Система работы гувернера. Деятельность гувернера в современной семье. Документы Министерства Народного Просвещения

Гувернёр (от франц. gouvernante, gouverneur, от gouverner — руководить, управлять) - наёмный домашний воспитатель для детей. Профессия подходит тем, кого интересует психология и иностранные языки (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Обычно гувернёры работают с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. На первый взгляд, работать с одним ребёнком роще, чем с группой в детском саду. Однако гувернёр отвечает за педагогический процесс полностью и взаимодействует не только с ребёнком, но и с его родителями. По существу он становится наставником воспитанника и помощником родителей в вопросах педагогики. Это означает, что общий язык приходится искать как с ребёнком, но и со всей семьёй.

В художественной и исторической литературе, описывающей Россию до 1917 года, можно встретить упоминание о гувернёрах и гувернантках. В советское время педагогика ориентировалась на общественное воспитание (в детских садах и школах), и среди педагогов возобладали женщины. Сейчас домашние воспитатели снова пользуются спросом. И снова среди них всё чаще можно встретить мужчин. Это оправданно, особенно если речь идёт о воспитании мальчика.

Зарплата на 10.12.2019

Россия 25000—100000 ₽

Москва 40000—130000 ₽

Важные качества

Невозможно работать гувернёром без любви к детям, без умения устанавливать с ними контакт, готовности исследовать окружающий мир вместе с воспитанниками. Также гувернёру необходимы лидерские качества, без которых трудно пользоваться авторитетом у детей и родителей.

Знания и навыки

Гувернеру необходимо педагогическое образование, эрудированность, хорошая спортивная подготовка, чтобы разделять с воспитанниками не только интеллектуальные, но и подвижные игры. Часто от гувернёра требуется знание иностранного языка и знание методик его преподавания. Гувернёр - образец поведения для воспитанника. Правильная речь, достоверные представления о мире, первые научные познания, привычка к спорту, правильные социальные навыки - всё это даёт ребёнку его домашний воспитатель.

Где учиться на Гувернёра

Высшее педагогическое образование можно получить в одном из педагогических вузов. Также существуют специальные курсы и школы гувернёров.

Приглашаем педагогов пройти обучение в Высшей школе технологии и управления (ВШТУ). Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволит совмещать учебу с работой. Образовательная деятельность ВШТУ лицензирована и соответствует профстандартам. Сейчас у вас есть возможность получить скидку 50% по промокоду uchitel50. Стоимость с учетом скидки на составит 4 975 рублей, а на – всего 1 000 рублей. Успейте пройти профессиональное обучение по самой низкой цене!

Профессия - гувернер (к истории вопроса)

За последние два десятилетия в нашей стране произошли серьёзные изменения, повлекшие за собой и перемены в области образования. С принятием закона РФ «Об образовании» в 1992 году определено право выбора формы образования, в частности, возможность получения образования в семье. В свою очередь, расширился слой людей, которые имеют финансовую возможность оплачивать различного рода образовательные услуги. Стремление обеспечить индивидуальный подход к развитию своих детей побуждает родителей нанимать частных учителей, одновременно перекладывая на них и заботы о домашнем воспитании ребёнка. При этом родители рассчитывают, что принятый в семью педагог, будет нести ответственность за жизнь и здоровье своего воспитанника, станет ему другом и наставником, сделает его детство интересным и содержательным. Таким образом, профессия «гувернер» вновь стала востребованной.

Однако вопрос профессиональной подготовки специалистов в области домашнего индивидуального воспитания детей является малоизученным. Традиции такого воспитания остались в прошлом. В этом отношении обращение к истории гувернерства кажется весьма интересным.

