Синдром дауна занятие с ребенком. Вместе с тобой. Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна нуждаются в постоянном общении со взрослыми, сверстниками. Хорошо, если подобное общение проходит в игровой форме. Можно начинать играться с мамой, педагогом, в целом со взрослым, который будет обучать правильным движениям, учить построению логической мысли, вырабатываются навыки следования инструкциям. Но для развития очень важна социализация — вскоре лучше будет заниматься в группе, причем не только с детьми со схожей болезнью, но и с вполне здоровыми детьми. Обучение через подражание другим детям, увеличение усилий с помощью элемента соревновательности, творчество во всех видах — такие занятия будут давать быстрый и стойкий эффект, если, конечно, заниматься регулярно.

Для того, чтобы занятия проходили не только весело, но и эффективно, следует придерживаться правил:

  • Ребенок должен сидеть напротив, чтобы он смог повторить движения, хорошо видеть и слышать слова ведущего (мамы или педагога), а также чтобы его можно было контролировать и поправлять. С ребенком нужно установить доверительные отношения, чтобы он смог сосредоточиться на игре, а не на изучении характера и внешнего вида взрослого.
  • Инструкция должна быть предельно простой — короткой, задания должны быть четко поставлены, упражнения нужно делать шаг за шагом. Как можно больше показывать, но речевое взаимодействие также должно быть, причем оно может усложнятся от занятия к занятию, так как речь и мышление у ребенка также должно развиваться.
  • Если ребенок не отвечает на вопрос, это совсем не означает, что он не знает. Просто нужно немного выдержать паузу, чтобы ребенок мог собраться с мыслями.
  • Заниматься нужно в комплексе — ребенок на слух может воспринимать информацию медленнее, но в обучении помогает зрительное восприятие, ощущение на ощупь. Поэтому нужно использовать картинку, игрушки, предметы быта. Разнообразие приемов проведения урока, но при этом методика должна быть как можно более простой, поможет обучаться быстрее. Например, не нужно проводить сложное обсуждение, достаточно построить диалог на основе вопросов и ответов.
  • Игры должны быть логически построены, с четким началом и концом. Если нужна большая нагрузка, ее нужно давать не за счет усложнения игры, а за счет смены простых игр, которые могут идти одна за другой или увеличения динамики одной игры, если она довольно длинная. В игровом процессе должна быть подвижность, элементы юмора, в веселой обстановке ребенок не просто себя лучше чувствует, он может приложить больше усилий, не уставая.
  • Важна частота и регулярность занятий. Приветствуется помощь советом или практической помощью в постановке рук, правильном направлении движений. Задание должно иметь логический конец, даже если потребуется посторонняя помощь — так дети учатся доводить начатое до конца.
  • Если ребенок не справляется с игрой, не нужно усердствовать, нужно предложить что-нибудь более простое, или более интересное, а сложные игровые задания можно предложить повторно, когда малыш получит необходимые навыки и знания. Ребенок должен получать удовольствие от игры, иначе это не будет игра, а рутина.
  • За успешное участие в игровом процессе, за конкретно выполненное задание нужно хвалить. На ошибки нужно указывать, но в формах, которые не будут способствовать неуверенности. Нужно говорить «ты обязательно сможешь» даже если не получается что-то сделать. Этому принципу человек будет следовать и во взрослой жизни, помня, что приложенные усилия никогда не будут напрасными.
  • Отказ от определенного занятия на старайтесь воспринимать как желание заниматься чем-то другим. Но работать нужно, отдых желательно сделать просто сменой вида занятия — с умственного переключаться на физическое и наоборот. Дети с синдромом Дауна должны заниматься намного больше обычных детей, чтобы достичь такого же уровня развития, такая особенность воспитания.
  • Если дети сами не очень активно играются (что может быть в случае с синдромом Дауна), взрослым нужно брать инициативу в собственные руки. Им нужно показывать игрушки, объяснять, что с ними нужно делать, учить ролевым играм (водитель, доктор, повар в зависимости от типа игры). Такие игры для детей становятся частью образовательной программы. Дети смогут самостоятельно играться до восьми лет, до этого времени нужно стать их лучшим другом и играться вместе с ними.

    Игра для детей с синдромом Дауна формирует связную речь, развивает воображение, учит распознавать предметы на ощупь. Дети берут предмет, находящийся в мешке и называют, что это. Начинать лучше с плоских фигурок, потом можно добавить объемные игрушки. В группе можно провести соревнования, кто назовет больше фигурок правильно за определенное количество попыток.

    Дует ветерок в лицо (машем в лицо ладонями)

    Качается деревцо (руки над головой качаются)

    Ветерок затихает (приседаем, опуская руки к полу)

    Деревцо вырастает (поднимается и тянемся вверх).

    Делаем башню из кубиков. Можно соревноваться, у кого башня будет выше. А можно сыграть в игру — каждый ребенок ставит по кубику, на каком кубике башня упадет. Кубики для игры нужны большие, чтобы башня получилась повыше.

    Игра с помощью пальчиков «День — ночь»

    Игра заключается в сжимании и разжимании кулачков. На слова «Пальцы ночью спят, в домике храпят» — сжимаем пальчики в крепкий кулак. На слова «Пальчики днем проснулись, выпрямились, потянулись» — кулаки открываются и пальчики максимально выпрямляются.

    Игры — это также занятия разных видов. Дети с синдромом Дауна могут заниматься:

  • Лепка из глины, пластилина, теста.
  • Простые конструкторы, в которых части надеваются на пазы. Можно делать разные фигуры из конструктора.
  • Рисование.
  • Пение.
  • Подвижные игры на воздухе с мячом.
  • Веселые эстафеты.
  • Развивать память сначала по изображениям — сначала по бытовым предметам, а потом — по странам мира, даже по столицам. У некоторых детей память хорошая, и ее можно развивать.
  • Настольные игры на двоих. Конечно, монополия будет слишком сложной, но фишки с кубиками вполне сойдут. Лучше играть двумя кубиками, так можно научится суммировать числа от одного до шести.
  • На основе каждого занятия можно сделать небольшой конкурс, соревнования с призами. Призы могут быть самыми простыми (можно дарить по одной конфетке), но игры нужно построить так, чтобы в разных конкурсах могли выигрывать разные дети, ведь одни из них лучше рисуют, другие — лучше поют, третьи сильнее физически. Таким образом удачно проведенная серия конкурсов никого не оставит без подарков.

    Но при индивидуальных занятиях желательно ограничиться устным поощрением, за правильно сделанные задания не стимулировать ребенка материально, поскольку может появится психологическая зависимость — ребенок от каждого своего действия может хотеть подарок, при отсутствии которого пропадает желание работать. А это уход от реальной жизни, нужно помнить, что игры для детей с синдромом Дауна (и для здоровых детей) — это в первую очередь подготовка ко взрослению, вне зависимости от возраста ребенка.

    Помните, организм человека построен так, что если возникают трудности в чем-то, их можно устранить тренировками. Если же возникают казалось бы непреодолимые трудности, то они на самом деле преодолеваются развитием других качеств, которые, могут не просто развиться, но и перерасти в уникальный талант, который может стать основой будущей профессии, самостоятельности, а значит — возможности полноценно радоваться жизни.

    www.deti-semja.ru

    20 развивающих игр и упражнений для детей, имеющих синдром Дауна

    Эти игры и упражнения для детей с синдромом Дауна помогают развивать мышление, познавательные и образовательные навыки.

    Дети обычно испытывают значительную задержку и трудности при обучении разговору, хотя понимают гораздо больше, чем могут выразить. Если вы воспитываете ребенка с диагнозом синдром Дауна, поощряйте его навыки развития и общения. Выберите игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития, не забудьте вознаградить его усилия похвалой и объятиями.

    Развивающие игры, соответствующие развитию по месяцам

    Обучите малыша распознавать звуки речи в начале жизни, играя. Удерживайте его, стоящего перед вами, поддерживая голову, и медленно создавайте звуки, подобные «a-aх», «o-ох», «п-па», «м-ма». Делайте преувеличенные движения губ. Вы будете в восторге от его усилий по копированию. Существуют звуковые карты с изображением букв, которые можно использовать, начиная с 9 месяцев, чтобы научить его слушать, различать слова, копировать движения губ.

