Беседа в средней группе доу народные промыслы. Конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами. Коммуникативная игра «Дружные ладошки»

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и окружающей действительности «Знакомство с народными игрушками»

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи :
Воспитательные:
Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;
Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Обучающие:
Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей.
Развивающие:
Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Интеграция О.О: Познание, коммуникация, социализация, физическая культура.Воспитатель: Ребята, вы любите игрушки? (Да) А что вы с ними делаете? (Играем) А где ваши родители берут игрушки. (Покупают в магазине) А я знаю, что вы знаете стихи об игрушках, расскажите. (Дети рассказывают стихи А.Барто из серии «Игрушки»)
Воспитатель: Вот какие разные бывают игрушки. А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке.
Воспитатель: А сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:
Рядом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети: Матрешка!
Воспитатель: Верно! Это матрешка! (Показ матрешки). Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Воспитатель: Ребята, А вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. (Показ слайдов деревьев) А сейчас, рассмотрите матрешек на моем столе.
Какие они по росту? (разные)
Воспитатель: Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему?
Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.
-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами)
Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке?
Посмотрите, какие игрушки! (Показ слайдов дымковских игрушек).
Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Это, ребята, дымковские игрушки.
Воспитатель: Ребята мы с вами какие дымковские игрушки увидели, что лепили
(барыни, лошадки, индюки, куры, петухи). Обратите внимание - лепили из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. А для чего лепили!? (чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей). А сейчас расскажу как ее делают.
Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили, обжигали и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. Какие!? (красные, желтые, синие, зеленые).
Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)
Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Физминутка:
Ходит по двору индюк (шаги на месте)
Среди уток и подруг
Вдруг увидел он грача (остановился посмотрел вниз)
Рассердился сгоряча (потопать ногами)
Крыльями захлопал (руками, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)
Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою (помотать головой)
Понесся стрелою (бег на месте)
Воспитатель: Вам понравились игрушки? Их ласково и нежно называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они дымковские.
Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки.)
Из чего делают дымковские игрушки? (Из глины.)
Ведущая. Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
(Показ слайдов тряпичных кукол)
Ведущая: Вот какие интересные куклы из тряпочек. Стоит чуть поколдовать, и вот игрушка ожила. Ребята рас кукла из тряпочек значит она какая? (Тряпичная)
Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Воспитатель: Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
(У кукол нет лица.)
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Ведущая: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.
Давайте вспомним с какими именно. (Матрешкой, дымковской, тряпичной)
Воспитатель: А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?
(Бережно, аккуратно).
Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.


Познакомить детей с историей дымковской игрушки; Показать характерные особенности росписи дымковской игрушки; Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. Воспитывать любовь к народному искусству России


Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. На праздник «свистунья» мастера слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные, эти игрушки ведут нас в свой особый, сказочно – прекрасный мир.


Дымковская игрушка рукодельное изделие. Каждая создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили. Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.



Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки. Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.


Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе. В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень. Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи. Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.



После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки. Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью. Финальная часть процесса - роспись. Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи: Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.


Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета. Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.



(Старший дошкольный возраст)

Цель: формировать патриотические чувства и уважение к истории русского народа через знакомство с народной дымковской игрушкой.

Воспитательные: воспитывать интерес к изделиям дымковских мастеров. Образовательные: познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушкой, историей её возникновения, элементами росписи, колоритом.

Развивающие: развивать внимание, эстетическое восприятие, память.

Материалы и оборудование: выставка народной дымковской игрушки; подборка иллюстраций, фотографий и картинок по теме дымковская игрушка.

Предварительная работа: подборка дымковских игрушек, аудиозаписей русской народной музыки, подготовка вопросов для детей по содержанию беседы.

Ход беседы:

Воспитатель начинает свой рассказ под аудиозапись русской народной музыки.

Давно это было, о том еще моему дедушке прадедушка сказывал. На правом берегу широкой реки Вятки с глубокой древности стоит Дымковская слобода, совсем недалече от города Вятки (ныне города Кирова). Исстари в слободе селился люд мастеровой - печники да игрушечники. Мастера-игрушечники лепили дымковские игрушки из красной глины, которую собирали по берегам реки. Готовые дымковские игрушки несколько дней сушили. Потом обжигали в печи, остужали и выбеливали мелом, растворенным в молоке, а уже потом украшали узорами.

