Массаж от 1 месяца до 3 месяцев. Рефлекторное упражнение «ползание». Выкладывание ребенка на живот

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Основная педагогическая задача – воспитание и развитие личности. Многие педагоги считали, что в процессе воспитания и обучения глубокое изучение возрастных особенностей и их учёт в практическом аспекте играет огромную роль. К данному вопросу обращались, в частности, Л.А. Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и многие другие. Кроме того, некоторые из них даже разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности обучения и воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития. Но этот замысел они освещали различно. К примеру, Коменский Я. А. в данное понятие вкладывал мысль об учете в процессе обучения и воспитания закономерности развития ребенка, присущие природе человека, а точнее: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию.Ж.Ж. Руссо, а затем и Л.Н. Толстой толковали данный вопрос иначе: исходя из того, что ребенок от природы является существом совершенным, воспитание и обучение не должно нарушать это природное совершенство, а должно идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Тем не менее, все они сходились в том, что необходимо внимательно изучать ребенка, знать его возрастные особенности и опираться на них в процессе воспитания и обучения.

Рассмотрим возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Поступая в первый класс общеобразовательной школы, ребёнок перестаёт быть дошкольником и переходит в категорию младшего школьника. Обучаясь в начальных классах, ребёнок относится к младшему школьному возрасту, т.е. младший школьный возраст - это годы жизни с 6 до 11 лет.

Сам переход от дошкольника к младшему школьнику, принято считать кризисом семи лет. Именно в этот момент у детей происходит множество изменений в поведении. Ребёнок становится более трудным в воспитательном отношении, в таком возрасте он, как пишет Выготский Л. С., «утрачивает наивность и непосредственность, в поведении, в отношениях с окружающими, становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого». С детьми семилетнего возраста становится очень тяжело общаться. Они становятся очень капризными, постоянно раздражаются, начинают манерничать, становятся не такими искренними, в их поведении можно увидеть много наигранного. Дети начинают быть похожими на клоунов, много паясничают. Также в поведении ребёнка часто наблюдается непослушание, детям в этом возрасте всё хочется сделать наоборот, не так, как с них требуют. Они становятся нарочито упрямыми, с ними очень сложно.

Важно знать, что в возрасте семи лету детей возникает особая структура переживаний. Когда ребенок начинает понимать, что значит «я доволен», «я огорчен», «я сердит», «я весел», «я добр», «я зол», он начинает обдуманно ориентироваться в своих переживаниях. В виду этого выступают характерные особенности кризиса семи лет.

1. Переживания обретают смысл (озлобленный ребёнок осознаёт свою злость). Ввиду этого ребёнок начинает по-новому относиться к себе.

2. В этот период впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть дети, которые на каждом шагу переживают неудачи. К примеру, когда дети, которые развиваются нормально, играют, ребёнок-неудачник хочет к ним присоединиться, но ему отказывают, над ним насмехаются. В этот момент у него возникает кратковременная реакция по поводу своей собственной недостаточности, а через минуту он снова доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей небольшой ценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У школьника возникает обобщение чувств, т.е. если с ним несколько раз происходила какая–либо ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

Таким образом, кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания. Основная симптоматика кризиса:

1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов и лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична к внешней, она влияет на неё.

Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению.

На физиологическом уровне кризис семи лет объясняется тем, что ребёнок начинает расти намного быстрее, что указывает на то, что во всем его организме происходит ряд изменений. Выготский Л. С. пишет: «Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребёнок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе трёх лет». В возрасте 6-7 лет у детей происходит завершение созревания лобного отдела больших полушарий. Это создаёт возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Это определяет такие характерные особенности детей, как непоседливость, повышенную эмоциональную возбудимость. Ребенок открыт к воздействию неблагоприятных факторов. При этом изменяется уровень нервно-психического реагирования ребенка на различные "вредности". Так, если по каким-либо причинам дошкольнику плохо, то у него может возникнуть психомоторное возбуждение, тики, заикания. Для младшего школьного возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости и импульсивности, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии или негативизма.

Помимо этого стоит заметить, что в этот период жизни у детей начинает интенсивно развиваться костная и мышечная системы, а значит, особое внимание педагогу-хореографу стоит уделить осанке. Также у детей продолжают формироваться кости кисти и пальцев, поэтому им сложно даются мелкие и точные движения этими частями тела, работа ими их очень сильно утомляет. Не менее важно знать, что во всём организме ребёнка происходят большие изменения. Начинают интенсивно развиваться не только костная и мышечная ткань, но и центральная нервная система, вегетативная и все внутренние органы. Такая перестройка в организме происходит из-за того, что включаются «новые» железы внутренней секреции и в то же время перестают действовать «старые». Таким образом, происходит эндокринный сдвиг, требующий от организма ребёнка огромной затраты сил и энергии для мобилизации всех резервов.

В возрасте 6-11 лет есть свои особенности в организации движения. Намного проще детям выполнять размашистые, крупные движения, мелкая техника даётся им очень тяжело. Объясняется это тем, что мышечное развитие и способы управления им происходят неодновременно. Развитие крупных мышц происходит быстрее, чем развитие мелких.

