Рабочая программа на тему: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественный труд". Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста

Ольга Раздайбедина

Художественны труд – это продуктивная деятельность, в которой ребенок создает конкретный продукт – лепит пирожоr или пряник, мастерит открытку или мячик, плетет закладку или коврик т. д. Множество важных дел наполняют его жизнь эмоционально значимыми событиями, создают поле для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми.

– это орудийная деятельность, в которой ребенок использует конкретные орудия – вырезает ножницами, делает надрезы или срезы ножом, придает форму с помощью стеки, прокалывает отверстие с помощью трубочки, палочки. В этом случае рука начинает выполнять важнейшую роль «орудия орудий» - становится умной и многоопытной.

– это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием на уровне подлинного творчества. Ребенок исследует особенности и различные свойства разнообразных материалов – бумагу, ткань, нитки, фольгу, соленое и сдобное тесто, осенние листья и всевозможные плоды (овощи, фрукты, семена) . Он учится видоизменят и преобразовывать Причем делает это осознанно. Деятельность приобретает мотив и цель, становиться управляемой. В результате получается вполне конкретный продукт. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота в их единстве и гармоничной согласованности.

– это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции.

Я считаю, что художественный труд имеет огромное значение в развитии мелкой моторики рук. Он затрагивает все области развития ребенка : развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности ; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию , осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности ; развивает творческое воображение и художественный вкус .

Публикации по теме:

Дети очень любят, когда мы с ними ходим в драматический или кукольный театры, а недавно мы посетили рязанский государственный областной.

Художественный опыт ребенка На сегодняшний день педагог использует различные формы и методы взаимодействия с детьми и их родителями. Это могут быть беседы, выставки,.

Конспект развлечения «Художественный салон «Разноцветная книга» Цель: Познакомить детей с творчеством художников- иллюстраторов детских книг, с историей иллюстрации, особенностями творчества художников.

«АРТ – Ростов»Сегодня, дорогие коллеги и друзья, я хочу рассказать вам об очень интересном событии, выставке – продаже предметов искусства.

Художественный творческий проект «Краски моей Родины» Участники проекта: воспитатели группы, дети 6-7 лет, родители. Сроки реализации проекта: четыре недели. Актуальность: Участие в проекте.

Интеграция образовательных областей «Социализация» и «Художественный труд» в НОД (из опыта работы, старший возраст) Старший дошкольный возраст- это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Ребёнок в этом возрасте.

Конспект занятия «Труд и игра, труд и творчество» старшая группа Программное содержание: Закрепить умение делать игрушки из бумаги, соблюдая последовательность: разрезать круг до середины (по радиусу,.

Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В содержание входит изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного, бросового.

Изготовляют поделки, игрушки, атрибуты для игр, пособия для занятий, ремонтируют книги, настольно-печатные игры. Проявляют настойчивость, терпение, аккуратность. Планируют работу, отбирают необходимые детали, делают несложные заготовки. Поделки – подарки малышам, взрослым и украшают помещения группы к праздникам. Выставки, конкурсы творчества детей и взрослых, родителей.

Примерное содержание ручного труда в старшей группе:

· ремонт книг для малышей;

· пришивание петель к новым полотенцам;

· изготовление «овощей и фруктов» из поролона для игры в «Магазин»;

· ремонт коробок для настольно-печатных игр;

· шитье кукольного постельного белья;

· изготовление украшений к празднику для группы;

· изготовление персонажей для настольного театра;

· изготовление элементов костюмов к празднику;

· плетение из тесьмы пояса к кукольной одежде;

· изготовление елочных украшений;

· поделка игрушек для обыгрывания построек (деревья, человечки, зверюшки, машинки …);

· изготовление сувениров в подарок папе, маме, другу …;

· изготовление игрушек- забав для малышей и т.д.

Зарождение умственного труда (Куликова Т.А.) – труд может выступать в виде логического решения задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.)

Воспитатель учит детей «думать, прежде чем делать», объяснять для себя и для других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.

Умственный труд имеет все компоненты трудовой деятельности.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.



Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты.

2. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к художественному труду как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней (природной, материальной, социальной, духовной); раскрыть специфику результата художественного труда – единство пользы и красоты (функционального и эстетического).

3. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника-конструктора, дизайнера. Сформировать представление о том, что все виды труда могут быть творческими, если сам человек – творец/

4. Обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие–исполнительство–творчество, в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями.

5. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать качества человека труда – трудолюбие, ответственность, честность, коммуникативность и др.

6. Содействовать освоению художественных способов, техник, технологий и развитию общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности.

7. Создать условия для личностного роста каждого ребенка.

