Если человек забывает элементарные вещи. «Я постоянно все забываю. Что приводит к деменции

Простая рассеянность или очевидное расстройство здоровья? Можем ли мы справиться со своей забывчивостью сами или стоит обратиться за помощью к специалистам?

У нарушений памяти может быть много причин. Наиболее сложные случаи связаны с неврологическими расстройствами. «И прежде всего с болезнью Альцгеймера, - рассказывает невролог Владимир Захаров. - Лишь в начальной стадии этого неизлечимого заболевания мы можем облегчить жизнь больных. Мы сохраняем их память с помощью трансмиттеров, препаратов, восполняющих недостаток ацетилхолина, вещества, при помощи которого информация передается от клетки к клетке. Другая распространенная причина забывчивости - сосудистое слабоумие. Оно развивается стремительно, и в этом случае память помогают сохранить препараты, нормализующие мозговое кровообращение».

Необходимо отличать эти серьезные нарушения от простой забывчивости, которая может быть вызвана стрессом, депрессией или давними травматическими переживаниями. И в этих случаях улучшить память вполне возможно. «Если, забыв фамилию актера, вы вспоминаете ее, услышав его имя, значит, нарушение не носит системного характера. В этом случае можно обратиться к психологу», - говорит Владимир Захаров.

Психологические причины

«Забывчивость нередко возникает в тот момент, когда у человека нарушается связь с самим собой, он перестает слышать свой внутренний голос, а жизнь воспринимает как трудное испытание, - уточняет психоаналитик Ксения Корбут. - Забвение оказывается спасительным выходом, правда, лишь на короткое время». Психодраматические тренинги, работа с психотерапевтом помогают внести ясность в отношения с собой и со своей семейной историей.

С точки зрения психоанализа

Все, что мы пережили когда-то, все, что вызывает у нас чувство дискомфорта, тревоги, страха, мы вытесняем в наше бессознательное. «Так действует один из способов психологической защиты, - поясняет Ксения Корбут. - «Забывая», мы избавляемся от амбивалентности своих чувств, защищаемся от негативных переживаний - словом, на время забываем о том, что вызывает душевную боль. Но одновременно отдаляемся от самих себя, ведь причина наших страданий остается неизменной».

«Я не мог вспомнить, сколько мне лет»

Николай, 51 год, сотрудник Министерства культуры

«Последние несколько лет я то и дело что-нибудь забываю. Например, мне что-то нужно найти в кабинете. Но, пока я туда иду, забываю, за чем шел. По долгу службы мне приходится вести много переговоров с самыми разными людьми. И зачастую я напрочь забываю наши предварительные договоренности. Какой-то внезапный провал, пелена… Такое происходит со мной все чаще, и это становится просто невыносимо. А на днях случилось нечто уже совсем из ряда вон: я не смог вспомнить, сколько мне лет! Все это здорово отравляет мне жизнь».

Все, что хранится в нашем бессознательном, периодически прорывается в символической форме, в виде сюжетных снов, ошибочных действий (описок, оговорок), провалов в памяти. 32-летний Александр постоянно забывает или теряет ключи от своей квартиры. Он рос в авторитарной семье, и родители очень рано дали понять, что ему нет места в их доме. С 18 лет Александр живет самостоятельно. Казалось бы, он забыл о пережитом в детстве, и беспокоит его, пожалуй, лишь такая странная забывчивость.

«Отверженность - сильное разрушающее чувство, с ним трудно совладать, - комментирует Ксения Корбут. - Неосознанно забывая ключи, Александр все еще пытается освободиться от этого переживания. Но каждый раз, сталкиваясь с запертой дверью, снова и снова чувствует свою брошенность». Забывание указывает на наличие проблемы, а то, что именно мы забыли, может подсказать, где искать причину страданий. Психоанализ помогает погрузиться в бессознательное, вновь пережить болезненные переживания и так освободиться от них.

Что делать?

Выполнять упражнения на развитие внимания

Купите красивую рамку, вставьте в нее лист с каким-нибудь стихотворением и повесьте на видном месте. Ваша цель - учить наизусть одно-два стихотворения в неделю.