    Визуальное обучение является ведущим для людей с синдромом Дауна. Запоминание словесной информации является более сложным. Помогите ему узнать названия знакомых предметов, применяя простые жесты вместе со словами, говорит Бакли, соавтор книги «Речь и развитие языка для детей с синдромом Дауна» (от 0 до 5 лет) . Например, приложите руку к уху, когда звонит телефон и говорите- «телефон» или притворитесь, что пьете из бутылки или чашки, говоря «пить».

    Привлеките внимание к объекту: погремушку, любимую игрушку, картинку, и попросите взглянуть на нее. Постепенно наращивайте время, его внимания, когда вы говорите о предмете. Мероприятия, поощряющие совместное внимание, когда ребенок и воспитатель смотрят и слушают вместе, помогают детям быстрее учиться языку, улучшают внимание.

    В своей книге «Ранние коммуникативные навыки для детей с синдромом Дауна» Либби Кумин, говорит, что все общение зависит от слушателя и говорящего. Прокрутка мяча назад и вперед — простой способ практиковать это умение. Когда вы катите мяч, говорите «очередь мамы », когда отталкивает его назад, произнесите его имя («очередь Джека »). Как только произносит имя, попросите указать на себя и сказать «я» или собственное имя.

    Обучение значению знаков и символов помогает общаться до появления языковых навыков. В своем практическом руководстве «Этот знак означает мороженое» Центр раннего обучения грамотности, рекомендует показать малышу реальный объект или деятельность вместе с соответствующим изображением. Делайте снимки объектов или видов деятельности, которые ребенок любит, он сможет «спросить», что хочет, указывая или передавая вам изображение. Всегда призывайте его сказать это слово.

    Играйте в эту забавную игру для обучения цветам: Соберите много вещей одного цвета со всего дома — красную рубашку, одеяло, чашку — и поместите их в красный мешок или корзину для белья. «Визуальная деятельность, основанная на объектах реального мира, облегчает понимание общей концепции», — говорит д-р Кумин. Если ребенок находится на уровне одного слова, назовите цвет, когда вытаскиваете объект. Когда научится обрабатывать двусловную фразу, цвет и имя объекта.

    Детям с синдромом Дауна требуется больше времени, прежде чем они образуют многословные фразы. Исследования показывают, что обычно имеют словарный запас из 100 слов, прежде чем начнут складывать их. Переходите с одного слова на двухсловный этап, используя технику подражания с расширением. Сначала повторите сказанное слово, затем дополните его другим. Например, если говорит «лодка» во время игры, скажите: «Лодка, плывет». Если скажет «собака», можете сказать: «Собака. Черная собака». Повторение очень важно, говорит д-р Кумин, поэтому не расстраивайтесь, если приходится делать это часто.

    Используйте предметы для вызывания двухсловных фраз. В простейшем случае инструмент представляет собой прямоугольный кусок ламинированного картона с двумя цветными точками, расположенными на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга. «Доска служит визуальным напоминанием, чтобы свести два слова», — говорит д-р Кумин. Например, при моделировании фразы «Автомобиль едет» укажите на первую точку, когда говорите «автомобиль», затем на вторую точку, когда говорите «едет». Используйте руки, показывая движение, это будет служить тактильной поддержкой. По мере того, как ребенок прогрессирует, нарисуйте больше точек, чтобы дать подсказки, при увеличении длины фраз.

    ВОЗРАСТ 3 – 5 лет, расширение словаря, звуки

    Время чая — время обучения

    Когда язык, который используете, связан с повседневной деятельностью, он делает обучение функциональным и более мотивирующим. Добавляйте к словарю повседневные слова, такие как сидеть , пить , есть , стирать . Пейте чай, принимайте ванну с куклами, описывайте, что делаете. Затем следуйте за ребенком — подайте еду, вымойте, оденьте кукол, предложите поговорить о том, что делаете, используя фразы из двух или трех слов («Долли пьет чай» или «Мама моет куклу»).

    Укрепите сильные стороны зрительной памяти ребенка, используя похвалу, чтобы повысить самооценку и выразительный язык. Джо и Сьюзан Котлински, родители дочери с синдромом Дауна, создали специальную систему обучения чтению. Они предлагают наклеить лист бумаги размером 8 1/2 «x 11» на видном месте. Каждый раз, когда ребенок говорит новое слово или слово, которое вы не слышали, перестаньте делать то, что делаете, произнесите: «О, это новое слово!» и напишите его на листе. Распечатайте слово строчными буквами на карточке размером 5 «x 7». Затем покажите карточку и произнесите слово одновременно. Позже, еще раз покажите карту и повторите слово. Со временем ребенок попытается добавить новые слова в список.

    Напишите буквы на обратной стороне цветных кругов. Попросите ребенка перевернуть каждый круг и произнести звук. Подскажите, издав правильный звук, со временем уменьшите подсказки. Начните с нескольких кругов, и звуков, которые ребенок уже произносит, и медленно добавляйте новые. «Большинство детей с синдромом Дауна, начнут изучать звуки между 3 и 5 годами», — говорит Бакли.

    Учебные занятия для малышей с синдромом Дауна

    Существует множество учебных занятий, которые помогут вовлечь малышей с синдромом Дауна. Эти специальные дети получат пользу от повседневной практики, помогая взрослым. Независимо от особых способностей ребенка, существуют упражнения, соответствующие их потребностям, чтобы достичь индивидуального потенциала.

    «Из-за хорошей зрительной памяти детей с синдромом Дауна можно научить читать рано, когда есть понимание 50 — 100 слов, могут сопоставлять и выбирать фотографии», — говорит Бакли. Сделайте игру со словами, на которые легко отвечает, например, фамилии или продукты.

    Напечатайте два смежных слова, таких как мама и папа , крупным шрифтом на кусочке белой бумаги, ламинируйте его (используйте картонные подложки, если хотите). Печатайте слово снова, отдельно, на маленьких карточках. Поместите большую карточку лицом вверх, перед ребенком, возьмите его за руку с маленькой карточкой, которая соответствуют словам на большой карточке, по одному за раз. Увеличьте слова, которые появляются на больших карточках, до трех или четырех.

    Игра в совпадение слов и изображений сделать задачу освоения навыков чтения менее расстраивающей. Чтобы подготовить игру, выберите книгу или рассказ с простыми словами, с которыми ребенок уже знаком. Прежде чем прочесть рассказ ребенку, выделите в нем слова. Соберите изображения, которые представляют каждое выделенное слово, и разложите их на столе.

    Прочитайте историю, позволяя ему просматривать страницу во время чтения. Когда переходите к выделенному слову, останавливайтесь и позвольте ребенку выбрать изображение, представляющее соответствующее слово. Хвалите его за успех.

    Отсутствуют исследования, как влияют шахматы на детей с трисомией 21, но можно попробовать включить игру в программу развития. Шахматы-сложная интеллектуальная игра, при которой требуется планирование, хорошо развитое мышление и память. Слабость этих функций делает недоступной игру в шахматы для детей с синдромом Дауна.

    Деятельность по физическому развитию

    У людей, имеющих трисомию 21 мышцы более гибкие. Это не позволяет им освоить физические навыки так же легко, как другим детям. По той же причине некоторые дети склонны двигаться меньше. Занятия физическими упражнениями в течение дня помогает развивать тонус мышц, физические навыки. Рекомендуются упражнения, связанные с ползанием, стоянием и ходьбой.

    Баланс и координация движений

    У детей с синдромом Дауна часто возникают трудности с балансом, вестибулярной системой. Вот почему они часто боятся качелей. Развитие баланса поможет уменьшить эти опасения. Используйте гамак, так как он целиком удерживает ребенка, а также позволяет перемещаться вперед- назад, из стороны в сторону. Все эти действия помогут развить вестибулярную систему, чувство равновесия.

    Работа с функциями рук

    При синдроме Дауна немного другое расположение костей рук. Это одна из причин, по которой трудно найти прекрасные упражнения на координацию. Деятельность, которая улучшает координацию глаза-руки, поможет легче усвоить эти навыки. Для этой цели используйте различные виды искусства и ремесел. Например, поделки из теста, шнуровка, сбор мелких предметов.

    Тактильная деятельность

    У солнечных детей часто возникает гиперчувствительность. Им не нравится прикасаться к каким-либо предметам или ходить по некоторым поверхностям. Чтобы уменьшить это, протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони их рук.

    Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие, которые ребенку могут не понравиться. Некоторые предметы, которых даунята не любят касаться, это клей, желе, песок, грязь. Часто они не любят ходить по траве, холодным, неровным поверхностям, таким как галька, мокрый песок. Такие занятия, как игра с тестом, рисование пальцами, помогают снизить гиперчувствительность.

    В то время как обычные дети, с относительной легкостью получают информацию об окружающем их мире, люди с синдромом Дауна часто борются за то, чтобы развить понимание мира, в котором живут. Помогите человеку построить свои базовые навыки, создав загадки из лиц. Чтобы создать их, выберите изображения лиц из журналов или лиц членов семьи. Разрежьте каждое изображение на 3 полосы, отделив части лица (глаза, нос, рот). Поместите обрезанные лица в конверты или мешочки. Позвольте соединить их вместе, практикуя его понимание структуры лица.

    Для малышей с синдромом Дауна действия, которые помогают им лучше осознавать свое тело, как он движется, будут полезны для развития мышления. Родители могут манипулировать руками и ногами ребенка вверх- вниз, вправо-влево. По мере роста дети могут сделать это сами. Это может быть зеркальной деятельностью; взрослый касается его головы, потом малыш касается головы взрослого. Взрослый хлопает в ладоши, ребенок копирует. Помогая копировать движения, вы помогаете научиться делать это самостоятельно.

    Ежедневные мелкие моторные навыки, усиливают мышцы пальцев и рук. Используйте глину или пластилин для создания разных объектов. Другой способ развития тонких моторных навыков — практика резки различных видов бумаги. Используйте безопасные ножницы.

    Основные двигательные навыки

    Разместите пять или шесть обручей на земле. Ребенок целится и бросает маленькие мешочки с фасолью в середину обруча. Или создайте игру в боулинг. Это можно сделать, используя пустые пластиковые бутылки. Ребенок применяет шарики разного размера, чтобы сбить их.

    Даун синдром — это генетическое расстройство, которое обычно приводит к более медленному обучению, импульсивному поведению и короткому охвату внимания. Музыкальная деятельность полезна для людей, имеющих синдром Дауна, потому что эти ученики учатся лучше с уроками, которые повторяются и привлекательны. Ритмы и повторяемость музыки помогают запомнить что-то более легкое, чем простая речь. Музыка для детей с синдромом Дауна стимулирует весь мозг, это отличный инструмент обучения.

    Дети с синдромом Дауна часто высовывают язык при разговоре из-за отсутствия контроля над мышцами. Сядьте с малышом перед зеркалом и включите веселую песню, которую он любит. Пойте вместе с ним и смотрите в зеркало. Он увидит собственный язык и попытается скопировать вашу манеру использования язык, когда поете.

    Первое, что учат в школьные годы, это алфавит, счет, свой адрес и номер телефона. Один из самых простых способов для детей с синдромом Дауна всех возрастов, запомнить эту информацию — песня. Можно использовать готовые песни алфавита или счета, или придумать свою простую, запоминающуюся мелодию. Этот способ подходит для любой информации, которую необходимо запомнить. Дополнительным бонусом является то, что большинство детей с синдромом Дауна любят музыку, поэтому уделяют больше внимания, повторяют песни, поэтому быстрее запоминают.

    Музыкальное движение

    Применяйте музыку с движением, чтобы стимулировать двигательную, координацию глаз и когнитивные навыки. У детей с синдромом Дауна существует высокий риск ожирения, и они гораздо больше интересуются музыкой, чем движением. Простые действия включают танцы под песню или музыку. Когнитивные навыки тренируются путем бросания мяча под музыку. Каждый раз, когда музыка останавливается, надо практиковать текущий навык. Например, если работаете над рифмой, каждый раз, когда музыка останавливается, надо сказать слово, которое рифмуется.

    Деятельность, связанная с ритмом и движением, стимулирует развитие речи, помогает справиться с трудностями. Когда музыка воспроизводится, дети могут хлопать или бить барабан, чтобы усилить ритм. Также могут показать свои танцевальные движения или следовать указаниям в песне, чтобы освоить разные движения.

    Дети с синдромом Дауна имеют дефицит в некоторых областях развития. Однако, обеспечивая надлежащую среду и правильные игры, занятия на раннем этапе жизни, мы можем помочь развить и получить навыки, которых не хватает естественным и приятным образом.

    Конспект занятия «Геометрические фигуры» для ребенка с синдромом Дауна

    Номинация: развивающие занятия для детей с синдромом дауна.

    Цель занятия – создание условий для формирования умений идентифицировать предметы по форме, а также умения соотносить предметы по форме, через формирование представлений о геометрических фигурах.

    Форма проведения : индивидуальная.

    Длительность занятия : 30-40 минут.

    Методы и техники : наблюдение, беседа, техники массажа рук для развития мелкой моторики, авторская игра «Спасение зверят».

    Необходимое оборудование и организация пространства : рабочее место для занятий: кабинет (заранее проветрен), хорошее освещение, рабочий стол/парта/журнальный стол, два стула при необходимости (для психолога и ребенка). Массажный шарик с пружиной. Белый картон А4 или лист бумаги А4. Вырезанный набор геометрических фигур из цветного картона: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб (по 3 штуки на каждую фигуру). Фигуры животных (у нас на занятиях были маленькие пластмассовые игрушки, и игрушки из киндера) и фигура «злодея». Изображения 2 эмоциональных состояний (веселое и грустное), клей.

    1 этап. Приветствие, установление контакта, формирование доверительных отношений.

    Игра «Поймай шарик!»

    2 этап. Массаж рук массажным шариком, далее пружинкой. Данное упражнение имеет две цели, где главная цель – установление контакта с психологом. На начало занятия, как правило, у ребенка нет мотивации на работу, внимание рассредоточено и ребенок отвлекается на любую мелочь, вступая с любой вещью в предметную игру (сюжетно-ролевая игра для ребенка с синдромом Дауна в младшем школьном возрасте недоступна). Поэтому, психологу необходимо закрепить внимание ребенка на себе, используя при этом, физический контакт, вербально и эмоционально подкрепляя общение с ребенком. В ходе выполнения задания, ребенку предлагаются различные вопросы: «какая погода на улице?», «какое настроение», подведение ребенка к цели занятия, начало инструкции к занятию («А сегодня к нам в гости пришли зверята из зоопарка!»).

    3 этап. По теме занятия «Геометрические фигуры» с введением авторской игры «Спасение зверят» ребенку предлагается предыстория.

    «К нам в гости сегодня направлялись веселые зверята, они очень хотели с тобой встретиться и дружно поиграть. Ты хочешь с ними поиграть? (получаем обратную связь от ребенка) Но вот напасть! Случилась беда! По пути им встретился слой злодей-разбойник! (Показываем ребенку фигуру «злодея») Он всех маленьких зверят поймал и заточил в железную клетку! (Также демонстрируем ребенку зверят-игрушки, которые заранее мы сложили в коробочку/контейнер-сетку/корзинку) Им там сейчас так грустно и плохо! Давай их будем спасать! (После того, как дождались положительного ответа ребенка продолжаем) этот злодей-разбойник оказался большим хитрецом! Он ни за что не хочет выпускать зверят просто так! И Его не перехитрить! Он придумал задание для тебя, пройдешь задание – отпустит зверят! Ну что, ты готов выполнить задания злодея-разбойника? (также дожидаемся обратной связи от ребенка)».

    4 этап. Работа по теме. Формирование умений соотносить геометрические фигуры с эталоном, а также введение понятий величины предметов (большой-маленький) и понятий сравнительной величины (больше-меньше).

    Ребенку предлагается лист А4 (принцип изображения «игры-карты» на фото в приложении), где заранее прорисованы контуры геометрических фигур, а также нарисованы изображения животных (тех животных, игрушки которых вы имеете и заранее подготовили для занятия).