Следует выделить основные психолого-педагогические условия , обеспечивающие успешность освоения детьми содержания художественного труда как интегрированной деятельности:

– разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности;

–– постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития (единство стратегии и тактики);

– индивидуальные программы и маршруты развития;

– роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной деятельности и организации учебного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия;

– наличие специально оборудованного места (мастерская, дизайн-студия, центр ремесел и т.д.), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.

Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов , для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждымребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);

– отсутствие единой для всех задачи и единого критерия оценки результата.

Создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных) и организация выставок детских творческих работ - общая задача, в решении которой принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Сегодня педагоги и психологи отмечают, что каждый ребенок сам должен ставить перед собой цели, не может быть принуждения к творчеству, навязывания идей, интересов и решений. Индивидуальные программы развития, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных «живых» дел, нацеленность на практическое постижение детьми смыслового поля народной культуры, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, подлинная интеграция интеллектуального и эстетического развития, презентация и фиксация результата, организация образовательной деятельности методом проектов - вот важнейшие черты проектирования художественного труда в современном детском саду.

это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание, модели­рование и т.д. При этом ручной труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализаци­ей на уровне подлинного творчества.

Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Вхождение ребенка в человеческий мир - это непрерывная цепочка «открытий для себя». Но благодаря этим «открытиям» через деятельность подрастающих поколенийосуществляется глобальное воспроизводство творческих способностейв масштабах всего общества. Именно это часто давало повод считать ребенка олицетворением общечеловеческого, богочеловеческого, а то и божественного творческого начала, на которое следует ровняться взрослому творцу. По словам английского философа Ф.Бэкона, чтобы войти в науку, мы должны уподобиться детям. Вторя ему, русский философ П.А.Флоренский писал, что секрет творчества -в сохранении юности, а секрет гениальности - в сохранении детства на всю жизнь

МАСТЕР_КЛАСС для педагогов ДОУ

Тема: «Художественный ручной труд в детском саду»

Цель: расширить представления о детском ручном труде и на практике показать доступные для дошкольного возраста способы изготовления поделок.

Первоосновой, стержнем всего умственного, физического, нрав­ственного и эстетического развития личности является труд. Наше ближайшее окружение - предметная среда - есть продукт труда рук человеческих. На основе домашнего и общественного труда лю­дей складываются традиционные ремесла, художественные промы­слы, которые представляют собой культурное достояние и гордость народа. «Дух ремесла» заложен в ручном труде, к которому сле­дует приобщать детей сызмальства.

Трудовое воспитание дошкольников немыслимо без активного ручного труда. В таком труде ребенок обнаруживает самую высо­кую заинтересованность, успехи и - что еще немаловажно - ма­лую утомляемость. Эти факторы оказывают положительное влия­ние и на общее психическое и умственное развитие детей. Особую значимость для них имеет художественный труд как один из ком­понентов эстетической деятельности, в основе которой лежит худо­жественное содержание декоративно-прикладного искусства.

Теория современного дизайна для детей и практика их ручного труда, художественного творчества раскрывает широкие возмож­ности такой продуктивной деятельности, которая может увлечь ре­бят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержа­тельным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной пе­дагогике складывалось веками. Формирование ремесленнических навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и по­лезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разно­образным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена рука». Основой предпосылки такого учения являлись условия окружающего быта.

Деятельность детей с различными материалами в народной пе­дагогике классифицировалась следующим образом:

а) работа с природным материалом; обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество;

б) резьба по дереву, камню, кости, коже;

в) чеканка по металлу;

г) работа с глиной, изготовление керамических изделии.

Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творче­ский процесс изготовления различных изделий под руководством взрослых содействовали закреплению положительных эмоций, овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятия «наследие», «традиции» в обучении художественному мастерству всегда имели важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествую­щих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

Высокий художественный уровень творческого освоения детьми доступных форм материала в современном декоративном ис­кусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной художествен­ный труд рассматривается в педагогической теории как необходи­мый элемент нравственного, умственного, эстетического воспита­ния детей.

Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полез­ные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов, на основе которых развиваются его представления, знания, практический опыт, приобретаемый в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность исполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Известный психолог А. В. Запорожец писал, что «способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самостоятельности.

Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют: работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом), изготовле­ние декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декора­ций и сувениров, макетов кукольных комнат;

работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из тка­ни, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, де­талей костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров, театральных и декоративных кукол);

работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур; декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки; плетение изделий из прутьев, сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых расте­нии; оформление живого уголка);

работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, суве­ниров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);

работа с глиной (создание декоративных украшений, керамиче­ских панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

работа с искусственным материалом (вязание и плетение из синтетической и полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и пред­метов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и суве­ниров из синтетических тканей).

Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различ­ных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенно­стями мастерства, приобщает к народному декоративному искус­ству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармонического развития детей.

