Круглый стол "семейные ценности". Сценарий "круглого стола" "Счастливая семья – счастливый ребенок" Круглый стол моя семья

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей.

Данное родительское собрание посвящено роли семьи в воспитании современных детей.

Тема: Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей.

Форма проведения - круглый стол.

Цель. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи: Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.

Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.

Оборудование: Звучит спокойная, приятная музыка. «Цветок настроения». Памятка для родителей «Как общаться с ребенком». Плакат со словами А. Макаренко «Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Демокрит «К родителям относись так, как ты желал, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

Ход второй встречи.

Педагог. Здравствуйте, уважаемые родители! Вот и снова мы собрались сегодня здесь, чтобы продолжить наш разговор о семейном воспитании и проблемах в воспитании детей, которые возникают на современном этапе.

Но перед началом разговора я предлагаю немного расслабиться и поиграть. Игра называется «Цветок настроения»

Цель: Создать прекрасное настроение, желание общаться.

Педагог. Возьмите цветок - оторвите лепесток(вежливости) и подарите соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.

- Как вы думаете, что означает слово «семья»?

Педагог. Семья - это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. По определению С. И. Ожегова «Семья - это группа живущих вместе родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами».

Перед тем как продолжить наш разговор очень хочется прочитать вам одно стихотворение «Как появилось слово семья»

Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева - “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Попробуем их вспомнить: я начинаю, а вы продолжаете:

В гостях хорошо, а … (дома лучше).

Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

Семья сильна, когда … (крыша над ней одна).

Семья в куче, не страшна и … (туча).

- А что значит семья для ребенка?

Педагог. Семья выполняет 5 функций. Давайте остановимся немного на каждой из них.

- Воспитательная функция полагается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей. “Воспитание великое дело: им решается участь человека", - сказал В.Г. Белинский.

- Хозяйственная функция проявляется в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т.д.

- Эмоциональная функция осуществляется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.

- Функция первичного социального контроля проявляется в контроле родителей за поведением детей и обучении их правилам поведения в обществе, выполнении социальных норм, обучении их человеческому достоинству.

- Функция духовного общения выражается в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества.

Педагог. Семья - первичное лоно человеческой культуры. Здесь ребенок учиться любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. (И.А. Ильин).

Семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно - личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи - защита, убежище. Функция родителей - научить ребенка жить. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей - человек, то «мера» родителей - ребенок.

- Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка?

Педагог. Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Школа является помощником семьи, создавая необходимые условия для образования.

Ещё на прошлой нашей встрече мы выяснили, что каждый родитель мечтает видеть в своем ребенке гармоничное сочетание внешних, физических и внутренних духовных достоинств. Задача педагогов и родителей - совместно, внимательно наблюдать за ребенком, не пропустить ростки самых ценных черт характера при формировании личности.

Без союза с детьми, без нашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив и здоров. Для формирования полноценного человека, обладающего всеми качествами нравственности, для развития у него адекватной самооценки, рядом должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек, а обеспечить такой постоянный контакт возможно только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.

Все развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест, взгляд, крик - заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.

Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих. Он может привести к опасению перед общением.

Общение с детьми - одно из условий поддержания авторитета родителей. Семья - это школа воспитания чувств. В семье воспитываются чувства любви, сопереживания, радости. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость. Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца, матери, бабушки, дедушки, старших брата или сестры. Дети очень восприимчивы и склонны к подражанию. К сожалению, дети нередко подражают и дурному: их жизненный опыт невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся отрицательные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Губительна для нервной системы ребёнка и неблагоприятная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои мнения и поведение, быть доброжелательными, выдержанными, подавать детям положительные примеры в общении друг с другом и с другими людьми. Каждому ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих его родителей.

В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка. «Дети - зеркало семьи» - это выражение удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности его семьи.

