Свадебные обряды и ритуалы. Магические обряды, приметы и ритуалы на свадьбу

Каждый обряд, связанный со свадьбой, имеет давние корни Обряды и традиции перекочевали из давней старины в современный мир в несколько измененном виде. Но, тем не менее, они остались, а многие и сегодня считают их соблюдение залогом счастливой семейной жизни.

В первую очередь хотелось бы остановить внимание на таком древнем обряде, как сватовство. Современная церемония сватовства достаточно проста – древние обряды на свадьбе, связанные с этим моментом, несколько упростились.

На сегодняшний день сама схема сватовства ограничивается тем, что потенциальный будущий муж, получив согласие от его избранницы, посещает родителей невесты. При этом обязательным атрибутом выступает букет, презентованный самой будущей жене и ее маме – своей теще. В большинстве своем родители невесты уже не один месяц знакомы с потенциальным зятем и отнюдь не против его кандидатуры в качестве супруга для своей дочери. В целом ритуал сватовства носит больше формальный характер.

Такая же церемония сватовства проходит и с родителями потенциального супруга будущей невесты. Свекор и свекруха принимают в своем доме будущих тестя и тещу, а также потенциальную невестку. В целом после проведенного совместного застолья сватовство считается завершенной, а сама процедура помолвки состоявшейся.

Традиции свадьбы – встреча молодоженов

Традиции свадьбы составлялись не одно десятилетие, и одним из важных моментом в свадебной церемонии выступает обряд встречи молодых с караваем и благословением пары родителями. При этом стоит сказать, что церемонии на свадьбе, предусматривающие сам процесс родительского благословения, выступали обязательным условием для полноценного православного брака и проводились перед венчанием в храме.

Сама встреча и получение родительского благословения начинается с того, что молодожены проходят через своеобразный коридор, созданный гостями свадьбы из рушников, и встают перед родителями. После трехкратного поклона своим родителям пара молодых торжественно получает от них благословение и свадебный каравай. Получив от родителей каравай, молодожены преломляют его каждый со своей стороны и, макая в соль, дают съесть каждый свой кусочек супругу.

Традиции свадьбы особое место отводят свадебному пирогу, поскольку никакая свадьба не может быть представлена без этого украшения самой церемонии. Именно момент совместного разрезания свадебного пирога – огромной кондитерской конструкции крема и бисквита, останется в памяти, как один из самых ярких и красочных моментов свадьбы.

Традиция — подносить свадебный торт молодоженам уходит своими корнями в Древний Рим. При всем том, что с теми временами нас разделяет 5 тысяч лет, данная свадебная церемония дошла до наших дней. Но стоит сказать, что хоть и самого понятия торт в то время люди не знали и не использовали, в самой церемонии на свадьбе использовали свадебный хлеб, выпеченный с соблюдением всех традиций из ячменя или пшеницы.

По самому ритуалу, принятому в те времена, жених обязан был разломать свадебный хлеб над головой своей избранницы и после дать каждому гостю небольшой кусочек от него, предлагая таким образом разделить с женихом радость. Сами крошки, которые попали на голову невесты от разломанного свадебного хлеба, жених собирал и разделял их со своей избранницей. Данный ритуал выступал своеобразным символом подчинения будущей супруги своему мужу.

На Руси таким свадебным тортом выступал традиционный каравай. Именно в этом отношении наши предки подходили с размахом и хорошим знанием дела, поскольку для приготовления этого свадебного атрибута требовались усилия нескольких людей.

Именно наши предки знали то, что замесом свадебного каравая занимались исключительно замужние женщины, а самим процессом выпечки в печи – мужчины. А вот нарезал сам свадебный каравай, украшенный ветками и ягодами калины, обязательно ребенок. Далее уже на самом свадебном торжестве нарезанный каравай разносили гостям исключительно сами сваты. При этом вся эта процедура угощения гостей свадебным караваем сопровождалась пением обрядовых песен. Их выполняли «каравайщики». Как правило, коснуться первыми самого готового каравая честь выпадала молодым, и все это делалось до венчания в храме.

Свадебный ритуал выкупа невесты

Сама традиция выкупа невесты как свадебный обряд достаточно древняя и стара как мир. На сегодняшний день многие свадебные церемонии воспринимают ритуал выкупа невесты как один из элементов свадебной игры, хотя наши предки вкладывали в него достаточно сакральный смысл и свой особый подтекст. Именно предки, опасаясь кровного смешения в роде, выбирали для жениха невесту из иного племени и региона.

Зачастую получить ее можно было в результате либо победы в военных действиях или же в ходе длинных переговоров и достижения определенных договоренностей, а именно — размера цены за невесту. На сегодняшний день сам свадебный ритуал выкупа молодой не столь обстоятелен и, как правило, сам выкуп носит условный характер в виде небольшого подарка родителям невесты, но также практикуется и своеобразное «подношение» и выкуп деньгами.

Свадебный ритуал покрывания невесты

В данном достаточно красивом свадебном ритуале особое место и участие отводится непосредственно невесте и свекрови. Именно наши предки наделяли данный ритуал особыми магическими чертами. В самом ритуале покрывания будущей жены и матери свекровь сама снимала с молодой фату и покрывала ее голову платком. Именно такие действия олицетворяли в себе сакральный смысл того, что девушка уже становится женщиной и женой.

В этот момент сама невеста может, как бы шутя, сбрасывать дважды с себя платок, но вот на третий раз свекровь завязывает сам платок на голове невестки. После этого все незамужние девушки, присутствующие на свадьбе, водят вокруг молодой хоровод, в то время как сама невеста примеряет на голову каждой свою фату, желая тем самым каждой из них поскорее выйти замуж и обрести свое семейное счастье.

