Игры с родителями материал на тему. Формирование традиций группы – эффективная форма работы с родителями Играем с родителями в детском саду

Оборудование: детские шумовые инструменты: бубны ложки, погремушки; большой лист белой бумаги, гуашь.

План подготовки: разучить песню «Про лес» музыка В. Витлина, слова Когановой, музыкальную игру на музыку И. Гайдена «Прогулка в заколдованном лесу» (Н. Алпарова, А. Николаев, И. Сусидко из сборника «Музыкальный игровой материал для дошкольников и младших школьников “На лугу”»), песню «Мы цветочки» музыка и слова Н. Алпаровой.)

(Зал украшен бумажными цветами, шарами, дети сидят на стульчиках.)

Ведущий:

Как у наших, у ворот,

Нынче все наоборот.

Мы не будем здесь учиться,

Будем петь и веселиться.

Будем в игры играть,

Танцевать и рисовать.

Ребята, вы хотите играть? Но для игр надо выбрать подходящее место. Давайте придумаем свой город и назовем его «Играй-город». В нем будут улицы, переулки, площади, сады и парки. В отличие от обычного города, в нем можно играть везде и всем: и детям, и взрослым. Ну что, согласны отправиться в такой город? (Ответы детей.). Попасть туда можно лишь на ковре-самолете. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Полетели! Приземляемся в лесу, который окружает наш город.

(Дети исполняют песню «Про лес» музыка В. Витлина, слова А. Когановой.)

Лес у нас не простой, он заколдованный.

(Музыкальная игра на музыку И. Гайдна «Прогулка в заколдованном лесу» (Н. Алпарова, А. Николаев, И. Сусидко из сборника «Музыкальный игровой материал для дошкольников и мл. школьников «На лугу»». Проводится с детьми, затем с детьми и родителями.)

Вы хорошо поработали, расколдовали всех животных и птиц, но осталась одна птичка, которая хочет с вами поиграть.

Игра «Веселая ворона»

Веселая ворона сидела на сосне,

Веселая ворона приснилась мне во сне.

Она сказала: «Мяу», потом сказала: «Хрю».

Потом она сказала: «Красиво говорю».

Потом она звенела, как тысяча звонков.

Потом она гудела, как тысяча гудков.

Потом она скрипела, как тысяча ворот.

Потом она взлетела хвостом наоборот.

И тут же превратилась в прекрасный красный шар,

На землю опустилась и закричала: «Кар-р-р».

(Дети интонационно выразительно рассказывают стихотворение, четко проговаривая звуки и сопровождая каждую фразу пластическими движениями рук.)

Ведущий: Вот мы и пришли к воротам нашего города. На улицах города надо быть очень внимательными.

(Игра «Будьте внимательны». Дети повторяют за педагогом движения, ориентируясь на голосовые команды.)

Давайте проедем в волшебном автобусе. Садитесь прямо, руки лежат на коленях. Отправляемся в путь. Посмотрите направо, какое высокое здание. Посмотрите налево, какая широкая река, а справа вверху светит яркое солнце, слева внизу растут прекрасные цветы. Куда мы приехали, догадайтесь сами.

Игра со словом «Доскажи словечко»

На ветке не птичка

Зверек-невеличка.

Мех теплый, как грелка,

Кто же это? (Белка.)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной - ... (медведь).

В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход.

Кто б навстречу не поплыл,

Всех проглотит... (крокодил).

Хобот длинный, пасть с клыками

Ноги кажутся столбами.

Как гора, огромный он.

Ты узнал, кто это? (Слон.)

Ведущий : Вы догадались, где можно встретить всех этих животных в нашем городе? Конечно, это зоопарк.

(Подвижная игра с участием родителей «Птички в гнездышке» (См. С.Н. Чистякова «Психогимнастика»).)

В нашем зоопарке в самом центре большая клумба, а на ней столько много красивых цветов. Хотите на них посмотреть?

(Исполняется песня «Мы цветочки» музыка и слова Н. Алпаровой.) Вот в этом домике живут слоны и они все время передвигаются. Нам нужно их посчитать. Давайте попросим родителей помочь нам.

(Игра с родителями «Посчитай слонов». Ведущий читает стихотворение М. Пляцковского.)

Слонялся долго в джунглях слон,

Ломая зарослей заслон.

Бедняжка утомился

И к пальме прислонился.

Сколько слонов спрятано в этом стихотворении? (Ответы родителей.) Сейчас мы пройдем по улице Внимания, где жители очень любят играть в различные игры, одна из них называется «Лови ладошку».

(Проводится игра «Лови ладошку. Дети стоят по кругу, водящий в центре.)

Дети (хором):

Мы лепили куличи,

Прилетели к нам грачи.

