"Подросток" (Достоевский): история создания и подробный анализ романа. Подросток. Достоевский Ф М - «Подросток Ф.М.Достоевского - книга о вечной проблеме отцов и детей, написанная на смене эпох. Трагедия русского дворянства. Метание одинокой души.» Роман

Труды такого известного классика, как Федор Достоевский, мыслителя современной русской классики до сих пор не утратили своей актуальности. А даже наоборот приобретают все большую заинтересованность не только в кругах исследователей творчества Федора Михайловича, но также молодежи и людей более старшего поколения. Роман Достоевского «Подросток» был написан в 1875 году и был опубликован в журнале «Отечественные записки» этого же года. Характер этого произведения таков, что волей-неволей задумаешься не только об абстрактном смысле жизни, но собственного положения, своего душевного состояния на сегодня. Роман, действительно, заставляет крепко задуматься о своей жизни, да к тому, же еще и помогает чувствовать себя при этом человеком ищущим и мыслящим. Такое влияние оказывает роман на миллионы умов, читающих его.

Самой первой идеей, бросающейся в глаза анализирующему произведение читателю, является, пожалуй, стремление автора отразить взаимоотношения между отцами и детьми, их проблемы и выходы из проблемных ситуаций. Причем не только в частном порядке, но и более масштабном – например, взаимоотношения поколений отцов и детей. Также в роман грамотно и удачно вплетена тема религии и отношения человека к духовным ценностям.

Итак, развитие отношений, большей частью, происходит между двумя героями – это подросток Аркадий Макарович Долгорукий (фамилия у Аркадия была его формального отца) и его отец Андрей Петрович Версилов. Главному герою – подростку Аркадию – девятнадцать лет. По современным меркам в таком возрасте люди причисляются уже к юношеской поре своих лет, а не подростковой. Но Ф.М.Достоевский видит его подростком вполне обоснованно, ведь все окружающие считали Аркадия таковым. Он по этому поводу очень возмущался говоря: «Какой я подросток! Разве растут в девятнадцать лет?»

К своим годам Аркадий уже окончил московскую гимназию, однако дальше учиться идти не хочет. Вместо этого решил он воплотить свою заветную мечту – стать самым богатым человеком, таким как, например Ротшильд. «Для чего он хотел богатства?» – спросите вы. И ответ будет таков – ему очень сильно хотелось быть могущественным и жить уединенной жизнью. «К чему такое, казалось бы, безумное стремление» – невольно подумает читатель. А дело все было в том, что у Аркадия были проблемы в общении с людьми. Ему всегда казалось, что с него смеются, и он выглядеть глупым. Характер у него был, как свойственно и всем подросткам, склонный к гордости, самолюбию и экспансивному радикализму.

Итак, после окончания гимназии Аркадий переселяется в Петербург, куда его пригласил его родной отец Версилов, чтобы найти работу или как раньше это называлось «поступить на службу». В Петербурге также живет его мать – Софья Андреевна, и сестра – Елизавета Андреевна. Отец Версилов очень активно проповедовал русскую культуру, всевозможные идеи духовности русского дворянства, «всемирное гражданство» и «всепримирение идей». Конечно же, такой человек будет служить значимым авторитетом для Аркадия и занимать в его жизни главное место. Ведь Версилов в глазах подростка был не просто отцом, но также и идейным вдохновителем.

Однако, несмотря на такое отношение к Версилову, Аркадий все же попал под влияние пересудов о его отце. Поэтому в Петербург он едет с каким-то внутренним напряжением и задачей выяснить, на самом ли деле Версилов совершал все те гнусные поступки, которые приписывала ему людская молва. И вот приехав, Аркадий поступает на службу секретарем к Сокольскому Николаю Ивановичу, который был раньше другом Версилову. Послужив совсем не долгое время, Аркадий уходит от Сокольского в очередном своем порыве гордости и уязвленного самолюбия, потому, что дочь Сокольского обвинила его в шпионстве.

И тут Аркадию в руки попадают два письма. Одно из которых – это уведомление о том, что судебный процесс о наследстве с Сокольскими, который Версилов выиграл, может быть пересмотрен и решение будет явно не в пользу отца Аркадия. А второе письмо было от дочери Сокольского, Катерины Николаевны, и говорило о слабоумии ее отца и что ему требуется опека. Такое содержание письма могло бы очень сильно рассердить Сокольского и настроить против дочери. Аркадий, тем не менее, не растерялся и спрятал второе письмо.

Полезно молодым людям

История о подростке, который хотел развить свои отношения с родным отцом. После бурных скандалов и пережитых моральных потрясений главный герой остепеняет свой гордый характер и приобретает жизненную мудрость. Очень философичная и реалистичная история.

Дальнейшие события и скандал вокруг Версилова и Лидии Ахмаковой, которая родила ему незаконнорожденного ребенка, в конец огорошивает Аркадия. Тем более, что он лично сам был очевидцем скандала из-за Версилова. Аркадий опустошен. Он понимает, что его отец, которого он чуть ли не боготворил – нечестный человек, тайный развратитель и подлец. Поэтому Аркадий решился высказать все своему отцу и удалиться от него. Но через какое-то время он убеждается в обратном, что Версилов ни в чем не повинен и Аркадий успокаивается. Между отцом и сыном теперь, наконец, установились близкие отношения.

Спустя какое-то время Аркадий пристрастился к азартным играм и играет в рулетку. И, конечно же, много проигрывает. Но однажды он узнал, что его сводная сестра Анна Андреевна собирается вступить в брак с Сокольским и что она очень интересуется его наследством. И для того, чтобы решить все в свою пользу, она ищет любой компромат на дочь Сокольского. Но он сразу ей ничего не рассказал о том письме, которое все еще хранится у него. После многих событий в пьяном бреду, он рассказывает об этом письме старому приятелю Ламберту, который тоже решил плести свои сети вокруг возможности нагреть руки на деньгах Сокольского.

Во все эти хитросплетения вокруг наживы и подлостей вплетается Макар Иванович Долгорукий – формальный отец Аркадия. Он был очень благонравным и мудрым старцем, который собирал подаяния на постройку храма. В моменты мудрых и назидательных для аркадия бесед с Макаром Ивановичем, в молодую душу юноши вливался живительный свет. Чуть позже Макар Иванович умирает. Отец Версилов бросает семью и бежит к своей давней страсти Ахмаковой, дочери Сокольского, которая его отвергает. И Акркадия наконец решается отомстить Ахмаковой за ее сердечные издевательства над Версиловым. Он идет к Ламберту, чтобы обсудить план мести с помощью сохранившегося письма.

