Индивидуальное занятие по развитию зрительного восприятия и ориентировки в пространстве. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в специализированной средней группе для детей с нарушениями зрения

Юлия Алейникова

Тема : «Волшебные конверты» .

Форма проведения : подгрупповая.

Цель : Развитие зрительного восприятия .

Задачи :

1. Формировать умение локализовать геометрические фигуры в заданной последовательности. Упражнять зрительную память .

2. Формировать умение видеть расположение предметов на картине : узнавать, называть и показывать, объяснять пространственное расположение по признаку удаленности в пространстве.

3. Закреплять умение передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме, читать схемы пути.

4. Закреплять знания о системе и взаимосвязи цветов спектра, представления о теплых и холодных цветах.

5. Развивать зрительные функции различения , фиксации при обучении рассматриванию картины, пониманию заслонённости одного предмета другим.

Сегодня у нас особенное занятие , у нас присутствуют гости. Я приготовила вам конверты - сюрпризы с заданиями, но они спрятаны в группе, их нужно найти. Для этого я вам раздам схемы группы. Они укажут вам путь к заданию. Мы повернемся в одном направлении, возьмем наши схемы, на них красным отмечен конечный путь, там, где спрятаны конверты. Итак, в путь.

Дети, держа в руках схемы группы, ищут задание.

Подойдите ко мне ребята, покажите, что вы нашли. Молодцы, все справились с заданием. Конверты – необыкновенные на них цифры определенного цвета. Чтобы открыть этот конверт, нам нужно получить этот цвет из других. Но вы должны мне помочь, я совсем забыла, какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый, зеленый, фиолетовый и коричневый цвета.

Показ больших конвертов – цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) . Если вы затрудняетесь, я дам вам подсказку прочту стихотворение :

Зеленого цвета нигде не нашел ты?

Это не страшно, не унывай.

Возьми из коробки синий и желтый

И поскорей аккуратно смешай.

Как получить оранжевый цвет?

В этом секрет особого нет.

Способ прекрасный и ясный –

Смешайте желтый и красный.

Как получить фиолетовый цвет?

Даём вам простой и хороший совет :

Получаем цвета – проверяем.

Молодцы, ребята, все цвета мы получили и теперь наши конверты откроются.

В каждом конверте задание для всех ребят. Посмотрим, что приготовлено в первом. Там разноцветные светофильтры и маленькие конверты. Я назову вам цвет, вы должны получить его самостоятельно.

Похвалить детей .

Теперь переходим ко второму конверту. Открываем его, достаем наши подкладки - полоски и плоскостные геометрические фигуры.

Первое задание – выложить геометрические фигуры по готовой схеме. Детям предлагается схема, состоящая из семи фигур (круг, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, овал, треугольник,которые выкладываются в соответствии со схемой.

Второе задание – зрительный диктант . Тифлопедагог показывает ряд геометрических фигур, в которых присутствуют и фигуры, не вошедшие в наборы для детей (многоугольник, полукруг, треугольник другого вида) . Дети должны пропустить эти фигуры, а ряд составить из имеющихся у них геометрических фигур по показу.

Третье задание - перепутанные фигуры. При наличии схемы, тифлопедагог просит закрыть глаза и меняет местами геометрические фигуры. Детям нужно найти несоответствие и вернуть все на свои места.

Четвертое задание - упражнение на зрительную память . Дается уменьшенная схема из пяти фигур. После времени, отведенного на запоминания, детям предлагается выложить фигуры по памяти.

Зрительная гимнастика :

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога) .

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.

Теперь переходим к нашему третьему заданию.

Какое время года? Правильно зима. Я приготовила вам волшебное объемное панно, состоящее из прозрачных картинок. Сейчас мы с вами его рассмотрим. Начнем с заднего плана - это фон нашего панно. В каких цветах оно выполнено (белом и синем) . На фоне много белого снега, а на горизонте синее небо, по нему плывут облака. Зимой преобладают холодные тона. Следующая наша картинка, которую я наложу на наш фон - это лес, он тоже расположен вдалеке. Тот, что зеленый - это хвойный лес, коричневый - лиственный лес. Почему зимой он не зеленый? (Правильно - листья зимой облетели с деревьев, а стволы деревьев коричневые, а хвойный лес – это лес из ёлок и сосен, у них вместо листьев – зеленые хвойные иголки). Это был задний план, на нем все маленького размера, если подойти к этому лесу ближе, он станет больше, а если вплотную, он будет выше вас, как обычный лес, где деревья намного выше людей. На следующей картинке средний план, на нем зеленая елка и дерево в снегу. Эти деревья не такие большие, как на самом деле, что говорит о том, что они удалены и находятся на определенном расстоянии. Чем дальше находиться предмет, тем он кажется нам меньше. Средний план мы видим намного лучше, он ярче и четче, чем предметы на заднем плане. Чем дальше предмет, тем он кажется менее красочным. И, наконец, передний план. На нем расположен снеговик, он большой, расположен в самом низу картины и это значит, что он находиться близко от нас.

В следующем конверте приготовлены необычные картинки. Они прозрачные, но на концах черные отметки – это граница картинки. Этот ограничитель поможет вам не ошибиться при сборе изображения. Все части, этого маленького панно, накладываются друг на друга до получения на них изображения ёлочки. Ёлка разделена на части, нужно подумать и собрать её из 3 прозрачных картинок и фона. Первая нижняя картинка - это фон. Вверху на нем солнце и облако – это ориентир верха. Посередине линия горизонта. Собираем снизу : ствол, большой и пушистый низ ёлочки, средняя часть и верхушка дерева.

И, наконец, мы дошли до 4 конверта.

Каждый ребенок получает контур, состоящий из точек.

Ваша задача, понять, что изображено на рисунке, взять фломастер, соединить точки, создать контур. Затем заштриховать получившуюся фигуру в одном направлении. Далее из предложенных схем, выбрать схему - соответствующую данному рисунку. Детям предлагается четыре изображения : ёжик, белка, заяц, собачка.

Похвалить детей за правильные ответы и хорошую работу.

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Хрусталик» г. Кирова»

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

высшей квалификационной категории

Л.В. Городинская

ТЕМА: «ИГРУШКИ»

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Обогащать знания детей по теме «Игрушки».

Закреплять название основных цветов спектра: красный, желтый, зеленый, синий.

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение соотносить объемные, цветные, силуэтные, контурные изображения игрушек.

Развивать зрительно-поисковую деятельность с ориентацией на цвет, звук.

Способствовать развитию слухового, зрительного восприятия.

Способствовать активизации, развитию зрительных функций: цветовосприятия, локализации, прослеживания, остроты зрения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми, сверстниками. Прививать устойчивый интерес к выполнению игровых заданий. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Интеграция областей: познание, коммуникация

Оборудование и материалы: игрушки: пирамидка, юла, медвежонок, неваляшка; их цветные, силуэтные, контурные изображения; цветные изображения следов на полу; цветные колпачки, закрывающие игрушки; перфокарты-изображения полочек с игрушками (контурное и плоскостное цветное изображение), мультимедийная электронная гимнастика, мольберты, столы, стулья, подставки

Форма проведения : подгрупповая

Ход занятия.

Педагог предлагает поприветствовать гостей, познакомиться с ними. Спрашивает детей, какими игрушками они любят играть.

Тифлопедагог - Дети, сегодня игрушки решили поиграть с вами в прятки, и мы пойдем искать их по цветным следам. Какого цвета следочки вы видите? (красные).

-По следочкам мы пойдем и игрушку мы найдем.

Дети идут по красным следам, находят под колпачком пирамидку; далее идут по желтым следам, находят юлу; идут по зеленым следам, находят неваляшку. Педагог способствует эмоциональному восприятию игрушек. Дети находят синие следы с ладошками, двигаются «по-медвежьи». Вдали слышится «рычание медведя». Дети по звуку находят игрушечного медвежонка, несут к игрушкам.

Тифлопедагог - Дети, давайте «сфотографируем» наши игрушки, а фотографии подарим игрушкам.

Педагог предлагает сжать руки в кулачки, разжать сначала указательные пальчики, затем - большие, «сфотографировать игрушки». Затем дети находят на мольберте картинки с изображением игрушек и дарят их игрушкам (ставят на подставку, стоящую рядом). Педагог от лица игрушек благодарит детей.

Тифлопедагог - Выглянуло солнышко, и от игрушек упали тени, давайте найдем тень каждой игрушки.

Дети находят «тени», ставят их на подставку.

Тифлопедагог - Молодцы, дети! Скажите, а как нужно обращаться с игрушками? (беречь, не ломать, прибирать). Я вам предлагаю расставить игрушки по местам.

Дети садятся за столы.

Перед вами полочки. Проведите пальчиком по верхней полочке, а теперь - по нижней. Расставьте игрушки по местам (карточки-«полочки», плоскостные изображения игрушек у детей соответствуют зрительным диагнозам).

Какие игрушки стоят на верхней полочке у тебя, Максим? Соня, на какой полочке стоит матрешка: на верхней или на нижней? Молодцы, дети, навели порядок на полочках. А наши глазки тоже хотят поиграть.

Электронная зрительная гимнастика по теме.

Тифлопедагог - Дети, мишка принес мешочек, давайте посмотрим, что в нем?

(Достают печенье «Барни». Благодарят мишку за угощение. Продолжают игры в кукольном уголке).

Организация: ГБДОУ ЛНР ЯСКСТ №6 Золотой ключик

Населенный пункт: г. Стаханов, Луганская Народная Республика

Цель : расширять представления детей об окружающем мире с помощью всех органов чувств.Учить ориентироваться в реальной действительности используя сохранные анализаторы: слух, осязание, вкус. Упражнять в различении и назывании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, трапеция)и геометрических тел (шар, куб, цилиндр, призма). Упражнять в счете в пределах 10, закреплять основные цвета. Способствовать пониманию детьми словесных указаний. Упражнять в чтении простых схем, развивать прослеживающую функцию глаз. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: ТСО (записи пения птиц, звуков леса, дерево, пеньки, 4 емкости с водой, емкость с сыпучим материалом, палочки для выкладывания геометрических фигур, круги разного цвета, веревки для бус, объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма), лабиринт.

Ход занятия

Ребята, сегодня на занятии мы с вами побываем на прогулке в волшебном лесу. Чтобы туда попасть, нужно погладить щечку своего соседа теплым нежным ветерком. Вдохнуть, сложить губки «трубочкой» , плавно выдохнуть воздух, улыбнуться. Здорово!

Звучит запись с пением птиц.

От вашего теплого и нежного ветерка выглянуло солнышко, запели птички и мы очутились в лесу. Не заблудиться нам помогут глаза, уши и руки. Приготовим ручки. Сейчас мы руками и пальчиками покажем то, что может встретиться в лесу.

Пальчиковая гимнастика «На прогулку по грибы»

Текст Движения

«Елка»

  • нею дети все знакомы. Ладони установите под

Кто у нас бывает дома? углом друг к другу,

И на Новый год в иголках пальцы переплетите и

К нам придет, конечно, выпрямите.

елка.

«Боровик» Одна рука сжимает пальцы в

Самый лучший гриб найдем кулачок, ставится на стол

  • в лукошке унесем. Вертикально. Вторая рука

Хоть в лукошке не привык слегка согнутой ладонью-

  • боровик. «шляпкой» накрывает

«ножку» сверху.

«Корзина»

Если вам нужна малина, Переплетите пальцы рук,

  • нужна еще корзина. большие пальцы выпрямите

И грибочки поскорей вверх и соедините, как

  • рядом с ней. «ручку».

Обратите внимание – дерево. Не простое, волшебное, потому что каждый листок – загадка. Отгадку вы должны выложить палочками на пеньке.

Дидактическая игра «Выложи геометрическую фигуру».

Педагог отрывает первый листок.

Итак, первая загадка! Геометрическая фигура, имеет 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Кто догадался, выкладывает эту фигуру. (Проводится индивидуальная работа). Как называется фигура? Правильно, квадрат.

Педагог срывает 2 листок с загадкой про треугольник, третий листок с загадкой про прямоугольник, 4 листок с загадкой про ромб.

Следующий листок и новая загадка: геометрическая фигура, не имеет углов, круглая, как мяч. Что это? Правильно, круг.

У вас в корзиночках много кругов и они все разного цвета. Давайте сделаем из них красивые разноцветные бусы. Взяли ниточку, положили на пенек и нанизываем на нее красный круг, синий круг, зеленый круг, желтый круг, белый круг, черный круг, фиолетовый круг.

Вот получились бусы. Сколько всего бусинок на них? (ответы детей).

Правильно, молодцы! Геометрические фигуры вы знаете. Но, чтобы идти дальше, мы должны отдохнуть. А вот и волшебная палочка, с ее помощью будут отдыхать ваши глазки.(педагог снимает палочку с дерева).

Проводится зрительная гимнастика: закрыли глазки, открыли – 2 раза, посмотрели глазки вверх, вниз, вправо, влево – дети следят за палочкой. Поморгали, хорошо.

Ребята, посмотрите (обращаю внимание детей на лабиринт).

Сейчас мы глазами пройдем по волшебным тропинкам и скажем, с какой цифрой дружит геометрическая фигура. Итак, треугольник с какой цифрой дружит? А овал, прямоугольник, круг, ромб, трапеция?

(Дети отгадывают лабиринт, слежу за ответами).

Молодцы, с заданием справились.

Ребята, на поляне 4 родника. Вода в них разного вкуса. Нам нужно определить какого вкуса вода в каждом роднике. Попробуйте, подумайте, что бывает такого вкуса и скажите это ребятам. А ребята сами отгадают какого вкуса в роднике вода.

Дидактическая игра «Определи на вкус».

Итак, начинаем пробовать воду из первого родника.

1 родник – вода сладкая

2 родник – вода кислая

3 родник – вода соленая

4 родник – вода горькая (пробует педагог).

Молодцы, ребята, с заданием справились!

Ребята, посмотрите-кормушка. В ней зерно для птичек, которые прилетаю подкормиться. (опускаю руку в зерно).

Но здесь, в зерне, спрятались посторонние предметы. Они оставили свои следы. Давайте их вернем на свои места.

Дидактическая игра «Найди след»

Нужно подойти к кормушке, наощупь найти одну геометрическую фигуру, назвать ее и поставить на след, который она оставила.

Дети находят геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр, призма.

Как можно назвать эти фигуры одним словом? Правильно, объемные геометрические фигуры.

С этим заданием вы тоже справились. Вы позаботились о птичках, их корм чист.

Давайте же будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери и птицы,

И доверяли повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Психогимнастика «Спаси птенца»

Дети, представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперед, ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизите из к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

Ребята, вот и подошла к концу наша лесная прогулка. С заданиями вы справились, были внимательны, старались. Молодцы! Сейчас тот, кого я поглажу по голове окажется в детском саду.

Литература

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Л.И.Плаксиной. М: Издательство «Экзамен», 2003 г.

2.Гимнастика для пальчиков. Елена Косинова. Издательство «Олма-пресс» Москва, 2002 г.

3. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Автор-составитель Е.А.Чевычелова Издательство «Учитель» Волгоград, 2013 г.

4. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Е.Н.Подколзина. Москва. Линка-пресс, 2009 г.

5.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М. Просвещение, 1990 г.

6.Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения. Л.И.Плаксина.Москва «Владос» , 2008 г.

7. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Л.И.Плаксина, Москва, 1985 г.

8. Типовая образовательная программа дошкольного образования ЛНР. Луганск, 2017 г.


«Путешествие в сказку»

Конспект занятия

по развитию зрительного восприятия

в специализированной средней группе

для детей с нарушениями зрения

учитель-дефектолог

МДОУ детского сада

комбинированного вида № 88

г. Комсомольска-на-Амуре

Тема: «Путешествие в сказку».

Цель: способствовать развитию зрительного восприятия.

Задачи:

1. Развивать умение детей узнавать, называть точным словом коричневый цвет, локализовывать его из множества красно-оранжево-желтых, соотносить коричневый цвет с реальными предметами и предметными изображениями.

2. Продолжать знакомить детей с силуэтным и контурным изображением конуса, развивать умения соотносить изображение конуса и треугольника с изображениями реальных предметов и предметных изображений, упражнять в дифференциации предметных изображений в форме конуса и треугольника.

3. Закреплять умения выкладывать сериационный ряд из пяти предметов по величине с использованием слов-терминов.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям, желание помогать им в трудной ситуации.

Материал для занятий:

· демонстрационный: цветные иллюстрации снеговика и принца, для фланелеграфа – ваза, «конфеты» красного, оранжевого, желтого цветов.

· раздаточный: листы с заданиями (из рабочей тетради по развитию зрительного восприятия), елочки по высоте (по 5 шт. на каждого ребенка), цветные фломастеры и карандаши.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

(дети заходят в кабинет и становятся в круг)

Учитель-дефектолог: - Возьмемся за руки

И встанем все по кругу,

Чтоб передать свое тепло друг другу.

И пусть частичка вашего тепла

Вас греет всюду и всегда.

Ребята, сколько у нас сегодня гостей! Посмотрите на них, улыбнитесь, подарите частичку вашего тепла нашим гостям.

А теперь вот таких добрых, хороших и пригожих я приглашаю в сказку.

II . Основная часть.

Ребята, вы любите сказки? (да)

А какие бывают герои в сказках? (добрые, злые, смелые).

Сегодня, я хочу рассказать вам новую сказку.

…Была весна. Солнышко с каждым днем стало греть сильнее. Снег давно растаял. Кое-где стала пробиваться зеленая травка. И вот однажды в один теплый весенний денек ехал мужичок на лошадке, видит в лесу стоит Снеговик. Удивился мужичок. Снег давно растаял и снеговика не должно быть. Спрашивает мужичок Снеговика: «Откуда ты взялся и почему не растаял?». А снеговик и говорит: «Я не Снеговик. Я – принц. Меня злая колдунья заколдовала. Сказала, расколдует, если я выполню все её задания. А я не могу, вот и стою здесь и горюю».

Учитель-дефектолог: - Ребята, а как вы думаете, мы сможем расколдовать принца? (да)

А что для этого нужно сделать? (выполнить задания колдуньи )

Все готовы помогать принцу? (да)

Слушайте внимательно первое задание:

Соберите в вазу конфеты в коричневом фантике.

(на столе разложены «конфеты» коричневого, красного, оранжевого, желтого цветов, дети выбирают «конфеты» по заданию и кладут в «вазу» на фланелеграфе)

Какие конфеты выбирали? (выбрали «конфеты» коричневого цвета).

Почему не взяли конфеты в красном фантике?

Вывод: - В вазу нужно было собрать конфеты только в коричневом фантике.

Молодцы! Вы справились с первым заданием.

(дети садятся за столы)

Следующее задание колдуньи нарисовано на листах. Вы будете раскрашивать, проводить линии. А чтобы пальчики были умелыми, давайте выполним гимнастику для пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Пальцы правой руки (показать)

Пальцы левой руки (показать)

В кулачок их сожми (сжать в кулак)

И потом отпусти.

А теперь будем пальцы соединять.

Раз, два, три, четыре, пять (соединяем пальцы, начиная с больших)

Пальцы мы соединили,

Их прижали, отпустили

Раз, два, три, четыре, пять -

Пальцы встретятся опять.

Повстречались, а потом опять расстались.

Посмотрите внимательно на картинки вверху листочка. Назовите их. Начинаем по порядку слева направо.

(Дети называют нарисованные картинки - черепаха, конфеты, жёлуди, медведь, шишка, обезьяна).

https://pandia.ru/text/78/494/images/image002_76.jpg" alt="42" align="left" width="127 height=111" height="111">

https://pandia.ru/text/78/494/images/image004_46.jpg" alt="43" align="left" width="126" height="126 src=">

https://pandia.ru/text/78/494/images/image007_45.jpg" alt="Изображение 006" align="left" width="103" height="116 src=">.jpg" alt="Изображение 072" align="left" width="144" height="116 src=">

https://pandia.ru/text/78/494/images/image012_31.jpg" alt="Копия" align="left" width="48" height="65 src=">.jpg" alt="Изображение" align="left" width="167" height="148">

Проверка задания:

Какие предметы положили в коробку с конусом, а какие в коробку с треугольником? (в коробку с конусом положили зонтик, колпак, пирамидку, а в коробку с треугольником положили линейку и флажок).

Молодцы! Справились с заданием.

И последнее задание колдуньи, слушайте внимательно:

В своем саду колдунья решила посадить ёлочки от самой высокой до самой низкой. (Дети самостоятельно выполняют задание, раскладывают на столе ёлочки от самой высокой до самой низкой).