Во многих европейских государствах домашнее воспитание и обучение осуществляли разнообразные няни и кормилицы, гувернантки и гувернеры, домашние наставники и учителя, выполняющие разнообразные функции в соответствии с существующими национальными традициями. Исследователи Э. Онищенко и Л. Романюк, проанализировав традиции домашнего воспитания в странах Западной Европы, проводят некоторые разграничения в «должностных» обязанностях этих людей. Так, например, в Германии няни (чаще молодые девушки или даже девочки 14-16 лет) приглашались в состоятельные семьи для того, чтобы присматривать за маленькими детьми (от рождения до 3-х лет), выводить их на прогулку, кормить, купать. К более старшим детям нанимались бонны, детские садовницы или гувернантки. Бонна должна была иметь педагогическую подготовку, в её обязанности входило постоянное общение с ребёнком, а также «присмотр» за ним. Гувернантка занималась с детьми различными «науками» (иностранным языком, пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах, нормами этикета). Она же проверяла правильность выполнения домашних заданий. Деятельность всех домашних педагогов строго контролировались со стороны родителей, при этом их положение в семье оставалось привилегированным по сравнению с прислугой.

Своеобразные традиции организации домашнего обучения и воспитания сложились в Великобритании. В этой стране система образования на дому была широко распространена. С первых дней своего существования ребенок попадал в руки так называемой «мокрой» няни. Затем ребенка (от 3-х до 5-ти лет) передавали «сухой» няне и кормилице, после чего уже нанимали гувернеров и домашних учителей. Но положение английских наставников немногим отличалось от положения прислуги, хотя уровень их педагогической подготовки был достаточно высок, а выполняемые ими обязанности – весьма непростыми.

Во Франции традиции найма домашних педагогов практически не было. В состоятельных семьях жили няни и кормилицы, присматривающие за детьми до их поступления в учебные заведения.

В России же гувернерство существовало еще до создания государственной системы образования. Анализируя его историю, Т. Одарченко выделяет следующие этапы становления домашнего воспитания и гувернерства: VII – IX вв. - семейное воспитание (основа культурных традиций); X – XII вв. – «кормильство» или наставничество, где наставники несли ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание чужих детей; XIII - XV вв. - монастырское образование, которое автор рассматривает как форму общественного образования, вместе с тем, реализующую индивидуальные цели социализации человека (этот этап представлен «мастерами грамоты», обучающими детей славянорусской грамоте, основам христианской веры и некоторым элементам светских наук); XVII в. - появление иностранных учителей в отдельных семьях (что связано с потребностью государства в грамотных и просвещенных людях); XVIII в. - появление собственно гувернерства как формы домашнего образования.

До середины XVIII в. отечественными гувернерами являлись старообрядцы, отставные унтер-офицеры, а позже - семинаристы, студенты и даже университетские профессора. Иностранные гувернеры (как правило, немцы и французы) также были различны в своём социальном статусе.

XIX - начало XX в. - этап, отмеченный колоссальным ростом отечественного института гувернерства. Он также характеризуется особой требовательностью к домашним воспитателям: гувернёры проходили обязательную аттестацию, ими могли стать люди, проживающие в России не менее 5-ти лет, имеющие образование (гувернёрами, как правило, становились учащиеся или выпускники высших и средних учебных заведений). Для иностранных гувернеров (французов, немцев, англичан, шведов) устанавливались предварительные «испытания» на звание «домашнего наставника». Солодянкина О. Ю. указывает, что 25 марта 1834 г. было подписано Высочайшее повеление «О воспрещении принимать иностранцев обоего пола без надлежащих свидетельств в домы дворян, чиновников и купцев, в учительския, наставническия и гувернерские звания». 1 июля 1834 году вышло «Положение о домашних наставниках и учителях», вводившее новые обозначения для воспитателей: домашний наставник, домашний учитель (учительница), надзиратель (надзирательница), которые отныне должны были быть непременно христианами и российскими подданными.

Что же собой представляет профессия «гувернер»? Само слово «гувернер» («гувернантка») образовалось от французского «gouvernanter» - «управлять», «руководить». Это слово появляется в русском языке в первой половине XVIII века (впервые термин был употреблен в конце XVII века князем В. В. Голициным в обращении к боярам о необходимости учить своих детей). Официальный статус гувернёрство приобрело в 1834 г., будучи зафиксированным в уже названном «Положении о домашних наставниках, учителях и учительницах».