Свадебная церемония передачи семейного очага молодоженам

Вся суть данного ритуала заключается в том, что именно родители молодых символически передают тепло от своего семейного очага новой семье. Сам ритуал проводится по завершении свадебного гулянья, когда сами молодые идут в новый дом и родители, как со стороны жениха, так и со стороны невесты зажигают по свече и одновременно двумя свечами зажигают общую свечу молодых, при этом произносят пожелания и наставления для молодой семьи.

Сам ритуал также предусматривает непосредственное участие и свадебных гостей. Они образуют круг и также держат в руках свечи, тем самым образуя своеобразный защитный круг вокруг молодых. Выключается свет в зале и молодожены становятся в импровизированный защитный круг с одной общей восковой свечой. В это время каждый из гостей произносит свое краткое пожелание и после этого поднимает свечу вверх и мысленно повторяют сказанное вслух пожелание и опускают свечу.

После того, как все гости высказали свое пожелание, родители молодых подходят к паре и произносят свои наставления и зажигают пламенем от своих свечей общую свечу новой семейной пары. Запалив свечу и пожелав молодым все самое лучшее свечи не гасят а ставят на столы, создавая при этом романтическую обстановку в ходе свадебной церемонии.

Свадебные приметы и ритуалы для счастливой семейной жизни

Хотелось бы еще раз остановиться на определенных приметах и обычаях, соблюдение которых, по верованиям и убеждениям многих, может сделать сам брак крепким и долгим. В особенности существует масса примет в отношении наряда невесты. В первую очередь речь идет о количестве пуговиц на платье невесты – оно должно быть обязательно четным, в то время как обувь молодой не должна содержать шнурков и веревочек, а нижнее белье должно быть обязательно белого цвета.

Многие считают, что количество гостей на свадьбе должно быть нечетным – это обеспечит молодым долгую и счастливую совместную семейную жизнь. После венчания в храме невеста должна была раздать каждому встречному мелочь – именно это обеспечивало молодой семье достаток и финансовое благополучие. А вот осыпание пары зерном или конфетами также сулило паре достаток и сладкую, благополучную жизнь.

Не менее интересной свадебной приметой служит то, что многим молодым кладут в бокал мелкие монетки на достаток и успех. Именно эти монетки стоит хранить в дальнейшем именно под скатертью на столе в доме молодых. Данный обряд сопутствовал привлечению достатка и благополучия в дом.

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Народные приметы, ритуалы и маленькие житейские хитрости для дня свадьбы, позволяющие сохранить семейное счастье на долгие годы и уберечь вашу семейную жизнь от недоброжелателей.

Приметы

Предупредите всех родственников и будущих гостей, чтобы не дарили колющих и режущих предметов.
Когда пойдете к будущей снохе свататься для сына, пусть первым заходит сын.
Шапку перед сватами не снимает, пока не посадят за стол. Если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.
Венчальное платье, кольцо и фату нельзя давать мерить ни подругам, ни сестрам, ни кому другому. Иначе в семье будут ссоры или брак вообще не состоится.
Не покупайте туфель на шнурках. У невесты должны быть именно туфли без шнурков.
Нельзя пускать гостей до свадьбы в спальню молодых, а тем более показывать их постель.
Венчальное полотенце, свечи в церкви не оставляют. Припрятывают дома - обязательно пригодится.
Платье невесты, фата, туфли и кольца обручальные должны быть под особым присмотром, так как на них можно легко навести порчу и даже просто испортить невзначай. Порча, пришедшая со свадьбы, тяжелая и снимается тяжело. Поэтому нужно беречь невестино платье до года их жизни вместе.
Платье невесты может быть белым, бежевым, золотым, золотистым, розовым. Платье невесты не должно быть черным, синим, голубым, красным, зеленым, серым. К нижнему белью относится то же самое.
На невесте не должно быть жемчуга и его никогда не дарят. Тем более, на свадьбу.
Жених должен быть одет в черный костюм. Допускается серый, белый, золотой. То же касается туфель.

Обряды

Чтобы свекровь не изводила
Умывается молодая три вечера перед ЗАГСом или венчанием, вытирается наговоренным полотенцем. которое оставляет у родителей, с собой в новую семью не берет.
Как я мила своей матушке и своему батюшке. Как они меня на руках держали, пуще глазу оберегали, в обиду никому не давали, так бы меня свекровь любила. не терзала бы, не бранила, со свету не сживала, жалела бы и оберегала. Слово мое крепко, к делу моему цепко. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

Свадебное благословение

Чтобы молодые не ссорились, говорят на их столовые приборы, до того как они сядут за стол: Как церковь непоколебима и неразрушима, вера крепка, медовуха сладка, так бы и раб (имя) с рабой (имя) были неразлучимы и непоколебимы. Без друг друга не могли быть, порознь не могли жить, ни дня, ни часа с этого раза, от свадебного стола, как я, раба (имя мастера), наговор прочла. Аминь. Аминь. Аминь.
Покупая невесте наряд, старайтесь, чтобы фата и платье были куплены в среду, туфли в пятницу.Перед выходом из дома в магазин читают наговор и выходят спиной, т.е. задом из квартиры: Ангел мой, венец золотой. покрой чистой фатой не на месяц, не на год, насколько раба (имя) проживет. Аминь. Аминь. Аминь.
Чтоб невеста на смотринах понравилась
Плескайте себе двумя руками в лицо холодную воду и говорите: Я - Божия раба (имя).
Солнце высоко, а я выше.
Мои брови смоляные, мои кудри золотые, мои глаза - звездочки ясные, мои губы - лепестки красные.
Кто меня увидит, тот ни одним словом меня не обидит.
Господи, помоги! Богородица, на брак благослови.