Несмотря на то, что у детей растёт физическая выносливость, на психологическом уровне они не могут долго концентрировать внимание на чём-то одном, не умеют ещё сосредотачиваться, в результате чего интерес быстро угасает, и они очень быстро утомляются. Вместе с тем дети в этом возрасте очень ранимы. Младший школьный возраст характерен тем, что педагог является авторитетом для ребенка (к примеру, в подростковом возрасте эту нишу занимают сверстники). Поэтому педагог должен тщательно взвешивать свои слова, обращенные к ребенку во избежание зарождения комплексов и обид.

Также дети 7-11 лет ещё не обладают высокой работоспособностью. Поэтому урок не должен быть эмоционально перенасыщен, а также объём заданного материала должен быть ограничен физическими возможностями детей.

При поступлении в школу далеко не у каждого ребёнка формируется правильное отношение к обучению. Учение – это серьёзный труд, который требует больших волевых усилий, организованности и дисциплины. Не каждый младший школьник способен понять, для чего вообще ему это нужно. Для того чтобы у ребёнка не складывалось отрицательного отношения к учению, ему нужно дать понять, что обучение – это не игра, а тяжелый труд, но очень интересный, в результате которого ребёнок узнает много нового и познавательного. Ребёнок должен понимать, что учение очень важно и нужно, что без него он никогда не станет интересным человеком, и жизнь его будет скучна. На первых порах у детей будет формироваться интерес к самому учебному процессу без понимания его значения, затем интерес к результатам учебной деятельности и лишь потом к её содержанию, т.е. к приобретению знаний. Учитель должен поддерживать ребёнка и хвалить за его достижения для подкрепления у учащихся интереса к обучению. Дети должны получать удовлетворение от собственных усилий. Таким образом, будет создана почва для формирования мотивации и соответственно для ответственного отношения младших школьников к обучению.

Педагогу следует помнить, дабы максимально использовать возможности учащихся, нужно по возможности быстрее приспособить их к работе в школе и дома, адаптировать и научить быть внимательным, сформировать усидчивость. С приходом в школу дети, как правило, обладают достаточно развитым контролем над своими эмоциями, чувствами, желаниями, трудовыми умениями и навыками. Они умеют общаться с людьми, социализированы.

Этот возраст характерен началом интенсивного роста и качественного преобразования познавательных процессов. Эти процессы приобретают условный характер и становятся осознанными и произвольными. Дети постепенно овладевают психическими процессами, учатся управлять памятью и вниманием. Им следует уделить особое внимание.

Рассмотрим последовательно эти процессы.

1. Память в возрасте 6-11 лет развивается в двух направлениях. Первое – это произвольная память. Тот учебный материал, который находит отклик в сфере его интересов, а педагогом преподан в игровой форме, к тому же связан с яркими наглядными пособиями, запоминается легко. По-другому говоря, непроизвольно. В свою очередь, материал, который им не особенно интересен, труден в восприятии, а также нов по форме и содержанию в отличие от дошкольников, младшие школьники способны запоминать произвольно. Отсюда второе направление развития памяти - осмысленное. А ведь надо отметить, что обучение в большей степени строится с опорой на произвольную, то есть осмысленную память. В свою очередь педагогу- хореографу необходимо учитывать этот аспект, как для тренировки смысловой памяти, так и для создания игровых моментов на уроке для механического запоминания.

2. Нельзя не сказать, что развитие внимания, на котором строится весь процесс обучения, как в общеобразовательной сфере, так и в сфере дополнительного образования, коим является хореографическое искусство, интенсивно развивается именно с началом школьной жизни учащихся, то есть в младшем школьном возрасте. Ребенок уже может сосредоточено заниматься одним видом деятельности от 10 до 20 минут. Это необходимо учитывать, меняя формы деятельности в течение урока, чередовать серьезную деятельность с игровыми формами обучения, чтобы переключить и удержать внимание.

Характеру младших школьников свойственна импульсивность – они могут внезапно действовать под влиянием непосредственных желаний, побуждений. Почему так происходит? Во-первых, психическая деятельность младшего школьника обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети видят, чувствуют, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, дети 6-11 лет не умеют не то что скрывать, но и сдерживать свои чувства, им трудно держать под контролем их видимое проявление, они всё ещё непосредственны в выражении восторга и радости. В-третьих, эмоциональность выражается в частой смене настроений, склонности к неадекватным поступкам, кратковременным и бурным проявлениям как положительных проявлениям, например, радости, так и негативным - гнева или страха. С годами человек обретает способность сдерживать, ограничивать их нежелательные проявления, а потому большую роль в формировании успешной личности отводится педагогу.

Так же нельзя забывать, что младший школьный возраст – это возраст, когда происходит активное формирование личности. Именно для него характерны новые отношения. Причем как с педагогами, так и со своими одноклассниками.

