Пакет контрольных заданий для кандидатов в замещающие родители «Счастливое детство – в семье

Школа приемных родителей. Эксзамены

Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко», пос. Нововосточный.
Описание: данный тест предназначен для кандидатов в замещающие родители,проводится по окончанию изучения курса "Школа приемных родителей".
Цель : проверка усвоения материала.
Задачи:
1. проверить знания у кандидатов в замещающие семьи;
2. развивать память, мышление, речь;
3. прививать чувство ответственности, честности.

Экзаменационный тест .

Инструкция: выберите правильный ответ, допишите или дополните предложения

Ф.И.О., дата _____________________________________________________________

1.Приёмный ребёнок, находящийся под опекой (попечительством), на общение с кровными родственниками:
а) имеет право;
б) не имеет права.

2.Какой из этапов адаптации считается самым критическим?
а) «Медовый месяц»
б) «Уже не гость»
в) «Вживание»
г) «Стабилизация отношений»

3.Напишите основные причины, по которым несовершеннолетние дети могут остаться без попечения родителей.

4.Должны ли данные факты быть подтверждены официальными документами?
a)да;
б)нет.

5.Какие семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существуют в РФ? Напишите.

6.Перечислите основные потребностей ребёнка, которые родители должны удовлетворять до 16 лет ребенка.

7.Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Приемным родителям может показаться, что хорошего и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как хочется взрослым. В такой момент приемные родители могут испугаться, не совершили ли они ошибку? Правильно ли сделали, что взяли этого ребенка в семью? Здесь нужно отметить, что подобные ситуации - закономерный процесс. Причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.
Почему кризис необходим приемной семье?

8.Проверка жилищно-бытовых условий проводится по формальным признакам и фактическому состоянию. Какие признаки относятся к формальным, а какие к фактическим?
a)количество зарегистрированных на данной жилплощади людей и кто является владельцем какой доли жилья или ответственным квартиросъемщиком;
б)обследовании жилищно-бытовых условий кандидатов;
в)документы, подтверждающие права собственности на жильё, в которых указаны основные параметры квартиры/дома;
г)выписка из домовой книги.

9.По каким признакам Вы поймете, что у Вашего приемного ребенка формируется привязанность к Вам?

10. Укажите основные способы поиска ребенка для усыновления, установления опеки, принятия в приемную семью.

11.С какого периода начинается половое развитие ребенка?

A)ранний дошкольный возраст;
б)подростковый возраст;
в)младенческий возраст;
г)младший школьный возраст.

12.Что относится к правовым критериям подбора семьи, а что к психологическим?

А) Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
-лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
-лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
-отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
-лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка;
б) личностные качества родителей;
в) наличие у нее постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям;
г) внутрисемейные взаимоотношения;
д) отсутствие у кандидатов в приемные родители судимости за умышленное преступление;
е) мотивы.

13.Какова, по вашему мнению, роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста?

14.К какому виду насилия относится преднамеренная социальная изоляция ребенка:
a) физическое насилие
б) сексуальное насилие
в) психологическое насилие
г) пренебрежение нуждами ребенка

15.На каком из этапов переживания горя и потери ребенок бессознательно не воспринимает потерю (разлуку) матери как реальную?
a) депрессия и вина;
б) стадия гнева;
в) шок и отрицание;
г) принятие.

16.Соотнесите.
Физическое насилие
Сексуальное насилие (развращение)
Психическое (эмоциональное) насилие
Пренебрежение нуждами ребенка

А) - открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;
- унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе;
- угрозы бросить ребенка, манипуляции: «Не любишь меня - уходи к другой маме», «Ты мне такой не нужен»;
- игра на чувствах ребенка.
б) преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
в) - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию;
-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
г) вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

17. Вспомните основные сферы развития человека. Дополните предложения:
На каждом возрастном этапе, ребенок развивается сразу в нескольких сферах одновременно – малыш учится двигаться (_________________ сфера),
изучает собственное тело (_____________________сфера),
изучает окружающую среду (_________________________ сфера),
учится общаться с людьми (__________________________ сфера),
выражает чувство протеста (_______________________ сфера),
видит осуждение взрослого за свой проступок (_______________________сфера).

