Определения каллиграфии из различных источников. Каллиграфия и леттеринг для начинающих

В современном мире каллиграфия представляет собой искусство красивого письма. знают далеко не все. В некоторых школах и высших учебных заведениях каллиграфию изучали и продолжают изучать как отдельный предмет. Но большая часть людей, особенно это касается подрастающего поколения, и вовсе не имеют представления о красивом и изящном письме.

Возникновение каллиграфии в мире

История каллиграфии интересна и разнообразна. Впервые термин начали использовать в XVI веке в Европе. В этот период красивое и безупречное изображение слов стало называться каллиграфическим письмом. Однако все предыдущие 16 веков искусство каллиграфии постоянно развивалось. Еще древние люди, жившие в пещерах, изображали на камнях разнообразные рисунки. Со временем рисунки стали заменяться символами, и такой стиль письма имел название клинопись.

Затем в IV тысячелетии до н.э. в древнем Египте возникло иероглифическое письмо, а уже в III веке до н.э. его начала вытеснять греческая капитальная письменность. Каждый век в разных уголках планеты возникали все новые и новые виды письма. Уже в конце XI столетия в Италии тонкое и красивое написание текстов можно было смело назвать каллиграфическим. В эти времена почти вся Европа использовала письма, имеющий огромное количество сходств с каллиграфией.

В разных странах каллиграфическое письмо развивалась по-разному и в различные промежутки времени. В большей части развитие этого искусства зависело от того, когда в народе появлялась письменность.

Письменность у славянского народа

Что такое каллиграфия - славянский народ узнал в XV столетии. В 846 году у славян только появилась первая азбука. Этому способствовало Византийское государство, которое хотело во что бы то ни стало проповедовать христианство в письменном виде.

Данных о возникновении письменности у славян довольно мало, однако основателями письменности считаются два брата: Константин и Мефодий. Моравский князь Ростислав попросил Константина создать азбуку для христиан, а брат Мефодий, который на то время был настоятелем православного монастыря, согласился помогать ему.

В XV столетии начал появляться первый красивый - рукопись. Следом за ним - тератологический стиль, вязь и буквица. Тератологический стиль был, пожалуй, самым красивым и необычным. Буквы изображались слитно с различными животными и птицами. Это могли быть как существующие звери, так и выдуманные. Орнамент представлял собой листву или пламя вокруг буквы.

С вопросом, что такое каллиграфия, вроде бы теперь все понятно, но кто же такой каллиграф и чем он занимается.

Кто такой каллиграф

Это профессия, подразумевающая собой умение каллиграфично писать. На первый взгляд кажется: неужели эта профессия может быть сейчас востребована? В век компьютерных технологий люди все меньше и меньше используют письмо на бумаге. Ведь практически в любом текстовом редакторе есть множество различных шрифтов, и постоянно появляются все новые и новые. Однако создают эти шрифты именно каллиграфы-художники.

Каллиграф - человек искусства, это и художник, и писатель в одном лице. В наше время очень популярно уметь каллиграфически писать. Такой навык придает любому человеку признак хорошего воспитания и элегантности. В элитных семьях даже самые маленькие знают, что такое каллиграфия.

Считается, что каллиграфическое письмо имеет свойства медитации, как и любое другое творчество. У человека появляется уникальная возможность «уйти в себя» на некоторое время и окунуться в мир искусства. Техника каллиграфии не сложна, и научиться ей может практически каждый.

Для того чтобы научиться каллиграфическому письму, не нужно особых умений и однако это кропотливый труд. У неусидчивых людей с плохо развитой мелкой моторикой вряд ли это получится. Желательно, конечно, чтобы тот, кто хочет научиться каллиграфии, умел хорошо рисовать и имел хорошее воображение. В любом случае попробовать научиться красиво изображать буквы стоит каждому.

Учимся каллиграфии

Каллиграфическое письмо подразумевает использование пера и чернил. Однако, прежде чем закупать весь необходимый инвентарь, следует попробовать свои силы обычной ручкой. Выберите шрифт, который вам по душе (лучше всего, если это будет один из самых простых шрифтов), и сохраните себе алфавит этого стиля письма. Каждый день необходимо прописывать хотя бы одну букву. Такой вид каллиграфии называют искусственной.