У учащихся данного возраста происходит формирование и становление новой системы отношений между людьми, в ученическом коллективе, изменяется отношение к обязанностям, тем самым зарождает характер, волю, увеличивает круг интересов, выявляет и развивает способности.

В это же время образовывается аспект нравственного поведения, моральных норм и этических правил. Мы видим рождение личности.

Список используемых источников

1. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: 6 т. – М, 1984.

2. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка, «Смысл», 2005.

3. Коменский Я. А. Великая дидактика, Минск, 2008.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирова­ние, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга за­канчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулиру­ющее и тормозящее влияние коры на подкорковые струк­туры оказывается недостаточным. Несовершенство регули­рующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школь­ники легко отвлекаются, не способны к длительному со­средоточению, возбудимы, эмоциональны.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написавию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства – в основном, цвет, форма и величина.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

Возрастные стадии восприятия:

2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине;

6-9 лет - описание картины;

после 9 лет - интерпретация увиденного.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.).

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.

Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Литература:

Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

"Младший школьный возраст - это период (7-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности.

Для этой стадии характерно:

Доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребёнка;

Доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;

Возрастание способностей ребёнка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьёй и школой".

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться.

Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция, ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

"Согласно Л.С. Выготскому , с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: "память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим".

"Младший школьный возраст характеризуется учебной деятельностью, как ведущей. Содержание учебной деятельности составляет овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий. Преимущественное развитие познавательной сферы и интеллекта. Сегодня многие исследователи называют возраст 11 лет - особым возрастом, "ничьей землёй", подчеркивая его переходный характер. Завершается младший школьный возраст кризисом 12 лет, выступающим как кризис перестройки отношений со взрослыми.

В кризисный период происходит рождение особой формы самосознания - чувство взрослости ("хочу быть и казаться взрослым"). "Можно выделить две особенности самосознания младших подростков. Во-первых, это чувство, а не рефлексия, переживание, стремление. Во-вторых, - социальная форма самосознания. Подросток стремиться видеть себя в новой роли взрослого, открывает её для себя, требует признания себя взрослым, уважения, учёта своего мнения и равных прав".


Социальная ситуация развития в отношениях "ребёнок - взрослый" распадается на отношения "ребёнок - близкий взрослый" и "ребёнок - социальный взрослый". Учитель выступает как полномочный представитель общества, носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля. Отношения со сверстниками также преобразуются в две системы отношений - игровые и дружеские отношения и отношения со сверстниками, как партнерами по учебному сотрудничеству.

Психологические новообразования младшего школьного возраста формируются в учебной деятельности, поэтому их содержание и качество определяются содержанием и особенностями организации учебной деятельности, уровнем её сформированности у младшего школьника.

"Центральной линией развития выступает интеллектуализация и, соответственно, формирование опосредствованности и произвольности всех психических процессов. Восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на мнемотехнические средства и становятся смысловой, речь становится произвольной, построение речевых высказываний осуществляется с учетом цели и условий речевой коммуникации, внимание становится произвольным".

"Этот возраст характеризуется дальнейшим развитием мышления. В этот период завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению и в процессе обучения у младших школьников начинается формирование научных понятий, на основе которых строится понятийное (или теоретическое) мышление".

Согласно Алейниковой Т.В. развитие памяти в период младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) протекает по линии произвольности и осмысленности. При высокой способности к непроизвольному эмоциональному запоминанию в игре (свойственному и дошкольному возрасту) младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше. В этот период также развивается смысловая память, вполне сосуществующая с механической, но позволяющая освоить широкий круг мнемонических приемов, рационализирующих запоминание.

На каждой возрастной ступени развития наблюдается характерное для возраста сочетание и уровень сформированности определенных мыслительных и перцептивных действий. В многочисленных исследованиях (Венгер Л.А., Запорожец А.В., Минская, Г.И. Поддъяков) было показано, что наиболее характерными для данного возраста являются действия наглядно-образного и основы логического мышления. Различия между ними состоят в характере действий, выполняемых ребенком с предметами - заместителями разных видов.

Действия наглядно-образного мышления могут быть охарактеризованы как действия по построению и применению схематизированных образов, которые отражают связи и отношения, реальных вещей. Схематизированные образы позволяют в той или иной ситуации выделить содержание, значимое для решения задачи. При этом ребенок действует в соответствии со связями и отношениями, существующими между реальными объектами. В случае с логическим мышлением ребенок выполняет действия со знаками по фиксированным правилам (математические операции, логические рассуждения, т.д.). Суть этих действий заключается в выделении и соотнесении существенных параметров объекта в контексте решаемой задачи.

Согласно данной концепции, целостный процесс умственного развития включает в себя, наряду с развитием мышления, и развитие творческих способностей.

Дьяченко О.М. относит к действиям воображения (сохраняя хронологическую последовательность их формирования у детей) следующие:

Действия опредмечивания, когда ребенок на основе одной детали может создать целостный образ предмета действительности;

Действия "детализации", когда созданный в воображении образ они могут заполнить различными деталями;

Действия "включения", когда видимый предмет становится лишь частью созданного их воображением образа.

