Игротерапия с песком в детском саду. Песочная терапия для дошкольников. Начинаем наши игры

Просто сыграем, как делают дети,

Что “вне игры”, то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете -

Общая наша игра!

Кто из нас в детстве не играл “в куличики”? Ведерко, формочки, совок - первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные . Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Какие же бывают игры с песком?

1. ОБУЧАЮЩИЕ игры. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ игры. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.

3. ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнаете о том, что “делает” бессознательное, когда ребенок играет с песком; откроете потенциальные возможности ребенка; увидите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в Детский Мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.

Итак, в Путь!

ТАЙНЫ НАШЕЙ ДУШИ. Проективные игры на песке СОВЕТЫ АВТОРОВ

Очень непросто разобраться в себе самом, а тем более соприкоснуться и ощутить “трепет” души другого. Безусловно, речь дает нам возможность понимать друг друга. Но как же быть с крылатой фразой: “Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли”? Язык желаний и чувств ближнего часто является для нас иностранным. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему возможности рассказать взрослому о своих переживаниях? Как реализовать ему свои творческие потенциалы, приоткрыть перед нами тайны своей Души? Психологи скажут, что самое главное “спроецировать” свой внутренний мир вовне. Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще плохо рисуют. Бывает, что ребенок расстраивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хотел. А в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент -ландшафт его Души. Как это сделать Вы узнаете дальше.

Первый коммуникативный опыт ребенок получает опять-таки в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием “ковыряются” в песочнице. Кто-то лепит куличики и строит дома,

а кто-то с удовольствием разрушает созданное, швыряет песок в глаза другим. Наблюдая за тем, как ведут себя дети в песочнице, родители открывают в своем любимце новые, неожиданные качества. Одни могут ужасать, другие - радовать. Что же нас огорчает и озадачивает? То, что наш ребенок позволяет другим ущемлять свои интересы: бить, отнимать игрушки, прогонять. Что делаем мы в этой ситуации? Один попытается “восстановить справедливость” и “покарать” обидчика своего чада; другой - уводит рыдающего малыша домой, с чувством горечи и невыраженного протеста; третий - сразу начнет учить “давать сдачи”; а кто-то поступит по принципу: “Если деточки дерутся, лучше в драку не вступать”. Первые сложности нашего ребенка в общении с другими детьми (в сюжетно-ролевых и совместных играх) мы часто воспринимаем как личное оскорбление и проблему.

К психологу молодые мамы приходят с вопросами: “Мой сын не умеет общаться с детьми - в песочнице отнимает игрушки и бросается песком, что делать?” или “Мой сын не умеет общаться с другими детьми - в песочнице у него постоянно отнимают игрушки, а он терпит, что делать?” Оказывается и “Агрессор” и “Тихоня” проблемны. Почему? Потому что у них обоих не сформированы, как бы сказали психологи, коммуникативные навыки. То есть умение нормально общаться.

Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры — есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому мы назвали игры, с которыми сейчас будем знакомиться, ПРОЕКТИВНЫМИ.

Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.

Пожалуй, милые Читатели, пришло время рассказать о том, что же происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок. Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный “лист” ландшафт внутреннего мира и “диспозицию” в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде “концентрата” попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой “песочный” опыт! Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, “круговорот переносов в природе”. Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный “лист”, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.

Арт-терапевтический метод в работе с детьми дошкольного возраста. Песочная терапия.

Рекомендации для педагогов по проведению занятий с песком ("песочная терапия").

Педагогам и родителям нелегко узнать, что таится на душе у ребенка. О чем думает малыш сейчас? Почему он так задумчив? От чего он последнее время молчалив? Или наоборот, чересчур энергичен? На наши вопросы ответит арт-терапия. Песочная терапия как один из видов арт-терапии является уникальным в своем роде терапевтическим методом, который был официально оформлен в 1980 году Дорой Кальфф (Дора Кальфф является автором книги «Sandplay», в которой описаны случаи из ее практики) и успешно реализован. Незадолго до этого (в 1930 году) ее предшественница Маргарет Ловенфельд уже применяла песочную терапию в своей работе с детьми из неблагополучных семей. Главный принцип песочной терапии - «создание свободного и защищенного пространства» . Проводить занятия с песком могут, педагоги, родители. Принимают участие дети от 2х лет и взрослые любого возраста. Необходим специальный инвентарь, который частично можно приобрести в магазине, изготовить самим и программа занятий. Цель терапии - самоисцеление посредством творческого выражения эмоций на песке.
Песочная терапия и ее возможности:
1.Изменение отношения к себе;
2.Повторное переживание негативного опыта с целью проработки ситуации и освобождения от нее;

Песочная терапия решает терапевтические, диагностические и коррекционные задачи, а так же способствует творческому раскрепощению и развитию.

