идею о физической культуре и спорте как основных факторах укрепления здоровья.

Во-вторых, достаточно часто встречаются работы, посвященные изучению влияния физической активности и спорта на психомоторику человека (Данилина Л.Н., Оя СМ., Пуни А.Ц., Семенов М.И., Губман Л.Б., Коссов Б.Б., Озеров В.П.), но данные исследования в основном связаны с контингентом юных или высококвалифицированных спортсменов.

В-третьих, гораздо меньше работ, в которых говорится о влиянии двигательной или физической активности на психомоторные способности детей, не занимающихся спортом (Коссов Б.Б., Озеров В.П., Скребец В.А., Ярмицкий Ю.Д. и др.).

В-четвертых, исследования, в которых изучалось влияние двигательной активности на интеллектуальную сферу, на развитие познавательных способностей детей, встречаются довольно редко (Гужаловский А.А., Силла Р.В., Рубан В.Н., Милерян В.Е. и др.), анализ взаимодействия или соотношения этих компонентов практически отсутствует, а в ряде случаев данные исследования несут в себе противоречивые оценки. Отмечается, что при очень большой активности и интенсивности нагрузок они могут не оказывать позитивное влияние на развитие как физической, так и психической сферы человека, особенно подрастающего поколения.

Таким образом, можно отметить, что на сегодняшний день проблема оптимизации двигательной активности и гармоничного развития когнитивно-моторной и когнитивно-интеллектуальной сферы ребенка полностью не решена.

Существует ряд исследований, в основном в области медицины, говорящих, что в целом оптимальные физические и спортивные нагрузки положительно влияют на сохранение и укрепление здоровья, несколько меньше говорится об их влиянии на психомоторику, и менее всего изучено влияние двигательной активности на познавательное развитие учащихся. Нами не обнаружено систематических комплексных исследований влияния различных форм двигательной активности на все основные психомоторные и познавательные психические процессы учащихся.

На основе вышеизложенного нами определена цель исследования: изучение влияния двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников разного возраста.

Объект исследования: психомоторные и познавательные способности учащихся.

Предметом исследования является процесс развития психомоторных и познавательных способностей учащихся общеобразовательных и специализированных спортивных классов подросткового и юношеского возраста.

Гипотеза: оптимальная двигательная нагрузка способствует гармоничному развитию психомоторных и познавательных способностей школьников.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

    Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме оптимизации двигательной активности и развития психомоторных и познавательных способностей.

    Подобрать и модифицировать экспресс-методики для диагностики развития психомоторных и познавательных способностей школьников.

    Исследовать уровень и динамику развития основных блоков и компонентов психомоторных и познавательных способностей школьников, обучающихся в общеобразовательных и спортивных классах.

    Разработать анкетные методики для исследования объема и интенсивности основной и дополнительной двигательной активности учащихся классов различной специализации.

    Исследовать взаимосвязь различных форм двигательной активности и уровня развития психомоторных и познавательных способностей учащихся.

психологов, педагогов и тренеров, работающих с учащимися общеобразовательных и спортивных классов. Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов:

теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы;

психолого-педагогический эксперимент;

тестирование;

анкетирование;

методы первичной и вторичной математико-статистической обработки данных.

Методологической основой исследования являются концепции целостного и системного подхода к психическому развитию человека (Б.Г. Ананьев, Б.Б. Коссов), комплексный подход к изучению способностей (Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Б.Б. Коссов, В.П. Озеров); принципы развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский), активности личности в процессе жизнедеятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко), детерминизма как зависимости психических явлений от порождающих их факторов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

    В работе впервые предложена комплексная система психодиагностических тестов, обнаруживающая особенности развития психомоторных и познавательных способностей школьников разного возраста с целью выявления динамики психического развития на модели спортивных и общеобразовательных классов.

    Изучена структура и особенности развития когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных компонентов у

учащихся, занимающихся в классах различной специализации: общеобразовательных и спортивных.

    Впервые изучены особенности развития основных компонентов познавательных способностей учащихся, занимающихся в спортивных секциях, таким широким аппаратом диагностических методик, что вносит вклад не только в педагогическую, но и спортивную психологию.