    Далее предлагается новая инструкция: «Вот злодей дал нам карту, пройдем тропинки, найдем все эти фигурки и спасем наших животных! Давай? (Получаем обратную связь) Злодей-разбойник перепутал все фигурки (демонстрируем ребенку вырезанные геометрические фигуры), а мы их сейчас распутаем по порядку, по очереди, приклеим на нашу карту и спасем каждого животного! Смотри, здесь кто у нас нарисован? Правильно, Мишка! А какие рядом с ним фигурки? Это у нас кружочки! (проговариваем вместе с ребенком слово «Круг») Давай найдем кружочки и приклеим на нужные места! (ребенок находит, приклеивает) Ура, ты нашел и приклеил все кружочки! Какой ты молодец! Теперь наш Мишка спасен!» (Злодей-разбойник отпускает Мишку из клетки и мы представляем возможность ребенку посмотреть и потрогать игрушку, но при этом напоминая ребенку, что есть еще животные, которые ждут его помощи).

    Продолжаем инструкцию в той же последовательности, «спасая» каждого животного.

    Ребенок, как правило, успешно справляется с поиском геометрических фигур, соотнося их с эталоном, однако затрудняется работать последовательно, поэтому здесь проявляем направляющую и обучающую помощь, ориентируя работать последовательно, при этом обращая внимание ребенка на то, что есть большие фигуры, а есть маленькие, есть больше, а есть меньше.

    Как только все зверята спасены, даем возможность ребенку поиграть в игрушки, инициируя ролевую игру, по возможности уделяя этому 5-10 минут от занятия. Далее, ребенка необходимо аккуратно подвести к завершению игры и занятия в целом: «А сейчас, давай поможем нашим зверятам отправиться обратно домой, ведь они соскучились по своим мамам и папам, нужно их безопасно проводить, чтобы злой разбойник их опять не поймал».

    5 этап. Завершение занятия. Демонстрация изображений настроения человека. Проигрывание настроения перед зеркалом. Рефлексия: «какое у тебя настроение? Покажи на картинке! Тебе понравилось занятие? Покажи на картинке!». Можно также использовать на этапе завершения невербальную игру «Подари подарок/Воображаемый подарок», при этом не требуя от ребенка самому придумать подарок, а попросить повторить за собой.

    Номинация: коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом дауна.

    Развивающие занятия для детей дома

    Продолжаю тему соцсетей. В прошлой статье я писала про учебник по обществознанию за 8 класс под авторством читы Никитиных, сегодня хочу написать статью для всех родителей воспитывающий детей с синдромом дауна. Зайдя в одну из солнечных групп в одноклассниках, наткнулась на комментарии и обращение родителей воспитывающих солнечных детей к женьщине

    Мамочки. Подскажите пожалуйста, когда моя дочка с бабушкой лечились в Крыму, там была женщина с солнечным ребёнком из Екатеринбурга, у неё ребёнок не говорил, они поехали в церковь и после — ребёнок начал говорить. А церковь помоему находится в Волгограде и в Волгоградской области. Подскажите может кто знает где та самая церковь или может эта мамочка отзовется. Спасибо.

    1. Моей будет 6 лет, говорит только 8-10 слов
    2. Присоединяюсь. у нас тоже. 5,5 лет..не говорит
    3. У нас токая же проблема рада поддерживать связь очень интересно.
    4. Господи, помоги всем таким деткам! Моему внучку 6 лет, у него тоже только несколько слов.
    5. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Бог слышит в любом месте, просить только надо с верой. Нашей Вирсавии!3 лет говорит все, только не четко. Надо поправлять.
    6. Я решила тоже свой комментарий написать и немножечко спустить людей на землю, написав следующее!

    7. Уважаемые мамочки! Наших деток очень сложно научить говорить, не ищите волшебной пилюли ее нет.

    Что бы ребенок начал говорить необходимы регулярные занятия с логопедом хотя бы 2 раза в неделю. И от вас много усилий и терпения во время домашних занятий. Необходимо слушать и выполнять все рекомендации логопеда. Только совместный труд приносит положительный и хороший результат.

    Моему сыну 7 лет на следующий год собираемся в школу идти, а словарный запас всего 280 -300 слов и произносит не четко. Педагоги говорят, что у школьника с нашим диагнозом, словарный запас должен быть не менее 500 слов.

    Я не хочу сказать, что наша вера в всевышнего это всего лишь пустые слова, конечно нет. Но в нашем случае не стоит бездействовать в надежде на чудо! Самое главное вы начните, и с божьей помощью у вас все получится.

    Нашему ребенку уже семь лет и наследующий год мы собираемся в школу. Ну а как известно сейчас детей нужно подготовить к школе. У кого дети ходят в школу, те родители уже знают, что подготовить в домашних условиях ребенка к школе непросто, а ребенка с синдромом Дауна подготовить сложнее, чем обычного. Как оказалось, для обычных детей во многих развивающих центрах есть подготовительные (конечно платные) курсы. А для наших солнечных нет.

    Я часто слышу, что для того чтобы ребенка с синдромом Дауна приняли в школу, родители готовы выложить приличные деньги. И тут совершается большая ошибка, заплатив за занятие, это еще не гарантия того, что ребенок уже точно поступит в школу. Сколько бы вы денег не платили успех не гарантирован. Как ваш ребенок усвоит учебный материал, зависит от педагога, а тут не все педагоги могут работать с ребенком с нашим диагнозом. Многие специалисты задрав цену, приступают к занятиям, проходит месяц регулярных еженедельных занятий, а ребенок не усваивает, и ни чего нового не приобретает. Как быть?

    Мы через подобное прошли! У нас были регулярные занятия в детском саду в течении 3 последних лет, которые не принесли нужного результата. Потом мы с логопедом отзанимались в пустую 2 месяца. Мы занимались платно и я наблюдая за занятиями, сделала свой вывод. Что мой ребенок не идет на контакт с этим преподавателем, но педагог стояла на своем утверждая, что найдет подход к ребенку. Признать свою неудачу не собирается… только и знает не выполнил задание, значит нужно наказать его, что бы в следующий раз уже подумал прежде чем отказаться что-то делать. А мы в свою очередь должны оплатить ее приход, и то что у нее не складываются отношения с ребенком, она совсем не виновата.

    Прошло две недели занятий за тем еще месяц, а результата нет. Я начала подбирать другого педагога, потому что Славка вообще ни как, не хотел с ней заниматься. Зачем терять драгоценное время и нервы ребенка. Помучавшись 2 месяца, мы все-таки отказались от занятий с этим логопедом и стали ходить в бесплатный центр социальной помощи населению.

    Если к нашему ребенку сложно найти подход, и опытные специалисты не могут этого сделать. Я как любой другой педагог за годы воспитания своего ребенка уже знаю, как к нему подойти, как лучше его заинтересовать, с чего начать что бы он в результате включился в учебный процесс. Полностью занятия отменять конечно же не стоит. Мы допустим сменили тактику и стали ходить в социальный центр, на занятия с логопедом и психологом и на ЛФК. Социальную адаптацию никто не отменял, и общение с другими детьми просто необходимо. Плюс к занятиям с педагогами регулярные занятия дома по письму, математике, окружающему миру, логические задачи и т. д. Теперь у нас всего два занятия в неделю одно с логопедом, одно с психологом, и конечно же ежедневные, самостоятельные, домашние задания. Еще по средам одно занятие ЛФК. У ребенка нарушения опорно-двигательной системы нет, но мы ходим просто, что бы он учился слушать преподавателя и выполнять все необходимые задания. Ведь физкультуру в школе пусть даже коррекционной никто не отменит.

    Развивающие занятия для детей дома требуют конечно же сам развивающий материал, и я стала подбирать. Сейчас очень много магазинов с развивающими игрушками на любой вкус, от вас нужно самое главное, определиться какие вам нужны материалы для ваших развивающих занятий для детей.

    На картинках малая часть того с чем мы занимаемся.

    Воспитание детей с синдромом Дауна.

    Воспитание детей с синдромом Дауна.

    Воспитание детей с синдромом Дауна представляет для родителей определённые проблемы.

    Эти дети очень доверчивые, дружелюбные, ласковые, отличаются безотказностью, готовностью делать то, что требуется, способны выполнять посильную работу долгое время.

    Наиболее характерным признаком болезни Дауна является замедленное развитие и связанные с ним трудности в обучении.

    Психическое развитие ребёнка в определённой степени стимулируется своевременно проведённым лечением. Но если лечебному процессу не сопутствует правильное воспитание, лекарства не принесут желаемого эффекта.

