Восточный массаж - восточные техники. Восточный массаж лица Восточные техники массажа

С давних времен целители разных народов знали о том, что грамотное воздействие на особые точки на человеческом теле способно наладить и восстановить работу любого органа, будь то кишечник, сердце, желудок или легкие. Наибольшее количество этих важных точек находится ступнях, ладонях и в ушных раковинах.

Однако во время проведения сеанса традиционного массажа обработке этих участков тела уделяется очень мало времени, а ушные раковины и вовсе остаются без внимания. Чего нельзя сказать о восточных техниках, которые просто невозможно себе представить бет точечного воздействия.

Омоложение по восточной методике

Пробуждение внутренних процессов, которое происходит в результате воздействия на особые точки, благотворно влияет на здоровье организма и способствует его омоложению.

Существующие с давних времен и использующиеся в настоящее древние методики, такие как восточный массаж, сочетают в себе различные виды воздействия и выполняют следующие функции:

  • лимфодренажную – стимулируют обращение лимфы и крови в организме, что способствует освобождению тканей от лишней жидкости и снятию отечности;
  • остеопатическую – активное воздействие на тело способствует укреплению мускулатуры и ее тонизирования;
  • пластическую – восстанавливает контуры лица, тела и правильное положение хрящей и костей.

Важную роль в качественном выполнении восточного массажа и в полноте положительного эффекта играют используемые в ходе процедуры ароматические масла. Так, масло авокадо отлично справляется с дряблостью кожи, морщинами, способствует выработке эластина и коллагена. «Масло Клеопатры » или кокосовое масло успокаивает кожу и обладает противовоспалительным эффектом.

Масло кунжута – находка для дряблой и обвислой кожи, оно оказывает омолаживающий эффект и отлично увлажняет кожу. Восстановить клетки кожи, наполнить ее свежестью и молодостью, напитать влагой поможет масло абрикосовых косточек.

Кроме использования различных композиций полезных ароматических масел в качестве дополнительного средства для массажа используется восточная музыка.

Основные приемы

Как и любой вид акупрессуры, восточный масляный массаж производится с использованием тех или иных приемов, в число основных входят:

  • поглаживания – они бывают плоскостными, круговыми, спиралевидными, выполняются раскрытой ладонью. Все движения «Туй », как называются поглаживания, должны быть легкими, мягкими, но интенсивным, точно воздействующими на точки меридиан, тонизирующими и приводящими весь организм к состоянию гармонии;
  • растирания – призваны передвигать, смещать и растягивать ткани тела, для того чтобы произвести максимальный их разогрев и подготовить к разминаниям. Прекрасные результаты дают такие приемы как пересечение ладонью, кулачками или фалангами пальцев, штрихование и пиление;
  • разминание – основной прием, при его выполнении ткани захватываются, оттягиваются, сжимаются и раскатываются. Чем более интенсивными будут разминания, тем быстрее будут циркулировать лимфа и кровь.


Восточные техники массажа предусматривают движения рук мастера, как по ходу лимфы, так и обратно, т. е. не только от периферии к центру, но и от центра к периферии. Примечательно, что разными школами восточной акупрессуры используются различные методики выполнения вибраций.

Так, школа цьзюо призывает выполнять вибрации постукиванием пальцев, школа шуй рекомендует это делать кулаками, а по методике школы пай вибрации необходимо выполнять открытой ладонью. Обучение секретам и методикам восточного массажа – процесс очень кропотливый и достаточно длительный, ведь от правильности его выполнения зависит здоровье и жизнь пациентов.

Основные отличия

Отличия восточных техник массажа заключается в наличии выкручивающих и вращающих движений суставов, которые делают их приближенными к мануальной терапии и позволяющими восстанавливать подвижность суставов и костей.

В случае выполнения манипуляций в особенно болезненных местах используется восточный эликсир для массажа, который наносится точечными движениями и энергично с надавливанием втирается. При этом надавливания могут производиться как одним пальцем, так и опорной частью ладони и костяшками пальцев.

Кроме этого очень часто в ходе обучения техникам восточного массажа кроме традиционных манипуляций и приемов, выполняемых руками, изучаются методы выполнения массажа ногами.

Такой точечный массаж требует особого профессионализма мастера, т.к. в случае неправильного его выполнения велика вероятность получения травм позвоночника. Достаточно специфической является техника восточного массажа лица с помощью ног.

Противопоказания


Матвеева Светлана Сергеевна
ВОСТОЧНЫЙ МАССАЖ

Представление о движущей силе вселенной присуще древневосточной философии. В древнекитайской культуре это ЧИ - жизненная энергия; в древнеиндийской философии это ПРАНА - первородное животворное дыхание, основополагающая универсальная энергия, которая по древневосточным представлениям существует как в макрокосмосе, так и в микрокосмосе - человеке; природная сила жизни вводит человека в жизнь. ЧИ (по древнекитайской терминологии) существует как внешнее ЧИ (в природе) и как внутреннее ЧИ (в человеке).

