Стенд важен ли труд в воспитании ребенка. Трудовое воспитание детей в семье. Привитие трудолюбия дошкольникам

Трудовое воспитание детей - это формирование нравственных качеств ребенка за счёт труда. Труд - это не только обязанность каждого гражданина своей страны, но и основа воспитания личности. Приобретая навыки труда, ребенок сможет успешно использовать их во всей своей дальнейшей жизни.

Трудовая деятельность оказывает положительное влияние на физическое развитие детей. Особенно полно это проявляется в ситуации, когда ребенок трудится на свежем воздухе. Труд позволяет развить интеллектуальные способности и воспитать нравственность в человеке.

Он способствует повышению самооценки ребенка, благодаря чему малыш чувствует себя полезным и нужным обществу. Трудовое воспитание развивает в ребенке стремление внести свой вклад во что-то общее, осознание своего общественного долга и гордость за полученный результат.

Чувство товарищества и коллективизма, которые формируются в процессе трудового воспитания детей, учит их совместной работе, распределению обязанностей, а также согласованным действиям с другими детьми. Такое качество человека, как трудолюбие, характеризуется наличием соответствующих навыков и умений, присутствием мотивации, способностью преодолеть возникшие на пути сложности, осознанным выполнением трудовой деятельности для общества и самого себя.

В дальнейшем труд будет служить основой при выборе профессиональной деятельности человека. Поэтому трудовое воспитание ребенка в семье и в специализированных учреждениях должно строиться так, чтобы он развивался разносторонне.

Трудовая деятельность и способности к ней формируются ещё в раннем детстве. Немаловажную роль в этом процессе играет семья. Уже в этом возрасте родители должны давать малышу посильные задачки, такие как сборка игрушек в ящик, протирание предметов от пыли, мытье лица и рук, сохранение порядка в одежде. Только так ребенок будет с уважением относиться не только к своему труду, но и к усилиям других.

Как приучить малыша к труду?

Ранний возраст - это начальный период трудового воспитания детей. Именно в это время закладываются предпосылки для трудовой деятельности. Малыш уже может понять связь между совершенным действием и полученным результатом. В раннем детстве развиваются произвольные движения и орудийные действия. Малыш уже способен выполнять продуктивную деятельность. Более того, в нём заложено стремление решать простенькие задачки без помощи взрослых.

Сначала малыш овладевает произвольными движениями рук. Это происходит к концу первого полугода жизни. Затем движения объединяются в единую систему, что позволяет ребенку достичь определенного результата своих действий: выбрасывании погремушки из кроватки, захватывание игрушки и т. п. Благодаря участию взрослых в трудовом воспитании малышей эти действия усложняются. Ребенок уже может надевать колечки на стержень пирамидки, вкладывать одни предметы в другие и прочее.

Развитие орудийных действий позволяет малышу пользоваться ложкой, чашкой, лопаткой и другими подобными предметами. Позже ребенок научается снимать носки, расстегивать пуговицы и т. п. За счёт овладения простыми действиями у ребенка вырабатываются двигательные умения и навыки и интерес к трудовой деятельности.

На втором году жизни закладывается развитие самообслуживания. Сначала малыши учатся чему-то, затем закрепляют полученные умения. К трем годам самообслуживание начинает усложняться. Дети непросто моют руки или снимают штанишки, а делают это осознанно, в определенном порядке. Естественно, что малышам пока ещё не обойтись без помощи родителей.

Обучение трудовым действиям должно происходить индивидуально , в процессе ухода за ребенком и общения с ним. Взрослый должен объяснить и показать малышу, как совершить то или иное действие. Сначала это может быть одна задачка, а затем несколько последовательных действий. Взрослый может помочь ребенку правильно взять в руки ложку или подать ему тарелку с хлебом, чтобы отнести её на стол. В некоторых случаях родитель должен действовать руками малыша, чтобы он понял, как совершается то или иное действие.

Когда ребенок освоит элементарные трудовые действия, ему нужно только подсказывать, что необходимо сделать. Помощь может быть только пока ещё в трудных для малыша ситуациях. После правильного выполнения действия ребенка нужно похвалить. Это не только вызовет радость у малыша, но и даст стимул к возникновению желания сделать ещё что-нибудь полезное.

