Секреты и особенности портретной съемки. Портретная ретушь для "модного глянца"

Данный урок будет прост в освоении тем пользователям Photoshop, которые хорошо ориентируются в расположении функций и их названиях. Новички также смогут освоить данную технику, но придется разобраться с некоторыми моментами.

Первым шагом обработки будет создание нового пустого слоя. Создав слой нужно выполнить Image- ApplyImage (Изображение - Внешний канал). В настройках выбираем синий канал.

Именно в синем канале обычно содержится максимальное количество информации о коже.

Делаем 2 копии слоя с информацией из синего канала. Включать слои нужно будет по очереди снизу вверх.

Режим наложения (blendingmode) нижнего слоя меняем на Luminosity (Яркость). Кривыми (Ctrl+M) слегка поднимаем яркость слоя.

Включаем видимость следующего слоя. На нем кривые настраиваем таким образом, чтобы была видна фактура только в светлых участках.

Режим наложения слоя меняем на LinearDodge (Линейный осветлитель). Прозрачность ставим примерно на Opacity 5-7%

Приступаем к корректировке третьего слоя. На нем кривыми настраиваем картинку таким образом, чтобы фактура была четко видна в тенях.

Режим наложения меняем на LinearBurn (Линейный затемнитель), Opacity (Непрозрачность) ставим также на 5-7%. Если на снимке появились черные провалы, их можно подтереть кистью по маске.

На фото у нас белый фон, который режет глаза.

Очень удобно работать с однотонным фоном. В данном случае будет проще всего использовать каналы для отделения объекта от фона.

Переходим во вкладку каналов и создаем копию синего канала. Для этого клацаем по каналу левой кнопкой мыши и выбираем соответствующий пункт или просто перетаскиваем канал на значок нового канала. Далее используем Burntool (Инструмент "Осветлитель"), Dodgetool (Инструмент "Затемнитель") и Curves (Кривые). Должна получиться вот такая картинка.

Зажав клавишу Ctrl, клацаем по слою и получаем выделение.

Переходим в окно слоев и создаем новый слой. Для этого слоя создаем маску, не снимая выделение. Теперь на слое можно создавать любой фон. В примере фон создан при помощи использования полупрозрачных градиентных заливок.

Теперь сделаем глаза более выразительными.

Легче всего сделать это просто скопировав исходное изображение, переместив его на самый верх, создав маску, которую нужно залить черным цветом и выбрав белую кисть прорисовать участки глаз.которые нужно открыть. При этом режим наложения слоя должен быть изменен на Overlay (Перекрытие).

Теперь можно придать немного объема лицу. Для этого Создадим два новых слоя. Изменим их режим наложения на Overlay (Перекрытие) По одному слою пройдемся темной мягкой кистью с малым значением непрозрачности. По второму слою нужно пройтись такой же кистью, только светлого цвета. В этих двух слоях можно прорисовать объем и подправить освещение.

Выполняются эти действия в различных слоях для того, чтобы можно было отдельно контролировать светлые и темные участки.

Последний элемент описываемого метода - это повышение резкости и детализации. Для этого нужно создать копию исходного слоя (Ctrl+j) , поместить её на самый верх и применить фильтр Filter -> Other -> High Pass (Фильтр - Другие - Цветовой контраст). Режим наложения слоя изменяем на Overlay (Перекрытие) и получаем улучшенную детализацию. Интенсивность верхнего слоя можно менять, регулируя прозрачность.

– один из приемов обработки фотографий профессиональных дизайнеров и ретушеров, позволяющий скрыть некоторые недостатки на лице модели, а так же придать ему особый шарм, привлекательность и “гламур”. Этим приемом пользуются не только дизайнеры модных журналов. Посмотрите на профессиональные . Невеста в день свадьбы — настоящая фотомодель на своей свадебной фотосессии, она хочет выглядеть на фотографиях красиво и гламурно.

Действительно, разглядывая “модные” журналы с фотографиями “звезд” обращаешь внимание на удивительно гладкую кожу фотомоделей. Они привлекательны, так что каждый раз смотришь по-новому на уже знакомые лица. Что это – чудеса пластической хирургии или действие дорогих косметических средств и разглаживающих кремов? На самом деле – это работа фотохудожника. А освоить приемы создания этого чуда сможет любой цифровой фотограф, единственным инструментом которого является волшебник Photoshop.