(Ha каждую фразу дети поочередно показывают ладони.)

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол.

Ну, а пятый не зевал

И пирог у них украл.

(Водящий должен поймать одного участника игры, который занимает его место.)

Ведущий: Теперь мы отправимся на концерт и вы услышите польку на музыку Александрова в исполнении детского шумового оркестра.

(Выступление шумового оркестра.)

Замечательный у нас получился город, но его можно сделать еще красивее. Давайте нарисуем в нем прекрасные деревья.

(Дети рисуют листья на деревьях приемом приложения ладоней.)

К сожалению, наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться домой. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Да, во время нашего путешествия мы очень хорошо играли, и у нас все получилось. Вы догадываетесь почему? Потому, что мы все делали дружно.

Общеразвивающая игра «Это мой ребенок?!»

Цель : Способствовать развитию коммуникативных умений, гармонизации детско-родительских отношений.

Задачи:
1. Познакомить с одной из форм работы с родителями.
2. Развивать творческие, актерские способности детей.
3. Воспитывать взаимоотношение, доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитатель 1 . Здравствуйте дорогие друзья!

Воспитатель 2. Здравствуйте уважаемые зрители! Мы с вами находимся на телепередачи, которая называется «Это мой ребенок» Как вы знаете, на каждой телепередаче есть ведущие. Давайте поприветствуем наших ведущих: Галина Владимировна и Светлана Алексеевна.

Воспитатель 2. А теперь пришла пора представить главных действующих лиц – наших участников. (участники по одному входят в зал). Семья ХХХ1: мама Екатерина Александровна и ее сын Матвей, семья ХХХ2: мама Елена Николаевна и ее дочь Арина.

Воспитатель 1. Семья ХХХ3: мама Яна Андреевна и ее сын Даниил, семья ХХХ4: мама Юлия Николаевна и ее дочь Виктория.

Воспитатель 2 . Уважаемые родители ваши дети очень любят ходить в детский сад и поэтому для первого конкурса они приготовили вам видео-задание, которое называется «Закончите мысль». Итак, внимание на экран, отвечает тот родитель, чей ребенок появляется на экране (на экране поочередно появляются видеоролики)

На экране появляется Матвей: «Меня зовут Матвей, мне 4 года. В детском саду я больше всего люблю играть, кушать и спать. Это наша спальня, а это моя кроватка. Перед сном, я люблю слушать …» (сказки).

На экране появляется Арина: «Здравствуйте, меня зовут Арина, мне 4 года, я люблю ходить в детский сад, это наша группа, это наши игрушки, мы играем с куклами, машинами, строим дома из кубиков, строим дома из кубиков, моя любимая игрушка …» (ноутбук)

На экране появляется Даниил: «Здравствуйте, меня зовут Даниил, мне 4 года я люблю ходить в детский сад, это наша группа, это наши игрушки, мы Мне очень нравится ходить в детский сад. Мы здесь играем, рисуем, лепим. Я очень люблю играть в настольные игры. У меня на столе конструктор, мозаика, домино. Моя любимая настольная игра …» (пазлы).

На экране появляется Виктория: «Здравствуйте, меня зовут Виктория, мне 4 года. Я люблю маму и папу. Мне нравится ходить в детский сад. Это наша раздевалка, а это мой шкафчик, в нем находятся мои вещи – курточка, шапочка, шарфик, сапожки. А еще в шкафчике есть вот такой пакет, в котором находится …» (физкультурная форма)

По итогам первого конкурса жюри подводит итоги.

Воспитатели 1 . Все большие молодцы, продолжаем наши соревнования. Внимание второй конкурс «Мама, папа, я спортивная семья»

Ведущий обращается к участникам и спрашивает: «А вы любите заниматься спортом?» «Да»

Воспитатель 2. Уважаемые родители, ваши дети рассказали нам о своем виде спорта, теперь мы проверим, знаете ли вы любимый вид спорта вашего ребенка.

Конкурс заключается в следующем, ребенок заходит за ширму и выбирает атрибут необходимый для его любимого вида спорта.

Матвей любит плавание и берет шапочку для плавания, очки и полотенце. Вика берет коньки. Даниил берет футбольный мяч, Арина берет ленту для занятия танцами.

Дети по очереди выходят из-за ширмы и показывают свой любимый вид спорта.

Жюри подводят итоги второго конкурса.

Третий конкурс: «Угадай рисунок» . Дети рисуют свою семью, повернувшись спинами к родителям, через некоторое время рисунки вывешиваются на доске под номером от одного до четырех, родители поднимают карточку с тем номером, под которым они считают, что ребенок изобразил именно их семью.

Жюри подводит итоги.

Заключительный конкурс для родителей и детей, называется «Волшебный мир сказок».

