Как научить ребёнка уважать родителей? Воспитание послушания. Как научиться себя уважать: советы психолога для повышения самооценки Как привить ребёнку уважение к старшим: мнение специалиста

Доводилось ли вам слышать из уст родителей подобные фразы, адресованные ?
"Сколько можно повторять, ты что - с первого раза не понимаешь"?
"Я тебе сказала: это был последний раз, когда я повторила, я тебе ещё раз повторяю, что больше повторять не буду"!
"Ну, неужели мне нужно обязательно наорать на тебя, чтобы ты слушался!? Ты меня вообще не слышишь, что ли"?

Подобные речи сегодня совсем не редкость . Быть может, вы и сами родитель и замечали такие слова и за собой. Вы требуете, чтобы он перестал носиться по дому, но ребёнок будто не слышит вас, возразить вашему требованию нечего, но ему просто хочется бегать по дому, и он игнорирует ваши слова. Вы говорите, что пора выключать компьютер до тех пор, пока не будет сделана домашняя работа по математике, но в ответ либо молчание (и продолжение стрельбы по монстрам), либо нетерпеливое "Отстань!", а после напоминания через 15 минут возможно даже агрессивное "Ну, щааас, я же сказал!".

Так вот, считать всё это нормой , и всплеснув руками, пожаловаться на судьбу - вовсе не нормально. Такое поведение сегодня стало совершенно обычным, но это вовсе не норма, это признак того, что как моральный авторитет вы для ребёнка полный ноль, и он выполняет ваши просьбы только в двух случаях:
1. Они нравятся и выгодны ему самому.
2. Он боится наказания, которое вы можете ему устроить (отшлёпать, накричать, поставить в угол).

Полагать второй вариант за действенный воспитательный метод - ошибочно, это крайняя мера, которая никак не делает вас более авторитетным в глазах ребёнка. Вы просто воспользовались властью и физическим превосходством, но вы не стали реальным представителем "легитимной" власти в глазах своего ребёнка. Ваши слова - по-прежнему пустое место, и слушать их нужно только тогда, когда обратное угрожает наказанием.

Здоровые отношения между ребёнком и родителем выглядят иначе. Ребёнок реагирует на слова мамы и папы всегда, если они обращены к нему. Если ему что-то не нравится, он, конечно, может возражать, но всегда повинуется. Прежде, чем высказывать свои жалобы и возражения, убеждая вас разрешить ему поиграть в мяч в квартире, он сперва останавливает игру и кладёт мяч на место. А когда вы обращаетесь к своему ребёнку по имени, в следующее мгновение вы уже видите его глаза.

Чтобы наладить такие отношения , браться за этот воспитательный процесс лучше, как можно раньше. При этом, обязательно нужно учитывать, что ребёнок - личность ещё не сформировавшаяся, и не смущаться, что процесс приучения к послушанию на некоторых этапах так сильно смахивает на дрессировку.

Начните с простых просьб , которые ребёнок будет выполнять с удовольствием. Сделайте из послушания игру. "Сергей, поймай мячик! Молодец! Покажи, где папа? Умница!". С самого малого возраста нужно закреплять в ребёнке логику "послушание = удовольствие, радость". Ещё раз - не бойтесь, что малыш превратится в дрессированное животное, всё это само "отпадёт", когда он повзрослеет и его разум окрепнет, станет самостоятельным. Пока же очень важно, чтобы он слушался вас беспрекословно.

Отдельно научите чуть повзрослевшего ребёнка прибегать к вам на первый же ваш зов. Подкреплять такое поведение, опять-таки, нужно положительным стимулом. Иногда это какая-нибудь вкуснятина, иногда просто мамин поцелуй и ласка, но ребёнок должен привыкнуть прибегать к вам с радостью, тогда такое поведение закрепится и в более старшем возрасте.


Наращивайте требования постепенно, но регулярно. Только усложнение порождает развитие. С взрослением вашего , вам постоянно придётся определять, для каких дел он уже достаточно взрослый, к чему уже готов. Завязать самостоятельно шнурки, вытереть себе нос своим личным платочком, добраться до школы без взрослых, приготовить завтрак себе и родителям, самостоятельно учиться, лишь раз в неделю приходя с отчётом, дневником и новостями школы за неделю. Но не слишком давите, если вы видите, что малыш ещё не справляется с вашими требованиям, сокращайте их. Медленное развитие в этом плане куда предпочтительнее, чем испортившиеся отношение вашего ребёнка к послушанию, как таковому, что может произойти, если попытки следовать вашим требованиям постоянно оборачиваются неудачами.

Контролируйте выполнение данных вами заданий - всегда. При этом, не вы должны приходить каждые двадцать минут в его комнату и следить, чтобы ребёнок учился, а не зависал в социальных сетях, а сам ответственный молодой человек выполняет все задания и приходит к вам для контрольных вопросов. Приучайте ребёнка, что каждое данной мамой и папой задание стоит того, чтобы сообщить им потом о его выполнении. И не забывайте о похвале. Если вы не будете достаточным образом хвалить вашего ребёнка за послушание, то и ваше недовольство при обратном поведении не будет ничего стоить.

Необходимо также не давать ребёнку забыть, что он не самый главный в доме. Он должен понимать, что у родителей могут быть дела, куда более важные, чем игры с ним. Если отец занят у себя в кабинете, его нельзя тревожить, если мать собирает вещи для поездки или заполняет бумаги, то она не будет с ним играть, и не будет реагировать на нытьё.

Ну, и последнее (отнюдь не по значимости) - не девальвируйте собственных угроз. Иногда ребёнок всё равно не будет слушаться, и воспитание будет проигрывать природе. Будьте уверены в таком случае, что ваше мягкосердечие не испортит характер ребёнка. Если вы пообещали лишить его компьютера на неделю за отвратительное поведение, то придерживаться своего ультиматума придётся в полной строгости, хотя и очевидно, что вы помиритесь уже не следующий день.

Не переживайте, вам не придётся думать , когда пора заканчивать с такой политикой отношений с ребёнком. В 12-13 лет он сам начнёт выходить из-под вашего крыла, начнётся битва авторитетов. Но она пройдёт безболезненно (относительно), если к тому моменту ребёнок будет уже научен слушаться вас, и вы будете реальным авторитетом для него (а не просто носителем ремня), тогда со временем он сможет стать вашим другом, а не подопечным и подчинённым.