Инструменты для удаления дефектов кожи знает любой, даже начинающий изучать Photoshop, фотолюбитель. Это Clone Stamp (Клонирующий Штамп) и Healing Brush (Лечащая Кисть), предназначенные для клонирования чистых областей и замены дефектных. Они расположены в левой панели инструментов фотошоп.

Секрет настоящей гламурной ретуши в том, что дефекты не удаляются, а только сглаживаются (размываются), и, что самое важное — фактуры кожи сохраняется. Смысл в том, что если просто размыть недостатки и шероховатости, то эффекта гламура не получится. Лицо станет кукольным и неживым. Поэтому нужно вернуть поры с помощью одного из каналов изображения, где они наиболее видны.

В своей статье в журнале «Фото Мастерская» “ ”, я описал очень подробно прием гламурной ретуши профессиональных дизайнеров. Но, этот вариант, несколько сложен и намеренно затянут. Поэтому я сокращу его до нескольких простых шагов, а всю статью в формате pdf можно скачать по ссылке выше.

Экспресс ретушь в photoshop в два слоя.

  • РАЗМЫВАЕМ . Дублируйте фоновый слой Backgrownd. Теперь воспользуемся фильтром группы Размытие – Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) с радиусом 25-30 пикселей, чтобы очертания стали нечеткими. Не беспокойтесь, что изображение расплылось. Это размытие будет основой для сглаживания недостатков кожи. Правда, оно напрочь уничтожает текстуру кожи и поры. Лицо становится кукольным, а нам этого не нужно. Пока спрячьте размытое изображение за маской: Слой > Слой маска > Скрыть всё…

  • ВОЗВРАЩАЕМ КОЖЕ ФАКТУРУ . Перейдите на Фоновый слой во вкладку – Каналы. Выделите (Select all) и копируйте красный или зеленый канал, вставив его на новый слой, выше размытого. Выберете тот канал, на котором поры видны. Теперь примените к слою фильтр Other > High Pass (Цветовой контраст) с радиусом 3-5 пикселей для выделения пор кожи и других элементов фактуры. Назначьте слою режим смешивания Soft Light (Мягкий свет), Вы увидите, как увеличилась контурная резкость. Присоедините этот слой к слою с маской, расположенному ниже, нажав Alt + клик между слоями. Эффект резкости скрылся за маской.

  • НАВОДИМ ГЛАМУР . Возьмите мягкую белую кисточку – жесткость 0%, непрозрачность 30% и начинайте аккуратно водить по маске в необходимых местах. Проявится размытие, а прикрепленный канал проявит фактуру и ослабит проявление серого цвета в тенях. Уменьшить эффект размытия можно регулируя прозрачность слоя. А увеличить резкость фактуры, например, режимом смешивания (Перекрытие).

Вот такой простой и эффективный прием ретуширования. И забудьте Вы о всяких Клонирующих Штампах для удаления прыщей, никто из профессиональных дизайнеров ими не пользуется.

Здравствуйте, уважаемые читатели замечательного журнала PhotoCASA!
Меня зовут Оксана Таценко. И я хотела бы немного раскрыть секреты и особенности портретной съемки, а также обработки фотопортретов, о которых меня очень часто спрашивают на фотосайтах и в социальных сетях.

Немного о себе. По образованию я физик. Фотографии нигде не училась и художественного образования не имею. Но внутри накопились чувства, мысли, образы, которые не выразишь с помощью физических формул.
Собственно, точкой отсчета погружения в мир фотографии можно считать покупку самой простой зеркалки (после того, как мои маленькие дети вырвали с корнем объектив у мыльницы). До этого о выдержке, диафрагме и экспозиции я не имела ни малейшего представления и очень долгое время снимала, так и не разобравшись в этих параметрах. Можно сказать, первая половина моего фототворчества прошла в полной или частичной технической безграмотности. Впрочем, и сейчас она присутствует в той или иной степени. Это я к тому, что не бойтесь техники, не бойтесь чего-то не знать или не понимать. Мой опыт говорит, что это не самое главное в фотографии. Гораздо важнее образы, чувства, эмоции, идеи, возникающие у фотографа до и во время съемки.

А теперь поподробнее о подготовке к съемке и о самой съемке.