Работать с телом

Запишитесь в танцевальную студию: занятия помогут максимально мобилизовать ваши память и внимание.

Не стремиться сделать все

Забывчивые люди часто думают о сотне вещей одновременно. Давайте себе отдохнуть и учитесь перекладывать какие-то дела на окружающих - тогда вам легче будет придерживаться главного.

Играть в ассоциации

Соединять одно представление с другим - прекрасный способ их запоминать. Ищите свои приемы запоминания.

Развивать чувственность

Чем больше включены ваши чувства во время какого-то занятия, тем больше шансов, что связанное с ним хорошо запомнится. Заходите в парфюмерный магазин, чтобы обогащать вашу обонятельную палитру, бросьте курить, чтобы лучше чувствовать вкус, и уделяйте внимание тактильным ощущениям.

Главные жертвы забывчивости - это сами забывающие! Поэтому не относитесь к ним слишком сурово. Если, забыв о договоренности, человек вновь вас подвел и пытается найти причину своей забывчивости, проявите терпимость. Подсказывайте, задавайте наводящие вопросы, относящиеся к конкретной ситуации. Именно так поступает психотерапевт во время сеанса. Помогайте вашему забывчивому близкому тренировать память: вместо того чтобы трижды повторять одно и то же, спросите его, помнит ли он то, что вы только что сказали. Такие «проверки» будут способствовать его большей сосредоточенности.

Из нашей статьи вы узнаете, как отличить простую забывчивость от потери памяти.

Когда мы что-то забываем, то всегда чувствуем себя неловко. Учитывая высокую распространенность болезни Альцгеймера , провалы в памяти выглядят весьма устрашающе. Однако во многих случаях то, что мы принимаем за нарушение памяти, оказывается обычной забывчивостью. Как же отличить норму от болезни? Ниже вы найдете 5 примеров физиологического снижения памяти, обусловленного возрастными изменениями. «Если вас беспокоит ваше состояние, обратитесь к врачу. Обследование позволит исключить возможные причины нарушения памяти», – считает психиатр Гарри Смолл, автор нескольких книг о памяти и познании.

Это не серьезно: забывчивость не нарушает повседневную жизнь

Все мы время от времени мучаемся от того, что забываем простые вещи: название фильма, чье-то имя, важную дату, причину, по которой заходим в комнату. Такое периодическое замедление извлечения информации из недр нашего мозга – вполне нормальное явление, связанное с процессами старения и образом жизни.

Однако, когда нарушения памяти, мешают повседневной жизни, то это повод обратиться к врачу. Те действия, которые мы выполняем каждый день, требуют наличия базовых навыков, которые здоровый мозг никогда не забывает. Если вы продолжаете работать, готовить еду, одеваться, заниматься любимыми вещами и читать книги, несмотря на забывчивость, значит, у вас все в порядке.

Это не серьезно: «тренировка мозга» дает улучшение

В настоящее время существует множество способов «тренировки мозга» (компьютерные программы, когнитивная терапия, специальные пособия), которая направлена на улучшение состояния синапсов и работы мозга. Эксперты считают, что «тренировка мозга» не позволяет вернуть память при болезни Альцгеймера. Однако вопрос о воздействии «упражнений» на мозг здорового человека остается открытым. «Наш мозг компенсирует потерю памяти, и мы можем помочь ему. Если вы выполняете «упражнения» и видите результат, это хороший знак. Деменция – это заболевание, при котором нарушено запоминание новой информации. Если вы по-прежнему способны получать новую информацию, значит, способны и запоминать ее.

Это не серьезно: вы начали принимать новый препарат

Прежде чем поднимать панику по поводу нарушений памяти, подумайте о том, какие изменения произошли в вашей жизни и как они могли повлиять на работу мозга. Побочные эффекты лекарственных препаратов часто становятся причиной снижения памяти. Многие пожилые люди принимают одновременно большое количество препаратов, что увеличивает риск взаимодействия между ними. Поэтому некоторые врачи считают, что любой новый симптом следует расценивать как побочный эффект, если не доказано обратное. К лекарствам, влияющим на кратковременную память, относятся: седативные препараты, препараты от изжоги, препараты от недержания мочи, статины и антидепрессанты.

