Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории. «Воспитание патриотизма на уроках и во внеурочной работе

«Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», - писал А.С. Макаренко. Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат - растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Не случайно во всех учебных заведениях одним из приоритетных вопросов воспитания считается нравственно-патриотическое воспитание.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов нравственного и патриотического воспитания. Необходимость формирования патриотически-настроенного подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Для формирования активной личности гражданина - патриота своего Отечества, его мировоззрения, духовного мира, нужны иные подходы, оптимизирующие этот процесс. Среди средств, направленных на улучшение патриотического воспитания детей, особое место занимает нравственное образование в школе.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал: “ Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.”

Нравственность - это не природное, а приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям социальной жизни.

Патриотизм - это глубокое социальное чувство, включающее в себя непременно гордость за прошлое и настоящее своего Отечества, проявляющееся в конкретных благих делах и поступках и в стремлении отстаивать и защищать интересы Родины.

Нравственно-патриотическое воспитание является важной задачей становления личности и выступает одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе.

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.”

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала, в некоторых из них встречаются грубые фактические и даже орфографические ошибки. Кроме того, они, также как и учебники по другим предметам, дорогие и не всегда доступны части учащихся, а тем более школам, которые давно уже не имеют средств на их приобретение. Поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше внимания уделять этому вопросу. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота ”. Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. Урок начинается с грамзаписи песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат стихи:

Казалось, было холодно цветам.

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

И сразу звучит в грамзаписи голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем объявляю тему: “ Начало Великой Отечественной войны ” и рассказываю о переходе немецко - фашистской армии границ Советского Союза. Характеризуются силы сторон, приводятся примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые часы войны. На уроке звучат сообщения учащихся о героической обороне Брестской крепости, о защитниках заставы Лопатина, о подвиге Гасстело. При этом используются иллюстрации об обороне крепости, картина “ Защита Брестской крепости ”, плакат “ Родина- мать зовет ”.

На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются грамзаписи: “ Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ” Шостаковича, фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. В рассказе учителя и сообщениях учащихся звучат стихи М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам города:

Сестра моя, товарищ, друг и брат,

ведь это мы, крещенные блокадой!

Нас вместе называют Ленинград,

и шар земной гордится Ленинградом.

И ежели отныне захотят,

Найдя слова с понятиями вровень,

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве, то скажут - Ленинград -

И все сольется в этом слове!

И на заключительном уроке темы - конференции:“ Источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне ”- уделяю внимание прежде всего героизму советских людей, полководческому искусству военачальников. В выступлениях ребят звучат примеры мужества людей, их беспримерного подвига во имя Родины, используются грамзаписи мелодии “ Нам нужна одна победа ” и “ Реквиема ”, на фоне которого читаются строки из одноименного произведения Р. Рождественского:

Люди! Покуда сердца стучатся,

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли,

К мерцающим звездам ведя корабли

О погибших,

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли!

Убейте войну, прокляните войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придет никогда

Заклинаю:

На уроке “ Движение декабристов ” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др.. Используются отрывки из поэмы Некрасова “ Русские женщины ”, “ Послание в Сибирь ” Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения. На уроке инсценируется отрывок из “ Русских женщин ”- встреча Трубецкой с иркутским генералом - губернатором. Эту тему я продолжаю и во внеклассной работе, проводя вечер, посвященный декабристам, где, помимо стихов, еще звучат и романсы в исполнении учащихся.

Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа - финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Знаменитое Куликово поле - слава Русской Земли! Это южные рубежи Руси, там, где в реку Дон впадает речка Непрядва, где над обширной равниной возвышается Красный холм, увенчанный высоким чугунным столбом с затейливой славянской надписью: “ Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство! ”

Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели:

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья

А вот урок: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны.” К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках - участниках войны или трудового фронта.

Начинается он с грамзаписи песни “ Журавли ”, на фоне которой звучит четверостишие:

Нет в России ни дома, ни хаты,

Где б ни глянул на нас со стены

Молодыми глазами солдата

Окрыляющий подвиг войны.

