Как должен дышать новорожденный: проблемы учащенного дыхания во сне, задержки и хрипы у ребенка без температуры. Почему дети дети задерживают дыхание во сне и что с этим делать

Рождение долгожданного малыша радостное событие, но далеко не во всех случаях роды заканчиваются успешно не только для матери, но и для ребенка. Одним из таких осложнений является асфиксия плода, которая возникла в родах. Данное осложнение диагностируется у 4 – 6% только что появившихся на свет детей, а по данным некоторых авторов частота асфиксии новорожденных составляет 6 – 15%.

Определение асфиксии новорожденных

В переводе с латыни асфиксия означает удушье, то есть недостаток кислорода. Асфиксией новорожденных называется такое патологическое состояние, при котором нарушается газообмен в организме новорожденного, что сопровождается недостатком кислорода в тканях ребенка и его крови и накоплением углекислоты.

В результате чего новорожденный, который родился с признаками живорожденности либо не может самостоятельно дышать в первую минуту после появления на свет, либо у него наблюдаются отдельные, поверхностные, судорожные и нерегулярные дыхательные движения на фоне имеющегося сердцебиения. Таким детям немедленно проводят реанимационные мероприятия, причем прогноз (возможные последствия) при данной патологии зависит от тяжести асфиксии, своевременности и качества оказания реанимации.

Классификация асфиксии новорожденных

По времени возникновения различают 2 формы асфиксии:

  • первичная – развивается сразу после рождения малыша;
  • вторичная – диагностируется в течение первых суток после родов (то есть, сначала ребенок самостоятельно и активно дышал, а потом возникло удушье).

По степени тяжести (клиническим проявлениям) выделяют:

  • асфиксия легкой степени;
  • асфиксия средней тяжести;
  • тяжелая асфиксия.

Факторы, провоцирующие развитие асфиксии

Данное патологическое состояние относится не к самостоятельным заболеваниям, а является лишь проявлением осложнений течения беременности, заболеваний женщины и плода. К причинам асфиксии относят:

Плодовые факторы

  • ) у ребенка;
  • резус-конфликтная беременность;
  • аномалии развития органов бронхолегочной системы;
  • внутриутробные инфекции;
  • недоношенность;
  • внутриутробная задержка роста плода;
  • закупорка дыхательных путей (слизь, амниотическая жидкость, меконий) или аспирационная асфиксия;
  • пороки развития сердца и головного мозга плода.

Материнские факторы

  • тяжелые , протекающие на фоне высокого кровяного давления и выраженных отеков;
  • декомпенсированная экстрагенитальная патология (сердечно-сосудистые заболевания, заболевания легочной системы);
  • беременных;
  • эндокринная патология ( , яичниковая дисфункция);
  • шок женщины во время родов;
  • нарушенная экология;
  • вредные привычки (курение, злоупотребление спиртными напитками, прием наркотиков);
  • недостаточное и неполноценное питание;
  • прием лекарственных препаратов, противопоказанных в период гестации;
  • инфекционные заболевания.

Факторы, способствующие развитию нарушений в маточно-плацентарном круге:

  • переношенная беременность;
  • преждевременное старение плаценты;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • патология пуповины (обвитие пуповиной, истинные и ложные узлы);
  • перманентная угроза прерывания;
  • и кровотечения, связанные с ним;
  • многоплодная беременность;
  • избыток или недостаток околоплодных вод;
  • аномалии родовых сил ( и дискоординация, быстрые и стремительные роды);
  • введение наркотиков менее чем за 4 часа до завершения родов;
  • общий наркоз женщины;
  • разрыв матки;

Вторичную асфиксию провоцируют следующие заболевания и патология у новорожденного

  • нарушенное мозговое кровообращение у ребенка вследствие остаточных явлений повреждений мозга и легких в родах;
  • не выявленные и не проявившиеся сразу при рождении сердечные пороки;
  • аспирация молока либо смеси после процедуры кормления или некачественная санация желудка сразу после рождения;
  • респираторный дистресс-синдром, обусловленный пневмопатиями:
    • наличие гиалиновых мембран;
    • отечно-геморрагический синдром;
    • легочные кровоизлияния;
    • ателектазы в легких.

Механизм развития асфиксии

Неважно, чем был обусловлен недостаток кислорода в организме только что родившегося ребенка, в любом случае обменные процессы, гемодинамика и микроциркуляция перестраиваются.

Степень выраженности патологии зависит от того, насколько продолжительна и интенсивна была гипоксия. Вследствие обменных и гемодинамических перестроек развивается ацидоз, который сопровождается недостатком глюкозы, азотемией и гиперкалиемией (позднее гипокалиемией).

При острой гипоксии увеличивается объем циркулирующей крови, и при хронической и развившейся затем асфиксии объем крови уменьшается. В результате кровь сгущается, вязкость ее повышается, возрастает агрегация тромбоцитов и эритроцитов.

Все эти процессы ведут к расстройству микроциркуляции в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, почки и надпочечники, печень). Нарушения микроциркуляции вызывают отек, кровоизлияния и очаги ишемии, что приводит к нарушению гемодинамики, расстройству функционирования сердечно-сосудистой системы, и как следствие, всех остальных систем и органов.