Толковый словарь русского языка Д. И. Ушакова так объясняет значение слова «гувернер»: «воспитатель, обычно иностранец, нанимаемый в буржуазных семьях для воспитания и начального образования детей». «Объёмное» представление об этой профессии складывалось постепенно. Так, Елене Бакониной (методисту Центра детского творчества г. Москва) удалось установить, что в 1892 году в Санкт-Петербурге выходил журнал «Гувернантка». Также и в других журналах появлялись статьи по вопросам подготовки гувернанток и гувернеров. Например, в 1890 году «Вестник воспитателя» поместил статью «Каких боннъ мы получаем из Парижа?», в которой давались советы о том, на что следует обращать внимание при приеме на работу домашних воспитателей.

Множество примеров, описывающих деятельность гувернёров, их положение и роль в воспитании ребёнка можно встретить в художественной литературе. Это, например, произведения А. С. Пушкина («Дубровский»), Л. Н. Толстого («Детство»), А. П. Чехова («На чужбине»), А. Н. Толстого («Детство Никиты»), С. Т. Аксакова («Детские годы Багрова - внука»).

Среди гувернеров дореволюционной России было немало прекрасно подготовленных педагогов, отличающихся высокой нравственностью, большой эрудицией. Таким был домашний педагог А.С. Пушкина граф Монфор - живописец и музыкант. Часто в исторической литературе упоминается имя Карла Ивановича Мая - гувернера Андрея Дашкова (младшего сына министра юстиции России Д. В. Дашкова, литератора и любителя старины). Впоследствии К. И. Май стал основателем Петербургской частной школы, которая была известна не только в России, но и в Европе.

А вот как описываются домашние воспитатели в упомянутом выше журнале «Гувернантка»: «Самый обыкновенный тип гувернантки - расфранченная француженка с напудренным лицом и накрашенными бровями. Разговор ее очень беден, он не выходит из круга бульварных интересов. Немки, и кроткие и злые, но большей частью недалекие, рассказывают детям неизменную историю их неудавшейся свадьбы или грозят мучениями на том свете за то, что дети не слушаются взрослых. Часто видишь неуклюжую рослую девушку с огромными мозолистыми руками: это бывшие французские крестьянки или горничные; добрая и честная девушка, но не получившая воспитания, она не говорит даже на родном языке. Или перед вами пожилая протестантка, ханжа, родом из суровой семьи кальвинистов. Она с утра до вечера толкует детям о повиновении Богу, о грехах, прощении, о подчинении жены мужу, о суетности мира. Есть еще много бойких иностранок, высоко держащих знамя веселого поведения».

Тем не менее, необходимо отметить, что на этапе возникновения гувернёрства в России это была сугубо мужская профессия. Как правило, гувернёры были хорошо образованы, нередко отличались знатным происхождением. Зачастую гувернеров «выписывали» из-за границы. Иметь в доме воспитателя-иностранца считалось престижным. В основные обязанности гувернеров входило обучение детей иностранным языкам (преимущественно французскому, бывшему тогда языком высшего света), музыке, пению, танцам. Необходимым элементом домашнего образования был светский этикет, который рассматривался как усвоение правил хорошего тона и овладение морально-нравственными нормами, регулирующими личностные отношения в семье и обществе. Гувернер также следил за здоровьем детей, организовывал проведение досуга, регулировал круг чтения. Когда воспитанник становился студентом (поступал в какое-либо учебное заведение), он посещал вместе с ним лекции, а потом прорабатывал материал занятий дома. Так, известно, что в сопровождении гувернера ходил в Московский университет А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, поступив в университетский благородный пансион в Москве, тем не менее, продолжал заниматься со своим гувернером - англичанином Винсоном, так было и с юными Голицыными. Гувернеры могли несколько лет проживать в семье своего подопечного. Им предоставлялась комната, питание и оплата.