    Как известно, у таких детей эмоции, в отличие от интеллекта, более развиты. Однако зачастую эмоциональные реакции детей с синдромом Дауна не имеют глубины и являются поверхностными. Поэтому такие малыши без проблем «переключаются» с одного занятия на другое.

    Приоритетной задачей родителей должна стать максимальная приспособленность ребёнка к жизни.

    Большинство детей, страдающих болезнью Дауна, легко поддаются воспитанию. Занятия с ними целесообразно начинать с 4-5 лет, а если удастся, можно и раньше.

    Малышу, страдающему болезнью Дауна, необходимо прививать навыки самообслуживания, чтобы он не вырос абсолютно беспомощным. Целесообразно будет вооружиться терпением и начать обучение, используя характерную при этом недуге склонность к подражанию.

    При обучении необходимо не только объяснять, но и показывать.

    Например, сначала надо показать, как нужно умываться, потирать ладонь о ладонь, их складывать горстью. Затем следует подвести ребёнка к крану с водой, взять его руки в свои и проделать эти действия.

    Ребёнок может бояться воды. Это устраняется игрой – купанием куклы в тазике, пусканием корабликов и др.

    Поначалу следует помогать ребёнку и при одевании.

    Важным методологическим правилом является условие делать всё в нужном порядке. Это способствует постепенному вырабатыванию у ребёнка автоматизма.

    Необходимо обучать расстёгивать и застёгивать пуговицы, а для этого можно сшить нечто похожее на жилет с петлями и пуговицами разных размеров и форм. Сначала ребёнку следует потренироваться застёгивать и расстёгивать пуговицы на жилете, а затем на своей кофте.

    Желательно поощрять страдающего болезнью Дауна ребёнка при любом, даже самом незначительном проявлении самостоятельности, хвалить с целью стимулирования его активности.

    Необходимо также следить, каким образом он снимает и надевает одежду, способен ли её складывать, кладёт ли в нужное место. Это приучает к аккуратности.

    Для развития речи ребёнка с болезнью Дауна полезно всегда, независимо от темы занятий, разговаривать с ним, не игнорировать его попытки поговорить с взрослыми, учить строить простые предложения, называть и различать окружающие предметы.

    Необходимо способствовать расширению круга его впечатлений, знакомить с играми детей, занятиями взрослых, рассказывать о явлениях природы в доступной форме. Во время беседы его учат отвечать на вопросы: «Что это?», «Кто это?», «Что делает?».

    Весьма полезны занятия с картинками.

    Например, если на картинке изображена ложка и ребёнок её назвал, надо предложить ему взглянуть на стол и взглядом отыскать на нём ложку.

    Можно заниматься иначе: вначале назвать и показать ребёнку какой-либо предмет из окружающей обстановки, а затем попросить найти его на картинке. Даже вообще не разговаривающему ребёнку это позволит понимать чужую речь, что тоже весьма значимо.

    Ребёнку, который освоил речь, следует подбирать картинки с сюжетом несколько сложнее, например, «Девочка сидит за столом», «Мальчик смотрит телевизор» и попросить рассказать, что нарисовано на них. При этом уместно помогать наводящими вопросами.

    На следующем этапе развития речи нужно важно ввести занятия с сериями картинок, которые объединены несложным сюжетом. Ребёнку следует дать 4-5 картинок, попросить разложить их в соответствии с развитием сюжета, а затем составить рассказ.

    Подобное занятие считается сложным. Особое затруднение представляет способность рассказать. Обычно в рассказе ребёнка только перечисляются названия действий или предметов, при этом без связи между собой. Однако если проявлять достаточную выдержку и настойчивость, с каждым следующим занятием речь станет более развитой.

    Страдающие болезнью Дауна дети говорят мало даже при владении нужной фразой или словом. Это связано со сниженным интересом к окружающим, слабым побуждением к высказываниям.

    Для повышения активности речи ребёнка необходимо создавать ситуацию, когда он может попросить или спросить о чём-нибудь. Например, можно спрятать от него игрушку, чтобы он спросил о ней, при этом объяснялся не жестами, а словами.

    К числу характерных особенностей страдающих болезнью Дауна детей относится неумение играть.

    Обычно их времяпровождение заключается в бесцельной и бессмысленной перестановке игрушек с места на место. У них нет живого интереса к чему-либо. Они не могут придумывать простые игровые ситуации.

    Ребёнка следует учить играть не только ради проведения свободного времени. Игры стимулируют развитие мышления, памяти, внимания, способствуют совершенствованию эмоционально-волевой сферы.

    Также приветствуется обустройство детской комнаты игровым уголком, размещение в ней игрушечных зверушек, посуды, мебели и др.

    В играх уместно создавать ситуации, способные вызывать эмоциональные реакции у ребёнка. Например, гусёнок хочет пить – нужно дать ему воды; зайчонок бежал и упал – надо его приласкать, пожалеть.

    Полезны ежедневные занятия подвижными играми. Они значительно улучшают координацию движений.

    Для малыша будет полезно бегать, лазить, ходить. Целесообразна ходьба по выложенным из верёвок на полу разным линиям, кругу, квадрату.

    Желательно обучать ребёнка бросанию мяча, переноске предметов из одного места в другое, доставанию вещи, которая находится в труднодоступном месте, например, встать на стул и достать мячик с полки.

    Воспитание трудовых навыков

    Для ребёнка с синдромом Дауна важно приобретение трудовых навыков. Для начала его следует приучить к выполнению элементарной работы по дому. Если этого не делать, ребёнок в будущем будет во многом зависеть от окружающих.

    Согласно наблюдениям практиков работающих с детьми с синдромом Дауна, такие малыши способны к самой разнообразной работе.

    Даже совсем маленьким детям под силу мытьё посуды, уборка со столов, вытирание пыли, подметание пола. Старшие хорошо справляются с пришиванием пуговицы, стиркой и глажением мелкого белья, мытьём пола.

    Ребёнок с болезнью Дауна должен уметь выполнять какие-либо поручения, иметь определённые обязанности. Ими могут быть полив цветов, доставание газет из почтового ящика. При этом желательно обязанности периодически разнообразить, чтобы стимулировать развитие различных навыков и поддержать интерес к ним.

    При обучении уместно использовать склонность таких детей к подражанию. Ребёнок после повторений за взрослым каких-либо действий сможет выполнить их самостоятельно, однако без контроля обходиться всё ещё не может.

    Знакомство с чтением, счётом

    Многие из детей способны овладеть счётом, письмом и чтением, но часто такие знания обусловлены механическим характером.

    Например, они могут усвоить порядковый счёт, производить арифметические действия с применением наглядных средств – кружочков, палочек, однако им, как правило, недоступен отвлечённый счёт.

    Если удалось обучить писать и читать, нужно позаботиться о возможности использования полученных ребёнком знаний на практике. Его целесообразно учить писать свой адрес, фамилию, имя, читать на улицах вывески, разную информацию, знаки безопасности.

    Полезно выполнение задания, связанного с пересчётом предметов обихода, например, расставить на столе чашки в количестве соответствующем числу обедающих.

    Логопеды для ребенка с синдромом дауна

    Дети дошкольного возраста (в том числе и с отсутствующей речью), школьники и взрослые. Эффективная помощь детям и взрослым. Любые речевые нарушения,в том числе: заикание, дислалия, дизартрия, ОНР, ФФН, алалия, ринолалия, дислексия, дисграфия, ЗПР, синдром и болезнь Дауна, афазия (восстановление речи после инсультов и ЧМТ).

    Стажировка в Центрах патологии речи (Германия, Англия). Сертификат обучения по программы PORTAGE. Продолжительное время являлась председателем психолого-медико-педагогической комиссии. Автор программ, методических рекомендаций, статей для логопедов, воспитателей, педагогов.

  • Стоимость занятий: Цена за 60 мин. занятий 2000 руб.
  • Предметы: Логопедия, Начальная школа
  • Город: Москва
  • Ближайшая станция метро: Филёвский Парк
  • Образование: Уральский государственный педагогический университет, специальность — логопедия и олигофренопедагогика, 1980 год окончания. Высшая квалификационная категория.
  • Занимаюсь с детьми и взрослыми с такими логопедическими заключениями, как фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, дисграфия (нарушение письма). Провожу занятия в игровой, увлекательной для детей форме.