18. Допишите ведущий вид деятельности к каждому возрастному периоду.
а) период новорожденности___________________________
б) раннее детство_________________________
в) дошкольное детство______________________
г) младший школьный возраст (отрочество)______________________
д) подростковый возраст (юность)____________________

19. Перечислите признаки нарушения привязанности в поведении ребенка.

20.В чем, по вашему мнению, заключается обеспечение безопасного воспитания ребенка?

Ключ.
1.а
2.б
3.Причины: алкоголизм, наркомания, длительное отсутствие, смерть родителей, лишение их родительских прав, признание родителей недееспособными.
4.а
5.Приемная семья, опека и попечительство, усыновление/удочерение, патронатное воспитание.
6.Потребность в любви, быть своего возраста,в защите, в научении, быть самим собой.
7.Кризис на втором этапе помогает выявить проблемы у ребенка, невозможно без него перейти на следующий этап адаптации.
8.Формальные - а,в,г. Фактические - б.
9.Ребенок смотри в глаза, улыбается, доверяет, идет за помощью, старается ве свободное время проводить с новыми родителями.
10.Банк данных, опека, детские дома, интернет, детские медицинские учреждения.
11.а
12.Правовые - а,в,д. Психологические - б,г.
13.С помощью игры у ребенка развиваются все стороны. Память, мышление, речь и так далее.
14.в
15.в
16.Физическое - б. Сексуальное - г. Психологическое - а. Пренебрежение нуждами - в.
17.Физическая - сексуальная - интеллектуальная - социальная - эмоциональная - нравственная.
18.а - эмоциональное общение, б - предметно-манипулятивная деятельность, в - игра, г - учение, д- трудовая деятельность, общение.
19.Агрессия, аутоагрессия, непослушание, отказ выходить на контакт.
20.Обеспечение безопасности - это объяснение и научение правилами поведения дома, что можно, что нельзя (бытовая техника,электроприборы,окна,балконы, кому можно открывать дверь, кому нельзя, и так далее). Научить как вести себя если завел разговор не знакомый человек и так далее.

Выкладываю сканы моих ответов тестового задания. Там очень интересная система оценки. Учитываются только правильные ответы, неправильные не учитываются. Разумеется, очевидным решением будет поставить галки везде. Но тут уже "члены комиссии" могут засовмневаться в "знаниях" кандидата. при этом количество неправильных галок для таких "сомнений" нигде не прописано, но правило "сомневаешься - ставь" я всёже советую применять. Вопросы составлены с ловушками и зачастую весьма расплывчато. По этому бланку работают все ШПР Москвы, к нему есть ключ, по которому старятся правильные ответы. Проверяющие ШПР в первую очередь смотрят эти бланки и насколько их проверка соответствует ключу (который, бггг, первоначально сам был неверный, потом исправили)
Адекватность вопросов прошу не обсуждать - это вопрос к адекватности составителей. Занятия в той ШПР, где я был вообще никак не коррелировали с вопросами бланка. Это были скорее некие общие курсы родительской компетенции с начальными знаниями по психологии. Все занятия вела одна и та же сотрудница детдома из "социальной службы", только на первые занятия один раз пришёл сотрудник из местной опеки и ещё на одно - врач из присоединённого дома ребёнка, больше иных тренеров не было.
Лист 1

Разумеется, без знаний что такое "семейная система" воспитание ребёнка невозможно! А вы знаете, что это?
Про "семейные правила и традиции" долго пытался угадать социально желательный ответ, и мне это удалось:)
Просьба и предупреждение - ДЕСТРУКТИВНЫЕ методы воспитания, помните!
А депривация можнет быть материнской, но не может быть отцовской, такая вот дискриминация депривации:)
Лист 2!