Хочу дать один совет, всегда помните, что ваш ребенок - это не ваша собственность, а самостоятельный человек. И это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение. Нет времени - не должно звучать из уст родителей. «Умел дитя родить, умей и научить», - гласит народная пословица. Отец и мать - самые близкие и самые убедительные образцы, по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение. «Люди, воспитанные без родительской любви, - часто искалеченные люди,» - так считал А.С Макаренко. «Любить детей, - писал А. М. Горький, - это и курица умеет. А вот уметь их воспитать их - это великое государственное дело, требующее таланта, широкого знания жизни». В семье ребенок должен постоянно видеть, что его любят и о нем заботятся.

Предлагаю вам небольшое практическое занятие по составлению памятки «Как общаться с ребенком». Перед вами листочки с неправильными правилами общения, постарайтесь исправить то, что на ваш взгляд неверно.

Практическое задание «Как общаться с ребенком».

Никогда не принимайте активное участие в жизни семьи.

Не ищите время, чтобы поговорить с ребенком.

Не интересуйтесь проблемами ребенка, не вникайте во все его трудности.

Не помогайте развивать способности и таланты.

Оказывайте на ребенка нажим, чтобы помочь ему самостоятельно принимать решения.

Презирайте право ребенка за собственное мнение.

Не относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.

С непочтительностью относитесь ко всем остальным членам семьи.

Не давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

Памятка для родителей «Как общаться с ребенком» после обсуждения.

Принимайте активное участие в жизни семьи.

Находите время, чтобы поговорить с ребенком.

Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.

Помогайте развивать способности и таланты.

Не оказывайте на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

Уважайте право ребенка за собственное мнение.

Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.

С уважением относитесь ко всем остальным членам семьи.

Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

Педагог. Уважаемые родители, как вы считаете, какова роль старшего поколения в воспитании ваших детей? Можно ли обойтись на современном этапе без помощи бабушек и дедушек? Речь идет не о физической помощи, а о моральной поддержке. Можно ли обойтись в воспитании детей без их советов, мудрости?

Мнения родителей.

Трудности, связанные с влиянием дедушек и бабушек на детей, в каждой семье, конечно, разные, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание, возраста семьи, её социальной зрелости и т. д. Идеальной моделью сегодня считаются «близкие отношения на известном расстоянии», когда молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старшего поколения.

Педагог. В конце встречи хочется сказать большое спасибо всем, кто принимал участие в беседе за нашим круглым столом. Я надеюсь - все сегодня услышанное вами ляжет на благодатную почву вашего понимания. Поможет вам в таком трудоемком, но благодарном деле - воспитании ваших детей.

Предлагаю нашу встречу закончить ритуалом прощания «Свеча по кругу», передавая свечу, постараемся ответить на вопросы друг друга. Например, «Что понравилось и запомнилось сегодня больше всего? Какие испытываете сейчас чувства? Как ваши чувства изменялись на протяжении встречи? О чём бы вы хотели услышать при следующей встрече» и т.д.

Семья

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Подготовила:

Ткаченко Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ №29

Цель: Создать условия для обмена опыта семейного воспитания по средствам имеющихся традиций в семьях воспитанников.

Задачи:
1. Привлекать родителей к распространению положительного опыта семейного воспитания –семейные традиции, используя нетрадиционную форму работы «Круглый стол»
2. Активизировать интерес родителей к формированию семейных ценностей через обмен опытом воспитания.

3. Способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений, через раскрытия значение понятия «семейные традиции».

Предполагаемый результат: использование родителями опыта семейного воспитания по вопросу «Традиции семьи моей»

Предварительная работа:
1. Подготовка анкет для родителей по теме «Семейные традиции»
2. Аудиозапись высказываний детей о семье и семейных традициях
3. Изготовление приглашений для родителей для участия в «Круглом столе»
4. Оказание помощи родителям в подготовке презентаций, стенгазет и т.д.