Ламберт, напоив бедного подростка, выкрадывает у него письмо и вместе с Версиловым заманивает Ахмакову к Татьяне Павловне, тетке Аркадия. Раскаявшийся подросток узнает об этом и стремглав кинулся к ней, чтобы остановить замысел Ламберта. Прибыв на место он застает такую картину: Ламберт угрожая револьвером и письмом требовал у Ахмаковой деньги. Исход такой напряженной ситуации решается при помощи одного странного поступка Версилова, который неожиданно оказывается притаившимся за дверью. Тот, выхватив револьвер у Ламберта. Решил сначала застрелиться Ахмакову, но потом все же остановил выбор на себе собравшись стрелять в свое сердце. Аркадий бросился спасать отца, ему помог Тришатов. Версилов в борьбе все же выстреливает, но попадает себе в плечо.

Главный герой произведения Аркадий Долгорукий, именующий себя также Подростком, излагает в своих записках то, что произошло в его жизни за определенный период времени. Юноше всего двадцать лет, он успешно окончил гимназию, но решает пока не продолжать образование в высшем учебном заведении, желая сначала осуществить свою давнюю мечту.

Аркадий стремится стать по-настоящему богатым человеком, по его мнению, деньги смогут обеспечить ему уединение и свободу от других людей, с которыми молодому человеку достаточно трудно общаться. Долгорукому всегда кажется, что на него смотрят с насмешкой и презрением, юноша теряется и начинает вести себя слишком активно, что лишь еще больше мешает ему при любых разговорах. Неуверенность в себе и страхи Аркадия объясняются его происхождением, он является незаконным сыном благородного дворянина Андрея Версилова и его крепостной, и это осознание весьма мучительно для гордого и честолюбивого юноши. Ему дана фамилия его официального отца Долгорукого, также крепостного Версилова, но из-за этой фамилии Аркадий еще чаще сталкивается с унижениями и ехидными замечаниями.

Когда Подросток наконец становится взрослым, отец приглашает его в Петербург, желая, чтобы юноша поступил на службу. Отец значит для Аркадия очень много, хотя в детстве и отрочестве он фактически не встречался с ним. Молодой человек старается узнать о Версилове как можно больше, осторожно расспрашивая разных людей, отец кажется ему настоящим идеалом, хотя порой Аркадий и сомневается в его благородстве и порядочности.

По приезде в Петербург юный Долгорукий твердо намеревается узнать о Версилове всю правду, хотя его имя покрыто множеством тайн, и Подростку о нем почти ничего не известно. Аркадия устраивают служить секретарем к князю Сокольскому, который в прошлом являлся близким приятелем Версилова. Но гордый юноша вскоре решает отказаться от этого места, его глубоко оскорбляет обвинение в шпионской деятельности, исходящее от дочери князя Екатерины Николаевны.

По стечению обстоятельств в руках Долгорукого оказывается два крайне важных письма. В одном из них говорится о том, что судебный процесс, который Версилов выиграл у семьи Сокольских, может быть снова пересмотрен, причем не в его пользу. Второе написано дочерью Сокольского Екатериной, молодая женщина утверждает, что рассудок ее отца уже утратил ясность и над ним требуется установить опеку. Аркадий понимает, что старый Сокольский придет в ярость и лишит дочь наследства, увидев это письмо. Юноша уверяет всех, что этот компрометирующий документ был сожжен, но на самом деле решает его сохранить, понимая, что он может оказаться полезным для него в дальнейшем.

При первой встрече с Версиловым Аркадий отдает ему письмо о наследстве, пожилой дворянин после этого заключает со своим побочным сыном перемирие, но Подросток не может полностью ему доверять. Ему становится известно о том, что у его отца имеется маленький ребенок от некоей Лидии Ахмаковой. Заглянув в квартиру матери, Аркадий случайно встречается там с молодой женщиной по имени Ольга, в ярости и отчаянии обвиняющей его отца в предательстве и подлости. Вскоре Ольга сводит счеты с жизнью, а Долгорукий не знает, что ему теперь думать о Версилове, вспоминая о собственном происхождении и сопоставляя этот факт с новыми сведениями.

Аркадий резко высказывает отцу все, что накопилось в его душе за долгие годы страданий и пренебрежительного отношения окружающих, но затем выясняется, что Версилов все же отказался от наследства ради князей Сокольских. В то же время становится понятно, что его вины нет и в самоубийстве юной Ольги, Версилов предложил деньги девушке бескорыстно, желая помочь, однако она, уже неоднократно сталкивавшаяся с бесцеремонными домогательствами, истолковала его поведение превратно.

Долгорукий довольно быстро осваивается в столице, вскоре он становится настоящим светским молодым человеком, регулярно играющим в рулетку. Аркадий нередко полностью проигрывается, но это его нисколько не останавливает. У него также складываются прекрасные отношения с отцом и с Катериной Николаевной Ахмаковой, дочерью старого князя Сокольского, и юноша чувствует себя вполне счастливым.

В то же время Анна Андреевна, законная дочь Версилова и старшая сестра Аркадия, намеревается выйти замуж за пожилого Сокольского, для нее имеет огромное значение вопрос о наследстве. Она стремится любой ценой получить документ, который порочит Екатерину Николаевну, дочь князя, и готова использовать для этих целей Подростка.

Встретившись однажды в неофициальной обстановке с Екатериной Ахмаковой, Аркадий чувствует, что страстно влюбился в нее, хотя прежде подозревал эту женщину в хитрости и коварстве. Ахмакова отвечает на его искренние признания сдержанно, хотя и вовсе не собирается отталкивать Долгорукого.

Версилов, узнав о свидании сына с Екатериной Николаевной, отправляет ей исполненное гнева и оскорблений письмо. Аркадий пытается объясниться с женщиной, но та всячески избегает общения с ним. В эти же дни ему удается получить крупный выигрыш на рулетке, но молодого человека несправедливо обвиняют в воровстве чужих денежных средств и выставляют из зала.

Юноша тяжело заболевает, и именно в этот период он знакомится с Макаром Ивановичем Долгоруким, который числится его отцом по документам. Этот глубоко религиозный человек долго странствовал, собирая деньги на постройку храма, а теперь неважное состояние здоровья вынудило его временно остановиться у матери Аркадия. Добрый и мудрый Макар вносит свет и в душу Подростка, заставляя его посмотреть на многие жизненные вопросы иначе.

После смерти Макара Ивановича Версилов получает возможность стать законным мужем матери молодого Долгорукого. Но в мужчине вновь вспыхивает прежняя страсть к Екатерине Ахмаковой, хотя женщина уже приняла решение выйти замуж за некоего барона Бьоринга, с которым ей, по ее словам, будет спокойно и уютно.

Аркадий не может объяснить даже самому себе, что он чувствует. Ему жаль отца, он ненавидит Катерину и в то же время испытывает из-за нее ревность, и юноша совершает большую ошибку, он обращается за помощью к старому школьному товарищу Ламберту, бесчестному и хитрому человеку. Ламберт опаивает Долгорукого вином и ночью выкрадывает у него письмо Ахмаковой, заменив его чистой бумагой.