RAD - как суслик. Ты видишь его? Нет. А он - ЕСТЬ! Так и здесь. Размытой привязанности, оказывается, не существует.
Трудное поведение в процессе адаптации? Нет такого, если верить тесту. Правда, непонятно про что тут половина постов...
Вопрос 7 - это как раз вопрос-ловушка. Я проверяльщиков я просил уточнить формулировку. Вроде бы, очевиден ответ, который я поставил, однако это НЕПРАВИЛЬНО! Надо было ставить не только "вся семья", но и поставить галки напротив всех остальных ответов про детей и родителей, хотя они, в общем-то не являются правильными, т. к. они неполные. Но в ключе они "в совокупности" стоят как правильные. Конечно, не будь в бланке полного ответа, конечно я бы их отметил, но имея исчёрпывающий вариант ответа, мне и в голову не пришло отмечать ответы неполные.
Лист 3


Оставим аопрос, зачем знать про контроль над усыновлёнными, допустим, опекунам, тут фишка в том, что контроль "в зависимости от ситуации" тоже верный, несмотря на то, что противоречит федеральному закону! В формулировке вопроса не указано, что опека может только "купить" право этого контроля, если усыновители согласятся на это, согласившись на усыновительские выплаты. Кандидат должен после обучения демонстрировать готовность на все виды контроля, независимо от формулировок!
12 вопрос, каюсь, не угадал. Но по-моему, это настолько ничтожная вещь - ведь если не собираешься бежать, всё равно скажешь опеке, когда и куда переезжаешь, не так ли? Это же не одного дня дело.
Лист 4


Не знаю, если ли в 17 и 18 ещё правильные ответы. Но мне кажется, что сами ситуации - когда малыш плачет неделями и школьник не аттестован по бОльшей части предметов - уже вызывают вопросы к педагогическим и родительским компетенциям принимающего родителя вообще, как такое в принципе возможно.
И последний лист


в 19 всё правильно сделал - НЕ отметил самые бредовые варианты.
Ну а в последнем ещё один правильный ответ - звонить в ментовку. Далее КДН, опека и так далее. До утра ждать, как это всегда делали - НЕЛЬЗЯ! Это тот случай, когда официальная наука не разрешает воспитывать детей так, как это требуется. Я уже молчу, что в общем-то прийти домой после 22.00 это скорее норма для подростка, тем более летом.
Вот такой вот тест! Надеюсь вам понравилось! Те, кто сейчас в московских ШПР - имейте в виду, запомните правильные и неправильные ответы. Иногда так бывает, что в конце занятий тренер просто диктует правильные ответы (учитывая бредовость опросника, я скорее ЗА это), но у нас это было только на юридическом блоке, я не записывал - был уверен, что тут-то проблем не будет, а вот как оказалось, не знаю в какой срок надо о переезде сообщать! 10 лет на одном месте живу и не знаю!
Если не сдал - мир не рухнет, хоть и пересдать нельзя. Надо ЕЩЁ РАЗ отсидеть весь курс, хоть в той же ШПР, хоть в другой. Число попыток не ограничено:)
И ещё. Корочка ШПР - отнюдь не пропуск в мир приёмного родительства. Опека на этапе выдаче заключения может запросить детдом, где проходили ШПР, на предмет "оценки личности кандидата". Если тренеры ШПР "за вас" - наверное, проблем не будет. А если у вас отношения не очень, или формальны - то "мы обязаны сообщить". Так что на всякий случай фильтруйте базар на тренингах и рефлексии.

Министерство образования вводит со следующего года обязательные тесты для потенциальных приемных родителей в нескольких регионах. Если эксперимент признают удачным, эту практику распространят повсеместно. Об этом сообщила газета «Известия» . Корреспондент фонда «Измени одну жизнь» выяснял, из чего будет состоять тестирование, чего опасаются родители в связи с нововведением, и почему эксперты видят в тестах больше положительных сторон, чем отрицательных.