Ход проведения Круглого стола

Я предлагаю поиграть в игру «Я люблю, я могу». Ведущий, держа в руках клубок, представляется (Имя называет) говорит, что он любит, может и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к воспитателю, все оказываются «связаны» одной нитью.
Воспитатель: Вот какие у всех разные, желания и возможности, а теперь натяните ниточку и почувствуйте как мы все «связаны» одной нитью, как одна большая семья. Вот так происходит и в семье!

Релаксация
А сейчас предлагаю вам окунуться в воспоминания о детстве. Скажите, какие чувства вы испытываете, когда вспоминаете свое детство? (Родители называют и проговаривают свои чувства) воспитатель подводит итог, что чувства у всех разные, и это зависит от того.как ребенок воспитывался, были ли у него в детстве семейные традиции.
Предлагаю вам поразмышлять, а что же означает слово «традиции» ((высказывания родителей). На слайде перед вами – определение данного понятия, найденное в словаре. Прочтите и проанализируйте, насколько данное определение совпадает с Вашими представлениями о семейных традициях.

Определение из словаря Даля: Традиция - передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Традиция складывается на основе таких форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою значимость и личностную пользу. Когда происходит изменение социальной ситуации развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиции служат важнейшим фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания.
Семейные традиции создавались и создаются с целью укрепления семьи, семейного счастья, благополучия.
Давайте разберемся, для чего нужны семейные традиции и какова их роль в воспитании ребенка? (высказывание родителей).
Слайд 3 Значение семейных традиций в воспитании ребенка:
- С помощью семейных традиций легче приучить ребенка к полезным навыкам, формировать его положительные качества: уважение к старшим, заботу о младших и т. Фраза «У нас так делают все» становится для ребенка веским аргументом.
Чувство общности и единения дарят семейные традиции. Даже если среди недели родители очень заняты, но ребенок знает, что наступят выходные, когда вся семья соберется вместе.
- Семейные традиции позволяют ребенку ощутить гордость за себя и свою семью. Чем наша семья отличается от других? Ответ на этот вопрос важен для ребенка. Ведь поняв в чем различия, ребенок начинает осознавать, чем отличается от других детей. А что, как не семейные традиции демонстрируют индивидуальность, передают некий дух семьи, наглядно отражают связь поколений. Какие бы традиции не передавались в семье, именно они делают ее сплочённой и непохожей на другие.
- Семейные традиции, это еще один повод для праздника, а для полноценного развития ребенка праздник необходим как воздух. Подготовку к празднику лучше осуществлять совместно с детьми, привлечь к сервировке праздничного стола и т.д. Чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.
- Семейные традиции создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет помнить, и рассказывать своим детям.
- А теперь задумайтесь, что будет вспоминать ваш ребенок?
Релаксация
В каждой семье есть свои определенные традиции, ведь традиция – это действие или порядок вещей, устоявшиеся временем, повторяющийся раз за разом. Это могут быть самые разные традиции, не всегда в хорошем понимании этого слова, но они непременно присутствуют. А теперь я хочу вам предложить послушать высказывания детей о семье и семейных традициях.
Релаксация
В каждой семье есть свои традиции и увлечения и мы предлагаем вам рассказать о своих семейных традициях и увлечениях.
Я приглашаю __________, которая представит презентацию о своей семье и семейных традициях.
приглашаем ________-- с презентацией о своей семье.
ПРЕЗЕНТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ
Релаксация
У некоторых семей нет своих семейных традиций и семейных праздников. Что же им делать, ведь мы сегодня поняли, что семейные традиции помогают укреплять семейные отношения и помогают в полноценном воспитании ребенка.

Предлагаю Вам несколько идей. взять во внимание опыт данных семей и создавать свои, какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно

Традиция 1
- Начните с малого - чтение на ночь. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.
Традиция 2
- Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Если ребенка заинтересовала кулинария дать ему возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе.

Традиция 3
-- Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, нужно отмечать этот день как самый лучший праздник! Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов.

Традиция 4

Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему потом вспомнить свое детство.
- Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен!

Традиция 5 Семейные архивы

Это не прошлое, это всегда завтрашнее.

