Психическое здоровье – база полноценного развития. Полноценное домашнее развитие ребенка

Организация: Детcкий сад №1

Населенный пункт: Воронежская область, пгт Грибановский

Сегодня общество и государство перед современным детским садом ставит множество задач. Одной из них является – полноценное развитие личности ребенка. Но достичь выполнения этой задачи без взаимодействия с семьей – невозможно. Да и детскому саду, сегодня, трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия. В свою очередь, полноценное развитие ребенка, правильное и хорошее его воспитание возможно лишь при тесном сотрудничестве родителей с образовательной организацией. Из практики видно, что вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей и повышению родительско – педагогической компетенции.

Каждый педагог должен начинать свою работу с налаживания доверительных отношений с родителями. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать другому, человека, который может всё!

Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью, как для семьи, так и для общества, должно быть развитие личности ребёнка.

Существует немало форм организации и проведения совместного досуга воспитателя и родителей. Одной из таких форм является проведение в детском саду конкурсов, развлечений совместно с родителями. Организация совместных мероприятий – хорошее направление деятельности для работы с родителями. Когда родители видят, как и чем живет ребенок в группе, то они, начинают лучше понимать своего ребенка, видят проблемы, с которыми он сталкивается, замечают и гордятся его успехами. Все эти нюансы в повседневной жизни в домашнем быту не видны. Современная жизнь превратилась в постоянную спешку, в «погоню», внимание родителей акцентировано на том, где и как заработать как можно больше денег. После тяжелого рабочего дня, они хотят посидеть в тишине и спокойствии, и немного отдохнуть и отвлечься от насущных проблем. Тем самым почти полностью исключая возможность к совместному благоприятному времяпровождению со своим ребенком. Они не хотят вместе с ребенком рисовать, конструировать и мастерить, читать книги, смотреть мультфильмы. А вместо этого отводят своих детей в кружки, вместо того, чтобы побыть с ними вместе, узнать об их интересах и переживаниях. Из этого вытекает другая проблема - дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. Наша задача, как педагога, грамотно и интересно организовать совместное дело для детей и родителей. Обязательным условием организации таких встреч должно быть то, чтобы дети и родители ушли с мероприятия с хорошим настроением.

При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное решение логических задач или выполнение задания, требующего выработки совместной тактики. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга интересным навыкам. А так же у родителей есть возможность увидеть своего ребенка в другой стороны, порадоваться его успехами и помочь выйти из сложной ситуации.

В каждом детском саду традиционно отмечают Праздник Осени, День Матери, Новый год, 8 Марта, Праздник Лета. Но жизнь детей в саду становится интересней, если организовывать праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и в качестве участников.

В нашем детском саду хорошей традицией стало проведение детско-родительских праздников. Сценарии составляем так, что родители становятся непосредственными участниками праздника. Родители у нас исполняют разные роли: они были и Карлсонами и Дедами Морозами, и «Мамой – Козой» и многими другими. Наши родители охотно принимают участие в различных, инсценировках, в математических КВН, соревнованиях, как по – одиночки, так и семьями. Они на праздниках читают стихи, поют песни, танцуют, играют на музыкальных инструмента. Так же мы активно привлекаем родителей к оформлению зала, фотографированию детей, видеосъемке всех мероприятий. На наш взгляд – это и есть сотрудничество с родителями через совместную деятельность.

Семья и детский сад – два воспитательных аспекта в жизни ребенка, каждый из которых по-своему социализирует его, но только в сочетании друг с другом они создают наилучшие условия для полноценного развития личности ребенка, его вхождения в большой мир – мир взрослых отношений.

В результате такого сотрудничества, постепенно уходят недопонимание и недоверие родителей. Возникает взаимопонимание детско- родительских взаимоотношений и положительное взаимодействие родителей и воспитателей. Но это очень долгий, сложный процесс, требующий терпения и сил для достижения поставленной цели.

Математический КВН между мамами и детьми в подготовительной к школе группе.

Программное содержание: развивать желание детей соревноваться со взрослыми; логическое мышление детей; умение решать логические и математические задачи закрепить знание детьми состава числа 10; воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: маски с цифрами, «чудесный коробок» с геометрическими фигурами; куб с цифрами; чайный домик; 3куклы; коврик с семью полянками; бутафорские пряники; музыкальный центр.

Ход.