Воспитатель 1 . Уважаемые участники, ваша задача угадать о какой сказке или о каком сказочном герое идет речь. Звучит подсказка, и если вы знаете ответ, то громко звоните в колокольчик.
1. Какая принцесса жила в океане (русалочка).
2. Кто доставил бабушке гостинцы (красная шапочка).
3. Какой утенок превратился в лебедя (гадкий утенок).
4. Кто доставил бабушке и дедушке гостинцы в корзине (медведь).
5. Кто заморозил хвост в пруду (волк).
6. В каком домике жило много зверей (теремок).

Жюри подводит итоги заключительного конкурса и игры в целом.

Воспитатель 2. Мы благодарим наших участников, поздравляем победителя и вручаем призы всем нашим участникам.

До новых встреч!

У нас в группе в рамках программы «Партнерство» стало традицией проводить «Родительские пятницы», чтобы сплотить коллектив детей и вместе с тем и родителей. В рамках «Родительской пятницы» разработана нами программа на два года. Наша группа логопедическая и работает два года.

Важно, что в составлении программы принимали активное участие родители. На родительском комитете мы обсудили и приняли решение о необходимости такой программы, определили вместе с родителями цели, задачи и содержание «Родительских пятниц».

Цель нашей работы: Направить внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в социально-нравственном воспитании ребенка в период дошкольного возраста, сделать их активными участниками и помощниками в воспитательно - образовательной деятельности.

Задачи программы:

· Познакомить родителей с общей характеристикой социально-нравственного воспитания.

· Сделать доступным весь имеющийся в группе занимательный материал по социально-нравственному воспитанию.

· Познакомить с различными видами театров, способами их изготовления.

· Раскрыть роль игр - драматизаций в социально-нравственном воспитании.

· Обучить методике проведения игр-драматизаций в домашних условиях.

· Сделать это мотивом к участию в совместных вечерах «Родительской пятницы»

Прогнозируемый результат:

При выполнении данных условий будут сформированы практические навыки общения, нравственные мотивы поведения.

Я познакомлю с нашей работой на примере одной «Родительской пятницы» в форме совместной игры-драматизации сказки. Почему, именно, мы обратились к сказкам, потому что это очень близкий и доступный материал родителям и детям. Потому, что мы увидели хороший результат через игры-драматизации, через обыгрывание сказок. Работая со сказкой можно решить многие проблемы.

Чтобы успешнее организовать эту работу провели анкетирование родителей, в котором мы обратились к родителям с вопросами, чтобы увидеть их отношение к сказкам. Из анкет выяснилось, что родители действительно имеют некоторый объем знаний, но эта работа ограничивается только чтением сказок в семье.

А у нас выработалась методика работы с проведением игр-драматизаций и мы увидели, что через эту систему можно решать проблему общения родителей и детей и разработали программу, наметили план работы, обозначили цели и внедряем уже на практике.

Наша цель - вовлечь родителей в педагогический процесс. Развивать с ними партнерские отношения. Показать родителям возможности общения с детьми, используя устное народное творчество, в частности сказки. Конечная цель - общение с родителями.

Мы показали игру-драматизацию русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Вовлекли родителей в процесс игры. Роли мамы и папы взяли на себя родители Захарова Бориса. Желающие родители создавали «образ леса», по которому девочке страшно было идти.

Затем родители познакомились методикой подготовки к такой игре. Игры, в которой участвуют и родители, и дети.

В чем заключается методика такой игры.

1 этап - Чтение сказки. Знакомство с героями сказки и характеристика героев.

2 этап - Распределение ролей. На этом этапе предлагается возможность творчества. Это - изготовление масок, костюмов персонажей в домашних условиях из разных подручных материалов. Это были коробки, нитки, пластиковые бутылки, бумага и т.д.

Так же изготовление персонажей из конусов, цилиндров с детьми на занятиях и в свободной деятельности. Характеристика персонажа обыгрывалась и закреплялась в процессе речевого общения (например, заяц молодой или старый, какой костюм оденем, какие будут эмоции у зайца, какое настроение у персонажа, какое лицо нарисуем).

Далее мы обсудили каждого персонажа, каждое действие нашей сказки: Гуси - лебеди какие, какой мальчик, какая девочка, Баба-Яга добрая или злая, какая мышка и т.д. Готовили декорации, обсудили какие деревья - высокие или низкие, какая печка, какой дом у мальчика и девочки, какой дом у Бабы - Яги.

3 этап - Постановка спектакля.

Такая методика позволяет легко освоить детям образ героя, пропуская через свой жизненный опыт воплотить (изобразить).

Благодаря этой методике не нужно заучивать роли. Ребенок выбирает себе роль по желанию, настроению и игра остается игрой для детей, а не заучиванием текста.