Более высоким, чем гувернер считалось звание наставника (оно приравнивалось к должности старшего преподавателя гимназии). Стать наставником гувернер мог, пройдя дополнительные испытания. Обязанности домашних наставников определялись Уставами (соответствующий документ появился в России ещё в 1804 году, а затем - в 1828). Здесь же оговаривались и необходимые для воспитателей личностные качества - гуманность, благонадежность, воспитанность. Показательно, что для наставника было необходимым иметь «Удостоверение о нравственных качествах», которое выдавалось тем учебным заведением, где наставник (в данном случае, и гувернер) получил образование. Среди профессиональных качеств значились: «умение раскрыть основы различных наук», «придавать национальный характер воспитанию», «образовывать соответственно духу времени», «не только учить, но и воспитывать».

Последняя черта признаётся многими исследователями в качестве главной особенности организации педагогического процесса, осуществляемого в дворянских семьях. Среди характерных черт такой организации также называют: индивидуальную форму обучения, полный контроль педагога-воспитателя над воспитанником, непрерывность (на протяжении дня, календарного года, ряда лет), насыщенность учебного дня уроками и разнообразными занятиями, упорядоченность и неуклонное соблюдение режима (ранний подъем, строгое расписание учебных занятий, прогулок, форм проведения досуга), единство требования к воспитанникам (детям из одной семьи), высокий уровень и жесткость требований, применение наказаний.

Примером такого воспитания может служить детство П. И. Чайковского, описываемое в книге В. П. Россихиной: «Молодой гувернантке Фанни Дюрбах было нелегко приучать детей к порядку. Учился Петя не хуже и не лучше старшего брата Николая. Легче других переносил строгий домашний режим, введенный француженкой Фанни Дюрбах. По ее приказанию, и летом и зимой в любую погоду дети вставали в шесть часов утра. После гимнастики и завтрака у них начинались домашние уроки. День был строго рассчитан по часам. Для прогулок, для игр и развлечений отводилось всегда одно и то же время».

Строгость в отношениях с ребёнком, стремление к соблюдению порядка, настойчивость и требовательность в занятиях – всё это должно было приучить детей трудиться, дабы «не покрыли паутиной лени свои от природы светлые головушки» подобно главному герою «Недоросля» Фонвизина. И даже физическое развитие ребёнка рассматривалось как способ «приучить терпеливо переносит трудности».

Подобные высказывания заставляют задуматься: чего ждут от гувернёра современные родители? Полный ответ на него можно получить, предприняв развёрнутое социологическое исследование. Но даже беглый анализ родительских запросов (а такие обращения поступают в кадровые агентства, публикуются в Интернете) показывает, что у людей, решивших пригласить в семью педагога, на первом месте стоят образовательные потребности. Чаще всего родители желают, чтобы ребенка обучали иностранному языку, живописи, игре на фортепьяно, пению и т.д. Хорошие манеры, правильная речь, повышение уровня общей культуры ребенка – также включаются в список желаемых результатов. При приёме на работу приветствуется специальная психолого-педагогическая подготовка, позволяющая гувернёру решать воспитательные, коммуникативные задачи.

Исходя из этих требований, напрашивается вывод: гувернёрство – особая профессия, которой нужно учить. В сложившейся системе педагогического образования такой подготовке не уделяется должного внимания. Некоторые средние специальные учебные учреждения (педагогические училища, колледжи, гимназии, учебно-педагогические комплексы и др.), учитывая новый социальный заказ, вводят соответствующие программы. В Москве подготовка воспитателя-гувернера осуществляется в рамках проекта «Столичное образование». В педагогическом университете Санкт-Петербурга соответствующее направление открыто на факультете дополнительного образования. Здесь студенты осваивают ряд психолого-педагогических дисциплин, а также специальные дисциплины: детская релаксация, этикет, духовное воспитание, права ребенка, семейная экономика. Кроме того, в учебном плане присутствует и блок художественно-эстетических предметов: декоративно-прикладное искусство, музыкальный фольклор, история Санкт-Петербурга, история изобразительного искусства.