  • Стоимость занятий: 1500 р.
  • Ближайшая станция метро: Перово
  • Образование: ТГПИ, факультет- дефектология, год окончания — 1992.
  • Дети дошкольного и школьного возраста, родители.

    Дефектолог — логопед — психолог в коррекционном дошкольном учреждении. Оказание консультативно-диагностической и коррекционной поддержки детям дошкольного и школьного возраста, имеющим трудности в обучении и развитии, при задержке психического развития; отставании в интеллектуальном развитии; синдроме Дауна; при нарушении эмоционально-волевой сферы, аутизме; при нарушении речи; зрения.

    Коррекционные занятия проходят в форме игры. Устанавливаются причины, вызывающие сложности в развитии ребенка.

    Для каждого ребенка составл.

  • Стоимость занятия: 2000 руб. / 60 мин
  • Предметы: Логопедия, Начальная школа, Подготовка к школе, Психология
  • Города: Москва, Зеленоград
  • Ближайшие станции метро: Пятницкое шоссе, Арбатская
  • Выезд на дом: возможен
  • Образование: Ленинградский пединститут им. Гецена, специальность — логопедия; тифлопедагогика. Славянский пединститут. специальность — дошкольная психология.
  • Дети от 4 лет, подростки, взрослые. Коррекция проблем дикции, а также общего речевого развития (ЗРР, ОНР). Проблемы чтения и письма в начальной школе (дислексия и дисграфия), «невнимательность». Афазия.

    Есть опыт работы со взрослыми, для которых русский язык неродной (коррекция грамматики, произношения, обогащение словаря).

    Дистанционные занятия провожу только со взрослыми и подростками, т.к. занятия через Skype требуют организованности от ученика.

    • Предметы: Логопедия, Русский язык, Подготовка к школе, Начальная школа
    • Ближайшие станции метро: Ясенево, Новоясеневская
    • Статус: Школьный преподаватель
    • Образование: ИПП, специальность «логопедия». Квалификация «учитель — логопед».
    • Логопедические занятия с детьми с 2,5 лет, вызывание речи, коррекция речевых нарушений, формирование связной речи. Развитие памяти, внимания, логических и когнитивных способностей.

      Подготовка к школе: работаю с детьми от 4 лет. Обучение чтению, письму, постановка руки, формирование математических навыков.

      Участник мастер — класса «Коррекция и диагностика речевых нарушений», коррекционный центр «Росток».

    • Стоимость занятия: 1200 руб. / 60 мин
    • Предметы: Логопедия, Подготовка к школе
    • Города: Москва, Климовск, Подольск
    • Ближайшие станции метро: Бульвар Дмитрия Донского, Царицыно
    • Выезд на дом: Юг. См. карту
    • Образование: МПГУ, институт детства, магистратура, Логопедическое сопровождение лиц с ОВЗ, 2017 г. МГУДТ, институт социальной инженерии, социальная антропология, 2014 г.
    • Коррекция звукопроизношения, устранение заикания и запинания, ринолалия, алалия, ринофония. Дети от 3 лет. Для младших школьников занятия по предупреждению дислексии и дисграфии. Для детей, страдающих дизартрией—логопедический массаж, комплекс дыхательной гимнастики, постановка звуков. Принимаются дети с ОНР, ЗРР, ЗПРР, РДА.

    • Стоимость занятия: 1500 руб. / 60 мин
    • Предметы: Логопедия, Психология, Начальная школа, Подготовка к школе
    • Ближайшие станции метро: Планерная, Волоколамская
    • Образование: МГПУ, дефектологический факультет, логопед — дефектолог.
    • Логопед — дефектолог, психолог. Развитие речи с раннего возраста. Коррекция письма (дисграфия), чтения (дислексия), ОНР, ЗРР, СНР, УО, ЗПР, дизартрия, дислалия, ФФН, аутизм, гиперактивность, Даун-синдром.

      Психолого — педагогическая подготовка к школе и саду.

      Начальная школа: занятия с учащимися 1 — 4 классов, помощь по всем предметам, помощь с выполнением домашнего задания. Русский язык, русский язык для иностранцев. Развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие и тд.)

      Аттестована на первую квалификационную категорию. Постоянно повышаю свою квалификацию, имею печ.

    • Стоимость занятий: Логопедия — 1200 р./45 мин., 1500 р./60 минут;

    Дефектология — 1200 р./45 мин., 1500 р./60 минут;

    Психология — 1200 р./45 мин. — 1500 р./60 минут;

    Подготовка к школе — 1200 р./45 мин.-1500 р./60 мин.

  • Предметы: Логопедия, Психология, Подготовка к школе, Начальная школа
  • Ближайшие станции метро: Царицыно, Пражская
  • Выезд на дом: нет
  • Образование: Московский городской педагогический университет, факультет — Специальной педагогики и специальной психологии (отличие); МСПК, факультет — Социальной педагогики и психологии.
  • Провожу занятия с детьми от 2 лет. Работаю с ЗРР, ФФН, алалия, дизартрия, СДВГ, ЗПР, ДЦП, аутизм, УО.

    Провожу зондовый логопедический массаж. Восстановление речи после инсульта, черепно — мозговых травм, нейроинфекции, опухолей мозга: афазия, дизартрия (массаж, артикуляционная гимнастка, дыхательные упражнения, речевой материал и т.д.).

    Подготовка к школе для детей 4 — 6 лет, обучение счету, письму, чтению.

    Начальная школа для учащихся 1 — 4 классов. Коррекция дисграфии, дислексии.

    Более 20 лет была сотрудником Центра патологии речи и нейрореабилитации.

  • Стоимость занятий: от 2000 р./45 мин.;
  • 2500 р./60 минут..

  • Предметы: Логопедия, Подготовка к школе, Начальная школа
  • Ближайшие станции метро: Крылатское, Строгино
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: МГГУ им. Шолохова, ф-т дефектологии, 1990 г. Сертификаты о прохождении профессиональной переподготовки по специальности «Нейродефектология».
  • Занятия с детьми от 3 лет. Вызывание речи, постановка звуков, развитие связной речи, увеличение объема словарного запаса, развитие грамматического строя речи, формирование звукового восприятия, обучение чтению и письму, коррекция нарушения чтения и письма и т. д.

    Опыт работы логопедом 3 года. Также работала с учениками младшей и средней школы в качестве репетитора по русскому языку (4 года).

  • Стоимость занятий: 1000 руб./60 мин.;
  • 800 руб./45 мин..

  • Предметы: Логопедия
  • Ближайшие станции метро: Водный стадион, Юго-Западная
  • Образование: Высшее (бакалавр): МПГУ, дефектологический факультет, логопедия.
  • Дети от 2 лет. ОНР, ФФНР, ФНР; дислалия, дизартрия, ЗПР, ДЦП, аутизм.

    Провожу логопедический массаж. Речевые нарушения: дизартрия, дислексия.

    Комплексная подготовка детей к школе для детей 4 — 6 лет.  

    Начальная школа для учащихся 1 — 4 классов. Коррекция звукопроизношения, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой и общей моторики, дисграфия (нарушение письма), дислексия (нарушение чтения), логика, психолог.

    Стаж работы 22 года, в том числе и за рубежом. Ответственная, пунктуальная. Индивидуальный подход к каждому ребенку.  

    «Солнечные дети

    с синдромом Дауна».

    « Главное – верить в ребенка и принимать

    его таким, какой он есть.

    Ну и всеми силами помогать ему

    развиваться. » (Лариса Зимина.)

    «Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то,

    что не хотел бы,чтобы делали твоему.»(Януш Корчак)

    Во всем мире людей с синдромом Дауна называют « солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого -либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И, как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что- то новое.

    Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания- как со стороны семьи, так и всего общества.

    Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

    Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.

    Зафиксированы изменения в психическом состоянии детей:

    ·улучшение концентрации внимания;

    ·снижение тревожности в общении;

    ·увеличение активности;

    ·улучшение социально-бытовой ориентации.

    Посмотрите, например, на эту фотографию - какая гибкость, какие эмоции! Сразу видно, что у детей потрясающие спортивные способности.

    Своевременное и адекватное использование групповых игр и упражнений, в качестве метода рекреации, адаптации и коррекции эмоциональных нарушений, у детей с синдромом Дауна предотвращает невротическое развитие их личности и представляет собой эффективное средство социальной адаптации.