Брак против воли родителей

В затруднительных случаях, если родители не благословляют любящих на брак, есть умягчающая родительское сердце молитва.
Купите две свечи, одну поставьте у иконы «Умягчение сердец», другую зажгите дома и прочитайте заговор двенадцать раз.
Ангелы небесные, пойте «Аллилуйя»! Славься, святая церковь, венчающая на брак! Бог создал людей, Бог их крестил, Бог их простил, Бог их на брак благословил.
Помяни, Господи, всю кротость царя Давида, так пусть кротки будут родныесестры, братья, зятья, вся родня, мать, отец дадут благословениена брак и венец рабам Божьим (имена). Аминь
Покупая обручальные кольца
Не входя в дом с кольцами, нужно произнести: На добрую жизнь, на верную семью. Аминь.

В День свадьбы Приметы

Мама невесты не должна присутствовать при венчании.
На голову надевают венок с фатой. Никаких цветочков, отдельно вставленных в волосы, шляпок и диадем быть не должно.
Надевать платье невеста должна в первую очередь, просовывая голову через горловину. Не наряжает невесту подруга с таким же именем.
На платье должно быть четное количество пуговиц, если они есть вообще. Нижнее белье невесты должно быть только белым.
Если у невесты во время свадьбы оборвался подол, сама невеста его не подшивает.
Молодых за стол садят на лохматую шубу или тулуп, вывернутый мехом наружу. Чтобы жили богато.
Ложку, которой ел жених за свадебным столом, прибирают до сорокового дня. В сороковой день дают мужу снова ею покушать. Чтобы жили хорошо и долго вместе.
В день свадьбы хорошо посадить дерево жениху и невесте. Посадить так, чтобы принялись.Выходя из церкви после венчания, невеста раздает мелочь, дабы убрать лишние неприятности в своей семейной жизни.
Во время венчания, когда венцы на голове или над головой, молодым нельзя смотреть друг другу в глаза: будут измены. Не смотрят также на свои свечи. Смотрите на батюшку.
Во время свадьбы старайтесь выйти из тех дверей, в которые вошли.
Если все булавки из наряда невесты вынула одна женщина, то каждая девица, получившая такую булавку в течение одного года выйдет замуж. Если булавка согнута, останется старой девой.
Девица, получившая от невесты кусок сыра, отрезанный перед тем, как уйти из-за стола, будет следующей невестой среди подруг.
Сватовство: 3, 5, 7 и 9 числа - удачные дни.Обручальное кольцо не надевается на перчатку.Шляпка в день свадьбы на невесте - к разводу.
Чтобы зять не обижал дочь, теща должна (пока едут на венчание) приколоть на лифчик у правой груди булавку, а на обратной дороге переколоть ее на левую грудь. По приезде из церкви эту булавку мать прикалывает на подол дочери. Не снимают булавку до первой стирки.
Сватьям соли не занимают - дети их жить не будут, разойдутся.
Если при венчании упало кольцо жены, она умрет первой, если упало кольцо мужа - он недолгий жилец.
Если при венчании кто-то из молодых первым ступит к алтарю, тот будет всему голова.
Если кто-то бросит в невестины туфли соли, сначала в правую, а потом в левую, молодая весь век будет с мужем плакать. По обычаю на свадьбе туфли воруют, будьте внимательны.
Если свадебной машине встретится похоронная процессия, следует подумать: Венок венку рознь. Аминь.
Если свечи гаснут при венчании, следует поменяться свечами жениху и невесте, иначе житья не будет.
Венчая своих детей, смотрите, чтобы у них со спины не стояли трое однополых, то есть трое мужчин или женщины.
Если свадебную скатерть стелить три года подряд в годовщину бракосочетания, то молодые доживут до глубокой старости.
Если во время венчания что-либо роняют жених или невеста, поднимать эту вещь (цветы, перчатку и т.д.) нельзя.
Старайтесь, чтобы во время свадьбы не было скандалов, чтобы вы не причинили никому зла, чтобы ваша машина не сбила ни собаку, ни кошку и, естественно, за свадебным столом не поминаются умершие.
Каравай, которым встречают молодоженов, гости не едят. Если он очень большой и его сразу съесть невозможно, насушите сухарики и съешьте его с супом. Каравай едят только жених и невеста.

Обряды

Очень часто за счет Вашего счастья многие стремятся поправить свою несчастливую семейную жизнь. В день свадьбы и во время венчания такие люди меняют местами Ваше счастье и свое горе. Чтобы это предотвратить, следует приколоть в невидных местах булавки жениху и невесте, наговорив на них следующее: Стоит престол, пред ним свадебный стол, за столом молодые сидят, не пьют, не едят, а на иконку глядят. Матерь Божья, спаси, Богородица, обереги от всяких дел и всякой беды. Спаси и сохрани. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
В день бракосочетания с невестой и женихом утром должны поздороваться все домашние, начиная с матери. Если никого, кроме нее нет, то матери следует трижды (но не за один раз) сказать своему ребенку: «Здравствуй, (имя)!». При этом жених или невеста в ответ должны молчать.Затем дают съесть блин, заговоренный от порчи: Матерь Божья, всем матерям мать, не дай людям взять у рабы (имя) счастье и долю. Во имя Отца и Сына, яви свою волю. Ключом запри и забери. Аминь. Аминь. Аминь.

Обереги на невесту

Невеста должна умываться наговоренным пивом.
«Как ты, чисто злато - серебро, чисто и прилично; как на тебя, злато - серебро. всяк зарится, заглядывается, стар и млад, женатый и холостой, старые старухи и молодые молодицы, красивые девицы и молодые молодцы, так бы и на тебя, раба Божья (имя), зарились и заглядывались бы все. Казалась бы ты им златом - серебром, глядели бы и смотрели бы. и очей с тебя не спускали». После венчания, входя в дом мужа, молодая говорит: «Первая, другая, я иду третья, но не последняя! Все вон, мне одной дом.»Чтобы быть самой любимой снохой.
Если молодой идет жить в дом невесты, он, вступая в избу после венчания, произносит: «Я иду - зверь лапист и горд, горластый, волк зубастый, я есть волк, а вы есть овцы мои».