Психолого-педагогическая подготовка гувернера

Курс подготовки проводится в течение 5 дней в группах с разной формой обучения:

  • Дневная форма - 6500 рублей
  • Вечерняя форма - 5500 рублей
  • Группа выходного дня - 5500 рублей

Предоплата за обучение производится при получении

направления на обучение от агентства «АЛЬПЕРСОН».

Преимущества обучения при направлении от нашего агентства:

анкетирование +

внесение в активную базу +

размещение на сайте агентства = БЕСПЛАТНО.

Получить направление в офисе с 10.00 до 18.00 кроме выходных

На курсе вас ждут: высокий уровень квалификации преподавателей;
индивидуальный подход;
умеренные цены при гарантии высокого качества;

Программа адресована лицам с психологическим, педагогическим и медицинским образованием (психологам, воспитателям, педагогам, социальным работникам, медицинским сестрам и т. п.), а также студентам старших курсов профильных вузов, ориентированным на работу в семье в роли гувернеров.

Курсы помогут не только начинающим, но и многоопытным специалистам, ознакомиться и освоить признанные во всём мире, соответствующие российской культуре и традициям подходы в сфере воспитания и образования.

Цель курса:
1. Ознакомление с особенностями профессий «гувернёр». Востребованность профессии. Различия «няня» и «гувернёр»
2. Расширение профессиональной компетенции гувернеров в области взаимодействия с родителями и воспитанниками в процессе индивидуального обучения и воспитания детей.
3. Предоставление дополнительного образования для дальнейшего успешного применения его в условиях индивидуальной работы с детьми в семье.

Задачи курса:
1. Дать теоретические знания и практические навыки, необходимые при работе с детьми.
2. Сформировать систему профессиональных действий в процессе индивидуальной работы гувернера в семье.
3. Способствовать саморазвитию профессиональных качеств у персонала, работающего в семье.

Курс включает:
-теоретическую часть: основные знания об особенностях развития детей разного возраста, основы ухода за детьми, воспитания, ознакомление с требованиями, предъявляемыми работодателями к персоналу;
-практическую часть: знакомство с современными методиками, развивающими играми, правилами поведения в семье.

Программа курса:
1. Особенности профессий «гувернёр». Требования к обслуживающему персоналу: внешний вид, состояние здоровья, взаимодействие с работодателем, соблюдение этикета, конфиденциальность. Навыки и умения, необходимые для данной профессиональной категории. Принципы соблюдения договорных обязательств.
2. Уход за грудничками: гигиена, режим, питание, прогулки, развивающие игры. Требования, предъявляемые к персоналу, работающему с грудными детьми. Кризис первого года жизни ребенка.
3. Система развития основных навыков и умений у детей от 1 года до 3 лет. Развитие высших психических функций у детей от 1 года до 3 лет. Особенности кризиса 3 летнего ребенка.
4. Развитие детей от 3 до 7 лет. Особенности кризиса у ребенка 7 лет.
5. Приучение ребенка к самостоятельности, самообслуживанию, к трудовой деятельности в рамках задач, поставленных работодателем. Развитие способностей и талантов ребенка. Формирование характера, дисциплины, волевых качеств, навыков общения со сверстниками и взрослыми.
6. История развития частного образования и воспитания в России.
7. Понятие о гендерных (половых) различиях.

Обзор (изучение) основных развивающих методик :
— Методики физического развития.
— «Творческие» методики: обучение речи, письму, счету, энциклопедическим знаниям.
— «Творческие методики»: развитие творческих способностей.
— Методики начальной школы, параллельные государственным методикам.

Практические занятия по изучению основных ВПФ : восприятия, внимания, памяти, мышления и применению развивающих игр.

Особенности работы в VIP – семье.

Аспекты трудоустройства: необходимые документы, заполнение анкеты, собеседование .

Самопрезентация в процессе телефонного общения, при личном собеседовании, при трудоустройстве в агентстве .
Теоретические занятия сопровождаются практическими занятиями.


Лекция 3

Гувернерство как разновидность педагогической деятельности учителя

1. Цели и задачи деятельности гувернера.

