Тушь и чернила Тушь - это взвесь определенного красителя в… - Вдохновение, полезная информация и галерея. Акриловая тушь vs тушь на водной основе — сравнительный обзор

ТУШЬ или ЧЕРНИЛА? September 10th, 2014

Тушь - рисовальный материал, черная или цветная краска. На современном рынке тушь бывает жидкая, концентрированная или сухая, в виде палочек или плиток. Делают ее из газовой сажи, спиртового раствора, шеллака, глицерина, сахара и смеси желчи с антисептиком. Тушь применяется при рисовании и письме. Главной ее особенностью считается глубокий черный цвет, не имеющих аналогов в акварели. Также существует цветная тушь на органических красителях. Кроме того, тушь бывает водостойкой и нет. В состав водостойкой туши входит спиртовой раствор шеллака, который растворим только спиртом. Такая тушь позволяет создавать долговечные работы.
Традиционно считается, что этот материал придумали в Китае, откуда заимствовали сначала восточные соседи, а позднее завезли в Европу. Однако есть сведения о том, что еще в древнем Египте была похожая пишущая краска, изготавливаемая из той же сажи и пчелиного воска в качестве клея. А в Риме использовали виноградные косточки для изготовления своих чернил.
Слово «тушь» пришло в русский язык из немецкого, в который попало из французского и дословно означает – «прикосновение». Романтично, не правда ли?! Легким прикосновением кисти с тушью к бумаге создаются шедевры изобразительного искусства.



Китайский иероглиф, обозначающий этот материал, состоит из двух: верхний – черный и нижний – земля. Дословно получает «почерневшая земля», та самая тушь в виде палочек или плиток, растирая которую с примесью воды, получают черную жидкую краску - чернила.

Сегодня чернила и тушь - это два материала с разным составом. В чернилах больше непосредственно пигмента, меньше растворителя и достаточное количество различных модификаторов вязкости, смачиваемости и т.д., обеспечивающие наилучшую адгезию. Таким образом чернила больше используют для письма и создания каллиграфических композиций, они плотнее туши.


Тушь же больше подойдет для рисования - это очень экспрессивный и одновременно романтичный материал. Она является весьма пластичным материалом, ей можно создавать как быстрые черновые зарисовки, так и серьезные работы, требующие детальных проработок. Особенно любят тушь художники-графики за ее глубокий интенсивный тон и возможность создавать широкую шкалу градаций от светло-серебристого до коричневатого цветов.



Для туши лучше использовать

Сегодня я покажу свои перья и разные туши.
А еще сравню чем отличаются три разных чёрных туши друг от друга и покажу как рисуют какие перья.


Сначала я расскажу о тех баночках с тушью что у меня есть.
Начнем с самой дешевой туши(и чернил)- это продукция фирмы Гамма и Koch-i-nor, вот они:
Чернила у меня остались только фиолетовые, к слову срок годности у неё еще вышел в мае 2009 года, т.е. 4,5 года назад, тогда я только начала пробовать рисование тушью и покупать первые баночки. На моё удивление она всё еще в хорошем состоянии, я ею до этого рисовать не пробовала.
Зеленая тушь у меня тоже давно, уже 4 года как, первый такой пузырёк я случайно вылила на тетрадь прямо на паре, чем испортила тетрадь по аналитической химии(кстати сказать текст не пострадал). К сожалению, тушь от KiN зеленая сейчас другого цвета(на сколько я могу судить в магазине, прозрачная и больше похожа на тот цвет что у Winsor&Newton, но это на первый взгляд, я её не покупала, поэтому не знаю как она выглядит на бумаге. Мне больше нравится именно этот цвет, тот что был раньше.
Черная, коричневая и белая туши. На сколько я помню это акриловая тушь, и меня всегда сбивала с толку надпись про то что эта тушь в высше степени устойчива к воде, но при этом не является несмываемой. Пробовать рисовать поверх этой туши акварелью я не стала, кто пробовал - поделитесь результатом. Коричневый цвет приятный, а черный - черный, белый же быстро оседает и со временем всё хуже и хуже взбалтывается, а еще он слегка прозрачный при нанесении, поэтому я больше предпочитаю белую гелевую ручку - удобнее и быстрее.