Все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда ребенок буквально отбивается от рук и перестает слушаться и слышать их. Это происходит не только с маленькими детьми, но и с достаточно взрослыми подростками, которые в определенный момент не желают считаться с родительским мнением. С чем это связано? С плохим воспитанием или с определенными ступенями в развитии? Попробуем разобраться в нашей статье.

Детское непослушание: физиология и психология

Почему ребенок не слушается? Он игнорирует все просьбы и обращения в его адрес. И зачастую это происходит даже в семьях, где дети очень уважают и любят своих родителей. Прежде всего, стоит помнить, что дети в силу возраста еще не обладают таким самоконтролем, как взрослые. Поэтому невозможно требовать от малыша 3-5 лет полного послушания и подчинения. Дети постарше тоже требуют определенного подхода.

5 лет

С физиологической точки зрения у дошкольников еще нет связанных процессов между активной деятельностью и торможением. Одним словом, ребенку в 5 летнем возрасте еще сложно контролировать свои эмоции и действия. К примеру, когда дети веселятся и начинают бегать друг за другом им очень сложно резко успокоиться и сесть в уголок, сложив в руки. Именно поэтому, детей такого возраста нельзя строго наказывать. Следует терпеливо и максимально простым языком объяснять как нужно себя вести.

Но бывают ситуации, когда малыш слишком активен и это связано с физиологическими заболеваниями. К примеру, гиперактивностью. В таком случае важно вовремя обратиться к врачу за установлением диагноза и соответствующим лечением.

10 лет


Психология непослушания школьников во многом связана с тем, что у них еще не полностью сформированы определенные области коры головного мозга. И им так же сложно полностью справляться с эмоциями. Но вместе с этим, стоит учитывать подход к детям с педагогической точки зрения. Наверняка многие помнят своих учителей из начальной и средней школы. Когда бывало одних и слушать не хотелось, а к другими всегда с радостью бежали на урок, а потом еще с интересом делились своими впечатлениями и и переживаниями.

Давайте рассмотрим, пример, когда учитель не привлекал нашего внимания или даже отталкивал. Чаще это личности авторитарные, у которых все сидят по струнке, и бояться даже пошевелиться. Они всегда кричат и критикуют, одним словом подавляют. Но есть и другие, которые напротив, слишком мягкие, чтобы приструнить класс. Пока они ведут урок, дети буквально «стоят на ушах», потому что никому не интересно слушать такого преподавателя.

Исходя из вышесказанного, в общении со школьниками нужно находить золотую середину. То есть быть для них одновременного другом и родителем, который в нужный момент всегда утихомирит разбушевавшегося отпрыска.

15 лет

Все мы знаем про трудности переходного возраста. Именно в этот момент человек начинает отдаляться от родителей и пробует себя в роли самостоятельной личности, со своими правами и мнением. К сожалению, оно не всегда бывает верным и совпадает с родительским. Вот тут-то и начинаются конфликты. Родители пытаются внушить отпрыску, что он все еще ребенок и должен подчиняться и слушаться их. А сын или дочь пытаются доказать обратное. Им кажется, что они уже достаточно взрослые, чтобы совершать самостоятельные поступки и общаться с тем, с кем хотят.

Тут нужно проявить особое терпение и деликатность в общении с детьми. Ведь в период переходного возраста ими управляют гормоны. Поэтому их так легко ранить и любые резкие слова могут вызвать «взрыв» эмоций. Родители в этот момент находятся как на пороховой бочке. Потому что некоторые дети очень часто в этом возрасте совершают необдуманные поступки. К примеру, уходят из дома или совершенно перестают общаться с родителями, начиная строить свою «взрослую» жизнь.

Самым надежным способом в этой ситуации остается показывать свою безграничную любовь к ребенку и проговаривать, что вы всегда готовы его принять и выслушать проблемы, переживания. Все запреты и наказания не приемлемы, потому что они только усугубят ситуацию, в которой любимое чадо может «наломать дров» с горяча.

Основы воспитания


Независимо от возраста психологи выделяют правила воспитания, которые нужно соблюдать родителям. Это основы хорошего общения с детьми, чтобы они всегда уважали старших и прислушивались к их мнению.

  • Научитесь сами уважительно относиться к ребенку. То есть нужно признавать в нем личность с самого раннего детства, общаться со своим чадом вежливо не подавляя его мнения и поступков своим авторитетом. Но при этом всегда помогать, поддерживать и давать важные жизненные советы, когда это требуется.
  • Всегда интересоваться проблемами и переживаниями своих детей. Достаточно спрашивать, как прошёл сегодня день в школе или в саду.
  • Прививайте навыки этикета с малых лет. Объясняйте ребенку правила поведения на улице, в гостях и за столом, как нужно вежливо общаться со взрослыми. Это позволит избежать многих проблем в самостоятельной жизни.
  • Сдерживайте свои обещания. Дети очень тонко чувствуют отношение родителей к ним и помнят все моменты, когда мама с папой не смогли по каким-то причинам сдержать слово. К примеру, если даете обещание погулять сегодня в парке после сада, обязательно постарайтесь, чтобы прогулка удалась. А если сомневаетесь, то лучше сразу признаться в том, что, скорее всего сегодня не удастся погулять, потому что у вас очень много работы, но вы обязательно отправитесь в парк на выходных.
  • Избегайте общения на повышенных тонах. Представьте себя маленьким ребенком, на которого постоянно гневно кричит взрослый человек, подавляя вашу личность своими нравоучениями и запретами. Постарайтесь наладить отношения в дружеской манере. Поверьте, тихое вежливое обращение, сказанное ласковым голосом, глядя в глаза ребенку будет действеннее, чем громкие выкрикивания из соседней комнаты. Для детей младшего дошкольного возраста 3-5 лет, так же будет полезно добавлять при этом имя дочки или сына, чтобы они понимали, что родитель обращается именно к ним.
  • Подавайте собственный пример уважения. Дети копируют нас во всем. Да и на кого им равняться как ни на родителей. Очень важно быть вежливым не только на улице, но и находясь дома. Проявляйте уважение к старшим, показывайте свою заботу о бабушках и дедушках, не позволяйте себе ругани и грубого общения с супругом, но самое главное будьте вежливым со своими детьми.

Подводя итоги, следует заметить, что большинство проблем в общении с ребенком, зависит от его окружения, в первую очередь от родителей. И если они подают положительный пример, и всегда правильно выстраивают общение со своими родными и близкими, то и младшее поколение со временем обязательно научится уважать своих родственников и окружающих людей.

Статья о том, как полюбить себя, как начать себя уважать и как поднять свою самооценку.

Качество твоей жизни зависит от твоего собственного отношения к самому себе.

Люди с низкой самооценкой — не уверены в себе. А без уверенности — никуда.

Уверенность нужна для успеха во всех сферах деятельности:

  • отношения
  • бизнес
  • спорт
  • политика
  • т.д. и т.п.

Без уверенности в себе с заниженой самооценкой:

  • порождаются трудности, сомнения, страхи во всех начинаниях.
  • трудно принимать какие либо решения…
  • очень тяжело иногда и вовсе невозможно достигать желаемого (целей, идей, планов, задумок и т.д. и т.п.).
  • трудно общаться с другими людьми, заводить новые знакомства, возникают переживания, страхи, неловкости, не комфортно и т.п.
  • человек ощущает себя неполноценным, недостойным, неспособным, отсюда плохое настроение, депрессии и т.д.
  • человеку кажется, что все против него, любая критика в его адрес чрезмерно ранит (задевает) и вся эта чувствительность вместе с застенчивостью и ожиданием чего-то плохого заставляет таких людей избегать общества (людей), но и одиночество тоже не приносит им чрезмерного облегчения, ибо хочется поддержки, любви, счастья и радости.

Когда с самооценкой все хорошо, когда ты себя уважаешь, любишь, знаешь себе цену, ты даешь себе право на очень многое — радость, успех, счастье, богатство, на достойных друзей и максимальные вершины в жизни.

  • Ты справляешься и не боишься трудностей;
  • Ты принимаешь решения, достигаешь желаемого, достигаешь успеха по жизни;
  • Спокойно общаешься с людьми, заводишь новые знакомства;
  • Ты чувствуешь себя полноценным, способным, достойным
  • Короче говоря, у тебя все прекрасно.

Так что если хочешь увеличить качество своей жизни начни с отношения к самому себе.

Более того, если ты хочешь, чтобы и другие уважали тебя = то, то же начинай с самого себя!

Пойми, все в твоих руках: развивайся, трудись и воздастся тебе по заслугам.

У тебя должна быть 100% вера в самого себя во всем! В этом ключ к твоему успеху.

Вызывай это чувство в себе самом, поверь и верь сам в себя, во всем:

  • Перепрограммируй свой мозг
  • Измени свой образ мыслей
  • Измени свое мышление, установки, убеждения

Поверь мне, ты не лузер, ты все можешь, ты можешь достичь всего — чего хочешь.

  • У тебя все получиться
  • Ты обречен только на успех

Вот как ты и должен мыслить.

Удаляй вирусы из своей головы, и загружай правильные убеждения, программы.

Правило такое: то, во что ты реально веришь, то во что ты искреннее веришь, в чем ты абсолютно убежден => становиться твоей реальностью. Понял, что я только что сказал?

Понял, зачем удалять вирусы из своей головы и загружать правильные установки?

Все потому, что человек не видит мир таким, каким он есть, у каждого человека своя картина мира, основана на собственной вере. Какая твоя вера = таков и результат.

Вот почему чрезвычайно важно изменить свое мышление.

С этого начинается твой неимоверный успех! Действуй!

Все просто: когда ты достигаешь своего (свои цели, идеи, задумки, желания, мечты и т.д. и т.п.), когда ты побеждаешь — твоя самооценка стремительно начинает расти.

С каждым достижением (победой) = твоя самооценка растет невиданными темпами.

Как вследствие, твоя внутренняя уверенность в себе повышается и повышается.

Поэтому достигай, побеждай, бери свое!

Важно: твои победы (достижения) могут не быть признаны всеми (другими людьми, окружающими), самое главное, чтобы это было достижением (победой) для тебя самого.

Приведу тебе простой пример: ребенок не умеет кататься на велосипеде, но вот он научился. Для многих окружающих, взрослых, это не воспринимается как победа.

А для ребенка — это реальная победа, это успех, это реальное достижение. Понимаешь?

Так и с твоими достижениями (победами).

Пойми, всегда найдется тот, для кого твои достижения (твои победы) = вообще ни о чем.

  • Кому-то 1000$ зарабатывать — это что-то нереальное, это такое достижение, такая победа, такой успех = что кае просто.
  • А тому, кто зарабатывает больше 1000$, по 5 по 10 — 20 и т.д. для них это ни о чем вообще.

Поэтому не ищи одобрения у окружающих, самое главное, чтобы это было достижением (победой) для тебя самого, а о мнении окружающих забудь.

Ты сам себе формируешь самооценку, ты сам себя прокачиваешь, ты сам над собой работаешь, ты сам себя развиваешь, ты сам должен себя уважать.

Совет: в идеале, все твои победы (достижения) должны быть разносторонние. А не в чем-то одном. Так ты будешь развиваться гармонично/разносторонне (во многом).

К примеру, достижения (победы) в:

  • спорте
  • в бизнесе
  • в карьере
  • в отношениях
  • с девушками/женщинами
  • в личностном росте
  • и т.д. и т.п.

А не в чем-то одном (например, только в деньгах и кроме денег ничего больше).

№3. Ставь цели и реализуй их (выполняй)

Смотри, для того, чтобы достигать пункта №1. достижений (побед) тебе нужно ставить цели!

Когда у тебя есть правильно поставленные цели = твоя эффективность настолько увеличивается, что ты себе сейчас и представить не сможешь.

Поверь, успешные люди всегда ставят перед собой цели. Всегда.

Без правильно поставленных целей достигать желаемого (воплощать мечты, желания, идеи, задумки, планы и т.д. и т.п.) просто невозможно.

Завоевывай женщин, да не абы каких, а красивых, ярких, ухоженных, умных и т.п.

Такие женщины будут невероятно сильно поднимать тебе самооценку и придавать уверенность в себе.

Нюанс: действительно высокого уровня девушки не будут даже общаться с кем попало.

Поэтому чтобы завоевывать достойных девушек ты и сам должен что-то из себя представлять. Вот почему нужно постоянно развиваться и работать над собой.

С абы какими девушками (ну ты понял я надеюсь) нужного эффекта не будет, всегда повышай планку с уровнями девушек, развивайся, стремись к большему.

Правило простое: нельзя прогрессировать (прокачиваться) играя со слабыми соперницами или с такими же как ты. Должен быть выше уровень. Иначе прогресса не будет.

Ты наверняка знаешь, если хочешь научиться драться — учиться нужно у того, кто умеет хорошо драться.

  • С тем, кто не умеет = ты ничего не научишься.
  • С тем, кто твой уровень = тоже.
  • Прогресс будет только с тем, кто лучше тебя.

То же самое и по нашей теме с повышением самооценки с достойными девушками.

Когда ты повышаешь планку с женщинами — ты развиваешься, ты прогрессируешь.

Данный пункт по сути можно отнести к пункту №1. победы (достижения).

Мужик без бабла — это лузер (плохой добытчик).

Если ты ходишь на работу, которую ты ненавидишь и получаешь там копейки, тебе приходиться отказывать себе (и не только себе) практически во всем, ну может пора что-то менять ибо как при таком раскладе можно чувствовать себя хорошо?

Как можно чувствовать себя уверенно без бабла (в нашем то мире) ? … это же очевидно.

Бабла много не бывает)), чем больше — тем лучше…

Мужик с баблом — чувствует себя куда увереннее, лучше (во всех смыслах) чем без бабла.

С баблом ты можешь практически все, ты король, поэтому зарабатывай 🙂

Делай то, что будет помогать тебе вырабатывать определенный образ жизни.

Т.е. делай те вещи, которые будут повышать твою самооценку и уверенность в себе.

Займись спортом: ходи в тренажерный зал, запишись в бассейн и плавай, пойди на секцию по единоборствам, в общем, займись каким-то видом спортом, который будет тебе по душе.

Займись собой! Чем больше ты нравишься себе = тем больше уровень твоей самооценки.

Поверь, спорт реально сильно повышает самооценку, повышает внутреннюю уверенность в самом себе, закаляет характер, делает тебе жестче, здоровее и привлекательнее для противоположного пола 🙂

Начни хорошо питаться (здоровыми продуктами):

  • Перестань есть всякую вредную пищу (пельмени, сухари, фастфуд, сосиски, колбасу и пр, ты то — что ты ешь)
  • Исключи вредные вещества (алкоголь, сигареты и пр. ерунду)

Пойми: когда ты употребляешь качественную пищу (когда у тебя ЗОЖ) = у тебя:

  • энергии больше
  • ты чувствуешь себя намного лучше
  • ты начинаешь уважаешь сам себя

А все потому, что ты инвестируешь сам в себя (вкладываешь в себя), и соответственно, начинаешь ценить себя как актив, которым ты дорожишь, тем самым начинаешь любить себя, относиться с уважением.

  • Когда ты бухаешь/куришь = ты осознанно убиваешь свое здоровье. А так поступают только неуверенные в себе люди. Слабаки. Ты можешь говорить мне что угодно — но это так.
  • Лишний вес, жир на теле - это тоже самое. Это означает, что ты употребляешь абы какую пищу и не следишь за собой, вкл. своим здоровьем. Как тебя можно уважать, если ты сам себя не уважаешь?

Начни дорого и стильно одеваться, когда ты красиво, стильно, дорого одет — у тебя мгновенно повышается самооценка, ты чувствуешь и ведешь себе совершенно иначе, нежели в обычных спортивных штаниках с трени)).

Начни ухаживать за собой, своим внешним видом, телом, следи за гигиеной и т.д.

Помни: чем больше ты нравишься себе = тем больше уровень твоей самооценки.

Начни развиваться разносторонне:

  • читай книги
  • статьи
  • литературу
  • посещай вебинары/семинары, курсы, тренинги и т.д. и т.п.
  • совершенствуйся и самосовершенствуйся, создай себе разносторонние увлечения - все это поможет тебе полюбить себя, начать ценить, обрести уважение к самому себе.

Если хочешь поднять себе самооценку и обрести уважение, начни с себя!

Совет №7. Не сравнивай свою жизнь с жизнью других людей.

Не сравнивай себя с другими людьми. Никогда. Ни при каких обстоятельствах!

Одна из реальных причин низкой самооценки — негативные мысли о своей жизни по сравнению с жизнью других людей.

Дело в том, что ни один человек не будет сравнивать себя с тем, кто хуже него!

А в жизни абсолютно всегда найдется тот, кто будет лучше тебя в том или ином или даже во всем. Отсюда и начинаются негативные мысли и зависть аля:

  • Он лучше меня
  • у него своя квартира
  • у него много денег
  • крутая машина
  • с ним красивые классные девушки
  • он путешествует по разным странам
  • у него красивее одежда
  • у него такая классная жизнь
  • у него лучше лучше лучше, а у меня нет…

Никогда не стремись быть похожим на кого-то. Живи своей жизнью!

Следи за собой, и будь собой, а вся эта зависть душит, как вследствие:

  • самооценка занижается
  • возникает внутренняя неуверенность в себе
  • проявляются негативные мысли
  • начинается критика и себя и того человека, что негативно сказывается на тебе!

Когда ты сам себя критикуешь за что либо = ты программируешь себя на это.

Даешь себе пагубные вредные установки, убеждения, прописываешь вредоносной код (вирус) в своем внутреннем мире (в своей голове), как в следствии у тебя возникают проблемы и во внешним мире, потому что твой внутренний мир служит зеркалом твоего внешнего мира.

Поэтому не критикуй себя. Сделал ошибку, накосячил, сделал соответствующие выводы (извлекай урок(и)) и учитывай его в будущем, и точка.

Двигайся вперед и только вперед, не взирая ни на что.

Критика других людей способствует формированию неуверенного и закомплексованного человека.

Не трать на это свои силы, свою энергию, свое время, в этом нет смысла, абсолютно никакого. Сконцентрируйся на себе. На своих целях. И двигайся только вперед.

Совет №8. Забей на критику / мнения других людей.

Никогда не думай о том, что думают или подумают о тебе другие люди.

Если ты чего-то добился и добиваешься в жизни, если ты чем-то выделяешься из серого большинства людей — всегда будут те, кто будет поливать тебя сам знаешь чем… Всегда.

Если же ты будешь слушаться и вестись на всю эту ерунду (критику) = твоя самооценка будет падать. Не опускайся до уровня таких людей, иначе они задавят тебя своим опытом)).

Ты должен знать, кто ты и что ты, тебе не нужно никому ничего доказывать/выяснять или париться из-за чужого мнения. Не трать на это свои силы, свою энергию, свое время, ибо в этом нет для тебя никакого смысла (только вред).

У тебя есть цели — вот и отлично, двигайся к ним вперед, и достигай своего! Вот и все.

Уверен, все эти советы тебе помогут. Обязательно применяй их на практике. Успехов!

В большинстве случаев самооценка человека закладывается с детского возраста. Из-за неправильного отношения родителей вырастет личность неуверенная, вечно сомневающаяся в себе, имеющая неадекватную оценку своих действий и, как правило, неудовлетворённая жизнью. Как не допустить этого? А если у человека уже сформировалась то каким образом её повысить, стать уверенней, оценить себя по достоинству и изменить свою жизнь? Об этом и пойдёт речь в статье.

Мама: наказание и похвала

Если мама желает сформировать в своём ребёнке личность, способную адекватно оценивать себя и свои поступки, она должна уметь не только наказывать, но и хвалить своего ребёнка. Когда взрослый человек задаёт себе вопрос: «Как научиться себя уважать?», ему приходится заглянуть в детство. Оказывается, его много ругали и мало или вовсе не хвалили родители, особенно мама. Когда ребёнок постоянно подвержен критике, у него формируется заниженное оценивание себя. Если же ребёнка только хвалить, вырастет личность с завышенной самооценкой. Вот и получается, что всегда лучше держаться золотой середины. Мама всегда была и будет главным звеном в воспитании дочери или сына.

С точки зрения мамы, наказание может быть вполне оправданным, ведь ребёнок не слушается. Однако часто дети перечат не потому, что хотят сделать нам назло, а лишь узнать что-то новое, научиться чему-то, а родителю в данный момент это неудобно, хлопотно. Чтобы не возникало конфликтных ситуаций, маме стоит развивать в себе чувство уважения к своему ребёнку, умение видеть в нём самостоятельную личность. «Я сказала!..» должно звучать редко в общении со своим драгоценным чадом. Представьте, как научиться себя уважать ребёнку, если он постоянно подвержен критике! Из такого маленького человечка вырастет неуверенный в себе и, возможно, обиженный, обозлённый на всех взрослый человек. Только взаимоуважение и спокойное общение - это верный путь к развитию гармоничной, уважающей себя и окружающих людей личности. Никто не исключает строгости, но и на одной строгости ничего хорошего не выйдет. Человек - это не как тетива у лука. Его можно натягивать, отпускать и вновь натягивать, но если перетянуть, то пострадает психика…

Суть самоуважения и как научиться себя уважать при низкой самооценке?

Самооценка звучит как голос судьи внутреннего человека. Он оценивает наши действия, результаты, слова, эмоции, представление о себе. В итоге формируется самомнение, влияющее на наше восприятие окружающего мира и свою позицию, социальное поведение в нём, на уверенность и решимость действовать, что-то менять и решать, помогать кому-то или нет и т. п. Часто самоуважение большинства людей очень сильно зависит от того, как воспринимают нас другие. Если это отношение положительное, то, соответственно, мы растём в собственных глазах. Мнение окружающих важно всем: женщинам, мужчинам, девушкам и юношам, подросткам и малым детям.

Чтобы понять, как научиться себя уважать, необходимо:

  • Признать то, что у вас заниженное мнение о себе. Осознание - первый шаг к решению проблемы.
  • Перестать фокусировать своё внимание на собственных недостатках. Переключитесь на достоинства.
  • Вы - не жертва! Проблемы имеют все, и вы не исключение. Ваших проблем не больше, чем у других. Если ныть, то они усугубятся. От ноющего человека люди отворачиваются, и тогда закрываются новые пути и возможности.
  • Расслабляйтесь! Находите время для себя. Пусть это всего лишь несколько минут, но они должны быть у вас - минуты полного спокойствия и релаксации.
  • Радуйтесь и радуйте себя и окружающих… Делайте временами небольшие сюрпризы, подарочки, гуляйте, ходите в кино, кафе или просто в парк… Даря радость себе и близким, получаешь в ответ колоссальное количество энергии и положительного заряда, что, в свою очередь, сказывается на самооценке, самоуважении и качестве жизни.

Реальность и самоуважение

Интересно, что наше самоуважение не имеет ничего общего с реальностью. Самооценка, таланты, способности часто не соответствуют друг другу. История знает немало случаев, когда гении, обладающие исключительным талантом и способностями, имели низкое мнение о себе. В то же время встречаются люди, которые обладают посредственными способностями или вовсе обделены и умом, и талантами. При этом удивительно, какую высокую самооценку они имеют!

Отсутствие самоуважения приводит людей к тому, что они страдают от неуверенности, постоянно ощущают свою вину и подавленность, не могут полностью раскрыть свой потенциал, терпят оскорбительные ситуации и отношения. Например, как полюбить себя и повысить самооценку женщине, терпящей постоянные порицания, оскорбления, упрёки и унижения? Такая жена с заниженной самооценкой будет говорить мужу слова, которые в другой ситуации она ни за что не сказала бы. С другим мужчиной, умеющим подчеркнуть её достоинства и проявляющим к ней уважение, она была бы совершенно иной женщиной, с другим взглядом на себя и на окружающее её…

Главная опасность неуважения к себе заключается в формировании неадекватного восприятия социума и своего места в нём. Очень низкая самооценка провоцирует появление постоянного стыда, различного рода фобий. Все это, безусловно, оказывает влияние на успешность и самореализацию личности.

Как и повысить самооценку женщине или мужчине?

Существует достаточно много причин, следствием которых является низкая самооценка. Как правило, это глубоко укоренившееся представление человека о самом себе, берущее начало в детстве, переживаниях прошлого и длительном отсутствии родителей. Самоотвержение может вызвать пережитое психологическое и (или) сексуальное насилие, неправильные решения, приведшие человека к значительным проблемам. Если человеку пришлось пережить любой вид насилия, ему обязательно потребуется помощь профессионала, чтобы повысить свою самооценку.

Помощь психолога или психотерапевта даст возможность высвободить наболевшее, высказаться и примириться. Многие люди пытаются повысить собственную самооценку самостоятельно, но это не даёт ожидаемого результата. Иногда такой подход приводит к ухудшению состояния, вплоть до самых негативных последствий. Чтобы поднять самостоятельно самооценку, необходимо обладать недюжинной силой духа, волей и устойчивой психикой. Лучшим вариантом будет обращение к специалисту.

Какие признаки отсутствия уважения к себе

Самооценка - величина переменная. Она зависит от ситуаций и окружения. Есть люди, которые с близкими людьми спокойны и позитивны, а с незнакомыми замкнуты и застенчивы. Другие, наоборот, вне дома уверенны, деятельны и оптимистичны, а дома теряются и как бы затухают. Мы все разные. Не все умеют сохранять равновесное состояние духа при стрессах и трудностях. Адекватная самооценка и уверенность в себе формируются в детстве. Однако это не означает, что во взрослом возрасте невозможно её сформировать. Просто для этого необходимо как минимум желание самого человека.

Иногда кажется, что человек достаточно уверен в себе, настроен оптимистично и позитивно. Но на самом деле такой человек может постоянно находиться в состоянии борьбы с самим собой, со своими фобиями и комплексами. Поэтому низкая самооценка проявляется у различных людей неодинаково. Чтобы понять, как научиться ценить и уважать себя, необходимо провести самоанализ причин и признаков низкого самоуважения:

  • чувство вины - частое и необоснованное;
  • аутоагрессия;
  • непрекращающаяся самокритика;
  • зажатость и стеснительность;
  • разного плана фобии, страхи (например, при публичном выступлении).

Люди с устоявшейся низкой самооценкой, как правило, воспринимают мир как нечто враждебное, а себя ощущают в роли жертвы. Они чувствуют страх и нежелание выражать и отстаивать свои права, отказываются от нового опыта, упускают возможности и чувствуют себя абсолютно беспомощными и неприспособленными к жизни. Все это лишь ухудшает состояние, и человек движется по замкнутому кругу, постоянно ощущая стыд и страх.

  • создайте список ваших достижений и сильных сторон, регулярно перечитывайте его;
  • помните о своей уникальности, ценности для близких и окружающих, а если даже таковых нет, то уж точно вы нужны Богу. Вы личность, которую Бог любит и ценит, но хочет, чтоб она преобразилась и избавилась от плохих мыслей и болезненного состояния души;
  • запретите себе даже думать: «Я никому не нужен, меня никто не любит, у меня никогда ничего не получается, я неудачник…»;
  • приведите в порядок свой внешний вид, это очень важно для решения проблемы самооценки;
  • питайтесь только здоровой и полезной пищей. Не принимайте еду под телевизор, видео, радио и т. п. Пусть это будет особое время с сервированным столом, даже если вы в одиночестве;
  • занимайтесь спортом не менее трёх раз в неделю и ежедневно совершайте пешие прогулки на свежем воздухе;
  • обязательно высыпайтесь;
  • проходите процедуры расслабляющего массажа и не жалейте средств для вашего здоровья;
  • дома должно быть чисто и уютно, а стены или полки пусть украсят ваши грамоты, кубки, ценные подарки или просто ваши картины, фото;
  • балуйте иногда себя вкусняшками или займитесь любимым и интересным для вас делом;
  • слушайте положительную музыку, смотрите мотивирующее, доброе и светлое кино, начните интересоваться живописью, танцами, культурой;
  • общайтесь с позитивными людьми;
  • ставьте себе реальные задачи и добивайтесь результата;
  • и души;
  • научитесь вкусно готовить, петь, танцевать и сходите в храм, помолитесь Богу и попросите впустить в свою жизнь и сердце любовь;
  • завершите незаконченные дела и сделайте добрые дела для людей, пересмотрите круг общения, посвятите своё время чуть больше для ближних, одновременно расширяя кругозор;
  • не бойтесь тех, кто вас не ценит, станьте ровно, выпрямите спину - вы больше не тот униженный человечек. Вы имеющий своё мнение и самоуважение, уверенный и позитивный, а зло пусть остается где-то там, вдалеке от вас;
  • никогда не сравнивайте себя ни с кем.

Каждое изменение себя - это труд. Не стоит воспринимать этот процесс как тяжёлую, утомительную работу. Наслаждайтесь преображением, получайте от этого радость и удовлетворение.

Я думаю, что все родители мечтают о том, чтобы дети выполняли наши просьбы, о том, чтобы они прислушивались к нашему мнению и знали, что если мы о чем-то говорим, то это действительно полезная и нужная информация.

Но очень часто мы сталкиваемся с тем, что когда мы что-то говорим ребенку, он если и слышит нас, то очень редко реагирует. А если и реагирует, то на десятый, сотый раз.

Что же делать? Как выстроить такие отношения, чтобы дети нас уважали и считали нас авторитетом, прислушиваясь к нашему мнению? Читаем статью послушный ребенок за 10 шагов.

1. Уважайте своего ребенка

Никаких фраз типа «Ты такой-сякой!», «Только такие, как ты!», «Как ты можешь?!», «Посмотри на других!» и других вещей, которые могут задевать личность вашего ребенка.

Человеческий мозг устроен таким образом, что если нас кто-то оскорбляет, уважение к этому человеку автоматически пропадает, и слышать уже и воспринимать информацию, которую говорит человек, оскорбивший нас, практически невозможно.

Фактически это защитная функция головного мозга. Если нам кто-то что-то говорит о нас плохо, мы перестаем считать этого человека авторитетом. И соответственно вся ценность его слов для нас пропадает.

2. Будьте источником интересной информации

70% интересного, познавательного, нового и только 30% корректировок и каких-то нравоучений.

Очень важно, если вы хотите, чтобы вы стали авторитетом для вашего ребенка, и он действительно добровольно прислушивался к вашему мнению, вы должны идти в ногу со временем. Ваш ребенок должен понимать, что он может обратиться к вам в любой ситуации, что вы всегда сможете подсказать, и что вы владеете нужной для него информацией.

Если вы видите, что его фокус внимания снижается, знайте, что вы перегнули палку в нравоучениях и в какой-то информации, не очень для него лицеприятной. Возвращайтесь опять к интересной информации, возвращайтесь к тому, что поможет вам построить ваши взаимоотношения с вашим ребенком и, соответственно, природным путем добиться послушания и уважения к вам.

3. Подавайте пример, не будьте голословными

Очень важно, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками.

Я думаю, что если вы увидите любого человека, который декларирует на публику какие-то очень важные истины, но потом узнаете, что он живет совершенно по-другому, ваше уважение и доверие к нему очень резко упадет.

То же самое происходит с нашими детьми. Если мама очень долго, с наставлениями рассказывает, как плохо говорить плохие слова, а потом ребенок видит, что мама в разговоре с кем-то или на улице за рулем, когда ее подрезали, употребляет эти слова, то он понимает, что не все, что говорит мама или папа, важно, не всему стоит следовать потому, что мама, говоря мне одно, сама поступает по-другому.


