Национальная кухня в обычаях и традициях кабардинцев и балкарцев. Традиции и обряды кабардинских свадеб

Русские цари выказывали этому кавказскому народу исключительное почтение и даже считали для себя за честь породниться с ним. А самые знатные представители этого народа, в свою очередь, иногда выдавали себя за русских царевичей. А ещё этот народ долгое время считался, как сказали бы сегодня, "иконой стиля" для всех горцев и даже на досуге предавался военизированным утехам.

Основоположником этноса, который называют кабардинцами, считается некий Кабарда Тамбиев. По преданию, он был предводителем воинственного племени, которое в незапамятные времена переселилось на Северный Кавказ с Западного Кавказа.

Предками кабардинцев, возможно, были древние хебары, о которых писал знаменитый армянский историк Мовсес Хоренаци. В 15-16 веках этот народ выделяется под названием "кабардинские черкесы" среди так называемых "пятигорских черкесов", которые населяли земли от предгорьев левого притока Кубани до низовьев Терека. В 19 веке территорию, где они преобладали, называли Большой и Малой Кабардой.

Самоназвание кабардинцев - адыгэ (къэбэрдей ), это адыгский субэтнос, коренное население современной Кабардино-Балкарии (57 % всех проживающих в республике). Сегодняшние кабардинцы также живут в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкессии и Северной Осетии, а также во многих странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы и даже Северной Америки.

По данным последней переписи населения, в России насчитывается 516826 кабардинцев.

Касоги, они же черкесы

Кабардинцы издревле выделялись среди всех кавказских племён своей храбростью и непокорностью. Они долго занимали главенствующее положение по отношению к своим соседям. Историки описывали их как умных, гордых, храбрых и своевольных людей, которые к тому же отличаются крепким телосложением, неутомимостью и ловкостью. Это великолепные наездники и меткие стрелки.

Русские сперва называли всех адыгов и в том числе кабардинцев касогами. В 957 году византийский император Константин Багрянородный писал про страну "Касахию", выше которой находятся Кавказские горы, а выше них – страна Алания.

В "Слове о полку Игореве" рассказывается, как касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиставом и был им зарезан.

Впоследствие адыги оказали яростное сопротивление монголо-татарскому нашествию, но уже под экзоэтнонимом "черкесы", который и закрепился за ними на долгие века.

Царская невеста и лжецаревич

Страдая от набегов крымских феодалов, кабардинцы в 16 веке решили пойти на союз с Московским княжеством и участвовали наравне с русскими войсками во взятии Казани. В 1561 году Иван Грозный ради укрепления союза с Кабардой даже заключил династический брак и женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова, которая после крещения взяла имя Мария.

В Смутное время кабардинский князь Сунчалей Янглычевич помогал русским воевать с окопавшимся в Астрахани атаманом Заруцким, за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила.

В 1670 году молодой князь Андрей Камбулатович Черкасский изображал в войске Степана Разина царевича Алексея Алексеевича. Но донской атаман Корнила Яковлев не посмел его арестовать – вот как велико было у русских уважение к кабардинским князьям. Поэтому князь отправился в Москву не как пленник, а как руководитель делегации, которая доставила туда Степана Разина, и потом был отпущен царём с почестями.

Позже османы и крымцы снова вытеснили русских с Кавказа и стали считать кабардинцев своими подданными, но во время персидского похода Петра Первого кабардинцы встали на сторону российского императора. А поскольку они держали в зависимости все остальные горские племена, то Россия настолько заботилась о сохранении дружеских отношений с Кабардой, что по Белградскому миру признала её территорию свободной.

Историки того времени писали, что кабардинцы пользовались на Кавказе огромным влиянием, о чём свидетельствовали даже манеры и моды того времени. Выражение "он одет" или "он ездит", "как кабардинец" звучало в устах всех соседних горских народов, как величайшая похвала.

После вхождения в состав Российской Империи Кабарда стала частью Нальчикского округа Терской области, а к титулу российских императоров прибавилось наименование "государь Кабардинской земли".

Обед обедом, а война – по расписанию

Кабардино-черкесский язык, на котором говорит этот народ, относится к абхазо-адыгской группе.

До середины 19 века у кабардинцев не было своей письменности. 14 марта 1855 года Умар Берсей, великий адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель и поэт-баснописец, составил и издал первый "Букварь черкесского языка" с использованием арабской графики. Но с 1936 года кабардинцы перешли на кириллицу.

До 1917 года кабардинское общество состояло из следующих сословий. Самое малочисленное – князья (Атажукины, Дидановы, Эльбуздуковы, Мисостовы, Карамурзины, Наурузовы, Докшукины). Затем высшее дворянство (Куденетовы, Анзоровы и Тамбиевы). До 25 % населения были обыкновенными дворянами (кабардей-ворки), остальные - вольный народ и бывшие вольноотпущенники.

Традиционные занятие кабардинцев – это пашенное земледелие, садоводство, а также коневодство. Кабардинская порода лошадей даже получила всемирную известность. Кабардинцы также традиционно преуспевают в кузнечном, оружейном и ювелирном деле, а также в золотошвейном искусстве.

Они ткут сукно из шерсти и изготавливают одежду из войлока – в частности, башлык и бурку - мужские элементы традиционного костюма.

Праздничный "черкесский" женский костюм различался у разных сословий, но всегда был богато украшен. Девушки из бедных семей шили себе одежду из домотканого сукна, а те, что побогаче – из дорогих тканей, привезённых из Европы и с Востока. На одно платье уходило до пяти метров материала, потому что приталенное от пояса, оно расширялось к низу за счёт клиньев.

В обычные дни кабардинские женщины носили длинное до пят распашное платье, шаровары, туникообразную рубаху, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку и сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм – это черкеска с наборным серебряным поясом, кинжал, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами, а сверху – бурка.

Костюм знатного кабардинца всегда включал в себя ещё и холодное оружие. К украшенному медными и серебряными бляшками кожаному поясу крепились кинжал и шашка. Кинжалы служили им ещё и в качестве оберегов, мужчины использовали их для исполнения разнообразных ритуалов. Всадник вдобавок возил при себе лук с колчаном для стрел.

В пищу кабардинцы использовали в основном варёную и жареную баранину, говядину, индюшатину и курятину, кислое молоко и творог. На праздники кабардинцы готовили из пшённой муки с солодом традиционный праздничный слабоалкогольный напиток махсыма.

В целом культура кабардинцев, особенно их традиционный мужской костюм и передаваемые от отца к сыну национальные приёмы седловки и джигитовки, всегда были хорошо приспособлены к их военному быту. Поэтому традиционные развлечения этого народа часто тоже имели военизированный характер. Это стрельба по неподвижным и подвижным мишеням и на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, игрища, в которых вооружённые палками пешие мужчины пытаются победить конников.

Кабардинский фольклор также богат историко-героическими песнями.

Люди солнца и Аллаха

Традиционная кабардинская семья основана на подчинении младших старшим, а женщин – мужчинам. Родственная и соседская взаимопомощь очень важны в культуре этого народа. Традиционные правила семейного этикета во многом сохраняются у кабардинцев и по сию пору.

Как и все адыги, древние кабардинцы верили, что мир состоит из трёх уровней (верхнего, срединного и нижнего), они поклонялись солнцу и жили по солнечному календарю, где новый год начинался с весеннего равноденствия, а также почитали Хозяйку рек (Псыхъуэ Гуащэ), Хозяйку леса (Мэз Гуащэ) и Кодес (Кlэдыщэ) - мифологическую Рыбу с золотым хвостом, удерживающую Черное море в его берегах. У них был культ "Золотого дерева нартов", которое соединяет небо и землю, а также природу и человека, они различали добрые и злые, мужские и женские, "умные" и "глупые", добродетельные и злокозненные породы деревьев, они поклонялись культовым животным и использовали животных для жертвоприношений.

С 15 века на Кавказе возрастает влияние ислама, который постепенно вытеснил языческие и христианские верования кабардинцев. После падения Византийской империи адыги начали заимствовать религию у Крымского ханства, которое стало сильнейшим союзником Османской империи.

В настоящее время кабардинцы как в России, так и за рубежом, исповедуют ислам суннитского толка и придерживаются принципов правовой школы ханафитского мазхаба. Однако часть проживающих в Моздокском районе Северной Осетии кабардинцев осталась православной.

Елена Немирова

Кабардинская свадьба – радостное и зрелищное мероприятие. В силу горячности самих кабардинцев, на торжествах часто вспыхивают споры, перерастающие в соревнования, а иногда даже во вполне реальные конфликты. А все потому, что традиционное кабардинское сватовство может длиться не один год, и все это время страсти вокруг будущих молодоженов все накаляются и накаляются. Родственники жениха задолго до его решения жениться подыскивает ему достойную девушку. После чего в семью предполагаемой невесты отправлялись уполномоченные с предложением о браке. В том случае, если согласие со стороны родных невесты было получено, а на это по обычаям могли уйти несколько месяцев, два рода начинали вести неспешные переговоры о количестве калыма.

Традиционные вехи кабардинского сватовства

Главная черта кабардинцев – это основательность и неторопливость. Поэтому к единому решению относительно брака приходили не скоро. На следующем этапе проходят обрядовые смотрины невесты, и если все прошло гладко, то начинают планировать обручение. Сватовство у кабардинцев проводится строго соответствуя веками установленным традициям и всегда проводится по одному и тому же накатанному сценарию. В какой-то момент жених отдает родственникам девушки заранее оговоренную часть калымы, и с их согласия теперь может вывести невесту за порог ее дома. Это действо тоже проходит строго по протоколу. Сватовство не менее зрелищно и насыщенно событиями, чем сама свадьба.

Свадебный обряд кабардинцев предписывает поселить жениха и невесту в разных домах. До самого дня торжества юноша не может повидаться с родственниками, старейшинами и уж тем более невестой. Только после продолжительного срока, проведенного в одиночестве и раздумьях о своей будущей жизни, невесту приводили в дом будущего мужа, где она размещалась в комнате, отведенной для их совместной жизни. В общую залу ей можно было выходить только по прошествии нескольких недель, а то и месяцев.

Современная интерпретация кабардинских обычаев

Теперь уже мало кто из кабардинцев придерживается всех процедур и ритуалов. Жизнь в больших городах способна все ускорить и упростить. Современные традиции кабардинских свадеб сводятся только к самым распространенным и популярным элементам культурного наследия: пению, музыке, национальным костюмам и заздравным напутствиям. Больше всего уважаемых старцев возмущает тот факт, что теперь перед заключением брака надо получить согласие и самой девушки, а не только ее родителей. Ее по-прежнему забирают из-под родительского крова и селят в дом к ближайшим родственникам, но только в том случае, если сама предполагаемая невеста согласна брак – приходит Имам и оформляет брак. И если раньше торжество проходило обязательно в доме, то теперь все чаще празднуют в ресторане.

Если девушка не желает выходить замуж именно за этого мужчину – она может просто развернуться и уйти обратно домой к родителям. Раньше, как гласили традиции, жених е его близкие друзья просто могли украсть понравившуюся женщину, после чего у нее, собственно говоря, совсем не оставалось выбора. Сейчас такой поступок может быть расценен как посягательство на жизнь и свободу человека.

Брак пред лицом Аллаха и официальная регистрация гражданского состояния

После того, как Имам заключит брак по законам исламской религии, начинается подготовка к официальной части торжества. После первой брачной ночи гостям принято демонстрировать простынь, на которой провели свою ночь молодожены. Хоть это и противоречит современным морально-этическим принципам. Первые два дня предсвадебной подготовки родные жениха беспрерывно празднуют грядущее событие. На третий день к ним присоединяются родственники невесты, которые привезли приданное: украшения, одежду, предметы быта и деньги. Закалывают барана, достают из погребов самое лучшее вино. На официальном бракосочетании в государственном учреждении родители молодоженов отсутствуют. После получения свидетельства о браке все едут в дом жениха, где и намечается сам банкет. За столом сидит только мужская часть родственников с обоих сторон. Они поздравляют новоиспеченного мужа, знакомят со старейшинами и обязательно попытаются, выключив свет, украсть у жениха головной убор. Задача юноши – не дать им этого сделать и уйти из помещения вместе со своими дружками. Когда невесту знакомят с семьей жениха, то на центр зала выносят баранью шкуру. Поставив на нее девушку, все пытаются резко выдернуть шкуру у нее из-под ног. Задача невесты – удержаться и не упасть. Потом танцы, осыпание невесты пшеном и мелкими деньгами.

По этикету на кабардинских свадьбах мужчины и женщины должны веселиться отдельно друг от друга, а невеста в обязательном порядке должна быть скрыта от взглядов посторонних мужчин под покрывалом.

Ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас, в конце 18 столетия исследовавший южные губернии России, писал, что главная особенность кабардинского этноса – доведенная до крайности вежливость. Почитание старших, уважение к женщине, внимание к гостю – для кабардинца все это не просто соблюдение этикета. Будучи наиболее многочисленной ветвью единого народа адыгов, кабардинцы руководствуются в повседневной жизни древним морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ.

Семейные устои кабардинцев: власть старшего равна власти Бога, жену творит муж, а мужа творит жена:

Семья для кабардинцев – самое важное. Именно в ней традиции и обычаи кабардинцев почитаются свято и нерушимо. Уважение к старшим – одна из главных заповедей у адыга. Не оказать старикам должных знаков уважения не позволит себе ни один юноша. Даже кабардинские застольные традиции преимущественно обусловлены семейной иерархией.

Столь же велико почитание в народе брачных уз. И хоть муж-мусульманин имеет право на развод даже без объяснения причины, жениться, по мнению кабардинцев, можно только единожды, в противном случае нарушается иерархия семейных ценностей. Одна из народных мудростей гласит: «Первая жена тебе жена, второй жене ты жена».

Много обрядов связано у кабардинцев и с появлением на свет детей. Среди них обычай «завязывания в люльку», соревнования по случаю рождения сына, праздник Лъэтеувэ, посвященный первым шагам.

Гость адыга в крепости сидит

Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.

Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.

Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества

Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.

Что малая, что большая свадьба – одно и то же: традиции кабардинских свадеб

Соблюдением множества ритуалов всегда отличались и кабардинские свадьбы, традиции предписывали не торопиться: часто между выбором невесты и торжеством бракосочетания мог пройти не один год. Предваряли свадебную церемонию следующие этапы:

– сватовство;

– согласование суммы калыма;

– смотрины и обручение;

– выплата доли калыма;

– обряд вывода невесты из родного дома;

– «укрывание» невесты и жениха в чужих (разных) домах;

– переезд невесты в дом будущего мужа;

– обряд примирения жениха с родными.

Само свадебное празднество длилось, как правило, несколько дней. Продолжением же торжеств становились многочисленные церемонии знакомства с обретенными родственниками.

Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать

Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.

Кабардинские свадьбы – это веселое и красивое торжество. Этот важный праздник не проходит без ссор и конфликтов. Споры возникают из-за того, что традиционное действо, которое основывается на старинных обычаях, длится несколько лет. Сначала жених с помощью своих родственников ищет кандидатуру на роль невесты. Затем самые близкие родственники идут в дом избранницы и просят у ее отца руки и сердца дочери. Если он согласился, то семьи договариваются о калыме. Утвердительный ответ часто давали не сразу, поэтому сватать невесту приходилось много раз. Когда семьи определялись с калымом, приходила очередь смотрин. Молодые обручались спустя короткий промежуток времени. Эти действа соответствовали очень строгому ритуалу, отклоняться от правил которого было запрещено. После внесения молодым человеком части оговоренного калыма он получал право вывести возлюбленную из родного дома. Этот процесс тоже подчиняется определенным правилам.

Невеста должна была поселиться в одном доме, а жених – в другом. Молодому человеку запрещали видеться с родственниками. Наиболее строго относились к встречам жениха с невестой и старейшинами. Невесту приводили к молодому человеку спустя долгое время. Для начала ей показывали комнату, в которой будет жить молодая семья. Через несколько недель ей показывали общий зал. Это описание можно назвать кратким пересказом всей сути кабардинских свадеб. На самом деле ритуалов намного больше. Однако обходятся без многих обрядов и традиций. Сегодня на этих праздниках можно увидеть костюмы народа и веселые танцы. Некоторые кабардинцы не одобряют такие новшества. Что же их так возмущает?

Современные традиции кабардинских свадеб

В современных кабардинских свадьбах есть ритуал похищения невесты. Девушку тоже поселяют в дом родственников. Однако в отличие от былых времен у потенциальной невесты спрашивали согласия после приезда ее родителей. После утвердительного ответа девушки в дом приглашали Имама, который и заключал брак между влюбленными людьми. Вообще, практически все праздники, в том числе и свадьбы, этот народ празднует у себя дома. Люди не привыкли отмечать этот торжественный день в каких-либо заведениях. Если девушка отказалась, то она может пойти к себе домой. Это новшество, которого раньше не было. После заключения мусульманского брака жених и невеста начинают подготовку к свадьбе. Вы слышали о выносе простыни из дома после первой брачной ночи? Так вот, этот обряд противоречит исламским традициям. Тем не менее, многие люди все еще так делают. В день празднования свадьбы запрещено соединять представителей противоположного пола. Традиция гласит, что женщины и мужчины должны отмечать торжественный день отдельно друг от друга. Невеста не должна показываться присутствующим на глаза.

Какие же они, современные свадьбы народа? Это дорогие автомобили, стильные люди в модных нарядах, девушки в красивых платьях, работа свадебного оператора. Можно ли назвать такую свадьбу плохой? Многие люди скажут, что подобный праздник можно назвать позором, ведь народ теряет свою индивидуальность, перенимая традиции у стран Европы. Другие считают, что рано или поздно нотки европейских свадеб все равно бы нарушили привычные традиции, поэтому здесь нет ничего плохого и запрещенного. Чье же мнение можно назвать правильным? Наверное, ответить на подобный вопрос могут только родственники молодоженов. Они и будут решать, стоит ли сохранять общепринятые традиции или же необходимо внести в свадьбу немного свежих идей.

Небольшая республика не только по меркам России, но и даже относительно Большого Кавказа - Кабардино-Балкария. Религия этой области отличается от общепринятой в стране, но совсем не этим знаменита республика на весь мир. Именно тут расположилась самые высокие горы Европы.

История

Балкария и Кабарда были совершенно отдельно существующими областями до 1922 года. Частью Российской империи Кабарда стала в 1557 году, тогда как Балкария - только в 1827. Официально же эти территории отошли нашему государству в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору.

Кабарда и наша страна всегда находились в дружеских отношениях, особенно же близкими они стали после того, как Иван Грозный взял в жены дочь князя Кабарды - Темрюка Идарова. В 1561 году Гошане стала женой российского правителя, приняв после крещения имя Мария. Ее братья перешли служить к царю, основав род князей Черкасских, которые подарили России множество политиков и известных полководцев.

В 1944 «благодаря» Сталину была произведена депортация балкарцев. В Среднюю Азию 14-ю эшелонами было отправлено более 37 тысяч человек, среди которых были как младенцы, так и древние старики. Их вина была лишь в том, что родились они балкарцами. В дороге погибло 562 человека. В конечной точке пути для людей были разбиты тщательно охраняемые казармы. Целых 13 лет люди жили фактически в лагерях. Уход без разрешения приравнивался к побегу и являлся уголовно наказуемым деянием. История на этом, казалось, прервалась, поскольку даже в названии позволили остаться лишь кабардинцам. К счастью, в 1957 году балкарцы были реабилитированы и республике вернули прежнее название.

С давних времен на равнинах проживали кабардинцы, тогда как в горах - балкарцы. По сей день ситуация практически не меняется: подавляющее большинство селений в горах принадлежит балкарцам. Однако постепенно горцы спускаются в равнинную часть республики. Кроме этих двух народов, республику населяют еще порядка десяти национальностей, в том числе русские.

Республика

В первую очередь Кабардино-Балкария, религия которой является важной частью культуры, известна благодаря самым высоким горам: на ее территории расположена большая часть всемирно известных пятитысячников.

Рельеф повышается по мере продвижения на юг - северные равнины постепенно повышаются и подводят путника к главному Кавказскому хребту. Именно тут, рядом с Карачаево-Черкесией, возвышается Минги-Тау, известная большинству под именем Эльбрус.

Кабардино-Балкария, религия и язык которой неразрывно связаны с началом истории этих народов, не спешит урбанизироваться. На территории республики расположено всего 8 городов, которые остаются верны заветам старины. Остальное же население и вовсе проживает в селах и аулах, расположенных высоко в горах, на берегах рек или в ущельях. Самые крупные ущелья очень различаются и по природным условиям, и по степени освоенности. Так, является известным маршрутом для туристов к Чегету и Эльбрусу. Тогда как Хуламо-Безенгийское и сегодня остается малоосвоенной зоной, доступной лишь походникам и альпинистам. Общими у всех ущелий остаются и по сей день две вещи: потрясающая, невероятная красота и овцы.

Кабардино-Балкария, религия которой запрещает употреблять свинину, сосредоточена на разведении овец. Даже там, где до самого горизонта не видно человеческого жилья, разгуливают отары. Стоит прогреметь грому, пугающему животных своими гулкими перекатами, в пронзительной тишине раздаются не менее пронзительные вопли овец. Это производит невероятное впечатление - перекличка стихий, панические голоса природы. Чуть менее популярны в республике коровы. Эти животные мало чего боятся и при любых волнениях природы все так же неспешно движутся по дорогам, флегматично работая челюстями.

Высоко в горах, при большом везении, можно увидеть настоящий символ Кавказа - горных туров: ранним утром эти животные пробираются горными тропами к местам пастьбы.

Происхождение Кабардино-Балкарии позволяет предположить большое количество горных аулов, жизнь в которых остается неизменной много веков. Однако после депортации, несмотря на последующую реабилитацию, людям не позволили вернуться в насиженные места. Именно этим объясняются развалины селений, по которым сегодня гуляет лишь ветер.

Однако существуют еще в республике аутентичные селения. Даже в наши дни тут происходит все так же, как и сотни лет до этого: в центральной части поселения собираются старейшины для обсуждения дел или неспешной беседы. По улочкам бегают дети, женщины пекут хычины, вяжут носки. Самым естественным образом соединяются тут вековые традиции и повседневная жизнь.

Религия

С годами все более религиозной становится Кабардино-Балкария. Религия оказывает положительное действие на все области жизни населения: к примеру, тут нет пьяных или бездомных местных жителей. Курящая женщина в сельских районах не только вызовет недоумение, но и дождется замечаний от жителей. Длинные юбки и платки носят большинство женщин. В городах, правда, молодежь все чаще пренебрегает этими условностями, однако и откровенную одежду на местных тут не увидишь. При путешествии в Кабардино-Балкарию стоит учитывать эти особенности и не брать с собой излишне обтягивающие наряды или экстремальное мини.

Обычаи

Явное отличие и балкарцев, и кабардинцев от русских - невероятное гостеприимство. Они способны пригласить в гости того, с кем едва успели познакомиться. По традиции, ни дети, ни хозяйка не садятся за стол с гостем и мужчинами. Они наблюдают со стороны, ожидая момента, когда может понадобиться их помощь. В городах эта традиция почти забыта, но в селах ее твердо придерживаются. Усадить хозяйку с собой не получится, поэтому просто поблагодарите ее за гостеприимство.

На Кавказе считается крайне невежливо перебивать собеседника, но перебить человека, старше тебя по возрасту, - просто невозможно.

Чем знаменита республика

Приезжать в республику можно круглый год: тут всегда найдутся развлечения по сезону. Разумеется, зимой на первом месте отдых на горнолыжных курортах и восхождение к вершинам. Впрочем, это не только зимний отдых - снег на Чегете и Эльбрусе есть всегда, нужно просто повыше взобраться.

В теплое время года популярностью в Кабардино-Балкарии пользуются минеральные воды, грязи, климатические курорты, горячие источники и сосновые леса с их целебным воздухом. Кроме того, приезжают сюда и любители пеших походов, конных туров, альпинистских восхождений.

Транспорт

До крупных городов добраться легко, как и до туристических мест. Пусть нечасто, но регулярно автобусы ходят от Нальчика до всех ущелий. На любой из курортов нетрудно добраться и на такси. Однако путешествовать по перевалам возможно только на очень проходимых автомобилях. Легковая машина сможет передвигаться только в Баксанском ущелье.

Поезда могут довезти до Терека, Нальчика, Майского и Прохладного. На основной территории республики прокладка железнодорожных путей недоступна из-за особенностей рельефа.

Кухня

Множество видов сыров, разнообразные продукты из молока, активное употребление овощей - это все Кабардино-Балкария. Ислам - религия, исключающая употребление свинины, поэтому в пищу чаще всего употребляется баранина. Пить жители предпочитают айран - кисломолочный продукт. Вино продается только в туристических местах, несмотря на то что для большинства Кавказ ассоциируется именно с домашним вином.

Сувениры

Множество вязаных вещей может предложить Кабардино-Балкария. Религия (какая? Конечно, ислам) дает возможность употреблять в пищу баранину, но ведь животные эти славятся и своей шерстью, из которой женщины вяжут красивые и теплые вещи.

Очень популярны у туристов изделия из керамики, которые в точности повторяют археологические находки. Чеканка, кольчуги, изделия из бронзы и кожи - вот то, что с удовольствием приобретают путешественники в Приэльбрусье.