Свадебный оберег

Чтоб дурной человек не напакостил на свадьбе, из-за чего вся жизнь молодых может быть порушена, читают с самого утра:
«Господи, Боже, благослови. Встала я, благословилась, вижу чистое поле, где заводится у христиан свадьба, где призвали меня к этой свадьбе. Помолюсь, покорюсь ему, самому истинному Христосу. При мне посох осиновый, старая ладанка, есть буду просвиру, пить святую воду, сберегу свадьбу христьянскую, отпущу в веселье да радости. Никто бы не мог к моей свадьбе прищепиться, приколиться, никто бы не попортил ее. Закрою я эту свадьбу, никто бы ее не видел. Часы идите, минуты летите, встречайте, богоданные родители, с счастьем, с радостью мою свадьбу. Соль - злому, беда - плохому, а молодым - удача и долгий век. Будьте, мои слова, крепки и лепки. Отныне и во веки веков. Аминь.»
Этот наговор читает самый старший в семье.
Чтобы на свадьбе не испортили
До прихода гостей наговорите на мак и посыпьте его у порога. Тогда все худые пожелания будут перебиты вашим оберегом.
Читают так: Который человек вечет, который зло речет, который худое помышляет, мое слово перебивает.
Как этот сермак не сосчитать, так и оберегу моему не помешать.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Шептать над хлебом и солью
Как хлеб и соль люди любят, так бы муж жену любил. Как соль сахаром нельзя заменит, так мужу нельзя жене изменить ни с темной, ни со светлой, ни с полной, ни с худой, ни с умной, ни с глупой, ни с любой другой рабой.
Как хлеб да соль люди любят, так бы жена мужа любила. Как соль сахаром нельзя заменить, так жене нельзя мужу изменить ни с темным, ни со светлым, ни с полным, ни с худым, ни с умным, ни с глупым, ни с любым другим рабом. Аминь.
Наговаривают на хлеб и соль и дают молодым во время свадьбы за свадебным столом, чтобы друг дружку любили и не было измены в доме.

Заговор венчальный

Читать во время бракосочетания, чтобы молодожены никогда не расходились и не гуляли друг от друга.Все Святые раба (мужское имя) за руки берут, к алтарю ведут. У венца раба (женское имя) стоит, на Святых глядит. Господи, Царь Небесный, повенчай венцом святым раба (имя) с рабой (имя) на веки вечные, до смерти не разлучай. Аминь.

Если при венчании свеча сгорела

Если у одного супругов во время венчания сгорела свеча, следует дать обет Богу и соблюдать его всю жизнь. Например, вы всю жизнь будете кому-нибудь помогать. Можно иногда покупать игрушки в детский дом или посылать в дом престарелых хотя бы немного денег.
Отчитка:
огарок свечи кладут в воду, начитав заговор, умывают лицо этой водой. Потом свечу убирают.
Читают так:
Господи, помоги! Всякому человекуотмерил Господь веку.
Господи, помоги, веку рабе (имя) продли.
Как ты не дал умереть Лазарю.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Свадебные тосты, которые приводят к разводу

«Люби ее, как свою душу, а тряси, как соседскую грушу».
«Бей ее почаще, любить будет слаще».
Если кто-нибудь во время свадьбы не задумываясь, пожелал молодым плохого, следует сделать так:
Во-первых, тут же отрезать кусок хлеба, сказав при этом:
Как я этот кусок хлеба отрезаю, Так и твои (имя) посулы убираю.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Затем, этот кусок хлеба нужно положить возле того, кто пожелал молодым плохого.
Но самое простое: надо заранее сделать свадебный оберег. Читайте про себя за свадебным столом: Стол мой дубовый, Гости оловянные, все посулы злые стеклянные.
Как хрупкое стекло бъется, разбивается, Так и не одно слово злое в посуле не сбывается.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Оберег на жениха

Перед тем как молодой пойдет в дом невесты, чтобы забрать ее на венчание, мать жениха должна перекрестить его и сказать:
Небесной высоты не достать, Небесной красоты не забрать.
Так и у моего сына никто не убавит
И ниче6го ему не прибавит.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оберег на невесту

Едет моя дочь со двора во двор, На ее подоле Божий затвор.
Никто того затвора не повредит, Никто оберега моего не победит.
Моя нога левая, ее нога правая.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
Читать на воду и ею умыть невесту, перед тем, как выйти из дому к венчанию.

Слова на церковные ступени

Идя венчаться, ступайте твердо на всю подошву по ступеням лестницы и говорите про себя: На первую ступеньку ступаю -мужа с собой заступаю.
На вторую ступеньку ступаю -свекра с собой заступаю.
На третью ступеньку ступаю -свекровь с собой заступаю.
На четвертую ступеньку ступаю -деревьев с собой заступаю.
На пятую ступеньку ступаю -золовок с собой заступаю.
Как на руке моей пять пальцев и один кулак, так и я всем править буду. Аминь.

Приворот во время свадьбы

Когда за столом в третий раз прозвучит «горько» и молодые поцелуются, невесте следует выйти из-за стола, задеть первый угол кольцом, надетым на правую руку, и сказать:
Как ты, угол, неотделим от стены, так неотделим будь муж от своей жены. Аминь.
После венчания, при выходе из церкви, завяжите на носовом платочке и тут же развяжите узелок со словами: Как узелок легко развяжу, так я легко в свое время рожу. Аминь.Если так сделать, то сколько бы раз ни рожала женщина, все роды будут легкими.
Если кольцо выскользнуло или упало во время регистрации или в церкви, следует про себя сказать трижды:«Кольцо на мне, беда не ко мне. Аминь».