    Разработана специализированная анкета, с помощью которой можно определить уровень и объем двигательной нагрузки за день, неделю, месяц, год, выраженный в минутах в одной шкале.

Теоретическая значимость состоит в том, что в результате проведенного диссертационного исследования выявлено влияние различных видов двигательной активности на динамику и особенности процесса развития психомоторных и познавательных способностей школьников; получены новые конкретные сведения в области педагогической психологии и психологии развития по оптимизации двигательных и интеллектуальных нагрузок, что повышает эффективность решения основной валео-психологической задачи средней школы - укрепление здоровья детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся теоретические положения и экспериментально обоснованные выводы могут быть использованы для совершенствования учебно-воспитательного и спортивно-тренировочного процесса в школе со специализированными спортивными классами:

1. Апробированные и модифицированные в проведенном диссертационном исследовании психомоторные методы диагностики могут быть использованы в практике работы ДЮСШ и общеобразовательной школе для повышения эффективности психолого-педагогического отбора учащихся и юных спортсменов с

целью более правильного научного комплектования детских специализированных спортивных классов.

    Использование предложенного набора познавательных тестов в работе с юными спортсменами позволит педагогу и тренеру контролировать не только спортивные достижения и психомоторное развитие ребенка, но и учитывать, как влияет данный процесс на гармонизацию психического развития учащихся.

    Разработанные и апробированные анкетные методики для исследования основных форм регулярной и дополнительной двигательной активности, а также академических и спортивных интересов и склонностей учащихся могут использоваться педагогами и тренерами в общеобразовательных и спортивных классах.

    По результатам исследования разработаны практические рекомендации, внедрение которых в учебно-воспитательный и спортивно-тренировочный процесс может способствовать повышению успешности деятельности учащихся как в общеобразовательных, так и в спортивных классах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается достаточным объемом выборки испытуемых; использованием комплекса методов, адекватных его целям и задачам; применением надежных и апробированных методик диагностики; осуществлением математико-статистической обработки и анализа полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Комплексный подход в исследовании психомоторных и познавательных способностей учащихся с разной двигательной активностью позволяет более точно изучить особенности их

развития и определить пути и методы их совершенствования и оптимизации.

    Использование экспресс-методик диагностики психомоторных и познавательных способностей школьников, разработанных и апробированных в Северо-Кавказской лаборатории диагностики и формирования способностей учащейся молодежи, позволяет в короткий период времени исследовать большие группы школьников с разной двигательной активностью и вскрыть уровень и особенности их развития.

    Исследование уровня и динамики развития психомоторных и познавательных способностей учащихся младшего, старшего подросткового и юношеского возраста выявляет основные возрастные особенности и уточняет региональную кривую психического развития школьников.

    Сверстники, имеющие различный объем двигательной активности и занимающиеся в общеобразовательных и спортивных классах, имеют существенные различия в уровне и особенностях развития как психомоторных, так и познавательных способностей.

    Существует положительная взаимосвязь между различными формами регулярной и дополнительной двигательной и физической активности учащихся и уровнем их психомоторного и познавательного развития.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения данного исследования освещались в докладах на научно-методических семинарах кафедры практической психологии СГУ (1998 - 2001 г.); на учебно-методических и педагогических советах МОУ СОШ № 42 г. Ставрополя; на научно-практических конференциях: - «Личность: культура и образование», г. Ставрополь, апрель 1999 г.

международной конференции «Когнитивная парадигма», г. Пятигорск, апрель 2000 г.

«Современные проблемы образования: опыт и перспективы», г. Ставрополь, апрель 2000 г.

международной научно-практической конференции «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования», г. Москва, май 2001 г.

межрегиональной научно-методической конференции «Проблемы физической культуры и спорта в высших учебных заведениях», г. Ростов-на-Дону, июнь 2001 г.

Всероссийской научной конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии», г. Ставрополь, октябрь 2001 г.

Результаты исследований и содержание научной работы опубликованы в 6 тезисах.

Экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа № 42 г. Ставрополя со специализированными спортивными классами.

Физическое воспитание и спорт как факторы, влияющие на физическое и психическое здоровье и развитие человека

Физическая культура занимает одно из важнейших мест среди факторов, позволяющих поддерживать необходимый уровень здоровья и высокую работоспособность человека.

Нарастающее в современном мире ограничение подвижности противоречит самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма. Чем больше прогресс освобождает человека от тяжелого труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности. В этих условиях очевидна роль развития массовых форм физической культуры (153).

Систематические занятия спортом детей и подростков оказывают положительное воздействие на развитие их организма в целом, на общее физическое состояние, вызывая положительные сдвиги в развитии большинства психических функций. Многочисленные исследования юных спортсменов свидетельствуют о значительном улучшении их физического развития.

В ряде работ (Губман Л.Б., Байченко И.П., Макарова Т.Н., Шлемина A.M., Лебедева Н.Т. и др.) доказывается, что систематические занятия физическими упражнениями улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, нервно-мышечной систем и особенно центральной нервной системы, повышая их активность. Под влиянием занятий спортом повышается сила и подвижность нервных процессов, работоспособность и выносливость нервных клеток коры, совершенствуется дифференцировочное торможение. В результате оказывается, что школьники, занимающиеся спортом, имеют ряд преимуществ в своем формировании по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом (Данилина Л.Н.).

По мнению Фомина Н.А., Филина В.П., занятия спортом сдерживают возрастные инволюционные изменения, способствуют удлинению периода активной творческой жизни. У людей, занимающихся спортом, высокий уровень физической и умственной работоспособности сохраняется значительно дольше, чем у незанимающихся (179, 4).

Результаты специальных наблюдений за состоянием здоровья детей, систематически занимающихся спортом, показывают, что у них снижается частота и тяжесть заболеваний простудного характера. Благоприятные изменения в состоянии здоровья и адаптации к физическим нагрузкам отмечаются у детей и подростков, имеющих насыщенный двигательный режим в школе. Для того чтобы значительно повысить работоспособность (как физическую, так и умственную), создать надежные предпосылки укрепления здоровья, необходимо заниматься не менее пяти раз в неделю (179,5).

Следует особо подчеркнуть, что развитие массовой физической культуры и спорта не только обеспечивает сохранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности подростков, от вредных привычек - курения, алкоголизма и наркомании.

В.П. Озеров отмечает, что «...результаты многочисленных исследований позволили понять роль мышечной деятельности как стимулятора процессов жизнедеятельности тканей, объяснить механизм защитного действия двигательной активности по отношению к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Занятия физическими упражнениями и спортом усиливают моторно-висцеральные рефлексы, нормализуют обмен веществ и энергии, деятельность сердечно-сосудистой системы, предотвращают саму возможность нарушений здоровья» (117, 5).

Наиболее эффективным средством борьбы с гиподинамией человека являются разнообразные средства физической культуры и спорта. Утренняя гимнастика помогает человеку быстро перейти от сна к бодрствованию, ритмическая гимнастика способствует повышению работоспособности, создавая не только «мышечную», но и эмоциональную радость. Занятия велосипедом и греблей формируют совокупность функциональных резервов во всех жизненно важных центрах организма. Лыжные прогулки исцеляют нервные нагрузки лучше, чем любые лекарства. Бег - основа «королевы спорта» - легкой атлетики, это не мода, а жизненная необходимость. Ходьба - самый доступный и древний способ передвижения, не требующий специального обучения. Бег и ходьба обеспечивают возможность регулярной тренировки в любое время и в любую погоду.

Не случайно Жан-Жак Руссо написал слова, с которыми согласны многие выдающиеся мыслители разных времен: «Ходьба до известной степени оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я не могу думать, необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться» (117, 7).

По мнению А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуба, использование различных форм оздоровительной физической культуры решает многие общественные задачи - общеобразовательные, познавательные (туризм), реабилитационные (лечебная гимнастика), рекреационные, развлекательные (игры), профессиональные (производственная гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка) (153, 353).

Средства физического воспитания способствуют не только повышению функциональных возможностей организма, сохранению здоровья, но и развитию профессиональных психофизиологических особенностей, что решает важную задачу подготовки и адаптации населения к профессиональной деятельности.