2. Обязанности гувернера в семье.

3. Особенности процесса налаживания отношений гувернера с воспитанниками и членами семьи.

4. Методика образовательной деятельности гувернёра с детьми дошкольного возраста

5. Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях домашнего обучения

Цели и задачи деятельности гувернера

Немаловажным фактором, который вызвал к жизни идею домашнего воспитания силами педагога-профессионала, явилось негативное отношение части населения, особенно состоятельной, к единообразной системе общественного воспитания, медленно перестраивающейся на личностно-ориентированную модель. Многие семьи отказываются от общественных образовательных учреждений из-за достаточно высокого уровня заболеваемости детей в них. Другие родители хотели бы давать детям более качественное образование того или иного содержания. Наконец, сегодня достаточно много детей, нуждающихся в особых условиях обучения и индивидуального развития: плохо адаптирующихся, с трудом преодолевающих жесткую регламентацию их поведения, деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения. Особая атмосфера развития и специального обучения требуется для детей с хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями, а также одаренных детей. Таким образом, многие современные семьи отказываются от традиционного общественного воспитания и ищут альтернативную образовательно-воспитательную систему для своих детей.

Все указанные выше причины неприятия общественной системы воспитания и обучения привели к появлению спроса на гувернанток, домашних воспитателей. Назначение современного института гувернерства заключается в том, чтобы удовлетворить образовательные и воспитательные потребности, которые возникли на современном этапе в отдельных семьях, но являются весьма значимыми для общества в целом

Обстоятельные теоретические разработки проблемы гувернерства в современной Украине определяют следующие возможны оптимальные пути его развития в ХХІ столетии: работа с детьми с особенными потребностями; гувернери-домашни учителя; гувернеры-воспитатели и гувернери-батьки-вихователі в детских домах семейного типа. Все эти категории специалистов - педагогические работники разных квалификаций и направлений педагогического образования.

Педагогическая ценность гувернерства заключается прежде всего в том, что личностно-ориентированный подход позволяет удовлетворить образовательные и социокультурные запросы разных категорий детей разного возраста, используя потенциал общего воспитания в семье.

Гувернерское обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста - это образовательно воспитательная система, которая отвечает следующим требованиям: единство обучения и воспитания; личностно-ориентированное комфортное взаимодействие педагога с ребенком; использование передовых педагогических технологий.

Функции деятельности гувернера : создание оптимально комфортных условий для воспитания, обучения и развития ребенка; налаживание педагогически целесообразных, гармоничных отношений в системе «гувернер - ребенок - родители»; приобщение ребенка к культурному достоянию, физическому труду; формирование духовно моральных основ личности, этики поведения в обществе, системы элементарных знаний об окружающем мире; интеллектуальное развитие ребенка на основе учета индивидуальных особенностей и уровня ее развития.

Конкретизация цели деятельности гувернера с ребенком-дошкольником происходит на уровне выделения ее главных задач.

Образовательными задачами является формирование позитивной мотивации обучения, основных учебных умений, развитие потребности в получении знаний, непрерывном образовании, формирование интереса к чтению, развитие творческих сил ребенка, сенсорно-психическое развитие, формирование непринужденности в поведении, развитие тонкой моторики, расширения словарного запаса, развитие вещание.

Воспитательные задачи: формирование навыков общения, коммуникабельности, воспитания уважения к старшим, любви к родителям, развитие интереса к профессии родителей, воспитания эмоциональной чувствительности, способности к сопереживанию, готовности проявить гуманное отношение к окружающим, воспитание уважения к личности каждого человека, развитие самостоятельности, попытки преодолевать трудности; физическое развитие

Во взаимодействии гувернера с ребенком дошкольного возраста четко дифференцированы инвариантная и вариативная деятельность, выбор которой определяется особенностями и запросами семьи.