После свадьбы

Не следует дарить свадебные фотографии всем подряд. По ним очень легко навести порчу.
Попросите кого-нибудь из родителей прочесть на Пасху во время завтрака заговор: Яичко пасхальное спокойно лежит, так и молодые спокойно живите. Яичко пасхальное молчит, так и молодые промеж себя не кричите. Христос воскрес, а им мир и лад. Аминь.
Заговор нужно читать предварительно перекрестившись. Яйца должны быть освещены в церкви. Делается это для того, чтобы у вас не было ссор.

Свадьбе у славянских народов уделялось особое значение. Это был знаковый момент в жизни каждой невесты, поэтому всегда брак связывался со многими обычаями, традициями и поверьями. Свадебные обряды никогда не придумывались просто так, на ровном месте. Каждый из них имел особое значение и был направлен на достижение счастья и гармонии в молодой семье.

Сейчас, к сожалению, многие обычаи утеряны, а когда-то важные сакральные действия приобрели чисто развлекательный характер. И все же, это русская история, даже славянская. Ведь когда-то жители России, Украины и Беларуси были тесно взаимосвязаны и представляли собой ветви одного народа – восточных славян. Поэтому и ритуалы у нас настолько схожи.

Смысл и таинство бракосочетания по-славянски

Прошлое, из которого вытекает и настоящее, у нас основано на славянском мировоззрении. Все современные обычаи, соблюдаемые на свадьбе, имеют исторические корни , связаны с особенностями отношения к жизни наших предков и основаны на логичных и последовательных действиях. В славянской свадьбе не было ничего лишнего. Поэтому, желая провести бракосочетание, учитывая все древние традиции, вы должны прекрасно понимать, какое обоснование они под собой имели.

Свадебный обряд – особое действие, направленное на достижение какого-либо определенного положительного результата. Цель брака – создать крепкую и дружную семью, в которой муж и жена держались бы друг за друга. Не зря ведь русские слова для них – супруги, т.е. люди, находящиеся в одной жизненной упряжке и на равных тянущие все радости и тяготы быта.

Все народные свадебные обряды , а также и традиции сводятся к одному: правильно выдать дочь замуж и обмануть нечистую силу, чтобы она не напакостила. Русские поверья были очень тесно связаны с представлением о злых духах, которые витают вокруг в огромном количестве и так и стремятся испоганить жизнь человеку. Тем более, тому человеку, который находится на грани, т.е. переходит из одного состояния в другое.

Это напрямую касалось невесты. Она в то время считалась именно таким, пограничным существом. Ведь девушка уходила из отчего дома и переходила из невинного девичьего состояния в женское, а впоследствии должна была стать матерью. Поэтому основной задачей было укрыть ее от нечисти, защитить, тем самым защитив и будущую семью. Отсюда и идет это слово – «невеста», неизвестная, сокрытая, тайная.

Практически все обычаи были направлены на достижение 3 важнейших результатов:

  1. Оградить будущую супругу, не дать нечисти прорваться к ней, а, следовательно, и окутать новоиспеченную семью благом. В то время это считалось очень серьезной задачей;
  2. Привлечь как можно больше добрых духов, чтобы они, наоборот, сопутствовали этой семье и укрепляли ее;
  3. Достичь плодовитости и прирастания нового семейного очага. Проще говоря, сделать все возможное, чтобы у молодых не только было большое количество детей (мы все знаем, насколько огромными были славянские семьи), но и росли материальные блага: был свой богатый дом, хороший урожай, крепкий и плодовитый скот. Народы России и Беларуси были в большинстве своем земледельцами, и для них в понятие семейного очага входило и процветающее, сильное домашнее хозяйство. Без этого нормальной и крепкой семьи не могло существовать, что отражено и во многих народных предания, песнях и стихах России.

Понимая эту особенность славянского, а впоследствии и русского мировоззрения, мы можем увидеть особый смысл, который несут в себе ритуалы на бракосочетание.

Основные обряды, известные и сегодня

Современное мировосприятие не позволяет так серьезно относиться ко всем традициям, как относились наши предки. Смысл многих действий мы просто не понимаем, но все же стараемся соблюдать. Свадебные обряды хоть и стали сейчас сродни развлечению, но не умерли, что подчеркивает их огромное значение для народа. Более того, где-то на глубинном уровне, мы все так же верим, что соблюдение определенных мер, а также и древние ритуалы, помогут сохранить любовь и счастье в новоиспеченной семье.

Вот давайте о них и поговорим. Практически на каждой свадьбе, желающей соблюсти все старинные традиции, проводятся следующие ритуалы:

  1. Благословение молодых;
  2. Выкуп;
  3. Венчание;
  4. Приезд в дом жениха;
  5. Свадебный пир.

Это основные ритуалы. Но они состоят из более мелких традиционных действий , тоже тесно связанных с благополучием новой семьи. В наше время все еще остались обряд породнения семей, зажжения семейного очага, благословения дочери, встречи молодых. И хотя они уже не соблюдаются в нужном сакральном порядке, но значение все еще имеют.

Кстати, многие из них можно встретить и в странах Европы. Это лишний раз доказывает, что традиции России и ее западных соседей все же имели под собой одно основание и формировались в одном мировосприятии.

Обряд породнения семей

Переходя из состояния девушки в состояние женщины, новобрачная уходит под опеку духов мужниного рода. Соответственно, между ее родителями и родителями супруга устанавливается особая связь, сродни магической. Семьи обязательно должны породниться, ведь дети, рожденные от этого брака, будут принадлежать им обеим.

В наше время это скорее веселая традиция, нежели магическое действо. Обряд породнения сейчас проводится иногда шутливо, иногда для него пишется даже отдельный минисценарий. Обычно используется кубок, наполненный каким-либо напитком (чаще всего, вином). Для того чтобы породнение состоялось, и родители, и новобрачные должны отпить из этого сосуда, хотя бы по глотку, но каждый и обязательно.
Как правило, подносит напиток свидетель, он же говорит и напутственные слова, и строго следит, чтобы все участники ритуала испили напиток.

В стародавние времена обряд породнения проходил несколько иначе. Кстати, он есть и у украинского народа, и у белорусского. Уже после венчания семьи обязаны были его совершить, иначе духи не примут нового человека. Для устранения этой опасности и существовал ритуал породнения, который проходил с чтением специальных заговоров и так же с отпитием напитка из общей чаши.

Без породнения не будет и счастливой семейной жизни, в это верили твердо. Но существовал и еще один обычай, без которого также не представлялось счастливой будущей семейной жизни.

Благословение дочери

Очень близок к обряду породнения. Ведь и там, и там особую роль играют родители – старшие представители двух сливающихся родов. Важно было благословить именно дочь, ведь она уходит в другую семью. Вообще, в славянском мировоззрении свадьба была сродни смерти для невесты: она умирала как девушка и начинала жить как женщина и мать.

В настоящее время к этому обряду относятся уже не так трепетно. А ведь родительское благословение – важнейшее условие семейного процветания. И в странах Европы оно до сих пор существует.

Итак, прежде чем невеста пойдет под венец, отец и мать должны дать дочери свое благословение. Тем самым они одобряют этот союз, соглашаются на него. А если учитывать, насколько велико было у славян уважение к своим родителям, то и понятно значение этого обычая. Благословение не получено, значит, брак не будет плодотворным и счастливым. Вот почему союзы, заключенные втайне от отца и матери, не одобрялись и вообще не поддерживались.

Если отец и мать желают счастье дочери и поддерживают ее выбор, они должны дать свое благословение. Совершается ритуал перед бракосочетанием. Родители крестят дочь, произносят напутственные слова, выражают одобрение. В давнее время были еще и специальные заговоры, но сейчас они уже забыты.

Зажжение очага новой семьи

Помимо обряда породнения и родительского благословения, существовал и еще один, сейчас часто забываемый. В России и других славянских государствах он называется ритуалом зажжения семейного очага. В Европе существует аналог, тоже имеющий такое же значение, но несколько иной порядок выполнения действия и их последовательности.

Семейный очаг – то, что основывает новая семья, то, что должно всегда гореть и согревать каждого члена брачного союза. Символическое значение здесь имеет огонь. Смысл ритуала заключается в том, что, загоревшись единожды, пламя семейного очага не должно погаснуть никогда. Задача каждого из супругов – поддерживать огонь любви и беречь вторую половинку. Естественно, все эти представления вылились в конкретные действа.

Каждому браку предшествует знакомство. Сначала оно происходит между парнем и девушкой, потом между их родителями. Постепенно разжигается пламя любви и страсти, которое потом станет основой для семейного очага. Кстати, встреча молодых тоже имеет огромное символическое значение в славянской свадебной культуре. Но о ней мы поговорим чуть ниже.

После того как любовь случилась, пламя вспыхнуло, а венчание состоялось, необходимо перевести его стихийную горячность в умеренно сияние тихого очага. Иными словами, из обоюдной страсти и любви, создать крепкую семью. Для этого у славян был разработан целый комплекс специальных ритуальных действий. Они сопровождались чтением определенных заговоров, вбирали в себя значительную часть древней магии.

Сейчас многое уже утеряно и не соблюдается, но обычай сохранил прежнее название ритуала зажжения семейного очага. В настоящее время он проводится уже после заключения брака в загсе, и после венчания, если оно было. Ему предшествуют ритуалы породнения семей и благословения невесты ее родителями. Если вы хотите соблюсти все народные традиции, выполните действия правильно.

Проводится обряд довольно просто. Для ритуала потребуется 3 или 2 свечи. Участниками его являются матери мужа и жены и молодожены. Если у кого-то из супругов матери нет, тогда только одна берет на себя святую обязанность передать огонь новоиспеченной семье. У каждой матери в руках должна быть свеча. У мужа и жены одна общая, которую жених держит правой рукой, а невеста – левой.

Родительскую свечу зажигает отец перед началом проведения обряда. Мамы принимают ее и, с поздравительными или напутственными речами, заготовленными заранее, передают пламя своим детям. Матери соединяют огонь двух свечей в единый и им поджигают свечку новобрачных. После чего родительское пламя тушится, а свеча жениха и невесты должна гореть до тех пор, пока молодая не снимет свою фату.

В нашей стране обряд зажжения очага популярен до сих пор. Он не только глубоко символичен, но и невероятно трогателен.

Обряд встречи новобрачных

Встреча для славян имела огромное значение. Она объединяла 2 любящих сердца, разжигала новые чувства и являлась основой для формирования новой семьи.

Затем происходила встреча родителей жениха и невесты, и она называлась сватовством. В России этот обычай, предшествующий свадьбе, практически не сохранился, а вот в странах Европы все еще соблюдается. Вообще, Запад в этом отношении более патриархален.

После сватовства происходит встреча жениха и невесты уже как почти супругов. Будущий муж сначала выкупает свою нареченную, а потом получает возможность увидеть ее. Это тоже знаковый момент, и в славянских традициях он имел большое значение. После выкупа молодые должны отправиться в церковь , где произойдет венчание, а согласно современной культуре – в загс, где состоится регистрация брака.

И только потом происходит главная встреча. Она тоже окружена множеством поверий и берет свое начало из очень древних представлений. Называется ритуал – встреча молодых, и проходит он на пороге дома новоиспеченного супруга.