"Последний вид действий формируется к старшему дошкольному возрасту. Тем самым к школьному возрасту все большее значение для развития умственных способностей приобретает воображение, которое хронологически развиваясь, в младшем школьном возрасте достигает практически максимального развития".

"В этот период активизируется и совершенствуются движения, что приводит (в комплексе с обучением) к формированию и развитию психофизиологических функций. Пиаже считает, что в период от 7 до 11 лет у ребёнка строится понятийная система".

В младшем школьном возрасте - как утверждает Алейникова Т.В. - происходит развитие условно-рефлекторной функции: стабилизируется высшая нервная деятельность в связи с морфологическим созреванием лобного отдела коры и миелинизацией (процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути центральной нервной системы) прилегающих участков белого вещества, совершенствуются нервно-психические функции ребёнка - показывается возможным словесное обобщение признаков и событий, вырабатывается ассоциативные рефлексы и становится доступным экстраполяция, а также выработка условного рефлекса при вероятностном подкреплении.

"В этом возрасте основные нервные процессы у ребёнка по своим характеристикам приближается к таковым у взрослого человека. Так, в этот возрастной период оказываются хорошо выраженными индукционные отношения между возбуждением и торможением, и при этом отмечается способность последовательного торможения к быстрой концентрации". "В начале младшего школьного возраста восприятие имеет ещё черты дошкольного возраста: так, оно ещё не достаточно дифференцировано, ребёнок путает похожие буквы и цифры, выделяет при восприятии объекты по величине, форме и яркости боле активно, чем по смыслу. Анализ при восприятии нарабатывается путем специального обучения (анализирующее восприятие), как и у дошкольников, а к концу этого возрастного периода формируется синтезирующее восприятие (также при соответствующем обучении)".

"В младшем школьном возрасте улучшается анализ тактильно-кинестетических сигналов, что способствует формированию сложных координированных движений. В движениях ногами в дошкольном периоде наблюдается перекрестно-реципрокная координация. Только с 7-8 лет формируется симметричная координация движений, необходимая для одновременных симметричных движений (например, для толчка двумя ногами). В движениях руками перекрестно-реципрокные отношения появляются позднее одновременных, симметричных движений. С 8-9 лет происходит интенсивное нарастание скорости бега и плавания, а к 10-11 годам максимальных значений достигает частота беговых шагов. При чем 10-11-летние дети в этом отношении превосходят 12-14-летних подростков".

"Внимание развивается и в раннем, и в среднем детстве - в течение всего дошкольного возраста, но серьезный прогресс в этой психической функции достигается в младшем школьном возрасте; без достаточной сформированности внимания обучение не возможно. В этом возрасте появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных вещах, хотя всё ещё непроизвольное внимание, и внешние впечатление являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале. В этот период внимание характеризуется небольшим объёмом и малой устойчивостью (до 10-20 минут, а у подростков и старшеклассников - соответственно до 40-45 и 45-50 минут). Кроме того в младшем школьном возрасте затруднено произвольное переключение внимания и его адекватное распределение".

В книге "Физиология человека" Фомин Н.А. утверждает, что развитие памяти протекает по линии произвольности и осмысленности. При высокой способности непроизвольному эмоциональному запоминанию в игре младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше. В этот период также развивается смысловая память, в полнее сосуществующая с механической, но позволяющая освоить широкий круг мнемонических приёмов, рационализирующих запоминание.

"Обучение происходит более эффективно в случае высокой учебно-познавательной мотивации школьника и наличия адекватного внутреннего контроля, обеспечивающего при обучении обратную связь. На протяжении этого периода у ребёнка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки, на базе которых у него формируется чувство компетентности".

Старший школьный возраст называют ранней юностью, соответствует возрасту учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней школы. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. Во второй группе проявляется некоторая односторонность, но это не случайно и типично для многих учеников.

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию.

Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности, наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего. "В ранней юности восприятие реальности обретает стабильные черты, которые сохранятся и в будущем. Возникают трансформации в восприятии времени - осознается временная перспектива, и устанавливается осознанная связь между прошлым и будущим через настоящее. Восприятие и осознание временной перспективы позволяет строить планы на будущее".

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У старших школьников - выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Дети старшего школьного возраста в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.

В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь. Юноши и девушки стремятся найти ответ на вопрос: что такое настоящая дружба и настоящая любовь. Они много спорят, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.

В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.

"Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Об этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. У 80 процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 процентах случаев учащиеся выражают желание сделать что-то полезное для других, близких людей (для членов семьи, товарищей). Подростки в 52 процентах случаев хотели бы что-то сделать для других, но опять-таки людям ближайшего окружения. В старшем школьном возрасте картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу".

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.

Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность - самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение.

"Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки".