Клиническая картина

Основным признаком асфиксии новорожденных считается нарушение дыхания, которое влечет за собой сбой работы сердечно-сосудистой системы и гемодинамики, а также нарушает нервно-мышечную проводимость и выраженность рефлексов.

Чтобы оценить степень тяжести патологии, неонатологи используют оценку новорожденного по шкале Апгар, которая проводится на первой и пятой минуте жизни ребенка. Каждый признак оценивается в 0 – 1 – 2 баллах. Здоровый новорожденный на первой минуте набирает 8 – 10 баллов по Апгар.

Степени асфиксии новорожденных

Легкая асфиксия

При асфиксии легкой степени количество баллов у новорожденного по Апгар составляет 6 – 7. Первый вдох ребенок совершает на протяжении первой минуты, но отмечается ослабление дыхания незначительный акроцианоз (синюшность в районе носа и губ) и снижение мышечного тонуса.

Среднетяжелая асфиксия

Оценка по Апгар составляет 4 – 5 баллов. Отмечается значительное ослабление дыхания, возможны его нарушения и нерегулярность. Сердечные сокращения редкие, менее 100 в минуту, наблюдается цианоз лица, кистей и стоп. Повышается двигательная активность, развивается мышечная дистония с преобладанием гипертонуса. Возможен тремор подбородка, рук и ног. Рефлексы могут быть, как снижены, так и усилены.

Тяжелая асфиксия

Состояние новорожденного тяжелое, количество баллов по Апгар на первой минуте не превышает 1 – 3. Ребенок не совершает дыхательные движения или производит отдельные вдохи. Сердечные сокращения менее 100 в минуту, выраженная , сердечные тоны глухие и аритмичные. Крик у новорожденного отсутствует, мышечный тонус значительно снижен или наблюдается атония мышц. Кожные покров очень бледные, пуповина не пульсирует, рефлексы не определяются. Появляются глазные симптомы: нистагм и плавающие глазные яблоки, возможно развитие судорог и отека мозга, ДВС-синдрома (нарушение вязкости крови и повышения агрегации тромбоцитов). Геморрагический синдром (многочисленные кровоизлияния на коже) усиливается.

Клиническая смерть

Подобный диагноз выставляется при оценке всех показателей по Апгар в ноль баллов. Состояние крайне тяжелое и требует незамедлительных реанимационных мероприятий.

Диагностика

При вынесении диагноза: «Асфиксия новорожденного» учитывают данные акушерского анамнеза, как протекали роды, оценка ребенка по Апгар на первой и пятой минутах и клинико-лабораторные исследования.

Определение лабораторных показателей:

  • уровень рН, рО2, рСО2 (исследование крови, полученной из пупочной вены);
  • определение дефицита оснований;
  • уровень мочевины и креатинина, диурез в минуту и за сутки (работа мочевыделительной системы);
  • уровень электролитов, кислотно-основного состояния, глюкозы крови;
  • уровень АЛТ, АСТ, билирубина и факторы свертывания крови (работа печени).

Дополнительные методы:

  • оценка работы сердечно-сосудистой системы (ЭКГ, контроль АД, пульс, рентген грудной клетки);
  • оценка неврологического статуса и головного мозга (нейросонография, энцефалография, КТ и ЯМР).

Лечение

Всем новорожденным, родившимся в состоянии асфиксии, проводятся немедленные реанимационные мероприятия. Именно от своевременности и адекватности лечения асфиксии зависит дальнейший прогноз. Реанимация новорожденных осуществляется по системе АВС (разработана в Америке).

Первичная помощь новорожденному

Принцип А

  • обеспечить правильное положение ребенка (приспустить голову, подложив под плечевой пояс валик и слегка ее запрокинуть);
  • отсосать слизь и околоплодные воды изо рта и носа, иногда из трахеи (при аспирации амниотической жидкостью);
  • интубировать трахею и просанировать нижние дыхательные пути.

Принцип В

  • провести тактильную стимуляцию – шлепок по пяткам ребенка (если крик отсутствует на протяжении 10 – 15 секунд после появления на свет, новорожденный помещается на реанимационный стол);
  • подача кислорода струйно;
  • осуществление вспомогательной либо искусственной вентиляции легких (мешок Амбу, кислородная маска или эндотрахеальная трубка).

Принцип С

  • проведение непрямого массажа сердца;
  • введение лекарств.

Решение вопроса о прекращении реанимационных мероприятий проводится через 15 – 20 минут, если новорожденный не реагирует на реанимационные действия (отсутствует дыхание и сохраняется устойчивая брадикардия). Прекращение реанимации обусловлено высокой вероятностью поражений мозга.

Введение лекарств

В пупочную вену на фоне искусственной вентиляции легких (маска или эндотрахеальная трубка) вводится кокарбоксилаза, разведенная 10 мл 15%-глюкозой. Также внутривенно вводится 5%-гидрокарбонат натрия для коррекции метаболического ацидоза, 10%-глюконат кальция и гидрокортизон с целью восстановления тонуса сосудов. Если появилась брадикардия, в пупочную вену вводится 0,1% - сульфат атропина.

Если частота сердечных сокращений меньше 80 в минуту, осуществляется непрямой массаж сердца с обязательным продолжением искусственной вентиляции легких. Через эндотрахеальную трубку вводится 0,01%-адреналин (можно в пупочную вену). Как только ЧСС достигла 80 ударов, массаж сердца прекращается, ИВЛ продолжают до достижения ЧСС 100 ударов и появления самостоятельного дыхания.