Семья обязательно должна иметь свой архив: грамоты, медали отцов, дедов, историю своего рода и фамилии.

Конечно же - семейный альбом.

Традиция 6 Семейный альбом

Это огромное пространство нашей жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы листали в последний раз свой семейный альбом?

Рассматривание фотографий, оформление страниц альбома – именно такое общение необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.

Образ на фотографии всегда ассоциируется каким-либо рассказом из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 7 Семейный отдых на природе

У кого из вас есть такая традиция - выезжать на природу (на дачу) вместе с ребенком?

Природа оказывает на ребенка положительное влияние. Развивает личность дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком. Прогулки на природе благоприятно влияют на здоровье человека, развивают его, учат беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.

Традиция 8 Семейное посещение театров, музеев, выставок

А теперь узнаем, кто же из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки? (ответы родителей)

Человеку во все времена свойственно стремление к красоте. Как мы знаем, каждый народ имеет свою культуру, обычаи, традиции. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником не только для ребенка, но и для всей семьи

Традиция 9 Коллекционирование

Очень хорошо, когда в семье есть традиция. А если же нет, то можно предложить – коллекционирование. Собирать всем вместе какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки). В результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Вывод: семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе.
Предлагаю вам подумать и решить согласны вы или несогласно вести семейные традиции, поднимите табличку (да,нет).
Закончить нашу встречу предлагаю пословицами и поговорками о семье.
Начало пословицы вы видите на экране, а вас попросим продолжить
На что и клад…(когда в семье лад)
Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)
Семейный горшок… (всегда кипит)
В хорошей семье.. (хорошие дети растут)
Семья в куче… (не страшна и туча)
В каждой избушке…(свои погремушки)
Где любовь да совет…. (там и горя нет)
Когда семьи нет… (так и дома нет)

Родителям раздаются памятки «Ценности семейного воспитания»

У нас в группе есть тоже традиции,и одну из них мы с Вами сегодня обязательно ее вспомним….. (совместное чаепитие)


Ткаченко Елена Юрьевна

Круглый стол «Семья. Семейные традиции»

Цель: углублять представления воспитанников об общечеловеческой ценности семьи и соблюдении семейных традиций, объединяющих родных и близких людей.
Задачи:
Раскрытие в ходе делового обсуждения значение понятия «семейные традиции»,
Развитие умений высказывать свое мнение по теме круглого стола;
Воспитание уважительного отношения к родным и близким.

Ход занятия:
1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете.
2. Основная часть.

Стихотворение-загадка.
У меня есть мама, у меня есть папа
У меня есть дедушка, у меня есть бабушка
А у них есть я. Что это?
Продолжить предложение: «Семья – это…..»
«Семья – это когда все вместе».
«Семья – это папа, мама, много детей и собачка. В семье детям должно быть хорошо»
«Семья – это совместные праздники, это когда в гости приходят бабушки и дедушки» и т.д.
- Как вы думаете, что для человека значит слово “счастье”?
- Это карьера, семья, власть или деньги?
- Конечно, счастье - это прежде всего семья.
- А как вы думаете, почему семья ассоциируется с счастьем?
(Слово “счастье” подсказывает ответ. Ведь в древние времена оно звучало иначе “сочастье”, т.е. соучастие твое в делах других людей, бедах и радостях других людей, и этих других - в твоих собственных заботах, трудах и удачах. А где, как не в семье, присутствуют такие люди, которые поддержат тебя в трудную минуту и не будут требовать ничего взамен! Только в семье не смотрят на твой социальный статус, карьерный рост, поступки. Важен сам человек, которого любят ни за что-то, а просто так, за то, что он есть!)
3. Рассказывание истории.
- Послушайте притчу про одинокого мальчика!
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился своими радостями и горестями. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря и встретил седого старика. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? - спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки и правнуки.
- Посмотри! - сказал старик. -Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена будут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым.
- О ком говорится в притче? Почему мальчику было грустно? Кого встретил мальчик на берегу моря? Как жил старик? Как относились члены семьи друг к другу в семье старика? Что беспокоило главного героя? Как старик помог мальчику? Почему мальчик согласился остаться? Что понял мальчик в гостях у старика? (Теперь он научился радоваться)
- А как вы думаете, почему это произошло? Что появилось у мальчика? (Конечно же, семья!)
4. Формирование понятия «семейные традиции»