Искусственная каллиграфия сложнее, чем обычная, поскольку утолщения приходится делать самому. За счет того, что перо имеет острие (в отличие от шарика в ручке), им легче воссоздавать каллиграфические буквы.

Когда каждая буква шрифта отработана, пора научиться их соединять и украшать. Посмотрите, как выглядят соединения в выбранном шрифте, и попытайтесь их повторить. Когда искусственная каллиграфия хоть немного отработана, можно переходить к каллиграфическому письму пером.

Инструменты для каллиграфии

Как правило, для письма используют перо и держатель для пера: так принято в европейской каллиграфии. А вот восточная каллиграфия предпочитает использование кистей. Перья бывают самые различные: остроконечные, ширококонечные, плакатные. Новичкам в этом деле лучше всего подойдут именно остроконечные. Освоив их, можно будет переходить и к другим видам перьев.

Не лишним будет обзавестись и специальной тетрадью для изучения каллиграфии. Она имеет специальную разметку, с которой будет намного проще соблюдать пропорции букв.

В современном мире на полках магазинов можно встретить авторучки для каллиграфии, маркеры и даже такое ноу-хау, как брашпен (авторучка с наконечником пера). Однако не следует забывать, что все же трудно чем-то заменить перо и чернила.

Место для занятий

Место для занятий каллиграфией также немаловажно. Во время изучения красивого письма должно быть тихо и уютно. Обязательно нужно удобно сесть, выпрямив спину и ноги. На нерабочую руку должна приходиться основная нагрузка, в то время как пишущая рука должна парить над рабочей тетрадью. Научиться каллиграфическому письму можно только в полном спокойствии и гармонии с самим собой - это самое важное правило, о котором не стоит забывать.

Каллиграфия для самых маленьких

Что такое каллиграфия для детей и нужна ли она им? Несомненно, ответ - да! Каллиграфическое письмо дисциплинирует человека, учит его усидчивости и спокойствию, а это именно то, чего так не хватает многим детям. К тому же при изучении каллиграфии у детей выравнивается почерк. Буквы в школьных тетрадках приобретают одинаковую величину, а у ребенка развивается

По почерку школьника можно сказать очень многое: характер, психическое состояние, умственное развитие. Красивая каллиграфия откроет ребенку множество дорог в будущем.

КАЛЛИГРАФИЯ , и, мн. нет, ж. [греч. kalligraphia - красивый почерк] (книжн.).

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КАЛЛИГРАФИЯ , греч ., искусство красиво писать, особенно совершенствовалась до изобретения печати переписчиками манускриптов. В ту же эпоху изобретены главн. типы шрифтов и украшений заглавных букв, начал и окончаний глав и пр. В настоящее время, особенно с изобретением пишущих машин, искусство К. в упадке.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

КАЛЛИГРАФИЯ , ж. Чистописанье и краснописанье. Каллиграф , м. Краснописец. Каллиграфический , к каллиграфии относящ.

КАЛЛИГРАФИЯ (греч. kalligraphía - красивый почерк, от kallós - красота и grápho - пишу), искусство красивого и чёткого письма. История К. связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины XIX в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. К. не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика К. тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах К. ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа. Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия кисти во многих образцах К. Китая, Кореи, Японии. Известные мастера кит. К. - Ван Си-чжи (IV в.), Сюань-цзун (VIII в.), Ми Фэй (XI в.). В странах, где ислам ограничивал изобразительное творчество, К. стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, часто сочетающихся с геометрическим или растительным узором, даже с изобразительными элементами. Среди крупнейших каллиграфов - мастера шрифта «насхи» Ибн Мукла (X в.), Ибн Бавваб (XI в.) и Якут Мустасими (XIII в.) в Багдаде (Иран) и среднеазиатские мастера шрифта «насталик» Мир Али Теб-ризи (XIV в.), Султан Али Мешхеди (XV в.), Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (XVI в.). В Европе в античную эпоху были созданы классические образцы греческого и латинского письма, чёткого и гармоничного по пропорциям; в Средние века К., очагами которой были монастырские скриптории, эволюционировала от классической правильности каролингских образцов к декоративности и излому готического письма. Выдающиеся образцы К., начиная с «Остромирова евангелия» (переписано в 1057 г. дьяконом Григорием), известны на Руси. С XV в. ведущая роль в европейской К. перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам - создателям вычурных шрифтовых композиций, ставших предметом роскоши. Книгопечатание резко ограничило области применения К., а с появлением машинописи она сохранилась в основном как предмет обучения в начальной школе («чистописание»), а также в ряде областей, где применяются художественные рисованные шрифты (оформление книги, плакат, промышленная графика и т.д.).