Самообслуживание формируется в игре. Можно предложить малышу раздеть и одеть куклу. В этой игре ребенок учится расстегивать и застегивать одежду. Закрепление действий самообслуживания происходит с помощью игровых приемов. Малышу предлагают умыть куклу, одеть её или уложить спать. Усовершенствование орудийных действий малыша также можно осуществить в игре: умение пользоваться лопаткой, забивать колышки молоточком и прочее.

Таким образом происходит выработка привычки. Она имеет свойство быстро угасать, поэтому необходимо поддерживать её, повторяя трудовые действия. Так, например, умываясь, малыш закатывает рукава, намыливает руки и смывает мыло водой. После чего расправляет полотенце и вытирает ручки. Чтобы ребенку не было скучно выполнять все эти действия, можно использовать потешки. Например, такую:

«Чистая водичка

Моет Кате личико,

Ларочке ладошки,

А пальчики – Илюшке».

Чтобы приучить малыша обслуживать самого себя, необходимо вызвать у него интерес к этому. Можно включать в деятельность различные инсценировки, используя игрушки, например, организовать настольный театр. Сюжет игры может быть различным: «Мишка учит Тигренка правильно есть» или «Как Курочка умывалась» и т. п. Чтобы ребенок правильно выполнял освоенные навыки, необходимо постоянно следить за этим. С этой целью можно использовать рассказы о сложных житейских ситуациях, с которыми сталкиваются дети.

При усвоении навыков самообслуживания уместны и дидактические игры. Название может быть любым. Например, «Мишка замерз», «Искупаем куклу Катю», «Угостим зверюшек». Родителям важно знать, что если они не обратят должного внимания на то, как малыш выполняет то или иное действие, у него будут формироваться плохие привычки, а необходимые навыки развиваться не будут.

Привитие трудолюбия дошкольникам

Дети дошкольного возраста должны уважительно относиться к чужому труду, быть ответственными, бережливыми, заботливыми, уметь работать в коллективе сверстников и положительно оценивать их труд, уметь организовывать работу. Все эти навыки должны развивать в детях взрослые, причём делать это постепенно. Сначала необходимо прививать то или иное умение, а затем его совершенствовать и закреплять.

В этом возрасте детям прививается хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, ручной труд и на природе, а также различные виды дежурства. Каждый вид труда развивается по-своему и соответственно возрасту. Так, хозяйственно-бытовой труд заключается в освоении ребенком привычки поддерживать порядок дома и на участке, убирая за собой игрушки, листочки на улице.

Самообслуживание - умение удовлетворить свои ежедневные потребности. Начиная с пятилетнего возраста, детям уже можно предложить постирать свои мелкие вещи. Частота проведения работы над навыками самообслуживания зависит от возраста детей и степени их овладения.

Ручной труд основывается на поддержании порядка в хозяйстве. Так, дошкольник, конечно же, под руководством взрослого может пришить пуговицу, подклеить книгу, сделать сувенир из подручного материала. Труд на природе заключается в работе на огороде, в уголке природы, саду. Здесь дошкольник может полить грядки или цветы, посадить лук, собрать урожай и прочее. Ближе к школьному возрасту можно давать ребенку задания по уходу за садовым инвентарем. В этом же возрасте дети способны дежурить на отведенном им участке: подметать дорожки, помогать малышам и т. п.

Отношение к труду у дошкольников будет формироваться в прямой зависимости от того, какое значение ему будут придавать взрослые. То есть ребенок может испытывать и радость от труда и негативное отношение к нему. Последний вариант может случиться при применении неинтересных методик в трудовом воспитании дошкольников. Нужно развивать у ребенка интерес к посильному труду.

Ребенок более заинтересован в труде, если он пересекается с игрой. Дошкольник просто перестает замечать, что это игра. Трудовая деятельность должна содержать в себе такие приемы, как тайна и соревнование.

В трудовом воспитании детей дошкольного возраста используют сценки с игрушками. Можно разыграть сценку с пластмассовой или резиновой хрюшкой. Её мордочка должна быть вымазана чем-то, что легко смыть. Взрослый задает Хрюшке вопросы, почему она такая грязная и что нужно сделать, чтобы стать чистым. Хрюшка может потянуться к ребенку чтобы поцеловать его. Ответ на вопрос, что нужно сделать Хрюшке, должен дать ребенок.

Мытье рук тоже можно сопроводить игрой. Перед этой процедурой следует сказать дошкольникам о визите кого-либо из героев мультфильмов и о его недоверии к тому, что дети могут помыть руки, не оставив следов на полотенце. Это будет стимулом для того, чтобы показать любимому герою, как умело дети могут вымыть ручки.