По приезде старого Сокольского Аркадий наотрез отказывается действовать против Екатерины Николаевны, невзирая на все просьбы своей сводной сестры Анны Андреевны. Юноша узнает о том, что Версилов и Ламберт обманом заманили Ахмакову к его тетке Татьяне Павловне. Подросток торопится туда и с ужасом видит, как Ламберт, угрожая женщине письмом, а затем и пистолетом, требует у нее денег. Версилов неожиданно оглушает Ламберта отнятым у него оружием, затем пытается покончить с собой, но из-за отчаянной борьбы с Аркадием попадает лишь в плечо, а не в сердце.

После всего пережитого Версилов решает остаться с Софьей Андреевной, матерью Подростка. Екатерина Николаевна разрывает помолвку с бароном, а сам Аркадий все же намеревается поступить в университет после долгих уговоров окружающих. Тем не менее, юноша вовсе не отказывается от своих планов разбогатеть, хотя теперь собирается применить для этой цели совершенно другие методы. Как признается сам Долгорукий, написанные им воспоминания стали для него настоящей работой над самим собой и важным этапом его взросления.

О Федоре Михайловиче Достоевском можно сказать, что он - «ум, честь и советь» своей эпохи, великий мыслитель русской классики. Проблемы показываемого им общества очень актуальны и для нас сегодня. Безусловно, он такой же человек с пороками и страстями и так же двойственен, как и его герои, которых он всегда описывает с большой любовью и пониманием, однако постоянно ведущий борьбу и, прежде всего, с самим собою.

Не об этом ли роман «Подросток»? Краткое содержание этого произведения не даст полной картины, однако прольет свет на многие аспекты жизни людей, которые, как и много-много лет назад, готовы всем пожертвовать ради денег: честью, именем и положением.

Чистая психология и реалистичность

Не прост в сюжете роман «Подросток», краткое содержание которого указывает на то, что, не разобравшись со своими внутренними проблемами, человек зачастую или кончает жизнь самоубийством. От благородства до подлости у него всегда остается один шаг. В один миг он может казнить или помиловать, очернить или оправдать, а иногда не сразу понять, где истинна, а где ложь.

Критики очень часто обвиняли Достоевского в том, что слишком реалистично он описывал своих персонажей и сложные моменты, в которых оказывались его герои. От недоброжелателей писатель в открытую получал намеки на то, что он сам мог быть соучастником некоторых не очень лицеприятных ситуаций, а, может быть, даже и преступных событий.

Уж очень непростым человеком был Ф.М. Достоевский. «Подросток» (краткое содержание произведения будет рассмотрено чуть позже) в полной мере демонстрирует эту констатацию факта.

Аркадий

В произведении, о котором дальше пойдет речь, главный герой - немного наивный, тщеславный, ранимый, умный и порывистый подросток. Достоевский содержание глав романа совершенно не зря насыщает некой глубокой философией увлекательных идей от самых разных людей. Каждый человек живет своим идеалом - политическим, религиозным, любовным, экономическим и т.д. Все зависит от его культуры, нравственного и духовного развития. Главный герой тоже придерживается одной идеи - во что бы то ни стало разбогатеть. Но об этом чуть позже.

Достоевский, «Подросток»: краткое содержание

Самое первое, что бросается в глаза при анализе произведения, - это извечная проблема «отцов и детей», потому что на первый план выставлены два героя - двадцатилетний молодой человек Аркадий Макарович Долгорукий, который носил фамилию своего формального отца Макара Иванова Долгорукого - дворового семьи Версиловых, и родной отец Аркадия - дворянин Андрей Петрович Версилов. Мать юноши Софья Андреевна тоже дворовая, позже выкупленная у Долгорукого Версиловым, жившая с ним и родившая ему еще двоих детей - Лизу и еще мальчика, который в болезни рано умер. От этих событий она очень рано постарела, на ее лице всегда была видна скорбь.

Аркадий Макарович был «байстрюк» - очень премилый с чистым взглядом на жизнь подросток. Краткое содержание о нем рассказывает то, что он, окончив Московскую гимназию, дальше учиться не пожелал. До гимназии он обучался во французском пансионате Тушара и там претерпел много унижений и издевательств от своих сверстников именно из-за своей незаконнорожденности, а потом и из-за фамилии Долгорукий. В обществе, когда он представлялся, его всегда переспрашивали: «Князь?». Это его просто бесило. Из-за этого парень вырос очень впечатлительным. Теперь его мечтой стало желание разбогатеть, как Ротшильд. Это дало бы ему могущество над другими людьми и свободную, уединенную жизнь. Как уже понятно, именно на этом акцентирует внимание Достоевский. «Подросток», краткое содержание и анализ которого будет рассматриваться по мере развития событий, как произведение достаточно труден для понимания. Тем не менее…

Характер

Однажды Аркадий появился на пороге дома законного сына Версилова, но только для того, чтобы получить пересланные деньги от отца. Брат его не принял, а лишь передал ему деньги через слугу. Аркадий вознегодовал. Его самолюбие в таких случаях очень легко уязвлялось, однако, добрый и восторженный по натуре, он быстро успокаивался и сразу переходил к любви и обожанию, когда к нему относились вежливо и по-хорошему.

С братом он потом наладит отношения. У него всегда были некоторые проблемы в общении с людьми, ему часто казалось, что над ним смеются и разыгрывают. А он, как и любой молодой человек, был самолюбив и горд и требовал к себе должного отношения.

Петербург

И вот, наконец-то, он приехал домой к родителям в Петербург. Отец пригласил его, так как нашел для него работу. Версилов-старший проповедовал всевозможные идеи «всемирного гражданства», русскую культуру и «всепримирение идей». Для Аркадия Макаровича он был единственным авторитетом и главным идейным вдохновителем, за которого он готов был стреляться на дуэли.

Однако, несмотря на все это, он едет в Петербург с некой настороженностью, так как об отце ходят нехорошие слухи, и он хочет выяснить, так ли все на самом деле.

Роковое письмо

Однако только чуть позже откроет нам все тайны романа «Подросток» Достоевский. Краткое содержание отмечает, что Аркадий сразу устраивается секретарем к другу отца - князю Сокольскому Николаю Ивановичу. Немного прослужив у него, он уходит, так как его дочь Катерина Николаевна Ахмакова обвинила его в шпионаже - такого оскорбления он выдержать просто не мог.

Немного раньше ему в руки попали два документа, один из них - это документ, в котором указывалось, что старший Версилов выиграл судебный процесс с Сокольским, однако он может быть пересмотрен в любую минуту, и решение может стать прямо противоположным.

Второй документ передал ему Краф, который в скором времени застрелился. Бумага представляла собой письмо, в котором речь шла о том, что дочь князя Сокольского считает своего отца слабоумным, который уже из-за преклонного возраста не в состоянии принимать самостоятельные решения, а поэтому ему требуется опека. Такое письмо, если бы оно попало в руки старого князя, вызвало бы огромный скандал и могло бы настроить отца против дочери.