Для организации занятий с песком понадобится:
Ящик для песка (песочница), размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
Песочница может быть пластиковой, деревянной. Главное - высокие (и в тоже время удобные по высоте для вас) края. Синее или голубое дно.

Песок (обычный, но просеянный, чистый);
Вода;
Коллекция миниатюрных фигурок (их размер не должен превышать 8 см.);
Маленькие машинки, горошины, домики, человечки, палочки, камешки, шишки, сказочные персонажи (злые и добрые), украшения, сувениры. Все мелкие детали, кажущиеся ненужными на первый взгляд, пригодятся.
Занятия по технике «Sandplay»
Организовывать занятия следует так: детская группа должна быть одной возрастной категории. Желательно, чтоб дети знали друг друга заранее (это способствует быстрому раскрепощению малышей). Лучше собрать небольшую группу детей на занятие (4-5 чел.), чтоб ребята не мешали друг другу и имели личное пространство.
Ритуал «приветствие песка»:
Упражнение «Змейки»: поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями.
Упражнение «Привет, песочек»: дотронуться до песка ребрами ладоней, поводить ручками по песку так, как желает малыш.
Упражнение «Поток»: набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
Упражнение «Найди ручки»: закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
Упражнение «Угадай, какой пальчик?»: раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
Упражнение «Пианино»: поиграть на песке, как на пианино.

Куратор выбирает, каким упражнением из списка начать очередное занятие. На первых двух занятиях можно испробовать все упражнения (потренироваться).

Упражнения для развития мелкой моторики:
На заметку! Во время занятий песочной терапией рекомендуется проговаривать испытываемые ощущения, это способствует развитию речи и мышления ребенка.
Упражнение «Отпечатки наших рук»: ребенок и взрослый поочередно делают отпечатки ладоней на песке. Ладонь вдавлена и слегка погружена в песок. Первым свои ощущения рассказывает взрослый. Он говорит о том, какой песок мягкий или шершавый, какие мелкие песчинки он ощущает кожей. Затем о песке рассказывает ребенок.
Упражнение «Дождик из песка»: куратор объявляет, что сегодня в песочнице начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как струится песок из кулачка на ладошку, в песочницу, на ладонь мамы. Затем мама делает дождь ребенку на ладошку. Это упражнение снимает агрессию.
Упражнение «Следы на песке»: упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке.Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка....а далее "полет вашей фантазии".
Упражнение "Прятки" :при помощи этой игры педагог может выяснить, что беспокоит ребенка и от чего он хотел бы избавиться. Ребенку предлагается закопать в песок один или несколько предметов из выбранных 12. Педагог не смотрит на процесс пряток. После этого ребенок отыскивает один за другим спрятанные предметы и рассказывает о каждом.
Упражнение "Тематический мир": ребенку предлагается построить мир на одну из выбранных тем: «Моя семья», «Мои друзья» и тд.
Педагог составляет свой комплекс из 3-4 упражнений за одно занятие, выбирая из предложенных вариантов.
Используемые источники:
1. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с: ил. - | (Серия «Практикум по психотерапии»).

ЧУДЕСА на песке

(песочная игротерапия)

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру… Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираем задание, соответствующее возможностям ребёнка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

    «Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.

реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребёнка в происходящем.

    Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребёнок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает её на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Обучающие игры на песке

Моделирование игр-сказок на песке

Этапы работы

Средства

Стиль поведения взрослого

    Введение в игровую среду.

    Знакомство с игрой и её героями.

    Моделирование конфликта, трудностей.

4.Выбор помощи.

5Борьба и победа.

6.Утверждение победы.

7.Перспектива дальнейших приключений.

Установка на внимательное слушание и активное участие – присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний.

Прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, морей, рек, лесов-того, что требуется по сюжету игры). Заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.)

Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный мир на песке (появляются силы зла, чудовища, ураган и пр.).

Обращение к ребёнку за помощью:

    что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?

    только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны.

Можно облачаться в сказочные одежды и знакомиться с помощниками.

Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь - они мудрецы и рыцари, феи и волшебницы. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают Творцами

Восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретёнными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новой стране всем было удобно. Усиливается успешный опыт – детям благодарны все сказочные существа.

Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы.

Рассказ о последующих играх, приключениях.

Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребёнку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний.

Позиция «отстранённого рассказчика», доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства.

Создание ситуации, в которой ребёнок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы.

Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребёнком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребёнка. Применим суггестивные интонации.

Он поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том что у ребёнка всё получится. Потом высказывает искреннее восхищение ребёнком, благодарность за выдумку и доброту.

Стиль поведения взрослого – взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр.

Взрослый пытается заинтересовать ребёнка.

Стихотворные «разминки»

Дмитрий Фролов

Начинаем наши игры

Подвигайтесь-ка вперёд!

До чего же вы, ребята,

Удивительный народ!

Как учит фея Эльфов,

Чтоб вызвать их старание:

«Повесьте ваши ушки

На гвоздичек внимания!»

Раз вдохнули, два вдохнули…

Хлопнули в ладошки,

А теперь садимся рядом,

Как в земле картошки!

Алексей Густышкин

Чтоб злодеев побеждать

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А ещё желательно

Делать всё внимательно!

Игры на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и

мелкой моторики рук.

«Чувствительные ладошки»

Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся Мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.

Отпечатки наших рук

На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив её, и прислушаться к своим ощущениям.

Детям даются различные виды заданий:

    «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

    выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.

    «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

    создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ёжик и пр.).

    «поиграть на поверхности песка как на клавиатуре пианино или компьютера

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребёнка. Стабилизируется эмоциональное состояние. Учим ребёнка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребёнок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учиться понимать самого себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Что же спрятано в песке?

Взрослый и ребёнок вместе погружают в сухой песок кисти рук. и начинают ими шевелить, наблюдая затем как изменяется песчаный рельеф.

«Мина»

Рука одного играющего превращается в «мину»; она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапёра», откопать «мину», не дотрагиваясь до неё.

«Сапёр» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.

«Чудесный мешочек»

Закапывается сразу несколько предметов, игрушек. Ребёнок на ощупь узнаёт, что или кто это?

«Сказка»

«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому жители этой страны чувствовали себя счастливыми.

Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у неё бесценный дар. Так и случилось.

Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям, Дракон заколдовал её в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит её. И она навеки останется заколдованной.

Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!»

«Секретики»

Дети прячут в песок свои фантики, цветочки, фишки и др., а другие должны найти их «секретик». «Засекречивать можно буквы, цифры, геометрические фигуры.

«Отгадай-ка»

Отгадка закопана в песок. Ребёнок проверяет себя, откапывая разгадку. Или «пишет» отгадку, вылепливая песочные буквы.

Если отгадал загадку,

Вслух сказать не торопись.

Ты, используя разгадку,

За задание берись.

Кто колдует, заклинает,

В ступе по ночам летает?

У избы на курьих ножках

Кто хозяйка?

(Бабка Ёжка)

Спрятал кто иглу в яйце,

А яйцо хранит в ларце?

Кто всех злее и тощей?

Кто не верит всем?

(Кощей)

Отгадал, не называй,

Вылепи (выкопай) и прочитай.

Леший Ёжке к дню рождения

Сочинил стихотворенье.

В нём желал он счастья ей,

Быть мудрее и

(добрей).

Что за слово Леший здесь не написал?

Вылепи из песка, если отгадал.

На розовом облачке феи

Кружились и песенки пели.

Даря вновь и вновь

Всем мир и (любовь).

Очень важный дар то фей

Вслух не прочитался.

Игры на развитие фонематического слуха,

коррекцию звукопроизношения,

обучение чтению и письму.

«Песочная грамота»

Путешествие к звукам

Игра-сказка «Путешествие в страну «А».

Есть прекрасная страна-

Где Принцессу зовут «А».

(Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть буква А.

В реке плещутся А-кулы.

(в песочнице создаётся река и помещаются акулята из коллекции «Киндер-сюрприза» на них тоже наклеена буква А)

А-исты в садах живут.

(в песочнице создаётся сад из веточек и появляются птицы, на них также наклеена буква А)

А-пельсины, и А-рбузы, и А-кации цветут

(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей

В чьих названьях – А

    Смелей!

(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)

Для того, чтобы начать игру, взрослому придётся немножко подготовиться:

Отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-10 штук),

Наклеить на них букву А,

Подготовленные фигурки расставить рядом с песочницей,

Приготовить деревянную или пласт массовую букву А.

Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с ребёнком строит сказочную страну.

Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребёнок становится непосредственным участником процесса – положительная мотивация сформирована… И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы.

Для того, чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребёнок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Важно помнить о последовательности предъявления слов, содержащих звук, в начале слова, потом – в конце, потом – в середине. Причём мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится нечетко. Ребёнку могут помочь Ваши вопросы. Например:

«Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, Ася и…?»

« Кто может жить в этой стране? Мама, папа и…?»

«Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А?»

«Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варенье, малину …?»

Когда ребёнок назовёт слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил ключ в страну принцессы А и является её почетным гостем (при этом вручается приготовленная буква).

«Давайте познакомимся»

Цель: знакомство с гласными звуками, развитие творческого воображения.

С милым звуком Е

Живёт в той сказочной стране

Спокойный, добрый, милый Е.

Он утром Ели объезжает

И все игрушки проверяет.

И мчатся с ним по веткам Ели,

Как по зелёной карусели,

«Медведь» и «Белочка», «Скворец»,

И «Лев» и даже «Огурец»!

Но вот, друзья мои, беда-

Забыл другие он слова,

Где тоже есть наш милый Е,

Поможем мы его беде?»

С волшебником И

«На облаке мягком,

Что в небе парит,

Звук И, как волшебник,

Над миром летит…

Он счастье несёт,

И добра всем желает,

И где что рассыпалось,

Соединяет!

Он любит Индейцев,

Изюм и Икру,

И любит в песочке

Простую игру!

Он рад и с тобою

В песок поиграть,

Чтоб ты все слова

С звуком И мог назвать!»

С бедным О

«В огромной, пустынной стране Лимпопо,

Живёт одиноко прекрасный звук О.

Он сирота: ни друзей. ни реки,

Зачахнет звук О там один от тоски!

Что делать, ребята? Страну как найти?

Как бедный звук О поскорее спасти?

Живые буквы

Цель: дать понять разницу между звуком и буквой, вызывать сказочных жителей не только голосом, проговаривая, пропевая звуки, но и прописывая знаки-буквы на песке.

Игра-сказка «Гномики»

«В одной сказочной стране, где текла река(или озеро, или было море),стоял красивый лес, жил маленький гномик(или другой сказочный герой). (В это время вы достаёте фигурку и ставите её в песок). У гномика был домик(в это время вы предлагаете ребёнку поставить домик в любое место). Он в нём жил. Рядом с домиком росло дерево(сад). Вы просите посадить дерево. Гномик о нём заботился, поливал его водой, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя-его звали «С-с-с». Он носил курточку с изображением своего имени (Вы прозрачным скотчем наклеиваете на спину фигурке заранее изготовленную Вами букву С).

Но самое удивительное было то, что гномик мог произносить, говорить только своё имя: «С-с-с»! Когда он радовался солнышку, выходя утром на крыльцо, он произносил радостно: «С-с-с». Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произносил только своё имя: «С-с-с»! Когда он злился, он говорил: «С-с-с!»(Важно вместе с ребёнком произносить этот звук, с различной эмоциональной окраской, чтобы он «ожил»).

Познакомимся ещё с одним героем нашей сказки. На другом конце этой сказочной страны тоже стоял домик (мы просим ребёнка поставить домик туда, куда он считает нужным). И рядом с ним росло прекрасное дерево (ребёнок «сажает» его). А жил в этом домике другой гномик (выставляем его). Звали его – О. Также как и гномик С, гномик О умел произносить, говорить только своё имя. Когда ему было весело. Он произносил: «О-о-о-о!» и т.д. Гномик О носил курточку с изображением своего имени (наклеивается буква).Посмотрите, в нашей стране есть ещё один домик (незаметно поставили домик)! Кто же в нем живёт? Кто поливает все эти прекрасные цветы? Познакомьтесь – это гномик К. Он носит курточку с изображением своего имени. И, как другие жители этой сказочной страны, может произносить только своё имя: «К-к-к!» Как он говорит, когда радуется? А когда грустит? и т.д.

Как-то раз пошли гномики страну посмотреть, да себя показать. Им так хотелось иметь друзей. Вот на поляне встретились два гномика С и О. Они очень удивились друг другу и каждый из них произнёс своё имя. Наши гномики были очень любопытны, всё ближе подходили друг к другу. Им даже захотелось прикоснуться к другому, проверить, не сон ли это?! И когда их руки соединились, вдруг..! Каждый из них произнёс: «С-о!» и «О-с!» Когда их руки соединялись. Они могли произносить не только своё имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись. Каждый мог произносить только своё имя. Гномики, взявшись за руки, пошли по дорожке, весело распевая: «С-с-о-о!» и «О-о-с-с!» В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли гномики С и О.

Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнёс: «К-к-к!» А С и О уже знали, какие интересные вещи происходят, когда соединяются руки. Поэтому они подбежали к гномику К и взяли его за руки. Но вдруг…

Вдруг всё загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Наступила тишина. Гномики открыли глаза и удивлённо произнесли: «СОК!»

И вдруг у каждого из них в руке оказалось по стаканчику сока!

Они поняли. Что умеют творить настоящие чудеса.

Наступил вечер, гномики ушли спать.

Игра «Найди и назови»

Цель: учить запоминать буквы, развивать произвольное внимание, память, мышление.

Отобрать буквы, с которыми знаком ребенок,

Найти фигурки Короля Мышей и детей.

Непосредственное, полное проживание процесса игры.

Сначала ребёнок строит дом, где живут дети. Играет с этими фигурками и знакомыми буквами. Когда наступает «ночь», ребёнок укладывает игрушки и буквы спать в песочнице, а сам закрывает глаза. Тем временем, логопед зачитывает стихотворную инструкцию, берёт на себя роль Короля Мышей и закапывает буквы в песок. Когда ребёнок откроет глаза, ему нужно будет найти и откопать буквы, узнать и назвать их.

Ночь! Уснула детвора,

Вдруг, в кладовке, из угла

Вылез сам Король Мышей,

Выкрал буквы у детей.

Спрятал тут же их в песок,

Чтоб никто найти не смог.

Чтобы дети не читали,

Чтобы букв они не знали,

Чтобы не было веселья,

Чтоб их дом стал подземельем…

Побыстрей детей спасайте,

Буквы мигом раскопайте,

Назовите все, кто знает,

Пусть Король в норе рыдает!

Игра «Волшебные слова»

В песочнице логопед совместно с ребёнком складывают слова и читают их. Потом ребёнок закрывает глаза, а логопед перемешивает буквы, частично закапывая их в песок. Открыв глаза, ребёнок должен сложить обратно первоначальные слова.

Раз задумал злой Кощей

Перессорить всех людей,

И слова, какие смог,

Закопал в сухой песок.

Ты – волшебные слова:

«Здравствуй», «Друг», «Спасибо»….

Откопай быстрее!

Если их не откопать,

То беды не миновать!

Письмена на песке

Цель: научить детей самостоятельно создавать буквы – лепить их и писать. Учить размещать буквы на песке.

Игра «Город волшебных букв»

Давайте строить Город Букв!

Песок у нас здесь есть.

Пусть каждый нарисует сам

Какие буквы есть!

На пары делимся, друзья,

Здесь ты сидишь, а рядом – я

Ты лепишь буквочку мою,

А я должна слепить твою.

Вот так мы весело играем

Из букв мы Город собираем!

Перед началом игры взрослый и ребёнок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: «Вылепи, пожалуйста, мою букву!» Сгребая песок рёбрами ладоней, на поверхности песочницы ребёнок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв.

Как варианты этой игры, можно предложить ребёнку задание: «Я вылеплю букву, а ты – выкопай её». Или: «Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л – в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я…» И другие.

Игра «Змейка»

Ребёнок учится писать буквы «змейкой» (простой верёвочкой с узелком на месте головы). Сначала ребёнок проводит ею по песку. Потом, сложив пальцы ведущей руки, как будто он держит ручку, плавно идёт по змеиному следу (пишет на песке зигзагообразные линии без отрыва).

Следующий шаг. Ребёнок берёт змейку за голову, как за ручку, и пишет кружочки, палочки, петельки.

Змейки на песке играли

И хвостом слова писали,

За узором шли петельки –

Это письма – маме Змейке.

Но пронесся ветерок,

И засыпал всё песок.

И в печали мама – Змейка:

Письма не прочесть никак!

Как узнать ей о змеятах?

Что случилось? Где? И как?

Ты теперь у нас волшебник!

Допиши скорей слова,

Выручи ты маму – Змейку

Доброй силой волшебства!

Песочная грамота

сказка «Принцесса и Золушка» (про ударение).

Дети отправляются в страну, где живут целые слова. Слова готовятся к балу. Хозяйка этой страны – фея Ударение. Она всегда правит балом.

А ещё у феи есть Волшебная Палочка. Когда фея дотрагивается ей до какого-то одного гласного звука в слове… Происходит чудо! Этот звук превращается в Принцессу, и становится главным в слове. Принцессу почитают остальные звуки, составляющие слово. Преклоняясь перед красотой и величием Принцессы, сами они часто становятся едва различимыми.

Имя Принцессы – ударный гласный, всегда хорошо слышим и мы. И никогда не ошибёмся, когда будем писать это слово.

Слово есть у нас ГОРА –

Здесь Принцесса буква А!

В этом слове другую гласную О, почти не видно, плохо слышно. «О» стала Золушкой. Когда мы произносим это слово, имя Золушки «О» слышится нам как имя Принцессы. Конечно, её имя легко перепутать, написать неправильно, и тем самым сильно обидеть её.

Но не печалься, сказка на то и сказка – в ней царит Добро. В других словах, которые здесь называют «родственными», Золушки тоже становятся Принцессами. Ведь их касается волшебной палочкой справедливая фея Ударение. Попробуй, измени слово «ГОРА» так, чтобы Золушка стала Принцессой.

Рассказывая сказку, выкладываете на песке слово. Ребёнок берёт в руки фигурку Феи и Волшебную Палочку. Совместно с вами или самостоятельно он произносит написанное на песке слово, интонационно выделяя ударный звук. Держа в руке фигурку Феи, он дотрагивается до буквы палочкой, и оставляет над буквой след – ударение. Далее, он ставит фигурку Принцессы над ударной гласной, а над безударной – фигурку Золушки. Те же действия производятся и с проверочным словом.

Можно поиграть и со стихотворной инструкцией.

В каждом слове – царство звуков,

Там на праздничном балу

Фея Ударение может

Отметить Принцессу свою.

Звук ударный отмечает

Фея палочкой своей

И отныне его имя

Знает каждый из людей.

Безударные же звуки

Фея в Золушки берёт,

А в соседнем царстве звуков

Их в Принцессы выдаёт.

А скажи мне, мой хороший,

Кто Принцесса в слове «Лошадь»?

игра «Секрет колдовства»

Цель: обобщение и закрепления полученных знаний.

Дети приглашаются к ящику с песком. На поверхности ничего нет.

В одну волшебную страну

Пришла беда большая –

В неё прокралась в темноте

Колдунья очень злая.

Одну зверушку захватила,

И тут же в палку превратила.

(Взрослый показывает детям палочку)

А буквы имени её

В темницу бросила на дно.

Секрет же злого колдовства

С собой колдунья унесла,

В горе песчаной закопала

И вход туда заколдовала…

Что делать? И куда бежать?

Зверушку надо выручать!

А взрослым – нечего идти:

Ребята могут лишь спасти.

Ну как, ребята, вы готовы?

Там испытания суровы,

Там буквы надо крепко знать,

Чтоб колдовство то разгадать!

Тогда вперёд! Сейчас река

(Взрослый совместно с детьми строит в песочнице реку и устанавливает через неё два мостика: один из буквы Ж, другой из буквы Ш)

На ней для вас есть два мостка:

Из буквы Ж и буквы Ш

Спокойно вспомните слова,

Где буква Ж и буква Ш

(Дети должны назвать не меньше пяти слов, которые содержат отдельно буквы Ж и Ш)

Но вот, река и позади!

Дремучий лес перед горой

Стал непролазною стеной

(Взрослый совместно с детьми создаёт лес из веточек и фигурок деревьев)

Лесные звери, помогите!

А вы скорей их назовите!

(Дети должны назвать лесных зверей, каких они знают, взрослый может им помочь, показать других зверей, разнести понятия: домашних и диких животных).

Нам помогли лесные звери,

И мы недалеко от цели!

Гора возникла на пути –

(Дети строят гору из песка)

Ни обскакать, ни обойти,

Как научиться нам летать?

Пора на помощь птичек звать!

Кричите птичек всех подряд,

Они к нам сразу прилетят,

Нас над горою пронесут,

И нам погибнуть не дадут!

(Дети называют известных им птиц, взрослый может дополнить их знания).

И птички помогли нам в горе,

Теперь на берегу вы моря.

(Дети строят на переднем плане море, за ним Песчаную гору).

За ним Песчаная гора,

Где скрыта сила колдовства.

Но как же переплыть нам море?

Ведь это – не широко поле…

Давайте рыбок хором звать,

Морских животных всех скликать!

кто помнит их все имена,

Зовите к нам скорей сюда!

(Дети называют известных им морских жителей).

Вы молодцы! Отлично звали!

Все рыбки сразу подплывали,

Теперь мы с вами у Горы…

Здесь буквы бедные томятся,

Колдуньи злой они бояться,

Их надо их освободить,

И имя правильно сложить!

Как только имя расшифруем,

Зверька мы этим расколдуем,

Так злые чары рухнут в пыль,

И мы узнаем, кто там был.

В волшебной книге есть заданья,

Для вас, ребята, испытания,

Как букву каждую найти,

Из плена мрачного спасти.

(Взрослый берёт большую книгу и читает по ней).

Как только буква прояснится,

Так рухнет вмиг её темница.

Итак, заданье к первой букве:

Найдите общий звук в словах

«Машина», «Музыка» и «Мак».

Вы отгадали, или как?

Всё верно – это буква М,

Не испугаешь вас ничем!

(взрослый выкладывает на песок букву М)

Вторая буква вам на страх,

Есть сразу даже в трёх словах:

«Шары», и «Крыша», и «Столы». Ну, как? Теперь узнали вы?

(Взрослый выкладывает на песок букву Ы).

А третья есть в словах: «Шалаш»,

И «Шуба», «Шапка», «Ералаш».

Вы зашипели все так дружно,

Что и подсказывать не нужно!

Да, это буква Ш, конечно,

ВЫ все сегодня так прилежны!

(Взрослый выкладывает на песок букву Ш).

Ну, а четвёртую сейчас

Вы отгадаете за раз!

Слова здесь: «Кукла», «Лук», «Кошка».

Ну, как? Подумайте немножко…

Была задача нелегка,

Но вы решили – буква К!

(Взрослый выкладывает на песок букву К)

Ну, а последнюю, друзья,

Не отгадать никак нельзя.

«Арбуз», «Акула», «Ананас» -

Здесь буква спрятана от нас!

Вы – молодцы все! Как всегда!

Вы отгадали букву А!

(Взрослый выкладывает на песке букву А).

Кого же мы расколдовали?

Какое имя мы узнали?

(Дети складывают буквы в слово)

Всё верно! Это наша МЫШКА!

Небось, дрожит ещё трусишка!

(Взрослый ставит в песочницу фигурку мышки)

В волшебной маленькой стране

Теперь на праздник вышли все!

Пошел такай веселый пир,

Какого и не видел мир!

(Дети строят в песочнице страну, дом для мышки и других фигурок).

А все, ребята, только вы!

Вы мышку бедную спасли!

И все животные, друзья,

Вас полюбили навсегда!

Впервые принцип "песочная терапия" был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По его мнению, этот текучий материал символизирует жизнь во вселенной, а отдельные песчинки - это люди и другие живые существа.

Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить.

Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы применяются:

  • с целью диагностики;
  • с целью профилактики;
  • с целью оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе краткосрочной психотерапии;
  • в процессе продолжительного психологического воздействия;
  • на развивающих занятиях по коррекции психических процессов.

Песочная игротерапия, является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми, особенно с детьми, соматически ослабленными.

У часто болеющих детей могут развиваться различные психологические проблемы, "комплексы". Прежде всего, это "комплекс неполноценности", неуверенности в себе, так как частые болезни могут привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому большое внимание следует уделять психоэмоциональному здоровью детей.

Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у часто болеющих детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:

  • трудности в общении;
  • взаимоотношения детей и родителей;
  • психологические травмы;
  • расстройства настроения;
  • кризисные ситуации;
  • страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;
  • проблемы поведения.

Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:

  • развить более позитивную Я - концепцию;
  • развить самооценку;
  • обрести веру в себя;
  • овладеть чувством контроля;
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;
  • научить способам самовыражения.

При организации занятий песочной игротерапии, ставятся следующие задачи:

  • Создавать для ребенка атмосферу безопасности.
  • Создавать ощущение дозволенности.
  • Понимать и принимать мир ребенка.
  • Поддержка положительного тонуса и самочувствия.
  • Установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций.
  • Облегчить ребенку принятие решений.

Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог выполняет роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.

В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции (например, при наличии у ребенка поведенческих или эмоциональных нарушений). В других случаях - в качестве вспомогательного средства при развитии сенсомоторики, при активизации к действию, для снятия психоэмоционального напряжения, нервозности.

Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Для игр с песком используется материал:

  • водонепроницаемый ящик голубого цвета, наполненный песком;
  • вода;
  • небольшие подносы;
  • стаканчики для воды;
  • лопаточки;
  • формочки;
  • мелкие игрушки;
  • животные;
  • сказочные персонажи;
  • транспорт;
  • геометрические формы;
  • природный материал;
  • камешки, ракушки;
  • бросовый материал.

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.

Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Дошкольник сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях малыш чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.

Игра в песок дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи, переживания.

По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Использование данного игрового метода, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей, на этом фоне - стабилизация соматического здоровья, что способствует снижению заболеваемости детей.

Вашему вниманию предлагается три конспекта авторских разработок занятий по песочной игротерапии, которые направлены на коррекцию психических процессов, развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений, развитие связной речи; коррекцию страхов, боязливости, агрессивности, гиперактивности.

Предложенные занятия могут проводиться с детьми индивидуально и с небольшой подгруппой детей.

"Зарывание секретиков"

(коррекция психических процессов, развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений)

Цель: установление психологического комфорта.

  • Коррекция психических процессов (внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета).
  • Развитие связной речи.
  • Развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений.
  • Совершенствовать умения и навыки практического общения.
  • Развитие фантазии.
  • Побуждать ребенка к активным действиям концентрации внимания.
  • Стабилизация положительного эмоционального фона.

Материал: ящик с песком, вода, игрушки, геометрические формы, различные "волшебные" предметы; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Если занятие индивидуальное, то "секретики" зарывает взрослый, а если групповое - то каждый ребенок в "секрете" от другого.

Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу и выбрать те фигуры и предметы, которые привлекают его внимание. Но выбирается только 5 - 6 предметов. Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается "по секрету" зарыть (закопать), спрятать в песок те фигуры и предметы, которые он выбрал. Другому ребенку (который не видел какие "секретики" зарыты в песок) предлагается искать секреты. В процессе раскопок по открывающимся частям догадаться, что там спрятано и описать (т.е. на ощупь узнать находку). Дети по очереди зарывают "секретики" и отгадывают друг у друга, что спрятано в песке.

Другой вариант.

"Победим страх"

(коррекция страха, боязливости, агрессивности, гиперактивности)

Проективная игра.

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

  • Научить ребенка справляться с негативными эмоциями.
  • Научить ребенка выражать положительные эмоции.

Материал: ящик с песком, вода, фигурки по выбору, бросовый и природный материал; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.

По окончании работы взрослый предлагает вымыть руки. Музыка затихает.

Взрослый: "У меня сейчас хорошее, спокойное настроение. А какое у тебя настроение, что ты чувствуешь?" (ответ ребенка).

"Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я теперь спокоен, "страх" убежал и никогда не вернется. Я очень смелый и храбрый".

"Я колючий только снаружи"

(коррекция агрессивного поведения)

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Научить ребенка справляться с гневом (в неразрушительной форме для окружающих).

  • Научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.
  • Побуждать к активным действиям.
  • Способствовать к проявлению эмпатии.

Материал: ящик с песком, вода, на выбор фигурки; магнитофон и аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит "обидчик" больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.

По окончании работы ребенок моет руки и садится на стул.

Взрослый: "Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я спокоен, у меня хорошее настроение, я очень добрый и ласковый".

Литература:

  1. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евсигнеева, СПб.: Институт специальной психологии ипедагогики,1998.
  2. Юнгинская песочная психотерапия. Л. Штейнхард, СПб.: Питер, 2001.
  3. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  4. Дошкольная педагогика. Январь - февраль, 2007. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста.
  5. Мой ребенок. 2003. Май. Кулакова Н., ГрабенкоТ. Следы на песке.

«Песочная игротерапия, как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» «Песочная игротерапия, как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг Учитель-логопед Якушева И.В.


«


* При переходе дошкольных образовательных учреждений на ФГОС остро встаёт вопрос, какими методами и средствами пользоваться учителю - логопеду для реализации поставленных стандартом коррекционных задач. Одним из новейших и перспективных методов в работе учителя - логопеда является использование песочной терапии в работе с дошкольниками.


* Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. * Работая с детьми в рамках песочной терапии, моей главной задачей является не обучить детей работать на песке и каким-то специальным приёмам, а больше связано с получением удовольствия от самого процесса и решения проблем с речью воспитанников.


В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно- ласкательные формы, классифицировать предметы, расширяется словарный запас, дифференцируются и автоматизируются звуки.


Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности: - игры с песком имеют определённое функциональное значение – мы строим, мы изучаем и закрепляем геометрическую форму, цвет, размер. - игры с песком имеют физиологическое значение для ребёнка, развивается мелкая моторика рук, ловкость, координация движений. - игры с песком развивают произвольное внимание, навыки произвольного поведения. В играх с песком существуют определенные правила, формируется умение работать в коллективе, по инструкции, предложенному плану. - данные игры влияют на психическое развитие ребёнка


Игры с песком разнообразны: - обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; - познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; - проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.


Мной были апробированы следующие методы и приёмы используемые в песочнице: -дискуссии (по лексическим темам: профессии, транспорт, мой поселок и т.д.); -беседы (по лексическим темам и пройденным произведениям); -игры – коммуникации «Маленькие волшебники-мы создаем мир»; -познавательные игры: «Мой город»; -рисование песком: «Узоры на песке», «Чей след»; -элементы сказкотерапии (по программным произведениям); -музыкальное сопровождение; -ролевые игры: «Мы едем в гости»; -элементы психогимнастики: «Здравствуй песок», «Песочный дождик»; -работа в паре: «Песочные строители»; -проблемные ситуации: «Построй ступеньки»- деление на слоги, «Секретные задания кротов»; -игры – путешествия: «Путешествие в пустыню»; -опыты с песком и водой.


Благодаря командной работе специалистов и воспитателей через игры с песком успешно решаются следующие коррекционно – развивающие и воспитательные задачи: - формирование у детей чувства прекрасного; - формирование положительной мотивации к самостоятельной деятельности, активизация познавательной деятельности; - развитие коммуникативных навыков, содействие умению разворачивать разные сюжеты, устанавливать и выполнять правила совместной деятельности, вести ролевой диалог, развитие умения действовать по инструкции взрослого сверстника; - коррекция эмоционально-волевых нарушений, воспитание доброты, бережного отношения ко всему живому; - создание условий для развития речи: активизации словаря, усложнение лексико-грамматических конструкций, совершенствование монологической и диалогической речи; - развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; - формирование сенсорных эталонов - цвета, формы, размеров, пропорций; - коррекция пространственных представлений; - развитие мелкой моторики и формирование оптимального тонуса в мышцах руки, обучение специальным движениям (технике игр и рисованию на песке); - развитие умения адаптироваться в меняющихся условиях, активизация исследовательского интереса.


Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение полноценно общаться.


На занятиях совместно с детьми осваиваем технику рисования руками. Это несколько другое рисование, нежели рисование кистью. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).


Говоря о результативности данной работы, я отметила качественные изменения в развитии связной речи, дети стали чётче проговаривать слова, в речи появились сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. У старших дошкольников расширился репертуар ролевого поведения и коммуникативных функций речи (могут совместно планировать предстоящую игру, распределять игровые действия, дать оценку услышанному, сделать вывод и объяснить своё решение). Я убеждена в том, что с помощью игры обучение детей идёт более эффективно, а воспитание естественно.