Затем говорю, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему урока, записанную на доске. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение.

В заключении я рассказываю о своем деде - участнике Великой Отечественной войны

Обращаюсь и к “ Книге Памяти ”, к тому, посвященному нашему Беловскому району, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. Заканчивается урок мелодией из кинофильма “ Офицеры ” - “Нет в России семьи такой …” и строчками из “ Реквиема ”:

Помните, через века, через года,

Песню свою отправляя в полет,

О тех, кто уже не придет никогда,

Пожалуйста,

Не плачьте, в горле сдержите стоны-

горькие стоны!

Памяти павших будьте достойны,

Вечно достойны!

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Все проходит. Остается Родина-

То, что не изменит никогда.

С ней живут, любя, страдая, радуясь.

Падая и поднимаясь ввысь…

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

Одна из главных задач исторического образования сегодня - это не только объективное изложение происходивших событий и фактов, но именно воспитание чувства любви к своей Родине у школьников, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Отечеством.

Заканчивается XX век, который принес нашей стране великие бедствия: революции, войны, массовые репрессии народов России со стороны государства, непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы. Иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Национальное самосознание неразрывно связано с патриотизмом, содействующим мобилизации сил общества на решение возникших перед ним задач, облегчающим преодоление трудностей и испытаний. Согласно И. Канту, самосознание и осознания внешнего мира согласуются между собой: «Сознание моего собственного бытия есть одновременно непосредственное осознания бытия других вещей, находящихся вне меня». Не осознав себя представителем одного из этносов, носителем одной из национальных культур, человек неизбежно будет считать свою культуру, свой обычай и традиции единственно разумными и верными.

Все отличное будет казаться ему чуждым и враждебным. Именно на этом, например, была основана пропагандистская кампания второй половины 40-х гг. в СССР, целью которой было насаждения идей советского патриотизма. При этом ЦК ВКП (б) нетерпимо относился к любым попыткам его ревизии. Газета "Культура и жизнь" подвергла резкой критике К. Симонова, попытавшегося разграничить патриотизм "инстинктивный" и "истинный": "Различие между ними заключается якобы в том, что первый, "превращаясь в своего рода шоры", мешает советским людям "видеть и узнавать незнакомый мир", второй - наоборот, помогает людям познать этот чуждый мир, признать отдельные положительные стороны американской техники и быта. "Им недоставало, - пишет К. Симонов о людях первой категории, - чувства духовного превосходства над чужим миром, обладая которым можно было, не роняя собственного достоинства, призвать, что американские автострады или кинематографы с охлаждением воздуха - отличные вещи и жаль, что мы еще не имели возможности завести такие же у себя. Надуманное, фальшивое деление патриотизма советских людей на две категории приводит писателя к ошибкам". Цит. по: Фатеев А. В. Державный патриотизм времен позднего сталинизма // Преподавание истории в школе, 1995. №7.С. 2.

Об особенностях советского патриотизма писал известный прозаик В. Тендряков: "Все русское стало вдруг вызывать возвышению болезненную гордость... Что не по-русски, что напоминает чужеземное - все враждебно. Папиросы - гвоздики "Норд" стали "Севером", французская булка превращается в московскую булку, В Ленинграде исчезает улица Эдисона:. Ходили слухи, что один диссертант доказывал: Россия - родина слонов:". Тендряков В. объясняет такие настроения, взгляды особой психологией победителей, которая была у советских людей в послевоенный период: невозможно одержать победу и не ощутить самодовольстве, не проникнуться враждебной подозрительностью: а так ли тебя принимают, как ты заслуживал? Для преодоления отрицательных последствий державного патриотизма необходимо национальное самосознание, принятию многообразия мира, к диалогу с носителями которое является важнейшим шагом к принятию многообразия мира, к других культур.

И наоборот, в период перестройки и после распада СССР в сознании россиян всеми способами вырабатывалось убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения. Результатом такого воспитания стало пренебрежение ко всему отечественному, отсутствие сознания собственного достоинства как русского человека и недостаточно развитое чувство патриотизма. Вяземский Е. Е. и др. Историческое образование в современной России. М., 1997.