Дальнейшее лечение и наблюдение

После оказания первичной реанимационной помощи и восстановления сердечной и дыхательной деятельности новорожденного переводят в палату интенсивной терапии (ПИТ). В ПИТе проводится дальнейшая терапия асфиксии острого периода:

Особый уход и кормление

Ребенка помещают в кувез, где осуществляется постоянный подогрев. Одновременно проводится краниоцеребральная гипотермия – головку новорожденного охлаждают, что предотвращает . Кормление детей с легкой и средней степенью асфиксии начинают не ранее, чем через 16 часов, а после тяжелой асфиксии кормление разрешается через сутки. Вскармливают малыша через зонд или бутылочку. Прикладывание к груди зависит от состояния ребенка.

Предупреждение отека мозга

Внутривенно, через пупочный катетер вводятся альбумин, плазма и криоплазма, маннитол. Также назначаются препараты для улучшения кровоснабжения головного мозга (кавинтон, циннаризин, винпоцетин, сермион) и антигипоксанты (витамин Е, аскорбиновая кислота, цитохром С, аевит). Назначаются и гемостатические препараты (дицинон, рутин, викасол).

Проведение оксигенотерапии

Продолжается подача увлажненного и согретого кислорода.

Симптоматическое лечение

Проводится терапия, направленная на предупреждение судорог и гидроцефального синдрома. Назначаются противосудорожные препараты (ГОМК, фенобарбитал, реланиум).

Коррекция нарушений метаболизма

Продолжается внутривенное введение бикарбоната натрия. Проводится инфузионная терапия солевыми растворами (физ. раствор и 10%-глюкоза).

Мониторинг новорожденного

Дважды в сутки ребенка взвешивают, оценивают неврологический и соматический статус и наличие положительной динамики, контролируют поступившую и выделенную жидкость (диурез). На аппаратах регистрируются ЧСС, кровяное давление, частота дыхания, центральное венозное давление. Из лабораторных анализов ежедневно определяются общий анализ крови с и тромбоцитами, кислотно-основное состояние и электролиты, биохимию крови (глюкоза, билирубин, АСТ, АЛТ, мочевина и креатинин). Также оцениваются показатели свертываемости крови и бак. посевы из ротоглотки и прямой кишки. Показано проведение рентгенографии грудной клетки и живота, УЗИ головного мозга, УЗИ органов брюшной области.

Последствия

Асфиксия новорожденных редко проходит без последствий. В той или иной степени недостаток кислорода у ребенка во время и после родов сказывается на всех жизненно важных органах и системах. Особенно опасна тяжелая асфиксия, которая всегда протекает с полиорганной недостаточностью. Прогноз для жизни малыша зависит от степени оценки по Апгар. В случае увеличения оценки на пятой минуте жизни прогноз для ребенка благоприятный. Кроме того, тяжесть и частота развития последствий зависят от адекватности и своевременности оказания реанимационных мероприятий и дальнейшей терапии, а также от степени выраженности асфиксии.

Частота осложнений после перенесенной гипоксической :

  • при I степень энцефалопатии после гипоксии/асфиксии новорожденных – развитие ребенка не отличается от развития здорового новорожденного;
  • при II степени гипоксической энцефалопатии – 25 – 30% детей в дальнейшем имеют неврологические нарушения;
  • при III степени гипоксической энцефалопатии половина детей гибнет в течение первой недели жизни, а у остальных в 75 – 100% появляются тяжелые неврологические осложнения с судорогами и повышенным мышечным тонусом (позднее задержка умственного развития).

После перенесенной асфиксии при родах последствия могут быть ранними и поздними.

Ранние осложнения

О ранних осложнениях говорят, когда они появились на протяжении первых 24 часов жизни малыша и, по сути, являются проявлениями тяжелого течения родов:

  • кровоизлияния в мозг;
  • судороги;
  • и тремор рук (сначала мелкий, затем крупный);
  • приступы апноэ (остановки дыхания);
  • синдром аспирации мекония и вследствие этого формирование ателектазов;
  • транзиторная легочная гипертензия;
  • за счет развития гиповолемического шока и сгущения крови формирование полицитемического синдрома (большое количество эритроцитов);
  • тромбозы (нарушение свертываемости крови, сниженный тонус сосудов);
  • расстройства сердечного ритма, развитие постгипоксической кардиопатии;
  • расстройства мочевыделительной системы (олигурия, тромбоз почечных сосудов, отек интерстиция почек);
  • желудочно-кишечные расстройства ( и парез кишечника, дисфункция пищеварительного тракта).

Поздние осложнения

Поздние осложнения диагностируют после трех суток жизни ребенка и позднее. Поздние осложнения могут быть инфекционного и неврологического генеза. К неврологическим последствиям, которые появились вследствие перенесенной гипоксии головного мозга и постгипоксической энцефалопатии относятся:

  • Синдром гипервозбудимости

У ребенка имеются признаки повышенной возбудимости, ярковыраженные рефлексы (гиперрефлексия), зрачки расширенные, . Судороги отсутствуют.