После сказки родители прошли в музей сказок, которую мы создали в начале года с помощью родителей и детей. Познакомили их с опытом работы семей по созданию персонажей по русским народным сказкам в домашних условиях.

Итак: такая встреча заинтересовала родителей, их участие было очень живым. А подход к разрешению проблемы эффективным.

На детей данное мероприятие произвело огромное впечатление. Они радовались и собственному участию в постановке спектакля, и тому, что участвовали их родители.

После игры - драматизации в группе мы с детьми рисовали понравившиеся сюжеты сказки, обсудили наше мероприятие и запланировали следующее.

Дети сами выбрали сказку «Красная шапочка» и распределили роли между собой и родителями.


Организация объединений с учетом интересов родителей и

детей в детском саду. «Творческая гостиная» и «Родительские

пятницы».
ст.воспитатель Панова Т.Н. МБДОУ Детский сад №19 Г. Великие Луки. «Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» – эти слова Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи. Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу. В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ и семьи с целью личностного развития ребенка вместе с взрослыми с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей. Изменилось и понимание сотрудничества:  от простого обмена информацией к межличностному диалогу педагога с родителями;  партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение усилий в развитии и воспитании детей;  атмосфера общности интересов.
Одним из эффективных способов работы с родителями является клубная

работа.

«Клуб родителей будущих школьников»
, цель которого – помочь родителям подготовиться к школе, подготовиться к возможным трудностям, с которыми их ребенок может столкнуться в школе, и клуб «Азбука семейного счастья». Само, название предполагает, что семья может быть по-настоящему счастливой лишь тогда, когда в ней счастливы все: мама, папа и, конечно же, ребенок, который ждет, что взрослые станут его друзьями, верной опорой в жизни.
В клубной работе решаются сразу несколько задач:
 установление партнерских отношений с семьями воспитанников;  объединение усилий для развития и воспитания детей;  создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;  активизация и обогащение воспитательских умений родителей;  осознание ими своей воспитательской роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.
Основные принципы работы клуба:
 принятие любых точек зрения родителей, педагогов и других участников встреч;
 признание компетентности сотрудничающих сторон;  конфиденциальность общения.
Примерная тематика встреч:
 преодоление ригидных стереотипов воспитания и развитие родительской компетентности (например, встречи на темы: «Какая я мама?», «Мы воспитываем настоящего мужчину», «Наказать или… ?» «Сюжетно- ролевая игра в жизни ребенка »);  актуальные проблемы для определенной группы родителей, (приглашаются родители детей из разных возрастных групп, объединенные общей проблемой. Это встречи на темы: «Ребенок, которого не слышно », «И страхи тоже ступеньки детства »);  обсуждение запросов родителей одной возрастной группы (например, встреча в клубе на тему «Первый раз в первый класс» показалась наиболее значимой для родителей детей подготовительной к школе группы);  психологические проблемы детей разных возрастных групп (например, тема встречи «Маленькие забияки» определилась в связи с учащением случаев проявления агрессивности у детей старшей возрастной группы). Представляют интерес для родителей встречи в
«Экологическом клубе»
, работа которого построена по принципу сочетания теоретического занятия и практического (познавательно-развлекательного). Занятия в данном клубе способствуют расширению сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию детей, объединяют родителей, представляю, возможность самовыражения (чтение стихов, пение, инсценирование, драматизация игровая деятельность и прочее) и встречи в
«Творческой гостиной»
, которая создана с целью развития творческого педагогического потенциала родителей. С целью определения условий, способствующих развитию у детей позитивного отношения к жизни, родителям предлагалось ответить на следующие вопросы:  «Какие события вызывают у детей радостное настроение?»,  «Каково, на Ваш взгляд, влияние педагогов детского сада на настроение ребенка?»,  «Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка?». Большинство родителей считают совместные мероприятия (игротеки детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы», встречи в «Творческой гостиной», праздники, утренники, конкурсные программы и прочее) как
вызывающие у детей радостное настроение
. Педагоги детского сада, по мнению родителей, своим участием, неравнодушием, умением заинтересовать, включить ребенка в игру могут и должны изменить настроение и самочувствие ребенка в положительную сторону. И ничто не заменит ребенку радость и гордость за своих родителей, которые играют вместе со всеми, и все видят, какие они умные, добрые и красивые.
Праздники в детском саду не только оставляет эмоциональный след в сердце ребенка, но и обогащает его нравственным содержанием. Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни ребенка и остается в его памяти надолго. Для родителей это – уникальная возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.
Планированием и организацией встреч в «Творческой