Ситуация, сложившаяся в России за последние пятнадцать лет, необычна. Старое общество, с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка ценностей. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, терроризм, проблемы в Чечне. Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. Нельзя любить непродуманные решения правительства. Но истинный гражданин, не любя их, переживает боль и трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса постепенного перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учить? Должна ли школа заниматься воспитанием или это обязанность только семьи? Есть разные точки зрения на данную проблему. Например, есть авторы, которые считают, что учитель истории не должен заниматься воспитанием патриотизма, любви к «малой» в том числе. Однако, на наш взгляд, это неверная позиция. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.

Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. Посмотрим, что говорит закон: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (Закон РФ «Об образовании». Преамбула).

Вообще слово «патриот» впервые появилось в период Французской революции 1789 - 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб ».

Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре: «патриотизм (греч. Patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число неопатриотов, псевдо- и лжепатриотов.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. «… Истинный человек и сын отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия… он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотичей… преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…».

Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый образ народного заступника Гриши Добросклонова, для которого смыслом жизни был девиз: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!».

Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия, - писал Константин Дмитриевич, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Понятие «гражданственность - многозначно:

  • 1) антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;
  • 2) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;
  • 3) способность и готовность выступать в роли гражданина;
  • 4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;
  • 5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает весьма широкий смысл. Исторически гражданственность связана с разными формами демократии, с непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений полисного типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой.

Учитель истории может рассказать школьникам, что буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Этому в значительной мере способствовало утверждение прав человека и гражданина в противовес концепции даруемых сувереном прав и вольностей подданных. Патриотизм - эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Привить детям понимание всего этого - важнейшая задача учителя истории.

Учитель истории также должен развивать в учениках понимание сущности мировых исторических процессов. Без этого молодому человеку трудно будет ориентироваться в политической жизни общества. Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления, способности глубоко осмысливать политические и исторические события, давать им оценку, делать правильный тактический и стратегические выводы относительно направления гражданского общественного развития. Следовательно, и здесь роль учителя истории очень высока.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России.

Изучение новейшей истории РФ раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления. Никитин А.Ф. О гражданском образовании //Преподавание истории в школе. 1995. №1.

Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Это может быть организация школьного музея, встречи с ветеранами, поездки по местам боевой славы.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

Несомненно и то, что любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны и её частички - родного края. Ознакомление с фактами из истории края, города, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, города и тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

Перед учителем истории в Калининградской области стоит непростая задача - пройти по зыбкой грани, воспитывая у детей любовь к родному краю, не отрицая достижений вековых культуры этой земли, и в то же время - не впадая в германизм. Выходом может быть изучение истории Пруссии в тесной связи с историей Российской Империи: изучение культурных связей Альбертины и российских университетов, участие русских и прусских войск в борьбе против Наполеона и др.

Литературного чтения

Воспитание патриотизма в начальной школе происходит практически ежедневно. Большое значение патриотическому воспитанию уделяется в первую очередь на уроках русского языка, литературного чтения, предмета «Мир вокруг нас». Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников даёт положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая на уроке героические страницы истории нашей страны в поэме М.Ю. Лермонтова “Бородино” учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, какой ценой добывается слава родины. На этих уроках проводится беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы. Главное при анализе поэмы мы отвечаем на вопрос: “Почему чувства участников далёких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: “Ребята! Не Москва ль за нами?

Читая поэму М.Ю. «Бородино», дети приходят к выводу, что эта поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях. Выделяем историческое значение поэмы «Бородино». Дети начинают понимать, что о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И главное - его рассказ, простой и непосредственный, всегда на высоте происшедшего.

Разбирая рассказ солдата, видим, что подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на «случаи» и частности, а, наоборот, обрёл удивительную ценность. В нём отдельное, частное объединено общей идеей. «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солдата, даёт содержание и смысл происходящему. «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига.