«Подросток»: краткое содержание по частям

В это же время младший Версилов постоянно собирает разного рода информацию о своем отце и в итоге понимает, что его благодушный родитель на самом деле не тот, за кого себя выдает. Масла в огонь подсыпали сплетни вокруг одной сумасшедшей, покончившей жизнь самоубийством. Потом был ребенок, которого якобы от него родила другая особа. Затем возникли какие-то тайные отношения с Катериной Ивановной Ахмаковой. С мыслью, что его отец похотливый человек, подлец и мерзавец, Аркадий Макарович захотел покинуть его. Но потом некоторые лживые моменты выяснились, и тогда отец и сын проявили друг к другу снисходительность. Более того - даже стали близки друг к другу.

Как-то раз Катерина Николаевна пригласила на встречу Аркадия к тетке Татьяне Павловне Прутковой. Он встречает ее совсем одну и сразу окрыляется этой встречей. Ему кажется, что ему назначили любовное свидание. Он предполагал, что эта дама коварна из-за компрометирующего письма, однако она обезоружила его своим простодушием и сердечностью. Долгорукий был полностью заворожен ею, однако она отстранила его, хотя и не пыталась погасить в нем вспыхнувшую страсть.

Беззаботность

Между тем краткое содержание романа Достоевского «Подросток» все больше запутывает сюжет своими загадками и тайнами.

Некоторое время, проживая в Петербурге, Аркадий пристрастился играть в рулетку и стал много проигрывать, при этом он занимал деньги у сына старика Сокольского Сергея, который запутался в жизни. Даже на службе он занимался аферами, за что был несправедливо оклеветан его сослуживец. Потом он встречался с Лизой, сестрой Аркадия, но при этом тайно и страстно любил Ахмакову, на которой хотел жениться.

Аркадий обо всем узнал и сразу решил покончить со всеми долгами, отдав ему все, что занимал. Бедная Лиза, однако, скоро забеременела. Нервная система князя не выдержала, болезнь одолела его, за старые дела его посадили в тюрьму, там он и скончался. У Лизы в четыре месяца случился выкидыш, она полгода пролежала в болезни, но потом пошла на поправку.

А потом Аркадий узнает, что его Анна Андреевна собралась замуж за старого князя Сокольского (в этом деле она ищет выгоду, и поэтому ей очень хочется получить письмо, компрометирующее дочку князя). Ведь тогда она сможет хорошо «нагреть руки» на наследстве, оставив дочку своего избранника без наследства.

Макар Иванов Долгорукий

Достоевский «Подросток» (краткое содержание по главам) буквально насыщает новыми и новыми людьми - аферистами и шантажистами. Практически все подключаются к поискам письма Екатерины Ахмаковой, кроме одного - Макара Иванова Долгорукого, того дворового, который записан как отец Аркадия. Он однажды появляется в доме Версилова. Человеком он был очень приятным, и его ценили как мудрого и интересного рассказчика назидательных бесед и богобоязненную личность, собиравшую подаяния на строительство храма. Он пришел к ним совсем больной и обессиленный и вскоре умер. За короткое время, пока он был в их доме, Аркадий очень сильно к нему привязался. Он считал его лучше и чище всех окружающих. Именно этот простой человек пролил в его душу живительный свет духовности и любви.

Таинственный побег

В это же время отец Версилова понимает, что формальный муж его смиренной жены Софьи, с которой он прожил много лет, умер, и теперь она свободна. Однако он убегает к своей давней возлюбленной вдове Катерине Ахмаковой и просит ее руки. Он буквально сходит с ума от любви к ней, но получает отказ.

Аркадий, услышав нелицеприятные вещи от своего товарища-афериста Ламберта о Катерине Ахмаковой, хочет отомстить за отца и, наконец-то, отдать ей письмо, но с условием, что она станет его женой (так надоумил его Ламберт). К тому же ему непременно хочется, чтобы эту картину тайно наблюдал его отец, чтобы его видение в ней идеального образа женщины в один миг рухнуло, ведь на кону стоят большие деньги ее наследства.

На этом всю основную интригу построил Достоевский. «Подросток», краткое содержание которого будет продолжено, - роман с непредсказуемой развязкой. Однако подготовимся к самому главному.

Кража

Однажды Аркадий пришел в очередной раз к Ламберту, чтобы обсудить свой план, но тот, напоив его, крадет у него письмо, зашитое в полу сюртука, и бежит к старшему Версилову.

В это же время младший, отрезвев от шампанского, идет к Татьяне Павловне и рассказывает, что хочет отдать письмо в руки самой Катерине Ивановне и поставить точку в этом деле. Однако все рухнуло, когда он узнал, что письма у него уже нет. О том, что к ним на встречу уже выехала Ахмакова, узнают Ламберт и Версилов и тут же вступают в игру. Пока отлучились из дома Аркадий и Татьяна Павловна, Ламберт пытается шантажировать Катерину Ивановну, но она категорически отказывается выполнять его условия. Между тем в другой комнате наблюдает всю эту картину Версилов. Ему не нужны деньги, он хочет просто увидеть, как женщина поведет себя в этой очень щекотливой и опасной ситуации и до какой критической точки низости Катерина может дойти ради денег. Однако дама буквально плюет в лицо Ламберту, который резко хватает револьвер и пытается застрелить ее. Тут уже сердце Андрея Петровича не выдержало, и он кинулся на Ламберта. Прозвучал выстрел… Ламберт лежит на полу как мертвый.

Развязка

Как лихо закрутил сюжет Ф. М. Достоевский! «Подросток», краткое содержание которого подходит к самой развязке, идет к своему завершению.

Тут вбегает Аркадий и видит, что отец вертит револьвером и хочет застрелить Ахмакову, от ужаса упавшую в обморок, а потом и себя. Но Аркадий смог все это предупредить, вовремя появившись на пороге с Татьяной Павловной, однако отец успевает прострелить себе плечо. Ламберт жив, он встает и убегает.

Как великолепный детектив заканчивает свой роман Ф. М. Достоевский. «Подросток», краткое содержание которого держит читателя в напряжении до самого конца, рассказывает, что после всех этих жутких сцен письмо было возвращено Ахмаковой, ее свадьба с Бьорингом расстроилась из-за того, что он узнал о ее некоторых тайных встречах с Аркадием. Старший Версилов вернулся в свою семью, а эта история с простреленным плечом превратилась в нелепые слухи, которые практически сошли на нет. Вся семья зажила спокойно и счастливо. Ахмакова стала жить в Париже и иногда переписывалась с Аркашей.

В романе «Подросток», краткое содержание по главам хорошо отслеживает характер и поведение главного героя, который за это время успел повзрослеть и поступить в университет. Все произошедшие события он посчитал для себя очень хорошим опытом и действенным уроком в перевоспитании своей личности.

«Подросток» — роман Ф.М. Достоевского. Возникновение замысла может быть датировано январём 1871 г., когда, по сообщению М.Н. Каткова, Достоевский рассказал ему сюжет нового романа. Непосредственная работа над произведением началась лишь в феврале 1874 г. и продолжалась весь 1875 г. параллельно с выходом в свет отдельных частей «Подростка» (первая публикация — «Отечественные записки» №№1, 2, 5, 9, 11, 12 за 1875 г.; отдельное издание — СПб., 1876).