  • Синдром сниженной возбудимости

Рефлексы плохо выражены, ребенок вялый и адинамичный, тонус мышц понижен, расширенные зрачки, склонность к летаргии, присутствует симптом «кукольных» глаз, периодически замедляется и останавливается дыхание (брадипноэ, чередующееся с апноэ), редкий пульс, слабый сосательный рефлекс.

  • Судорожный синдром

Характерны тонические (напряжение и ригидность мышц тела и конечностей) и клонические (ритмичные сокращения в виде подергиваний отдельных мышц рук и ног, лица и глаз) судороги. Также появляются оперкулярные пароксизмы в виде гримас, спазма взгляда, приступов немотивированного сосания, жевания и высовывания языка, плавающие глазные яблоки. Возможны приступы цианоза с апноэ, редкий пульс, усиленное слюнотечение и внезапная бледность.

  • Гипертензийно-гидроцефальный синдром

Ребенок запрокидывает голову, роднички выбухают, черепные швы расходятся, увеличивается окружность головы, постоянная судорожная готовность, выпадение функций черепных нервов (отмечается косоглазие и нистагм, сглаженность носогубных складок и прочее).

  • Синдром вегето-висцеральных нарушений

Характерна рвота и постоянные срыгивания, расстройства моторной функции кишечника (запоры и диареи), мраморность кожи (спазм кровеносных сосудов), брадикардия и редкое дыхание.

  • Синдром двигательных расстройств

Характерны остаточные неврологические нарушения (парезы и параличи, дистония мышц).

  • Субарахноидальное кровоизлияние
  • Внутрижелудочковые кровоизлияния и кровоизлияния вокруг желудочков.

Возможные инфекционные осложнения (вследствие ослабленного иммунитета после перенесенной полиорганной недостаточности):

  • развитие ;
  • поражение твердой мозговой оболочки ();
  • развитие сепсиса;
  • инфекционное поражение кишечника (некротический колит).

Вопрос – ответ

Вопрос :
Нужен ли ребенку, который перенес асфиксию в родах, особый уход после выписки?

Ответ : Да, конечно. Такие дети нуждаются в особенно тщательном наблюдении и уходе. Педиатры, как правило, назначают специальную гимнастику и массаж, которые нормализуют возбудимость, рефлексы у малыша и предупреждают развитие судорог. Ребенку необходимо обеспечить максимальный покой, предпочтение отдавать грудному вскармливанию.

Вопрос :
Когда выписывают из роддома после асфиксии новорожденного?

Ответ : О ранней выписке (на 2 – 3 день) стоит забыть. Ребенок будет находиться в родильном отделении как минимум неделю (необходим кувез). При необходимости малыша и маму переводят в детское отделение, где лечение может продолжаться до месяца.

Вопрос :
Подлежат ли новорожденные, перенесшие асфиксию, диспансерному наблюдению?

Ответ : Да, все дети, которые перенесли асфиксию в родах, в обязательном порядке ставятся на диспансерный учет у педиатра (неонатолога) и невролога.

Вопрос :
Какие последствия асфиксии возможны у ребенка в старшем возрасте?

Ответ : Такие дети склонны к простудным заболеваниям из-за ослабленного иммунитета, у них снижена успеваемость в школе, реакции на некоторые ситуации непредсказуемы и зачастую неадекватны, возможна задержка психомоторного развития, отставание в речи. После тяжелой асфиксии часто развивается эпилепсия, судорожный синдром, не исключена олигофрения, и парезы и параличи.

Человек жив, пока он дышит и пока в его сосудах циркулирует кровь. Именно поэтому очень важно знать особенности дыхания у детей, а также как и чем дыхание детей отличается от дыхания взрослого человека.

Дыхание плода

Человек начинает дышать еще до своего появления на свет, в утробе матери. Но важно знать разницу внутриутробного дыхания ребенка и его самостоятельного дыхания после рождения.

После оплодотворения яйцеклетки маленькому зародышу уже необходим кислород. В течение первых десяти недель плод получает кислород из запасов матери, которые находятся в оплодотворенном яйце. Самостоятельное полноценное дыхание плода появляется с возникновением плаценты и родового места, где практически все 9 месяцев малыш живет. Происходит это примерно на 10-12-й неделе беременности женщины. Кислород активно всасывается ворсинами плаценты, которые крепятся к сосудам матери, и оттуда получают все питательные вещества, в том числе и кислород.

Дыхание и процесс рождения ребенка

Интересно также знать не только как дышит ребенок в утробе, но и как изменяется его дыхание во время рождения. В момент появления ребенка на свет малыш некоторое время может находиться на двойном дыхании - обычном и дыхании при помощи матери через плаценту.

Легкие ребенка начинают работать чаще всего после хлопка акушера по попке младенца, что заставляет легкие раскрыться и полноценно функционировать. При этом ребенок еще может также получать кислород через пуповину матери, если она не была обрезана (пуповину стараются не обрезать, пока она пульсирует, то есть еще работает). После сокращения матки и отвержения ею плаценты или во время обрезания врачом пуповины ребенок полностью переходит на самостоятельное дыхание при помощи собственных легких.

Дыхание ребенка в первые месяцы жизни

Часто молодых родителей может заботить вопрос о дыхании новорожденного ребенка, а именно о частоте дыхания. Новоиспеченным родителям важно знать, что дыхание грудного ребенка отличается от дыхания более старшего малыша и уж тем более от дыхания взрослого человека.