Воспитатель. Здравствуйте дорогие мамы, здравствуйте ребята. Сегодня наша встреча обещает быть очень интересной. Я предлагаю вам с вашими детьми сыграть в математический КВН. А кто знает, что обозначают буквы КВН? (ответы).

Тема нашего КВН «И прекрасна и сильна Математики страна». В КВН сегодня участвуют две команды: команда «Мамы» и команда «Дети».

КВН, как вы уже сказали, это клуб весёлых и находчивых, значит вы сегодня не должны скучать. Будьте внимательными, находчивыми и отвечайте на все вопросы. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать медали.

А оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри:

Заведующий детским садом, заместитель по учебно- воспитательной работе старший воспитатель.

Ну что ж друзья. У нас сегодня

Особый, необычный день

Мы приготовили весёлый

И интересный КВН

И чтобы этот КВН

По душе пришёлся всем,

Показать надо знания прочные,

Быть весёлыми и находчивыми.

Воспитатель. А как вы думаете, зачем нужно человеку знать математику?

Команда «Дети». Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не может подняться ракета.

Команда «Мамы». Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Воспитатель. Давайте совершим необыкновенное путешествие в мир занимательных вопросов и задач-загадок.

Внимание! Внимание!

Узнаем мы сейчас,

Что каждая команда

Подготовила для нас.

Математическая разминка.

Каждой команде предлагается отгадать математические загадки.

Математические загадки для команды «Дети».

  1. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал ещё один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (двое)

2 .Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать-

  1. В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка,

А потом упал Игнат,

Сколько было всех ребят? (пять)

А теперь задачки-шутки для команды «Мамы».

1 Шесть весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Тут один улёгся спать,

Поросят осталось...(пять)

2. Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

Два под берёзой,

Один у осины.

Сколько их будет в плетёной корзине? (три)

  1. Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом,

На верху ещё окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки, (четыре)

Воспитатель. Следующий конкурс «Собери 10».

По моей команде каждая команда должна образовать пары из своих цифр так, чтобы в сумме получилась цифра 10. Выиграет та команда, которая быстро и правильно справиться с заданием.

Воспитатель. Следующий конкурс «Домашнее задание».

Я вам предлагаю вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа.

1. 0дин ум хорошо, а два лучше.

2. 3а двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

3. Старый друг, лучше новых двух.

4. Семь бед - один ответ.

5. Семеро одного не ждут.

6. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

7. Не имей сто рублей,а имей сто друзей.

8. Доброе дело два века живёт.

Воспитатель. Следующий конкурс «Чудесный коробок».

Каждый участник из каждой команды по очереди будет подходить к столу, просовывать руки в коробок, на ощупь узнавать геометрическую фигуру, называть её, а потом нам показывает и называет её цвет. А жюри будет проверять правильность вашего ответа.

Воспитатель. Следующий конкурс «А ну-ка посчитай-ка».

Члены каждой команды должны встать в круг, держась за руки. Когда зазвучит музыка, вы должны будите побежать по кругу. Как только музыка остановиться, я назову какое ни будь число, например 3, а вы должны встать в круг по трое. Потом игра продолжиться, но с другим числом.

Воспитатель. Следующее задание «Логические задачки».

Мы сейчас узнаем, какая из команд лучше решает логические задачки.

1. На грядке сидят шесть воробьёв. К ним подлетели ещё два. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв на грядке? (Ни одного. А если бы не было кота? 6+2=8)

2. Стоит в поле дуб. На дубе две ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на дубе не растут. А если бы это была яблоня-3+3=6).

3. Что за цифра акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет? (Шесть)

4. Повезло опять Егорке

У реки сидит не зря: Два карасика в ведёрке

И четыре пескаря.

Но, смотрите, у ведёрка

Появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка

На уху всем принесёт? (Ни одной).

Воспитатель. Следующее задание «Назови своих соседей».

Давайте сейчас встанем и поиграем в игру «Назови своих соседей». У меня есть вот такой куб с цифрами. Я буду вам его бросать, а вы должны назвать соседей того числа, которое будет написано на стороне. Если вы правильно справитесь с заданием, то за него вы тоже получите медаль.

Воспитатель. Последнее задание - игра «Полянка» (разбиение на множества).

Пряники русские сладкие, мятные,

К чаю ароматному угощенье знатное!