Малыши обожают всё тайное, поэтому любой вид трудовой деятельности можно превратить в секрет. Например, уборку участка можно представить в виде такой игры: сказать детям, что дворник, занимающийся наведением порядка во дворе, очень устал и нужно помочь ему. Что если дворник придет убираться, а здесь будет чисто. Пусть он думает, что это добрый Карлсон помог ему.

Правильно поощряем успехи детей

Поощрение ребенка в процессе достижения успехов - это своеобразная хитрость воспитания. Поощрять необходимо постоянно, но это не значит, что детей нужно задаривать подарками. Материальное поощрение тоже приветствуется, но нужно уметь делать это правильно. Уверенность ребенка в себе, его активность и самостоятельность утрачиваются, если ему постоянно дарить подарки за успехи. Поэтому старайтесь поощрять нематериально, а просто похвалив или признав значимость ребенка.

Малыш становится зависим от вознаграждения, если каждое его правильное действие будет сопровождаться подарком. Например, родители говорят «Если ты приберешь игрушки, мы купим тебе машинку». У ребенка складывается представление что его успехи нужны не ему самому, а родителям. А этого допускать нельзя.

Чтобы проявить положительную оценку поступкам малыша, достаточно воспользоваться правильным словом . Можно сказать, что вы обрадованы его успехам. У ребенка поднимется настроение, и он будет рад сделать ещё что-нибудь хорошее.

Чтобы поощрить ребенка за успех, достаточно лишь кивнуть, ласково посмотреть, показать одобряющий жест, преподнести подарок или просто похвалить словом. Однако здесь есть небольшой нюанс: хвалить нужно только за стоящие поступки и действия, а не за привычки и ежедневные обязанности. В противном случае похвала вызовет привычку у ребенка и он перестанет стремиться к успеху.

Поощрение должно быть искренним и направлено не на личность, а на поступок. В трудовом воспитании детей главное - не лицемерить и не лукавить. Они хорошо это чувствуют и понимают. Будьте честны по отношению к малышу.

Нужно ли разделять трудовое воспитание мальчиков и девочек?

Если говорить о половом различии детей раннего и дошкольного возраста, то стоит учесть одно условие: трудовое воспитание мальчиков и девочек должно быть различным. Связано это, прежде всего, с разным пониманием назначения мужчины и женщины. Обратимся к народным понятиям.

Женщина всегда воспринималась, как хранительница очага и мать. Она занималась семьей, воспитанием детей и вела домашнее хозяйство. Эти обязанности женщины сохранились и сегодня. Мужчина – это глава семьи. Он является её основой и опорой. Мужчина не только обеспечивал семью материально, но и выполнял тяжелую работу по хозяйству. Из этих различий и стали формироваться основные задачи трудового воспитания детей.

Именно поэтому девочек и мальчиков воспитывают по-разному. Девочки занимаются наведением порядка в комнате или на участке: сажают цветы, поливают растения, убирают игрушки и т. п. Мальчики же помогают в посадке деревьев, переносят книги или игрушки и прочее.

Существует множество общих приемов трудового воспитания детей. Но не стоит забывать об их половом различии. Поэтому, используя общие методы воспитания, следует обращать внимание на выбор методик для развития трудовых навыков у девочек и мальчиков.

В заключение

Нужно помнить, что так же как и в других видах воспитания, в трудовом развитии детей следует обращать внимание на индивидуальность. Труд должен быть разнообразным по содержанию, лишь тогда он будет интересен детям. Это условие поможет вызвать желание трудиться.

Усложняя трудовую деятельность, мы развиваем в ребенке наблюдательность, расширяем его кругозор, учим планировать работу. Труд должен быть регулярным и посильным. При этом дети не должны находиться в одном и том же положении, необходимо менять его. Инструменты, которые ребенок использует в трудовой деятельности должны быть безопасными и соответствовать его возрасту. Но, помните, что инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным.

Многие педагоги и ученые изучают такую проблему как воспитание трудолюбия в семье. Эта проблема сегодня стала очень актуальной, и ей следует уделить особое внимание. Ведь — это прежде всего вопрос внутри семейный. Конечно, садики и тоже вносят немалый вклад, но личный пример родителей и воспитание в семье стоят на первом месте. А Вы как думаете? Трудовое воспитание детей — это задача семьи?

Ленивый ребенок и причины лени

— Почему я?! – возмущенно кричит дитя, когда его просят сделать что-нибудь. И в благополучных, и в неблагополучных семьях можно наблюдать подобную детскую реакцию. В чем причина такого поведения? Причин в данном случае несколько.

Первая причина – мы сами. Это мы освобождаем детей от всякого рода , от всяких обязанностей, почему-то считая, что жить хорошо – это значит жить, бездельничая, не напрягаясь.

Вторая причина – в нашем обществе в последнее время резко упала, почти разрушилась, нравственная ценность . В таких условиях борьба за становится очень острой. Даже если ваше чадо очень вас любит, с какой стати он должен вам помогать, если до 10-15 лет не принимал никакого участия в семейных делах. Помощь – для него это слишком большая психологическая нагрузка, он не привык преодолению трудностей. Желание трудиться само по себе ниоткуда не приходит. Обижаетесь? Но только на себя! Нужно перевоспитывать и приложить максимум стараний и усилий, а еще лучше воспитывать потребность в труде с первых дней его жизни, тогда определение «ленивый ребенок » никак и никогда не будет подходить вашему чаду.

Необходимо, чтобы малыш почувствовал, что он является не только всеобщим объектом любви и внимания, но и полноценным членом семьи, который тоже может внести посильный вклад в ее развитие, от которого тоже ждут некоторой помощи, и что его помощь просто необходима, без нее — никак! Именно осознание этих фактов закладывает фундамент для формирования полноценной личности, настоящего человека.

Когда ребенок увлечен работой вместе с мамой и папой, радость от нее остается навсегда, на всю жизнь. К сожалению, мы часто не обращаем внимания на моральный аспект труда, думая, что если малыш чем-то занят, то в это время в нем происходит воспитание трудолюбия. Конечно, оно формируется, но в связи с эгоизмом. Ребенок трудится только для себя. Участие в общем деле, в труде для кого-то, для других, не для себя, формирует настоящего трудолюбивого человека. Эта мысль часто не воспринимается всерьез, потому что звучит как лозунг, но она – одна из главных в воспитании малыша. Принимать помощь ребенка нужно с должной благодарностью и все время помнить, что это формирует чувство благодарности в самом ребенке. Все , которые помогают родителям во взрослой жизни, были приучены к с раннего детства.

Трудовое воспитание детей. Как и что делать?

Семейное — процесс активный и постоянный. Разумное воспитание трудолюбия не может происходить от времени к времени. Не отсылайте ребенка, когда занимаетесь домашними делами, так вы закладываете очень прочные кирпичики в воспитание его эгоизма и впоследствии одиночества. Помощь обязательно должна быть бескорыстной, не по принципу: ты — мне, а я – тебе. Меркантильный дух – ужасная зараза, очень разлагающая душу маленького человечка.

Есть люди, которым любая работа – в радость, а есть, которые все делают только из-под палки с отвращением, стоном и гримасой. Что вы заложите в своего ребенка – то и будет в итоге. Так и будет ваше дитя реагировать на и свои обязанности во взрослой жизни.

Памятка для родителей

«Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда»

Роль труда в воспитании ребенка

Трудовое воспитание детей является необходимым, важнейшим условием успешной социализации детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Своевременное привлечение ребенка к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка, необходимо:

    Систематически привлекать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т.д.);

    Давать детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи;

    Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;

    Давать детям трудовые поручения, которые не всегда им интересны, и добиться, чтобы они старательно их выполняли;

    Предъявлять единые и постоянные требования к труду ребенка;

    Поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребенка во время труда, вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;

    Доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;

    Помогать ребенку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;

    На ошибки и недостатки указывать детям доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать работу лучше;

    Добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;

    Следить за правильным чередованием труда и отдыха детей, сменой рабочей позы, так как это снимает утомление и способствует концентрации внимания;

    Относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать в игру;

    Никогда не использовать труд как средство наказания.

Важно знать!

* * *

Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять как форму поощрения. Подобное поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.

* * *

Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, быстрее постигает такие важные понятия, как «взаимопомощь», «долг», «ответственность перед старшими». Для того чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитывать интерес к бытовому труду, необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться – в доме стало чисто, красиво, уютно; ты настоящий помощник: старался облегчить труд мамы, бабушки; вместе труд спорится лучше и т.д. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая наиболее рациональные пути его действия, показывая приемы работы.