Вот тут можно посмотреть как эти туши выглядят на бумаге, кисть, а ниже размытие водой. Поверх цветных я рисовала белой(сами видите прозрачность)


Еще я расскажу о особом виде туши, о котором, почему-то, большинство рисующих которых я знаю вообще не имеют представления.
Это латексная тушь. Она единственная является ТОЧНО не смываемой. У неё есть несколько минусов: её редко где найдёшь, там где я нахожу срока годности остаётся уже половина(прошлую пришлось выкинуть, а у этой хоть и кончился но купила я её только весной и она пишет), она есть только чёрная(я только такую видела), ну и она навязчиво прилипает к перу, её нужно сразу отмывать-оттирать, то придётся отскребать ножичком.
То как она выглядит на бумаге у меня есть, но она черная и водостойкая(когда высыхает), идеальна для контура в акварели.


Дальше я расскажу о дорогих баночках с тушью от Winsor&Newton
У меня есть вот такие, изумрудная живёт у меня уже давно и когда я её покупала то не могла посмотреть как оно выглядит на бумаге, цвет же оказался совсем не тем что я ожидала. Да и вообще так всегда со всей тушью кроме чёрной.
Та тушь что в маленьких стеклянных баночках считается тушью для художественных работ и отлично разбавляется водой(так сказали в магазине) а та тушь что в больших баночках она для каллиграфии, но не найдя среди художественных нужного мне красного и коричневого я не глядя взяла эти, т.к цвет в баночке был как надо, я не попробовала на бумаге и крупно об этом пожалела.
Изумрудная тушь вовсе не изумрудная, а что-то ближе к бирюзе, голубая мне нравится(к ней нареканий у меня нет, очень приятный цвет).
А вот коричневая и красная, ну что это такое? Коричневая - приятно рыжая, а красная с малиновым оттенком!
Кстати, как разводится тушь для каллиграфии мне понравилось больше.

Всегда попробуйте на бумаге как выглядит тушь перед тем как брать её!



Ну и третий тип это китайские туши для каллиграфии. У меня есть две. Первую(в пластиковой упаковке) я купила в начале лета, но не пробовала, а вторую купила в Питере, т.к. в Miroedova School мы пользовались ею и мне показалась она удобной. Такую у нас я нашла только где-то в одном месте и уже забыла где, в леонардо, что-ли. А та что в пластиковой баночке идёт в коробочке и продаётся у нас повсюду. Сравнить в стоимости и мл я не могу.


Но делая этот обзор столкнулась с удивительным:
1) Той что в стекле пользоваться удобнее, та что в пластике имеет носик для капель и окунуть туда кисть или перо не получится.
2) Но восхваляемая в школе тушь оказалась вовсе не чёрной. Я не знаю видно ли на фото, но она тёмно-тёмно серая и в яркости уступает той что в пластике(как впрочем и туши от Koch-i-nor)



А сейчас вторая часть: то чем я пишу и рисую.
Вот оно моё богатсво(правда ручек-держателе шутки три, а не один)

Для начала самый аутентичное и древнее изобретение: бамбуковые палочки. ими я почему-то рисую мало, но они очень интересные, линия может быть разной по толщине и можно делать разные эффекты). Правда одна из трёх была бракованная. Такие, при желании можно сделать и самостоятельно из бамбука и, наверное, из тростника(он то в наших широтах растёт часто. Надо будет попробовать.

Самое левое очень тонкое, встречается не часто, но оно процарапывает бумагу и держит в себе очень мало туши. Купила его я когда-то для биологических-энтомологических целей, им удобно подписывать ооочень маленькую этикетку.
Старое-доброе перо со звездочкой самое комфортное, 23 имеет кончик, но линия у него толстовата, мне понравилось еще китайское, в нём есть штука для большего количества туши.


Это перья фирмы LEONARDT и их номера. Перо -400- уже испортилось и не рисует, больше всего мне нравится синее Lieno -40-

Вот это все вместе:
Не знаю как так оказалось, но звездочек у меня две, а №23 аж три.
Кисти, которыми я рисую были в предыдущем обзоре.