1. Выбор модели
Слово ‘модель’ мне не очень нравится. Какое-то оно нерасполагающее к душевности и близости. Я же пытаюсь ‘вытащить’ из человека что-то очень личное, теплое и сокровенное. Мне очень важно почувствовать его, полюбить, хотя бы в момент съемки. Естественность, непосредственность, даже некая дикость или странность - вот что я ищу в портретируемых. Чем чище их фотобиография, тем интереснее мне их снимать. И, наоборот, человек, много снимающийся, обрастает штампами, ему трудно ‘жить’ в кадре, он старательно играет некую роль, наработанную на предыдущих съемках.


Я очень долго и мучительно всматриваюсь, созреваю прежде, чем позвать человека на съемку. Меня могут зацепить незначительные на первый взгляд вещи: поворот головы, изгиб шеи, взгляд. Внешняя красота - не критерий отбора. И еще я категорически не приемлю (это касается только фотографии!) косметику на лице и современные элементы декора в виде колец, сережек, цепочек, браслетов. Ничего не должно мешать и отвлекать во время съемки. Естественность или чистота образа - основа моих портретов.


2. Выбор места
Часто именно место рождает идеи и образы. Иногда поиск интересного места занимает почти все время съемки, но если место найдено, то зачастую именно оно задает и тон съемок, и эмоции модели, и последующую обработку. Мой вам совет - садитесь в машину и колесите по своему краю, области, городу и его окрестностям.
Обязательно найдете интересные места. Не жалейте времени на это!
Если съемка проходит в помещении, то фоном для моих портретов служат обычные белые стены. Все очень просто. Но эти обычные белые стены будут работать только при хорошем свете.



3. Свет
Наверно все, кто сталкивался со съемкой человека, замечали, как преображается лицо в зависимости от того, откуда идет свет. Свет - это одно из важнейших условий хорошего портрета. Ведь фотография - это Светопись. Неправильный свет может убить портрет, сделав его плоским и неинтересным, и, наоборот, правильный свет может придать портрету объем и живительную привлекательность. Как сказал кто-то из великих людей: «Нет плохого света, нужно просто научиться правильно его использовать.»


Я снимаю только при естественном свете. Источником его служит обычное окно в комнате. Отражатели или любые другие приспособления не использую. Я восхищаюсь фотографами, способными делать удивительные по глубине портреты при искусственном свете, но сама придерживаюсь позиции естественности. Люблю мансардные окна, свет от них узконаправленный, и возникают интересные светотени. Удивительно мягкий свет «дает»
окно, выходящее на север, где нет прямых солнечных лучей. Еще лучше, если в комнате будет не одно окно, а несколько, и если свет будет идти и сзади, и спереди модели.


Лучше всего учиться светописи у великих живописцев. Смотреть живописные портреты, по ним изучать особенности светописи и композиции. Почаще посещать музеи и галереи.

4. Выбор одежды
Начну с того, что уже несколько лет я собираю одежду 50–90 х годов, одежду наших мам и бабушек. Знакомые и знакомые знакомых отдают и привозят (даже с Украины) мне то, что сохранилось у них на антресолях, в гаражах и на дачах еще с тех времен. Воротнички, шляпки, береты, шали, платья, сорочки, блузки… Это чудесные вещи, дышащие историей. Они сами по себе фотографичны. Одетые в эти вещи модели и сами чувствуют себя особенно, и фотографии получаются особенными.


Но и современная одежда, правильно подобранная, может стилистически соответствовать образам и идеям, далеким от настоящего времени. Например, есть у меня одна достаточно известная в интернете фотография: два мальчика и девочка на мосту. Вся одежда современная, но она очень удачно подошла и под идею съемки и под время 50–60 х годов. Для тех, кто увлекается стилизацией фотографий «под винтаж», очень рекомендую полистать книги историка моды Александра Васильева.

5. Сама съемка
Я всегда заранее встречаюсь с моделью, будь это девушка или ребенок. Очень важно увидеть человека вживую, подобрать одежду или просто посмотреть на него в домашней обстановке, поговорить, познакомиться. Между такой встречей и самой съемкой может пройти неделя, а может и год. Все зависит от того, насколько зацепил меня человек, и какие образы возникнут в моей голове после этой встречи. Иногда новое платье или кружевной
воротник, в очередной раз полученные в дар, соединяются с одним из образов, и вот я уже готова к съемке, я чувствую, что могу и хочу фотографировать.