Полностью сохранившиеся черновые материалы к «Подростку» позволяют реконструировать творческий метод и основные этапы работы Достоевского над сюжетом: от проговаривания «для одного себя» идеи, которая станет основой будущего романа, поиска главного «типа» — к определению формы и «тона» повествования (первый этап); от конспективно намеченных главных сюжетных линий и образов — к подробному прописыванию ключевых сцен и персонажей, подбору «словечек» и «фактов» для них (второй этап); наконец, после полного прояснения плана каждой части — работа над отдельными главами.

На всех этапах черновой работы и в окончательном варианте «Подростка» Достоевского заметны следы замысла, владевшего писателем в последнее десятилетие его жизни: написать роман «объемом в «Войну и мир»... из пяти больших повестей», «совершенно отдельных одна от другой» под общим названием «Житие великого грешника». Действие первых повестей происходит в 1840-е годы, охватывая детство и юность «грешника». Центральный герой эпопеи, «в продолжение жизни, то атеист, то верующий, то фанатик и сектатор, то опять атеист», — собирательный образ, имеющий несомненные автобиографические черты. К образу Великого Грешника в той или иной мере восходят сам подросток, Аркадий Долгорукий, и его отец Версилов. Сходство с некрасовским Власом и указания в первой части романа позволяют трактовать в том же ключе и образ Макара Долгорукого как раскаявшегося грешника.

Первоначально главным героем нового романа автору виделся Версилов. Толчком к осмыслению этого образа как «настоящего человека русского большинства», «подпольного», «хищного типа» послужила статья В.Г. Авсеенко «Исторический роман» («Русский Вестник», 1874, №4). Не соглашаясь с выводами Авсеенко по поводу героя романа Е.А. Салиаса «Пугачевцы», князя Данилы, понятого как «хищный тип», Достоевский намечает черты «настоящего» «хищного типа», главные из которых — «огромная широкость», соединение красоты идеала с безобразием и беспорядочностью жизни («...и раскаяние, и все-таки продолжение всех грехов и страстей»). В набросках предисловия к «Подростку» отмечена причина «широкости» и «подполья» — гордость, приводящая к «уничтожению веры в общие правила» и внутреннему «беспорядку». «Рядом с высочайшею и дьявольскою гордостью («нет мне судьи») есть и чрезвычайно суровые требования к самому себе, с тем только, что «никому не даю отчету». Преобладание «хищных типов» приводит, в свою очередь, к «беспорядку» общественному: «Вся идея романа — это провести, что теперь беспорядок всеобщий <...> Нравственных идей <...> вдруг ни одной не остаюсь».

В соответствии с этим замыслом первоначальный вариант названия романа — «Беспорядок», соответствующая же форма повествования — аналогичная форме повествования «Преступления и наказания» (всеведущий безличный автор, разоблачитель малейших душевных движений героя). Однако в июле-августе 1874 г. происходит «перемена» в выборе главного героя (в черновиках названного Он), повлекшая за собой перемену названия («Подросток») и формы повествования от лица рассказчика — главного героя): «ГЕРОЙ не ОН, а МАЛЬЧИК. История мальчика, как он приехал, на кого наткнулся. Куда его определили? <...> Он же только аксессуар, но какой зато аксессуар!! ПОДРОСТОК»; «Писать от себя. Начать словом: Я. «Исповедь великого грешника, для себя». Мне 19 лет, а я уже великий грешник». Первостепенное значение в дальнейшей разработке сюжета будет иметь намеченный «жанр» записок Аркадия — исповедь — и его возраст, 19 лет, на границе совершеннолетия, определенного в Библии по достижению двадцати лет, времени различения «добра и зла», ответственности за свои поступки.

В соответствии с намеченной автором проблематикой романа — «беспорядок» в обществе и душе; «хроника случайного семейства», сменяющая «предания русского семейства», сохраненные А.С. Пушкиным («Капитанская дочка») и Л.Н.Толсты м («Война и мир», «Анна Каренина»), история «вступления на поприще» и преображения через исповедь юного «грешника» — происходит отбор фактов текущей действительности. В черновых материалах постоянно попадаются ссылки на уголовную хронику, статьи в газетах и журналах, письма многочисленных корреспондентов Достоевского. Условно эти записи можно распределить по следующим группам: факты, иллюстрирующие «беспорядок» (сообщения о самоубийствах, мошенничествах, немотивированных убийствах и убийствах «из идеи», хулиганстве); полемика о сословии, которое могло бы стать носителем «скрепляющей идеи» в пореформенной России; дети и подростки, их отношения с обществом и семьей. Интерес к фактам русской действительности Достоевский передает и своему герою.

В «Подростке» Достоевского, романе «о будущем России — детях», многообразие отобранных автором «фактов» осмыслено именно с точки зрения того, «куда все это стремится и что с нами самими <...> будет», но не статистически, когда отдельные случаи служат доказательством выведенному из их суммы «общему правилу», а в своей единичности и неповторимости. В окончательной редакции романа часть из этих материалов — в основном наиболее памятные для читателя события — оставлена без изменений и упоминается героями для характеристики персон или явлений по сходству («история в роде фон Зона», «лицо в размерах матушки игуменьи Митрофании» — имеются в виду громкие уголовные дела об убийстве в притоне надворного советника и подлогах). Другая часть легко узнаваема, в основном это касается прототипов персонажей и событий второго плана. Так, репортажи о следствии по делу кружка А.В. Долгушина легли в основу изображения кружка Дергачева; детали процесса о подделке акций Тамбовско-Козловской железной дороги, отношения между обвиняемыми Никитиным и Колосовым нашли отражение в описании мошенничества Стебелькова и молодого Сокольского; характер деклассированного дворянина Артура Шуттенбаха, проходившего по делу о продаже недействительных купонов Рыбинско-Бологовской железной дороги и признанного одержимым расстройством ума, узнаваем в Сергее Сокольском и Андрееве; черты «девицы Елизаветы Гейденрейх», застрелившейся на балу после оскорбления женихом, купцом-«миллионщиком», использованы при создании образов Ольги и, возможно, сестры Аркадия Лизы; в сюжет романа почти без изменений вошли дело о подпольной рулетке, содержавшейся отставным военным (рулетка Зерщикова), и газетное сообщение о пьяном студенте, пристававшем к женщинам с площадной бранью («сильно пивший молодой человек» из первого «анекдота» Подростка). Труднее определить прототипы главных героев. При создании этих образов несомненна ориентация не столько на реальных лиц (чаадаевские черты в характеристике Версилова, детали облика юного Некрасова, каким он сложился в представлении Достоевского, в образе Аркадия), сколько на литературных героев. Прозрачное «заимствование» у своих предшественников готовых типов, сюжетных построений, фабульных ходов — один из художественных приемов Достоевского. Автор, подобно своим персонажам-идеологам, ставит эксперимент, осуществляет «пробу»: что изменится, если воссоздать знакомую ситуацию с другими участниками, в иных условиях или проверить своих героев уже возникавшей в литературе ситуацией.