Л.С. Выготский самосознанию и его развитию в этом возрасте отводил ключевую роль. Но, даже называя самосознание "самой последней и верхней из всех перестроек", он отнюдь не этой инстанцией замыкал всю цепь новообразований". "С формированием самосознания, - замечает Л.С. Выготский, - в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка". Дело в том, что личность охватывает то единство поведения, которое характеризуется признаком овладения им. К овладению внутренним миром, по мнению Л.С. Выготского, и сводится функция его "открытия". "Недаром внешним коррелятом этого события, - пишет он, - является возникновение жизненного плана...".

"Во второй фазе переходного возраста (13-15 лет у девочек и 15-17 лет у мальчиков), наиболее бурно протекающей, наблюдается психическая неуравновешенность, характеризующаяся резкими переходами от экзальтации к депрессии и снова к экзальтации. В этом возрасте возникает негативизм в отношении взрослых и их установок, усиливается обидчивость, у девочек - склонность к слезам. В то же время возрастает роль словесных сигналов и укорачиваются латентные периоды на словесные раздражители при общем нарастании возбудительных и ослаблении тормозных реакций. К концу переходного периода, когда устанавливаются гармоничные отношения между корой и подкорково-стволовыми структурами, организм может считаться созревшим по проявлениям высшей нервной деятельности".

"К юношескому возрасту (и к взрослому состоянию) устанавливается определенный баланс в возбудительно-тормозных отношениях, детерминированный типологией человека, т.е. нейрохимическими процессами, обусловливающими корково-подкорковые взаимодействия и обеспечивающими весьма индивидуальный характер высшей нервной деятельности отдельного человека". С возрастом развивается ориентация в пространстве и совершенствуется пространственная точность движений, особенно при тренировке. Эти координационно-двигательные параметры претерпевают существенные изменения, нарастая от 4-х до 10-11 лет, когда наступает стабилизация показателей координации, сменяющаяся их увеличением в 12-13 лет и достигающая взрослых характеристик к 16-летнему возрасту.

При этом важной основой для координационной деятельности является устойчивость в прямостоянии, которая также повышается с возрастом, достигая показателей взрослых к 14 годам, что связано в значительной степени с развитием проприоцептивной чувствительности, обеспечивающей сигнализацию о выполнении движений (обратную связь); совершенствуется способность дифференцировать темп движений и напряжение мышц, а также способность к тонким изменениям темпа движений, что естественно связано с тренировкой и растущей точностью кинестетического анализа".

"В этот период у юношей, по сравнению с подростками, повышается самоуважение и растет контроль за проявлением эмоций, настроение становится более устойчивым и осознанным, независимо от темперамента. Можно считать, что к 17 годам эмоциональная сфера достигает стабильности взрослого человека, и дальнейшее ее состояние будет уже зависеть от ряда дополнительных ситуационных факторов, естественно, во взаимодействии с факторами внутреннего мира человека, в частности, с чертами его темперамента, способствующими развитию невроза или противостоящими ему".

"Старший школьный возраст характеризуется общей стабилизацией личности и в связи с этим стабилизацией памяти на фоне продолжающегося ее развития. В норме все процессы памяти (образной, эмоциональной, условно рефлекторной, словесно-логической) - и запоминание, и хранение, и воспроизведение - продолжают улучшаться до 20-25 лет".

"В этот период появляются и проявляются профессиональные интересы, оттесняющие на второй план интересы к межличностным отношениям в семье. Отношения со сверстниками также уступают место отношениям со значимыми взрослыми, чей профессиональный опыт привлекает интерес юноши.

Центральным новообразованием ранней юности становится профессиональное и личностное самоопределение".

Дети растут, развиваются и постоянно меняются. Совсем недавно вы бегали за ребенком в сад, но вот ему уже 7 лет, пора идти в школу. И у родителей появляется страх. Как правильно себя вести с младшими школьниками? Как не навредить ребенку и сделать этот период максимально комфортным?

Самое главное - ваш ребенок остался прежним, просто у него появились новые интересы, обязанности. И чтобы помочь ему, необходимо просто знать возрастные особенности младших школьников. Краткие характеристики описаны в таблице ниже.


Младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10 лет. Сейчас ребенок меняется физиологически. Особенности развития в этом периоде - растут мышцы, ребенку хочется активности и подвижности. Особое внимание стоит уделить осанке – она формируется именно в возрасте 6-7 лет. Запомните – спокойно младший школьник может сидеть за столом от силы десять минут! Поэтому очень важно грамотно организовать его рабочее место, следить за правильным светом, чтобы беречь его зрение.

Особое внимание стоит уделить психолого-возрастным особенностям младших школьников. Внимание в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Они не могут усидеть на месте, необходима частая смена вида деятельности. Основным способом получения информации по прежнему остается игра – дети отлично запоминают то, что вызывает у них эмоции. Наглядность и яркие, положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал. Используйте различные таблицы, рисунки, игрушки, когда занимаетесь с ребенком дома. Но во всем нужна мера. Небольшие физкульт-минутки позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться и переключиться с учебы на отдых, повысив тем самым мотивацию учения. Именно сейчас формируется отношение ребенка к учению – вера в свои силы, желание учиться и получать знания.