6. Подведение итогов.
Ребята, вы много времени проводите здесь, в школе, в нашей группе. Можно и для нашей группы придумать традиции. Я предлагаю…….

Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, поддержка. Это – главные качества, которые воспитываются на традициях семьи.



И совсем-совсем неинтересно.
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье.
Припев:



Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.
Что иногда бываю я, конечно,

Меня не напугают неудачи,

Припев:
3. Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит:
Я счастливей всех на этом свете!
Припев:

Лежит передо мной игрушек куча,
Но всем уже давным-давно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсем-совсем неинтересно.
А вот когда со мной мои родные
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье.
И всегда так было, есть и будет…
Припев:
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я весёлой, буду очень рада,
Если будут рядом сестрёнка с братом.
А ещё я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка и бабушка рядом.
Ну, а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.
2. И надо мне признаться папе с мамой,
Что иногда бываю я, конечно,
Немного непослушной и упрямой,
Но люблю, люблю Вас бесконечно!
Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит:
Я счастливей всех на этом свете!
Припев:
3. Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит:
Я счастливей всех на этом свете!
Припев:

Консультация для родителей
"Семейные традиции"
(Круглый стол)

Цели: — способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;
- обмен опытом семейного воспитания и традиций;
- повышение педагогической культуры родителей;
- поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Беседа «Семейные традиции»
Воспитатель.Как вы думаете, что означает слово «семья»?(Ответы)
(родители приводят свои слова-ассоциации с этим словом)
Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья — это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
По определению Владимира Ивановича Даля, «семья - это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми»
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы - заканчивайте.
В гостях хорошо, а…(дома лучше)
Не красна изба углами, а…(красна пирогами)
Каково на дому, таково и…(самому)
Дети не в тягость, а…(радость)
Когда семья вместе, и…(сердце на месте)
Всякой матери свое…(дитя мило)
На свете все найдешь, кроме…(отца и матери)
Мать кормит детей, как…(земля людей)
Нет дороже…(отца с матерью)
Семья - это …(семь Я)
Как говорил философ Иван Александрович Ильин, «семья - первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец»
Чешский психолог З. Матейчек отметил: «Семья это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей.
В книге «Нестандартный ребенок» психолог Владимир Леви раскрывает «образ дома» во всем его многообразии:
«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка… Постоянное насилие над волей, связанность… равнодушие, одиночество, скука… Дом сломал меня…»
«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным - сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов атрофия воли…»
Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка - но местом, где можно жить. Местом, где жить хочется.
Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью. -А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка - семье или детскому саду?(Ответы родителей)
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка»(Закон РФ «Об образовании»)
Уважаемые родители! Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня мать», «что мне показал отец».
Семья дает ребенку - то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей - человек, то «мера» родителей - ребенок.
Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
Как вы считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли мы этому своих детей?(ответы)
Давайте сегодня поговорим о семейных традициях:
…Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе - семья.
О. Высотская

1.Мини-анкеты
Воспитатель.Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты «В каждом доме свои традиции»
- Что по вашему, входит в понятие «семейные традиции?»
- Какие семейные традиции есть в вашей семье?
- Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
2.Ознакомление с традициями семей.
Родители рассказывают о своих семейных традициях.
Семейные традиции- это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с ребенком посещать музеи, выставки. Это и совместные игры. Поздравления родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.

Воспитатель. В наших с вами руках - вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную
Берегите друг друга
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте. О. Высотская
Предлагаем родителям взять с собой «Чудесную сумку» и положить в нее то, что хотели бы взять с собой родители из приобретенных сегодня знаний в будущее.