Одна из таких «проб» в романе — «онегинский» треугольник. В «Пушкинской речи» Достоевский подробно анализирует его: «скиталец» (Онегин) — «смиренная» (Татьяна) — «честный старик», «старый муж» (генерал). Разрешение ситуации предполагает два варианта: первый (отвергаемый и Пушкиным, и Достоевским) — Татьяна идет за Онегиным, второй — Татьяна не может так поступить. В романе мы видим воплощенными оба варианта; это как бы зеркальное отражение, симметрия, ось которой — Версилов. Софья Долгорукая («смиренная») идет за «скитальцем» от живого мужа; Ахмакова, «простодушный тип» светской женщины, овдовев и будучи свободной, не соглашается на это ни под угрозой смерти, ни «из бесконечной любовной жалости». Вместе с тем, «онегинская» ситуация романа оказывается сложнее воспроизведенной в «Пушкинской речи» не столько тем, что даны оба варианта ее разрешения, сколько тем, что оба они оставлены под вопросом. Эпилог и роман в целом дают возможность двоякого толкования: возможно ли преображение героя онегинского типа, спасает ли «скитальца» самопожертвование «смиренной» или, напротив, ее жизнь погублена им («я тебя мучаю и замучаю»).

«Онегинская ситуация» не только помогает понять образ «скитальца»-Версилова, но и по-новому раскрывает характер Аркадия, доказывает безошибочность его нравственного «инстинкта». Умудренный опытом Версилов (его проницательность в отношении людей часто подчеркивается автором) оказывается неспособным разгадать Ахмакову, видит в ней «все пороки». Как «атеист не по убеждению только, а всецело» и идеалист по рассудку, он «всего более наклонен предположить всякую гадость». Аркадий, напротив, находит в княгине «все совершенства», сбивается в своем чувстве благоговения лишь под влиянием обиды за Версилова, ревности к нему, но в момент падения уже осознает свои чувства как грех («душа паука») и вновь восстанавливает веру в «царицу земную».

Чаще всего свои литературные прототипы называют сами герои. Так, Версилов многократно упоминает о «пронзивших» его сценах любимых литературных произведений, которые впоследствии будут неосознанно повторены им в жизни — «последний монолог Отелло» и «Онегин у ног Татьяны». Впервые он появляется в романе загримированный под Чацкого для любительского спектакля, и обличающее слово Чацкого отныне становится его атрибутом; именно в качестве «пророка» и обличителя воспринимается Версилов в свете. Аркадий признается, что «ротшильдова идея» зародилась в его сердце, когда он в пять лет «зачитывался» монологом Скупого Рыцаря; приступить к исполнению «идеи» он намерен непременно в Петербурге, потому что Петербург ассоциируется с еще одним пушкинским «колоссальным лицом» — Германном из «Пиковой дамы». Практически единственный в романе, кто не ссылается на литературные источники, — Макар Долгорукий. Рассказы Макара — жития (в романе — Марии Египетской, в черновых редакциях — Алексия, человека Божия). В поисках «нужного тона» речи «странника» Достоевский обращается к сказанию о странствиях инока Парфения, книге Иова, «Словам подвижническим» Исаака Сирина.

Осознание героями своих литературных «первоисточников» тесным образом соотносится с основной идеей романа «Подросток» Достоевского: «очищение» души «безгрешной, но уже загаженной страшной возможностью разврата», «любующейся пороком еще в стыдливых, но уже дерзких и бурных мечтах своих» — центральной в эстетике Достоевского идеей «спасающей красоты».

«Впечатление», «образ», «восторг», «умиление», «идея-чувство», «идеал красоты» — слова, частые на страницах романа. В эстетической теории Достоевского, окончательно сложившейся к середине 70-х гг., они являются авторскими терминами, характеризующими отношения субъекта и объекта эстетического акта.

Созерцание «высшей красоты», по Достоевскому, способно преобразить человека. Механизм преображающего действия красоты неоднократно рассматривался писателем. Первое необходимое условие — само существование «прекрасного образа», созерцание которого вызывает «бессознательное», «непосредственное», «неотразимое» впечатление; углубляясь и укрепляясь, даже если это не осознается человеком, впечатление поселяет в сердце «новое чувство» (восторг, отношение к которому у Достоевского неоднозначно, или умиление); в человеке происходит «внутренняя перемена», одномоментная, «вдруг», «разом». В случае, если разительной перемены, «делающей в одно мгновение прежнее уже не прежним», не происходит (по недостаточной силе образа или по недостаточной открытости сердца впечатлению), образ все равно присутствует в сердце, «напечатлевается» в нем и, тем самым, определяет дальнейшую жизнь человека, который может так и не осознать его присутствия в себе. При накоплении подобных впечатлений «высшей красоты» человек преображается. Особенно важными моментами в рассмотренной схеме являются воздействие целостного, не анализируемого и не разлагаемого образа, «целиком, а не отдельными сторонами»; сила впечатления, охватывающего «все существо», «не идущего в слова», порой даже не регистрируемого сознанием; отсутствие временного промежутка между созерцанием и воздействием образа («вдруг»). Эти моменты позволяют «прекрасному образу» («идеалу красоты») стать объединяющей общество идеей, в противоположность идеям разъединяющим — теориям, основанным на доводах рассудка и требующим логических доказательств (образным воплощением действия идей-теорий является сон Раскольникова в «Преступлении и наказании»).

«Прекрасный образ» может встретиться в жизни (герой статьи Достоевского «Похороны общечеловека»; Христос), в искусстве («Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Асис и Галатея» Лоррена). Создание убедительных, «живых», «положительно прекрасных» образов «литературой красоты» — цель истинного художника.

Мучительная для поздней эстетики Достоевского проблема — двойственность красоты — с особой силой поставлена в «Подростке» и «Братьях Карамазовых». В черновых редакциях «Подростка» нередки замечания о «помутнении» сердца, воспринимающего красоту органа, о «нечистой», «антихристовой» красоте: «Будущий антихрист будет пленять красотой. Помутятся источники нравственности в сердцах людей, зеленая трава иссохнет». Очевидно, что теперь способность сердца к нерегистрируемому сознанием, одномоментному принятию в себя «прекрасного образа» представляется опасным, а сама красота — «страшной силой». Главным вопросом становится разграничение красоты «ложной», антихристовой, и «подлинной», Христовой, очищение сердца, способного с одинаковой остротой воспринимать «идеал мадонны» и «идеал содомский», этическое отношение к эстетически значимому.

«Подросток» Достоевского задумывался как произведение «литературы красоты», ориентированное прежде всего на читателя — ровесника главного героя. Отсюда его особая форма, единство двух жанровых разновидностей: «романа о мальчике» и «романа об идее», воспитательного и философского. История вступления на жизненное поприще Аркадия Долгорукого оказывается историей «органического перерождения» идеи, носителем которой он является.

Главный герой романа — член «случайного семейства», жаждущий найти выход из «беспорядка» действительности, «скрепляющую идею», на которой бы «все помирились». Он понимает, что «скрепляющая идея» должна быть особой природы, особой силы, чтобы перевесить доводы всех «тысяч» «спасителей человечества», убедить их «вдруг», без доказательств, иначе она автоматически становится лишь еще одной «трихиной», усугубляющей «беспорядок». Именно такую, особой природы, идею именует Аркадий «идеей-чувством». Синонимом понятия «идея-чувство» и в черновых, и в окончательной редакции романа выступает «идеал красоты».

Аркадий хочет послужить человечеству, явив ему этот идеал вживе. Подобно древним аскетам, подвижнической жизнью достигавшим обожения (отсюда — житийная лексика в рассказе об идее: «пустыня», «подвиги», «схимник»), подросток стремится полностью воплотиться в свой идеал — образ Ротшильда, привлекающий его теми же чертами, которыми «умный дух» искусил Великого Инквизитора в романе «Братья Карамазовы»: «чудом, тайной и авторитетом». Критерием достижения идеала является накопление упорством и непрерывностью «ротшильдовой суммы». «Некрасивые», или зависящие от случая, способы добывания денег, весь спектр которых присутствует в романе: мошенничество (Стебельков), получение наследства (Версилов), выгодный брак (Анна Андреевна), игра (Сергей Сокольский), шантаж (Ламберт), ростовщичество — Подросток отвергает, как не соответствующие величию идеи. Но миллион, добытый таким способом, нельзя тратить (тогда «ротшильдова цифра» становится уже не критерием святости, а «фатерством» — средством к удовлетворению «пошлых» потребностей), нельзя и оставить без движения (тогда деньги превращаются в цель, а Ротшильд уравнивается с «гарпагонами и Плюшкиными»). Остается только раздать миллион людям; тем самым новоявленный Ротшильд уничтожается, что равносильно самоубийству.

«Идея» Подростка причисляется Достоевским к «подпольным». Основанная на безграничной гордости, она вырастает из унизительных впечатлений детства незаконнорожденного, вне семьи, в пансионе Тушара среди «графских и сенаторских детей». Бегство от людей, «уединение», «угол», «отшельничество» — необходимые условия для достижения «ротшильдовой цифры». Но «живая жизнь» колеблет идею. Причины «потускнения» ее писатель намечает в плане-конспекте черновых редакций и полностью реализует этот план в окончательном тексте. Эта причины — осознание внутренних противоречий идеи, основанной на эстетическом идеале и одновременно на материальном интересе; любовь к Ахмаковой; интерес к судьбе отца, «скитальца» Версилова; наблюдение за героями-двойниками, также одержимыми страстью обогащения: встреча со «странником» Макаром Долгоруким, носителем идеи восстановления в себе образа Божия («ображения»).

Действие романа охватывает несколько месяцев, с 19 сентября по 13 декабря 1872 года (фактически — лишь самые насыщенные событиями дни этого промежутка). Аркадий приезжает в Петербург не только с «идеей», но и с зашитым в полу сюртука таинственным «документом», компрометирующим Ахмакову, женщину из высшего петербургского общества. Сюжетные линии «документа» и «идеи» развиваются параллельно, то переплетаясь, то вытесняя одна другую, что давало повод упрекать роман Достоевского в «аморфности». Однако «документ» в какой-то мере образный эквивалент «идеи». Желание безграничной власти над блестящей светской женщиной проистекает из того же источника, что и упоение идеалом Ротшильда. Не случайно первая встреча с Ахмаковой («жертвочкой») становится началом записок Аркадия и толчком к изложению «идеи», а спасение княгини от покушения Версилова знаменует «потускнение» образа Ротшильда. В первой части появляется и другая «жертвочка» — самоубийца Ольга, которую Аркадий невольно подтолкнул, обличая Версилова, пытавшегося ей помочь.

Вторая часть — история «уклонений» Подростка от «идеи», парадоксальным образом связанными с ней: «тем-то и скверна «моя идея»<...>, что допускает решительно все уклонения; была бы она не так тверда и радикальна, то я бы, может быть, и побоялся уклониться». «Уклонения» — дружба с младшим Сокольским, «тысячи, рысаки и Борели», игра на рулетке Зерщикова — привлекают своим «блеском», возможностью «стать выше всех» и заканчиваются обмороком в «тупике» у поленницы дров и желанием «сжечь!», метафорически перекликающимися с образами «угла» и пожара Тюильри. Впечатление, казалось бы, давно вытесненное «подпольными», — воспоминание о визите матери в пансион Тушара в Фомин день и ее «синеньком батистовом платочке» — не дает Аркадию погибнуть.

Третья часть — важнейшая в истории перерождения идеи. Проблема выбора «познавшей добро и зло» души поставлена в ней с особой остротой уже на уровне системы образов: почти одновременно появляются в романе Ламберт, «мясо, материя, ужас», товарищ детских лет Аркадия, подбивающий его шантажировать Ахмакову, и Макар Долгорукий, исповедующий «ображение» человека («благообразие»). «Идея» Аркадия связана с обоими открывающимися перед ним путями: содержанием (власть, блеск, внезапное появление из ничтожества) — с «путем Ламберта», способом достижения цели — «подвигом» постепенного уподобления себя идеалу — с «путем Макара». Третья часть также мотивирует обращение Аркадия к запискам, постепенно перерастающим в исповедь: последовательно проведенный в ней мотив покаяния Великого Грешника превращает ее в аналог Великого поста, хотя по времени действие относится к началу декабря (завершение записок Аркадия на Пасху, на что указывает эпилог, подтверждает эго). Так, из житий, рассказанных Макаром, Аркадий отмечает одно, наиболее запомнившееся и поразившее его — житие раскаявшейся блудницы Марии Египетской, которой посвящена пятая неделя поста. Первая встреча Макара с Аркадием сюжетно напоминает начало жития мученицы Евдокии, также раскаявшейся грешницы и тоже поминаемой во время Великого поста. Покаяние и спасение души — тема музыкальной фантазии Тришатова (Гретхен в соборе) и «афимьевской были» — вставной новелле Долгорукого о купце Скотобойникове. Мотивы грехопадения, воспоминания о потерянном рае и «благая весть» об искуплении вводятся видением Версилова («золотой век») и его рассказом о «Христе на Балтийском море» (явление Христа живущим «без бога» людям).

Если выстроить те праздничные дни, которые упомянуты в романе («голубок в деревне», пролетевший в луче света через купол церкви во время причастия, и «синенький батистовый платочек» — детские воспоминания героя; Воскресение Христово — окончание записок) согласно церковному календарю, судьба Аркадия оказывается включенной в вечную мистерию истории человечества по Достоевскому: грехопадение — Благая Весть о воскресении Христа, искуплении и вечной жизни — трагедия веры (Фома) — новая жизнь для «прошедших горнило сомнений», возврат в состояние до грехопадения, райски-детское, на ином уровне: человека, которому дана свобода выбора между добром и злом, которому «рай не даром достался». Таким образом, «новая идея», «новая жизнь» Аркадия действительно соотносится с тем, что завещает ему Макар Долгорукий: «Церкви святой ревнуй, аще понадобится, то и умри за нее». Это соотнесение заявлено не напрямую, а символически, через последовательно проведенную связь поворотных моментов судьбы героя с важнейшими праздниками христианского календаря. Парадоксальные слова эпилога «эта новая жизнь, этот новый, открывшийся передо мной, путь и есть моя же идея, та самая, что и прежде, но уже совершенно в ином виде, так что ее уже и узнать нельзя» могут в этом свете быть понятыми как сохранение пути к идеалу (уподобление себя прекрасному образу) при смене самого идеала, которым становится не лже-мессия Ротшильд, а Христос. Формой повествования, позволяющей сочетать занимательность авантюрного романа с нравственной проблематикой, пробудить сочувствие к «самому милому, самому симпатичному» герою и мотивировать его преображение, становится «процесс припоминания и записывания» «впечатлений», в который вовлечен Аркадий.

Эпилог косвенно подтверждает правоту героя. Намек на то, что именно Аркадий становится избранником Ахмаковой, в романе именующейся «живой жизнью» («живой жизнью» в противоположность «книжной, сочиненной» называет также Версилов и истину), в соединении с пасхальными мотивами позволяет рассматривать эпилог как подтверждение того, что преображение состоялось.

Своеобразной «рецензией» на записки Аркадия как литературное произведение и документ эпохи становится прилагаемый рассказчиком отзыв второстепенного персонажа, Николая Семеновича, в котором угадываются мысли самого Достоевского.

Экранизация романа осуществлена режиссером Е. Ташковым в 1983; сценическое воплощение — Театр на Таганке, постановка Ю.П. Любимова, 1996 г.

Еще до того как Достоевский начал «Бесов», он мечтал написать большой роман (или цикл романов) «Житие великого грешника» (более раннее название «Атеизм», 1868—1870), изображающий долгий жизненный путь и идейные искания современного русского человека, его метания между религией и атеизмом на фоне нескольких формаций умственной жизни русского общества XIX в. Замысел этот получил дальнейшее развитие в двух последних романах писателя.

В первом из них, «Подростке» (1875), Достоевский (в противовес «Детству» и «Отрочеству» Льва Толстого) поставил своей задачей обрисовать процесс умственного и нравственного формирования юноши не из дворянской, а из разночинной среды, рано узнающего изнанку жизни и болезненно ощущающего ее социальное «неблагообразие».

Как и в «Бесах», в «Подростке» фигурируют два поколения — «отцы» и «дети». Но облик представителя молодой России обрисован в «Подростке» гораздо более сочувственно, чем в первом романе. Это было свидетельством серьезных внутренних колебаний романиста в оценке русской молодежи и ее идейных исканий.

Не случайно в отличие от «Бесов» и предшествовавших им двух романов, которые были напечатаны в журнале Каткова «Русский вестник», «Подросток» появился в «Отечественных записках», издававшихся духовными вождями революционеров 70-х гг. — другом молодости Достоевского Н. А. Некрасовым и бывшим многолетним оппонентом романиста в журнальной борьбе М. Е. Салтыковым-Щедриным.

«Подросток» — опыт Достоевского в жанре романа воспитания, отмеченный, однако, той же печатью глубокого своеобразия, что и остальные его романы. Это записки юноши-мечтателя, только что вступившего в жизнь и в течение первого года своей духовной самостоятельности переживающего сложный и бурный процесс нравственной борьбы и внутреннего созревания. Достоевский сам определил главную тему этого своего произведения как «беспорядок».

«Беспорядком» отмечены и широко изображенная в романе жизнь русского общества начала 70-х гг., и умственные блуждания самого героя — своеобразного «гадкого утенка», который достигает умственной зрелости и самопознания лишь пройдя через школу соблазнов и тайного порока.

Незаконный сын помещика Версилова и его бывшей крепостной (носящий в то же время имя своего «законного» отца МакараДолгорукого), герой романа уже по своему происхождению является, в понимании автора, олицетворением того «беспорядка», которым отмечена жизнь простого русского человека.

С первых лет своей сознательной жизни Подросток тянется к своему настоящему отцу — Версилову, страстно хочет разгадать тайну этого загадочного для него и для окружающих человека, но постоянно встречает с его стороны отчуждение и отпор.

В то же время уже одинокое детство, проведенное в Москве, в «чужих людях», познакомило Аркадия с ощущением социального неравенства и унижения, выпадающего в окружающем его обществе на долю незаконнорожденного. Вызванный после окончания гимназии родителями в Петербург, гордый и мечтательный Аркадий одновременно обожает и ненавидит Версилова, хочет добиться его любви и признания.

В борьбе с враждебной ему действительностью герой с головой уходит в созданную им, тщательно скрываемую от всех гордую «идею» — стать новым Ротшильдом и с помощью накопленных богатств (которые он сам же глубоко презирает) завоевать могущество и власть над людьми. Вступив в борьбу с обществом, Подросток, как ему представляется, готов воспользоваться даже темными махинациями, насилием и шантажом.

Но, подобно другим центральным героям романов Достоевского, Аркадий — не заурядный «приобретатель», а мыслящий и чувствующий юноша, стремящийся решить для себя основные нравственные вопросы жизни, переживающий лихорадочный процесс внутренних исканий и сомнений. Под влиянием этих сомнений окружающие люди нередко представляются ему обманщиками и мерзавцами, а мир — ареной сильного. Но каждый раз после этого в нем с новой силой вспыхивает вера в жизнь и в управляющие ею светлые моральные начала.

Эта вера, которую поддерживают в герое мать и сестра и которая особенно остро вспыхивает в нем после знакомства с названным отцом Аркадия — крестьянином-странником Макаром, помогает герою после долгой и мучительной борьбы преодолеть яд своих разрушительных сомнений и начать новую жизнь.

Версилова, воплощающего лучшие черты русского дворянства отходящей эпохи, и Подростка, представителя современной молодежи, Достоевский рассматривает в качестве типов двух поколений русского общества, которые, хотя они и разделены взаимным недоверием и враждой, преемственно связаны между собой, идейно и психологически глубоко родственны друг другу.

Мысль о психологической общности, о сходстве исканий «отцов» и «детей» раскрывается в диалогах между Версиловым и его сыном, составляющих основные нервные узлы романа. Психологическая близость отца и сына приводит их после долгих недоразумений к взаимному сближению.

Оба они — несмотря на свои исступленные метания между добром и злом — в конечном счете одержимы, по мысли писателя, одной и той же «русской»тоской по «живой жизни», по общечеловеческой правде и справедливости, призваны к глубокому и искреннему «всемирному болению за всех».

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.