Еще один момент. Фотографирую я редко, но не только потому, что мне некогда (хотя с моими тремя детьми это актуально). Я коплю эмоции, коплю внутреннюю энергию. Мне обязательно нужно состояние волнения или, как я называю, состояние ‘музыки внутри’. Когда ощущения обострены. Во время съемки никаких посторонних людей, никакой посторонней суеты. Только я, фотоаппарат и модель. Даже мамы маленьких детей, несмотря на все
их попытки посмотреть, постоять рядом, поправить что-то, безжалостно отсылаются мной вне пределов доступа.
И это не просто каприз. Убеждена, посторонний человек уничтожит атмосферу доверительности и душевности, и даже интимности. Ведь портрет для меня - это очень интимный тонкий душевный процесс, некий союз между фотографом и портретируемым. Обычно я разговариваю с каждым о самом личном. Пытаюсь вызвать воспоминания и эмоции. Пытаюсь расслабить человека, погрузить его в состояние искренности и естественности. Очень часто самые лучшие фотографии получаются на последних кадрах. Особенно у детей. Когда человек успокаивается и становится самим собой.


6. Техника
Почти все портреты сняты на старый Canon 5D. Объективы: 24 1,4; 85 1,2; 135 2,0.
Снимаю всегда в ручном режиме. На диафрагмах от 1,2 до 2. Остальные параметры я подбираю под конкретную диафрагму и никогда не запоминаю.

7. Обработка
Обработка для меня такой же творческий процесс, как и сама съемка, и каждый раз, садясь за компьютер, не знаю, что получится в итоге. Для обработки я использую только программу Photoshop. Никаких пресетов и плагинов. Программу Photoshop я осваивала сама и не только по книгам и журналам. Крутила ползунки инструментов, применяла разные режимы смешивания, осваивала маски слоев и т. д. Ничего сложного. Со временем я выработала свой собственный стиль обработки, который достаточно прост. Иногда обработка минимальна (Levels, Curves), иногда мне хочется придать фотографии эффект винтажности или «картинности» и тогда я добавляю слои с текстурами. Когда-то я очень увлекалась собиранием всевозможных текстур, фотографировала и сканировала все подряд: обшарпанные стены, деревянные ставни, ржавые железные ворота, обложки старых книг, поцарапанные стекла, потрескавшийся асфальт…


Эти текстуры в разных режимах смешивания с масками слоев присутствуют в моих работах, придавая им эффект той самой «картинности». Такие работы представляют из себя «слоенный пирог»: слои с инструментами Levels, Curves, Color Balance, Channel Mixer, Selective Color, несколько слоев с заливками (коричневый и желтый), несколько слоев с текстурами. К каждой работе я подбираю свои собственные значения прозрачности слоев и режимов смешивания, свой цвет заливок и текстур.


У каждого слоя есть маска, позволяющая применить тот или иной инструмент, заливку или текстуру, частично. Все зависит от настроения и полета фантазии. Главное, иметь меру и чувство вкуса. Не перебарщивать с текстурами, они должны только присутствовать, а не играть главную роль в фотографии. И никаких диких кричащих цветов, теплые приглушенные тона. Но если очень хочется и есть идеи, то можно и накрутить цвета. Посмотрите картины импрессионистов.
Пробуйте, экспериментируйте, ничего не бойтесь!
Бросайтесь в процесс обработки, как в омут с головой, и все у вас получится.
Удачи! И спасибо всем тем, кто дочитал мой рассказ до конца.

Традиционно копирую сюда свой пост про фотошоп. Мало ли кому пригодиться может.

В этой статье я описала простые приемы обработки портрета в Фотошопе.
Показаны устранение дефектов с помощью инструмента Clone Stamp, "пластическая хирургия" с помощью фильтра Liquify, обработка кожи, увеличение резкости.

Сразу оговорюсь, что мы не будем обсуждать целесообразность применения тех или иных приемов) Умеренность хорошая во всем, но здесь мне нужно было как-то проиллюстрировать применяемые приемы. А вы уж можете решить стоит ли и каким образом эти приемы применять.


*1. Небольшая цветокоррекция и контраст*
Итак, загружаем нашу фотографию в Фотошоп.

Мне она кажется слегка бледноватой, поэтому я решаю слегка подкорректировать цвет и контраст с помощью кривых.