гостиной» занимается художественный совет, в который входят:
 заведующая ДОУ,  заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе,  музыкальный руководитель,  родители. Художественный Совет осуществляет координацию деятельности «Творческой гостиной», решает финансовые вопросы, устанавливает контакты с социальными институтами детства. Совет выпускает свой печатный орган –
газета «Театр + Я»
, которая выходит один раз в месяц. В «Положении о газете» отражены организационно-педагогические основы, права и обязанности издателей. Каждый выпуск посвящен теме прошедшей встречи и информации предстоящей встречи. Авторами могут быть родители, администрация, воспитатели и, конечно же, дети. «Детский» материал (высказывания по поводу праздника, игры пожелания друг другу и взрослым, ответы на вопросы анкеты и прочее) наиболее интересен. Встречи отражают и
тематические фотографии на стенде

«Счастливы вместе»
.
Каждый из участников художественного совета выполняет свои

функции.

Заведующая детским садом:
 осуществляет общее руководство мероприятием;  совместно с родителями, педагогами определяет тематику творческих встреч; дизайн помещения и костюмов.

 определяет тематику творческих встреч, основную направленность мероприятий;  редактирует сценарий;  отвечает за организацию работы с родителями;  контролирует проведение мероприятия.
Педагог дополнительного образования:
 определяет тематику творческих встреч;  разрабатывает сценарии предстоящих встреч;  проводит подготовительную работу с родителями, воспитателями и детьми по проведению предстоящих мероприятий;  осуществляет поиск литературного материала;
 проводит репетиции с родителями и детьми;  участвует в организации и проведении праздников.
Музыкальный руководитель:
 осуществляет помощь в разработке сценария;  подбирает музыкальный материал;  разучивает танцы и песни с детьми и родителями.
Воспитатели:
 проводят подготовительную работу с родителями;  осуществляют организационный сбор;  готовят наглядную информацию;  принимают участие в проведении мероприятия.
Родители:
 вносят предложения в сценарий творческих встреч (в каждой группе есть «Шкатулка творческих идей», куда родители помещают свои задумки, предложения, идеи по организации и проведению предстоящего мероприятия);  оказывают помощь в организации мероприятия, изготовлении костюмов, атрибутов, подарков, оформлении помещения;  принимают участие в проведении мероприятия.
Этапы проведения творческих встреч:

1. Организационный:
 знакомство со сценарием предстоящего праздника, обмен идеями;  распределение ролей и обязанностей;  выбор и уточнение художественных средств для раскрытия образа;  обсуждение домашнего задания.
2. Подготовительный.
 поиск литературного и музыкального материала;  выполнение домашнего задания;  работа над ролью;  изготовление пригласительных билетов, подарков, костюмов и атрибутов к празднику;  репетиции;  приобретение призов и прочее.
3. Проведение праздника.

4. Подведение итогов, обмен впечатлениями, выпуск газеты «Театр + Я».

Формы проведения «Творческих встреч»:
 театрализованные представления,  тематические дни («День пожилого человека», «День сюрпризов», «День бантика», «День клоунов» и прочее),  викторины по сказкам,  конкурсные программы,  литературные вечера,  интеллектуально-развлекательное шоу,
 Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, спортивные, подвижные игры). Из практического многообразия видов и форм работы с родителями наиболее действенными являются
активные формы взаимодействия
, когда родители – не только зрители, но и участники встреч и мероприятий. Одной из таких форм стала совместная игротека детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы», тематику и содержание которых помогают определить родители. Они же проводят игры в детском саду с детьми. «Родительские пятницы» помогают сформировать у родителей правильное понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности. Но насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети с интересом, увлекательно играют с тем, кто сам не утратил способности играть, выдумывать и фантазировать, любит детей.
«Родительские пятницы» помогают решать различные задачи,

в том числе:
 организационные – создание и сплочение родительского коллектива;  личностно ориентированные – связаны с самоопределением, актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием ресурсов родителей;  содержательные – решение текущих проблем;  инструментальные – позволяют выработать навыки анализа реальных педагогических ситуаций и способов их решения.
«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить

усилия педагогов и родителей и обеспечить:

детям:
 защиту, эмоциональный комфорт;  интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;  развитие основных способностей;  умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к другу;  формирование уверенности в себе и своих возможностях;
родителям:
 личностное общение с детьми;  активное участие в делах группы;  опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогическим коллективом;  взгляд на мир с позиции ребенка;  отношение к своему ребенку как к равному, понимание того, что его недопустимо сравнивать с другими детьми;  возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке;
 проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка, готовность к эмоциональной поддержке;
педагогам:
 вовлечение родителей в жизнь группы;  воспитание в детях любви и уважения к родителям;  учет пожеланий и предложений родителей. Результатами такой совместной деятельности могут быть:  профилактика неврозов и невротических реакций детей, нарушения поведения и других проблем психологического характера;  коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения;  развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения.
Каждый из участников совместной деятельности выполняет

свои функции.

Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:
 осуществляет общее руководство мероприятием;  совместно с воспитателями, педагогом-психологом, родителями определяет тематику «Родительских пятниц», которая связана с основными видами детской деятельности и проблемами родителей по тому или иному вопросу;  определяет содержание игротек;  определяет вопросы предметно-пространственного оформления «Пятниц».
Педагог-психолог:
 проводит наблюдение за взаимодействием детей и всех участников мероприятия;  проводит консультирование родителей и педагогов по вопросам подготовки к игротекам.
Воспитатели:
 являются ответственными в своей подгруппе детей и родителей;  принимают участие в определении тематики «Родительских пятниц»;  осуществляют подбор игр, атрибутов и материалов к ним;  проводят подготовительные работы с родителями, организационный сбор, распределяют проведение игр среди родителей.
Родители:
 вносят предложения по тематике и содержанию «Родительских пятниц»;  оказывают помощь в подготовке мероприятия: изготовлении атрибутов к играм, оформлении предметной среды;  проводят игры.
Этапы проведения «Родительских пятниц».

1. Подготовительный
(определение теоретических вопросов, практической части мероприятия).
2. Организационный
(выбор ответственных за проведение игр, дизайн предметной среды группы, подбор материалов и атрибутов к играм).
3. Проведение мероприятия.

4. Подведение итогов
(анализ мероприятия всеми участниками). Структура проведения. 1 часть мероприятия – теоретическая (выступление ответственного педагога). Далее детям предлагаются, игры, которые проводят родители: дидактические, развивающие, подвижные, оздоровительные (дыхательная гимнастика, корригирующие упражнения, пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и прочее). В заключение – подведение итогов. Определение тем «Пятниц» связано с основными видами детской деятельности в дошкольном учреждении: «Экологическое воспитание», «Математическое развитие», «Художественно-творческая деятельность», «Социально-нравственное воспитание», «Физическое развитие», а также тем, что волнует родителей, например: подготовка ребенка ко сну, организация и проведение семейного праздника, домашнего театра; вопросы социально-нравственного поведения ребенка, экологической культуры детей и взрослых и др. (выявляется при регулярном анкетировании родителей). Ежемесячно для всех групп ДОУ планируется общая тема, например: «Волшебные краски», «Мастерская сказки», «Оздоровительная пятница», «Встречаем праздник весело», «Экологические знаки». Форма взаимодействия детей и взрослых на «Родительских пятницах» может быть различной:  совместное участие в играх, инсценировках и т.д. в младших группах;  выполнение детьми и родителями домашнего задания и защита проекта по соответствующей теме, участие в игре-споре взрослых и детей, организация командных соревновательных игр экологического содержания в старшем дошкольном возрасте.

(младший возраст)

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития.

Д.В. Менджерицкая

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.

2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.

3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Форма проведения: круглый стол

Участники: воспитатели, родители

Подготовительная работа: анкетирование родителей (приложение 1) , индивидуальные приглашения (приложение 2) , памятки для родителей (приложение 3,4) , игра-забава «Кукла Маша» (приложение 5) , оформление зала, музыкальное сопровождение, материалы для творческой работы (приложение 6) .

Оборудование:

Столы расставлены по кругу, на столах заготовки для визитных карточек, фломастеры, « Памятки для родителей» по игре;

На отдельном столе - карточки и оборудование для творческой работы родителей;

Низкорослые комнатные цветы для оформления зала;

Красивая кукла;

Музыкальная игрушка;

Мягкая игрушка – солнышко;

Магнитофон.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Игра – забава?». Сегодня мы поделимся опытом обустройства детского уголка, поговорим о видах игрушек, а в конце Вас ожидает «острое блюдо».

Психологическая разминка «Улыбка»

Но сначала я хотела бы узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. А чтобы нам всем сейчас захотелось улыбнуться, я вас познакомлю с этим симпатичным зайчиком. (Зайчик поет веселое двустишие).

II. «Будем знакомы»

Заполнение визитных карточек

Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, чтобы вы лучше узнали друг друга, давайте познакомимся. Я предлагаю вам заполнить визитную карточку, на которой напишите своё имя и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т.д.)

III. Анализ результатов микроисследования (приложение 1)

При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. Все родители в своих ответах на вопрос «Есть ли у ребёнка игровой уголок?» ответили положительно. Среди любимых игрушек детей вы выделяете следующие:… и т.д. (Высказывания воспитателя по анализу анкет.)

Сейчас мы более подробно обсудим вопросы об организации игровой среды в условиях семьи.

IV. Дискуссия

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка.

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину (Д.В. Менджерицкая ).