    Детям с болезнью Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличение. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности .


    Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Детям с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).

    Классный час «Где живут витамины?»

    Проводит учитель 5-в класса: Бузылёва Е.В.


    При обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества. Находясь среди своих сверстников, с похожими проблемами, дети перестают испытывать чувство неполноценности, охотнее общаются. Лишаясь гиперопеки родителей, дети учатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решение посильных проблем.

    Клубный час «Защитники Отечества»

    Проводит воспитатель 5-в класса Остроух Н.Л.


    Эффективность педагогической технологии, направленной на социально-психологическую адаптацию и формирование социально-бытовых навыков у детей с синдромом Дауна, окажется существенно выше, если будет включать в себя процесс реализации индивидуальных программ с использованием методики, направленной на развитие и коррекцию когнитивных и эмоциональных недостатков у воспитанников.

    Несмотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.

    Большинство специалистов убеждено, что даунят можно научить практически всему, главное - заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна - не только лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь - общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях.

    Обделенный здоровьем и некоторыми способностями, ребенок с синдромом Дауна получил от природы очень ценный подарок – прекрасные душевные качества. Дети – Дауны очень ласковы, добры и нежны. Они тонко чувствуют чужую боль и страдания, не умеют лгать и лицемерить, натягивать маску равнодушия. У них огромное количество друзей и друзей настоящих, которые никогда не предадут. Даунята, как индикатор, безошибочно определяют сущность человека, срывая с него фальшивую маску.

    Праздник « Золотая осень» .


    Работая с такими светлыми детьми, разве можно не измениться самому, стать добрее, сильнее, мудрее???

    Даунята учат людей любить друг друга такими, как мы есть, без всяких прикрас и уловок. Они учат нас ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам, любить жизнь во всем её многообразии, любить ближнего своего и просто любить!

    Давайте и мы с вами, уважаемые коллеги, научимся любить ближнего своего и просто быть ЛЮДЬМИ!

    Конспект развивающего занятия

    по индивидуальной коррекционной работе

    с детьми VIII вида

    Конспект развивающего занятия.

    Цели:

    1) формировать и развивать произвольное внимание, наглядно-образное мышление; 2) развивать свойства внимания: объем, устойчивость, концентрацию, переключение; 3) формировать и развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; 4) обогащать зрительные образы и представления; 5) формировать умения выделять главные признаки предмета.

    Оборудование: иллюстрации к заданиям, медаль.

    Ход занятия:

    Андрей, здравствуй! Посмотри за окно. Какое сейчас время года?

    Сегодня мы поиграем в игру: «понаблюдай за весной»

    Весной распускаются…….

    Правильно. Сейчас нам надо собрать картинку, чтобы цветы успели распуститься.

    И
    гра: «Подбери подходящие части вместо пропущенных»

    Посмотри на верхний знак вопроса. Подбери кусочек, который должен сюда подойти. Проверь. Подставь его на нужное место. Подходит? (если нет, ищет другой кусочек). То же самое с другим знаком вопроса.

    А еще весной много…..

    (насекомых)

    Игра "Маленький жук"

    "Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!


    Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук". И т.д.

    А еще весной очень ярко светит…..

    Игра: « Нарисуй пропущенный рисунок»

    Посмотри, что не хватает на рисунке? Если затрудняется ответить: посмотри на первый домик, что видишь на нем, возле него.

    (окно, дверь, солнце)

    Что на втором домике и возле него?

    (окно, дверь, солнце)

    А возле третьего?

    (окно, дверь, крыша)

    Чего возле него не хватает?

    Нарисуй его.

    Также весной на улице можно увидеть много ……

    Игра: « Найди цифру «один»»

    Помоги собачке найти все цифры один. Увидишь цифру один - зачеркивай.

    Игра: ««Кто спрятался за кустом?»»

    Рассмотри внимательно всех животных. Назови что есть у каждого. (какие ушки, лапки, нос, глаза и т.д.) А теперь определи, кто спрятался за кустом?

    А за забором?

    Какой вид транспорта спрятался за забором? Чем они отличаются? Что есть у коляски? У самоката? У велосипеда?

    Разрезные картинки.

    Я тебе принесла картинку, на ней вид транспорта. Но она порвалась. Помоги мне ее восстановить.

    Получилась картинка? Что на ней изображено? Если возникают затруднения: возьми одну часть. Что это? Как ты думаешь эта часть находится внизу или вверху транспорта? А эта часть? Что это? Где она находится? Посмотри, можно ли соединить эти две части? Возьми другую. Что на ней? Куда мы ее присоединим? Чего не хватает? Подставь. Что же за картинка получилась?

    Молодец! За сегодняшнюю работу я хочу подарить тебе медаль! На ней написано: «Молодец!» Спасибо за помощь!

    Этапы занятия, цель зтапа

    Задание детям

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Результат

    Этап приветствия:

    Установление положительного взаимодействия

    «Круг» - традиционное приветствие; (сидя на ковре)

    «Иду, иду и дружка себе найду»

    «Кто пришел?»

    «Что будем делать?»

    Проговаривает слова приветствия: «Встанем рядышком мы в круг. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ скажем всем: «Привет!»

    «Иду, иду и дружка себе найду. Зоя, будешь играть со мной?» и т. д.

    Выкладывает фото и имена детей и предлагает найти свое

    Приклеивает на доску «расписание» занятия

    Дети кивают головой, улыбаются и выполняют жест «привет».

    Вокализация, произнесение детьми лепетных слов;

    Находят свою фотографию, имя и приклеивают на доску

    Концентрация внимания; налаживание межличностной коммуникации между взрослым и детьми

    Артикуляционно – двигательная минутка:

    Развитие артикуляторной и мелкой моторики

    Фонетическая ритмика: произнесение гласных и согласных с движением рук (с функциональной нагрузкой)

    (звуки: А, О, У, И, П, Т)

    Пальчиковая гимнастика (за столом) на ковриках с элементами Су Джок - терапии «Яблочко с кулачок»

    Показывает детям движения, характерные для каждого звука и произносит звуки: О -руки поднять через стороны вверх и соединить над головой. А – руки перед грудью. Произнося звук, широко разводить их в стороны. ПА – резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз. И т. д.

    Показ движений и проговаривание слов

    Дети, стоя в кругу, повторяют звуки, слоги и движения за педагогом

    Сидя за столом, повторяют движения рук.

    Движения рук помогают удерживать нужную артикуляцию, помогают детям запомнить буквы для глобального чтения.

    Кинестетическая стимуляция

    Этап формирующий: Познакомить детей с фруктами, предметными картинками, пиктограммами, внеречевыми средствами общения

    Рассматривание натуральных фруктов (яблоко, банан), соотнесение с предметной картинкой, с пиктограммой, с жестом (система «Макатон»)

    Игра «Чудесный мешочек»

    Слова и жесты: яблоко, банан, сок, твердый, круглый, большой, дай, на

    Педагог описывает каждый фрукт: «Это яблоко (жест). Оно круглое (жест). Яблоко сладкое (жест), твердое (жест). Из него делают сок (жест). Предлагает найти предметную картинку, пиктограмму. Педагог предлагает ребенку ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. После этого предметные картинки заменяются на пиктограммы.

    Дети повторяют жесты, вокализируют, произносят лепетные слова. Находят по инструкции предметные картинки, пиктограммы. Соотносят фрукт с картинкой и пиктограммой.

    Развитие понятийной речи, выполнение словесных инструкций, жестов,

    Развитие стереогноза

    Этап «Мы общаемся»:

    Формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, предметных картинок, простых и лепедных слов

    Используя жесты, картинки, пиктограммы, дети просят тот или иной фрукт у педагога

    Педагог предлагает детям «купить» фрукты, попросив их. Дает образец фразы - скажи: «Дай банан», «Дай два яблока», т. д.