Классный час, Круглый стол на тему « Семья. Семейные ценности».

Студенты 1 курс

Цель: Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям, близким, а также влиять на формирование культурных традиций в обращении взрослых и детей.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости, преподаватели, мастера, ребята.

Вслушайтесь, пожалуйста, в эти строчки задумайтесь над сказанным.

Время – вроде замкнутого круга,

Год мелькнул как месяц, день, как час,

Почему – то выслушать друг друга

Не хватает времени у нас.

Может, стоит нам остановиться

Среди этой вечной кутерьмы?

Может, Разглядеть поближе лица

Друг у друга всё ж успеем мы?

Итак, ребята, наш классный час называется Семья. Семейные ценности».

На нашей встрече присутствуют:

Соцтальный педагог Темирбаева О.В., Психолог Соболевская Ю.Ю., Преподаватель Фоменко И.М., Директор Денисовского краеведческого музея, а так же депутат районного маслихата Таран Н.И., Инспектор по делам не совершеннолетних Макаева Д.Н ________________________

Начнем с того, что скажем, что же такое - НРАВСТВЕННОСТЬ.

(Отвечают обучающиеся)

НРАВСТВЕННОСТЬ – это правила, определяющие поведения, духовные душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил. А что же такое нравственные ценности?

Мы можем определить для себя общее понятие, что нравственная ценность – это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки – это те запреты и разрешения, которые мы запоминаем в раннем возрасте и храним в себе вплоть до образования собственной семьи. Благодаря этой установке мы стремимся к добру, проявляем любовь к людям, природе, Родине, к своему народу.

СЕМЬЯ.

До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения, не случайно же слово такое образовалось - СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Семейные обязанности были распределены. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Есть тому много свидетельств, вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки.

Да, одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья – главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.

Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится.

И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения.

Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да)

Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (нет)

Т.е. представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место – самое важное ит.д.)

Посмотрите, как единодушно распределились у вас 1 и 2 места – семья и дети.

(варианты ответов)

Действительно почему для человека так важна семья

Беседа по теме классного часа . В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные… Давайте попытаемся продолжить этот список (получаем жизнь, это место, где нас любят, прощают, заботятся…)

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

И провожают в путь с добром!

Беседа с учащимися.

Что же такое «семья»?

(ответы детей)

Как вы понимаете тему классного часа «семья, семейные ценности»?

(ответы детей)

Соц. педагог. Ольга Владимировна

Семья – это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети)

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда.

Получается, что статус семьи в мире достаточно высок. Семья – это связь поколений. В традициях русской семьи большое количество детей. У истоков стоят родители. В семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. У каждого из вас есть дом, семья, родня. У кого-то семья большая, а у кого-то маленькая. И в каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции.

Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение.)

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители стараются передать детям свои знания, свою веру. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? (конечно, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди).

Диана Николаевна «Сфера семейно бытовых отношений»

Библиотекарь

А чем отличаются семьи друг от друга? (правильно, количеством, обычаями, традициями).

Кем вы можете гордиться в своей семье?

Как вы проводите свободное время в семье?

Какие у вас существуют кулинарные традиции?

Расскажите о семейных праздниках.

Инна Михайловна « Семейные традиции» - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев. В традициях обычно отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности.

Какие бывают традиции? Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей, другие, новые традиции отражают завоевания советского общества и являются общим достоянием. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

Мы с вами говорили, что семьи отличаются друг от друга обычаями, традициями. В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

Отмечать семейные праздники – это тоже семейная традиция. Одной из распространённых русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас. Всё течёт, всё меняется – меняются вкусы людей. И другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными. Назовите, какие блюда любят в ваших семьях? (дети рассказывают)

Анкетирование . Из 30 опрошенных 26 человек на первое место ставят семью, 2 человека на 1 место ставят – карьеру, 1 человек на 1 место ставят – отдых, или путешествие, 1человек на 1 место ставят – материальные блага.