Классическая ситуация, когда родители курят, а ребенку рассказывают о том, что курить нельзя. Я не говорю о том, что нужно прийти и при нем закурить сигарету.

Но если ваш ребенок дорос до того возраста, когда он вас спросит: «Мама, курить плохо?» вы скажете ему: «Плохо!», если он спросит: «Мама, а ты куришь?», то уже намного лучшим эффектом будет сказать: «Ты знаешь, действительно, это огромная для меня проблема. Я курю – это очень плохо. У меня такие-то и такие-то последствия, и я очень надеюсь, что ты никогда этого делать не будешь!»

4. Не задавайте риторических вопросов

Очень частая ситуация, с которой я, к сожалению, тоже сталкивалась при рождении своего первого ребенка.

Когда мы заходим в комнату, а там опять разбросаны игрушки, или когда мы приходим в школу, а там опять учитель говорит, что он не подготовился к уроку или что-то не так сделал, или не сделал домашнее задание так, как это нужно было сделать, и не потому, что не было времени. А потому, что просто не посчитал нужным.

И родитель в такой ситуации начинает говорить: «Сколько можно раз тебе повторять!», «Когда это наконец-то закончится?», «Я тебе уже 180 раз говорила!», «Все дети, как дети, а ты!», «Почему ты себя так ведешь?», «Это когда-нибудь закончится или не закончится?!».

Что должен ответить маленький ребенок, когда к нему заходят с таким предложением? «Мама, ты мне говорила это уже 25 раз! На 26-й раз я осознал, что я больше так делать не буду и больше этого не повторится!»

Но ведь это не реально, правда?

Зачастую, если мама заходит в комнату, и там не убрано, и она начинает говорить: «Опять игрушки разбросаны, опять вещи в шкафу валяются!», она параллельно это все говоря, сама же это все и собирает. Потому, что ребенок, фокусируясь на этих риторических вопросах, которые не требуют от него ответа потому, что он не понимает, что сказать, всю дальнейшую информацию он пропускает.


Мало того, он понимает, что мама может говорить просто ради того, что говорить. И опять же наши слова становятся для него просто фоном. Он только слышит эти первые фразы, и дальнейшая концентрация внимания абсолютно падает.

Намного лучше, если вы хотите добиться результата, говорить четкие и понятные предложения: «Я хочу, чтобы ты убрал комнату. Мне будет приятно, пожалуйста, сделай то-то и то-то!»

Не бойтесь, что это будет казаться авторитарными фразами. Это четкие и понятные установки, чего мы хотим добиться от наших детей. Если говорить их вежливо, детям намного понятней и намного реальней разобраться, чего вообще хотят от них родители.

Хочу открыть еще один секрет, что та же самая формула поможет женщинам лучше общаться с их мужчинами потому, что очень часто, если мы к своим мужчинам тоже начинаем обращаться с такими риторическими вопросами – сколько раз тебе говорить? — они точно так же, как и дети, нас не слышат.

5. Не ожидайте невозможного

Не требуйте, чтобы ваш ребенок после первой вашей просьбы молниеносно выполнял все приказания, задания, и просто вас слушался после первого же слова.

Мы – не солдаты, и наши дети тоже не солдаты.

Более того, хочу сказать, что мозг маленького человека до 14 лет – это точно! – устроен таким образом, что если он чем-то занят – он читает, он смотрит какую-то передачу, он что-то рисует или он просто сидит и о чем-то думает – то его концентрация ко всему остальному очень падает.

Действительно, ребенок по-настоящему чем-то занимаясь, может нас не слышать. В то время как у нас это вызывает очень бурную реакцию, какую-то обиду, и в итоге мы повторяем один раз, второй раз.

Когда мы уже выходим из себя и кричим, то этот раздражительный фактор является очень сильным, ребенок вздрагивает, реагирует, начинает что-то делать, и нам в итоге кажется – стандартная фраза для многих мама – «На тебя надо только кричать для того, чтобы ты это сделал!»

Намного лучше, если вы видите, что ваш ребенок чем-то занят, подойти и прикоснуться к нему. Такое тактильное прикосновение, тактильное обращение к ребенку тут же обращает на вас внимание.

Вы подходите, погладили его по плечу или по голове, приобняли и сказали: «Сделай, пожалуйста, то-то или то-то!» — реакция на такое обращение будет намного быстрее, намного охотнее, и ребенок действительно будет понимать, чего вы от него хотите.

6. Не манипулируйте чувствами

Когда мама, пытаясь заставить ребенка поступать тем или иным образом, хочет вызвать у него жалость, или, как принято у нас говорить, пробудить совесть, рассказывая ему о том, что «…папа на двух работах, я кручусь, как белка в колесе, еще маленький братик, неужели ты не видишь, как нам тяжело? Ты не можешь сделать элементарно свою работу – выполнить домашнее задание?»

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

К сожалению, очень часто к этому всему еще примешивается чувство вины, которое родители пытаются, может быть, даже не осознанно, вызвать у ребенка, говоря, что «…мы ради тебя это делаем, папа все работает для того, чтобы ты в хороший институт поступил!»

Что происходит? С чувством вины маленький человек справиться не может. Он еще не понимает этой всей важности, что папа ходит на работу для того, чтобы у него там что-то в будущем было. Он живет здесь и сейчас, он не способен вынести и как-то пожалеть или как-то, может быть, принять всю боль, которую испытывают родитель, всю тяжесть его быта или каких-то вопросов.

И ребенок неосознанно начинает отдаляться. Его психика начинает защищаться от того, что может ее разрушить. А как защищается психика? Игнором, нежеланием общаться, отсутствием любого контакта. Когда мы спрашиваем: «Как дела?» — «Нормально!»


Поэтому если вы хотите добиться каких-то вещей от ваших детей, говорите им честно и без лишних эмоций о том, что «Мне сейчас нужна твоя помощь.» «Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне.» «Я без тебя сейчас не справлюсь!» «Если ты сможешь, я буду тебе очень благодарна!»

Такие вещи намного более действенны, чем если мы пытаемся давить на жалость и вызывать какое-то чувство вины от наших детей.