* * *

В процессе труда у ребенка формируется способность проявлять усилия, упорство, добросовестное отношение к порученным обязанностям, аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы. Трудолюбивый ребенок не может находиться без дела. Такой ребенок всегда сам чем-то занят, умеет найти интересное для себя занятие. Все это положительно скажется и при обучении в школе, и в его дельнейшей самостоятельной жизни.

Подготовила социальный педагог Елшанская Ю.Г.

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания - процессе сложном и многогранном. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Профессор Свадковский в книге «Воспитание у детей трудолюбия» пишет: «Простейшая трудовая операция производит серьезные изменения в психологии

и физических способностях ребенка. Эта операция как бы разделяет человека на 2 разные жизни; до этой операции он был неумеющим человеком, после нее стал умеющим человеком». На основании многочисленных наблюдений он делает вывод, что центральным моментом, определяющим появление любви к труду - трудолюбия как неотъемлемого качества личности, является успех. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Вот почему родители должны стремиться не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех рождает потребность в труде. С этого момента он работает потому, что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, а труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворением его непосредственных влечений.
Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер. А.С. Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определенную группу привычек». Он имел в виду выработать у человека такие формы поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе.
Под группой «привычек» он подразумевал санитарно-гигиенические, нравственные, культуру поведения, привычные способы мышления, рассуждения и, наконец, трудовые привычки, т.е. привычное положительное отношение к любому трудовому усилию.
Между тягой к деятельности и трудолюбием дистанция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача воспитателей состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая

является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.
Как это сделать? Вернемся снова к привычкам, которые согласно известной поговорке являются второй натурой человека. Пожалуй, воспитание привычки к труду - самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением.
Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь - получилось! Приобретено еще одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без внимания.
Он радуется и, сияя, предлагает окружающим разделить эту радость. Он впервые с удивлением смотрит на свои руки, которые до сих пор умели только брать, а теперь научились что-то делать.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазин, стряпня и прочие дела, не перечислишь, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться, хотя сфера общественных услуг постоянно расширяется.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это уж не такие сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Дело не в этом. Главное - привлекая
детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочка или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни - я почищу картошку». Именно с бытового труда начинается трудовое воспитание. Привычка, умение что-то делать своими руками, пригодятся ему в любой профессии и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребенка умственного напряжения. Мы должны приучать ребенка выполнять любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, благороден. Не внушив этого нашим детям, мы вырастим белоручек и чистоплюев, которым тяжело придется в семье и в коллективе. Был случай в одном классе. Во время уборки одна ученица расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки тряпку. Девочка сначала брезгливо приподняла ее с пола, потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется убирать грязь, вызывал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее белоручкой, маменькиной дочкой, она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Девочка привыкла к тому, что в комнате всегда чисто, постель, которую она утром оставляет разобранной, постелена, пища приготовлена, ее одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба - ее обязанность. Это она хорошо

усвоила. Ей и в голову не придет сказать матери: «Отдохни, я сама вымою посуду». «Да», - огорченно соглашается мать, черствая растет она у меня.
Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен носить в жизни эпизодический характер. Здесь необходима систематичность. У детей непременно должны быть постоянные обязанности. Только при такой постановке вопроса труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности воспитывают важное качество - ответственность. Конечно, мама гораздо быстрее подметет пол, вымоет посуду, польет цветы. Но если это сделает 8 летняя дочь, полезнее и важнее. С каждым днем она будет делать лучше и тщательнее. Она гордится своими умениями. Она очень ревниво относится к тому, если кто- нибудь из домашних вдруг начинает вытирать пыль или поливать цветы, возмущается: «Но это же мои дела». Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться. Как странно бывает наблюдать в походе за мальчиками, которые не могут очистить луковицу. Плохую услугу оказали мамы своим сыновьям, заботливо оберегая их от домашних обязанностей.
Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба - труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность - учебу.
Трудовые привычки являются устойчивой формой поведения человека и накладывают определенный отпечаток на все его действия. Кстати, слово отпечаток в переводе с греческого означает характер. Стало быть, совокупность привычек совместно с другими психическими свойствами и чертами личности и составляют

характер. Недаром же говорят: «Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер».
Трудолюбие - одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, - нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.
Говоря о мотивах детских поступков, хочется заметить, что нередко похвала, награда являются стимулом для выполнения той или иной их деятельности. Если ты сделаешь то-то и то-то, я тебе разрешу пойти в кино." Сходи в магазин за картошкой - получишь на мороженое. Реальная награда служит сильнодействующим мотивом для ребенка. Дети стараются выполнять поручения по эгоистическим соображениям, рассчитывая на поощрение.
Могут ли такие методы помочь трудовому воспитанию? И да, и нет. На первых порах, наверное, могут. Так или иначе, ребенок получает определенные трудовые навыки, привыкнув выполнять домашнюю работу. Однако впоследствии поощрения и награда становятся для него самоцелью. И это уже плохо.
- Вот ведь какой дотошный у меня. Я ему твержу: «Славик, иди играй». Так нет, можно включить пылесос, можно помою чашку, можно нарежу хлеб. И так бесконечно. До чего же трудные современные дети. Ничем их не удивишь, ни игрушками, ни развле-чениями. Уж и не знаешь, чем занять.
Ну что ж плохого в том, что он хочет вам помочь. Радоваться надо этому, поощрять такое желание. Не

упускайте момента. Пройдет еще несколько лет и вы не дождетесь такого нужного и важного для матери «отдохни, я все сделаю сам». Будете удивляться, обижаться, почему такой невнимательный. А чему удивляться? Он будет думать, что мир устроен таким образом: маме полагается все делать самой по дому, а ему полагается развлекаться, заниматься своими делами.
У Матвея 4 сына, погодки от 10 до 14 лет. Загорелые, крепкие, коренастые, как грибы боровики, они удивительно похожи между собой. Матвей гордится своими ребятами и любит хвастать: «Работящие у меня пацаны - мой корень!». В деревне его не любят в основном за жадность да еще за лихое нахальство. Ребята его целое лето в лесу промышляют. Запасать грибы, ягоды, орехи - их забота. Батя, гляди-ка, брусники нынче сколько намочим, гордится младший Мишка, - больше, чем в прошлом году. На рынок можно свезти. Молодец, сынок, хозяином станешь, - умиляется отец. Хозяйство-то - оно работу любит. А чего, батя, нас не любят? Кто? Да люди. Люди. А ты не обращай на них внимания. Каж- дый-то норовит себе кусок пожирнее отхватить. А как промахнулся - досадует. Работать-то никто не любит, все хотят так.
Всему Матвей обучил своих сыновей - и плотничать, и рыбачить. Научил трудиться. Это хорошо. Но ведь труд и нравственность неразделимы. Любит Матвей преподать сыновьям житейскую мудрость: «Труд,

он лежебок не любит. Тогда лишь кусок хлеба сладким кажется, когда его собственным горбом заработаешь. Ну а уж если заработал - не делись ни с кем, дорогой он слишком, коли потом твоим полит.
«Своя рубашка ближе к телу» - вот какой смысл вкладывает Матвей в воспитание своих детей, которые успели многому научиться, успели полюбить труд. Но мотивы их труда эгоистичны: только для себя, для своего дома.
Она возвращается домой, как обычно, в час пик. В переполненном автобусе ее толкают со всех сторон, держаться не за что и нечем: руки заняты сумками с продуктами. Она устала. День был тяжелый.
«Боже мой!» - думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения. У Сережи в классе праздник, ему надо подготовить нарядную одежду. На ужин что-то приготовить, пирог испечь».
Открывая ключом дверь, она слышит торопливый Сережин шепот: «Пришла». Что они еще там затеяли, - думает она. Давай сумки! ~ Сережа забирает у нее тяжелые авоськи мчится с ними на кухню. Она машинально идет вслед за ним и останавливается на пороге кухни. Раковина сияет, посуда вся чистая. На газовой плите булькает ее любимый гороховый суп. Пойдем в комнату, - тянет ее за руку сын. Она идет в комнату. Полы вымыты, на столе - букет ромашек, вокруг ни пылинки, на тумбочке - подгоревший пирог, сработанный из полуфабриката кекса. Сережина чистая форма висит на стуле. Ее усталость и раздражение, как рукой сняло. Откуда вы знали, что нужно было делать? Секрет фирмы, - поспешно заявляет Сереока, делая Тане предостерегающий знак. Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?
Поздним вечером, когда дети уже спят, она тихонько входит к ним, нагибается над кроватью дочери и осторожно просовывает под подушку сверток - подарок ко дню рождения. Из-под подушки падает какая-то бумажка. Листок из блокнота. Что такое, - думает она. - Мой почерк.
На листке по пунктам перечислено, что ей нужно не забыть сегодня сделать. Это ее памятка. Секрет фирмы, - улыбается она. - Добрые вы мои телепаты.
Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим - вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.
Трудолюбие плюс доброта - тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту.
Люди, сочетающие в себе эти качества - счастливейшие люди. Потому что нет, наверное, большей радости, чем доставлять радость другим.
Такие не пройдут мимо чужого горя, выручат попавшего в беду, они бескорыстны. Их действия продиктованы внутренней потребностью делать добро.
Из разных способов воспитания трудолюбия бесплоднее всех - словесные увещевания. Французский писатель Ренар справедливо отметил: «Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но ленивец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней остаться». Не словесные увещевания, а организация жизни ребенка должна быть главным методом вое- питания трудолюбия. Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка. Когда так можно сказать о" ваших детях - это не только приятно. Расценивайте это как свою радостную победу, педагогическое достижение. Далеко не все папы и мамы могут похвастаться, что воспитали в своих детях это качество.
Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно - вложил в это определение глубочайший смысл.
Надо. Еще как. Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.
Трудно. Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.
Прекрасно. Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость тому, кто любит груд.