Как и во что играют наши дети дома? От чего это зависит? В первую очередь поговорим с вами об игровом уголке. Хорошо, когда позволяют жилищные условия и у малыша есть отдельная комната. Но если отдельной комнаты нет, нужен ли отдельный игровой уголок для ребенка?

(ответы родителей)

Ребенок первой половины раннего возраста от рождения до 2х лет существует в тесной связке с близким взрослым, его самостоятельные занятия очень кратковременны, он все время привлекает к ним взрослого. В то же время расширяющиеся возможности ходьбы и речи отрывают его от взрослого и влекут к освоению домашнего пространства. Что при этом происходит?

(ответы родителей)

Да, конечно, получается, что ребенок везде, его игрушки перемещаются вместе с ребенком туда, где находится взрослый, и можно наблюдать такую картину - например, в гостиной малыш одним поиграл - бросил, другим поиграл- бросил, и вся комната усеяна игрушками, а взрослый и ребенок на них натыкаются и запинаются об них. И вот после 2х лет подходит время, когда у ребенка должен появиться игровой уголок - место, где он сможет играть или заниматься какой- либо деятельностью.

Что, по-вашему мнению, может или должно находиться в игровом уголке ребенка?

(ответы родителей)

Прежде всего, детский стол с гладкой поверхностью без рисунков размером 50 на 70 см, а также детский стульчик. Возможно ли «отдать» малышу в этом возрасте письменный стол?

(ответы родителей)

Конечно, этого не нужно делать. Письменный стол высокий, к нему невозможно подойти с разных сторон и что-то делать, просто стоя за ним. В лучшем случае, письменный стол становится эквивалентом полки, на которую складываются игрушки.

Что ещё может находиться в игровом уголке ребенка?

(ответы родителей)

Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка из 2х -3х полок, доступных по высоте руке малыша, несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.

Если уголок занимает часть комнаты, можно как-то обозначит границы участка?

(ответы родителей)

Желательно предусмотреть в этом месте коврик 70 на 70 см, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и оставить её там на какое-то время без помех для окружающих.

В ходе совместного обсуждения мы определили, какой именно должен быть детский уголок. Таким образом, теперь вы можете привести уголок вашего малыша в должный вид, т.к. это важно для его полноценного развития.

V. Обмен семейным опытом по выбору игрушек. (работа с памяткой, приложение 3)

Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить? Поговорим об игрушках. У вас на столах памятки, в которых описаны разные виды игрушек. Для удобства я пронумеровала их. Предлагаю зачитывать по очереди, а обсуждать будем все вместе.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, коляски и т.д.

Для чего нужны ребенку эти игрушки?

(ответы родителей)

Конечно же, играя в эти игрушки, малыш отображает реальный мир. Психологи считают, что игрушка является важной составляющей любой культуры. Общество передает ребенку в особой «свернутой форме» - через игрушку, как культурное орудие, основные духовные ориентиры, направление движения общества.

2. Технические игрушки - различные виды транспорта, конструкторы.

Можем ли мы отнести эти игрушки к предыдущей группе как сюжетно-отобразительные?

(ответы родителей).

– Конечно, особенно транспорт. Тем не менее я все-таки разделила их на разные подгруппы. Почему?

(ответы родителей).

– Совершенно верно, куклами, колясками играют в основном девочки, транспортом и конструктором в основном мальчики. Я сказала « в основном», потому что можно наблюдать, как в группе девочки с удовольствием могут машинку покатать, а мальчики иногда с увлечением играют с посудкой - «кушают» за столом, а также катают коляски с сидящими в них куклами.

3. Игрушки - забавы: смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например: Зайчик, играющий на барабане, скачущий петушок, ползущий и жужжащий жучок.

Каково назначение этих игрушек?

(ответы родителей)

– Совершенно верно, позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

4. Спортивно - моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

Что развивают эти игрушки?

(ответы родителей)

Эти игрушки способствуют развитию двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

5. Дидактические игрушки- разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, паззлы, лото и др.

Чему научаются дети, играя в них?

(ответы родителей)

– Дети учатся различать цвет, форму, знакомятся с величиной предметов, занятия с этими игрушками воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствует развитию мелкой моторики рук.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты .

Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки?

Какая из игрушек очень важна для детей раннего возраста? Важную роль среди музыкальных игрушек отводят именно дудочке - в первую очередь потому, что упражнения с дудочкой способствуют развитию речевого дыхания, что очень важно для развития речи детей в этом возрасте. Также музыкальные игрушки способствуют развитию звуковысотного слуха.

7. Театральные игрушки- куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

Нужны ли эти игрушки детям?

(ответы родителей)

Конечно, эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

8. Военные игрушки: мечи, пистолеты, автоматы и другие.

Выскажите своё отношение к этим игрушкам.