После всех тяжелых заданий так приятно чай попить (приглашает по 3 участника каждой команды пройти к чайному домику).

Чтоб чайку у нас попить, Вам придётся стол накрыть

Для Катюшки, для Андрюшки, для любой моей подружки. Чтоб они сначала пряников поели.

Перед участниками каждой команды на полу лежит коврик с семью полянками, на три из которых сажают куклу - Катюшку, куклу - Андрюшку, куклу – Танюшку. Полянки между куклами и в центре коврика остаются свободными. В красивой коробке лежат бутафорские пряники, отличающиеся друг от друга формой (круглые, квадратные, трапециевидные, пятиугольные), величиной (большие, маленькие),количеством украшающих бусинок (одна, две). Участникам каждой команды предлагают выбрать по одному «прянику» и раздать их куклам: Катюшке - большие, Андрюшке -трапециевидные, Танюшке - с двумя бусинками.

Беседа по вопросам: Какие пряники дадим всем куклам? (Большие, трапециевидные, с двумя бусинками).

Какие пряники дадим Катюшке и Андрюшке, но не дадим Танюшке? (большие, трапециевидные, не с двумя бусинками).

Какие пряники дадим Андрюшке и Танюшке, но не дадим Катюшке? (трапециевидные, но не большие).

Какие пряники дадим Катюшке и Танюшке, но не дадим Андрюшке? (большие, с двумя бусинками,но не трапециевидные).

Какие пряники дадим только Катюшке? (большие, не трапециевидные, не с двумя бусинками).

Какие пряники дадим только Андрюшке? (с двумя бусинками, небольшие, не трапециевидные).

Какие пряники не дадим никому? Не большие, не трапециевидные, не с двумя бусинками).

Воспитатель. А теперь слово жюри.

Жюри: Молодцы обе команды. Мы сосчитали ваши медальки и у жюри сомнений не осталось. Сегодня победила дружба!

Спасибо всем игрокам за хорошую и интересную игру.

Литература:

  1. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.- М., 2000.
  2. Математика от трёх до семи/ Учебное математическое пособие для воспитателей детских садов.-М, 2001.
  3. Новосёлова С. А. Игра дошкольника.- М, 1999.
  4. Попова В.И. Игра помогает учиться// Начальная школа, 1997,№5.
  5. Тихомирова J1. Ф. Развитие логического мышления детей. -СП., 2004.
  6. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой.-М.,1987.
  7. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников./М. Просвещение, 1985.

8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред.

Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.

С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка. Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса. Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.

Ребенок до года проходит грандиозный путь развития

Не является исключением и ранний возраст. Несмотря на то, что согласно распространенному заблуждению, младенцы еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события, на самом деле они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям.

Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него. происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств. Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.


Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев

Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.


Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией. Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке). Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.


Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Приучение детей к режимным моментам выражается, главным образом в том, что их приучают спать, просыпаться, принимать пищу в специально отведенное для этого время.

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.


Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.


Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Например, выводя ребенка на прогулку, нужно акцентировать его внимание на пении птиц, звук журчащего ручья или шелест листьев и трав. А дома – включать ему музыку различных стилей и жанров.

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.


Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

  1. Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
  2. Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
  3. Фигурки животных, растений и т.д.
  4. Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым. Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира. В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.


Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Когда интерес детей к окружающему миру растет, очень важно сделать все возможное, чтобы познавательная активность не угасала, а лишь возрастала со временем.

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.


Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры. Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике. Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.


В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Приучение ребенка к ограничениям и запретам – еще один важный воспитательный момент, который предполагает психология этого возраста.

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.


Развивающие игрушки для малышей

Развивающие игровые комплексы позволяют не только как следует развить навыки мелкой моторики, но также позволяют ребенку запомнить, а позднее и применять на практике формы ролевого поведения.

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года

Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики. Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь. Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.

Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.


Малыш 11 месяцев может длительное время играть один

Когда ребенок усваивает даже простейшие функции и свойства предметов, можно приступать к развитию способностей выделять ключевые признаки предметов и классифицировать их по тем или иным свойствам.

В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им. Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям. Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.

Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.


Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир

Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.

Для развития мышления, формирования представлений детей о части и целом, можно предложить собирать и разбирать конструкции из кубиков, пирамидки, подбирая элементы по размеру, цвету и форме.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?


Тесный контакт с мамой - главное условие полноценного развития
  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 8 «Сказка» г. Минеральные Воды
Шестакова Светлана Александровна
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Важнейшим элементом среды, определяющим характер развития человека, выступает свобода . До недавнего времени это сложное явление в педагогике, в психологии никак не рассматривалось. Потребность в свободе специалисты называют одной из исходных человеческих потребностей. Свобода , на обыденном языке, предполагает ослабление управления, ослабление контроля и давления и предоставление человеку ответственности за свой выбор, возможности реализовать свой творческий потенциал. Иными словами свобода подразумевает, что кто – то сам контролирует свои выбор, решения, действия. Ощущение, что внешние факторы играют незначительную роль в поведении человека. Обстоятельства, которые создают для ребенка ощущения бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам Фромм относит все, что вызывает страх. Напомним, страх – это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Это может быть "авторитарное" наказание, оно "не имеет строгой формы" и не связано с тем или иным проступком, а произвольно определяется по усмотрению "власть имущего". В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказанием может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приводит к утрате им чувства собственного достоинства.

Другое важное обстоятельство, приводящее к утрате жизненных сил, может быть связано с ситуацией душевного обнищания – ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты. Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бессилия, которое может стать причиной его жестокости.

Немаловажным фактором, вызывающим нарушения личностного развития, являются характер, ценности, нормы, ориентиры, смыслы той социальной группы (семья, школа), частью которого является ребенок.

Карен Хорни (известная американская психоаналитик) в своих аспектах полагает, что в развитии личности человека доминирует влияние социального окружения. Главное понятие К. Хорни – "основная тревога", которая понимается, как "чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире". Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов: безразличия, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка теплоты, понимания, слишком большого восхищения или его полного отсутствия, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слишком большой или наоборот слишком малой ответственности, изоляция от других людей (детей), несправедливости, невыполнения обещаний и многое другое.

Эти факторы становятся основой развития тревоги ребенка. Чтобы преодолеть это состояние, может прибегнуть к разным стратегиям. Он может становится враждебным и хотеть расплатится с теми, кто отвергал его или плохо относился к нему. А может быть наоборот послушным, смирным, чтобы вернуть к себе расположение и вернуть потерянную любовь. Чтобы компенсировать чувство неполноценности у ребенка может развиваться неадекватный, нереалистический образ самого себя. Он может подкупить других или пользоваться угрозами, чтобы получить уважение и любовь. Он может "застрять" на жалости к себе, чтобы вызывать сочувствие. Ребенок может искать власти над другими. Любая из этих стратегий характеризуется наличием конфликта, который при нормальном развитии решается естественным, или неестественным, иррациональным способом, при нарушении развитии (агрессия, замкнутость, недисциплинарность).

Проблемам развития ребенка, эмоциональным нарушениям, нарушениям поведения посвящается множество работ отечественных и зарубежных ученых (А.И. Захаров, М. Раттер, А.Е. Личко и др.). Собранный фактический материал позволяет понять механизмы и причины нарушений.

Нарушения в развитии ребенка связаны с неблагоприятными событиями в детстве ребенка.Это семейные конфликты, недостаток эмоционального тепла, любви, отзывчивости. Отношения в семье значимы не только в детстве, но и в более поздние периоды жизни, дефицит общении, деформация значимых отношений личности, образующих целостную систему, обусловливают развитие личности по невротическому типу (В. Н, Мясищев).

Потребность в эмоциональном общении с окружающими, с родителями особенно актуально в детстве. К 4 – 5 г. эмоциональное развитие ребенка достигает своего максимума. Нарушение эмоционального контакта с родителями и прежде всего с матерью, вызывают значительные психологические проблемы в развитии ребенка. Так, основой невроза является недостаток искренних, доверительных - теплых и непосредственно – эмоциональных отношений родителей с детьми. Отсутствие эмоциональной поддержки, любви признания в семье вызывает у ребенка страх одиночества, ощущение изолированности, забитости и ненужности. Острая потребность в признании – это одновременно и потребность в самоутверждении. Ребенок нуждается в раскрытии своего Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность любви может компенсироваться страхами, капризами. Отсюда формируется замкнутость, недоверие к окружающим.

Американский психотерапевт К. Роджерс на основании значительного клинического опыта пришел к убеждению, что в соц. Окружении содержатся условия для формирования "полноценно функционирующего человека". Психически здоровый человек, который способен слышать себя, переживая то, что в нем происходит. Он способен осознавать свои чувства и жить ими не прибегая к защитным реакциям. Самое главное – создание таких человеческих взаимоотношений, которые конкретный человек мог бы использовать для своего личностного развития .

Роджерсом выделяется 2 потребности:

· В позитивном отношении

· Самоотношении

Первая возникает вследствие любви и заботы о ребенке, вторая формируется при положительном отношении окружения.

Оценки со стороны окружающих, особенно в детстве могут искажать внутренние переживания человека. Ребенок на основе положительных или отрицательных оценок его поведения взрослыми старается быть тем, что он есть. Внешние оценки ведут к искажению самоотношений ребенка, что ведет к искажению "Я" (замкнутость, агрессия, конфликтность, тревожность, нарушение общения)

И чтобы этого избежать Роджерсом был разработан метод психотерапии – клиентцентрированной терапии . Основа – создание помогающих отношений, которые актуализируют у человека способность к самоизменению и саморазвитию. Этот метод применим ко всем отношениям с людьми. Создание терапевтических, помогающих отношений возможно при реализации 3 важных условий:

1. откровенность, искренность, правдивость отношений с человеком.

2. Безусловное принятие человека. Принятие предполагает не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения в человеке, в его развитии. Ребенок нуждается в положительном отношении к себе. Взрослые же стремятся оценивать, одобрять или неодобрять чувства и поведение ребенка. Чтобы быть хорошим ребенок стремится подстраиваться к оценке взрослого, что приводит к искажению "Я – концепции", и к дальнейшей незрелости человека, который ориентируется только на внешние оценки. Безусловное принятие ребенка не означает отсутствие ограничений, дисциплины и отрицательных отношений к его поступку. Однако они должны высказываться не в виде отрицательной оценке личности человека, а в виде субъективных отношений к данному "здесь" и "теперь" событию.

Необходимо, безусловно, принимать не только других, но и себя. Это означает восприятие себя таким образом, что все твои качества нормальны и ни одно из них не является более стоящим, чем другое, т.е. если человек ценит только свои достоинства, оцененные или одобренные другими, появляется тревога, ухудшается психическое здоровье.

3. Эмпатическое понимание (эмпатия – это сопереживание, эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого). Оно включает в себя проникновение в чувства и мысли человека, умение видеть проблему с его позиций, встать на его место. Это понимание вместе с человеком, а не понимание о нем.

Модели поведения значимых людей (родители, учителя, кумиры) становятся основой поведения не только приобретения привычек, но и выработки способов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Особенно важны модели родительских поведений (ребенок приобретает стиль реагирования аналогичный родительскому). То же характерно для межличностных отношений. Дети осваивают те же отношения, которые наблюдают в семье (родители учат правилам, а сами их не соблюдают). Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения и взгляды родителей. И это зависит от других людей и от отношений с родителями. Если отношения плохие или дети видят, что поведение родителей приводит лишь к новым трудностями неудачам, они могут отвергать родительские нормы.

Дисциплинарные требования , характер наказаний и поощрений не менее важны для "хорошего" или "плохого" поведения. Пагубно то положение, когда ребенок привыкает ориентироваться на внешний контроль – у него отсутствует собственная система ценностей, с помощью которой он может регулировать свое поведение вне зависимости от поощрений или наказаний со стороны других людей. Поэтому надо обсуждать с ребенком мотивы поступков и привлекать его к выработке внутрисемейных норм поведения.

Жестокие ограничения и гиперопека также негативно сказываются на ребенке. Основательная характеристика последствия этого фактора для становления характера дана известным рус. педагогом, психологом, врачом – П. Ф. Лесгафтом.

Разлука с родителями , жизнь в дали от семьи, потеря одного из родителей, ссоры в семье могут стать причиной нарушения поведения и эмоц. расстройств, детских неврозов (дет. психиатр А. И. Захаров)

Асоциальное, криминальное поведение родителей приводит к формированию нарушения поведений у детей (ссоры, драки, отчужденность создают атмосферу, в которой с большей вероятностью возникает нарушение поведения, особенно у мальчиков). Часто агрессивное поведение родителей становится моделью поведения для ребенка

Скудность, монотонность окружающей среды, ее ограниченность может приводить к глубоким задержкам психического развития ребенка, тормозить его интеллектуальное развитие и вызывать нарушение поведения.