Психолог Юлия Юрьевна «Отношения с родителями»

1. Проявляйте внимание к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуйте их чем – нибудь. Это помогает наладить контакт.

2. Постарайтесь объясняться с родителями человеческим языком – это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

3. Попросите родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.

4. Помните, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайтесь не устраивать в это время дома шумных вечеринок.

5. Если родители ведут себя с вами как с маленьким ребенком, напомните вежливо им, что вы уже повзрослели и хотели бы вместе с ними решать проблемы, связанные с вашей жизнью.

6. Дайте понять родителям, что вы нуждаетесь в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.

7. Разговаривайте со своими родителями, сообщайте им новости вашей жизни.

8. Старайтесь не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.

9. Помните, что родители тоже могут совершать ошибки. Будьте снисходительны.

10. Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайтесь, что бы произошло, если бы вам было позволено все.

11. Если произошла ссора и вы чувствуете себя виноватым, найдите в себе силы подойди первым. Уважение вы не потеряете, поверьте.

12. Установите с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попросите их об этом.

13. Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнеситесь к ней с пониманием.

14. Возвращение домой к определенному времени – это способ оградить себя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаетесь, обязательно позвоните, они же волнуются. Поберегите их для себя.

15. О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить вас от друзей. И все это может произойти, как вы считаете, из – за пустяка. Родителей же этот «пустяк» может вывести из себя. Подумайте, может быть, родители видят опасность, которую вы либо не осознаете, либо приуменьшаете.

16. Если вы рассержены на кого – либо из друзей, учителей, раздражены на грязь, слякоть, а также на «двойку», поставленную «ни за что», не срывайте зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

Старайся во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.

Помни: нет безвыходных ситуаций. Никогда не опускайте руки. Пока мы живем, мы способны улучшить свою жизнь.

Когда тебе плохо, найди того, кому ещё хуже, и помоги ему – тебе станет значительно лучше.

Относись к другим людям так, как хотелось бы чтобы другие люди относились к тебе.

Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек обстоятельствами.

Самое ценное в нашей жизни – здоровье. О нем нужно заботиться. Спать столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объявить войну курению.

Помните: жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.

Анализируйте каждый прожитый день – учиться лучше всего на собственных ошибках.

Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач – оптимизм

Относись с уважением к своим родителям, учителям,

старшим по возрасту и всем другим людям.

Уважение – это признание того, что мнения и взгляды других людей имеют право на существование, даже если я сам с этими мнениями и взглядами не согласен. Уважение – это признание за другим человеком, а также и за собой права свободы слова, мысли и действий, это сохранение определённой дистанции между собой и другими людьми.

Да и в близких отношениях, например в семье, нам следует обязательно быть внимательными к личному пространству свободы других.

«Относись с уважением (почтением) к своим родителям, учителям и старшим по возрасту» - это можно распространить на всех людей вообще, в том числе и на всех учителей. Уважать другие культуры, обычаи и религии не менее важно, чем уважать мнения и взгляды на жизнь других людей.

Будь приветлив со всеми живыми существами.

Будь искренним.

Будь добрым.

Наталья Ивановна «Роль семьи в Казахстанском обществе»

Поведение итогов

Мы много говорили сегодня о ваших семьях, о разных семейных традициях. Для чего же они нужны? (дети отвечают) правильно, чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Итак, мы пришли к выводу, что семья считается одной из важнейших ценностей.

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья – луча серебристого

Вы в силах родным подарить.

Ребята, а нас можно назвать семьёй? (дети отвечают) в какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.

Я надеюсь, что группы студентов которые здесь присутствуют станут дружной семьёй и, как в хорошей семье, в нём будут царить любовь и взаимопонимание.

И в завершении разговора небольшой стих прочтет воспитанница кружка «Художественное слово» Некерова Кристина

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители во всём мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле.