Когда новый год стали отмечать 1 января. Новый год: история возникновения. Новый год - праздник навсегда

Новый Год самый любимый праздник в нашей стране! Выходные, веселье, встречи с друзьями, нарядные елки и запах хвои, звон бакалов с шампанским, мерцание огней...

Интересно, а как этот праздник выглядел в древности? Оказывается, новогодний праздник - самый древний из всех существующих праздников. Самый первый из праздников осознано празднуемых человечеством.

При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). Разлив Нила был очень важен, т.к. только благодаря ему в сухой пустыне вырастало зерно. В Новый год статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.


В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Пока он отсутствовал, народ веселился и мог делать все, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался к работе. Так каждый год люди начинали жизнь заново.


Древнии греки новый год похоже, не отмечали никак. В их календарях и вообще отношениях с временем царил изрядный разнобой. Новый год в разных полисах начинался по-разному: В Афинах он начинался в летнее солнцестояние (21 июня нов. ст.); на Делосе - в зимнее солнцестояние (21 декабря нов. ст.), а в Беотии - в октябре. Даже названия месяцев в различных государствах были разные. Каждый год в каждом городе имел свое название по главному должностному лицу этого года - в Афинах по первому архонту, в Спарте по первому эфору и т. д. Знаменитый договор 421 г. до н. э. Между Афинами и Спартой - Никиев мир - был датирован так: “При спартанском эфоре Плистоле, за 4 дня до окончания месяца артемисия, и при афинском архонте Алкее, за 6 дней до окончания месяца элафеболиона” И поди разбери когда это было!


А древние римляне ещё до нашей эры стали дарить новогодние подарки и веселиться всю новогоднюю ночь напролёт, желая друг другу счастья, удачи, благополучия.
В течение долгого времени римляне праздновали Новый год в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой - вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался «календы». Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год.
Говорят, одному из своих рабов Юлий Цезарь дал в новогодний вечер свободу за то, что тот пожелал ему пожить в новом году дольше, чем в старом.
Римский император Калигула в первый день Нового года выходил на площадь перед дворцом и принимал подарки от подданных, записывая, кто, сколько и что дал...


Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Samhain от «summer"s end» (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым. Кельты унаследовали много римских традиций, в том числе требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток. В Новый год мужья давали женам деньги на булавки и другие безделушки. Эта традиция была забыта к 1800 году, но термин «pin money» (деньги на булавки) до сих пор используется и обозначает деньги на мелкие расходы.


В Средние века в празновании нового года был полный разброд. В зависимости от стран, время начало года было различным: так 25 марта, праздник Благовещения - отмечали начало года в Италии, а в Южной Италии и Византии,и на Руси началом года принято считать 1 сентября, так же во многих странах год начинался в праздники Рождества или Пасхи, а на пиренейском полуострове время отсчета нового года было, как и сейчас - 1 января. Церковь же была категорически против последней даты, так как она разрывала цикл Рождественских праздников. И только к 18 веку в Европе пришли к единой дате (так например Новый год в средневековой Англии начинался в марте, и лишь в 1752 года было принято решение парламента перенести Новый год на 1 января) К этому же времени начинают складываться современные европейские традиции празднования Нового года - но о традициях я раскажу в другом посте

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

Празднование Нового года в языческой Руси.
Как праздновался новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.
На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год. Это был праздник Весны и новой жизни.


Но и зимой, в то время что мы празднуем сейчас у древних славян был праздник - Коляды празднуются с 25 декабря по 6 января (Велесов день). Таким образом, 25 декабря - это начало целых 10 дней праздника. Это время рождения нового Солнца, а также «перевал» года через самые короткие и темные дни исстари отмечалось как время колдовства и разгула нечистой силы. Гадание на святки - это один из отголосков старого славянского праздника Коляды.25 декабря, как день «на воробьиный носок» прибавился, собирался народ колядовать. Делать это полагалось в страшных масках, изготовленных из натуральных материалов - меха, кожи, мочала, бересты. Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. При этом пелись так называемые колядки, прославлявшие хозяев и обещавшие богатство, счастливое замужество и т.д. После колядования принимались за пир-горой. В избе, в красном углу, обязательно стояли сноп (дидух) с воткнутой в него деревянной ложкой или соломенная кукла, изображающие Коляду.
Пили мед, квас, узвар (отвар сушеных фруктов, компот, по-нашему), ели кутью, баранки и караваи, после пира с песнями и плясками отправлялись на улицу, чтобы обязательно вкатить на горку горящее колесо, олицетворяющее солнце, со словами «В гору катись, с весной воротись». Самые стойкие встречали и настоящее солнце - холодным зимним утром.

Празднование нового года после крещения Руси
Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось новое летоисчисление - от сотворения мира, так и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта
По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой.
Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Нововведения Петра I в празднование нового года
Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. Царь, желая идти в ногу с западом, запретил праздновать новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января. Впрочем, традиционный для России Юлианский календарь Петр Великий все же сохранил, так что новый год в России наступал на несколько дней позже, чем в европейских странах. В те времена Рождество в России приходилось на 25 декабря (по Юлианскому календарю), и Новый Год праздновался уже после Рождества. Это означало, что 1 января не приходилось на рождественский пост, который в те времена строго соблюдался всеми, а значит, в праздник люди могли не ограничивать себя в еде и питье. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года.

Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Правда, главным на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния. Петербургские маскарады устраивались на площади близ Петропавловской крепости, и Петр не только сам принимал в участие в народных гуляниях, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.
После маскарада неумолимый царь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближенных (человек 80 - 100). Двери обеденной залы по традиции запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через 3 дня не пытался покинуть помещение. Такое соглашение действовало по настоянию Петра. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие.


Зимний Новый год в России прижился не сразу. Однако Петр был настойчив и безжалостно карал тех, кто пытался по старой традиции отмечать новый год 1 сентября. Он также строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать не игрушками, как сейчас, а фруктами, орехами, овощами и даже яйцами. Причем, все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки - символом плодородия, орехи - непостижимости божественного промысла, яйца - символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Со временем россияне привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве.
Императрица Елизавета I продолжила традицию празднования Нового года, начатую ее отцом. Предновогодние и новогодние торжества стали неотъемлемой частью дворцовых празднеств. Елизавета, большая любительница балов и увеселений, устраивала во дворце роскошные маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. Но в отличие от разгульной петровской эпохи, в елизаветинские времена придворным торжествам и застольям была придана чинность.


При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом, и получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозилось огромное количество различных подношений.


В начале XIX века в России стало популярно шампанское - напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Правда, сначала россияне восприняли игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Проницательная мадам, как в воду глядела: слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдоваполучала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.

К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки. До этого, как уже было сказано, россияне украшали дом лишь хвойными ветками. Впрочем, для украшения годилось любое дерево: вишня, яблоня, береза. В середине 19 века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях.



В 60-е годы XIX века повар-француз Люсьен Оливье изобрел Салат "Оливье". Он был владельцем трактира "Эрмитаж", который в те времена находился на Трубной площади. По всем статьям это был не трактир, а самый высокоразрядный парижский ресторан. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни сразу же стал салат "Оливье".
Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингридиенты были известны и в 1904 году рецептура приготовления салата была воспроизведена. Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкого) масла, однако, по отзывам знатоков, это было не то. Но, попробуйте приготовить.


С Рождества в Петербурге начала ХХ века начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. Самым торжественным моментом встречи Нового года был выход Высочайших особ в Зимнем.


По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Ресторанов в то время в Петербурге было великое множество - на любой вкус и кошелек. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения.

Столичный бомонд - люди искусства и литературы - устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера - лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади.


Но наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На сцене выступали танцовщицы, хор цыган. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось.

Новый год при советской власти. Смена календаря.
После революции, в 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю).В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Елка была признана «поповским» обычаем. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!» - писали детские журналы. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью - елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Вероятно, именно в те годы Новый год в России стали отмечать не маскарадами и плясками, а застольем. Ведь праздновать приходилось тайно, чтобы не разбудить соседей. Так продолжалось до 1935 года. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, и «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год - это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов. - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
С 1936 происходит самая главная детская Елка России в Кремле.
С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим.




Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы: в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. С появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов.




На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки». Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы.










В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник.








Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием. Возрождение празднования Православного Рождества в России в каком-то смысле поставило под угрозу многолетнюю «советскую» традицию встречи Нового года. 31-го декабря начинается последняя неделя перед Рожеством: по христианским канонам это время покаяния, воздержания и молитвы. И вдруг посреди строгого поста по сложившейся «светской» традиции накрываются самые пышные и самые вкусные столы. О каких «традициях празднования Рождества» может идти речь? Неизвестно как в будущем разрешится этот парадокс, возникший из-за нежелания русской церкви переходить на «новый стиль». Пока противостояние между светской и церковной традиции уверенно выигрывает Новый год, который уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.





Оригинал записи и комментарии на

Всегда ли в советское время в нашей стране Новый Год был праздником?

Самый лучший праздник

Праздников у нас теперь много - и религиозных, и светских, и личных. Но единственный общий праздник для всех - это Новый год. К встрече Нового года готовятся практически все. Мужчины обстоятельно «инспектируют» ёлочные базары, выбирая самую-самую пушистую ёлочку и, с видом триумфатора, приносят «лесную красавицу» домой. Женщины закупают столько продуктов, что хватило бы на скромную свадьбу, а деток можно призвать к порядку только сказав, что Дед Мороз непослушным детям подарков не дарит. И вся эта предпраздничная суета наполнена предчувствием счастья, чуда, веселья. Телефон не умолкает, из кухни доносятся упоительные ароматы какого-то «фирменного» блюда, готовящегося только один раз в году, шампанское охлаждается на балконе, мирно соседствуя с «тазиком» оливье и мандаринами в пакете. А ещё - обновки, причёски, припрятанные до времени подарки, конфеты, бенгальские огни. И надо всё успеть приготовить до одиннадцати вечера, чтобы проводить старый год.

А с первым боем Курантов, краем уха дослушав поздравления Первого лица страны, открыть Советское шампанское и с последним ударом выпить, успев загадать самое сокровенное желание. И уже можно не суетиться, обмениваться подарками, провозглашать гениальные тосты и быть совершенно уверенными в том, что всё неприятное осталось в прошлом, а будущее - светло и радостно, что всё будет так, как мы себе пожелали. Сверкает огоньками ёлка, стол ломится от яств, с голубого экрана нас поздравляют знаменитости, и этот праздник будет продолжаться ещё не один день. К такому празднованию Нового года все давно привыкли, этот сценарий из нашего советского прошлого.
История празднования Нового года в России начинается, пожалуй, со времени царствования Петра Алексеевича, большого любителя реформ и приверженца западноевропейского образа жизни. Царь Пётр I своим указом повелел отмечать новый 1700 год и новый век 1 января, украшая жилища ветвями и деревьями сосны, ели и можжевельника. Так, 7208 год от сотворения мира сменился 1700 годом от Рождества Христова. В царской России было принято украшать ёлки только в дворянских, помещичьих домах. Крестьяне Новый год не праздновали, только Рождество и последующие до Крещения святки.

Редакция сайт поздравляет вас с наступающим Новым Годом и предлагает для ознакомления отрывок из статьи "Какая страна, такая и ёлка" про историю празднования Нового Года в СССР из журнала "Огонёк".

После 1917-го

Россия перешла с юлианского на григорианский календарь, принятый в большинстве западных стран. Разница между старым и новым стилями «переместила» новогодний праздник на разгар православного рождественского поста. Это было на руку большевистским богоборцам.

Вскоре одним из лозунгов становления социалистической культуры стал клич партии: «Все на борьбу с религиозным дурманом!» Новогодний праздник попадает под молот антирождественской агитации. Вот одна из стихотворных агиток тех лет:

«Скоро будет рождество --
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку».

1928 год

Война против праздничной елки продолжается. Поводом для очередной вспышки негодования послужило размещенное в «Правде» объявление Универпочты о рассылке наборов елочных украшений. В редакции рабоче-крестьянских газет посыпались письма возмущенных читателей: «Меня, как безбожника, ведущего антирелигиозную пропаганду среди учащихся и рабочих, удивляет, почему газета «Правда» в своих объявлениях на весь СССР публикует, что Универпочта предлагает ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ... Предлагаю Универпочте поставить на вид за то, что она способствует старому быту, рассылая всякую мишуру и разную дребедень для украшения елок».

1935 год

В середине 30-х годов идеологи сменили тактику и стали трактовать елку как атрибут не рождественского, а новогоднего праздника. Звездным часом зеленой гостьи стал 1935 год, когда, впервые за время большевистского правления, по инициативе члена Президиума ЦИК СССР П. Постышева в Харькове был организован детский новогодний утренник. Спустя 11 месяцев секретариат ВЦСПС вынес решение: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».

1937 год

Новый год отмечается широко и помпезно. В Москве в ЦПКиО имени Горького и на Манежной площади установлены две самые большие елки. Первого января в Доме Союзов состоялся бал-карнавал отличников учебы. С этого времени берет начало традиция специально оформлять детские новогодние праздники в помещении бывшего Дворянского собрания.

1938 год

Идея подразделения елок на главные и не главные вождю не понравилась. Когда в октябре 1937 года Каганович спросил у Сталина: «Где будем ставить главную елку?», тот ответил: «У нас все елки главные». Эти слова были поняты буквально и расценены как приказ. Из числа парашютистов агитэскадрилий в срочном порядке стали формироваться отряды Дедов Морозов, чтобы забросить новогодние подарки в самые недоступные уголки страны. Данная акция, по мнению ее организаторов, наглядно пропагандировала возможности советской авиации и парашютистов-десантников. В прочие населенные пункты в канун 1938 года выехали агитпоезда, агитавтомобили и аэросани, вылетели гражданские самолеты, отправились лыжники и даже спецкурьеры на оленьих упряжках.

Но Елка в Доме Союзов была вне конкуренции. Чудеса ожидали с первого шага. На верхней площадке лестницы, оформленной в виде сказочной горы, стоял краснозвездный самолет. Тогда весь народ следил за покорением Арктики, а имена летчиков-полярников были известны каждому советскому ребенку. Зал Арктики, специально оборудованный в Доме Союзов на время елочных представлений, был постоянно переполнен. Самым привлекательным экспонатом оказалась огромная модель строящегося ледокола. Впрочем, дети не скучали и в других залах: в одном они разглядывали диковинных зверей, привезенных из зоопарка, в другом встречались с героями народных сказок и популярных советских детских книг, в третьем их ожидали аттракционы на любой вкус. Но центром праздника была красавица-елка, на которой сверкали в лучах прожекторов десять тысяч елочных украшений с рабоче-крестьянской и коммунистической символикой.

1945 год

Радостным и ярким по тем временам выдался новогодний праздник в 1945 году. В центре Колонного зала высилась 26-метровая елка. Роль Деда Мороза исполнял популярный в то время артист Мосэстрады С. Преображенский. Он многие годы бессменно играл эту роль. На главной лестнице юных гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно нравился ребятам заячий оркестр. «Зайцы» вместо труб играли на морковках. В фойе работали аттракционы: качели, «чертово колесо», карусель. Перед «волшебной комнатой» играл кукольный джаз под руководством дирижера Гуталина Гуталиновича...

1947 год

23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января объявлен «праздником и нерабочим днем». По существу, с этого времени словосочетание «Главная елка страны» обрело официальный статус.

1953 год

Сценарии для детских новогодних представлений в Доме Союзов писали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. Разумеется, ни один спектакль не обходился без славословий в адрес «великого вождя». Так, в финале интермедии встречи 1953 года раздвигались кулисы и перед детьми открывался портрет отца народов во всю сцену, а Дед Мороз со Снегурочкой распевали:

«В дружный круг у елки встанем
И споем со всей страной:
«Славься, наш великий Сталин!
Славься, Сталин наш родной!»

1954 год

После смерти Сталина новогодние елки получили «право на вход» в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Впервые Кремль открылся перед счастливчиками, получившими новогодние приглашения. Одним из них был 14-летний отличник Марк Орловский, отец которого пал смертью храбрых на фронте. Вспоминая то время, Марк Михайлович говорит, что ходил по сказочному дворцу, ошалев от счастья. Он, коренной москвич, выросший в коммуналке, и представить себе не мог, что в его городе есть такие роскошные залы. Сама возможность войти в запретную сталинскую цитадель казалась невероятной. Ни новогоднее представление, ни шикарный подарок не могли столь ошеломить мальчика, как сама возможность свободно гулять по Кремлю...

До этого, с принятия христианства в 988 году, его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Тогда летоисчисление шло по византийской системе, «от сотворения мира» - то есть от 5508 года до нашей эры. В «первый день года» на соборной площади проходила церемония «О начатии нового лета» и церковная служба «На летопровождение» при участии патриарха, царя, знати.

В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую система исчисления - от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны.

«А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года».

Указ «О праздновании Нового года», 1699 год

Так появилась традиция украшать дома и дворы . Этот обычай царь перенял у иностранцев, которые жили в Немецкой слободе. Для немцев ель была символом вечной жизни, а у славян испокон веков хвойные ветки соотносились с погребальными обрядами, поэтому многим было сложно принять новые обычаи.

Также «в знак веселия» горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам «огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы», или наполненных ими смоляных бочек. Главное действие планировалось проводить на Красной площади: зажигать «огненные потехи», стрелять трижды из мушкетов, а напоследок «выпустить несколько ракет». Говоря современным языком, устраивать фейерверки и взрывать петарды.

Так праздник отошел от церковных традиций и стал светским. 1 января 1700 года в «царствующем граде Москве» царь лично открыл праздник запуском «ракеты». Колокольный звон смешался с пушечной пальбой, а улицы осветились иллюминацией.

После петровского правления массовые гулянья постепенно исчезали из новогодней традиции - масштабные празднества проводились в основном в дворянских и императорских домах. При Елизавете I, любившей роскошь, появилась традиция новогодних .

«15 тысяч придворных в роскошных костюмах и платьях прибыли в восьмом часу и танцевали под музыку двух оркестров до 7 часов утра; затем они перешли в зал, где были накрыты столы, на которых поставлено было великое множество пирамид с конфетами, а также холодное и горячее кушанье. Гостей поили разными водками и наилучшими виноградными винами, а также кофеем, шоколадом, чаем, оршадом и лимонадом».

Во времена в новогоднюю традицию вошел обмен подарками и особенный праздничный стол. А в XIX веке появились и другие атрибуты праздника - , . В 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала - увеселительного павильона - установили первую публичную елку.

После революции в 1918 году большевики перешли на западный, григорианский календарь. Возникла разница между старым и новом стилем времяисчисления в 13 дней - так появился неофициальный праздник . Также они отменили празднование Нового года, посчитав, что это «контрреволюционный, проникнутый идеей буржуазного упадничества и поповского мракобесия» праздник. Вместо него ввели праздник «Красной вьюги» - день начала мировой революции. Только он не прижился: люди «подпольно» ставили елки и дарили детям подарки.

В 1935 году Новый год вернули - по инициативе партийного деятеля Павла Постышева. Спутниками веселья постепенно стали и его внучка Снегурочка, мандарины и , новогодние огоньки и бой курантов, торжественная речь руководителя страны и праздничные песни.

Как и когда появился Новый год? Вопрос весьма интересный, особенно если учесть, что мы не раз говорили, что Новый год - самый древний праздник, из всех празднуемых человеком.

Появление Нового года связано с необходимостью человека в отсчете и измерении времени. Человек часть природы и временную меру он искал именно в природе - годичный оборот Земли вокруг Солнца подошел идеально. Земля облетела Солнце, начался новый сельскохозяйственный сезон, новый посев и сбор урожая. Что еще тогда заботило людей? Да, в принципе, ничего.

Осталось выбрать дату начала Нового года. Время празднования Нового года должно быть знаковым.

Первые свидетельства о праздновании Нового года датируются тремя тысячами лет до нашей эры. Вот и ответ на вопрос, когда появился новый год?

Первыми его праздновать стали в Месопотамии, и все торжества были приурочены к разливу рек Тигр и Ефрат. Разлив рек проходил примерно в начале марта, и как следствие дата первого празднования Нового года приходится на март.

Сегодня в России новогодние выходные длятся 10 дней. В Месопотамии гуляния по случаю Нового года продолжались целых 12 дней! Во время празднования категорически запрещалось работать (никто в принципе и не пытался), вершить суды и каким-либо образом наказывать провинившихся. Весть мир становился на уши: устраивались праздничные шествия, гуляния и своего рода карнавалы. Месопотамцы праздновали победу своего светлого божества Мардука над силами тьмы, смерти и разрушения.

В Вавилоне, древнем месопотамском городе, во время праздника царь уезжал из города, а народ во время его отсутствия мог делать все что угодно. Почти также происходит с детьми, которых оставляют без присмотра родителей. Ну, а после возвращения правителя, все возвращалось на круги своя - начинался новый рабочий год, новая жизнь

Вот так можно сказать Новый год и появился на свет.

Месопотамия не единственная цивилизация, которая отмечала начало следующего года.

В ходе раскопок древнеегипетских пирамид был найден необычный сосуд, на котором была надпись «Начало нового года». Это прямое свидетельство того, что Новый год праздновали и в Египте.

Как и в Месопотамии, в Древнем Египте Новый год приходился на разлив главной реки - Нила, ведь именно Нилу египтяне обязаны возможности сеять хлеб в пустыне. Случалось это примерно в конце сентября. Тут так же устраивались пышные гуляния, пиршества, ритуальные катания на лодках по разлившейся реке и так далее. Возможно, начало современной традиции украшать елку пошло именно с тех времен - египтяне украшали пальмы.

Чаще всего празднование Нового года во многих странах древности проходило весной, и было приурочено к началу нового годичного цикла, который начинался с обновления природы.

Однако, некоторые народы совмещали начало Нового года с окончанием полевых работ и завершением сбора урожая. Логично. Поработали, теперь можно отдохнуть и повеселиться.

Именно так праздновали Новый год древние кельты и галлы, которые жили на территории современной Франции и Англии. Праздник начала нового года имел свое название - Самайн (Самхейн), ныне Хеллоуин. Праздник носил сильный мистический оттенок. Считалось что в этот день грань между этим и потусторонним миром становится очень тонкой и призраки могут являться к нам. Чтобы отпугнуть их, кельты использовали ветви омелы - еще один «предок» современной новогодней елки.

Как и многие другие народы, Древние Римляне праздновали начало Нового года в марте. Наверное, именно они ввели традицию дарить друг другу подарки. Особенно активно одаривались подарками в новогоднюю ночь высокопоставленные чиновники. Затем эта традиция дарения стала обязательной.

Лишь в 45 году до нашей эры, Юлий Цезарь с помощью жрецов, астрологов и звездочетов ввел новый календарь, названный в его честь, юлианский. И именно он постановил праздновать Новый год 1 января.