7. Не используйте угрозы

Иногда, если наши дети сразу что-то не выполняют, а время поджимает, или мы повторили десятый, двадцатый раз, очень многие родители прибегают к тому, что начинают угрожать: «Если ты сейчас это не сделаешь!» или «Если ты сейчас в магазине не замолчишь, я не знаю, что тебе сделаю!» «Я тебе это… Придем домой, ты у меня получишь!»

Что получается? Получается, что дети, которые природно должны видеть в родителях опеку, заботу и защиту, начинают видеть в нас угрозу, и действовать из страха.

Я не думаю, что кто-то из родителей хочет, чтобы у него были взаимоотношения с детьми, основанные на страхе. Потому, что если послушание наших детей основано на страхе, это всегда приводит только к 2 вещам:

  1. Это то, что рано или поздно будет бунт, и в 14 лет мы получим по полной программе абсолютное игнорирование, огрызания, хамство уже со стороны детей. Нам будет казаться – откуда они возникают? Но это все та пружина, которую мы сжимали такими угрозами, неуважением, каким-то агрессивным поведением в сторону детей.
  2. Или второй момент – если мы сильно давили, и наш ребенок был не настолько силен эмоционально в этом возрасте, то мы его просто сломали.

В этом случае он уже будет откликаться не только на наши угрозы и поддаваться им, но и на угрозы любых людей на улице. Он будет не способен сам за себя постоять потому, что у него просто эта функция отстаивания своего мнения и своих желаний будет сломана.

Если вам надо чего-то добиться, лучше предложить сотрудничество, какую-то другую альтернативу угрозам.

Допустим, «Ты сейчас это сделаешь, мама сможет купить масло в магазине, и мы приготовим с тобой печенье!» или «Если ты сейчас мне поможешь, то я с удовольствием соберу потом с тобой вместе игрушки и мы вместе во что-то сможем поиграть!»

Лучше даже, если мы предложим какой-то бартер. Очень многие не любят почему-то эту схему, но на самом деле тут не страшно, что мы ребенку предлагаем взамен поход в кинотеатр или какие-то подарки. Важно, чтобы в конце, если мы добились желаемого, родитель сделал акцент не на подарке, а на том, что ребенок сделал.

Он совершил какое-то действие, скажите ему: «Мне так приятно!» «Так было здорово!» «Ты все-таки это сделал.» «У тебя так хорошо получилось – намного лучше, чем я даже мог ожидать!»

Если мы будем действовать таким образом, то со временем ребенок поймет, что радовать вас доставляет ему тоже удовольствие, и уже никакие дополнительные механизмы будут не нужны.

8. Будьте благодарным

Очень часто мы воспринимаем хорошие поступки наших детей, как должное, особенно, если они уже выросли из совсем раннего детского возраста.

Фактически получается, что если он что-то делает – хорошая оценка, или у него что-то получилось, или он сам сложил игрушки, заправил постель – реакции нет никакой. Реакцию от родителей ребенок видит только тогда, когда он что-то сделал неправильно.

Что получается? Природная потребность детей – нас радовать. Почему? Потому, что через реакцию родителей на себя ребенок формирует свое отношение к себе. Через эту реакцию происходит дифференциация его, как личности. Если он от нас слышит только негатив, это ощущение себя, как личности – уверенности в себе, желание быть хорошим, понимание, что ты важен для кого-то, что тебя любят, оно не заполнено.

В дальнейшем ребенок может заполнять эту функцию уже в других местах: на улице, в какой-то компании, где кому-то несложно будет сказать: «Ты такой молодец!» И дальше за вот это «Молодец» он будет готов сделать все, что угодно.

Поэтому благодарите своих детей, говорите им спасибо, и не бойтесь, что это будет часто.

Я не говорю о том, что надо ставить на стул и хлопать в ладоши за каждую съеденную ложку каши. Но я говорю о том, что стоит замечать те мелочи, которые наши дети делают ежедневно потому, что на самом деле то, что нам кажется обыденным, зачастую является трудом для другого человека.

9. Помните, чего вы хотите добиться

Помните всегда, чего вы хотите добиться, сказав ту или иную фразу вашему ребенку. Спросите себя – какой я ожидаю реакции? Для чего я сейчас буду это говорить?

Если вы себя об этом спросите, то во многих случаях вы поймете, что эту фразу вы собираетесь сказать исключительно для того, чтобы выплеснуть свой негатив, свое раздражение, свою усталость.

Как мы с вами до этого уже говорили, делать это на человека, который младше тебя, чья психика еще намного трогательней и намного слабее вашей, просто неприемлемо.

Поэтому, если вы сможете всегда задавать себе такой вопрос, вы, я уверена, избежите очень многих конфликтных ситуаций и не скажете очень многих слов, которых вы не хотели бы сказать.


Эта формула кажется иногда просто какой-то несбыточной мечтой. Это навык – умение задавать себе такой вопрос – это по-настоящему навык. Когда вы научитесь это делать, вам это поможет не только в общении с вашими детьми. Вам поможет это в общении на работе, в общении с вашим мужем.

Перед каждой фразой вы сможете сделать вздох внутри себя и спросить: «Эта сейчас реакция – к чему она приведет? Чего я хочу добиться?»

Зачастую этот вопрос, как холодный душ, снимает наше раздражение и мы понимаем, что на данном этапе мы себя хотим вести не лучшим образом, что дает нам возможность выбрать правильную стратегию поведения и общения с нашими детьми.

10. Не ждите от детей идеального поведения

Не стоит ждать от наших детей идеального поведения? потому что мы никогда его не получим.

Наши ожидания всегда приведут к раздражению, к обиде и к неудовольствию. У детей в жизни точно так же, как и у взрослых, будут свои этапы, свои : 3, 7-8, 14 лет, когда как бы мы себя не вели, они в какой-то период будут говорить все время «Нет», они будут огрызаться.

Все, что нам нужно делать в этот момент, это любить их потому, что когда человек хороший, его очень легко любить. Особенно мы нуждаемся в любви именно тогда, когда мы совершаем не самые хорошие поступки.

Я уверена, что в жизни каждого взрослого человека, если мы ошибаемся, будет хоть один человек, который будет всегда в нас верить и говорить, что «Да, ты не прав. Но я знаю, что ты – другой. Ты на самом деле хороший, и мы справимся со всеми трудностями!»

Поэтому я желаю вам, чтобы вы стали для своих детей именно такими людьми, и тогда они всегда будут вас уважать, не просто слушать, но слышать и с удовольствием выполнять ваши просьбы и пожелания.

Читаем также: