Основы православной культуры пасха. Урок по ОПК на тему "Пасха - светлое Христово Воскресение" (9 класс). проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности

Разработка внеклассного занятия по ОПК в 4 классе Тема «Светлый праздник Пасхи» Учитель: Захарченко Наталья Васильевна МОУ "СОШ № 11 г. Зеленокумска"

Тема: «Светлый праздник Пасхи». Информационно ­ познавательный классный час, посвященный пасхальным обычаям и традициям Цели: ­ расширить знания учащихся о православных традициях русского народа; ­сформировать позитивное отношение к христианским нравственным ценностям, уважение к духовным традициям народа; побуждать детей к изучению духовного опыта народа, ­ воспитывать бережное отношение к его культурному наследию. Задачи:  Приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям;   Формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны; Формирование знаний о духовных истоках становления и развитии культуры российского народа. Оборудование: рисунки детей, иллюстрации, куличи, крашеные яйца, пасхальные сувениры, изделия художественно­прикладного творчества, открытки, шары, ваза с веточками вербы, ваза с цветами. План мероприятия. 1. Оргмомент. 2. Рассказ учителя о Пасхе. 3. Рассказ учителя о Пасхальном яичке. 4. Поздравления с Пасхой. 5. Игры. 6. Итог. Ход мероприятия. Учитель: Добрый день, ребята! Вы любите праздники? ­ Ученики: (ответы детей.) Учитель: А сейчас вы должны будете отгадать зашифрованное слово, и узнаете какой христианский праздник мы будем с вами очень скоро отмечать.

Ученики: Пасха! Учитель: Правильно Пасха!

Учитель: Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых, который, Своею смертью искупил людские грехи и Своим воскресением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти.(5) Слово «пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». Этот праздник надежды на будущее, радость жизни, начало весны и пробуждение природы, победа Добра над Злом. – Неделю перед Пасхой называют Страстной Седьмицей. Каждый день на Страстной неделе предназначен для определённых дел. Сейчас ученики первой группы расскажут нам, чем наши предки занимались на страстной неделе. Ученики: Страстная неделя Последнюю неделю Великого поста называют Страстной. Объясняется это тем, что на богослужении в каждый день этой недели читают отрывки из Святого Евангелия, в которых повествуется я о страданиях (страстях) Иисуса Христа. Каждый день Светлой седьмицы посвящается воспоминанию о каком­нибудь евангельском событии. Великий понедельник посвящается чуду иссохшей смоковницы. Великий вторник – последним беседам Иисуса Христа со своими учениками. Великая среда – пребыванию в доме прокажённого Симона.

По народному обычаю, в Светлую среду, люди собирали снег. Затем талую воду солили оставшейся прошлогодней четверговой солью и этим раствором обливали скотину. Считалось, что это сбережёт её от напастей и болезней. Великий четверг посвящён воспоминанию о Тайной вечере. В этот день на Руси принято было готовить соченное молоко. Делалось оно из конопляного и льняного семени. На рассвете им поили домашних животных, чтобы сберечь их от разных болезней. Допускались к этой процедуре исключительно женщины. Вообще Страстной четверг связан с множеством поверий. По старинному обычаю в этот день необходимо встать до зари и начинать чистку с себя, а потом уже приступать к уборке дома. Отсюда и название – Чистый четверг. В этот день обязательно ходили в баню, мылись и приговаривали: «Хрещеный на полок, нехрещеный с полка». Также ходили в Чистый четверг и на реку. Причём окунались в воду в любую погоду. По народному поверью, водица должна была принести здоровье и силу. Ещё в Чистый четверг совершали обряд омовения «с серебра». Для этого накануне в воду кидали серебряную монетку. Вернувшись домой после церковной службы, освящённой свечкой на окнах и косяках выжигали охранительный крест. Существуют поверья, связанные с четверговой солью. Эта соль считалась очищенной от всякой скверны и наделялась невероятными целебными свойствами. Хранилась она целый год. Эту соль вы можете сделать в домашних условиях. Для этого со Страстной среды на Чистый четверг), насыпьте на чугунную сковороду соль, поставьте её в духовку и прокаливайте в течение 5 часов (с 23 часов до 4 утра). При этом пользуйтесь лишь чугунной посудой (сковородкой). Потом вытащите соль из духовки и остудите. Затем отнесите эту соль в церковь и освятите вместе с пасхальными яйцами.

Также в Великий четверг уже начинали украшать дом, печь куличи и красить яйца. Великая пятница посвящена страданиям Иисуса Христа. Страстная пятница является самым скорбным днём ­ днём траура. В этот день в церквях прекращался колокольный звон. В Страстную пятницу нельзя ничего есть до второй половины дня, когда будет совершён вынос плащаницы, символизирующий снятие Иисуса с креста. В этот скорбный день церковь призывает подумать, а не походим ли мы на людей, придавших Иисуса, не ищем ли еретиков и врагов в окружающих, не идём ли против своей совести для того, чтобы добиться материальных благ. Великая суббота посвящается погребению Иисуса Христа. Это день ожидания и покоя. В Великую субботу на Руси заклинали морозы, чтобы те не губили урожай. В этот день солнышко встречается с месяцем. По сему дню определяли погоду на предстоящее лето. Если денёк выдастся ясный, то будет хорошее лето, если же пасмурный, то – плохое. По народным поверьям, если не спать всю ночь со Страстной субботы на Светлое воскресенье, то это поможет уберечься от болезней, обеспечит богатый урожай, мужчинам ­ хорошую охоту, девушкам ­ удачное замужество. В Великую субботу красят яйца, являющиеся символом новой жизни и воскресения. В церквях освящаются куличи, яйца, пасхи. Есть такое поверье, если священное яйцо опустить в воду, предназначенную для умывания, то это принесёт красоту и здоровье. В Великую пятницу служба в церкви продолжается весь день, а в полночь наступает светлая радость Пасхи. Люди празднуют избавление от рабства дьяволу, начало новой жизни и дарование вечного. Страстная неделя является неделей самого строгого поста. В течение этого времени церковью не проводятся таинства венчания и крещения, не поминаются умершие не и не празднуются дни святых. Все верующие собираются в храме и уставляют для освящения припасенные куличи, паски и яйца. Служба идет всю ночь и заканчивается рано утром радостными восклицаниями "Христос Воскресе? – Воистину Воскресе!" Великий пост окончен, после утрени можно разговляться освященной снедью, поздравлять друг друга и праздновать! Ученик:

Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! С полей уже снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес.. Христос Воскрес! Христос Воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля. Весна идет полна чудес Христос Воскрес! Христос Воскрес! Учитель: Велик день – Пасха на матушке Руси. Обилен пасхальный стол – целый пир. Куличи, сдобы, крашеные яйца, пасхи. И сейчас ученики второй группы расскажут нам о главных блюдах пасхального стола. Ученик. Кулич – это традиционное блюдо пасхального стола, является одним из древнейших символов Воскресения Христа. Делается из сдобного теста с изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. Может пролежать неделю и не зачерстветь. Пасха – особое блюдо из творога. Оригинальная форма пасхи символизирует Гроб Господний. Для приготовления используется специальная деревянная форма – пасочница. Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Учитель: Что принято дарить в этот день? Ученики: Крашенные яйца. Учитель:А кто из вас знает, почему мы красим яйца? (ответы и предположения детей) Существует несколько легенд, для чего мы красим яйца. Вот одна из них, которую поведают нам учащиеся. На Пасху принято красить яйца разными цветами, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что смерть победил Христос – Спаситель мира. Он воскрес сам и воскресит любого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому Римскому императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она принесла простое куриное яйцо. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо – сотворение мира, начало мира. Наши предки ­ славяне его так воспринимали. В некоторых местах, считалось, что скорлупа – это небесный свод, белок – это воздух и вода, а желток – земля. Вот тебе и вселенная. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из плена в виде маленького желтого цыпленка. Но когда Мария стала говорить о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: « Это также

невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное!» И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным. С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца. Самой главной традицией христиан на Пасху ходить в Храм на службу и на крестный ход. По возвращении со службы после окончания 49­дневного поста принято съедать яйцо. Но не просто съедать целиком одному, а обязательно поделить яйцо на части по количеству членов семьи и всем вместе его съесть. Наши предки свято верили, что этот обычай укрепляет семью, сохраняет в ней дружеские отношения и любовь друг к другу. Главный подарок на Пасху, конечно же, яйцо. Не простое, а крашенное. Крашеному пасхальному яйцу приписывались волшебные свойства. Существует такое поверье: первое крашеное яйцо, полученное на Пасху в подарок, хранит дом от пожара, помогает излечиться от различных болезней, добиться высокого урожая. Традиция украшать пасхальные яйца стала настоящим искусством. Люди обмениваются на пасху яичками, чтобы все худое, плохое, подстать скорлупе, отставало от нас, а наружу проклюнулось и вышло самое красивое. Учитель: Ребята, а вы знаете, как красили яйца на Пасху? (ответы детей). Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка.

Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Что же это за писанка такая? Как её делали? Интересно? Сейчас я вам расскажу… Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Все прочие считались не символами, а простым украшением яйца. Линии развода обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, – развод желтый. Фон писанки может быть также красный или черный. Но писанки не просто раскрашивали…Узоры, выписанные на яйце, обязательно несли в себе определённый смысл, т.е. были символами. Существует достаточно много символов для росписи… Например: Сосна - символ здоровья. Черный цвет - цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.

Символ души. Голубь Сеточка - символ судьбы. Белый цвет - начало всех начал: судьба, которая строится на небе. Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь. Дубок - символ силы. Точечки Сливы - символ любви. Хмель - символ плодородия. Любая ягодка - символ плодородия; матери. Цветочки - символ девичества. - символ плодородия. Ученик. Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе ещё готовились и специальные подарочные. Их делали из стекла, хрусталя, фарфора с росписью. Ювелиры вытачивали миниатюрные яйца даже из драгоценных металлов – золота и серебра. В изготовлении таких подарков особо преуспела российская ювелирная фабрика знаменитого Карла Фаберже. Для российской императорской семьи было создано 71 яйцо, до наших дней сохранилось 62. Традиционно внутри каждого яйца должен был содержаться какой­либо сюрприз – живописные миниатюры с портретами членов императорской семьи, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов. В настоящее время 10 пасхальных яиц хранятся в Оружейной палате Московского Кремля.

Учитель: В старину вся детвора играла в игры с пасхальными яйцами. В каждой игре победитель забирал яйцо. В конце игр подсчитывалось количество у каждого игрока. И сейчас ученики 3 группы покажут нам старинные игры. 1. «Чоканье яиц» Надо стукнуть тупым или острым концом крашеного яйца о яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло. 2. «Раскручивание яиц» По команде раскручиваются яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель. 3. «Катание яиц». Учебник кладётся на пенал, таким образом, получается «горка». По команде участники должны прокатить яйцо по горке. Чьё яйцо укатится дальше, тот и победитель. 4. «Сталкивание яиц» По команде участники направляют крашеные яйца по дорожке навстречу друг другу. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику. 5. «Битва яиц» Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке. Другой бьёт по нему обоими концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба конца.

Творческое задание Учитель: А сейчас каждый из вас раскрасит яйцо. «Украшение яйца в стиле декупаж». Дети раскрашивают заготовки яиц из папье­маше, используя символы и цвет. Выставка работ. Учитель: Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают, как Спасителя? Ученик: Потому что на крест он пошёл ради спасения людей. Учитель: Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? Ученик: Они верят, что воскреснут так же как и Иисус. Учитель: Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? Ученик: Христос воскрес. Воистину воскре). Учитель: Какой главный подарок преподносят православные родным и близким на Пасху? Ученик: Крашенки, писанки, крапанки. Учитель: В завершение нашего урока, я хочу напомнить вам ещё одну традицию: в пасхальную неделю любой желающий может подняться на колокольню и поупражняться в колокольном звоне. Храм Господний озарён Солнцем золотистым. Льётся колокольный звон – Звон пасхальный чистый. Зажигает лица он Радостью сердечной. Ведь поёт пасхальный звон Нам о жизни вечной.

Дорогие ребята, я вас еще раз поздравляю со Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира. Поздравьте с Пасхой своих близких. Чаще радуйте своих родителей добрыми поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

Методическая разработка урока по ОПК в 9 классе

учителя истории и краеведения МКОУ «Гончаровская СОШ»

Суджанского района Курской области Павлюковой Елены Николаевны.

Тема: ПАСХА - СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ.

Слайд № 1 – Тема.

Слайд № 2 – Цели и задачи.

Цели :

    Сформировать знания об истории возникновения, обрядах, установления даты празднования Пасхи;

    Познакомить обучающихся с глубоким духовным смыслом празднования Пасхи Христовой; историей и теорией росписи пасхальных яиц;

    Объяснить духовный смысл и сюжетно-обрядовую основу праздника;

    Приобщить учащихся к утраченным традициям русских православных праздников путем знакомства с особенностями праздника Пасхи;

    Формировать толерантное отношение к религии;

    Объяснить понятия: Пасха, кулич, «писанка», «крашенка», «крапонка», Воскресение, «Нести свой крест»;

    Обучить элементам исследовательской деятельности, умению работать с дополнительной литературой, формировать и развивать творческие способности и навыки коллективного труда у школьников;

    Формировать интерес и воспитывать уважение к русским народным традициям, русской духовной культуре.

Задачи:

    Узнать историю праздника, его значение в Христианстве;

    Научиться некоторым обрядам, связанным с праздником;

    Выполнить несколько традиционных украшений стола к празднику;

    Познакомиться с играми и занятиями, характерными для Страстной и Пасхальной недель;

    Развивать позитивное отношение к эстетике быта, устную связную речь.

Тип урока:

    обобщение и систематизация знаний.

Творческие задания:

    историки - подготовка мини-сообщений о происхождении Праздника, об Иисусе Христе;

    фольклористы - подбор и изучение материала о приметах на Пасху,

    затейники – изучение детских пасхальных игр;

    искусствоведы – подбор материала и подготовка сообщений о яйцах фирмы К. Фаберже;

    артисты – исполнение песен, стихов.

    путешественники - поведают о том, как отмечают праздник Пасхи в других странах.

    рукодельницы – не только расскажут, но и покажут, на какие группы делятся разноцветные крашеные яйца.

Оборудование:

    мультимедийный комплекс;

    выставка книг о христианских праздниках на Руси, православных святынях;

    кулич, пасха, крашеные яйца;

    запись колокольного звона;

    репродукции картин и икон на тему распятие, воскресение и вознесение Иисуса Христа;

    термины новой темы.

План урока:

    История появления праздника и его духовный смысл;

    Обряд (ритуал) празднования Пасхи:

Церковные обряды, народные традиции, приметы, обычаи, игры;

    Символы Пасхи (кулич, яйцо, приветствие, пасха творожная);

    Заключение (вопросы, задания, чайнворд);

    Итог;

    Домашнее задание – выполнить несколько эскизов пасхальных яиц, согласно древнерусской символике.

Составить чайнворд.

Ход урока

    Организационный момент;

    Цель урока;

    План урока;

    Объяснение нового материала:

рассказ учителя,

творческие задания обучающихся,

стихи о празднике,

обрядовые традиции и игры;

    Закрепление;

    Подведение итогов;

    Домашнее задание.

Ход урока:

Слайды № 3 -7 ( Русские православные храмы).

Учитель : Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из главных православных праздников - светлым Христовым Воскресеньем.

По-другому он называется – ПАСХА.

Вы узнаете об истории возникновения этого праздника, об обрядах, традициях и играх, сопровождающих ПАСХУ.

Ваш словарный запас пополнится новыми терминами.

На дом вы получили задание: путем исследований выяснить историю возникновения праздника Пасхи, ответить на вопросы - где, когда и кем была установлена дата праздника, познакомиться с теорией росписи пасхальных яиц; узнать об утраченных традициях русских православных праздников, и о том, как встречают праздник Пасхи в других странах.

Для этого, мы обучались элементам исследовательской деятельности, умению работать с дополнительной литературой, развивали творческие способности и навыки коллективного труда.

Поэтому класс был разделен на творческие группы. Начнут урок историки.

Слайд № 8.

Историки:

1. Нет в Христовой Церкви более великого праздника, большей радости, чем Воскресение Христово. В нем заложено уничтожение смерти, разрушение ада, начало новой вечной жизни.

Завершается Великий пост не в скорби о распятом Христе, а светлым воскресным утром, когда настает тот Великий день, который называется Пасхой - праздник праздников, торжество торжеств.

Слайд № 9.

2.День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году. Обычно празднование православной Пасхи выпадает на период с 4 апреля до 8 мая по новому стилю. В 2018 году Пасха – 8 апреля .

Слайд № 10.

3.Задолго до полуночи в храмах начинается праздничное богослужение. Верующие одеты в светлые одежды, держат в руках свечи, это символ духовной радости праздника.

Слайд №11.

4. Всю ночь поют песни, которые заканчиваются «Христос воскресе!», а верующие отвечают «Воистину воскресе!».

5. Люди всегда радовались и радуются празднику Пасхи.

После Воскресной утрени и освящения кулича приходили дружно домой, обходили со свяченым дом, чтобы все исполнились благодати воскресения, и желают всего доброго своим близким и родным.

В этот день прощают своих врагов, недругов.

/Под звон колоколов/ Благовест - 1

Слайд № 12-13.

Учитель: В этот день в церквях колокола звонили особенно торжественно. Этот звон называется «пасхальный благовест».

Артисты:

1. Повсюду благовест звенит,
Из всех церквей народ валит.
Заря гудит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

2. Храм Господний озарен

Солнцем золотистым

Льется колокольный звон

Звон пасхальный, чистый.

Зажигает лица он

Радостью сердечной.

Ведь поет пасхальный звон

Нам о жизни вечной.

Песня: «Все в этом мире».

Историки:

1.Празднование Пасхи - многовековая традиция, и мы расскажем о том, как на Руси издавна встречали Светлое Христово Воскресенье.

2.Пасхе предшествует семинедельный Великий пост, когда верующие люди воздерживаются от определенных видов пищи.

Семь дней перед Пасхой называют Страстной седмицей , то есть неделей. Каждый день Седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

3. А вы знаете, почему каждый из этих семи дней получил название «ВЕЛИКИЙ»?

Великие Понедельник, Вторник и Среда посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с Учениками и народом.

4. В Четверг мы вспоминаем Тайную Вечерю Иисуса Христа с учениками.

Слайд № 14

5.Великая Пятница - это скорбный день, ведь именно в этот день свершилось распятие и Крестная Смерть Спасителя.

Песня: «Крест твой».

6. Иисус был снят после смерти с креста и погребен в новой могиле, которую высекли в скале .

Великая Суббота - день пребывания тела Господа Иисуса во гробе.

Слайд № 15-16.

7. А в Воскресение разнеслась ликующая весть: "Христос воскрес!". Великое воскресение Христа празднуется как Великое деяние Бога.

Великое, потому что Жизнь побеждает смерть. Добро побеждает зло, Бог побеждает дьявола. В этом вечном противоборстве и заключается существо земной и вселенской жизни.

Слайд № 17-18.

8.Священнослужители в светлых одеждах, с крестом и иконами проходят Крестным ходом вокруг церкви. Это происходит под колокольный звон. По древним поверьям, злые духи постоянно живут в могильной тишине и боятся шума. Вот почему всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола.

Слайд № 19.

9.В самом храме в этот день широко открыты Царские врата, что символизирует отсутствие преграды между небом и землей. Иконы, паникадила, подсвечники – все украшено цветами. Начиная с пасхального богослужения в течение сорока дней принято приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и отвечать: «Воистину воскресе!».

Слайд №20

10.В 12 часов – обряд ХРИСТОСОВАНИЯ . Слова «Христос воскрес» сопровождаются троекратным целованием. Этот обряд уходит своими корнями в глубокую старину, когда люди считали, что дыхание – это сущность души. И христиане, целуя на пасху мощи, иконы, верили, что таким образом на них переносятся волшебная сила этих предметов. Христосуясь, верующие стремились, таким образом обменятся духом, таинственной силой, вошедшей в них во время пасхального богослужения.

Слайд №21

Учитель : А какой главный подарок этого праздника?

Правильно – пасхальное яйцо.
А кто мне скажет, почему на Пасху дарят яичко и почему оно красное?

Рукодельницы:

1. Существует несколько версий, почему символом Пасхи стало яйцо. Одна из них следующая: яйцо, родившись от птицы, дает птичке жизнь, сначала внутри себя, а потом производит ее на свет. Так и Иисус Христос, восстав из мертвых, дарует жизнь сначала духу, а по окончании времен воскресит и наши тела.

Слайд №22

2.Еще одно п редание г ласит , что появление крашеных яиц связано с Марией Магдалиной христианской святой, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.
Мария пришла во дворец к императору Тиберию (согласно Библии, именно в его правление был распят Иисус Христос) и рассказала императору о воскресении Христа. В те времена было принято посещая императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует об истинности Христова Воскресения.

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни.

Слайд №23

3 . С тех пор христиане дарят друг другу крашеные яйца, говоря: "Христос воскрес! - Воистину воскрес!". Освященное яйцо за пасхальным столом едят первым, когда, придя от заутрени, садятся за трапезу. Яйца дарят родным, соседям, берут с собой, когда идут в гости, раздают нищим, оставляют в церкви.

Слайд №24

4. А знаете ли вы, что яйца называются в зависимости от способа окраски: Крашенки - от слова красить. Красить яйца можно по-разному. Например, обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

5. Крапанки - от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.

Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.

Слайд №25

6. Драпанки - эти яйца варили и красили в любой темный цвет, затем узор наносили на скорлупу острым предметом.

7. Писанки - это искусно расписанные пасхальные яйца. Они настоящие произведения народного творчества. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры.

Слайд №26.

8.По мнению ученых, символических рисунков в писанке свыше ста. Каждый из них - это знак - оберег, который защищал человека от всякого зла.

Слайд №27

9.Расписывали писанки во время Великого поста, преимущественно женщины и девушки, реже – юноши и мужчины.

Наиболее распространенными узорами являются:

сосна - долголетие и здоровье,

звезда - человеколюбие,

петушиный гребень - защита от нечисти,

дубовый лист - гармония,

сорочьи лапки - символ святых,

колесо - знак возрождения жизни, образ бесконечной Божьей любви,

крест - символ Вселенной, знак четырех сторон света,

солнце - символ света и жизни, символ Бога,

спираль - символ плодородия.

Слайд №28

10.И каждый цвет имел свое значение, который наносили на определенную часть яйца. Так, красный символизировал радость жизни, надежду и любовь; желтый - луну и звезды, урожай; голубой - чистое небо, воздух и здоровье; зеленый - весну, пробуждение природы.

Слайд № 29

11. Наши пращуры верили в магическую силу писанки. Много легенд и пересказов существует в народе о писанке. Одна из них говорит о том, что мир наш будет существовать до тех пор, пока пишутся на земле писанки.

Учитель: О пасхальных приметах и суевериях, связанных с пасхальными яйцами нам расскажутфольклористы.

Слайд № 30-31

Фольклористы:

1. Пасхальное яйцо знаменует собой мир, обагренный кровью Христа.

Нельзя, например, есть яйцо и выбрасывать скорлупу на улицу, потому что на протяжении всей Святой Седмицы сам Христос с апостолами в нищенских рубашках ходит по земле, и по неосторожности в него может попасть скорлупой.

2.Ходит Христос с целью наблюдать, хорошо ли православные исполняют его завет оделять нищую братию; награждает щедрых, наказывает скупых.

3.Если яйцо получено при Христосовании от священника, то хранить его можно до 12 лет. А стоит съесть такое яйцо тяжелобольному - всю хворь как рукой снимет.

4.Освященному яйцу приписываются магические свойства. Помогает оно при тушении пожара: если человек, отличающийся праведной жизнью, возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами "Христос Воскрес", то огонь утихнет, а затем прекратится.

5.Чудодейственную силу приписывают и скорлупе освященного яйца. Их собирали, смешивали с "четверговой" солью и клали вместе с зерном для посева. Кстати, "четверговая" соль, которую готовили в тот же день, когда красили яйца, т. е. в "чистый" четверг, использовалась для посола кушаний, которые готовились к Пасхе.

Слайд № 32

Учитель: Кроме писанок и крашенок существуют и другие - золотые, в прямом значении этого слова. О них нам поведаютискусствоведы.

Искусствоведы: (Рассказ о яйцах фирмы К. Фаберже).

Слайд № 33-34

1.Да, такие яйца изготовлялись к празднику Пасхи для императорской семьи.

2.В 1895 году по заказу императора Александра III мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже изготовили золотое пасхальное яйцо “белой эмали в короне с рубинами, бриллиантами и розами”. С тех пор пасхальный императорский заказ стал традиционным. Каждый год на Страстной неделе коллекция царской семьи пополнялась новым яйцом.

3.Большинство пасхальных яиц Фаберже заключало в себе сюрприз. Например, в яйце, выполненном в 1891 году, прячется модель крейсера “Память Азова” на зеленоватой пластине из аквамарина.

4. А в 1900 году было изготовлено яйцо, посвященное строительству Транссибирской железной дороги. Внутри его находятся складывающаяся модель сибирского императорского поезда из золота и платины и маленький ключик, приводящий в движение механизм. На вагонах - крошечные таблички с надписями “Для дам”, “Для курящих”, “Для некурящих”.

Указаны класс вагона и количество мест.

5.Выполненное в 1902 году яйцо “Клевер” предназначалось для императрицы Александры Федоровны. Внутри находился золотой четырехлистник с бриллиантами. Поверье говорит о том, что нашедший такой четырехлистник клевера обретает счастье.

Слайд № 35

6.Считается, что всего фирмой Фаберже было создано 56 пасхальных яиц для императорской фамилии. К сожалению, большинство из них бесследно исчезло в бурные годы революции и Гражданской войны. Скорее всего, они нашли “приют” в зарубежных частных коллекциях. А те яйца, о которых был наш рассказ, можно увидеть в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля. Там их всего десять и каждое неповторимо.

Учитель: О чем нам могут рассказать путешественники?

Слайд № 36

Путешественники:

1. А знаете ли вы, что в далекой Канаде, в городе Вегревиль, в 1981 г. создан памятник в виде 12-метровой писанки, которая по размерам равна трехэтажному дому. Этот памятник, как и сама писанка, является еще одним из чудес мира.

А в городке Коломыя на Ивано-Франковщине существует первый в мире Музей писанки. Это уникальное архитектурное произведение, основой которого является яйцо высотой 12 метров. Коллекция музея насчитывает около 3 тыс. писанок со всего мира.

Слайд № 37

2.А вот как отмечают праздник Пасхи в других странах.

По болгарской традиции на Пасху много крашенных яиц выкладывают вокруг большого пасхального хлеба. Как и в Росси, болгары играют в «битка» и желают при этом друг другу удачи.

3.Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома пасхальными цветниками. В своих домах жители повсюду устанавливают жёлтых цыплят в обрамлении цветных нарядных перьев. Пасхальные яйца они делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут конфеты.

4.Во Франции на Пасху принято выезжать на пикник. Главное пасхальное блюдо – омлет, а обязательный подарок – красное яйцо.

5. В Англии каждый к этому дню должен приготовить новый праздничный наряд. Если нет денег или желания покупать одежду, необходимы хотя бы новые перчатки.

Слайд № 38

Учитель: Как видите, главное в празднике Пасхи не количество денег, затраченных на него, а добро и радость, которую принес в этот мир Иисус Христос. А какие традиционные блюда ставили на Пасхальный стол?

Слайд № 39

1.В этот день главное место на столе занимают:

В центре - кулич. Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни.

Слайд № 40

2.Пасха - это особое творожное блюдо, которое готовится только один раз в году. Пасхи делают 2-х видов: сырые и вареные. Поскольку сырой творог долго хранить нельзя, то пасху из него делают небольшую, а вареная пасха может храниться всю пасхальную неделю.

Слайд № 41

3.Разноцветные яйца.

Учитель : Кто нам расскажет, к акими суевериями, обычаями, приметами сопровождался Праздник Пасхи?

Слайд № 42

Фольклористы:

1. Посещение кладбища в этот день не рекомендуется. Мы узнали, что обычай ходить на кладбище в Пасху не слишком древний и не очень правильный. Такой обычай противоречит духу праздника: даже в течение всей Святой седмицы (целая неделя) в церквах не читают поминовения усопших: в дни Христова Воскресения не должно быть места скорби.

2. Тем не менее, на Руси появился обычай как бы христосоваться с умершими родственниками: на кладбище приносят куличи и яйца, но неосвещенные.

3.Освещенные должны быть в доме для спасения от напастей и болезней, а не растаскиваться птицами, собаками, гнить под дождем. Попрание святыни – тяжкий грех.

4. На Пасху старики расчёсывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

5. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.

Слайд № 43-44

6.Рассылалось огромное количество открыток с поздравлениями и пожеланиями:

Примите поздравления

С Пасхальным воскресеньем!

Пусть дети и родители

Разделят разговенье!

Живите в добром здравии,

Любите и дружите,

Дарите понимание

И близких берегите!

7. Еще у наших предков на Пасху был хороший и добрый обычай – заниматься благотворительностью. Даже русские цари на Пасху посещали тюрьмы, больницы, богодельни, наделяли арестантов, больных одеждой, едой, деньгами. Ничто не красит этот день как ознаменование его христианской любовью, заботой, помощью больным, бедным и несчастным.

Слайд № 45

Учитель : Первый день Пасхи обычно проводили дома, в кругу семьи. Со второго дня, (а Пасху праздновали и течение Светлой недели), начинались народные гулянья. Проходили они, как правило, на открытом воздухе. Тут и хороводы водили, и пляски устраивали, и удаль свою показывали.

Слайд № 46-47

Затейники:

1. И, конечно, на Пасхальной неделе играла молодежь в игры. Игр знали русские люди великое множество. Сейчас с некоторыми играми Пасхальной недели нас познакомят затейники.

2. Светлое Воскресение Христово у нашего народа издревле связано с солнцем. Крестьяне верили, что на Пасху "солнце играет". И люди старались подкараулить, подсмотреть мгновенья игры солнца, для этого мужики и парни залезали на крышу.

3. А дети обращались к солнцу с говорилками:

Солнышко, ведрышко, Гори, солнце, ярче -
Выгляни в окошко, Лето будет жарче
Солнышко, покажись, красное, нарядись.

4. А вот еще один обычай:

Во время богослужения девушки тихонько шептали:

Воскресение Христово!

Пошли мне жениха холостого, в чулочках да в порточках!”

5. “Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами,

не на корове, а на лошади.

6.Пасхи не бывало без общественных качелей. Возводились они на площади. Возле них толпились все: бабы с ребятишками, мужики с гармошками.

Но в первую очередь катались на качелях девушки с парнями:

На Святой неделюшке повесили качелюшки.

Сначала покачаешься, потом и повенчаешся!

Учитель: И какой праздник без игр!

Пасхальные обряды и игры на Руси.

(Игры могут проводиться самими детьми или учителем).

Сбей приз.

Ведущий: Приглашаю всех желающих. Сейчас вы по очереди будете катать яйца по катку. А у меня есть призы: кто приз яйцом собьет, тот его и заберет.

Устанавливается деревянный или картонный каток, вокруг него на ровном месте (пол или стол) расставляются призы. Все желающие, по очереди они подходят к катку и катят яйца, забирая при этом сбитые яйцами призы.

Ведущий: Еще крашенки можно катать с горки. Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель - забирает крашенки остальных.

Кто победит?

Ведущий: А теперь соревнующиеся пусть сядут напротив друг друга и катают крашенки.

Крашенки будут сталкиваться: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

Волчок

Ведущий: Я предлагаю сыграть в очень простую, но интересную игру под названием “Волчок”. Приглашаю двух желающих.

(На столе ребята крутят яйца. Игра проводится в парах, победители выходят в четвертьфинал. Затем проводятся полуфинал и финал.)

Цоканье яйцами.

Эстафета с яйцами.

(2 команды). Каждый участник с яйцом в ложке добирается до финиша и возвращается назад, можно держать ложку не в руках, а во рту.

Артисты:

1. «Христос воскрес! Христос воскрес!»

В блистающих одеждах Иисус Христос глядит с небес

И дарит нам надежду и Веру в то, что смерти нет!

Свершиться воскресение,

Божественный прольется свет, даруя нам спасение!

Радостно сияет храм, золотится крест.

Благовестит ангел нам: «Иисус воскрес!»

Дети (хором ): «Воистину воскрес!»

2.Сегодня самый лучший в мире праздник,
И самый светлый день, что есть в году.
На сердце каждого сегодня радость,
Всецело посвященная Христу.
Сегодня всюду песни и веселье,

Весь мир на разных языках поет-

О торжестве Христова воскресенья

И Богу честь и славу воздаёт!
Христос воскрес! - несется над землею

Многоголосым эхом до небес.

И на приветствие звучит святое
Один ответ:

(все вместе ) :«Воистину Воскрес!»
А.Вельк.

Песня: «Достигайте любви».

/Под звон колоколов/ Благовест - 2

Слайд № 48

Заключение:

Учитель : Играет и льется солнечный свет,

В душе раздается с утра благовест!

Тот чудный день - Христово Воскресенье

Минул давно, но в череде веков несет он драгоценное спасенье

И вечное прощение грехов.

Слайд № 49

И каждому, в котором есть стремленье к любви и миру, правде и добру,

Дает Спаситель тоже Воскресенье, их к царству сопричислив Своему.

Идите же воскресшие сегодня. Идите, расскажите всей земле

О том, как Иисус воскрес из мертвых,

Как люди воскресают во ХРИСТЕ!!!

Пусть благовест, праздничный звон колокола, будит в нас самые чистые и светлые чувства. Пусть все плохое, под стать скорлупе на крашенках, отстанет от вас, пусть добро и свет придут к вам с первыми кусочками пасхальных пирогов!

Закрепление:

Задание № 1.

чайнворд

по горизонтали:

1.Еврейское слово,которое в переводе означает «переход».(5 букв);

2.Второе наиболее распространенное название слову «пасха».(11 букв);

3.Как называют разукрашенное яйцо.(7 букв);

4.Он предшествует Пасхе (семинедельный).(4 буквы);

5Символ христианства.(5 букв);

6.Каждый день недели перед Пасхой зовется …(7 букв);

7.А вся неделя называется …(7 букв);

8.Праздник, 40 день после Пасхи (10 букв);

9.Пасхальный хлеб, особой формы (5 букв);

10.Благовест иначе, или колокольный (4 буквы).

по вертикали:

Как называют человека, который верит в Иисуса Христа?

Слайд № 50

Задание № 2.

Учитель: распределите слова на три группы:

икона, пасха, христосование, крестный ход,

яйца, кулич, свеча, церковная служба.

Слайд № 51 (ответ)

христосование, крестный ход,

церковная служба.

пасха.

Задание № 3.

Учитель: объясните понятия этих слов:

Воскресенье

Великий Пост

Страстная Седмица

Писанка

Крашенка

Христосоваться

Кулич

Прощенное Воскресенье

Благовест

Светлая Седмица

Задание № 4.

Учитель: ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. 1) Что означает праздник Пасхи?

    наступление весны;

    воскресение Иисуса Христа;

    вход господень в Иерусалим.

2) Как называется неделя перед Пасхой? (Страстная Седмица).

    1) В какой день недели празднуется Пасха?

  • воскресенье.

2) Назовите разновидности пасхальных яиц:

3) Ваше пасхальное поздравление или пожелание:

    1) Что является основными блюдами праздничного стола?

    яйца, куличи, рыба;

    яйца, пасха, куличи;

    пасха, курица, куличи.

2) Что предшествует празднику Пасхи? (Великий Пост);

    1)Что закрывало вход в пещеру, где был похоронен Спаситель?

2) Как называется Праздник Пасхи иначе? (Воскресенье);

    1) Каким было первое пасхальное яйцо?

2) Как называется пасхальный колокольный звон? (Благовест).

6. 1) Как называется каждый день Пасхальной недели?

2) Назовите последний день Масленицы? (Прощенное Воскресенье).

Учитель: Традиционными были и подарки на Пасху . В некоторых местностях был обычай прятать подарки в саду, а дети их сами находили. Я тоже приготовила вам пасхальные подарки в память о нашем празднике.

Слайд № 52

За неделю до Пасхи 13апреля был праздник, иначе называемый Вербным воскресением - праздник Входа Господня в Иерусалим.

Слайд № 53

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Учитель :

    Из новых понятий, терминов составить ЧАЙНВОРД.

    Выполнить несколько эскизов росписи пасхальных яиц, согласно древнерусской символике.

Урок окончен. Спасибо вам всем за работу.

Слайд № 54

Используемая литература :

    В.И. Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия / - М.: Эксмо; Форум, 2007. -288с.:ил.;

    Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово, 1998.256с.:ил.;

    Терещенко А.В. История культуры русского народа. /М.: Эксмо, 2007. – 736.:ил.;

    Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997.-336с.;

    Щеголева Е. Православный храм. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. -239с.:ил.-(Православные святыни);

    Танкеев И. “Обычаи и традиции русского народа. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.-542с.;

    Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./Гл.ред. С.А.Токарев.-М.:”Большая энциклопедия”, 1997.- Т.1 А-К.-671с.:ил.;

    Православие. Полная энциклопедия- С-П: «Весь»,2007.437с. ил.;

    Православные праздники- ООО Изд. «АСТ»,2006 .- 239с. цв. ил.;

    Праздник праздников, торжество торжеств (пасхальный сборник), Кострома, 1998.- 175с..


Цель урока: формирование представления о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника.

Задачи урока:

1) познакомить с историей возникновения праздника;

2) способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими традициями;

3) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию России.

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся совместно с родителями дома составляют сообщения о праздновании Пасхи в семье; изготавливают поздравительные открытки к этому дню.

Оборудование урока: компьютер, диск с презентацией, СМАРТ доска, карточки, словарь, поздравительные открытки.

План урока.

Организационный момент 1 мин.

Актуализация знаний 5 мин.

Самостоятельная работа 7 мин.

Работа в парах 3 мин.

Физкультурная минутка 2 мин.

Фронтальная работа 10 мин.

Групповая работа 8 мин.

Рефлексия 9 мин.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, тему урока вы определите сами, послушав стихотворение Лидии Чарской.

Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос воскрес!
В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость:
Христос воскрес!
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы –
Христос воскрес!
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!
Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос воскрес!

Учитель: Какому празднику посвящены строки стихотворения? Назовите тему урока. (Строки посвящены празднику Пасха. Тема урока “Пасха”). Cлайд 1. (Презентация)

Учитель: Правильно, Пасха – Светлое Воскресение Христово – главный праздник Православной Церкви. Каждый год, празднуя Пасху, христиане торжествуют избавление от смерти и дарование им жизни вечной.

После Входа Господня в Иерусалим Христа предал один из учеников – Иуда. Враги схватили Иисуса и распяли Его на Кресте. Великая Пятница – день смерти Спасителя на Кресте – самый печальный день в году. За ней идет великая Суббота – самый тихий день в году, когда тело Христа покоилось в пещере – Гробе Господнем. Утром следующего дня несколько женщин пришли к этой пещере. Гроб был пуст, а рядом сидел Ангел.

Ангел сказал женщинам: “Вы ищете Иисуса Распятого? Его здесь нет. Он воскрес!”

Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово “воскрес”?

Дети работают со словарем (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова), зачитывают толкование слова.

Учитель: Отсюда и название праздника – Воскресение Христово. Слайд 2

Самостоятельная работа.

Учитель: Ребята, вы узнали о происхождении праздника, а сейчас вы будете работать с текстом учебника со страницы 28 по страницу 31. Вам нужно найти в тексте ответы на вопросы учебника 1 и 2.

  1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
  2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Работа в парах.

Дети в парах отвечают на вопросы учебника 1, 2.

Физкультурная минутка.

Фронтальная работа.

Учитель: Ребята, прочитайте вопрос 4 учебника. Расскажите, как вы семьей празднуете Пасху; это сообщение вы готовили дома совместно с родителями.

Учащиеся рассказывают о праздновании Пасхи в семье.

Учитель: Ребята, подведем итог всему сказанному. Какие традиции праздника? (яйца, кулич, пасха, христосование). Слайд 3.

Учитель: Главный символ праздника – окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить больше яиц и обязательно их окрасить. Для этого чаще всего используют луковую шелуху, цветные бумажки, нитки, тряпочки. Яйца получаются темно–красные, желтые, мраморные. Кулич, пасха, яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить. С утра обязательно первым едят яйцо. Их дарят родным, соседям. Приходя в гости, приветствуют словами “Христос воскресе” и слышат в ответ: “Воистину воскресе”, трижды целуются и обмениваются яйцами. Раньше одаривали друг друга яйцами-подарками: фарфоровые, хрустальные, стеклянные, деревянные, костяные, шоколадные, сахарные, большие и маленькие – каких только не было пасхальных яиц!

Учитель: А кто из вас, ребята, может назвать символы Пасхи? (яйца, корзина, птички, зайчики, гнездо). Слайд 4

Групповая работа.

Учитель: Ребята, давайте попробуем в группах из 4 человек составить кластер по теме урока “ Пасха”. Объединитесь в группы.

Учащиеся составляют кластеры и демонстрируют на классной доске. Обсуждение кластеров.

Учитель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой кластер составила я. Слайд 5.

Рефлексия.

Учитель: Когда-то праздник Пасхи был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях. Ребята, все люди в этот день поздравляют друг друга. Вы вместе с родителями изготовили дома праздничные открытки. Давайте организуем выставку открыток.

Дети выставляют открытки.

Учитель: Рассмотрите нашу выставку и выберите открытки с символами праздника. Объясните свой выбор.

Дети объясняют свой выбор.

Учитель: Какие новые сведения о Воскресении Христовом вы узнали на сегодняшнем уроке? Какое задание было самым интересным?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Домашнее задание будет следующим: в семье запишите любую пасхальную игру, чтобы в классе можно было составить книжечку с пасхальными играми и поиграть. Слайд 6.

Литература

1. А.В. Кураев. Основы православной культуры. Москва “ Просвещение”. 2012 год.

2. Д.В. Пушкина. Православные праздники. Москва “Даръ”. 2010 год.

3. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Москва “Азбуковник”. 1999 год.

4. Федеральный центр электронно-образовательных ресурсов.

Показ презентации.(Слайд 13)

Рассказ учителя:

История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть опять принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.

А на все остальные вопросы вы будете искать ответы в текстах.

Учитель раздаёт карточки с текстами и вопросами.

Карточка 1. Слово « Пасха» в переводе с еврейского значит «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского.Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование жизни вечной.

В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник. Праздник радости, любви, доброты и справедливости. И отмечается 40 дней. Во все дни этого праздника, продолжающегося до Вознесения Господня, христиане приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» - и ответными словами « Воистину Воскресе!»Об этом событии рассказывает Евангелие.

1.-Что значит слово «Пасха» в переводе с еврейского?

2.-Что символизирует праздник Пасха?

3.-Сколько дней отмечается Пасха?

4.-Как в праздничные дни христиане приветствуют друг друга?

Карточка 2. Праздник Пасхи является переходящим. Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна - это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая.Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.

1.-Что значит «переходящий» праздник?

2.-Скаким природным явлением связан отсчёт Пасхи?

Карточка 3. После смерти Христа Его тело положили в гроб - так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.

Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы, ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.

    Рано утром того же дня верные ученицы Христа Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия пришли к Его гробу. И они принесли душистое масло - миро, чтобы, как предписывает обычай, помазать Тело Господа. Они увидели Ангела, который, который сидел на камне у входа в пещеру. Ангел сказал: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он Воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что увидят Его в Галилее». И они со страхом и великой радостью пошли возвестить об этом Его ученикам. Потом и Сам Воскресший Иисус Христос являлся ученикам, со словами: «Радуйтесь! Мир вам!» И беседовал Он с ними, чтобы уверовали они в Воскресение Христово.

1.-Кого называют «жёны- мироносицы»?

2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?

3.-Кому первому явился Иисус Христос?

Карточка 4. По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.

В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес.И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям.

После этого из глубины алтаря слышится песнь: «Воскресение Твоё Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» .Эта песнь была изображением того, что в то ночное время, когда в Иерусалиме жители ещё спали, на небе лики Ангелов уже прославляли Господа Воскресшего.

Первыми на земле получили весть о Воскресении пришедши ещё затемно ко гробу Господню жёны- мироносицы. Подобно им, выходит из храма крестный ход с зажжёнными свечами, и обойдя вокруг храма, останавливается перед закрытыми дверями,как бы при входе в пещеру Гроба Господня. И здесь же священник возглашает слова, некогда сказанные Ангелом жёнам- мироносицам: «Христос Воскресе!» И все христиане, входя в храм, с радостью откликаются на эту радость: «Воистину Воскресе!».

1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?

2.-Какой символический смысл имеет перенесение Плащаницы в алтарь?

3.-Что символизирует крестный ход?

4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении?

5.-Что отвечает народ?

Карточка 5.

Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.

Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон: не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.

    Свято чтили на Руси все обряды христианского благочестия. Всю Светлую неделю ходят в каждом приходе от деревни к деревне богоносцы с крестами. хоругвями и образами. Разнося благостную весть о Воскресении Христовом. Одни богоносцы- певцы сменяют других. «Ходить под Богом» на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг. Приступали к нему только с благословения священника.

    На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Самый лучший подарок в эти дни пасхальное яйцо. «Дорого яичко ко Христову дню!» -говорит народная пословица.

    Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе.

1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?

    2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие?

    3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?

Карточка 5. О событии сошествия Христа во ад после смерти на Кресте повествует праздничная пасхальная икона. Церковь учит, что момент Воскресения Христа есть великая непостижимая человеческому разуму тайна. Поэтому он не отображён на иконе праздника. На ней изображено сошествие во ад, рассказано об избавлении людей от уз вечной смерти. Но для древнерусской иконы было принято двойное название «Воскресение- Сошествие во ад».

Мы видим на иконе в центре Христа. Вокруг Него круг- мандорла- сияние Божественной славы и света, который Христос принёс во тьму ада. Христос стоит на поверженных вратах ада. Правой рукой Он держит за руку Адама, слева простирает к Спасителю руки Ева. Ещё множество людей населяют пространство иконы- это праведники, которых Христос выводит из тьмы кромешной. Горки на иконе символизируют мир вышний, противостоящий чёрной бездне ада. А по сторонам помещены изображения ветхозаветных пророков и праотцов.

1.Расскажите, что изображено на иконе « Воскресение- Сошествие во ад.»

Показ презентации с вопросами, данными на карточках (слайд 14,15,16,17,18,19)

Показ презентации. (Слайд 20)

Прочитаем вопросы, ответы на них вы найдете на странице 30-31 учебника

1.Как готовятся православные христиане к Пасхе?.

2.В чём заключается пост?

3.Назовите блюда пасхального стола.


ГБУДПО «Мордовский республиканский институт образования»
Кафедра гуманитарного образования
Конспект урока
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы православной культуры» в 4 классе)
Тема «Пасха»
Составила: Глухова Елена Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Приреченская СОШ», Рузаевского района
Саранск 2017
Технологическая карта
Ф.И.О. Глухова Елена Александровна
Должность Учитель начальных классов МБОУ «Приреченская СОШ»
Предмет Основы религиозных культур и светской этик (модуль основы православной культуры)
УМК А.В. Кураев «Основы православной культуры» .Издательство «Просвещение»
Тип урока Урок введения нового знания
Технология построения урока Системно-деятельностныйТема урока Пасха
Цель, задачи
В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.
В области формирования УУД:
познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.
Основные термины, понятия Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы
Оборудование и инструментарий Учебник, тетрадь обучающихся по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент «Пасха». Пасхальные обычаи», аудиозаписи Гимна Пасхи, Христос воскрес, колокольный звон, инструментальная музыка. Карточки - задания для каждого обучающегося, для пары и для группы обучающихся, ватман, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы.
Планируемые результаты урока Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.
Предметные умения: Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.
Метапредметные умения Познавательные УУД Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи
Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.
Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.
Личностные УУД Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.
Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.
Регулятивные УУД Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).
Коммуникативные УУД
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание
Формы работы Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
I .Организационный момент
Весело звенит звонок,
Начинаем наш урок
Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок для вас и для меня, давайте постараемся работать в тесном сотрудничестве. Я желаю всем успехов. Пожелайте и вы друг другу успехов в преодолении трудностей. И, в свою очередь, я постараюсь быть вам хорошим помощником. Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну Знаний.
Слушают учителя, настраиваются на работу на уроке.
Личностные:
проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
II .Актуализация опорных знаний.
На уроках ОПК мы говорили с вами о человеке и Боге в православии, о проповеди Христа, о Христе и Его кресте.
- Зачем Бог стал человеком?
(Бог-это любовь. Он создал людей и любит их. А кого любят, стараются быть рядом с ними. Поэтому Он решил стать единым с ними. Он хотел испытать все, что свойственно человеку и конечно смерть.)- Как стал именоваться Богочеловек?
(Иисус Христос-имя Иисус значит спасает. Христос именуется Спасителем, потому что, он пришел еще и спасти людей.)- От чего спасает людей смерть Иисуса Христа?
(То же что и сегодня: от смерти, потери души, потери Бога. Зло, которое творили люди до распятия Христа, он вызывает на бой. Он берет на Себя грехи людей всего мира.)- Как вы думаете, история Иисуса Христа закончилась его распятием?.Кто знает, что с ним случилось?
(Он воскрес.)
- А что значит воскрес?
Учащиеся. ?- Знакомое вам слово « воскресенье» связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень « кресс» означает « жить, сиять, сверкать. А Воскресение- день возобновления к жизни.
Отвечают на вопросы.
Проверяют правильность выполнения домашнего задания. Познавательные УУД: уметь объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест».
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывания.
Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
III .Постановка учебной задачи.
(На доске слова):
Христос воскресе христосованье крестный ход
- Прочитаем слова на доске.(1 ученик читает).
- Как могут быть связаны эти слова с воскресением Христа? С каким словом, ассоциируются эти слова?
(Пасха.)
(в центре доски открывается слово Пасха)
- Какое слово или слова вам подсказали? Какие еще слова ассоциируются со словом Пасха?
(Пасхальные яйца, кулич, Пасха, верба, игры, церковь.и.т.д)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(О Пасхе.)
- У нас сегодня необычный урок. Урок –праздник. Мы будем говорить о христианском празднике Светлом Христовом Воскресенье или как еще говорят Пасха Христова.
- Что вы знаете о празднике Пасхе?
- С этим праздником действительно связано много традиций, символов. Но знаете ли вы, какова история возникновения Пасхи? Почему о Пасхе говорят как о Великом христианском празднике?(ответы учащихся)
- Какую цель урока мы с вами поставим?
(Узнать историю происхождения праздника, традиции, символику, обычаи.)
Ответы учащихся
Высказывания детей.
Учащиеся формулируют тему урока
«Пасха».
Определяют цель урока.
Личностные УУД: установление взаимосвязи слова Пасха с жизнью Иисуса Христа
Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.
Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью
IV. Открытие новых знаний.
Динамическая пауза В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.
Все мы радуемся Пасхе и весне.
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.
« Проснись земля,- они вещали.- проснись, твой царь, твой Бог воскрес»
Пасха – это воскресение к жизни.
Исследуйте текст, предлагаемый в учебнике и дайте краткий, но обоснованный ответ на вопрос: в чём заключается воскресение Христа?
- Открыть новые знания о Пасхе нам поможет фильм.
Просмотр видеофрагмента
Пасха. Пасхальные обычаи.
- Во время просмотра видео заполните таблицу:
Знаю Узнал
Анализ видеофрагмента.
Взаимные вопросы.
Вывод. Пасха празднуется 40 дней.
Прослушивание и анализ Гимна Пасхи.
- Предлагаю вам послушать Гимн Пасхи.
Анализ музыкального произведения.
Вывод. Пасха – Праздник Праздников.
Игра с сувенирными пасхальными яйцами. Подойдите к однокласснику, поприветствуйте друг друга и обменяйтесь яйцами. Слушают.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Обучающиеся читают текст в учебнике. Работают с информацией, представленной в учебнике, с целью поиска и выделения необходимой информации.
Высказывания обучающихся.
Смотрят видеофрагмент и делают записи в таблицу.
Анализируют что нового узнали из просмотренного видеофрагмента, делают вывод.
Слушают.
Анализируют.
ХристосоваютсяРегулятивные УУД:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД:
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное, развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах.
V. Закрепление учебного материала.
Подготовка и защита мини-проекта.
Работа в группах.
-Сейчас вам предстоит работать в группах. Давайте вспомним правила совместной работы. (Инструктаж по работе в группах).
Распределите обязанности.
Подготовка мини-проекта. Работа каждой группы по плану.
Задания группам
1 группа: выпустить стенгазету «Яйцо – символ Пасхи».
2 группа: выпустить стенгазету «Пасхальные открытки».
3 группа: подготовить защиту мини-проекта, проведя интервью с присутствующими и собрав обобщённую информацию от каждой группы.
Поиск информации.
Выполнение проекта.
Презентация работ. Во время презентации происходит взаимообъяснение.
Вывод. Расширили знания о традициях празднования Пасхи. Называют правила работы в группе
Ведут диалог с учителем.
Обсуждают, договариваются.
Выбирают лидера группы
Каждая группа получает индивидуальное задание.
Ищут информацию в учебнике с. 29 – 31 Русская Пасха, работают с информацией, представленной педагогом.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Работают в группе.
Каждая группа представляет свою коллективную работу классу.
Познавательные:
выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания;
Предметные: актуализировать имеющиеся знания по теме.
Личностные:
проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других.
VI. Итог урока.
Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Я прошу вас ответить на вопросы
- Какую цель мы ставили в начале нашего урока?
- Какие задачи решил каждый из вас?
- Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
- Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
- Что наиболее интересным вам показалось на уроке?
- Что бы вы хотели узнать ещё о Пасхе?
Вывод. Открыли новые знания, учебный материал усвоен всеми. Участвуют в обсуждении вопросов.
Отвечают на вопросы. Личностные:
- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- уметь аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.
Предметные:
актуализировать имеющиеся знания по теме.
VII. Домашнее задание.
Задание на дом (на выбор).
- Как вы думаете, вы всё знаете о празднике Пасха?
Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме.
1. Учебник с. 28 – 31 ответить на вопросы, подготовиться к викторине.
2. Напишите сочинение на тему «Празднование Пасхи в моей семье». Получают задание на листочках.
Отвечают.
Слушают рекомендации учителя. VIII. Рефлексия.
- Вы хорошо сегодня потрудились.
- Возьмите сувенирные пасхальные яйца.
Подойдите к доске и поместите яйца в одну из корзин:
1 корзина: материал урока был полезен.
2 корзина: материал урока бесполезен.
- Сделайте комплимент своим одноклассникам за работу на уроке.
Спасибо за работу. Выражают свое отношение к уроку и делают комплименты..Личностные УУД:
Личностное самоопределение
Регулятивные УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.
Коммуникативные УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.