Изучению проблемы оптимизации двигательной активности человека посвящены многочисленные медицинские, психологические, педагогические исследования ряда таких авторов как А.Г. Сухарев, Е.П. Ильин, Н.Т. Лебедева, Н.Н. Куинджи, В.И. Ильинич, А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб и др.

В работе Куинджи Н.Н. отмечается, что в специальных исследованиях было проведено изучение зависимости между формой дневной кривой физиологических функций и уровнем двигательной активности учащихся за день в целом и за время занятий в школе. Для этого у 45 воспитанников школы-интерната 10-11 лет 4 раза в день регистрировали в течение недели уровень двигательной активности (с помощью шагомера), температуру тела, частоту сердечных сокращений. Последние две функции относят к энергозависимым. По уровню двигательной активности обследуемые были распределены на 3 группы. Сначала по законам статистики выделили учащихся со средним уровнем двигательной активности (он колебался у отдельных школьников в диапазоне 10670-12170 шагов, а его усредненная величина составляла около 11,5 тыс. шагов в день). Остальных учащихся поделили на имеющих повышенный уровень двигательной активности (около 15,0 тыс. шагов в день) и пониженный (около 9 тыс. шагов в день).

Первое, что удалось установить: у всех наблюдаемых школьников максимальный уровень двигательной активности приходится на 12 часов, то есть он совпадает со временем школьных занятий.

Динамика развития психомоторных способностей учащихся основных возрастных групп за период годового естественного эксперимента

С целью определения динамики психомоторного развития школьников нами был проведен второй этап диагностики уровня развития познавательных способностей учащихся в сентябре 1999 учебного года.

В экспериментальном исследовании приняли участие школьники среднего и старшего возрастов. Нами была продолжена работа с учащимися 5-х и 8-х общеобразовательных и спортивных классов, выбранных на первом этапе диагностики в октябре 1998 г., которые стали учащимися 6-х и 9-х классов. Кроме этого, в связи с анализом результатов предыдущего этапа исследования, мы включили в диагностику дополнительно экспериментальные 5-е классы, которые в 1999-2000 учебном году были отобраны более качественно, в соответствии с научными критериями и психолого-педагогическими рекомендациями по организации отбора юных перспективных спортсменов в специализированные классы. Мы определили цель - выявить уровень и особенности развития психомоторных способностей этих учащихся, а также выяснить - правильно ли было наше заключение на первом этапе эксперимента о том, что учащиеся спортивной специализации подросткового возраста опережают сверстников в психомоторном развитии.

В связи с тем, что в этом учебном году учащиеся младшего школьного возраста при переходе в 5-е классы были отобраны в соответствии с разными спортивными специализациями, были скомплектованы два класса: дети, занимающиеся в секциях легкой атлетики и плавания.

Мы предположили, что различная спортивная специализация может по разному влиять на динамику развития психомоторных способностей. В связи с этим оба спортивные класса были выбраны нами в качестве экспериментальных.

На данном этапе психолого-педагогического эксперимента были определены следующие задачи:

1. Исследовать годичную динамику развития психомоторных способностей и их отдельных компонентов у учащихся среднего и старшего возраста (6-х и 9-х классов) разной специализации.

2. Исследовать уровень и особенности развития отдельных компонентов и блоков психомоторных способностей учащихся младшего подросткового возраста (5-х классов), обучающихся в классах разной спортивной специализации.

3. Сравнить результаты учащихся различных групп и выявить особенности, зависящие от возраста и специализации.

Полученные результаты диагностики этого этапа эксперимента представлены в таблице 7 (ивприложении 2.1).

Сравнительный анализ динамики развития основных показателей психомоторных способностей и различий в результатах учащихся разного возраста и специализации представлен в таблицах 3,4,5 (в приложении 1).

Среднегрупповые показатели уровня развития психомоторных способностей учащихся в 1998 и 1999 году отражены в гистограмме на рисунке 2.

Можно заметить, что в большинстве групп произошли незначительные изменения в результатах. Наибольший прирост отмечается только в 9-м общеобразовательном классе, который составил 15,35 % и в целом они опережают своих сверстников на 4,23 %. Учащиеся данного возраста спортивной специализации по сравнению с первичной диагностикой незначительно понизили свои результаты на 2,46 %.