Еще у меня есть настоящее, больше, гусиное перо, но я не использовала его для письма или для рисования, жалко.


Тушью называют краску, приготовленную из сажи с добавлением воды и связующего. Связующие вещества обычно - шеллак, желатин, казеин, синтетические смолы. Вид связующего влияет на устойчивость туши к воде. Хорошая тушь должна быть несмываемой после высыхания, иметь густой чёрный цвет, легко сходить с пера или рейсфедера.


Различают следующие виды туши:

Жидкая

Спиртовая (индийская тушь) тушь - сажа в спиртовом растворе шеллака, водостойкая.

Водная тушь - сажа в растворе клея (например казеинового), после высыхания имеет среднюю водоустойчивость.

Латексная (полимерная) тушь - очень водостойкая тушь из сажи в растворе полимера, хороша для использования в качестве контура под акварель. Недостатком является то, что она сильно прилипает к перу и нужно оттирать его сразу, пока тушь еще не затвердела.

Акриловая тушь - пигмент в растворе полимера. По сути является жидкой акриловой краской.

Сухая

Китайская сухая тушь - сажа с клеем в виде палочек или плиток. Для работы палочку туши растирают с водой. Хорошей считается сухая тушь, которая дает теплый черный тон как бы с металлическим оттенком, в изломе однородна, не смывается после высыхания.

Концентрированная

Тушь из казеинового связующего и пигмента, перед использованием разбавляется водой. Обладает повышенной водостойкостью.

Так как классическая тушь делается на основе черной сажи, то цветная тушь является разновидностью жидких красок со свойствами туши.



Водостойкость

Некачественная тушь может начать размываться водой после высыхания или у нее может быть более долгий срок образования устойчивой к воде пленки. Неразмываемость туши проверяется следующим образом: на листке чертежной бумаги рисуют несколько линий различной толщины. После того как тушь высохнет, листок в наклонном положении помещают под водопроводный кран на 1 минуту. Водостойкая тушь не размоется и не потечет.

Чем отличается тушь от чернил?

Чернила - жидкий раствор, состоящий из красителя (а не пигмента), растворенного в жидкости. При письме чернила проникают в бумагу на небольшую глубину. Тушь же состоит из пигмента и связующего вещества. При письме она ложится на поверхности бумаги "пленкой" и практически не проникает внутрь бумаги.

"Отмывка" в архитектурной графике это - придание объема серым тоном разбавленного раствора чертежной туши или черной акварельной краски.

В процессе отмывки послойно затемняют части рисунка или чертежа, до той степени, когда формы приобретают понятные объемы. Делается это для того, чтобы заказчик наглядно представил будущую конструкцию (мебель, объемная резьба на мебели, архитектурная постройка, части лепного декора).

Классический способ отмывки - лессировка. Разведенная тушь на объект чертежа наносится очень тонкими прозрачными слоями, каждый слой должен высохнуть перед следующим нанесением. При этом способе достигается особая легкость, что является результатом насыщения одного тона другим.

Более простой способ отмывки - алла прима. Разбавленная тушь наносится в один слой на объект чертежа, для выделения теней берется более насыщенный раствор. Выполняется сразу за один прием (сеанс).

Иногда части рисунка дополнительно подкрашивают цветом (иллюминируют) деревья, газоны.

Выражение "отмывка" означает “выполнить изображение, имеющее светлый вид как бы после промывки водой”. Архитектурная отмывка напоминает легкий акварельный рисунок на бумаге, если его промыть под проточной водой (что часто, на первых порах, делают студенты с сильно перекрашенной акварельной работой) - интенсивный тон смывается, а впитавшаяся в бумагу краска сохраняется в виде светлого рисунка.

Решила поднять вот такую темку и предлагаю оставить свои комментарии всем знающим, разбирающимся и просто не равнодушным людям.
Пост создан по мотивам и по материалам различных интернет изданий.