Младшие школьники очень активны, инициативны. Но не стоит забывать, что в этом возрасте они очень легко поддаются влиянию окружающей среды. Дети осознают себя личностью, сравнивают себя с другими, начинают выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Психологическая особенность младших школьников - податливость, доверчивость. Немаловажную роль для детей в этом возрасте играет авторитет. И здесь очень важно проконтролировать среду, в которой находится ребенок. Следите, с кем общается ваш малыш. Но самым главным все равно должен быть авторитет родителей. Общайтесь с вашим ребенок, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте его. Взаимопонимание очень важно для младших школьников, ведь именно сейчас начинает формироваться его собственная позиция и самооценка. И вы должны полностью его поддерживать и помогать в этом.

Период с 6-7 лет до 11-12 лет принято называть младшим школьным возрастом, который считается вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Вместе с тем он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у младшего школьника меняется характер мышления.

Этот период характеризуется изменениями как в физической, так и психической сферах ребенка.

Плавно и медленно увеличиваются рост, мышцы младших школьников. Причем, наблюдается относительное равенство по физической силе у мальчиков и девочек. Теряются первые молочные зубы, на месте которых появляются постоянные. Младшие школьники уже в состоянии выполнять контролируемые целенаправленные движения. По этой причине у них развивается интерес к различным видам спорта и активным действиям. Значительного прогресса достигает моторное движение. Приобретенные в детском саду умения играют роль в развитии мелкой моторики детей. К 6-7 годам формируется большинство навыков для письма. На протяжении этого периода развивается совершенное владение своим телом, благодаря чему появляется возможность оценить себя по достоинству, понять, что «я могу». Определенную роль в физическом и моторном развитии детей младшего школьника играет физическое воспитание, при условии, что оно грамотно организовано.

Изменения касаются также и головного мозга: совершенствуется морфофункциональная организация коры, она регулирует функции подкорковых стволовых образований мозга; устанавливается доминирование и подчинение в системе межполушарных отношений, что связано с созреванием мозолистого тела. Все это обеспечивает физиологические условия для формирования и функционирования одного из главных новообразований этого возраста - способности к произвольной регуляции психических процессов, деятельности и поведения в целом.

Глобально, ведущей линией формирования психики является интеллектуальное развитие. В этот период, согласно теории Жана Пиаже, ребенок находится на стадии, соответствующей уровню конкретных операций. Мышление превращается в логическое, все более отдаляясь от эгоцентризма и преобладания интуиции, приобретает абстрактный и обобщенный характер. Происходит его усложнение, появляется обратимость и гибкость. При характеристике младшего школьника не избежать сравнений с периодом, ему предшествующим - дошкольным детством. В отличие от дошкольников, дети 6-7 лет имеют представление о количестве, понимают, что изменение одного параметра может компенсироваться изменениями другого. Они осознают и также возможность измерения различий между похожими объектами.

Стадия конкретно-операционального мышления достигается детьми в процессе активного исследования окружающего мира, познания свойств предметов и накопление этого опыта.

Изменения в этот период происходят и с памятью. В школе перед детьми поставлена невероятно трудная задача: усвоить систему научных понятий за достаточно короткий промежуток времени. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети могут осознанно ставить себе задачу запомнить определенную информацию и эта задача отделяется от любой другой. Более того, они применяют разнообразные стратегии запоминания: от элементарного повторения до структурирования информации и создания рассказов и зрительных образов. Память имеет особо важное значение в младшем школьном возрасте, так как для успешной учебной деятельности просто необходимо сохранение полученной информации. Важными показателями являются объем запоминаемой информации, быстрота запоминания, а также точность запоминания и время хранения информации. Понятно, что с увеличением уровня непосредственной памяти повышается прочность запоминания материала. Наряду с непосредственной, другой стороной памяти выступает опосредованное запоминание. Его суть заключается в использовании определенных предметов или знаков, которые помогают лучше запомнить предлагаемый материал. Этот вид памяти, кроме выполнения основной функции, тесно связан с мышлением, которое позволяет не просто механически запомнить материал, но также и логически осмыслить его и сопоставить с уже имеющимися знаниями. Процесс восприятия теперь также подчиняется определенной задаче и состоит в целенаправленном произвольном наблюдении за объектом. Учебная деятельность является полностью произвольной по своему характеру и потому играет свою роль и в развитии воли. Для ребенка становится возможным сосредоточивать свое внимание на малоинтересных вещах.

Совершенствуются навыки устной речи. Продолжается расширение словарного запаса младших школьников, они овладевают более сложными грамматическими конструкциями и более тонким словоупотреблением. Этот период также сопровождается активным развитием навыков чтения и письма. Они предполагают усвоение фонетики, способность к декодированию алфавита, совершенствование мелкой моторики. Вместе с этим, чтение и письмо являются формами символической коммуникации и предполагают наличие внимания, восприятия и памяти. Нетрудно заметить, насколько это отличается от дошкольного периода, когда главными задачами коммуникации являются «говорить» и «понимать». Постоянными спутниками развития чтения и письма являются родители, братья и сестры, учителя, сверстники.