Многих родителей может беспокоить частота дыхания ребенка. Дело в том, что дыхательные пути новорожденного ребенка все еще проходят процесс формирования, поэтому частота и ритм дыхания ребенка могут постоянно изменяться, не быть стабильными. Совершенно нормальное явление, если ребенок дышит часто, делает глубокий вдох, как будто замирает и снова начинает часто дышать. Эти действия говорят о том, что ребенок еще учится правильно получать кислород, а частота дыхания компенсирует недостачу получения кислорода малышом при нормальном дыхательном ритме. Если взрослый делает приблизительно 17-20 вдохов в минуту, ребенок - 25-30, то частота дыхания у детей самого маленького возраста может составлять до 60 вдохов в минуту!

Но необходимо помнить, что следить за дыханием новорожденного малыша нужно постоянно. В среднем, дыхание грудничка должно стабилизироваться к завершению первого месяца жизни. Но все индивидуально, если ребенок родился недоношенным или с патологиями, этот процесс может несколько затянуться.

Дыхание ребенка во сне

Родителям важно следить за тем, какое дыхание у ребенка во сне. Во сне ребенок может укрыться с головой и не получать достаточно кислорода, а для того чтобы самостоятельно раскрыться, он еще мал. Также важно проверять дыхание ребенка в первые месяцы жизни, так как детки этого возраста могут быть подвержены СВДС - синдрому внезапной детской смерти - остановке дыхания без видимых на то причин.

Дыхание ртом

  • Молодых родителей также может обеспокоить то, что ребенок дышит ртом. В первые месяцы жизни это также нормально, так как носовые проходы ребенка еще не до конца сформированы и могут быть еще совсем тонкими. Поэтому через носик ребенку может быть сложно дышать, и для этого он начинает использовать рот.
  • Также ребенок может дышать через рот, если его нос забит. Чтобы облегчить состояние ребенка, необходимо закапать носик или аккуратно очистить его от чужеродных тел ватной палочкой. Причиной того, что нос ребенка забивается, может стать сухой воздух в квартире, поэтому очень важно в первый год жизни малыша следить за влажностью воздуха в доме. Она должна быть 50-60% в среднем.
  • Дышать через рот ребенок может еще и в том случае, если он спит без подушки, а его голова немного запрокинута. В таком случае ребенку просто легче таким способом получать кислород. Избежать этого можно, положив под голову малыша тонкую подушечку.
  • Также ребенок может просто спать с открытым ртом, а дышать при этом носиком. Поэтому родителям перед тем, как принимать меры, нужно убедиться, что ребенок дышит именно ртом. Для этого нужно всего лишь внимательно прислушаться к дыханию малыша.

Как правильно дышать?

Перед тем как учить ребенка дышать, сначала нужно разобраться, как дышит ребенок. Это может быть грудной, брюшной или смешанный тип дыхания. При грудном дыхании активно работает грудная клетка, при брюшном ребенок как будто дышит животом. Смешанный тип объединяет грудное и брюшное дыхание ребенка. Родителям важно помнить, что маленькие дети практически все находятся на брюшном дыхании, поэтому их одежда не должна быть обтягивающей или сковывающей. Это нужно в первую очередь для легкости дыхания малыша.

  • Упражнение для правильного брюшного дыхания. Ребенка нужно уложить на ровную поверхность на спинку, ручки положить под голову, а коленки немного согнуть. При вдохе нужно надувать живот, словно шарик, при выдохе - сдувать его. Так повторять 10-15 раз. Это упражнение предназначено не только для тренировки дыхания, но также и для укрепления мышц брюшного пресса.
  • Упражнение для грудного дыхания. Ребенку нужно принять позу сфинкса - лечь на живот, упереться руками от локтя к кисти в пол, грудную клетку приподнять. Сделать глубокий вдох, немножко задержать воздух, резко выдохнуть. Упражнение нужно повторить несколько раз.

Легкие — это парные органы у человека, которые нужны ему для дыхания воздухом. Строение данных органов очень сложное, а форму трудно описать, ведь в большинстве случаев она полностью зависит от фазы дыхания. Именно благодаря легким мы можем передавать кислород в кровь, а забирать обратно углекислый газ и выводить его из организма. Легкие — это главные органы во всей дыхательной системе. Без них мы не сможем жить, ведь если организму не хватает кислорода, то жизнь прекращается уже буквально через несколько минут. Конечно для того, чтобы обеспечить организм кислородом нужно, чтобы работали и другие органы, через которые должен проходить воздух: нос, носоглотка, трахея, бронхи, глотка и гортань.

Легкие закладываются у ребенка примерно на третьей недели развития, а когда он рождается, то их строение полностью соответствует строению легких у взрослого человека. На протяжении всей беременности легкие малыша не выполняют никакой функции и заполненные жидкостью в которой находится ребенок. Но для того, чтобы ребенок выжил после рождения на протяжении девяти месяцев происходит тщательная подготовка легких к выполнению их самой главной функции, а именно дыхания. Как только ребенок родился жидкость сменяется воздухом и автоматически включается дыхательная функция организма.