(ответы родителей)

Во всем мире нет однозначного отношения к этим игрушкам. Одни видят только негативное влияние на детей, другие - сторонники позитивного влияния. С одной стороны – мы хотим вырастить из мальчиков защитников Родины, с другой стороны, как правильно это сделать, чтобы не воспитать излишне агрессивных членов общества.

9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, цветная бумага, клей и т. д .

Чем должен руководствоваться родитель, приобретая эти игрушки для ребенка 2- 2,5 лет?

(ответы родителей)

Конечно, прежде всего соответствием возрасту. Пластилин, карандаши, краски гуашь - обязательно! После 3х лет - ножницы с закругленными концами, цветная бумага, кусочки ткани, наборы для рукоделия и др.

Чем родители должны руководствоваться при подборе игрушек для малыша?

(ответы родителей)

- Любая игрушка должна быть :

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала);

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

По анализу анкет можно сделать вывод, что чаще всего родители приобретают сюжетно – отобразительные игрушки и дидактические. Теперь после совместного обсуждения видов игрушек вы сами можете определить, каких игрушек у вас много, а каких нет вообще и разнообразить тот состав игрушек, который имеется у вашего ребенка.

VI. Игровая пауза.

Ваши ребятки очень любят играть. Я вам предлагаю сейчас немного отдохнуть и поучаствовать в их любимой игре-забаве «Кукла Маша» (приложение 5) .

VII. «Острое блюдо» - игры на кухне

А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили «острое блюдо», т.е. острый вопрос из перечницы. (В перечнице находятся бумажки с вопросами.)

Если вы получите перечницу с вопросом, это не значит, что обязательно нужно отвечать на него. Если вы не знаете ответа или не хотите высказываться, то можете передать перечницу дальше по кругу. Желающие могут дополнить ответ. (Звучит музыка, перечница движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась перечница.)

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из перечницы)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

8. «Венчик для взбивания»

Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки» и т.п.

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

VIII. Творческая работа родителей (приложение 6) .

Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).

Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!

IX. Заключительная часть.

Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания «Игра – забава?» И в заключении, хочу вам предложить игру «Солнышко».

Все люди любят солнце, скучают по нему, когда оно долго не показывается осенними или зимними пасмурными днями. Сегодня на улице уже стемнело, а у нас появилось вот такое симпатичное солнышко. Оно такое жаркое, что сможет согреть всех вас своим теплом. Быть может, тепло этого солнышка будет греть вас весь остаток дня. Хотелось бы надеяться, что у кого было хорошее настроение, оно ещё улучшилось, а кто был печален или равнодушен - стал чуточку радостней. Расскажите какое настроение у Вас стало после нашего собрания, передавая солнышко друг другу.

А. де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка. До новых встреч!

Приложение 1.

Анкета для родителей

1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)

2. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

3. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?

4. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?

5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?

6. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?

7. В какие игры чаще всего играет ребёнок?

Приложение 2.

Приглашение на собрание.

Дорогие мамы и папы!

Марта в ________

приглашаем на «Круглый стол».

Приглашаем, приглашаем,

Вместе с Вами поиграем,

Много нового узнаем.

Об играх и игрушках,

Мальчишках и девчушках!

С нетерпением ждём встречи!

Воспитатели.

Приложение 3.

Памятка для родителей. Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипедики.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Военные игрушки: мечи, пистолеты, автоматы и др.

9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Приложение 4.

Памятки по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7. Свободно выражать свои чувства.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

10. Делать выбор.

Советы взрослым

1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

5. Игра с ребёнком научит нас:

  • Говорить с ребёнком на его языке;
  • Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
  • Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
  • Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
  • Любить детей такими, какие они есть!

Приложение 5.

Игра-забава «Кукла Маша».

Дети сидят на стульчиках (или стоят), расположенных полукругом. Неподалёку стоит за стульчиком кукла. Воспитатель поёт:

Спрячу куклу Машу,

Спрячу куклу нашу.

(Имя) к куколке пойдёт, Ребёнок, которого назвали по

(Имя) куколку найдёт. имени, подходит и берёт куклу.

С куколкой Машей (имя) попляшет. Дети и воспитатель хлопают в

Хлопнем в ладошки, ладоши и поют. Ребёнок, держа

Пусть пляшут ножки. куклу в руках, выполняет

простые танцевальные движения

Затем воспитатель начинает петь снова, называя другого малыша.

Приложение 6.

Материалы для творческой работы родителей.

1. Скорлупа от яиц.

2. Макаронные изделия.

3. Манка и фасоль.

5. Геркулес.

6. Различные мелкие крупы.

7. Сухие завтраки « Колечки» и т. п.

8. Пластилин.

9. Картонные заготовки (круг, овал, квадрат)

Литература:

1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2011.