В младшем школьном возрасте происходит коренная перестройка отношений ребенка с действительностью. И здесь снова не избежать сравнений с дошкольным детством. Социальные отношения дошкольников делятся на две сферы, или ситуации развития: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети». Обе эти сферы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения с другими детьми также не определяют взаимоотношения с родителями. Социальные ситуации развития существуют параллельно и иерархически связаны. Благополучие ребенка в этот период зависит от внутрисемейной гармонии, эмоционально-теплых отношений.

Система «ребенок-взрослый» для младшего школьника разделяется на два направления: «ребенок-родители» и «ребенок-учитель». Отношения с учителями являются первым примером отношений с обществом. В семье взаимоотношения характеризуются неравенством, в школе же равны все. Учитель выступает воплощением требований общества, а школьная система предполагает наличие эталонов и мер для оценки. Школа характеризуется системой четко определенных отношений, которые основаны на принятии конкретных правил. Это новое направление в социальном взаимодействии пронизывает всю жизнь ребенка: определяет его отношения к родителям и сверстникам. Он него зависят все благоприятные для жизни условия.

Новая социальная ситуация развития «ребенок-учитель» требует нового вида деятельности - учебной деятельности. Она направлена не на результат, как принято считать, но на выделение способа его усвоения. Все предметы учебной деятельности абстрактны, теоретичны.

«Школа играет определяющую роль в развитии детей. Именно здесь ребенок проверяет свои интеллектуальные, физические, социальные и эмоциональные данные и получает возможность определить, насколько он соответствует стандартам, установленным родителями, учителями и обществом в целом» .

Учебная деятельность не дается в готовом виде, ее нужно сформировать. В этом и заключается главная задача начальной школы - научить ребенка учиться. Эта задача напрямую связана с формированием познавательной мотивации. В первые недели школьного обучения с этим не возникает проблем. К концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Утрата интереса к игре и становление учебных мотивов связаны с особенностями развития игровой деятельности. Дети дошкольного возраста получают удовольствие от процесса игры, а в 5-6 лет - не только от процесса, но и от результата, выигрыша. В играх по правилам, характерных для старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, выигрывает тот, кто лучше освоил игру. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат; кроме того, развивается мотивация достижения. Сам ход развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация постепенно уступает место учебной. Это новое личностное образование определяется Лидией Ильиничной Божович как «внутренняя позиция школьника». В ней объединяются потребности ребенка посещать школу (заниматься чем-то новым, носить портфель, тетради), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. Однако здесь наблюдается несоответствие мотива и содержания учебной деятельности, из-за чего он постепенно теряет свою силу. Д.Б. Эльконин утверждал, что побуждать ребенка к учению должно то содержание, которому его учат в школе.

Общая динамика мотивов детей младшего школьного возраста такова: сначала у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т.д.), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее - к способам добывания знаний . Однако снижение мотивации к концу начальной школы является нормальным и вполне объяснимо. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, так как эта потребность уже удовлетворена. И теперь на передний план выходит содержание обучения и способы добывания знаний. Наиболее эффективными для формирования познавательной мотивации являются развивающие занятия и проблемный подход. Так, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин в рамках теории развивающего обучения подчеркивали, что обучение не должно строиться на восхождении от житейских понятий к научным. Напротив, с учетом активного развития логического мышления обучение должно строиться на обобщении, на научных понятиях, которые в дальнейшем конкретизируются. Традиционное же обучение меньше способствует развитию мотивации. Чаще всего ведущим становится интерес не к процессу, а к результату обучения - отметке, похвале или материальному вознаграждению. Традиционная система образования создает также некоторые трудности для становления креативности - умения находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач. Это умение имеет большое значение для уровня выполняемой деятельности, для способа общения с другими людьми, для осознания собственных качеств, своих достоинств и недостатков. «Креативность в младшем школьном возрасте формирует умение произвольно и продуктивно использовать полученные знания, помогает научиться не готовым понятиям, а способам решения различных задач, формирует установку на потенциальное знание, на научение «учиться», а не пользоваться готовыми знаниями. В сложном и быстро меняющемся мире такие способности чрезвычайно важны, они помогают не только адаптироваться в самых разнообразных ситуациях, но и самореализоваться в них» .

Учебная деятельность является уникальной, так как при усвоении знаний ребенок ничего в этих знаниях не меняет. Впервые предметом изменения становится сам субъект, который осуществляет эту деятельность. Происходит поворот ребенка на самого себя, собственные изменения, возникновение рефлексии. Это является причиной включения оценки в любую учебную деятельность. Однако оценка ни в коем случае не должна быть исключительно формальной. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры - критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Именно через оценку происходит выделение себя как особого предмета изменений в учебной деятельности.

Структура учебной деятельности включает в себя 4 компонента:

1. Учебная задача-то, что ученик должен усвоить в процессе;

2. Учебное действие - активная деятельность ученика, изменения учебного материала доя обнаружения свойств изучаемого предмета;

3. Действие контроля - указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие;

4. Действие оценки - сравнение с задачей, определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Построение и осуществление учебной деятельности имеет специфические черты. Для их охарактеризования можно вновь вернуться к предыдущим периодам развития и предположить, что сначала все находится в руках учителя, и он действует руками ученика. Однако предмет учебной деятельности - идеальные объекты, что затрудняет взаимодействие. Неслучайно, при совершении детьми ошибок в уже сформированных действиях, они могут найти и исправить их без труда, но с одним условием - побуждением взрослого. Несмотря на передачу учителем всего операционального состава действий ученикам, он один продолжает оставаться носителем смыслов и целей. Пока учитель - центр учебной ситуации, который осуществляет контроль, учебные действия не интериоризируются учениками полностью.

Как можно избежать этого? В рамках отечественной психологии были проведены обширные исследования о роли кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. В частности, Г.А. Цукерман, экспериментально установила, что у детей, действующих в форме совместной работы в классе, более успешно формируются рефлексивные действия, по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом. Обучение, построенное на кооперации, снимает противоречия между видимостью совместного обучения и реальной индивидуальной направленностью традиционного обучения. Эти выводы позволяют провести некоторые параллели с позицией Жана Пиаже по поводу отношений «ребенок-дети». По его мнению, только при общении детей между собой могут сформироваться такие фундаментальные качества, как критичность, терпимость и умение встать на точку зрения другого. Постепенно, подлинная логика и нравственность заменяют эгоцентризм.

Также Г.А. Цукерман подчеркивала качественные отличия сотрудничества со сверстниками от сотрудничества со взрослыми. Между взрослым и ребенком всегда происходит разделение функций: первый ставит цели, контролирует и оценивает действия второго. Однако, даже при совместной деятельности и последующей интериоризации действий, некоторые компоненты так продолжают оставаться за взрослым. Совершенно по-другому на процесс интериоризации воздействует кооперация со сверстниками. Она является опосредующим звеном между началом формирования нового действия при работе со взрослым и полностью самостоятельным концом формирования. В кооперации со сверстниками общение носит равноправный характер, имеют место контрольно-оценочные действия и высказывания. В случаях, когда взрослый только организует, «запускает» работу, а дети действуют самостоятельно, лучше обеспечивается учет позиции партнера, его точки зрения. Происходит развитие рефлексивных действий. Другая важная особенность такой совместной деятельности состоит в том, что дети обращают внимание не только и не столько на результат, но и на способ действий, как своих, так и партнера, происходит их координация. Лучше всего это можно наблюдать у слабых учеников - при совместной деятельности они становятся активными и заинтересованными. Немного с другой стороны кооперацию со сверстниками изучал В.В. Рубцов и установил, что такой вид совместной деятельности - основа происхождения интеллектуальных структур ребенка.

Учебная деятельность, как уже было отмечено, является ведущей в младшем школьном возрасте. Ей подчиняются все остальные виды деятельности, в том числе и игра. Неверно было бы предполагать, что игра полностью исчезает из мира младшего школьника. Она сохраняется, но претерпевает значительные изменения. По мере взросления, получение удовольствия от игры сменяется удовольствием от достижения известного заранее результата. В школьном возрасте игра носит скрытый характер, перемещается в область воображения. Она позволяет сделать смысл вещей более явным для ребенка, приближает его.

Младшему школьному возрасту присуща определенная динамика и в развитии мотивационно-потребностной сферы. Развитие мышление, способности к осознанию окружающего мира постепенно переносится на себя. Сравнение своих успехов и отметок с достижениями одноклассников играют роль в дифференциации и повышению адекватности самооценки ребенка. Школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в самоидентификации младшего школьника. Позитивное развитие его личности зависит от того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как оценивают его успехи в учебе. Низкая успеваемость и конфликты с учителем в этот период могут привести не только к отклонениям в познавательном плане, но и появлению других негативных симптомов, например, тревоги, агрессии, неадекватности.

Какие же новообразования младшего школьного возраста можно выделить на основании сказанного?

Во-первых, произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация. Благодаря усвоению системы научных понятий происходит также их внутреннее опосредование. Однако, все это еще не относится с интеллекту, который пока «не знает сам себя».

Во-вторых, активное осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности, то есть формирование рефлексии.

В-третьих, становление адекватной и устойчивой самооценки, источником которое является сравнение своих успехов и отметок с достижениями одноклассников в рамках учебной деятельности.

Итак, младший школьный возраст - расцвет детства и одновременно начало новой, школьной, жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Все психические процессы опосредованы развитием интеллекта. Учебная деятельность становится для младшего школьника ведущей. Учитель воплощает для него требования и ожидания общества. Личностное общение в этом возрасте зависит от успешности в школьном обучении, отношения учителя и отметок. С другой стороны, оно делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, а также стимулирует их учебу. В проведенных исследованиях было экспериментально установлено, что ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. Лучше обеспечивается учет позиции партнера, его точки зрения, преодолевается эгоцентризм. Происходит развитие рефлексивных действий.