Необходимо донести до каждого ребёнка, что самое поразительное у лермонтовского солдата - это то, что он видит историю, но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи. В этом и состоит философское значение поэмы Лермонтова как поэмы о народном самосознании. И на уроке ученик перевоплощается в простого батарейца Бородинской битвы и с гордостью читает строки:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

На уроке дети ощущают единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

Дети начинают понимать, что в поэме «Бородино» поэт рисует войну справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все пропорции изображения, краски, целое и детали. В поэме не раз повторено слово «русский»: «русские штыки», «русский бой удалый, наш рукопашный бой»; слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчислимых потерь и жертв - образ Москвы, олицетворяющей всю страну.

Таким образом, значение этой поэмы для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозможно. И поэма Лермонтова «Бородино» это благодатный материал для воспитания гражданско-патриотических чувств младших школьников.

(из опыта работы учителя)

В.И.Шамшиева,

МБОУ СОШ №8 (г. Бирск РБ)

Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:

Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;

Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

Развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять, сравнивать и объяснять понятия.

ПЛАН УРОКА.

1. Вторжение Наполеона в Россию.

2. Бородинское сражение.

3. Совет в Филях и оставление Москвы.

4. Отступление и гибель «Великой армии».

Оборудование: карта «Отечественная война 1812 года», документы, учебник, иллюстрации.

ХОД УРОКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина»

выступление на Педагогическом Совете:

«Гражданско-патриотическое воспитание

на уроках истории и обществознания»

(из опыта работы)

Подготовил:

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 53»

Шарандина Валентина Владимировна

Курган, 2016 г.

Я знаю, с сотворения земли,

Наверно, не бывает по-другому.

Куда бы нас мечты ни завели,

Дорога приведет к родному дому.

Где ничего не надо объяснять,

Где все без слов понятно и знакомо.

Прийти лишь надо, тихо обувь снять,

И слушать тишину родного дома.

Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,

Любые беды сможешь превозмочь.

Понятно только после этих встреч,

Как важно свою Родину беречь!

В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства гуманитарных предметов также было подчинено идее любви к Родине и Советскому государству.

Как обстоит дело с воспитанием гражданственности и патриотизма сегодня, даже не нужно вам рассказывать.

Следует заметить, что с ликвидацией пионерской и комсомольской организаций был утерян действенный инструмент воспитания. Поэтому в современных условиях наибольшая нагрузка в воспитании этих качеств ложится на внеурочную деятельность и такие учебные предметы, как «Окружающий мир» и «Чтение» (в начальной школе), и «Литература», «Обществознание» и «История» (в основной и старшей школе).

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, из Интернета, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как «Невская битва. Ледовое побоище», «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов 1612 г.», «Отечественная война 1812 г.», «Гражданская война», «Великая Отечественная война» и т.д. (в старших классах - по 1, максимум 2 часа).

А ведь именно уроки этих тем дают самый существенный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала.

Я в своей работе стараюсь, как можно больше внимания уделять патриотическому воспитанию при изучении именно этих тем. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя видео- и фоно-хрестоматию, иллюстративный материал, документальные хроники, слайд-презентации и т.д.

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины.

В своей работе по патриотическому воспитанию использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

Поэтому я стараюсь как можно чаще выводить детей на экскурсии в залы и музеи города, чтобы учащиеся школы познакомились с неизвестными историческими фактами, раскрыли для себя много нового интересного из истории города и области.

Ведь растить гражданина нужно не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, на событиях из истории своего города, края. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

В настоящее время в школе сложилась определенная система краеведческой работы. Ее содержание определяется следующими составляющими: привлечение краеведческого материала в уроки истории и обществознания, краеведение через спецкурсы и через внеклассную работу.

«История Отечества», как никакой другой предмет, содержит большой потенциал в плане патриотического и гражданского воспитания школьников. В его учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому использование краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Столыпинская аграрная реформа», «Гражданская война», «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева», аграрные реформы 1965 г., 1987 г., 1990-х годов дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого музея, проводят социологические исследования, а о результатах сообщают на уроке.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о героях России и мужестве солдат-зауральцев. Изучение героических страниц военной истории России - это ли не благодатный материал для воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения!