Личная история

Забирать трехлетнего Мишу пришли во всем красивом: Зоя Ивановна в красном отороченном чернобуркой пальто, Константин Павлович в добротном коричневом габардине и широкополой модной шляпе. Миша, один из потерявших родителей пассажиров разбитого бомбой эшелона с комсомольцами Прибалтики, был их последним шансом завести ребенка: за десять лет брака своих детей у пары не появилось.

Подавая документы на усыновление, боялись: не вполне благонадежная биография (приемный папа полгода служил телеграфистом в штабе Антона Деникина) могла повлиять на решение комиссии. Но обошлось: по военному времени на такие вещи внимания почти не обращали, были бы люди хорошие и непьющие.

Это было в городе Горьком поздней осенью 1941 года, и усыновленным мальчиком Мишей был мой отец. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы приемным родителям перед усыновлением требовалось бы проходить тестирование, внедрить которое предлагают сегодня в Минобрнауки. По словам чиновников, это делается ради предотвращения проблем, возникающих с приемными детьми после устройства в семьи «замещающих» родителей.

Сдать экзамен на приемных родителей

Само по себе тестирование разработано вполне профессиональной командой и достаточно продумано. Уже известно, чтоотбор приемных родителей будет проходить в четыре этапа :

1. Семья проходит структурированное интервью, предназначенное для отсеивания явно неподходящих кандидатов;

2. Выявление психопатологий и аддикций (алкоголизм, наркомания, склонность к насилию и т. д.);

3. Общая оценка социально-психологического состояния и выявление сильных сторон у кандидата и семьи в целом;

4. Определение, подойдет ли эта приемная семьям конкретному ребенку.

Психологическое заключение, которое выдается в результате такого теста, и предполагается сделать важнейшим документом среди подаваемых «соискателями» приемных детей.

Уже разработан пакет методик и алгоритм проведения тестирования, рассказала «Известиям» международный эксперт по защите детей и главный разработчик данной программы Галина Семья из Центра развития социальных проектов. Вскоре в нескольких пилотных регионах (пока не уточняется, каких) тестирование начнут предлагать приемным родителям как добровольное - так пройдет апробация этой технологии. После подтверждения надежности данной технологии будет поставлен вопрос внедрения во всех регионах.

Соединив это тестирование с обязательным же обучением приемных родителей, в Минобрнауки надеются с вести к минимуму возможные неудачи.

Согласно статистике министерства, в России ежегодно отменяется более 8 тыс. решений о передаче ребенка на воспитание в семью. В прошлом году эта цифра составила 6677 (из них 6563 - опекаемые, в том числе 1540 - из приемных семей, 55 - из патронатных семей, 114 - усыновленные), из них более 4600 решений отменено по инициативе замещающих родителей (то есть - возврат ребенка в детский дом), более 800 - в связи с ненадлежащим выполнением ими своих обязанностей по воспитанию детей, 33 - по причине жестокого обращения с детьми.

Почему родители опасаются тестов

При этом сами приемные родители зачастую напуганы возможным нововведением. «Не могу утверждать, что я прошла бы это тестирование успешно», — сомневается москвичка Ирина Краева , три года назад удочерившая 12-летнюю Катю. Сейчас девочке 15, родной дочери Ирины Свете 11, «полет», как говорят в таких случаях, «нормальный». Однако кто знает, как среагировали бы тесты на некоторые особенности семьи - например, на то, что все в этом доме предпочитают спать не на кроватях, а на расстеленных по полу матрацах? Или на вегетарианство?

«Сейчас такие вещи - вопрос личного усмотрения сотрудника опеки, который, увидев адекватную обстановку в семье, разрешит усыновление и в таком несандартном случае, а если критерии будут формализованы в виде теста, разрешивший усыновление сотрудник опеки станет нарушителем», беспокоится Ирина. Впрочем, как заверяет Галина Семья, последнее слово все равно будет оставаться за психологом, проводящим собеседование с претендентом.

Мнение экспертов

С опасениями родителей до некоторой степени согласны и разработчики программы.