Проверка задания.

Серёжа, как ты разложил ёлочки? (от самой высокой до самой низкой).

Вероника, первая елочка какая по высоте? (самая высокая).

Вторая? и т. д.

Вывод: - Вы правильно выложили елочки от самой высокой до самой низкой.

III . Заключительная часть.

Ребята, как вы думаете, вы помогли принцу выполнить все задания колдуньи? (да).

Молодцы!

Посмотрите, вы ничего не заметили? (снеговик растаял, появился принц).

Принц: «Спасибо вам, ребята, спасли вы меня, а то остался бы я на всю жизнь Снеговиком. Вы добрые ребята, не испугались колдуньи. В подарок от меня теплые и ласковые солнышки».

(детям получают в подарок картинку с солнышком)

Ребята, какое доброе дело мы сегодня с вами сделали? (помогли принцу).

Чем помогли принцу? (выполнили задания колдуньи, расколдовали принца).

Дети уходят в группу.

Используемая литература:

1. , Андриевская руку ребенка, готовим её к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ред. – Просвещение, 1997.

4. Программа «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим».

5. Форма, цвет, величина – наши верные друзья! Рабочая тетрадь № 2 для дошкольников 4-5 лет. - г. Комсомольск – на – Амуре: МДОУ детский сад комбинированного вида № 88, 2011.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация к конспекту коррекционного занятия по разделу: « Развитие зрительного восприятия » в средней группе для детей с нарушением зрения на тему: «Овощи» Подготовила: Протасова Анна Геннадьевна, учитель-дефектолог г.Суворов, 2014

Форма овоща

Цвет овоща

Величина овоща

На грядке и в грядке

Угадай схему 1.

Угадай схему 2

Угадай схему 3

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия

по разделу: «Развитие зрительного восприятия»

в средней группе для детей с нарушением зрения

Тема: «Овощи»

Форма проведения : подгрупповая (4 чел.)

Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять представления о признаках овощей (цвет, форма, величина, где растёт); учить понимать и воспринимать сюжетные изображения; обучать приемам работы со схемами; уточнять и расширять словарный запас по теме.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие при опознании и соотнесении силуэтного и предметного изображения; стимулировать развитие зрительно-двигательной координации; формировать целостность восприятия при составлении целого из частей; развивать зрительное внимание, память и мышление; развивать осязание и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: учить детей внимательно слушать речь педагога и других детей; воспитывать усидчивость и познавательный интерес к занятию; развивать простейшие навыки самоконтроля.

Оборудование и материалы: кукла Маша, загадки об овощах, карточки с силуэтными и предметными изображениями овощей, плакат с изображением овощей, сюжетные картинки с изображением огорода (слайдовая презентация Power Point) (посадка овощей, уход за овощами, уборка урожая овощей), схемы в слайдах презентации, корзина (поднос) с натуральными овощами (капуста, помидор, огурец, морковь, картофель, лук, чеснок, перец), коробка- сундучок с муляжами овощей, задания для детей «Обведи по точкам», разрезные картинки овощей (4-5 частей 4 комплекта), ноутбук, мультимедийный проектор,

Предварительная работа: чтение книг об овощах «Пых», «Репка», «Вершки и корешки», рассматривание овощей, дидактические игры: «Назови геометрическую фигуру», «Найди контур, силуэт», складывание разрезных картинок.

Ход занятия:

Организационный момент.

Тифлопедагог: - Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней. Она принесла для вас загадки. Отгадайте загадки и найдите ответ в картинке. Найдите тень для каждой загаданной картинки.

Загадки

  • Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь)
  • Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)
  • На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый. (Огурец)
  • Как на нашей грядке выросли загадки – сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют. К осени краснеют. (Помидоры)
  • Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)
  • И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко, под кустом… (Картошка)

Тифлопедагог: Молодцы, ребята! Отгадали загадки, нашли отгадки, порадовали куклу Машу. Как, одним словом, можно назвать все эти предметы? Правильно, овощи. Это значит, что мы сегодня с вами поговорим об овощах.

Основная часть.

Рассматривание сюжетных картин.

(Тифлопедагог обращает внимание детей на экран).

Дети, овощи созревают в конце лета и осенью. Посмотрите внимательно на эту картину. Это огород, здесь люди делают грядки (слайд 2). На грядках растут овощи. Назовите их. Люди, которые сажают овощи, называются овощеводами. Повторите: овощеводы – люди, которые выращивают овощи.

Весной, когда совсем стает снег, люди сажают овощи (слайд 3), для этого нужны семена. Посмотрите, какие они? Круглые, овальные, большие и маленькие. (Тифлопедагог показывает семена).

Летом за овощами требуется особый уход. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы овощи выросли? – За ними нужно ухаживать: маленькие ростки овощей нужно обязательно поливать, рыхлить землю, удалять сорняки (слайд 4), иначе они не вырастут.

Осенью люди собирают урожай (слайд 5). Какой урожай собирает мальчик на этой картинке? (Морковь, капусту).

Из овощей люди готовят салаты, консервируют их на зиму (слайд 6).

Скажите мне, как называют людей, которые выращивают овощи? (Овощеводы)

Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим, рубим (Дети стучат ребрами ладоней по столу).

Мы капусту мнем, мнем (изображаем это действие).

Мы капусту солим, солим (тремя пальцами трем друг об друга).

Мы морковку трем, трем (изображаем это действие).

А теперь попробуем. Пересолили? (изобразить мимикой)

«Обведи по точкам»

Тифлопедагог: Возьмите цветной карандаш и обведите по точкам изображение на листочке. Назовите, что у вас получилось. (Огурец и помидор)

Работа со схемой

Тифлопедагог: - Дети, посмотрите, какие-то непонятные значки принесла нам кукла Маша. Ребята, это схема, по которой мы научимся говорить про овощи (слайд 7). Какие геометрические фигуры здесь изображены? (круг, треугольник, овал).

Кружок означает, что овощ круглой формы. Какие овощи бывают круглой формы, посмотрите внимательно на плакат. (капуста, тыква, помидор)

Треугольник – означает, что овощ треугольной формы. (морковь)

Овал – овощ овальной формы. (огурец, кабачок, картофель)

Эти значки показывают цвет , который может быть у овощей (слайд 8) (Красный, зеленый, коричневый, желтый). Назовите, какого цвета наши овощи? Картошка – коричневого цвета, огурец – зеленый, помидор – красный, репка – желтая.

(Слайд 9) Большой или маленький наш овощ.

(Слайд 10) Этот значок показывает, где растет наш овощ – сверху на грядке или в земле. Обратите внимание, куда направлены стрелочки этих значков, если вверх – то овощ растет на грядке, если вниз - то в грядке. Какие овощи растут сверху на грядке?– (капуста, огурцы, помидоры).

А какие овощи растут в земле? (морковь, картофель, свекла, репа, редис).

Давайте попробуем поиграть и угадать схемы, которые нам загадала кукла Маша.

(слайд 11 (круглый, красный, маленький, растет на грядке – это помидор),

слайд 12 (овальный, зеленый, маленький, растет на грядке – это огурец),

слайд 13 (круглый, коричневый, большой, растет в земле - картофель).

Молодцы! Справились с заданием.

Зрительная гимнастика

«Волшебный сундучок»

Дети, перед вами не простой сундучок, а волшебный. В нем живут овощи. А какие овощи мы сейчас узнаем с помощью наших ручек. Я буду вам называть овощ, а вы должны его найти в коробке на ощупь, при этом не подглядывать. (Тифлопедагог по очереди загадывает детям название овоща и спрашивает, как ребенок догадался, что это именно тот овощ).

Физкультминутка

Как растут овощи на грядке?- (руки вверх поднять, подняться на носочки) Вот так!

Как растут овощи в грядке?- (руки вниз опустить, наклониться) Вот так!

Какой урожай мы собрали?- (широко расставить руки в стороны) Вот такой большой!

Присядем отдохнуть.- (присесть на корточки)

«Разрезные картинки»

Тифлопедагог: - Соберем картинки для нашей куклы Маши. Что получилось?

Итог занятия.

Пора нам прощаться с нашей куклой Машей. Скажите, что мы сегодня делали на занятии? Вам понравилось занятие? Все молодцы, старались.

Учить детей узнавать овощи по вкусу и запаху, поиграть в «Четвертый лишний» (на цвет, форму, величину овощей).