Внутренняя ЧИ циркулирует в организме по постоянным меридианам. При этом считается, что питательная ЧИ циркулирует в основных 12 меридианах; первичная (прародительская) ЧИ циркулирует в чудесных меридианах; защитная ЧИ - в сухожильно-мышечных меридианах и переднесрединном и заднесрединном меридианах, а так же в органах джан и фу (органы чжан являются иньскими, характеризуются плотностью, органы фу - полые, являются ян-органами).

М.Rubin (1974) представляет понятие ЧИ, ПРАНА следующим образом: «В любом функционирующем органе происходят обменные процессы и вырабатывается энергия, химические и электрические проявления которой нам известны. Древневосточные медики выявили то, что часть этой энергии направляется от каждого органа к коже, где циркулирует по строго определённым путям. Меридиан имеет наружный и внутренний путь, соединяющий кожу с внутренним органом, от которого и исходит внутренняя энергия».

Древняя восточная медицина исходила из того, что организм целостен и центром органически целого являются «главные органы», которые связаны с другими частями тела и с кожей. Эта система связи проявляется в обмене «энергии» между внутренними органами и кожей, языком, глазами, ушами, носом, те внешними органами. Поэтому при возникновении болезненного процесса внутренние органы рассматривались как «причина болезни», а кожа и поверхностно расположенные органы - как арена внешней симптоматики, что является функциональной основой образования «жизненной» точки.

Восточный массаж включает методы рефлекторного воздействия древней восточной медицины, которая в первую очередь основывалась на концепции ин-ян, у-син, теории меридианов и правил уравновешивания энергии в меридианах.

Традиционный восточный массаж - это метод лечения путём воздействия на биологически активные точки тела нажатием пальцев, иглой с шаровидным наконечником или стальным шариком и др. Традиционный метод - точечный массаж пальцем в сочетании с воздействием на основные и мышечносухожильные меридианы (линейный массаж). Такой старейший метод лечения упоминается в древнем медицинском трактате «Хуандинэй-цзин» и других древневосточных книгах наряду с описанием чжэнь-цзю-терапии и лечение лекарственными травами. В настоящее время точечный массаж широко применяется медиками восточных и западных стран для лечения пациентов с повышенной чувствительностью к введению акупунктурных игл, а так же для пациентов педиатрического профиля (детям до года и вовсе применяется только массирующее воздействие на активные точки).

Применение традиционного восточного массажа очень расширяет возможности терапевтического воздействия, ведь массаж не только безмедикаментозная терапия, но и проводится без повреждения тканей иглой. По современным представлениям традиционный восточный массаж - один из видов рефлексотерапии. При правильном надавливании на точку так же, как и при введении акупунктурной иглы, возникают предусмотренные ощущения и ряд последовательного воздействия на организм.

Рефлекторное воздействие массажа на всю нервную систему играет большую роль в регулировании функций организма в целом и отдельных органов. С помощью массажа можно как седатировать, так и тонизировать функции нервной системы. Поскольку первичным местом раздражения массажем являются периферические окончания вегетативных нервов, результат его действия зависит от функционального состояния вегетативной нервной системы. Ещё в 1931 г. Wilder высказал положение о том, что чем выше состояние возбуждения симпатического или парасимпатического отделов нервной системы (при прочих равных условиях), тем они слабее реагируют на тонизирующие и тем сильнее на седативное раздражения.

В основах точечного массажа с древневосточных позиций, тождественны теоретическим основам иглоукалывание и прижигания: учение о меридианах, жизненной энергии, гармония инь-ян, концепция пяти первоэлементов, основные синдромы болезненных состояний, терапевтическое значение меридианов и «жизненных» точек. По древневосточным представлениям, кроме 14 основных меридианов имеется ещё 12 мышечно-сухожильных. Эти меридианы объединяют мышцы и сухожилия, каждый из них связан с основным меридианом, траекторию которого он в той или иной мере повторяет.

Как при любом из видов традиционной рефлексотерапии, массаж может быть тонизирующим, седативным или гармонизирующим, что достигается приёмами массажа. Все основные приёмы традиционного восточного массажа, согласно воззрениям древневосточной медицины, разделяются на инь-приёмы и ян-приемы. Четыре инь-приёма направлены на лечение синдрома пустоты, усиление и восстановление функции (тонизирование), а четыре ян-прёма - на лечение синдрома полноты (избытка), снижение и нормализацию патологически повышенной функции (седатирование). В зависимости от силы продолжительности некоторые приёмы могут иметь либо седативное, либо тонизирующее воздействие.

Выделяют так же нейтральные приёмы массажа, усиживающие защитные силы организма, гармонизирующие ян и инь организма и протекание энергии. Для нейтрального массажа могут быть использованы как некоторые инь-приёмы, так и некоторые ян-приёмы со средней силой и глубиной давления и средней продолжительностью воздействия.

Выделяют различное воздействие при раздражении точек иглой или массажем в значительной мере. Не рекомендуется использовать для массажа точки, указанные в рецептах иглоукалывания, так как многие из них для массажа не пригодны. В отличие от акупунктуры для массажа наибольшее практическое значение имеют около 100 меридианных и вне меридианных точек. При этом нужно иметь в виду, что некоторые точки взаимозаменяемы (по показаниям). Вид раздражения биологически активной точки и дозировка воздействия зависят от общего состояния пациента его возраста и заболевания.

Опираясь на традиционные и современные аспекты восточной медицины Гава Лувсана, восточный массаж позволяет решить огромный спектр проблем со здоровьем при заболеваниях самого широкого профиля не прибегая к медикаментозному печению, а используя чрезвычайно широкие, и зачастую скрытые внутренние резервы организма. Выполняя воздействие на биологически активные точки и вдоль траектории меридианов, по которым, согласно восточной философии, течет жизненная энергия ци, техника восточного массажа способствует активизации обменных процессов в органах и тканях человека, что дает прекрасный эффект, подтверждаемый официальной медициной и специализированными исследованиями: после процедуры отмечается нормализация показателей ЭЭГ (электроэнцефалографии), происходит синхронизация фонового альфа-ритма.

Это объясняется воздействием на кору больших полушарий головного мозга и на ретикулярную формацию (осуществляет контроль рефлекторной деятельности спинного мозга), благодаря чему нормализуется тонус вегетативной нервной системы, при этом динамика основных его показателей (терморегуляция кожных покровов, потоотделение, состояние сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы и т.д.) зависит от исходного состояния и имеет оздоровительную направленность.

Таким образом, восточный массаж является не только расслабляющей и общеоздоровительной процедурой, но и дает выраженный лечебный эффект.

В отличие от классических техник, восточный массаж даёт более развёрнутую сферу воздействия на рефлекторном уровне. Индивидуально подобранные методы воздействия на биологически активные точки: акупрессура, прогревание (постановка минимокс. втирание горячих масел) и др., влияют на трофику (процессы клеточного питания) тканей, способствуют устранению болевых ощущений, улучшают капиллярный кровоток, обмен между кровью, лимфой и тканями, происходит нейрогуморальная реакция организма, нормализация функций гипофиза, коркового вещества, надпочечников и симпатоадреналовой системы. Все эти реакции приводят к повышению защитных сил организма. Помимо этого восстанавливается внутренняя гармония человека.

Стоит отметить, что техника восточного массажа становится особенно актуальной тогда, когда приемы классического массажа невозможны для применения (при наличии послеоперационных металлических пластин спиц, гипса, при повреждении кожных покровов, обширных гематомах и др.), а также для пациентов хирургического и ортопедического профиля в посттравматическом периоде, что даёт возможность ускорить процесс заживления и восстановления, начинать активную реализацию реабилитационной программы до снятся гипса, удаления спиц и металлических пластин.

Восточный массаж способствует более активному срастанию костей, возврату эластичности тканей (фасций, связок, сухожилий, мышечных волокон) и в 8-15 раз эффективнее обычного процесса восстановления. Высокие показатели наблюдаются даже при работе с контрактурами многолетней давности. Также современной медициной доказана высокая эффективность и ускорение реабилитации и лечения пациентов при комбинировании процедур и техник восточного массажа с кинезиотейпированием, лечебной гимнастикой и психоэмоциональными занятиями в комплексе.

Очень важен системный подход, при котором корректирующее воздействие на жизнедеятельность организма пациента производится в целом, а не останавливается на локальных проблемах, что даёт максимально быстрое достижение гармонизации всех процессов в физическом, психоэмоциональном и энергетическом состоянии человека.

- реабилитолог, специалист по восточному массажу, сертифицированный специалист международной ассоциации по кинезиотейпированию, Гомель, Беларусь.

Практика восточного массажа — это комплекс из философии, медитативных техник и классического воздействия на тело с помощью рук и ног. Главный принцип метода — индивидуальный подход к каждому клиенту. Восточный массаж направлен на проработку как физического тела, так и системы тонких тел. Имеет он свои показания и противопоказания, с которыми необходимо ознакомиться перед сеансом.

В процессе массирования восстанавливается баланс между энергетическим планом и физическим телом, эмоциональным состоянием, умом и внутренним я. Это приводит к общему улучшению здоровья и настроения, повышению тонуса и активации работы всех систем и органов. Как результат от регулярных сеансов:

  • Снижение подверженности стрессам;
  • Снижение последствий от стрессовых ситуаций;
  • Освобождение от продуктов переработки, шлаков и токсинов;
  • Повышение упругости и эластичности мышц;
  • Повышение подвижности суставов;
  • Укрепление мышечного корсета;
  • Уменьшение объемов тела;
  • Улучшение состояния кожи;
  • Избавление от мигреней, головокружений и головной боли;
  • Избавление от нарушений сна;
  • Укрепление иммунитета.

Каждый из видов восточного массажа имеет также свои собственные преимущества: тайский направлен на расслабление и повышение подвижности суставов, индийский масляный — на улучшение состояния кожи, избавление от стрессов, а шиацу — на улучшение работы внутренних органов.

Основным отличием восточного массажа от европейского является применение натурального эфирного масла или смеси масел, что повышает эффективность от процедуры.

Активные компоненты проникают в кровь, лимфу и ткани, что приводит к:

  • Оздоровлению органов кровообращения, дыхания;
  • Улучшению работы нервной системы;
  • Восстановлению нормальной деятельностью почек, печени, кишечника и эндокринных желез.

Как основу часто используют кокосовое, оливковое, рапсовое масло, жожоба, из косточки миндаля и винограда и масло ши, а в качестве добавок — масло апельсина, розмарина, лаванды, мандарина, черного тмина, имбиря, корицы, пачули и др.

Механизм влияния на организм

Восточная массажная система основана на технике точечного воздействия на биологически активные зоны и энергетические каналы. Акупунктурные точки человеческого тела связаны с определенными органами, системами, сосудами и отделами головного мозга. Меридиональный массаж выполняют по энергетическим меридианам, а направление и интенсивность движения зависит от показаний и состояния клиента.

Приемы восточного массажа выполняются не только от периферии к центру, но и от центральных линий к бокам, а также по и против течения крови и лимфы. Механическое воздействие приводит к усилению обменных процессов и улучшению дыхания кожи, избавляет от застойных явлений и усиливает на межклеточном уровне обменные процессы.

Во время проработки идет активное стимулирование нервных окончаний, которые расположены в коже и подкожных слоях. Они посылают в головной мозг нервные импульсы, вызывающие комплексную реакцию. Эта реакция проявляется в виде улучшения работы внутренних органов, выработки гормонов удовольствия и радости, повышения локальной температуры тела.

Показания и противопоказания

Массаж применяется для восстановления работы внутренних органов, как профилактическое средство от физических и психических болезней. Его рекомендуют людям со слабой мышечной активностью, при малоподвижном образе жизни и нарушенном обмене веществ. Система массажа показана также при следующих проблемах со здоровьем:

  • Заболеваниях и травмах позвоночника и суставов;
  • Болях в спине;
  • В период восстановления после травм, операций, болезней;
  • При пониженном тонусе и хронической усталости;
  • При патологиях осанки;
  • Нарушенном кровообращении;
  • Головных болях;
  • При мышечных спазмах, блоках, зажимах;
  • При ожирении, целлюлите;
  • При заболеваниях кожи.

Противопоказано проведение восточного массажа при:

  • Гинекологических заболеваниях;
  • Повреждении кожи;
  • Онкологии;
  • Остром психозе или эпилепсии;
  • Заболеваниях крови;
  • Кровотечениях;
  • Заболеваниях инфекционного или грибкового характера;
  • Повышенном АД;
  • Возрастном остеопорозе.

Массажные приемы и техники

Основное направление движений в восточном массаже — по каналам, отвечающим за циркуляцию энергии ци. Дополняет их давление на особые точки на коже, активирующие процессы регенерации. Во время сеанса задействуют классические европейские приемы: поглаживание, растирание, разминание, растягивание и скручивание, похлопывание. Проводят их с усиленным давлением всего веса массажиста.

Уникальной техникой восточной школы является выкручивание ног, рук и позвоночника, а также вибрационные движения двух типов. К первому способу относят легкие похлопывающие движения пальцев или ладони. Ко второму — глубокое воздействие на организм с помощью кулаков, ребер ладони или ладоней, соединенных вместе.

Во время проработки внутренней стороны ног движения выполняются от стопы вверх, а по наружной стороне — от тазобедренного сустава вниз. Руки прорабатывают в обратной последовательности: внутренняя часть — сверху вниз, наружная — от ладоней к плечам.

Арабский мыльный массаж

Этот вид массажа традиционно выполняется в специальных банях с применением густой мыльной пены и лечебной глины. Он очищает поры кожи, нормализует работу сальных желез и улучшает кожное дыхание, приводит к уменьшению объемов тела и улучшению кровообращения.

Арабский массаж уникален тем, что проводится с использованием пены и глины. Во время проработки активные вещества переходят в подкожные слои, разбивая целлюлитные клетки, избавляя от отечности и токсинов. Проводят сеанс в три этапа. Первый — подготовительный: кожу распаривают в парилке, потом очищают натуральными скрабами и наносят ароматную пену. Второй этап — проработка. Во время нее используются все классические приемы, кроме похлопываний. Глубина воздействия должна быть максимально сильной. Третий этап — отдых. На кожу наносится маска из глины и эфирных масел, после чего клиенту предлагают принять теплый душ и провести время в гидромассажной ванне.

Массажная техника Хаким

Хаким рекомендован людям с проблемами опорно-двигательного аппарата, ревматизмом и болях в спине, периартритом и др. заболеваниями. Его также назначают как профилактическую меру при повышенных нагрузках на спину, в период соревнований и после травм. Методика безопасна и для детей, и рекомендована для малышей с повышенной активностью. Перед сеансом кожу очищают и смазывают маслом для массажа. Можно использовать любое доступное, а также жирный крем для кожи или оливковое масло.

Во время сеансов используется шелковая бумага, которая впитывает токсины и создает расслабляющий шумовой фон. Массаж Хаким — это чередование приемов давления, растягивания, скручивания и похлопывания. Все приемы выполняются плавно вдоль позвоночника, а сила и глубина проработки оговаривается с клиентом. Проработка ведется по всей поверхности спины от копчика до шеи — это позволяет избавить от микровывихов и нарушений дисбаланса мышечной ткани.

Массажная методика Ребозо

Техника Ребозо была заимствована в Мексике, где широко распространена среди беременных женщин. Ребозо — это длинный шарф, которым подвязывают живот и в котором носят, как в слинге, ребенка. Массаж Ребозо представляет собой мягкую технику, схожую с остеопатией. Отличается от других видов отсутствием прямого контакта между массажистом и клиентом.

Данный вид массажа является исключением, показан беременным и в послеродовой период.

Назначают его и людям с заболеваниями спины, суставов, с излишним весом и нарушенной координацией движения. Клиент во время сеанса ложится на шарф, концы которого находятся в руках у массажиста. Для безопасности и удобства сеансы проводят на полу, застеленном мягкими матами. Массажист приподнимает шарф и совершает покачивающие движения из стороны в сторону. Отдельно проводится часть массажа для рук и ног, спины, головы и шеи, живота.

Ребозо — расслабляющий массаж. Массирование убирает мышечные блоки, во время сеанса также прорабатываются и отпускаются негативные эмоции, раскрывается чувствительность, сексуальность. Часто сеансы сопровождает спокойная музыка и медитации. Техника основана на вибрациях и свободном переходе энергии от массажиста к клиенту. Это позволяет сбалансировать тонкие тела пациента, расслабить и успокоить, придать уверенности и настроить на позитивный лад.

С какой частотой применять

В среднем сеанс Хакима продолжается от 30 до 60 минут. Если нет противопоказаний, то исцеляющий курс массажа включает 10 процедур, которые проводят с интервалом в 3-4 дня. Через месяц курс повторяют.

Мыльный массаж имеет меньше противопоказаний и ограничений, может проводиться 1-2 раза в неделю для поддержания кожи в хорошем состоянии. Его продолжительность может доходить до 1,5 часов.

Массаж Ребозо во время беременности назначается и ведется врачом. Количество и продолжительность процедур зависит от состояния пациентки и показаний. В остальных случаях сеансы длятся от 20 до 70 минут, а проводить их рекомендовано не чаще, чем 1-2 раза в неделю. В качестве профилактики усталости, снятия стрессов и душевного беспокойства массаж можно делать 1-2 раза в месяц.

Восточные массажные техники направлены на улучшение физического и эмоционального состояния человека.

Каждая из них прорабатывает не только тело, но и энергетические меридианы, улучшая общее самочувствие, возвращая молодость и укрепляя иммунитет. Во время сеансов важен установленный контакт между клиентом и мастером, а также умение расслабляться и доверяться массажисту. Восточные практики относятся к глубоким и мягким по воздействию, поэтому перед посещением сеанса необходимо ознакомиться с противопоказаниями.

Базовый курс обучения Традиционной Китайской Медицины.

Не требует специальных знаний и навыков и является базой для изучения других популярных восточных техник.

По окончанию курса Вы сможете:

Приобрести базовые системные знания по традиционной китайской медицине;

Что такое энергии, как они влияют на работу органов и их взаимодействие;

Разобраться в точках и меридианах, что это такое и зачем они нужны, как с ними работать, методы определения и воздействия.

Диагностировать состояние по жалобам, внешнему виду, поведению;

Ставить диагноз в терминологии китайской медицины;

Выбирать средства и методики оздоровления и воздействия на организм с помощью восточных практик;

Получить базу для освоения, других восточных техник или расшить свои знания в области массажа.

Научится помогать себе и близким, познать свой организм и его энергетические возможности.

Внести оплату за курс со скидкой 25 000руб


Или внести предоплату за курс 50% 12 500руб. - цена действительна только при предварительной оплате, оплата курса на месте подразумавает полную стоимость: 28 000 рублей

ФИО слушателя полностью (* ):

Комплексное представление о китайской медицине: своего рода карту, "вид сверху" — вы увидите её целиком, научитесь ориентироваться в ней и выбирать свои пути. Практические занятия на каждом уроке.

Концепция, Причины болезней, Диагностика. Фундаментальная теория Меридианы и коллатерали, Акупунктурные точки. Знакомство с методами оздоровления в ТКМ: Фито-и Ароматерапии, Диетология, массажи: Гуаша (лечебный и косметический), Туйна и т.п., Чжень-цзю терапия, Лечебная гимнастика. Практика каждый день. Выдаются методические материалы.

Программа курса:

№ п/п

Наименование

раздела

Содержание

Ак.часы

Введение в теорию и историю развития ТКМ

Особенности теории ТКМ, ее отличие от других направлений и медицин разных стран.Основные этапы развития.

Основные положения ТКМ

Теория Инь-Ян

Концепция основное содержание Применение

Теория Пяти первоэлементов.

Концепция, основное содержание, применение, принципы взаимодействий в системе У-Син.

Понятие ЦИ, кровь, эссенция, жидкости тела, Дух.

Виды Ци в природе и человеческом организме, Образование и функция крови, жидкостей тела, Природа Эссенции. Понятие Духа. Понятие о патологических жидкостях.

Теория о висцеральных органах

Пять плотных органов Цзан, пять полых органов Фу. Их взаимодействие.

Понятие о меридианах и коллатералях

Движение Ци по меридианам, топография, функция основных меридианов и коллатералей, управляющие точки.

Восемь принципов ТКМ

Принципы поверхностный - внутренний, холод-жар, недостаток -избыток, синдромы инь-ян.

Причины и механизмы заболеваний

Экзогенные факторы, эндогенные факторы,

Основные синдромы в ТКМ

Синдромы Ци, крови, Чжан-Фу органов

Зачет

часов аудиторных

часов самоподготовки

сего часов

120

Что можно дополнительно изучать после этого курса:

Массаж гуаша, туйна, баночный китайский, знание акупунктурных точек и способов воздействия на них — акупрессура, чжень-цзю терапия, цигун, фитотерапия, ароматерапия.

Особенности интеграции её с западной медициной (понятие "условно здоровый человек").

История ТКМ, её место в современной медицине, основные книги ТКМ.

Теоретические модели, используемые в ТКМ:

Инь — Ян. Наличие противоположностей, взаимосвязей, взаимных дополнений и ограничений, а также взаимного превращения между Инь и Ян:

Корень Инь и Корень Ян.

Использование теории Инь — Ян для объяснения патогенеза развития заболеваний, диагностики и лечения.

У-Син. Особенности взаимосвязи между органами согласно концепции У-Син:

Правило Мать-Сын.

Использование концепции У-Син для диагностики и лечения заболеваний.

Концепция Цзан-Фу. Учение о "плотных" и "полых" органах:

Пять "плотных" и шесть "полых" органов, функции каждого органа, особенности физиологии.

Наличие взаимосвязей между пятью "плотными" и шестью "полыми" органами в норме и патологии.

Понятие о энергии Чи (Ци), крови, жидкостях, "Шень":

Виды Чи (Ци) в человеческом организме, возникновение и пути движения Чи(Ци), функции Чи (Ци).

Образование и функции крови, пути её движения.

Образование нормальных жидкостей организма, их функции.

Образование и функции "Шень".

Взаимосвязи между Чи (Ци), кровью, жидкостями организма, их взаимозависимость

Учение о Цзин-Ло, меридианах и акупунктурных точках организма:

12 обыкновенных и 8 "чудесных" меридианов организма, их функции.

Названия точек, наиболее часто используемых при иглоукалывании.

Мередианы Жень-май и Ду-май.

Три ручных Иньских мередиана:

ручной меридиан Тай-инь лёгких;

ручной меридиан Шао-инь сердца;

ручной меридиан Цзюэ-инь перикарда.

Три ручных Янских меридиана:

ручной меридиан Ян-мин толстой кишки;

ручной меридиан Тай-ян тонкой кишки;

ручной меридиан Шао-ян трёх обогревателей.

Три ножных Янских меридиана:

ножной меридиан Ян-мин желудка;

ножной меридиан Тай-ян мочевого пузыря;

ножной меридиан Шао-ян трёх обогревателей.

Три ножных Иньских меридиана:

ножной меридиан Тай-инь селезёнки;

ножной меридиан Шао-инь почек;

ножной меридиан Цзюэ-инь печени.

Причины болезней в Традиционной Китайской Медицине:

Шесть внешних "напастей" (ветер, холод, жара, сухость, сырость, огонь), особенности поражения поветриями, внешние проблемы вызванные стрессами.

Понятие об "избытке семи чувств": радость (си), гнев (ну), печаль (еу), тоскливые раздумья (сы), скорбь (бэй), боязливость (кун), испуг (дзин), вследствие чего возникает заболевание.

Неправильное питание, различные переутомления, вследствие чего возникает заболевание.

Понятие о патологических жидкостях "Дань-Инь" (Тан-Инь), застое крови. Особенности возникновения заболеваний связанных с патологическими жидкостями.

Другие причины: внешние удары, ранения, перенесённые операции, укусы насекомых и др.

Патогенез развития заболеваний и расстройств в Традиционной Китайской Медицине:

Состояние защитных сил организма (полнота-пустота) и степень активности внешних "напастей".

Неуравновешенность (дисфункция) Инь и Ян организма.

Нарушение взаимоотношений между Чи (Ци) и кровью.

Нарушение нормального образования и движения жидкостей.

Образование внутренних ветра, холода, сырости, сухости, жара.

Патогенез болезней меридианов.

Патогенез болезней плотных и полых органов.

Диагностика заболеваний и недугов по жалобам больного, выбор методов восстановления здоровья пациента в Традиционной Китайской медицине:

Особенности постановки диагноза в традиционной китайской медицине.

Правила постановки диагноза в традиционной китайской медицине:

восемь диагностических принципов;

четыре диагностических метода.

Практические упражнения по сбору информации о состоянии пациента и постановки первоначального диагноза.

Правила выбора методов, назначение курса восстановления здоровья в Традиционной Китайской медицине.

Противопоказания и ограничения при выборе методов лечения в Традиционной китайской медицине.

Практика диагностики заболеваний.

Знакомство с методами восстановления здоровья и гигиены, используемые в Традиционной Китайской Медицине:

Диетология.

Фито и ароматерапии.

Традиционные массажи и воздействия на точки акупунктуры:

Лечебный массаж Гуаша (в том числе использование мокс, банок, другие воздействия на точки акупунктуры).

Массаж Туй-на.

Косметический Гуаша и точечный массаж.

Массажы головы, рук и стоп.

Динамический и моделирующий массажи лица.

Правила проведения различных массажей.

Правила расположения пациента при проведении различных массажей.

Чжень-цзю (иглоукалывание и прогревание) терапия.

Китайская лечебная гимнастика.

Правила организации помещения.

Практические упражнения на применения каждого метода.

Обучение массажу интенсивно в мини-группах

Наши курсы ориентированы на качественное обучение, курсы проходят от 16 до 60 академических часов. Курс состоит из теоретической части - 1е занятия, далее все занятия идут практические и теория идет по ходу изучения практики. 90% времени это практика, отработка приемов массажа происходит друг на друге, что позволяет лучше прочувствовать технику приемов. В группе, как правило, 6-8 человек - это всего 3-4 пары! Более 10 человек мы не набираем (5 пар). Почему? Преподаватель должен быть постоянно в контакте с учениками и следить за точностью выполнения техники, когда в группе обучается по 15-20 человек, это сделать очень сложно и начинает "хромать" качество обучения. Курсы массажа в мини-группах это высококачественное обучение, и быстрая наработка практики! Так же у нас проходят тематические семинары для всех желающих, от 4 ак. часов, для расширения кругозора в массаже а так же повышении профессиональных навыков.

A. Сущность Братства

Кем были Розекрейцеры Востока (или Братство Востока, или Азиатские Братья)?

Какое они имеют отношение (если таковое имеется) к Розенкрейцерам XVII века, или же к современным Розекрейцерским Орденам?

Мы процитируем введение из знаменитого «Молитвенника Розы†Креста» (их руководства по Теургии, опубликованного покойным Робером Амбеленом, который, согласно статье Марселя Роггеманса, был руководителем данного Ордена):

Выдержки из введения к изданию «Молитвенника Розы†Креста» Робера Амбелена

«Читатель, имеющий желание изучить историю Розенкрейцерского движения (истинного Розенкрейцерскго движения, относящегося к XVII-XVIII векам, а не современной американской «реконструкции» 1 , заинтересуется книгой Поля Седира «История и Доктрина Розы†Креста». Мы также назовем и другую книгу, написанную Виттманом, «История Розы†Креста», небольшую книгу Сержа Ютена «История Розы†Креста», и наше исследование «Тамплиеры Розы†Креста». Таким образом читатель, не имеющий Посвящения, будет хорошо осведомлен касательно данной темы.

Их программу можно сжато описать следующим образом:

- исцеление больных.


- анонимная помощь отдельным людям, обществам и даже странам (в тех случаях, когда на то есть законные основания).


- политические действия, имеющие под собой цель учреждения Всемирного Государства, поначалу Европейского, и затем охватывающего Весь Мир.


- религиозные действия, направленные на восстановление чистого Христианства, которое будет ближе к его источнику, и откажется от совокупности общепринятых мысленных образов.


- Реинтеграция Человека и Природы в их изначальное состояние.

Эта программа была вверена менее мистическим (т.е. менее тайным) организациям, более близким к профанному миру. Среди данных движений мы упомянем Мартинизм и Франкмасонство. Каким бы странным ни показалось наше утверждение, однако факт заключается в том, что эти две ветви Франкмасонства, - традиционная и спиритуалистическая, - объединены для достижения общей программы Розы†Креста, на политическом и социальном уровне. Мартинизм, с другой стороны, направлен на выполнение особенной задачи, более Оккультной и Эзотерической.

Для выполнения своего обширного проекта, которое длится уже несколько веков, Роза†Крест использовала все традиционное Оккультное знание:

- Алхимию и Спагирию
- Магию
- Теургию
- Астрологию

Знания как естественные, так и лежащие за гранью материи. Их Доктрина сочетает в себе Христианский Гнозис и еврейскую Каббалу. В действительности, они являются Христианскими Каббалистами.

Их легендарный основатель, Христиан Розенкрейц, который, как утверждают, жил в XIII веке в Германии, похоже, до сих пор не желает серьезного исторического исследования по отношению к его личности. Фактически, это имя является иеронимом, священным именем.

На иврите roz (rosah) означает «тайны», rosen означает «принц», в то время, как koroz - это «вестник». Итак, это имя указывает на Керазиэля, «Вестника Бога», Провозглашающего Ангела в еврейской Ангелологии.

Имя «Rosenkreutz» появляется лишь в немецком языке; в действительности, это имя тайны - преобразование еврейского «rosah koroz» , означающего «Вестник Тайн» или «Тайный Вестник». Что в совершенстве характеризует пастырство или функцию Розы†Креста.

Но какова эта тайна?

Это имя означает Самого Бога в Эзотерических священных книгах: в «Сифра Тзениута», «Талмуде» и Священном Писании, и в особенности в Книге Пророка Даниэля (2:9), где говорится, что «Сам Бог есть Тайна Его». Итак, Rosah Koroz - это «Вестник Бога», и проводник Ангела Керазиэля.

Рассмотрим также слово «Rosen» в значении «Принц», что даст нам весьма сходное значение: «Принц – Герольд», Rosen Koroz.

Относительно «Принца Королевской Тайны» в Франкмасонстве (Устав Семи Степеней (Rite of Heredom) и Шотландский Устав), то здесь мы видим явное свидетельство относительно связи Франкмасонства с изначальным замыслом Розенкрейцеров и его политической релазиацией (...).