Если во время беременности не возникало никаких осложнений и роды прошли вполне нормально и в соответствии ко всем требованиям, то ребенок начинает дышать сразу же после рождения. Кроме того интересным моментом есть то, что стимулирует активизацию дыхательного центра кислородное голодание на протяжении нескольких минут перед рождением. Постепенно потребность в кислороде увеличивается, а количество углекислого газа в крови увеличивается. Соответственно это и есть раздражителем, который заставляет ребенка кричать как только он появился на свет. По тому как ребенок плачет можно определить степень раскрытия легких. Если крик сильный, то дыхательная система полностью развитая, а дыхательные пути нормально открылись. Примерно через минуту можно заменить естественный ритм дыхания.

Если же ребенок после рождения не начал самостоятельно дышать, то тогда есть риск возникновения гипоксии. Стоит отметить, что вместимость легких у новорожденного ребенка будет постоянно увеличиваться, при этом очень быстро начинает развиваться вся дыхательная система. В некоторых случаях объем легких увеличивается слишком быстро, что нарушает работоспособность диафрагмы и в результате появляются проблемы с травной системой. Изначально дыхание ребенка будет частым и поверхностным, а мышцы грудной клетки не достаточно сильными. Но постепенно все это будет приходить в норму и уже к году ребенок будет дышать почти как взрослы человек.

Какие патологии могут возникать в дыхательной системе новорожденного ребенка

Наверное совершенно все знают о том, что в легких человека есть огромное количество альвеол — маленьких мешочков. Для того, чтобы они были в расправленном состоянии нужна специальная смазка, которая и накапливается на протяжении всей беременности и примерно к концу 36 недели ее достаточно для того, чтобы ребенок мог дышать самостоятельно. Если же ребенок родился раньше этого срока, то когда он будет выдыхать воздух, то альвеолы будут слипаться и их нужно заново раздувать. Все это происходит из-за того, что нет достаточного количества смазки. Кроме того в организм ребенка может попасть вторичная инфекция, которая также не дает полноценно функционировать дыхательной системе. Врачи отмечают несколько факторов, 4оторые могут повлиять на нормальное дыхание новорожденного:
  • инфекции;
  • курение женщиной во время беременности;
  • кесарево сечение;
  • преждевременные роды.

Если заложен нос у грудничка или новорожденного, нужно обратиться к педиатру. Врач должен осмотреть ребенка и выяснить причины затрудненного носового дыхания. Категорически запрещено применять назальные сосудосуживающие капли без назначения педиатра.

Заложенность носа у грудничка лишь на первый взгляд кажется «банальностью». Новорожденные и грудные дети должны находиться под пристальным наблюдением медицинских работников. Возможно, причина заложенного носа кроется в неправильном уходе или носит физиологический характер. Но все-таки лучше выяснить этот вопрос вместе с доктором.

О важности носового дыхания

Если не дышит нос у грудничка, то нет полноценного увлажнения, очищения, согревания вдыхаемого воздуха. Такой малыш чаще будет болеть ОРВИ. Но есть и другие, еще более серьезные последствия затрудненного носового дыхания.

  • Для грудничка нормальное носовое дыхание крайне важно. Потому что для полноценного дыхания ртом он еще физиологически не созрел. У грудничков до 6 месяцев язык оттесняет хрящ гортани назад и перекрывает движение воздуха. Продолжительное ротовое дыхание приводит к гипоксии - нехватке кислорода, что негативно сказывается на общем развитии организма. Об этом важно знать и стараться как можно скорее возобновить нормальное носовое дыхание.
  • Неврологические нарушения. Гипоксия может спровоцировать повышение внутричерепного давления, нарушение функций центральной нервной системы. Грудничок с затрудненным носовым дыханием капризничает, плохо спит.
  • Осложнения в ЛОР-органах. Отечность слизистой и заложенность носа ухудшает фильтрационные, дренажные функции, что приводит к размножению патогенной микрофлоры и воспалению среднего уха, аденоидов, околоносовых пазух.
  • Снижение веса. Если ребенок не дышит носом, кормление превращается в мучение - младенец не может сосать без перерывов, потому что задыхается. В результате малыш становится беспокойным, плохо ест и не набирает положенную массу тела. А это влечет за собой ряд других опасностей в младенческом возрасте.

Почему заложен нос у грудничка

Важно определить причины, которые вызвали заложенность носа у грудного ребенка. Это поможет предпринять адекватные меры по оказанию помощи.