Особый интерес у школьников вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. Например: «Езиды. История моего народа», «Мой прадед погиб под Сталинградом…», «Моя семья в годы коллективизации», «Пионерское детство моих родителей», «История моей семьи в истории моей страны» и т.п.

При изучении тем по истории культуры России используется местный этнографический материал, собранный работниками Курганского краеведческого музея и представленный в постоянно действующей экспозиции «Зауральская старина». Побывали мы в этническом центре «Аквилон».

Ребята с интересом изучали обряды и культовые праздники народов севера. В ходе диалогового обсуждения школьники выявляли общее и единичное в культуре России и Америки. Это способствует принятию подрастающим поколением этнокультурных традиций, формированию российской гражданской идентичности.

На уроках, посвященных проблемам современной России, активно используются материалы местных средств массовой информации: периодических изданий, городского и регионального телевизионных каналов.

Большую роль в воспитании гражданственности и патриотизма выполняет также и внеурочная деятельность, научно-исследовательская деятельность учащихся. Ребята получают гражданский опыт, учатся понимать многие процессы, происходящие в современном обществе.

По истории края были созданы такие исследовательские работы, как «Археологическое прошлое Зауралья», «Мемориальные доски и архитектурные памятники улицы Советской», «Земля пленительного счастья. Декабристы в Кургане», «История административно-судебного преследования газеты «Юг Тобола». 1912».

Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, города, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул.

В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей.

Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен.

Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это - история.

Каждый урок истории России - это урок патриотизма, урок любви к своей Родине. История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота и Гражданина.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №11 а. Пшизов

Патриотическое воспитание на уроках истории.

Туова Магирет Зульканиновна-

учитель истории, СОШ № 11

(8-918-138-64-40)

а.Пшизов 2015г

«Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях»
Н.М. Карамзин.

Все начинается с Родины... Среди нравственных качеств человека особое место занимает любовь к своему Отечеству. Патриотизм является источником духовной силы. Это святое чувство побуждает каждого из нас помнить и чтить традиции наших дедов и отцов. Ведь Родина – это и прошлое, и будущее сразу. Это земля живых и ушедших поколений. Это одновременно заветы и предания, законы и уклады, святыни и реликвии

Как учитель истории я считаю необходимым развитие духовных качеств личности на уроках истории, а также на внеклассных занятиях. Необходимо создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития патриотических качеств у школьников.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интер­национального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России., раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и, воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково,каким должно быть.

Что касается специфики патриотического воспитания в сельской школе, отмечу, что в первую очередь педагоги должны воспитывать у детей чувство любви к родному краю, своей малой Родине. Эмоционально-выразительный рассказ учителя об истории аула,села, в котором живут дети, должен вызвать у учащихся чувство гордости оттого, что они родились на прекрасной земле великих тружеников, их прадедов и отцов, посвятивших жизнь столь благородному и весьма нелёгкому крестьянскому труду. Через понимание малой Родины у учащихся сформируется глубокое уважение к Отчизне, понимание её истории. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины

В настоящее время новое российское общество пытается переосмыслить исторические ценности. Молодое поколение не устраивает положение «Иванов, не помнящих родства». Они пытаются узнать свои исторические корни, начинает появляться интерес к своей малой Родине, которая является нравственным истоком каждого поколения.

В связи с этим открытие сельских музеев приобретает все большее значение. Они становятся историко- культурными центрами на местах, помогают подрастающему поколению разобраться в историческом разнообразии на основе своей самобытной культуры.

Впечатления ребят от поездок, куда стараюсь свозить их осенью,помогает школьникам зрительно представить картину боя. С экскурсии мы привозим фотографии, буклеты, книги, открытки, которые накапливаются в кабинете и также используются во время урока.

Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели:

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья...

А вот урок: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны.” К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта.