В этом процессе немаловажное значение имеет подготовка пе­дагога, которая должна быть направлена на овладение знаниями об отдельных видах художественных ремесел. И для расширения вашего кругозора, я предлагаю вам памятки, где можно познакомиться с историей возникновения макраме, вязания, оригами.

В практической части я познакомлю Вас с приемлемыми для дошкольников видами художественного ручного труда.


  1. Волшебные превращения веревочки

Учиться рисовать можно не только карандашом, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенной веревочки. Для этого нам потребуется отрезок шнура от 0,5 до 1-1,5 м. Возьмите короткий шнур (0,5 м), расположите удобно на ровной поверхности стола или ковра. Начинать изображение нужно с простых по форме предметов – цветка, яблока, груши. При исполнении форм яблока и груши, шнур вначале складывают пополам, делают небольшое углубление, а затем выкладывают овал формы из двух отрезков движением снизу вверх, замыкают веревочку «хвостика» плода.

Любое изображение фигур животных в движении начинать нужно с головы, далее следите за характером формы туловища того или иного животного.

Если ребенок, полюбив это занятие, старается привносить в изображение формы свои дополнения, одобрите его начинание. Рисунки посредством веревочки имеют свою образную характеристику – мягкость получаемых форм вызывает чувство покоя, завершенности, тем самым, приближая ребёнка к восприятию декоративно-прикладного искусства, в частности художественной вышивки, кружевоплетения.

Аппликация из пластилина

Пластилин - чудесный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Разнообразный по цвету, он очень интересно смот­рится в работах. Дети любят заниматься лепкой пла­стилина, т.к. работа с ним позволяет познакомить их с различными видами искусств - скульптура, графи­ка и др. Занятия пластилином способствуют развитию мел­кой моторики рук, т.к. это необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем лучше он развивается, луч­ше говорит и думает.

Лепкой из пластилина рекомендуют заниматься с трех лет. В более раннем возрасте, работа с пластилином малышу непосильна. Но, если периодически показывать ему какие-то манипуляции с пластилином, давать его в руки, чтобы он помял его, пальчиком малыша надав­ливать на шарик из пластилина, раскатывать. Малы­шу это понравится, и он с удовольствием будет возвра­щаться к этому занятию. Главное умело выводить его из этой игры.

И поэтому, мне хочется предложить вашему вниманию пластилиновые аппликации.

Для изготовления вишенки нам потребуется: красный или бордовый пласти­лин - для вишенки; зеленый - для листиков; корич­невый - для веточки и плодоножек. Картон для фона любого подходящего цвета.

Приступаем к работе.

Намечаем центр, где будет расположена веточка.

Раскатываем не очень тонко «колбаску» коричнево­го цвета - это будет веточка, и крепим ее в центре. Затем плодоножки коричневого цвета для двух више­нок, отрезаем и укладываем на намеченное место, слегка придавливаем.

Раскатываем жгутики красного или бордового цвета, складываем их так, чтобы получился круг. Нам нужно 2 круга для 2 вишенок. Укладываем их на место.

Затем делаем жгутики из зеленого пластилина, скру­чиваем из них 2 овала - это будут листики. Листикам можно придать слегка заостренную форму. Крепим ли­стики к веточке.

Получились очаровательные «принцессы» - вишенки.

А чтобы сделать слоника нам потребуется: серый пластилин - для слони­ка; черный - для глазок; белый - для зрачков. Кар­тон для фона любого подходящего цвета.

Приступаем к работе.

На картоне отмечаем положение головы и туловища.

Изображение слоника может состоять из кружоч­ков и овалов. Вы придумайте свои варианты.

Раскатываем длинный жгутик из пластилина серого цвета. Скручиваем его по кругу, формируем голову и сразу делаем хобот. Для туловища раскатываем длин­ный жгутик и их него формируем овал, туловище за­канчиваем хвостиком. Переносим на картон, слегка придавливаем. Ноги делаем из жгутиков, скручивая их овалом, и соединяем с туловищем. Делаем глазик из черного пластилина, скатываем шарик и немножко сплющиваем его при соединении с головой, зрачки де­лаем из белого пластилина.


  1. Оригами

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мыш­ления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовле­ния, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе констру­ирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение при­емов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует куль­туру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бума­ги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе во­лшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всесто­роннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Изготовление различных поделок из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста.

Практический показ изготовления кораблика, рыбки, лебедя, цветка.

Игрушка, которую мастерит ребёнок вместе с взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно дорога ему. Творите чудеса вместе и, поверьте, - это принесёт радость и Вам, и ребенку.


Похожая информация.


Развитие у детей творческих способностей к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия художественным трудом, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.

Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению, хорошо, когда элементы творчества присутствуют во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общениях, это активизирует творческие способности. Если результаты художественного труда детей бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.