Это не серьезно: никто не замечает вашей забывчивости

«Окружающие могут замечать вашу забывчивость, но не говорить вам об этом, чтобы не обидеть вас. Однако в семье обязательно возникнут конфликтные ситуации, связанные с нарушением памяти. Подобные конфликты свидетельствуют о наличии заболевания, в частности деменции», – считает психиатр Кен Роббинс из университета Висконсин (США). Таким образом, родственники становятся первыми, кто «ставит» диагноз, и зачастую они оказываются правы. Согласно результатам исследования, проведенного в 2010 году в Вашингтонском университете, родственники и друзья выявляют ранние симптомы болезни Альцгеймера лучше, чем традиционный скрининг и высокотехнологичные методы обследования. К ранним симптомам относятся: повторение одних и тех историй или вопросов, социальная отчужденность и нарушение повседневной жизни.

Но если близкие не говорят вам о вашей забывчивости, то скорее всего все нормально.

Это не серьезно: забывчивость появляется при стрессе, недосыпании и загруженности на работе

Прежде чем винить себя, подумайте о том, какой объем работы вы выполняете. Наш мозг не приспособлен к тому, чтобы решать одновременно несколько вопросов. Вы переключаете внимание с одного вопроса на другой, и когда занимаетесь одним вопросом, то не обращаете внимания на другие, что ведет к кратковременной потере памяти. Задача еще больше усложняется, если вы используете одну и ту же часть мозга, например, центры речи для разговора по телефону, чтения информации с экрана и печати. Еще одним стрессовым фактором для мозга является недосыпание, поскольку обработка и организация полученной информации происходит именно во сне. И, наконец, стрессовые ситуации также негативно влияют на работу мозга.

Люди с настоящей деменцией забывают не зависимо от количества сна, работы или стресса.

Если вы переживаете за свою память – специально для вас наш специальный проект «

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Ситуации, когда, идя зачем-то из одной комнаты в другую, мы вдруг обнаруживаем, что забыли за чем шли, довольно распространены. И не стоит этого пугаться. Это связано с обычной работой головного мозга человека и не считается каким-то негативным отклонением. Но, все же, почему так происходит?

Переплетение мыслительных процессов

Среди ученных подобная забывчивость называется «эффектом дверного проема». Связан подобный эффект с тем, что на нашу память постоянно влияют какие-то отвлекающие факторы, которые мозгу порой бывает сложно «разложить по полочкам».

К примеру, вы готовите какое-то блюдо. Если это блюдо вам приходится готовить довольно часто, все процессы у вас протекают почти автоматически. Вы можете попутно думать о чем-нибудь другом, напевать какую-то песню, притопывать ногой и т. д. Но стоит вам дойти, скажем, до нарезки лука, как вы концентрируетесь на этом занятии более внимательно, поскольку эта операция более трудоемкая и в результате неверного движения можно поранить себя ножом.

Это говорит о том, что посторонние факторы или излишняя мозговая активность в этот момент может сказаться пагубно на ваших действиях. Нажитый навык может быть оттеснен каким-то воспоминанием или попыткой исполнить более сложный момент напеваемой песенки и в результате произойдет сбой, который может привести к нежелательным последствиям.

Так же и в случае с забывчивостью. Идя в комнату, скажем, за книгой, мы думаем о чем-то еще, и в тот момент, когда пересекаем порог помещения, уже забываем, за чем шли, поскольку мысли о чем-то другом уже вытеснили из мозговых процессов воспоминание о нужном за ненадобностью.

Корни проблемы

Связано это с тем, что в нашем мозге имеется целая сеть ячеек памяти, и каждая ячейка отвечает за те или иные запоминания. К примеру, информация, связанная со сложными житейскими навыками, хранится в одной ячейке, из которой информация редко удаляется за ненадобностью. Существуют и ячейки, отвечающие за знание об окружающем мире, о родственниках и всем, что с ними связано. Подобная информация может пригодиться человеку в любой момент их жизни, и стирать ее нельзя. Мозг об этом знает, а потому вся она помещена в область «долгосрочной памяти».