Затем я говорю, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему урока, записанную на доске. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение. Так, я говорю: “ В возрасте двадцати лет ушел на фронт дедушка Датхужева Султана ………” И выступает Датхужев, который рассказывает о своем дедушке, родившимся в 1921 году и попавшем на фронт в первые месяцы войны. Он прошел всю войну, участвовал в боевых действиях под Смоленском и был награжден многими медалями и орденом Отечественной войны 2 степени. С марта 1942 года был призван в армию и прадедушка Ардановой Заремы Зачерий. Участвовал в боях за освобождение Севастополя, был ранен и почти год пролежал в госпитале. Награжден медалями “ За отвагу ”, “ За победу над Германией в Великой Отечественной войне ”,юбилейными медалями, а также орденом Отечественной войны 1 степени. Дедушка Шагундоковой Зарины Мурат Капланович был призван в армию 1941г.

Направлен в 114 мотомеханизированную дивизию. Танкист. Старший сержант. Награжден орденом «Красной звезды», орденом «Отечественной Войны II степени», медаль «За отвагу, «За оборону Ленинграда». Пришел с войны целым и невредимым. Восстанавливал родной колхоз. Умер в возрасте 77 лет.

Очень увлекательным оказался рассказ Пшизова Астемира о своем прадедушке Туове Зачерий Сагидовиче.

С началом войны Зачерий Салихович встал на военную дорогу солдата. Попал в саперный батальон, ему дали чин старшины.Самыми тяжелыми, невыносимыми для старшины Туова, как он потом рассказывал, были первые годы войны, когда наша армия отступала по всем направлениям, оставляя города и села, плачущих и беспомощных женщин, детей и стариков. Было больно и стыдно смотреть в глаза людям, оставляемым на съедение врага, но Зачерий не падал духом.

Мне кажется,что отступления наших войск было болью не только для прадедушки, но и для большинства солдат. Наградные документы прадеда я нашёл на сайте «Подвиг народа»(это реальные архивные материалы, рассекреченные Министерством Обороны.
За эту военную операцию Зачерий Салихович
был награжден орденом Красной Звезды

Зачерий Салихович прошагал по дорогам войны все четыре года и ни разу не был ранен. Поэтому он считал себя самым счастливым человеком на земле. «Надо же такому случиться,– удивлялся сам своему счастью, – пули свистели вокруг меня, рядом рвались снаряды, с неба падали немецкие бомбы, а я оставался живым и здоровым и без единой царапины...»

В память о Зое Космодемьянской

Зачерий ушел на фронт, имея сына Аскарбия и дочку Любу, затем, когда он уже воевал, родилась еще дочка, и дали ей имя Дзагащ (в переводе с адыг. означает «дочь войны»). В разгар войны Зачерий вычитал в фронтовой газете о трагической гибели Зои Космодемьянской, и написал два письма: одно– домой, другое – в родной сельсовет с просьбой переписать свидетельство о рождении младшей дочери, изменив ее имя. Фронтовик просил дать ей имя отважной партизанки Зои Космодемьянской.

После возвращения с фронта у Зачерия и его жены Файзет родился еще сын, назвали его Нурбием. Он живет и работает в ауле, имеет троих детей. А я внук Туова Нурбия.

Зачерий Салихович ушел из жизни, но его дела и свершения остались в наших сердцах. Помнят его и не забудут его дети и внуки, помним его и мы. Будем помнить всегда то, что он являлся одним из боевых воинов, защитивших нас и нашу землю от фашистского порабощения!…»

Так почти у каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. После этого обращаюсь и к “ Книге Памяти ”, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться.

Помните, через века, через года,
Помните!
Песню свою отправляя в полет,
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста,
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны-
горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Тему краеведения продолжаю и во внеклассной работе. С помощью учителей и учащихся собираем материал по истории школы с момента ее открытия. Он становится у нас центром краеведческой работы школы: мы продолжаем собирать материал по истории школы, семей наших учащихся, учителей, приглашаем гостей, участников ВОВ, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше. Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему аулу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Поэтому воспитание здорового, подлинного патриотизма призвано решить главным образом не только проблему обороноспособности страны, но и гораздо более глубокие задачи - семейные, общественные, культурные.

Основной целью государства является формирование у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Все проходит. Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести

Знать свою историю-значит твёрдо стоять на родной земле,гордится её героическим прошлым, быть достойным её славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом Отечества.


Туова Магирет Зульканиновна