Так, один из руководителей-разработчиков теста старший научный сотрудник Института психологии РАН Александр Махнач подчеркивает: необходимо, чтобы такое сильное и потенциально полезное средство, как тестирование, было в правильных руках, которые управляются умной головой. Если неумело пользоваться этим инструментом, это повлечет за собой непредсказуемые последствия, скоропалительные решения и искалеченные судьбы детей и кандидатов в приемные родители.

Нужна крайняя тектичность и осторожность, согласен столичный уполномоченный по правам ребенка Евгений Бунимович . Впрочем, пользы от тестирования все же больше, чем потенциального вреда, говорит эксперт: «Это лучше, чем после неудачного усыновления ребенка возвращают».

Но при внедрении тестирования Минобрнауки наверняка столкнется с той же проблемой, которая уже была озвучена психологами в связи с проектом социального патроната. В России, особенно в провинциальных регионах, просто нет нужного для грамотной работы количества квалифицированных психологов.

Фото - paidagogos.com

Если вы вдруг решили стать опекуном или усыновителем - не ходите на психологическое тестирование , обследование, исследование - как бы его ни назвали - не ходите туда, куда вы можете не ходить. Такой совет дает Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному праву, усыновлению, опеке, попечительству, защите прав родителей и детей.

  1. В чем дело?

С некоторых пор, особенно в Москве, всех выразивших желание стать опекуном или усыновителем, «направляют» в две государственных организации, которые проводят «добровольное психологическое обследование» кандидатов. По результатам этих обследований составляется некое заключение, которое не только выдаётся на руки кандидату, но и направляется напрямую в орган опеки.

Затем орган опеки использует выводы этого заключения при составлении официального заключения о возможности быть усыновителем или опекуном. Часто именно выводы этого «обследования» кладутся в основу «отказа» (т.е. заключения о не возможности быть опекуном), либо используются для установки каких-либо ограничений в положительном «заключении о возможности быть…» (например, «только дети старше 12 лет» и т.п.)

  1. Чем мне опасно «психологическое обследование»?

Прежде всего, непредсказуемостью результатов. Если вы «просто» пойдёте к психологу и попросите его ответить на какие-то стоящие перед вами вопросы, он это сделает, и результатом будет, например, бумага, которую вы можете сами почитать, а можете - в опеку отнести.

В случае же «добровольного психологического обследования», на которое вас отправила опека, вариантов нет - бумага от государственного психолога окажется в органе опеки без всякого вашего участия.

Не предусмотрено никакой возможности обжаловать или оспорить результаты «обследования», поскольку оно - добровольное, и вас туда, строго говоря, ходить не заставляли. А уж коли сходили - никто не виноват, что результаты вас не устроили.

Таким образом, если государственный психолог что-то неправильно понял, как-то неправильно провёл это обследование (хотя нет и правил никаких!) - вы не можете с этим ничего поделать. Например, вам могут написать, что у вас «недостаточно развиты родительские компетенции» и потому детей вам давать не стоит (как обычно пишут, «нецелесообразно»). Спорить с этим выводом нельзя: ведь это просто мнение какого-то там «специалиста», как можно вообще спорить с мнением?

При этом, учитывая, что вы «сдались» добровольно, орган опеки с удовольствием использует выводы «обследования», где «нецелесообразность» или «недостаточность компетенций» превратит в формулировку «не может быть опекуном».

И оспорить такую бумагу в суде станет крайне сложной задачей (если не невозможной).

  1. А мне говорят, что если не пройти это «обследование», то заключение «не дадут»…

Сама возможность проведения такого обследования предусмотрена Постановлением правительства РФ № 423 , где оно названо «добровольным» и находится в той части документа, где речь идёт об обязанности органа опеки организовать как школу приемных родителей (что не означает, что вы не можете найти ШПР для себя сами), так и «добровольное психологическое обследование», которое, если нужно вам, расскажет вам же о том, готовы ли вы к принятию ребёнка в семью.

Слово «добровольное» означает наличие у кандидата доброй воли (собственного желания) пройти какое-либо обследование. Если такой воли нет - заставить нельзя.

  • Добавить в избранное 1