Я хочу видеть то что чувствуешь ты. Сопоставительный анализ стихотворения И. Бродского и песни Д.Арбениной

«Я всегда твердил, что судьба - игра. / Что зачем нам рыба, раз есть икра. / Что готический стиль победит как школа, / как способность торчать, избежав укола. / Я сижу у окна. За окном осина. / Я любил немногих. Однако - сильно»…

"> ">

Стихотворение И. Бродского, датированное 71-м, посвящено Л.В. Лифшицу, близкому другу поэта, человеку, оказавшемуся способным понять и принять поэта таким, каким он был. Это философское размышление о месте человека в мире, стране, собственной жизни, тема протеста против нивелирования человеческой личности. Каждый человек уникален, и выравнивать всех под единый стандарт, как это угодно любому правительству во все времена, просто убийственно для эго.

Бродский является новатором стиха не только в тематике, но и в ритме, в рифмах, в метафорах, у Бродского содержание и форма становятся равными самому себе, то есть той неотъемлемой структурой, которую мы прежде ставили в кавычки.

Одной из ярких особенностей поэзии Бродского является использование стилистического приема парафразы - явления, в общем, не характерного для русской поэзии (лес - часть полена, вся дева - колено). Парафраза обычно определяется как стилистический прием замены простого слова или фразы описательной конструкцией, а семантически - как выражение окольным путем того, что могло бы быть сказано просто, общепринятыми языковыми средствами. Главное требование к слову у Бродского - точность, экспрессивность и полная адекватность выражаемым мыслям и чувствам.

Сложнейшие речевые конструкции, разветвленный синтаксис, причудливые фразовые периоды опираются на стиховую музыку, поддержаны ею. Не вяло текущий лиризм, а высокая лирическая волна, огромная лирическая масса под большим напором.

С этим и связано представление поэта о ценностях: они усматриваются не в жизни, а, может быть, в душе поэта. С земными «ценностями» дело обстоит неважно. Оттого и вульгаризмы, грубость, соседство высокого и низкого, чересполосица белого и черного.

Здесь видна одна из отличительных черт лирического героя – полное, едва ли не болезненное отсутствие самолюбия и самоуверенности. Все существо героя так или иначе подчинено вечным и абстрактным категориям, будучи в то же время окруженным и подавленным бытовыми проблемами:

"> ">

Но именно эту ношу, намеренно или бессознательно, накладывает на него Бродский – справляться со всеми неудачами путем достижений не физических, но духовных:

">

Гражданин второсортной эпохи, гордо

признаю я товаром второго сорта

свои лучшие мысли, и дням грядущим

я дарю их как опыт борьбы с удушьем.

">

Он выбрал этот путь для своего героя, а стало быть, для самого себя – ведь Бродский как никто был близок своему alter ego, тот служил ему кем- то вроде проводника по миру Слов. Результатом этой связи стало глубокое, но не беспросветное одиночество:

">

Моя песня была лишена мотива,

но зато ее хором не спеть. Не диво,

что в награду мне за такие речи

своих ног никто не кладет на плечи.

Я сижу в темноте. И она не хуже

в комнате, чем темнота снаружи.

">

Лирический герой смиряется с этим – уж таково свойство его души, - но не от бессилия, а от сознания всей целесообразности такого одиночества, обусловленного ожиданием чуда (чуда искусства – позже Иосиф Бродский четче сформулирует это). Оно являет собой логичный и безболезненный выход, дорогу дальше. Путь же вперед Бродский не считает изменой прежним убеждениям, прежним чувствам, хотя эволюция лирического героя на протяжении стихотворения хорошо нами просматривается:

">

Я писал, что в лампочке – ужас пола.

Что любовь, как акт, лишена глагола.

Что не знал Эвклид, что, сходя на конус,

вещь обретает не ноль, но Хронос.

">

Вот это уже отражение одного из главных жизненных принципов героя - ведь «пространство для меня действительно и меньше, и менее дорого, чем время. Не потому, что оно меньше, а потому, что оно – вещь, тогда как время есть мысль о вещи. Между вещью и мыслью, скажу я, всегда предпочтительнее последнее». А мысль всегда выражается в словах, тем более, что все его произведения объединяет идея о превосходстве языка над временем.