Открываем кривые в меню Image -> Adjustments -> Curves... (либо сочетанием Ctrl+M)
Видим наши кривые.
1 - Я немного подправляю кривые в соответствии с гистограммой - для этого я двигаю белый ползунок снизу немного влево - чтобы он оказался на уровне гистограммы.
2 - Беру пипетку нейтральных цветов и тыкаю ей по картине по белым учатскам, пока мне не понравится результат) Вообще с помощью этой пипетки можно корректировать баланс белого. В результате можно видеть, что у меня увеличилась яркость в синем канале (поднялась синяя кривая), и уменьшилась яркость в красном. В результате картинка стала посинее и, на мой вкус, более звонкой.

2. Исправление дефектов

Что я собираюсь здесь править:
- Торчащие волосы из прически
- Убрать родинки и крупные дефекты кожи
- Убрать складки на шее

Для всех этих изменений идеально подходит инструмент Clone Stamp.
Он находится в панели инструментов, выглядит примерно вот так

, либо вызывается горячей клавишей S.

Клонирующий штамп работает так - он переносит кусочки изображения из "источника", который вы укажете, в "целевую зону".
Т.е. по сути, если мы хотим удалить родинку (или любой другой кусочек изображения), то алгоритм действий такой:
1. Мы должны выбрать другой кусочек кожи, с похожей структурой и освещенность. Я обычно беру кожу прямо рядом с родинкой.
2. Выбрать инструмент Clone Stamp, зажать Alt (курсор примет вид "прицела") и щелкнуть по кусочку кожи "источника"
3. Теперь рисуем клонирующим штампом по родинке (не забудьте сделать кисточку подходящего размера). Таким образом родинка закрасится и мы сохраним текстуру кожи на этом месте.

3. Обработка кожи

В уменьшенном варианте кожа выглядит прилично, но при приближении видно, что на самом деле, кожа далека от идеальной.
Попробуем немного сгладить кожу.

1. Копируем текущий слой (перетаскиваем слой на иконку "нового слоя")

2. Убеждаемся, что в палитре слоев выбран новый слой (он должен быть верхним)
И применяем к этому слою Filter -> Blur -> Surface Blur

На самом деле, подойдет любой Блюр, но Surface умный - регулируя значение Threshold можно указать, какие области оставить неразмытыми. На моем примере видно, что глаза, губы и нос остались не размытыми. Это облегчит нам задачу в дальнейшем.

3. Создаем маску нашего слоя с размытием.

Как видите, в палитре слоев, рядом с иконкой нашего слоя появился белый прямоугольничек.
Теперь нужно выбрать инструмент "Заливка" (Paint Bucket Tool) и сделать активным черным цвет.

Щелкните по белому прямоугольнику маски слоя (чтобы сделать активной эту маску, и начать работать непосредственно с ней).
А теперь по изображению щелкните инструментом "Заливка". Маска должна стать черной, а "размытый слой" стать невидимым.

Напомню, как работают маски слоя. Черный - цвет обозначает "невидимость", т.е. этот слой "спрятался" как под плотным черным одеялом. Для того, чтобы сделать какие-то участки этого слоя видимыми - нужно закрашивать их белым цветом, как бы прорезая дырки в этом черном покрывале.

4. Итак, теперь выбираем инструмент "Кисточка" (Brush Tool), устанавливаем активным белый цвет.
В палитре инструментов регулируем размер кисточки (1) и "Прозрачность" (Opacity, 2).
Я предпочитаю устанавливать Opacity поменьше, процентов на 50, чтобы размытое изображение проступало не в полной мере, а послабее. Таким образом можно отрегулировать - какой участок будет размыт сильнее, какой слабее.

И начинаем рисовать белой кистью по нашей маске, "проявляя" размытую кожу. Старайтесь не затрагивать при этом глаза, волосы, брови. Ну, в общем, все те элементы, которые должны остаться резкими.
В итоге маска слоя будет выглядеть вот так:

И полученное изображение:

*4. Восстановление текстуры кожи*
Все это, конечно, прекрасно, но у меня получилась фарфоровая маска вместо лица:)
В принципе, когда кожа менее пористая, можно меньше проявлять размытый слой, тогда будет больше видна исходная текстура кожи.

А мы попробуем теперь восстановить текстуру кожи. Для этого, конечно же, есть масса способов, и чем способ сложнее, тем результат натуральнее)
Но я покажу не очень сложный способ, дающий более-менее приемлемые результаты.

1. Создаем новый слой. Для этого в меню выбираем Layer -> New -> Layer...
В появившемся окне "New Layer" выставляем галочки "Use previous Layer to Create Clipping Mask", ставим режим смешивания "Soft Light" и отмечаем галочку "Fill with Soft-Light-neutral color"

2. К нашему новому слою применяем фильтр Filter -> Noise -> Add Noise.
Ставим галочки Gaussian и Monochromatic.
Силу шума определяем на глаз, чтобы было похоже на кожную текстуру.
Благодаря выбранным ранее настройкам слоя, шум накладывается только на те участки, которые видно из-под маски предыдущего слоя.

4. И, наконец, фильтр Filter -> Stylize -> Emboss, который сделает шум "объемным", более похожим на рельеф кожи.

*5. Пластическая хирургия*
Ну, гулять так гулять! Хочу более высокие скулы, меньше нос и изогнутые брови. Вот так вот:)
А поможет мне в этом чудо-фильтр Liquify.

1. Для начала я хочу объединить все слои, созданные до этого, в один. Для этого я нажимаю сочетание клавиш Ctrl+Shift+Alt+E. Все старые слои остаются на месте, а над ними появляется новый объединенный слой. Ну вот с ним и будем работать.

2. Выбираем фильтр Filter -> Liquify.
И видим вот такое окошко:

Под цифрой 1 - инструмент, которым можно как пальцем двигать контуры изображения. Им я подвину немного вверх щеки, сделаю поуже нос и подниму повыше брови.

Под цифрой 2 - инструмент, который.. ну кхм.. как это сказать.. "уменьшает". Вот. Он уменьшает) Выбираете его, изменяете размер кисти, направляете на нос, и нос уменьшается. Так я и сделаю.

Под цифрой 3 - панель управления размером кисти, степенью воздействия и т.п.

Дешево и сердито, что называется. Главное, не переборщить, а то себя не узнаете:)

*6. Изменение цвета глаз*

Вот еще один простенький прием. Его можно использовать не только для того, чтобы изменить цвет глаз, но и любой элемент картинки - одежду, например, чуть-чуть перекрасить)

1. Выделяете элемент, цвет которого хотите изменить.
Мне больше всего нравится элемент "Магнитное лассо" (Magnetic Lasso Tool). При использовании этого инструмента, выделение само прилипает по границам выделяемого объекта, если они достаточно контрастны.

2. Смягчим немного наше выделение, меню Select -> Modify -> Smooth

3. А теперь идем в меню Image -> Adjustments -> Hue/Saturation
Я слегка изменила оттенок (Hue) в сторону более синего и вдула насыщенности Saturation:)

4. Снять выделение можно сочетанием клавиш Ctrl+D и любоваться результатом.

7. Резкость
Наконец, нам надоело издеваться над портретом. А напоследок всегда не помешает добавить картинке немного резкости.
Самый простой способ это фильтр Filter -> Sharpen -> Unsharp Mask

А я расскажу про неочевидный способ увеличения рекости с помощью фильтра High Pass.

1. Скопируйте слой с фотографией.
2. Обесцветьте новый слой в меню Image -> Adjustments -> Desaturate
3. Примените фильтр Filter -> Other -> High Pass. Значение фильтра нужно подобрать такое, чтобы проступали те линии, резкость которых нужно повысить.

4. А теперь в настройках слоя измените тип смешивания на Overlay.

5. Наслаждайтесь резкостью:)
Степень резкости можно регулировать прозрачностью (opacity) слоя, либо использовать маску слоя, чтобы ослабить резкость на каких-то участках.

*8. Результат*

Ну а чо, красивенько получилось:)

В этом уроке мы рассмотрим несколько методик создания драматического портрета в программе Adobe Photoshop. Здесь будет активно применяться инструмент Mixer Brush (Микширующая кисть), а также техника ретуши Dodge and Burn (Осветление и затемнение), для подчёркивания главных деталей и получения драматического эффекта.

Для выполнения данного урока вам потребуется версия Adobe Photoshop CC , так как именно в ней произошли значительные обновления. Мы будем использовать корректирующий слой Color Lookup (Поиск цвета), отретушируем кожу модели, а также опробуем новый фильтр Camera Raw , который стал доступен начиная с версии CC . Но так или иначе, если у вас установлена другая версия программы, вы получите похожий результат.

Перевод выполнен на основе урока, выложенного на видео портал YouTube, поэтому сделаем все, чтобы Вам было понятно и легко в выполнении.

Шаг 1

Для начала, потребуется отделить модель от фона. Для этого, автор использовал инструмент Pen (Перо)(P) , для более точного выделения. После того, как модель будет полностью выделена, нажимаем правую кнопку мыши и выбираем Make Selection (Образовать выделение). Радиус (Feather) растушёвки поставьте - 1 px . Затем применим маску слоя к выделенной модели. Если ещё остались какие-то погрешности, можно убрать их чёрной кистью на маске слоя.

Для того, чтобы края модели смотрелись более аккуратно, можно использовать функцию Refine Edge (Уточнить край) с настройками, как на скриншоте.

Также, автор советует обратить внимание на оставшийся контур вокруг модели. Его можно будет затемнить при помощи Layer Style (Стиля слоя) Inner Shadow (Внутренняя тень) с указанными на скриншоте настройками.

Назовите слой с моделью « Model ».

Шаг 2

Теперь давайте откроем изображение фона (Ctrl + O ) , либо просто перенесите картинку в программу. Размоем фон при помощи фильтра Gaussian Blur (Размытие по Гауссу). Размойте фон таким образом, чтобы не было видно каких-то деталей. Автор использовал фильтр с радиусом 106 .

Шаг 3

Приступим к удалению дефектов на лице. Создадим новый слой (Ctrl+Shift+N ). Назовите его fix . Применим его в качестве Clipping Mask (Обтравочной маски) к слою с моделью « Model » . Также, необходимо поставить галочку рядом с Sample all Layers (Образец со всех слоёв) .

Теперь, при помощи инструмента Healing Brush Tool (Точечная восстанавливающая кисть), удалим некоторые дефекты на лице.

Далее, создадим новый слой (Ctrl+Shift+N ) и назовём его soft . Применим его в качестве обтравочной маски к слою fix . При помощи инсрумента Mixer Brush (Микширующая кисть) с настройками, указанными на скриншоте, разгладим кожу модели. Также, не забудьте поставить галочку рядом с Sample all Layers (Образец со всех слоёв).

Результат, который должен получиться:

Шаг 4

Создадим новый слой (Ctrl+Shift+N ). Назовём его R . Снова воспользуемся инструментом Pen (Перо)(P). В настройках, на панели опций сверху, вместо Path , поставьте Shape . Таким образом, новый контур будет автоматически заполняться заливкой. Создадим контур вокруг правой (от нас) линзы на очках. Для удобства выделения, рекомендуется слегка снизить Fill (Заливка) , данного слоя, до 64% .

Теперь приступим к выделению второй линзы. Создайте новый слой (Ctrl+Shift+N ) и назовите его L. Также выделите линзу по контуру и слегка снизьте Opacity (Непрозрачность), данного слоя, до 64% .(Примеч. переводчика) Для более тесного знакомства с инструментом Pen (Перо)(P) можно изучить эту статью https://сайт/articles/tools_a/kak-rabotat-s-perom.html

Как только всё будет готово, перейдите на слой R и примените для него Layer Style (Cтиль слоя) Gradient Overlay (Перекрытие градиентом)(либо дважды кликнув по слою левой кнопкой мыши) с настройками, как на скриншоте.

Используйте градиент от #2 f 2368 к # ffffff . Результат который должен получиться:

Теперь просто перенесём Layer Style (Стиль слоя) (удерживая клавишу Alt ) со слоя R на слой L .

Вот такими должны получиться очки модели:

Создадим группу и перенесём туда оба слоя. Назовите группу « Glasses ».

Теперь создадим корректирующий слой Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) и применим его в качестве Clipping Mask (Обтравочной маски) к группе с линзами.

Подвинем ползунок Hue (Цветовой тон) до значения -37 .

Шаг 5

Теперь нам необходимо создать небольшую тень от очков. Для этого нужно создать новый слой под группой « Glasses » . Назовите его « Glass Shadow » .

Далее, с зажатой клавишей Ctrl , кликните по слою L . Таким образом, вокруг линзы появится круглое выделение. Перейдите в Select (Выделение) - Modify (Модификация) - Expand (Расширить). Радиус расширения поставьте 5 px . Выделение станет шире. Далее, перейдите Select (Выделение) - Inverse (Инверсия) (либо правый клик по выделению и Select Inverse ) (Alt+Ctrl+I). Теперь, при помощи инструмента Brush (Кисть)(B) с Feather (Непрозрачностью) и Flow (Нажимом) по 50% и низкой жёсткостью, оставьте небольшую тень по контуру оправы, оставив тень за очками.

Затем, ту же самую манипуляцию проделайте и для правой оправы.

Если у вас остались лишние следы тени, просто удалите их про помощи инструмента Eraser (Ластик)(E) .

Если тень кажется вам не реалистичной, т.е слишком тёмной, можете применить фильтр Gaussian Blur (Размытие по Гауссу).

Примечание переводчика: для выделения тени, можете использовать любой инструмент выделения. Автор использовал Rectangular Marquee Tool (прямоугольное выделение) (M) ).

Радиус размытия оставьте в районе 3 px . Перетащите конечный вариант в группу « Glasses » .

Итак, результат выполненных действий:

Шаг 6

Gradient Fill (Градиентная заливка) поверх всех слоёв. Градиент сделайте от белого к прозрачному.

Примеч. автора: Розовый свет, падающий на модель слева, показан таким образом, чтобы его было лучше видно. Также, для этого слоя был использован режим наложения Soft Light (Мягкий свет). Понизьте Opacity (Непрозрачность) этого слоя настолько, пока результат вас не начнёт устраивать.

Убавьте Opacity (Непрозрачность) этого слоя до 30% и измените режим наложения на Soft Light (Мягкий свет).

Шаг 7

Создайте новый корректирующий слой Color Lookup (Поиск цвета). В подразделе 3D Lut File выберите Edgy Amber 3 DL . Уменьшите Opacity (Непрозрачность) этого слоя до 15%.

Шаг 8

Создайте новый корректирующий слой Curves (Кривые). Перейдите в этом слое на синий канал и подтяните нижнюю точку, чтобы затонировать изображение в тенях и светах, тем самым добавив эффект сплит тонирования, как на скриншоте.

И верхнюю точку.

Результат, который должен получиться

Шаг 9

Снова создайте корректирующий слой Gradient Fill (Заливка градиентом) с цветом от f6dfb2 к прозрачному с настройками, как на скриншоте.

Теперь передвиньте градиент в левый верхний угол, как на скриншоте:

Также, есть другой альтернативный способ.

Создайте новый слой (Ctrl+Shift+N ) с режимом наложения Screen (Экран) . При помощи инструмента Brush (Кисть)(B) с большим радиусом (3500-4000 px ) и цветом 90856 b , сделайте один клик в верхнем левом углу и при помощи инструмента Free Transform (Свободное трансформирование)(Ctrl +T) увеличьте получившееся свечение, как на скриншоте.

Назовите данный слой « Soft Glow ». Полученный результат можно увидеть на скриншоте:

Шаг 10

Создайте новый корректирующий слой Color Balance (Цветовой баланс) с настройками, как на скриншоте.

Шаг 11

Создайте новый слой(Ctrl+Shift+N ) поверх всех слоёв. Перейдите в Edit (Редактирование) - Fill (Заливка). Оставьте все настройки, как есть и измените режим наложения, данного слоя, на Overlay (Перекрытие).

Воспользуйтесь инструментом Dodge Tool (Осветлитель)(O) с Exposure (Экспозицией) 20% и слегка осветлите контуры лацканов пиджака, складки на рукавах, светлые участки ремня и брюк. Также необходимо осветлить контур подбородка, светлые области на очках, светлые участки губ, бровей, а также светлые участки лица, шеи и волос (не забудьте про пробор). Как на скриншоте

И вот результат:

Если вдруг вы заползли инструментом Dodge Tool (Осветлитель)(O) на фон, то воспользуйтесь кистью серого цвета(#808080 ) и закрасьте лишний осветлённый участок.

Шаг 12

Объедините все слои в один (Alt + Shift + Ctrl + E ) и поместите этот слой поверх всех слоёв. Используем фильтр Camera Raw . Для этого перейдите в Filter (Фильтр) - Camera RAW и примените настройки, как на скриншоте. Более подробно ознакомиться с этим фильтром можно в этой статье: http://photo-monster.ru/postobrabotka/rub/adobe-camera-raw/page/2

Получился, довольно таки неплохой результат. Надеюсь, что вы получили много знаний, в ходе урока, и результат вам понравился.