Педагогические исследования длительного характера подтверждают, что именно художественно-эстетическое воспитание и художественный труд способствуют введению ребенка в мир искусств, который эмоционально связан с миром личных переживаний, наблюдений, раздумий самих детей. Ребенок входит в этот мир через самостоятельную творческую деятельность. Когда ребенок вырезает, склеивает макет, складывает бумагу и т.д., он задействует обе руки, а это способствует активизации обоих полушарий головного мозга. Таким образом, происходит развитие левого полушария, с которым связана способность говорить,

считать, логически мыслить, и т.д. Одновременно развивается и правое творческое полушарие, которое отвечает за воображение, развитие музыкальных и изобразительных способностей пространственное восприятие объектов и т.д. Таким образом, художественный труд является одним из важных средств развития личности, оно способствует выработке у ребят психологической уверенности и целостного восприятия мира.

Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальных реализации возможностей ребенка, а также его становлению как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (аппликация, ручной труд, вышивание, оригами и т.д.), право на творческий поиск и на ошибку.

Сегодня проблема творческого развития приобрела особую актуальность. Это вызвано характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящем – с одной стороны, и снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.

Стремительность научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток и т.д. ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Поэтому необходимо с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и окружающей среды.

Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению.

Приобщение детей к народной культуре – необходимое условие эффективности художественного труда. Испокон веков люди проводили долгие вечера за рукоделием, взрослые и дети вместе ткали, вышивали, водили хороводы и при этом пели хором. Бережно хранили и передавали из поколения в поколение песни, былины и мифы, а также приемы, способы, методы – секреты мастерства. Народные мастера, изучая опыт поколений, создавали произведения искусства, привнося свое личное восприятие, ощущение, понимания с позиций современности, вкладывая частичку своего таланта. Народная культура – это питающая основа для творческого саморазвития человека.

При непосредственном общении с подлинными предметами народных промыслов ребята открывают для себя наиболее характерные черты народного творчества. Дети узнают особые приемы, с помощью которых умельцы добивались наибольшей художественной выразительности, высокой эстетичности.

Очень полезно детям на начальной стадии занятий изучать и даже копировать образцы, тренируя руку и глаз, но затем, уже по собственным эскизам, выполнять композиции и «в стиле». Главная цель выполнения работы «в стиле» – не точно повторить детали, а бережно сохранить дух. Чтобы традиция жила и возрождалась не во внешней форме, а в духе.

Наиболее значимым условием эффективности процесса художественного труда является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, похвала.

Одна из основных задач педагога состоит в том, чтобы помочь, поддержать и научить ребенка творчески подходить к процессу его взросления и развития. Педагогическая поддержка смягчает вхождение ребенка в мир знаний, творчества, способствует обретению им социальной активности и таких моральных качеств, как любовь, сочувствие, благодарность, умение видеть красоту. Необходимо стимулировать оригинальные, нестандартные решения детей, чтобы способствовать развитию творческого потенциала ребенка. Взрослым надо проявлять доброжелательность, терпимость и осторожность в оценке детских работ, организовывать обсуждение предложенных детьми вариантов.

На занятиях творческого художественного труда не обойтись без изучения и применения основных художественно-выразительных средств и приемов композиции. Поэтому потребуется разъяснение детям таких терминов и понятий как гармоничность, пропорциональность, динамика, контраст, нюанс, ритм и т.д.

Созидание выступает только показателем усвоения знаний, но и трамплином для их корректировки. Занятия художественным трудом дают возможность ребятам «здесь и сейчас» участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения и сохранения в мыслительной и тактильной памяти.

Одной из важных проблем образования является результат созидательной деятельности. Важно, что и как они создают. Именно на творческих занятиях закладываются и практически закрепляются азы общей культуры и эстетический вкус. Художественный труд предполагает процесс создания, соизмеримый с культурными требованиями и традициями.

Педагогу, как участнику сотворчества всегда следует помнить об огромном воспитательном воздействии на человека мира бытовой культуры, потому что, именно в мире вещей происходит материализация мировоззрения, мировосприятия.

При выполнении заданий необходимо уделять должное внимание к дизайну внешнего вида изделий, относясь к этой проблеме не как простому украшательству, а как к неотъемлемой части создания единого эстетического образа модели.

Главным результатом занятий художественного труда являются не столько готовые изделия, и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях. Ребята начинают активно воспринимать, и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиции, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

Исходя из выше указанного, мною были составлены этапы работы по данной теме (Приложение 1 ).

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А
. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
  • Комарова Т.С
  • . Народные художественные промыслы России. – М., 1983.

    Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

    В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.

    Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов, создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву. Керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям.

    Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогики складывалось веками. Формирование ремесленных навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта.

    Декоративно-прикладной труд детей 5-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).

    Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

    Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, в прикладном искусстве должен:

    *научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;

    *овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

    Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

    Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д.).

    При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.