Важно отметить, что Бродский избегает употребления прилагательных и почти никогда их не рифмует - вещь наиредчайшая в русской литературе (школа Цветаевой, которую он в этом превзошел). Здесь мы видим такое же ускользание буквального, рационально постигаемого смысла, который растекается в потоке ассоциаций. При этом стихотворение практически лишено эпитетов.

">

"…Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли, и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем…»

Иосиф Бродский - Поэт, имеющий скромность утверждать, что его гениальные стихи - "товар второго сорта", но он дарит их своим читателям, настоящим и будущим, «как опыт борьбы с удушьем».

Интересными показались и эти строки: "…готический стиль победит как школа,
как способность торчать, избежав укола…». "Бывают странными пророками Поэты иногда" (Кузьмин) – Бродский предвосхитил движение "готов": в наше время, действительно, в молодежной культуре появился «готический стиль… как способность торчать, избежав укола». Современность этого стихотворения, актуальность его темы подтверждает тот факт, что уже в 21 веке слова положены на музыку известной культовой группы «Ночные снайперы». Диана Арбенина - прекрасный исполнитель, ее песни – настоящие, без фальши, может, потому ее и заинтересовали стихи Бродского. Музыка передает боль человека, изнемогающего от непонимания и одиночества, такая же предельно собранная и откровенная, резко-брутальная, как стихи. Что-то безвозвратно ушло, что-то неожиданно открылось…В этой песне Арбенина под одинаково упругий, жесткий аккомпанемент гитары одинаково безапелляционно поет о пустынном одиночестве, холодном непонимании. Ритмичное, но тихое гитарное вступление нарастает и переходит в крик. Плавные, тягучие звуки сопрано саксофона в конце куплетов подчеркивают одиночество и какую-то обреченность. Исполнителем был изменен текст: припевом стали финальные строки каждой строфы стихотворения (Я сижу у окна. За окном осина. /Я любил немногих. Однако - сильно. /Я сижу у окна. Я помыл посуду. /Я был счастлив здесь, и уже не буду и так далее). Благодаря такой перестановке появляется песенное начало, становится более четкой и логичной песенная композиция. По эмоциям и силе выражения чувств лирического героя стихи Бродского сильнее звучат в исполнении Дианы Арбениной, ведь музыка способна «досказать» всё, дополнить ощущения, «дорисовать» образ, созданный поэтом. Хотя, честно говоря, мне очень нравятся эти стихи в исполнении самого Бродского, благо сейчас есть возможность услышать их."> ">

Иосиф Бродский

В темноте у окна (1961)

Книга: Иосиф Бродский. Стихотворения и поэмы

В темноте у окна, на краю темноты полоса полотна задевает цветы. И, как моль, из угла устремляется к ней взгляд, острей, чем игла, хлорофилла сильней. Оба вздрогнут - но пусть: став движеньем одним, не угроза, а грусть устремляется к ним, и от пут забытья шорох век возвратит: далеко до шитья и до роста в кредит. Страсть - всегда впереди, где пространство мельчит. Сзади прялкой в груди Ариадна стучит. И в дыру от иглы, притупив острие, льются речки из мглы, проглотившей ее. Засвети же свечу или в лампочке свет. Темнота по плечу тем, в ком памяти нет, кто, к минувшему глух и к грядущему прост, устремляет свой дух в преждевременный рост. Как земля, как вода под небесною мглой, в каждом чувстве всегда сила жизни с иглой. И, невольным объят страхом, вздрогнет, как мышь, тот, в кого ты свой взгляд из угла устремишь. Засвети же свечу на краю темноты. Я увидеть хочу то, что чувствуешь ты в этом доме ночном, где скрывает окно, словно скатерть с пятном темноты, полотно. Ставь на скатерть стакан, чтоб он вдруг не упал, чтоб сквозь стол-истукан, словно соль, проступал, незаметный в окно, ослепительный Путь - будто льется вино и вздымается грудь. Ветер, ветер пришел, шелестит у окна. Укрывается ствол за квадрат полотна. И трепещут цветы у него позади на краю темноты, словно сердце в груди. Натуральная тьма наступает опять, как движенье ума от метафоры вспять, и сиянье звезды на латуни осей глушит звуки езды по дистанции всей.