    Произносят лепетные слова и показывают жест:

    «Да ба» («Дай банан»);

    «На, аба» («На, яблоко»)

    Познавательная активность, произнесение слов, вокализация

    Этап имитационный: Умение выполнять действия по подражанию действиям взрослого

    Упражнение из серии физкультминуток

    Педагог предлагает поиграть:

    «У бабушки в деревне растет фруктовый сад. Там на деревьях груши и яблоки висят. Их могу я с дерева прямо собирать. Как хорошо у бабушки мне летом отдыхать»

    Выполняют действия по подражанию действиям взрослого

    Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

    Этап «Чтения и письма»: Формировать умение понимать, что сказал взрослый с помощью предметов, картинок, пиктограмм

    Каждому ребенку дается набор символов и предметных картинок, с помощью которых дети составляют предложение

    Педагог медленно проговаривает слова предложения:

    «Я мою яблоко»

    «Я люблю банан»

    «Мама ест яблоко и банан»

    Дети выкладывают с помощь символов предложения (на каждое слово – символ)

    Формируется внутренняя речь

    Этап прощания:

    Обращает внимание на «расписание» занятия: что мы сегодня делали?

    «Круг» - традиционное окончание занятия

    Проговаривает название фруктов, повторение жестов, задает вопросы по структуре занятия, требуя от детей вокализации,

    Проговаривает слова прощания: «Встанем рядышком мы в круг, до свидания, милый друг. Мы обнимемся слегка, скажем всем: «Пока, пока!»

    Произносят лепетные слова – названия фруктов;

    «да – нет» (жестами и вокализацией)

    Выполняют движения за взрослым, жесты, произносят слоги: «ка» («пока»)

    Эмоциональное отношение к изученному

    Четкое обозначение окончания занятия

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

    В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА (речь отсутствует)

    Учитель – дефектолог Хлопушина С.В.

    Тема: «ФРУКТЫ»

    Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

    Задачи:

    Образовательные: Содействовать умению детей соотносить предмет с картинкой и символом; овладению новыми

    Внеречевыми средствами общения (жест: система «Макатон», символ).

    Коррекционные: Способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.

    Воспитательные: Создать условия для овладения средствами общения (помощь друг другу); для развития

    Эмоциональной сферы (ситуация успеха).

    Предпосылки УУД:

    Коммуникативные: формирование умения слушать и произносить лепетные слова.

    Регулятивные: формирование умения выполнять действия по подражанию.

    Познавательные: формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах предметов.

    Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации.

    Оборудование: «Волшебный сундучок», наборное полотно, фрукты (яблоко и банан), предметные картинки с изображением фруктов, пиктограммы, набор символов, фотографии детей и карточки с их именами,

    Форма организации: подгрупповая


    Номинация: развивающие занятия для детей с синдромом дауна.

    Должность: педагог-психолог

    Цель занятия – создание условий для формирования умений идентифицировать предметы по форме, а также умения соотносить предметы по форме, через формирование представлений о геометрических фигурах.

    Возраст – 7-8 лет.

    Форма проведения : индивидуальная.

    Длительность занятия : 30-40 минут.

    Методы и техники : наблюдение, беседа, техники массажа рук для развития мелкой моторики, авторская игра «Спасение зверят».

    Необходимое оборудование и организация пространства : рабочее место для занятий: кабинет (заранее проветрен), хорошее освещение, рабочий стол/парта/журнальный стол, два стула при необходимости (для психолога и ребенка). Массажный шарик с пружиной. Белый картон А4 или лист бумаги А4. Вырезанный набор геометрических фигур из цветного картона: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб (по 3 штуки на каждую фигуру). Фигуры животных (у нас на занятиях были маленькие пластмассовые игрушки, и игрушки из киндера) и фигура «злодея». Изображения 2 эмоциональных состояний (веселое и грустное), клей.

    Ход работы

    1 этап. Приветствие, установление контакта, формирование доверительных отношений.

    Игра «Поймай шарик!»

    2 этап. Массаж рук массажным шариком, далее пружинкой. Данное упражнение имеет две цели, где главная цель – установление контакта с психологом. На начало занятия, как правило, у ребенка нет мотивации на работу, внимание рассредоточено и ребенок отвлекается на любую мелочь, вступая с любой вещью в предметную игру (сюжетно-ролевая игра для ребенка с синдромом Дауна в младшем школьном возрасте недоступна). Поэтому, психологу необходимо закрепить внимание ребенка на себе, используя при этом, физический контакт, вербально и эмоционально подкрепляя общение с ребенком. В ходе выполнения задания, ребенку предлагаются различные вопросы: «какая погода на улице?», «какое настроение», подведение ребенка к цели занятия, начало инструкции к занятию («А сегодня к нам в гости пришли зверята из зоопарка!»).

    3 этап. По теме занятия «Геометрические фигуры» с введением авторской игры «Спасение зверят» ребенку предлагается предыстория.

    «К нам в гости сегодня направлялись веселые зверята, они очень хотели с тобой встретиться и дружно поиграть. Ты хочешь с ними поиграть? (получаем обратную связь от ребенка) Но вот напасть! Случилась беда! По пути им встретился слой злодей-разбойник! (Показываем ребенку фигуру «злодея») Он всех маленьких зверят поймал и заточил в железную клетку! (Также демонстрируем ребенку зверят-игрушки, которые заранее мы сложили в коробочку/контейнер-сетку/корзинку) Им там сейчас так грустно и плохо! Давай их будем спасать! (После того, как дождались положительного ответа ребенка продолжаем) этот злодей-разбойник оказался большим хитрецом! Он ни за что не хочет выпускать зверят просто так! И Его не перехитрить! Он придумал задание для тебя, пройдешь задание – отпустит зверят! Ну что, ты готов выполнить задания злодея-разбойника? (также дожидаемся обратной связи от ребенка)».

    4 этап. Работа по теме. Формирование умений соотносить геометрические фигуры с эталоном, а также введение понятий величины предметов (большой-маленький) и понятий сравнительной величины (больше-меньше).

    Ребенку предлагается лист А4 (принцип изображения «игры-карты» на фото в приложении), где заранее прорисованы контуры геометрических фигур, а также нарисованы изображения животных (тех животных, игрушки которых вы имеете и заранее подготовили для занятия).

    Далее предлагается новая инструкция: «Вот злодей дал нам карту, пройдем тропинки, найдем все эти фигурки и спасем наших животных! Давай? (Получаем обратную связь) Злодей-разбойник перепутал все фигурки (демонстрируем ребенку вырезанные геометрические фигуры), а мы их сейчас распутаем по порядку, по очереди, приклеим на нашу карту и спасем каждого животного! Смотри, здесь кто у нас нарисован? Правильно, Мишка! А какие рядом с ним фигурки? Это у нас кружочки! (проговариваем вместе с ребенком слово «Круг») Давай найдем кружочки и приклеим на нужные места! (ребенок находит, приклеивает) Ура, ты нашел и приклеил все кружочки! Какой ты молодец! Теперь наш Мишка спасен!» (Злодей-разбойник отпускает Мишку из клетки и мы представляем возможность ребенку посмотреть и потрогать игрушку, но при этом напоминая ребенку, что есть еще животные, которые ждут его помощи).

    Продолжаем инструкцию в той же последовательности, «спасая» каждого животного.

    Ребенок, как правило, успешно справляется с поиском геометрических фигур, соотнося их с эталоном, однако затрудняется работать последовательно, поэтому здесь проявляем направляющую и обучающую помощь, ориентируя работать последовательно, при этом обращая внимание ребенка на то, что есть большие фигуры, а есть маленькие, есть больше, а есть меньше.

    Как только все зверята спасены, даем возможность ребенку поиграть в игрушки, инициируя ролевую игру, по возможности уделяя этому 5-10 минут от занятия. Далее, ребенка необходимо аккуратно подвести к завершению игры и занятия в целом: «А сейчас, давай поможем нашим зверятам отправиться обратно домой, ведь они соскучились по своим мамам и папам, нужно их безопасно проводить, чтобы злой разбойник их опять не поймал».

    5 этап. Завершение занятия. Демонстрация изображений настроения человека. Проигрывание настроения перед зеркалом. Рефлексия: «какое у тебя настроение? Покажи на картинке! Тебе понравилось занятие? Покажи на картинке!». Можно также использовать на этапе завершения невербальную игру «Подари подарок/Воображаемый подарок», при этом не требуя от ребенка самому придумать подарок, а попросить повторить за собой.

    Приложение «Игра-карта»

    Номинация: коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом дауна.

    Должность: педагог-психолог
    Место работы: МБОУ ОШИ №1
    Месторасположение: г. Пенза