Но существует и область «краткосрочной памяти», куда помещаются запоминания, которые по выполнению тех или иных манипуляций, с ними связанных, могут быть стерты мозгом. Как утверждают ученые, это обычный процесс мозговой деятельности. Мозг удаляет ненужные и незначительные запоминания, чтобы они впоследствии не мешали его нормальному функционированию. Также это дает возможность на «чистый лист» записывать следующие запоминания, краткосрочного характера.

Как это работает

Продолжим рассматривать пример. Вы хотите сесть в кресло гостиной и полистать свежий журнал. Поскольку информация о том, где вы положили его, придя с улицы, находится в одном из отделов «долгосрочной памяти», вы точно об этом знаете и идете за ним в другую комнату. То, что вам нужно сходить за журналом, записывается в отдел «краткосрочной памяти», поскольку мозг разбирается, что по выполнении операции эта информация вам будет уже не нужна.

Попутно ваши мысли заняты другими, параллельными мыслительными процессами. А все мыслительные процессы, так или иначе, связаны с отделом «краткосрочной памяти». В какой-то момент мозг попросту удаляет ненужный «объект» о журнале, и использует это место для текущих мыслительных процессов. Результатом становится то, что, автоматически зайдя в другое помещение, вы уже забыли то, зачем сюда направлялись.

Как предотвратить подобное в будущем

Как правило, для того, чтобы исправить ситуацию, вам снова можно вернуться в комнату и обозреть ее глазами. Ваше зрение натыкается на уютное кресло и чашку кофе на журнальном столике, и вы вновь вспоминаете о журнале.

Предотвратить подобную забывчивость можно попросту ассоциируя то, зачем вы идете с каким-то более значимым объектом из «долгосрочной памяти». К примеру, идя в комнату за ключами от автомобиля, подумайте о том, какой брелок на нем висит, какая на нем эмблема, как ключики звенят, болтаясь на колечке.

Чем больше информации об объекте будет записано в «краткосрочную память», чем больше, значимее и крепче у нее будет связь с информацией из «долгосрочной памяти», тем меньше будет возможности, что вы о ней забудете за столь короткое время.

наша рассылка Материалы сайта 1 раз в неделю

Материалы по теме

Последние материалы сайта

Отношения

Серьезно настроенный мужчина, мечтающий о дружной семье и детях, это ли не мечта каждой представительницы слабого пола?

Желая своим друзьям представить нового знакомого, вы вдруг забыли его имя. Или еще хуже ситуация. Не можете вспомнить, где оставили машину на подземной автостоянке, тратите уйму времени на ее поиски. Бывают такие случаи, и они портят настроение, осложняют отношение, а иногда просто выбивают из определенного жизненного ритма. И все же не стоит переживать. Это всего лишь забывчивость, а не серьезное нарушение памяти. Ученые считают, что сохранить хорошую память можно и после шестидесяти лет. Конечно, изменения есть, ведь процессы, которые регулируют нашу память, с возрастом изменяется. И именно этот страх заставляет нас преувеличивать степень нашей забывчивости, искажает собственное представление о нашей памяти.

Провалы в памяти иногда отмечают женщины в климактерическом периоде. Скорее всего, это связано с тем, что ночные приливы не дают выспаться, а усталость является причиной забывчивости. По утверждению специалистов в любом возрасте можно развить, значительно улучшить память.

Как бороться с забывчивостью

Вот некоторые советы, соблюдая которые, вы сможете улучшить свою внимательность, тем самым избавиться в некоторой степени от забывчивости.

Старайтесь быть внимательными

Вы можете ничего не вспомнить, если читали, слушали или просто делали что-то рассеяно, отвлекаясь, не достаточно сосредоточившись.

Поэтому, прежде, чем начинать что-то, остановитесь, мобилизуйте все органы чувств, сосредоточьтесь – смотрите, слушайте, ощущайте.

Иногда необходимо акцентировать свое внимание на каком-то действии или месте: “Я иду по улице. Около дома справа растут клены. В тени их можно отдохнуть на скамейке”. Если вы будете зрительно воспринимать информацию и словесно ее выражать, то в этом случае она закладывается в память прочнее и легче извлекается.

Не отвлекайтесь

Иногда полезно, прежде чем начать что-то делать, прокрутить в голове, проговорить свои действия. Когда вы озвучите то, что вам необходимо сделать, вам легче будет сосредоточиться, и вы не будете отвлекаться на другие предметы, даже если они встретятся у вас на пути. Таким образом вы не забудете то, что вам необходимо сделать.

Создание логических связей

Продумайте слова, предложение или рассказ, где слова, которые вам нужны будут логически связаны. К примеру, вам необходимо запомнить номер дома или район. Улица Морская дом 5. Логическая связь будет такой: “Моему сыну 5 лет и он сейчас отдыхает на море. Или, к примеру, вам надо по дороге домой купить определенный перечень продуктов: молочко, десяток яиц, огурцы и четыре пачки печенья. Таким образом, можно составить, к примеру, такой акроним МЯССССО (М- молоко, Я - яйца, четыре С- четыре пачки печенья, О – огурцы).

Образное мышление

Образное мышление, как утверждают специалисты, помогает запомнить новые лица и имена. Например фамилия вашего нового начальника Лесков. Представьте себе его среди небольшого леса. Этот образ будет напоминать вам фамилию начальника.

Минеральные вещества для памяти

Ученые и медики придерживаются мнения, что нарушение внимания, ослабление памяти и прочее приводит недостаток железа, бора и цинка.

Чтобы получать необходимое количество этих минералов из пищи, по мнению ученых, надо хотя бы пять раз в день есть фрукты и овощи (источник бора) и трижды в неделю употреблять мясо (источник железа и цинка).

Тренировка мышц и памяти

Было проведено исследование влияния на память физической нагрузки, в котором группа добровольцев три раза в неделю по часу в день занимались физическими упражнениями. Как выяснилось при тестировании, ее участники справились с заданием на память лучше, чем те, кто не занимался. Учеными доказано, что движение улучшает приток кислорода к мозгу, что и улучшает память, путем ускорения использования мозгом глюкозы. Как известно, физические нагрузки заметно снижают стресс, а от нервного перенапряжения память страдает.

Если вы все же забываете

Как мы уже выяснили, избежать провалов в памяти достаточно просто. Но если вы все же забываете, напоминаем вам некоторые приемы.

Немного подождать

Если вы все же не смогли вспомнить имя нового знакомого, не стоит зацикливаться на этом, просто продолжайте дальше беседу. Скорее всего, оно очень быстро само всплывет в памяти, если вы не будете по этому поводу нервничать.

Вернитесь мысленно назад

Вы продолжаете искать машину на стоянке? Остановитесь, мысленно вернитесь назад. Восстанавливая цепочку событий, вы, скорее всего столкнетесь с деталями, которые помогут вам вспомнить, где находится машина. Представьте, к примеру, что именно вы делали или видели, когда шли от машины. Любой предмет, здание, растение помогут вашей памяти.

Этим приемом можно воспользоваться, если вы пришли в комнату и не можете вспомнить что конкретно хотели сделать. Задайте себе вопрос: “Что я делала, перед тем, как сюда прийти?”

Когда нужен врач

Самостоятельно человеку не просто выяснить, серьезно ли нарушена его память или же это просто не внимательность. Если у вас есть подозрение, что забывчивость слишком участилась, что за последнее время забывчивость стала постоянной спутницей, вам необходимо обратиться к врачу.

Обратиться к специалисту стоит в таких случаях: не можете вспомнить дорогу в знакомое место, если вы стали забывать, как делаются самые простые вещи, если вы не можете приготовить блюдо по рецепту.

Мы желаем вам доброй памяти и надеемся, что наши советы при необходимости помогут вам.