В журнале «Посвящение и Наука» («Initiation et Science») (1963, #57) Жерар Хаим пишет о Ордене Азиатских Братьев, или Рыцарях Святого Иоанна Евангелиста. Данный Орден был преобразован в 1750 году, и затем вновь в 1780. По всей видимости, он находился в городе Салоники (Греция). И этот Орден является ничем иным, как Восточным Розекрейцерским Братством.

Доктор Анкосс (Папюс) получил их преемственность от члена Верховного Совета Мартинистского Ордена, который, в свою очередь, получил ее в Каире (Египет) ранее 1914 года. В рамках Мартинизма того периода никто, кроме Папюса, не обладал такой преемственностью, даже Тедер (преемник Папюса).

Мы утверждаем, что Азиатский континент совершенно не имеет никакого отношения к данному Ордену Эзотерического рыцарства.

В действительности, буквы ASIE раскрывают свойство; они составляют аббревиатуру или печать. На самом деле, Кандидат, - при вступлении в Орден, - получал рукоположение Всадника (Eques) Святого Иоанна Евангелиста (A Sancti Ioannis Evangelista) (начальные буквы здесь составляют: EASIE).

B. Происхождение

В «Le Sanctuaire de Memphis» («Святилище Мемфиса», опубликованного в 1849) Жак-Этьенн Маркони де Нэгр относительно происхождения данного Ордена утверждает следующее.

(Это явно Масонская традиция относительно взгляда на происхождение Розенкрейцеров Востока...).

Выдержки из «Святилища Мемфиса» Жака-Этьенна Маркони де Нэгра

«... Восточное Братство, чьим основателем был египетский мудрец по имени Ормуз, был обращен в Христианство Святым Марком. Ормуз очистил египетскую доктрину учением Христианской религии.

Тем временем ессеи и иные евреи учредили Школу Соломоновой Науки; данная Школа была объединена со Школой Ормуза.

До 1118 года ученики Ормуза были единственными хранителями древней Мудрости Египта (очищенной Христианством), а также и Тамплиерской Науки. Они были известны как Рыцари Палестины или Розенкрейцерские Восточные Братья, к которым (Масонский) Устав Мемфис относится как к своим непосредственным основателям.

В 1150 восемьдесят один из них прибыли в Швецию, и руководил ими Гаримон, они предстали перед архиепископом Уппсалы, которому завещали наследие Масонского знания. Именно эти Масоны, коих было восемьдсят один человек, учредили Франкмасонство в Европе.

После смерти Жака де Моле Шотландские Тамплиеры, ставшие отступниками под влиянием короля Роберта Брюса, объединились под знаменами нового Ордена, который учредил этот принц. Принятие в этот Орден основывалось на традиции Ордена Храма. Таково происхождение Шотландского Масонского Устава, а также и иных Масонских Уставов.

Шотландские Тамплиеры были отлучены от церкви Лармениусом в 1324.

Эта дата согласуется с датой, приведенной Братом Шеро относительно отделения Масонов Эдинбурга от Масонов Мемфиса: 1322, то есть двумя годами ранее.

Масоны Мемфиса верно полагались на древние традиции; иные учредили новый Устав, названный Эредом де Килвиннинг, или Шотландский Устав.

Так, с конца XIV столетия начали существовать два Устава: Устав Мемфис, или Восточный Устав, и Шотландский Устав. Оба продолжали привлекать последователей по всей Европе.

Однако, это не единственная традиция относительно происхождения Ордена.

Марк Стэвиш в своей книге «Каббала и Герметическая Традиция» пишет:

«Утверждая существование связи между древним Орденом «Розенкрейцерского характера», относящегося к 1613, членами которого были Генрих Кунрат, Александр Сетон, Сендивогий и Беме, Общество Неизвестных Философов также относит себя к «Les Freres d" Orient» («Восточным Братьям»), созданным в Константинополе в 1090. Учение этого общества передавалось от учителя к ученику, и главной объединяющей формой этой передачи являлось получение исключительного «Посвящения», которое наделяло их правом называться «Высшими Неизвестными», или «Superieurs Inconnus», или S.I., как то записывается.

C. Доктрина

Согласно Роберу Амбелену, Доктрину Восточных Братьев можно свести к шести пунктам:

Пункты, взятые из введения к «Молитвеннику Розы†Креста» Робера Амбелена

1. Творение

Бог - Вечен, Безграничен и Абсолютен, он не испытывает ни в чем нужды; будучи Совершенным, Он также Милостив, Мудр и Всемогущ.

2. Предсуществование Душ

3. Искушение и Первоначальный Грех

4. Искупление своего греха Человеком

5. Искупление своего греха Природой

6. Апокатастасис 2 , или Окончательная Реинтеграция

Примечания:

1. - Как бы там ни было, все-таки, эти Ордена являются хорошими Оккультными школами, и их члены в достаточной мере подготовлены к вступлению в традиционные Ордены. - прим. Робера Амбелена.

2. Апокатастасис (др.-греч. ἀποκατάστασις - восстановление) - богословское понятие, использующееся в значении «восстановления» и в значении «восстановления всего», когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении. Данный термин тождественен понятию Реинтеграции (фр. réintégration, лат. integratio - восстановление).