  • Физиологическое формирование слизистой оболочки носоглотки. После рождения примерно в течение 2-3 месяцев формируется слизистая. В этот период сохраняется ее отечность, нарушается регуляция слизи (то ее слишком много, то очень мало), быстро образуются корочки в носу.
  • ОРВИ. Один из первых респираторных симптомов - насморк. Сопли могут быть жидкими и вытекать из носа, тогда носовое дыхание затрудняется, но все-таки сохраняется. А могут быть густые сопли, тогда у грудничка заложен нос, малыш хрюкает, сопит, нервничает во время кормления. Подробнее о лечении насморка у грудничка читайте в другой нашей статье.
  • Сухой и жаркий воздух в помещении. Особенно это актуально в период отопительного сезона, когда в большинстве жилых помещений температура воздуха поднимается выше 22 °С, а влажность в среднем составляет 30%. Эти параметры особенно вредны для нежной и чувствительной слизистой носоглотки младенцев. При таком воздухе в носу быстро пересыхает слизь, образуются корочки, которые затрудняют носовое дыхание.
  • Перегрев. У детей грудного возраста не сформирована система терморегуляции: младенцы быстро мерзнут и быстро перегреваются. У ребенка, который слишком тепло одет, повышенное потоотделение. Это приводит к частому пересыханию слизистых носоглотки.
  • Заложенность носа при прорезывании зубов. В процессе прорезывания зубов слизистая ротовой полости и носоглотки отекает, становится легко проницаемой, воспаленной. Также в этот период у ребенка ослаблен иммунитет, и ему легче подхватить ОРВИ, насморк и все вытекающие последствия. Поэтому в период прорезывания зубов рекомендуют ограничить контакт грудничка с другими людьми, чтобы снизить риск инфекции.
  • Бытовые аллергены. О них много говорят в последнее время, но мало кто из родителей придает большое значение гигиене помещения. В быту человека окружают различные типы аллергенов. Это и домашняя пыль, в которой живут опасные клещи. Это и бытовая химия, и стиральные порошки, и средства гигиены, и шерсть животных.
  • Патологии носовых ходов. Врожденные аномалии и сужение носовых ходов, к счастью, случаются редко. Однако их также нельзя исключать. Одна из наиболее частых врожденных патологий - закрытие, сращение хоаны (выхода из носа в носоглотку). В этом случае наступает полная или частичная носовая непроходимость.

Чтобы исключить патологии носа и носоглотки, необходимо обратиться к детскому отоларингологу. Первый профилактический осмотр у ЛОРа рекомендован после 3 месяцев, затем его проходят повторно в 1 год. Но если есть постоянные признаки затрудненного носового дыхания у новорожденного или грудничка до трехмесячного возраста, нельзя ждать планового посещения специалиста.

Почему грудничок хрюкает и сопит при дыхании

Частота дыхания у малышей - до 40 раз в минуту (для примера, у взрослого человека - 16 раз в минуту). Младенцы дышат аритмично, к тому же сопят и даже храпят. Это нормальное физиологическое явление, которое объясняется отечностью и узостью носовых ходов. Многие мамы тревожатся, когда грудной ребенок хрюкает носом. Но в большинстве случаев ответ утешительный: грудничок подрастет, носовые ходы расширятся, и малыш будет дышать беззвучно и ритмично.

Почему бывает заложенность носа без соплей

Почему у грудничка заложен нос, а соплей нет? Это один из актуальных, часто задаваемых вопросов. Причин может быть несколько.

  • Аллергический ринит. Отсутствие соплей может говорить об аллергической реакции у грудничка. Сезонный аллергический ринит обусловлен цветением растений. Причиной постоянной заложенности носа могут быть домашние аллергены, а также пищевая аллергия.
  • Врожденные патологии. Заложенность носа без соплей может быть связана с различными аномалиями носовых ходов и носоглотки, о которых упоминалось выше.
  • Воспаление аденоидов. Аденоидит у грудничков хоть и в редких случаях, но все-таки встречается. Только осмотр и специальная диагностика могут подтвердить этот диагноз.
  • Синусит. Воспаление носовых пазух возникает как осложнение после ОРВИ, гриппа, кори, бактериальных инфекций. У новорожденных и грудничков до года встречается этмоидит - разновидность синусита, при котором воспаляется решетчатая пазуха. Заболевание протекает и лечится тяжело.

При постоянной заложенности носа, без признаков ОРВИ, необходимо обратиться к аллергологу-иммунологу.

Надо ли чистить нос младенцу и как это делать

Раньше чистка носа была в списке обязательных и ежедневных гигиенических процедур. Сегодня можно встретить и противоположное мнение: лишний раз нос не трогать вообще, если он нормально дышит. Даже если грудничок хрюкает носом, это еще не означает, что нужно немедленно проводить процедуру. Ведь слизистая - это самоочищающаяся система. На эпителии слизистой оболочки носа растут мельчайшие реснички, которые выталкивают пыль и избыточную слизь. Если воздух в помещении достаточно влажный и прохладный, слизистая прекрасно справляется с очищением.

Алгоритм правильной чистки

При сухом и жарком воздухе у грудничка сразу образуются корочки в носу. Их можно удалять только механическим путем. Как это правильно делать?

  1. Кусочек ваты нужно скрутить в трубочку (турундочка, жгутик) длиной около 5 см.
  2. Один конец турундочки должен быть широким, а другой более узким.
  3. Слегка смочить ватную трубочку кипяченой водой.
  4. Узким концом засунуть турундочку в носовой ход, осторожно провернуть и вытащить.
  5. Если одной турундочки мало, нужно использовать следующую.
  6. Для другой ноздри делаем новую турундочку и проделываем то же самое.
  7. Если носовые ходы перекрыты засохшей слизью, нужно капнуть в ноздрю 2 капли солевого раствора, а потом почистить носовой ход ватной трубочкой.

Вместо кипяченой воды можно использовать аптечные физрастворы или приготовить их самостоятельно в домашних условиях. Также турундочки можно смачивать прокипяченным растительным маслом (оливковое, персиковое, миндалевое и другие).

Чего делать нельзя?