Если инвариантная часть охватывает в основном похожие для большинства семей требования (физическое развитие ребенка, организация досуга, овладения навыками самообслуживания, подготовка к школьной учебе, формированию представлений об окружающем мир и общество, развитие морально-этических качеств, формирования навыков культуры поведения и тому подобное), то спектр вариативних видов является чрезвычайно широким: от обучения иностранным языкам, музыке, основам изобразительного искусства, танцам к знакомству с приемами самозащиты, альтернативных систем закаливания и физического развития, обучения престижным видам спорта (теннис, фигурное катание, конный спорт), формирования технических навыков, углубленного развития личностных наклонов ребенка.

Для значительной части семей гувернер - специалист, который осуществляет также функции логопеда, реабилитолога, патронажной сестры по уходу за больным ребенком и тому подобное.

Личностно-ориентированный подход как концептуальная основа деятельности гувернера проявляется в умении создать благоприятную психологическую атмосферу, устанавливать доброжелательное эмоциональное общение с семьей; благосклонно относиться к ребенку, чтобы она чувствовала любовь, беспокойство и защищенность; устанавливать доверчивые отношения, атмосферу сотрудничества с малышом как с равным партнером; видеть возможности и способности ребенка, создавать ситуации, где бы он мог проявить себя; обеспечивать разнообразную деятельность с учетом его интересов.

Гувернер должен владеть разнообразными методами, приемами воспитания и использовать их в соответствии с потребностями ребенка; варьировать умственную и психическую нагрузку, подбирать и предлагать ребенку игровые задания разной степени сложности; понимать его интересы, способности, мотивы поведения, возможности и тому подобное.

Педагог, который взаимодействует с дошкольником, рассматривается в настоящее время не только как наставник и воспитатель, а прежде всего, как человек, что в течение определенного времени проживает общую с ребенком жизнь, осуществляет уход за его душевным состоянием, отвечает за экологию его личности, обеспечивает чувство равновесия и безопасности, комфорта и уюта.

Подходящие образовательные специальности: Дошкольное образование, педагог начальных, средних, старших классов.
Ключевые предметы: ЕГЭ, ГИА, Русский, Литература, Математика, Обществознание.

Стоимость обучения (средняя по России): 150000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 4 года на очном отделении.

Гувернёр - наёмный домашний воспитатель для детей.

Особенности профессии

Обычно гувернёры работают с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Гувернёр способствует умственному и физическому развитию ребёнка, занимается его нравственным воспитанием, прививает социальные навыки.
На первый взгляд, работать с одним ребёнком роще, чем с группой в детском саду. Однако гувернёр отвечает за педагогический процесс полностью и взаимодействует не только с ребёнком, но и с его родителями. По существу он становится наставником воспитанника и помощником родителей в вопросах педагогики.
Это означает, что общий язык приходится искать как с ребёнком, но и со всей семьёй.
В художественной и исторической литературе, описывающей Россию до 1917 года, можно встретить упоминание о гувернёрах и гувернантках. В советское время педагогика ориентировалась на общественное воспитание (в детских садах и школах), и среди педагогов возобладали женщины.
Сейчас домашние воспитатели снова пользуются спросом. И снова среди них всё чаще можно встретить мужчин. Это оправданно, особенно если речь идёт о воспитании мальчика.

Важные качества

Невозможно работать гувернёром без любви к детям, без умения устанавливать с ними контакт, готовности исследовать окружающий мир вместе с воспитанниками.
Также гувернёру необходимы лидерские качества, без которых трудно пользоваться авторитетом у детей и родителей.

Знания и навыки

Гувернеру необходимо педагогическое образование, эрудированность, хорошая спортивная подготовка, чтобы разделять с воспитанниками не только интеллектуальные, но и подвижные игры.
Часто от гувернёра требуется знание иностранного языка и знание методик его преподавания.
Гувернёр - образец поведения для воспитанника. Правильная речь, достоверные представления о мире, первые научные познания, привычка к спорту, правильные социальные навыки - всё это даёт ребёнку его домашний воспитатель.

Где учат

Высшее педагогическое образование можно получить в одном из педагогических вузов.
Также существуют специальные курсы и школы гувернёров.