С ним связаны многие древние представления, сейчас уже почти забытые. После бракосочетания муж и жена отправляются на новое место проживания супруги – в дом супруга. На пороге с хлебом-солью их встречают родители. Выбор атрибутики тоже не случаен. В древние времена хлеб был символом плодородия и процветания, а соль, которую добыть было крайне сложно, – богатства.

Встреча молодых проходила шумно, радостно. Она сопровождалась напутствиями и поздравлениями. Но самым главным было – отломить кусочек от каравая. У кого он получался больше, тот, считалось, и будет главным в новой семье. Естественно, все ждали, этого от жениха. Ведь руководить в семье должен мужчина.

Встреча молодых – это и пожелание добра и процветания, и радостный момент, и приглашение к столу. Дальше начинался свадебный пир, в который тоже необходимо было соблюсти огромное количество обычаев. Но самое главное ждало супругов впереди: первая брачная ночь. Сейчас традиция уже не актуальна, а раньше она имела огромное значение. Наутро муж обязан был предъявить доказательство невинности супруги: простыню с кровью. И если жена оказывалась нечестной, это влекло огромный позор на весь ее род.

Для славян встреча носила сакральный, очень глубокий и важный смысл. Ведь согласно поверьям наших предков, ничего в этом мире не происходило просто так. И раз двое встретились, значит, так того захотели духи. А их решение необходимо почитать и уважать.

Обряды и приметы имеют большое значение и в сегодняшнее время. Вся современная жизнь вытекла из того, что было раньше. Именно поэтому все эти действа: породнения, дача родительского благословения, встреча молодых и многие другие до сих пор так тщательно сохраняются и берегутся.

Это история, которую важно беречь и помнить. Она обширная, общая, что подтверждают и брачные обряды Европы, практически не отличимые от наших.

Народные обряды издавна сопровождали на Руси самые значимые события в жизни человека. Их свято почитали, бережно передавая из поколения в поколение. Многие старинные обычаи сохранились до наших дней. Редкое бракосочетание обходится без традиционных обрядов. Они придают первому семейному празднику молодых особую торжественность, делают его ярким и запоминающимся. Обряды на свадьбе не только символично объединяют судьбы влюбленных, но и незримой нитью связывают многие поколения их семей.

Традиционные предсвадебные обычаи

Свадебные обряды в России начинаются задолго до радостного события. Самые распространенные обычаи, предшествующие бракосочетанию:

  • сватовство;
  • смотрины;
  • девичник;
  • мальчишник.

Давно прошли времена, когда родители выбирали подходящую пару для своих детей. Современные влюбленные обычно самостоятельно принимают решение создать семью, а сватовство подразумевает торжественное предложение руки и сердца в присутствии отца и матери невесты.

И все-таки, отдавая должное традициям, многие устраивают сватовство по всем правилам. Это увлекательный и красивый обряд, который проводят в доме невесты. Получив согласие и благословение ее родителей, начинают подготовку к свадьбе.

Ответный визит в дом жениха - смотрины, в старину наносили с целью осмотреть хозяйство, оценить достаток семьи и убедиться, что невеста после свадьбы попадет в хорошие условия.

Современные смотрины имеют скорее символическое значение. Придя в дом будущих родственников, родители невесты знакомятся с ними поближе и еще раз подтверждают свое согласие на брак. На смотринах начинают обсуждать и вопросы подготовки к предстоящему празднику.

Незадолго до свадьбы традиционно проводят и девичник. Невеста собирает подруг, прощается с прежней незамужней жизнью. Девушки обмениваются небольшими подарками, от души веселятся и развлекаются.

Мальчишник - подобный праздник для друзей будущего новобрачного. Провести интересную вечеринку в узком кругу близких друзей или отпраздновать событие с размахом - каждый решает сам, исходя из своих предпочтений и возможностей.

к оглавлению

Проведение обрядов в день бракосочетания

Для того чтобы долгожданное торжество прошло красиво, к свадебным обрядам желательно подготовиться заранее. Если на бракосочетание приглашен тамада, то он предложит готовые сценарии их проведения и посоветует, какие свадебные атрибуты необходимо приобрести. Выбранные церемонии, за исключением православного венчания, несложно организовать и самостоятельно.

Традиционные обряды на свадьбе в России:

  • выкуп невесты;
  • православное венчание;
  • благословение с хлебом-солью;
  • одаривание молодоженов;
  • породнение семей;
  • снятие свадебной фаты;
  • передача семейного очага.
к оглавлению

Перед заключением брака проводится последний предсвадебный обряд - выкуп невесты.

Если в прошлые времена девушку выкупали в буквальном смысле слова, одаривая ее родителей деньгами и другими материальными ценностями в знак того, что будущий муж в состоянии содержать жену, то современный обряд проводится в упрощенной и зачастую шутливой форме.

Свидетельница и подруги невесты устраивают для жениха ряд «препятствий» в виде различных конкурсов, которые он должен преодолеть, чтобы вручить суженой свадебный букет. Демонстрируя свою сообразительность, выдержку, чувство юмора, парень получает право забрать любимую и стать ее мужем. Жених и свидетель готовят небольшие подарки для девушек: шампанское, сладости и забавные сувениры. Иногда невесту выкупают и за деньги.

Веселый обычай развлечет гостей и виновников предстоящего торжества, поднимет настроение и послужит удачным началом радостного дня. Стоит рассчитать заранее время, необходимое для проведения обряда выкупа невесты, чтобы не опоздать к регистрации брака или венчанию.

к оглавлению

Обряд православного венчания

Многие молодые пары не только заключают брак официально, но и желают дать клятву любви и верности перед Богом, получив церковное благословение. В таком случае ритуал венчания в храме - самый главный и значимый обряд свадебного торжества.

Решение важно принимать осознанно. Венчание требует определенной духовной подготовки: будущим новобрачным нужно побеседовать со священником, исповедаться, причаститься и выдержать недолгий пост. Таинство церковного благословения новой семьи приглашают разделить только самых родных и близких людей.