С чем же был связан этот вопрос и почему я решила его задать. На самом деле к этому меня сподвигло, во-первых китайская живопись и калиграфия, в том числе тушью и акварелью, и... не возможность купить дистресс чернилки на Выставке Формула Рукоделия. Более того в топике Хокку для друга Странника, я описывала что все иероглифы прорисовывала тушью.
Состыковав в уме эти 3 вещи, я совершенно случайно наткнулась на художественную тушь разных цветов.
Надо начать с того что определить составы этих тушей и то как они подразделяются (поправьте меня если я не права).
В переводе с английского Ink - чернила, тушь. У нас как то принято разделять эти 2 термина. В английском я не нашла особых различий.

Тушь - бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток.
Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок)

Чернила — красящая жидкость, используемая для письма или создания иных изображений (в частности, многих техник рисунка, оттискивания штампов).

Существуют 2 основных направления в туши - Тушь для каллиграфии и тушь художественная цветная.
Тушь для каллиграфии я пожалуй описывать не буду в каждой из разобранных мною фирм есть серия калиграфия.
Тушь художественная цветная.
Отличает одну тушь от другой состав пигментов натуральные пигменты (меньше цветов), акриловые пигменты (палитра не ограничена).

Разбавлять тушь с натуральными пигментами нужно только дистилированной водой. Разбавление обычной водой приведет к разложению пигмента.

Какие-же туши есть сейчас на нашем рынке

1. Начнем с одной из самых распространенных марок Koh-I-Noor.
Вот что они пишут о своей туши на сайте: http://www.koh-i-noor.cz/ru/art-club/umelecke-tuse

"Художественная тушь является водной дисперсией пигмента в растворе природной смолы, она предназначена как для начинающих, так и для профессиональных художников. Качество туши сравнимо с известными европейскими марками - она отличается высокой пигментацией, бриллиантностью оттенков, водостойкостью и светостойкостью. Туши смешиваются между собой, они пригодны для рисования кистью и пером. Производится тушь из качественного шеллака и первоклассных неорганических и органических пигментов.Пигменты с требуемой светостойкостью, чистотой и стойкостью к среде поставляются ведущими европейскими производителями.

Качественные параметры (кроющая способность, светостойкость) приводятся на коробочках отдельных тонов. Перед использованием тушь следует тщательно взболтать, поскольку при неиспользовании материала образуется осадок, что особенно характерно для белого, серебрянного и золотого цвета". В палитре Палитре 14 цветов, в том числе золотой и серебряный."

2. Художественная тушь Winsor & Newton. http://www.winsornewton.com/products/inks/drawing-inks/

Высококачественная тушь Sennelier на основе природных компонентов.

  • Наносится кистью, перьевой ручкой и даже с помощью аэрографа.
  • Тушь обладает глубоким насыщенным цветом, яркими интенсивными оттенками благодаря присутствию в ее составе шеллака.
  • Быстро сохнет и устойчива к воде, однако при этом не является несмываемой. Идеально подходит для каллиграфии, рисунка кистью и пером, черчения и рисованию по текстилю. Рисунок можно закрепить фиксативом для карандаша или пастели, что только увеличит светостойкость красок.
  • Все цвета превосходно смешиваются с водой и между собой.
  • Все цвета Colorines туши от Sennelier хорошо закрепляются друг с другом и образуют матовую пленку при высыхании. Эту тушь можно наносить кистью, перьевой ручкой или используя аэрограф на такие поверхности как многослойную бумагу, расчерченные карточки и т.д.
  • Colorines тушь чрезвычайно легка в использовании, при работе аэрографом дает ровное прозрачное покрытие. Также может использоваться как жидкая акварель для обрамления картины.
    Продается отдельными бутылочками или наборами.

    Посмотрите рисунки выполненные тушью.


Теперь скажу несколько слов о туши с акриловыми красителями. Не могу утверждать точно, но у меня сложилось мнение что эти туши относятся к любительским.

FW Pearlescent 22 цвета, перламутровых оттенков.

Тушь хороша тем, что ей можно рисовать по-моему абсолютно любыми инструментами. Я расскажу про то, что пробовала или планирую попробовать сама, а в частности про перья, рапидографы, кисти и нетрадиционные материалы. Про бумагу и тушь я уже немного говорила в , так что углубляться не буду.