Старые люди поговаривают, что и свое название Дымковская слобода получила потому, что в ней по утрам над каждой избой вился дымок из русских печек, когда мастера обжигали игрушки, которые весной везли в город Вятку на праздник Свистопляски.

Откуда же пошла традиция празднования местного праздника? В те времена не спокойно было на Руси. Однажды по реке к городу Вятке подошли враги, несметное множество кочевых полчищ. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи, так звали людей, живущих по берегам реки Вятки, измыслили хитрость. Все жители города получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану ночью, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой особый праздник Свистопляски. Позже древний праздник Свистопляски превратился в праздник Свистунья, а в наши дни в ярмарку Свистунью.

В этот день на городских валах и на базарной площади собирались горожане от мала до велика и свистели изо всех сил в глиняных уток и свинок. Выбор игрушки-свистульки был не случаен каждая свистулька имела свой магический смысл. Так свистулька-медведь своему обладателю, хозяину, «давала» богатырскую силу, баран - счастье, а корова - достаток. К сожалению, со временем люди забыли, какую магическую силу имеет образ той или иной игрушки-свистульки, но и в наши дни по традиции на ярмарке не только продаются дымковские свистульки, но и летит над городом, звонкий веселый свист.

Так и прославились своим ремеслом дымковские мастера-игрушечники по всей России-матушке!

Что же изображали в своих изделиях дымковские мастера? Первыми появились игрушки-свистульки, изображающие животных - это свинки, медведи, бараны с золотыми рогами, лошадки, козлики, уточки, петушки, гуси, индюки. Далее к фигуркам животных добавился женский образ - женщина с младенцем на руках. Дело в том, что после битвы с кочевниками осталось много вдов с детьми на руках. Поэтому появилась традиция: все сборы, вырученные с продажи игрушек передавать на содержание вдов, сирот, немощных и нуждающихся.

Дымковские мастера постоянно ищут новые образы для дымковской игрушки. К дымковским няням добавились фигурки водоносок, дам-модниц, птичниц, купчих. Появились мужские образы - офицеры, франты, продавцы пирогов. Кроме младенцев - детишки, разного возраста и пола. Вот скачет всадница на разгоряченном коне, хозяюшка хлопочет у печи, семья пьет чай за столом. А это что за звон и стук? Это стремительно мчится экипаж! Ямщик умело управляет лошадью, а в экипаже барыня-модница с офицером. По водной глади дымковские франты катают барынь на лодках. Пестрая сказочная карусель, скоморох, едущий на свинке, вызывает звонкий смех, галдят дети, скатывающиеся с горы на санках...

Дымковскую игрушку легко узнать среди других народных игрушек.

Она выделяется своим белоснежным фоном, по которому мастера наносили простые геометрические узоры. Это круги, кольца, точки, полосы, линии, ромбики, овалы, черточки. Дымковские мастера расписывали игрушки в добрый десяток ярких цветов: красный, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, зеленый... и даже золотили блестками. Кажется, что в облике каждой дымковской игрушки невольно находит своё отражение природа тех мест, где она родилась. Представляешь заснеженные сугробы, мороз, румянец украшает лица людей. На фоне освещённого снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. И в наши дни дымковской игрушки делают вручную в отличие от других народных промыслов. Каждая игрушка уникальное произведение искусства, у каждой свой особый характер. Злому образу серого волка дымковские мастера предпочитают образ доброго барана или гордого красавца оленя. Дымковская собачка - это веселая, безобидная дворняга. Медведь - музыкант, играющий на балалайке или гармошке. Гордая красавица, барыня-модница кокетливо вскинув головку, не спеша прогуливается под ручку с бравым офицером. А рядом степенно идет няня, окруженная гурьбой ребятишек.

Как и в древности, дымковские фигурки не были детской забавой, свистульки делали для местного праздника, а нарядными статуэтками украшали комоды и полки с посудой, так и в наши дни фигурки из Дымково служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой, и на душе становится теплее.

Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию своего рассказа.

Воспитатель:

Вопросы по теме беседы:

  1. Почему поселение, слободу назвали Дымковской? (По утрам над каждой избой вился дымок из русской печки.)
  2. Из какого материала лепили свои игрушки мастера Дымковской слободы? (Мастера лепили игрушки из глины.)
  3. Как подготавливали дымковскую игрушку для росписи? Назовите этапы подготовки игрушки к росписи. (Готовую дымковскую игрушку несколько дней сушили. Обжигали в печи, остужали, выбеливали мелом, растворенным в молоке. А уже затем расписывали узорами.)
  4. Как спасли простые дымковские свистульки жителей города Вятка от врага? (Подкравшись к вражескому стану, жители подняли отчаянный свист. Враги подумали, что их окружают подоспевшие на выручку дружины и убежали.)
  5. Как назвали жители свой особый праздник, в честь этого события? (С тех пор горожане отмечают свой особый праздник Свистунья.)
  6. Кого изображали в своих изделиях дымковские мастерицы? (Сначала изображали животных - уточки, свинки, медведи, бараны и др. Потом появились няни, барышни, водоноски, купчихи. К ним добавились мужские образы - кавалеры, офицеры, мужики, франты и образы детей разного возраста.)
  7. Из каких частей, элементов, состоят геометрические узоры дымковских изделий? (В росписи дымковских игрушек встречаются круги, овалы, кольца, точки, полосы, линии, ромбы, черточки.)
  8. Какие цвета использовали дымковские мастерицы для росписи игрушек? Назовите цветовую гамму дымковских игрушек. (Дымковские мастерицы расписывали игрушки в добрый десяток цветов - красный, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, зеленый…и даже золотили блесками.)
  9. Для чего покупают люди весёлую, озорную дымковскую игрушку? (Свистульки делают для местного праздника, ярмарки Свистуньи, а фигурками украшают свои жилища.)

Дымковская игрушка делается из глины вручную. Простые геометрические узоры и яркие краски делают её нарядной и праздничной. Вспоминая историю её появления, мы знакомимся и с историей нашей Родины.

Вот почему дымковская игрушка покорила не только сердца россиян, она полюбилась и зарубежным гостям и стала популярным русским сувениром, визиткой карточкой России.

Татьяна Андреевна Попова

Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре

Введение

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Мы считаем необходимым довести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать их в национальных традициях.

Нами были разработаны интегрированные циклы занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры, объединенные общей тематикой.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, верование в обереги и т. п.

Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры – один из жанров устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В играх удовлетворяется детская жажда действия. Игры предоставляют обильную пищу для работы ума и воображения.

Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки и т. д. Используется пальчиковый театр, театр бибабо и костюмированный театр. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта и т. д.

Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.

Создание в группе мини-музея предметов, характерных для русского народного быта. Подобные мини-музеи оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Конспекты занятий

Сентябрь Тема цикла «Во саду ли, в огороде»

Занятие 1. Развитие речи

Тема: «Во саду ли, в огороде».

Программное содержание. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Познакомить детей с потешкой «Наш козел». Учить отгадывать описательные загадки. Закреплять знания об овощах, фруктах и ягодах; их названиях.

Материал. Палка (длина 1 м), игрушка Козел-стрекозел, корзина, натуральные овощи, фрукты и ягоды: морковь, огурец, лук, репа, капуста, яблоко, смородина; 3 тарелки, яблоки для угощения детей.

Предварительная работа. Разучивание потешки «Наш козел». Объяснение слов и выражений: «тесто месил», «печку топил», «сказки сказывал», «небылицы», «неслыхальщины». Подбор наглядного материала. На прогулке разучивание русской народной игры «Огородник», объяснение встречающихся в игре выражений «к концу востра», «всяк за вихор возьмет».

Русская народная игра «Огородник».

Каждый играющий называет себя каким-нибудь овощем. Все становятся в круг. Один ребенок – огородник – выходит в середину круга и стучит палкой по земле.

Дети спрашивают у огородника:

– Кто там?

Он отвечает:

– Огородник.

– Зачем пришел?

– За репой!

После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:

Сверху репа зелена,

Посередине толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

Огородник должен назвать, кто из ребят репа. Если угадал, то «репа» от него убегает, а огородник старается догнать.

Ход занятия

Раздается стук в дверь. В гости к ребятам приходит Козел-стрекозел (игрушка). Козлик приносит подарок – корзину с ягодами, фруктами и овощами. Вначале корзина закрыта, и детям не видно, что в ней находится.

Педагог предлагает детям спеть песенку-потешку про козлика:

Наш Козел-стрекозел

То-то умный был:

Он и по воду ходил,

Он и тесто месил,

Он и печку топил,

И козлят кормил,

Творогом лепешки смазывал,

Песни пел и сказки сказывал,

Небылицы,

Неслыхальщины.

Педагог говорит, что песенка очень понравилась Козлику. Затем спрашивает у Козлика, что лежит в его корзине. Козел-стрекозел предлагает детям отгадать загадки – так они узнают, что лежит в корзине.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Я вырос на грядке,

Характер мой гладкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Лук)

Кругла, да не месяц,

Желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Сто одежек -

И все без застежек.

(Капуста)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Черных ягод пышный куст -

Хороши они на вкус!

(Смородина)

Воспитатель достает названные овощи, фрукты и ягоды, складывает их на столе.

Проводится дидактическая игра «Чторастет в саду и огороде». Козлик просит детей разложить овощи, фрукты и ягоды на три тарелки: первая тарелка – ягоды, вторая тарелка – овощи, третья тарелка – фрукты. В конце игры воспитатель и Козлик уточняют у ребят, что растет в саду. Дети называют ягоды и фрукты, лежащие на первой и третьей тарелках. Затем воспитатель спрашивает: «Что растет в огороде?» Дети называют овощи, лежащие на второй тарелке.

На прощание Козлик просит детей еще раз спеть песенку. Дарит каждому ребенку яблоко, уточняет что это: овощ, фрукт, ягода? Прощается и уходит.

Занятие 2. Лепка

Тема: «Лепим овощи и фрукты».

Программное содержание. Закреплять знание загадок об овощах и фруктах. Развивать инициативу, самостоятельность и творческие способности. Закреплять умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приемы. Обращать внимание детей на конечный результат работы.

Материал. Корзина с натуральными овощами и фруктами (морковь, огурец, лук, репа, капуста, яблоко). Пластилин, доска для лепки (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Загадывание загадок об овощах и фруктах. На прогулке проведение русской народной игры «Огородник» (см. выше).

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что на предыдущем занятии Козел-стрекозел принес им в подарок много овощей и фруктов. (Показ корзины с овощами и фруктами.)

Предлагает ребятам поиграть в игру «Отгадай»: «Вы мне загадывайте загадки, а я постараюсь отгадать. В случае затруднения вы, ребята, мне будете помогать».

Дети вспоминают знакомые загадки.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Я вырос на грядке,

Характер мой гладкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Лук)

Кругла, да не месяц,

Желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Сто одежек -

И все без застежек.

(Капуста)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Черных ягод пышный куст -

Хороши они на вкус!

(Смородина)

Воспитатель привлекает детей к отгадыванию загадок, демонстрирует отгадки – овощи и фрукты: «Вот какой богатый урожай овощей и фруктов созрел в наших садах и огородах!»

Затем предлагает ребятам вылепить по желанию любые овощи и фрукты.

Поощряет желание детей самостоятельно лепить разные овощи и фрукты.

Обращает внимание на приемы лепки, используемые детьми. Напоминает о правильных приемах лепки предметов круглой, овальной, удлиненной формы.

В конце занятия воспитатель рассматривает с детьми выполненные работы и предлагает классифицировать их: разложить отдельно овощи и фрукты.

Задачи комплексного занятия:

  • расширять представление детей о народных ремёслах;
  • развивать познавательный интерес, стимулировать в процессе познавательного общения их любознательность, стремление к самостоятельному приобретению знаний;
  • воспитывать у дошкольников любовь и уважение к людям труда, продуктам их деятельности.

Словарная работа: ремесло, гончар, соломоплетение, лозоплетение, ткачество, бисер.

Оборудование: гончарный круг, изделия из глины, соломки, лозы, льна, бисера.

Ход занятия

Занятие начинается в холле яслей-сада.

Воспитатель (В.). Ребята, поприветствуйте всех, кто пришёл к нам сегодня в гости. (Дети приветствуют гостей словами «добрый день!».) Мы с вами продолжим наше путешествие по Городу мастеров. Кто живёт в этом городе? (Ответы детей.) Правильно, люди разных профессий. Профессий очень много! Назовите, какие профессии вы знаете? (Дети называют профессии.)

Новое путешествие сегодня будет необычным, мы узнаем с вами о давней и богатой истории белорусских ремёсел, о белорусских мастерах.

Во время рассказа воспитателя мастера занимаются работой.

В. Вы готовы отправиться туда прямо сейчас? Путешествие начинается.

Дети с воспитателем подходят к первому столу, здороваются.

В. Может, кто-нибудь из вас знает, кто такой гончар? (Ответы детей.)

Гончар - мастер гончарного дела, изготавливающий изделия из глины: посуду, игрушки, малые скульптуры, строительные материалы.

Воспитатель обращает внимание детей на гончарный круг.

В. Гончарный круг - это станок для изготовления посуды и керамических изделий. Давайте с вами понаблюдаем за работой гончара.

Воспитатель комментирует работу мастера, дети слушают воспитателя и наблюдают за работой мастера.

Мастер помещает в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивает руки водой и далее нажатием больших пальцев делает углубление и формирует донышко. Далее заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работают, как правило, обеими руками: одна - внутри, другая - снаружи. Руки перемещаются ото дна вверх. Их необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.

В. Ребята, обратите внимание, сколько изделий сделано руками гончара, но для этого нужно готовое изделие поместить в печь, обжечь его, а затем мастер разрисует его.

Дети благодарят мастера, получают от него подарок и кладут его в корзинку.

В. Сейчас мастер расскажет нам о работе с соломкой и покажет свои работы.

Мастер. Проходите, гости дорогие, я расскажу вам, что можно сделать из удивительной соломки: домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.

Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причём я заготавливаю её в разные сроки - тогда она получается различных оттенков. Затем я её просушиваю, очищаю и вымачиваю в горячей воде. После этого она становится мягкой и эластичной.

Мастер демонстрирует свои работы. Дети рассматривают их и благодарят мастера.

В. Мастер расскажет нам о древнем ремесле - лозоплетении.

Мастер. Милости прошу, гости дорогие! Проходите. (Рассказывает и показывает.) Издавна люди из лозы плели различные по форме и назначению изделия: строили жилища, делали изгороди, плели лапти, посуду. Для изготовления плетёных изделий я использую ивовый прут.

Прутья должны быть длинными, тонкими, гибкими, иметь ровную и гладкую поверхность. Чтобы лоза стала более эластичной, перед началом работы её замачивают в воде.

В. Снова нас зовёт дорога,

Кто нас ждёт на этот раз?

Кто продолжит свой рассказ?

Дети с воспитателем подходят к четвёртому столу, здороваются с мастером.

В. Ребята, обратите внимание на изделия, о которых расскажет нам мастер (рушники, изделия изо льна, вышивка, куклы в белорусских костюмах и т.д.). Давайте послушаем рассказ мастера.

Мастер. Может, кто-нибудь из вас, ребята, слышал, кто такие ткачи? (Ответы детей.) Человека, работающего на ткацком станке, называют ткачом. Ремесло по производству ткани на ткацком станке называется ткачеством.

Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека. Здесь из простых ниток получаются ткань, полотно, готовое изделие. Издавна вся одежда, все предметы быта, рушники, скатерти производились ткачами.

Дети рассматривают работы и благодарят мастера.

В. Чтобы изделия выглядели красивыми и привлекательными, белорусские мастерицы украшали их вышивкой, бисером.

Дети с воспитателем подходят к пятому столу.

Мастер (по вышивке бисером). Бусины могут быть из различных материалов. Традиционно их делали из древесины, янтаря и других природных материалов. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетением.

Дети рассматривают работы и благодарят мастеров, получают подарки, прощаются.

В. Дорогие ребята! Вот и завершается наше путешествие в Город мастеров. С какими народными ремёслами мы познакомились? Давайте заглянем в нашу корзинку. Сколько сувениров нам подарили мастера? (Воспитатель по очереди достаёт сувениры.) В народе говорят: «Если полюбишь работу, то и работа полюбит тебя». А мастера, который никакой работы не боится и всё умеет, называют мастер золотые руки. Давайте ещё раз полюбуемся работой наших умельцев и поблагодарим их за их труд.

Дети хором говорят «спасибо».

Вы молодцы, ребята, много знаете. Вырастайте здоровыми, сильными, трудолюбивыми, помните о наших народных умельцах!