Среди 6-х классов выше показатели среднегруппового уровня развития психомоторных способностей учащихся спортивной специализации по сравнению с результатами прошлой диагностики (на 7,59 %) и результатами сверстников (на 4,17 %). Учащиеся общеобразовательного

Динамика развития познавательных способностей учащихся в период летних каникул

С целью определения динамики познавательного развития учащихся под влиянием активного отдыха в каникулярное время нами был проведен следующий этап диагностики уровня развития познавательных способностей в сентябре 2000 года.

В связи с анализом результатов предыдущих этапов исследования нами была продолжена работа с учащимися подросткового возраста (5-х и 6-х общеобразовательных и спортивных классов), участвующими в диагностике (в 1998-1999-2000 г.), которые стали учащимися 6-х и 7-х классов.

На данном этапе психолого-педагогического эксперимента нами были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать уровень и особенности развития отдельных компонентов познавательных способностей учащихся подросткового возраста, обучающихся в спортивных и общеобразовательных классах.

2. Исследовать динамику познавательного развития учащихся контрольных и экспериментальных классов в период летнего отдыха.

3. Сравнить результаты диагностики учащихся различных групп и определить особенности динамики развития познавательных способностей, зависящие от возраста, специализации и стажа спортивной деятельности.

Результаты диагностики уровня развития познавательных способностей и их отдельных компонентов представлены в таблице 13.

Динамика развития познавательных способностей и сравнительный анализ различий в результатах учащихся 6-х и 7-х классов разной специализации отражен в таблицах 19,20 (в приложении 1).

Сравнение результатов, полученных в мае 2000 г. с показателями уровня развития познавательных способностей в сентябре 2000 г. позволило определить динамику развития познавательных способностей учащихся и их отдельных компонентов в период летних каникул.

На рисунке 14 представлены среднеарифметические показатели уровня развития познавательных способностей учащихся основных возрастных групп в мае - сентябре 2000 года.

Исходя из полученных данных, можно отметить неравномерность темпов прироста уровня развития познавательных способностей в результатах учащихся разного возраста и специализации.

Анализируя результаты учащихся различной специализации, можно выделить, что наиболее высокие темпы прироста продемонстрировали учащиеся общеобразовательных классов: 11,77 % в более старшем возрасте (7 класс) и 6,61 % в 6 классе.

Среди их сверстников, имеющих спортивную специализацию, изменения в результатах менее значительны: 9,32 % у учащихся 6 класса (легкой атлетики), 0,15 % у учащихся 6 класса (плавания) и 0,51 % у учащихся 7 спортивного класса.

Если проанализировать особенности развития отдельных компонентов познавательных способностей учащихся 6 классов различной специализации, то можно отметить, что наиболее равномерные темпы прироста результатов по всем показателям наблюдаются у учащихся общеобразовательного класса (от 1,28 % до 24,12 %). Их сверстники, имеющие спортивную специализацию (легкой атлетики) продемонстрировали более высокие темпы прироста в развитии всех компонентов мышления (от 11,11 % до 21,03 %), смыслового и зрительного запоминания (11,31 % и 15,09 %), внимания (9,81 %). У учащихся этого же возраста спортивного класса (специализации плавания) отмечается неравномерность темпов прироста отдельных компонентов познавательных способностей: наиболее высокие результаты по показателям логического мышления (105,85 %), смыслового и зрительного запоминания (26,6 % и 6,62 %), восприятия (7,64 %), в то время как по остальным показателям наблюдается некоторое снижение результатов (от -3,18 % до -30,56 %).

При этом необходимо отметить, что в целом уровень развития познавательных способностей учащихся 6-х классов (см. рисунок 14) в течение летнего отдыха повысился и составил 5,19 балла в общеобразовательном классе, 5,29 и 5,48 балла в спортивных классах, что соответствует возрастным нормам развития (5-6 баллов).

Анализ особенностей развития отдельных компонентов познавательных способностей учащихся 7 классов позволил установить, что наибольшие темпы прироста отмечаются в общеобразовательном классе: по показателям мышления (от 6,57 % до 61,88 %), смыслового запоминания (43,89 %), восприятия (23,97 %) и внимания (13,8 %). Необходимо обратить внимание на то, что учащиеся спортивного класса проявили высокие темпы прироста результатов только по двум показателям: восприятия (10,78 %) и мышления (53,49 %), в развитии остальных компонентов отмечается незначительное снижение результатов (от -1,33 % до - 6,5 %).