Лит.: Кази Ахмед, Трактат о каллиграфах и художниках, М. - Л., 1947; Истрин В. А., Развитие письма, М., 1961; Bonacini С., Bibliografia delle arti scrittorie e della calligrafia, Firenze, 1953; L"art de l"écriture, P. - Baden-Baden, 1965.

Издательский словарь-справочник

КАЛЛИГРАФИЯ , искусство красивого и четкого письма, связанное прежде всего с историей рукописной книги.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь

КАЛЛИГРА́ФИЯ , умение красиво писать, ремесло и иск-во, имевшее исключит. значение в книжном деле в допечатный период. Для античной традиции письма (в отличие от араб. и дальневост. традиции) было характерно стремление к ясности начертания. Рус. К. также тяготела к геометрич. четкости почерка (устав), к-рая была далее отчасти утрачена в полууставе и скорописи. Почерк рукопис. кн. лег в осн. первых типограф. шрифтов.

Оксфордский словарь (The New Oxford Dictionary of English)

CALLIGRAPHY (КАЛЛИГРА́ФИЯ) , декоративное рукописное письмо или буквы, выведенные вручную.

Производные: calligrapher - noun (каллиграф - существительное); calligraphic - adjective (каллиграфический - прилагательное).

Происхождение: греческое kalligraphia, от kalligraphos «человек, пишущий красиво».

Кембриджский словарь (Cambridge International Dictionary of English)

CALLIGRAPHY (КАЛЛИГРАФИЯ).

Существительное.

Искусство красивого письма, часто при помощи специальной ручки или кисти.

В этих старинных манускриптах встречается несколько образцов прекрасной каллиграфии.

Словарь Мэрриам-Уэбстера (The Merriam-Webster Dictionary)

Написание: cal lig ra phy

Произношение: \-fē\

Часть речи: существительное

Этимология: франц. или греч.; франц. calligraphie, от греч. kalligraphia, от kalli- красивое (от kallos красота) + -graphia - письмо

Дата: 1604

1. a) творческое, стилизованное или элегантное написание букв от руки; b) искусство создания подобного письма.

2. Качество или стиль почерка

3. Декоративная линия в рисунке или живописи

Cal li graph ic \ˌka-lə-ˈgra-fik\ adjective (каллиграфический - прилагательное)
- cal li graph i cal ly \-fi-k(ə-)lē\ adverb (каллиграфически - наречие)

Китайское понятие каллиграфии

Shūfǎ (Шуфа) - Каноны письма

Японское понятие каллиграфии

Shodō (Сёдо) - Путь письма

Арабское понятие каллиграфии

Khatt ul-Yad (Хатт ул-Йад) - Красивое письмо

Понятие каллиграфии в иврите

קליגרפיה - каллиграфия, искусство красивого или элегантного письма

Греческое понятие каллиграфии

κάλλος - Kallos (калло) - красиво;

γραφή - Graphe (графо) - пишу.

Понятие каллиграфии на хинди

Красивое письмо

Персидское понятие каллиграфии (язык фарси)

Каллиграфия

Корейское понятие каллиграфии

Seoye (Сёйе) - Путь письма

Слово «каллиграфия» на европейских языках:

Испанский язык

СALIGRAFíA

Итальянский язык

CALLIGRAFIA - каллиграфия. Образовано путем заимствования греческих слов «kallos» (красиво) + «grapho» (пишу)

Писать, красиво выводя буквы - это настоящее искусство, которому наши предки придавали большое значение. Сегодня пришла пора выяснить, что такое каллиграфия, почему раньше она была так важна, а сегодня утратила свою актуальность? Есть ли у людей XXI века возможность научиться выдержанно и элегантно писать? Где и как это можно сделать? Давайте разбираться!