В темноте у окна,
на краю темноты
полоса полотна
задевает цветы.
И, как моль, из угла
устремляется к ней
взгляд, острей, чем игла,
хлорофилла сильней.
Оба вздрогнут — но пусть:
став движеньем одним,
не угроза, а грусть
устремляется к ним,
и от пут забытья
шорох век возвратит:
далеко до шитья
и до роста в кредит.

Страсть — всегда впереди,
где пространство мельчит.
Сзади прялкой в груди
Ариадна стучит.
И в дыру от иглы,
притупив остриё,
льются речки из мглы,
проглотившей её.
Засвети же свечу
или в лампочке свет.
Темнота по плечу
тем, в ком памяти нет,
кто, к минувшему глух
и к грядущему прост,
устремляет свой дух
в преждевременный рост.
Как земля, как вода
под небесною мглой,
в каждом чувстве всегда
сила жизни с иглой.
И, невольным объят
страхом, вздрогнет, как мышь,
тот, в кого ты свой взгляд
из угла устремишь.
Засвети же свечу
на краю темноты.
Я увидеть хочу
то, что чувствуешь ты
в этом доме ночном,
где скрывает окно,
словно скатерть с пятном
темноты, полотно.
Ставь на скатерть стакан,
чтоб он вдруг не упал,
чтоб сквозь стол-истукан,
словно соль, проступал,
незаметный в окно,
ослепительный Путь —
будто льётся вино
и вздымается грудь.
Ветер, ветер пришёл,
шелестит у окна.
Укрывается ствол
за квадрат полотна.
И трепещут цветы
у него позади
на краю темноты,
словно сердце в груди.
Натуральная тьма
наступает опять,
как движенье ума
от метафоры вспять,
и сиянье звезды
на латуни осей
глушит звуки езды
по дистанции всей.

Стихотворение И. Бродского, датированное 71-м, посвящено Л.В. Лифшицу, близкому другу поэта, человеку, оказавшемуся способным понять и принять поэта таким, каким он был. Это философское размышление о месте человека в мире, стране, собственной жизни, тема протеста против нивелирования человеческой личности. Каждый человек уникален, и выравнивать всех под единый стандарт, как это угодно любому правительству во все времена, просто убийственно для эго.

Бродский является новатором стиха не только в тематике, но и в ритме, в рифмах, в метафорах, у Бродского содержание и форма становятся равными самому себе, то есть той неотъемлемой структурой, которую мы прежде ставили в кавычки.

Одной из ярких особенностей поэзии Бродского является использование стилистического приема парафразы - явления, в общем, не характерного для русской поэзии (лес - часть полена, вся дева - колено). Парафраза обычно определяется как стилистический прием замены простого слова или фразы описательной конструкцией, а семантически - как выражение окольным путем того, что могло бы быть сказано просто, общепринятыми языковыми средствами. Главное требование к слову у Бродского - точность, экспрессивность и полная адекватность выражаемым мыслям и чувствам.

Сложнейшие речевые конструкции, разветвленный синтаксис, причудливые фразовые периоды опираются на стиховую музыку, поддержаны ею. Не вяло текущий лиризм, а высокая лирическая волна, огромная лирическая масса под большим напором.

С этим и связано представление поэта о ценностях: они усматриваются не в жизни, а, может быть, в душе поэта. С земными «ценностями» дело обстоит неважно. Оттого и вульгаризмы, грубость, соседство высокого и низкого, чересполосица белого и черного.

Здесь видна одна из отличительных черт лирического героя - полное, едва ли не болезненное отсутствие самолюбия и самоуверенности. Все существо героя так или иначе подчинено вечным и абстрактным категориям, будучи в то же время окруженным и подавленным бытовыми проблемами:

Я сижу у окна. Я помыл посуду.

Я был счастлив здесь, и уже не буду.

Но именно эту ношу, намеренно или бессознательно, накладывает на него Бродский - справляться со всеми неудачами путем достижений не физических, но духовных:

Гражданин второсортной эпохи, гордо

признаю я товаром второго сорта

свои лучшие мысли, и дням грядущим

я дарю их как опыт борьбы с удушьем.