Инна Медведева
Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей

«Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей »

Современными исследованиями доказано, что ухудшение здоровья детей является результатом неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но также комплекса педагогических факторов.

К ним в первую очередь относят постоянное увеличение объема и интенсивности нагрузки , преждевременное начало систематического обучения на дошкольном этапе. Перегрузка дошкольников обусловлена не только содержанием образования и применением школьных форм организации обучения, но также режимом пребывания в дошкольном учреждении, неадекватным возрастным особенностям дошкольников : сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности .

Одно из направлений совершенствования системы образования - переход к непрерывности этого процесса. На наш взгляд существуют два основных подхода к решению проблемы.

Первый - количественный, предусматривающий расширение двигательной активности и снижение показателей заболеваемости детей посредством выделения дополнительных часов на физкультурные занятия и внедрение оздоровительных технологий, что возможно только за счет времени, отводимого на познавательную деятельность в рамках образовательного процесса, что приведет к ряду негативных последствий.

И второй - качественный, по нашему мнению наиболее приемлемый, может разрешить сложившиеся противоречия и в определенной степени решить отмеченную выше проблему – поиск новых научных направлений в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Одним из механизмов решения данной проблемы является интегрированный подход к организации занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности , а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Поиск форм, средств и методов образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития дошкольников выводит на путь интеграции разных видов образовательной деятельности .

Согласно философскому энциклопедическому словарю (1989, интеграция – это «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое разнородных частей и элементов».

Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе занятий физическими упражнениями способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. По результатам новейших исследований ученых в области мозга становится ясно, что именно движение – важнейшая часть обучения. Мозг активизируется во время двигательной активности . Физические упражнения укрепляют существующие клетки мозга и даже стимулируют рост новых. Из исследований также становится ясно, что сидение на протяжении более чем 10 минут без перерыва, снижает концентрацию детского внимания, и, поэтому часто возникают проблемы с дисциплиной. Движение же, расширяет кровяные сосуды, которые предназначены для доставки кислорода, воды и глюкозы к мозгу. Другими словами, когда дети двигаются , большее количество информации идет в мозг. Таким образом, именно движение становится ключиком к обучению. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроении е детей , повышают их умственную и физическую работоспособность.

Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса - «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я знаю» (Конфуций) .

Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности .

В дошкольном учреждении интеграция двигательной и познавательной деятельности может осуществляться по нескольким направлениям :

1. Включение в игры и эстафеты заданий на закрепление знаний, полученных детьми на других занятиях (развитие речи, математика и т. д.) .

2. Интегрированные занятия по конкретной теме, объединяющие знания из различных областей образования дошкольников.

3. Разработка и внедрение интегративных образовательных программ, охватывающих всю деятельность детей в дошкольном учреждении.

Рассмотрим примеры интеграции физкультурных занятий и математики.

На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями : необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.

Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления :

Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;

Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.

Можно использовать Игры и эстафеты :

«Цифровой ряд»

«Сложи слово»

«Листопад»

«Мама и детёныш»

«Полезные продукты» .

Следует отметить, что разработка как интегрированного занятия , так и интегрированной программы в целом достаточно сложный процесс. Часто эта работа осуществляется педагогом интуитивно, зачастую компоненты учебной деятельности соединяются механически на основе общей темы.

При этом необходимо помнить, что реализация специфических возрастных возможностей физического и психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности .

В этой связи педагог должен учитывать необходимость дозирования материала в зависимости от физического состояния дошкольников, уровня их интеллектуального развития и физической подготовленности, а также времени отводимого на нагрузку и отдых, определяющего моторную плотность интегрированных занятий .

Интегрированная технология , реализуемая в образовательном процессе в ДОУ, позволит качественно на новом, более эффективном, доступном для ребенка уровне освоить большинство разделов программы. Интеграция также будет способствовать поддержанию внутреннего благополучия, позволит дошкольнику быстрее адаптироваться к изменяющимся психолого-педагогическим условиям, может быть направлена на сохранение здоровья ребенка.