Что такое каллиграфия: определение

Слово «каллиграфия» перешло в русский язык из греческого, где оно, в свою очередь, было сложено из составных элементов, а именно «каллос» - «красота» и «графо» - «писать». Иначе говоря, это понятие описывает древнюю отрасль искусства, суть которой заключается в красивом и четком письме на бумаге. Сегодня большей части людей знакомо иное определение, и вопрос: «Что такое каллиграфия?» вызывает у них ассоциации с красивой и быстрой письменностью. Это - побочное ответвление, которое называется прикладная, или бытовая каллиграфия.

Каллиграфия как учебная дисциплина

Подобное эстетическое оформление рукописного текста имело место не только в области прикладной графики, но и в школах в качестве учебной дисциплины, где детям предлагались прописи для каллиграфии и преподавались её базисные основы: одинаковый размер букв, равномерность наклона и расположения букв, схожий размер пробелов, общая четкость и разборчивость как слов, так и знаков препинаний. В начальных классах каллиграфия называлась чистописанием. Оно требовало дисциплинированности, усидчивости, концентрации внимания и, например, в СССР являлось единственным школьным предметом, унаследованным от времен дореволюционной России.

История развития каллиграфии связана с двумя положениями: во-первых, это эволюция шрифта, орудий письма (птичье, металлическое, тростниковое перо, кисть) и листовых материалов (папирус, шелк, пергамент, бумага), и, во-вторых, стилистические изменения каллиграфии как отдельного вида искусства и человеческой деятельности.

Для чего изначально предназначалась каллиграфия?

С незапамятных времен красивый почерк выполнял следующие основные функции:

  1. Упрощение чтения.
  2. Сообщение письму эмоциональной образности, графической выразительности.

Для каллиграфии по первому пункту всегда была характерна ясность очертаний и деталей, предоставление человеку возможности читать на расстоянии, в то время как по второму - экспрессивный скорописный курсив или же узорность декоративного оформления. Последнее особенно высоко ценилось в Китае и других дальневосточных азиатских странах, где каллиграфия рассматривалась как искусство передачи за простым графическим знаком целой палитры эмоционально-символических значений и смыслов, сущности слова, мыслей и чувств пишущего.

Каллиграфия на территории Западной Европы: происхождение

«Что такое каллиграфия?» - вопрос, который можно считать выясненным. Однако необходимо заметить, что каллиграфия - это не универсальное для всех территорий явление. Ключевым объединяющим элементом для исторического развития каллиграфии разных стран является её эволюция в общем русле изобразительного искусства. Однако, вместе с этим, красивое письмо «от руки» изменялось с течением времени в зависимости от преобладающего в определенную эпоху стилистического влияния. Во-первых, степень и периодичность конкретного направления в двух государствах могла быть разной, а, во-вторых, существенную роль играли также традиции, мотивы, символика, характерная для той или иной местности. Именно поэтому сегодня миру знакомо сразу несколько уникальных каллиграфических школ.

Каллиграфия в Европе развивалась из греко-римского письма, классические каноны которого, разработанные ещё в античную эпоху, используются даже в настоящее время. Первые алфавиты греков и римлян появились еще в III тысячелетии до н.э. Предшественником латинского выступил этрусский алфавит. Первоначально в письме использовались исключительно заглавные буквы; строчные появились позже, во времена правления на территории Европы императорской династии Каролингов. В меньшей степени на западноевропейское искусство красивого почерка оказала кириллица.

Период активного развития европейского письма

Каллиграфия на западноевропейских территориях начала наиболее активно развиваться с распространением христианства, ведь появилась необходимость в копировании Библии и других текстов на религиозную тематику, их гармоничном оформлении. Поэтому уроки каллиграфии преподавались священнослужителям, доказательством чего служат многие сохранившиеся памятники средневекового каллиграфического мастерства. Пик искусства каллиграфии приходится на VII-IX века, когда в Шотландии и Ирландии монахами создавались иллюстрированные Евангелия - уникальные средневековые шедевры. Они представляли собой рукописные книги, богато украшенные красочными орнаментами и миниатюрами. На Руси подобная каллиграфия, обучение которой также проводилось среди монахов и служителей церкви, приобрела название «лицевой рукописи».

Помимо вышеупомянутого, в XI веке появилось также письмо готическое, на основе которого был создан шрифт, названный «псевдоготическим». К основным ответвлениям такой каллиграфии относились:

  • фрактура - острая письменность с ломаными краями и очертаниями;
  • текстура - просто острое письмо;
  • ротунда - переходный тип письменности от готического к антикве, или типографскому шрифту с характерными засечками;
  • швабахер, или бастарда - ломаная письменность с округленными очертаниями некоторых конкретных букв;
  • куррент - курсив в готическом стиле; в начале XX века в качестве традиционного готического курсива был утвержден шрифт Зюттерлина.

На основе кириллицы в Западной Европе был также создан характерный псевдославянский шрифт. С XV века главенствующая роль в традиции европейской каллиграфии перешла к художникам, переписчикам и граверам, после чего, с изобретением в этом же столетии Иоанном Гутенбергом книгопечатания, роль каллиграфии резко уменьшилась.

Каллиграфия в Восточной Азии

Совершенно по-своему каллиграфия развилась в Корее, Японии и Китае, а также в мусульманских государствах. В переводе с китайского и корейского понятие переводится как «путь письма» и представляет собой утонченную форму живописного мастерства. Для искусства рукописного текста здесь традиционно применялись не перья для каллиграфии, не ручки, а кисточки для письма и тушь. К известным мастерам китайской каллиграфии относятся Сюань-Цзун (VIII век), Ван Си-Чжи (IV век), Ми Фэй. В списке крупнейших исламских каллиграфов первыми стоят Ибн Мукла (X век), специализировавшийся на шрифте «насхи», уроженец Средней Азии Мир Али Тебризи (XIV век), который расписывал материалы уникальным шрифтом «насталик», и других.

Нужно заметить, что в государствах ислама каллиграфия имела особенно неразрывную связь с религией. Так, каллиграфические надписи широко использовались для украшения мечетей и при переписи Корана. В арабских странах с помощью графики (называемой здесь «хутут», или «хатт») утверждалась манифестация десакрализованной Красоты, пропитывающей собой каждый уголок народной культуры. У арабов сложилась собственная система из 6 каллиграфических почерков, каждый из которых использовался в определенных обстоятельствах. Их названия:

  • насх;
  • сульс;
  • мухаккак;
  • райхани;
  • тауки;
  • рук’а.

Кстати, к характерным особенностям арабской каллиграфии можно отнести непозволительность изображения животных, людей или Аллаха, ведь, согласно религиозным догматам, поклонение богу через картину уподобляет человека неверующему. По этой же причине не разрешается изображать никакое другое существо. Однако если каллиграфические изображения создаются отдельно, но в итоге складываются в единый элемент, то в этом случае правила подобного не запрещают.

Традиционный набор каллиграфа

Минимальный набор для обучения искусству красивого письма включает в себя перья для каллиграфии, тушь и бумагу. Кроме того, в качестве основного пишущего инструмента может использоваться ручка с пастой желаемого цвета, гуашь, акварель, чернила, уголь, пастель, баллончик с краской (если речь идет о современном ответвлении каллиграфии - граффити) и многое другое. Интересно, что до использования перьев люди обходились палочками, благодаря которым выдавливали знаки на глине, или просто высекали надписи на камнях, ведь запечатление знаков на относительно твердых поверхностях было распространено издавна: сюда относится и писание на воске или бересте. Первые (тростниковые) перья в период Средневековья сменились на птичьи, преимущественно гусиные. Затем они стали составными, а в XVIII веке уступили место стальным. Становится очевидно, что каноничного инструмента каллиграфа не существует, ведь в разные периоды писцами использовались разные вспомогательные средства.

Каллиграфия для начинающих: о возрасте и методах

В настоящее время каллиграфия воспринимается скорее как своеобразный эстетический феномен. Однако не утратила она и своего практического значения; так, сегодня искусство красивого почерка является базой для разработки гарнитур наборных компьютерных шрифтов. Каллиграфия для начинающих сегодня вполне доступна как для самостоятельного изучения, так и для отработки с преподавателем. Много программ существует для усвоения материала школьниками, ведь детям в раннем возрасте переучиться куда легче, чем взрослым. Педагоги и кураторы проектов предлагают родителям заказать уроки каллиграфии.

Обычно практикуется система посещения и присутствия в реальном времени, однако занятия могут проходить и в виде дистанционных онлайн-курсов. В последнем случае они включают методические рекомендации для взрослых и предлагают прописи для каллиграфии с тем, чтобы родители в домашних условиях могли скорректировать и поставить правильный почерк своему ребенку. Те же особенности распространяются и на программы обучения взрослых людей.

Красивый почерк в современном мире становится редким явлением. Почерк так же уникален, как, например, отпечаток пальца. Но если у одних получается писать красиво и разборчиво, то у написанное другими иногда разобрать затруднительно.

Что такое каллиграфическое письмо? Как научиться красиво писать каллиграфическим почерком? Существуют общие советы и рекомендации, помогающие обучиться выводить красивые буквы, при этом не теряя собственной индивидуальности.

С чего начинается красивое письмо?

Прежде всего необходимо правильно сесть. Коленки должны быть согнуты под прямым углом, стопы прижаты к полу. Особое внимание уделяется спине, она должна быть ровной. Левая рука (если человек правша) располагается на письменном столе, так как она перенимает часть веса тела человека на себя. Правую руку также нужно положить на поверхность. При правильной посадке работающая кисть не будет так сильно подвержена напряжению, а следовательно будет меньше утомляться.

Если мышцы правой руки будут находиться в расслабленном состоянии, почерк будет более красивым и легким. Важно писать всей рукой. В этом случае при длительном рабочем процессе почерк будет оставаться таким же ровным и аккуратным как в начале.

Также стоит продумать свое рабочее место и оборудовать его. Стол категорически не рекомендуется ставить в темных помещениях.

Бытует мнение, что почерк человека взаимосвязан с характером человека. Может это на самом деле так. Однако каждый может внести изменения, которые возможно повлияют на какие-либо черты человеческой натуры.

1. Практика. Писать нужно как можно больше. Заниматься стоит сосредоточенно, не отвлекаясь на посторонние дела. Занятия должны проходить не в спешке, важно сосредоточиться на процессе.

2. Правильная расстановка приоритетов. Важно настроиться на длительный процесс обучения, потому что красивого и ровного почерка не добиться через несколько дней тренировки и работы над собой. Заниматься нужно обязательно с удовольствием, в этом случае процедура принесет более скорый результат и положительные эмоции.

3. Развитие мелкой моторики рук. Для формирования красивого каллиграфического почерка отлично помогут развивающие занятия с мелкими предметами, например, плетение из бисера, лепка из пластилина, вязание спицами или крючком.

4. Творчество. Можно также заняться рисованием. Уроки также помогут на пути к к достижению цели в виде каллиграфического почерка. Первое время лучше рисовать шариковой ручкой. Если у человека нет таланта к рисованию, то не беда, можно распечатать рисунки с большим количеством линий и обводить аккуратно по контуру. Также можно прибегнуть к простой штриховке, это будет полезным занятием.

5. Воображаемые тренировки. В своих фантазиях люди часто прорисовывают идеальные образы того, что они хотят видеть перед собой. В случае с каллиграфией это тоже возможно. Можно в воображении представлять не только как будет выглядеть буква, но и соединять гласные с согласными, образуя целые слова. Такие тренировочные занятия можно проводить где угодно, когда выдается свободная минутка.

6. Рабочие инструменты. После освоения шариковой ручки и получения видимого результата, можно начать применять и другие пишущие инструменты: карандаши, фломастеры и даже гуашь. Помимо того, что такой род деятельности помогает снять стресс и напряжение, также закрепляются уже приобретенные умения и навыки.

7. Разработка собственного фирменного стиля написания. Когда уже станут заметны результаты кропотливой работы, стоит подумать о том, что почерк может отличаться оригинальностью и непохожестью с другими почерками. Некоторые буквы можно удлинить или украсить вензелями или завитками.

8. Осанка. Если держать спину прямо, можно не только научиться красиво писать, но и избавиться от болей в спине, обеспечив позвоночнику здоровое существование.

Не стоит загружать себя большим количеством заданий и упражнений. Разработано несколько советов, придерживаясь которых, человек не будет тратить на уроки больше часа в день.

1. Первым шагом должна стать покупкой обычной прописи, которую все помнят с детства. Принцип этом методики проверен не одним десятилетием и действительно приносит свои плоды.

2. Следующим действием должна стать тетрадь в линию, только та, которая не имеет вспомогательной линейки. В ней необходимо будет прописать все то, что было изучено и проработано в прописях. Затем стоит сравнить результат. Если разница разительна, то рекомендуется снова вернуться к прописи и продолжать тренировки.

3. Прописывание каждой буквы в отдельности. Работать нужно как над заглавными,так и над строчными буквами. Пока не будут изучены детально все буквы не стоит начинать работать над межбуквенными соединениями.

4. Для того чтобы добиться стабильных результатов необходимо взять за правило писать каждый день по одной страничке текста. В данном деле очень важна постоянная практика особенно на стадии обучения.

5. Важным аспектом станет также правильный наклон ручки, он должен быть 45 градусов. При письме нужно следить за положением пальцев, в процедуре принимают участие только указательный, средний и большой.

Обучиться писать красивым каллиграфическим почерком под силу каждому человеку. Нужно просто проявить терпение на пути к успеху.

При всей индивидуальности любого почерка некоторые люди стремятся к изменению манеры письма. Чтобы почерк стал изящным и запоминающимся, нужно пройти определенную подготовку и много тренироваться.

Изучите свой почерк

Перед тем как научиться писать красиво, внимательно посмотрите на собственноручно написанный текст. Попробуйте исследовать тенденцию своего письма. В дальнейшем это поможет вам улучшать написание конкретных слов. Определить степень свободы своих движений, а также жесткость руки можно по следующим признакам.


Затем стоит перейти к определению активных мышц. Именно от их движений зависит мягкость почерка. Красивые буквы можно вывести только при работе кисти, всех пальцев и даже плеча. Необходимо написать небольшой текст и посмотреть, напрягается ли при этом вся рука или только ладонь. Помните, что не нужно излишне давить на пальцы, иначе буквы будут выходить скомканными. В большей степени двигать следует плечевой частью и всей рукой, а не одним запястьем.

Выберите канцтовары

Пишущие принадлежности, к которым в первую очередь относятся ручка и бумага, полезно подбирать в индивидуальном порядке. При этом существуют определенные общие принципы.

  • Компьютерная бумага не очень качественная. Более дорогие варианты можно приобрести в канцелярских отделах, и именно с их помощью снижается вероятность появления неаккуратных клякс и лишних капель.
  • Для регулярной практики и обучения приятному почерку можно использовать блокноты Moleskine. У них очень качественная бумага, делающая строки ровными.
  • Линии, выводимые ручкой, более красивые, чем карандашные. При этом не стоит приобретать дешевые шариковые модели. У перьевых ручек подача чернил намного удобнее. На первых порах тренировок можно использовать каллиграфические маркеры или канцелярские принадлежности « Сэнфорд » с плоским кончиком. Благодаря таким ручкам можно выводить разноцветные ручки с разной длиной и шириной.

Основные принципы практики


Красивое письмо курсивом

Многие люди думают, что практика красивого письма сразу подразумевает создание целых слов, а то и предложений. На самом деле нужно практиковаться в написании каждой буквы алфавита. Для вспоминания таких азов подходят школьные книги по письму, где указывается, как должна выглядеть заглавная или прописная та или иная буква. Также вы можете найти в сети или взять в библиотеке дополнительные учебники по созданию курсивного почерка.

Перед тем как научиться красиво писать ручкой, необходимо усвоить правила правильной постановки руки. Ручка должна размещаться между указательным и средним пальцем, чтобы последние фаланги и большой палец касались кончика письменного инструмента. При такой позиции можно минимизировать вероятность появления боли в предплечье, запястье и пальцах.

Отдельное внимание в процессе тренировки надо уделять освоению соединительных линий. Курсив как раз и является соединением букв. В процессе такого урока нужно следить за тем, чтобы верхние части букв всегда были полностью завершены, иначе отличить один знак от другого становится очень сложно.

Как освоить каллиграфию

Каллиграфическая практика требует еще большего внимания к своей позе. Ступни должны быть полностью прижаты к полу, а позвоночник - выпрямлен. Ручка располагается между двумя первыми костяшками. Она охвачена указательным и большим пальцами и при этом опирается на средний палец. Визуально это выглядит как удерживание ручки под углом 45°.

Каллиграфия также невозможна без качественных письменных принадлежностей. Лучше всего использовать автоматизированные ручки, маркеры и модели перьевых ручек с натуральным пером или металлическим стержнем. Очень важно купить бумагу, которая не будет пропускать чернила. Если специальных листов нет под рукой, берите тетрадные листы с высоким содержанием хлопка, благодаря которому линии будут получаться более жесткими. Не забывайте обращать внимание на чернила, которыми заправлена ручка. Так, индийские варианты чернил быстрее всего засоряют канцелярские принадлежности из-за специфического лака в составе. Стоит делать выбор в пользу водорастворимых чернил.

Приступая к каллиграфии, помните о правильном направлении линий. Нужно грамотно разместить лист бумаги на столе и определить высоту пера. Примером для красивых линий может служить шрифт Italic с высотой 5. В каллиграфии выделяют следующие виды линий.

  • Базовая. Определяет нижние точки букв в строке.
  • Верхняя. Возвышается над базовой строкой и может изменять свою высоту в соответствии с высотой знаков.
  • Восходящая. Этой линии касаются все восходящие буквы, которыми являются «б» и «в». В классическом варианте высота этой линии равна 5.
  • Нисходящая. Этой линии касаются нисходящие буквы, например, «з» и «д». Имеет также высоту 5 от базовой линии.

Поняв, как красиво писать, следует подготовиться к регулярной практике каллиграфического стиля. Постепенно рука привыкает к повторяющимся движениям, и угол наклона ручки восстанавливается автоматически. Чтобы разнообразить такой почерк, можно экспериментировать с бумагой, ручкой и периодически рисовать просто круги и линии, чтобы чувствовать степень нажатия на ручку.

Свобода творчества

По-настоящему красивый и уникальный почерк может быть основан сразу на нескольких стилях. Не обязательно ограничиваться курсивом или каллиграфией. Разнообразить свой кругозор по этому вопросу поможет изучение работ различных графических дизайнеров, художников и каллиграфов, которые обладают своим неповторимым стилем письма. Полезно также исследовать интересные плакаты и постеры, чтобы определять шрифт и запоминать его. Более того, источником вдохновения для приобретения нового почерка могут стать разнообразные эскизы, причудливые формы деревьев.

Некоторым ученикам помогает рассматривание средневековых текстов. Там всегда используются необычные буквы. Особенно красиво изображаются заглавные символы. Они могут отражать, как отдельных животных, так и целые исторические сцены. В древних рукописях тоже можно черпать вдохновение, поэтому не обходите вниманием египетские иероглифы или норвежские руны.

Развивать свой собственный стиль письма помогает постоянное применение разработанного каллиграфического почерка. В первую очередь каллиграфию применяют для красивых подписей на открытках, но также можно делать целые постеры со строчками из любимых стихотворений или приглядевшимися высказываниями. Тренироваться полезно и создавая орнамент букв, для которого применяется перманентная ручка.

  • Самый эффективный способ разработать великолепный почерк в едином стиле - постоянно тренироваться. Причем тренироваться надо не просто в написании самих букв, но и в сохранении правильной позы для письма, автоматической постановке ручки в нужную позицию.
  • Если ваша рука часто болит после тренировок в красивом письме, вероятно, вы слишком сильно сжимаете ручку, давите на неё или просто неправильно сидите. Чтобы понять, какой из способов письма вам подходит лучше всего, экспериментируйте с разными вариантами.
  • Сегодня очень часто устраивают каллиграфические выставки, включающие мастер-классы, на которых можно познакомиться с соратниками по интересам. Если вам сложно осваивать каллиграфическое письмо самостоятельно, найдите в своем городе единомышленников, которые будут творить в группе под руководством опытного специалиста.
  • В качестве тренировки можно попросить друга или родственника провести диктант, во время которого вы будете практиковать письмо довольно большого текста. Главное - помнить, что качество важнее скорости.