  • Использовать ватные палочки для очищения носа. Они длинные и достаточно широкие для маленького носа. Ими можно травмировать слизистую и нарушить структуру носовых ходов.
  • Применять концентрированные солевые растворы. Для приготовления домашнего раствора требуется 1 литр кипяченой воды и 1 чайная ложка соли. Концентрированные растворы могут обжигать и пересушивать слизистую.
  • Брызгать в нос аэрозолями. Эти препараты не подходят для маленьких детей. Под напором распыленная жидкость из аэрозоля попадет в среднее ухо через слуховую трубу, что может вызвать отит. Также маленьким детям нельзя промывать нос, можно только закапывать.
  • Соблюдать глубину вхождения в носовые ходы. Она не должна превышать более 2 см.

Что делать, если у младенца заложен нос? Если это симптом ОРВИ, врач назначит соответствующее медикаментозное лечение и в качестве «скорой помощи» - назальные сосудосуживающие капли. Подробнее о каплях в нос для детей до года читайте в другой нашей статье. Если причина в сухом воздухе, перегреве малыша или бытовых аллергенах, то здесь ответственность лежит на родителях.

Заложенность носа у грудничка часто объясняется банальной бытовой проблемой: сухой воздух приводит к образованию корочек в носу, что затрудняет носовое дыхание. Но бывают и более серьезные причины: густые сопли при ОРВИ, осложнения после вирусных и бактериальных инфекций, отечность слизистой при аллергической реакции, патологии носовых ходов. Только специалист может оценить состояние грудничка и выявить причину затрудненного носового дыхания.

Распечатать

Осознает, как дышит ребенок в утробе матери. Некоторых будущих мамочек этот вопрос очень интересует, а иногда и настораживает, поэтому лучше заранее разобраться в особенностях газообмена плода и роли плаценты и пуповины в этом процессе.

Процесс дыхания плода

Дыхание представляет собой процесс газообмена в живом организме, при котором из клеток выводится углекислый газ и поступает кислород, необходимый для полноценного функционирования всех систем организма.

Поэтому понятие, что ребенок не дышит, а беременная женщина дышит за двоих, является неправильным. Так как процесс дыхания подразумевает в себе не механический вдох и выдох, а газообмен в клетках организма. Плод начинает дышать еще в утробе матери, но этот процесс имеет отличительные особенности от привычного для нас дыхания.

Понять, как дышит ребенок в утробе матери, достаточно просто. Этот процесс происходит через плаценту, которая не только обеспечивает возможность дыхания, но также является проводником питательных элементов от матери к плоду и средством отведения от плода продуктов жизнедеятельности и метаболических процессов.

Кроме этих функций плацента выполняет также функцию разделителя, препятствующего смешиванию материнской крови и лимфы с биологическими жидкостями плода.

Как дышит младенец в утробе матери

Из организма матери по пуповине кислород передается плаценте. В обратном направлении от плаценты движутся продукты метаболизма и углекислый газ, который является продуктом клеточного дыхания плода.

Отработанный газ с кровью поступает в легочные артерии матери и выводится через дыхательную систему, а в альвеолах легких происходит газообмен. Этот процесс происходит бесконечно, позволяя насыщать организм матери и плода необходимым для жизнедеятельности кислородом.

Зная, как дышит ребенок в утробе матери, легко можно сделать вывод, что беременность является тяжелой нагрузкой на женский организм, так как он буквально работает за двоих, обеспечивая развивающегося малыша всеми необходимыми микроэлементами и витаминами и необходимым для жизни кислородом.

Роль пуповины в процессе дыхания

Организм матери и ребенка соединяется не только плацентой, но и пуповиной, которая представляет собой плотный жгут, состоящий из двух артерий и одной вены. По мере роста ребенка пуповина увеличивается в размере, и после рождения ее длина соответствует росту ребенка.

Через пуповину из организма плода отводятся продукты метаболизма, из вены в пуповине они поступают в кровоток матери и выводятся из ее организма. От матери через пуповину к плаценте поступают питательные вещества и кислород. Как дышит ребенок в утробе матери, можно понять только разобравшись в самом корне этого вопроса и понимая особенности процессов дыхания.

Значение свежего воздуха в процессе дыхания

Чтобы обеспечить свой организм и организма малыша, беременной необходимо много времени проводить на свежем воздухе, так как недостаток кислорода может вызвать не только головокружения и потери сознания матери, но и гипоксию у плода, что негативно влияет на его развитие.

Поэтому для понимания важности свежего воздуха нужно знать, как дышит ребенок в утробе матери. Фото плода, находящего в утробе матери, делает этот процесс более наглядным и понятным.

Так как легочная ткань ребенка созревает только на 34-й неделе, после воздействия на нее специального вещества - сурфактанта. Если ребенок рождается недоношенным, его подключают к аппарату искусственной вентиляции до тех пор, пока в организме малыша не созреет легочная ткань. Современная медицина научилась синтезировать сурфактант, позволяя обеспечить созревание легких и дать ребенку возможность самостоятельно дышать.

То, как дышит малыш в утробе матери, значительно отличается от процесса самостоятельного дыхания, для которого необходимо раскрытие альвеол легких. Поэтому беременной необходимо достаточно гулять на свежем воздухе и стараться как можно меньше времени пребывать в душных помещениях, чтобы избежать развития кислородного голодания и преждевременных родов.