Самый первый инструмент, который использовался для письма и рисования тушью - птичье перо. Обычно это были утиные перья, но когда возникала необходимость нарисовать более тонкую линию, выбирали перо вороны. Кончик пера, заостренный с помощью специального ножа, окунался в чернила, и полый стержень пера удерживал достаточно чернил для того, чтобы сделать несколько штрихов. Сейчас уже конечно с птиц перья дергают только эстеты, для остальных изобрели целую кучу разных металлических перьев.

Есть перья для письма, а есть перья для рисования. Перо для письма по сравнению с обычным для графических работ имеет более широкий наконечник. Вообще есть куча разных классификаций перьев в зависимости от типа письма или рисования, я еще пока ее целиком не уяснила и для себя делю перья на на 3 большие группы – ширококонечные, остроконечные, и рондо.

Ширококонечные перья – кончик похож на маленькую лопатку. Бывают металлическими, тростниковыми, бамбуковыми, птичьими и даже деревянными.

Остроконечные перья – похожи на копьё средневекового рыцаря в миниатюре. Изготавливаются из металла или перьев птиц, обычно гусиных. Именно такие перья чаще всего используются для рисования.


Рондо – металлическое перо. В каллиграфии им пишут чертежный шрифт при подписывании чертежей и плакатов. На кончике имеет «блинчик», за счёт которого и получается «эффект шариковой ручки» - то есть линия одной толщины в любом направлении движения пера. Не очень хороший выбор вообще, я такими не пользуюсь.


Также в каждом пере есть расщеп и должен быть тушедержатель .
В остроконечном один расщеп, а в ширококонечном бывает один или два – на это влияет ширина самого пера. Придуман расщеп для того, чтобы тушь или чернила удерживались между краями пера, и стекали на бумагу точно через кончик пера в необходимом количестве.


Тушедержатель (этот такая штучка надевается на перо) нужен для того, чтобы не приходилось поминутно заправлять перо тушью – с помощью этого нехитрого приспособления можно написать несколько букв за одно заправление пера тушью.
Причём не рекомендуется обмакивать само перо в чернильницу – от этого образуется нежелательный наплыв туши на кончике пера, а тростниковые перья и вовсе быстро изнашиваются вследствие размокания их рыхлой внутренней части. Надо заправлять тушью образовавшееся пространство между пером и тушедержателем с помощью кисточки, которая выделяется специально для этой цели.
Еще раз повторю, что перед первым использование кончик пера нужно прокалить над огнем, чтобы убрать специальный состав, защищающий перо от ржавчины.

Я рисую обычно остроконечным пером, примерно таким - это японский G pen.

На пере нужно избегать появления осадка, поскольку это непосредственно затрагивает качество проводимых линий. Перо хорошо очищается обычным споласкиванием в проточной воде (из-под крана) Наиболее важный момент очистки - вначале необходимо вынуть перо; в особенности, если ручка имеет металлический зажим для фиксации. Металл подвержен коррозии: если не вынуть перо, его неизбежно заклинит в зажиме. После полной очистки пера и зажима их следует насухо вытереть салфеткой или куском хлопчатобумажной ткани.

Для перьев есть разные держатели. Например такие для письма Copperplate для рисования не подходят

Наш выбор вот такой. Здесь сверху вниз обычный держатель (у меня такой), универсальный и для тонкого пера. Второй подходит тоже для тонких перышек.


Лучше, чтобы держатель был либо пластиковым, либо покрыт лаком, так он будет меньше размокать и портиться. Подбирать держатель нужно под вашу руку, я для удобства частенько наматываю изоленту или надеваю резиновые мягкие штучки с ручек, чтобы не уставали пальцы. Это кстати еще добавляет вес, а мне удобней держать более тяжелый держатель.

Много полезного пишут про перья в Википедии .


Теперь немного про кисти. Из своего опыта могу сказать лучше брать кисти для каллиграфии, у них большой диапазон толщины линии. Если таковых нет, для большинства работ подойдет синтетика, за счет своей упругости и жесткости, хотя на самом деле я встречала людей, которые щетинными кистями пишут шедевры тушью, так что тут индивидуальные предпочтения и личные пробы очень пригодятся. Мне лично удобна синтетика еще тем, что ее проще отмыть, а делать это нужно обязательно после каждой работы. Синтетика не боится мыла, быстро сохнет и вообще непривередлива. Все мои белки, колонки и прочие нежные звери тушь не держат вообще.

Отдельно стоит сказать про BrushPen - это синтетическая кисть уже с резервуаром с тушью. Я в качестве аналога иногда заправляю разбавленной тушью Waterbrush - получается что-то похожее. Здесь главное правило - то, что заливается в картриджи и кисти должно быть либо разбавленным, либо специальным, для заливки в рапидографы и изографы, иначе все ваши устройства после высыхания намертво склеятся внутри и их придется выкинуть.

Теперь о самом загадочном - изографы и рапидографы. Чем отличается изограф от рапидографа?
Некоторыми особенностями конструкции пишущего узла и способами заправки, но на практике – ничем. Ходит слух, будто изографом можно рисовать под наклоном, а рапидографом – только строго перпендикулярно бумаге. На самом деле оба могут рисовать под разумным наклоном. Вот так выглядят изографы.

А вот так рапидографы

Изографы и рапидографы не самое дешевое удовольствие, и при этом капризное. Их нужно чистить и промывать хотя бы раз в месяц, следуя инструкции. И ни в коем случае не разбирать больше, чем та же инструкция позволяет – иначе обратно не соберете! Заправлять их можно только специальными чернилами для рапидографов, лучше фирменными. Обычные чернила или тушь – самый легкий способ испортить инструмент. А портятся они часто даже сами по себе, особенно тонкие, от 0,1 до 0.25 мм, и в один прекрасный день отказываются рисовать. Одна из причин: искривление наконечника или металлической «нитки» толщиной с волос, расположенной внутри конструкции на утяжелителе. С ее помощью чернила прокачиваются в стальную трубку наконечника, и от слишком активных встряхиваний она может погнуться. Такой инструмент починке в домашних условиях не подлежит.
Вот кстати так устроена ручка изнутри.

Зачем покупать дорогой и капризный инструмент? Можно ли вместо него использовать гелевые, капиллярные ручки или маркеры? Можно. Тут дела вкуса и финансовых возможностей. Но рапидографы пишут чернилами, близкими по качеству и цвету к туши для рисования, их удобно использовать как вспомогательный инструмент в рисунке пером и тушью, например, в манге. Основной плюс – варианты толщины линий. Изографы и рапидографы начинаются от 0,1 мм в диаметре до 2 мм и имеют около 15 градаций толщины. Толщина гелевых и капиллярных ручек около 0,5 мм и редко бывает другой. Изографы и рапидографы дают одинаково тонкую идеальную линию без потеков и точек, что иногда тоже может быть важно

Линеры - хороший, более дешевый аналог изографов и рапидографов. Я в основном пользуюсь ими, а не гелевыми ручками, они дают более ровную линию без потеков, чернила не блестят и не размываются водой, по крайней мере у Faber Castell. Stabilo размываются отлично. Однако у них мало градаций толщины по сравнению с изографами и рапидографами, они довольно быстро кончаются и одноразовые.

Еще я хотела упомянуть несколько нестандартных материалов для рисования. У меня есть диковинное стеклянное перо, привезенное мамой из Израиля. Перо представляет из себя красивое веретено сужающееся от корпуса к пишущей точке. А чернила набираются вот в эти самые спиральные бороздки снаружи пера. В моем варианте оно немного царапало бумагу, что решилось шлифовкой кончика мелкой наждачкой. Фишка такого перышка в том, что оно набирает больше чернил, чем обычное, но не имеет градации толщины линии.

Можно рисовать деревянными палочками и клинышками, затачивая их под разными углами. Они дают интересную текстуру и линию.

Интересные результаты можно получить, используя губки, ватные диски и ватные палочки - здесь все зависит только от вашего бесстрашия и тяги к экспериментам. Так же можно протирать бумагу наждачкой, комбинировать с акварелью, гуашью, клеем - в общем полная свобода.

Вот такой огромный получился пост, я старалась ничего не упустить и буду рада вашим комментариям об инструментах, которыми вы пользуетесь или хотите попробовать.
В следующем посте я планирую немного рассказать про технику рисования тушью.