Он выбрал этот путь для своего героя, а стало быть, для самого себя - ведь Бродский как никто был близок своему alter ego, тот служил ему кем- то вроде проводника по миру Слов. Результатом этой связи стало глубокое, но не беспросветное одиночество:

Моя песня была лишена мотива,

но зато ее хором не спеть. Не диво,

что в награду мне за такие речи

своих ног никто не кладет на плечи.

Я сижу в темноте. И она не хуже

в комнате, чем темнота снаружи.

Лирический герой смиряется с этим - уж таково свойство его души, - но не от бессилия, а от сознания всей целесообразности такого одиночества, обусловленного ожиданием чуда (чуда искусства - позже Иосиф Бродский четче сформулирует это). Оно являет собой логичный и безболезненный выход, дорогу дальше. Путь же вперед Бродский не считает изменой прежним убеждениям, прежним чувствам, хотя эволюция лирического героя на протяжении стихотворения хорошо нами просматривается:

Я писал, что в лампочке - ужас пола.

Что любовь, как акт, лишена глагола.

Что не знал Эвклид, что, сходя на конус,

вещь обретает не ноль, но Хронос.

Вот это уже отражение одного из главных жизненных принципов героя - ведь «пространство для меня действительно и меньше, и менее дорого, чем время. Не потому, что оно меньше, а потому, что оно - вещь, тогда как время есть мысль о вещи. Между вещью и мыслью, скажу я, всегда предпочтительнее последнее». А мысль всегда выражается в словах, тем более, что все его произведения объединяет идея о превосходстве языка над временем.

Важно отметить, что Бродский избегает употребления прилагательных и почти никогда их не рифмует - вещь наиредчайшая в русской литературе (школа Цветаевой, которую он в этом превзошел). Здесь мы видим такое же ускользание буквального, рационально постигаемого смысла, который растекается в потоке ассоциаций. При этом стихотворение практически лишено эпитетов.

"…Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли, и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем…»
Иосиф Бродский - Поэт, имеющий скромность утверждать, что его гениальные стихи - "товар второго сорта", но он дарит их своим читателям, настоящим и будущим, «как опыт борьбы с удушьем».

Интересными показались и эти строки: "…готический стиль победит как школа,
как способность торчать, избежав укола…». "Бывают странными пророками Поэты иногда" (Кузьмин) - Бродский предвосхитил движение "готов": в наше время, действительно, в молодежной культуре появился «готический стиль… как способность торчать, избежав укола».

Современность этого стихотворения, актуальность его темы подтверждает тот факт, что уже в 21 веке слова положены на музыку известной культовой группы «Ночные снайперы». Диана Арбенина - прекрасный исполнитель, ее песни - настоящие, без фальши, может, потому ее и заинтересовали стихи Бродского.

Музыка передает боль человека, изнемогающего от непонимания и одиночества, такая же предельно собранная и откровенная, резко-брутальная, как стихи. Что-то безвозвратно ушло, что-то неожиданно открылось…В этой песне Арбенина под одинаково упругий, жесткий аккомпанемент гитары одинаково безапелляционно поет о пустынном одиночестве, холодном непонимании. Ритмичное, но тихое гитарное вступление нарастает и переходит в крик. Плавные, тягучие звуки сопрано саксофона в конце куплетов подчеркивают одиночество и какую-то обреченность.

Исполнителем был изменен текст: припевом стали финальные строки каждой строфы стихотворения (Я сижу у окна. За окном осина. /Я любил немногих. Однако - сильно. /Я сижу у окна. Я помыл посуду. /Я был счастлив здесь, и уже не буду и так далее). Благодаря такой перестановке появляется песенное начало, становится более четкой и логичной песенная композиция.

По эмоциям и силе выражения чувств лирического героя стихи Бродского сильнее звучат в исполнении Дианы Арбениной, ведь музыка способна «досказать» всё, дополнить ощущения, «дорисовать» образ, созданный поэтом. Хотя, честно говоря, мне очень нравятся эти стихи в исполнении самого Бродского, благо сейчас есть возможность услышать их.

(анализ выполнен Скороходовой Людмилой)

К боли привыкаешь. Ее слишком просто скрыть под маской показного жизнелюбия. Нужно сыпать беззаботными шутками, быть остроумным, в меру саркастичным, отзывчивым, легким в общении. И никто не догадается, что твое сердце разрывается от невыносимой боли.

Я не люблю навешивать свои проблемы на других, лучше пережить все в одиночку. Ведь людям намного приятнее видеть рядом с собой неунывающего и удобного человека. Я привык быть удобным.

Пустоту скрыть сложнее. Она неумолимо расползается от центра груди, черными нитями опутывая все желания, оставляя после себя непроглядную бездну. Темную и глухую, которую уже ничем не заполнить. С недавних пор пустота - везде. Во мне. Вокруг. В других.

Я чувствовал, что постепенно, словно по капле, она осушает меня. Она как пустыня – раскаленная, сухая, безжизненная. Я должен был испытывать безумный, первобытный ужас, но спектр моих чувств был слишком мал. Лишь легкое покалывание, отголоски тех ощущений, что прежде не давали мне покоя. Кажется, это называется фантомной болью, когда человек продолжает чувствовать ампутированную часть тела, и это причиняет ему страдания. Нечто схожее происходило со мной. Чувства и эмоции постепенно отделялись, но продолжали напоминать о себе. И я не знаю, что могло произойти, когда фантомы покинули бы меня, оставив пустую бесстрастную оболочку.

Я совершил опасное путешествие, Дитон предупреждал нас о последствиях, но я сделал свой выбор. Я не знал, что происходит с Эллисон и Скоттом, возможно, то же, что и со мной, а может быть что-то совсем другое. Я каждый день обещал себе, что попытаюсь выяснить это, но всегда откладывал разговор на потом. Передумывал в последнюю секунду, и мне начинало казаться, что это знание лишнее. К чему мне знать об их тьме?

Сегодня я остался на дополнительные занятия и возвращался домой в одиночестве. Сейчас мне было проще находиться одному, чтобы не имитировать чувства и эмоции. Я не хотел, чтобы кто-то узнал о моем, если можно так выразиться, недуге. Начались бы разговоры и попытки помочь. Бессмысленные и жалкие. Я не хотел всего этого.

На улице уже стемнело, над головой раскинулось антрацитовое небо без единой звезды, изо рта вырывался пар, который в мгновение ока растворялся в тишине и рождался с новым выдохом.

Моя поступь была бесшумной, прорезиненная плотная подошва обеззвучивала каждый шаг, и я слышал лишь собственное участившееся от быстрой ходьбы дыхание. Внезапный хруст под ногами заставил меня замереть на месте и посмотреть вниз. Обычная лужа, в выемке плохо уложенного асфальта, которая уже успела покрыться тонкой корочкой льда. Так обычно на первый взгляд, но я как зачарованный отступил на шаг и сел на корточки, непроницаемо глядя в образовавшуюся трещину. Лед треснул под моим весом, буквально размялся в кашу, и мутная вода затопила кристальные пластинки, а также носок моего ботинка. Я быстро стянул перчатки, сунул их в карманы куртки, и протянул вперед руку, пальцами касаясь ледяной воды. Подушечки обожгло холодом, но я не отдернул руку. Слишком мало. Я полностью окунул ладонь в воду, чувствуя, как немеет рука, и как прорезают кожу раздробленный лед и острые мелкие камешки. Я надавил сильнее, чтобы они вонзились глубже. Режущая боль и онемение. Два совершенно разных оттенка, которые на несколько секунд заполнили собой пустоту. Пустота хуже боли.

Стайлз? – совсем рядом раздался удивленный и чуть взволнованный голос.

Я замер, уменьшая давление на руку, но все же не вытаскивая ладонь из воды, и обернулся на голос, который узнал мгновенно. Увидев его обладателя, я лишь секунду задержал на нем взгляд, после чего вновь вернулся к своему глупому для всех нормальных людей занятию.

Ты вернулся? – отрешенно спросил я.

Ответ меня не волновал, но я не мог проигнорировать его появление.

Как видишь, - ответил Дерек. – Чем ты тут занят?

Ничем, - я пожал плечами.

Повисла тишина, после чего он опустился рядом со мной на корточки, глядя на мою уже изрядно замерзшую ладонь, погруженную в воду.

Это называется «ничем»? – с горькой усмешкой спросил он.

Холодно, - когда я произносил эти слова, то почувствовал, что мои губы дрожат. Я, наверное, и вправду замерз.

Я отрицательно мотнул головой.

Стайлз, - Дерек погрузил руку в воду и крепко сжал мои окоченевшие пальцы. – Хватит.

Он заставил меня подняться на ноги, поддерживая, словно я сделан из фарфора.

Спасибо, - дрожащими губами прошептал я, и посмотрел в его глаза.

Заботливые, взволнованные, слегка рассерженные моим поведением. Столько забытых мной эмоций. Я видел их в его глазах, все до одной, но хотел видеть еще больше.

Зачем он вернулся? Ведь он уже бросил все в этом городе, включая меня. Так эгоистично. Эгоистично уехал и вернулся эгоистично. Не спрашивая, не советуясь, просто поставил перед фактом – вот меня нет, и вот я уже снова рядом.

Я знаю, что с тобой происходит, - ласково сказал он, и сжал в своих больших горячих ладонях мою скованную холодом руку.– Я вернулся, чтобы помочь.

Я нахмурился, не зная, как реагировать на его слова. Пальцы постепенно согревались, проходило болезненное онемение, и я почувствовал приятное покалывание в самых их кончиках.

Зачем? – теперь мне был интересен его ответ. Я хотел видеть и знать. – Что ты чувствуешь?

Вину, - не задумываясь, ответил Дерек.

Да, черт возьми, вину, - он резко прижал меня к себе, и быстро зашептал, обжигая дыханием мою щеку. - Из-за того, что это случилось с тобой. Я не думал, что все произойдет именно так. Думал, без меня тебе будет лучше, проще, безопаснее. Я ошибся. Я должен был стать твоей поддержкой, а стал катализатором твоих проблем. Я должен был приехать раньше. Как только впервые услышал смутные слухи о твоих изменениях.

Он замолчал, решительно обхватил мое лицо руками и, не раздумывая, прижался к моим побледневшим губам своими. Этот поцелуй был отчаянным, страстным и неизбежным, как надвигающаяся и сметающая все на своем пути волна цунами. Невозможно было остановить его.

Я ответил не сразу. Замер, как истукан, пытаясь уловить собственные эмоции. Но его напор был столь силен, что я не мог больше противиться этому. Дерек целовал меня так, словно этот поцелуй мог вернуть меня к жизни.

Эта мысль показалась мне забавной, и сквозь поцелуй я улыбнулся. Искренне. По-настоящему. А потом подумал о том, что похож на гребанную Белоснежку. Спал в своем хрустальном гробу, отравленный злой колдовской силой, безучастный ко всему миру, и смиренно ждал спасения. И вот он, мой Прекрасный Принц. Явился так внезапно, и разрушил проклятие поцелуем истинной любви.

Я оторвался от его губ и прыснул от смеха.

Я - Белоснежка, - выпалил я, глядя на обескураженного Дерека. – А ты мой принц.

Пустота постепенно расступалась. Я физически ощущал, как она сдается, уходит прочь, рассасывается, а на ее место приходят почти позабытые чувства. Гнев за то, что уехал и бросил меня. Радость от того, что вернулся. Возбуждение, что снова рядом со мной.

Мы едва добрались до моего дома. Тихо пробрались в спальню, упали на аккуратно заправленную с утра кровать и целовались до изнеможения, не в силах насытиться друг другом. Его сильные руки на теле, укусы в шею, просьбы простить. Мне нужно было больше. Я хотел впитать в себя все его чувства и эмоции. Я соскучился по ним. По ним и по нему.

Дыхание давно сбилось, губы и шея горели от жгучих поцелуев, а сердце неистово билось в грудной клетке, как дикая птица, рвущаяся из костяного плена. Рядом с ним, я чувствовал себя живым. Действительно живым. Не фантомом и не тенью себя прежнего. Огарок моей истлевшей души вспыхнул вновь, пока еще совсем слабо, но, тем не менее, он рассеял сгустившуюся вокруг сердца тьму. И это было только начало.