ЕЛЕНА ШУМКИНА
Трудовое воспитание ребенка в семье

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться . Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда , не владея трудовыми навыками , он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду , привычки и желания трудиться , включаться в труд по собственному желанию, успешно его совершать.

Трудовые умения и навыки различны : труд по самообслуживанию , хозяйственно – бытовой труд , труд в природе , ручной труд . Трудовое воспитание детей в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания , т. к. в семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия . Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда , ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка . В семье , вместе со взрослыми ребенок быстрее овладеет трудовыми навыками . Труд вместе родителями доставляет ребенку радость .

Участие в хозяйственно – бытовом труде позволяет ребенку ощутить свою причастность к заботам семьи , это способствует воспитанию многих качеств личности : отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде . Это расширяет представление о труде взрослых , формирует интерес и уважение к нему.

У младших дошкольников большое внимание уделяется воспитанию навыков самообслуживания.

Прежде чем начинать приучать малыша к самостоятельности в самообслуживание, необходимо создать условия :

Отвести постоянное удобное место для игр и хранения игрушек, чтобы он мог сам их брать, а затем убирать;

Сделать вешалку на уровне его роста, чтобы он мог вешать полотенце или одежду;

Приобрести маленький стул, на котором ему было бы удобнее сидеть;

Учить расстегивать и застегивать свою одежду и т. д.

При этом нужно использовать объяснения и наглядный показ действия.

Всему нужно учить малышей постепенно, показывая каждое действие. Оказывать ребенку помощь следует только тогда, когда он в ней действительно нуждается. Надо стремиться к тому, чтобы малыш постарался преодолеть трудности . Проявившего настойчивость и добившегося результата ребенка следует обязательно похвалить, это побуждает его к проявлению большой самостоятельности.

Малыши любят играть. Умываясь, он играет с водой, одеваясь, превращает ботинок в автомобиль и т. д. Понимая детскую потребность играть, стремление превращать окружающие предметы в объекты для игры, в тоже время нужно учить ребенка отличать игру от труда , но настойчиво добиваться нужного результата. Игра способствует развитию у ребенка многих навыков , которые пригодятся ему в труде по самообслуживанию и при оказании помощи взрослым в домашнем хозяйстве. Играя с куклой, малыш одевает и раздевает ее, застилает кроватку, подметает свой уголок и т. д.

В младшем возрасте следует давать такие поручения ребенку , которые он сможет выполнить : поставить хлеб на стол, положить ложки, принести бабушке туфли т. д. Такие поручения доставляют ребенку радость , т. к. он осознает причастность свою к полезным делам.

Малыши проявляют большой интерес к тому, что делают взрослые дома, к их действиям, к результатам труда . Этот интерес следует поощрять. И если родители не отстраняют от дела интересующегося их работой ребенка , стараются удовлетворить его любознательность, вызывают у него чувство благодарности к тем, кто трудится , у него формируется уважение к труду окружающих , появляется желание трудиться . Взрослые должны пользоваться удобным случаем, чтобы поблагодарить за внимание. Все это способствует формированию у ребенка уважения к взрослым и их труду .