Для торжественного ритуала приобретают две свадебные свечи, белый рушник под ноги молодоженам, обручальные кольца и венчальные иконы Спасителя и Божьей Матери. Следует учесть, что в России церковь венчает только тех молодоженов, которые зарегистрировали брак официально.

к оглавлению

Благословение с хлебом-солью

На свадьбе обряд с караваем традиционно проводят в доме жениха. Родители встречают счастливых новобрачных у входа с иконой и хлебом-солью на вышитом рушнике и благословляют. По дороге гости осыпают молодых супругов лепестками роз, а под ноги им бросают монеты и зерна пшеницы или риса - символы семейного счастья, достатка и плодородия.

Обряд хлеб-соль на свадьбе нередко организуют у ресторана или кафе перед началом праздничного банкета. Торжественный обычай означает принятие невестки в дом родителей мужа. По традиции жених с невестой должны без помощи рук одновременно откусить от каравая. Считается, что тот, чей кусочек окажется больше, будет главенствовать в семье.

Иногда свадебным караваем угощают гостей. Но чаще его прячет мать жениха, чтобы после свадьбы отнести в храм и оставить на столе для пожертвований. По некоторым поверьям, это гарантирует согласие и благополучие в семье молодоженов.

Для проведения обряда покупают или выпекают нарядный сдобный каравай. Также готовят вышитый рушник и икону для благословения молодых. В центр праздничного хлеба помещают небольшую солонку с солью.

к оглавлению

Дарение подарков гостями

После родительского благословения жених на руках вносит невесту в банкетный зал. Перед началом свадебного застолья гости вручают молодым супругам подарки. При этом не принято произносить длинные поздравительные речи, чтобы не утомлять молодоженов и других присутствующих. Однако несколько искренних душевных слов, напутствующих новобрачных в совместную жизнь, удачно дополнят обряд дарения подарков на свадьбе.

Если на торжество приглашено внушительное количество гостей, и обряд одаривания молодоженов рискует затянуться надолго, то его проводят в несколько этапов: вначале молодых поздравляют родители и самые близкие родственники, а после первой части свадебного застолья наступает очередь друзей, соседей и коллег по работе.

Свидетели и тамада следят, чтобы все подарки были собраны в одном месте, а цветы помещены в вазы или другие емкости с водой. Для денежных презентов можно подготовить заранее нарядный сундучок или яркую коробку с прорезью.

Удачная идея - предложить присутствующим написать поздравительные слова для новобрачных в специально подготовленном альбоме. Можно также положить на отдельный стол белую скатерть, которую друзья и родные молодоженов с удовольствием распишут душевными пожеланиями добра, счастья, достатка и благополучия.

к оглавлению

Породнение семей новобрачных

На свадьбе обряд для родителей молодоженов проводят во второй части праздничного застолья. В торжественный день объединяются не только сердца влюбленных, но и становятся родственными их семьи.

Обряд породнения на свадьбе можно начать с красивой церемонии. Для этого готовят фигурную бутылку, декорированную кружевом или яркими лентами, небольшую воронку и крупную соль двух цветов. Соль заранее окрашивают неразбавленной гуашью и высушивают.

После торжественных слов ведущего свадьбы об объединении двух семей и добрых пожеланий разноцветную соль из двух фужеров молодожены ссыпают в одну бутылку. Церемония символизирует слияние судеб новобрачных в одну и породнение их семей.

Затем целуются (или просто обнимаются) зять с тещей и тестем, невестка со свекровью и свекром и родители жениха и невесты между собой. После обряда новые родственники по очереди танцуют друг с другом.

к оглавлению

Снятие фаты невесты

Современный обряд снятия фаты на свадьбе проводят иначе. На стоящий в центре зала стул кладут подушку и усаживают невесту. Это символически означает, что теперь у невестки есть собственное уютное место в доме жениха. Свекровь снимает с новобрачной фату и с добрыми пожеланиями повязывает ей на голову нарядную шаль либо платок.

Затем невеста по очереди танцует со всеми незамужними подругами, поднимая фату над их головами. Примерять фату невесты другим девушкам нельзя. По народным поверьям, это - к нескорому замужеству. В некоторых сценариях подруги не танцуют с невестой, а под красивую музыку проходят под фатой, которую молодая жена держит в руках. Танец может быть и другим: новобрачные поднимают фату за венок, а подружки танцуют вокруг.

Иногда фату снимает мать невесты либо жених, а платок надевает свекровь. Свадебный головной убор хранят в доме молодой семьи. Он послужит надежным оберегом для будущей дочери супругов.

к оглавлению

Передача домашнего очага

Один из самых трогательных и зрелищных обычаев на свадьбе - обряд передачи семейного очага. Он проводится в самом конце торжества и помогает красиво его завершить. Мама новобрачной зажигает большую свечу и бережно передает ее дочери как частичку домашнего тепла, уюта и счастья, которые отныне должны царить и в доме молодой семьи.

Иногда обряд со свечами на свадьбе проходит иначе: от двух небольших свечей, которые держат в руках мамы невесты и жениха, молодожены зажигают символический огонь своей семьи. Очень красиво обряд выглядит в полутемном зале. Под нежную музыку молодожены медленно кружатся в последнем свадебном танце, завершая праздник и прощаясь с гостями.

Свадебная свеча - символ тепла и благополучия родительского дома

Пролетит год, и молодые супруги проведут обряд завязывания узелков на ситцевой свадьбе - первой семейной годовщине. Через двадцать пять лет они с нежностью одарят друг друга серебром. Прожив в согласии полвека, с любовью и благодарностью вновь обменяются золотыми кольцами. Но самыми дорогими навсегда останутся воспоминания об удивительном свадебном торжестве.